Мирохозяйственные позиции и перспективы экономического сотрудничества США и России
ФИЛИАЛ НОУ
ВПО "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И
ПРАВА"
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
РЕФЕРАТ
по дисциплине
"Международное экономическое сотрудничество"
Тема:
"Мирохозяйственные позиции и перспективы экономического сотрудничества США
и России"
Студентки группы МЭ - 42
Тюленёвой Екатерины Евгеньевны
Научный руководитель
Нестерова М.А.
Тольятти,
2010 г.
Оглавление
Введение
Глава 1. Мирохозяйственные позиции России и США на современном этапе
.1 Исторические и правовые аспекты развития экономических
отношений России и США
.2 Основные характеристики и тенденции развития экономики России
в условиях рыночных отношений
.3 Международная специализация и основные показатели развития
экономики США
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Введение
Начало XXI века характеризуется динамичными изменениями в
мировой экономике и мирохозяйственных связях: нарастают процессы глобализации и
регионализации, усиливают свое влияние ТНК, налицо укрепление позиций таких
стран как Китай, Индия, Бразилия, обостряются мировые финансовые и
энергетические проблемы, не утрачивают своей актуальности уже известные
глобальные вызовы - демографические, продовольственные, экологические и другие.
Россия, теснейшим образом связанная с остальным миром, в полной мере испытывает
влияние происходящих в мире глобализационных процессов и активно функционирует
на этом рынке.
Актуальность изучения российско-американских отношений в
первую очередь в том, что эти отношения оказывают большое воздействие на
происходящие в России экономические и политические процессы. Сегодня Америка
является одним из основных торговых партнёров РФ, но совершенно очевидно, что
объемы и качество торговых отношений между Россией и США не отвечают масштабам
экономик этих стран и тому потенциалу, который у них существует. При этом
Россия рассматривает Соединенные Штаты Америки в качестве особого партнера в
сфере внешнеэкономических отношений. Это определяется лидирующей ролью
Соединенных Штатов в мировой экономике и торговле, масштабами ее
научно-технического, управленческого и финансового потенциала.
Целью работы является изучение мирохозяйственных позиций и перспектив
экономического сотрудничества России и США.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
охарактеризовать мирохозяйственные позиции России и США на современном
этапе;
провести оценку основных направлений и показателей развития международных
отношений;
рассмотреть перспективы и ограничители международного сотрудничества
России и США.
Объектом работы выступает экономики США и России.
Предметом работы являются международное сотрудничество России и США,
возникающее в процессе деятельности стран в системе мирохозяйственных связей.
Основные методы, которые применялись в работе: аналитический,
сравнительный, обобщения.
Теоретической основой для исследования послужили труды отечественных
специалистов в сфере международных экономических отношений и мировой экономики,
таких как Супян В.Б., Зименков Р.И., Давыдов А.Ю., Шаклеин
В.В. и т.д.
Информационную базу работы составили данные публикуемой статистики
международных торговых организаций и ресурсы всемирной сети Интернета.
Глава 1. Мирохозяйственные позиции России и США на современном этапе
.1 Исторические и правовые аспекты развития экономических отношений
России и США
Экономические связи Россия - США представляют собой важный элемент
двусторонних взаимоотношений. В прошлом десятилетии для них была в основном
создана новая организационно-правовая основа: заключен ряд договоров и соглашений
о развитии торговли, содействии капиталовложениям, сотрудничестве и взаимной
помощи в таможенных вопросах и т.п.[27]
В 1809 году молодая американская республика и Российская договорились
установить дипломатические отношения и впервые обменялись послами. Однако
экономические отношения зародились ещё в первой половине XVIII века, когда
началась активная колонизация Америки русскими торговцами. В этот же период
началась первая волна русской иммиграции в США, связанная с российским
освоением Америки и представленная малочисленными русскими исследователями,
основавшими поселения вдоль побережья Тихого океана. После достаточно скромного
начала отношения этих двух стран - со взлётами и падениями - оправдали
предсказание де Токвиля о том, что Америке и России "уготовано волей небес
управлять судьбами половины земного шара". Сегодня, когда холодная война и
наступивший вслед за этим постсоветский переходный период остались позади,
перед странами открылся новый мир - мир, в котором эффективные российско-американские
отношения играют важнейшую роль в решении многих возникающих глобальных
проблем.[20]
Основополагающим документом, регулирующим торгово-экономические отношения
России с США, является межгосударственное Соглашение о торговых отношениях
между СССР и США, подписанное в 1990 г. и введенное в действие применительно к
России в 1992г.
"Закон о торговле 1974 г." и принятая к нему поправка
Джексона-Вэника до сих пор определяют правовую базу российско-американских
торговых отношений.
В 1993 г. вступил в силу Договор от 17 июня 1992 г. между Россией и США
об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от
налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.
Договор о поощрении и взаимной защите капиталовложений был подписан в
1992 г., однако не был ратифицирован Россией, т.к. противоречил российским
позициям в переговорном процессе по вступлению в ВТО.
Кроме того, между Россией и США действует целый ряд межправительственных
соглашений, регламентирующих отношения в отдельных областях сотрудничества, в
том числе: о научно-техническом сотрудничестве в области топлива и энергии
(июнь 1992 г.); относительно использования высокообогащенного урана,
извлеченного из ядерного оружия (февраль 1993 г.); о воздушном сообщении
(январь 1994 г., с изменениями и дополнениями от апреля 1999 г.); по морскому
транспорту (июнь 2001 г.); об экспорте огнестрельного оружия и боеприпасов из
России в США (1996 г.); о научно-техническом сотрудничестве (декабрь 2005 г.);
несколько соглашений о сотрудничестве в исследовании и использовании
космического пространства в мирных целях.[20]
ноября 2006 г. в рамках российско-американской встречи на высшем уровне
на саммите АТЭС в Ханое подписан протокол о завершении двусторонних переговоров
с США по условиям присоединения России к ВТО, а также шесть
межправительственных соглашений: о сельскохозяйственных биотехнологиях, о
торговле говядиной, об инспекциях предприятий, о торговле свининой, о защите
прав интеллектуальной собственности и о процедуре импортного лицензирования
товаров, содержащих шифровальные средства.
Одним из главных в принятой по итогам российско-американского саммита в
Сочи 6 апреля 2008 г. "Декларации о стратегических рамках
российско-американских отношений" стал раздел "Стратегическое
экономическое сотрудничество".
апреля 2008 г. в Вашингтоне был запущен двусторонний экономический диалог
на уровне старшего заместителя Госсекретаря США Р. Джеффри и первого
замминистра иностранных дел А.И. Денисова, с целью интенсифицировать процесс
двустороннего экономического взаимодействия, сконцентрироваться на вопросах,
представляющих взаимный интерес и наметить планы на будущее. В связи с
событиями в Южной Осетии в августе 2008 г. сроки проведения второго заседания
экономдиалога в Москве (планировалось на 26 сентября 2008 г.) по инициативе
администрации Дж. Буша были перенесены. В настоящее время администрация Б.
Обамы высказывается за его возобновление. В рамках созданной по результатам
визита Б. Обамы в Москву 6-8 июля 2008г. двусторонней Президентской комиссии
предполагается формирование, в том числе, рабочих групп по развитию деловых
связей и торгово-экономическим отношениям, энергетике и окружающей среде,
сельскому хозяйству, науке и технологиям. 6 июня 2008 г. на XII Петербургском
международном экономическом форуме президенты РСПП и Торговой палаты США А.Н.
Шохин и Т. Донохью подписали соглашение о сотрудничестве и учреждении
российско-американского бизнес-диалога. 10-13 марта 2009 г. состоялся визит в
Соединенные Штаты Америки делегации РСПП во главе с президентом РСПП А.Н. Шохиным.
На встрече было принято совместное заявление РСПП и Торговой палаты США, в
котором зафиксированы основные принципы сохранения и укрепления долгосрочных
взаимовыгодных партнерских связей между деловыми кругами России и США.[26]
1.2 Основные характеристики и тенденции развития экономики России в
условиях рыночных отношений
экономический капиталовложение торговля таможенный
Россия - демократическая федеративная президентско-парламентская
республика. В составе Российской Федерации 83 равноправных субъекта.
Россия обладает крупнейшими в мире разведанными запасами природного газа,
а также является крупнейшим его производителем. Кроме того, Россия разделяет
первое-второе место по объёму добываемой нефти, а по объёму её экспорта
занимает второе место. Крупные месторождения угля имеются в Республике Коми, в
Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Россия также богата железной рудой,
бокситами, никелем, оловом, золотом, алмазами, платиной, свинцом, цинком.
В структуре экономики России преобладает сектор услуг(торговля,
рестораны, гостиницы, связь), обрабатывающая промышленность, добыча полезных
ископаемых, строительство, сельское, лесное хозяйство и рыболовство,
производство и распределение электроэнергии, газа и воды, чистые налоги на
продукты. (Приложение 1)
В 2009 году Россия имела военно-техническое сотрудничество более чем с 80
государствами мира (Индией, Венесуэлой, Китаем и др.), и осуществляла поставки
продукции военного назначения в 62 страны, а объём российского экспорта
продукции военного назначения в 2009 году превысил 260 миллиардов рублей ($8,8
млрд.). Согласно данным СИПРИ, доля поставок боевых самолетов в период
2005-2009 гг. составил для России 40 % от общего объёма экспорта, согласно
данным Рособоронэкспорта эта доля составляет примерно 50 % от объёма всех
продаж российских вооружений.
В 2009 году в России было добыто 494 млн. тонн нефти (2-е место в мире) и
582 млрд кубометров природного газа., что на 1,2 % выше уровня 2008 года
Объём валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве, охоте и лесном
хозяйстве России - 1,53 трлн руб (2009 г.). По итогам 2009 года было собрано 97
млн тонн зерновых. За тот же год из России было экспортировано 16,8 млн тонн
пшеницы на сумму $2,7 млрд.
Объём валовой добавленной стоимости в финансовой деятельности - 1,72 трлн
руб (2009 г.). В 2008 году среднегодовая численность занятых в сфере финансов в
России составляла 1,13 млн человек, что на 74 % превышало показатель 1999
года.[22]
Чистые активы 500 крупнейших российских банков в I полугодии 2010 года
выросли почти на 8,5 %, достигнув, таким образом, по состоянию на 1 июля 2010
года отметки в 28,36 трлн.руб. ($0,91 трлн.). (Приложение 2)[19]
По абсолютным цифрам российский внешний государственный долг на 1 января
2010 года составил $37,6 млрд. По относительным показателям, российский внешний
госдолг составляет лишь 3 % от объёма ВВП страны, что является одним из самых
низких показателей в мире. Для сравнения, после кризиса 1998 года внешний долг
России составлял почти 146,4 % от ВВП.
По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008-2010 годов,
государственный долг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако
вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и в 2010 году
дефицит покрывают за счёт новых кредитов. Внешний корпоративный долг российских
компаний и банков в начале 2009 года составлял $500 млрд. (около 40 % от ВВП
России).[13]
В рейтинге кредитоспособности стран мира за 2009 год, составленном
"Национальным рейтинговым агентством", Россия находится на 15 месте
из 41, имея рейтинг A- (высокая кредитоспособность - третий уровень).
Россия экспортирует в основном углеводородное сырьё (нефть, газ, уголь),
нефтепродукты, металлургическую продукцию, машины и оборудование, вооружения,
минеральные удобрения, пшеницу. В 2009 году из России было экспортировано машин
и оборудования на $17,9 млрд, в том числе в страны за пределами СНГ - $11,8
млрд, в страны СНГ - $6,1 млрд. С 1999 по 2009 год суммарный экспорт машин и
оборудования из России увеличился в 2,3 раза, их экспорт в страны за пределами
СНГ - 2,0 раза, в страны СНГ - в 3,2 раза. Российский экспорт транспортных
услуг в 2007 году составил $11,8 млрд. Экспорт России в 2008 году составил
468,1 млрд долл. и по сравнению с 2007 годом увеличился на 33 %. Импорт в
Россию в 2008 году увеличился по сравнению с 2007 годом на 33,6 % и составил
266,9 млрд долл. (Приложение 3 и 4)[33, 21]
Крупнейший экспортёр товаров из России - Нидерланды ($39,1 млрд,. долл.
январь-сентябрь 2010г.). Крупнейший импортёр товаров в Россию - Китай ($27,3
млрд. долл. январь-сентябрь 2010г.). (Приложение 5)
На территории России действует капитал из более 100 стран.
Основные страны-инвесторы − Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия,
Великобритания, США, Франция. По состоянию на конец сентября 2010г. накопленный
иностранный капитал в экономике России составил 266,0 млрд.долларов США, что на
1,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.
Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие
инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 54,6% (на конец сентября
2009г. - 55,7%), доля прямых инвестиций составила 41,4% (39,7%), портфельных -
4,0% (4,6%). В январе-сентябре 2010г. в экономику России поступило 47,5
млрд.долларов иностранных инвестиций, что на 13,2% меньше, чем в
январе-сентябре 2009 года. Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в
Россию из-за рубежа, составил в январе-сентябре 2010г. 53,3 млрд.долларов, или
на 5,3% больше, чем в январе-сентябре 2009 года. (Приложение 6)[22, 27]
Таким образом, в настоящее время для России природные ресурсы являются
важным элементом национального богатства страны, их обилие, как полагают многие
экономисты, является фактором односторонней сырьевой ориентации экономики и
препятствует диверсификации экономики и развитию ее наукоемкого сектора.
1.3 Международная специализация и
основные показатели развития экономики США
Соединённые Шта́ты Аме́рики, США - государство в Северной
Америке. Занимает четвёртое место в мире по территории (9 518 900 км², 9 522 057 км²) и третье место по численности
населения (более 309 млн. человек). Столица - город Вашингтон.
Внешняя политика, основными принципами которой провозглашены
"строительство безопасного мира" и "распространение демократии
во благо американского народа и международного сообщества" Является
членом-учредителем Организации Объединённых Наций, и Северо-атлантического
альянса, член Совета Безопасности ООН. Одно из направлений во внешней политике
США, является проведение политики "Мягкой силы" (Soft power).[30]
В настоящее время Соединённые Штаты Америки обладают крупнейшей в мире
экономикой ($14,2 трлн.), мощными вооружёнными силами, в том числе крупнейшим
военно-морским флотом, имеют постоянное место в Совете Безопасности ООН,
государство-учредитель Североатлантического альянса. США располагают вторым по
совокупной мощности ядерным потенциалом на Земле.
США обладает рядом преимуществ: наличие природных ресурсов, в том числе
энергия и сырьё. Высокотехнологичное производство. Развиты научные
исследования. Хорошо развита сфера услуг, конкурентоспособная промышленность.
Транснациональные компании типа "Форд", "General Motors" и
Exxon. Ведущий производитель программного обеспечения. Хорошая система высшего
образования, особенно в области высоких технологий. Американские фирмы
процветают благодаря широкому распространению американской культуры в мире.
Крупнейший в мире экспортёр товаров. Политическая стабильность,
квалифицированный персонал.
Также присутствуют слабые стороны: сильное снижение числа рабочих мест в
промышленном производстве. Глобализация, утечка рабочих мест в страны с дешёвой
рабочей силой. Жёсткая конкуренция в области технологий со странами Восточной
Азии и Европейского союза. Более низкие сберегательные квоты, чем у
конкурентов. Спекулятивно раздуваемые рынки. Отсутствие регулирования экономики,
обычны краткосрочные цели.[30]
США - безусловный научно-технический лидер современного мира. В 2007 г.
на научные исследования и опытно-конструкторские разработки страна
израсходовала 342 млрд. долл., что составляло более 30% всех расходов на НИОКР
в наиболее развитых странах мира. Хотя по доле расходов на НИОКР в ВВП США
находятся только на 6-ом месте в мире (2,6 %), уступая Израилю (4,9%), Швеции
(4,3%), Финляндии (3,5%), Японии (3,2%) и Исландии (3,1%), абсолютный масштаб
ресурсов, направляемых в США в научно-техническую сферу, несопоставим не только
ни с одной другой страной мира, но и с целыми интеграционными объединениями.
Эти расходы в США на 65% финансируются частным бизнесом, на 29% - федеральным и
местным бюджетами, на 6% - университетами и бесприбыльными организациями.[29]
На сегодняшний день вооружённые силы США остаются одними из крупнейших в
мире. Военный бюджет США на 2010 год составил 668 млрд долларов США.
Вооружённые силы США включают в себя армию (сухопутные войска), ВВС, ВМС,
Корпус морской пехоты и Береговую охрану.[30]
География прямых американских инвестиций весьма обширна, охватывает 190
стран и территорий. Однако основной сферой приложения прямых капиталовложений
США остаются развитые государства, на которые в 2006 г. приходилось 71,9% всех
зарубежных инвестиций США.[10]
Реальный рост ВВП США по итогам первого квартала текущего года, согласно
предварительной оценке, составил 3,2% по сравнению с четвертым кварталом 2009
года, о чем говорится в пресс-релизе Бюро экономического анализа (BEA)
министерства торговли США. Динамика ВВП
обусловлена увеличением расходов на личное потребление и частных инвестиций в
запасы, повышением объемов экспорта и вложений нерезидентов в основной капитал,
отмечает ведомство. ВВП (номинальный) - 14 002 миллиардов $ (2009). Реальные
потребительские расходы, на долю которых приходится порядка 70% американской
экономики, в первом квартале увеличились на максимальную с 2007 года величину -
3,6% по сравнению с четвертым кварталом прошлого года, когда увеличение составило
1,6%. Рост расходов населения может ускорить процесс сокращения безработицы в
США, что должно поддержать и ускорить восстановление экономики страны в целом. В феврале текущего года объем промышленного производства в
стране, по пересмотренным данным, вырос в месячном исчислении на 0,3% (ранее
сообщалось о росте на 0,1%), а коэффициент использования промышленных мощностей
составил 73% (вместо прежней оценки в 72,7%). В I квартале 2010 года
промышленное производство выросло на 7,8%. Такие данные обнародовала
Федеральная резервная система (ФРС). По сравнению с уровнем марта прошлого года
промышленное производство в Штатах выросло в марте 2010 года на 4,0%.
Производство в обрабатывающей промышленности в марте выросло на 0,9% из-за
увеличения выпуска товаров длительного пользования, тогда как месяцем раньше
рост данного показателя составил 0,2%. В I квартале 2010 года производство в
обрабатывающей промышленности выросло на 6,6%. Производство высокотехнологичных
товаров выросло на 1,9%, после роста на 3,0% месяцем ранее. Производство
автомобилей и запчастей в марте увеличилось на 2,2%, после снижения в феврале
на 3,0%. Производство промышленного оборудования в марте выросло на 1,4%, в
феврале рост данного показателя составил 0,7%. Объем производства в добывающей
промышленности в марте вырос на 2,3%, после увеличения на 1,7% в феврале.
Производство в коммунальном хозяйстве в марте упало на 6,4%. Объем импорта США
в феврале 2010 года составил 182,88 млрд. долл. (+1,7% по сравнению с январем
2010 года), объем экспорта - 143,17 млрд. долл. (+0,2%). Согласно
пересмотренным данным, отрицательное сальдо торгового баланса США в январе 2010
года составило 36,95 млрд. долл. (ранее сообщалось, что этот показатель
составлял 37,3 млрд. долл.). Определяющее
значение для реализации экономического потенциала и устойчивого развития страны
имеют трудовые ресурсы, уровень их образования и квалификации. В 2008 г. в США
средний уровень образования достиг почти 14 лет обучения, что является одним из
наиболее высоких показателей в мире. Более 87% американцев в возрасте 25 лет и
старше имеют, как минимум, законченное среднее образование, а более 29% -
законченное высшее. Расходы на высшее и среднее образование составляют более
7,0% ВВП. Кроме того, еще около 2% ВВП составляют расходы на так называемое
образование взрослых, т.е. на профессиональную подготовку и переподготовку
рабочей силы. Все более важную роль в экономике США приобретает
здравоохранение, в значительной степени определяющее (наряду с образованием)
качество рабочей силы и уровень жизни в стране. Расходы на медицинские услуги
составили в 2008 г. почти 17% ВВП, а ожидаемая продолжительность жизни достигла
более 78 лет, в том числе 81 года - для женщин и 75 лет - для мужчин. Весьма прогрессивной является в США и структура занятости -
еще один показатель, характеризующий как качество трудовых ресурсов, так и
уровень экономического развития в целом. На долю сферы услуг приходится более
79% всех занятых в экономике (более 115 млн. человек), на долю сферы
материального производства (промышленность, строительство, сельское хозяйство)
- лишь 21% (30,9 млн. человек). Таким
образом, в настоящее время Соединённые Штаты Америки обладают крупнейшей в мире
экономикой ($14,2 трлн.), мощными вооружёнными силами, научно-техническим
потенциалом, также США является главным экспортёрам и импортёром прямых
инвестиций.
Заключение
Заметное влияние на позиции РФ и США в мировой экономике
оказывает их участие в мирохозяйственных связях, прежде всего в мировой
торговле и международных инвестиционных процессах.
Россия обеспечена многими природными ресурсами значительно лучше, чем США
и другие страны мира. В целом, по оценкам, в РФ сосредоточено 25% мировых
минеральных ресурсов. Несмотря на то, что природные ресурсы являются важным
элементом национального богатства страны, их обилие, как полагают многие
экономисты, является фактором односторонней сырьевой ориентации экономики
России и препятствует диверсификации экономики и развитию ее наукоемкого
сектора.
В настоящее время Соединённые Штаты Америки обладают крупнейшей в мире
экономикой ($14,2 трлн.), мощными вооружёнными силами, в том числе крупнейшим
военно-морским флотом, имеют постоянное место в Совете Безопасности ООН,
государство-учредитель Североатлантического альянса.
Америка является одним из важнейших экономических партнёров
РФ. Конечно, мировой финансово-экономический кризис повлиял на текущее
состояние торговли между странами. До кризиса, в 2008 г., наблюдался рекордный
рост товарооборота - он составлял более 27 млрд. долларов США. При этом даже с
таким объемом товарооборота США занимали лишь восьмое место среди торговых
партнеров России. Это говорит о недоиспользовании потенциала развития нашей
торговли. Доля США во внешней торговле России составляет меньше 4%. Вместе с
тем удельный рост России во внешней торговле США - менее 1%. Это крайне мало,
по сравнению с потенциалом этих стран, и с возможностью реализации проектов в
разных сферах, которые отвечали бы интересам России и США.
Для США значение торгово-экономических связей с Россией
гораздо меньше. Тем не менее, в перспективе они могут занять существенное место
во внешнеэкономических связях США. Об этом свидетельствует рост импорта из
России цветных и черных металлов, нефти, некоторых других товаров. Главный же
интерес для США наша страна представляет как огромный потенциальный рынок
товаров и капиталов.
Список используемых источников
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар.
голосованием 12 дек. 1993 г. - М.: Поматур, 2009. - 48 с.
. Конституция зарубежных государств: Уч. Пос. / сост. В.
Маклаков. - М.: Волтерс Клувер, 2009, - 624 с.
. Таможенный кодекс Российской Федерации: принят ГД ФС РФ
25.04.2003 - М.: Омега-Л, 2009, - 208 с.
. Федеральный закон N164-ФЗ Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности: принят Государственной Думой
21.11.2003. М.: Омега-Л, 2009. - 153 с.
. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения / Е.Ф.
Авдокушин. - М.: Издательский дом "Дашков и К", 2007. - 328с.
6. Американская политика по отношению к России [Электронный
ресурс] / Режим доступа: #"559988.files/image001.gif">
Приложение 2
Величины чистых активов крупнейших банков России
:№
|
Крупнейшие российские банки
|
Чистые активы на 1.07.2010
(млн. руб.)
|
1
|
Сбербанк
|
7.904.906,77
|
2
|
ВТБ
|
2.578.887,55
|
3
|
Газпромбанк
|
1.624.364,12
|
4
|
Россельхозбанк
|
1.006.923,46
|
5
|
Банк Москвы
|
823.466,46
|
6
|
ВТБ 24
|
777.922,28
|
7
|
Альфа-банк
|
692.479,48
|
8
|
ЮниКредит Банк
|
549.211,07
|
9
|
Райффайзенбанк
|
508.217,12
|
10
|
Уралсиб (банк)
|
461.205,41
|
11
|
Промсвязьбанк
|
457.435,47
|
12
|
Росбанк
|
388.857,62
|
Приложение 3
Товарная структура экспорта России в январе-сентябре 2010 года
Приложение 4
Товарная структура импорта России в январе-сентябре 2010 года
Приложение 5
Внешнеторговый оборот Российской Федерации с основными
странами-партнёрами (в январе-сентябре 2010 года)
|
Внешнеторговый оборот
|
В том числе
|
Удельный вес во
внешнеторговом обороте Российской Федерации, %
|
|
|
экспорт
|
импорт
|
|
|
млн. долларов США
|
в % к январю- сентябрю
2009г.
|
млн. долларов США
|
в % к январю- сентябрю
2009г.
|
млн. долларов США
|
в % к январю- сентябрю
2009г.
|
|
Всего1)
|
44043
|
137,1
|
28302
|
137,1
|
15741
|
137,0
|
100
|
в том числе: страны
дальнего зарубежья
|
37984
|
138,4
|
24414
|
140,1
|
13560
|
135,6
|
86,2
|
из них: страны Евросоюза
|
21787
|
134,5
|
15261
|
138,1
|
65166
|
126,6
|
49,5
|
из них: Германия
|
36141
|
134,3
|
17956
|
144,9
|
18185
|
125,3
|
8,2
|
Нидерланды
|
42090
|
152,7
|
39101
|
156,2
|
2990
|
118,4
|
9,6
|
Италия
|
26831
|
117,4
|
20150
|
115,3
|
6681
|
124,4
|
6,1
|
Франция
|
15880
|
137,4
|
9024
|
146,0
|
6857
|
127,4
|
3,6
|
Польша
|
14896
|
133,2
|
10911
|
131,3
|
3985
|
138,6
|
3,4
|
Финляндия
|
11383
|
123,8
|
8258
|
128,5
|
3126
|
113,0
|
2,6
|
Великобритания
|
11164
|
122,4
|
8122
|
120,8
|
3042
|
127,0
|
2,5
|
страны АТЭС
|
10254
|
154,3
|
48692
|
158,2
|
53852
|
150,9
|
23,3
|
из них: Китай
|
41764
|
156,4
|
14512
|
126,1
|
27252
|
179,4
|
9,5
|
Япония
|
16115
|
156,2
|
9085
|
182,9
|
7030
|
131,5
|
3,7
|
США
|
16618
|
132,2
|
9049
|
144,4
|
7569
|
120,1
|
3,8
|
Турция
|
17875
|
131,2
|
14626
|
127,9
|
3249
|
148,7
|
4,1
|
Швейцария
|
7923
|
141,8
|
6309
|
147,0
|
1614
|
124,4
|
1,8
|
государства-участники СНГ1)
|
60659
|
129,2
|
38888
|
120,9
|
21771
|
147,0
|
13,8
|
1) Данные приведены за
январь-июнь 2010 года. В связи с отменой с 1 июля 2010г. таможенного
оформления товаров на российско-казахстанской границе данные, начиная с июля
2010г. приведены. без учета взаимной торговли с Республикой Казахстан.
|
Приложение 6
Иностранные инвестиции* в январе-сентябре 2010 года (тыс. долл.)
|
Поступило
|
В том числе
|
|
всего
|
в % к итогу
|
прямые инвестиции
|
портфельные инвестиции
|
прочие инвестиции
|
Российская Федерация,
млн.долларов США
|
47488
|
100
|
8196
|
866
|
38426
|
Центральный федеральный
округ
|
21742957
|
45,8
|
4384918
|
89785
|
17268254
|
Белгородская область
|
24690
|
0,1
|
13974
|
-
|
10716
|
Брянская область
|
16351
|
0,0
|
2079
|
0,0
|
14272
|
Владимирская область
|
538260
|
1,1
|
256722
|
1
|
281537
|
Воронежская область
|
191669
|
0,4
|
19855
|
15
|
171799
|
Ивановская область
|
53779
|
0,1
|
4658
|
-
|
49121
|
Калужская область
|
928182
|
2,0
|
840603
|
0,0
|
87579
|
Костромская область
|
19974
|
0,0
|
17082
|
-
|
2892
|
Курская область
|
10865
|
0,0
|
42
|
2449
|
Липецкая область
|
650936
|
1,4
|
154745
|
-
|
496191
|
Московская область
|
2724884
|
5,7
|
704228
|
12589
|
2008067
|
Орловская область
|
63452
|
0,1
|
58195
|
-
|
5257
|
Рязанская область
|
82539
|
0,2
|
43181
|
348
|
39010
|
Смоленская область
|
216221
|
0,5
|
4287
|
10
|
211924
|
Тамбовская область
|
15503
|
0,0
|
3226
|
9917
|
2360
|
Тверская область
|
93115
|
0,2
|
41527
|
-
|
51588
|
Тульская область
|
258261
|
0,6
|
176633
|
81
|
81547
|
Ярославская область
|
37904
|
0,1
|
13889
|
8115
|
15900
|
г.Москва
|
15816372
|
33,3
|
2021660
|
58667
|
13736045
|
Северо-Западный федеральный
округ
|
6222020
|
13,1
|
1566305
|
111840
|
4543875
|
Республика Карелия
|
56040
|
0,1
|
43518
|
-
|
12522
|
Республика Коми
|
573456
|
1,2
|
250242
|
2770
|
320444
|
Архангельская область
|
514872
|
1,1
|
315379
|
-
|
199493
|
в том числе Ненецкий
авт.округ
|
392050
|
0,8
|
292634
|
-
|
99416
|
Вологодская область
|
74525
|
0,2
|
850
|
28
|
73647
|
Калининградская область
|
171496
|
0,4
|
62364
|
1112
|
108020
|
Ленинградская область
|
525087
|
1,1
|
311607
|
106015
|
107465
|
Мурманская область
|
98479
|
0,2
|
2569
|
18
|
95892
|
Новгородская область
|
458147
|
0,9
|
109189
|
254
|
348704
|
Псковская область
|
27001
|
0,1
|
23341
|
-
|
3660
|
г.Санкт-Петербург
|
3722917
|
7,8
|
447246
|
1643
|
3274028
|
Южный федеральный округ
|
1667972
|
3,5
|
191712
|
378
|
1475882
|
Республика Адыгея
|
65212
|
0,1
|
10203
|
-
|
55009
|
Республика Калмыкия
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Краснодарский край
|
388710
|
0,8
|
139184
|
53
|
249473
|
Астраханская область
|
13512
|
0,0
|
3975
|
1
|
9536
|
Волгоградская область
|
134895
|
0,3
|
3016
|
-
|
131879
|
Ростовская область
|
1065643
|
2,3
|
35334
|
324
|
1029985
|
Северо-Кавказский
федеральный округ
|
62831
|
0,1
|
32112
|
-
|
30719
|
Кабардино-Балкарская
Республика
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Карачаево-Черкесская
Республика
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Республика Северная Осетия
- Алания
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Чеченская Республика
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Ставропольский край
|
62429
|
0,1
|
31710
|
-
|
30719
|
Приволжский федеральный
округ
|
6412272
|
13,5
|
656609
|
87327
|
5668336
|
Республика Башкортостан
|
93568
|
0,2
|
55882
|
6917
|
30769
|
Республика Марий Эл
|
2248
|
0,0
|
-
|
-
|
2248
|
Республика Мордовия
|
30192
|
0,1
|
0,1
|
-
|
30192
|
Республика Татарстан
|
4056903
|
8,5
|
60857
|
6
|
3996040
|
Удмуртская Республика
|
10193
|
0,0
|
9808
|
1
|
384
|
Чувашская Республика
|
86849
|
0,2
|
86322
|
0,2
|
527
|
Пермский край
|
368959
|
0,8
|
58731
|
30530
|
279698
|
Кировская область
|
46509
|
0,1
|
12033
|
6
|
34470
|
Нижегородская область
|
234320
|
0,5
|
211466
|
87
|
22767
|
Оренбургская область
|
490709
|
1,0
|
81317
|
3
|
409389
|
Пензенская область
|
8988
|
0,0
|
134
|
289
|
8565
|
Самарская область
|
778593
|
1,6
|
42509
|
119
|
735965
|
Саратовская область
|
122232
|
0,3
|
11205
|
39451
|
71576
|
Ульяновская область
|
82009
|
0,2
|
26345
|
9918
|
45746
|
Уральский федеральный округ
|
4234344
|
8,9
|
136831
|
120271
|
3977242
|
Курганская область
|
13072
|
0,0
|
5436
|
0,0
|
7636
|
Свердловская область
|
1048546
|
2,2
|
78145
|
104425
|
865976
|
Тюменская
область
|
701003
|
1,5
|
47944
|
15846
|
637213
|
в том числе: Ханты-Мансийский
авт.округ - Югра
|
46048
|
0,1
|
9981
|
0,0
|
36067
|
Ямало-Ненецкий авт.округ
|
637990
|
1,3
|
22143
|
15847
|
600000
|
Челябинская область
|
2471723
|
5,2
|
5306
|
0,2
|
2466417
|
Сибирский федеральный округ
|
2718783
|
5,8
|
491434
|
421399
|
1805950
|
202
|
0,0
|
-
|
-
|
202
|
Республика
Бурятия
|
25397
|
0,1
|
323
|
-
|
25074
|
Республика Тыва
|
30644
|
0,1
|
4620
|
-
|
26024
|
Республика
Хакасия
|
603852
|
1,3
|
59186
|
-
|
544666
|
Алтайский край
|
29557
|
0,1
|
28434
|
1123
|
-
|
Забайкальский край
|
57263
|
0,1
|
53509
|
-
|
3754
|
Красноярский
край
|
579632
|
1,2
|
49761
|
420273
|
109598
|
Иркутская область
|
106907
|
0,2
|
23939
|
0,2
|
82968
|
Кемеровская
область
|
480724
|
1,0
|
46164
|
-
|
434560
|
Новосибирская
область
|
339594
|
0,7
|
67865
|
2
|
271727
|
Омская область
|
342874
|
0,7
|
62971
|
1
|
279902
|
Томская область
|
122137
|
0,3
|
94662
|
-
|
27475
|
Дальневосточный федеральный
округ
|
4427078
|
9,3
|
735765
|
35130
|
3656183
|
Республика Саха (Якутия)
|
17468
|
0,0
|
2480
|
2
|
14986
|
Камчатский край
|
19041
|
0,0
|
3416
|
-
|
15625
|
Приморский край
|
84296
|
0,2
|
38368
|
35128
|
10800
|
Хабаровский край
|
365491
|
0,8
|
29516
|
0,1
|
335975
|
Амурская область
|
316623
|
0,7
|
180135
|
-
|
136488
|
Магаданская область
|
298
|
0,0
|
1
|
-
|
297
|
Сахалинская область
|
3611087
|
7,6
|
470084
|
0,2
|
3141003
|
Еврейская авт.область
|
11765
|
0,0
|
11765
|
-
|
-
|
Чукотский авт.округ
|
1009
|
0,0
|
-
|
-
|
1009
|
* По данным организаций,
представивших статистическую отчетность, без учета органов денежно-кредитного
регулирования, коммерческих банков, включая рублевые поступления,
пересчитанные в доллары США.
|
Приложение 7
Динамика реального объема валового внутреннего продукта, прирост
(снижение): в % к предыдущему периоду
|
2006г.
|
2007г.
|
2008г.
|
2009г.
|
III квартал 2010г.в % к III
кварталу 2009г.
|
Россия
|
8,2
|
8,5
|
5,2
|
-7,9
|
2,72
|
США
|
2,7
|
1,9
|
0,0
|
-2,6
|
3,1
|
Бразилия
|
3,9
|
6,1
|
5,2
|
-0,2
|
8,73
|
Германия
|
3,4
|
2,7
|
1,0
|
-4,7
|
3,9
|
Индия
|
9,6
|
9,9
|
6,4
|
5,7
|
8,83
|
Япония
|
2,0
|
2,4
|
-1,2
|
-5,2
|
4,1
|
Китай
|
11,6
|
13,0
|
9,0
|
8,7
|
10,65
|
Франция
|
2,2
|
2,4
|
0,2
|
-2,6
|
1,8
|
Канада
|
2,8
|
2,2
|
0,5
|
-2,5
|
4,14
|
Италия
|
2,0
|
1,5
|
-1,3
|
-5,0
|
1,0
|
Соединенное Королевство
(Великобритания)
|
2,8
|
2,7
|
-0,1
|
-4,9
|
2,8
|
Приложение 8
Динамика промышленного производства, прирост (снижение): в % к
предыдущему периоду