Международный бизнес в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,81 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международный бизнес в Республике Беларусь

Содержание:

Введение

. Институты и методы регулирования международного бизнеса

.1 Сфера и виды международного бизнеса

.2 Внешняя среда

.3 Многонациональные институты международного сотрудничества

.4 Специфика национального регулирования

.5 Виды межгосударственного регулирования

. Регулирование международного бизнеса в Республике Беларусь

.1 Внешняя торговля Республики Беларусь

Заключение

Список использованных источников

международный бизнес внешний регулирование

Введение

Акценты на регулирование международного бизнеса на уровне внутристрановых регионов закономерны, так как Республика Беларусь характеризуется как страна с открытой экономикой: доля экспорта в валовом внутреннем продукте страны составляет около 50%.

Таким образом, актуальность данной темы очевидна, поскольку международный бизнес практически во всех промышленно развитых странах во многом определяют экономическое и социальное развитие государства в целом и рассматриваются как часть целостной системы хозяйствования. Современное состояние мировой экономики демонстрирует необходимость образования надежного механизма по обеспечению внешнеэкономических отношений между субъектами хозяйствования. Стабильность во внешнеэкономическом сотрудничестве позволяет говорить о налаживании устойчивых взаимовыгодных связей, которые содействуют экономическому росту и процветанию государства, предприятий и населения.

Опыт экономического развития Республики Беларусь показывает, что стабильные внешнеторговые отношения субъектов хозяйствования содействуют предотвращению и динамичному преодолению возникающих кризисных явлений в экономической сфере. Поэтому от создания действенных основ организации внешнеторговой деятельности во многом зависит уровень благосостояния населения, что является приоритетной задачей любой экономической политики.

Цель написания контрольной работы является анализ значения международного бизнеса в Республике Беларусь, особенности ведения международного бизнеса в регионах Республики.

В работе использовались общие методы научного познания, такие как методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному) и методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование).

Теоретической и методической основой написания дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в данной области (Авдокушин Е. Ф., Алексеев И.С., Балабанов И.Т., Бровкова Е.Г., Вабищевич С.С., Дайнеко А. Е., Дегтярева О.И., Плотников А.Ю., Покровская В.В., Прокушев Е.Ф., Ростовский Ю.М., Рубинская Э.Т, Руденков В.М, Сберегав Н.А., Соркин С.Л., Смитиенко Б.М., Стровский Л.Е., Турбан Г.В., Фаминский И. П., Филькевич И. А.,Чернорубашкин А.А. и др. ).

1. Институты и методы регулирования международного бизнеса

.1 Сфера и виды международного бизнеса

Международный бизнес включает в себя любые хозяйственные операции, которые проводятся между двумя или более странами. Такие деловые взаимоотношения могут возникать на уровне как частных, так и государственных организаций. Для достижения любой из своих международных целей компания должна устанавливать формы проведения внешнеторговых операций; при этом некоторые из них могут существенно отличаться от используемых внутри страны. На выбор форм влияет не только запланированная цель, но и внешняя среда, в которой фирме предстоит действовать. В целом существует три аспекта мотивации, побуждающие фирмы осуществлять международный бизнес:

расширение сбыта;

приобретение ресурсов;

диверсификация источников снабжения и сбыта.

При проведении международного бизнеса компании должны выбрать одну из приведенных далее форм хозяйственных операций.

Экспорт и импорт товаров. Статьями товарного экспорта являются материальные товары, вывозимые из страны, в то время как статьями товарного импорта - товары, ввозимые в страну. Для большинства стран экспортирование и импортирование изделий являются основным источником международных доходов и расходов.

Экспорт и импорт услуг являются источниками доходов из-за рубежа, отличными от тех, которые возникают в результате товарного экспорта и импорта. Получение такого типа дохода рассматривается как экспорт услуг, а плата за них как импорт. Международный бизнес охватывает множество различных видов услуг, к которым относятся путешествия, туризм и транспорт; осуществление деятельности за границей (проведение банковских операций, страхование, аренда или прокат, проектно-конструкторские работы, образовательные и управленческие услуги); использование активов из-за рубежа (лицензионные соглашения, франчайзинг).

Инвестиции представляют собой владение собственностью за границей, обычно в рамках какой-либо компании, с целью получения финансовой прибыли. Когда две или более организации обладают правом собственности на прямые инвестиции в одну компанию, то подобное ведение операций определяется термином совместное предприятие. Определенный тип совместного предприятия, известный как смешанное предприятие, характеризуется участием государственных органов в частной компании. Фирма, имеющая выход на международный рынок и располагающая производственной базой за границей, называется многонациональной компанией (МНК) или транснациональной компанией (ТНК). Обычно компании такого рода прибегают в своей деятельности практически ко всем доступным формам международного бизнеса.

.2 Внешняя среда

Менеджеры, работающие в рамках глобальной экономической среды, должны разбираться в различных общественных науках, географии, во всех функциональных сферах бизнеса, международном праве. Каждая страна располагает своим законодательством, которое регулирует экономическую деятельность. Соглашения, достигнутые между странами, формируют систему международного права. Ключевыми являются такие характеристики многосторонних соглашений:

принятие согласованных и унифицированных правил торговли;

обмен концессиями;

стимулирование экономического роста.

Бизнес приобретает все более глобальный характер, поскольку транспортные средства становятся быстроходнее, а системы коммуникаций позволяют осуществлять контроль с больших расстояний. Большинство крупных фирм действуют на международном рынке, потому что

новые товары быстро распространяются по всему миру;

фирмы могут наладить производство в разных странах;

отечественные фирмы сталкиваются с международными конкурентами.

Значительная часть мировой торговли и прямых инвестиций приходится на промышленно развитые страны. Они являются главными импортерами всех видов продукции и главными экспортерами по всем отраслям, за исключением топливной. Свыше 95 % прямых инвестиций инициируется промышленно развитыми странами, которые вместе с тем и получают около 75 % этих инвестиций. Долговременной тенденцией можно считать возрастание доли торговли и инвестиций, приходящихся на обрабатывающие отрасли промышленности.

Фирмам, начинающим международный бизнес, необходимо разобраться в ключевых вопросах, когда они оказываются в иных политических и экономических системах. Традиционно страны классифицировались по принадлежности к первому, второму или третьему миру. Страны первого мира (промышленно развитые и некоторые нефтедобывающие) имеют экономику с высоким уровнем дохода. Страны второго мира в настоящее время считаются странами с низким и средним уровнями дохода. Страны третьего мира , или развивающиеся, расположены преимущественно в Африке, Азии и Латинской Америке. По мере перехода от стран с низким уровнем дохода к промышленно развитым странам с рыночной экономикой распределение ВВП смещается от сельского хозяйства к промышленности и сфере услуг.

1.3 Многонациональные институты международного сотрудничества

Наиболее известными многонациональными организациями являются следующие:

Организация Объединенных Наций (ООН). Ее основные цели поддерживать международный мир и безопасность, развивать дружественные связи между странами, организовывать сотрудничество стран в решении международных проблем, выполнять функции центрального органа по координации усилий разных стран в названных областях. В ООН имеется Секретариат, Генеральная Ассамблея, Совет безопасности, Экономический и Социальный советы. ООН имеет несколько ведомств, занимающихся проблемами межнациональных корпораций, включая Комиссию по транснациональным корпорациям и Конференцию по торговле и развитию.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создана с целью содействия экономическому и социальному благополучию ее членов. В ее составе 24 страны; имеется более 200 комитетов, занимающихся экономическими проблемами.

Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) смогла установить контроль за ценами и объемом производства в силу высокого спроса на нефть.

Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) обеспечило экономическую интеграцию европейских стран со свободным движением ресурсов, гармонизацию политики во всех сферах и единство внешних таможенных тарифов. Теперь эта организация именуется Европейский союз (ЕС) и осуществляет более широкое сотрудничество, чем только экономическое. Основой успеха ЕС является равновесие между общими и национальными интересами, контролируемое и корректируемое четырьмя основными институтами: Комиссией ЕС (разрабатывает и проводит в жизнь политику ЕС), Советам министров (принимает политические решения), Европейским парламентом (формирует предложения для Комиссии ЕС) и Судам (апелляционный суд, действующий в рамках законодательства ЕС).

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) характеризуется большими различиями стран по признаку экономической мощи, которые пытаются сотрудничать во многих сферах, включая промышленность и торговлю.

Лига арабских государств. Это больше политическая организация, цель которой упрочивать связи и координировать политику стран-членов (22 ближневосточные и североафриканские страны).

.4 Специфика национального регулирования

В последние десятилетия в подавляющем большинстве развитых стран создан либеральный режим национального регулирования международного бизнеса. Для основной части отраслей экономики в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), включая новых членов из Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), и для местных, и для иностранных фирм одинаковы вводимые ограничения и предоставляемые льготы. При этом значительная часть и прямых мер стимулирования (инвестиционных субсидий и льгот), и косвенной поддержки (путем развития обходимой инфраструктуры) на практике нацелена именно на оказание помощи проектам транснациональных корпораций (ТНК). Это связано с тем, что многие меры государственного стимулирования привязаны к депрессивным и отсталым районам. Особенно это характерно для ФРГ, Великобритании, Италии, Испании, других стран Европейского союза (ЕС).

Местные инвесторы не хотят вкладывать средства в таких районах часто лишь из-за сложившихся стереотипов, тогда как представителей международного бизнеса привлекают в этих регионах низкие трудовые издержки и незначительная конкуренция.

В то же время органы власти стран даже с самым либеральным регулированием международного бизнеса обычно оставляют за собой право выдавать предварительные разрешения, требовать предъявления деклараций и контролировать движение иностранных инвестиций. Отдельные секторы экономики по-прежнему закрыты для зарубежных капиталовложений либо процедуры контроля особенно жесткие. Например, во Франции даже для фирм из других стран ЕС существуют ограничения для прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в производство и торговлю оружием, военным снаряжением и взрывчатыми веществами, в банковское дело и страхование, издательский бизнес и предприятия связи, электронные средства массовой информации, транспорт, энергетику и добычу полезных ископаемых, сферу здравоохранения и социального обеспечения. В Италии для зарубежных инвесторов закрыта авиационная промышленность, а в банковском секторе и нефтедобыче есть ограничения на долю иностранного присутствия. Кроме того, правительство может запретить трансграничные слияния, если они затрагивают существенные национальные экономические интересы. Подобные барьеры имеются и в других странах - членах ЕС, США и остальных развитых государствах. Менее либеральный режим сохраняется в Японии. Кроме того, в каждой стране имеется своя специфика, которую должны учитывать управляющие ТНК. Так, в Словакии иностранным филиалам разрешено приобретать недвижимость в собственность лишь в исключительных случаях, в Швеции ограничения для международного бизнеса существуют в производстве алкогольной и табачной продукции, в Новой

Зеландии разрешено получение рыболовных квот лишь при 75% участия местного партнера в капитале фирмы и т.д. Часто для иностранных фирм существуют более жесткие требования на ведение определенных операции. Ряд стран запрещает продажу ТНК земельных участков в определенных районах или крупного размера. В некоторых государствах (прежде всего в США) местные фирмы ставятся в более выгодные условия по отношению к иностранным конкурентам благодаря налоговым льготам и мерам торгового протекционизма.

Тем не менее существующие в развитых странах ограничения для международного бизнеса принято считать незначительными. Прямых запретов действительно очень немного, а ухудшающие конкурентоспособность ТНК барьеры, как правило, компенсируются более профессиональным менеджментом компаний, ведущих операции по всему миру. В какой-то степени некоторые ограничения для международного бизнеса даже оправданны. Они нацелены на отбор среди ТНК стратегических инвесторов, что снижает угрозу дестабилизации национальной экономики вследствие внезапного ухода глобальных игроков под воздействием неблагоприятной конъюнктуры. Иная ситуация складывается в большинстве развивающихся стран. Наибольшим ограничительным эффектом обладают существующие во многих странах Латинской Америки и Азии запреты или частичные ограничения возврата на родину прибыли ТНК, полученной в данном государстве. В значительной части развивающихся стран иностранным компаниям разрешено создание только совместных предприятий, причем в некоторых отраслях инвестиционные проекты иностранных фирм вообще запрещены. Имеются и другие барьеры для международного бизнеса - ограничения по доступу к иностранной валюте, наложение обязательств по развитию инфраструктуры в прилегающих районах при строительстве зарубежной компанией крупного завода и т.д. Ограничения часто сочетаются с различными стимулами (например, налоговыми льготами, информационной поддержкой). Все эти различия характера регулирования международного бизнеса в большинстве развивающихся стран по сравнению с государствами - членами ОЭСР обусловлены стремлением отсталых стран защитить слабые местные компании и активно воздействовать на структуру хозяйства путем привлечения иностранного капитала в определенные (обычно передовые) отрасли.

Особую роль играют специальные экономические зоны (СЭЗ). В настоящее время в мире их насчитывается уже несколько тысяч, причем они действуют более чем в 110 странах. Разные задачи создания СЭЗ и влияние специфических национальных экономических и политических условий обуславливают широкий спектр режимов регулирования международного бизнеса. Существуют разные типологии СЭЗ, но обычно выделяют следующие группы:

зоны свободной торговли (торгово-складские, свободные таможенные, свободные беспошлинные, транзитные зоны, свободные порты, свободные склады и т.п.);

промышленно-производственные зоны (по замещению импорта или стимулированию экспорта, нередко поощряются оба направления);

технико-внедренческие зоны (технопарки, технополисы, научные парки, инновационные и деловые центры и др. - в основном такое разнообразие связано с употреблением собственных терминов в разных странах);

сервисные зоны (зоны обработки информации, рекреационные зоны и, конечно, знаменитые офшоры, т.е. зоны финансовых услуг);

комплексные СЭЗ (зоны свободного предпринимательства в Западной Европе и Канаде, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Бразилии и Аргентине, особые экономические зоны в России).

Первые СЭЗ были созданы в США и Европе, причем до сих пор основная часть технико-внедренческих зон находится в развитых странах. Однако такие зоны нацелены в основном на поддержку национального бизнеса, в то время как СЭЗ в развивающихся странах обычно создаются для привлечения значительных капиталов ТНК. Прежде всего следует отметить малые государства и зависимые территории, ставшие офшорными центрами. Наибольшее их число в Карибском регионе и Океании, но есть они и в Европе (например, Андорра, Гибралтар), Азии и Африке. Один из самых известных офшоров - Бермудские острова, где объем накопленных ПИИ больше, чем в Японии.

Кроме того, в крупных развивающихся странах часто создаются свободные (специальные) экономические зоны (районы), в которых местное законодательство принципиально отличается от правовых условий, созданных на остальной территории данного государства. В таких зонах иностранные компании находятся в привилегированном положении. Государственного регулирования международного бизнеса там иногда почти нет, что создает даже более свободные условия для ТНК по сравнению с западноевропейскими странами. В создании СЭЗ преуспел Китай, так как почти каждая из зон сразу нацеливалась на привлечение капитала из определенных стран и территорий - Тайваня, Гонконга, Японии и др. Следует, однако, помнить, что СЭЗ такого типа обычно экономически оторваны от остальной части страны.

Национальное регулирование международного бизнеса не ограничивается достижением определенного уровня «открытости» страны для ТНК путем снижения таможенных и нетарифных барьеров в торговле, упрощения процедур прямого инвестирования «на зеленом лугу» (т.е. строительства нового предприятия) и ликвидации ограничений на слияния и поглощения фирм. В современных условиях глобализации по-настоящему ориентированное на рынок государственное управление предполагает не только создание равных условий для местных и иностранных фирм, но и постоянную поддержку конкурентной среды для предпринимательства, содействие приумножению человеческого капитала, стимулирование развития инновационных технологий, облегчение налогового бремени и многое другое. С учетом разного экономического потенциала и неодинаковых возможностей государственной хозяйственной политики в Разных странах формируются собственные, весьма своеобразные системы регулирования международного бизнеса.

1.5 Виды межгосударственного регулирования

Наличие независимых систем государственного регулирования экономики ставит ТНК в заведомо менее выгодные условия по сравнению с компаниями, действующими в одной стране. В такой ситуации глобальным участникам приходится по несколько раз уплачивать одни и те же налоги, получать аналогичные разрешения, сертификаты качества, лицензии и многое другое отдельно в каждой из стран, где они ведут дела. Несогласованность режимов национального регулирования внешнеэкономической деятельности в последнее время стала важным сдерживающим фактором развития международного бизнеса. В конечном итоге от этого страдают страны, привлекающие иностранный капитал, так как они вынуждены предоставлять чрезмерные инвестиционные льготы для компенсации дополнительных издержек ТНК, связанных с дублированием их расходов в нескольких странах. Более эффективным решением целого комплекса проблем, связанных с улучшением инвестиционного климата, является интенсивное развитие межгосударственного регулирования международного бизнеса.

Можно выделить три уровня действия инструментов межгосударственного регулирования: глобальный, региональный и двусторонний. Глобальный уровень представлен прежде всего договорами и соглашениями, заключенными в рамках международных экономических организаций (МВФ, ВТО, ОЭСР и т.д.), и отдельными международными конвенциями.

Старейшей международной конвенцией, регулирующей деятельность международного бизнеса, является Парижская конвенция об охране промышленной собственности (1883 г., с последующими дополнениями). Это основное международное соглашение в области изобретений, промышленных образцов и товарных знаков. Конвенция обеспечивает взаимное признание и охрану объектов промышленности, но не является единообразным патентным законом для всех стран-участниц. Она учитывает национальное законодательство, поэтому ТНК вынуждены патентовать изобретения в странах-участницах по отдельности, однако после регистрации патента в одном государстве для фирмы устанавливается льготный срок его защиты до подачи заявок в других странах. Конвенция способствует облегчению патентной охраны промышленного экспорта и закреплению рынка за изделиями, в отношении которых были сделаны заявки и получены патенты. Эта охрана позволяет компаниям других государств не только производить аналогичные изделия в стране, где им обеспечена такая защита, но и ввозить туда подобные изделия.

Другим важным инструментом является Нью-Йоркская конвенция о признании и исполнении решений зарубежных арбитражных судов (1958 г.), облегчающая урегулирование конфликтных ситуаций между участниками мирохозяйственных связей. Из сравнительно недавно вступивших в силу документов следует отметить Венскую конвенцию о договорах международной купли-продажи товаров (1988 г.), которая обеспечивает широкую унификацию национальных законодательств, применяющихся к отношениям по договору купли-продажи, когда коммерческие предприятия сторон договора находятся в разных государствах. В 1985 г. появилась Сеульская конвенция о создании международного агентства по страхованию инвестиций. Есть конвенции, регулирующие частные вопросы международного бизнеса, например Женевская конвенция по безопасным контейнерам, облегчающая международные контейнерные перевозки.

Особое значение может приобрести Международная конвенция по борьбе с коррупцией, подписанная в 2003 г. в мексиканском городе Мерида более чем 100 странами (включая Россию, которая ратифицировала ее в 2006 г.). Эта конвенция содержит обязательство объявить взятки, хищения бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов уголовными преступлениями. При этом коррупционные деньги будут возвращаться странам, из которых они вывезены. Раньше немало стран применяли двойные стандарты, считая дачу взяток представителями национальных ТНК за рубежом органичным элементом ведения международного бизнеса в слаборазвитых странах.

Региональные инструменты регулирования международного бизнеса принимаются странами - участницами интеграционных группировок. При построении глобальных стратегий менеджмента необходимо знать, что такие инструменты улучшают условия хозяйствования внутри интеграционных группировок (в том числе для ТНК третьих стран, имеющих на территории одного из государств-участников дочернюю фирму), но обычно создают дополнительные протекционистские барьеры на своих внешних границах. Однако помимо обеспечения частичной либерализации среды функционирования международного бизнеса региональные инструменты нацелены на гармонизацию и унификацию правил, существующих в странах - участницах группировки. Это облегчает деятельность ТНК даже при протекционистских барьерах: их приходится преодолевать лишь один раз в какой-нибудь из стран - участниц группировки.

Самая развитая система региональных инструментов регулирования международного бизнеса создана в ЕС, однако подобные документы заключены и в других интеграционных группировках. Наибольшее позитивное влияние на деятельность международного бизнеса оказывают меры, устраняющие барьеры для движения товаров, услуг и капитала внутри интеграционной группировки, а также решения, нацеленные на сближение стандартов, введение единых правил патентования и лицензирования и т.д.

К числу важнейших двусторонних инструментов регулирования международного бизнеса относятся соглашения о ликвидации двойного налогообложения и инвестиционные соглашения. Ликвидация двойного налогообложения оказывает влияние на все виды международного бизнеса, тогда как межгосударственные инвестиционные соглашения затрагивают преимущественно интересы компаний, осуществляющих прямые капиталовложения. Однако в последнее время инвестиционные соглашения заключаются все чаще одновременно с торговыми и другими внешнеэкономическими договорами (часто в одном пакете).

2. Регулирование международного бизнеса в Республике Беларусь

Регулирование международного бизнеса (внешней торговли) осуществляется:

на многосторонней основе,

в рамках региональных союзов;

по двусторонним договоренностям государств;

экономической политикой страны.

Примером многостороннего межправительственного соглашения является Генеральное соглашение по тарифам и торговле - ГАТТ и его преемница Всемирная торговая организация - ВТО.

ГАТТ/ВТО занимает ключевое положение в системе международных экономических связей. Эта аббревиатура означает одновременно, во-первых, многостороннее торговое соглашение, регулирующее поведение государств и их торгующих субъектов на внешних рынках; во-вторых, сложившуюся на базе соглашения глобальную организацию, определяющую принципы и правила ведения мировой торговли.

Основу Всемирная торговая организация составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной торговли. Цель ВТО - помощь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам в ведении их бизнеса.

Международная Торговая Палата - осуществляет свою деятельность через экспертные комиссии, подкомитеты и рабочие группы, решая вопросы, важные с точки зрения международного торгового сообщества. К таким вопросам относятся:

определение международных коммерческих терминов,

стандартизация средств платежа,

Унифицированные Правила по Инкассо,

Унифицированные Правила и Обычаи для Документарных Аккредитивов,

Унифицированные Правила по Договорным Гарантиям,

Правила об Арбитражном суде,

и другие.

Основные международные конвенции и соглашения, регламентирующие международный бизнес:

Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли продажи товаров

Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров,

Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров,

Принципы международных коммерческих договоров (УНИДРУА),

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС),

и другие.

Конвенции и соглашения, регламентирующие международное инвестиционное сотрудничество:

Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций

Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам

Руководство по составлению договоров на сооружение промышленных объектов

и другие.

Документы, регулирующие вопросы права на интеллектуальную собственность:

Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности,

Конвенция по охране промышленной собственности,

и другие.

Документы, регулирующие международные перевозки: :

Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов,

Конвенция ООН о морской перевозке грузов,

Международная конвенция по безопасным контейнерам,

Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ),

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП),

и другие.

Конвенции и соглашения в области международных коммерческих споров:

Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений,

Арбитражный регламент Международной торговой палаты,

и другие. [13 c 145 ].

В рамках региональных объединений имеются комплекс нормативных актов, регулирующие внешнеэкономические отношения, входящих стран (например - Союзное государство Россия и Беларусь, Таможенный союз Россия, Беларусь, Казахстан).

Основополагающим документом, регламентирующий внешнеэкономическую деятельность в Беларуси, является Закон Республики Беларусь (от 25 ноября 2004 г. № 347-З) «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» .

Закон определяет правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, права и обязанности государственных органов Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере, стимулирования развития национальной экономики, обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности.

В настоящее время в Республике сложилась и функционирует система государственного регулирования внешнеэкономического сектора, включающая экономические и административные инструменты, сформированы системы таможенно-тарифного, нетарифного регулирования, используются мероприятия поддержки и развития экспортной деятельности.

Идет работа по присоединению к Всемирной торговой организации в рамках Таможенного союза Беларуси, России Казахстана, и это рассматривается как важнейший этап интеграции Республики Беларусь в мировую экономику, который может предоставить необходимый инструментарий для защиты и продвижения национальных интересов в рамках системы международной торговли. По признанию международных экспертов, в настоящее время большинство нормативных актов, регулирующих ВЭД Республики Беларусь, приведено в соответствие с требованиями ВТО .

Внешнеэкономическая деятельность - одна из составляющих международного бизнеса на территории Беларусь тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов .

В структуре внешнеэкономической деятельности наибольший вес имеет внешняя торговля, т.е. торговля с другими странами, экспорт и импорт товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.

.1 Внешняя торговля Республики Беларусь

Беларусь занимает высшие строчки среди стран СНГ по относительным показателям внешней торговли (товарооборота на душу населения, экспортной квоте).

Основным торговым партнером Республика Беларусь являются страны СНГ (60%), среди них Российская Федерация, на втором месте - развитые страны Западной Европы, далее - европейские страны с переходной экономикой, развивающиеся страны Азии и др. Республика Беларусь имеет торговые отношения с 133 странами мира, белорусские товары экспортируются в 117 стран .

Экономика Республики Беларусь всегда была ориентирована на внешние рынки. Внешнеторговая квота (отношение товарооборота к ВВП) республики составляет примерно 120%, что является объективным свидетельством важного значения внешней торговли для белорусского государства, а также необходимости постоянного повышения эффективности внешнеэкономической деятельности .

Без активного использования импорта невозможно формирование и поддержка экспортной специализации страны. Импорт, являясь естественным элементом стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции на внутреннем рынке. Внутренняя конкуренция, даже если она имеет место на белорусском рынке, недостаточно развита, неактивна из-за высокой степени концентрации производства, которая характерна для страны, что лишь укрепляет монопольное положение большинства предприятий .

Экономика Республики Беларусь участвует в международном разделении труда и, составляя в мировом сообществе 0,15 % - но территории и 0.1 % - по численности населения, занимает определенную «нишу» в мировой экономике.

На долю республики приходится 14 % мирового производства калийных удобрений, 8 % - тракторов, 1,3 % - холодильников, 0,6 % - химических волокон и нитей и др.

На территории СНГ республика производит 53 % химических нитей и волокон, 48 % тракторов, 31 % холодильников, 30 % трикотажных изделий, 1/4 телевизоров, обуви и минеральных удобрений. Беларусь экспортирует 90-95 % произведенных тракторов и автомобилей, 70-75 % металлорежущих станков, 70-80 % холодильников и морозильников, 50 % телевизоров, различных товаров легкой промышленности,80-85 % калийных удобрений, 60-80 % химических волокон и нитей.

Во многих сферах производства невозможно обеспечить конкуренцию без импорта товаров, а с другой - полагаться только на внутреннюю конкуренцию - значит ограничивать воздействие на экономику стимулов развития научно-технического прогресса, связанных с мировым рынком.

Для Республики Беларусь импорт - это еще и конкурент для национальных производителей, позволяющий им не только получать информацию о новейших производственных решениях, но и заставляющий национальных товаропроизводителей использовать эти инновации. Из этого следует, что, предоставляя всем хозяйствующим субъектам свободу выбора между национальными и зарубежными источниками удовлетворения своих потребностей, импорт должен быть легко доступным в организационном плане и рациональным в экономическом отношении, как для самого внешнеторгового оператора, так и относительно всех сфер экономики страны.

Сегодня существует проблема импортных возможностей, связанная с общей ограниченностью инвалютных средств, а у отдельных предприятий их нет вообще. Она должна решаться по мере установления подлинно рыночных отношений в сфере импортной деятельности в условиях полной ответственности производителей за принимаемые ими решения.

По мере формирования экспортной специализации страны импорт определенной продукции позволит отойти от производства товара, не соответствующего требованиям мирового рынка. В результате чего производители, которые не способны на внутреннем рынке справляться с иностранной конкуренцией, будут устранены, что повысит эффективность экономики страны, углубит ее участие в международном разделении труда и позволит в перспективе определить импортную специализацию.

В процессе импорта белорусским гражданам стали доступны научно - технические достижения информационного общества, материализованные в новых поколениях компьютерной, аудио- и видеотехники, современных технологиях связи и так далее. В начале 90 - х годов у населения практически не было видеомагнитофонов и видеокамер, музыкальных центров, персональных компьютеров, сотовых телефонов. В целом повысилась обеспеченность бытовой техникой, легковыми автомобилями, бытовой техникой.

Фактически на белорусском рынке сегодня имеется весь ассортимент выпускаемых за рубежом средств по уходу за здоровьем, товаров для обустройства быта и отдыха, изделий легкой и пищевой промышленности. Немаловажно, что в значительной степени благодаря импорту был предотвращен резкий спад потребления продуктов питания на душу населения и постепенно восстановлен. Структура потребления продуктов питания претерпела ряд позитивных изменений.

Импортная деятельность обеспечивает высокую занятость в стране, вовлекая в свою орбиту самые различные слои общества. С импортом связана значительная часть работников транспорта, банковской и страховой сферы, сферы деловых услуг, государственных служащих, включая таможню. Значительная часть занятых в экономике - собственно импортеры, перевозчики, экспедиторы, различные инспектора, работники финансовой сферы, оптовики, розничные торговцы и т. д. - так или иначе, связаны с импортной деятельностью.

Импорт в аспекте внешнеэкономической безопасности Беларуси необходимо рассматривать с двух полярных позиций.

С другой стороны, дешевые иностранные товары вытесняют продукцию отечественного производства, создается угроза завоевания внутреннего рынка иностранными фирмами. Это оказывает негативное влияние на уровень занятости и доходов населения, уменьшает поступление налогов в бюджет, отрицательно влияет на валютные резервы, обусловливая рост внешней задолженности.

В товарной структуре белорусского импорта удельный вес нефти сырой (т.п. 2709) составил19,6% общего объема импорта Республики Беларусь, газов нефтяных (т.п. 2711) - 12%, легковых автомобили (т.п. 8703) - 3,8%, нефтепродуктов (т.п. 2710) - 2,6%, отходов и лома черных металлов (т.п. 7204) - 1,4%, лекарственных средств (т.п. 3004) - 1,2%, двигателей внутреннего сгорания (т.п. 8408) - 1%.

Импорт газов нефтяных (т.п. 2711) возрос на 56,4% (или на 1,5 млрд. долл. США), легковых автомобилей (т.п. 8703) - на 31,5% (на 319,7 млн. долл. США), отходов и лома черных металлов (т.п. 7204) - на 71,1% (на 197,6 млн. долл. США), двигателей внутреннего сгорания (т.п. 8408) - на 84,4% (на 160,9 млн. долл. США), аппаратов телефонных, видеофонов (т.п. 8517) - в 2 раза (на 144,2 млн. долл. США), проката плоского из железа или нелегированной стали горячекатаного (т.п. 7208) - на 87,1% (на 132,9 млн. долл.США), свинины (т.п. 0203) - в 2,8 раза (на 110,1 млн. долл. США).

Снизился стоимостный объем импорта нефтепродуктов (т.п. 2710) - на 31,4% (или на 414,2 млн. долл. США), нефти сырой (т.п. 2709) - на 3,7% (на 265 млн. долл. США), машин для уборки и обмолота сельхозкультур (т.п. 8433) - на 25,2% (на 39,8 млн. долл. США), электроэнергии (т.п. 2716) - на 16,7% (на 30,5 млн. долл. США), двигателей турбореактивных и турбовинтовых (т.п. 8411) - на 68,5% (на ' 29,2 млн. долл. США), горнов и печей неэлектрических (т.п. 8417) - на 49% (на 28,6 млн. долл. США), центров обрабатывающих, станков агрегатных для обработки металла (т.п. 8457) - на 60,9% (на 26,9 млн. долл. США).

В импорте из стран ЕС преобладали следующие товары: лекарственные средства (т.п. 3004) -, 0,7% общего объема импорта Республики Беларусь, свинина (т.п. 0203) - 0,5%, машины, оборудование с нагревом для обработки материалов (т.п. 8419) - 0,4%, машины и механизмы, имеющие индивидуальные функции (т.п. 8479) - 0,4%, части и принадлежности к автомобилям (т.п. 8708) - 0,4%, двигатели внутреннего сгорания (т.п. 8408) - 0,4%, краны, клапаны, вентили (т.п. 8481) - 0,3%.

Увеличились поставки автомобилей легковых (т.п. 8703) - в 3 раза (на 1,4 млрд. долл. США), нефтепродуктов (т.п. 2710) - в 4,2 раза (970,4 млн. долл. США), газов нефтяных (т.п. 2711) - на 32% (618,6 млн. долл. США), удобрений, содержащих азот, фосфор, калий (т.п. 3105), - в 3,1 раза (88,5 млн. долл. США), отходов и лома черных металлов (т.п. 7204) - на 35,8% (75,9 млн. долл. США), двигателей внутреннего сгорания (т.п. 8408) - на 40% (64,5 млн. долл. США), тракторов и седельных тягачей (т.п. 8701) - в 3,5 раза (59 млн. долл. США).

Наибольшее снижение стоимостного объема импорта произошло но таким товарам, как машины для сборки электронных ламп, трубок (т.п. 8475) - на 98,5% (или на 27,7 млн. долл. США), оборудование для производства изделий из бумаги (т.п. 8441) - на 80,6% (19,6 млн. долл. США), машины, оборудование с нагревом для обработки материалов (т.п. 8419) - на 18,6% (19,1 млн. долл. США), станки токарные (т.п. 8458) - на 63,8% (17,6 млн. долл. США), азотные удобрения (т.п. 3102) -на 15,3% (15,7 млн. долл. США), машины сельскохозяйственные, садовые или лесохозяйственные для обработки почвы (т.п. 8432) - на 22,4% (13,3 млн. долл. США).

Проблема импорта и ее влияние на экономику страны изучается многими белорусскими учеными - экономистами, среди которых М.В. Мясникович, Е.Г. Моисеенко, А.В. Бондарь, В.Н. Ермашкевич, С.Н. Князев, П.Г. Никитенко и др. Обобщение их фундаментальных и прикладных научных трудов позволяет констатировать, что в области изучения влияния импорта на экономику страны остается не рещенным ряд проблем. В частности, нет единого мнения в определении показателя допустимой доли импорта во внутреннем потреблении, определении системы эффективных мер для его снижения и др.

Необходимо отметить, что в 2000-2008 гг. происходил непрерывный рост стоимостных объемов импорта, увеличение составило 14,3 раза (с 6230,0 до 89116,6 млрд руб.). В то же время суммарный объем внутреннего потребления увеличился только в 11,8 раза (с 20365,4 до 240514,8 млрд руб.).

Как свидетельствуют статистические данные и отмечено выше, наибольшую долю в импорте составляют промежуточные товары. В 2008-2009 гг. их значения составили соответственно 73,4 и 72,7%. Наибольший стоимостный прирост приходился на энергетические товары. В 2002-2008 гг. импорт энергетических товаров увеличился в 6 раз (с 2302,8 до 13865,4 млн долл. США). Из-за роста цен на нефть и газ, поставляемых в Беларусь, в. сложилось отрицательное сальдо внешней торговли .

Республика не располагает мощной сырьевой базой, в том числе топливно-энергетической.

Зависимость экономики от поставок энергетических товаров весьма опасна, поскольку чревата возникновением кризисной ситуации.

Концентрация импорта на энергетической составляющей создает предпосылки для перманентной внешней торговли государства. Энергоносители, особенно нефть, более всего подвержены влиянию политэкономической конъюнктуры. Экономика Беларуси является заложницей соотношений экономических и политических сил в мире.

Кроме того, недопоставки в республику нефти не только не позволяют увеличить производство и экспорт нефтепродуктов, но и вызвать его сокращение, что приводит к потере валютной выручки. Так, в 2007 г. в России было закуплено 20 млн т нефти, что на 0,9 млн меньше в сравнении с уровнем 2006 г. Это явилось одной из причин сокращения в том же году экспорта нефти в Германию на 28,6% (94 млн долл. США).

Зависимость экономики Беларуси от промежуточных товаров может, характеризовать показатель удельного веса их импорта в промежуточном потреблении.

Высокие темпы роста закупки промежуточных товаров связаны с большой импортоемкостью ВВП. Беларусь входит в число четырех наиболее импортозависимых стран среди 22 государств Европы по импортоемкости производства, рассчитанной как доля импорта в отпускной цене продукции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведенному в контрольной работе исследованию, можем констатировать, что предмет исследования - анализ значения международного бизнеса в Республике Беларусь, особенности ведения международного бизнеса в регионах Республики представляет собой сложную систему, требующую постоянного совершенствования.

Основные выводы:

.Международный бизнес - это сфера экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, кредитом и инвестициями, осуществляемые совместно с контрагентами других стран. Международный бизнес отличается многообразием видов и форм. Провести четкую грань между видами и формами на практике довольно сложно. По мере развития мирохозяйственных связей появляются все новые формы международного бизнеса, которые со временем могут стать ее самостоятельными видами,

. Внешняя торговля на современном этапе развития экономики Беларусь характеризуется следующими особенностями:

она стала неотъемлемой частью деятельности предприятия и важной отраслью экономики большинства стран мира;

превратилась в действенное средство технико-экономического, научно-технического и общественного прогресса. Инструменты ВЭД позволяют решить важнейшую проблему инновационного развития страны - трансферт не отдельных товаров, а современных технологий;

усиливается ее социальный характер. Она во многом способствует решению острых социально-экономических проблем, определяет стиль жизни и работы широких слоев населения, существенно влияет на их жизнь.

. Для многих белорусских предприятий внешнеэкономический фактор приобретает особую значимость: отдельные предприятия и даже отрасли, например металлургическая, химическая, автомобилестроительная, сельхозмашиностроительная не только выживают, но и развиваются именно благодаря ВЭД.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами (от 22.06.2011 №680 )

. Закон Республики Беларусь от 2.12.1999 г. №332-З О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами.

. Закон Республики Беларусь от 29 декабря 1998г.№223-З "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (в ред. от 25.11.2004 №347).

. Балашевич М И Внешнеторговая политика Республики Беларусь / «Белорус. эконом журнал»- 2007г, № 1

. Баринов В А Внешнеэкономическая деятельность: учебник, М

. Векторы внешнеэкономической деятельности / В. М. Руденков и др. - Минск: Право и экономика, 2010.

. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / [Л. Е. Стровский и др.]. - 5-е изд., переработанное и дополненное. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

. Внешнеэкономический толковый словарь (И. П. Фаминский, П. С. Завьялов, Л. В. Ежкин и др.) под ред. И. П. Фаминского. М. ИНФРА-М 2000

. Дадалко, С. В. Внешнеэкономическая деятельность: курс лекций для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / С. В. Дадалко, З. Н. Козловская. - Минск: БНТУ

. Дайнеко, А. Е. Беларусь в системе международных экономических отношений : монография / А. Е. Дайнеко, Е. А. Дайнеко. - Горки: БГСХА, 2011.

. Ковшар, Е. А. Основы внешнеэкономической деятельности : учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности "Мировая экономика" / Е. А. Ковшар. - Минск: Белорусский государственный университет, 2010.

. Литвицкий В. Импорт как мерило уровня жизни // Вестник БГУ -2008г -№1

. Международное регулирование внешнеэкономической деятельности / Д.П. Александров, А.В. Бобков, СА. Васьковскии и др.; Под ред. В.С. Каменкова. - М.: Изд-во деловой и учебн. лит.-ры. -Мн.: Дикта, 2005.

. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность : учебное пособие / [М. И. Плотницкий и др.]. - Минск: Современная школа: Мисанта, 2011.

. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: практикум / [В. В. Ожигина и др. - Минск: Современная школа, 2007

. Мясникович М В Экономическая безопасность Республики Беларусьв современных условиях// Вестник БГУ -2009г -№4

. Румянцев В. А. Импортная зависимость экономики Республики Беларусь и обеспечение экономической безопасности - «Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь» №10, 2011г

. Соркин С. Л. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Курс лекций.- Гродно: Гродн. филиал ИСЗ, 1998.

1.

Похожие работы на - Международный бизнес в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!