Международное экономическое сотрудничество в области обмена технологиями

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,73 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международное экономическое сотрудничество в области обмена технологиями

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

”ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Экономический факультет

Кафедра экономики и управления организациями




Международное экономическое сотрудничество в области обмена технологиями

Контрольная работа

по курсу: «Мировая экономика»

по направлению 080507 Менеджмент организаций










Воронеж 2012

Содержание:

Введение

1.  Особенности международного экономического сотрудничества в области технологий на современном этапе.

1.1    Современные формы и механизм международного экономического сотрудничества в области технологий.

.2      Проблемы регулирования международного обмена технологиями в рамках международных экономических организаций (ВТО и ВОИС).

.3      Роль международного экономического сотрудничества в преодолении глобального технологического разрыва.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Во внешнеэкономической деятельности, международный обмен технологиями все больше становится важнейшей формой экономических связей между странами, при этом опережающими темпами растут международные информационно-коммуникационные услуги, а в структуре международной торговли товарами - наиболее высокими темпами растет торговля высокотехнологичной продукцией (офисная и бытовая техника, оборудование и т.д.).

В сфере международной торговли самыми значительными из устойчивых изменений последнего времени является относительное падение роли обычной коммерческой торговли по сравнению с товарооборотом, обслуживающим устойчивые технологические и производственные связи внутрифирменного обмена на основе долгосрочных кооперационных и подрядных отношений. Происходит усложнение форм международного обмена технологиями, увеличиваются объемы, и повышается ценность торговли технологиями в чистом виде, содержащиеся в патентах, лицензиях, договорах на передачу ноу-хау.

Первопричиной таких перемен является технический потенциал национальных экономик, степень развития ведущих, наиболее наукоемких отраслей промышленности. Эти отрасли имеют самый высокий темп роста, их доля в промышленной продукции постоянно растет, они влияют на техническое перевооружение остальных отраслей промышленности и всей экономики в целом. Эта тенденция характерна, прежде всего для той группы стран, где господствует общая доля мировой экономики тенденция высокого уровня промышленного развития, основанная на современной технологии.

Целью данной контрольной работы является описание особенностей современного мирового обмена технологиями, механизмы такого обмена. Обзор деятельности международных экономических организаций, регулирующих процессы международного обмена технологиями. Кроме того, в работе будет сделана попытка оценить роль международного экономического обмена технологиями в преодолении глобального технологического разрыва.

Научную деятельность в вопросах внешнеэкономической деятельности в рамках международного обмена технологиями ведут ряд отечественных и зарубежных авторов. Среди них можно отметить вклад внесенный: А. П. Мельничука им издана книга «Внешнеэкономическая деятельность. Международный обмен технологиями», Е. Ф. Прокушев <#"559966.files/image001.gif">

К уникальным технологиям относятся изобретения и другие научно-технические разработки, защищенные патентом или содержащие ноу-хау, что делает возможным их использование конкурирующими организациями. Данные технологии обладают новизной, наивысшим техническим уровнем, могут быть использованы на производстве на условиях исключительной монополии. Такие технологии создаются в результате НИОКР и изобретательской деятельности специалистов. При определении цены уникальной технологии на рынке учитывается ее способность создавать максимальную дополнительную прибыль ее покупателю.

К прогрессивным технологиям принадлежат разработки, обладающие новизной и технико-экономическими преимуществами по сравнению с технологиями-аналогами, используемыми потенциальными покупателями новой технологии и их конкурентами. В отличие от уникальной технологии, обладающей абсолютным превосходством над любой технологией в соответствующей отрасли, преимущества прогрессивной технологии имеют относительный характер. Прогрессивность той или иной технологии может проявляться в границах отдельных стран, различных фирм в различных условиях ее применения. Указанные технологии не защищаются патентами и не обладают ярко-выраженными ноу-хау, но достаточно высокие производственные преимущества, обеспечиваемые такими технологиями, гарантируют их покупателям получение дополнительной прибыли. Прогрессивные технологии могут быть созданы в результате не только научно-технической и изобретательской деятельности ученых, инженеров, но и «эволюции» уникальных нововведений, постепенно утрачивающих свою новизну.

Уникальные и прогрессивные технологии могут приносить их покупателям дополнительную прибыль, поэтому они продаются по ценам, превышающим средний уровень цен на технологии-аналоги в соответствующей отрасли.

Традиционная (обычная) технология представляет собой разработки, отражающие средний уровень производства, достигнутый большинством производителей в данной отрасли. Такая технология не обеспечивает ее покупателю значительных технико-экономических преимуществ и качество продукции по сравнению с аналогичной продукцией ведущих производителей, и рассчитывать на дополнительную (сверх средней) прибыль в данном случае не приходится. Ее преимущества для покупателя является сравнительно невысокая стоимость и возможность приобретения проверенной в производстве технологии. Традиционная технология создается, как правило, в результате устаревания и широкого применения прогрессивной технологии. Продажа такой технологии осуществляется по ценам, компенсирующим продавцу издержки на ее подготовку и получение средней прибыли.

Морально устаревшая технология относится к разработкам, не обеспечивающим производство продукции среднего качества и технико-экономическими показателями, которые достигают большинство производителей аналогичной продукции. Использование таких разработок закрепляет технологическую отсталость ее владельцев.

Организация экономического содействия и развития (ОСЭР) в зависимости от характера производства в той или иной отрасли, по качественному уровню выделяет четыре типа технологий, которые так же с качественной стороны характеризуют международный технологический обмен. Высокие технологии применяются в таких отраслях промышленности, как аэрокосмическая; фармацевтика; производство офисной, бухгалтерской техники и компьютеров; производство радио-, телевизионного и коммуникационного оборудования; изготовление точных медицинских и оптических инструментов. Средневысокие технологии применяются в электротехническом машиностроении, приборостроении, производстве транспортного оборудования и двигателей автомашин, химической промышленности за исключением фармацевтики. Средне-низкие технологии применяются в производстве ядерного топлива, очищенных нефтепродуктов, продукции коксовых печей; производстве каучука, пластмасс; кораблестроении; производстве основных металлов и готовых металлических изделий кроме машин и оборудования. Низкие технологии составляют основу переработки и утилизации; производство целлюлозы, бумаги, бумажной продукции, печатных материалов и смежной продукции; пищевой и табачной промышленности, производства напитков; текстильного и кожевенного производства.

В управлении реализуются различные схемы оперативного контроля за деятельностью предприятия, разрабатываются пути оптимизации его структуры и эффективного взаимодействия между его подразделениями. Объектом технологического выбора здесь выступают технологии управления коммерческим предприятием, хотя управленческие технологии используют не только в предпринимательской среде, но и в процессах государственного управления, имеющих более широкие макроэкономические последствия. Обобщенно они называются организационными.

Технология как товар имеет стоимость, определяемую через общественно необходимые затраты труда на ее создание (или воспроизводство) и освоение, цену, являющуюся денежным выражением стоимости, на практике устанавливаемой через экономический эффект, который получается в результате производительного использования технологии. Необходимо отметить, что определение достоверной цены конкретной технологии - не простое калькулирование затрат на ее создание. Во многих случаях технологическое решение реализуется на рынке за цену, которая значительно ниже издержек на ее производство.

Отсюда неизбежно возникает впечатление, что цена технологии никак не связана с ее стоимостью. Как отмечал американский исследователь Киллинг, «ни покупатель, ни продавец технологии, не имеют четкого представления о стоимости товара, которым они торгуют». Те или иные размеры платежа «могут быть просто функцией навыков и умений сторон вести переговоры». Это явление объясняется тем, что издержки на первоначальное создание и внедрение технологии так же уникальны, как и сама технология, - они, как правило, значительно превышают издержки ее копирования, например фирмами конкурентами. Поэтому определенная часть индивидуальных затрат в процессе обмена не признается как необходимая и не включается в цену технологии.

Технология становится товаром тогда, когда существует реальная возможность коммерциализации идеи, проведены экспертиза, отсев, определены возможные сферы ее использования. Для того, чтобы технология могла быть реализована на внешнем рынке в формате товара, она должна отвечать двум основным требованиям:

1)      быть передовой для страны, ее приобретающей, т.е. должна превосходить по технико-экономическим и коммерческим показателям существующие в данной стране технологии. На языке практики это означает, что ее применение должно обеспечивать достижение определенного экономического эффекта;

2)      быть объектом отношений собственности. В настоящее время на практике существуют два основных способа обеспечения монопольного права собственности на технологические решения, представляющие коммерческую ценность, - патентная защита и охрана с помощью мер секретности.

Для надежной защиты своих прав на технические новшества (изобретения) каждый создатель с тремится запатентовать их в странах - конкурентах. На практике ведущие фирмы-разработчики новой техники и технологии одновременно патентуют свои новинки примерно в 25 странах-конкурентах, т.е. в основных развитых индустриальных государствах.

Правовые системы различных стран предусматривают различные сроки охраны прав на промышленную собственность - примерно от 10 до 20 лет. Этого срока вполне достаточно для истечения жизненного срока технологий. Более того, в современных условиях происходит довольно быстрое сжатие сроков этого цикла. Поэтому все без исключения собственники технологии заинтересованы в максимально быстрой ее коммерциализации.

В основе роста мировой экономики в последние десятилетия лежат информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), биотехнологии, нанотехнологии, технологии изготовления новых материалов. Их называют сегодня новыми технологиями и воздействие, которое они оказывают на структуру мирового хозяйства, производственный процесс, научно-техническое развитие, международный обмен можно назвать революционным по скорости распространения и обработке информации (мощность компьютерных процессоров удваивается каждые 18-24 месяцев без увеличения стоимости), по глубине знаний человека о природе (прорывы в генетике), по скорости падения цен на современную технику. Интернет, радио-телефон, и другие ИКТ дают возможность людям передавать и получать информацию способами ранее невозможными, позволяющим участвовать в принятии решений, которые влияют на их жизнь. Эти технологии обеспечивают дешевый доступ к информации почти во всех сферах человеческой деятельности. От дистанционного обучения в Турции до дистанционной медицинской помощи в Гамбии и информации о рыночных ценах на зерно в Индии, Интернет расширяет географические рамки, делая рыночные отношения более эффективными, создавая возможности для формирования обеспеченного поколения.

Основными особенностями современного этапа развития международного экономического развития в области технологий являются: появление и усиление влияния на мировом рынке фирм, специализирующихся на разработке и продаже новых технологий, а не продукции, как это было ранее; проведение ведущими странами государственной политики, направленных на развитие не отдельных направлений какой-либо отрасли, а удовлетворение комплексных потребностей общества; развитие международной торговли услугами в таких областях, как степень и быстрота удовлетворения спроса, адаптация продукции к местным условиям, обеспечение экологических требований для самой продукции и для условий ее производства.

Ключевыми формами в области международного экономического сотрудничества в области технологий являются:

-                 международная исследовательская кооперация в сфере науки и технологий;

-       распространение изобретений, технического опыта и другой технологической информации в виде описания в патентах, лицензиях, контрактах;

-       международное техническое содействие (помощь);

-       международная торговля высокотехнологичными товарами;

-       оказание профессиональных технических, информационных и других услуг зарубежным клиентам (инжиниринг, консалтинг и т.д.), в том числе оффшорное программирование;

-       вывоз человеческого капитала, или по-другому, выезд за рубеж высококвалифицированных кадров;

-       информационно-технологическое обеспечение международного производства ТНК, прямых иностранных инвестиций, в том числе реклама за рубежом, участие в международных рейтингах.

Международная торговля высокотехнологичной продукцией растет гораздо большими темпами, чем продукция более низких технологий, при чем экспорт этой продукции увеличивается не только из развитых стран, но и с развивающихся рынков. См.таб.№2

Таб.№2

Мировой экспорт продукцией разных технологий (средние темпы роста экспорта в 1985-2011гг.)


Высоко-технологичная продукция

Продукция средних технологий

Низко-технологичная продукция

Сырье

Весь мир





Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой





Страны ОСЭР, Кипр, Израиль, Мальта





Источник: Lall, Sanjana, Harnerssing Technology of Human Development. 2001

Самым большим научно-техническим и технологическим потенциалом в настоящее время располагают США, Япония, Германия, Великобритания и Франция, лидирующие на мировом рынке наукоемкой продукции. К признанным мировым лидерам в области высоких технологий по ряду областей и направлений стремительно приближаются новые государства, прежде всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Такие как Южная Корея, Малайзия, Сингапур, Гонконг и другие.

Принято считать, что с производством наукоемкой продукцией в мире связанно примерно 50 макротехнологий (макротехнология представляет собой совокупность знаний и производственных возможностей для выпуска на мировой рынок конкретных изделий - самолетов, реакторов, судов, новых конструкционных материалов, телекоммуникационного оборудования, компьютерных программ и т.д.). Семь наиболее развитых стран, обладая примерно 45 макротехнологиями, контролируют 80% этого рынка. США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции 700 млрд. долл., Германия - около 530 млрд. долл., Япония - более 400 млрд. долл. На рынке постоянно ведется жесткая конкурентная борьба, и США, например, за последние шесть - семь лет потеряли в восьми макротехнологиях, что привело к утрате ими лидирующих позиций в соответствующих сегментах рынка. В обобщенном виде современное положение и динамика развития ситуации на мировых рынках наукоемких отраслей характеризуется данными таб.№3.

Новые технологии играют решающую роль в повышении производительности труда и поэтому американские, японские, западноевропейские и другие компании продолжают инвестиции в новые технологии. По подсчетам американских экспертов, для того, чтобы компенсировать рост заработной платы, темпы прироста производительности труда в США должны в течение ближайших нескольких лет достигать 5% ежегодно. С этой целью необходимо каждый год увеличивать инвестиции в информационные технологии на 10-15%.

.2     
Проблемы регулирования международного обмена технологиями в рамках международных экономических организаций (ВТО и ВОИС)

Дальнейшее развитие международного обмена технологиями представляется невозможным без соответствующего правового обеспечения и межгосударственного сотрудничества по защите прав интеллектуальной собственности лиц создавших эти технологии и выдающих разрешение на их коммерческое использование. В рамках международных экономических организаций уже разработан и реализуется целый комплекс международных соглашений по охране прав интеллектуальной собственности. В настоящем исследовании наибольший интерес представляет сотрудничество стран по этим вопросам во Всемирной Торговой Организации (ВТО) и Всемирной организации по охране интеллектуальной собственности (ВОИС), поскольку международные конвенции и соглашения ВТО и ВОИС носят универсальный характер, распространяя свое действие на широкий спектр объектов интеллектуального труда. Кроме того, вступление России в ВТО требует более пристального изучения проблем регулирования международного обмена технологиями в рамках этой организации.

Новые знания и идеи занимают все более значительное место в международной торговле. Успешная разработка медицинских препаратов нового поколения и других видов продукции высокой технологии во все большей мере зависит от применения новаторских подходов. Фильмы, музыкальные записи, книжная продукция, компьютерное программное обеспечение, информация в режиме «он-лайн» - все эти продукты продаются и покупаются с учетом их информационного компонента и элемента новизны, а не только потому что они тем или иным способом изготовлены из метала, пластика или бумаги. Многие виды товаров, которые ранее были представлены в продаже как продукты, не требующие в применении высоких технологий, в наши дни становятся воплощением новаторских решений, современного дизайна и других проявлений творческого подхода изготовителя. К ним следует отнести одежду производства ведущих фирм и новые сорта растений.

Создатели такого рода продукции должны обладать правом, которое позволило бы им избежать использования их новаторских идей и разработок другими людьми. Это право, известное как «право интеллектуальной собственности», может быть представлено в нескольких формах. Например, на книги, произведения художественного творчества, кино-фильмы распространяется авторское право, а фирменные знаки, логотипы. могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака и т.д.

Степень защиты и реализации этих прав весьма не одинакова в разных странах. По мере того, как интеллектуальная собственность занимает в торговле все более значимое место, эти различия приводят к напряженности в системе международных экономических связей. Поэтому согласованные между странами правила охраны правила охраны интеллектуальной собственности стали рассматриваться как основа для достижения большего порядка, предсказуемости и как возможность более систематичного решения споров.

В 1986-1994 гг. «Уругвайский» раунд рушил эту задачу. Соглашение по коммерческим аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС), заключенное в рамках ВТО представляет собой попытку смягчить различия в международной практике охраны прав интеллектуальной собственности и ввести единую систему правил. В настоящее время в случае возникновения разногласий по коммерческим аспектам интеллектуальной собственности можно использовать имеющуюся у ВТО систему разрешения споров.

Соглашение затрагивает пять обширных областей:

-       порядок обеспечения достаточных мер по охране прав интеллектуальной собственности;

-       меры по охране интеллектуальной собственности на территориях отдельных государств;

-       порядок разрешения споров по вопросам интеллектуальной собственности между государствами членами ВТО;

-       специальные мероприятия на переходном этапе к новой системе охраны прав интеллектуальной собственности.

Если изобретатель или создатель продукта (технологии) получает патент или авторские права, он одновременно приобретает право противодействовать действиям других лиц, направленным на несанкционированное воспроизведение этого продукта. Общество рассматривает эту меру ограниченной во времени защиты интеллектуальной собственности как стимул к созданию новых технологий и произведений творчества, которые, в конечном счете, становятся достоянием всех. Соглашение ТРИПС признает необходимость ограничительного толкования этого положения и содержит положение о том, что защита интеллектуальной собственности должна способствовать техническому развитию и передаче технологий. Соглашение отмечает, что используемые меры должны приносить пользу производителям и потребителям, а так же повышать экономическое и социальное благосостояние общества.

За основу здесь приняты обязательства, предусматриваемые различными договорами, заключенными в рамках ВОИС еще до образования ВТО. В частности имеются ввиду:

-                 Парижская конвенция о защите промышленной собственности (патенты, промышленные дизайны и пр.);

-       Бернская конвенция о защите литературных и художественных произведений (авторские права).

Совершенно очевидно, что авторские права, патенты, торговые марки и т.д. относятся к различным произведениям художественного, научного и технического творчества. В силу этого отличаются и предъявленные к ним требования. Чтобы защитить патенты, промышленные дизайны, дизайны полупроводниковых микросхем, указания на место производства товаров и торговые марки, их необходимо регистрировать. Регистрация включает описание объекта, подлежащего защите (изобретения, дизайна, фирменного знака, логотипа и т.д.), причем содержание описания доступно для всех потребителей. Авторские права и торговые секреты подлежат автоматической защите в соответствии с определенными условиями. Они не подлежат регистрации, поэтому например, нет необходимости раскрывать информацию о характере программного обеспечения, на которое распространяются авторские права.

По соглашению ТРИПС защита патентов на изобретения осуществляется в течение не менее 20 лет. Патенты распространяются на продукты и технологические процессы практически во всех областях науки и техники. Правительства могут воспользоваться правом отказа в патентовании, если изобретение или его коммерческое использование должно быть запрещено из соображений охраны общественного порядка и защиты нравственности. Запрет на патентование может распространяться также на диагностические и терапевтические средства, хирургические методы, растения и животных (за исключением микроорганизмов), а так же на биотехнологические процессы производства растений и животных (исключая микробиологические процессы). Вместе с тем защита продуктов растениеводства может осуществляться благодаря патентованию или специальной системе (например, системе правил предусмотренной конвенциями Международного союза защиты новых видов растений).

Соглашение ТРИПС определяет минимум прав, которыми пользуется владелец патента. При этом возможны некоторые исключения. Владелец патента не может злоупотреблять предоставленными ему правами, например, отказаться предоставить изобретенный им продукт на рынок. Соглашение предусматривает, что для разрешения таких ситуаций правительство может воспользоваться правом выдачи «обязывающих лицензий», позволяющим конкурентам производить продукт или использовать технологические процессы, предусматриваемые такими лицензиями. Но подобные меры могут быть приняты только при определенных условиях, призванные защитить законные интересы владельца патента.

В случае патентования производственных процессов права защиты распространяются и на продукты, полученные непосредственно в результате данного производственного процесса. При определенных условиях лица, заподозренные в нарушении прав владельца патентов, должны по решению суда доказать, что они не использовали запатентованный технологический процесс.

Предусмотренная соглашением ТРИПС система защиты дизайна полупроводниковых микросхем основана на положении Вашингтонского соглашения об интеллектуальной собственности применительно к полупроводниковым микросхемам, которое было заключено в рамках Всемирной организации интеллектуальной собственности в 1989г., но до настоящего времени не вступило в силу. Соглашение ТРИПС дополняет ряд положений к Вашингтонскому соглашению, в частности о праве защиты в течение не менее 10 лет.

Профессиональные тайны и другие виды «информации, не подлежащей разглашению» коммерческого характера должны подлежать защите от посягательств на конфиденциальность и других действий, противоречащих этике деловых отношений. Для защиты такого рода информации должны приниматься обоснованные и разумные меры. Так, данные исследований фармацевтических и агрохимических препаратов, переданные государственным для выдачи разрешений на их применение, так же должны подлежать защите от недобросовестного коммерческого использования.

Владельцы авторских прав, патентов и иных прав интеллектуальной собственности могут выдавать лицензии другим лицам на право воспроизводства или копирования защищенных торговых марок, творческих произведений, изобретений, дизайнов и т.п. Соглашение ТРИПС содержит упоминание о том, что условия лицензированных контрактов иногда препятствуют свободной конкуренции и распространению технологий. Соглашение предусматривает, что при определенных условиях правительства имеют предпринимать действия по профилактике лицензирования, злоупотребляющего правами интеллектуальной собственности. Соглашение также предлагает правительствам проводить консультации по мерам контроля за лицензированием, препятствующим свободной конкуренции.

Необходимо не только иметь законы об охране интеллектуальной собственности, но и систему надзора за их исполнением. Этой проблеме посвящен раздел 3 соглашения ТРИПС. Соглашение содержит положение о том, что государства-члены должны обеспечить охрану прав интеллектуальной собственности в соответствии с действующим в этих странах законодательством и что необходимы достаточно строгие санкции, направленные на профилактику правонарушений. Порядок рассмотрения дел о правонарушениях должен отличаться объективностью при равном учете интересов сторон, по возможности не сложным и не дорогостоящим. При этом следует избегать неоправданных ограничений во времени и отсрочек в рассмотрении дел. Участвующие стороны должны обладать правом направлять апелляцию о пересмотре решения и просить о рассмотрении дела в суде более высокой инстанции.

В соглашении достаточно подробно описываются меры по надзору за выполнением правил защиты прав интеллектуальной собственности и судебной практики, в частности процедуры сбора доказательств, практика условных осуждений, судебный запрет, разрешения о возмещении убытков и другие формы карательных санкций. Соглашением оговорена необходимость при определенных обстоятельствах предоставлять судам право утилизации или уничтожения пиратской или контрафактной продукции. Злонамеренное использование контрафактных торговых марок и пиратские действия в отношении авторских прав должны, преследоваться в уголовном порядке. Правительствам необходимо принять меры, чтобы владельцы авторских прав получали содействие со стороны таможенных органов при попытках импорта пиратской и контрафактной продукции.

После того, как с 1 января 1995г. соглашение ВТО вступило в силу, развитым странам был предоставлен один год на приведение законодательства и практики работы в соответствие с положениями соглашения ТРИПС. Развивающимся странам и (при оговоренных условиях) странам с переходной экономикой был отведен период в 5 лет. Наименее развитым странам предоставлено на эти цели 11 лет.

В случае если на момент вступления соглашения в силу какая-либо развивающаяся страна не могла обеспечить патентную защиту товаров в какой-либо области технологии, ей предоставлялась возможность обеспечить такую возможность в течение последующих 10 лет. Что касается фармацевтической и агрохимической продукции, страны должны принимать заявки на патенты сначала переходного периода, хотя сами патенты не могут выдаваться до конца переходного периода. Если правительство дает разрешение на маркетинг продуктов фармацевтической и агрохимической технологии в течение переходного периода, оно должно, «при соблюдении определенных условий», предоставить эксклюзивное право на маркетинг на пять лет или до конца срока действия патента, если срок действия патента не превышает пять лет.

Само соглашение ТРИПС и его реализация помимо описанных позитивных сторон имеет и негативные. Оппоненты ТРИПС заявляют, что этот документ ведет к приватизации знания, которым владеют народы развивающегося Юга. К тому же то, что ТРИПС подразумевает патентование живых организмов (растения, животные) с целью их коммерциализации и монополизации, порождает множество этических и экологических вопросов. До сих пор эти вопросы всерьез никем не рассматриваются, а ТРИПС между тем, становится из оплотов современной торговли и мировой экономики в целом.

Некоторые аналитики утверждают, что соглашение является грубым вмешательством в дела других стран, заставляя их вносить изменения в свое законодательство об интеллектуальной собственности и противоречит другим международным конвенциям, которые защищают окружающую среду и авторские права. Пользуясь ТРИПС, США задержали выплату 260 млн. долл. Аргентине до тех пор, пока ее национальное законодательство об использовании интеллектуальной собственности не было изменено в соответствии с американскими требованиями; подали жалобу в ВТО на патентные законодательства Индии и Пакистана в сфере фармакологии и химических продуктов для сельского хозяйства; пригрозили приостановить 130 совместных научных проектов. Следующими в «серном списке» могут оказаться Эфиопия, Панама и Парагвай.

ТРИПС во многом «работает» в интересах ТНК, которые лоббируют правительства развивающихся стран с целью скорейшего изменения национального законодательства аргументируя тем, что соглашение якобы дает возможность получить посредством инвестиций жизненно важных для экономического развития технологии. В то время как на самом деле ТНК уже контролирует большинство из запатентованных технологий, передача которых, как правило, совершается сейчас путем слияния или приобретения компаний, а не путем лицензирования. В этом контексте законодательство об интеллектуальной собственности стимулирует скорее не передачу технологий Севера развивающемуся Югу, а создание более мощных ТНК.

Мнение, что сильное законодательство о интеллектуальной собственности является необходимым условием для внедрения технологических инноваций в развивающихся странах также не редко отвергается практикой. Множество инноваций, включая ряд последних достижений биотехнологий, внедряются при отсутствии такого законодательства. Опыт показывает, что стимулом для научно-исследовательской деятельности и экономического развития является скорее продуманная политика национальных правительств, например выделяемые ученым средства, налоговые льготы и другие фискальные меры. Точка зрения ТНК и правительств индустриально-развитых стран, что сильные законы об интеллектуальной собственности создают благоприятный климат для прямых иностранных инвестиций, также может быть оспорена на основании статистических данных, показывающих отсутствие зависимости таких инвестиций от строгости патентного законодательства. Инвесторы в большей степени руководствуются другими показателями, характеризующими макроэкономическую ситуацию в стране (уровень налогообложения, емкость рынка, рентабельность вложений и т.д.).

С целью привнести ТРИПС в соответствие с долгосрочными документами об охране окружающей среды, такими как конвенция ООН по биоразнообразию, и сделать его в большей степени отвечающим целям развития, Индия внесла предложение о пересмотре на сессии ВТО в Сиэтле. Индия в частности стала жертвой биопиратства и нерегулируемых биологических изысканий. При поддержке других развивающихся стран, таких как Бразилия, Коста-Рика, Египет, Гондурас, Индонезия, Пакистан и Филиппины, Индия призвала к пересмотру статьи 27.3 (b) соглашения. Эта статья устанавливает правила, которые позволяют участникам соглашения вывести растения и животных, за исключением микроорганизмов и биологических процессов для производства растений и животных, из сферы патентования. Она также требует дополнительной защиты для мест происхождения биологических видов, что позволяет избежать патентования таких товаров как «басмати», определенные сорта чая, некоторые виды тканей, продукты кустарных промыслов - то есть главные статьи промысла развивающихся стран. Предлагается в дальнейшем осуществлять передачу таких технологий только на разрешительной основе. Позиция Индии заключается в том, что ТРИПС - это не документ, создающий универсальное международное законодательство в сфере обмена технологиями или регулировать международные конкурентные взаимоотношения, а документ устанавливающие минимальные национальные стандарты законодательства об интеллектуальной собственности. Чтобы соглашение не вступало в противоречия с Конвенцией по биоразнообразию, Индия призвала внести поправку, требующую ясного указания на биологическое происхождение материала и страну его произрастания и обитания при подаче заявок на патенты в соответствии со статьей 29. Это приведет к тому, что такие заявки будут открыты для коммерческого контроля сразу после подачи, и позволят странам, имеющим к заявителю какие-либо претензии, заявить о них вовремя.

Африканские страны члены ВТО призывают сделать ТРИПС инструментом, обеспечивающим непрерывность традиционной практики ведения сельского хозяйства, включая право фермеров сохранять и менять семенной материал и продавать полученный урожай, и защищающим продовольственную безопасность государств (статья 31). Африканская группа присоединилась к другим развивающимся странам, считающим что ТРИПС должен соответствовать Конвенции по биоразнообразию и другим международным соглашениям.

Еще одной серьезной проблемой реализации ТРИТПС является ограничение доступа развивающимся странам к создаваемым в развитых странах передовым лекарственным средствам. Процесс реформирования национального законодательства в развивающихся странах под требования ТРИПС может оказать и уже оказывает значительное влияние на функционирование системы общественного здравоохранения и особенно, на цену и распространение лекарственных средств. В идеале система прав на интеллектуальную собственность должна, с одной стороны, стимулировать создание инновационных разработок, с другой - обеспечивать удовлетворение потребности населения в наличие и экономической доступности защищенных патентом товаров. Соблюдение вышеизложенного принципа - гарантия того, что в развивающихся странах будут разработаны реалистичные законы, регулирующие права в области защиты интеллектуальной собственности.

Охрана здоровья населения является одной из наиболее животрепещущих проблем в развивающихся странах. Для большей части населения планеты жизненно важные лекарственные средства по-прежнему недоступны. Согласно подсчетам, 1,5 млрд. человек не имеют шанса дожить до 60 летнего возраста, для более чем 800 млн. людей медико-социальная помощь является недоступной. Более чем 33 млн. ВИЧ инфицированных жителей планеты проживают в развивающихся странах или в странах с переходной экономикой . Большинство из них не могут позволить себе приобретать необходимые лекарственные средства. Чтобы справиться с этой ситуацией, необходим комплексный подход, учитывающий интересы как национальной системы здравоохранения, так и производителей лекарственных средств и владельцев прав на интеллектуальную собственность.

В тех странах, которые взяли на себя обязательства в рамках соглашения ТРИПС ввести патентную защиту на лекарственные средства, последняя будет действительна лишь в отношении тех лекарственных средств, заявка на получение патента на которые была подана после 1 января 1995г. Это означает что другие лекарственные средства, включая запатентованные и те, на которые заявка на патент была подана в других странах, либо те которые поступили в продажу до указанной даты, будут всеобщим достоянием.

Подход к патентному законодательству с позиций интересов национальной системы здравоохранения в развивающемся мире может быть нацелен на решение краткосрочных проблем, оправдывающих принятие временных мер (например поставка лекарственных средств в случае эпидемии или стихийного бедствия). В отдельных случаях страна в пределах взятых на себя международных обязательств может ввести дифференцированный уровень защиты в различных областях интеллектуальной собственности.

Методы реализации принятых решений должны соответствовать уровню развития страны, ее научно-техническому и производственному потенциалу в фармацевтическом секторе. Патентное законодательство крупной развивающейся страны может существенно отличаться от такового небольшого государства, полностью или частично зависящего от зарубежных поставок лекарственных средств. К тому же патентное законодательство по мере развития страны может претерпевать значительные изменения. Однако следует помнить, что проблема доступа к лекарственным средствам в связи с низкими доходами населения характерна для большинства развивающихся стран.

В странах Восточной Европы также активно обсуждается вопрос о том, какое влияние может иметь законодательное закрепление принципов патентной защиты интеллектуальных прав собственности, предусмотренных соглашением ТРИПС, на доступность лекарственных средств для населения. Не смотря на то, что в обозримом будущем ряд стран Восточной Европы готовится к вступлению в Европейский Союз, на территории которого действуют единые правила торговли и принципы регламентирования фармацевтического рынка, значительное внимание лидеров этих государств было приковано к торговым соглашениям ВТО.

.3      Роль международного экономического сотрудничества в преодолении глобального технологического разрыва

Сегодня мир разделен не идеологически и даже не экономически, а технологически. Меньшая часть планеты, на которой проживает приблизительно 15% ее населения, обеспечивает практически весь остальной мир техническими инновациями. Большая часть, включающая приблизительно половину населения планеты, способна внедрять эти технологии в свою систему производства и потребления. И оставшаяся часть, которую населяют приблизительно треть жителей планеты, является технологически оторванной - она как сама не производит инновации, так и не внедряет иностранные технологии. Перед нами предстает следующая технологическая картина мира. См. рис.№1

Основные показатели, явившиеся базой расчетов и составления данной карты стали:

-                 создание технологий (выданные патенты на душу населения, поступления роялти и платы за лицензии из-за границы на душу населения);

-       распространение последних инноваций (число Интернет-узлов на душу населения, объем экспорта продукции высоких технологий как доля от всего экспорта страны);

-       распространение старых технологий (логарифмические показатели проводных и мобильных телефонов на душу населения, логарифмические показатели потребления электричества на душу населения);

-       качество людских ресурсов (число лет школьного образования, валовой показатель численности лиц наивысшей подготовленности в науке, математике, инженеров).

К первой группе «стран - технологических лидеров» относится 18 стран, среди которых крупнейшими технологическими держателями являются Финляндия, США, Швеция и Япония. Эти страны самодостаточны в инновационном развитии (создании и распространении технологий, повышения квалификации). В число лидеров ПРООН включает так же Южную Корею и Сингапур.

Вторую группу «потенциальных лидеров» возглавляет Испания, Италия и Чехия. Существует значительный отрыв между Израилем, страны из предыдущей группы и Испанией, наиболее технологически развитой из этой группы. Большинство этих стран инвестируют в высокий уровень подготовки специалистов, внутри их повсеместно перемещаются старые технологии, но инновационная активность незначительна. Большинство стран этой группы имеют уровень профессионализма рабочей силы сравнимый с уровнем подготовки в странах - лидерах. К этой же группе следует отнести и Россию, целый ряд показателей состояния и развития ее технологического потенциала убеждает исследователей именно в такой классификации.

«Страны - последователи» - третья группа. Эти страны активны в использовании новых технологий. Большинство из них - развивающиеся страны со значительно более высоким уровнем подготовки специалистов, чем в четвертой группе. Группа включает Бразилию, Китай, Индию, Индонезию, ЮАР, Тунис и др. Многие из этих стран развивают высокотехнологичные отрасли экономики и имеют технологические центры мирового масштаба, но распространение странных технологий здесь замедленно и усложнено, не говоря уж и про новые.

«Маргиналы» - четвертая группа. Распространение технологий и профессиональная подготовка рабочей силы чрезвычайно далеки от совершенства. Огромная часть населения не получает никаких выгод от распространения старых технологий, новые е здесь появятся очень не скоро.

Представленная картина, как видим, не базируется на уровне национального дохода и отображает большие успеха технологического развития в некоторых странах ЮВА. Рейтинг Республики Корея оказывается выше рейтинга Великобритании, Канады и других промышленно развитых стран, рейтинг Ирландии выше австрийского и французского показателей. Одновременно методология рейтинга не ставить своей целью выявить технологические возможности страны и не находится в прямой зависимости от наличия в стране мировых технологических центров, поэтому Бразилия, Китай и Индия занимают достаточно скромные места.

Данная карта составлена группой ученых ПРООН, но схожее мнение имеют и другие специалисты, в том числе и с мировым именем, например, директор Института Земли и профессор Колумбийского и Гарвардского университета Джефри Сакс. Он делает существенное добавление: границы технологических регионов мира не всегда совпадают с национальными границами. Например, технологически оторванный регион включает южную Мексику и части тропической Центральной Америки, страны примыкающие к Андам, большую часть тропической Бразилии, тропическую Центральную Африку, большую часть бывшего Советского Союза за исключением районов, граничащих с рынками Европы и Азии, отдаленные части Азии, такие к примеру как некоторые штаты Индии расположенные в долине Ганга, Отрезанные от мира Лаос и Камбоджи, а так же провинции Китая.

Многие из технологически оторванных регионов, по мнению Дж.Сакса, особенно расположенные в тропиках, находятся в крайней нищете. Основные проблемы данных стран заключаются в распространении инфекционных заболеваний, низкой производительности сельского хозяйства и ухудшении окружающей среды - для решения всех этих проблем нужны технологии, которые им не под силу. Иногда необходимые технологии уже существуют за границей, но эти страны слишком бедны, чтобы приобретать их или получать лицензию на их производство в необходимом количестве. Часто уже существующие технологии не отвечают потребностям данных регионов, но их рынки настолько бедны, что стимулы на проведение необходимых исследований незначительны.

Есть еще одна точка зрения на методологию составлении технологической карты мира. По мнению государственной организации США - Совета по конкурентоспосбности, возглавляемой экономистом с мировым именем М.Портером, на протяжении 1950-х, 1960-х, 1970-х годов США устанавливали международные стандарты инноваций. Только Швейцария и Япония в 1980-х могли конкурировать с ними по душевым показателям инновационной деятельности. Однако в конце 1990-х экономический ландшафт стал меняться. Ряд технологически продвинутых стран повысил свою технологическую способность и стал догонять США. Другая группа НИС начала быстро расти, достигая инновационного паритета со многими развитыми странами. Сегодня ряд стран развивает инновационные способности и следует вплотную за лидерами, концентрируя свои усилия на ассимиляции инноваций, созданных в других странах. См. рис.№2.

Заключение

Необходимо отметить, что технологические границы мира не фиксированы: многие и технологически оторванных регионов могут быстро стать технологическими последователями, и некоторые из средней группы (Тайвань, Южная Корея и Израиль) уже стали ведущими новаторами. Но такой переход происходит далеко не автоматически. Чтобы более двух миллиардов людей, живущих в технологически оторванных странах, смогли наслаждаться плодами глобализации, должны произойти три вещи.

Во-первых, новый, берущий за основу технологии, характер глобальной экономики должен проникнуть во все сферы при анализе технологических изменений и экономического роста во внимание должны приниматься география, здравоохранение и экология. Во-вторых, необходимо, чтобы правительства изменили свой подход к оказанию помощи, расходовали больше и более мудро. В-третьих, программы международной помощи должны быть расширены, и им должна быть предана новая форма. В данные процессы должны вовлекаться многонациональные компании, ведущие мировые университеты и научные институты, а официальные организации, на которые возложена ответственность за глобальное развитие (МВФ, Мировой банк и различные организации при ООН), должны быть реформированы.

Разрыв в технологиях преодолеть намного сложнее, чем разрыв в капитале. Инновации демонстрируют возрастающую отдачу от масштаба. Это означает, что регионы, обладающие более совершенными технологиями, имеют преимущества при разработке инноваций. «Новые идеи обычно возникают как новые комбинации уже существующих идей» - считает Мартин Вайтцман, - таким образом, множество новых идей рождается как цепная реакция инноваций. Но, так же как и в случае с ядерной реакцией, для этого сначала необходима критическая масса идей и технологий. Стремление к инновациям также зависит от размеров рынка. Инновации включают фиксированные издержки, такие как НИОКР: более крупному рынку легче нести их.

Коммерческие инновации сегодня являются в основном продуктом или базового научного понимания (основанного большей частью на идеях, связанных с государственной сферой), или прикладной инженерии (подкрепленной патентами). Первые производятся университетами и государственными институтами, вторые - частными, стремящимися получить прибыль компаниями. Успешные инновации требуют совместных усилий ученых, правительства и промышленности. Большое значение имеет так же распространение Интернет.

Список литературы:

 

Внешнеэкономическая деятельность ID 4839308 Автор: И. С. Алексеев <http://www.ozon.ru/context/detail/id/4839308/> Языки: Русский Издательство: Дашков и Ко <http://www.ozon.ru/context/detail/id/858063/> ISBN 978-5-394-00501-5; 2010 г.

Внешнеэкономическая деятельность ID 5727787 Редакторы Борис Смитиенко <http://www.ozon.ru/context/detail/id/363023/>, Валентин Поспелов <http://www.ozon.ru/context/detail/id/363024/> Языки: Русский Издательство: Академия <http://www.ozon.ru/context/detail/id/857710/> Серия: Среднее профессиональное образование <http://www.ozon.ru/context/detail/id/1922357/> ISBN 978-5-7695-7017-9; 2011 г.

Внешнеэкономическая деятельность ID 6442758 Букинистическое издание Автор: Е. Ф. Прокушев <http://www.ozon.ru/context/detail/id/6442758/> Издательство: Дашков и Ко <http://www.ozon.ru/context/detail/id/858063/> Сохранность <http://www.ozon.ru/context/detail/id/2661395/>: Хорошая ISBN 978-5-394-00117-8; 2009 г.

Внешнеэкономическая деятельность ID 5733124 Автор: Э. А. Арустамов, Р. С. Андреева <http://www.ozon.ru/context/detail/id/5733124/> Языки: Русский Издательство: КноРус <http://www.ozon.ru/context/detail/id/857449/> Серия: Среднее профессиональное образование <http://www.ozon.ru/context/detail/id/3195042/> ISBN 978-5-406-01065-5; 2011 г.

<http://hdr.undp.org/> характеристики

Приложения

Мировые технологические центры (по числу баллов)

Комментарий к геотехнологической карте мира

Четыре категории стран, разнесенных по Индексу технологических достижений:

Лидеры:

Потенциальные лидеры:

Последователи:

Маргиналы:

Мировые технологические центры оценивались по 4-х бальной системе по четырем показателям:

1)      возможность местных университетов и исследовательских центров повышать квалификацию рабочих или создавать новые технологии,

2)      способность местных компаний и МНК предоставлять экспертизу и способствовать экономической устойчивости,

)        условия венчурного предпринимательства,

)        возможность венчурного капитала гарантировать, что воплощенные идеи попадут на рынок.

Конкуренция стран лидеров в области НИОКР.

Похожие работы на - Международное экономическое сотрудничество в области обмена технологиями

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!