Документарное инкассо как форма международных расчетов

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,13 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Документарное инкассо как форма международных расчетов

Содержание

Документарное инкассо как форма международных расчетов

Участники инкассо

Чем регулируется инкассо

Виды инкассо

Преимущества инкассо

Формы осуществления инкассо

Этапы расчетов по инкассо

Риски репутации

Страхование рисков неплатежа и странового риска

Ответственность за стоимость, страхование и фрахт

Документарное инкассо как форма международных расчетов

Каждый договор в международной торговле содержит условие о порядке оплаты покупной цены, которое включает в себя следующие основные элементы: время, способ, место и валюту платежа. Различные варианты и модификации данных элементов порождают ту или иную форму оплаты цены товара.

Коммерческая практика выработала типовые формы оплаты, с помощью которых происходит примирение противоречивых экономических интересов при осуществлении международной торговли. Продавец стремится получить деньги за проданные товары как можно быстрее, но если транспортные документы являются товарораспорядительными документами, то он стремится сохранить их до получения платежа или, по крайней мере, убедиться, что его предложение принято. Покупатель же заинтересован в том, чтобы отсрочить оплату товаров до момента, когда документы? и особенно товарораспорядительные? выходят из-под контроля продавца. Для примирения конфликтующих интересов необходимо посредничество банка или банков. Одной из форм оплаты при посредничестве банков является инкассо.

Рассмотрим, что же такое инкассо и как исторически оно могло возникнуть.

Прежде всего отметим, что инкассо как форма обеспечения исполнения обязательств возникла при осуществлении внешнеторговых операций. Продавец и покупатель договорились о поставке товара. При заключении договора могли возникнуть следующие формы оплаты покупной цены:

покупатель сразу оплачивает товар, после чего осуществляется его поставка;

оплата покупной цены осуществляется после отгрузки товара. В данном случае у продавца могут возникнуть сомнения в том, что покупатель окажется добросовестным и оплатит товар. Тогда продавец не отдает транспортные документы сразу после отгрузки, а передает только после их оплаты продавцом либо после акцепта или оплаты векселя. Возникает вопрос: кто передаст документы или вексель для акцепта и оплаты покупателю (так как покупателя и продавца при внешнеторговых операциях может разделять большое расстояние)? Продавец может поручить передать документы своему филиалу, представителю или банку (прямое инкассо) в стране покупателя. Если филиала или представителя в стране покупателя не существует, тогда продавец просит свой банк выполнить эту задачу. В данном случае будет осуществляться инкассо.

Таким образом, инкассо можно определить как совокупность операций, совершаемых банком по передаче документов с целью получения платежа или акцепта или передаче документов на других условиях.

Определение инкассо

Под инкассо (collection) следует понимать операции с документами, осуществляемые банками на основании полученных инструкций, с целью взыскания платежа (получения акцепта и др.). Следует обратить внимание на то, что часто инкассо неправильно понимают, определяя его как "поручение / инструкция клиента" и т.п. Однако такое определение находится в противоречии с определением, общепринятым в международной банковской сфере.

Инкассовая форма расчетов является одной из трех основных форм безналичных расчетов. В отличие от расчетов в форме аккредитива и расчетов в форме кредитового перевода при инкассо инициатива платежа всегда исходит от кредитора по денежному обязательству (продавца / экспортера).

Участники инкассо

Инициатором операций по инкассо является принципал (principal), представляющий инструкции по инкассо в обслуживающий его банк. Это первое звено в цепочке расчетов по инкассо и является первоначальным источником инструкций для всех других сторон. Поэтому будет правильно, если сказать, что инкассо - это инкассо принципала. Принципалом по инкассо является экспортер / продавец / трассат по векселю.

Банк, обслуживающий принципала и принимающий его инструкции по инкассо к исполнению, называется банком-ремитентом (remitting bank). Английское слово "remitting" означает "отправляющий, отсылающий", что раскрывает функцию данного банка, как отправляющего документы по инкассо согласно полученным инструкциям принципала. В процессе осуществления инкассо банк-ремитент отвечает перед принципалом.

В целях исполнения инструкций принципала банк-ремитент направляет документы в инкассирующий банк. Инкассирующим банком в данном случае является банк-корреспондент, выбранный банком-ремитентом или указанный принципалом. Такой банк отвечает перед банком-ремитентом.

В случае если инкассирующий банк не обслуживает плательщика, т.е. лица, которому согласно инструкциям должны быть переданы документы, он может передать документы с инструкциями в банк плательщика. Банк плательщика также является инкассирующим банком, поскольку таковым является любой банк, участвующий в инкассо. Кроме того, такой инкассирующий банк, передающий документы на определенных условиях плательщику (импортеру), называется представляющим банком.

Представляющий банк - инкассирующий банк, осуществляющий представление плательщику. Представление в данном случае есть процедура, в соответствии с которой представляющий банк согласно полученным им инструкциям передает документы плательщику. Как правило, представляющий банк - это банк, обслуживающий покупателя.

Плательщик - лицо, которое должно совершить платеж или акцептовать и оплатить вексель против представленных документов. Как правило, плательщиком является покупатель товара (заказчик работ или услуг).

Чем регулируется инкассо

В Республике Беларусь инкассо регламентируется рядом нормативных правовых актов, в частности это:

Банковский кодекс Республики Беларусь (далее - Банковский кодекс), статьи 267 - 271 которого направлены на установление основных прав и обязанностей участников инкассо;

Инструкция о порядке совершения банковских документарных операций, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. N 67 (с изменениями и дополнениями; далее - Инструкция N 67), в разделе III которой подробно рассмотрен порядок совершения банками операций по внутреннему и международному инкассо;

специальные нормативные правовые акты, регулирующие отдельные виды инкассо. Например, Инструкция о банковском переводе, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. N 66, которой определен порядок осуществления инкассо платежных требований.

При осуществлении международных расчетов по инкассо широко применяются Правила Международной торговой палаты "Унифицированные правила по инкассо", редакция 1995 г., публикация N 522 (далее - МТП; Унифицированные правила).

Унифицированные правила согласно статье 1 применяются ко всем инкассо, как они определены в статье 2, если эти Правила включены в текст инкассового поручения, как оно определено в статье 4, и являются обязательными для всех участвующих сторон, если только специально не оговорено иное и если только это не противоречит положениям федерального, республиканского либо местного законодательства и (или) правилам, носящим обязательный характер.

документарное инкассо международный расчет

Виды инкассо

Инкассо - это есть операции с документами. Виды инкассо различают в зависимости от того, какие документы передает в банк принципал. Во внешнеторговой деятельности различают коммерческие и финансовые документы. К финансовым документам относятся переводные векселя, простые векселя, чеки, платежные расписки и иные документы, используемые для получения платежа, выписанные в целях исполнения платежа в денежной форме. К коммерческим документам относятся счета, транспортные документы, документы о праве собственности, товарораспорядительные и иные документы, подтверждающие основание платежа или акцепта и не являющиеся финансовыми.

Исходя из норм Унифицированных правил и сложившейся международной практики, различают два вида инкассо: чистое инкассо и документарное инкассо.

Чистое инкассо - это инкассо только финансовых документов (переводные векселя, простые векселя, чеки и иные используемые для получения платежа документы), не сопровождаемых коммерческими документами.

Чистое инкассо применяется в тех случаях, когда лицу необходимо получить (взыскать) денежные средства по имеющемуся у него финансовому документу (наиболее типичным примером тому является инкассо чеков), или используется, как правило, для проведения расчетов по обязательствам административного и т.п. характера (взыскание в бесспорном порядке на основании исполнительных документов или на основании договора с бенефициаром).

Документарное инкассо означает инкассо:

финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами (транспортные документы, счета, товарораспорядительные документы и иные документы, не являющиеся финансовыми);

коммерческих документов, не сопровождаемых финансовыми документами.

Когда целесообразно применять документарное инкассо

В отличие от документарного аккредитива, расчеты в форме документарного инкассо не представляют продавцу надежного обеспечения исполнения обязательств покупателя по оплате товаров / услуг, поэтому такая операция рекомендуется в следующих случаях:

между продавцом и покупателем установлены хорошие деловые отношения; у продавца нет сомнений в платежеспособности покупателя;

политическая и экономическая ситуация в стране покупателя (импортера) считается стабильной;

отсутствие в стране покупателя валютных и иных ограничений, которые могут препятствовать переводу денежных средств или получению товара.

Преимущества инкассо

Для продавца

Основное преимущество, которое получает продавец при выборе инкассовой формы расчетов, состоит в участии банков как агентов продавца, действующих в его интересах. Это позволяет ему отслеживать процесс проведения операций и оперативно реагировать на трудности, которые могут возникнуть в ходе совершения сделки.

Для покупателя

До осуществления платежа (принятия на себя обязательства по платежу) покупатель имеет право и обязан проверить представленные в банк документы. В случае если представлены не все документы или такие документы свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязательств продавцом, покупатель может не производить платеж.

Кроме того, как правило, до исполнения своих обязательств покупатель может удостовериться в том, что соответствующий товар (в необходимом количестве и определенного качества) поступил (получен).

Формы осуществления инкассо

Принципал, обращаясь в банк-ремитент с просьбой передачи документов плательщику и выдавая инструкции банку-ремитенту, делает это с определенной целью. В зависимости от целей, которые преследует принципал, обращаясь в банк, можно условно выделить следующие формы инкассо:

получения платежа.

Под такой формой инкассо понимается представление финансовых документов для получения платежа денежными средствами. Представляющий банк в данном случае передает финансовые документы плательщику с целью получения от него платежа по переданным документам;

акцепт переводного векселя.

Под инкассо путем акцепта переводного векселя понимается передача представляющим банком переводного векселя плательщику с целью его акцепта последним;

выдача коммерческих документов против платежа (documents against payment - D/P).

При данной форме инкассо представляющий банк передает коммерческие документы (могут сопровождаться финансовыми документами) плательщику только после осуществления последним платежа денежными средствами. При осуществлении инкассо D/P с коммерческими документами не может одновременно находиться переводной вексель с отсроченной датой платежа. Если такое все-таки произошло, то в соответствии с Унифицированными правилами представляющий банк будет действовать согласно инструкциям принципала, т.е. передаст документы только после получения платежа от плательщика;

выдача коммерческих документов против акцепта переводного векселя (documents against accept - D/A).

Под данной формой понимается инкассо, при котором представляющий банк передает коммерческие документы плательщику только после акцепта последним переводного векселя;

выдача документов на других условиях.

В данном случае документы будут переданы представляющим банком плательщику только после выполнения им условий принципала, указанных в платежной инструкции.

В соответствии с Унифицированными правилами в случае, если принципал не указал в своей платежной инструкции конкретную цель передачи документов плательщику, представляющий банк передаст документы плательщику только после получения от последнего платежа денежными средствами.

Этапы расчетов по инкассо

оформление инкассового поручения принципалом и передача его в банк-ремитент;

передача инкассового поручения банком-ремитентом инкассирующему банку:

инкассирующий банк не является представляющим;

инкассирующий банк является представляющим;

исполнение инкассового поручения представляющим банком;

исполнение инкассового поручения плательщиком:

оплата документов путем представления платежного поручения;

частичная оплата;

акцепт переводного векселя;

неоплата или неакцепт (представление мотивированного уведомления).

Рекомендации для продавца (экспортера) до представления

документов в банк на инкассо

Запросы в отношении покупателя

Эффективность процесса совершения операций во внутренней и международной торговле зависит в большой степени от надежности, платежеспособности и исполнительности покупателя. По этой причине продавец должен сделать необходимые запросы в отношении покупателя. Величина и глубина таких запросов зависит как от объемов сделки, так и от продолжительности деловых отношений с ним. В отдельных случаях может быть поставлен вопрос о необходимости посетить самого покупателя с тем, чтобы получить собственное представление о нем, а также об особенностях законодательства страны импортера.

Запросы могут быть сделаны в банки, торговые палаты (в некоторых странах компании, которые хотят выйти на международный рынок, должны быть зарегистрированы в торговой палате) или могут быть использованы иные доступные источники. При этом запросы должны быть сделаны таким образом, чтобы извлечь как можно больше информации о покупателе, особенно обращая внимание на следующее:

его деловую репутацию и платежеспособность;

продолжительность его деловой активности;

возможность работы с ним на особых условиях (например, по инкассо "документы против акцепта" с применением векселя со сроком платежа - 120 дней);

доступную информацию о финансовых аспектах его деятельности (например, на величину акционерного капитала и т.д.).

Из соответствующих деловых кругов может быть получена (часто устно) неофициальная информация, которая в некоторых ситуациях может оказаться более полезной, чем собранная из официальных источников.

Запросы в отношении страны импортера

Источниками, из которых экспортер может получить информацию относительно страны импортера, являются иностранные банки, правительственные учреждения / органы, торговые палаты и финансовая пресса. Особое внимание следует обратить на существующие в стране запреты, ограничения или задержки свободного перемещения денежных средств и / или товара из страны.

Если ожидается, что платеж за отгруженный товар будет сделан через определенный период времени в будущем, считая от момента отгрузки, также следует оценить вероятность наложения упомянутых ограничений в течение данного периода. Ограничения или задержки при переводе денежных средств могут повлиять на надлежащее исполнение экспортером обязательств перед своими кредиторами. Ограничения на вывоз товаров из страны импортера могут повлиять на возможность экспортера перепродать товар или вернуть его в случае его неоплаты импортером.

Риски репутации

Если товары не производятся экспортером, должна быть оценена степень надежности поставщика и (или) производителя товара на предмет поставки товара соответствующего качества в соответствующие сроки. Экспортер должен учесть риск потери должной репутации в случае, если товары поставлены не в соответствии со спецификацией и / или не поставлены вовремя.

Условия поставки

Экспортер и импортер предварительно должны договориться о том, кто оплачивает стоимость страхования и транспортировки товара. Данное решение зависит от многих факторов.

В одних случаях экспортер обладает определенными преимуществами и может заключить соглашение на более выгодных для него условиях. Например, у экспортера могут быть уже установлены хорошие отношения со страховыми и транспортными агентствами, что позволит ему сократить свои издержки. В других случаях, наоборот, импортер может обладать преимуществами, позволяющими ему устанавливать более выгодные для него условия. На выбор условий поставки могут влиять также ситуация на валютном рынке, нежелание экспортера заниматься "бумажной работой" в стране импортера и др.

Страхование рисков неплатежа и странового риска

Экспортер также должен рассмотреть возможности страхования рисков неплатежа и рисков, связанных с политической нестабильностью или с изменением законодательства в стране импортера в неблагоприятную для экспортера сторону.

Уполномоченный представитель

Экспортер может иметь агента в стране покупателя, готового при необходимости предпринять в целях защиты интересов экспортера определенные действия:

склонить покупателя, не желающего платить, к исполнению договорных обязательств;

поддерживать контакты с местным банком, производящим инкассо;

оказать помощь в организации хранения, продаже товара или его страхования;

найти альтернативного покупателя.

В случае наличия такого агента, экспортер должен решить, какие полномочия должны быть даны ему.

Перечисленные выше факторы (условия) должны быть рассмотрены до подписания с покупателем договора купли-продажи. На данном этапе экспортеру рекомендуется также проконсультироваться в своем банке.

После подписания договора экспортер должен отправить товар и передать документы в соответствии с условиями договора. Документы передаются в банк (банк-ремитент) вместе с подробными инструкциями по проведению инкассо, позволяющими эффективно обеспечивать свои интересы.

Оформление инкассового поручения принципалом и передача его в банк-ремитент.

Данный этап начинается после передачи принципалом товара перевозчику и получения коммерческих документов от транспортной организации.

В соответствии с Унифицированными правилами все документы, направляемые на инкассо, должны сопровождаться инкассовым поручением.

Инкассовое поручение обязательно должно содержать следующие данные:

сведения о принципале (наименование, адрес и другие необходимые реквизиты);

сведения о плательщике, место, в котором должно быть сделано представление (если оно отлично от адреса плательщика);

сведения о представляющем банке, в случае если его выбирает принципал. Принципал может и не знать, какой банк будет делать представление плательщику. В данном случае выбор представляющего банка делает банк-ремитент по своему усмотрению;

перечень прилагаемых документов с указанием количества листов каждого документа;

сумма и валюта платежа.

Инкассовое поручение должно содержать полные и точные инструкции, касающиеся выполнения инкассо. Банк-ремитент не должен исследовать документы для того, чтобы найти в них необходимые инструкции, и не принимает во внимание инструкции от любой другой стороны, участвующей в операции, кроме принципала (за исключением случая, когда указания о принятии во внимание инструкций другой стороны содержатся в инкассовом поручении). Инструкции должны содержать четкие указания, касающиеся: условий передачи инкассируемых документов; необходимости совершения протеста или иных юридических действий в случае неоплаты или неакцепта векселей; возможности принятия частичных платежей; порядка и правил оплаты комиссий и расходов банка, связанных с инкассо; условий инкассирования процентов по финансовым документам; если платежи по инкассо обеспечены гарантией, дополнительно включается требование о платеже в счет банковской гарантии с указанием всех необходимых реквизитов гарантии; условий о необходимости вручения документов представителю принципала и о его полномочиях; следует ли товары складировать, и какова будет страховка, если товар отправлен непосредственно в адрес банка.

При проверке коммерческих и финансовых документов, прилагаемых к инкассовому поручению, банк-ремитент проверяет только соответствие документов, имеющихся в наличии, документам, указанным в инкассовом поручении, а также наличие передаточных надписей (индоссамент) на финансовых документах. Банк-ремитент не проверяет документы на подлинность и не несет за это никакой ответственности.

Банк-ремитент, проверив правильность заполнения инкассового поручения и наличие документов, принимает его к исполнению.

Предварительные действия импортера

Должен ли получатель товара (импортер) также проводить предварительную работу до момента заключения сделки. Конечно, да. (Бойтесь данайцев, дары приносящих.)

Сделать запросы относительно экспортера

Часто импортеры / покупатели закупают товары в целях снабжения ими конечных покупателей, таких, как цепь магазинов, фирмы посылочной торговли, дома моды. Как правило, эти конечные покупатели очень скрупулезно относятся к вопросам качества и своевременной поставки, поскольку успех их бизнеса зависит от того, насколько эффективно приобретенный товар продается. Следовательно, импортер должен узнать о способностях (возможностях) экспортера поставить качественный товар в соответствующие сроки.

В связи с этим импортер должен сделать запрос относительно экспортера, особенно обращая внимание на:

степень его надежности и кредитоспособности;

время его нахождения в сфере бизнеса;

репутацию как производителя / поставщика качественной продукции, точно выполняющего обязательства по своевременной поставке;

подробности любой доступной финансовой информации о нем.

Полезная информация может быть выявлена также в результате совершения неофициальных запросов.

Сделать запросы относительно страны экспортера

Учитывая важность поставки товара в оговоренные сроки, есть необходимость в выяснении возможности возникновения каких-либо законодательных препятствий в стране продавца в отношении вывоза товара. Импортер должен в разумной степени знать о них до того, как делать заказ. Для этого, чтобы не поставить под угрозу свою репутацию надежного поставщика, импортер должен сделать необходимые запросы в банки, государственные учреждения / службы, торговые палаты и др.

Ответственность за стоимость, страхование и фрахт

Импортер и экспортер должны договориться о том, кто оплачивает стоимость расходов на страхование и транспортировку товара и до какого момента. Часто импортеры предпочитают работать с собственными страховыми и транспортными агентствами не только из-за возможности определения стоимости таких услуг путем переговоров, но также и по той причине, что в случае возникновения каких-либо споров, урегулировать их проще с людьми, с которыми знаком.

Все вышеуказанные факторы должны быть приняты во внимание импортером до заключения договора с продавцом. Более того, может оказаться целесообразным на данном этапе получение консультаций (совета) у своего обслуживающего банка.

Шаги, предпринимаемые импортером после заключения договора

После заключения договора импортер должен поддерживать контакт со своим банком (инкассирующим и (или) представляющим) с тем, чтобы убедиться в том, что:

ему будет сделано представление по получении банком документов;

условия договора соблюдены, когда сделано представление;

Исполнение инкассового поручения плательщиком

Плательщик после получения инкассового поручения с документами может поступить следующим образом:

оплатить документы.

После получения платежа представляющий банк обязан незамедлительно перечислить инкассированные суммы принципалу. Если платеж идет не через банк, от которого получено инкассовое поручение, то представляющий банк должен проинформировать об этом данный банк;

акцептовать переводной вексель.

В данном случае представляющий банк незамедлительно передает акцептованный вексель банку, от которого получено инкассовое поручение, для его передачи принципалу. В инструкции принципала может содержаться просьба представляющему банку о хранении у себя акцептованного векселя и предъявлении его плательщику при наступлении срока оплаты. Тогда банк действует в соответствии с инкассовым поручением;

осуществить частичный платеж или частичный акцепт.

Частичный платеж может быть принят, только если такое условие содержится в инкассовом поручении. При этом также, если принципал не указал иное, документы передаются плательщику только после получения полного платежа;

отказаться от оплаты или акцепта.

В данном случае плательщик представляет в представляющий банк мотивированное уведомление и возвращает переводные векселя, выданные ему для акцепта. Представляющий банк немедленно уведомляет об этом банк, от которого получено инкассовое поручение, с указанием причин неоплаты или отказа от акцепта для информирования принципала. У принципала банк-ремитент запрашивает указания относительно дальнейших действий.

Если инструкции принципала не содержат специальные указания о совершении протеста или иных юридических действий в случае отказа от платежа или акцепта, то представляющий банк не обязан этого делать.

Принципал вправе в инкассовом поручении указать лицо, которое выступает в качестве представителя принципала в случае отсутствия акцепта или платежа. При этом должны быть указаны полномочия этого лица (ст.25 Унифицированных правил). При отсутствии такого указания представляющий банк не обязан принимать указания от представителя принципала. Обычно представитель назначается из числа лиц, имеющих постоянное местонахождение на территории государства плательщика.

В случае неполучения указаний о дальнейших действиях представляющий банк возвращает инкассовое поручение вместе с документами банку, от которого оно было получено.

Расчеты посредством инкассо являются более безопасной формой международных расчетов по сравнению с расчетами в форме банковского перевода. Однако и при этой форме расчетов присутствуют достаточно высокие риски.

При осуществлении инкассо путем представления документов против акцепта переводного векселя сохраняется риск принципала по неоплате векселя со стороны плательщика. В данном случае риск можно уменьшить путем получения аваля со стороны представляющего банка.

Возможен также риск утраты или порчи товара, если товар прибудет раньше, чем коммерческие документы на этот товар. Подобный риск можно уменьшить путем передачи товара на хранение представляющему банку или страхования этого товара.

Как правило, инкассо используется при осуществлении расчетов между поставщиком и покупателем, которые достаточно хорошо знают друг друга или которые имеют высокую деловую репутацию.

Документарное инкассо используется участниками экспортно-импортных сделок при осуществлении расчетов по внешнеторговому контракту. Расчеты в форме инкассо дают определенные преимущества импортеру, основное обязательство которого состоит в осуществлении платежа против товарных документов, дающих ему право на осуществление оплаты товара без преждевременного отвлечения денежных средств из оборота. Вместе с тем экспортер получает определенную долю уверенности в том, что транспортные документы будут переданы в распоряжение импортера только после получения представляющим банком инструкций о переводе средств в адрес продавца либо после акцепта покупателем переводного векселя, который, в свою очередь, будет свидетельствовать о принятии им обязательства по оплате такого векселя на определенную дату.

Похожие работы на - Документарное инкассо как форма международных расчетов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!