Журналистская профессия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    48,89 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Журналистская профессия

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ









КУРСОВАЯ РАБОТА

«Журналистская профессия»

Выполнила:

Студентка ФЖБ-13 _____________Зубкова Е.Р.

Научный руководитель:

К.ф.н., доцент _____________ Расторгуева Н.Е.

Заведующий кафедрой: ______________ Барабаш В.В.

д.ф.н. профессор





Москва, 2011

Содержание

Введение

Журналистская профессия в мире профессий

Журналистская профессия в обществе

Трудности и парадоксы журналистской профессии

Заключение

Список литературы

Введение

Почему в наше время профессия журналиста так быстро набирает популярность? Почему многие молодые люди хотят связать свою жизнь именно с журналистским делом?

Да, это творческая профессия, и, возможно, она кажется более простой для освоения в сравнении с другими профессиями, но это только на первый взгляд. Журналист несет огромную ответственность перед обществом, и на его карьерном пути немало преград. Множество трудностей ждет журналиста, который решил стать профессионалом своего дела.

Бытует мнение, что журналистом может быть каждый. Сейчас, с развитием Интернета, это действительно так. Люди создают блоги, ежедневно пишут в «живые журналы», размещают собственноручно снятые видео. Но кто такой, все таки, настоящий журналист? Должно же быть у этой профессии конкретное определение, и у ее представителей конкретные дифференцируемые задачи.

Многие недооценивают сложность этой профессии. Здесь я считаю уместным процитировать известного обозревателя «Комсомольской правды», лауреата премии Союза журналистов Ярослава Голованова:

«Встречаясь с читателями, я понял, что у людей, мало знакомых с журналистской кухней и излишне доверчивых к откровениям кинематографа, бытует представление о жизни журналиста как о некоем ненормированном празднике, за который тебе еще и деньги платят. Да, космодром, выставка в Осаке, салон в Париже - все это было. Не хочу лукавить: я очень рад, что говорил с Норбертом Винером, обедал с Гагариным, купался с Ландау. Но неужели взрослый человек может серьезно подумать, что все эти беседы и обеды и есть потный труд журналиста? И отчего тогда срок жизни у людей этой профессии короче века водолазов?»

У журналистской профессии, как и у любой другой, есть своя специфика. Эта профессия многоликая, универсальная т разносторонняя. Даже многие известные журналисты воспринимают её по-разному. Например, Егор Яковлев ( редактор популярной в свое время «Общей газеты») и Евгений Рост - как литературную работу, более молодое поколение журналистов - как фактографическую информацию, Наталья Геворкян - как некую игру. А вот обобщённое мнение Леонида Шарова: «Это и служба, и творчество, и спектакль, и игра: с самим собой, с читателями, с главным редактором, с подчиненными, если они у тебя есть. Но вот когда тебе удается кому-то реально помочь, тогда возникает понимание особого смысла профессии».

В данной работе я хотела бы более подробно рассмотреть специфику журналистской профессии, основные задачи современного журналиста и меру его ответственности перед обществом.

Выбранная тема актуальна для тех, кто выбрал своей профессией журналистское дело. В этом деле существует множество трудностей и сложных проблем, которые находятся за «парадной стороной » профессии. На первом курсе не поздно одуматься и изменить свой выбор. Ведь как происходит порой - молодые люди идут на факультет журналистики потому, что «там не будет математики», многие девушки лелеют мечту «попасть в кадр» и стать «знаменитой телеведущей», а кто-то просто ссылается на то, что «учиться такой профессии легче легкого». И таким образом, либо они заканчивают и не находят себя в профессии, либо являются непрофессионалами своего дела, вследствие чего не только на федеральных, но и на региональных каналах, в эфире звучит необдуманная, малограмотная речь, а газеты полны опечаток, видных даже малообразованным слоям общества. Одним из последствий в том числе является формирование класса журналистов, благодаря которым, телевидение и радио исполняют единственную, и, на мой взгляд, самую непотребную функцию - рекреативную. В итоге мы получаем некомпетентное, оторванное от нужд страны телевидение, передачи которого имеют весьма низкий нравственный уровень.

Развлекательную направленность телерадиовещания я считаю серьезной проблемой, которая по моему мнению, косвенно вытекает из неправильной мотивации при выборе журналистской профессии и недопонимания ее специфики. Хотя и считается, что большинство рекреативных программ находятся вне компетенции журналиста, он, всё таки, несет социальную ответственность за свою к ним пусть даже минимальную причастность. Конечно, превалирование рекреативной функции современных СМИ во многом обусловлена экономическими и социальными факторами.

Действительно, изменение общественного строя в стране, возникновение новой социально-политической и экономической ситуации повлекли за собой внедрение рыночных отношений в телевизионное производство - когда показывают то, на чем можно заработать (а это, как правило, развлекательные телевизионные продукты). Но ведь журналисты как раз и должны влиять на общество, пробуждать его интерес к серьезной журналистике, взращивать в нем притязательность к теле- и радиоэфирному контенту. Информация необходима зрителю. С помощью СМИ люди узнают, что произошло в стране и в мире, улучшают свое культурное развитие, формируется мировосприятие человека…. Информация, которую преподносит журналист с экрана, оказывает сильное влияние на зрителя, потому она должна быть качественной, полезной и содержательной. Обеспечение общества информацией, позволяющей ему оптимально и динамично развиваться, есть важнейшая цель и сверхзадача журналистской профессии.

Вот какое мнение по поводу значимости информации высказал один их самых известных организаторов современного российского телевещания О.М.Попцова:

«Визитная карточка любого канала - информация. Это первый укол, который делает канал человеку просыпающемуся. Это то, чем канал провожает человека, который отходит ко сну, эта та энергетика, которая заряжает зрителей инициативой или гасит эту инициативу».

То, какой будет эта информация, зависит от профессионализма журналиста, а главной цензурой должны быть нравственность и совесть журналиста. Потому имеет огромное значение, какие люди приходят в журналистику, с какими целями, и какова их мотивация.

Мудрый совет начинающим журналистам дала известный публицист Татьяна Тэсс:

«Выбирая своей профессией журналистику, надо, прежде всего, думать о том, что ты можешь дать ей, а не о том, что она может дать тебе, твердо знать и помнить, что в руки тебе дано очень сильное оружие, надо держать его в безупречной чистоте». Осознание меры ответственности перед обществом и всей серьезности профессии чрезвычайно важно для молодого журналиста. По моему мнению, журналистская профессия - это совокупность профессионализма, честности, нравственности и ответственности, преподносимая в виде информации.

Именно от молодежи, только что пришедшей на поприще массовых коммуникаций, зависит направленность будущей журналистики. Потому я считаю очень важным осознанный выбор журналистской профессии и понимание ее специфики. Многое зависит от задач, которые поставил перед собой будущий журналист. Это кажется, что от одного человека, идущего в журналистику с благими целями, ничего не зависит. Когда таких молодых журналистов будет много, это поспособствует развитию новой журналистики. И на новом витке развития журнализм вернется к прежним качествам: полупрофессиональный станет профессиональным, «желтый» - качественным, развлекательный - познавательным…Будущие журналисты в силах сформировать совершенно иное телевидение и радио, и покончить с эрой «хлеба и зрелищ», которая, по моему мнению, наступила в конце 90-ых и длится по сей день.

Цель проведенного мною исследования - анализ специфики журналистской профессии на современном этапе. Для достижения поставленной в курсовой работе цели мною осуществлялись следующие задачи:

1.Анализ журналистской профессии наряду с другими профессиями

2.Рассмотрение профессии журналиста в обществе, а также социальных задач журналиста.

.Анализ трудностей и парадоксов журналистской профессии.

Объектом курсового исследования является журналистская профессия как таковая. Предметом исследования является специфика журналистской профессии на современном этапе.

В ходе исследования были использованы такие методы, как аналитический и сравнительный, были изучены публикации и библиографические источники.

Курсовое исследование написано при использовании литературы по теории и истории журналистики, инетернет-ресурсов, раскрывающих затронутую в работе проблему, а также по материалам периодической печати. Библиографический список представлен в конце курсовой работы.

Журналистская профессия в мире профессий

Чтобы полнее представить специфику журналистской профессии, необходимо сравнить ее с другими, родственными ей профессиями. Далее будут также приведены примеры известных журналистов, которые совмещают журнализм и особенности конкретных профессий в своей деятельности.

Для начала выведем определение слова «профессия»:

Профе́ссия (professio - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта и стажа работы.

Известный профессиолог Е.А.Климов различает пять типов профессий:

1."Человек-природа", то есть сельскохозяйственные - это профессии, связанные с сельсkим хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география).

2.«Человек-техника», то есть технические - здесь главный, ведущий предмет труда -технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

.«Человек - человек», то есть социономические - для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

.«Человек-знак», то есть сигономические - чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

.«Человек - художественный образ», то есть артономические - одна из особенностей профессий типа "человек -художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

Журналистскую профессию можно отнести к социономической, сигономической и артономической. Хотя при развитии современных технологий большую роль играет освоение журналистом техники.

В данной главе речь пойдет о профессии журналиста и других, родственных ей профессиях.

Журналист и писатель. Наверное, о сходстве писателя и журналиста задумываются в первую очередь, когда говорят о том, кто такой журналист. Многие так и считают, что журналист - это и есть писатель. Да, действительно, у них один и тот же инструмент передачи информации - слово. В основе их работ лежит накопленный жизненный опыт и впечатления, им обоим свойственно образное мышление, творческий подход. Но обстановка, в которой творит писатель отличается от той, в которой вынужден работать журналист. У журналиста объект - злободневные события, мгновенные ситуации, текущая действительность, актуальные явления. Отец двух известных журналистов А.Д.Аграновский так писал об отличии журналистской профессии от писательской:

«И сколько бы писатель ни клялся, что писал об одной деревне, ему не поверят. Читатель не замедлит обобщить выводы. Таков удел художника...». Когда пишет журналист, читатель имеет четкое представление, о чем идет речь, здесь не может быть обобщенных выводов.

Писатель может позволить себе спокойно и неторопливо писать, находясь в тихом и уютном кабинете. Журналист же должен находиться везде и всюду, его деятельность требует непрерывной динамики. Иногда журналисту приходиться рисковать жизнью, отправляясь в горячие точки. Сколько журналистов погибли в Ираке, Афганистане, Чечне…

Журналист должен быть оперативен и спешить за событиями, стремится первым получить информацию и как можно быстрее ее донести до читателя. Писатель же может «вынашивать» свою идею годами. Он отображает жизнь, зафиксированную в образе, в типаже. Журналист показывает жизнь текущую.

Динамичность и оперативность, требуемые от журналиста, приводят порой к шаблонизации и стандартизации его статей и материалов. Как раз здесь может пригодиться писательское умение - писатель всегда найдет как оживить текст, какое слово заменить, чтобы это не выглядело шаблонно и затрагивало читателя. Как-то раз нам преподаватель по журналистике сказал: «Интересно можно написать о чем угодно. Даже если вам надо писать о самом скучном и стандартном мероприятии, вы можете сделать из этого «конфетку».

При написании любой статьи, любого очерка не помешают знания законов драматургии. Так называемый конфликт должен присутствовать в любом творенье, тогда это будет интересно читателю, зрителю.

Один из известных журналистов, объединяющий эти две профессии весьма успешным образом, это Рост Юрий Михайлович, который на данный момент является обозревателем «Новой газеты <#"justify">В расследовании Александра Зиненко выяснялось, кто тормозит полицейскую реформу…В другом расследовании этого же журналиста телезрителям рассказывалось о возможных обманах в кредитной сфере. Естественно, при таких репортажах без знаний юридических нюансов не обойтись.

Также как пример удачного применения многопрофильных знаний в журналистике является передача «Следствие вели», с Леонидом Каневским. Здесь речь идет, конечно, не о его работе как журналиста, ведь он является только ведущим передачи, а о работе ее создателей. Это журналисты и публицисты, которые обладают и знаниями истории, и знаниями в юридической сфере. Передача «Следствие вели» впервые появилась в эфире телеканала НТВ <#"justify">Журналист и оратор. Для журналиста очень важно умение правильно излагать свою мысль, аргументировано и последовательно отстаивать свою точку зрения. Если говорить обобщенно - журналист должен обладать красноречием. Нельзя отрицать важность ораторского искусства для современного журналиста. В первую очередь, речь здесь идет, конечно, о журналистах, работающих на телевидении и радио. Безусловно, в их деятельности основную роль играет умение влиять на аудиторию с помощью речи, последовательной и аргументированной. Имеются ввиду не дикторы новостей, которые считывают готовые тексты, а ведущие, работающие в прямом эфире в разговорных жанрах. К примеру, ведущие телевизионных дебатов, ведущие ток-шоу. Эти жанры стали очень популярными за последнее время. Людям более интересно наблюдать за происходящим в прямом эфире, нежели смотреть запись с явно проглядываемым сценарием. Конечно, такая притязательность публики пока еще только в стадии своего развития, но именно таким видит интеллектуально-развитая часть населения будущее телевидение. Естественно, люди хотят видеть перед собой грамотного ведущего, который понятно и доходчиво излагает свои мысли. Поэтому профессия теле- и радиоведущего очень тесно связана с ораторским мастерством. На современном телевидении мало профессионалов, которых можно было бы считать хорошими ораторами. Хотя передач, относящихся к разговорным жанрам, на экране становится всё больше. Если говорить о ток-шоу - то в качестве примера можно привести «Пусть говорят», с Евгением Малаховым. Его роль как оратора не столь велика, но этого ведущего люди слушают ( в народе даже существует шутка - «В конце очередного эфира Евгений Малахов забыл сказать «Берегите себя» и 90 % телезрителей покончили жизнь самоубийством»), его манеру ведения передачи узнают, он умеет удержать внимание аудитории, и убедить зрителя в определенной точке зрения. Это и есть качества, присущие настоящему оратору.

Если говорить о передачах более серьезной направленности, то следует упомянуть передачу «Гордон Кихот» с Александром Гордоном. Казалось бы и здесь ведущий говорит не много, но речь его последовательна и несет в себе определенный смысл. Гордон для телезрителей является своего рода эталоном правильной речи и ясной мысли.

То есть нельзя отрицать того, что журналист - это в том числе и оратор, особенно если речь идет о журналисте, который работает в прямом эфире. Только в отличии от оратора в прямом понимании этого слова, у журналиста более широкая аудитория, невидимая, и у журналиста имеется возможность формировать мнение гораздо более обширных масс, чем у оратора.

Итак, из всего вышесказанного можно заключить, что профессия журналиста является универсальной профессией. Она поражает своей многофункциональностью и способностью подстраиваться под любые ситуации, а точнее - способностью выполнять любые функции, диктуемые моментом. Для того, чтобы быть профессионалом своего дела, журналист должен обладать огромным количеством знаний, и даже, как бы банально это ни звучало, знать больше, чем надо. При чем журналисту не только необходимы практические и теоретические знания по его конкретной специальности ( лучше, как мы выяснили, обладать навыками и знаниями в том числе и других профессий), но необходим также богатый жизненный опыт, навыки общения с людьми, знания их психологии. Все -таки жизни журналиста, да и любого человека, не научат ни в одном университете. Жизни может научить только сама жизнь. Потому журналисту нужно постоянно набираться опыта, нужно учиться находить подход к каждому человеку, а это значит, что журналист постоянно должен находиться в обществе. Он должен быть наблюдателен, и уметь обращать свое внимание на самые мельчайшие подробности поведения человека и окружающей его среды. То есть профессия журналиста должна вмещать в себя наблюдательность, толерантность и человеколюбие. На мой взгляд, профессия журналиста вмещает в себя, вдобавок ко всем вышеперечисленным, еще и профессию психолога. Журналист работает с информацией, а ее «носителями» так или иначе являются люди. Потому можно смело утверждать, что журналистская специальность является специальностью социальной. Но о профессии журналиста в обществе - в следующей главе.

Журналистская профессия в обществе

журналист профессия информация общество

Журналистика является целой социальной информационной системой. Она соответствует духовному, социальному, экономическому и политическому строю общества на данном этапе его развития. То есть журналистика обслуживает интересы уже сформировавшегося общества, и в это же самое время формирует интересы этого общества, влияет на его развитие в положительную или в отрицательную сторону. Так же как экономика, так же как история, журналистика развивается и функционирует по спирали.

Построить схему функционирования СМИ в обществе пытался американский политолог и социолог Гарольд Лассуэлл (1902-1978), который отобразил акт коммуникации следующим образом: «КТО сообщает, ЧТО сообщает, по какому КАНАЛУ, КОМУ, и с каким ЭФФЕКТОМ». Но как мы видим, здесь не отображается суть самого процесса, динамика его происхождения. Что же порождает движение информации в обществе?

Основным субъектом (и одновременно объектом) информационного взаимодействия является общество как совокупная аудитория. А основным «пусковым механизмом» этого взаимодействия является потребность общества в информации, то есть интерес общества к информации.

Исходя из информационных потребностей общества, происходит одно из двух направлений функционирования журналистской профессии в обществе - общественное.

В общественном направлении главную роль играют социальные, экономические, духовные, политические и биологические потребности общества. Эти потребности (так скажем общественный заказ) воспринимаются властными, экономическими и политическими институтами, которые затем передают СМИ свои требования и программы действий.

Изменения, произведенные СМИ в общественном сознании и поведении людей, влияют на новые потребности общества. И таким образом мы получаем цикл: потребности общества → институты власти и др. социальные структуры→ журналисты→ аудитория - и далее по новому циклу.

Другое направление функционирования журналистской профессии в обществе - аудиторное. Здесь учитываются субъективированные интересы конкретной аудитории, которую журналист вправе выбирать сам. Далее журналист улавливает эти интересы и откликается на них. Итак, мы получаем следующий цикл: интересы аудитории → журналисты → институты власти. Институты власти производят определенные изменения в жизни общества, влияют на изменение его информационных и других потребностей, которые, отражаются на аудиторных интересах, и далее все идет по новому циклу.

Если во времена существования советского союза преобладало перовое направление - общественное (власть полностью контролировала информационный поток, действовала так называемая партийная журналистика),- то сейчас основным является аудиторное направление. И здесь также существуют определенные негативные тенденции. Хотя могут быть удовлетворены одновременно совершенно разные интересы читателей и зрителей, в основном информационное обеспечение получают весьма примитивные интересы.

Ни для кого не секрет, что людям нравится наблюдать за жизнью других людей, как говорится, через «замочную скважину». Об этом интересе к «подсматриванию» говорится в психологии. Дело в той непреодолимой притягательности, которое для многих людей таит в себе подглядывание за соседями. Особенно, если их собственная жизнь кажется им однообразной и пустой, а это в наше время не редкость.

Да, в приличном обществе это - пока - считается неприличным. Психология считает это родом отклонения, а то даже и родом сексуального извращения. Существует даже термин «вуайеризм» (от французского слова «voyeur» - подглядывающий, подсматривающий). Однако в настоящее время вуайеризмом страдает неимоверное количество народу. Возможность подсматривать за кем-то без его ведома создаёт иллюзию власти над ним.

«За нами всё время шпионят, - говорит Саффо. - Мы не только шпионим друг за другом, но и за самими собой. И все мы однажды обнаружим, что стали малоинтересными „звёздами своих собственных занудных reality-show».

То есть хотя «вуайеризм» и считается своего рода отклонением, им страдает большинство людей. А теперь, в силу развития технологий и подстраивания телевизионного контента под аудиторные интересы, это практикуется ежедневно! Моральный барьер исчез, возможно еще и потому, что раньше всё подобное было под запретом, под жестким гнетом советской цензуры. Вот, что пишет об этом в своем методическом пособии Лазутина Г.В.:

«Ориентация на гласность и плюрализм , заявленная в 1985 г . в качестве доминанты новой политической линии властных структур СССР , объективно означала для журналистики возвращение ей права быть самой собой . Пресса вышла из - под гнета Коммунистической партии и коммунистической идеологии . Свобода слова , свобода творческого самовыражения была не просто провозглашена , а закреплена законодательно . Но она - то и оказалась первым серьезным испытанием профессионально - нравственной зрелости нашего журналистского корпуса . Обнаружилось , что в этом плане мы изрядно отстали от коллег из многих стран . В упоении открывшимися творческими возможностями журналисты российской прессы начали то и дело выходить за границы этического коридора , которым определяется свободное творческое пространство . Свобода творчества все чаще стала оборачиваться журналистским произволом - такой формой профессионального поведения в тексте или непосредственном общении, при которой оно не согласуется ни с нормами морали, ни с интересами общества, ни с чем, кроме личного «хочу». А тут еще подоспело и второе испытание : на смену идеологической и экономической зависимости журналистики от КПСС пришла экономическая несостоятельность СМИ, подталкивающая к новым формам зависимости . И это испытание тоже выдержали далеко не все…»

Сейчас, благодаря СМИ и высоким технологиям, доступность «порнографии» резко повысилась, и люди «накинулись» на нее, как бы возмещая ущерб за упущенное в годы советского режима. Отсюда и популярность реалити-шоу наподобие «За стеклом», «Дом -2», «Голод», в которых телезрители наблюдают в онлайн-режиме за жизнью других людей, таких передач как «Ты не поверишь», «Звездный бульвар» и других, в которых рассказывается о жизни знаменитостей. В этих передачах, конечно, нет порнографии в прямом понимании смысла этого слова (хотя здесь можно и поспорить, потому что некоторые откровенные сцены шоу «Дом-2» приводят в ужас не только простых зрителей, но и власти РФ, которые видят в эпизодах передачи откровенную порнографию). Однако же под «порнографией» понимается не только вызывающая демонстрация обнажённой натуры и совокупляющихся людей, но и самая возможность потаённой слежки за другими людьми - без их ведома, а также наглое вмешательство в их личную жизнь (это то, чем занимаются журналисты светских хроник и всевозможных «звездных дневников»). В Уголовном кодексе Российской Федерации, а точнее в его статье под номером 242, установлена ответственность за изготовление и сбыт порнографических материалов. Но к сожалению, в последней статье четко не указано, что следует считать порнографией, а что эротикой. Поэтому, критерии оценки того, что можно считать порнографией, а что нет, могут быть разные. Тут все зависит от воспитанности и нравственности человека, от его моральных ценностей, от уровня его интеллектуальности.

Вот, например, в сентябре 2002 года в испанской газете El Pais была опубликована статья под названием «Тотальная порнография». Автор статьи делает довольно-таки смелые заявления, но поспорить с ними трудно. К примеру:

"Стремление к открытости становится одним из самых страстных желаний нашего времени. В экономике, политике, морали, пище, сексе любое событие становится современным, если отвечает условиям прозрачности.

Но в отношении другой плоти - человеческой и сексуальной - апогей порнографии (и в Интернете, и вне его) безусловно связан с интересом к подсматриванию, подглядыванию, наблюдению за другими. Начиная от «Большого Брата» (испанский аналог проекта «За стеклом» и других подобных reality-show) и заканчивая чилийским «Стеклянным Домом», от воздушных строений Нормана Фостера (Norman Foster) в Лондоне, до павильона УЕФА в швейцарском Нионе, построенном по проекту Патрика Бергера (Patrick Berger) - всё стремится к открытости.

Порнография - это символ нашей эпохи, и в моральном и в идеологическом смысле этого слова, имеющий отношение и к плоти человеческой и к тому, за что неё можно купить...

...Мир сам выставляет свое обнаженное тело на обозрение любого желающего, а демократия воспринимается в качестве государства, залитого светом. Так стоит ли изумляться лавине порнографии - традиционной и нетрадиционной?».

В наше время вседозволенность цветет и процветает. А какие у людей вкусы - такое и телевидение. Это, наверное, и есть, если можно так выразиться, девиз аудиторного направления. Вопрос тут в следующем - как журналист может повлиять на вкусы и нравы зрителей? И разве журналист занимается составлением программной сетки телеканала? В телевизионной иерархии журналист, увы, занимает не самую главную и властвующую ступень. Но спрос рождает предложение, а предложение в свою очередь влияет на спрос. То есть все таки, если на телевидение будут приходить молодые профессионалы, готовые снимать документальные сериалы, готовые снимать качественные репортажи, готовые предоставлять объективную и разноплановую информацию, то и на экранах мы будем видеть интеллектуально-обогащенную информацию, а не телевизионный «фаст-фуд». Ведь сейчас на телевидении существует много хороших передач, которые также имеют популярность. Вот, кстати, интересный факт - документальный фильм «Плесень», показанный первым каналом, имел ошеломляющий успех и очень высокий рейтинг. Это же не развлекательная передача, а научно-популярный фильм, над созданием которого работали в том числе и журналисты.

То есть аудиторию можно заинтересовать и наукой, все зависит от того, как преподнести информацию. Нужно убедить зрителя в том, что именно эта информация ему и нужна. По сути, и в работе журналиста большую роль играет, назову его так, - информационный маркетинг. Получается, что нужно уметь внушить аудитории, что ей нужна именно эта информация. Это уже даже больше касается общественного направления функционирования журналистской профессии, но в любом случае, журналист тоже в состоянии сам формировать у аудитории интерес к определенной информации. Если можно так привлекательно, как, например, это делают журналисты телеканала НТВ, делать репортажи о жизни звезд и знаменитостей, значит точно также привлекательно и заманчиво для зрителей можно снимать специальные репортажи на социально-важные темы, делать документальные и научные фильмы.

О многих полезных для общества передачах говорилось в предыдущей главе, но можно также упомянуть такие передачи как «Исторический процесс» с Николаем Сванидзе, «Профессия - репортер» и «НТВшники» производства команды журналистов НТВ…Ну и, конечно же, как яркий пример работы журналиста надо упомянуть «Специальный корреспондент» с Марией Ситтель.

Такие передачи, все-таки, несут информацию для размышления, позволяют выслушать различные точки зрения и сделать свои выводы.

В идеале каждая передача должна приобщать зрителя к культуре или нести определенную информацию, которая могла бы быть полезной телезрителю. Журналист, работающий в кадре, не должен забывать о том, что образ репортеров, ведущих, показываемых в тех или иных передачах, и их манера общения, степень грамотности оказывают влияние на зрительские установки. Ведущие информационных и других программ воспринимаются как некие эталоны. Потому на тележурналиста ложиться серьезная ответственность не только за содержание передачи, но и за манеру и стиль ее проведения.

Итак, к культуре (или ее отсутствию) имеет отношение всякая телепередача и всякий тележурналист, принимающий участие в ее создании и ведении. Но есть такие программы и даже особый канал на отечественном телевидении (имеется ввиду телеканал «Культура»), которые специально создавались для приобщения аудитории к достижениям науки и культуры. На этом канале в 70-е годы создавались и дидактические циклы, цель которых - систематическое образование. Однако есть разница между культурно-просветительской и образовательной функциями телевидения.

Телевидение, и в частности человек, чьей профессией является журналистика, создают некий тандем, с помощью которого должно происходить приобщение зрителей к ценностям культуры. Журналист должен стремиться к созданию передач культурно-просветительского направления. Речь в данном случае идет о телевизионной журналистике. Но то же самое можно сказать и о деятельности журналиста, работающего в периодическом издании, или на радио. Везде требуется образованность, а главное - желание и умение эту образованность донести до людей.

Показ произведений искусства с комментариями писателей, музыкантов, художников, искусствоведов строится, как и всякая передача (и не только телевизионная передача, в том числе, как и всякая радиопередача, и всякая статья), по законам драматургии и гармонии. Именно использование и применение законов драматургии делает передачу интересной для зрителя. В любой работе журналиста должен присутствовать конфликт. То есть, для достижения наибольшего эффекта от своего творения, журналист должен использовать при его создании знания конфликтологии. Ведь даже самую неинтересную информацию можно подать так, что она будет интересна зрителю.

С этой точки зрения первыми высокими образцами были и остаются передачи И. Л. Андроникова из музея А. С. Пушкина и Большого зала филармонии в Санкт-Петербурге, с выставки картин Пиросмани. Передачи такого класса не стареют, их повторяют время от времени для новых поколений зрителей. Таков пяти-серийный телефильм, где два ведущих, писатель В. Я. Лакшин и актер Ю. В. Яковлев, прослеживают творческий путь и жизненный подвиг А. П. Чехова. Съемки происходили в Таганроге, Мелехове, на Сахалине, в Ялте. Подобные видеофильмы их творцы относят к самостоятельным произведениям искусства, хотя в них заметны признаки журналистики. Можно назвать их художественным репортажем с мест давно прошедших событий. Такие репортажи - яркий пример того, как с помощью журналистики культура превозносится в массы.

Способность телевидения перенести зрителя в любое место на Земле отлично использовали в культурно-просветительских целях авторы 13-серийного фильма Би-би-си «Восхождение человека». По материалам фильма выпущена книга. Ведущий фильма профессор Я. Броновский придает принципиальное значение тому, что телевизионный рассказ о Парфеноне был проведен им непосредственно из Афин, а события в Древнем Риме он комментировал, находясь в Риме нынешнем. Когда можно коснуться рукой старых камней, видевших великие события, то находятся совсем иные слова и приходит состояние духа, которого невозможно достичь, сидя в павильоне студии.

Ведущим еще одного 13-серийного (рассчитанного на демонстрацию еженедельно в течение квартала) фильма «Цивилизация» стал директор Британского музея Кеннет Кларк. Эти две работы английских телевизионных просветителей известны во всем мире.

Из отечественных программ этого направления отметим «Клуб путешественников» с Юрием Сенкевичем, «В мире животных» с Василием Песковым и Николаем Дроздовым, «Под знаком пи» с Львом Николаевым. Последний в течение ряда лет был редактором программы «Очевидное - невероятное», которую вел профессор Сергей Капица. Но, в отличие от британских коллег, физик Капица работал в основном в студийном павильоне. «Иррационально-ошалелый взгляд Капицы иногда преследует меня во сне», - писал современный литератор. Подобный эффект возникает по технической причине, из-за эмоциональной нестыковки показываемого кинофрагмента с текстом ведущего, который записывался в студии совсем в другое время, вне киноматериала. В таких передачах нет вдохновенного творческого начала, это скорее иллюстрированные лекции, тоже, разумеется, реализующие культурно-просветительскую функцию телевидения, но на ином уровне.

Сколько бы ни говорили о «неполноценности» приобщения к искусству посредством телевидения, следует признать: для многих россиян это едва ли не единственная возможность познакомиться с классикой и лучшими работами современных мастеров искусства.

На региональных телеканалах получает развитие краеведческое направление: образ жизни россиян, история городов и усадеб, традиции, нравы. Призерами всероссийских конкурсов стали журналисты Липецка, Самары, Воронежа, Перми, любовно проследившие события и характеры своих земляков на протяжении XX в. Методы создания программ различны: если в Самаре журналисты работают сплоченной командой, разрабатывая одну тему («Цыгане», «Художники», «Зона для малолеток», «Подземелья», «Дом-коммуна» и т.п.), то в Воронеже режиссер и автор В. Герчиков один снял 24 передачи в селе Кучугуры, исследуя мировоззрение и нравы сельчан, а А. Никонов (автор, режиссер и оператор в одном лице) рассказал о судьбе «дворянских гнезд» Центрального Черноземья.

Самым популярным и в то же время самым простым по форме является телевизионное знакомство с духовно богатой личностью. Цикл интервью «Телевизионное знакомство» У. Отта базировался на социальной потребности видеть лучших, видеть некий человеческий эталон. Той же потребности отвечают «Встречи в концертной студии Останкино» и многочисленные интервью с наиболее достойными нашими современниками.

Более трудоемок, но и более интересен по результатам метод наблюдения за человеком, группой или семьей. В США известен опыт с семьей Лаудов, в России - с семьей фермера Орловского, многосерийный документальный фильм о которой «Лешкин луг» снимался А. Погребным с 1990 по 2000 г., получая все имеющиеся в России телевизионные премии. Цикл программ питерцев С. Волошиной и И. Шадхана «Контрольная для взрослых» показал жизнь одного школьного класса - от искренних первоклашек до взрослеющих выпускников. Длительное наблюдение за эволюцией человека - противоположность хроникерской торопливости, тут от журналиста требуются совершенно иные качества: умение прогнозировать, выжидать, создавать ситуацию раскрытия личности героя.

Именно аудиторное направление функционирования журналистской профессии является причиной развития «желтой прессы» и вышеупомянутых развлекательных передач. Это приносит деньги, и находится немалое количество журналистов, готовых за эти деньги засорять эфир и периодические издания бесполезной информацией о жизни звезд, о каком-либо рекламируемом и с помощью СМИ продвигаемом продукте, об общественно-бесполезных, но приносящих хорошую прибыль мероприятиях. Здесь важную роль играет морально-этические нормы каждого журналиста. Ведь можно работать и за меньшие деньги, но делать свое дело честно и не вводить людей в заблуждение или же «запудривать» им мозги ненужной и не развивающей личность информацией. О призвании журналиста и его целях можно писать бесконечно и долго. Но вот взять хотя бы данную курсовую работу - казалось бы, это только слова, но я уже как будущий журналист высказываю свою позицию, и как автор, призываю людей игнорировать развлекательный передачи, бульварное чтиво, и презирать шоу-бизнес. Опять вернусь к экономическим терминам - нет спроса, нет предложения. И также я призываю будущих и нынешних журналистов четко определить для себя цель работать во имя полезной и интеллектуально-обогащенной информации. И на ней можно зарабатывать деньги, только она еще и несет определенную пользу для общества. Вообще в профессии журналиста деньги не должны ни в коем случае стоять на первом месте. Тогда и будет процветать «желтая пресса» и бестолковые ток-шоу. Безусловно, информация должна обладать потребительскими свойствами, то есть должна быть доброкачественной, объективной, полезной, и в то же время представлять интерес для аудитории и охотно ею потребляться. Но журналисту нужно уметь соблюсти баланс между благородными идеями и товарными свойствами текста.

Не нужно забывать, что под «аудиторией» могут пониматься и коммерческие учреждения, и организации, и рекламодатели, готовые заплатить большие деньги, для того, чтобы достичь своих целей с помощью СМИ. И хотя сейчас наблюдается сокращение общего размера телевизионной аудитории на целых три процента (по данным аналитиков на 2011 год), федеральным каналам удается по максимуму использовать разрешенное законом количество рекламного времени. Пока им удается оставаться на плаву и даже наращивать объем проданной рекламы. В январе-июне объем проданной рекламы в федеральном эфире телеканалов вырос на 2%, до 745,545 миллионов закупочных пунктов рейтинга (GRP, условная единица при продаже телерекламы, отражает количество зрителей, увидевших рекламный ролик). При этом смотреть телевизор стали меньше. Опрошенные РБК daily участники рынка говорят, что Интернет постепенно отбирает аудиторию у ТВ - этот процесс практически невозможно остановить. И получается необратимый процесс - реклама раздражает аудиторию ( ведь в том числе и по этой причине люди предпочитают получать информацию в Интернете), она переходит на электронные СМИ, но так как телеканалы существуют за счет рекламы, им необходимо увеличивать ее количество в эфирной сетке. Замкнутый круг, вытесняющий телевидение как основной источник получения информации. На этот процесс журналист при всем своем желании повлиять не может.

К сожалению, большинство журналистов вынуждено защищать интересы определенных слоев общества. И тут уже перед каждым журналистом встает вопрос - работать на своего «хозяина», или стараться искать место работы, где будет возможность сохранять творческую свободу. Опытные журналисты умеют балансировать на острие интересов общества и отдельных его групп. Главное, чтобы журналист понимал, что он делает, и с какой целью…

Хорошим изложением целей журналиста в обществе и меры его социальной ответственности является «Хартия телерадиовещателей», которая была подписана весной 1999 г. представителями ведущих телекомпаний России как столичных, так и региональных. В ней изложены очень важные принципы работы профессионального журналиста (сказанное в хартии можно отнести не только к журналистам, работающим на телевидении, но и ко всем работникам СМИ). Хотелось бы указать несколько отрывков из хартии. Вот, например, что говорится в данном документе о действиях, которые являются несовместимыми с нормами цивилизованной журналистики:

·Обнародование информации не должно ставиться в зависимость от политических, коммерческих и иных интересов третьих лиц.

·Недопустима деятельность журналистов, направленная на лоббирование интересов политических или коммерческих организаций, общественных объединений, иных организаций и граждан, ведущая к искажению (подмене) объективной информации.

·Недопустима любая реклама под видом объективной информации.

·Сотрудники телерадиокомпаний не вправе получать от заинтересованных лиц или организаций какие-либо подарки, преимущества, льготы или иные подношения в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей.

·Журналист не вправе использовать в личных корыстных интересах, а также в интересах третьих лиц информацию, ставшую ему известной в связи с выполнением профессиональных обязанностей.

·Недопустима организация информационных кампаний по целенаправленной дискредитации граждан и организаций.

·Недопустимо получение информации обманным путем, а также путем запугивания или подкупа.

·Недопустимо распространение информации в форме, могущей вызвать панику, массовые волнения и беспорядки, сбои в функционировании жизненно важных систем общества.

Также, особое внимание в этом документе уделено неприкосновенности частной жизни и соблюдению общественных интересов. Под общественными интересами в целях хартии понимается: необходимость защиты основ конституционного строя; предотвращение угрозы безопасности государства; обнаружение преступления; защита общественного здоровья и безопасности населения; предупреждение общества от введения в заблуждение какими-либо действиями, документами или сообщениями лица или организации.

Так как главным объектом журналистики является аудитория, то, надо учитывать, что журналист имеет колоссальное влияние на сферу сознания своей аудитории. СМИ считают «четвертой властью», однако сейчас, при ускоренной глобализации информационных сетей, журналистику можно назвать чуть ли не самой влиятельной властью в обществе. Ведь с помощью этой власти формируется общественное мнение. Поэтому журналист несет огромную ответственность за каждое произнесенное и написанное им слово. В вышеупомянутой хартии говорится, что для соблюдения достоверности информации журналист должен:

·Проводить четкие различия между сообщениями о фактах, комментариями и предположениями во избежание их отождествления.

·Незамедлительно исправлять допущенные в сообщениях ошибки и неточности в такой форме, чтобы телезрители и радиослушатели получили полную возможность это заметить.

·Во всех случаях критика и ответ на критику должны быть переданы во взаимосочетании и в одинаковой форме.

·Публиковать информацию, полученную только из надежных источников. Если есть сомнения в ее достоверности - делать необходимые оговорки.

О мере ответственности журналиста перед обществом люди задумались еще задолго до того, как были изданы современные учебники по профессиональной этике журналиста. Вот некоторые положения из сочинения М.В.Ломоносова, на тему того, какие обязанности должен выполнять журналист:

·Всякий, кто берет на себя труд осведомлять публику о том, что содержится в новых сочинениях, должен прежде всего взвесить свои силы. Ведь он затевает трудную и очень сложную работу, при которой приходится докладывать не об обыкновенных вещах и не просто об общих местах, но схватывать то новое и существенное, что заключается в произведениях, создаваемых часто величайшими людьми. Высказывать при этом неточные и безвкусные суждения значит сделать себя предметом презрения и насмешки; это значит уподобиться карлику, который хотел бы поднять горы.

·Чтобы быть в состоянии произносить искренние и справедливые суждения, нужно изгнать из своего ума всякое предубеждение, всякую предвзятость и не требовать, чтобы авторы, о которых мы беремся судить, рабски подчинялись мыслям, которые властвуют над нами, а в противном случае не смотреть на них как на настоящих врагов, с которыми мы призваны вести открытую войну.

·Журналист не должен спешить с осуждением гипотез. Они дозволены в философских предметах и даже представляют собой единственный путь, которым величайшие люди дошли до открытия самых важных истин. Это - нечто вроде порыва, который делает их способными достигнуть знаний, до каких никогда не доходят умы низменных и пресмыкающихся во прахе.

·Главным образом пусть журналист усвоит, что для него нет ничего более позорного, чем красть у кого-либо из собратьев высказанные последним мысли и суждения и присваивать их себе, как будто он высказывает их от себя, тогда как ему едва известны заглавия тех книг, которые он терзает. Это часто бывает с дерзким писателем, вздумавшим делать извлечения из сочинений по естественным наукам и медицине.

Проблема аудиторного направления функционирования журналистики в обществе заключается в том, что в нынешней сложившейся экономической и политической ситуации, журналист находится под мощным давлением властей и других социальных институтов. Иными словами, СМИ управляются теми, кто их финансирует. А это могут быть различные социальные институты: власть (законодательная, исполнительная и судебная), различные структуры гражданского общества, политические партии и движения, культурные и коммерческие организации, фонды. Также существенную роль играют рекламодатели и спонсоры. У каждого из вышеперечисленных источников финансирования СМИ есть свои интересы, а при искаженном или намеренно-искаженном понимании общественных потребностей социальными институтами могут проявиться негативные тенденции в развитии общества.

Трудности и парадоксы журналистской профессии

Сложные взаимоотношения журналиста с системой властей и другими социальными институтами являются ныне очень актуальной проблемой, обсуждаемой и на телевидении, и на радио, но более всего - в Интернете. Журналист, как известно, может быть не только субъектом информационного влияния, но и его объектом. В этом случае журналист становится своего рода «орудием» в руках более сильного субъекта, с помощью которого этот субъект достигает желаемых целей. Конечно, ни один журналист не будет безвозмездно заниматься лоббированием интересов определенных слоев общества. И здесь появляется внедрение рыночных отношений в сферу журналистики.

Немногие журналисты отчаиваются открыто говорить на тему коррумпированности журналистки. Один из таких смелых и достойных журналистов - это Леонид Парфенов, который на вручении телепремии имени Владислава Листьева, выступил с речью очень критичной по отношению к ситуации в современной журналистке. Это «журналистское послание» вызвало невероятный общественный резонанс. В своей речи Леонид Парфенов выразил свое отношение к «принадлежности» российского телевидения:

«За всяким политически значимым эфиром угадываются цели и задачи власти, ее настроение, ее отношение, ее друзья и недруги. Институционально это и не информация вовсе, а властный пиар или антипиар (чего стоит эфирная подготовка снятия Лужкова) и, конечно, самопиар власти. Для корреспондента федерального телеканала высшие должностные лица - не ньюсмейкеры, а начальники его начальника. Институционально корреспондент тогда и не журналист вовсе, а чиновник, следующий логике служения и подчинения. С начальником начальника невозможно, к примеру, интервью в его подлинном понимании - попытка раскрыть того, кто не хотел бы раскрываться».

С этой точкой зрения также согласился президент Фонда АРТ Михаил Швыдкой, который отметил, что у каналов есть владелец - государство, которое, защищает свою позицию и имеет право на высказывание собственной точки зрения. «Но одновременно надо понимать и то, что сегодня телевидение - не единственный источник информации, наиболее активная часть общества черпает информацию из других СМИ - интернета, электронных, печатных СМИ, негосударственных телеканалов».

Далее Парфенов заявил, что после «подлинных и мнимых грехов 1990-х, в 2000-е в два приема, сначала ради искоренения медийных олигархов, а потом ради единства рядов в контртеррористической войне произошло огосударствление федеральной телеинформации. Вечнозеленые приемы знакомы каждому, кто застал центральное телевидение СССР. Когда репортажи подменяет протокольная съемка встречи в Кремле, текст содержит интонационную поддержку. Когда существуют каноны показа: первое лицо принимает министра или главу региона, идет в народ, проводит саммит с зарубежным коллегой. Это не новости, а старости».

По словам журналиста, темы окончательно поделились на проходимые по ТВ и непроходимые.

Естественно, многие журналисты пытаются сохранить свою независимость, стараются быть объективными и честными, но в основном - это журналисты, работающие в электронных СМИ, журналисты, пишущие свои личные блоги.

На общественных дебатах о свободе СМИ, проведённом РИАН, журналист и общественный деятель Антон Носик <#"justify">Леонид Парфенов также упомянул и этот неприятный момент, присутствующий на поприще современной журналистики. Он рассказал, что навестил избитого журналиста Олега Кашина, которому сделали «очередную операцию - хирургически восстановили, в прямом и переносном смысле этого понятия, лицо российской журналистики».

О многих особенностях и сложностях профессии журналиста говорилось в предыдущей главе. Но в данной главе хотелось бы особое внимание обратить на реальные угрозы, которые подстерегают современного журналиста на его карьерном пути.

Не раз затрагивалась тема свободы слова… Казалось бы, сейчас можно писать и говорить что угодно. Но это, скорее, вседозволенность, а не свобода слова. Этой мнимой «свободой слова» определенные инстанции прикрывают существующую на самом деле ситуацию в сфере журналистики. По сути, нынешняя цензура гораздо строже той цензуры, которая существовала при СССР. Только тогда, при советском режиме, «играли в открытую», и то, о чем нельзя было писать и говорить, очень четко прописывалось в законе. Это ни для кого не было секретом.

Цензура в СССР <#"justify">В заключении проведенного мною исследования специфики журналистской профессии, целесообразно привести некоторые основные итоговые положения. Первая глава данной курсовой работы была посвящена анализу журналистской профессии наряду с другими профессиями. Исходя из анализа, проведенного в этой части курсовой, можно сделать следующие выводы:

·Профессии журналиста характерны открытость и доступность проникновения в профессию людей с любым типом образования.

·Журналистская профессия является одной из самых сложных, самоорганизующихся и социально важных, включающих практически любые роли и выполняющих любые функции, свойственные другим профессиям, но только выполняемые с помощью оперативной, актуальной информации, адресованной массовой рассредоточенной аудитории.

·Журналист должен обладать широким кругозором, обширным жизненным опытом и большим количеством знаний не только по своей специальности, но и по тем специальностям, которые имеют как прямое, так и косвенное отношение к журналистике.

Вторая глава была посвящена изучению роли профессии журналиста в обществе, ее социальной значимости, меры ответственности журналиста перед социумом. В главе также рассматривался процесс взаимодействия журналиста с обществом и определенными социальными институтами. Рассмотрев механизм работы журналистской профессии в общественном контексте, автор работы пришла к следующим выводам:

·Процесс функционирования журналистской профессии в обществе является спиралевидным.

·СМИ функционируют не однонаправленно, а в двух направлениях, одно из которых - общественное (исходит из информационных потребностей общества), другое - аудиторное (исходит из конкретных интересов определенной аудитории).

·Интересы аудитории непосредственно влияют на предлагаемый журналистом информационный продукт, и наоборот - та информация, которую преподносит журналист, также формирует интересы общества.

·Преподносимая журналистом информация должна обладать не только потребительскими свойствами, но и быть доброкачественной, объективной и полезной для общества.

·Журналист может быть как субъектом информационного влияния, так и его объектом. Во втором случае проявляется внедрение рыночных отношений в сферу журналистики, потому каждый, кто выбирает для себя журналистскую профессию, должен четко определить для себя цели и задачи.

·Главным объектом журналистики является аудитория и журналист имеет колоссальное влияние на сферу сознания своей аудитории, потому журналист несет огромную социальную ответственность и должен отвечать за каждое свое слово.

В третьей главе были описаны трудности и парадоксы журналистской профессии. Данная глава имела скорее практический характер, так как в ней были приведены конкретные примеры проявлений трудностей и парадоксов журналистской профессии. Итак, выводы по последней главе представленной курсовой работы:

·При сложившейся ныне в стране ситуации журналист находится под определенным влиянием властных структур.

·В РФ конституционно запрещено любое пресечение цензуры, однако на деле проявляются явные ограничения свободы слова.

·Против журналистов, которые выражают оппозиционную точку зрения, могут быть приняты определенные меры со стороны недовольных этой точкой зрения инстанций. Такие меры могут ограничиться организационными и управленческими действиями, а могут перерасти в угрозы (в том числе и угрозы для жизни).

Подводя итог проведенного мною исследования, хотелось бы привести три основных вывода по всей курсовой работе, которые подтверждают, что поставленные вначале курсовой задачи выполнены:

1.Анализ журналистской профессии наряду с другими профессиями показал, что она включает в себя многие функции, присущие другим профессиям, потому журналист должен обладать широким профилем знаний и способностей.

2.Журналист взаимодействует с различными слоями общества, которые могут быть представлены в том числе и коммерческими, и политически-ориентированными структурами. При данном взаимодействии очень важны поставленные журналистом цели - журналист должен служить обществу, и содействовать тому, чтобы оно шло созидательным путем, а не разрушалось.

.Главный парадокс в профессии современного журналиста в России - это явная несвобода слова, при официально регламентируемом запрете на цензуру.

И в завершении моей курсовой работы мне бы хотелось привести отрывок из «Хартии телерадиовещателей». Эти слова могут быть отнесены ко всем работникам СМИ:

«Мы, российские телерадиовещатели, понимаем особую миссию телевидения и радио в обеспечении права каждого гражданина на свободу выражения мысли и права общества на полноту информации;

осознаем свою ответственность за приоритетное распространение в эфире отечественного телерадиопродукта, за сохранение и развитие национальных культурных ценностей;

соглашаемся, что результат исполнения профессионального долга зависит не только от совершенства законодательной базы, регулирующей отношения телерадиовещателей, властных структур и общества, но и от норм журналистской этики, диктующих правила самоограничения и устанавливающих грань дозволенного в публичном распространении информации с демонстрацией сцен чрезмерной жестокости и насилия, «жесткой эротики» и порнографии, всего, что может нанести вред нравственному, физическому и умственному здоровью людей».

Список литературы

Нормативные акты и документы:

. Закон РФ «О средствах массовой информации» (в ред. Федеральных законов от 27.12.1991 № 2124-1, 13.01.1995 № 6-ФЗ, от 06.06.1995 №87-ФЗ, от 19.07.1995 № 114-ФЗ, от 27.12.1995 №211-ФЗ, от 02.03.1998 №30-ФЗ, от 20.06.2000 №90-ФЗ, от 05.08.2000 №110-ФЗ, от 04.08.2001 № 107-ФЗ). - #"justify">. Уголовный кодекс Российской Федерации - М., 2004.

3. Конституция Российской Федерации. - <#"justify">1.Авченко В. Теория и практика политических манипуляций в современной России, М., 2005. С. 56-62

2.Аграновский А.Д. Очерки разных лет. М., 1960. С. 107.

3.Б.Гаймакова, С.К. Макарова, В.И. Новикова, М.П.Опоссовская, «Мастерство эфирного выступления»,М.2004. С.35

4.В.Цвик, «Телевизионная служба новостей», М., 2008. С.13-15

5.И.Штольц, «Выдающиеся журналисты 20-го века», Рига, «Звайгзне», 2007.С.15.

6.Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я, «Телевизионная журналистика», М.: Изд-во МГУ; «Высшая школа», 2002. С.60 - 62

7.Лазутина Г.В. «Профессиональная этика журналиста», Москва, 2007.С.32.

8.Л.Г.Свитич, Введение в специальность. М.,2010.

9.М.В. Ломоносов. Полное собрание сочинений. Т. 3. - М.-Л.: Из-во АН СССР, 1952.

10.Харрис Р. «Психология массовых коммуникаций» М.: изд-во «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. С.20-22

11.Федотова Л.Н. «Общественное мнение как плацдарм для «связей с общественностью» М.: изд-во «Вест-Консалтинг», 2010. С.210-211

Публицистика и периодическая печать:

1.Аргументы и факты.2000.№ 17. С.18.

Сайты в сети Интернет:

1.<#"justify">Словари и энциклопедии:

1.Толковый словарь Ожегова С. И. (<http://slovarozhegova.ru>)

Похожие работы на - Журналистская профессия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!