Технологический комплекс машин в лесном хозяйстве

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Сельское хозяйство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,56 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Технологический комплекс машин в лесном хозяйстве

РЕФЕРАТ

Одним из основных направлений научно-технического прогресса является переход к применению высокоэффективных систем машин и технологических процессов, обеспечивающих комплексную механизацию и автоматизацию производства, техническое перевооружение его основных отраслей. Полная механизация технологических процессов достигается системой машин, представляющей собой совокупность машин и орудий разного назначения, взаимно дополняющих друг друга и обеспечивающих непрерывность механизации последовательно выполняемых рабочих операций всего производственного цикла [1].

Так в данном проекте составляем технологические комплексы машин в которых была изложена последовательность выполнения рабочих операций с применением технических средств для комплексной механизации сбора и обработки плодов и семян лиственных пород, выращивания саженцев, создания водорегулирующих лесных полос, создания приовражных лесных полос в лесостепной зоне с частичной подготовкой почвы, создания лесных культур на горных склонах. Также в проекте мы производили расчёт технико-экономических показателей при использовании систем машин на проходных (санитарных) рубках. Объем курсового проекта 31 страница, в котором представлено 10 таблиц, 9 формул.

механизация сбор саженец рубка

1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ МАШИН

.1 Технологический комплекс машин для сбора и обработки плодов и семян лиственных пород

Плоды и семена лиственных пород собирают вручную с растущих деревьев и кустарников, с поверхности земли, а также механическим путем при встряхивании деревьев или всасывании семян воздушным потоком.

Вручную из кроны собирают, как правило, плоды и семена кустарниковых и низкорослых пород (лещины, абрикоса, бересклета, боярышника, бузины, вишни, жимолости, рябины и т.д.). С поверхности земли предпочтительнее собирать желуди, плоды каштанов, ильмовые и орешки бука.

Технологический комплекс машин для сбора и обработки семян лиственных пород приведён в таблице 1.1

Таблица 1.1 - Технологический комплекс машин для сбора и обработки плодов и семян лиственных пород

№ п/п

Операция

Условия выполнения

Машина

Трактор с электроприводом




наименование

марка


1

Сбор семян и плодов с растущих деревьев

Сбор ореха грецкого, алычи, яблок, клёна, ясеня, гледичии

Машина для сбора ореха грецкого

МСО-0,4

Трактора класса тяги 14-30 кН МТЗ-80/82



Зона лесостепей и степей (саксаул и черкез)

Сборщик семян

ССМ-1

Т-40А МТЗ-80/82

2

Извлечение семян

Зона лесостепей и степей Кавказа

Машина для извлечения семян из плодов типа гледичии, акации

МИС - 1

Электропривод 1,7 кВт

3

Калибровка и очистка семян

Обработка семян саксаула и черкеза

Машина для очистки семян

МОС-0,2

Электропривод 5 кВт



Крылатки ясеня, клёна, ильмовых

Машина для обескрыливания и очистки семян

МОС - 1А

Электропривод 1 кВт



Ореховые хозяйства

Машина для калибровки ореха грецкого

МКО - 3

Электропривод 3 кВт


.2 Технологический комплекс машин для выращивания саженцев

Технологический комплекс машин для выращивания саженцев приведён в таблице 2.

Саженцы древесных и кустарниковых пород выращивают в школьных отделениях лесопитомников. Для выращивания хвойных саженцев рекомендуются уплотненные школы с ленточным размещением растений на площади.

Таблица 2 - Технологический комплекс машин для выращивания саженцев

№ п/п

Операция

Условия выполнения

Машина

Трактор с электроприводом




Наименование

Марка


1

Посадка саженцев и черенков


Посадка сеянцев в уплотненной школе

Сеянцы хвойных и лиственных пород

Сажалка школьная

СШ-3/5

ДТ-75, МТЗ-80/82




Лесопосадочная машина

ЭМИ-5

Те же


Посадка сеянцев и черенков

Сеянцы и черенки хвойных и лиственных пород

 Сажалка сеянцев и черенков

ССЧ-5/3

МТЗ-80/82

2

Поделка посадочных ям


Маркировка участка

При закладке 2-х и 3-х летних школ

Культиватор фрезерный

КПФ-1,5А

Т-16М


Поделка ям


Ямокопатель

КЯУ-100А

МТЗ всех модификаций, Т-70Б, Т-70Л




Ямокопатель

КЯУ-60

Т-70Б, Т-70Л

3

Междурядная обработка почвы и подкормка


1. Междурядная обработка почвы и подкормка сеянцев сухими минеральными удобрениями

В школьных отделениях питомника

Культиватор окучник навесной

КОН-2,8А

МТЗ-80/82



В уплотненной школе

Культиватор растениепитатель

КРСШ-2,8А

Т-16М




Культиватор фрезерный

КПФ-1,5А

Т-16М

4

Обработка саженцев химикатами для защиты от вредителей и болезней

Обработка саженцев в школьных отделениях питомника

Опрыскиватель навес ной вентиляционный

ОН-400

МТЗ-80/82




Опыливатель широкозахватный универсальный

ОШУ-50А

Т-40




Опрыскиватель мелко капельный ранцевый

ОМР-2

ДВС "Дружба-4Э"




Ранцевый опрыскиватель

ОРР-1

-

5

Выкопка саженцев

Крупномерные саженцы

Выкопочная машина

МВС-0,6

-



Низкорослые саженцы хвойных пород и кустарников

Навесная выкопочная скоба

НВС-1,2

МТЗ-80/82, ДТ-75/М



Крупномерные саженцы высотой до 0,4 м

Навесной выкопочный плуг

ВПН-2

ДТ-75/М


Подрезка корней

Глубина подрезки - 8-15 см

Приспособление для подрезки корней

ППК-1,2

МТЗ-80/82, ДТ-75/М

6

Перевозка саженцев


Полуприцеп тракторный

1-ПТС-2

Т-40АМ




Прицеп тракторный

2-ПТС-4

Т-40АМ




Автомобиль бортовой

ГАЗ-53, ЗИЛ-130, УАЗ-452

-

1.3 Технологический комплекс машин для создания водорегулирующих лесных полос

На пахотных склонах создаются водорегулирующие (их часто называют стокорегулирующие) полосы шириной от 12,5 до 15 м. Они способствуют равномерному распределению снега на полях.

Таблица 1.3 - Технологический комплекс машин для создания водорегулирующих лесных полос

Операция

Условия выполнения

Машина

Трактор с электроприводом




Наименование

Марка


1

Рыхление почвы с одновременным боронованием

Уничтожение корневищных и корнеотпрысковых сорняков в течение лета

Культиватор прицепной

КПС-4

МТЗ-80/82




Средняя скоростная зубовая борона

БЗСС-1

с культиватором КПС-4

2

Обработка почвы зубовыми боронами

Ранней весной, с целью сохранить влагу

Борона зубовая тяжелая скоростная

БЗТС-1

ДТ-75М




Средняя скоростная зубовая борона

БЗСС-1

ДТ-75М

3

Культивация с боронованием

Для сплошной обработки почвы

Культиватор прицепной

КПС-4

МТЗ-80/82



Для вычесывания подрезанных сорняков и выравнивания поверхности почвы

Средняя скоростная зубовая борона

БЗСС-1

С культиватором КПС-4

4

Плантажная вспашка

В степных районах с южными черноземами и темно-каштановыми почвами

Плантажный плуг навесной

ППН-50

Т-130Г-1

5

Вспашка

На каштановых почвах (осень 1-го года)

Плуг лемешный навесной

ПЛН-4-35

ДТ-75





ПЛН-3-35

ДТ-75


Культивация

Для сплошной обработки почвы (лето 2-го года)

Культиватор прицепной

КПС-4

МТЗ-80/82


Плантажная вспашка

(Осень 2-го года)

Плантажный плуг навесной

ППН-50

Т-130Г-1

6

Культивация с боронованием

Для сплошной обработки почвы

Культиватор прицепной

КПС-4

МТЗ-80/82




Средняя скоростная зубовая борона

БЗСС-1

С культиватором КПС-4

7

Снегозадержание

Наделка снежных валков

Снегопах-валкователь с опорными лыжами

СВУ-2,6

ДТ-75,  ДТ-75М

8

Посадка

1-2-летние сеянцы древесных пород (кроме дуба)

Сажалка сеянцев навесная

ССН-1

1-р-й вариант МТЗ-80/82




С сцепкой - брусом

ССН-1 с СБ-9

2-х и 3-х рядный вариант ДТ-75



Крупномерные саженцы лесных и плодовых пород высотой до 3 м с одновременным их поливом

Машина для посадки саженцев

МПС-1

ДТ-75, Т-150, Т-150К



По дну борозд

Машина лесопосадочная универсальная

МЛУ-1

ЛХТ-55



Подвозка посадочного материала

Прицеп тракторный

2-ПТС-4

МТЗ-80/82




Автомобиль бортовой

ГАЗ-66

-

9

 Уход за лесными полосами


-

Рыхление почвы и уничтожение сорняков

Культиватор лесной навесной

КЛ-2,6

"Беларусь" всех модификаций

 



На склонах до12˚и террасах

Культиватор дисковый для склонов

КДС-1.8А

ДТ-75, ДТ-75М

 



Послойная культивация междурядий с одновременным рыхлением почвы в рядах

Культиватор универсальный

КУН-4

Трактора кл. тяги 14-30 кН

 



В междурядьях и межствольных полосах, рыхление почвы без оборота пласта (и закрайки), вычесывание сорняков

Культиватор садовый гидрофицированный с БЗСС-1

КСГ-5

ДТ-75 Т-74 "Беларусь"

 



В рядах молодых посадок высотой до 0.1-1м

Культиватор ротационный лесной

КРЛ-1М

Т-40 МТЗ-80/82

 

10

Лесоводственный уход

Осветления, прочистки прореживания

Ручной моторизованный кусторез

"Секор-3"

Двигатель внутреннего сгорания

 




Бензопилы

"Урал-2" "Хускварна"

Двигатель внутреннего сгорания

 


.4 Технологический комплекс машин для создания приовражных лесных полос в лесостепной зоне с частичной подготовкой почвы

Технология выращивания приовражных лесных полос имеет специфические особенности, так как полосы создают на участках с сильно размытыми почвами.

Наиболее эффективное средство предотвращения роста и закрепления склоновых и береговых оврагов - простейшие гидротехнические сооружения (водозадерживающие валы, плотины-перемычки и распылители стока), а также приовражные насаждения.

К ним относятся приовражные лесные полосы, насаждения у вершин крупных оврагов (надвершинные) и межовражные. В комплексе с этими насаждениями создаются полосы залужения из многолетних трав.

Таблица 1.4 - Технологический комплекс машин для создания приовражных лесных полос в лесостепной зоне с частичной подготовкой почвы

№ п/п

Операция

Условия выполнения

Машина

Трактор с электроприводом




наименование

марка


1

Частичная подготовка почвы двухотвальным плугом

Присетевые участки крутизной до 12˚ на средне и сильносмытых почвах

Плуг лесной для склонов

ПЛС-0,6

ДТ-75К, ДТ-75, ДТ-75М

2

Подвозка посадочного материала

-//-

Автомобиль бортовой

ГАЗ-66

-




Прицеп тракторный

2-ПТС-4

МТЗ-80/82

3

Механизированная посадка сеянцев с размещением в ряду через 0,75 м

-//-

Машина лесопосадочная для склонов

МЛС-20

ДТ-75, ДТ-75М




Лесопосадочная машина горная

ЛМГ-2

ДТ-75, Т-54В




Машина лесопосадочная универсальная

МЛУ-1

ЛХТ-55

4

Посев желудей

-//-

Сажалка желудевая навесная

СЖН-1

ДТ-75М

5

Культивация седланием рядка

-//-

Культиватор дисковый для склонов

КДС-1,8А

ДТ-75, ДТ-75М

6

Дополнение посадок

-//-

Инструмент моторизованный со сменными рабочими органами

ИМС-0,3

Двигатель внутреннего сгорания

7

Уход в рядах

-//-

Ручной моторизованный кусторез

"Секор-3"

Двигатель внутреннего сгорания




Бензопилы

"Урал-2", "Хускварна"

Двигатель внутреннего сгорания

8

Обработка полос химикатами и защиты от вредителей и болезней

Для обработки почвы, растительности, водными и масляными растворами

Агрегат лесной химический

АЛХ-2


.5 Технологический комплекс машин для создания лесных культур на горных склонах

Облесение вырубок на склонах более 12° связано со значительными трудностями (крутизна склонов, маломощность почв, выход на поверхность каменистых пород). Поэтому на таких местоположениях целесообразнее лесоводственные мероприятия, обеспечивающие содействие естественному восстановлению леса.

Значительный удельный вес на горных склонах занимают участки крутизной более 20°.

На некаменистых и малокаменистых горных склонах используют, как правило, технологические комплексы, применяемые на овражно-балочных склонах.

Таблица 1.5 - Технологический комплекс машин для создания лесных культур на горных склонах

№ п/п

Операция

Условия выполнения

Машина

Трактор с электроприводом




Наименование

Марка


Горные склоны крутизной до 120

1

Расчистка полос с корчевкой пней

Количество пней до 600 шт./га

Машина корчевальная

КМ-1

ТДТ-55



Корчевка пней диаметром до 24 см

Машина для расчистки полос

МРП-2А

ЛХТ-55



На склонах крутизной до 120 с одновременным рыхлением

Рыхлитель горный

РГ-1,4

Т-100М



На склонах крутизной до 300

Корчеватель - террасер

ОКТ-3

Т-130Г

2

Предпосадочное рыхление полос

На глубину до 24 см

Культиватор-рыхлитель террас

КРТ-3

ДТ-75, ДТ-75М

3

Предпосадочное боронование


Тяжелая дисковая борона

БДТ-3

ДТ-75

Подготовка площади с количеством пней до 400 шт./га

Нарезка пластов с после дующей посадкой сеянцев

Плуг лесной комбинированный

ПКЛ-70

ЛХТ-55



Дополнительная обработка почвы для выравнивания рельефа

Плуг лесной дисковый

ПЛД-1,2

ЛХТ-55




Фреза лесная унифицированная

ФЛУ-0,8

ЛХТ-55

4

Подвозка посадочного материала

-

Полуприцеп тракторный

1-ПТС-2

Т-40АМ, МТЗ-80/82




Прицеп тракторный

2-ПТС-4

МТЗ-80/82




Автомобиль бортовой

ГАЗ-53, ЗИЛ-130, УАЗ-452

-

5

Посадка сеянцев и саженцев

Хвойных и лиственных пород

Машина лесопосадочная универсальная

МЛУ-1

ЛХТ-55



На сильнокаменистых почвах

Агрегат

А250/500

ЛХТ-55

6

Уход за культурами

Вырубки горных склонов крутизной до 120

Культиватор двухследный дисковый

КДС-1,8

ЛХТ-55



После использования ФЛУ-0,8

Лесной фрезерный культиватор

КФЛ-1,4

МТЗ всех модификаций

7

Дополнение посадок

Нарезка полос ухода за лесными культурами, копки ям

Инструмент моторизованный со сменными рабочими органами

ИМС-0,3

Двигатель внутреннего сгорания - 4 кВ

9

Борьба с вредителями и болезнями

Обработка саженцев химикатами для защиты от вредителей и болезней

Опрыскиватель мелко капельный ранцевый

ОМР-2

ДВС "Дружба-4Э"

В свежих и влажных условиях типа произрастания (1-й способ)

1

Разметка полос по горизонтали

2

Дискование почвы полосами

Необработанные полосы шириной 1.0м

Тяжелая дисковая борона

БДТ-3

ДТ-75

3

Вспашка полос

Отвальная вспашка

Плуг корпусный навесной

ПКС-4-35

ДТ-75





ПКС-3-35

"Беларусь"

4

Предпосадочное рыхление почвы

На глубину 20-25 см

Культиватор-рыхлитель террас

КРТ-3

ДТ-75, ДТ-75М

По 2-му способу

1

Разметка полос по горизонтали

2

Полосное рыхление

Рыхление каменистых склонов на глубину до 40 см, при размере камней до 0,3 м 3

Рыхлитель навесной

РН-40

ДТ-75 ДТ-75М

3

Вспашка почвы

Для глубокой обработки почвы (40-50 см)

Плуг плантажный навесной

ППН-40

ДТ-75




Плантажный плуг навесной

ППН-50

Т-130



При крутизне склонов до 20˚

Плуг челночный навесной

ПЧС-4-35

ДТ-75Г

4

Предпосевная обработка почвы


Тяжелая дисковая борона

БДТ-3

ДТ-75




Культиватор-рыхлитель террас

КРТ-3

ДТ-75/М


Напашное террасирование

Для комбинированной обработки

Плуг лесной навесной

ПЛН-4-35

ДТ-75



Полосная вспашка и напашное террасирование на склонах крутизной до 200

Плуг челночный навесной

ПЧС-4-35

ДТ-75К

Горные склоны крутизной более 200

1

Инструментальная разбивка террас

2

Нарезка террас с одновременной разбивкой промоин

На склонах крутизной до 350

Террасер секционный

ТС-2,5

ДТ-75М



Мелкокаменистые безлесые склоны крутизной до 300

Террасер ротационный

ТР-3

ДТ-75К



Малокаменистых склонах с крутизной до 300

Террасер с активными рабочими органами

ТШФ-3

ДТ-75



Каменистые склоны крутизной до 350

Террасер для каменистых грунтов

ТК-4

Т-100Г

3

Безотвальное рыхление полотна террас

На глубину до 40 см

Плуг лесной навесной

ПЛН-4-35

ДТ-75



На глубину до 50 см, рыхление террас и полос на каменистых

Оборудование рыхлительное навесное

ОРН-2,5

Т-130Г

4

Предпосадочная культивация

Рыхление на глубину до 24 см

Культиватор-рыхлитель террас

КРТ-3

ДТ-75/М

5

Подвозка посадочного материала

-

Полуприцеп тракторный

1-ПТС-2

Т-40АМ, МТЗ-80/82




Прицеп тракторный

2-ПТС-4

МТЗ-80/82




Автомобиль бортовой

ГАЗ-53, ЗИЛ-130, УАЗ-452

-

6

Посадка сеянцев

По дну борозд, хвойные породы

Машина лесопосадочная универсальная

МЛУ-1

ЛХТ-55



На террасах и склонах крутизной до 120 , на овражно-балочных и горных склонах

Лесопосадочная машина горная: на склонах до 120 на склонах до 80

ЛМГ-2

ДТ-75 МТЗ-80



На склонах по бороздам и террасам

Машина лесопосадочная для склонов

МЛС-20

ДТ-75К



Саженцы высотой до 2 м

Лесопосадочный агрегат

ЛПА-1

ДТ-75К

7

Культивация и рыхление почвы

Культивация и рыхление почвы

Культиватор-рыхлитель террас

КРТ-3

ДТ-75М

8

Дополнение посадок

Готовка посадочных ям

Ямокопатель для склонов 2-рядный

ЯС-2

ДТ-75

9

Внесение гербицидов

Химическая борьба с нежелательной травянистой растительностью

Опрыскиватель мелко капельный ранцевый

ОМР-2

ДВС "Дружба-4Э"




Опрыскиватель ручной ранцевый

ОРР-1

-


2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАШИН НА ПРОХОДНЫХ (САНИТАРНЫХ) РУБКАХ

.1 Технологический процесс рубок ухода и система машин

Коэффициент сменности на данных видах работ принимаем равным 1,0, следовательно, число рабочих на одну машину - 1. Технологический комплекс машин для проведения проходных рубок и режим работы приведён в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Технологический комплекс машин и режим работы

Стадия производства

Операция

Марка машины

Число рабочих на одну машину

Число дней работы

Норма выработки на машину в смену, м3

Лесосечные работы

Валка

ЛП-19

1

90

176,0


Трелевка

МТЗ-82

2

90

22,2


Обрезка сучьев

ЛП-30Б

1

90

133


Раскряжевка

МП-5 "Урал"

2

90

51,6


Погрузка

ПМ-0,8

1

105

172,0

Транспортные работы

Вывозка

Урал-377

1

105

40,0


Норма выработки на каждую машину определяется исходя из данных нормативно-справочного материала: Трелевка (МТЗ-82) - исполнитель: тракторист 6-го разряда, расстояние трелевки - 270 метров. Нормообразующие факторы: средний объем хлыста (0,38 м3) и условия работы (нормальные). Норма выработки при этих условиях 22,2 пл. м3 на машино-смену. Аналогично определяются нормы выработки на других видах работ, за исключением вывозки, норма для которой рассчитывается по формуле 1 (тип лесовозной дороги - грунтовая с укрепленным покрытием).

 (1)

где Нв - норма выработки на машино-смену, пл.м3;

Тсм - продолжительность рабочей смены, мин;

Тпз - время подготовительно-заключительной работы на смену, мин (для учебных целей принимаем - 35 мин);

t0 - время нулевого пробега 1 км в обоих направлениях, мин;

L0 - расстояние нулевого пробега, км;

L - расстояние вывозки, км;

Т1 - время пробега 1 км в обоих направлениях, мин;

Т2 - время пребывания автомобиля под погрузкой и выгрузкой на рейс, мин;

tв - время на ожидание встречного автопоезда на 1 км пробега в порожнем направлении, мин (0,1 мин на каждый километр);

Q - нагрузка на рейс, м3.

Время пребывания автомобиля под погрузкой и выгрузкой (Т2, мин) складывается из времени установки автомобиля под погрузку и выгрузку; времени погрузки и времени выгрузки.

Для расчёта этого времени (Т2) действующими нормативами предусмотрено:

-    установка под погрузку и выгрузку - 3 мин. на рейс;

-        погрузка сортиментов гидроманипулятором - 2 мин. на 1 м3;

         выгрузка гидроманипулятором - 2 мин. на 1 м3.

Таким образом, в нашем примере Т2 = 3 + 2·16+ 2·16 = 67 мин.

Норма вывозки на древесину автомобилем Урал-377, м3,

в =  = 40,0 м3

2.2 Расчет показателей использования машин

Число машин и показатели их использования рассчитываются для всех машин, занятых на лесосечных и транспортных работах.

При расчете показателей за основу принимают технологический процесс рубок ухода, режим работы предприятия, выбранную систему машин и условия работы, приведенные в задании. Все расчеты представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Технико-экономические показатели использования машин

Показатель

ед. изм.

Машины




ЛП-19

МТЗ-82

ЛП-30Б

МП-5

Фискарс Ф-6000

Урал-377

1

Объем работ

м3

38000

38000

38000

38000

38000

38000

2

Производительность в смену: - по норме - принятая - плановая

м3

 176 176 158,4

 22,2 22,0 19,8

 133 132 118,8

 51,6 52,8 47,5

 172 176 184,8

 40,0 40,0 40,6

3

Число машино - смен в работе, всего в том числе: - на основных работах - на прочих работах

маш-см.

287,8   239,8 47,9

2303,0   1919,2 383,8

383,7   319,8 63,9

960,0   800,0 160,0

1216,7   935,9 280,7

4

Коэффициент сменности

-

1

1

1

1

1

1

5

Число машино - дней в работе

маш.-дн.

287,8

2303,0

383,7

960,0

246,7

1216,7

6

Число дней работы на рубках ухода

дн.

90

90

90

90

105

105

7

Потребность в работающих машинах

шт.

4

26

5

11

3

14

8

Коэффициент использования исправных машин

-

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,8

9

Потребность в исправных машинах

шт.

6

37

8

16

5

18

10

Число машино - дней в исправном состоянии

маш.-дн.

540

3330

720

1440

525

1890

11

Число машино - дней в ремонте и ожидании его

маш.-дн.

84

516

83

49

39

131

12

Число машино - дней пребывания в хозяйстве

маш.-дн.

624

3846

803

1489

564

2021

13

Коэффициент технической готовности

-

0,9

0,9

0,9

1,0

0,9

0,9

14

Потребность в списочных машинах

шт.

7

42

9

16

6

20


При заполнении в таблице 2.2 пункт 2 - производительность в смену по норме берётся из таблицы 2.1. Принятая производительность зависит от производительности ведущей машины. В данном случае ведущей машиной является ЛП-19.

Производительность машин и оборудования на лесосечных или других видах работ должна быть увязана с продолжительностью рабочего периода и со смежными операциями.

На проходных рубках продолжительность рабочего периода 90 дня. За этот период необходимо заготовить 38000 м3 древесины, норма выработки валочно-пакетирующей машины ЛП-19 176 м3. Одна машина ЛП-19 сможет эту работу выполнить за 216 дней (38000 : 176). Поэтому, для работы необходимо иметь три такие машины. Количество остальных машин и их производительность увязываем с производительностью машины на ведущей операции. Для расчёта технико-экономических показателей целесообразно принять систему машин: три ЛП-19 (176 ´ 3 = 528 м3), двадцать четыре МТЗ-82 (528 : 24 = 22 м3), четыре ЛП-30Б (528 : 4 = 132 м3) и десять МП-5 (528 : 10 = 52,8 м3). Такое количество машин позволит за 90 дней заготовить 38000 м3 древесины от рубок ухода.

Принятая производительность на транспортных работах принимается равной производительности по норме выработки (то есть 40 м3).

Плановая производительность на машино-смену рассчитывается путём умножения принятой производительности на коэффициент планового выполнения норм выработки (дано в задании плановое выполнение норм выработки на лесосечных работах 100 % - коэффициент 1, а на транспортных работах 90 % - коэффициент 0,9).

Число машино - смен на основных работах определяется делением объёма работ на плановую сменную производительность (38000: 158,4 = 239,8 машино - смен). В курсовом проекте число машино - смен на прочих работах принимаем в процентах от числа машино - смен на основных работах. Для автомобилей 30%, а для остальной техники 20% (239,8 ´ 0,2 = 47,9 машино - смен).

Для установления числа машино - дней в работе необходимо сделать следующий расчёт - потребность в машино - сменах (пункт 3) разделить на коэффициент сменности (287,8:1 = 287,8 машино - дней). Число дней работы техники на рубках ухода берём из таблицы 2.1.

Потребность в числе работающих машин находится как частное от деления числа машино - дней в работе (пункт 5) на число дней на соответствующей операции (пункт 6). Полученный результат округляется до целого числа (287,8:90 = 3,2 » 4 шт.).

Коэффициент использования исправных машин для учебных целей принимаем на лесосечных работах - 0,7, а на транспортных - 0,8. В производственных условиях используют действующие нормативы.

Разделив число работающих машин (пункт 7) на коэффициент использования исправных машин (пункт 8) получим потребность в исправных машинах (4:0,7 = 5,7 » 6 шт.). Число машино - дней в исправном состоянии подсчитывается умножением числа исправных машин на число дней работы на рубках ухода (6´ 90 = 540 маш.-дн.). Число машино - дней в ремонте и ожидании его рассчитывается отдельно. Для этого необходимо составить две вспомогательные таблицы (таблицы 2.3 и 2.4). Сначала составим таблицу 2.3 по лесозаготовительному оборудованию. Для заполнения столбцов 3, 4 и 5 исходные данные по техническому обслуживанию и ремонту (ТО и Р) берутся из приложения B.

Таблица 2.3 - Исходные данные для расчёта технического обслуживания и ремонта лесозаготовительного оборудования

Марка машины

Отработано, мото-часов

Виды ремонтного обслуживания

Нормативы

Число ТО и Р, шт.

Простои в ТО и Р, раб. дн.




периодичности ТО и Р, мото-часов

простоя в ТО и Р, час.



ЛП-19

1611,7

ТО-1

60

7

21

19,1



ТО-2

240

14

5

8,7



ТО-3

960

21

1

2,6



СО

2 раза в год

7

12

10,5



ТР

по потребности

14/100

16

28,2



КР

4500

30 дней

-

-



Всего

-

-

-

70,4

МТЗ-82

12896,8

ТО-1

60

4

174

87



ТО-2

240

10

40

50



ТО-3

960

21

13

34



СО

2 раза в год

7

74

64,7



ТР

по потребности

9/100

128

145



КР

4500

25 дней

2

50



Всего

-

-

-

430,8

ЛП-30Б

2148,7

ТО-1

100

4

16

8



ТО-2

300

10

5

6,3



ТО-3

900

14

2

3,5



СО

2 раза в год

7

16

14



ТР

по потребности

14/100

21

37,6



КР

5000

30 дней

-

-



Всего

-

-

-

69,4

МП-5

5376

ТО

50

1,4

107

18,7



СО

2 раза в год

0,5

32

2



ТР

по потребности

3,1/100

53

20,8



Всего

-

-

-

41,5

Ф-6000 "Фискарс"

1381,5

ТО-1

150

4

7

3,5



ТО-2

450

10

2

2,5



ТО-3

1000

24

1

3



СО

2 раза в год

7

10

8,7



ТР

по потребности

9/100

13

15,5



КР

4500

25 дней

-

-



Всего

-

-

-

33,2


Для расчета отработанных ЛП-19 моточасов число машино - дней в работе умножают на продолжительность рабочей смены в часах и на коэффициент перевода машино-часов в моточасы (0,7). Для ЛП-19 - 287,8´8´0,7=1611,7 мото-часов, результаты представлены в таблице 2.3.

Число капитальных ремонтов (КР) рассчитывается путем деления отработанных моточасов на норматив периодичности:

 (2).

где NКР - число капитальных ремонтов, шт.;

ОРобщ - объём работы парка машин, мото-ч.;

ОРКР - норматив периодичности капитального ремонта, мото-ч.

Nкр = 1611,7:4500 = 0,35

Таким образом, для машины ЛП-19 число КР меньше единицы. Это значит, что в данном случае срок КР не подошел, и полученное значение в таблицу не заносится. Если значение получится равным 1 и более, то данные (с округлением до целого числа в меньшую сторону) заносим в таблицу 2.3. Расчёт числа любых ТО и Р всегда проводим с округлением до целого числа в меньшую сторону. Простои в КР вычисляются путём умножения времени простоя в ремонте (ст. 5) на количество ремонтов (ст. 6).

Периодичность ТР нормативами не устанавливается (в нормативах указано - по потребности, см. прил. В и Г). Рассчитываются простои в этом виде ремонта по нормативам на 100 мото-часов работы (или 1000 км пробега - для автомобиля). Например: для машины ЛП-19 норматив простоя в текущем ремонте 14/100ч (таблица 2.3), то есть через каждые 100 мото-часов работы должны планироваться 14 ч на ремонт. Поэтому, при расчете числа ТР используем знаменатель дроби, а при расчёте времени простоя - все дробное число.

Число текущих ремонтов (ТР) получаем делением отработанных мото-часов на норматив периодичности ремонта, который в данном примере должен быть через 100 мото-часов (1611,7:100 = 16). Результат заносим в таблицу 2.3.

Время простоя в ТР определяем следующим образом. Количество отработанных моточасов умножаем на норматив простоя в ремонте и переводим в рабочие дни путём деления на 8 часов (1611,7 ∙ 14/100 : 8= 28,2 рабочих дней.

Число сезонных обслуживаний (NСО) рассчитывается по числу исправных машин (Мисп) и проводится 2 раза в год на одну машину.

NСО = 2 ´ Мисп, шт., (3).

где Мисп - количество исправных машин (таблица 2.2 пункт 9), шт.

Число сезонных обслуживаний (СО) рассчитывается исходя из двух обслуживаний в год на одну исправную машину (2 ∙6 = 12). Затем количество обслуживании умножаем на норматив простоя в ремонте и делим на продолжительность рабочей смены в часах, получаем время простоя в ремонте (12 * 7 : 8 = 10,5 раб. дн.).

Количество технических обслуживании (ТО) определяется так же, как и количество капитальных ремонтов.

NТО-3 = ОРобщ /ОРТО-3 - NКР; (4).

Число ТО-3 рассчитываем путём деления отработанных моточасов на норматив периодичности ремонта, за вычетом количество капитальных ремонтов (1611,7 : 960 = 1,6, то есть в данном случае срок ТО-3 подошел).

NТО-2 = ОРобщ /ОРТО-2 - (NКР + NТО-3); (5).

Время простоя в ремонте (В) рассчитывается умножением норматива времени простоя в ремонте (в) на число ремонтов (N), которое переводят в рабочие дни(5).

В = в ´ N / 8, раб. дн. (6).

Количество ТО-2 рассчитывается путём деления отработанных моточасов на норматив периодичности (1611,7 : 240 - 1 = 5,7), исключая количество ТО-3; ТО-2 принимаем равным 5. Затем количество обслуживании умножаем на норматив простоя в ремонте (14 ∙ 5 - 70ч) и переводим часы простоя в рабочие дни (70 : 8 = 8,7 раб. дн.).

ТО-1 = ОРобщ /ОРТО-1 - (NКР + NТО-3 + NТО-2), (7).

Количество ТО-1 рассчитывается путём деления отработанных мото-часов на норматив периодичности минус количество ТО-2 (1611,7:60 - 5 = 21). Затем количество обслуживании умножаем на норматив простоя в ремонте (21 ∙ 7 = 147ч) и переводим часы простоя в рабочие дни (147 : 8 = 19,1 раб.дн.).

По времени простоя в ТО и Р подсчитываем общее число рабочих дней (таблица 2.3 столбец 7).

Аналогичным образом составляется таблицу 2.3 по машинам МТЗ-82, ЛП-30Б, МП-0,8 и Ф-9000.

Для вычисления машино - дней в ремонте и ожидании его (таблица 2.2 пункт 11) необходимо количество дней простоя в ТО и Р умножить на коэффициент, который исчисляется как соотношение числа календарных дней к числу дней работы ремонтно-механических мастерских. В учебных целях принимаем его 1,2. Следовательно, число машино - дней в ремонте и ожидании его составит для машин ЛП-19 - 84 маш.-дн. (70,4´ 1,2).

Количество машино - дней пребывания в хозяйстве получаем суммированием числа машино - дней в исправном состоянии и числа машино - дней в ремонте и ожидании его (540+84=624 маш.-дн.).

Коэффициент технической готовности вычисляем путём деления числа машино - дней в исправном состоянии на число машино - дней пребывания в хозяйстве - 246:287=0,86 » 0,9.

Потребность в списочных машинах определяем, как частное от деления числа исправных машин на коэффициент технической готовности и округляем результат в большую сторону (6: 0,9 = 6,6 » 7 шт.).

Для определения числа машино - дней в ремонте и ожидании его по автомобилю Урал-377 составляем таблицу 2.4.

Таблица 2.4 - Исходные данные для расчёта технического обслуживания и ремонта автомобиля Урал-377

Виды ремонтного обслуживания

Нормативы

Число ТО и Р, шт.

Простои в ТО и Р, раб. дн.


периодичности ТО и Р, км пробега

простоя в ТО и Р, час.



ТО-1

2500

4

29

14,5

ТО-2

12500

14

9

15,7

СО

2 раза в год

3

36

13,5

ТР

по потребности

4/1000 км

116

43,7

КР

150000

22 дня

22

Всего

-

-

-

109,4


Для заполнения столбцов 1, 2 и 3 берём необходимые данные из приложения Г. Проведение расчётов необходимо начать с установления общего годового пробега автомобиля на основных и прочих работах. Годовой пробег автомобиля на основных работах по вывозке леса (L, км) определяется по формуле:

 (8).

где Lср - среднее расстояние вывозки, км; ОВ - годовой объём вывозки, м3; Q - нагрузка на рейс, м3; a - коэффициент, учитывающий нулевой пробег (берем 1,1).

Таким образом, в рассматриваемом нами примере, годовой пробег автомобиля составит (2 · 27 · 38000)/(16 · 1,1)= 116591 км. Ежесменный пробег одного автомобиля на прочих работах принимаем равным 150 км, тогда пробег на всех прочих работах (таблица 2.2 пункт 3) составит (150· 280,7)=42105 км. Общий пробег на основных и прочих работах будет равен (116591 + 42105,0)=158696 км. Исходя из общего пробега автомобиля и нормативов, определяется число технических обслуживаний и ремонтов и время простоя в них. Количество капитальных ремонтов для автомобиля (NКР) рассчитывается по формуле 9:

 (9).

где ОР(авт)общ - объём работы автомобиля, км пробега;

ОРКР - норматив периодичности ремонта, км пробега;

К - коэффициент корректирования межремонтного пробега (0,8).

NКР = 158696/(150000·0,8) = 1,3 шт

Срок капитального ремонта подошел, так как значение NKP больше единицы. Далее расчёты ведутся аналогично лесозаготовительным машинам. Находим общее время простоя в ремонте 109,4 раб. дн. Затем умножаем на коэффициент перевода (1,2) и получаем число машино-дней в ремонте и ожидании его (131). Результат заносим в таблицу 2.2 пункт 11.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Петрик, В.В. Система машин в лесном хозяйстве: Методические указания к выполнению курсового проекта/ В.В.Петрик, Н.И.Петрик. - Архангельск: Издательствово АГТУ, 2004 - 30 с.

Петрик, В.В. Система машин в лесном хозяйстве: учеб. пособие для вузов/ В.В. Петрик, Н.П. Гаевский. - Архангельск: издательствово АГТУ, 2005. - 139 с.

Похожие работы на - Технологический комплекс машин в лесном хозяйстве

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!