Управление прибылью и рентабельностью на предприятии

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    205,55 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление прибылью и рентабельностью на предприятии

Дипломная работа

На тему:

«Управление прибылью и рентабельностью на предприятии»


Введение


Значимость экономического анализа таких важнейших показателей, как прибыль и рентабельность предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия. Для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели прибыли и рентабельности (доходности).

Первый из них, собственно говоря, и является целью работы предприятия, второй показатель - показатель рентабельности позволяет точно оценить уровень развития предприятия как в целом, так и с различных сторон.

Прибыль в рыночных условиях - одна из основных целей предпринимательства и критерий эффективности производства. Управление прибылью и рентабельностью предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявляет резервы роста прибыли и рентабельности, что в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность, это и обусловило актуальность данной работы.

Главная цель работы - исследование процессов, связанных с управлением прибылью и рентабельностью, рассмотрение теоретических и практических вопросов, связанных с управлением прибылью и рентабельностью, их видов, приведение формул расчетов прибыли и рентабельности, определение путей повышения прибыли, как основных показателей эффективности деятельности предприятия.

Исходя из поставленной цели автором сформулированы основные задачи дипломной работы:

1)  раскрыть понятие прибыли и рентабельности,

2)      выбрать методику проведения анализа прибыли и рентабельности предприятия,

)        представить краткую характеристику исследуемого предприятия,

)        провести анализ прибыли и рентабельности на примере предприятия ООО «Компания «СПРИНГ»»,

5)  предложить мероприятия по увеличению суммы прибыли и рентабельности.

6)  сделать соответствующие выводы.

Объектом данной дипломной работы является финансово-хозяйственная деятельность предприятия, занимающегося выпуском соков и сокосодержащих напитков «Spring».

Непосредственно, предмет исследования работы - это методы управления прибылью и рентабельностью как основных показателей эффективности деятельности предприятия на примере организации «Компания «СПРИНГ»».

Информационной базой является бухгалтерская отчетность, а именно форма №1 «Бухгалтерский баланс» и форма №2 «Отчет о прибыли и убытках» за 2008-2009 отчетные годы, данная отчетность прилагается к дипломной работе.

Теоретической основой исследования послужили законодательные и нормативные акты такие, как Гражданский и Налоговый Кодексы Российской Федерации, а также труды ученых И.А. Бланка, В.В. Ковалева, А.Д. Шеремета и др.

При проведении анализа прибыли и рентабельности были использованы следующие методы:

1)      чтение бухгалтерской отчетности,

2)      горизонтальный и вертикальный анализ основных финансово-экономических показателей,

)        факторный анализ прибыли и рентабельности методом цепных подстановок,

)        маржинальный анализ прибыли и рентабельности.

Дипломная работа состоит из введения, трех основных глав, заключения. В первой главе происходит ознакомление с основными понятиями исследования, методикой, используемой при анализе прибыли и рентабельности.

Во второй главе, непосредственно, представлен анализ прибыли и рентабельности с применением выбранной методики, представлена краткая характеристика ООО «Компания «СПРИНГ»».

В последней главе предложены мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия.

прибыль управление рентабельность предприятие

1. Теоретические основы управления прибылью и рентабельностью

1.1    Прибыль, ее экономическая сущность

Представляя собой конечный финансовый результат, прибыль является основным показателем в системе текущих целей предприятия:.        Ковалев В.В. предлагает следующее общее определении: прибыль - это некий доход от операции, требовавший изначально определение инвестиции и (или) расхода, и проявляющийся в увеличении совокупного экономического потенциала (богатства) инвестора по окончании (фактическом или условном) данной операции. Прибыль множественна по своему представлению и методам измерения и идентифицируется только тогда, когда четко определены понятия, во-первых, доходов и расходов или капитала и, во-вторых, способов их оценки и увязки в едином счетном алгоритме. Иными словами, прибыль - это расчетный и потому условный показатель; в зависимости от набора включенных и рассмотренных факторов и их количественной оценки могут исчисляться разные показатели прибыли [19,474].

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятий представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так и отрицательным знаком..       Российское законодательство определяет понятие прибыль в части второй Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000 года №117-ФЗ с внесенными изменениями и дополнениями. В соответствии с 25 главой Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» прибылью признается:

) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;

) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;

) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации. [1]

В увеличении прибыли заинтересованы все участники производства. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. По прибыли определяется также рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции. Характеризуя рентабельность вложений средств в активы данного предприятия и степень умелости его хозяйствования, прибыль является наилучшим мерилом финансового здоровья предприятия. Чтобы управлять прибылью необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить долю каждого фактора ее роста или снижения.

От прибыли зависит нормальная деятельность любого предприятия, так как:

§ прибыль обеспечивает расширенное воспроизводство (капитальные вложения в основные фонды и прирост оборотных средств),

§  прибыль необходима для развития НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), обеспечивающие НТП;

§  за счет прибыли финансируются затраты на социальные нужды;

§  прибыль необходима для выплаты дивидендов, а, следовательно, от нее зависят инвестиции.

Кроме того, прибыль предприятия имеет более широкое назначение, т.к. из нее выплачивается налог на прибыль, являющийся частью доходов, за счет которых формируется бюджет государства.

Прибыль выполняет ряд функций, среди которых можно выделить распределительную, стимулирующую и оценочную:

1) Функция прибыли как меры эффективности производства заключается в том, что именно прибыль и рентабельность являются основными показателями успешной деятельности предприятия и предопределяют принятие таких решений, как выход фирмы на новые рынки сбыта, переток капитала из одних отраслей в другие и т.п.

2) Стимулирующая функция прибыли предопределена тем, что прибыль позволяет получать не только личный доход владельцам предприятия, но и создает возможности для наращивания капитала, а соответственно и увеличения объема производства, роста сегмента рынка, на котором действует фирма, возможность выхода на новые рынки сбыта, что в свою очередь приводит к увеличению рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет.

) От оценочной функции зависит хозяйственная деятельность, рост или снижение ее объемов, успех или неудача в предпринимательской деятельности. [13,56]

Размеры прибыли и возможности ее роста находятся в сложной зависимости от ряда факторов, важнейшие из которых следующие:

§  объем реализации;

§  структура товарооборота;

§  величина других доходов и расходов, входящих в состав прибыли (проценты полученные и уплаченные, доходы от участия в других организациях);

§  уровень налогообложения прибыли.

1.2   
Основные виды и показатели прибыли

Рассмотрим подробно отдельные виды прибыли на основе классификации И.А. Бланка по основным признакам. [7,24]

) По характеру отражения в учете выделяют бухгалтерскую и экономическую прибыль предприятия.

·        Бухгалтерская прибыль представляет собой разность между доходами предприятия и внешними его текущими затратами (издержками), отражаемыми бухгалтерским учетом.

·        Экономическая прибыль представляет собой разность между суммой доходов предприятия, с одной стороны, и суммой как внешних, так и внутренних его текущих затрат (издержек), с другой. При этом внутренние текущие затраты предприятия, не отражаемые бухгалтерским учетом, оцениваются по альтернативной их стоимости. Экономическая прибыль предприятия всегда меньше бухгалтерской на величину внутренних текущих затрат (издержек).

) По характеру деятельности предприятия разделяют прибыль от обычной деятельности и прибыль от другой деятельности.

·        Прибыль от обычной деятельности характеризует финансовый результат от всех традиционных для данного предприятия видов деятельности и хозяйственных операций, формируемый на регулярной основе.

·        Прибыль от другой деятельности характеризует необычный или очень редкий для данного предприятия источник ее формирования.

) По основным видам хозяйственных операций предприятия выделяют прибыль от реализации продукции и прибыль от других операций.

·        Прибыль от реализации продукции - товаров, работ, услуг - является основным ее видом на предприятии, непосредственно связанным с отраслевой спецификой их деятельности. Аналогом этого термина выступает термин «прибыль по основной деятельности». В обоих случаях под этой прибылью понимается результат хозяйствования по основной производственно-сбытовой деятельности предприятия.

·        Прибыль от других операций. К составу доходов, формирующих эту прибыль, относятся доходы от паевого участия данного предприятия в деятельности других совместных предприятий с отечественными и зарубежными партнерами (в виде распределенной прибыли на сумму его паев в совместных предприятиях); доходы от принадлежащих предприятию облигаций, акций и других ценных бумаг, выпущенных сторонними эмитентами (в виде сумм процентов и дивидендов); доходы по депозитным вкладам предприятия в банках; полученные штрафы, пени и неустойки и некоторые другие доходы.

) По основным видам деятельности предприятия выделяют прибыль, полученную от операционной, инвестиционной и финансовой его деятельности.

·        Прибыль от операционной деятельности представляет собой совокупный объем прибыли от реализации продукции и прибыли от других операций, не относящихся к инвестиционной или финансовой деятельности.

·        Прибыль от инвестиционной деятельности характеризует итоговой финансовый результат от операций по приобретению (сооружению, изготовлению) и продаже амортизируемого имущества - основных фондов, нематериальных активов и других необоротных активов, а также краткосрочных финансовых инвестиций, которые не являются эквивалентами денежных средств.

·        Прибыль от финансовой деятельности характеризует финансовый результат операций, которые приводят к изменению размера и состава собственного капитала и ссуд предприятия (привлечения дополнительного акционерного или паевого капитала, эмиссии облигаций и других долговых ценных бумаг, привлечение кредита в различных его формах, погашение обязательств по основному долгу и т.п.).

) По составу элементов, формирующих прибыль, различают маржинальную, валовую и чистую прибыль предприятия. Под этими терминами понимают обычно различную степень «очистки» полученных предприятием чистых доходов от понесенных им в процессе хозяйственной деятельности затрат.

·        Так, маржинальная прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности (валового дохода предприятия от этой деятельности, уменьшенного на сумму налоговых платежей за счет него) за вычетом суммы переменных затрат.

·        Валовая прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности за вычетом всех операционных расходов, как постоянных, так и переменных (валовая прибыль соответственно представляет собой разницу между всей суммой чистого дохода предприятия и всей суммой его текущих затрат).

·        Чистая прибыль характеризует сумму валовой прибыли, уменьшенную на сумму налоговых платежей за счет нее.

) По характеру налогообложения прибыли выделяют налогооблагаемую и не облагаемую налогом ее части. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой политики предприятия, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиций конечного их эффекта. Состав прибыли, не подлежащей налогообложению, регулируется соответствующим законодательством.

) По степени использования выделяют нераспределенную и распределенную прибыль предприятия. Первый ее вид характеризует часть сформированной прибыли предприятия, которая еще не распределена (а соответственно и не использована) на конкретные хозяйственные нужды. Второй ее вид характеризует часть сформированной прибыли, которая на рассматриваемую дату уже распределена и не использована в процессе хозяйственной деятельности. [7,28]

Несмотря на довольно значительный перечень рассмотренных классификационных признаков, он, тем не менее, не отражает всего многообразия видов прибыли, используемых в научной терминологии и предпринимательской практике.

Источником информации для анализа прибыли являются данные формы №2 «Отчет о прибылях и убытках». Благодаря которой определяется система показателей прибыли (рисунок 1).









Рисунок 1. Система показателей прибыли

) Валовая прибыль представляет собой разницу выручки от продажи товаров, работ, услуг и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг.

) Прибыль (убыток) от продаж товаров, работ, услуг определяется как разница между выручкой от реализации товаров, работ, услуг в действующих ценах без НДС, налога и акцизов и затратами на ее производство и реализацию с учетом коммерческих и управленческих расходов.

) Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна валовой прибыли, уменьшенной на сумму:

отчислений в резервный фонд и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством;

рентных платежей в бюджет;

доходов по ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других предприятий;

курсовых разниц, образовавшихся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым ЦБ РФ иностранным валютам.

) Чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, определяется как разность между валовой прибылью и суммой налогов на прибыль.

Чистая прибыль может направляться на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, выплачиваться собственнику в виде дивидендов, создание резервного (страхового) фонда, уплату в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные и другие цели.

В условиях рыночной экономики исключительное право на принятие управленческих решений по вопросу распределения чистой прибыли всегда принадлежит собственникам предприятия или полномочным их представителям. При этом на практике может быть реализован один из трех вариантов подобного распределения, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки с позиций заинтересованных в его результатах сторон.

Первый вариант предполагает определение собственником лишь его доли в оставшейся после возмещения фактически понесенных затрат чистой прибыли предприятия. Указанная доля может устанавливаться как в процентном, так и в абсолютном выражении на любой расчетный период, но не менее одного года. Данный вариант обеспечивает стратегический уровень финансово-хозяйственной самостоятельности исполнительного руководства предприятия и достаточно эффективно защищает интересы собственника, гарантируя ему получение желаемой части прибыли. Единственным ограничением при использовании этого варианта является жесткие требования к компетенции и личной порядочности высшего исполнительного руководства компании.

Второй вариант предполагает более активное участие собственника в процессе распределения чистой прибыли, выражающееся в утверждении им общей номенклатуры и конкретных размеров (или процентов отчисления) целевых финансовых фондов. Данный подход позволяет осуществить более жесткий централизованный контроль за расходованием чистой прибыли предприятия.

Наконец, третий вариант предусматривает всестороннее личное участие собственника в процессе распределения прибыли, что выражается не только в реализации прав, предусмотренных предыдущим вариантом, но и в утверждении им сметы затрат по каждому направлению расходованию средств. Подобный подход вполне естественен для предприятий, где функции директора исполняет сам собственник. [4,32]

Кратко раскроем каждый показатель, используемый при расчете показателей прибыли:

·        Нетто-выручка от продажи товаров, работ, услуг - выручка от продажи товаров, работ, услуг за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

·        Себестоимость проданных товаров, работ, услуг - стоимостная цена используемых в процессе производства реализованных товаров (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

·        Коммерческие расходы - затраты по отгрузке продукции покупателям (погрузочно-разгрузочные расходы, доставка), расходы на тару и упаковочные материалы, рекламу, изучение рынков сбыта и т.д.

·        Управленческие расходы - расходы на управление предприятием, которые состоят из: зарплаты управленческому персоналу, командировочных расходов и расходов по перемещению, представительских расходов, расходов на содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны, прочих расходов.

·        Проценты к получению / уплате - проценты по облигациям, депозитам и проценты за предоставление денежных средств в пользование организациям.

·        Доходы от участия в других организациях - доходы по акциям, принадлежащим организации.

·        Прочие доходы - это доходы от продажи активов, аренды, плата за предоставление патентов, промышленных образцов и т.д. Прочие расходы - это плата за услуги банка, расходы по содержанию законсервированных объектов, расходы по аннулированным заказам и т.д.

1.2 Рентабельность, сущность и виды

Для оценки эффективности работы производственного предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли.

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: «рентабельность (от нем. Rentabel - доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов». [10, 637]

По мнению других авторов, рентабельность - показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.
Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска.

Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.

При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия.

Показатели прибыли характеризуют абсолютный финансовый эффект хозяйственной деятельности предприятия. А рентабельность или прибыльность определяет относительный размер прибыли, используемый для объективной оценки конечных результатов деятельности предприятия [5, 434].

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы, как представлено на рисунке 2.


Рисунок 2. Основные группы показателей рентабельности

Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отраженным в отчетности предприятия. При расчете показателей данной группы в знаменателе используется показатель объема продаж, а в числителе - один из показателей прибыли: от реализации, валовая, налогооблагаемая, чистая.

Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все производственные активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства плюс долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал; затраты на производство и реализацию продукции (можно рассчитать для всей продукции и отдельных ее видов); основные средства и др. При расчете показателей данной группы в числителе используется показатель валовой прибыли, а в знаменателе, один из показателей: все производственные активы, инвестиционный капитал, акционерный (собственный) капитал, основные средства и т.д.

Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств. Данные показатели весьма практичны. Они отвечают интересам участников. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех производственных активов; потенциальных инвесторов и кредиторов интересует отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей интересует доходность акций и т.д.

Третья группа показателей рентабельности формируется на базе расчета уровня рентабельности аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. При расчете показателей данной группы в числителе используется показатель чистого притока денежных средств, а в знаменателе - один из показателей: объем продаж, совокупный капитал, собственный капитал и т.д.

Перечисленные показатели рентабельности дают представление о степени возможности предприятия обеспечивать кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами в связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала. [13, 234].

Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она более приоритетна, потому что операции с денежными потоками являются существенным признаком интенсивного типа производства, признаком «здоровья» экономики и финансового состояния предприятия. Переход на использование этой концепции требует перестройки отчетности предприятий. Эта работа находится лишь в начальной стадии. [23,128]

На основе принятой в дипломной работе классификации показателей рентабельности, составим таблицу 2, где в общем виде представим показатели, их обозначение, формулы расчета и источники данных для расчета:

) Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: показывает, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

, или  (1)

) Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И):

, или  (2)

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

1.3 Порядок проведения анализа прибыли и рентабельности

Проводить анализ прибыли и рентабельности исследуемого предприятия будем на основе методики авторов Ковалева К.В., Панкова Д.А., Савицкой Г.В.

Анализ прибыли и рентабельности на предприятия в качестве основных элементов включает в себя:

исследование изменения каждого показателя за анализируемый период (горизонтальный анализ);

исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ);

изучение влияния отдельных факторов на результативный показатель (факторный анализ).

Начальным этапом проведения анализа прибыли и рентабельности является анализ валовой прибыли.

Общий финансовый результат деятельности предприятия представляет собой сумму прибылей и убытков от реализации продукции (работ, услуг), результатов прочей реализации. Анализ начинается с изучения динамики за ряд лет (минимум за два года) массы прибыли и изменения ее структуры. [20,197]

Изменение структуры валовой прибыли характеризует качество формирования самой прибыли. Снижение в ее составе удельного веса прибыли от реализации продукции (работ, услуг) оценивается как ухудшение качества валовой прибыли, особенно с точки зрения кредиторов. Для выявления конкретных причин снижения удельного веса прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и определения возможности ее увеличения проводят факторный анализ этого показателя.

В процессе анализа прибыли от реализации продукции (работ, услуг) изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации и определяются факторы изменения ее суммы.

Важнейшим фактором, влияющим на величину дохода от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации, в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.

Не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение себестоимости продукции.

Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли от реализации прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли от реализации и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем материальных, трудовых и прочих затрат на ее производство, а также управленческих и коммерческих расходов, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор, в свою очередь, находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению прибыли. [21,132]

Для определения влияния на прибыль от реализации этих факторов используют метод подстановки, который необходим для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей. Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью ряд условных величин, которые учитывают изменение одного, двух и т.д. факторов, допуская, что остальные факторы не меняются.

Для расчета влияния факторов на прибыль от реализации продукции методом подстановки будет использоваться следующая формула:

По = В-Зм - Зт - Зпроч - Рк - Ру, (3)

где В-нетто-выручка от продажи товаров, работ, услуг,

Зм - материальные затраты,

Зт - расходы на оплату труда,

Зпроч - прочие затраты на производство продукции,

Рк - коммерческие расходы,

Ру - управленческие расходы (оплата труда управленческому персоналу).

Изменение вышеперечисленных факторов может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на величину прибыли от реализации продукции. Так, снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

В таблице 3 изображен порядок проведения факторного анализа применительно к формуле (3).

Таблица 3. Факторный анализ прибыли от реализации продукции, работ, услуг

№ подстановки

В

Зм

Зт

Зпроч

Рк

Ру

По

∆По

Баз.

Баз.

Баз.

Баз.

Баз.

Баз.

Баз.

Поаз


1 подстановка

Отч

Баз.

Баз.

Баз.

Баз.

Баз.

По1

∆По(В)=По1 - По баз

2 подстановка

Отч

Отч

Баз.

Баз.

Баз.

Баз.

По2

∆Пом)=По2 - По1

3 подстановка

Отч

Отч

Отч

Баз.

Баз.

Баз.

По3

∆Пот)=По3 - По2

4 подстановка

Отч

Отч

Отч

Отч

Баз.

Баз.

По4

∆Попроч)=По4о3

5 подстановка

Отч

Отч

Отч

Отч

Отч

Баз.

По5

∆Пок)=По5о4

6 подстановка

Отч

Отч

Отч

Отч

Отч

Отч

По6

∆Поу)=По6о5


Следующим направлением анализа финансовых результатов является анализ распределения и использования чистой прибыли.

Полученная предприятием прибыль должна покрыть текущие затраты предприятия, обеспечить выполнение договорных обязательств перед государством в виде отчисления части прибыли в бюджет, а также обеспечить определенную величину прибыли для внутрифирменных нужд и нужд собственников.

При проведении анализа проверяется правильность исчисления налогооблагаемой базы, причины увеличения (уменьшения) чистой прибыли, полнота использования предприятием его права на льготы по налогу. Изучается динамика структуры элементов налогооблагаемой прибыли и бюджетных платежей.

Для изучения влияния политики налогообложения на чистую прибыль выявляют, насколько предприятие использует свои права для снижения выплат по налогообложению, какие суммы были изъяты из чистой прибыли вследствие завышения налогооблагаемой прибыли.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль), распределяется им самостоятельно, с учетом интересов собственников предприятия.

Далее по чистой прибыли анализируют в динамике изменение резервного фонда и выплат учредителям их долей в чистой прибыли.

Абсолютная величина прибыли не может характеризовать эффективность работы предприятия достаточно полно, поэтому проводится анализ рентабельности деятельности предприятия.

Рентабельность деятельности предприятия изучается по каждому показателю в динамике за ряд лет. Также проводится факторный анализ рентабельности, призванный определить причины изменения этого показателя.

Поскольку рентабельность определяется несколькими показателями, в основе расчета которых лежит валовая прибыль, то факторы, влияющие на изменение прибыли влияют и на изменение показателей рентабельности.

Также к влияющим факторам относятся изменения в объемах собственных, основных средств, изменение себестоимости реализованной продукции и величины выручки от этой реализации и другие в зависимости от анализируемого показателя рентабельности.

Далее осуществим анализ рентабельности производственной деятельности предприятия по методике Ермалович Л.А., на основе которой, все показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

. показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

. показатели, характеризующие рентабельность продаж;

. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе валовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. [15,29]

Факторная модель этого показателя имеет вид:

 (4)

Проводится расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию в отчетном году по сравнению с предыдущим годом способом цепных подстановок:

. Изменение уровня рентабельности за счет изменения объема реализованной продукции:

DRvрп = Rусл1 - Rбаз

. Изменение уровня рентабельности за счет изменения цены единицы продукции:

DRц = Rусл2 - Rусл1

. Изменение уровня рентабельности за счет изменения себестоимости единицы продукции:

DRс = Rотч - Rусл2

. Общее изменение уровня рентабельности:

DR = Rотч - Rбаз

Результатом анализа показателей прибыли и рентабельности станет разработка мероприятий по их увеличению.

Мобилизация резервов увеличения показателей прибыли и рентабельности достигается благодаря внедрению достижений науки, новой техники и технологии, совершенствованию организации производства, выявлению и распространению передового опыта, а также путем устранения потерь и непроизводительных расходов.

1.5 Маржинальный анализ прибыли и рентабельности

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, который называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Его методика базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, - и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Эта методика основана на делении производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использовании категории маржинальной прибыли.

Маржинальная прибыль (валовая маржа, маржа покрытия) - это выручка минус переменные издержки. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности. [24,248]

Маржинальный анализ широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины; обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.

По методике факторного анализа прибыли, применяемой в нашей стране, обычно используют следующую модель:

П= УРП (Ц - С). (5)

При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. И, наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют следующую модель:

П= УРП (Ц-ь) - А,        (6)

где ь - переменные затраты на единицу продукции;

А - постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции. [24,248].

Эта формула применяется для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат.

Методика анализа рентабельности, применяемая на многих российских предприятиях, также не учитывает взаимосвязи «затраты-объем-прибыль». По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат.

В действительности, и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.

Для проведения факторного анализа рентабельности используется следующая модель:

Пi = Рi/ Зi = УРПi (Цi-ьi) - Аi / УРПi*ьi+Аi, (7)

Данная методика учитывает влияние объема продаж на рентабельность.

Преимущество рассмотренной методики анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие - более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.

2. Управление прибылью и рентабельностью на примере ООО «Компания «СПРИНГ»»

.1 Краткая характеристика исследуемого предприятия

Анализ прибыли и рентабельности как показателей эффективности деятельности предприятия будет осуществлен на примере предприятия ООО «Компания «СПРИНГ»». Данное предприятие является ведущим производителем в области безалкогольных напитков в городе Омске.

Компания «СПРИНГ» в лице директора Цирикидзе Олега Олеговича начала свою деятельность с марта 1994 года. 10 марта 1994 г. Предприятие образовано как оптово-розничная торговая компания.

Основной целью деятельности «СПРИНГ», согласно Уставу, является получение прибыли, удовлетворение потребностей покупателей, расширение в регионе деятельности, создание новых рабочих мест.

Основными видами деятельности общества является реализация безалкогольной продукции. Ассортимент компании «СПРИНГ» включает более 40 наименований разнообразной продукции: минеральные и артезианские питьевые воды, традиционные безалкогольные газированные напитки, высококачественные натуральные 100% соки и морсы, напитки с содержанием сока и лимонады на лесных травах.

На данный момент продукция торговой марки «Spring» представлена во многих магазинах, преимущественно в центре города Омска, а также магазинах самообслуживания. Существенная часть выпускаемой заводом продукции идет на внутренний рынок и остальная на экспорт. Сейчас предприятие «СПРИНГ» известно в более чем 20 городах, как надежный партнер.

Филиалы компании есть в Новосибирске, Тюмени, Екатеринбурге, Кемерово, Тобольске, Ишиме. Но производством занимается только филиал в Омске, где у предприятия есть несколько заводов по производству продукции. В ближайшее время планируется открытие дополнительного офиса в Омской и Тюменской областях.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих участников, в свою очередь, участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Имущество общества формируется за счет вкладов участников в Уставный капитал Общества, самостоятельной предпринимательской деятельности и других источников, не запрещенных действующим законодательством.

Основная масса прибыли организации представляет собой прибыль от реализации изготовленной продукции. Она определяется как разность между договорной ценой товара без налога на добавленную стоимость и затратами на его производство.

Источником информации для анализа финансовых результатов являются данные формы 2 «Отчет о прибылях и убытках» и данные формы 1 «Бухгалтерский баланс». Посредством которых определяется система показателей прибыли и рентабельности, а также делается общий анализ финансового состояния предприятия.

«Spring» - организация с вертикальной структурой управления, т.е. имеет несколько уровней управления. По типу - это функциональная структура. Организационная структура, показывает область ответственности каждого отдельного сотрудника и его взаимоотношения с другими сотрудниками, если все взаимосвязи организационной структуры применены правильно, то они ведут к гармоничному сотрудничеству и общему стремлению выполнить поставленные перед организацией цели и задачи. Функциональная организационная структура - это деление организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности, т.е. модель предусматривает деление персонала на группы, в зависимости от конкретных задач, которые выполняют сотрудники. [25,248]

Функциональная структура управления имеет как положительные, так и отрицательные моменты. К числу положительных можно отнести: стимулирующую роль в активизации деловых качеств и профессиональной специализации; устранение дублирования функций и уменьшение потребления материальных ресурсов в функциональных областях; улучшение координации действий. К недостаткам относятся: большая заинтересованность в выполнении целей и задач именно своего функционального подразделения, чем общих целей; усложнение выполнения управленческих решений сверху вниз.

Во главе «Компания «СПРИНГ»» стоит генеральный директор в лице Цирикидзе Олега Олеговича, которому подчиняются все работники предприятия. Решения генерального директора в отношении производства и выпуска продукции являются окончательными.

Для производства продукции предприятие использует в основном сырье, оборудование и материалы отечественных производителей, и лишь некоторые виды оборудования завозятся из Германии и Италии.

Представим в таблице 4 основные экономические показатели ООО «Компания «СПРИНГ»» за 2008-2009 гг.

Таблица 4. Основные экономические показатели деятельности предприятия 2008-2009 гг.

Показатель

2008 г.

2009 г.

Абс. откл., тыс. руб.

Отн. откл., %

Объем реализованной продукции, тыс. шт.

2200

2500

300

113,64%

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки, тыс. руб.

50600

62500

11900

123,51%

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

31900

37500

5600

117,56%

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

18700

25000

6300

133,69%

Таким образом, объем реализованной продукции увеличился в 2009 г. На 300 тыс. шт. и составил 2500 тыс. единиц, это было вызвано выходом на новые рынки сбыта. Вследствие чего, произошло увеличение выручки на 23,51%, и она в 2009 г. оказалась равна 62500 тыс. руб. Прибыль от реализации продукции в 2009 году по сравнению с 2008 возросла на 6300 тыс. руб., или на 33,69%.

Представим графически данные нашего анализа основных экономических показателей за 2008-2009 гг. (рисунок 3).

Рисунок 3. Анализ экономических показателей за 2008-2009 гг.

2.2 Этапы и принципы управления прибылью и рентабельностью на ООО «Компания «СПРИНГ»»

Высокая роль прибыли и рентабельности в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость непрерывного и эффективного управления этими показателями.

Управление прибылью и рентабельностью представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений на всех этапах:

.        этап формирования прибыли,

.        этап распределения полученной предприятием прибыли,

.        использование прибыли,

.        анализ уровня рентабельности предприятия.

На предприятии ООО «Компания «СПРИНГ»» осуществление планирования формирования, распределения и использования прибыли связано с разработкой системы текущих планов и оперативных бюджетов по основным направлениям хозяйственной деятельности. Основой такого планирования является разработанная стратегия управления прибылью, требующая конкретизации на каждом этапе поступательного движения предприятия к поставленным стратегическим целям.

Процесс формирования прибыли на ООО «Компания «СПРИНГ»» включает в себя прогнозирование возможностей получения прибыли в разрезе каждого вида её деятельности, формирования критериев нормы прибыли и рентабельности на предприятии и обеспечение их достижения. Именно на этом этапе происходит управление доходами, затратами, рисками, ресурсами.

Во время реализации этапов распределения и использования прибыли обеспечивается своевременная уплата налогов за счет прибыли; формируется система пропорций распределения прибыли (отчисления в резервный фонд, выплаты учредителей, производственное развитие); обеспечивается формирование финансовых ресурсов за счет прибыли для развития отдельных видов деятельности.

Наконец, на последнем этапе происходит анализ изменения уровня рентабельности предприятия.

На ООО «Компания «СПРИНГ»»» управление прибылью и рентабельностью предприятия обеспечивается в результате следования основным принципам:

) Ориентированность на основные цели развития предприятия. Какими бы прибыльными не казались те или иные проекты, они должны будут быть отклонены, если не соответствуют миссии предприятия или стратегическим целям.

) Использование каждый раз нового подхода в области формирования и использования прибыли на предприятия. Управляющие ООО «Компания «СПРИНГ»» прекрасно понимают, что даже наиболее эффективные управленческие решения в области формирования и использования прибыли, разработанные и реализованные на предприятии в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его деятельности.

) Постоянный мониторинг за изменением факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации и управления производством, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия, т.е. за теми сферами деятельности, которые влияют на прибыль и рентабельность предприятия.

) Подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования, распределения и использования прибыли должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии других проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих политику управления прибылью предприятия. Система таких критериев устанавливается самим предприятием.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на ООО «Компания «СПРИНГ»» управление прибылью и рентабельностью является приоритетной задачей. На реализацию, которой направлена организованная деятельность всего предприятия, всех его элементов. Это и естественно, ведь основной задачей любой организации является получение максимальной прибыли с минимальными затратами.

2.3 Анализ прибыли

Анализ прибыли ООО «Компания «СПРИНГ»» будет проведен на основе методик авторов Ковалева К.В., Панкова Д.А. и Савицкой Г.В.

Прибыль до налогообложения характеризует конечные результаты всей производственно-хозяйственной деятельности и непромышленных хозяйственных объектах предприятия без учета текущего налога на прибыль. Перед началом анализа прибыли до налогообложения подсчитаем ее значение за два анализируемых периода. Для наглядности, результаты расчета покажем в таблице 5 и используем формулы из таблицы 1.

Таблица 5. Формирование прибыли до налогообложения ООО «Компания «СПРИНГ»» за 2008-2009 гг., т.р.

Показатель

Расчет и значение


2008 г., тыс. руб.

2009 г., тыс. руб.

Нетто-выручка от продажи товаров, работ, услуг

50600

62500

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг

31900

37500

Валовая прибыль

50600-31900=18700

62500-37500=25000

Коммерческие расходы

2300

2000

Управленческие расходы

300

200

18700-2300-300=16100

25000-2000-200=22800

Прочие доходы

287

155

Прочие расходы

42

12

Финансовый результат от прочей деятельности

287-42=245

155-12=143

Прибыль (Убыток) до налогообложения

16100+245=16345

22800+143=22943


Из таблицы 5 видно, что прибыль до налогообложения в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась. Чтобы оценить на сколько увеличилась чистая прибыль в ее абсолютном и относительном значении исследуем ее динамику, как по общей сумме, так и по составляющим ее элементам - так называемый горизонтальный анализ. Для этого составим таблицу 6 и диаграмму на основе получившихся данных (рисунок 4).

Таблица 6. Горизонтальный анализ прибыли до налогообложения ООО «Компания «СПРИНГ»» за 2008-2009 гг., т.р.

показатели

Базисный период сумма, т.р.

Отчетный период сумма, т.р.

Абс. откл., т.р.

Отн. откл, %

1. Финансовый результат от основной деятельности

16100

22800

6700

141,61

2. Финансовый результат от неосновной деятельности

245

143

-102

58,36

3. Итого прибыль до налогообложения

16345

22943

6598

140,4


Рисунок 4. Сравнение результатов прибыли от реализации продукции и прибыли до налогообложения

Как видно из таблицы 6 и рисунка 4 прибыль до налогообложения в 2009 г. увеличилась на 6598 т.р., что составляет 40,4%.

Таким образом, прибыль до налогообложения 2009 г. значительно возросла, благодаря увеличению прибыли от реализации товаров, работ, услуг на 6700 т.р., что составляет 41,61% по сравнению с 2008 г. Чтобы выяснить причины такого роста прибыли от реализации проведем ее горизонтальный и факторный анализ.

Для начала в таблице 7 покажем, как формировалась прибыль от реализации товаров, работ, услуг.

Таблица 7. Анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг ООО «Компания «СПРИНГ»» за 2008-2009 гг., т.р.

Показатель

Расчет и значение

Отклонение


2008 г., тыс. руб.

2009 г., тыс. руб.

Абс., т.р.

Отн., %

Нетто-выручка от реали - зации товаров, работ, услуг

50600

62500

11900

123,5

Полная себестоимость реализованных товаров, работ, услуг, в т.ч. материальные затраты расходы на оплату труда прочие расходы коммерческие расходы управленческие расходы

 31900 23000 3300 3000 2300 300

 37500 27000 4700 3300 2000 500

 5600 4000 1400 300 -300 200

 117,6 117 142 110 87 167

Прибыль от реализации товаров, работ, услуг

50600-31900= 18700

62500-37500= 25000

6300

133,7


Из таблицы 7 видно, что прибыль от реализации товаров, работ, услуг увеличилась в 2009 г. на 33,7%, что составляет 6300 т.р. по сравнению с 2008 г. Увеличение прибыли произошло, несмотря на увеличение объемов материальных затрат на 17% или 4000 т.р.

Но в то же время ООО «Компания «СПРИНГ»» снизило коммерческие расходы на 13%.

В отчетном году предприятие увеличило расходы на оплату труда: управленческому персоналу на 67% или 200 т.р., остальным работникам - на 42% или 1400 т.р. Но это не помешало росту прибыли.

Чтобы выяснить, какой из факторов, и в какой степени повлиял на увеличение прибыли от реализации товаров, работ, услуг, проведем ее факторный анализ.

Факторный анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг проводится с целью определения степени влияния на нее следующих факторов, которые представлены на рисунке 5.












Рисунок 5. Факторы влияния на прибыль от реализации товаров, работ, услуг

Используя формулу (3) и порядок проведения факторного анализа методом цепных подстановок из таблицы 3, составим таблицу 8, где произведем основные расчеты.

Таблица 8. Факторный анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг ООО «Компания «СПРИНГ»» за 2008-2009 гг., т.р.

В, тыс. руб.

Зм, тыс. руб.

Зт, тыс. руб.

Зпроч, тыс. руб.

Рк, тыс. руб.

Ру, тыс. руб.

По, тыс. руб.

∆По, тыс. руб.

Баз.

50600

23000

3300

3000

2300

300

18700


1 подст.

62500

23000

3300

3000

2300

300

30600

∆По(В)= 30600-18700=11900

2 подст.

62500

27000

3300

3000

2300

300

26600

∆Пом)=26600-18700=7900

3 подст.

62500

27000

4700

3000

2300

300

25200

∆Пот)=25200-18700=6500

4 подст.

62500

27000

4700

3300

2300

300

24900

∆Попроч)=24900-18700=6200

5 подст.

62500

27000

4700

3300

2000

300

25200

∆Пок)= 25200-18700=6500

6 подст.

62500

27000

4700

3300

2000

500

25000

∆Поу)=25000-18700=6300


Полученных данных недостаточно для полного анализа прибыли от реализации товаров, работ, услуг ООО «Компания «СПРИНГ»» за 2008-2009 гг. Поэтому проведем анализ влияния объема реализации продукции (VРП); структуры продукции (Удi), себестоимости продукции (Ci) и уровня среднереализационных цен (Цi) на сумму прибыли отчетного года, по сравнению с предыдущим., используя данные, приведенные в таблице 9.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя величину каждого фактора прошлого года отчетным.

Таблица 9. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции 2009 г. по сравнению с 2008 г., тыс. руб.

Показатель

2008 г.

2009 г.

Абс. откл., тыс. руб.

Отн. откл., %

Объем реализованной продукции, тыс. шт.

2200

2500

300

113,64%

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки, тыс. руб.

50600

62500

11900

123,51%

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

31900

37500

5600

117,56%

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

18700

25000

6300

133,69%

Прибыль от реализации продукции в 2009 году по сравнению с 2008 возросла на 6300 тыс. руб., или на 33,69%.

Представим графически данные нашего анализа прибыли от реализации продукции за 2008-2009 гг. (рисунок 6).

Рисунок 6. Анализ прибыли от реализации продукции 2008-2009 гг.

Следует отметить, что в данном случае на изменение уровня прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим повлияло три фактора:

·   объем реализованной продукции;

·   себестоимость единицы продукции;

·   уровень среднереализационных цен.

По данным таблицы 10 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.

Таблица 10. Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции

Показатель

Условия расчета

Сумма прибыли, тыс. руб.


Объем реализации, тыс. шт.

Цена единицы продукции, руб.

Себестоимость единицы продукции, руб.


База

2200

23

14,5

18700

Усл1

2500

23

14,5

21250

Усл2

2500

25

14,5

26250

Отчет

2500

25

15

25000


. Изменение прибыли за счет изменения объема реализации продукции:

DПvрп = Пусл1 - Пбаз =(Ц00)*VРП1 - 00)*VРП0 = 21250 - 18700= 2550 тыс. руб.

. Изменение прибыли за счет изменения цены единицы продукции:

DПц = Пусл2 - Пусл1= (Ц10)*VРП1 - (Ц00)*VРП1 = 26250 - 21250= 5000 тыс. руб.

. Изменение прибыли за счет изменения себестоимости единицы продукции:

DПс = Потч - Пусл2 = (Ц11)*VРП1 - (Ц10)*VРП1 = 25000 - 26250 = -1250 тыс. руб.

4. Суммарное изменение прибыли:

DП = Потч - Пбаз = (Ц11)*VРП1 - 00)*VРП0 = 25000 - 18700= 6300 тыс. руб.

Этот же результат получаем как сумму отклонений прибыли за счет влияния отдельных факторов:

+ 5000+ (-1250) = 6300 тыс. руб.

Анализ показывает, что наибольшее влияние на увеличение прибыли в отчетном году оказало повышение уровня среднереализационных цен (5000 тыс. руб.). Следует отметить отрицательное влияние увеличения уровня себестоимости на общую сумму прибыли: незначительное повышение себестоимости единицы продукции (на 0,5 руб.) уменьшило общую сумму прибыли на 1250 тыс. руб.

Незначительное уменьшение прибыли вследствие повышения себестоимости было компенсировано за счет увеличения цены единицы продукции, а также за счет увеличения объема выпуска продукции. И в итоге общая сумма прибыли в отчетном году увеличилась на 6300 руб. по сравнению с предыдущим годом. И это, несомненно, является положительным результатом хозяйственной деятельности предприятия за отчетный год.

ООО «Компания «СПРИНГ»», оставшуюся в распоряжении предприятия чистую прибыль использует в 3-х направлениях:

) отчисления в резервный фонд,

) выплаты учредителям,

) производственное развитие.

Проанализируем эти направления использования чистой прибыли в таблице 11.

Таблица 11. Анализ использования чистой прибыли

Показатель

Расчет и значение

Отклонение


2008 г., тыс. руб.

2009 г., тыс. руб.

Абс., т.р.

Отн., %

Направление 1: отчисления в резервный фонд

13076*0,01=139

18354,4*0,013=239

100

171

Направление 2: выплаты учредителям

13076*0,3=3922,8

18354,4*0,3=5506,32

1583,72

140

Направление 3: Производственное развитие

13076-139-3922,8=9014,2

18354,4-239-5506,32=12609,08

3594,9

140




Для того чтобы наглядно представить изменение данных показателей по использованию чистой прибыли за 2008-2009 гг. построим диаграмму (рисунок 7).

Рисунок 7. Анализ использования чистой прибыли за 2008-2009 гг.

Как видно из таблицы 11 и рисунка 7 отчисления в резервный фонд увеличились на 71% благодаря увеличению процента резервного отчисления с 1% до 1,3% по сравнению с 2008 г. Объем выплат учредителям в 2009 г. увеличился на 1583,72 т.р., что составляет 40% по сравнению с 2008 г.

2.4 Анализ рентабельности

Для проведения горизонтального анализа рентабельности необходимо составить таблицу 12, где указывается порядок расчета и его результат по каждому показателю рентабельности за два анализируемых периода. Формулы для расчетов возьмем из таблицы 2.


Таблица 12. Горизонтальный анализ показателей рентабельности ООО «Компания «СПРИНГ»» за 2008-2009 гг., т.р.

Показатели рентабельности

Расчет и значение

Абс. отклонение, %


2008, в%

2009, в%


Рентабельность продаж (на основе прибыли от реализации)

(18700/50600)*100=37

(25000/62500)*100=40

3

Рентабельность продаж (на основе чистой прибыли)

(13076/50600)*100=26

(18354,4/62500)*100=29

3

Рентабельность продукции

(16345/31900)*100=51

(22943/37500)*100=61

10


Как видно из таблицы 12, все анализируемые показатели рентабельности имеют тенденцию к увеличению. Это благоприятная тенденция для предприятия, она означает увеличение эффективности (доходности) всех вложенных средств. Так, например, рентабельность продаж, рассчитанная на основе разных показателей прибыли, увеличилась на 3%.

Наибольшее значение имеет рентабельность продаж, рассчитанная на основе прибыли от реализации товаров, работ, услуг: в 2008 г. RПо=37%, в 2009 г. RПо=40%. Увеличение рентабельности продаж в среднем на 3% говорит о том, что с каждого рубля выручки предприятие стало получать в 2009 г. прибыли на 3 копейки больше, чем в 2008 г.

Рентабельность продукции показывает, сколько копеек прибыли предприятие получает с каждого рубля затраченных средств на производство реализованной продукции. В 2008 и 2009 гг. рентабельность всей реализованной продукции составила 51 и 61% соответственно. Т.е. в 2009 г. ООО «Компания «СПРИНГ»» с каждого рубля вложенного в себестоимость реализованной продукции получило на 10 копеек валовой прибыли больше, чем в 2008 г.

Теперь проведем факторный анализ рентабельности. Для этого составим таблицу 13, в которой покажем влияние каждого фактора на изменение уровня рентабельности.

Таблица 13. Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности производственной деятельности 2008-2009 гг.

Показатель

Условия расчета

Уровень рентабельности, %.


Объем реализации, тыс. шт.

Цена единицы продукции, руб.

Себестоимость единицы продукции, руб.

 

База

2200

23

14,5

58,62%

Усл1

2500

23

14,5

58,62%

Усл2

2500

25

14,5

72,41%

Отчет

2500

25

15

66,67%


1. Изменение уровня рентабельности за счет изменения объема реализованной продукции:

DRvрп = Rусл1 - Rбаз =(Ц00)*VРП1/(С0* VРП1) - (Ц00)*VРП0/(С0* VРП0) = 58,62% - 58,62% = 0.

. Изменение уровня рентабельности за счет изменения цены единицы продукции:

DRц = Rусл2 - Rусл1=(Ц10)*VРП1/(С0* VРП1) - (Ц00)*VРП1/(С0* VРП1) = 72,41% - 58,62% = 13,79%.

. Изменение уровня рентабельности за счет изменения себестоимости единицы продукции:


DRс = Rотч - Rусл2= (Ц11)*VРП1/(С1* VРП1) - (Ц10)*VРП1/(С0* VРП1) = 66,67% - 72,41% = - 5,74%.

. Общее изменение уровня рентабельности:

DR = Rотч - Rбаз = (Ц11)*VРП1/(С1* VРП1) - (Ц00)*VРП0/(С0* VРП0) = 66,67% - 58,62% = 8,05%.


3. Пути повышения прибыли и рентабельности

На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли и рентабельности, и ООО «Компания «СПРИНГ»» не исключение. Эксперты предприятия постоянно заняты поиском путей повышения прибыли и рентабельности.

В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера: увеличение выпуска продукции; улучшение качества продукции; внедрение нового, более совершенного, оборудования; продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду; снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени; диверсификация производства; расширение рынка продаж и др. Основные мероприятия представлены на рисунке 8.










Рисунок 8. Пути увеличения прибыли

Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшения качества продукции и использование факторов производства.

Увеличение рентабельности зависит от роста прибыли предприятия. Следовательно, и мероприятия по их увеличению схожи и имеют одинаковое значение для организации.

К основным способам увеличения уровня рентабельности относятся снижение себестоимости продукции, вывод продукции на новые рынки сбыта, увеличение цены продукции и т.д. Основные мероприятия представлены на рисунке 9.












Рисунок 9. Основные мероприятия роста рентабельности

А теперь, рассмотрим на конкретных примерах рост прибыли и рентабельности в связи с внедряемыми мероприятиями.


3.1 Мероприятия, связанные с изменением цены, себестоимости и объема продаж на примере ООО «Компания «СПРИНГ»»

Проанализируем, как изменится прибыль и рентабельность предприятия в результате изменения объема продаж, цены и себестоимости:

) На рассматриваемом предприятии при существующем оборудовании и уровне организации производства, по мнению экспертов, максимальный объем производства может достигать значения 2700 тыс. бутылок в год.

Объем реализации в настоящее время равен 2500 тыс. бутылок, этого объема скоро будет недостаточно, так как ООО «Компания «СПРИНГ»» заключили новые договоры с предприятиями Свердловской и Тюменской областей.

При этом возможный объем роста объема реализации продукции составляет разницу между возможным объемом реализации и текущим объемом:

-2500 = 200 тыс. бутылок.

В 2009 отчетном году сумма прибыли, приходящаяся на единицу продукции составила:

Пб = Пв / Vреал = 25000 тыс. руб. / 2500 тыс. шт. бутылок. = 10 руб./бутылка.

Теперь узнаем, сколько же прибыли можно получить, увеличив объем реализации продукции на 200 тыс. бутылок:

Пб = 200* 10 = 2000 тыс. руб.

Рентабельность продаж в данном случае будет равна:

RП = Пб / В = (25000 + 2000) / 62500 * 100% = 43%

Таким образом, в результате увеличения объема реализации на 200 тыс. бутылок произойдет увеличение прибыли от реализации на 2000 тыс. руб. и она составит 27000 руб. Рентабельность продаж в таком случае увеличится на 3% и будет равна 43%.

) Увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг можно подсчитать следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста.

Экспертным методом было выявлено, что при более высоком уровне организации рабочего времени (сокращение простоев, непроизводительных потерь времени и т.д.), при оптимизации потоковых процессов на предприятии, при более рациональном использовании основных и оборотных средств предприятия себестоимость единицы продукции можно снизить на 0,20 руб. и, таким образом, себестоимость на единицу продукции будет равна 14,8 руб.

Узнаем насколько снизится общая себестоимость:

с\с 1 = 0,20*(2500 + 200) = 540 тыс. руб.

При этом прибыль увеличится на следующую величину:

Пб = В - (с/с - с\с 1) =62500 - (37500 - 540) = 25540 тыс. руб.

Рентабельность продаж в данном случае будет равна:

RП = Пб / В = 25540/ 62500 * 100% = 41%

Таким образом, в результате снижения себестоимости единицы продукции на 20 коп. произойдет увеличение прибыли от реализации и рентабельности продаж. Прибыль от реализации увеличится на 540 тыс. руб. и будет равна 25540 руб., а значение рентабельности будет 41%, что на 1% выше предшествующего периода.

) Аналогично тому, как был подсчитан резерв увеличения прибыли за счет уменьшения себестоимости можно подсчитать резерв увеличения прибыли за счет увеличения цены.

Соки, безалкогольные напитки и минеральные воды, производимые предприятием, являются товаром, спрос на который малоэластичен. Поэтому при незначительном повышении отпускной цены спрос на данную продукцию останется на прежнем уровне.

Конечно, этот резерв следует использовать очень осторожно, т.к. необоснованное повышение цены может вынудить покупателя отказаться от покупки товара данной фирмы.

Уровень среднереализационных цен может быть увеличен путем поиска более выгодных рынков сбыта, где эту продукцию возможно реализовать по более высоким ценам.

ООО «Компания «СПРИНГ»» в 2011 году планирует открывать филиалы в Омской и Тюменской областях, уровень среднереализационных цен на продукцию компании уже изначально будет идти с повышением на рассчитанную экспертами сумму.

При оптимизации структуры рынков сбыта на данном предприятии реально повысить уровень среднереализационных цен на 0,15 руб.

Средняя цена за 1 единицу продукции - 25,15

Резерв увеличения прибыли в этом случае составит:

При этом прибыль увеличится на следующую величину:

Пб = Пбот + Р­Пц =25000 + 405 = 25405 тыс. руб.

Рентабельность продаж в данном случае будет равна:

RП = Пб / В = 25405/ 62500 * 100% = 41%

Таким образом, в результате повышения уровня среднереализационных цен на 0,15 руб. произойдет увеличение прибыли от реализации и рентабельности продаж.

Прибыль от реализации увеличится на 405 тыс. руб. и будет равна 25405 руб., а значение рентабельности составит 41%, что на 1% выше предшествующего периода.

3.2 Мероприятие по сдаче в аренду складского помещения

После анализа основных средств ООО «Компания «СПРИНГ»» включающих земельные участки, здания, машины и оборудование, выяснилось, что имеется четыре складских помещения. Три из них используются на все 100%, четвертый же склад не используется в производстве вовсе, его площадь составляет - 650 м. кв.

Учитывая данный факт, что для более эффективного использования занимаемой площади было бы целесообразно сдать его в аренду. Для того чтобы население заинтересовалось данным предложением, необходимо провести рекламу. В качестве рекламы может быть выбрана бегущая строка на местном телевидении (АКМЕ Омск), прокат которой осуществляется 30 раз в день. Стоимость одного слова и одной цифры для предпринимателей 250 руб. Реклама будет состоять из 4 слов и номера телефона: «Сдаётся помещение в аренду 25-25-25». Проведение рекламы будет длиться 30 дней, поэтому расходы составят:

Р = символы* Ц символа* количество дней = 10*250*30=75000 руб.

Изучив рынок недвижимости, было выяснено, что средняя стоимость аренды для аналогичного складского помещения за 1 кв. метр составит 230 рублей в месяц.

Выручка в год составит:

В = м. кв.* Ц м. кВ* число месяцев = 650 * 230 * 12 = 1794 тыс. руб.

Годовая экономическая эффективность данного мероприятия составит:

Эк. Эф = В-Р = 1794 -75 = 1719 тыс. руб.

Посмотрим, как изменится прибыль от продаж в результате внедрения мероприятия по сдаче в аренду складского помещения. Для этого составим таблицу 16.

Таблица 16. Изменение прибыли от продаж

Показатели.

Отчет 2009, тыс. руб.

План, тыс. руб.

Абс. откл, тыс. руб.

Относ. откл., %

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг.

62500

64294

1794

102,9

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

37500

37500

0

0

Валовая прибыль

25000

26794

1794

107

Управленческие расходы.

200

200

-

-

Коммерческие расходы

2000

2075

75

104

Прибыль (убыток) от продаж

22800

24519

1719

107

Рентабельность продаж в данном случае будет равна:

RП = Пб / В = 26794/ 62500 * 100% = 43%

Таким образом, в результате сдачи в аренду складского помещения площадью 650 м. кв. произойдет увеличение прибыли от реализации продукции и рентабельности продаж. Прибыль от реализации увеличится на 1719 тыс. руб. и будет равна 24519 руб., а значение рентабельности составит 43%. Увеличение рентабельности продаж на 3% говорит о том, что с каждого рубля выручки предприятие стало получать прибыли на 3 копеек больше, чем в отчетном году.

Заключение.

Прибыль и рентабельность являются важными показателями эффективности работы предприятия.

В данной работе автором реализованы следующие задачи:

) исследованы теоретические основы управления прибылью и рентабельностью,

) изучены методики управления прибылью И.А Бланка, С.В. Галицкой, В.В. Ковалева и А.Д. Шеремета и др.

) исследована финансовая деятельность предприятия «Компания «СПРИНГ»» и проведен финансовый анализ.

) предложены мероприятия по увеличению прибыли и рентабельности и составлена прогнозная бухгалтерская отчетность в результате их внедрения.

Экспертным методом было выявлено, что при более высоком уровне организации рабочего времени (сокращение простоев, непроизводительных потерь времени и т.д.), при оптимизации потоковых процессов на предприятии, при более рациональном использовании основных и оборотных средств предприятия себестоимость единицы продукции можно снизить на 0,20 руб. и, таким образом, себестоимость на единицу продукции будет равна 14,8 руб.

В результате снижение себестоимости единицы продукции на 20 коп. произойдет увеличение прибыли от реализации и рентабельности продаж. Прибыль от реализации увеличится на 540 тыс. руб. и будет равна 25540 руб., а значение рентабельности будет 41%, что на 1% выше предшествующего периода.


Список литературы

1.  Налоговый Кодекс РФ от 5 августа 2000 года №117-ФЗ с внесенными изменениями и дополнениями, с использованием программы «Консультант Плюс».

2.      Гражданский Кодекс 30 ноября 1994 г. №51 - ФЗ с внесенными изменениями и дополнениями, с использованием программы «Консультант Плюс».

.        Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 30 июня 2003 г. №129 - ФЗ - с внесенными изменениями и дополнениями, с использованием программы «Консультант Плюс».

.        Альвердов А.Р. «Управление финансами предприятия», М. - 2006 г.

.        Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2005

.        Барногольц С.Б., «Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений», М.:2003

.        Бланк И.А. «Управление прибылью», учебный курс, издание второе и дополненное, Киев, Ника - Центр, 2007 г. - 424 с.

.        Бланк И.А. «Финансовый менеджмент», учебный курс, издание второе и дополненное, Киев, Ника - Центр, 2004 г. - 649 с.

.        Бердникова Т.Б. «Анализ и диагностика финансово - хозяйственной деятельности предприятия»: Учебное пособие, Киев, 2005 г. - 301 с.

.        Галицкая С.В. «Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий: учебное пособие» - М, 2009 г. - 652 с.

11.   Гольдберг М. А «Бухгалтерский анализ» Киев.: 2006 г. - 320 с.

12.    Давыдов Г.Е., Н.И. Попов, Е.И. Химич «Методы определения экономической эффективности хозяйственных мероприятий в дипломном и курсовом проектировании» (Учебное пособие изд. 2-е) - М; МГУЛ. 2005-137 с.

13.   Дранко О.И. «Финансовый менеджмент: Технологии управления финансами предприятия: Учеб. Пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005 г. - 351 с.

14.    Друри К.С. «Введение в управленческий и производственный учет» - Мн.: 2006

.        Ермалович, Л.А. «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия». - Минск: БГЭУ, 2007. - 360 с.

.        Ефимова 0. В. «Как анализировать финансовое положение предприятия». - Мн.:2005. - 210 с.

.        Ефимова 0. В. «Анализ оборачиваемости средств коммерческого предприятия». - Бухгалтерский' учет 2006 г. - 304 с.

.        Ефимова О.В. «Финансовый анализ» - Мн.: Бухгалтерский учет, 2003

.        Ковалев В.В. «Финансовый менеджмент: теория и практика, 2 издание», 2008. - 1024 с.

.        Ковалев К.В. «Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности». - Мн.: 2005 г. - 650 с.

21.   Муравьев А.И. «Теория экономического анализа: проблемы и решения». М.: финансы и статистика. 2005 г. - 230 с.

22.   Новодворский В.Д. «Бухгалтерская отчетность: составление и анализ» - Мн.:2006 г. - 360 с.

23.    Панков Д.А. «Современные методы анализа финансового положения» Мн.: ООО Профит, 2007 г.-250 с.

.        Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия»: 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2004 - 425 с.

.        Сергеев И.В. «Экономика предприятия». Учебное пособие. Второе издание: «Финансы и статистика» - М 2002 г. - 420 с.

26.   Стоянова Е.С. «Финансовый менеджмент», - М.: Перспектива, 2004 г. - 670 с.

27.   Татарова А.В. «Учебно-методическое пособие по курсу «Анализ и диагностика хозяйственной деятельности предприятия». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 320 с.

28.   Хелферт Э. «Техника финансового анализа», - М.: ЮНИТИ, 2006 г. - 211 с.

29.   Шеремет А.Д., Сейфулин Р.С. «Методика финансового анализа». - Мн.: 2005 - 420 с.

30.    Шеремет А.Д., Сейфулин Р.С., Негашев Е.В. «Методика финансового анализа предприятия» - М.: 2004 - 360 с.

.        Шеремет А.Д. «Теория экономического анализа: Учебник». - М.: 2003. - 325 с.

Похожие работы на - Управление прибылью и рентабельностью на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!