Современные формы предпринимательской деятельности в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    160,86 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современные формы предпринимательской деятельности в России

Филиал государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

"Алтайский государственный университет"

кафедра "Экономика"




Курсовая работа

По дисциплине: "Экономика фирмы"

На тему: "Современные формы предпринимательской деятельности в России"


Выполнила:

студентка 2 курса ОЗО

Драй З.С.

Проверил:

к.э.н., доцент

группа 171 Орлов Ю.И.



Бийск 2009

Содержание

Введение

Глава 1. Экономическая сущность и значение предпринимательской деятельности

.1 Предпринимательство: роль, значение и место в системе рыночных отношений

.2 Формы предпринимательства

.3 Этапы развития предпринимательства

Глава 2. Государственное регулирование предпринимательства

.1 Малое предпринимательство

.2 Среднее и крупное предпринимательство

Глава 3. Анализ состояния предпринимательства на современном этапе развития российской экономики

3.1 Проблемы предпринимательской деятельности

.2 Пути решения проблем предпринимательской деятельности

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Рыночная экономика предусматривает функционирование предприятий и организаций различных форм собственности. В конкурентной борьбе на рынках участвуют на равных основаниях акционерные, арендные, частные, государственные предприятия. Размеры фирмы зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Имеются отрасли с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры фирмы, а, напротив именно малые, и их размеры оказываются предпочтительнее. Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов. Актуальность данной темы заключается в том, что за последнее время почти полностью видоизменились производство и быт людей, а потребность поиска все более эффективных сфер приложения труда и капитала осталась, поэтому по-прежнему сохранилась надобность в предпринимательстве.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности предпринимательства, через изучение теоретических основ, воздействие предпринимательской деятельности на российскую экономику.

Задачами курсовой работы являются изучение теоретических аспектов, исследование механизма функционирования и развития предпринимательства, как одного из сегментов финансового рынка с учетом специфических форм его проявления в условиях рыночных реформ в Российской Федерации, выявить пути решения проблем развития предпринимательской деятельности в России, обнаруженных в результате проведенного анализа.

В процессе написания работы использованы такие методы исследования, как монографический, метод анализа и синтеза, эмпирический, статистический и графический методы.

Предметом исследования являются экономические отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Объектом исследования является процесс взаимодействия экономических агентов на рынке предпринимательской деятельности, государственное регулирование предпринимательства.

В ходе изучения материала для раскрытия данной темы источниками информации являются нормативно-правовые акты, учебно-методическая литература, монографическая литература, периодические издания.

Курсовая работа имеет три главы. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы предпринимательской деятельности, во второй главе рассматривается государственное регулирование, в третьей главе рассматриваются и анализируются проблемы предпринимательства и пути их решения.

1. Экономическая сущность и значение предпринимательской деятельности

.1 Предпринимательство: роль, значение и место в системе рыночных отношений

В Гражданском кодексе РФ предпринимательство характеризуется следующим образом: "Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" [2, с.107]. Предпринимательство может осуществляться как в индивидуальной, так и коллективной форме. Но если первая означает осуществление ее гражданами, т. е. физическими лицами, "своей волей и в своем интересе", гражданами, которые "свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора" [2, с.109], то вторая форма предпринимательства - коллективная - предполагает границы и процедуры, очерченные более строго. В этом случае предпринимательская деятельность осуществляется уже на основе и в пределах тех задач и полномочий, которые отражены в учредительских документах и уставе соответствующих форм предприятий.

Сущность предпринимательской деятельности раскрывается через выполняемые ею функции:

· предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли;

· предприниматель есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их проведения;

· предприниматель - это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела;

· предприниматель - это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса. Чтобы успешно выполнять названные функции, человек должен обладать определенными способностями, в числе которых обязательно должны присутствовать инициативность, способность к самостоятельному мышлению и принятию решений, упорство в достижении цели, умение организовать и повести за собой коллектив.

Современный предприниматель должен хорошо разбираться в сути экономических процессов, ориентироваться в изменяющейся обстановке, т. е. обладать быстрой реакцией, обладать склонностью и умением принимать нестандартные решения, разбираться в людях, точно оценивать их достоинства и недостатки. Все эти свойства включаются в столь сложный "сплав", что он становится сравним с талантом. Обстоятельства могут раскрыть предпринимательский талант, а могут и загубить его [6, с.317].

Последние десятилетия в экономике развитых стран отмечены широким развитием мелкого бизнеса. Эта тенденция вызвана обстоятельствами двоякого рода: во-первых, особенностями современного этапа научно-технической революции, обеспечивающего соответствующую материальную базу для эффективного функционирования мелкого бизнеса; во-вторых, дифференциацией потребительского спроса в условиях растущих доходов населения и преимущественным ростом в связи с этим сферы обслуживания.

Преимущества мелкого бизнеса состоят в следующем:

·   он динамичнее крупного, мелкий бизнес легче приспосабливается к изменяющимся условиям, мелкое производство оперативнее отражает изменения потребительского спроса;

·   развитие мелкого бизнеса существенно облегчает территориальный и отраслевой перелив рабочей силы и капитала;

·   мелкий бизнес быстрее "впитывает" новые веяния научно-технического прогресса, т. к. он более приспособлен для производства уникальных изделий, быстрее и дешевле перевооружается технически, требует меньших капиталовложений и обеспечивает их ускоренную окупаемость; зачастую само создание мелких фирм реализует попытку коммерческого использования какого-либо новшества;

·   мелкий бизнес улучшает общую структуру производства, так как облегчает адаптацию "неповоротливого" крупного производства к изменяющимся условиям, к новым требованиям НТП: способствует развитию специализации, освобождает крупные корпорации от производства мелкосерийной продукции, занимается поиском, доработкой и освоением новых изделий, охотнее идет на риск [6, с.312]. Во взаимодействии факторов производства, составляющих содержание деятельности предприятия, особое место принадлежит предпринимательству.

1.2 Формы предпринимательства

предпринимательство рыночный бизнес экономика

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы предприятия. Выбор формы зависит частично от личных интересов и профессии предпринимателя, но в основном определяется объективными условиями: сферой деятельности; наличием денежных средств у предпринимателя; достоинством тех или иных форм предпринимательства; состоянием рынка. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности установлены Гражданским кодексом РФ, а механизм создания и функционирования отдельных из них - федеральными законами. К организационно-правовым формам предпринимательской деятельности относятся следующие виды коммерческих организаций: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. К малым и совместным предприятиям, которые могут создаваться в различных организационно-правовых формах, относятся коммерческие организации по установленным законодательством критериям (признакам). Индивидуальные предприниматели (о которых рассказано в предыдущей главе) осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поэтому они не могут быть отнесены к какой-либо организационно-правовой форме. Не относится к организационно-правовой форме простое товарищество. В соответствии с Гражданским кодексом РФ оно учреждается без образования юридического лица. Сложные предпринимательские организации как объединения могут создаваться в различных организационно-правовых формах, но на практике, как правило, учреждаются в форме акционерного общества. К сложным предпринимательским организациям относятся концерны, картели, консорциумы, холдинги, финансово-промышленные группы, пулы и др.

Конкретная форма предпринимательства определяется главным образом наличием капитала у предпринимателей и состоянием рынка. Каждая из форм регулируется системой норм, устанавливаемых для предприятия, на основе которых регулируются внутрифирменные отношения между подразделениями и отношения этого предприятия с другими фирмами и государственными органами. Существуют следующие основные формы предпринимательства: индивидуальные; коллективные; корпоративные. Указанные формы, в свою очередь, классифицируются на малые, средние и крупномасштабные, а также на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные формы без образования юридического лица относятся к инициативному индивидуальному предпринимательству. Капитал индивидуального предпринимателя не выделяется из его личного имущества. Риск распространяется на все его состояние. В целом индивидуальное предпринимательство, занимая незначительное место в производственном секторе, имеет скорее социальное, чем экономическое значение. Оно базируется главным образом на ручном труде и универсальных малопродуктивных средствах производства и в недостаточной мере использует достижения научно-технического прогресса.

Предпринимательство, как правило, ориентируется на новые формы и методы работы, что позволяет предпринимателям занять более прочные позиции в производстве и на рынке товаров и добиваться желаемых результатов. Однако новые нетрадиционные подходы при всей их привлекательности не исключают неопределенности и риска. Помимо того, сама разработка новой идеи, как правило, требует больших расходов. Изменение форм предпринимательства в сторону увеличения его масштабов, развития коллективизма - это объективное требование современной экономики. Индивидуальные и малые фирмы, превосходя крупные коллективные по своему разнообразию, мобильности и количеству, уступают им по уровню технологии и масштабу производства. Однако, заполняя вакуум между громоздкими гигантами, они цементируют экономику, используют пустующие рыночные ниши и, кроме того, стимулируют деятельность партнеров-гигантов [3, с.82]. Индивидуальные, семейные и мелкие предпринимательские группы организуются по форме малых предприятий, поскольку для этого не требуется крупного первоначального капитала. Наряду с этим у малого бизнеса появляются некоторые реальные шансы конкурировать с крупными фирмами.

1.3 Этапы развития предпринимательства

Существует мнение, что предпринимательство - удел лишь отдельных частных лиц, мелких фирм. Такой взгляд характерен для экономики прошлых времен. Простота основных потребительских изделий, несложная технология изготовления, относительно небольшие масштабы производства и потребления - вот та среда, в которой действовал предприниматель в прошлом, не подвергаясь особенному риску и имея небольшой капитал. На современной стадии развития экономики положение коренным образом изменилось. Появились новые формы собственности - общественная и государственная. За последнее время почти полностью видоизменились производство и быт людей, а потребность поиска все более эффективных сфер приложения труда и капитала осталась. Поэтому по-прежнему сохранилась надобность в предпринимательстве. Изменились лишь его формы, многократно увеличились масштабы, в основном в связи с развитием производительных сил. Не плуг и телега с конной тягой, к примеру, нужны современному крестьянину, а трактор и автомобиль с набором различных инструментов и приспособлений. Их производство и эксплуатационное обслуживание технологически весьма сложно и требует больших капиталовложений.

В конце XX в. коллективные формы предпринимательства заняли доминирующее положение - как в малом, так и в крупномасштабном бизнесе. Несмотря на международные различия государственного законодательства, мировая практика свидетельствует о наличии следующих устоявшихся коллективных форм деловой активности:

· хозяйственные товарищества;

· хозяйственные общества;

· акционерные общества;

· ассоциации, союзы, кооперативы.

Тенденция к коллективизму, образованию различных форм совместного предпринимательства особенно наглядно проявилась в России и других республиках бывшего СССР, после возникновения в 1990-1992 гг. многочисленных малых и индивидуальных предприятий, бирж, фермерских хозяйств, в 1993 г. началось интенсивное их слияние в товарищества, ассоциации, холдинги, концерны и т. д., поскольку малым предприятиям трудно справиться с рыночной стихией. Исследования показали, что в условиях рыночных отношений, работая обособленно, большинство начинающих бизнесменов проявляют дилетантизм. В результате этого из 100 начинающих бизнесменов только 2-4 каким-то образом сохраняют свои деньги и получают доходы. При образовании коллектива вероятность потерь во много раз снижается: расширяется общий кругозор предпринимателей, концентрируются ресурсы, за счет этого повышается вероятность получения дохода, необходимого для продолжения дела [3, с.83].

Все чаще новое доходное дело оказывается не по силам не только одному человеку, но даже крупному предприятию. Поэтому предпринимательство становится делом коллективным, часто государственным. Конечно, остается место и малому, в том числе индивидуальному, предпринимательству, но его деятельность ограничивается в основном коммерцией, сферой обслуживания и частично сельским хозяйством. Промышленность и финансы преимущественно становятся сферой деятельности крупного капитала, крупных предприятий с большим числом участников. Современный бизнесмен, владеющий большим капиталом и заинтересованный в развитии крупных компаний, стремится придать зависимому от него менеджменту предпринимательские черты. Примерно ко второй половине XIX в. появилась необходимость проведения различий между предпринимателем и владельцем капитала - капиталистом. Новые методы корпоративного финансирования способствовали образованию предпринимательских союзов, в которых капиталисты не всегда выступают в роли предпринимателей, а предприниматели не всегда являются капиталистами. Конечно, различия между капиталистом и предпринимателем будут стираться, если капиталист придерживается предпринимательского стиля управления. Старое понятие "предпринимательство" в последнее время получило, таким образом, новое содержание. В современном мире предприниматель - это человек, способный понять перспективу и потребности рынка и сочетать это понимание со знаниями в области управления производством и использованием производственных ресурсов в расчете на получение дохода [3, с.79]. Еще недавно этот термин был едва ли не бранным словом. Предприниматели в условиях административно-командной системы вызывали резко негативную реакцию, преследовались, карались, иногда даже уничтожались. Сегодня, когда общество движется к рынку, каждый должен без всякой предвзятости осмыслить, что же такое предпринимательство. Хотя предпринимательская деятельность близка такому фактору, как труд, в теории рынка ее выделяют в качестве особого фактора производства - в силу той особой роли и значимости, которую эта деятельность имеет для каждой отдельной фирмы и для рыночной экономики в целом. Не случайно рыночную экономику определяют кратко как "экономику свободного предпринимательства" [6, с.316].

Безусловно, без централизованной государственной поддержки примеры удачного выбора ниши предпринимательской деятельности скорее могут быть исключением из правила. Большинству мелких фирм не удается долгое время удерживаться на рынках, лишь некоторым из них случается выйти в разряд крупных. Часто они или сливаются в более крупные предприятия на основе долевого (акционерного) участия, или поглощаются крупным капиталом, или разоряются. Эти процессы характерны не только для России, но и для Германии, США, Великобритании и других стран.

2. Государственное регулирование предпринимательства

2.1 Малое предпринимательство

Развитие малого бизнеса рассматривается правительством России как важный фактор обеспечения занятости населения. Поэтому созданию таких предприятий оказывается разнообразная поддержка, в том числе с помощью кредитов, привилегии в получении информации, льготного налогообложения, особенно на начальных этапах их деятельности. Без помощи государства малые предприятия не смогут существовать и конкурировать с монополиями, которые устанавливают полный контроль над рынком, ценами, качеством отдельных товаров в ущерб потребителям.

Вопросами поддержки малого предпринимательства занимается ряд министерств и ведомств - Минэкономразвития, Минфин, Миннауки, МВЭС, Минтруда, Минюст, Минимущество, Минпром РФ и др. В федеральных программах поддержки малого предпринимательства эти органы являются исполнителями мероприятий, соответствующих их профилю. В них были образованы соответствующие структурные подразделения (управления, департаменты, отделы), которые не являлись профилирующими для этих органов. Правительство РФ возложило функции по координации политики государственной поддержки в сфере малого бизнеса на Минэкономразвития. Роль головной организации (координатора) при подготовке ряда нормативно-правовых актов сохранилась за Минэкономразвития и после образования Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства в 1995 г. В формировании и реализации финансовой поддержки малого предпринимательства основную роль играет Минфин РФ. При его непосредственном участии создается кредитно-финансовый механизм поддержки малого бизнеса [10, с.163].

Структура органов государственной поддержки малых предприятий на федеральном уровне сформировалась в значительной мере стихийно. Во многих случаях их функции, сферы деятельности и уровень ответственности не соответствовали поставленным задачам. При этом органы исполнительной власти в ряде случаев исходили из своих ведомственных интересов, не всегда обеспечивали достоверность информации и должную координацию деятельности. Это неизбежно приводило, с одной стороны, к дублированию некоторых функций, а с другой - к образованию организационно не обеспеченных участков работы. Дальнейшее проведение экономических реформ, становление рыночных отношений во многом зависят от развития малых предприятий, которые являются необходимым условием и слагаемым социально ориентированной конкурентной экономики. Без массового развития малых предприятий нельзя создать имманентную рыночному хозяйству многоукладную экономику, обеспечить многообразие и равноправие форм собственности и хозяйствования. Малое предпринимательство в России развивается в неблагоприятных условиях, при слабой государственной поддержке, недостаточной правовой защите, чрезмерно высоких налогах и дорогих кредитах, отсутствии ясной и целенаправленной промышленной политики. Эффективной деятельности малых предприятий мешают бюрократизм и взяточничество многих чиновников. Нынешний этап социально - экономического развития страны должен рассматриваться с точки зрения создания новых предпосылок к переходу малого бизнеса на качественно новую ступень развития. Ключевым моментом здесь должна быть не только государственная законодательная и материальная поддержка малых предприятий, но и более тесная интеграция малого бизнеса и других российских предпринимательских структур. Прежде всего, необходима устойчивая хозяйственная кооперация малого, среднего и крупного бизнеса. Это должно стать объектом целенаправленной политики государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне [10, с.163].

2.2 Среднее и крупное предпринимательство

Холдинговые компании, являясь собственниками контрольных или паритетных пакетов акций других акционерных обществ, получают возможность эффективного воздействия на осуществление производственной и инвестиционной стратегий на многих предприятиях различных отраслей. Развитие малого и крупного предпринимательства способствует стабилизации хозяйственных связей, формированию внутренней конкурентной среды, сужению сферы влияния теневой экономики, развитию внешнеэкономических связей [6, с.421].

Средний и крупный бизнес оказывает и должен оказывать все более весомое воздействие на социально-экономическое развитие страны, влияя в заметной мере, в частности, на трудовую занятость активного населения, оперативно решая множество практических задач, опираясь при этом во многом лишь на собственные ресурсы и возможности. Именно поэтому один из важнейших ориентиров экономической политики российского государства - создание и поддержание максимально благоприятного климата для малого и среднего бизнеса.

Безусловно, в поддержке крупного и среднего бизнеса важен комплекс мер - административных, законодательных, налоговых и иных. Особое место здесь занимают и все более должны усиливать свою роль меры финансовой поддержки, способные вовлечь в процесс поддержки указанного бизнеса профильные институты разных уровней - как крупные государственные банки, так и систему региональных банков. При этом на переживаемом этапе едва ли не самой важной задачей выступает более активное привлечение к поддержке крупного и среднего бизнеса региональных кредитных организаций. Такой акцент в поддержке крупного и среднего бизнеса важен именно в силу того, что такие организации имеют дело непосредственно с "целевым" потребителем кредитных ресурсов, лучше иных агентов знают решаемые им задачи и его потребности. И представляется безусловным, что в условиях мировой финансовой нестабильности именно региональные кредитные организации уже выступают и в перспективе могут стать еще в большей мере серьезным противоядием или противовесом многим негативным явлениям в нынешних экономических реалиях. Одно из направлений реализации государственной программы поддержки среднего бизнеса сегодня - финансовая поддержка этого сектора, осуществляемая государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк). Последний же практически реализует программу финансовой поддержки рассматриваемого бизнеса через ОАО "Российский банк развития" (РосБР), 100% акций которого в августе 2008 г. переданы в уставный капитал Внешэкономбанка. Особенность рассматриваемой программы - её реализация предусматривает механизм двухуровневого кредитования: РосБР не работает напрямую с субъектами среднего бизнеса, а финансирует прямо лишь региональные банки. Последние, в свою очередь, кредитуют субъекты среднего бизнеса в соответствии с продуктовой линейкой РосБР.

Для осуществления финансовой поддержки среднего бизнеса РосБР разработаны такие кредитные продукты, как "Стартовый капитал" (как понятно из названия, данный продукт предназначен для кредитования вновь создаваемых субъектов среднего бизнеса в целях формирования и укрепления его материально-технической базы), "Капитал для роста" (направлен на рост материально-технической базы уже действующего субъекта среднего бизнеса, расширение производства, создание новых технологий), "Оборотный капитал" (ориентирован на пополнение материальных запасов, приобретение товарно-материальных ценностей) и "Регион" (кредитование приоритетных для регионов проектов). Решение о том, в рамках какого из указанных продуктов кредитовать субъект среднего бизнеса, принимается банком-партнером самостоятельно. В настоящее время РосБР ведет работу по совершенствованию существующих кредитных продуктов, а также по разработке новых, которые позволили бы банкам - партнерам проводить более гибкую политику кредитования рассматриваемого бизнеса и способствовали росту численности субъектов этого бизнеса, получающих финансовую поддержку в рамках указанной программы [12, с.19].

Конституция РФ специально выделяет форму экономической деятельности, подлежащую запрету, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Под недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы (которая сама по себе в рыночных условиях правомерна) нечестными и незаконными методами. Конституционный уровень запрета монополизации и недобросовестной конкуренции объясняется тем, что ограничения злоупотреблений свободой предпринимательства тесно связаны с самой этой свободой, а также стремлением законодателя подчеркнуть особую опасность этих злоупотреблений для экономики страны. Злоупотребления, связанные с доминирующим положением на рынке и нарушением этических правил конкуренции, губительны для граждан и всего общества. Отсутствие конкуренции задерживает экономический и технологический прогресс, подавляет активность среднего и крупного бизнеса, снижает качество товаров, ведет к поддержанию высоких цен, ущемляет право многих людей на свободную экономическую деятельность. По интересам граждан и экономики бьет недобросовестная конкуренция, которая проявляется в заключении соглашений о ценах (для поддержания высоких цен) , разделе рынков, устранении с рынка других предпринимателей. Интересы потребителей ущемляются, когда их вводят в заблуждение относительно изготовителя, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимателя, путем некорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации, копирования внешнего оформления или использования товарного знака чужого товара и иными способами.

Подобного рода методы запрещены Законом о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991г. Запрещены также распространение предпринимателем ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю, изъятие товаров из обращения, с целью создания или поддержания дефицита на рынке, либо повышения цен, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, и ряд других действий. Закон устанавливает, что признание положения доминирующим (т.е. монополии) возможно, если доля товаров на рынке превышает 35 % и существует возможность ограничивать конкуренцию. Ограничивать конкуренцию запрещено не только отдельным предпринимателям, но и органам исполнительной власти. Средством борьбы с монополизацией и недобросовестной конкуренцией может быть обращение в антимонопольные органы, которые вправе давать предписания о прекращении недозволенных действий, а при невыполнении предписаний - налагать штраф. В случае причинения убытков от таких действий можно обращаться в суд (как общей юрисдикции, так и арбитражный). Для реализации положений указанного Закона создан Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации, имеющий территориальные управления. Деятельность этих органов носит квазисудебный характер, поскольку они принимают решения о мерах воздействия в процессуальных формах, т.е. с предоставлением определенных гарантий сторонам, соблюдением их прав и законных интересов. Однако любые решения этих органов могут быть обжалованы в суд. Антимонопольное законодательство не затрагивает сферу действий так называемых естественных монополий, т.е. монополий, производящих товары, удовлетворение спроса на которые на рынке данного товара эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства и которые имеют устойчивый спрос в силу невозможности полной замены их другими товарами. Это транспортировка нефти и газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов и портов, услуги электрической и почтовой связи. Федеральным законом от 17 августа 1995 г. предусмотрено регулирование деятельности этих естественных монополий через специальные федеральные органы исполнительной власти.

3. Анализ состояния предпринимательства на современном этапе развития российской экономики

3.1 Проблемы предпринимательской деятельности

Индивидуальные, семейные и мелкие предпринимательские группы организуются по форме малых предприятий, поскольку для этого не требуется крупного первоначального капитала. Наряду с этим у малого бизнеса появляются некоторые реальные шансы конкурировать с крупными фирмами. Отмечаются следующие преимущества малого предпринимательства:

·большая адаптивность, гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка;

·мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением отдельных образцов новой техники, изобретений;

·более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;

·  снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводительных структур;

·  повышенная скорость оборота капитала.

Эти преимущества позволяют малому бизнесу успешно решать ряд производственно-хозяйственных задач:

·  ускорять заполнение товарного рынка требующимися потребителям изделиями;

·  ускорять внедрение несложных научно-технических достижений;

·  полнее удовлетворять потребности экономики страны и на селения в промышленных, строительных и прочих услугах, рас ширять номенклатуру и качество услуг;

·  налаживать выпуск продукции малыми сериями.

Как показывает опыт, малый бизнес позволяет создать условия для повышения заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда. В последние десятилетия в промышленности индустриально развитых стран проявилась тенденция к оптимизации размеров предприятий, сосредоточенных на одной территориальной площадке. В связи с падением серийности производства и разбуханием номенклатуры производимых изделий меняется роль и место предпринимательства. Развитие новых несложных производств, второстепенные производственные операции, разного рода обслуживание постепенно передаются крупными корпорациями специализированным мелким и средним фирмам, которые благодаря узкой специализации добиваются значительных успехов в своей деятельности. Сложился своеобразный симбиоз монополий, мелких и средних фирм в обеспечении меняющихся потребностей рынка. Подобное разделение труда позволило повысить общую рентабельность производства как монополий, так и малого бизнеса. Основной правительственный замысел развития индивидуального и малого предпринимательства в России в конце 1980-начале 1990-х годов связывался главным образом с производственной сферой экономики, возможностью увеличения товарной массы на потребительском рынке, появлением массовых конкурентов, противостоящих крупным производителям продукции. Для этого законодательно создавались некоторые экономические условия для развития малых предприятий. Предполагалось выдавать им льготные кредиты, снижались налоги. Спустя несколько лет стало ясно, что надежды, возлагавшиеся на малый бизнес, не оправдались. Из 624 тыс. зарегистрированных в середине 1993 г. малых предприятий в сфере производства удержались очень немногие. Их доля в промышленном производстве и строительстве составила менее 1%, а в основном они сосредоточились в сфере торговли и посредничества. В 2001 г. во всех секторах экономики России действовало около 860 тыс. фирм малого и среднего бизнеса. Для сравнения, примерно столько же малых фирм насчитывается в Венгрии [3,с.87]. Неразвитость малого производственного предпринимательства отражает недостатки в структуре российской экономики. Насыщение рынка товарами мелких партий, развитие сферы производственно-технического и бытового обслуживания вблизи жилых массивов и дорожных магистралей - это одна из сфер деятельности малого предпринимательства. Развитие малых городов, поселков, сел немыслимо без участия малых производственных предприятий. Их создание снижает социальную напряженность, возникающую в результате роста безработицы, обусловленной научно-техническим прогрессом. Малые фирмы и создаваемые на их основе различные художественные и кустарные промыслы способствуют укреплению экономики небольших поселений, сглаживают различия между центром и провинцией, выравнивают интеллектуальный уровень и образ жизни населения.

Существует еще одна проблема в предпринимательской деятельности. Лицо, пожелавшее заняться предпринимательством, как правило, уже имеет определенные познания в избранной области, а в случае недостаточности может их получить из обширного ассортимента отечественной и зарубежной литературы. Предпринимательство тесно взаимосвязано с конкуренцией. Осуществление последней может принимать самые различные формы, в том числе и такие, как хищение или сбор чужой информации, которая носит общеизвестное название шпионаж. С одной стороны, они вынуждены защищать свои секреты (ценную информацию), а с другой - пытаться завладеть секретами конкурента, чтобы выжить в рыночном противоборстве, прямо или косвенно причастным к предпринимательской деятельности.

3.2 Пути решения проблем предпринимательской деятельности

Последнее десятилетие экономика России отмечена широким развитием предпринимательской деятельности. Эта тенденция вызвана обстоятельствами двоякого рода: во-первых, особенностями современного этапа научно-технической революции, обеспечивающего соответствующую материальную базу для эффективного функционирования предпринимательской деятельности; во-вторых, дифференциацией потребительского спроса в условиях растущих доходов населения и преимущественным ростом в связи с этим сферы обслуживания.

Преимущества малого бизнеса состоят в следующем:

·   он динамичнее крупного, малый бизнес легче приспосабливается к изменяющимся условиям, оперативнее отражает изменения потребительского спроса;

·   развитие малый бизнеса существенно облегчает территориальный и отраслевой перелив рабочей силы и капитала;

·   малый бизнес быстрее "впитывает" новые веяния научно-технического прогресса, т. к. он более приспособлен для производства уникальных изделий, быстрее и дешевле перевооружается технически, требует меньших капиталовложений и обеспечивает их ускоренную окупаемость; зачастую само создание мелких фирм реализует попытку коммерческого использования какого-либо новшества;

·   малый бизнес улучшает общую структуру производства, так как облегчает адаптацию "неповоротливого" крупного производства к изменяющимся условиям, к новым требованиям НТП: способствует развитию специализации, освобождает крупные корпорации от производства мелкосерийной продукции, занимается поиском, доработкой и освоением новых изделий, охотнее идет на риск [6, с.312].

Одно из направлений реализации государственной программы поддержки малого и среднего бизнеса сегодня - финансовая поддержка этого сектора, осуществляемая государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк), который практически реализует программу финансовой поддержки рассматриваемого бизнеса через ОАО "Российский банк развития" (РосБР), 100% акций которого в августе 2008 г. переданы в уставный капитал Внешэкономбанка. Для включения в программу кредитования "Российский банк развития" отбирает:

·  наиболее надёжные и стабильно развивающиеся региональные банки;

·  банки, реализующие стратегию кредитования малого и среднего бизнеса с использованием наиболее адекватных технологий;

·  банки, сотрудничающие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам поддержки малого и среднего бизнеса;

·  банки, участвующие в развитии инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.

Приоритетными целями кредитования в рамках рассматриваемой программы являются: создание новых производств, приобретение и модернизация основных средств, развитие научно-технической и инновационной деятельности, а также внедрение новых технологий, развитие экспортных операций и импортозамещение. Применение двухуровневой схемы кредитования, объединяя усилия государственных и частных финансовых институтов, позволяет охватывать все субъекты Российской Федерации без формирования собственной филиальной сети, создавать и поддерживать эффективные механизмы финансирования предприятий малого и среднего бизнеса и организаций, представляющих инфраструктуру его поддержки. "Российский банк развития" при этом придерживается принципа неконкурентности с коммерческими банками, а также принципа прозрачности механизма финансовой поддержки.

За пять лет осуществления программы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса "Российский банк развития" предоставил более 6 тыс. кредитов его субъектам на общую сумму свыше 22,5 млрд. руб. По состоянию на 1 января 2009 г. РосБР сотрудничает с 63 банками-партнерами в 54 субъектах Российской Федерации. Лидерами по объему предоставленных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса являются, как видно из диаграммы 1, Приволжский федеральный округ (41% всего объема кредитного портфеля), Центральный федеральный округ (28%) и Южный и Северо-западный федеральные округа (по 8%) (см. Приложение 1). Общая сумма кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего бизнеса (кредитный портфель), и гарантий организациям инфраструктуры поддержки этого бизнеса на 1 января 2009 г. превысила 10,4 млрд. руб. Отраслевая структура кредитного портфеля РосБР по состоянию на 1 января 2009 г. показана на рис. 1. Диаграмма 3 показывает структуру по срокам кредитования (рис. 2). Ситуацию со структурой объемов предоставленных кредитов иллюстрирует диаграмма 4 (рис. 3).

Рис. 1 Диаграмма отраслевой структуры кредитного портфеля "Российского Банка Развития"

Рис. 2 Диаграмма структуры кредитования по срокам

Рис. 3 Диаграмма по структуре объемов предоставленных кредитов "Российским Банком Развития"

В 2009 г. намечается достичь финансирования субъектов малого и среднего бизнеса и организации инфраструктуры его поддержки в объеме 30 млрд. рублей. Намеченные планы по усилению финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса требуют от РосБР модернизации существующих и выработки новых подходов к реализации рассматриваемой программы. При этом работа ведется в двух направлений. Прежде всего речь идет о совершенствовании действующей двухуровневой системы поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, а затем - о внедрении новых инструментов финансирования. В рамках совершенствования двухуровневой системы кредитования РосБР имеет в виду проводить работу по значительному перечню направлений, будут приняты меры по дальнейшему увеличению количества банков-партнеров в субъектах Российской Федерации не менее чем в 1,5 раза и обеспечение реализации программы во всех этих субъектах. При этом повышенное внимание РосБР будет уделять регионам: в которых наблюдается существенный рост безработицы (по информации от государственных статистических органов); где отсутствуют банки- партнеры РосБР (то есть в регионах, в которых программа по финансовой поддержке малого и среднего бизнеса пока еще не реализуется); с сравнительно слабым развитием малого и среднего бизнеса. "Российский банк развития" имеет в виду внедрить методы снижения ставки финансирования конечных заемщиков - субъектов малого и среднего бизнеса (в частности, увеличение объемов финансирования в первую очередь тем банкам, у которых ниже процентная ставка по кредитам указанным субъектам), а также стимулировать финансирование приоритетных отраслей и проектов.

Одним из перспективных направлений в реализации рассматриваемой программы является совершенствование информационного и методологического сопровождения деятельности банков-партнеров в финансировании малого и среднего бизнеса. Эта деятельность должна охватывать и повышение качества кредитных продуктов, ориентированных прежде всего на поддержку создания и начала функционирования субъектов малого и среднего бизнеса, а также подготовку рекомендаций по вопросам технологий кредитования, которые позволяли бы снижать издержки по финансированию субъектов малого и среднего бизнеса. Для непосредственной информационной и консультационной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса "Российский банк развития" использует специализированный Интернет-портал (www.rosbr.ru), рабочий запуск которого осуществлен летом 2008г. Данный портал позволяет получить информацию не только о параметрах и условиях реализуемой РосБР программы, но и информацию, более широкого делового характера, а также набор сервисов, помогающих решать разные вопросы организации и управления бизнесом в России. К сотрудничеству здесь привлекаются, в частности, и банки, общественные организации и профессиональные ассоциации, профильные структуры органов исполнительной власти по поддержке малого и среднего бизнеса в регионах. РосБР ведет постоянную работу по улучшению функционирования указанного портала. Важный участок работы РосБР в рассматриваемой связи - продолжение активного сотрудничества с профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Банком России и общественными объединениями по совершенствованию законодательной базы, регулирующей функционирование и развитие малого и среднего бизнеса в России [12, с.21].

В целом, учитывая важность развития малого и среднего бизнеса, в частности, в обеспечении занятости населения, увеличении регионального валового внутреннего продукта и роста налоговой базы, сегодняшнее состояние и необходимость создания более благоприятных условий развития малого и среднего бизнеса требуют комплексного решения и следующих ключевых проблем: усиление роли местных органов власти в координации деятельности всех структур поддержки малого и среднего бизнеса; большая активизация процессов разработки, принятия и реализации региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса; обеспечение малого и среднего бизнеса финансовой поддержкой, адекватной его потребностям и по доступности, и по объему, и по срокам; активное совершенствование действующего законодательства по регулированию деятельности малого и среднего бизнеса и защите прав банков-кредиторов; усиление информационно-консультационной поддержки малого и среднего бизнеса на всех уровнях российской власти.

Заключение

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности установлены Гражданским кодексом РФ, а механизм создания и функционирования отдельных из них - федеральными законами. К организационно-правовым формам предпринимательской деятельности относятся: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. К малым и совместным предприятиям, которые могут создаваться в различных организационно-правовых формах, относятся коммерческие организации по установленным законодательством критериям (признакам). Индивидуальные предприниматели, а также простое товарищество осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поэтому они не могут быть отнесены к какой-либо организационно-правовой форме. Сложные объединения организаций, как холдинг-компании и финансово-промышленные группы, могут создаваться в различных организационно-правовых формах, но на практике, как правило, учреждаются в форме акционерного общества. К сложным предпринимательским организациям относятся концерны, картели, консорциумы, холдинги, финансово-промышленные группы, пулы и др.

Малые и крупные фирмы различаются не только размерами. Они по - разному взаимодействуют с рынком. Малый бизнес более мобилен, быстрее адаптируется к вызовам внешней среды, во многих малых фирмах быстрее внедряются научно - технические и управленческие нововведения. К недостаткам малого бизнеса можно отнести меньшие возможности по привлечению финансовых средств. Крупные компании вносят большой вклад в производство многих товаров, особенно сложных (наукоемких) и требующих больших расходов капитала (капиталоемких). Только крупные компании оказываются в состоянии организовать разработку и массовое производство авиакосмической техники, автомобилей и судов, сельскохозяйственных машин и энергетического оборудования, а также массовую добычу сырья (нефти, газа, руды) и массовое производство материалов и полуфабрикатов (стали, алюминия, пластмассы). Отсюда двойственное отношение государства к крупным компаниям: с одной стороны, их стремятся ограничивать (через антимонопольную политику), а с другой стороны, их поддерживают как столпов наукоемких и капиталоемких отраслей.

Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Это, в первую очередь, наличие законов, регулирующую предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.

Предпринимательство можно оценить как экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру. Уникальность значения предпринимательства состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы - труд, капитал, земля, знания.

Список использованной литературы

. ФЗ "О предпринимательстве" (от 26.11.1998 №182-ФЗ).-М.:Омега-Л

. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая). Гражданский кодекс РСФСР (действующая часть): По состоя- нию на 1 мая 2007 года. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. - 704 с.

. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/ Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. -

с. - (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).

. Предпринимательство: Учебник/Под ред. М.Г. Лапусты. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 534 с. - (Серия "Высшее образование").

. Биншток Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 198 с. - (Серия "Высшее образование").

6. Современная экономика. Общедоступный учебный курс/Под ред. проф. О.Ю. Мамедова: Ростов-на-Дону, издательство "Феникс", 2003 - 608 с.

7. Социальная траектория развития Алтая./ Под ред. А. Я. Троцковского - Барнаул: Изд-во ООО "Полиграф-Сервис", 2006. - 232 с.

8. Российское предпринимательство, № 5, 2008 Г.Н.Рамазанов " В среднем... все по - крупному"

. Экономика : учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. С. Булатова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Экономистъ, 2006. - 831 с. : ил. - (Homo faber).

. Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования эконо-мических и социальных процессов: Учеб. Пособие.- М.: Гардарики, 2004

. Мищенко В.В., Депрессивный Алтай: анализ социально - экономической ситуации в крае и направления выхода из кризиса: Монография.- Барнаул

. С.П.Крюков "О новых тенденциях в кредитовании малого и среднего бизнеса" // Финансы, 2009, № 2

Приложение

Рис. 5 Общая схема организационной структуры государственно - общественной поддержки малого предпринимательства в г. Москве

Похожие работы на - Современные формы предпринимательской деятельности в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!