Рынок труда как социальная среда распределения и обмена рабочей силы

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    128,01 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рынок труда как социальная среда распределения и обмена рабочей силы

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО

"Дальневосточный государственный университет путей сообщения"

Кафедра "Экономика транспорта"

Контрольная работа

Выполнил: ст.336 гр.

Бородуля А.А.

Проверила: Дривольская Н.А.








Хабаровск 2010

Содержание

 

Теоретическая часть. Рынок труда как социальная среда распределения и обмена рабочей силы

1. Рынок труда: сущность, компоненты, виды и модели

Виды рынка труда

Модели рынков труда

2. Функции занятости

3. Активная политика занятости в РФ

Практическая часть

Задачи

Теоретическая часть. Рынок труда как социальная среда распределения и обмена рабочей силы

1. Рынок труда: сущность, компоненты, виды и модели


Основными компонентами рынка труда являются:

спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы;

стоимость рабочей силы;

цена рабочей силы;

конкуренция между работодателями и работополучателями, работодателями и наемными работниками.

Все компоненты рынка труда в совокупности обеспечивают сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, a также определенную социальную защиту. В итоге взаимодействие всех компонентов рынка труда нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.

Виды рынка труда

Классификация видов рынка труда строится по территориальному и функциональному признакам. По территориальному признаку можно говорить о таких видах рынка труда, как локальный, местный, региональный (районный, окружной, городской, областной, краевой, республиканский), национальный (федеральный), международный, мировой. Каждый из этих рынков содержит рынок рабочей силы с его составными частями (потенциальный, циркулирующий, внутрифирменный) и рынок рабочих мест, но каждый из них ограничен определенной территорией; например, городской рынок труда Москвы ограничен ее территорией. По функциональному признаку можно говорить о внутриотраслевом, межотраслевом, профессионально-квалификационном, половозрастном, социальном и т.п. рынках труда, каждый из которых тоже содержит рынок рабочей силы со всеми его составными частями и рынок соответствующих рабочих мест. Все эти виды рынков труда ограничены своим функциональным назначением. Виды рынков труда взаимосвязаны, но специфика каждого из них позволяет выделить его среди других видов и сосредоточить на нем внимание, решая те или иные вопросы регулирования рынка труда. Как правило, рынок труда рождает проблемы не вообще, а в рамках одного или нескольких видов рынка. Когда проблемы возникают, следует выявить те виды рынка труда, где эти проблемы появились. Затем нужно определить, относятся ли указанные проблемы к рынку рабочей силы и к какой конкретно его составной части, либо эти проблемы порождены рынком рабочих мест внутри вида рынка. К примеру, нам известно о задержках выплаты заработной платы. Это очень серьезная проблема российского рынка труда. Однако чтобы решить ее, недостаточно располагать только общей информацией. Нужно определить те территориальные виды рынка труда, где имеют место эти задержки. Затем необходимо вычленить функциональные виды рынка труда, где задерживается выплата, скажем, это относится к каким-то профессионально-квалификационным, отраслевым либо каким-то еще видам. Далее можно установить конкретно тот внутрифирменный рынок рабочей силы, к которому непосредственно имеет отношение данная проблема. И так далее, пока мы не доберемся и не определим те конкретные точки рынка труда, где возникли трудности с выплатой заработной платы. Это поможет устранить споры между федеральными и местными органами по поводу причин задержек зарплаты. Иногда смешивают понятие "вид" рынка труда с понятием какой-либо составной его части, скажем, с потенциальным или внутрифирменным рынком рабочей силы. Не проводится также разграничение видов рынка труда по территориальному и функциональному признакам, смешиваются территориальные проблемы рынка труда с функциональными, хотя часто эти проблемы переплетаются. Например, одной из важных территориальных проблем является миграция рабочей силы: проблема беженцев, эмигрантов, маятниковая миграция, проблема переселения и т.п. Если говорить точнее, это проблема межтерриториальных перемещений рабочей силы. Но можно привести примеры внутри территориальных проблем рынка труда, скажем, сокращение численности населения Москвы, уменьшение удельного веса трудоспособного населения, а внутри него - изменения удельного веса различных возрастных групп и т.п. Все это проблемы территориального вида рынка труда; в них пока не просматривается проблема функциональных видов, скажем, вопросы профессионально-квалификационного вида рынка труда.

Модели рынков труда

Под моделью понимается схема построения или описание явления, процесса. Если рассматривать комбинации различных факторов таких как - система подготовки и переподготовки кадров, система заполнения вакантных рабочих мест, способы регулирования трудовых отношений с участием профсоюзов, можно выделить Японскую модель рынка труда, модель США, шведскую модель и др.

Кратко остановимся на их особенностях.

Японская модель. Для нее характерна система трудовых отношений, которая основывается на принципе "пожизненного найма", при котором гарантируется занятость постоянного работника на предприятии до достижения им возраста 55 - 60 лет. Заработки работников и размеры социальных выплат им прямо зависят от числа проработанных лет. Работники последовательно проходят повышение квалификации в соответствующих внутрифирменных службах и перемещаются на новые рабочие места строго по плану. Такая политика способствует воспитанию у работников фирмы творческого отношения к выполнению своих обязанностей, повышению их ответственности за качество работы, формирует заботу о престиже фирмы и внутрифирменный "патриотизм". Предприниматели необходимости при сокращения об производства, как правило, решают эти проблемы не путем увольнения персонала, а сокращением продолжительности рабочего времени. Или переводом части работников на другие предприятия по соглашению с ними.

Модель США. Здесь для рынка труда характерно децентрализация законодательства о занятости и помощи безработным, которая принимается каждым штатом отдельно. На предприятиях действует жесткое отношение к работникам, которые могут быть уволены при необходимости сокращения объемов производства, продолжительность же рабочего времени одного работника не меняется. В США исторически проводится политика поддержания конкурентного состояния экономики, поощряется активная роль предпринимателей, жизненная установка работников на индивидуальный успех, на зарабатывание денег.

Для американской политики занятости характерна ориентация на высокую территориальную мобильность работников между предприятиями. На законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях (полученный диплом, сертификат). Заработная плата на таких предприятиях устанавливается контрактами, коллективными договорами с учетом спроса и предложения рабочей силы, классификации работ по сложности, производительности труда, возможности предприятий. Страхование по безработице производится на федерально-штатной основе. Федеральным законодательством определены общие принципы страхования по безработице, уточненные и дополненные законодательством каждого из штатов. Предприятия и работники выплачивают взносы отдельно в фонды страхования по безработице штатов и в Федеральный фонд. Основная сумма фондов образуется за счет налогов с предпринимателей, устанавливаемых в процентном отношении к выплаченной заработной плате. Результатом такой политики является более высокая территориальная и профессиональная подвижность, относительно высокий уровень безработицы (по сравнению с Японией и Швецией), что характеризует преобладание внешнего рынка. Но в США имеется и внутренний рынок труда. Примером служит крупнейшая компания JBM, создавшая для своих работников пожизненные гарантии занятости, непрерывный рост доходов, социальные льготы и поощрения.

Шведская модель характеризуется активной политикой государства в области занятости, в результате чего уровень безработицы в это стране минимальный. Главное направление политики на рынке труда - предупреждение безработицы, а не содействие уже потерявшим работу. Достижение полной занятости осуществляется следующими мерами:

1.      проведением ограничительной фискальной политики, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных фирм для снижения инфляционной конкуренции между фирмами в повышении заработной платы;

2.      путем проведения "политики солидарности" в заработной плате, которая преследовала цель достижения равной оплаты за равный труд независимо от финансового состояния тех или иных фирм, что побуждало малоприбыльные предприятия сокращать численность работающих, сворачивать или прекращать свою деятельность, а высокоприбыльные фирмы - ограничивать уровень оплаты труда ниже своих возможностей;

.        проведением активной политики на рынке труда по поддержке слабоконкурентоспособных работников. Для этого предприниматели получали значительные субсидии;

4.      поддержкой занятости в секторах экономики, которые имели низкие результаты деятельности, но обеспечивали решение социальных задач.

Российская модель не обрела четких характеристик, так как находится в стадии становления. Однако можно сказать, что она ближе к внешнему рынку труда. На протяжении многих лет тема занятости трудовых ресурсов не поднималась. Считалось, что принцип полной занятости при социализме срабатывает автоматически. Следовательно, не было необходимости разрабатывать вопросы структурной безработицы, мотивации труда, мобильности рабочей силы. В 1964 году Г.А. Пруденский писал, что даже сам термин занятости обычно не применяется в научных работах и социологических исследованиях.

Преобразования, осуществляемые в последние годы в экономике страны, показали практически полное отсутствие социальной направленности и игнорирование потребностей и интересов человека. Человек из всех факторов производства оказался наиболее уязвимым. При рыночных отношениях становятся естественными такие понятия как безработица, производственная занятость, снижение трудовой активности, нарушение справедливых форм распределения по труду. Поэтому необходимо создавать систему социальной защиты человека от негативных последствий рынка, поскольку в конечном итоге именно знания и труд человека определяют судьбу производства, его эффективность.

С 1987г. началось сокращение занятых в госсекторе работников при относительно быстром росте их числа в других формах предприятий. По данным Федеральной службы занятости уровень безработицы к численности экономически активного населения по Красноярскому краю в 1996г. составил - 3,85 %, в 1997г. - 3,7 %, (по РФ-3.0 %). Среди поставленных на учет безработных 58,4% составляют женщины, около 40% - молодежь в возрасте 16-19 лет, каждый четвертый житель сельской местности.

Одной из причин роста безработицы в сельском хозяйстве послужило резкое снижение спроса на рабочую силу для замещения рабочих мест в сельскохозяйственных предприятиях и формированиях. Кроме официально зарегистрированных безработных, многие заняты не полный рабочий день или находятся в вынужденном отпуске.

С формальной точки зрения руководители предприятий имеют достаточную свободу в принятии решений о сокращении численности работников и массовых увольнениях.

С другой стороны на некоторых сельскохозяйственных предприятиях продолжает сохранятся и даже усиливается недоукомплектованность рабочей силой. Проблема нехватки рабочих мест с одной стороны, и трудоизбыточность - с другой, носит локальный и структурный характер. Существует она потому, что недостаточна мобильность трудоспособного населения, а система организованного трудоустройства исторически сформировалась не столько для нужд человека, сколько для удовлетворения спроса предприятий на рабочую силу в условиях нарастающего дефицита трудовых ресурсов при экстенсивном развитии экономики.

Формирование человека как носителя определенного уровня знаний, культуры, профессиональной квалификации, воспроизводство рабочей силы потребуют соответствующих вложений в развитие ряда отраслей социальной инфраструктуры - медицины, образования, науки, культуры, искусства, которые как правило, не дают немедленного эффекта. Однако стратегически это самые перспективные вложения, поскольку, поскольку речь идет о заинтересованности общества в высококвалифицированной деятельности человека при постоянном улучшении организации его труда. Они способствуют эффективному использованию рабочих мест и фонда рабочего времени, повышению социально - трудовой активности работников.

Формирование российского рынка труда осложняется в связи с действием ряда отрицательных рыночных явлений таких как:

§  кризис экономической и политической системы, разрыв хозяйственных связей;

§  рост скрытой безработицы;

§  несовершенство законодательной базы;

§  недостаточная взаимосвязь административных и рыночных методов регулирования занятости;

§  неконтролируемая миграция рабочей силы между странами СНГ;

§  высокая стоимость проезда;

§  отсутствие информации о вакансиях за пределами места проживания.

рынок труд политика занятость

2. Функции занятости


Занятость является социально-экономическим явлением, а потому она имеет экономическую и социальную сущность.

Экономическая сущность занятости заключается в деятельности людей по созданию валового внутреннего продукта (национального дохода). Таким образом, чем больше людей занято при будь - которых других условиях, тем более в обществе производится материальных и духовных ценностей, тем более высокий будет уровень жизни населения. Это - первый главный вывод, на котором базируется социально-экономическая политика и государственное управление занятостью населения.

Социальная сущность занятости отображает необходимость лица в самовыражении и самоутверждении через общественно полезную труд, а также степень удовлетворения в доходах своих потребностей, при определенном уровне социально-экономического развития общества. Отсюда второй основной практический вывод, на котором базируется социально-экономическая политика государства в отрасли управления занятостью: если общество нацелено на социально-экономическое развитие, оно не может безразлично относиться к тем гражданам, которые желают работать, но из каких-то причин не имеют работы. Ведь люди, которые не имеют работ, а желают работать, маргинализуються и скатываются на обочину общества. Граждане, которые живут не на заработанные средства, а на помощь, не находят самовыражения в труде, могут перейти к криминальным действиям и вообще теряют интерес к труду. Развития такого явления допускать нельзя. Это дорого будет стоить обществу.

Именно такая двуединая сущность занятости населения и дает основания четко определить, что занятость населения является важнейшим элементом социально-экономической политики государства. Отсюда выплывают и основные функции занятости населения:

обеспечения жизнедеятельности и развития общества, в том числе его неработоспособных членов;

обеспечения жизнедеятельности и развития личности;

обеспечение качества рабочей силы.

Эти функции занятости, в свою очередь, в значительной мере обеспечивают в зависимости от ее уровня и степени производительности суженное, простое или расширенное воссоздание населения, а также экстенсивное или интенсивное воссоздание рабочей силы.

3. Активная политика занятости в РФ


Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Она направлена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда. Государство старается обеспечить равными возможностями всех граждан РФ независимо от их национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости. Создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Проводится политика поддержки трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду. Государство проводит специальные мероприятия, способствующие обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, осужденные к лишению свободы; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф). Политика в области содействия занятости населения направлена на предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы. Поощряются работодатели, сохраняющие действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции. Создаются профсоюзные организации, разрабатывающие меры по обеспечению занятости населения и контроль их, помощь в поиске работы, обеспечение нормальных условий труда граждан, помощь в организации отпусков и многое другое. Содействие в занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств РФ с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости. Политика международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан РФ за пределами территории РФ иностранных граждан на территории РФ.

Практическая часть


Задачи


Задача №1

Распределить бригадную заработную плату, которая составляет 37000 рублей между членами данной бригады с учетом отработанного времени и квалификации.

Члены бригады

Отработанное время в днях (Т)

Дневная тарифная ставка в рублях (ДТС)

З/пл по тарифу

Коэффициент распределения

Петров (I р.)

19

212

4028

1,2441

5011,23

Плотников (II р.)

20

310

6200


7713,42

Свиридов (IV р.)

19

326

6194


7705,95

Иванов (V р.)

23

337

7751


9643,02

Ступин (III р.)

19

293

5567


6925,90

Итого



2974037000




  

 

Задача №2

Рассчитать сдельную заработную плату рабочего при следующих условиях:

Дневная тарифная ставка, руб.

Часовая норма выработки, шт.

Продолжительность смены, час

Изготовлено за месяц, шт.

408

11

8

1943



Часовую тарифную ставку можно определить следующим образом:


где Тсм - продолжительность смены, час;

Тстдн - дневная тарифная ставка, руб.

Сдельная заработная плата рабочего рассчитывается по формуле:


где ЗПсд - сдельная заработная плата рабочего, руб.;

Р - сдельная расценка единицы работы, руб.;

VВП - объем выполнено работы, шт.

Сдельная расценка единицы работы:

где Тстчас - часовая тарифная ставка, руб.;

Нвыр - норма выработки в час.

Тстчас = 408/8 = 51 руб.

Р = 51/11 = 4,36руб.

З/пл сд = 4,36 * 1943 = 9008,45 руб.

Вывод: Часовая тарифная ставка составила 51 руб. Сдельная расценка - 4,36 руб. за одно изделие. Сдельная заработная плата рабочего за месяц составила 9008,45 рублей.

Задача №3

Определить рост производительности труда работников мастерских по ремонту погрузочно-разгрузочных машин в планируемом периоде на основе данных, представленных в таблице № 5.

Вариант 2.

Объем ремонта машины А, ед.

Объем ремонта машины В, ед.

Цена ремонта машины А, тыс. руб.

Цена ремонта машины В, тыс. руб.

Число ремонтных рабочих по классу, чел.

Выработка на одного рабочего в прошлом году, тыс. руб.

90

110

2000

1700

10000


Производительность труда (П) и его относительное изменение (DП) можно рассчитать с помощью следующих формул:

П = П - В

Троста = Потчпр. г

Тприроста = Троста - 100%

 

где: П - производительность труда за отчетный период соответственно;

Q - объем работ за те же периоды;

N - численность работников за те же периоды;

В - выработка на одного рабочего в прошлом году.

 

П = 9175 - 10000 = 825 руб/чел.


Вывод: Производительность труда в отчетном периоде составила 9175 руб. Это значение ниже значения прошлого года на 825 руб., что составило - 8,25%.

Задача №4

Определить потребное число рабочих ремонтного цеха.

Вариант 3.

Показатель

Данные

1. Объем капитального ремонта машин А, ед.

52

2. Объем капитального ремонта машин В, ед.

69

3. Трудоемкость капитального ремонта машин А, чел - ч.

102

4. Трудоемкость капитального ремонта машин В, чел - ч.

662

5. Фонд времени рабочего за год, ч.

2080

6. Коэффициент перевыполнения норм

1,3

7. Коэффициент замещения рабочих в отпуске, больничных и др

1,05


Чтобы определить необходимое число рабочих следует воспользоваться формулой:


Где:  - годовая производственная программа ремонтных работ, нормо-часы;

. - годовой фонд времени одного рабочего, ч.;

 - коэффициент замещения;

 - коэффициент, учитывающий перевыполнение норм выработки.

Чтобы рассчитать годовую производственную программу ремонтных работ в норма часах необходимо перемножить объем капитального ремонта машин в единицах и трудоемкость капитального ремонта машин.


Вывод: Необходимое число рабочих ремонтного цеха, при годовой производственной программе 50982 нормо - часов, составляет 19 человек.

Задача №5

Рассчитать нормы труда для рабочего-сдельщика.

Вариант 11.

Основное время t0, мин

Вспомогательное время tв, мин

Повышение часовой тарифной ставки ∆С, %

Выполнение нормы выработки до их пересмотра У1, %

Снижение норм времени х, %

19

7

13

145

19


Условные обозначения и дополнительные исходные данные к задаче №5:

.        Основное время t0, мин.

2.      Вспомогательное время tв, мин.

.        Время на обслуживание рабочего места: 3% от Топ.

.        Время на отдых и личные надобности: 6% от Топ.

.        Время смены: Тсм = 8 час.

.        Подготовительно-заключительное время: Тпз = 12 мин.

.        Часовая тарифная ставка: С = 5113 руб

.        Повышение часовой тарифной ставки: ∆С, %.

.        Выполнение норм выработки до их пересмотра: У1, %.

10. Снижение норм времени: х, %.

Расчет норм (затрат) труда в данной задаче рассчитывается: норма времени, норма выработки и сдельная расценка на единицу выполняемой работы.



Где: Топ - оперативное время работы;

Тоб - время на обслуживание рабочего места;

Тотл - время на отдых и личные надобности.

Оперативное время работы состоит из:


где  - основное время работы;

tв - вспомогательное время работы

Топ = 0,32 + 0,82 = 1,14 ч

Тшт =1,14 + 0,0342 + 0,0684 = 1,12426 ч.

. Норма выработки (ед. в смену) определяется исходя из полученной нормы штучного времени (для случая, когда рабочий выполняет за смену одну партию изделий):


Где: Тсм - продолжительность рабочей смены,

Тпз - подготовительно-заключительное время.


. Определяется время на партию изделий. Поскольку по условиям задания в течение смены выполняется одна партия изделий (и потому Тпз предусматривается рабочему один раз), рассчитанная норма выработки Нвыр будет равна количеству изделий в смену "n". Тогда партионное время (чел-ч/ед.) можно определить:

Тпар = 1,12426 *6,937+ 0,2 = 8 чел - ч/ед.

. Определяется штучно-калькуляционное время (чел-ч/ед):

.

 

Штучно-калькуляционное время - это полная норма времени:  = Нвр.

Тш-к = 1,12426 + 0,2 /6,937= 1,153 чел - ч/ед.

. Рассчитывается норма выработки:

 

. Рассчитывается сдельная расценка на единицу выполняемой работы, руб. /ед.:

ЧТС = С =


. Определяется норма времени и норма выработки после снижения нормы времени на х %:


При этом норма выработки после снижения нормы времени рассчитывается двумя способами:


Где: У - процент повышения нормы выработки,

 

 

. Рассчитывается процент возможного выполнения нормы выработки (У2) после снижения нормы времени на х %:

 

. Определяется сдельная расценка Р’ после повышения тарифной ставки и одновременного снижения нормы времени, руб/ед:

.

Изменение сдельной расценки () при повышении тарифной ставки и одновременном снижении нормы времени рассчитывается по формуле:

,

Где:  - коэффициент увеличения тарифной ставки.

Если , то расценка повышается; если , то расценка уменьшается.

∆Р = 100 - 1,13* (100 - 19) = 100 - 91,53 = 8,47

Следовательно, расценка повышается.

Р= 32,60* (100 - 8,47) /100 = 29,84 руб/ед.

Похожие работы на - Рынок труда как социальная среда распределения и обмена рабочей силы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!