Анализ нормативно-правовой базы создания и ведения Государственного земельного кадастра

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Сельское хозяйство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,27 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ нормативно-правовой базы создания и ведения Государственного земельного кадастра







ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему:

"Анализ нормативно-правовой базы создания и ведения Государственного земельного кадастра"

Введение

Одним из необходимых условий интенсивного роста экономики в России является совершенная законодательная база, позволяющая государству эффективно управлять земельными отношениями. Поскольку земельные отношения в значительной мере определяют создание налогооблагаемой базы, то без преувеличения, можно отметить, что на современном этапе данная проблема является значимой государственной задачей.

Важнейшим фактором, в значительной мере сдерживающим полноценное развитие земельных отношений в России, до настоящего времени, было отсутствие полноценного земельного законодательства, что обусловливало многочисленные проблемы при государственном регулировании земельных отношений. В значительной мере эта ситуация изменилась в связи с принятием Государственной думой Земельного Кодекса, а также рядом нормативно-правовых документов, разработанных и принятых как на уровне исполнительной власти Российской Федерации, так и Государственной Думой./3,4,5,6,7,8,9/.

В Земельном кодексе систематизированы основные земельные нормы, установленные Президентом Российской Федерации и Правительством РФ в ходе земельной и аграрной реформ, проводимых в девяностых годах. Главная задача нового Земельного кодекса - приведение земельного правопорядка в соответствие с состоянием экономических и общественных отношений в России в XXI веке.

В юридическом плане в Земельном кодексе зафиксировано соотношение и взаимодействие гражданской (имущественной), административной (управленческой), земельной и других отраслей российского права, участвующих в государственном регулировании земельных отношений.

Важнейшим приоритетом, впервые провозглашенным в Земельном кодексе, является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средств производства в сельском и лесном хозяйстве.

Принятие полноценного Земельного Кодекса обусловливает возможность создания и ведения на заданную территориальную зону государственного земельного кадастра (ГЗК), нормативно-правовые положения, которого определены 70 статьей Земельного Кодекса и законом о ведении ГЗК.

Таким образом, сформулируем основные положения, которые необходимо рассмотреть в данной дипломной работе:

  1. Выполнить анализ и в реферативной форме отразить основные нормативные положения Земельного кодекса Российской Федерации;
  2. С позиций закона о ведении государственного земельного кадастра проанализировать его нормативно-правовые положения и представить составные элементы в виде структурной схемы.
  3. Исходя из технологической схемы создания государственного земельного кадастра рассчитать сметную стоимость выполнения работ по сплошной инвентаризации земель застроенных территорий на примере города Новосибирска

земельный кадастр инвентаризация стоимость

1. Анализ основных нормативных положений земельного кодекса Российской Федерации

Земельный кодекс Российской Федерации принят 28.09.2001 г. Он состоит из 18 глав и 103 статей. Введение Земельного кодекса в российское законодательство регулируется законом о введение Земельного Кодекса в Российской Федерации.

1.1 Общие положения

В этой главе Земельного Кодекса приведены общие положения и принципы земельного законодательства, действующего на территории РФ.

В первой статье данной главы приведены основные принципы земельного законодательства, которые заключаются в следующем:

  • использование земли как основы жизни и деятельности человека;
  • охрана земли как важнейшего компонента окружающей среды;
  • участие граждан и общественных организаций в государственном регулировании земельных отношений;
  • приоритет сохранения особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий;
  • платность использования земли;
  • деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим определяется исходя из их принадлежности к соответствующей категории;
  • разграничение собственности на землю на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
  • сочетание интересов государства и законных интересов граждан.

Принципы - это основополагающие начала, исходные положения, подходы к решению различных вопросов и проблем. Будучи закрепленными законом, принципы становятся законодательными, т.е. обязательными при разработке соответствующего законодательства, нормативно-правовых актов и подзаконных положений.

Во второй статье Земельного кодекса приведены основные положения земельного законодательства:

  • Совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, нормативных актов органов местного самоуправления.
  • Органы исполнительной власти всех уровней принимают решения, регулирующие земельные отношения, на основании установленной нормативно-правовой базы, базирующейся на данном Земельном Кодексе.

В этой статье устанавливается четкая иерархия актов земельного законодательства, подчеркивается верховенство федерального закона. Закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

В четвертой статье настоящего Кодекса установлен приоритет международных договоров РФ над Земельным Кодексом и внутренним Российским законодательством. На наш взгляд это один из узловых моментов Земельного кодекса, позволяющий в угоду внешним или внутренним политическим интересам обходить основополагающие принципы земельного законодательства (хотя, следует отметить, что данный международный договор должен быть ратифицирован в установленном порядке законодательным органом власти). Отметим, что на основании комментария к Земельному Кодексу /2/ подобная норма имеется во многих федеральных законах. Согласно 15 статьи Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Ратифицированные договоры Российской Федерации обладают приоритетом, только в отношении законов и подзаконных актов и не могут быть выше Основного закона - Конституции РФ. Такая практика законодательства имеет место во многих зарубежных странах.

В статье 5 определены участники земельных отношений, которые группируются по следующим признакам:

  • Российская Федерация,
  • субъекты Российской Федерации;
  • муниципальные образования и органы местного самоуправления;
  • физические и юридические лица.

Участники земельных отношений определяются настоящим Кодексом следующим образом:

  • собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
  • землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
  • землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
  • арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды:
  • обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Отметим, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в земельных отношениях в двух вариантах:

  1. Регуляторами земельных отношений по поводу земель, находящихся под их юрисдикцией;
  2. Собственниками земель, находящимися в их владении, на равных началах с физическими и юридическими лицами.

На основании статьи 6 объектами земельных отношений в РФ:

  • земля как природный объект и природный ресурс;
  • земельные участки;
  • части земельных участков.

Земельный участок - часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода в состав земель иной категории.

Отметим важную особенность данного положения. Федеральный закон может регламентировать перевод части земельного участка в иную категорию земель. Эта особенность позволяет делить земельные участки и передавать их в частную собственность на основании федерального закона, а не ЗК.

Состав земель в Российской Федерации на основании статьи 7 по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

  1. Земли сельскохозяйственного назначения;
  2. Земли поселений;
  3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли для обороны и безопасности Российской Федерации;
  4. Земли особо охраняемых территорий и объектов;
  5. Земли лесного фонда;
  6. Земли водного фонда;
  7. Земли запаса.

Деление земель по их целевому назначению является характерной чертой российского земельного права. Стабильность целевого назначения земель, сохранение прежде всего земель сельскохозяйственного назначения, были признаны основополагающим принципом российской земельной политики.










Рисунок 1 - Распределение земель РФ по целевому назначению

Основным проблемным вопросом, из-за которого так долго не принимался Земельный кодекс, и который обусловил накал политической борьбы, в последнее время, явились земли сельскохозяйственного назначения, приведенные в первом пункте настоящей статьи. Отнесение земель к той или иной категории, в том числе и к землям сельскохозяйственного назначения, выполняется на основании зонирования территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В зависимости от категории земель для них устанавливается особый правовой статус.

В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Важнейший принцип регулирования земельных отношений приведен в восьмой статье настоящего Земельного Кодекса, в которой определяется схема отнесение земель к соответствующим категориям и перевод их из одной категории в другую.

Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:

  1. Земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ;
  2. Земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ;
  3. Земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;
  4. Земель, находящихся в частной собственности:

4.1. Земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

.2. Земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Таким образом, земли сельскохозяйственного назначения могут быть переведены в другую категорию только решением или правительства Российской Федерации или органами исполнительной власти субъекта Российской федерации. При этом порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Отметим, что органы местного самоуправления, к которым в частности относится и администрация города Новосибирска, выведены из принятия решений по землям сельскохозяйственного назначения.











Рисунок 2 - Структурная схема перевода земель из одной категории в другую

Нарушение установленного порядка является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к соответствующим категориям или о переводе их из одной категории в другую.

В девятой статье Земельного кодекса определены полномочия Российской Федерации в области регулирования земельных отношений. Они заключаются в следующих нормативных положениях:

В одиннадцатой статье Земельного Кодекса определены полномочия органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений. К ним относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ, правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель.

1.2 Охрана земель

Во второй главе настоящего Земельного Кодекса приводятся нормативные положения, касающиеся охраны земель. При этом в двенадцатой статье земля в Российской Федерации определяется как основа жизни и деятельности населения РФ. Поэтому использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском, лесном и других хозяйствах.

Эта статья Земельного кодекса соответствует 9 статьи конституции РФ, которая предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эта формула и является фундаментом прав и обязанностей государства, общества и землеобладателей заниматься охраной земли.

Исходя из этих, основополагающих принципов, в Земельном Кодексе поставлены следующие задачи по охране земель Российской Федерации:

  1. Предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности;
  2. Обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности человека.

Для решения поставленных задач в ЗК определены следующие мероприятия, которые обязаны проводить собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков:

  1. Сохранение почв и их плодородия;
  2. Защита земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения;
  3. Защита сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем;
  4. Ликвидация последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
  5. Сохранение достигнутого уровня мелиорации;
  6. Рекультивация нарушенных земель, восстановление плодородия почв, своевременное вовлечению земель в оборот;
  7. Сохранение плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В четырнадцатой статье определены условия для использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению

  1. Земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению, и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещается производство и реализация сельхозпродукции.
  2. Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, определяется Правительством РФ с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.
  3. Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, полностью возмещают убытки и потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель и приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

1.3 Собственность на землю

В третьей главе земельного Кодекса определяются нормативно-правовые статьи о собственности на земли Российской Федерации. Так в пятнадцатой, шестнадцатой, семнадцатой, восемнадцатой и девятнадцатой статьями данного кодекса определяется понятие собственность на землю Российской Федерации. Структура формы собственности на землю приведена на рисунке 3.

Объектом права собственности на землю является земельный участок - часть поверхности земли, границы которой описаны и установлены в установленном порядке. Собственник земельного участка вправе по своему усмотрению распоряжаться этим земельным участком, если это не противоречит закону или иным нормативно-правовым актам. Например, собственник может использовать земельный участок только в соответствии с его целевым назначением и использовать его таким образом, чтобы не наносить вред окружающей среде. В соответствии со статьей 40 ЗК РФ собственник может возводить жилые, производственные и промышленные здания и сооружения в соответствии с градостроительными регламентами и соблюдением других нормативно-правовых документов.

В частной собственности находятся земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами на основании федерального законодательства Российской Федерации.

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Разграничение на собственность РФ (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» (полный текст данного закона приведен в приложении В).

На основании этих статей (15-19) ЗК РФ выделяет три способа возникновения права государственной и муниципальной собственности:

  1. Указание в федеральном законе на принадлежность земельных участков;
  2. Акты правительства об утверждении перечней земельных участков на которые у Российской Федерации и ее субъектов возникает прав собственности;
  3. Приобретенные в результате сделок РФ, ее субъектами или муниципальными образованиями земельных участков у граждан или юридических лиц.

Отметим при этом, что субъектами Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ являются республики, края, области, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономные области и округа.

Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на правах собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Территории этих муниципальных образований, устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (эта норма также относится и к земельным участком, которые должны быть признаны таковыми как с точки зрения федеральных законов, так и законов субъектов Российской Федерации).

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Отметим, что основным нормативно-правовым документом, определяющим правовые отношения на уровне разграничения земель по формам собственности, является закон «О разграничении государственной собственности на землю».

1.4 Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут) аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками

На основании статьи 20 настоящего Земельного Кодекса в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Отметим важную особенность в данной статье Земельного Кодекса. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Однако, если граждане, обладали земельными участками этим правом до принятия Земельного Кодекса, то их право на земельный участок сохраняется и они могут приобрести его в свою собственность.

Только обладание земельным участком на правах собственника предполагает в полном объеме реализовать права владения и управления данным земельным участком.

В статье двадцать первой Земельного Кодекса определено пожизненное наследуемое владение земельными участками. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на этом праве после введения в действие настоящего Кодекса не допускается.

Право пожизненного наследуемого владения земельными участками было известно еще по законодательству советского времени. Отметим важную особенность данной формы собственности - этим правом могут обладать только физические лица. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство. При этом, граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность.

Важнейшее положение, в значительной степени определяющее государственное регулирование земельных отношений на современном этапе, определено в статье 22 настоящего Земельного кодекса. В этой статье обозначены основные правовые моменты, возникающие при аренде земельных участков.

Иностранные граждане или лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды.

Собственники могут предоставлять свои земельные участки в аренду как физическим, так и любым юридическим лицам.

По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка.

Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ.

Арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу. Арендатор земельного участка имеет право передать этот участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.

Земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд на срок не более чем один год. При этом арендатор в пределах срока договора аренды обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его дальнейшего использования.

При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством;

При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет, арендатор имеет право в пределах срока договора аренды передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу. Досрочное расторжение этого договора, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды его арендатором.

В случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия.

Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Отметим, что основная обязанность арендодателя - предоставить земельный участок арендодателю в виде, соответствующем условиям договора и целевому назначению земли и, самое главное, в установленный договором срок.

На земли, переданные в аренду, устанавливается арендная плата. Порядок арендной платы определяется правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. При наличии частной собственности на земельный участок порядок арендной платы устанавливается в соответствующем договоре.

В настоящее время в практике государственного регулирования широкое распространение получило право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Это нашло отражение в 23 статье данного Земельного кодекса.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Частный сервитут устанавливается только по отношению к соседнему земельному участку. Он оформляется соглашением между лицом, требующим установить сервитут и собственником земельного участка. В случае спора между ними - судом соответствующей инстанции.

Публичный сервитут устанавливается законом или нормативно-правовым актом РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления. В отличие от частного - публичный сервитут устанавливается в интересах всего государства, местного самоуправления или местного населения.

Отметим, что сервитут сохраняется при переходе прав на земельный участок от одного собственника (пользователя) к другому. Земельным кодексом определено, что публичные сервитуты устанавливаются в следующих случаях:

Похожие работы на - Анализ нормативно-правовой базы создания и ведения Государственного земельного кадастра

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!