Структура юридического лица

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,39 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Структура юридического лица

План

Введение

. Наименование и местонахождение юридического лица

. Органы юридического лица

. Филиалы и представительства юридического лица

Заключение

Список использованной литературы

Введение

юридическое лицо представительство

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, ГК)).

Выделяют такие признаки юридического лица:

а) организационное единство;

б) имущественная обособленность;

в) самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам;

г) участие в гражданском обороте от своего имени.

В связи с тем что юридическое лицо является самостоятельным субъектом права, оно должно быть определенным образом организовано в качестве единого целого, внутренняя структура которого отвечала бы его целям и задачам.

Структура юридического лица определяется законодательством Российской Федерации и учредительными документами организации и включает в себя совокупность органов, реализующих его дееспособность, и структурных подразделений, среди которых специальному правовому регулированию в первую очередь подлежат территориально обособленные структурные подразделения юридического лица - филиалы и представительства.

Целью настоящей работы является исследование органов юридического лица, его наименования, местонахождения, филиалов и представительств.

1. Наименование и местонахождение юридического лица

Для индивидуализации юридического лица и выделения его из класса подобных лиц каждое юридическое лицо имеет свое наименование (ст. 54 ГК).

Наименованием юридического лица является его название, под которым оно выступает в гражданском обороте. Наименование организации указывается в ее учредительных документах и должно включать в себя указание на ее организационно-правовую форму (см., например, п. 3 ст. 69, п. 4 ст. 82, п. 2 ст. 96, п. 4 ст. 118, п. 5 ст. 121 ГК).

Наименование юридического лица состоит из двух частей - собственно имени (наименования) и указания на организационно-правовую форму юридического лица. В юридической литературе, особенно дореволюционной, обозначение организационно-правовой формы юридического лица считалось корпусом наименования, а собственно имя (наименование) юридического лица - добавлением.

Собственно наименование представляет собой словесное и (или) цифровое обозначение (названия предметов, имена, фамилии, условные обозначения, составные слова и аббревиатуры, а также иностранные слова), направленное на индивидуализацию данного юридического лица среди других субъектов гражданских правоотношений (например, общество с ограниченной ответственностью "Секрет").

При регистрации коммерческой организации в качестве юридического лица его наименование становится фирменным наименованием (п. 4 ст. 54 ГК). Фирменное наименование наряду с товарным знаком и знаком обслуживания является объектом интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК).

Наименование некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях и коммерческих организаций должно содержать указание на характер их деятельности. Так, например, словосочетание "центральная компания финансово-промышленной группы" включается в фирменное наименование общества, выполняющего функции такой компании в соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" (с последующими изм. и доп.); согласно ст. 7 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (с последующими изм. и доп.) фирменное наименование кредитной организации содержит указание на характер деятельности данного юридического лица посредством использования слова "банк" или словосочетания "небанковская кредитная организация".

Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 14 февраля 1992 г. N 2355-1 "О порядке использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций и других структур" (с последующими изм. и доп.) наименования "Россия" и "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания в наименованиях юридических лиц, за исключением политических партий, профессиональных союзов и религиозных объединений, могут использоваться только с согласия Правительства Российской Федерации и в соответствии с принятыми законодательными актами.

Рассмотрим пример из практики. Было отказано в регистрации ЗАО «Русская Европейская Компания». ЗАО обратилось в арбитражный суд, который отклонил иск. Данное решение было оставлено в силе Высшим Арбитражным Судом РФ. В решении указывалось, что «используя в наименовании термин «Европейская», учредители необоснованно завышают значимость создаваемого предприятия». Далее указывалось, что это может ввести кредиторов и партнеров по бизнесу в заблуждение. Подобное наименование может иметь юридическое лицо, располагающее широкими финансовыми и экономическими связями либо производящее продукцию, пользующуюся реальным спросом в Европе и т.п. Создаваемая же организация учреждается двумя физическими лицами, имеет уставный капитал в сумме 84000 руб. и не удовлетворяет ни одному из критериев, позволяющих ее отнести к Европейской компании.

Рассмотрим еще один пример из практики. ЗАО «Первое предприятие по торговле и переработке кофе «Росскофе» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о признании недействительным отказа регистрационной палаты в регистрации изменений Устава, которым в названии организации было включено словосочетание «Росс». Решением суда в удовлетворении исковых требований было отказано. Не согласившись с выводами суда первой и апелляционной инстанций, признавших правомерность отказа в государственной регистрации, истец в кассационной жалобе требовал их отмены, мотивируя свое требование тем, что ЗАО в своем наименовании использует не слово «Россия», а слово итальянского происхождения «Rоssо» красный. Однако и федеральный арбитражный суд округа мотивы требования ЗАО признал несостоятельными.

Таким образом, в рассмотренных примерах отказ в государственной регистрации коммерческой организации был правомерен.

Помимо наименования каждое юридическое лицо должно иметь свое место нахождения.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

Организация может иметь юридический и фактический адреса. Под юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент регистрации, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с последующими изм. и доп.)). Юридический адрес указывается в учредительных документах организации. Фактический адрес - это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. У организации может совпадать юридический и фактический адреса.

. Органы юридического лица

Согласно п. 1 ст. 53 ГК юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы (слово "орган" происходит от греческого organon - орудие, инструмент).

К сожалению, действующее российское гражданское законодательство не содержит определения органа юридического лица. В юридической литературе существуют различные точки зрения в отношении того, что такое орган юридического лица.

. Взгляды на орган юридического лица как на его составную часть.

В.И. Синайский указывал, что органы юридического лица представляют собой его часть. По мнению М.И. Брагинского, органом юридического лица является часть юридического лица, которая формирует и выражает вовне его волю. Схожая точка зрения у Е.А. Суханова, который полагает, что "они составляют часть юридического лица и не являются самостоятельными субъектами права".

В.В. Долинская считает, что органы юридического лица представляют собой его составную часть, которая согласно имеющимся у нее полномочиям формирует и выражает волю юридического лица, руководит его деятельностью.

Указанные точки зрения не могут не вызывать критики. Если орган юридического лица является его частью, то логичным выглядит вопрос: что это за часть? Если юридическое лицо понимать как обособленный имущественный комплекс, то орган юридического лица - это часть его имущества? Если же сущность юридического лица раскрывать через теорию трудового коллектива, то его орган - это часть трудового коллектива? Но в современных условиях, когда организация может быть создана одним лицом, людской субстрат играет крайне незначительную роль, поскольку весь трудовой коллектив юридического лица может состоять из одного лица.

. Взгляды на орган юридического лица как на лицо (группу лиц), формирующих и выражающих его волю.

Впервые мысль о том, что орган юридического лица представляет собой совокупность лиц физических, была высказана известным русским цивилистом Д.И. Мейером еще в XIX веке. По его мнению, "орган юридического лица - совокупность лиц физических - может быть составлен таким образом, что несколько физических лиц составляют орган юридического лица или все лица, входящие в состав юридического лица, в совокупности составляют его орган. Обыкновенно не все, а только несколько лиц определяются органом юридического лица - как совокупности лиц физических. Если союз, составляющий юридическое лицо, очень обширен, то интересы его непосредственно могут и не совпадать с интересами отдельных членов, тогда по необходимости этому союзу приходится действовать через особых, немногих представителей".

Б.Б. Черепахин под органом юридического лица понимал лицо (гражданина) или группу лиц, образующих и (или) изъявляющих его волю в целом или в определенном частном направлении.

В.П. Мозолин и А.П. Юденков полагают, что органом юридического лица является лицо или совокупность лиц, уполномоченных в соответствии с законом, иными нормативными актами или учредительными документами осуществлять управление деятельностью юридического лица.

Под органом юридического лица иногда понимают лицо (группу лиц), которое вырабатывает, формулирует и выражает его волю.

По мнению Н.В. Козловой, органами юридического лица как искусственного субъекта права следует считать физических лиц, которые, будучи связаны с юридическим лицом корпоративными отношениями, на основании закона, учредительных документов и соответствующих договоров вырабатывают и осуществляют его волю и посредством которых оно совершает сделки и иные юридически значимые действия.

И.В. Елисеев указывает, что "орган юридического лица - это правовой термин, обозначающий лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то полномочий (без доверенности)".

Однако и этот подход не может не вызывать возражений. Если под органом организации понимать лицо или лиц, то получается, что от имени юридического лица в гражданском обороте выступает самостоятельный субъект права, который имеет свой комплекс прав и обязанностей. Однако это не так - орган юридического лица, заключая соответствующие договоры, принимая соответствующие решения и т.д., не становится носителем субъективных прав и обязанностей. Их носителем становится само юридическое лицо, от имени которого действует орган. Об этом свидетельствует и судебная практика.

О.А. Красавчиков полагал, что орган юридического лица - это полномочное должностное лицо (или группа лиц), осуществляющих руководство деятельностью организации. В связи с этим он предлагал именовать орган юридического лица "руководящим органом". Однако далеко не каждый орган юридического лица является руководящим. Так, например, ревизионная комиссия акционерного общества не выполняет функций по руководству деятельностью акционерного общества. Нельзя также согласиться с идеей о том, что орган юридического лица - это должностное лицо, так как конференция (съезд) или общее собрание участников в общественной организации представляют собой орган юридического лица, однако участники такой организации не являются ее должностными лицами.

Не выдерживает критики и тезис, согласно которому органом юридического лица является конкретное физическое лицо, так как увольнение (смерть) указанного физического лица, а также реорганизация самого органа юридического лица не влекут за собой изменение или прекращение тех прав или обязанностей, которые уже приобретены организацией посредством действия своих органов.

Анализ различных теорий органа юридического лица позволяет сделать вывод о том, что в современном российском гражданском праве отсутствует единая позиция по данному вопросу. Впрочем, это и неудивительно, поскольку понятие органа юридического лица не может быть раскрыто без определения понятия самого юридического лица.

Рассматривая органы юридического лица, нельзя не затронуть вопрос их классификации. В теории гражданского права органы юридического лица классифицируются по различным основаниям.. По своей компетенции различаются органы волеобразующие и волеизъявляющие.

Волеобразующие органы - это органы, которые образуют (формируют) волю юридического лица. К ним, в частности, относятся общее собрание акционеров в акционерном обществе; съезд (конференция) или общее собрание участников в общественных организациях; общее собрание в производственном кооперативе (артели) и в товарной бирже.

Волеизъявляющие органы - это органы, которые не только участвуют в формировании воли юридического лица, но и выражают ее вовне по отношению ко всем третьим лицам - участникам имущественного оборота (иногда в юридической литературе их называют исполнительными органами). Волеизъявляющие органы юридического лица всегда являются и волеобразующими. Так, например, в соответствии с п. 4 ст. 113 ГК в унитарных предприятиях единоличный руководитель (директор) одновременно является его волеобразующим и волеизъявляющим органом.

Волеизъявляющие органы для совершения сделок от имени юридического лица не нуждаются в доверенности, однако при условии, что они действуют в рамках компетенции, предусмотренной законом, иным правовым актом или учредительными документами организации. Под компетенцией (от латинского слова competentia - принадлежность по праву) в данном случае понимается круг полномочий, прав, позволяющий ему (органу) осуществлять определенные действия, направленные на решение различных вопросов внутренней организации юридического лица и по представлению его вовне.

В связи с этим неслучайно законодатель требует, чтобы волеизъявляющие органы юридического лица действовали добросовестно и разумно, руководствуясь его интересами (п. 3 ст. 53 ГК). При нарушении этих требований на них может быть возложена обязанность по возмещению причиненных юридическому лицу убытков за счет своего личного имущества. Однако в связи с тем, что речь идет о внутренних взаимоотношениях юридического лица и его органа, то такие противоправные действия последнего не могут служить основанием для признания недействительными сделок, заключенных этим органом от имени юридического лица с третьими лицами.

Правомочия волеизъявляющих органов на выступление от имени юридического лица могут дополнительно ограничиваться законом или учредительными документами организации (т.е. волей учредителей юридического лица), например необходимостью получения предварительного согласия на совершение определенных сделок от соответствующего органа или учредителя (собственника). В случае если такие ограничения установлены в нормативном порядке, то их несоблюдение влечет недействительность соответствующих сделок с третьими лицами (ст. 168 ГК), так как последние должны знать о требованиях закона. Например, унитарное государственное предприятие не вправе распоряжаться закрепленной за ним недвижимостью без согласия собственника-учредителя (п. 2 ст. 295 ГК), а решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов акционерного общества, принимается всеми членами совета директоров (наблюдательного совета) общества единогласно, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.

Если же ограничения введены уставом юридического лица (например, запрет единоличному органу заключать договоры на определенную сумму без предварительного согласия коллегиального органа), оспаривание соответствующих сделок возможно лишь при доказанности знания контрагентов об этих ограничениях.

Согласно п. 3 ст. 53 ГК лицо, действующее от имени организации на основании закона или учредительных документов, должно действовать добросовестно и разумно. В соответствии с п. 3 ст. 10 ГК разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается, следовательно, их отсутствие должно быть доказано.

В случае нарушения принципов разумности и добросовестности лицо может нести обязанность по возмещению убытков, причиненных организации. При этом данная норма является диспозитивной, так как правило, предусмотренное п. 3 ст. 53 ГК, может быть частично или полностью изменено или отменено не только законом, но и договором.

В соответствии с п. 2 ст. 53 ГК в предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников. В этом случае законодатель имеет в виду участников полного товарищества и товарищества на вере, которые вправе, согласно ст. ст. 72 и 84 ГК, выступать в гражданском обороте от имени данного юридического лица без доверенности.

Иногда законодатель считает действиями юридического лица и действия его работников. Так, например, в соответствии со ст. 402 ГК действия работников должника по исполнению его обязательств считаются действиями должника.. По своей конструкции (составу) различаются органы единоличные и коллегиальные.

Единоличный орган - это орган юридического лица, в котором решения принимаются одним лицом и осуществляется единоначальное руководство деятельностью юридического лица.

Единоличные органы назначаются учредителями (например, собственником имущества унитарного предприятия либо учреждения или уполномоченным им органом) юридического лица или созданным ими коллегиальным органом.

Коллегиальный орган - это орган юридического лица, в котором решения принимаются группой лиц. При этом для последних имеет важное значение не столько их количественный состав, сколько то, что решение всех вопросов осуществляется совместно, а в случае расхождения мнений - большинством голосов членов органа.

Коллегиальные органы либо избираются всеми участниками (учредителями) (совет директоров (наблюдательный совет) в акционерном обществе, правление в производственном кооперативе), либо состоят из них (общее собрание в обществе с ограниченной ответственностью, попечительский совет в фонде).

Коллегиальные органы, в свою очередь, делятся на две группы. В первую входят органы, члены которых имеют по одному голосу и не могут иметь большего количества голосов. Это - совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества, попечительский совет фонда, общее собрание производственного кооператива (артели), ревизионная комиссия хозяйственного общества.

Во вторую группу входят органы, в которых их члены могут иметь как равное, так и неравное количество голосов. К таким органам относится общее собрание акционеров - в акционерном обществе количество голосов у акционера зависит от размера пакета голосующих акций у акционера, а голосование на общем собрании осуществляется по принципу: "одна голосующая акция - один голос" (ст. 59 Федерального закона "Об акционерных обществах"). Таким образом, чем больше акций у акционера, тем больше голосов.. По способу приобретения полномочий органы юридического лица могут быть подразделены на выборные или назначаемые (абз. 2 п. 1 ст. 53 ГК).

Выборный орган - это орган, который формируется путем избрания определенным коллективом (группой лиц). Требования к механизму избрания органа юридического лица определяются законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами организации.

Выборными органами юридического лица являются единоличный исполнительный орган в обществе с ограниченной ответственностью или совет директоров (наблюдательный совет), ревизионная комиссия в акционерном обществе (ст. 66 Федерального закона "Об акционерных обществах").

Назначаемый орган - это орган, который формируется путем назначения. Так, например, в соответствии с п. 4 ст. 113 ГК органом унитарного предприятия является его руководитель (директор), который назначается на должность собственником или уполномоченным им органом.

Высшие органы осуществляют общее руководство деятельностью организации: определяют стратегию развития данного юридического лица; утверждают устав, вносят в него изменения и дополнения. К таким органам относятся, например, общее собрание участников в обществе с ограниченной ответственностью, конференция (съезд) участников общественного объединения, общее собрание членов некоммерческого партнерства или ассоциации (союза).

Указанные органы участвуют в приобретении юридическим лицом гражданских прав и обязанностей посредством образования исполнительного органа и принятия в рамках своей компетенции обязательных для исполнительного органа решений, осуществления контроля за его деятельностью, в том числе путем дачи согласия на совершение крупных или иных сделок юридического лица или последующего одобрения таких сделок.

Исполнительные органы осуществляют текущее руководство деятельностью организации и подотчетны высшему органу управления данного юридического лица. К числу таких органов относятся директор государственного унитарного предприятия, генеральный директор акционерного общества.

Основной отличительной чертой исполнительного органа является то, что именно он представляет юридическое лицо в гражданском обороте, без доверенности совершает от его имени действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей данной организации.

В юридической литературе нет единой точки зрения по поводу того, являются ли ликвидационная комиссия и арбитражный управляющий органами юридического лица.

По мнению Д.В. Ломакина, ни ликвидационная комиссия, ни арбитражный управляющий не являются органами юридического лица, поскольку они осуществляют управленческие функции не в целях организации деятельности юридического лица, а для решения особой задачи, поставленной перед ними в соответствии с законом.

В отношении арбитражного управляющего данная позиция не вызывает сомнений, так как Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с последующими изм. и доп.) наделяет арбитражного управляющего правом (в установленных законом случаях) выступать в гражданском обороте в защиту прав юридического лица - должника не только от имени юридического лица, но и от своего собственного имени (например, п. 7 ст. 103 предоставляет такое право внешнему управляющему юридического лица - должника).

Вместе с тем представляется, что ликвидационная комиссия все-таки является органом юридического лица. Доказательством данного тезиса служит тот факт, что в отличие от арбитражного управляющего ликвидационная комиссия в гражданском обороте выступает только от имени юридического лица. Поскольку от имени юридического лица в гражданском обороте без доверенности выступают его органы (ст. 53 ГК), то ликвидационная комиссия является органом юридического лица.

Иногда законодатель считает действиями юридического лица и действия его работников. Так, например, в соответствии со ст. 402 ГК действия работников должника по исполнению его обязательств считаются действиями должника. К сожалению, такая позиция законодателя ставит знак равенства между действиями работника, совершенными при исполнении ими трудовых (служебных) обязанностей, и действиями самого юридического лица. При этом полностью игнорируется тот факт, что от имени юридического лица может выступать в гражданском обороте далеко не любой работник этой организации, а только тот, который является органом юридического лица или представителем организации.

Согласно п. 3 ст. 53 ГК лицо, действующее от имени организации на основании закона или учредительных документов, должно действовать добросовестно и разумно. В соответствии с п. 3 ст. 10 ГК разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается, следовательно, их отсутствие должно быть доказано.

В случае нарушения принципов разумности и добросовестности лицо может нести обязанность по возмещению убытков, причиненных организации. При этом данная норма является диспозитивной, так как правило, предусмотренное п. 3 ст. 53 ГК, может быть частично или полностью изменено или отменено не только законом, но и договором.

. Филиалы и представительства юридического лица

Филиалы и представительства юридического лица являются его территориально обособленными подразделениями. Различие между представительством и филиалом заключается в том, что если представительство создается для представления и защиты интересов юридического лица, т.е. с целью совершения для него юридических действий (п. 1 ст. 55 ГК), то деятельность филиала состоит в осуществлении как юридических, так и фактических действий, посредством которых могут выполняться все или определенная часть функций (целей) юридического лица, в том числе и функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК).

В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Следует заметить, что в налоговом законодательстве понятие обособленного подразделения юридического лица не совпадает с понятиями филиала и представительства, предусмотренными ст. 55 ГК. Согласно п. 1 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и тех полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более 1 месяца.

Как правило, филиалы и представительства создаются и ликвидируются самим юридическим лицом. Однако законодательство Российской Федерации предусматривает, что в отношении некоторых организаций вопросы создания и ликвидации их филиалов (представительств) находятся в компетенции ее собственника. Так, например, в соответствии с абз. 5 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с последующими изм. и доп.) филиалы государственных и муниципальных высших учебных заведений создаются учредителем (учредителями) по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по месту нахождения филиала.

Гражданская правосубъектность (правоспособность и дееспособность) филиалов и представительств производна от правосубъектности создавшего их юридического лица. Ее пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о данном филиале или представительстве. При этом законодательством Российской Федерации для некоторых видов юридических лиц может быть предусмотрена обязанность получения лицензии филиалом самостоятельно (такая обязанность предусмотрена, например, абз. 7 п. 3 ст. 8 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном …").

Юридическое лицо наделяет филиал (представительство) соответствующим имуществом, которое учитывается одновременно на балансе филиала (представительства) и на балансе юридического лица.

Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только тем имуществом, которое было закреплено за филиалами и представительствами.

Руководитель филиала (представительства) назначается уполномоченным органом юридического лица. При этом представительства и филиалы юридического лица не являются его органами (см. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 сентября 1997 г. N 435/96).

Для осуществления юридических действий от имени юридического лица организация должна выдать руководителю филиала или представительства доверенность. Указанная доверенность выдается руководителю (директору) филиала (представительства) как конкретному физическому лицу, поскольку филиал (представительство) не является самостоятельным субъектом права.

В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8 при определении компетенции руководителя филиала (представительства) необходимо исходить из того, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала (представительства).

Заключение

Итак, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Признаки юридического лица - это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права.

В настоящей работе были рассмотрены некоторые признаки юридического лица. Юридическим лицом, в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ, признается организация, соответствующая следующим признакам:

. Имущественная обособленность.

. Организационная целостность. Иногда организационное единство усматривается прежде всего во внутренней структуре, которая, однако, не имеет существенного значения; для признания организации юридическим лицом безразлично, состоит она из структурных подразделений или нет.

. Юридическое лицо от своего имени вступает в гражданские правоотношения, заключат договоры, приобретает права.

. Юридические лица отвечают по своим обязательствам самостоятельно всем своим имуществом (ст. 48 ГК РФ).

Таким образом, в российском гражданском праве юридическое лицо - это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации. М.,1993.

.Гражданский кодекс РФ. По сост. на 01.08. 2012. М., 2012.

3.Налоговый кодекс РФ. По сост. на 01.08. 2012. М., 2012.

.Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (с последующими изм. и доп.).

.Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово промышленных группах" (с последующими изм. и доп.).

.Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с последующими изм. и доп.).

.Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с последующими изм. и доп.).

.Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с последующими изм. и доп.).

.Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с последующими изм. и доп.).

.Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с последующими изм. и доп.).

.Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 14 февраля 1992 г. N 2355-1 "О порядке использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций и других структур" (с последующими изм. и доп.).

.Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 мая 1998 г. N 9 "О некоторых вопросах применения ст. 174 Гражданского кодекса Российской Федерации при реализации органами юридических лиц полномочий на совершение сделок" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1998. N 7.

.Общероссийский классификатор объектов административно-терр. деления (ОКАТО) ОК 019-95.

.Гражданское право: Учебник. В 4 т. Т. 1. Общая часть / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2004.

.Гражданское право. Часть первая: Учебник / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М., 1997.

.Гражданское право: Учебник для вузов. Часть первая / Под общ. ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева. М., 1998.

.Гражданское право: Учебник. Часть первая / Под общ. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Издание второе, переработанное и дополненное. М., 1997.

.Грешников И.П. Субъекты гражданского права: юр. лицо в праве и законодательстве. СПб., 2002.

.Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М., 2005.

.Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. М., 1995.

.Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. М., 2003.

.Ломакин Д.В. Общие положения об органах юридического лица // Вест. МГУ. Сер.11. Право. 2003. N 4.

.Мейер Д.И. Русское гражданское право. В 2 ч. Часть первая (по исправленному и дополненному 8-му изданию, 1902). М., 1997.

.Могилевский С.Д. Органы управления хозяйственными обществами: правовой аспект. М., 2001.

.Синайский В.И. Русское гражданское право. М., 2002.

.Советское гражданское право: Уч-к. В 2 т. Т. 1 / Под ред. О.А. Красавчикова. 3-е изд. М., 1985.

.Черепахин Б.Б. Органы и представители юридического лица // Труды по гр праву. М., 2001.

Похожие работы на - Структура юридического лица

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!