Региональный рынок информационных технологий

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,84 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Региональный рынок информационных технологий

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Марийский государственный технический университет

Кафедра экономики и финансов






РЕФЕРАТ

по дисциплине "Региональная экономика"

на тему: "Региональный рынок информационных технологий"



Выполнил: студент гр. ФК-32,Шукюров И.Е.

Научный руководитель:

доцент, Костромин В.В.






Йошкар-Ола 2012

Содержание

Введение

1. Сущность рынка информационных технологий

1.1 Современные информационные технологии (ИТ)

1.2 Рынок информационных технологий

1.2 Технология выхода на региональные рынки

2. Информационные технологии на региональном уровне

2.1 Становление рынка информационных технологий в России, основные проблемы его развития

2.2 Пути решения проблем развития рынка ИТ в России

2.3 Информационные технологии как инструмент эффективного регионального развития

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Мы живем в эпоху построения информационной цивилизации, которая рождается в результате развития и постоянного совершенствования информационно-компьютерных технологий.

Суть информационных технологий, которые в связи с всеобщей компьютеризацией ныне вышли на принципиально новый уровень, - передача, хранение, обработка и восприятие информации.

Чем далее, тем чаще и в научно-производственных кругах, и даже в обывательской среде можно услышать такое понятие, как виртуальная или информационная экономика, присущая рынку, как на региональном, так и на международном уровнях.

Современные информационные технологии представляют собой компьютерную обработку информации по заранее отработанным алгоритмам, хранение больших объёмов информации на разных носителях и передачу информации на любые расстояния в предельно минимальное время.

Разработка информационных технологий - это очень затратная отрасль, требующая высокой подготовки специалистов и наукоемкой техники, зато их реализация нередко сравнима с революционными преобразованиями.

Рынок информационных технологий (ИТ) изменил многие аспекты экономической реальности, в том числе, и функцию денег, которые из всеобщего эквивалента трудозатрат постепенно превратились в средство расчета. Виртуальные банки и системы оплаты - плод развития информационных технологий.

Таким образом, в самом общем виде информационные технологии в экономике можно определить как совокупность действий над экономической информацией при помощи компьютерной техники для получения оптимального конечного результата.

Понятно, что решение об инвестициях в развитие информационных технологий, как и другие управленческие решения, должны приниматься с учетом экономической целесообразности. Но так уж получается, что эту самую выгоду удобнее всего просчитывать при помощи все тех же информационных технологий. Есть модели подсчета совокупного экономического эффекта, позволяющий учитывать, помимо всего прочего, дополнительные преимущества от внедрения информационных технологий, расширяемость и гибкость систем, а также возможные риски.

Более того, необходимо отметить также образовательную составляющую, связанную с применением информационных технологий в экономике. Для того, чтобы ИТ работали, их надо уметь использовать с максимальной отдачей. Поэтому многие управленцы большое внимание уделяют обучению персонала и мониторингу новейших разработок в области информационных технологий в экономике, науке и даже искусстве.

Актуальность темы, на мой взгляд, состоит в том, что на данный момент информационные технологии, их изучение и разработка является особо важной задачей для специалистов. Потому что уже понятно: без новейших информационных технологий экономика и отдельно взятых предприятий, и целого государства будет оставаться среди отстающих.

Целью данной работы является раскрытие тех обстоятельств, которые способствуют или, наоборот, препятствуют формированию и развитию рынка информационных технологий на региональном уровне.

В задачи работы входит:

1) полная систематизация версий по определению понятия информационных технологий и рынка ИТ;

) выявить технологию выхода на региональные рынки;

) рассмотреть становление рынка информационных технологий в России, основные проблемы его развития;

) разобрать пути решения проблем развития рынка ИТ в России;

) понять какую роль занимают технологии в виде инструмента, действующего на развитие регионов.

1. Сущность рынка информационных технологий

1.1 Современные информационные технологии (ИТ)

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) - это класс областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработкой огромного потока информации с применением вычислительной техники.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, Информационные Технологии (ИТ) - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных наук, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации с помощью вычислительной техники и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические применение, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Основные черты современных ИТ:

компьютерная обработка информации;

хранение больших объёмов информации на машинных носителях;

передача информации на любые расстояния в кротчайшие сроки.

Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации общества.

Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения. Так, например, в информационной сфере США занято более 60% трудоспособного населения, в СНГ - около 40%.

Современные информационные технологии с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие возможности для новых форм организации труда и занятости в рамках как отдельных корпораций, так и общества в целом. Спектр таких возможностей значительно расширяется - нововведения воздействуют на все сферы жизни людей, семью, образование, работу, географические границы человеческих общностей и т.д. Сегодня информационные технологии могут внести решающий вклад в укрепление взаимосвязи между ростом производительности труда, объемов производства, инвестиций и занятости. Новые виды услуг, распространяющиеся по сетям, в состоянии создать немало рабочих мест, что подтверждает практика последних лет.

До начала 1980-х годов информационные технологии были представлены главным образом большими ЭВМ и использовались для нужд лишь половины корпоративной "пирамиды", поскольку из-за их высокой себестоимости было невозможно автоматизировать решение управленческих задач. Автоматизация повторяющихся процессов обработки информации была сравнима с автоматизацией ручного труда на основе применения машин, заменивших людей. Согласно оценкам, с 1960 по 1980 г. свыше 12 млн. существовавших или потенциальных рабочих мест, связанных с обработкой информации, были автоматизированы посредством использования традиционных ЭВМ. Автоматизация рабочих мест, находившихся на нижних уровнях административной иерархии, привела к уменьшению размеров предприятий, но в то же время не вызвала кардинальных изменений в общей модели организации способствовать стабильному социально-экономическому развитию; наоборот, факты свидетельствовали о том, что их роль в повышении производительности труда, формировании моделей потребительского поведения, ориентированных на новые товары и услуги, создании новых рабочих мест в отраслях информационные технологии по сравнению с выбытием рабочих мест в отраслях - потребителях их продукции была в целом незначительной для труда.

1.2 Рынок информационных технологий

Рынок информационных технологий трансформируется в сторону ориентации на ИТ - услуги, при этом значительная часть этих услуг будет оказываться из развивающихся стран. В отличие от производственных отраслей, где международное разделение труда уже сложилось, географическое распределение отрасли ИТ еще не закончено, и у России есть шанс значительно увеличить свою долю на глобальном рынке.

Рынок информационных технологий являются самым динамично развивающимся. Развитие информационных технологий позволит России выйти на лидирующие позиции в мире, как по отрасли информационных технологий, так и по экономике в целом.

Анализ рынка информационных технологий и определение места России в этом процессе особо важны, как для регионального, так и для международного рынков.

В связи с этим необходимо выделять следующие задачи:

. Определение роли рынка информационных технологий в современной жизни общества.

. Изучение и анализ тенденций развития рынка информационных технологий в мире.

. Изучение и анализ опыта государственной политики в области развития информационных технологий и тенденций развития рынка информационных технологий в Китае.

. Изучение опыта развития и основных маркетинговых стратегий основных ведущих компаний-производителей компьютерной техники в мире.

. Определение места Росси в мировом рынке информационных технологий, определение проблем развития информационных технологий в Росси и пути их решения.

1.2 Технология выхода на региональные рынки

Выход на любой рынок должен начинаться со сбора информации о нем. Если Вы уже определились и по каким-либо причинам уже знаете, в каком именно регионе будете работать, задача упрощается. Впрочем, понять - на каком основании, кроме собственной интуиции и кроме собственного мнения о ситуации на рынке, принимаются решения, часто довольно затруднительно. Именно слабая обоснованность решений и является главной причиной того, что ситуация может развиваться не так, как прогнозировало руководство.

Единственным приемлемым основанием для интуитивного выбора новых регионов развития может быть наличие установившихся деловых связей в таком регионе. Правда, при этом существенно возрастает вероятность того, что рынок, который вы выбрали, не вполне подходит для ваших товаров. По сути, в случае самостоятельного интуитивного выбора регионов для продвижения вы фактически принимаете все будущие коммерческие риски на себя.

Наверное, более обоснованной будет обзорная оценка регионов. Проводится она таким образом:

·Составляется список наиболее платежеспособных регионов России на сегодняшний день.

·Отбираются несколько близлежащих регионов.

·Проводится оценка емкости каждого регионального рынка по потреблению.

·Проводится оценка уровня цен в регионах.

·Выделяются регионы, доставка товаров в которые покрывает накладные, транспортные расходы, т.е. присутствует минимально необходимая рентабельность; конечная стоимость Вашей продукции в розничной сети в самом худшем случае должна быть сравнима со стоимостью товаров местных конкурентов.

·Оценивается конкуренция на региональных рынках: сильные и слабые стороны конкурентов, на которые нужно обратить внимание; общая агрессивность местных производителей по отношению к новичкам.

·Далее определяется важность (значимость) каждого из вышеназванных критериев и по совокупности критериев и степени их важности в вашем конкретном случае отбираются наиболее перспективные регионы.

Итак, выбор может зависеть от того, насколько сильны связи с органами местной власти или с местными торговыми компаниями в изучаемых регионах, а также от агрессивности местных конкурентов, прежде всего от агрессивности политики местных производителей. Также важны такие факторы, как транспортные расходы, общая платежеспособность региона и емкость рынка.

Вообще, можно посоветовать начинать свою деятельность в новом регионе через местных дилеров и постепенно переключать ее на себя, если развитие ситуации в течение полугода докажет рентабельность региона и будет признана целесообразность вложения средств в самостоятельное продвижение.

Реклама для предприятия - это акселератор, а маркетинг - рулевое управление. Без маркетинга можно двигаться, однако как быстро будет достигнут успех в этом случае, сказать сложно. Движение - не самоцель. Если раньше, в до-маркетинговую эпоху, любое движение и любая реклама вели к успеху, то теперь, при массовом использовании рекламы практически всеми лидерами рынка, необходимо четко понимать: а что именно нужно сказать в рекламе (а не просто привлечь внимание потенциальных потребителей) и ясно видеть перед собой цель движения. В этом и поможет маркетинговый консалтинг.

Жизнеспособность социально-экономической среды региона во многом зависит от уровня развития и надежности инфраструктуры. Поэтому инфраструктурное обустройство регионального рынка является первостепенной задачей наряду с такими процессами, как приватизация, принятие антимонопольного законодательства, совершенствование ценообразования, подавление инфляции и т.д.

Процесс формирования инфраструктуры довольно длительный. Он неразрывно связан с определенными ресурсами, жестко привязан к территории и во многом зависит от территориальной организации сферы производства и сферы обращения в каждом конкретном регионе.

В переходный период меняется роль и место инфраструктуры в экономике региона, ее функционирование осуществляется на иных принципах, в совершенно других условиях, что и определяет особенности формирования и развития инфраструктуры региона в настоящее время. К сожалению, сегодня инфраструктуре уделяется недостаточно внимания, поэтому ее развитие происходит во многих случаях стихийно и лишь частично отражает потребности формируемых региональных субъектов рыночных отношений.

Инфраструктура во многом обусловливает темпы роста производительных сил региона. Для нашей страны с ее огромной территорией, на которой неравномерно размещены природные, трудовые, финансовые и материальные ресурсы, это имеет исключительно важное значение.

региональный рынок информационная технология

В условиях рыночных отношений производство благ, необходимых сообществу людей для ведения различных видов деятельности, требует иной инфраструктуры. Неизбежно изменяются количественные и качественные характеристики инфраструктурного комплекса, как и состав инфраструктуры конкретной территории, в частности региона.

Таким образом, основываясь на вышеизложенном, можно дать следующее определение:

Региональная инфраструктура - это комплекс сооружений и видов деятельности, обеспечивающий создание необходимых условий для эффективного функционирования материального производства, свободного движения всех видов товаров и ресурсов, а также нормальной жизнедеятельности населения на территории региона.

В совокупности элементы инфраструктуры отражают степень освоенности (обустройства) данной территории. Переход экономики на интенсивный путь развития обусловливает повышение уровня всей системы инфраструктуры и ее отдельных элементов.

Региональная инфраструктура как экономическая категория выражает материально-вещественные элементы и производственные отношения по поводу деятельности различных объектов как производственного, так и непроизводственного характера, направленной на создание комплекса условий для развития экономики и обеспечения жизнедеятельности населения отдельной территории (в данном случае региона).

Экономическая Сущность региональной инфраструктуры заключается в экономии, получаемой за счет концентрации вспомогательных производств в период строительства и во время функционирования.

В экономическом смысле инфраструктура обладает несколькими очень важными характеристиками. Во-первых, все составляющие ее отрасли не создают ценностей, и затраты на создание инфраструктуры (весьма существенные) могут окупиться лишь после того, как начнут давать продукцию возникающие благодаря ей производственные отрасли; во-вторых, современное производство не может развиваться в конкретном регионе, если он не обустроен, т.е. создание инфраструктуры должно известным образом опережать хозяйственное освоение территории; в-третьих, уровень развития инфраструктуры определяет в каждый данный момент возможности всестороннего экономического развития региона; в-четвертых, состояние инфраструктуры - это основное стратегическое средство развития региона.

Роль инфраструктуры в региональном развитии в условиях рынка заключается в создании и поддержании устойчивых связей между отдельными субъектами регионального хозяйства, что обусловлено наличием достаточно большого количества обособленных производителей, работающих на региональном рынке.

По мнению ряда экономистов, от степени развития инфраструктуры зависит социально-экономическая эффективность региона и его конкурентоспособность. Инфраструктура поглощает значительную часть капвложений территории, поэтому большую роль должно играть размещение на ней таких производств, которые наиболее эффективно используют созданную инфраструктуру и местные условия.

2. Информационные технологии на региональном уровне

2.1 Становление рынка информационных технологий в России, основные проблемы его развития

Интенсивное внедрение современных информационных технологий в экономику, государственное управление, а также в разнообразные общественные процессы является важнейшей составляющей ускоренного развития России, структурных преобразований в экономике и реформы государственного управления.

Активным потребителем информационных технологий в Российской Федерации выступает государство. Как и в развитых зарубежных странах, доля спроса государства в течение последних 5 лет в отрасли ИТ достигала 30 процентов, являясь существенным стимулом роста отрасли. Значительный объем спроса приходится на несколько крупнейших компаний, находящихся под контролем государства (ОАО "Газпром", АО "Российские железные дороги", РАО "ЕЭС России", ОАО "Аэрофлот", ОАО "Связьинвест"). Оставшийся объем спроса преимущественно приходится на предприятия финансовой и нефтегазовой сферы, а также, в меньшей степени, связи и торговли. Металлургия, машиностроение, транспорт и другие отрасли значительно отстают в использовании ИТ.

Уровень распространенности информационных технологий среди населения России ещё очень далек от показателей развитых стран. Хотя в данном направлении в России за последние годы происходил стремительный рост, подобное положение, как и в целом по отрасли, объясняется начавшимся только несколько лет назад стартом рынка с практически нулевых показателей.

Отечественный рынок ИТ мал в абсолютном выражении, отстает по большинству характеристик как от развитых, так и от многих развивающихся стран, и далёк от насыщения по всем показателям. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами (последствия спада производства в 1990-х годах, нежелание предприятий инвестировать в долгосрочные ИТ-проекты, низкий уровень материального благосостояния большей части населения). Вместе с тем, недостаточное развитие ИТ в России усугубляется целым рядом других факторов, создающих препятствия для широкого внедрения и эффективного использования ИТ в экономике общественной жизни и государственном управлении.

Проблемы, препятствующие развитию рынка ИТ, можно разделить на законодательные проблемы, факторы, сдерживающие рост внутреннего рынка, сдерживающие рост экспорта и институциональные проблемы.

Неразвитость законодательной базы для ИТ в целом и для отдельных приложений (например, электронный документооборот, электронно-цифровая подпись) тормозит развитие как спроса, так и предложения информационных технологий. Неразработанный механизм в целом передового законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности приводит к потере доходов российскими экспортерами и мешает привлечению в Россию крупных международных компаний. Отсутствие точных формулировок, касающихся ИТ, в налоговом законодательстве приводит к неопределенности в вопросах начисления налогов и увеличению рисков и расходов компаний отрасли ИТ.

Проблемы, мешающие развитию внутреннего рынка, делятся на мешающие развитию спроса со стороны основных групп потребителей (государственные органы, предприятия, население) и ограничивающие предложение.

Со стороны государства спрос на ИТ ограничивают отсутствие квалифицированного спроса на ИТ-продукты и услуги; отсутствие достаточного количества образованных пользователей ИТ в органах государственного управления и в государственных организациях; непрозрачность проведения конкурсов на выполнение государственных заказов (ограничен доступ для новых компаний); недостаточная эффективность проведения масштабных ИТ-проектов в силу ведомственной разобщенности; низкий общий уровень использования ИТ в органах государственной власти. Общий нестабильный бизнес-климат в России приводит к нежеланию крупных предприятий вкладывать в долгосрочные проекты в области ИТ (например, системы автоматизации предприятия). Завышенные сроки амортизации компьютерного оборудования, неопределенность с отнесением на себестоимость продукции и со списанием программного обеспечения также снижают экономические стимулы внедрения ИТ на предприятиях.

Развитие спроса со стороны всех групп потребителей тормозится высокими импортными пошлинами на компьютеры и комплектующие, увеличивающими стоимость средств ИТ на внутреннем рынке. Наличие таких пошлин идет вразрез с мировой практикой.

К проблемам институционального характера относятся неразвитость механизмов финансирования, неразвитость и высокая стоимость инфраструктуры, недостаток кадров для отрасли ИТ.

Неразвитость механизмов финансирования во многом вызвана описанными выше проблемами налогового и таможенного администрирования, вынуждающими предприятия пользоваться схемами оптимизации налогов. В результате, непрозрачность предприятий мешает привлечению как кредитов, так и инвесторов. Другим важным фактором является неразвитость механизмов венчурного финансирования, что мешает появлению и быстрому развитию новых ИТ-компаний, развитию экспорта, тормозит внедрение и коммерциализацию новых ИТ-продуктов.

Дорогая и часто недостаточная инфраструктура тормозит развитие целых направлений бизнеса, например, передачу внутренних функций организаций сторонним специализированным компаниям, и мешает привлечению иностранных инвестиций в отрасль.

Недостаток кадров для отрасли ИТ вызван как отставанием системы образования от требований отрасли ИТ, так и сложностью привлечения квалифицированных специалистов из стран ближнего зарубежья. Система образования отстает от требований информатизации, как в части подготовки специалистов в области ИТ, готовых к работе в отрасли непосредственно после окончания учебного заведения, так и в подготовке пользователей. В условиях преобладания фундаментальной физико-математической подготовки уже начала сказываться нехватка специалистов в области ИТ, в особенности сертифицированных по конкретным технологиям. Не хватает специалистов среднего звена, а также руководителей проектов. Недостаточная квалификация пользователей ИТ также является фактором, сдерживающим массовое внедрение ИТ.

Из приведенного перечня факторов (как положительных, так и отрицательных) видно, что на большинство из них предприятиям или группам предприятий отрасли сложно повлиять самостоятельно. Для максимального использования факторов роста и наиболее эффективного преодоления проблем необходимо осуществление государством четкой последовательной программы мероприятий, нацеленных на поддержку и развитие информационных технологий в России.

Необходимо развивать внутренний рынок ИТ, стимулируя спрос населения, внедрение информационных технологий в бизнес и в государственное управление. Это позволит повысить производительность труда во всех отраслях экономики и ускорить их темпы роста.

Таким образом, стимулирование развития внутреннего рынка и экспорта должны рассматриваться как одинаково приоритетные направления. Такое параллельное развитие позволит также преодолеть экономическую неэффективность внутреннего рынка, приводящую к завышенным ценам на основные ИТ-продукты.

Российский рынок ИТ сегодня находится в стадии становления, и многие выделяемые общепринятыми международными классификациями сегменты этого рынка пока не сформированы. Большинство отечественных ИТ-компаний в своей деятельности не специализируются на каких-либо конкретных сегментах отрасли в силу их несформированности и малого объема, а предоставляют смешанный спектр услуг и продуктов. Например, компании, занимающиеся системной интеграцией, зачастую попутно устанавливают клиентам аппаратно-техническое обеспечение и программное обеспечение, а впоследствии оказывают услуги по поддержанию функционирования системы. На развитых рынках все эти услуги оказываются специализированными компаниями. В результате отсутствия специализации, универсальные компании не достигают максимальной эффективности в каждом из сегментов рынка.

На этапе становления отрасли ИТ рост каждого в отдельности сегмента в значительной степени обеспечивает поддержку и стимулирует рост других её сегментов (например, развитие аппаратно-технической базы стимулирует спрос на программное обеспечение и ИТ-услуги). Таким образом, на нынешнем этапе развития отрасли ИТ в России формирование специфических стимулов для отдельных сегментов рынка представляется преждевременным.

2.2 Пути решения проблем развития рынка ИТ в России

Реализация мероприятий государственной поддержки развития отрасли информационных технологий в России должна осуществляться по четырем основным направлениям:

·совершенствование законодательства;

·развитие внутреннего рынка;

·развитие экспорта;

·институциональное развитие.

Разработка законодательной базы в сфере ИТ должна детализировать в нормах законодательства правовые механизмы и процедуры, обеспечивающие реализацию конституционных норм в сфере информационных отношений.

Основные усилия должны быть сосредоточены на теоретическом осмыслении и практическом разрешении следующих принципиальных вопросов:

·возможность, целесообразность и границы применения зарубежного опыта правового регулирования информационных отношений;

·пути решения новых правовых проблем, появившихся в связи с использованием новых информационных технологий и сети Интернет;

·решение теоретических проблем правового статуса информации как объекта гражданских прав, введенного Гражданским кодексом Российской Федерации;

·допустимость и границы применения различных методов регулирования (в том числе саморегулирования) в информационной сфере.

Кроме приведенного выше перечня мероприятий, направленных на формирование специализированной законодательной базы в области информационных технологий, необходимо развитие существующего общего законодательства (регулирующего все сферы экономики в целом) и адаптация его норм под некоторые особенности отрасли ИТ.

Мероприятия по развитию внутреннего рынка ИТ:

Поддержка государством развития внутреннего рынка информационных технологий в России включает проведение мероприятий по развитию квалифицированного спроса со стороны государства, повышению доступности ИТ для населения, популяризации ИТ и стимулированию спроса на информационные технологии предприятий других отраслей экономики.

К наиболее важным мероприятиям по развитию квалифицированного спроса со стороны государства относятся:

·постепенный переход государственных учреждений от обслуживания ИТ-систем (включая обслуживание ИТ-инфраструктуры) собственными силами к обслуживанию силами сторонних специализированных организаций с проведением открытых конкурсов по их выбору. Данная мера позволит государству осуществлять обслуживание собственных систем качественнее, с меньшими затратами и будет способствовать стимулированию развития отрасли ИТ;

·централизация и объединение конкурсов на поставку однотипной продукции для государственных нужд, в том числе типового аппаратного, а также программного обеспечения.

·введение в классификацию бюджетных расходов органов государственной власти статьи "Расходы на использование информационных технологий". В настоящее время все расходы органов государственной власти на ИТ проходят по различным статьям бюджетной классификации.

·повышение квалификации государственных служащих в области информационных технологий путем: определения требований к квалификации и навыкам использования информационных технологий для различных категорий государственных служащих; внедрения унифицированных процедур оценки квалификации сотрудников; разработки и финансирования программ обучения для различных категорий государственных служащих.

Для стимулирования спроса со стороны населения необходимо осуществление ряда мер по популяризации ИТ и обеспечению доступности персональных компьютеров для большинства семей.

С целью повышения доступности ИТ для населения необходима реализация следующих мер:

·разработка программы повышения доступности персональных компьютеров для всех слоев населения за счет стимулирования общего снижения цен на рынке и расширения возможностей потребительского кредитования;

·вычет стоимости персонального компьютера и программного обеспечения, приобретенных для личного пользования, из налоговой базы налога на доходы физических лиц, что приведёт к существенному стимулированию спроса населения;

·создание общедоступных компьютерных центров в регионах. Эта мера необходима для повышения компьютерной грамотности и спроса населения, а также как база для организации компьютерных курсов;

·ускорение реализации программы подключения общеобразовательных школ к сети Интернет, в том числе с использованием современных средств доступа.

Помимо стимулирования спроса на информационные технологии со стороны государства и населения, важна реализация мер по стимулированию спроса на ИТ со стороны предприятий всех отраслей экономики. К первоочередным мерам в данном направлении относятся:

·сокращение сроков полезного использования (амортизации) компьютерной оборудования и программного обеспечения до 2-х лет.

·уменьшение налоговой базы налога на прибыль организаций на сумму расходов, направленных ими на финансирование учебных заведений и подразделений ИТ-направленности и по обучению (переподготовку или повышение квалификации) персонала в отношении использования ИТ.

·формирование и поддержка базы данных о предприятиях отрасли ИТ России, а также потенциальных инвесторах и партнерах (зарубежных и отечественных). Создание "единого информационного окна" поможет западным компаниям проще находить партнеров в России, а российским - клиентов или инвесторов;

·консультационная поддержка: содействие российским ИТ-предприятиям в поиске финансирования; предоставление информации иностранным компаниям по открытию центров разработки и исследований в России; содействие ИТ-компаниям (российским и иностранным) во взаимодействии с органами государственной власти; предоставление полезной для ИТ-компаний информации (юридические вопросы, особенности бухгалтерского учета, типовые контракты) через сеть Интернет;

·централизованное управление программами технического содействия развитию российской отрасли ИТ со стороны международных финансовых организаций;

Необходимо централизовать государственные закупки средств ИТ как для консолидации заказов, так и для осуществления межведомственных проектов создания информационных систем. Спрос предприятий на ИТ растет вместе с общим ростом управленческой культуры и улучшением бизнес-климата. Рост управленческой культуры приводит к тому, что предприятия начинают активно искать возможности увеличения выручки и лучшего использования ресурсов, чему и способствуют государственные проекты создания информационных систем. В результате улучшения бизнес-климата предприятия охотнее вкладывают средства в длительные инвестиционные проекты, какими обычно являются проекты ИТ.

Открытие в России центров разработки, дизайна и исследований иностранных компаний также является перспективным направлением развития отрасли. В этой области уже есть ряд успешных примеров: компании "Интел", "Моторола", "Боинг", "Сан Майкросистемс" и другие. Выгоды открытия таких подразделений для России будут заключаться в использовании существующей глобальной бизнес - структуры международных компаний, создании новых высокооплачиваемых рабочих мест, развитии инфраструктуры, приобретении ценных навыков (управление проектами, управление процессом разработки, контроль качества), увеличении налоговых поступлений. Ряд проблем, особенно чувствительных именно для таких центров разработки, требуют практического решения: невозврат налога на добавленную стоимость при экспорте ИТ-продукции и услуг, недостаточно развитая и (или) дорогая телекоммуникационная инфраструктура, отсутствие четко выраженной политики поощрения инвестиций со стороны региональных органов власти. Ряд проблем целесообразно решать на основе государственно-частного партнерства.

Для обеспечения активного развития отрасли ИТ в России, необходимо осуществить ряд мероприятий, направленных на формирование ресурсной базы отрасли. Ключевыми ресурсами, необходимыми для развития информационных технологий в стране, являются развитая инфраструктура, обеспеченность кадрами необходимой квалификации, доступность финансирования и должный уровень защиты интеллектуальной собственности.

Развитие общей инфраструктуры ИТ должно включать создание специальных территорий развития ИТ и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, критической для развития отрасли ИТ, во всех регионах. Важнейшим мероприятием является разработка программы создания специальных территорий развития ИТ ("технопарков"). Основные преимущества таких территорий - создание критической массы специалистов и развитой телекоммуникационной инфраструктуры, а также наличие специального режима налогообложения.

Чрезвычайно важным для развития отрасли ИТ является предоставление (в том числе в регионах) телекоммуникационной инфраструктуры по ценам, сравнимым с мировыми.

Высокий общий уровень образования и количество специалистов с фундаментальной физико-математической подготовкой в сравнении с другими развивающимися странами - потенциальное конкурентное преимущество российской отрасли ИТ.

Совершенствование системы образования должно включать повышение ИТ-грамотности в общеобразовательных учебных заведениях, подготовку учителей с навыками использования ИТ в учебном процессе, развитие среднего профессионального образования в интересах отрасли ИТ, организацию на базе вузов краткосрочных курсов повышения квалификации по специальностям, востребованным отраслью ИТ, приведение учебных программ факультетов по подготовке специалистов в области ИТ в соответствие с лучшей международной практикой, привлечение представителей ведущих компаний отрасли ИТ к разработке программ и стандартов преподавания специальностям в области ИТ, повышение уровня знания иностранных языков ИТ-специалистами, и другие меры.

Важной мерой институционального развития отечественной отрасли ИТ является принятие программы действий по защите интеллектуальной собственности и борьбе с нелегальным использованием ИТ-продуктов ("пиратством"), с последующим широким освещением результатов в средствах массовой информации (в том числе - зарубежных). Например, систематическое проведение показательных рейдов по ликвидации цехов по производству и точек сбыта контрафактной продукции может поддержать действия по изменению законодательства.

Реализация мероприятий, предполагающих снижение бюджетных поступлений, будет способствовать повышению прозрачности деятельности предприятий и, как следствие, повышению собираемости налогов. Снижение доходов бюджета будет временным явлением.

Развитие отрасли ИТ будет способствовать повышению производительности труда во всех отраслях экономики, лучшему использованию человеческих и материальных ресурсов, что внесет заметный вклад в решение задачи удвоения ВВП.

Высокий уровень развития ИТ станет важнейшим фактором качественного улучшения систем образования и здравоохранения, реализации проектов адресной социальной поддержки незащищенных слоев населения, повышения обороноспособности страны, обеспечения безопасности на самом современном уровне.

Значительно повысится компьютерная грамотность населения. Число семей, имеющих персональный компьютер, составит не менее 40, а имеющих доступ в сеть Интернет - не менее 35 процентов. В целом, по развитию информационных технологий Россия может выйти на уровень стран ЕС.

Другие положительные эффекты от реализации предложений включают увеличение прямых иностранных инвестиций, развитие инфраструктуры телекоммуникаций.

2.3 Информационные технологии как инструмент эффективного регионального развития

Пространственное развитие российских регионов характеризуется сильной поляризацией и тенденцией усиления разрыва в социально-экономических индикаторах. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г. предусматривается сбалансированное пространственное развитие, основанное на формировании территориальных центров роста в регионах, осваивающих новые сырьевые ресурсы, и в традиционных регионах, концентрирующих инновационный, промышленный и аграрный потенциал России.

С целью сглаживания пространственной поляризации применяются различные инструменты: прямые и косвенные, административные, экономические и политические, применяемые на макро - и микро-уровнях. Прямые методы воздействия предполагают непосредственное вмешательство со стороны государства, принудительное принятие решений, основанных на предписаниях органов власти, а не на самостоятельном выборе субъектов, и включают бюджетное инвестирование, государственные закупки, нормы амортизации, лицензирование хозяйственной деятельности, премии, льготы и т.д. Косвенное воздействие состоит в создании предпосылок и нормативной базы для самостоятельного развития субъектов с учетом экономических целей государства посредством финансовых, денежно-кредитных и налоговых инструментов. Экономические методы воздействия заключаются в стимулирующем или ограничивающем воздействии на развитие региона, за счет проводимой бюджетной, налоговой, таможенной политики, создания особых условий для роста производства и сферы услуг, особых экономических зон. Институциональные методы воздействия состоят в реализации государственной политики собственности (федеральной и муниципальной), ее налогообложении, создании государственных организаций различных форм собственности и др. Политические методы учитывают национальные, религиозные интересы регионов, адаптируют принимаемые решения к существующей структуре органов власти и т.п.

Микроинструменты или общеэкономические регуляторы используются на национальном уровне для проведения общегосударственной политики в отношении регионов и воздействуют на поведение экономических субъектов за счет дифференцированных параметров (нормативы, ставки и т.д.) и условий налоговой, кредитной, инвестиционной, ценовой, социальной и другой политики. Микроинструменты непосредственно воздействуют на деятельность субъектов региональной экономики, макроинструменты связаны с изменением совокупности региональных доходов и расходов и могут применяться двумя способами: через передачу контроля над торговой, фискальной и монетарной политикой регионам или посредством полного контроля политики со стороны государства. В первом случае регионы используют инструменты макроэкономической политики по собственному усмотрению, регулируя параметры экономического развития, например, за счет дифференциации налоговых ставок и экспортно-импортных пошлин. Во втором случае параметры экономического развития контролируются централизованно органами государственной власти, не исключая возможности дифференцированного подхода к различным регионам в процессе установления налоговых ставок, предоставления льготных кредитов или субсидий.

В современных условиях задача эффективного применения новых и имеющихся инструментов сбалансированного пространственного развития становится более актуальной, вследствие того что свойственное данному периоду пространственное развитие российских регионов способствует усилению поляризационных явлений, обеспечивающих несбалансированное развитие подсистем национальной экономической системы. В то же время поляризация российской экономики влечет за собой усиление внутрирегиональной дифференциации, что, в свою очередь, обусловливает не только снижение экономической активности в регионах, но и концентрацию ресурсов в крупных городских агломерациях, повышение политической нестабильности, увеличение опасности социально - экономической деградации регионов и фактического их исключения из экономического пространства страны.

В настоящее время, несмотря на активное использование информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности, их роль в решении такой специфической задачи, как сглаживание пространственной поляризации в регионе, отдельно не выделяется. В связи с этим эффективность применения информационных технологий в качестве рычага регулирования поляризованного развития регионов в настоящее время не рассматривается, в то же время именно этот инструмент может способствовать формированию и дальнейшему результативному функционированию как центров роста в регионах, так и сокращению существующих различий в региональном развитии. Использование информационных технологий должно позволить скорректировать поляризованное развитие в направлении сглаживания явлений пространственной дифференциации.

Информационные технологии как инструмент региональной экономической политики могут применяться как на макро-, так и на микроуровне.

Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры будет способствовать повышению эффективности государственного управления и местного самоуправления, эффективности взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти. Использование информационных технологий улучшит качество и доступность предоставляемых государственных услуг, упростит процедуры и сократит сроки их оказания, сделает информацию о деятельности органов государственной власти более открытой, обеспечит эффективный межведомственный и межрегиональный информационный обмен.

Развитие и обеспечение всех видов связи на всей территории Российской Федерации позволит обеспечить высокий уровень доступности информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и предоставление на ее основе качественных услуг.

Информационные технологии должны способствовать выработке эффективной политики в отношении административно-территориальных образований региона за счет создания информационно-аналитической базы, позволяющей оценить и сравнить текущее положение муниципалитетов, перспективы их развития, выявить тенденции к сокращению различий в положении административно-территориальных образований региона.

В качестве микроинструмента региональной политики информационные технологии способствуют повышению качества образования, развитию новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиа-образования, созданию системы непрерывной профессиональной подготовки, направленных на воспроизводство квалификационного потенциала региона.

Социальным аспектом использования информационных технологий в качестве инструмента региональной экономической политики является повышение качества медицинского обслуживания, социальной защиты населения и предоставление гражданам социальных услуг на всей территории Российской Федерации, развитие культуры и средств массовой информации. Для регионов с ограниченными природными ресурсами и неблагоприятными климатическими условиями использование информационных технологий должно способствовать выходу на новый уровень развития за счет активизации такого внутреннего фактора экономического роста, как предпринимательская активность, позволяющего перейти от сырьевой направленности экономики к инновационному развитию. Современный подход к управлению предприятием немыслим без использования инноваций, основанных на использовании информационных технологий. Информационные технологии - это инструмент, упрощающий организацию своего бизнеса и позволяющий эффективно управлять ресурсами предприятия. Информационные технологии становятся основой для контроля за финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами. Использование информационных технологий позволяет улучшить управляемость предприятий, оптимизировать и повысить эффективность организации труда, создать комфортные условия работы. Результаты применения информационных технологий можно рассматривать как новые возможности, открывающиеся перед предприятием, и способы достижения конкурентных преимуществ и лидирующих позиций на рынке.

Учитывая специфические условия социально-экономического развития каждого субъекта Российской Федерации и возможности использования ограниченных ресурсов, обеспечивающих общие условия производства материальных благ на данной территории и общие условия жизнедеятельности людей, можно утверждать, что информационные технологии способны стать тем инструментом, который позволит сократить межрегиональные различия и повысить эффективность региональной политики в целом.

Заключение

Производство информационных телекоммуникационных технологий может стать "локомотивом" экономического роста в том смысле, что они более не играют дополнительную, вспомогательную роль по отношению к промышленности; ИТТ позволяют увеличить "обменный потенциал" услуг, который в прошлом был весьма ограничен и таким образом расширить их рынок, что в свое время произошло с продукцией обрабатывающей промышленности. Следовательно, сектор услуг (например, предприятия по выпуску программного обеспечения) сегодня характеризуется показателями, схожими с теми, которые присущи традиционным промышленным производствам. Затруднение с их восприятием связано с тем, что они часто связаны с производством нематериальных продуктов. Сектор услуг все больше обогащается за счет новых сетевых решений. Постепенно возникает инфраструктура и разрабатываются методы применения новых высокоскоростных телекоммуникационных систем, способных передавать не только цифры и тексты, но и изображение и звук (мультимедиа), что раскрывает содержание возможного сценария очередного цикла экономического развития, когда потребителям будут предложены новые услуги, компании-поставщики получат доступ к глобальным рынкам, а в сфере новых видов деятельности будут созданы дополнительные рабочие места. Потенциал экономического развития, который несут в себе информационные сети, исключительно высок, поскольку они охватывают и изменяют различные сферы человеческой жизнедеятельности: развлечения и торговлю, финансы и средства массовой информации, образование и медицину, рекламу, почтовую связь и т.д.

Однако, абсолютные объемы отрасли ИТ в России остаются скромными. Рынок ИТ составляет всего 1,4 процента от ВВП России. Для сравнения, в США объем рынка ИТ превышает 500 млрд. долларов, что составляет более 5 процентов от ВВП. При этом на российском рынке сохраняется сильный крен в сторону импортного аппаратно-технологического обеспечения, в то время как рынок услуг ИТ (в основном отечественных) составляет лишь 30 процентов от общего объема, а рынок программных продуктов - 14 процентов.

Реализация мероприятий государственной поддержки развития отрасли информационных технологий в России должна осуществляться по четырем основным направлениям:

совершенствование законодательства;

развитие внутреннего рынка;

развитие экспорта;

институциональное развитие.

Меры, направленные на совершенствование системы образования, помогут решить проблему с кадрами в долгосрочном плане, так же программа стимулирования притока квалифицированных кадров из ближнего зарубежья поможет снять проблему в ближайшие несколько лет.

Формирование специализированной законодательной базы в области информационных технологий, необходимо развитие существующего общего законодательства (регулирующего все сферы экономики в целом) и адаптация его норм под некоторые особенности отрасли ИТ.

Важной мерой по повышению прозрачности отрасли ИТ является упрощение процедуры временного ввоза, в том числе для инновационной техники, технологий и опытных образцов, не получивших сертификата соответствия. Сегодня ввоз опытных образцов необходим компаниям, разрабатывающим встроенное программное обеспечение. Позиции России в его разработке сильны, но сложности с временным ввозом мешают расширению экспорта этого вида ИТ услуг.

Устранение проблем в фискальном и административном регулировании будет способствовать легализации экспорта и импорта, поможет ликвидировать схемы оптимизации налогообложения предприятиями отрасли, повысить прозрачность их деятельности и собираемость налогов.

Поддержка государством развития внутреннего рынка информационных технологий в России включает проведение мероприятий по развитию квалифицированного спроса со стороны государства, повышению доступности ИТ для населения, популяризации ИТ и стимулированию спроса на информационные технологии предприятий других отраслей экономики.

В направлении продвижения российского сектора ИТ в первую очередь необходима реализация ряда мер по повышению имиджа России как в глазах потенциальных инвесторов, так и возможных партнеров ИТ-компаний. В этой связи государство должно способствовать своевременному, адекватному информированию зарубежных аналитических агентств и общественности о происходящих в России улучшениях и учету данной информации при составлении международных рейтингов инвестиционной привлекательности. Для этого необходимо обеспечение поддержки исследований рынка ИТ, проводимых ведущими аналитическими агентствами.

Список использованной литературы

1.Анализ рынков в современной экономической социологии: пер. с англ. / Гос. ун-т - Высшая школа экономики; Отв. ред. В.В. Радаев. М.: Изд. дом. ГУ ВШЭ. - 2008. - 423 с.

2.Armstrong H. Regional economics and policy.3rd ed. Blackwell Publishing, 2000. - Р. - 234.

3.Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М. - 2003. - С.374.

.Бугорский В.Н. Сетевая экономика: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика. - 2007. - 256 с.

.Введение в информационный бизнес: Учебное пособие / Под ред. В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова. М.: Финансы и статистика. - 1996.

.Вдовин В.М., Суркова Л.Е., Шурупов А.А. Предметно-ориентированные экономические информационные системы. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и КО". - 2010. - 388 с.

7.Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2007. - 416 с.

8.Концепция долгосрочного социально-экономического развития… URL: www.economy.gov.ru.

9.Левин В.И. История информационных технологий: учебное пособие. - М.: ИНТЕРНЕТ-Университет Информационных технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 336 с.

10.Мировой рынок информационных услуг: Учебник. / Под ред.Э.С. Спиридонова, М.С. Клыкова. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010. - 416 с.

11.Михеева Н.Н. Региональная экономика и управление. Хабаровск, 2000. - С.319-320.

12.Михеева Н.Н. Региональная экономика и управление. Хабаровск. - 2000. - С.319-320.

13.Поздняков В.Я., Казаков С.В. Экономика отрасли: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008. - 309 с.

14.Стрелец И.А. Сетевая экономика: учебник. М.: Эксмо. - 2006г. - 208 с.

Похожие работы на - Региональный рынок информационных технологий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!