Расчет эффективности применения базы данных в организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    215 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Расчет эффективности применения базы данных в организации

Введение

Информационные технологии (ИТ, IT) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

База данных - организованная в соответствии с определёнными правилами и поддерживаемая в памяти компьютера совокупность данных, характеризующая актуальное состояние некоторой предметной области и используемая для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

Важнейшая задача компьютерных систем управления - хранение и обработка данных. Для ее решения было создано специализированное программное обеспечение - системы управления базами данных (СУБД), которые позволяют структурировать, систематизировать и организовывать данные для их компьютерного хранения и обработки. Невозможно представить себе деятельность современного предприятия или учреждения без использования профессиональных СУБД. Они составляют фундамент информационной деятельности во всех сферах - начиная с производства и заканчивая финансами и телекоммуникациями.

Как наука экономика - это область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы - природные запасы, капиталы, трудовые резервы.

Подобно всем другим отраслям знаний экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. Экономика как наука не может быть национальной, так же как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса и предложения. С ростом дохода происходит уменьшение потребляемой его части и возрастание - накопляемой.

Экономические расчёты необходимы, для того, чтобы можно было заранее рассчитать эффективен проект с экономической точки зрения или он убыточен и не стоит им заниматься.

Сделав экономические расчёты, можно посмотреть какие расходы организация будет нести в начале инвестиционного периода. Когда проект начнёт приносить прибыль. Сколько прибыли принесёт проект. Сколько необходимо реализовать копий, чтобы была прибыль. Выгодно ли будет применять проект внутри организации.

Инвестиции - долгосрочные вложения капитала с целью получения дохода.

Инвестиции являются неотъемлемой составной частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) - кредит и проценты необходимо возвращать в оговоренные сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен - инвестиции могут быть утрачены.

Исходные данные

Данные о затратах по разработке БД (инвестициях):

Материальные затраты:

а)      бумага для принтеров 50 листов по цене 700 руб. за 500 листов;

б)      flash-память - 1 шт. по цене 900 руб.;

в)      CD-RW - 2 шт. по 14 руб./шт.;

г)       Справочная литература, канцелярские принадлежности- 2 000 руб.

Основная заработная плата разработчиков (ОЗП):

Минимальное (Тмин) и максимальное (Тмах) время в днях, необходимое для выполнения основных этапов работы приведено в таблице 1.

Таблица 1 в человеко-днях

Наименование работ

Тмин

Тмах

Постановка задачи

4

7

Разработка ТЗ

12

18

Выбор технологии разработки

4

8

Разработка структуры ПО

16

22

Проектирование интерфейса

16

16

Разработка функционала ПО

15

20

Программирование ПО

20

28

Тестирование приложения

35

46

Маркетинговые исследования

50

60

Итого:

172

225


В году 122 выходных и праздничных дней.

Оклад программиста в месяц - 35 000 руб.

Оклад оператора ЭВМ - 14 400 руб.

Оклад руководителя в месяц - 54 000 руб.

Премия - 20% от основной заработной платы.

Дополнительная заработная плата разработчиков - 9%.

Отчисления на социальные взносы - 30%.

Накладные расходы - 180% от суммарной ОЗП всех разработчиков.

Затраты, связанные с работой компьютера при разработке программного обеспечения (амортизация, расходы на электроэнергию, профилактика и пр.) - 1,2% от суммарной ОЗП всех разработчиков.

Прочие затраты - 2% от суммарной ОЗП всех разработчиков.

Затраты на оформление программного продукта - 1,5% от затрат на разработку.

Данные о реализации ПО.

Для реализации ПО приобретаются десять компьютеров (в 0-й год инвестиции) стоимостью - 40 тыс. руб. каждый, со сроком полезного использования 10 лет.

На баланс организации принимаются 10 экземпляров ПО по себестоимости разработки каждой.

Срок полезного использования (Тпол) ПО - 5 лет.

Плановая рентабельность реализации ПО - 300%.

Ежегодные текущие затраты на обслуживание, сопровождение, и пр. - 23%.

План реализации ПО указан в таблице 2.

Таблица 2           в шт.

год

количество

1

1

2

3

3

5

4

5


Налог на имущество - 2,2% от его среднегодовой стоимости.

Налог на прибыль - 20%.

Норма дисконта - 10%.

Инвестиционный период - 4 года.

Сумма постоянных издержек в суммарных затратах - 68%.

Данные об использовании ПО на объекте.

К эксплуатации принимается один экземпляр ПО по себестоимости разработки.

Срок полезного использования (Тпол) ПО - 5 лет.

Расчётное высвобождение рабочего времени при использовании БД исполнителями - 5,8%,

Руководителями - 5,8%.

Количество работников, использующих ПО в организации, всего - 11 человек, из них исполнителей - 10, руководителей - 1.

Средний оклад исполнителя - 25 000 руб., руководителя - 45 300 руб.

Затраты на обслуживание ПО (без амортизации) - 12% от её себестоимости.

1. Расчёт затрат на разработку

Калькуляция - представленный в табличной форме бухгалтерский расчет затрат, расходов в денежном выражении на производство и сбыт единицы изделия или партии изделий, а также на осуществление работ и услуг. Затраты на разработку учитываются по заранее составленному списку статей расходов.

1.1 Материальные затраты

Материальные затраты - часть издержек производства, затрат на производство продукции, товаров, услуг, в которую включаются затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергию и другие затраты, приравниваемые к материальным. Материальные затраты (расходы) образуют часть себестоимости продукции.

Данные для расчёта материальных затрат берутся из раздела - исходные данные.

Расчёт материальных затрат приведён в таблице 3.

Таблица 3

Наименование

Количество, шт

Цена руб.

Стоимость руб.

бумага для принтеров

50

1,40.

70,00

flash-память

1

900,00

900,00

CD-RW

2

14,00

28,00

Справочная литература, канцелярские принадлежности

 

 

2 000,00

Итого:

2 998,00


Пример расчёта стоимости бумаги для принтера:

Цена = 700руб./500 листов = 1,40 руб./лист

Стоимость = Цена * Количество = 1,40 руб./лист * 50шт. = 70,00 руб.

1.2 Основная заработная плата разработчиков

Основная заработная плата (ОЗП) - заработная плата, начисленная рабочим и служащим за фактически проработанное время и выполнение работы на предприятии.

ОЗП рассчитываем по исходным данным.

Трудоемкость - затраты труда, рабочего времени на производство единицы продукции.

Трудоёмкость разработки (Тр), чел./день, рассчитывается по формуле

                                                               (1)

Тр=(3*172+2*225)/5 = 193,2 чел./день

Из них:

а)      Тр руководителя - 57,96 чел./день;

б)      Тр программиста - 96,6 чел./день;

в)      Тр оператора ПК - 38,64 чел./день.

Баланс рабочего времени (Тб):

Тб = (Календарный фонд рабочего времени - Выходные и праздничные дни)/12 = (365 - 122) / 12 = 20,25 дней

Дневная ставка (Ст), руб. рассчитывается по формуле

                                                                             (2)

Ст руководителя = 54 000 руб./20,25 = 2 666,67 руб.

Ст программиста = 35 000 руб./20,25 = 1 728,395 руб.

Ст оператора ПК = 20 000 руб./20,25 = 987,65 руб.

Заработная плата - цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе.

Заработная плата (Зп), рассчитывается по формуле

                                                                          (3)

З/п руководителя = 2 666,67 руб. * 57,96 = 154 559,99 руб.

З/п программиста = 1 728,395 руб. * 96,6 = 166 962,95 руб.

З/п оператора ПК = 987,65 руб. * 38,64 = 38 162,80 руб.

ОЗП = 154 559,99 +166 962,95 руб. + 38 162,80 = 359 685,74 руб.

Премия = 20%*ОЗП = (20 * 359 685,74 руб.)/100 = 71 937,15 руб.

1.3 Дополнительная заработная плата

Дополнительная заработная плата (ДЗП) - заработная плата, начисленная рабочим и служащим не за фактически выполненные работы или проработанное время, а в соответствии с действующим законодательством, в том числе оплата очередных отпусков рабочих и служащих, льготных часов подростков, времени, связанного с выполнением государственных и общественных обязанностей, и др. Дополнительная заработная плата учитывается так же, как и основная, и включается в фонд заработной платы предприятия.

ДЗП = (ОЗП+Премия)*11% = (359 685,74 + 71 937,15) * 11/100= 47 478,52 руб.

Итого ЗП = ОЗП+Премия + ДЗП = 359 685,74 руб. + 71 937,15 руб. + 47 478,52 руб. = 479 101,41 руб.

1.4 Социальные взносы

Социальные взносы (СВ)- единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование - консолидированный страховой взнос, сбор которого осуществляется в систему общеобязательного государственного социального страхования в обязательном порядке и на регулярной основе в целях обеспечения защиты в случаях, предусмотренных законодательством , прав застрахованных лиц и членов их семей на получение страховых выплат (услуг) по действующим видам общеобязательного государственного социального страхования.

Ставки единого социального взноса - это весьма запутанная штука.

СВ = 30% * Итого ЗП = 479 101,41 руб. * 30/100 = 143 730,42 руб.

1.5 Накладные расходы

Накладные расходы - затраты, не связанные прямо с производством отдельного изделия или вида работы и относимые на весь выпуск продукции. К ним относятся: расходы на содержание, эксплуатацию и текущий ремонт зданий, сооружений и оборудования; отчисления на социальное страхование и другие обязательные платежи; содержание и заработную плату административно-управленческого персонала; расходы, связанные с потерями от брака и простоев и др.

Накладные расходы = 180% * (ОЗП+Премия)= 180 * (359 685,74 руб. + 71 937,15 руб.)/100 = 776 921,2 руб.

1.6 Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования (РСЭО)

В состав РСЭО входят: амортизация оборудования и транспортных средств; ремонт оборудования и транспортных средств; эксплуатация оборудования; внутризаводское перемещение грузов; износ малоценных инструментов; прочие РСЭО.

РСЭО = 1,2% * (ОЗП+Премия) = 1,2 * (359 685,74 руб. + 71 937,15 руб.)/100 = 5 179,47 руб.

1.7 Прочие затраты

Прочие затраты = 2%*(ОЗП+Премия) = 2*(359 685,74 + 71 937,15)/100 = 8 632,46 руб.

1.8 Затраты на оформление

Затраты на разработку ПО = Материальные затраты + ОЗП + Премия + ДЗП + СВ + Накладные расходы + РСЭО + Прочие затраты = 2 998,00 руб. + 359 685,74 руб. + 71 937,15 руб. + 47 478,52 руб. + 143 730,42 руб. + 776 921,2 руб. + 5 179,47 руб. + 8 632,46 руб. = 1 416 563,8 руб.

Затраты на оформление = 1,5% * Затраты на разработку ПО =

,5 * 1 416 563,8 руб./100 = 21 248,46 руб.

1.9 Итоговая калькуляция разработки

Калькуляция представлена в таблице 4.

Таблица 4

Наименование статьи

Сумма руб.

Материальные затраты

2 998,00

ОЗП

359 685,74

ДЗП

47 478,52

СВ

143 730,42

Накладные расходы

776 921,2

РСЭО

5 179,47

Прочие затраты

8 632,46

Затраты на оформление

21 248,46

Итого себестоимость разработки

1 365 875,1

Для наглядности распределения затрат на разработку базы данных построим диаграмму на диаграмме 1.

Диаграмма 1 - Распределение затрат (руб.)

2. Расчёт коммерческой эффективности

.1 Расчёт суммы необходимых инвестиций

Инвестиции - долгосрочные вложения капитала с целью получения дохода.

В инвестиции входят два экземпляра ПО по себестоимости каждой копии и двадцать компьютеров.

Себестоимость одной копии ПО рассчитывается следующим образом:

Себестоимость одной копии = Себестоимость разработки/количество экземпляров, которое планируется реализовать (таблица 2).

Себестоимость одной копии = 1 365 875,1 руб. / (1+3+5+5) = 97 562,51 руб.

Стоимость компьютеров = 20 * 40 000 руб. = 400 тыс. руб.

Итого инвестиций = 97 562,51 руб. * 2 + 800 000 руб. = 995 125,02 руб.

2.2 Расчёт остаточной стоимости и налога на имущество

Остаточная стоимость основных средств - стоимость основных средств, вычисленная с учетом их износа и равная первоначальной стоимости за вычетом амортизации в течение всего срока эксплуатации.

Налог на имущество - прямой налог на недвижимость и на личную имущественную собственность. Объектом обложения является стоимость движимого и недвижимого имущества, принадлежащего юридическим и физическим лицам.

Основные фонды - это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. Предназначаются для нужд основной деятельности организации и должны иметь срок использования более года.

Нематериальные активы - активы, не имеющие физической, осязаемой формы: управленческие, организационные, технические ресурсы, репутация в финансовом мире, капитализированные права, привилегии, конкурентные преимущества, контроль над сбытовой сетью, защита, обеспечиваемая страховкой, патенты и торговые марки, фирменные знаки, "ноу-хау", другие виды интеллектуальной собственности, право на пользование.

Расчёт остаточной стоимости и налога на имущество приведён в таблице 5.

Таблица 5 - Расчёт остаточной стоимости и налога на имущество     в руб.

п/н

Показатель

Годы инвестиционного периода



ОФ

НМА

ОФ

НМА



800 000,00

195 125,02

800 000,00

195 125,02

ОФ

НМА

ОФ

НМА

1

Первоначальная стоимость

80 000,00

39 025

80 000,00

39 025

800 000,00

195 125,02

800 000,00

195 125,02

2

Амортизационные отчисления





80 000,00

39 025

80 000,00

39 025


Остаточная стоимость

800 000,00

195 125,02

720 000,00

156 100,02





3

На начало года

720 000,00

156 100,02

640 000,00

117 075,02

640 000,00

117 075,02

560 000,00

78 050,02

4

На конец года

760 000,00

-

680 000,00

-

560 000,00

78 050,02

480 000,00

39 025

5

Среднегодовая стоимость





600 000,00

-

520 000,00

-


Налог на имущество

16 720

-

14 960

-





6

Налог на имущество

16 720

-

14 960

-

13 200

-

11 440

-


Пример расчёта 1-го года инвестиционного периода:

Строка №1 - это первоначальная стоимость основных фондов, которая не изменяет своего значения; первоначальная стоимость нематериальных активов, которая не изменяет своего значения.

ОФ = 800 000 руб.

НМА = 195 125,02 руб.

Амортизационные отчисления - средства в виде денег, направляемые на ремонт или строительство, изготовление новых основных средств

Строка №2 - амортизационные отчисления. Считаются следующим образом:

Амортизационные отчисления ОФ = Стоимость оборудования/срок полезного использования = 800 000 руб. / 10 = 80 000 руб.

Амортизационные отчисления НМА = Себестоимость двух копий БД/ срок полезного использования = 97 562,51 руб. * 2 / 5 = 39 025,00 руб.

Строка №3 - остаточная стоимость на начало года.

Остаточная стоимость ОФ на начало второго года инвестиций равна остаточной стоимости ОФ на конец первого года инвестиций.

Остаточная стоимость ОФ на начало второго года = 720 000,00 руб.

Остаточная стоимость НМА на начало второго года инвестиций равна остаточной стоимости НМА на конец первого года инвестиций.

Остаточная стоимость НМА на начало второго года = 156 100,02 руб.

Строка №4 - остаточная стоимость на конец второго года - это разница между остаточной стоимостью на начало года и амортизационными отчислениями.

Остаточная стоимость ОФ на конец года = 800 000 руб. - 80 000 руб. = 720 000 руб.

Остаточная стоимость НМА на конец года = 195 125,02 руб. - 39, 025, 00 руб. = 156 100,02 руб.

Строка №5 - среднегодовая стоимость - это среднее арифметическое между остаточной стоимостью на начало и на конец текущего года.

Среднегодовая стоимость = (800 000 руб. + 720 000 руб.) / 2 =760 000 руб.

Строка №6 - налог на имущество.

Налог на имущество = среднегодовая стоимость ОФ * 2,2%.

= 760 000 руб. * 2,2 / 100 = 16 720 руб.

Итого остаточная стоимость - это сумма между остаточной стоимостью ОФ на конец четвёртого года и остаточной стоимостью НМА на конец четвёртого года.

Итого = 480 000,00 руб. + 39 025 руб. = 519 025 руб.

2.3 Расчёт денежных потоков

Выручка - денежные средства, полученные (вырученные) предприятием, фирмой, предпринимателем от продажи товаров и услуг, выручка от реализации.

Производственные затраты - затраты, непосредственным образом связанные с производством продукции.

Валовая прибыль - часть валового дохода предприятия, которая остается у него за вычетом всех расходов.

Прибыль чистая - часть балансовой прибыли, остающаяся в распоряжении компании после уплаты налогов и различных платежей в бюджет.

Сальдо денежного потока по отдельным видам деятельности рассчитывается путем алгебраического суммирования притоков денежных средств и оттоков от конкретного вида деятельности. Суммарное сальдо отражает суммарный итог (приток и отток) денежных средств по нескольким видам деятельности.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Расчёт денежных потоков приведён в таблице 6.

Таблица 6 - Расчёт денежных потоков в руб.

п.н.

показатель

Годы инвестиционного периода



1

2

3

4

операционная деятельность

1

3

5

5

1

Выручка без НДС

1 026 357,58

3 079 072,74

5 131 787,9

5 131 787,9

2

Производственные затраты

22 439,38

67 318,13

112 196,88

112 196,88

Амортизационные отчисления

119 025,00

119 025,00

119 025,00

119 025,00

4

Валовая прибыль

884 893,20

2 892 729,61

4 900 566,02

4 900 566,02

5

Налог на имущество

16 720,00

14 960,00

13 200,00

11 440,00

6

Налогооблагаемая прибыль

868 173,2

2 877 769,61

4 887 366,02

4 889 126,02

7

Налог на прибыль

173 634,64

575 553,92

977 473,20

977 825,20

8

Чистая прибыль

694 538,56

2 302 215,69

3 909 892,82

3 911 300,82

9

Сальдо потока от операционной деятельности

813 563,56

2 421 240,69

4 028 917,82

4 030 325,82

 Инвестиционная деятельность





10

Притоки

0,00

0,00

0,00

519 025,00

11

Инвестиции

0,00

0,00

0,00

0,00

12

Сальдо потока от инвестиционной деятельности

0,00

0,00

0,00

519 025,00

Сальдо суммарного потока

813 563,56

2 421 240,69

4 028 917,82

4 549 350,82


Пример расчёта первого года инвестиционного периода.

Строка №1 - выручка без НДС.

Постоянные издержки = 68% * себестоимость разработки ПО = 68 * 1 365 875,1 руб. / 100 = 928 795,07 руб.

Цена одной копии = Постоянные издержки + себестоимость копии = 928 795,07 руб. + 97 562,51 руб. = 1 026 357,58 руб.

Выручка = Цена одной копии * количество проданных копий ПО

Выручка = 1 026 357,58 руб. * 1 = 1 026 357,58 руб.

Строка №2 - производственные затраты рассчитываются следующим образом:

Производственные затраты = себестоимость одной копии * количество проданных копий ПО * ежегодные текущие затраты

Производственные затраты = 97 562,51 руб. * 1 * 23 / 100 = 22 439,38 руб.

Строка №3 - амортизационные отчисления.

Амортизационные отчисления = Амортизация ОФ + Амортизация НМА

Амортизационные отчисления = 80 000 руб. + 39 025,00 руб. = 119 025,00 руб.

Строка №4 - валовая прибыль, рассчитывается следующим образом:

Валовая прибыль = Выручка без НДС - Производственные затраты - Амортизационные отчисления

база экономический эффективность затраты

Валовая прибыль = 1 026 357,58 руб. - 22 439,38 руб. - 119 025,00 руб. = 884 893,20 руб.

Строка №5 - налог на имущество из таблицы 5:

Налог на имущество = 2,2% от его среднегодовой стоимости

Строка №6 - налогооблагаемая прибыль - это разница между валовой прибылью и налогом на имущество:

Налогооблагаемая прибыль = 884 893,20 руб. - 16 720,00 руб. = 868 173,2 руб.

Строка №7 - налог на прибыль 20%.

Налог на прибыль = налогооблагаемая прибыль * 20%

Налог на прибыль = 20 * 868 173,2 руб./100 = 173 634,64 руб.

Строка №8 - чистая прибыль - разница между налогооблагаемой прибылью и налогом на прибыль.

Чистая прибыль = 868 173,2 руб. - 173 634,64 руб. = 694 538,56 руб.

Строка №9 - сальдо потока от операционной деятельности - сумма амортизационных отчислений и чистой прибыли.

Сальдо потока от операционной деятельности = 119 025,00 руб. + 694 538,56 руб. = 813 563,56 руб.

Строка №10 - притоки в первый год инвестиционного периода равны нулю.

Строка №11 - инвестиции в первый год инвестиционного периода равны нулю.

Строка №12 - Сальдо потока от инвестиционной деятельности равны сумме притоков и инвестиций.

Сальдо потока от инвестиционной деятельности = 0,00+0,00=0,00 тыс.руб.

Сальдо от суммарного потока = сальдо потока от операционной деятельности + Сальдо потока от инвестиционной деятельности = 813 563,56 руб. + 0,00 руб. = 813 563,56 руб.

2.4 Расчёт основных показателей эффективности

Дисконтирование - это приведение всех денежных потоков (потоков платежей) к единому моменту времени.

Дисконтирование рассчитывается по следующей формуле:

,                                                                     (4)

где S0 - сумма, внесённая в нулевой год;

 - общая сумма в год ;

Е - норма дисконта

 - порядковый номер года

Коэффициент дисконтирования  рассчитывается по формуле:

,                                                                        (5)

Внутренняя норма доходности (ВНД) - это процентная ставка, при которой чистый дисконтированный доход равен 0.

Расчёт основных показателей эффективности приведён в таблице 7.

Таблица 7 - Расчёт основных показателей эффективности в руб.

п.н.

Показатель

Годы инвестиционного периода



0

1

2

3

4

1

Сальдо суммарного потока

-1 365 875,1

813 563,56

2 421 240,69

4 028 917,82

4 549 350,82

2

Коэффициент дисконтирования

0

0,91

0,83

0,75

0,68

3

Дисконтированное сальдо суммарного потока

-1 365 875,1

740 342,84

2 009 629,77

3 021 688,37

3 093 558,56

4

Чистый дисконтированный доход

7 499 344,44

5

Дисконтированное сальдо накопленного потока

-1 365 875,1

-625 532,26

643 754,67

1 655 813,27

1 727 683,46

6

Срок окупаемости с учётом дисконтирования, (годы)

2,845 лет

7

Внутренняя норма доходности, %

104,958%


Пример расчёта первого года инвестиционного периода.

Строка №1 - Сальдо суммарного потока из таблицы 6.

Строка №2 - Коэффициент дисконтирования рассчитывается по формуле (5):

Коэффициент дисконтирования = 1/(1+10/100)1=0,91

Строка №3 - Дисконтированное сальдо суммарного потока, рассчитывается следующим образом:

Дисконтированное сальдо = сальдо суммарного потока * коэффициент дисконтирования = 813 563,56 руб. * 0,91 = 7 403 42,84 руб.

Строка №4 - Чистый дисконтированный доход равен сумме дисконтированного сальдо суммарного потока по годам:

Чистый дисконтированный доход = -1 365 875,1 руб. + 740 342,84 руб. + 2 009 629,77 руб. + 3 021 688,37 руб. + 3 093 558,56 руб. = 7 499 344,44 руб.

Строка №5 - Дисконтированное сальдо накопленного потока за первый год инвестиционного периода равен сумме дисконтированного сальдо накопленного потока за нулевой год и дисконтированного сальдо суммарного потока за первый год инвестиционного периода:

Дисконтированное сальдо накопленного потока = -1 365 875,1 + 740 342,84 = -625 532,26 руб.

Строка №6 - Срок окупаемости с учётом дисконтирования (Ток) рассчитывается следующим образом:

Находим последнее отрицательное значение дисконтированного сальдо накопленного потока год инвестиционного периода: -625 532,26 руб.; 1 год.

Дисконтированное сальдо суммарного потока года, следующего за тем, в котором последнее отрицательное значение дисконтированного сальдо накопленного потока: 740 342,84 руб.

Ток = 2 - (-625 532,26) / 740 342,84 = 2,845 лет.

Строка №7 - Внутренняя норма доходности, функция MS Excel, которая рассчитывается от сальдо суммарного потока.

ВНД = 104,958%.

2.5 Расчёт уровня безубыточности проекта

Точка безубыточности - минимальный объем производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Точку безубыточности можно определить в единицах продукции, в денежном выражении или с учётом ожидаемого размера прибыли.

Точка безубыточности рассчитывается по следующей формуле:

,                       (6)

Где TFC - общие постоянные издержки;

P - цена за единицу;

AVC - средние переменные издержки;

Qб - точка безубыточности.

Уровень безубыточности (Уб) рассчитывается по следующей формуле:

,                      (7)

где Sm - объем выручки на m-м шаге;

Расчёт уровня безубыточности проекта показан в таблице 8.

Таблица 8 - Расчёт уровня безубыточности проекта в руб.

номер строки

Показатель

Годы инвестиционного периода



1

2

3

4

1

выручка без НДС

1 026 357,58

3 079 072,74

5 131 787,9

5 131 787,9

2

Производственные затраты

22 439,38

67 318,13

112 196,88

112 196,88

3

Амортизационные отчисления

119 025,00

119 025,00

119 025,00

119 025,00

4

Итого суммарных затрат

141 464,38

186 343,13

231 221,88

231 221,88

 

в том числе:

 





5

постоянные затраты

96 195,78

126 713,33

157 230,88

157 230,88

6

переменные затраты

45 268,6

59 629,8

73 991

73 991

7

Уровень безубыточности

0,05

0,02

0,016

0,016


Пример расчёта первого года инвестиционного периода.

Строка №1 - выручка без НДС из таблицы 6

Строка №2 - Производственные затраты из таблицы 6

Строка №3 - Амортизационные отчисления из таблицы 6

Строка №4 - Итого суммарных затрат - сумма производственных затрат и амортизационных отчислений:

Суммарные затраты = 22 439,38 руб. + 119 025,00 руб. = 141 464,38 руб.

Строка №5 - Постоянные затраты рассчитываются следующим образом:

Постоянные затраты = постоянные издержки% * Суммарные затраты

% * 141 464,38 руб. = 96 195,78 руб.

Строка №6 - переменные затраты - разница между суммарными затратами и постоянными затратами:

Переменные затраты = 141 464,38 руб. - 96 195,78 руб. = 45 268,6 руб.

Строка №7 - Уровень безубыточности - рассчитывается по формуле 7

2.6 Вывод о коммерческой эффективности проекта

Сделав все необходимые расчеты, анализируем их и делаем выводы о коммерческой эффективности проекта.

1)      Сальдо суммарного потока по всем годам инвестиционного периода, кроме нулевого больше нуля.

2)      Чистый дисконтированный доход 7 499 344,44 руб. больше нуля.

)        Срок окупаемости 2,845 года (первая декада ноября третьего года), что устраивает инвестора.

)        Внутренняя норма доходности 104,958% больше принятой 10%, в десять с половиной раз.

)        Уровень безубыточности ниже нормы (60%) с первого года инвестиционного периода.

График внутренней нормы доходности изображён на рисунке 1.

Рисунок 2

где Е - норма дисконта, %;

ЧДД - чистый дисконтированный доход, тыс.руб.

Из рисунка 1 видно, что чем выше норма дисконта, тем меньше чистый дисконтированный доход.

График точки безубыточности показан на рисунке 2.

Рисунок 3

где Qp - объём реализации;

TR - выручка;

TC - валовые издержки;

TFC - общие постоянные издержки;

Qб - точка безубыточности.

Валовые издержки, или общие затраты (англ. total cost, часто обозначается как TC) - экономическая категория, являющая собой необходимые издержки для производства продукции, оказания услуг, выполнения работ, состоящая из суммы переменных затрат (англ. variable costs, часто обозначается как VC) и постоянных затрат (англ. fixed costs, часто обозначается как FC или TFC (total fixed costs)), необходимых для определенного объема выпуска продукции.

3. Расчёт экономической эффективности применения базы данных в организации

Экономическая эффективность - результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата, достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости.

3.1 Расчёт денежных потоков

К эксплуатации принимается одна база данных по себестоимости разработки.

Срок полезного использования ПО - 5 лет.

Рассчитаем годовой фонд заработной платы (ЗП):

)        ЗП исполнителей = средний оклад исполнителя * 12 месяцев * количество исполнителей = 25 000 руб. * 12 * 10 = 3 000 000,00 руб.

)        ЗП руководителей = средний оклад руководителя * 12 месяцев * количество руководителей = 45 300 руб. * 12 * 1 = 543 600,00 руб.

Социальные нужды = (ЗП исполнителей + ЗП руководителей) * 30% = (3 000 000,00 руб. + 543 600,00 руб.) * 0,3 = 1 063 080,00 руб..

Высвобождение рабочего времени при использовании ПО рассчитаем следующим образом:

)        Высвобождение ЗП исполнителей = ЗП исполнителей * расчётное высвобождение рабочего времени исполнителей = 3 000 000,00 руб. * 5,8% = 174 000,00 руб.

)        Высвобождение ЗП руководителей = ЗП руководителей * расчётное высвобождение рабочего времени руководителей = 543 600,00 руб. * 5,8% = 31 528,80 руб.

)        Высвобождение социальных нужд = (Высвобождение ЗП исполнителей + Высвобождение ЗП руководителей) * 30% = (174 000,00 руб.+ 31 528,80 руб.) * 30% = 61 658,64 руб.

Итого высвобождение средств = 205 528,8 руб.

Расчёт остаточной стоимости БД приведён в таблице 9.

Таблица 9 - Расчёт остаточной стоимости ПО          в руб.

номер строки

показатель

Годы инвестиционного периода



1

2

3

4

5

1

Первоначальная стоимость

97 562,51

97 562,51

97 562,51

97 562,51

97 562,51

2

Амортизационные отчисления

19 512,50

19 512,50

19 512,50

19 512,50

19 512,50

Остаточная стоимость






3

На начало года

97 562,51

78 050,01

58 537,51

39 025,01

19 512,51

4

На конец года

78 050,01

58537,51

39 025,01

19 512,51

0,00


Строка №1 - Первоначальная стоимость = себестоимость одной копии ПО = 97 562,51 руб.

Строка №2 - Амортизационные отчисления = Себестоимость копии ПО / срок полезного использования ПО = 97 562,51 руб. / 5 = 19 512,50 руб.

Строка №3 - Остаточная стоимость на начало второго года = Остаточной стоимости на конец первого года.

Строка №4 - Остаточная стоимость на конец года = Строка №3 - Амортизационные отчисления.

Итого остаточная стоимость ПО - это остаточная стоимость на конец пятого года инвестиционного периода = 0,00 руб. Расчёт денежных потоков приведён в таблице 10.

Таблица 10 - Расчёт денежных потоков в руб.

№ строк

показатель

Годы инвестиционного периода



1

2

3

4

1

Выручка без НДС

205 528,8

205 528,8

205 528,8

205 528,8

2

Производственные затраты

47 271,62

47 271,62

47 271,62

47 271,62

3

Амортизационные отчисления

19 512,50

19 512,50

19 512,50

4

Валовая прибыль

138 744,68

138 744,68

138 744,68

138 744,68

5

Налог на прибыль

27 748,94

27 748,94

27 748,94

27 748,94

6

Чистая прибыль

110 995,74

110 995,74

110 995,74

110 995,74

7

Сальдо потока от операционной деятельности

130 508,24

130 508,24

130 508,24

130 508,24

Инвестиционная деятельность


8

Притоки

0,00

0,00

0,00

50 520

9

Инвестиции

0,00

0,00

0,00

0,00

10

Сальдо потока от инвестиционной деятельности

0,00

0,00

0,00

50 520

Сальдо суммарного потока

130 508,24

130 508,24

130 508,24

181 028,24


Строка №1 - Выручка без НДС = Итого высвобождение средств

Строка №2 - Производственные затраты = затраты на обслуживание ПО = 47 271,62 руб.

Строка №3 - Амортизационные отчисления из таблицы 9.

Строка №4 - Валовая прибыль = Выручка без НДС - Производственные затраты - Амортизационные отчисления

Строка №5 - Налог на прибыль = Валовая прибыль * Налог на прибыль = 138 744,68 руб. * 20% = 27 748,94 руб.

Строка №6 - Чистая прибыль = Валовая прибыль - Налог на прибыль = 138 744,68 руб. - 27 748,94 руб. = 110 995,74 руб.

Строка №7 - Сальдо потока от операционной деятельности = Чистая прибыль + Амортизационные отчисления = 110 995,74 + 19 512,50= 130 508,24 руб.

Строка №8 - Притоки во второй год = 0,00 руб.

Строка №9 - Инвестиции во второй год = 0,00 руб.

Строка №10 - Сальдо потока от инвестиционной деятельности = Притоки + Инвестиции = 0,00+0,00 = 0,00 руб.

Сальдо суммарного потока = Сальдо потока от операционной деятельности + Сальдо потока от инвестиционной деятельности

3.2 Расчёт основных показателей эффективности

Расчёт основных показателей эффективности применения БД внутри организации приведён в таблице 11.

номер строки

показатель

Годы инвестиционного периода



0

1

2

3

4

1

Сальдо суммарного потока

-75 502,30

130 508,24

130 508,24

130 508,24

181 028,24

2

Коэффициент дисконтирования

1,0

0,91

0,83

0,75

0,68

3

Дисконтирование сальдо суммарного потока

-75 502,30

118 762,50

108 321,84

97 881,18

123 099,20

4

Чистый дисконтированный доход

372 562,42

5

Дисконтирование сальдо накопленного потока

-75 502,30

43 260,2

32 819,54

22 378,88

47 596,9

6

Срок окупаемости с учётом дисконтирования, годы

0,64 лет

7

Внутренняя норма доходности, %

147,292%


Строка №1 - Сальдо суммарного потока из таблицы 10.

Строка №2 - Коэффициент дисконтирования рассчитывается по формуле 5:

Коэффициент дисконтирования = 1/(1+10/100)1=0,91

Строка №3 - Дисконтированное сальдо суммарного потока, рассчитывается следующим образом:

Дисконтированное сальдо = сальдо суммарного потока * коэффициент дисконтирования = 130 508,24 руб. * 0,91 = 118 762,50 руб.

Строка №4 - Чистый дисконтированный доход равен сумме дисконтированного сальдо по годам:

Чистый дисконтированный доход = -75 502,30 руб. + 118 762,50 руб. + 108 321,84 руб. + 97 881,18 руб. + 123 099,20 руб. = 372 562,42 руб.

Строка №5 - Дисконтированное сальдо накопленного потока за первый год инвестиционного периода равен сумме дисконтированного сальдо накопленного потока за нулевой год и дисконтированного сальдо суммарного потока за первый год инвестиционного периода:

Дисконтированное сальдо накопленного потока = -75 502,30 + 118 762,50= 43 260,2 руб.

Строка №6 - Срок окупаемости с учётом дисконтирования (Ток) рассчитывается следующим образом:

Находим последнее отрицательное значение дисконтированного сальдо накопленного потока год инвестиционного периода: -75 502,30 руб.; 0 год.

Дисконтированное сальдо суммарного потока года, следующего за тем, в котором последнее отрицательное значение дисконтированного сальдо накопленного потока: 118 762,50 руб.

Ток = 0 - (-75 502,30 руб.)/ 118 762,50 руб. = 0,64 лет.

Строка №7 - Внутренняя норма доходности, функция MS Excel, которая рассчитывается от сальдо суммарного потока.

ВНД = 147,292%

3.3 Расчёт экономической эффективности применения базы данных

Сделав все необходимые расчеты, анализируем их и делаем выводы о экономической эффективности применения БД:

)        Сальдо суммарного потока по всем годам инвестиционного периода, кроме нулевого больше нуля.

)        Чистый дисконтированный доход 372 562,42 руб. больше нуля.

)        Срок окупаемости 0,64 года (начало августа нулевого года), что устраивает инвестора.

)        Внутренняя норма доходности 147,292% больше принятой 10%, в четырнадцать с половиной раз.

Из этого всего следует, что проект рентабелен и его стоит принять. Применение ПО внутри организации позволит высвободить рабочее время исполнителей и руководителей, а следовательно сэкономить на зарплате и на едином социальном налоге.

Список литературы

1.      <http://ru.wikipedia.org>

.        <http://www.bank24.ru/info/glossary/>

.        <http://dic.academic.ru>

.        <http://otvet.mail.ru>

.        <http://www.wolframalpha.com>

.        <http://bankzadach.ru>

.        <http://www.finances-analysis.ru>

Похожие работы на - Расчет эффективности применения базы данных в организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!