59979376,151829776-814960+86Прочие затраты4080303941,34076273147,1-40308+99,9Итого:9873179110086585296100-12146495+330,3
Проанализировав данные РУП « Абхазская железная дорога» 2011-2010 г.г ,мы видим, что происходит уменьшение всех эксплуатационных затрат.
Наибольшее уменьшение наблюдается по затратам на оплату труда 6146715 млн.рублей; материальные затраты уменьшились на 5144512 млн.руб. Отчисления органам социального страхования в сравнении с 2010 г. уменьшились на 40308 тыс.рублей.
Эксплуатационные затраты в 2011 году по сравнению с 2010 годом уменьшились на 12146495 млн.рублей. В связи с ремонтом инфраструктуры РУП «Абхазская железная дорога» были сокращены как пассажирские, так и грузовые перевозки.
3. Анализ затрат по статьям калькуляции
Группировка затрат по статьям калькуляции нужна для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве. Группировка затрат по статьям калькуляции указывает, на какие цели и в каких размерах произведены расходы, что облегчает путем анализа поиск резервов для их сокращения. Статьи калькуляции включают в себя: сырье и материалы, возвратные отходы, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная зарплата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды производственных рабочих, расходы на подготовку и освоение производства, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные расходы, коммерческие расходы, управленческие расходы.
Все калькуляционные статьи расходов следует подразделить на две группы по признаку их зависимости от объемов производства грузоперевозок:
а) постоянные, не зависящие от объема грузоперевозок (амортизация ОС, аренда помещений, налог на имущество, повременная оплата труда и др.);
б) переменные, изменяющиеся, как правило, пропорционально объему производства грузоперевозок (сдельная зарплата, сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели и др.).
Необходимость деления калькуляционных расходов на постоянные и переменные имеет большое аналитическое значение, т.к. дает возможность проследить влияние постоянных расходов на уровень себестоимости грузоперевозок при изменении объема производства: при росте объема производства грузоперевозок сумма постоянных расходов в ее себестоимости снижается обратно пропорционально и наоборот. Переменные расходы в этом случае никакого влияния на себестоимость грузоперевозок не оказывают, т.к. в себестоимости единицы грузоперевозок они составляют постоянную величину.
Анализ затрат реализацию грузоперевозок проводится путем сравнения удельных весов фактических затрат по экономическим элементам отчетного года с аналогичными показателями предыдущего года и позволяет изучить структуры затрат на производство и реализацию грузоперевозок.
С внедрением новой техники и совершенствованием организации производства уменьшается доля затрат на оплату труда, а доля материальных затрат и доля амортизации основных средств возрастает. Изменение структуры затрат в сторону уменьшения удельного веса материальных затрат при относительном увеличении затрат на оплату труда связано со структурными сдвигами в составе грузоперевозок.
Калькуляционные статьи затрат, их состав и методы распределения затрат по видам грузоперевозок формируются с учетом характера и особенностей производства.
Статьи затрат показывают, на какие цели произведены затраты. по каким статьям имела место экономия по сравнению с предыдущим годом, а по каким - допущен перерасход. Устанавливаются статьи затрат, по которым произошли наибольшие изменения и выясняются их причины.
Одной из причин изменения затрат по переменным статьям является увеличение (или снижение) объема грузоперевозок и изменение ее структуры, а также изменение норм расхода и цен на материалы, топливо, энергию; изменение трудоемкости грузоперевозок и среднечасовой оплаты труда по статье "основная заработная плата производственных рабочих".
Влияние взаимодействующих факторов на изменение прямых материальных затрат и прямых трудовых затрат производственных рабочих определяется при анализе себестоимости отдельных видов грузоперевозок.
Причины изменения расходов на подготовку и освоение производства устанавливается путем сравнения смет этих расходов за отчетный и предыдущий годы.
При анализе изменения косвенных расходов (общепроизводственных и общехозяйственных) изучаются их сметы в отчетном году в сравнении с предыдущим годом.
Анализ прочих производственных расходов проводится по видам их состава, и выясняются причины их изменения в отчетном году по сравнению с предыдущим годом. Влияние изменения факторов на изменение себестоимости грузоперевозок анализируется способами разниц или цепных подстановок.
Анализ себестоимости отдельных видов грузоперевозок проводится по калькуляциям (плановым и фактическим). При анализе калькуляций себестоимости отдельных видов грузоперевозок фактические затраты в целом и по отдельным статьям сравниваются с плановыми показателями, а по сравнимой грузоперевозок - с данными предыдущего года.
Наибольшее внимание среди калькуляционных статей следует уделить анализу материальных затрат.
Необходимо выявить влияние соблюдения норм расхода материалов и цен на них на себестоимость грузоперевозок.
Аналогично анализируется влияние факторов на изменение затрат по статье "Топливо и энергия на технологические цели".
Калькуляционная статья "Основная заработная плата производственных рабочих" также относится к числу важнейших в себестоимости грузоперевозок. Аналогично анализируется изменение прямых материальных и трудовых затрат в себестоимости единицы грузоперевозок по сравнению с предыдущим годом.
Значительную часть себестоимости грузоперевозок составляют косвенные расходы. Их анализ проводится при изучении смет расходов на обслуживание производства и управление.
К расходам на обслуживание производства и управление относятся:
общепроизводственные расходы (расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования и цеховые расходы);
общехозяйственные расходы.
При анализе расходов на обслуживание производства и управление следует:
дать оценку изменения расходов в расчете на один рубль объема грузоперевозок, как в целом, так и по отдельным видам;
дать оценку выполнения смет расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, цеховых и общехозяйственных расходов;
изучить причины как превышения плановых расходов, так и экономии расходов по сметам.
При анализе сравниваются темпы роста объема грузоперевозок с темпами роста расходов на обслуживание производства и управление. Темп роста объема грузоперевозок должен опережать темп роста указанных расходов. В этом случае происходит относительное сокращение расходов в расчете на один рубль грузоперевозок.
Сопоставление в динамике расходов на обслуживание грузоперевозок и управление в расчете на один рубль грузоперевозок показывает, как изменилась их доля в стоимости грузоперевозок и какая наблюдается тенденция - роста или снижения.
В процессе анализа по каждой статье сметы фактические, расходы сравниваются с плановыми и определяются причины отклонений.
На отклонение фактических расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования от плановой величины по смете в основном оказывают влияние два фактора: изменение объема производства и нарушение сметы расходов. Для выявления влияния каждого из этих факторов расходы подразделяются на переменные и условно-постоянные.
Статьи, величина расходов по которым меняется под влиянием изменения объема производства, относят к переменным расходам, а статьи, величина которых практически не зависит от объема производства, - к условно-постоянным.
К переменным расходам, относят статьи: эксплуатация машин и оборудования, внутрихозяйственное перемещение грузов, износ МБП. Остальные расходы относят к условно-переменным.
Для выявления влияния фактора объема производства необходимо плановую величину переменных расходов по смете пересчитать с учетом выполнения плана по объему грузоперевозок и из полученного результата вычесть плановые переменные расходы. Путем исключения размера влияния первого фактора из общего отклонения по смете расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования определяют влияние второго фактора на изменение расходов по смете.
Анализ эксплуатационных расходов по статьям калькуляции.
2010 г2011 г2011 от 2010ПоказателиСуммаУд.весСуммаУд.весАбс.Отн.Материальные затраты55863485,6423300062,67-325634241,7Топливо69868907,0650486845,79-193820672,3Энергия3649810,364150170,4850036113,7Затраты на оплату труда3899259639,43284588137,7-614671584,2Страховые платежи59979376,0651829775,94-81496086,4Прочие расходы4080303941,244076273146,8-4030899,9Налог на имущество3043,079100,001606299,3Налог на землю261000,03261000,030100Оплата услуг сторонних организаций1833000,195045000,58321200275,2Итого:9894149510087116806100-1182468988,04
Данные таблицы свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес в общей сумме эксплуатационных расходов в 2010г. занимают прочие расходы (41,24) и затраты на оплату труда (39,4)., а наименьший - налог на землю (0,03). В 2011г. наибольший удельный вес занимают также прочие расходы (46,8) и расходы на оплату труда (37,7),наименьший уд.вес занимает налог на землю (0,03).Прочие расходы 2011 г.уменьшились на 40308р(99,9%) по сравнению с 2010г.;затраты на оплату труда уменьшились на 6146715р.(84,2%);Налог на землю остался неизменным-0 (100%).
4. Анализ себестоимости грузов и пассажиров
Текущие затраты железных дорог на перевозку грузов, пассажиров, багажа называют эксплуатационными расходами.
Затраты на производство и реализацию продукции, формирующие ее себестоимость - один из важнейших показателей деятельности предприятия. Они состоят из стоимости используемых в производстве продукции основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных расходов.
Состав и структура эксплуатационных расходов, относимых на себестоимость, могут быть проанализированы по следующим статьям:
затраты на подготовку и освоение производства;
затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг);
затраты, связанные с использованием природного сырья;
затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства;
расходы, связанные с обслуживанием процесса производства;
затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;
затраты, связанные с управлением производством;
расходы, связанные с набором рабочей силы, подготовкой и переподготовкой кадров;
оплата услуг по осуществлению расчетных операций;
затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков;
уплата налогов, сборов и др.
Реальный состав и структура затрат на производство зависят от условий производства, формы собственности, соотношения материальных, трудовых и других факторов. Кроме того, следует обратить внимание на различие в понятиях расходы и затраты.
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников.
Затраты являются бухгалтерской категорией, с денежным потоком не связаны и служат элементами, формирующими показатель себестоимости.
Существует два варианта учета затрат на производство и реализацию продукции.
Первый вариант предусматривает исчисление себестоимости путем группировки расходов на прямые и косвенные. Прямые относятся на себестоимость непосредственно из учетных документов, а косвенные распределяются по видам продукции в зависимости от принятой предприятием методики, т. е. расчетным путем.
Второй вариант - классическая система учета прямых затрат предполагает иную группировку затрат на переменные и постоянные.
К переменным относятся затраты, величина которых изменяется при изменении объема производства: затраты на сырье, материалы, заработная плата основных производственных рабочих, топливо и энергия на технологические цели и другие расходы.
В зависимости от степени влияния темпов роста, объема производств на те или иные элементы переменных затрат они, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дегрессивные.
К постоянным принято относить такие элементы, величина которых не меняется с изменением объема производства, например, начисленная амортизация основных фондов, арендная плата, процент за пользование кредитами и другие.
Выделение в структуре расходов постоянных и переменных затрат осуществляется методом корректировки на коэффициент, характеризующий зависимую от объема работ часть расходов.
Деление затрат на переменные и постоянные существенно при анализе безубыточности и производственного левериджа.
Под производственным левериджем понимается соотношение его постоянных и переменных затрат за определенный период.
В состав эксплуатационных расходов включают как переменные, так и постоянные затраты.
Алгебраически это можно представить в виде:
У=а+бх;
Где у- сумма постоянных затрат на перевозки
а- сумма постоянных затрат
б- ставка переменных расходов на ед.перевозок
х- объем перевозок.
Переменные расходы в себестоимости всего объема перевозок растут пропорционально объему перевозок, а постоянные затраты на ед. себестоимости не изменяются.
С ед = а +бх/х = а/х +б
Таким образом, при увеличении объема перевозок их себестоимость снижается за счет экономии на не зависящих от объема перевозок расходов.
Себестоимость перевозок- комплексный показатель качества работы железных дорог и один из важнейших показателей финансового состояния предприятия. В нем находят отражение все стороны деятельности. Снижение себестоимости- важнейшее условие роста эффективности производства и улучшение финансовых результатов.
Анализ себестоимости продукции работ и услуг позволят выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его приросты, устанавливать резервы и дать оценку возможностей предприятия по снижению себестоимости.
Изучение структуры затрат на производство по статьям затрат, элементам затрат, изделиям, видам деятельности является одним из направлений анализа себестоимости перевозок.
Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции, указывает куда, в каких размерах и на какие цели были израсходованы ресурсы.
Она необходима для исчисления себестоимости, что особенно важно при большой номенклатуре перевозимых грузов, а также для установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.
Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материало-, энерго-, трудо-, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат.
При анализе цеховых и общехозяйственных расходов следует обратить особое внимание на наличие непроизводительных затрат (потери от порчи и недостачи сырья и готовой грузоперевозок, оплата простоев по вине предприятия и др.), причины образования которых следует выяснить и устранить. При анализе коммерческих расходов необходимо искать пути для их разумного сокращения: поиск более дешевых видов транспорта, сокращение расстояния перевозки грузов, применение более дешевой тары не в ущерб качества, построение более эффективной и продуманной рекламы и т. д. Обобщающим показателем, характеризующим уровень себестоимости грузоперевозок, являются затраты на 1 рубль грузоперевозок. Планирование и учет уровня себестоимости в виде затрат на 1 рубль грузоперевозок позволяет применить единый показатель как по сравнимой, так и несравнимой грузоперевозок, увязать между собой планирование прибыли и себестоимости, дает возможность следить за динамикой уровня себестоимости за ряд лет. Исчисляется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию грузоперевозок к объему произведенной грузоперевозок в действующих ценах (без НДС и акцизов).
На его уровень оказывают влияние объективные и субъективные факторы внутреннего и внешнего характера. К числу факторов, оказывающих влияние на уровень затрат на 1 рубль объема грузоперевозок относятся: Изменение объема грузоперевозок, изменение структуры выпускаемой грузоперевозок, изменение среднего уровня отпускных цен на продукцию (в связи с инфляцией, изменения качества грузоперевозок, рынков сбыта), изменение уровня удельных переменных затрат, изменение суммы постоянных затрат.
Анализ затрат на 1 рубль оказанных услуг.
Показатели2011 г2010 гВыпуск услуг4378718893780159Себестоимость выпуска8658529698758195Затраты на 1 рубль оказанных услуг.1,11,9
Анализ изменения затрат на 1 рубль оказанных услуг.
Показатели2011г. от 2010 г.Выпуск услуг-49992971Себестоимость выпуска-12172899Затраты на 1 рубль оказанных услуг.-0,8
На основании данных таблицы можно сделать вывод о том, что выпуск услуг в 2011г. по сравнению с 2010г. уменьшился на 49992971р.; себестоимость выпуска в исследуемом периоде также уменьшилась на 12172899 р. Этому способствовало снижение затрат на 1 руб. оказанных услуг на 0,8р.
5. Факторный анализ эксплуатационных расходов
бухгалтерский учет отчетность железнодорожный
Для определения резервов снижения себестоимости большое значение имеют экономический анализ эксплуатационных расходов и оценка влияния различных факторов на этот показатель.
Анализ эксплуатационных расходов позволяет установить причины изменения затрат, вскрыть резервы снижения себестоимости перевозок, способствует распространению современных методов труда, эффективной организации производственных процессов, оказывающих существенное влияние на уровень эксплуатационных расходов; помогает сократить эксплуатационные расходы, связанные с недостатками в организации работы (нерациональные перевозки, содержание излишнего штата работников, перерасход топлива и электроэнергии, внеплановые ремонты подвижного состава и др.).
На эксплуатационные расходы оказывает влияние огромное количество факторов. Их можно разделить на две группы:
- внешние факторы, которые организация изменить или устранить не может, например, географические и климатические условия, экономическая и политическая ситуация в стране и др.;
- внутренние факторы, на которые может влиять структурное подразделение железной дороги. Факторы второй группы подвергаются изучению и исследованию для последующей оценки количественной зависимости себестоимости от изменения конкретного показателя.
Наиболее важными, определяющими изменение эксплуатационных расходов являются следующие факторы второй группы:
- объём перевозок грузов и пассажиров;
- уровень производительности труда (эффективность использования трудовых ресурсов);
- эффективность использования долгосрочных активов (основных средств);
- эффективность использования материальных ресурсов;
- качество использования подвижного состава и др.
Факторный анализ позволяет выявить изменение не только расходов, но и других показателей работы, в частности, норм расхода топлива, электроэнергии, материалов, наметить мероприятия по улучшению работы организации и повысить эффективность работы железной дороги в целом.
При росте объёма перевозок эксплуатационные расходы увеличиваются. Однако соотношение темпов роста объёмов перевозок и расходов различно и в значительной степени определяются условиями увеличения объёма перевозок. При увеличении объёма перевозок за счёт интенсивности работы и роста грузонапряжённости изменение расходов ниже, чем рост объёма перевозок. В результате этого эксплуатационные расходы увеличиваются относительно медленнее объёма перевозок и себестоимость уменьшается. Более медленный рост эксплуатационных расходов объясняется тем, что при увеличении объёма перевозок расходы по содержанию, ремонту и амортизации постоянных устройств, зданий, искусственных сооружений могут не изменятся в течение периода наличия запаса пропускной способности или изменятся незначительно. Также мало изменяются в аналогичных условиях расходы по содержанию аппарата управления, общехозяйственные расходы. Использование современной техники создаёт условия для получения дополнительных резервов пропускной и провозной способности, что, в свою очередь, влияет на относительное уменьшение расходов при увеличении объёма перевозок.
Изменение эксплуатационных расходов организации подчиняется влиянию объёма перевозок, при котором расходы на единицу продукции с ростом объёма работы уменьшаются. При этом прирост грузооборота вызывает относительное увеличение эксплуатационных расходов, а себестоимость перевозок снижается за счёт перераспределения независящих расходов на единицу перевозок. В связи с этим, снижение себестоимости перевозок в целом зависит от величины и доли расходов, отнесённых к независящим, а также от характера и степени изменения зависящих расходов. При изменении объема перевозок доля зависящих расходов в их себестоимости сохраняется постоянной, а доля независящих будет уменьшаться при увеличении объема перевозок и увеличиваться при их уменьшении.
Список использованной литературы
1.Абрамов А.П. «Затраты железных дорог и цена перевозки» 1974 г.
.Аксенов И.Я. «Показатели эксплуатационной работы железных дорог», Трансжелдориздат,1962 г.
.Витченко М.Н. «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта»,Маршрут.
.Гоманков Ф.С. «Технология и организация перевозок на железнодорожном транспорте», Транспорт,1994 г.
.Дмитриев В.А. «Экономика железнодорожного транспорта», Транспорт,1996 г.
.Захаров А. Г. « Совершенствование планирования и анализа грузовых перевозок на железнодорожном транспорте», Транспорт,1990 г.
.Захаров А.Г. « Совершенствование экономической оценки показателей эксплуатационной работы», Транспорт,1961 г.
.Петров Ю.Д. «Планирование на предприятиях железнодорожного транспорта», Транспорт,1989 г.