Продукция
|
Себестоимость на начало 2011г.
|
Себестоимость
<#"558874.files/image002.gif">) можно выразить формулой:
(1)
Отклонения
прямых затрат за счет изменения структуры продукции рассчитываются так:
(2)
Отклонения
прямых затрат за счет изменения их уровня в себестоимости отдельных изделий
исчисляются по формулам:
, (3)
, (4)
где
- плановая величина прямых затрат, руб.;
- не
выполнение или перевыполнение плана по товарной продукции, %;
- сумма
плановых затрат, рассчитанных по плановым нормам фактических объема и структуры
продукции, руб.;
-
изменение объема товарной продукции, ед.;
- сумма
прямых затрат, рассчитанная по фактически сложившимся нормам, на фактический
объем и структуру продукции, руб.
Помимо
перечисленных выше факторов на уровень себестоимости оказывают влияние
изменения:
технического
уровня производства;
организации
производства и труда;
объема,
структуры и размещения производства;
использования
природных ресурсов;
развития
производства.
Методику
анализа себестоимости продукции по этим группам факторов рассмотрим исходя из
технического уровня производства.
Изменение
себестоимости продукции за счет повышения технического уровня производства. При
определении экономии от снижения себестоимости по факторам этой группы в расчет
принимается экономия как до конца отчетного периода, так и переходящая - от
внедрения мероприятий в последующем периоде. Сумма обеих величин составляет
общую экономию в расчете на год.
Экономию
до конца года от внедрения мероприятий по повышению технического уровня
производства (∆ определяют по формуле:
∆, (5)
где
- объем реализованной продукции (работ) с момента
внедрения мероприятия до конца отчетного года;
-
изменяемые прямые текущие затраты на единицу реализованной продукции
соответственно до и после внедрения мероприятия.
Переходящую
экономию (∆ рассчитывают по формуле:
∆, (6)
где
- разница изменяемых прямых текущих затрат в
себестоимости единицы изделия;
- объем
выпуска продукции за период, переходящий на следующий год в пределах 12 месяцев
с момента внедрения мероприятия.
Расчет
влияния на себестоимость реализованной продукции изменений технического уровня
производства ведется по всем элементам затрат, на снижение или повышение
которых влияют осуществленные мероприятия по новой технике.
Общее
изменение себестоимости за период по всем элементам затрат составляет:
∆∆ЗП + ∆М + ∆А, (7)
где
∆- общее изменение затрат на производство реализованной
продукции;
∆ЗП
- изменение затрат по оплате труда;
∆М
- изменение материальных затрат;
∆А
- изменение амортизации.
В
свою очередь, изменение затрат по оплате труда характеризуется абсолютным и
относительным отклонением:
абсолютное
отклонение:
∆ЗП
= , (8)
относительное
отклонение:
∆ЗП
= , (9)
где
- отчетная и базовая величины затрат по оплате труда;
- индекс
изменения выручки от реализации продукции (работ, услуг):
, (10)
где
- отчетная и базовая выручки от реализации продукции.
Изменение
материальных затрат раскладывается аналогично:
абсолютное
отклонение:
∆М
= , (11)
относительное
отклонение:
∆М
= , (12)
где
- отчетная и базовая величины материальных затрат.
Влияние
амортизации составит:
абсолютное
отклонение:
∆А
= , (13)
относительное
отклонение:
∆А
= , (14)
где
- отчетная и базовая величины амортизационных
отчислений.
Важнейшую
роль в снижении себестоимости продукции играет оперативный экономический
анализ. С его помощью своевременно оцениваются складывающиеся хозяйственные
ситуации с формированием себестоимости производимой продукции, вовремя
вскрываются причины недостатков в работе, внутрихозяйственные резервы улучшения
использования производственных ресурсов, оперативно принимаются управленческие
решения по устранению негативных моментов и мобилизации выявленных резервов
снижения себестоимости продукции.
2.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕБЕСТОИМОСТИ ОАО «МЦЕНСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ
ЗАВОД»
.1
Общая характеристика деятельности предприятия
В июле 1966г. на базе цеха технологической оснастки и строящегося корпуса
фасонного литья завода «Вторцветмет» был создан МЗАЛ - филиал ЗИЛа. В 1980 году
были завершены работы по созданию новой промышленной площадки, обеспечивающей
потребность ЗИЛа в цветном литье.
июля 1994г. на основании решения Совета АМО ЗИЛ было создано акционерное
общество открытого типа «Мценский завод алюминиевого литья». Вскоре оно было
преобразовано и Мценским филиалом регистрационного комитета Орловской области 1
декабря 2000г. зарегистрировано юридическое лицо в форме общества открытого
типа «Мценский литейный завод».
В данный момент ОАО «Мценский литейный завод» входит в объединение
«Орловские металлы», куда также входит завод «Орловские металлы» и управляющая
компания «Мценский алюминий». Завод - третий по величине в Орловской области.
Выпускаемая продукция: чугунное и цветное литье, поршни, цилиндры,
режущий инструмент, средства контроля. Вспомогательное производство
представляют цехи: ремонтно-монтажный цех, электроремонтный, теплосиловой,
строительный, транспортный цехи, которые обеспечивают ремонтные работы
оборудования, перевозки грузов и прочие работы в подразделениях завода. Вся
выпускаемая продукция сертифицирована.
ОАО «Мценский литейный завод» - одно из крупнейший предприятий в России и
Европе, изготавливающее отливки и изделия из алюминиевых и других цветных
сплавов, отливки из чугуна для различных отраслей народного хозяйства:
автомобилестроения, машиностроения, приборостроения, строительства,
коммунального хозяйства.
Номенклатура выпускаемой продукции содержит более 3000 наименований
комплектующих из цветных металлов и чугуна. Ежегодно выпускается около
девятисот. Производственная мощность цеха литья под давлением - 32 000 тонн
литья в год, цеха чугунного литья - 35 000 тонн литья в год, механосборочного
производства - до 1000 наименований комплектующих к автомобилям как массовыми,
так и единичными партиями.
ОАО «Мценский литейный завод» поставляет свою продукцию на внутренний
рынок, в страны СНГ, США, Германию. Продукция завода выпускается как в виде
отливок - заготовок для последующей обработки заказчиком, так и в виде готовых
изделий, сборочных единиц, комплектов, а также изготавливается литье для
ремонтных нужд, оригинальное и художественное литье по индивидуальным заказам.
Продукция предприятия успешно конкурирует с товарами иностранных фирм.
ОАО «Мценский литейный завод» уже несколько лет выполняет заказы таких
известных на Западе компаний, как OMI Industries (США) и FESTO (Германия). Сплавы
завода охотно покупают в США и Японии. Уже третий год завод принимает участие в
Ганноверской промышленной ярмарке, где демонстрируют свои достижения лучшие
машиностроительные компании мира.
ОАО «МЛЗ» выполняет комплекс работ по освоению новых заказов: от
конструирования новых изделий, отливок, технологической оснастки, разработки
технологических процессов, включая проектные работы по модернизации
оборудования, до изготовления образцов новой продукции и выпуска промышленных
партий с последующим серийным производством. Работы осуществляются
высококвалифицированным персоналом, имеющим большой практический опыт работы.
Конструкторские работы, технологические расчеты выполняются в современной
системе трехмерного, твердотельного автоматизированного проектирования
«ПРО-Инженер». Литейное производство организовано в двух цехах: цветного и
чугунного литья.
В производстве таких изделий, как «головка цилиндра», «поршневые
комплекты» к автомобилям ЗИЛ завод является монополистом или имеет конкурентное
преимущество среди других производителей в странах СНГ.
Потребители отдают предпочтение среди других конкурирующих фирм данному
предприятию как поставщику деталей из высокопрочного чугуна для железных дорог,
таких как, «анкер», «монорегулятор».
Вместе с тем, на рынке запасных частей к автомобилям функционируют целый
ряд аналогичных предприятий (Воронеж, Тамбов, Кострома, Уфа, Харьков, Донецк),
чья продукция разнообразна и по цене и по качеству. Наиболее серьезным
конкурентом является Конотопский завод «Мотордеталь», выпускающий более дешевую
(на 10-15%) и, одновременно, более качественную продукцию. Это связано с
использованием более качественных сплавов и процесса термообработки, а так же в
силу узкой специализации. ОАО «МЛЗ» имеет все возможности к росту
конкурентоспособности за счет ряда факторов:пересмотр ассортимента, проработка
дизайна;
- налаживание связей «поставщик-клиент»;
- обеспечение высокого стандарта качества;
выполнение договорных условий.
За 2005 - 2006 гг. постепенно обновлялись основные средства производства,
при этом обращается внимание на техническое перевооружение наиболее затратных
участков. Построена новая котельная, произведена компьютеризация предприятия. В
2007г. на заводе был запущен новый автоматический формовочно-литейный комплекс.
Оборудование было изготовлено на заказ датской компанией "DISA",
разработавшей принципиально новую конструкцию формовочно-литейных машин - DISA
230A. Ввод в эксплуатацию такого современного оборудования позволит открыть на
заводе дополнительные рабочие места. В настоящее время продукция завода широко
используется в строительстве российских железных дорог. Система управления
качеством МЛЗ соответствует международному стандарту ISO-9001-2000.
Организационная структура предприятия является линейно-функциональной,
что показано на рисунке А.1. Органами управления ОАО «МЛЗ» являются: общее
собрание акционеров, совет директоров общества, генеральный директор общества,
ликвидационная комиссия общества. Высший орган управления - общее собрание
акционеров.
Руководство и персонал предприятия в своей деятельности ориентируются на
создание совершенного промышленного производства, применение современных
управленческих технологий.
В данный момент делается следующий шаг - создание корпоративной
информационной системы, которая даст возможность связать службы заводов и
управляющей компании.
.2 Анализ внешней среды ОАО «Мценский литейный завод»
Понятие «внешняя среда» включает экономические условия, потребителей,
профсоюзы, законодательство, конкурирующие организации, общественные взгляды,
технику и технологию, другие составляющие. Эти взаимосвязанные факторы
оказывают влияние на всё, что происходит внутри организации. Различают внешнюю
среду прямого и косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия включает факторы, которые влияют на деятельность
организации. К ним относят поставщиков, акционеров, трудовые ресурсы, законы и
учреждения государственного регулирования, профсоюзы, потребителей и
конкурентов.
Главными разновидностями входов являются материалы, оборудование,
энергия, капитал и рабочая сила. Поставщики обеспечивают ввод этих ресурсов.
Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен,
качества или количества, но одновременно опасным усилением таких факторов
подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая
нестабильность.
Поставщиками ОАО «МЛЗ» являются:
«Festo AG & Co. KG»;
АО Гайский завод по обработке цветных металлов «Сплав»;
«Кировский завод» ОЦМ;
«Московский завод по обработке цветных металлов»;
«Каменск-Уральский завод ОЦМ».
Конкуренты - организации и лица, соперничающие в достижении идентичных
целей, в стремлении обладать теми же ресурсами, благами, занимать то же
положение на рынке.
Конкурентами ОАО «МЛЗ» являются:
-
ЗАО «Смоленский Автоагрегатный» завод АМО ЗИЛ» <#"558874.files/image034.gif">, (15)
где
- темп роста, %;
- данные
отчетного периода;
- данные
предыдущего периода.
Результаты
анализа отображены в таблице 7.
Таблица 7 - Основные показатели результатов финансово-хозяйственной
деятельности ОАО «МЛЗ» за 2009 - 2011гг.
Показатель
|
Годы
|
Темп роста, %
|
|
2009
|
2010
|
2011
|
2010/ 2009
|
2011/ 2010
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Выручка (нетто) от реализации продукции, тыс. руб.
|
755511
|
441214
|
436979
|
58,40
|
99,04
|
Удельный вес себестоимости в общем объеме выручки от
реализации продукции, %
|
68,64
|
91,41
|
99,98
|
133,17
|
109,38
|
Совокупные активы, тыс. руб.
|
193502
|
273267
|
193502
|
141,22
|
70,81
|
Доля основных средств в активах, %
|
37,15
|
25,27
|
25,27
|
68,02
|
100,00
|
Оборотные активы, тыс. руб.
|
109456
|
185910
|
185910
|
169,85
|
100,00
|
Фондоотдача (по реализованной продукции), руб./руб.
|
10,51
|
6,39
|
6,33
|
60,80
|
99,06
|
Доля материальных затрат в себестоимости продукции, %
|
65,84
|
64,54
|
55,13
|
98,03
|
85,42
|
Материалоотдача (по реализованной продукции), руб./руб.
|
1,87
|
1,82
|
2,06
|
97,33
|
113,19
|
Среднесписочная численность работников (ППП), чел.
|
2685
|
2165
|
2690
|
80,63
|
124,25
|
Производительность труда (по реализованной продукции) в
расчете на одного работника (ППП), тыс. руб./чел.
|
281,38
|
203,79
|
162,45
|
72,43
|
79,71
|
Среднемесячная оплата труда одного работника (ППП), тыс.
руб.
|
10762
|
9758
|
8438
|
90,67
|
86,47
|
Валовая прибыль, тыс. руб.
|
236912
|
37903
|
92
|
16,11
|
0,24
|
Прибыль (убыток) от реализации продукции, тыс. руб.
|
71488
|
5797
|
8045
|
8,11
|
138,78
|
Чистая прибыль, тыс. руб.
|
17213
|
26252
|
26252
|
152,51
|
100,00
|
Норма чистой прибыли, %
|
2,28
|
5,95
|
6,01
|
260,96
|
101,01
|
Рентабельность продаж (оборота), %
|
9,46
|
1,31
|
1,84
|
13,85
|
140,46
|
Рентабельность продукции, %
|
13,78
|
1,44
|
1,84
|
10,45
|
127,78
|
Рентабельность активов, %
|
15,73
|
3,12
|
4,33
|
19,83
|
138,78
|
Продолжительность одного оборота оборотного капитала, дни
|
52,16
|
151,69
|
153,16
|
290,82
|
100,97
|
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными
средствами, норматив > 0,1
|
0,14
|
0,22
|
0,24
|
157,14
|
109,09
|
Показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным
активам
|
0,25
|
0,28
|
0,28
|
112,00
|
100,00
|
Показатель отношения дебиторской задолженности к
кредиторской задолженности
|
1,04
|
1,04
|
1,27
|
100,00
|
122,12
|
Коэффициент автономии (финансовой независимости), норматив
> 0,5
|
0,46
|
0,51
|
0,42
|
110,87
|
82,35
|
Коэффициент текущей ликвидности, норматив 2
|
1,2
|
1,5
|
125,00
|
126,67
|
Показатель обеспеченности обязательств активами, норматив
< 0,5
|
4,25
|
3,65
|
4,73
|
85,88
|
129,59
|
Результаты анализа отображены на рисунке 2.
Рисунок
2 - Динамика изменения коэффициентов текущей ликвидности и финансовой
независимости
Анализ
динамики изменения себестоимости реализованной продукции представлен на рисунке
3.
Рисунок 3 - Динамика изменения себестоимости реализованной продукции
Анализируя данные таблицы 7, можно сделать следующие выводы:
выручка от реализации продукции за исследуемый период характеризуется
тенденцией к снижению. Так, в 2010г. выручка снизилась на 41,6 %, в 2011г. - на
0,96 %;
удельный вес себестоимости в общем объеме выручки от реализации продукции
за 2009 - 2011гг. увеличился, что отрицательно сказалось на прибыли
предприятия;
совокупные активы в 2010г. по отношению к 2009г. увеличились на 41,22 % и
составили 273267тыс. руб. В 2011г. данный показатель снизился и составил
70,81тыс. руб.;
за анализируемый период оборотные активы имели тенденцию к увеличению. В
2010г. этот показатель увеличился на 69,85 %. Увеличение оборотных активов
свидетельствует о достаточно хорошей работе предприятия;
фондоотдача в 2010г. уменьшилась на 39,2 %, что негативно сказалось на
работе предприятия. В 2011г. данный показатель снизился на 0,94 % и составил
6,33руб./руб., т. е. на каждый рубль основных средств приходилось 6,33руб.;
доля материальных затрат в себестоимости продукции в 2009г. составила
65,84 %, в 2010г. - 64,54 %, в 2011г. - 55,13%. Увеличение этого показателя
говорит о неэффективном производстве продукции и снижении ее рентабельности;
валовая прибыль в 2010г. по отношению к 2009г. уменьшилась на 83,89 % и
составила 37903тыс. руб. Это связано со значительным уменьшением количества
реализованной продукции. В 2011г. этот показатель уменьшился на 99,76 %;
показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам в
2010г. увеличился на 12 %. Это говорит об увеличении дебиторской задолженности;
коэффициент текущей ликвидности предприятия на протяжении анализируемого
периода был ниже нормативного значения, что говорит о финансовой
несостоятельности и неспособности предприятия отвечать по своим обязательствам.
В заключении можно сделать вывод о том, что в целом финансовое состояние
ОАО «МЛЗ» неустойчивое, о чем свидетельствует ряд проанализированных
показателей.
.4 Анализ себестоимости продукции ОАО «Мценский литейный завод»
Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической
эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной
деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных
ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий,
темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов
хозяйствования.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе
управления затратами. Он позволяет изучить, тенденции изменения ее уровня,
установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их
причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы
предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Эффективность системы управления затратами во многом зависит от
организации их анализа, которая, в свою очередь, определяется следующими
факторами:
формой и методами учета затрат, применяемыми на предприятии;
степенью автоматизации учетно-аналитического процесса на предприятии;
состоянием планирования и нормирования уровня операционных затрат;
наличием соответствующих видов ежедневной, еженедельной и ежемесячной
внутренней отчетности об операционных затратах позволяющих оперативно выявлять
отклонения, их причины и своевременно принимать корректирующие меры по их
устранению;
наличием специалистов, умеющих грамотно анализировать, и управлять
процессом формирования затрат.
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:
полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;
уровень затрат на рубль выпущенной продукции;
себестоимость отдельных изделий;
отдельные статьи затрат;
затраты по центрам ответственности.
При анализе структуры и динамики себестоимости продукции определяются
изменения удельного веса отдельных статей затрат от аналогичных данных прошлых
лет и плана, исчисляется влияние этих отклонений на итоговый показатель.
Одновременно выделяются статьи затрат, имеющие наибольший удельный вес в
себестоимости, и статьи затрат, по которым происходили наибольшие изменения.
Проведем анализ структуры и динамики себестоимости продукции ОАО «МЛЗ»
(таблица 8).
Таблица 8 - Анализ структуры и динамики себестоимости ОАО «МЛЗ»
Показатель
|
2010
|
2011
|
Изменения за год
|
Темп роста, %
|
|
сумма, тыс. руб.
|
удельный вес, %
|
сумма, тыс. руб.
|
удельный вес, %
|
сумма, тыс. руб.
|
удельный вес, %
|
|
Себестоимость продукции, в том числе:
|
415963
|
100,00
|
380667
|
100,00
|
-35296
|
0,00
|
91,51
|
Сырье
|
31521
|
7,58
|
25341
|
6,66
|
-6180
|
-0,92
|
80,39
|
Топливо
|
19876
|
4,78
|
18304
|
4,81
|
-1572
|
0,03
|
92,09
|
Запчасти
|
7660
|
1,84
|
4560
|
1,20
|
-3100
|
-0,64
|
59,53
|
Электроэнергия
|
3100
|
0,75
|
2147
|
0,56
|
-953
|
-0,19
|
69,26
|
Затраты по оплате труда
|
189303
|
45,51
|
195000
|
51,23
|
5697
|
5,72
|
103,01
|
Амортизация основных средств
|
148000
|
35,58
|
121904
|
32,02
|
-26096
|
-3,56
|
82,37
|
Прочие затраты
|
16503
|
3,96
|
13411
|
3,52
|
-3092
|
-0,44
|
81,26
|
Анализируя структуру и динамику показателей себестоимости ОАО «МЛЗ»,
видно, что в 2011г. себестоимость продукции снизилась на 8,49 % или на 35296
тыс. руб. Снижение общей себестоимости обусловлено снижением таких элементов
как сырье, топливо, запчасти, электроэнергия и амортизация основных средств на
19,61 %, 7,91 %, 40,47 %, 30,74 % и 18,63 % соответственно.
В структуре себестоимости наибольший удельный вес занимает оплата труда.
Его доля за анализируемый период незначительно увеличилась. Удельный вес
остальных элементов не столь значителен.
На рисунке 4 и 5 представлен анализ структуры и динамики себестоимости
ОАО «МЛЗ» за 2010-2011 годы.
Рисунок
4 - Анализ структуры и динамики себестоимости ОАО «МЛЗ» за 2010 год
Рисунок
5 - Анализ структуры и динамики себестоимости ОАО «МЛЗ» за 2011 год
Важный
обобщающий показатель себестоимости продукции - затраты на рубль товарной
продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может
рассчитываться в любой отрасли производства, и, во-вторых, наглядно показывает
прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей
суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной
продукции в действующих ценах.
Проведем
анализ затрат на рубль товарной продукции ОАО «МЛЗ».
В
таблице 9 представлена динамика затрат на рубль товарной продукции за 2009 -
2011гг.
Таблица
9 - Динамика затрат на рубль товарной продукции
Год
|
ОАО «МЛЗ»
|
В среднем по отрасли
|
|
уровень показателя, %
|
темп роста, %
|
уровень показателя, %
|
темп роста, %
|
2009
|
90,94
|
100,00
|
85,41
|
100,00
|
2010
|
90,91
|
99,97
|
84,20
|
98,58
|
2011
|
86,68
|
95,35
|
83,55
|
99,23
|
Из таблицы 9 видно, что за три анализируемых года предприятие добилось
определенных успехов в снижении затрат на рубль товарной продукции. За этот
период уровень данного показателя на исследуемом объекте снизился на 4,65%, а в
среднем по отрасли - на 0,77%. Следовательно, по темпам снижения затрат на
рубль продукции ОАО «МЛЗ» опережает другие предприятия отрасли.
Данные таблицы 9 графически отображены на рисунке 6.
Рисунок
6 - Динамика затрат на рубль товарной продукции ОАО «МЛЗ»
Анализ
себестоимости продукции ОАО «МЛЗ», представлен в таблице 10.
Таблица
10 - Анализ себестоимости продукции ОАО «МЛЗ»
Показатель
|
План
|
Факт
|
Отклонение от плана
|
Объем производства, шт.
|
16 000,00
|
15 478,00
|
-522,00
|
Постоянные расходы, тыс. руб.
|
255 000,00
|
269 600,00
|
14 600,00
|
Переменные затраты, тыс. руб.
|
718 400,00
|
845 098,80
|
-5 063,40
|
Сумма переменных затрат на ед. Продукции, тыс. руб./шт
|
44,90
|
54,60
|
9,70
|
Себестоимость ед. продукции, тыс. руб.
|
60,84
|
72,02
|
11,18
|
Анализ себестоимости продукции ОАО «МЛЗ» представлен на рисунке 7.
Рисунок
7 - Анализ себестоимости продукции ОАО «МЛЗ»
Произведем
расчет влияния факторов на изменение себестоимости продукта методом цепной
подстановки:
Спл = Fпл / Qпл + Vпл, (16)
Сусл1 = Fпл / Qф + Vпл, (17)
Сусл2 = Fф / Qф + Vпл, (18)
Сф = Fф / Qф + Vф. (19)
Получаем изменение себестоимости за счет:
объема производства = Сусл1 - Спл = 16,42-15,89=0,53 руб.;
суммы постоянных затрат = Сусл2 - Сусл1 = 17,36-16,42=0,94 руб;
сумма удельных переменных затрат = Сф - Сусл2 = 17,35-17,36 = -0,01 руб.
В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что:
за счет изменения объема производства себестоимость увеличилась на 0,53
руб.
в результате изменения суммы постоянных затрат себестоимость увеличилась
на 0,94 руб.
при изменении суммы удельных переменных затрат себестоимость сократилась
на 0,01 руб.
завод
себестоимость экономический затрата
3. ПРОЕКТ БИЗНЕС - ПЛАНА ПО СНИЖЕНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО
«МЦЕНСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД»
.1 Концепция структуры бизнес-плана по снижению себестоимости продукции
Концепция структуры бизнес-плана металлургического предприятия ОАО «МЛЗ»
в общем виде выглядит сегодня следующим образом.
Службы маркетинга ищут покупателей, заключают с ними договора, принимают
заказы, после чего к этому процессу подключаются подразделения, занимающиеся
разработкой продукции и подготовкой производства. Если речь идет о новой
продукции, то она проектируется с нуля, в других случаях требуется улучшение
конструкции или создание той или иной модификации.
Затем готовится необходимая технология (определяются маршрутный и
операционный технологические процессы, нормы выработки, расхода материалов и
пр.). Отдел закупок (или отдел комплектации) обеспечивает заказ и доставку
нужных материалов и комплектующих; инструментальный цех готовит оснастку,
металлургическое производство - необходимые заготовки, затем подключается
основное производство, осуществляющее процесс изготовления и сборки готового
изделия. После отгрузки продукции возникают процедуры, связанные с учетом труда
и расчетом заработной платы сотрудников предприятия, а также (в ряде случаев)
обязательства по сопровождению (гарантийному и сервисному). Большинство этих
процедур сопровождается соответствующими финансовыми потоками, которые затем
отражаются в бухгалтерском и налоговом учете и, наконец, обрабатываются в
планово-экономическом отделе, определяющем основные показатели работы
предприятия (рентабельность, прибыль и пр.) и составляющем планы на будущее.
[12]
Главными перспективными задачами ОАО «МЛЗ» являются качественное
обновление и увеличение номенклатуры выпускаемой продукции, расширение рынка
сбыта и поиск партнеров с целью создания совместных предприятий по производству
коммунальной техники.
Для улучшения работы предприятия и изменения сложившейся нестабильной
ситуации необходимо принять соответствующие меры по увеличению доли выпускаемой
продукции, а так же ее качества. Необходимо увеличение доли экспортных поставок
выпускаемых изделий, а так же разработка эффективного проекта по привлечению
покупателей и заказчиков выпускаемой предприятием продукции.
Структура бизнес-плана предприятия вытекает из его назначения как
документа, в котором по определенной схеме систематизированы результаты
проведенных прединвестиционных исследований.
В бизнес-плане отражено:
- титульный лист;
резюме;
анализ положения дел в отрасли;
анализ рынка;
план по снижению себестоимости;
- план маркетинга;
- план технической модернизации обеспечения производства;
организационный план и управление персоналом;
степень риска;
- финансовый план.
Концепция бизнес-плана представлена в приложении Г.
Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором указываются:
наименование предприятия - инициатора проекта, его название, а также авторы
проекта, время и место подготовки бизнес-плана.
Резюме.
Резюме представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта.
Оно должно быть кратким (1-2 страницы) и содержать описание ключевых моментов,
которые должны позволить лицам, принимающим решения, сформировать свое
отношение к предлагаемому проекту. С этой целью в резюме указываются следующие
данные:
полное название, адрес и телефон предприятия-инициатора проекта;
описание предприятия, его специфики;
краткие сведения об управленческом персонале и его доли в капитале
предприятия;
цель составления бизнес-плана;
цели предприятия;
объем средств, которые инициатор инвестирует в проект.
Анализ положения дел в отрасли.
Описание предприятия и отрасли имеет целью формирование у лиц,
принимающих инвестиционные решения, четкого представления о предприятии как
объекте инвестирования или возможном партнере при реализации инвестиционного
проекта.
Описание предприятия должно включать в себя следующие данные:
название предприятия и его организационно-правовая форма;
юридический и почтовый адрес;
краткая экономико-географическая и историческая справка (место нахождения
предприятия, занимая площадь, дата образования, первоначальные цели предприятия
и сведения о развитии за прошедшее время);
структура активов (основной и оборотный капитал, характеристика
материальных ресурсов: зданий и сооружений, объектов социальной инфраструктуры,
оборудования (остаточная стоимость и степень износа), незавершенного
строительства, материальных запасов).[13]
Анализ рынка.
Анализ рынка включает в себе анализ общих тенденций и условий и
определение того, как эти тенденции влияют на результаты деятельность и прибыль
компании.
Прежде всего, собирается как можно больше информации о современной
ситуации на рынке, основных тенденциях отрасли, прогнозах и перспективах ее
развития.
Рынок и маркетинг являются решающими факторами для всех компаний. Самые
гениальные технологии оказываются бесполезными, если на них нет своих
покупателей. Поэтому этот раздел является наиболее трудным для написания.
Необходимо убедить инвестора в существовании рынка для продукции и показать,
что вы понимаете и можете продать на нем свою продукцию. Для этого важно
определить тот сегмент рынка, который будет для предприятия главным. Как
правило, новые предприятия могут успешно конкурировать лишь на одном,
достаточно узком сегменте рынка. Выбор такого сегмента может зависеть и от
остроты конкурентной борьбы, которая для одного типа продукции может быть
слабее, для другого - сильнее.
После определения конкурентного сегмента рынка приводится описание
структуры клиентуры (покупателей) внутри этого сегмента.
План по снижению себестоимости.
Основной
целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся
резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных
накоплений для того, чтобы увеличить рентабельность
<#"558874.files/image042.gif">
Рисунок
8 - Переменные затраты на изготовление поршней
Таблица
18 - Затраты на электроэнергию
|
До внедрения
|
После внедрения
|
Мощность электродвигателя, квт
|
75
|
55
|
Машинное время на 1 поршень, мин.
|
29,302
|
21,036
|
Расход электроэнергии на 1 поршень, квт
|
9,9
|
4,5
|
Затраты на электроэнергию на 1 поршень, руб.
|
39,5
|
22,9
|
Таблица 19 - Эффект от изменения прямых затрат на производство «Поршней»
В рублях
|
До внедрения
|
После внедрения
|
Электроэнергия на 1 поршень
|
39,5
|
22,9
|
Зарплата с начислениями на 1 поршень
|
46,01
|
33,46
|
Итого прямые затраты на 1 поршень
|
85,51
|
56,36
|
Итого прямые затраты на годовую программу выпуска"
поршней"
|
1 658365
|
1065214
|
Экономия (+), перерасход (-) руб.
|
|
584 409
|
Таблица 20 - Заработная плата с начислениями
Наименование изделия
|
Расценка на 1 изделие, руб.
|
Зарплата с начислениями на 1 изделие, руб.
|
|
до внедрения
|
после внедрения
|
до внедрения
|
после внедрения
|
Поршни
|
39,78
|
28,59
|
46,01
|
33,46
|
Таблица 21 - Потери от брака при изготовлении изделий
|
Поршни
|
Цилиндры
|
Режущий инструмент
|
Брак, шт.
|
191
|
356
|
311
|
Переменные затраты на 1 изделие, руб.
|
59,10
|
95,0
|
101,0
|
Затраты по браку в год, руб.
|
11241
|
31231
|
32459
|
Таблица 22 - Затраты на оснастку
Количество одновременно работающих приспособлений, шт
|
6
|
Стойкость приспособлений, дет.
|
598 000
|
Расход приспособлений в год учетом стойкости приспособлений
и годовой программы выпуска, шт.
|
1
|
Переменные затраты изготовления приспособления, руб.
|
23 451
|
Затраты на приспособления на год, руб.
|
23 451
|
Таблица 23 - Общий эффект от проекта в год
В тысячах рублей
Доход от расширения номенклатуры выпускаемых изделий
|
34227
|
Эффект от изменения прямых затрат на механическую обработку
изделия
|
584
|
Потери от брака
|
-51
|
Затраты на оснастку
|
-29
|
Итого экономия в год
|
10325
|
Таким образом, проведенный выше анализ различных показателей дает
возможность принять проект на рассмотрение, так как для этого имеются все
необходимые ресурсы и возможности.
Каждая бизнес активность сопряжена с определенными рисками, связанными с
особенностями отрасли промышленности, конкурентами, а также общим политическим
и экономическим положением страны.
Выбранная сфера бизнеса относится к хорошо освоенной области
предпринимательства. Поэтому степень риска, связанную с неудачей, ОАО «Мценский
литейный завод» относит к среднему уровню.
Виды
риска, которым может быть подвержена их деятельность и мероприятия по их
устранению: сбой в поставке сырья - на этот случай фирма имеет по одному
дополнительному поставщику, с которым предварительно уже были заключены
договора на экстренную поставку сырья при таком роде случаях; нарушения в
работе оборудования - при небольшой поломке неполадка сразу же устраняется, а в
случае невозможности наладки фирма использует резерв денежных средств,
созданный специально для приобретения оборудования
<#"558874.files/image043.gif">
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное)
Бухгалтерские балансы за 2009-2011
годы
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(обязательное)
Отчеты о прибылях и убытках за
2009-2011 годы
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(справочное)
Концепция
структуры бизнес-плана ОАО «Мценский литейный завод»
|
Краткое описание
|
Где отражено
|