Разработка бизнес-плана снижения себестоимости продукции на металлургических предприятиях (на материалах ОАО 'Мценский литейный завод')

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    796 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка бизнес-плана снижения себестоимости продукции на металлургических предприятиях (на материалах ОАО 'Мценский литейный завод')

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЦЕНСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ -

УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»






ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на соискание академической степени

бакалавра экономики по направлению

.62 «Экономика»

Тема выпускной квалификационной работы

Разработка бизнес-плана снижения себестоимости продукции на металлургических предприятиях (на материалах ОАО «Мценский литейный завод»)


Студента Галкина Сергея Ивановича шифр 094159


Мценск 2012

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

.1 Состояние и тенденции развития металлургических предприятий в экономике России

.2 Тенденции и особенности управления затратами в металлургической отрасли на региональном уровне

.3 Концепция управления себестоимостью продукции на металлургических предприятиях в системе менеджмента

2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕБЕСТОИМОСТИ ОАО «МЦЕНСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД»

2.1 Общая характеристика деятельности предприятия

2.2 Анализ внешней среды ОАО «Мценский литейный завод»

2.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Мценский литейный завод»

2.4 Анализ себестоимости продукции ОАО «Мценский литейный завод»

ПРОЕКТ БИЗНЕС - ПЛАНА ПО СНИЖЕНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «МЦЕНСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД»

.1 Концепция структуры бизнес-плана по снижению себестоимости продукции

.2 Резюме

.3 План технической модернизации обеспечения производства ОАО «Мценский литейный завод»

.4 Финансовый план и оценка рисков ОАО «Мценский литейный завод»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А - Организационная структура управления

ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Бухгалтерский баланс за 2009-2011 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ В - Отчеты о прибылях и убытках за 2009-2011 г

ПРИЛОЖЕНИЕ Г - Концепция структуры бизнес-плана ОАО «Мценский литейный завод».

ВВЕДЕНИЕ

Каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход оно сможет получить и целью любого коммерческого предприятия является максимизация прибыли при минимальных совокупных затратах. Прибыль предприятия, фирмы зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство.

Себестоимость продукции представляет собой совокупность расходов в стоимостной оценке, относимых только к данному периоду времени, связанных с осуществлением обычных видов деятельности и отражаемых в финансовой отчетности предприятия. Затраты входят в себестоимость продукции как составная часть, возникшая в ходе процесса производства продукции. В себестоимость включаются затраты связанные с управлением всей организацией и коммерческие расходы.

В себестоимости отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От её уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования, конкурентоспособность продукции.

Построение учета производственных затрат и выбор методов калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в значительной степени зависят от особенности отрасли, типа и вида производства, характера его организации и технологического процесса, разнообразия вырабатываемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, массовости выпуска, объектов калькулирования, структуры организации и других условий. Изложенное определяет порядок документального оформления затрат, группировки и систематизации данных первичных документов, построение аналитического учета, способы исчисления себестоимости конкретных видов продукции (работ, услуг). Построение учета издержек зависит также и от того, какая информация необходима для принятия управленческих решений.

Для проведения эффективного управленческого учета требуется, в том числе эффективный учет затрат и себестоимости продукции. Это определяет актуальность темы исследования.

Проблемы снижения себестоимости продукции рассматривали в своих работах Г.В. Савицкая, В.А. Чернов, Н.А. Русак и многие другие.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение финансово - хозяйственной деятельности предприятия и разработка мероприятий по снижению себестоимости продукции.

Цель выпускной квалификационной работы раскрывается через ее задачи, к которым можно отнести:

раскрыть состояние и тенденции развития металлургических предприятий в экономике России;

проанализировать себестоимость продукции на региональном уровне;

рассмотреть основные методики анализа себестоимости металлургической продукции;

выполнить анализ внешней среды и финансово - хозяйственной деятельности предприятия;

провести анализ себестоимости продукции объекта исследования;

разработать бизнес-план по снижению себестоимости продукции на предприятии.

Объектом исследования является ОАО «Мценский литейный завод», предметом исследования - себестоимость продукции.

При написании выпускной квалификационной работы применялись математические и статистические методы исследования.

1 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

.1 Состояние и тенденции развития металлургических предприятий в экономике России

Металлургия - одна из базовых отраслей экономики России. Металлы на сегодняшний день остаются основным конструкционным материалом, и без развитого металлургического комплекса невозможен прогресс в большинстве отраслей экономики. Металлургический комплекс играет важную роль в формировании макроэкономических показателей экономики страны.

Металлургический комплекс включает черную и цветную металлургию, то есть совокупность связанных между собой отраслей и стадий производственного процесса от добычи сырья до выпуска готовой продукции - черных и цветных металлов и их сплавов. К черным металлам относят железо, марганец, хром. Все остальные - цветные.[2]

Согласно данным Росстата (таблица 1), в 2011 году в России было произведено 72,4 млн. т стали (рост на 2,2% к 2010г.), 3,9 млн. т алюминия (рост на 6%), 982,7 тыс. т меди (снижение на 0,3%), 280,7 тыс. т никеля (снижение на 0,8%).[6]

Таблица 1 - Производство металлургической продукции в 2009 - 2011гг.

Продукция

2009

2010

2011

Сталь, млн. т

65,43

70,81

72,40

Алюминий, млн.т

3,63

3,67

3,90

Медь, тыс. т

979,68

979,75

982,70

Никель, тыс. т

281,48

282,95

280,70


Важнейший индикатор - сохранение и даже расширение экспортных возможностей отрасли, указывает на достаточно высокий уровень конкурентоспособности отечественной металлургии на внешних рынках. При этом благоприятный расклад для российских металлургов в значительной степени обусловлен спросом на металл со стороны развивающихся рынков Азии и Южной Америки, а также особенностями развития металлургических производств в странах с развитой рыночной экономикой (повышенные требования к экологичности предприятий, высокая стоимость рабочей силы и т.п.). Как результат - черная металлургия (наряду с нефтегазодобывающей промышленностью) является одной из основных экспорто-ориентированных базовых отраслей российской экономики. На рисунке 1 показано изменение объемов производства продукции черной и цветной металлургии за 2009 - 2011гг.

Рисунок 1 - Динамика производства цветной и черной металлургии в России в 2009 - 2011 гг.

Металлургический комплекс России включает около 3 тыс. предприятий, в том числе в черной металлургии - 200 и в цветной металлургии - 130 предприятий, непосредственно производящих металлопродукцию. В комплексе трудится 1,3 млн. человек. Доля металлургии в общем объеме промышленной продукции составляет свыше 17%, предприятия металлургии обеспечивают около 20% валютной выручки страны, производят около 95% всех конструкционных материалов, потребляемых в промышленности России. Две третьих всех металлургических предприятий являются градообразующими и результаты их работы определяют социальную стабильность в регионах. При этом численность промышленно-производственного персонала составляет 10 - 11 %, стоимость основных фондов - 12,1 % от общих показателей промышленности.[3]

Металлургические предприятия России являются крупными потребителями энергетических и материальных ресурсов. На производство продукции металлургического комплекса используется 14% топлива, 24% электроэнергии, 40% минерального сырья от общего их потребления в стране; примерно 25% грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, обеспечивает нужды металлургии. Таким образом, металлургия в значительной степени определяет уровень загрузки производственных мощностей многих базовых отраслей экономики России.

Ключевыми факторами развития отрасли в стране являются следующие:

объем металлопотребления на внутреннем рынке;

перспективы развития внешнего рынка металлов;

уровень конкурентоспособности отечественной металлопродукции.

В настоящее время большинство металлургических предприятий связывают перспективы своего развития с внутренним рынком. В 2011г. рост производства в металлургии произошел в основном за счет увеличения поставок металлопродукции для внутреннего рынка - поставки готового проката черных металлов выросли на 30% (22 млн. тонн), а рост внутренних поставок основных видов цветных металлов составил от 5% до 20%.

Особенность современной системы учета затрат в России заключается в том, что она не ограничивает выбор способов и приемов бухгалтерского учета, а предусматривает их комбинирование субъектами хозяйствования, несмотря на то что среди всех видов управленческой деятельности бухгалтерский учет продолжает оставаться наиболее регламентированным.[2]

На современном этапе развития экономики России особую актуальность приобретают совершенствование учета затрат на производство и калькуляция себестоимости продукции. Согласно концепции реформирования и приведения существующей в стране системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами решение проблемы заключается в реализации двух направлений. Первое - переориентация отечественной теории и накопленного в этой области практического опыта на решение новых задач, стоящих перед менеджментом предприятий в новых условиях хозяйствования. Второе - создание новых нетрадиционных систем получения информации о затратах, применение новых подходов к калькулированию себестоимости и принятие на этой основе оптимальных управленческих решений.[7]

Себестоимость продукции металлургического производства в России - затраты, определяемые на основе технологических карт по видам продукции, по статьям затрат с учетом необходимого перечня работ, обоснованных норм расхода материальных ресурсов и нормативов затрат труда и финансовых средств с учетом рационального использования основных фондов, применения прогрессивных организационных мероприятий. При планировании себестоимости продукции рассчитывают следующие показатели: себестоимость всей продукции; себестоимость единицы продукции. Плановую себестоимость единицы продукции исчисляют делением плановых затрат на производство всей продукции соответствующего вида на ее плановый объем в натуральном выражении.

Значение показателя себестоимости продукции в условиях рыночной экономики России возрастает. Себестоимость выступала и продолжает оставаться основным результативным показателем эффективности производства. Уровень себестоимости отражает все стороны хозяйственной деятельности коммерческой организации. Чем эффективнее используются в хозяйственных процессах экономические ресурсы, рабочая сила, научные достижения, тем ниже себестоимость и выше прибыль, а отсюда и большая устойчивость в конкуренции.

Снижение себестоимости для металлургических организаций независимо от их организационно-правовой принадлежности - важнейший резерв роста прибыли предприятий и повышения рентабельности.

В металлургической отрасли России себестоимость некоторых видов продукции (работ, услуг), в частности вспомогательных, входит в состав себестоимости другой продукции (основного производства).[4]

Металлургическая отрасль России относится к числу материалоемких отраслей. В структуре себестоимости металлургической продукции 67 % занимают материальные затраты. Поэтому металлургия наиболее зависима от наличия оборотных средств.

Структура себестоимости продукции в различных отраслях в России далеко не одинакова, что объясняется технико-экономическими особенностями производства.

В таблице 2 представлены данные о себестоимости производства 1 тонны металлургической продукции по видам.

Таблица 2 - Себестоимость производства 1 тонны металлургической продукции и государственные закупочные цены 2011г.

В рублях

Продукция

Себестоимость на начало 2011г.

Себестоимость <#"558874.files/image002.gif">) можно выразить формулой:

                         (1)

Отклонения прямых затрат за счет изменения структуры продукции  рассчитываются так:

         (2)

Отклонения прямых затрат за счет изменения их уровня в себестоимости отдельных изделий исчисляются по формулам:

,   (3)

,   (4)

где  - плановая величина прямых затрат, руб.;

- не выполнение или перевыполнение плана по товарной продукции, %;

- сумма плановых затрат, рассчитанных по плановым нормам фактических объема и структуры продукции, руб.;

- изменение объема товарной продукции, ед.;

- сумма прямых затрат, рассчитанная по фактически сложившимся нормам, на фактический объем и структуру продукции, руб.

Помимо перечисленных выше факторов на уровень себестоимости оказывают влияние изменения:

технического уровня производства;

организации производства и труда;

объема, структуры и размещения производства;

использования природных ресурсов;

развития производства.

Методику анализа себестоимости продукции по этим группам факторов рассмотрим исходя из технического уровня производства.

Изменение себестоимости продукции за счет повышения технического уровня производства. При определении экономии от снижения себестоимости по факторам этой группы в расчет принимается экономия как до конца отчетного периода, так и переходящая - от внедрения мероприятий в последующем периоде. Сумма обеих величин составляет общую экономию в расчете на год.

Экономию до конца года от внедрения мероприятий по повышению технического уровня производства (∆ определяют по формуле:

,      (5)

где  - объем реализованной продукции (работ) с момента внедрения мероприятия до конца отчетного года;

- изменяемые прямые текущие затраты на единицу реализованной продукции соответственно до и после внедрения мероприятия.

Переходящую экономию (∆ рассчитывают по формуле:

,           (6)

где - разница изменяемых прямых текущих затрат в себестоимости единицы изделия;

- объем выпуска продукции за период, переходящий на следующий год в пределах 12 месяцев с момента внедрения мероприятия.

Расчет влияния на себестоимость реализованной продукции изменений технического уровня производства ведется по всем элементам затрат, на снижение или повышение которых влияют осуществленные мероприятия по новой технике.

Общее изменение себестоимости за период по всем элементам затрат составляет:

∆ЗП + ∆М + ∆А,        (7)

где ∆- общее изменение затрат на производство реализованной продукции;

∆ЗП - изменение затрат по оплате труда;

∆М - изменение материальных затрат;

∆А - изменение амортизации.

В свою очередь, изменение затрат по оплате труда характеризуется абсолютным и относительным отклонением:

абсолютное отклонение:

∆ЗП = ,          (8)

относительное отклонение:

∆ЗП = ,   (9)

где - отчетная и базовая величины затрат по оплате труда;

- индекс изменения выручки от реализации продукции (работ, услуг):

,             (10)

где  - отчетная и базовая выручки от реализации продукции.

Изменение материальных затрат раскладывается аналогично:

абсолютное отклонение:

∆М = ,             (11)

относительное отклонение:

∆М = ,       (12)

где  - отчетная и базовая величины материальных затрат.

Влияние амортизации составит:

абсолютное отклонение:

∆А = ,                (13)

относительное отклонение:

∆А = ,                  (14)

где  - отчетная и базовая величины амортизационных отчислений.

Важнейшую роль в снижении себестоимости продукции играет оперативный экономический анализ. С его помощью своевременно оцениваются складывающиеся хозяйственные ситуации с формированием себестоимости производимой продукции, вовремя вскрываются причины недостатков в работе, внутрихозяйственные резервы улучшения использования производственных ресурсов, оперативно принимаются управленческие решения по устранению негативных моментов и мобилизации выявленных резервов снижения себестоимости продукции.

2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕБЕСТОИМОСТИ ОАО «МЦЕНСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД»

.1 Общая характеристика деятельности предприятия

В июле 1966г. на базе цеха технологической оснастки и строящегося корпуса фасонного литья завода «Вторцветмет» был создан МЗАЛ - филиал ЗИЛа. В 1980 году были завершены работы по созданию новой промышленной площадки, обеспечивающей потребность ЗИЛа в цветном литье.

июля 1994г. на основании решения Совета АМО ЗИЛ было создано акционерное общество открытого типа «Мценский завод алюминиевого литья». Вскоре оно было преобразовано и Мценским филиалом регистрационного комитета Орловской области 1 декабря 2000г. зарегистрировано юридическое лицо в форме общества открытого типа «Мценский литейный завод».

В данный момент ОАО «Мценский литейный завод» входит в объединение «Орловские металлы», куда также входит завод «Орловские металлы» и управляющая компания «Мценский алюминий». Завод - третий по величине в Орловской области.

Выпускаемая продукция: чугунное и цветное литье, поршни, цилиндры, режущий инструмент, средства контроля. Вспомогательное производство представляют цехи: ремонтно-монтажный цех, электроремонтный, теплосиловой, строительный, транспортный цехи, которые обеспечивают ремонтные работы оборудования, перевозки грузов и прочие работы в подразделениях завода. Вся выпускаемая продукция сертифицирована.

ОАО «Мценский литейный завод» - одно из крупнейший предприятий в России и Европе, изготавливающее отливки и изделия из алюминиевых и других цветных сплавов, отливки из чугуна для различных отраслей народного хозяйства: автомобилестроения, машиностроения, приборостроения, строительства, коммунального хозяйства.

Номенклатура выпускаемой продукции содержит более 3000 наименований комплектующих из цветных металлов и чугуна. Ежегодно выпускается около девятисот. Производственная мощность цеха литья под давлением - 32 000 тонн литья в год, цеха чугунного литья - 35 000 тонн литья в год, механосборочного производства - до 1000 наименований комплектующих к автомобилям как массовыми, так и единичными партиями.

ОАО «Мценский литейный завод» поставляет свою продукцию на внутренний рынок, в страны СНГ, США, Германию. Продукция завода выпускается как в виде отливок - заготовок для последующей обработки заказчиком, так и в виде готовых изделий, сборочных единиц, комплектов, а также изготавливается литье для ремонтных нужд, оригинальное и художественное литье по индивидуальным заказам.

Продукция предприятия успешно конкурирует с товарами иностранных фирм. ОАО «Мценский литейный завод» уже несколько лет выполняет заказы таких известных на Западе компаний, как OMI Industries (США) и FESTO (Германия). Сплавы завода охотно покупают в США и Японии. Уже третий год завод принимает участие в Ганноверской промышленной ярмарке, где демонстрируют свои достижения лучшие машиностроительные компании мира.

ОАО «МЛЗ» выполняет комплекс работ по освоению новых заказов: от конструирования новых изделий, отливок, технологической оснастки, разработки технологических процессов, включая проектные работы по модернизации оборудования, до изготовления образцов новой продукции и выпуска промышленных партий с последующим серийным производством. Работы осуществляются высококвалифицированным персоналом, имеющим большой практический опыт работы.

Конструкторские работы, технологические расчеты выполняются в современной системе трехмерного, твердотельного автоматизированного проектирования «ПРО-Инженер». Литейное производство организовано в двух цехах: цветного и чугунного литья.

В производстве таких изделий, как «головка цилиндра», «поршневые комплекты» к автомобилям ЗИЛ завод является монополистом или имеет конкурентное преимущество среди других производителей в странах СНГ.

Потребители отдают предпочтение среди других конкурирующих фирм данному предприятию как поставщику деталей из высокопрочного чугуна для железных дорог, таких как, «анкер», «монорегулятор».

Вместе с тем, на рынке запасных частей к автомобилям функционируют целый ряд аналогичных предприятий (Воронеж, Тамбов, Кострома, Уфа, Харьков, Донецк), чья продукция разнообразна и по цене и по качеству. Наиболее серьезным конкурентом является Конотопский завод «Мотордеталь», выпускающий более дешевую (на 10-15%) и, одновременно, более качественную продукцию. Это связано с использованием более качественных сплавов и процесса термообработки, а так же в силу узкой специализации. ОАО «МЛЗ» имеет все возможности к росту конкурентоспособности за счет ряда факторов:пересмотр ассортимента, проработка дизайна;

-        налаживание связей «поставщик-клиент»;

-        обеспечение высокого стандарта качества;

         выполнение договорных условий.

За 2005 - 2006 гг. постепенно обновлялись основные средства производства, при этом обращается внимание на техническое перевооружение наиболее затратных участков. Построена новая котельная, произведена компьютеризация предприятия. В 2007г. на заводе был запущен новый автоматический формовочно-литейный комплекс. Оборудование было изготовлено на заказ датской компанией "DISA", разработавшей принципиально новую конструкцию формовочно-литейных машин - DISA 230A. Ввод в эксплуатацию такого современного оборудования позволит открыть на заводе дополнительные рабочие места. В настоящее время продукция завода широко используется в строительстве российских железных дорог. Система управления качеством МЛЗ соответствует международному стандарту ISO-9001-2000.

Организационная структура предприятия является линейно-функциональной, что показано на рисунке А.1. Органами управления ОАО «МЛЗ» являются: общее собрание акционеров, совет директоров общества, генеральный директор общества, ликвидационная комиссия общества. Высший орган управления - общее собрание акционеров.

Руководство и персонал предприятия в своей деятельности ориентируются на создание совершенного промышленного производства, применение современных управленческих технологий.

В данный момент делается следующий шаг - создание корпоративной информационной системы, которая даст возможность связать службы заводов и управляющей компании.

.2 Анализ внешней среды ОАО «Мценский литейный завод»

Понятие «внешняя среда» включает экономические условия, потребителей, профсоюзы, законодательство, конкурирующие организации, общественные взгляды, технику и технологию, другие составляющие. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на всё, что происходит внутри организации. Различают внешнюю среду прямого и косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия включает факторы, которые влияют на деятельность организации. К ним относят поставщиков, акционеров, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, профсоюзы, потребителей и конкурентов.

Главными разновидностями входов являются материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Поставщики обеспечивают ввод этих ресурсов. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опасным усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность.

Поставщиками ОАО «МЛЗ» являются:

«Festo AG & Co. KG»;

АО Гайский завод по обработке цветных металлов «Сплав»;

«Кировский завод» ОЦМ;

«Московский завод по обработке цветных металлов»;

«Каменск-Уральский завод ОЦМ».

Конкуренты - организации и лица, соперничающие в достижении идентичных целей, в стремлении обладать теми же ресурсами, благами, занимать то же положение на рынке.

Конкурентами ОАО «МЛЗ» являются:

- ЗАО «Смоленский Автоагрегатный» завод АМО ЗИЛ» <#"558874.files/image034.gif">,  (15)

где - темп роста, %;

- данные отчетного периода;

- данные предыдущего периода.

Результаты анализа отображены в таблице 7.

Таблица 7 - Основные показатели результатов финансово-хозяйственной деятельности ОАО «МЛЗ» за 2009 - 2011гг.

Показатель

Годы

Темп роста, %


2009

2010

2011

2010/ 2009

2011/ 2010

1

2

3

4

5

6

Выручка (нетто) от реализации продукции, тыс. руб.

755511

441214

436979

58,40

99,04

Удельный вес себестоимости в общем объеме выручки от реализации продукции, %

68,64

91,41

99,98

133,17

109,38

Совокупные активы, тыс. руб.

193502

273267

193502

141,22

70,81

Доля основных средств в активах, %

37,15

25,27

25,27

68,02

100,00

Оборотные активы, тыс. руб.

109456

185910

185910

169,85

100,00

Фондоотдача (по реализованной продукции), руб./руб.

10,51

6,39

6,33

60,80

99,06

Доля материальных затрат в себестоимости продукции, %

65,84

64,54

55,13

98,03

85,42

Материалоотдача (по реализованной продукции), руб./руб.

1,87

1,82

2,06

97,33

113,19

Среднесписочная численность работников (ППП), чел.

2685

2165

2690

80,63

124,25

Производительность труда (по реализованной продукции) в расчете на одного работника (ППП), тыс. руб./чел.

281,38

203,79

162,45

72,43

79,71

Среднемесячная оплата труда одного работника (ППП), тыс. руб.

10762

9758

8438

90,67

86,47

Валовая прибыль, тыс. руб.

236912

37903

92

16,11

0,24

Прибыль (убыток) от реализации продукции, тыс. руб.

71488

5797

8045

8,11

138,78

Чистая прибыль, тыс. руб.

17213

26252

26252

152,51

100,00

Норма чистой прибыли, %

2,28

5,95

6,01

260,96

101,01

Рентабельность продаж (оборота), %

9,46

1,31

1,84

13,85

140,46

Рентабельность продукции, %

13,78

1,44

1,84

10,45

127,78

Рентабельность активов, %

15,73

3,12

4,33

19,83

138,78

Продолжительность одного оборота оборотного капитала, дни

52,16

151,69

153,16

290,82

100,97

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, норматив > 0,1

0,14

0,22

0,24

157,14

109,09

Показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам

0,25

0,28

0,28

112,00

100,00

Показатель отношения дебиторской задолженности к кредиторской задолженности

1,04

1,04

1,27

100,00

122,12

Коэффициент автономии (финансовой независимости), норматив  > 0,5

0,46

0,51

0,42

110,87

82,35

Коэффициент текущей ликвидности, норматив 2

1,2

1,5

125,00

126,67

Показатель обеспеченности обязательств активами, норматив < 0,5

4,25

3,65

4,73

85,88

129,59


Результаты анализа отображены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Динамика изменения коэффициентов текущей ликвидности и финансовой независимости

Анализ динамики изменения себестоимости реализованной продукции представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 - Динамика изменения себестоимости реализованной продукции

Анализируя данные таблицы 7, можно сделать следующие выводы:

выручка от реализации продукции за исследуемый период характеризуется тенденцией к снижению. Так, в 2010г. выручка снизилась на 41,6 %, в 2011г. - на 0,96 %;

удельный вес себестоимости в общем объеме выручки от реализации продукции за 2009 - 2011гг. увеличился, что отрицательно сказалось на прибыли предприятия;

совокупные активы в 2010г. по отношению к 2009г. увеличились на 41,22 % и составили 273267тыс. руб. В 2011г. данный показатель снизился и составил 70,81тыс. руб.;

за анализируемый период оборотные активы имели тенденцию к увеличению. В 2010г. этот показатель увеличился на 69,85 %. Увеличение оборотных активов свидетельствует о достаточно хорошей работе предприятия;

фондоотдача в 2010г. уменьшилась на 39,2 %, что негативно сказалось на работе предприятия. В 2011г. данный показатель снизился на 0,94 % и составил 6,33руб./руб., т. е. на каждый рубль основных средств приходилось 6,33руб.;

доля материальных затрат в себестоимости продукции в 2009г. составила 65,84 %, в 2010г. - 64,54 %, в 2011г. - 55,13%. Увеличение этого показателя говорит о неэффективном производстве продукции и снижении ее рентабельности;

валовая прибыль в 2010г. по отношению к 2009г. уменьшилась на 83,89 % и составила 37903тыс. руб. Это связано со значительным уменьшением количества реализованной продукции. В 2011г. этот показатель уменьшился на 99,76 %;

показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам в 2010г. увеличился на 12 %. Это говорит об увеличении дебиторской задолженности;

коэффициент текущей ликвидности предприятия на протяжении анализируемого периода был ниже нормативного значения, что говорит о финансовой несостоятельности и неспособности предприятия отвечать по своим обязательствам.

В заключении можно сделать вывод о том, что в целом финансовое состояние ОАО «МЛЗ» неустойчивое, о чем свидетельствует ряд проанализированных показателей.

.4 Анализ себестоимости продукции ОАО «Мценский литейный завод»

Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить, тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Эффективность системы управления затратами во многом зависит от организации их анализа, которая, в свою очередь, определяется следующими факторами:

формой и методами учета затрат, применяемыми на предприятии;

степенью автоматизации учетно-аналитического процесса на предприятии;

состоянием планирования и нормирования уровня операционных затрат;

наличием соответствующих видов ежедневной, еженедельной и ежемесячной внутренней отчетности об операционных затратах позволяющих оперативно выявлять отклонения, их причины и своевременно принимать корректирующие меры по их устранению;

наличием специалистов, умеющих грамотно анализировать, и управлять процессом формирования затрат.

Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;

уровень затрат на рубль выпущенной продукции;

себестоимость отдельных изделий;

отдельные статьи затрат;

затраты по центрам ответственности.

При анализе структуры и динамики себестоимости продукции определяются изменения удельного веса отдельных статей затрат от аналогичных данных прошлых лет и плана, исчисляется влияние этих отклонений на итоговый показатель. Одновременно выделяются статьи затрат, имеющие наибольший удельный вес в себестоимости, и статьи затрат, по которым происходили наибольшие изменения.

Проведем анализ структуры и динамики себестоимости продукции ОАО «МЛЗ» (таблица 8).

Таблица 8 - Анализ структуры и динамики себестоимости ОАО «МЛЗ»

Показатель

2010

2011

Изменения за год

Темп роста, %


сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %


Себестоимость продукции, в том числе:

415963

100,00

380667

100,00

-35296

0,00

91,51

Сырье

31521

7,58

25341

6,66

-6180

-0,92

80,39

Топливо

19876

4,78

18304

4,81

-1572

0,03

92,09

Запчасти

7660

1,84

4560

1,20

-3100

-0,64

59,53

Электроэнергия

3100

0,75

2147

0,56

-953

-0,19

69,26

Затраты по оплате труда

189303

45,51

195000

51,23

5697

5,72

103,01

Амортизация основных средств

148000

35,58

121904

32,02

-26096

-3,56

82,37

Прочие затраты

16503

3,96

13411

3,52

-3092

-0,44

81,26


Анализируя структуру и динамику показателей себестоимости ОАО «МЛЗ», видно, что в 2011г. себестоимость продукции снизилась на 8,49 % или на 35296 тыс. руб. Снижение общей себестоимости обусловлено снижением таких элементов как сырье, топливо, запчасти, электроэнергия и амортизация основных средств на 19,61 %, 7,91 %, 40,47 %, 30,74 % и 18,63 % соответственно.

В структуре себестоимости наибольший удельный вес занимает оплата труда. Его доля за анализируемый период незначительно увеличилась. Удельный вес остальных элементов не столь значителен.

На рисунке 4 и 5 представлен анализ структуры и динамики себестоимости ОАО «МЛЗ» за 2010-2011 годы.

Рисунок 4 - Анализ структуры и динамики себестоимости ОАО «МЛЗ» за 2010 год

Рисунок 5 - Анализ структуры и динамики себестоимости ОАО «МЛЗ» за 2011 год

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции - затраты на рубль товарной продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства, и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах.

Проведем анализ затрат на рубль товарной продукции ОАО «МЛЗ».

В таблице 9 представлена динамика затрат на рубль товарной продукции за 2009 - 2011гг.

Таблица 9 - Динамика затрат на рубль товарной продукции

Год

ОАО «МЛЗ»

В среднем по отрасли


уровень показателя, %

темп роста, %

уровень показателя, %

темп роста, %

2009

90,94

100,00

85,41

100,00

2010

90,91

99,97

84,20

98,58

2011

86,68

95,35

83,55

99,23

Из таблицы 9 видно, что за три анализируемых года предприятие добилось определенных успехов в снижении затрат на рубль товарной продукции. За этот период уровень данного показателя на исследуемом объекте снизился на 4,65%, а в среднем по отрасли - на 0,77%. Следовательно, по темпам снижения затрат на рубль продукции ОАО «МЛЗ» опережает другие предприятия отрасли.

Данные таблицы 9 графически отображены на рисунке 6.







Рисунок 6 - Динамика затрат на рубль товарной продукции ОАО «МЛЗ»

Анализ себестоимости продукции ОАО «МЛЗ», представлен в таблице 10.

Таблица 10 - Анализ себестоимости продукции ОАО «МЛЗ»

Показатель

План

Факт

Отклонение от плана

Объем производства, шт.

16 000,00

15 478,00

-522,00

Постоянные расходы, тыс. руб.

255 000,00

269 600,00

14 600,00

Переменные затраты, тыс. руб.

718 400,00

845 098,80

-5 063,40

Сумма переменных затрат на ед. Продукции, тыс. руб./шт

44,90

54,60

9,70

Себестоимость ед. продукции, тыс. руб.

60,84

72,02

11,18


Анализ себестоимости продукции ОАО «МЛЗ» представлен на рисунке 7.







Рисунок 7 - Анализ себестоимости продукции ОАО «МЛЗ»

Произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости продукта методом цепной подстановки:

Спл = Fпл / Qпл + Vпл,                (16)

Сусл1 = Fпл / Qф + Vпл,              (17)

Сусл2 = Fф / Qф + Vпл,               (18)

Сф = Fф / Qф + Vф.                      (19)

Получаем изменение себестоимости за счет:

объема производства = Сусл1 - Спл = 16,42-15,89=0,53 руб.;

суммы постоянных затрат = Сусл2 - Сусл1 = 17,36-16,42=0,94 руб;

сумма удельных переменных затрат = Сф - Сусл2 = 17,35-17,36 = -0,01 руб.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что:

за счет изменения объема производства себестоимость увеличилась на 0,53 руб.

в результате изменения суммы постоянных затрат себестоимость увеличилась на 0,94 руб.

при изменении суммы удельных переменных затрат себестоимость сократилась на 0,01 руб.

завод себестоимость экономический затрата

3. ПРОЕКТ БИЗНЕС - ПЛАНА ПО СНИЖЕНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «МЦЕНСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД»

.1 Концепция структуры бизнес-плана по снижению себестоимости продукции

Концепция структуры бизнес-плана металлургического предприятия ОАО «МЛЗ» в общем виде выглядит сегодня следующим образом.

Службы маркетинга ищут покупателей, заключают с ними договора, принимают заказы, после чего к этому процессу подключаются подразделения, занимающиеся разработкой продукции и подготовкой производства. Если речь идет о новой продукции, то она проектируется с нуля, в других случаях требуется улучшение конструкции или создание той или иной модификации.

Затем готовится необходимая технология (определяются маршрутный и операционный технологические процессы, нормы выработки, расхода материалов и пр.). Отдел закупок (или отдел комплектации) обеспечивает заказ и доставку нужных материалов и комплектующих; инструментальный цех готовит оснастку, металлургическое производство - необходимые заготовки, затем подключается основное производство, осуществляющее процесс изготовления и сборки готового изделия. После отгрузки продукции возникают процедуры, связанные с учетом труда и расчетом заработной платы сотрудников предприятия, а также (в ряде случаев) обязательства по сопровождению (гарантийному и сервисному). Большинство этих процедур сопровождается соответствующими финансовыми потоками, которые затем отражаются в бухгалтерском и налоговом учете и, наконец, обрабатываются в планово-экономическом отделе, определяющем основные показатели работы предприятия (рентабельность, прибыль и пр.) и составляющем планы на будущее. [12]

Главными перспективными задачами ОАО «МЛЗ» являются качественное обновление и увеличение номенклатуры выпускаемой продукции, расширение рынка сбыта и поиск партнеров с целью создания совместных предприятий по производству коммунальной техники.

Для улучшения работы предприятия и изменения сложившейся нестабильной ситуации необходимо принять соответствующие меры по увеличению доли выпускаемой продукции, а так же ее качества. Необходимо увеличение доли экспортных поставок выпускаемых изделий, а так же разработка эффективного проекта по привлечению покупателей и заказчиков выпускаемой предприятием продукции.

Структура бизнес-плана предприятия вытекает из его назначения как документа, в котором по определенной схеме систематизированы результаты проведенных прединвестиционных исследований.

В бизнес-плане отражено:

- титульный лист;

резюме;

анализ положения дел в отрасли;

анализ рынка;

план по снижению себестоимости;

- план маркетинга;

- план технической модернизации обеспечения производства;

организационный план и управление персоналом;

степень риска;

- финансовый план.

Концепция бизнес-плана представлена в приложении Г.

Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором указываются: наименование предприятия - инициатора проекта, его название, а также авторы проекта, время и место подготовки бизнес-плана.

Резюме.

Резюме представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта. Оно должно быть кратким (1-2 страницы) и содержать описание ключевых моментов, которые должны позволить лицам, принимающим решения, сформировать свое отношение к предлагаемому проекту. С этой целью в резюме указываются следующие данные:

полное название, адрес и телефон предприятия-инициатора проекта;

описание предприятия, его специфики;

краткие сведения об управленческом персонале и его доли в капитале предприятия;

цель составления бизнес-плана;

цели предприятия;

объем средств, которые инициатор инвестирует в проект.

Анализ положения дел в отрасли.

Описание предприятия и отрасли имеет целью формирование у лиц, принимающих инвестиционные решения, четкого представления о предприятии как объекте инвестирования или возможном партнере при реализации инвестиционного проекта.

Описание предприятия должно включать в себя следующие данные:

название предприятия и его организационно-правовая форма;

юридический и почтовый адрес;

краткая экономико-географическая и историческая справка (место нахождения предприятия, занимая площадь, дата образования, первоначальные цели предприятия и сведения о развитии за прошедшее время);

структура активов (основной и оборотный капитал, характеристика материальных ресурсов: зданий и сооружений, объектов социальной инфраструктуры, оборудования (остаточная стоимость и степень износа), незавершенного строительства, материальных запасов).[13]

Анализ рынка.

Анализ рынка включает в себе анализ общих тенденций и условий и определение того, как эти тенденции влияют на результаты деятельность и прибыль компании.

Прежде всего, собирается как можно больше информации о современной ситуации на рынке, основных тенденциях отрасли, прогнозах и перспективах ее развития.

Рынок и маркетинг являются решающими факторами для всех компаний. Самые гениальные технологии оказываются бесполезными, если на них нет своих покупателей. Поэтому этот раздел является наиболее трудным для написания. Необходимо убедить инвестора в существовании рынка для продукции и показать, что вы понимаете и можете продать на нем свою продукцию. Для этого важно определить тот сегмент рынка, который будет для предприятия главным. Как правило, новые предприятия могут успешно конкурировать лишь на одном, достаточно узком сегменте рынка. Выбор такого сегмента может зависеть и от остроты конкурентной борьбы, которая для одного типа продукции может быть слабее, для другого - сильнее.

После определения конкурентного сегмента рынка приводится описание структуры клиентуры (покупателей) внутри этого сегмента.

План по снижению себестоимости.

Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений для того, чтобы увеличить рентабельность <#"558874.files/image042.gif">

Рисунок 8 - Переменные затраты на изготовление поршней

Таблица 18 - Затраты на электроэнергию

 

До внедрения

После внедрения

Мощность электродвигателя, квт

75

55

Машинное время на 1 поршень, мин.

29,302

21,036

Расход электроэнергии на 1 поршень, квт

9,9

4,5

Затраты на электроэнергию на 1 поршень, руб.

39,5

22,9


Таблица 19 - Эффект от изменения прямых затрат на производство «Поршней»

В рублях

 

До внедрения

После внедрения

Электроэнергия на 1 поршень

39,5

22,9

Зарплата с начислениями на 1 поршень

46,01

33,46

Итого прямые затраты на 1 поршень

85,51

56,36

Итого прямые затраты на годовую программу выпуска" поршней"

1 658365

1065214

Экономия (+), перерасход (-) руб.

 

584 409


Таблица 20 - Заработная плата с начислениями

Наименование изделия

Расценка на 1 изделие, руб.

Зарплата с начислениями на 1 изделие, руб.


до внедрения

после внедрения

до внедрения

после внедрения

Поршни

39,78

28,59

46,01

33,46

Таблица 21 - Потери от брака при изготовлении изделий

 

Поршни

  Цилиндры

  Режущий инструмент

Брак, шт.

191

356

311

Переменные затраты на 1 изделие, руб.

59,10

95,0

101,0

Затраты по браку в год, руб.

11241

31231

32459


Таблица 22 - Затраты на оснастку

Количество одновременно работающих приспособлений, шт

6

Стойкость приспособлений, дет.

598 000

Расход приспособлений в год учетом стойкости приспособлений и годовой программы выпуска, шт.

1

Переменные затраты изготовления приспособления, руб.

23 451

Затраты на приспособления на год, руб.

23 451


Таблица 23 - Общий эффект от проекта в год

В тысячах рублей

Доход от расширения номенклатуры выпускаемых изделий

34227

Эффект от изменения прямых затрат на механическую обработку изделия

584

Потери от брака

-51

Затраты на оснастку

-29

Итого экономия в год

10325


Таким образом, проведенный выше анализ различных показателей дает возможность принять проект на рассмотрение, так как для этого имеются все необходимые ресурсы и возможности.

Каждая бизнес активность сопряжена с определенными рисками, связанными с особенностями отрасли промышленности, конкурентами, а также общим политическим и экономическим положением страны.

Выбранная сфера бизнеса относится к хорошо освоенной области предпринимательства. Поэтому степень риска, связанную с неудачей, ОАО «Мценский литейный завод» относит к среднему уровню.

Виды риска, которым может быть подвержена их деятельность и мероприятия по их устранению: сбой в поставке сырья - на этот случай фирма имеет по одному дополнительному поставщику, с которым предварительно уже были заключены договора на экстренную поставку сырья при таком роде случаях; нарушения в работе оборудования - при небольшой поломке неполадка сразу же устраняется, а в случае невозможности наладки фирма использует резерв денежных средств, созданный специально для приобретения оборудования <#"558874.files/image043.gif">

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(обязательное)

Бухгалтерские балансы за 2009-2011 годы

ПРИЛОЖЕНИЕ В

(обязательное)

Отчеты о прибылях и убытках за 2009-2011 годы



ПРИЛОЖЕНИЕ Г

(справочное)

Концепция структуры бизнес-плана ОАО «Мценский литейный завод»

Краткое описание

Где отражено

Титульный лист

Наименование предприятия, инициатор проекта, название проекта, авторы проекта, время и место подготовки бизнес-плана.

Отражено в 3.1.

Резюме

Краткое изложение сути инвестиционного проекта.

Отражено в 3.1.

Анализ положения дел в отрасли

Описание предприятия и отрасли

Отражено в 3.1.

Анализ рынка

Анализ общих тенденций и условий на результаты деятельность и прибыль компании

Отражено в 3.1.

План по снижению себестоимости

Выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства.

Отражено в 3.1.

План маркетинга

Приводится маркетинговая стратегия предприятия.

Отражено в 3.1.

План технической модернизации обеспечения производства

Описание обеспеченности проекта с производственной и технологической стороны.

Отражено в 3.1.

Организационный план и управление персоналом

Описание концепции и структуры управления инвестиционным проектом.

Отражено в 3.1.

Степень риска

Определение размера риска

Отражено в 3.1.

Финансовый план

Отчет о прибылях и убытках, Бухгалтерский баланс и Отчет о движении денежных средств.

Отражено в 3.1.


Похожие работы на - Разработка бизнес-плана снижения себестоимости продукции на металлургических предприятиях (на материалах ОАО 'Мценский литейный завод')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!