Развитие совместных предприятий в Казахстане

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    177,93 Кб
  • Опубликовано:
    2012-03-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие совместных предприятий в Казахстане

Содержание

Введение

I. Понятие совместного предприятия и его формы в Республике Казахстан

.        Организационно-правовые формы предприятий, их характеристика

.        Этапы развития совместных предприятий в Казахстане

II. Роль совместных предприятий в экономике Республики Казахстан

.        Плюсы и минусы создания совместных предприятий

.        Роль СП в развитии экономики Казахстана

.        Влияние совместного предприятия на развитие отдельного региона на примере компании КПО б.в.

.        Проблемы развития совместных предприятий и пути их решения

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В Республике Казахстан развитие реальных рыночных отношений возможно лишь тогда, когда будут созданы все условия, способствующие свободному вхождению национальной экономики в систему мировых хозяйственных связей. И здесь основная стратегическая цель нашего государства должна быть направлена на создание высокоэффективной экономики, гибкой, восприимчивой к достижениям научно-технического прогресса, ориентированной на потребителя. Располагая 60% минеральных ресурсов бывшего Советского Союза, Казахстан привлек внимание многих международных компаний, надеющихся получить прибыль от использования огромных запасов угля, нефти, газа, металлов и других минералов, оцениваемых в свыше, чем $ 8,7 триллионов долларов.

Находясь на перекрестке бывшего Шелкового Пути, являющегося прибыльным торговым путем между Китаем и Западом, Казахстан может стать естественным центром интеграции между растущими «тиграми» Азии и прогрессивными демократическими странами Восточной Европы.

Несмотря на существующий громадный потенциал, Казахстану пришлось преодолевать ряд препятствий, чтобы достигнуть данного уровня. Распад бывшего СССР привел к развалу распределительных систем в Казахстане, неконтролируемой инфляции и уменьшению средств для финансирования устаревающих средств производства, находящихся в управлении государства. Казахстан также столкнулся с проблемами, связанными со старой советской бюрократией и слабой законодательной базой.

Но, несмотря на все вышесказанное, прогресс в области реформирования признан во всем мире: критики отметили недавнее открытие Казахстанской Фондовой Биржи, а также быстрое восстановление экономики, которое стало возможным благодаря влиянию внешних финансовых и рыночных изменений.

В связи с этим специфика современного этапа рыночных преобразований в Республике Казахстан требует повышенного внимания к инвестиционным проблемам, решить которые не всегда по силам одному государству, а необходима помощь извне. Поэтому сегодня особое значение приобретают мероприятия по активизации инвестиционной деятельности, привлечению в реальную экономическую сферу самого широкого спектра инвесторов и повышению эффективности их участия через развитие разнообразных форм хозяйственной деятельности и, в частности, совместных предприятий (далее возможно - СП).

Цель моего исследования - показать важность создания и эффективного функционирования совместных предприятий, как способа решения инвестиционных проблем, дать оценку перспективам развития их в Казахстане

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

дано определение совместному предприятию;

разработана адекватная современному этапу экономического развития классификация данных предприятий;

выявлены причины создания данных предприятий;

определены этапы становления СП в Казахстане;

на примере особенностей развития совместного предприятия КПО б.в. в Республике Казахстан выявлен ряд проблем, с которыми сталкиваются данные предприятия, приведены пути их решения.

I. Понятие совместного предприятия и его формы

.        Организационно-правовые формы предприятий, их характеристика

Само понятие предприятия, организации означает самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, и имеет множество классификаций. Предприятия различных отраслей промышленности имеют свои специфические особенности, вытекающие из характера производства, применяемой техники и технологии, квалификации кадров. В то же время все они имеют и ряд общих признаков, позволяющих классифицировать их по ряду направлений: формам собственности, отраслевой принадлежности, уровню концентрации производства, степени специализации, типу производства, уровню механизации и автоматизации.

Предприятия можно классифицировать по различным признакам:

•         по назначению производимой продукции или работ, услуг;

•         по особенностям технологического процесса,

•         по организационным типам построения структуры управления;

•         по характеру потребляемого сырья и способам его переработки;

•         по уровню специализации;

•         по формам собственности;

•         по способу распределения прибыли и убытков;

•         по источникам формирования имущества;

•         по размерам и т д.

По цели деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие. Коммерческие предприятия (организации) ориентированы на получение прибыли и ее распределение, в том числе между участниками создания или функционирования предприятия. Коммерческие организации могут выступать в форме государственных и муниципальных унитарных предприятий, частных унитарных предприятий, хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов.

По формам собственности предприятия бывают государственными и частными.

По формам хозяйствования выделяют хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия. Многообразие организационно-правовых форм позволяет выбрать наиболее соответствующую целям и условиям функционирования предприятия.

По размерам предприятия группируются на крупные, средние и малые. Признаки отнесения предприятий к одной из этих подгрупп указываются в законодательных или нормативных актах.

По участию иностранного капитала предприятия подразделяются на совместные и иностранные.

В законодательстве Республики Казахстан данные термины звучат так:

«”Иностранное предприятие” - предприятие с иностранным участием, созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан на территории Республики Казахстан, полностью принадлежащее иностранному инвестору».

«"Совместное предприятие" - предприятие с иностранным участием, созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан на территории Республики Казахстан, в котором часть имущества (акций, долей) принадлежит иностранному инвестору.» (Закон Республики Казахстан от 08.01.2003 «Об иностранных инвестициях»)

То есть совместные предприятия - это предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран. Регистрация смешанного предприятия осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства, что определяет местонахождение его штаб- квартиры. Смешанные предприятия - это одна из разновидностей международного переплетения капиталов. Смешанные по капиталу предприятия называются совместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности. Формы смешанных по капиталу компаний весьма разнообразны. Чаще всего в форме смешанных компаний создаются международные объединения: картели, синдикаты, тресты, концерны

Картель - одна из форм объединения предприятий на договорной основе. Участники картели, сохраняя финансовую и производственную самостоятельность, определяют общую политику ценообразования, обмениваются патентами и технологиями, расширяют сферы влияния на потребительском рынке. Целью образования картели является получение в общих интересах прибыли путем устранения и регламентации конкуренции между участниками картели, а также путем подавления "внешней" конкуренции.

Опыт деятельности компаний при олигополии показывает, что работа крупнейших компаний определяется двумя силами, действующими в противоположных направлениях. Первая сила - это заинтересованность фирм в максимизации совокупной прибыли отрасли через сговор. Вторая сила - это заинтересованность каждого продавца в максимизации своих собственных прибылей, даже если в результате этого уменьшается общая величина прибыли отрасли. Возможность совместных действий в целях максимизации общей величины прибыли в отрасли приводит олигополистов к попытке сговора. Если им это удастся, то отрасль будет напоминать монополию.

Такую ситуацию на рынке в РК можно было наблюдать на рынке ГСМ начиная с 2010 года, когда на рынке определились три явных лидера- НК КМГ, ТОО “Гелиос” и конгломерат китайских компаний, объединенных CNPC. Вместе эти компании контролируют порядка 70% оптового рынка ГСМ. Исходя из исторических данных видно, что сговор в том или ином виде, гласно или негласно, существовал. В противном случае, если все фирмы ведут себя независимо, не сговариваются друг с другом, то все они будут получать более низкие прибыли, а рыночная цена упадет до конкурентного уровня. В случае с Казахстаном рост цен прекращался после вмешательства правительства и подписания меморандумов о поддержании определенного уровня цен.

Еще одной формой совместного предпринимательства является синдикат - объединение предпринимателей, осуществляющее централизованно для всех своих членов закупки сырья и реализацию производимой продукции. Участники синдиката сохраняют производственную, но утрачивают коммерческую самостоятельность. Сегодня синдикат как форма организации бизнеса не имеет широкого распространения.

Концерн - крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности. Часто такая группа предприятий объединяется вокруг сильного головного предприятия (холдинга, материнской компании), которое держит в своих руках акции этих предприятий. Номинально входящие в концерн предприятия, производящие отдельные товары, расположенные в разных регионах, сохраняют хозяйственную самостоятельность, остаются юридическими лицами, являясь дочерними компаниями, филиалами головной компании. Фактически в рамках концерна наблюдается высокая степень централизации управления и хозяйственного подчинения, особенно в области управления финансами, инвестициями. Международные концерны известны под названием транснациональных. Концерны, в которые входят участники из многих стран, именуются мультинациональными.

Также совместные предприятия различаются в зависимости от того где, с кем, с какой долей участия партнеров и с какой целью они создаются. С учетом этого можно выделить 4 основных признака для характеристики совместных предприятий, а также их классификации:

.        Местонахождение совместного предприятия. При организации совместного предприятия хотя бы один из партнеров является представителем иностранного государства.

.        По признаку принадлежности участников к различным странам совместные предприятия можно подразделять на 4 типа: a) промышленно развитые страны - промышленно развитые страны или отношения "Запад Запад"; б) промышленно развитые и развивающиеся страны - отношения "Север - Юг”; в) бывшие страны социалистического лагеря и промышленно развитые капиталистические страны - отношения "Восток - Запад"; г) бывшие страны социалистического лагеря и развивающиеся страны.

Структура партнеров. Могут быть рассмотрены 3 основных типа совместных предприятий: а) с участием лишь частного капитала (преимущественно в развитых капиталистических странах); б) с участием частных фирм и государственных предприятий и организаций. Этот вариант распространен при создании СП в развивающихся и бывших социалистических странах. Созданы также предприятия с местонахождением в западных странах с целью сбыта и послепродажного обслуживания экспортной продукции партнера из бывшей соцстраны; в) с участием национальных и международных организаций.

.        Доля участия партнеров в капитале совместного предприятия. Здесь также рассматриваются 3 варианта, имеющие свои преимущества и недостатки: а) участие на паритетных началах. Эта форма распространена в промышленно развитых странах, когда СП создается почти исключительно из предпринимательских мотивов при участии равных по значению партнеров. Равная доля участия в капитале СП рассматривается как доказательство равноправного сотрудничества и взаимного признания партнеров и тем самым представляется идеальным решением организации СП. Однако такое сотрудничество имеет и негативную сторону в том случае, когда одному из партнеров необходимо взять на себя ответственность за решение какого-либо вопроса (отсутствие "лидера" в конфликтных ситуациях). Создание СП на паритетных началах может также являться следствием правового регулирования, по которому участие зарубежного партнера не должно превышать долю местного партнера. В связи с этим можно отметить, что местные правительства все больше и больше стремятся к национализации экономики, поэтому существует тенденция к установлению большей доли капитала местного партнера. Нарушается равное деление капитала между партнерами, если для развития СП необходимы дополнительные капиталовложения, а один из партнеров (обычно местный) не в состоянии увеличить долю своих капиталовложений в целях сохранения паритета. Такая ситуация может привести и к конфликту, если большее участие иностранного капитала запрещено в законодательном порядке; б) большее участие иностранного капитала. Эта форма имеет место, когда иностранный партнер стремится обеспечить максимальный контроль за деятельностью СП. Большее участие иностранного капитала необходимо также в том случае, когда местный партнер не располагает финансовыми средствами, чтобы увеличить свою долю в предприятии. Для таких СП отрицательным моментом является то, что местные власти рассматривают подобное СП не как национальное, а как иностранное предприятие, и могут отказать ему в предоставлении определенных льгот. Иногда для устранения этого недостатка иностранные предприниматели пытаются переложить на плечи местного партнера текущее управление СП, свою собственную деятельность ограничивая контролем. В этом случае в оперативные отношения с государственными органами вступает только местный партнер; в) меньшая доля участия иностранного партнера. Такого рода участие в СП, по мнению некоторых бизнесменов, является неблагоприятной формой, учитывая стремление западных фирм к контролю над деятельностью СП. При этом иностранные инвесторы устанавливают строгую взаимосвязь между долей капитала и правом контроля, правда, без учета специальных оговорок в соглашении. Дополнительные соглашения такого рода легче заключить в том случае, если местный партнер нуждается в технологии и "ноу-хау" иностранного участника. Зарубежные инвесторы были вынуждены подчас смиряться с меньшей долей своего участия в капитале СП, особенно в странах, где предпринимаются значительные меры по национализации экономики. В противном случае они могли понести убытки вследствие дискриминации, официальных регламентаций, которые ограничивают деятельность СП. СП, в капитале которого иностранный партнер имеет меньшую долю участия, по своему характеру является более близким к национальным предприятиям и вследствие этого пользуется различными льготами, предоставляемыми государством, местными властями, полнее использует местную рабочую силу, сырье, а также возможности сбыта продукции на местном рынке.

.        Вид деятельности. В зависимости от целевых установок партнеров рассматриваются следующие типы СП: а) СП научно-исследовательского характера, создаваемые с целью объединения опыта и результатов научных, проектных разработок для создания новых продуктов, "ноу-хау", оборудования и т.п.; б)СП производственного характера, при создании которых зарубежный инвестор преследует цель снижения издержек в процессе производства и сбыта продукции. Могут применяться различные формы корпорационных связей, например, объединение отдельных комплектующих узлов инвестора и местного партнера, технологии, опыта организации производства, предоставляемых инвестором, и сырья, рабочей силы местного происхождения и т.д.; в) закупочные СП, создаваемые с целью закупок на местном рынке более дешевого сырья, полуфабрикатов, необходимых для производства конечного продукта на предприятиях зарубежного партнера; г)сбытовые СП, создаваемые с целью освоения новых рынков сбыта как в стране местонахождения СП, так и в третьих странах.

СП могут принимать различные организационные формы, что зависит от разных факторов, в том числе и от цели партнеров. Для многих западных корпораций международная хозяйственная кооперация стала одной из ведущих стратегий развития и решения проблем выхода на новые рынки, преодоления протекционистских барьеров, ускорения научно-технического прогресса, уменьшения степени риска капиталоемких проектов производства новых продуктов, облегчения доступа к источникам сырья и материалов.

Независимо от мотивов, совместное предприятие представляет собой средства достижения деловых и экономических целей, в потенциале выходящих за рамки возможностей каждого участника отдельно. Это является главной отличительной чертой и основным преимуществом такой формы сотрудничества.

совместное предприятие казахстан

2. Этапы развития Совместных предприятий в Казахстане

Термин «совместное предприятие» был введён в оборот в СССР в конце 1980-х годов в ходе экономической реформы, одним из направлений которой было предоставление большей самостоятельности предприятиям, организациям, фирмам, органам управления.

Принципиально вопрос о возможности создания СП был решён в постановлениях ЦК КПСС Совета Министров СССР от 19 августа 1986 года №991 "О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями" и №992 "О мерах по совершенствованию управления экономическим и научно-техническим сотрудничеством с социалистическими странами". Позднее более подробно вопросы создания и деятельности совместных предприятий на территории СССР были определены в указе Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 года "О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления", а также в постановлениях Совета Министров СССР от 13 января 1987 года №48 "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран-членов СЭВ" и №49 "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран".

По мере развития экономических процессов в СССР и на постсоветском экономическом пространстве, с принятием новых законодательных актов на смену термину "совместное предприятие" пришёл другой термин "предприятие с иностранными инвестициями" (ПИИ)

Сегодня, на территории вновь образованного СНГ было меньше смешанных предприятий, чем тогда. Так, к началу 1925 г. смешанных обществ насчитывалось уже 100, их доля в экспорте достигала 10, а в импорте - 5 процентов, причем советская сторона владела более чем 50 процентами акций. И конечно, эти цифры могут служить ориентиром для оценки развития новых форм внешнеэкономического сотрудничества еще до образования СССР. К примеру, в Жезказганской и Карагандинской областях в 1856 г. купеческая фирма “Рязанов, Зотов и Ушаков” приобрели урочище Карагандыбасы, где был создан горнопромышленный комплекс из нескольких шахт, рудников и обогатительной фабрики, перешедший затем в руки сына Президента Франции Карно. Позднее комплекс стал собственностью британского акционерного общества “Спасские медные рудники”, совладельцами которого были также французские, американские, немецкие, австрийские и русские предприниматели. То есть Казахстан уже в тот период ощущал эффективность интернационального капитала. И нам теперь следует настойчиво создавать такой экономический и правовой климат, в котором инвестиции были бы выгодны не только для нас, но и для иностранных вкладчиков.

Поэтому в настоящее время практика двусторонних отношений Казахстана, расширение самостоятельности предприятий привели к быстрому росту количества соглашений в нетрадиционных формах сотрудничества. И если в 1990 г. в Казахстане было зарегистрировано всего 15 совместных предприятий (менее 1% в СНГ), то 2011 их - свыше 3000. Реализация производимых ими изделий возросло в разы, возросло количество предприятий, непосредственно выпускающих товары и оказывающих услуги.

Казахстанскими партнерами стали фирмы стран: США, Швейцарии, Люксембурга, Нидерландов, Германии, Великобритании, КНДР и многих других.

Целесообразно отметить, что стратегическое положение Казахстана в Азиатском регионе, богатые месторождения полезных ископаемых, значительный потенциал АПК, а также высокий образовательный уровень трудовых ресурсов предопределили значительную роль прямых иностранных инвестиций в общем потоке внешних финансовых ресурсов. Несмотря на не- развитость инфраструктуры казахстанской экономики, отсутствие многих элементов рыночной системы, обеспечивающих необходимый для инвестирования климат, уже в первые годы не- зависимости (1991-1993гг.) в Казахстан было вложено 1.2 млрд. долл. в виде прямых иностранных инвестиций.

Выгодность привлечения прямых инвестиций стала очевидна. По данным Госкомстата Республики Казахстан, на 1 января 1997 года объем прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана составил 3.45 млрд. долл. (86,5% к прогнозу специалистов), из которых: в нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности - 1.94 млрд. долл., цветной металлургии - 0.32 млрд. долл., черной металлургии - 0.16 млрд. долл., в газовой промышленности - 0.16 млрд. долл., пищевой промышленности - 0.16 млрд. долл. Практически во всех операциях прямого инвестирования были задействованы нерезиденты из стран дальнего зарубежья. Приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан осуществлялся посредством создания совместных предприятий, дочерних предприятий, приватизации государственных предприятий с участием иностранного капитала, передачи в управление иностранным фирмам крупных промышленных предприятий и инвестирования банковского сектора. По данным Национального статистического агентства РК, на 1 января 1997 года в Казахстане было зарегистрировано 995 совместных с иностранными фирмами предприятий. Наибольшее количество из них было организовано совместно с Турцией, Россией, Китаем, Германией, США, Италией, Южной Кореей, Великобританией и другими странами. Программы малой и массовой приватизации, экономические преобразования способствовали появлению таких крупных предприятий с иностранным участием, как созданное в 1993 г. АО "Табако К." с участием "Филипп Моррис". В 1993 г. с участием "Шеврон Оверсиз К."(США) и ПО "Тенгизмунайгаз" было создано СП "Тенгизшевройл".

Казахстан стремился как можно быстрее установить контакты с ведущими индустриально развитыми странами мира. Об этом свидетельствуют хотя бы интенсивные переговоры президента Н.Назарбаева в США, Великобританию, Испанию, Францию только в течение первых месяцев 1994 года. Везде лидер республики заключал, прежде всего, соглашения в области развития экономических связей, причем они большей частью раскрывают интерес казахской стороны не в чисто торговых поставках, а в получении технологий, инвестиций в развитие национальной промышленности.

Безусловно, большую роль играет и будет играть «коллективное» внедрение иностранного капитала в Казахстан через Международный валютный фонд. В январе 1994 года он предоставил Казахстану финансовую помощь на сумму 1,3 млрд. долларов (в три раза больше, чем ожидали сами казахи). Для республики и существующего режима это очень выгодно не только потому, что процентные ставки невелики - около 5%, а потому что они не вмешиваются ни в процесс определения конкретной программы расхода средств, ни в сам процесс принятия решений в период ее реализации.

Крупнейшим иностранным инвестором Казахстана является США. В 1993 году они предоставили ему 91 млн. долларов, в 1994 г. - 311 млн. долларов. Кроме того, США дадут еще 85 млн. долларов в 1994-1995 гг. на демонтаж ядерного оружия. США принято решение о распространении на Казахстан «льгот генеральной системы преференций, открывающих доступ казахстанской продукции на американский внутренний рынок». Подтверждена готовность США содействовать решению насущных проблем Арала, оснащению оборудованием медицинских клиник, снабжению региона питьевой водой, установке водоочистных сооружений

В Казахстан двинулись крупные американские компании. Так, «Шеврон» и «Мобил Ойл» приступили к разработке нефтяных месторождений, по оценкам экспертов, не уступающих аляскинским. Соглашение предусматривает отчисление 80% прибыли казахам, 20% - американцам.С Великобританией были подписаны соглашения об устранении двойного налогового обложения, о поощрении и взаимной защите инвестиций, по которому каждая сторона обязалась обеспечивать другой действенную правовую базу для ее частных инвестиций, гарантировать защиту инвестиций в любых их формах.

Все это будет способствовать дальнейшему укреплению позиций английских фирм в Казахстане. Сегодня здесь действует «Бритиш Петролеум» и «Шелл» в международном консорциуме по освоению шельфа Каспийского моря. Ими, как и другими британскими фирмами, прорабатываются планы реконструкции нефтеперерабатывающих заводов в Актау, Атырау, Кзыл-Орде. «Бритиш газ» занята в разработке Карачаганакского месторождения. Сегодня в Казахстане действует 12 совместных британско-казахстанских предприятий. В 1993 году Великобритания занимала 3-е место среди европейских партнеров Казахстана. Объем оборота двух стран составил более 100 миллионов долларов.

В Казахстане также зарегистрировано 170 компаний с участием канадского капитала и 40 представительств канадских компаний. Большинство предприятий находятся в Алматы, остальные - в Астане, Карагандинской, Алматинской, Костанайской, Кызылординской, Атырауской, Южно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях. Предприятия заняты в различных сферах экономики: торговля, строительство, обрабатывающая и горнодобывающая промышленности, обслуживание (гостиницы и рестораны), транспорт и связь, образование.

Канадский бизнес привлекают энергетическая и горнодобывающая отрасли Казахстана. Здесь выделяется деятельность канадской «Cameco Corporation», крупнейшего в мире производителем урана. В марте 1996 г. было создано СП «Инкай», соучредителями которого являются «Cameco» - 60% и АО «НАК «Казатомпром» - 40%. Корпорация «Cameco» стала членом Совета иностранных инвесторов при Президенте РК 4 декабря 2009 г.

июня 2010 г. в Сузакском районе ЮКО состоялась церемония ввода в строй главного производственного уранового комплекса предприятия «Инкай».

Не менее активна в атомной отрасли Казахстана канадская компания «Uranium One», которая владеет 70% долей в месторождениях «Акдала» и «Южный Инкай», а также 30% долей в месторождении «Харасан-1». Кроме того, в ноябре 2009 г. компания получила одобрение Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК на сделку по приобретению у российского уранового холдинга ОАО «Атомредметзолото» 50% долей ТОО «Каратау», имеющей лицензию на добычу урана на месторождении Буденовское.

В горнорудной отрасли осуществляет свою деятельность компания «Alhambra Resources», которая занимается добычей золота на золоторудном месторождении «Узбой». Эта компания за 4 года работы инвестировала в Казахстан порядка 100 млн. долл. США. Казахстанский рынок также осваивает корпорация «SNC-Lavalin International Inc.», предоставляющая услуги в области инжиниринга, закупок, строительства, проектного управления и финансирования в разных секторах промышленности, включая сельхозпроизводство, биофармацевтику, нефтехимию, металлургию. В настоящее время компания намеревается расширить свою деятельность в нефтегазовом и фармацевтическом секторах. Руководство компании приняло участие в III Астанинском экономическом форуме (1-2 июля с.г., Астана). В рамках мероприятия состоялись встречи в министерствах индустрии и новых технологий, а также нефти и газа. Обсуждались вопросы создания совместных предприятий между «SNC-Lavalin» с Казахским институтом нефти и газа (КИНГ), Казахским институтом горного дела (КИГД) и проектно-исследовательским институтом «Казмеханобр» по разработке и внедрению новых технологий в сфере разведки и добычи нефти и газа, нефтехимии, а также горнодобывающей промышленности и комплексной переработке минерального сырья соответственно.

В 1997 году партнеры по совместному предприятию и Полномочный орган, представляющий правительство Республики Казахстан, учредили компанию в целях освоения Карачаганакского месторождения. Было подписано Окончательное соглашение о разделе продукции (ОСРП), определившее условия совместного развития Карачаганака до 2038 года. С момента подписания этого соглашения в освоение месторождения было инвестировано почти 14 миллиардов долл. США. В ходе освоения Карачаганака, являющегося одним из самых сложных с технической точки зрения месторождений в мире, применялась самая передовая технология добычи углеводородов.

Сегодня на Карачаганаке достигнут рекордный уровень добычи. Месторождение является крупнейшим газодобывающим предприятием в Казахстане, показатели добычи которого составляют примерно 45 процентов всей добычи газа в Республике и около 16 процентов общего производства жидких углеводородов. В 2010 году на Карачаганаке было добыто примерно 133,7 миллионов баррелей нефтяного эквивалента.

II. Роль совместных предприятий в экономике Республики Казахстан

.        Плюсы и минусы создания совместных предприятий

Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику РК является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества странами. С помощью иностранных инвестиций можно реально улучшить деформированную производственную структуру экономики Казахстана, создать новые высокотехнологические производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия, подготовить специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.

С точки зрения политиков и экономистов республики, с участием иностранного капитала можно решать следующие задачи:

·        повысить эффективность экспортного потенциала, преодолеть его сырьевую направленность и развить импортозамещающие производства;

·        усилить экспортную экспансию страны и упрочить ее позиции на внешних рынках;

·        повысить научно-технический уровень производства с помощью новотехники и технологий, методов управления и сбыта продукции;

·        увеличить налоговые поступления в государственный бюджет;

·        содействовать развитию отсталых и депрессивных районов и создать но- вые рабочие места в национальной экономике;

·        использовать современный производственный и управленческий опыт через обучение и переподготовку кадров;

·        достигнуть экономической самостоятельности Казахстана.

Таким образом, зарубежное инвестирование выступает как объективно необходимый процесс для Казахстана, т.к. он способствует обузданию кризиса и, одновременно, финансовой стабилизации экономики, решает стратегические и тактические задачи макроэкономического характера, такие как борьба с инфляцией, структурная перестройка, искоренение технологической и управленческой отсталости экономики. То есть все эти факторы доказывают важность привлечения и использования внешних капитальных вложений.

Объективно привлечение иностранных инвестиций в экономику Казахстана является необходимым процессом. Мировой опыт многих стран свидетельствует, что приток иностранного капитала и государственное регулирование его использования позитивно воздействуют на экономику. Инвестиции содействуют становлению и укреплению частного предпринимательства в странах со средним и низким уровнями экономического развития, мобилизуют капитал для реализации серьезных проектов, создания смешанных компаний, рынков ссудного капитала. От того, насколько успешно экономика Казахстана будет интегрироваться в мирохозяйственные связи, зависит стратегия и тактика преодоления кризиса.

Казахстан стремится создать благоприятный социальный, финансово- экономический, правовой режим для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. В связи с этим, Правительством Республики Казахстан сделан существенный шаг: был разработан и введен в действие в январе 2003 г. Закон "Об иностранных инвестициях", который определил правовой режим иностранных инвестиций в Казахстане, установил формы осуществления и объекты вложения иностранных инвестиций в Республике Казахстан. А в июле был принят новый закон с существенными дополнениями и изменениями.

Правовой режим предусматривает гарантии для иностранных инвесторов, основные их которых:

1.      национальный режим, т.е. иностранные инвесторы вправе пользоваться условиями не менее благоприятными, чем отечественные инвесторы;

2.      правительственные гарантии от имени республики;

.        гарантии от изменений законодательства и политической ситуации;

.        гарантии от экспроприации и др.

Также Правительством Республики Казахстан были разработаны и введены в действие другие законы и нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в республике.

Однако можно утверждать, что влияние иностранных инвестиций на экономику принимающей страны противоречиво: оно может быть как положительным, так и отрицательным.

Как было отмечено, иностранные инвестиции повышают спрос на высококвалифицированную рабочую силу, в связи с чем растёт уровень благосостояния населения, так как иностранные инвесторы платят более высокую заработную плату по сравнению с местными фирмами. Но соответственно сокращаются прибыли местных фирм из-за несправедливой конкуренции. Иностранные инвестиции стимулируют производство промежуточной продукции, так как создаётся спрос именно на неё. Местные фирмы вынуждены создавать дополнительные производственные мощности, поскольку они не производили бы данные товары при отсутствии спроса со стороны зарубежных компаний, стран.

Другим аспектом отрицательного влияния иностранных инвестиций на экономику принимающей страны служит эффект вытеснения внутренних капиталовложений иностранными инвестициями, вытеснения местных фирм более конкурентоспособными зарубежными, то есть местные фирмы просто не имеют возможности развиваться, расти, пробиваться на мировой рынок. Можно сказать, что этот эффект далеко неоднозначен, так как иностранные инвестиции могут содействовать развитию национальных фирм за счет роста производительности труда, внешнего эффекта от передачи технологии, что является одним из положительных влияний иностранных инвестиций на экономику принимающей страны.

Следует упомянуть также и о воздействии иностранных инвестиций на импорт и экспорт принимающей страны. Из-за вторжения иностранного капитала, иностранных предприятий экспорт и импорт продукции принимающей страны может существенно снизиться, так как опережающая по качеству продукцию местных фирм продукция иностранных инвесторов является более приемлемой для внешних рынков. В свою очередь в связи с выпуском продукции иностранных инвесторов отпадает необходимость в импорте продукции данного вида принимающей страной.

Необходимо также отметить и неэкономические последствия зарубежных инвестиций, таких как, например, культурные изменения.

Важным также является то, что при отсутствии четкой программы и продуманной политики взаимодействия с глобальными компаниями, осуществляющими финансовые вливания в страну, приток иностранных инвестиций может крайне негативно повлиять как на международную конкурентоспособность страны, так и на перспективы ее дальнейшего экономического роста.

Можно заключить, что инвестирование иностранного капитала является неотъемлемой частью международных экономических отношений в настоящее время и имеет как бесспорные преимущества, так и очевидные недостатки для экономик принимающих стран. Каждой стране важно заранее предугадывать все последствия воздействия иностранных инвестиций и определять необходимость их привлечения.

2. Роль совместных предприятий в развитии экономики Казахстана

Для Казахстана наиболее целесообразным и безболезненным, с точки зрения влияния на инфляцию и внешний долг, является привлечение прямых иностранных инвестиций, так как прямые инвестиции, будучи привлеченные под собственные гарантии заемщиков, снижают финансовые обязательства государства по заимствованию средств на структуризацию экономики.

Целесообразно отметить, что стратегическое положение Казахстана в Азиатском регионе, богатые месторождения полезных ископаемых, значительный потенциал АПК, а также высокий образовательный уровень трудовых ресурсов предопределили значительную роль прямых иностранных инвестиций в общем потоке внешних финансовых ресурсов.

Основной формой привлечения прямых инвестиций в республику являются совместные предприятия (СП), в меньшей степени - со 100%-ным иностранным капиталом - дочерние предприятия. Наибольшее количество из них было организовано совместно с Турцией, Россией, Китаем, Германией, США, Италией, Южной Кореей, Великобританией и другими странами.

января 2010 г. в Казахстане действовало 7300 предприятий с участием иностранного капитала (на 1 января 2009 г. - 5995), в том числе 2011 с долевым участием иностранных инвесторов из 5296 предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам из 112 стран, с суммарным уставным капиталом в размере 197,6 млрд. тенге. Наибольшее число действующих предприятий из числа стран СНГ создано с фирмами Российской Федерации - 1042 предприятия, Кыргызстана - 99, Украины- 74 и Узбекистана- 65.

В республике во всех секторах ее экономики действуют 740 совместных казахстанско-российских предприятий и компаний со 100%-ным российским капиталом. Казахстанский капитал также постепенно выходит на российский рынок.

Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана, как по экспорту, так и по импорту. На ее долю приходится более четверти общего объема внешней торговли республики. В прошлом году объем товарооборота с «северным соседом» составил порядка около 4 млрд. долларов. Из 89 регионов Российской Федерации 72 субъекта имеют торгово-экономические связи с Казахстаном. В свою очередь и Казахстан входит в десятку основных внешнеторговых партнеров России. Удельный вес республики в объеме российской внешней торговли в последние годы составляет 3-4%.

Иностранные инвестиции в экономику Казахстана за последние три года составляют $4-4,5 миллиарда, в том числе внесено в виде акционерного капитала - 144.3 млн. долл., другого капитала- 256.4 млн. долл. и реинвестированного дохода - 42.5 млн. долл. В 2010 году из объема освоения прямых иностранных инвестиций в сумме 1236.4 млн. долл., вложенных в отдельные отрасли экономики Казахстана, наибольший удельный вес занимают прямые иностранные инвестиции в металлургическом комплексе (784.6 млн. долл. или 63.5 %) и нефтегазовом (244.8 млн. долл. или 19.8 %), в том числе в 4 квартале из 238.5 млн. долл. соответственно 147.1 млн. долл. или 61.7 % и 42.4 млн. долл. или 17.8 %. В диаграмме ниже приведено освоение иностранных инвестиций Казахстаном в разрезе отраслей за 2010 г. ( Рис 1 ):

Рис 1. «Освоение иностранных инвестиций Казахстаном в 2010 г.»

Продукция машиностроительного комплекса в общем, объеме промышленного производства республики составляет около 8%. Машиностроительные предприятия Республики выпускают: кузнечно-прессовое оборудование (г. Шымкент), металлорежущие станки (г. Алматы), аккумуляторы (г. Талды-Корган), центробежные насосы (г. Астана), рентгеновское оборудование (г. Актобе) и т.д. В настоящее время в развитие машиностроения привлекаются иностранные инвестиции для организации в республике новых производств, в том числе медицинского оборудования, сельскохозяйственной техники, дизельных двигателей, оборудования для пищевой промышленности, электродвигателей и других изделий производственно-технического назначения.

Казахстан привлекает крупные иностранные инвестиции для развития нефтегазового сектора. Иностранный капитал был привлечен для 27 крупных проектов, связанных с разработкой месторождений, поисково-разведочными работами, реконструкцией перерабатывающих предприятий, транспортировкой нефти и газа. Потенциальные инвестиции уже в реализуемые проекты с иностранным участием оцениваются в более чем 40 миллиардов долларов.

Со стороны российских компаний объем инвестиций в совместные проекты составил около трех миллиардов долларов. В числе наиболее значимых из них являются разработка Кумколя, освоение углеводородных запасов Тенгиза и Карачаганака. Большие объемы инвестиций приходятся на США. Американские компании официально объявили об инвестировании трех миллиардов долларов в расширение проекта по Тенгизскому нефтяному месторождению.

Крупнейшим нефтяным предприятием в Казахстане является «Тенгиз-Шевройл», совместное предприятие с участием ShevronTexaco (50 процентов), ExxonMobil (25 процентов), «Казмунайгаз» (20 процентов) и «Лукарко» (5 процентов), вложившее в казахстанскую нефть 20 млрд. долларов и в настоящее время, добывающее около 290 000 баррелей в день.

Ожидаемая мощность Тенгизского бассейна составляет 6-9 млрд. баррелей, пик нефтедобычи ожидается в 2014 году и составит 750 000 баррелей в день.

Каспийский трубопровод играет решающую роль в процессе выкачивания нефти из гигантского Тенгизского месторождения, ее транспортировке через казахстанский терминал Атырау и далее до российского нефтеналивного терминала на побережье Черного моря недалеко от Новороссийска. Из Новороссийска нефть будет доставляться на западные рынки в танкерах.

Каспийский трубопроводный консорциум включает Казахстан, Россию, Султанат Оман, Shevron, Lukarco, Rosneft-Shell, ExxonMobil, Agip International, BG Overseas Holding, Oryx и Kazakhstan Pipeline Ventures.

Западные инвесторы стремятся нащупать новые возможности в Казахстане. Международная энергетическая корпорация Hurricane Hydrocarbons со штаб-квартирой в Калгари (провинция Альберта, Канада) совместно с «Кумколем» ведет разработку месторождений в Торгайском бассейне, в настоящее время производит 120 000 баррелей в день, являясь вторым крупнейшим производителем нефти в Казахстане. Канадско-казахстанское предприятие ожидает увеличить нефтедобычу до 200 000 баррелей в день в течение двух лет, сократив при этом вдвое стоимость транспортировки.

Совместное предприятие Hurricane Hydrocarbons и «Кумколь», желает приобрести французская нефтяная компания TotalFinaElf. Ожидается также, что Hurricane Kumkol станет одним из пайщиков КТК.

Бурением скважин в Казахстане занимается еще одна канадская энергетическая компания - Nelson Resources Limited. Она произвела удачное бурение в районе месторождения Алибекмола. Nelson Resources образовала совместные предприятия с компанией «Казахойл» и ведет разработку двух месторождений в Актобе и Алибекмола/Кожасай. Компания предполагает, что промышленные запасы нефти здесь составляют 500 миллионов баррелей.

Вслед за Тенгизским вторым по объему иностранных инвестиций районом Казахстана является Кашаган. Кашаган - крупнейшее из обнаруженных в мире в последние десятилетия нефтяных месторождений, по оценкам его запасы достигают, по меньшей мере, 10 млрд. баррелей, и ожидается, что в этом году Казахстан выставит на аукцион примерно 100 шельфовых участков. Гигантский участок разрабатывает компания-оператор «Аджип ККО» (Agip Kazakhstan North Caspian Operating Company, AgipKCO). Ожидается, что на право разработки участков в районе Кашагана будут претендовать несколько других западных нефтяных компаний.

В смежной области компания «КазМунайГаз» подписала контракт о кредите в 200 млн. долларов с Японским банком международного развития на модернизацию нефтеперегонного завода в Атырау. Ожидается, что модернизация нефтеочистки позволит существенно повысить производительность нефтедобычи в Казахстане к 2014 году.

Однако, несмотря на многочисленные прогнозы, касающиеся потенциала Кашаганского месторождения, предполагается, что отдачи от него следует ожидать только через 5-10 лет. Если Тенгиз, Кашаган и многие другие, не столь большие месторождения окажутся настолько мощными, как ожидается, Казахстан в ближайшие годы может стать одним из пяти крупнейших государств-экспортеров нефти.

. Влияние совместного предприятия на развитие отдельного региона на примере компании КПО б.в.

Карачаганакское месторождение, открытое в 1979 году, является одним из крупнейших газоконденсатных месторождений в мире. Оно расположено на северо-западе Казахстана и занимает территорию более 280 квадратных километров. Его расчетные начальные балансовые запасы углеводородов составляют 9 миллиардов баррелей конденсата и 48 триллионов кубических футов газа, а общие оценочные запасы превышают 2.4 миллиарда баррелей конденсата и 16 триллионов кубических футов газа.

Успешная работа Карачаганакского предприятия зависит от профессиональных знаний и огромного производственного опыта специалистов четырех нефтегазодобывающих иностранных компаний: “Би Джи Груп” (32.5 процента), “Эни” (32.5 процента), “Шеврон” (20 процентов) и “ЛУКОЙЛ” (15 процентов). Партнеры по Карачаганаку передают свои знания и опыт Республике Казахстан, стараясь наиболее рационально использовать как внутренние, так и внешние возможности, с целью максимального освоения ресурсов месторождения.

В 1997 году партнеры по совместному предприятию и Полномочный орган, представляющий правительство Республики Казахстан, учредили компанию в целях освоения Карачаганакского месторождения. Было подписано Окончательное соглашение о разделе продукции (ОСРП), определившее условия совместного развития Карачаганака до 2038 года. С момента подписания этого соглашения в освоение месторождения было инвестировано почти 14 миллиардов долл. США. В ходе освоения Карачаганака, являющегося одним из самых сложных с технической точки зрения месторождений в мире, применялась самая передовая технология добычи углеводородов.

Сегодня Карачаганак является крупнейшим газодобывающим месторождением в Казахстане и имеет рекордные показатели по добыче, составляющие почти 45 процентов всего газа и 16 процентов всех жидких углеводородов, добываемых в стране. В 2011 году предприятие добыло 138,5 миллионов баррелей нефтяного эквивалента.

Виды продукции перечислены в таблице 1

Таблица 1 «Объемы добычи в 2011 г.»

Объемы добычи в 2011 году

138,5 млн б.н.э.

Нестабильный конденсат

1 498 кт

Конденсат на ОГПЗ и МТУ-400


Стабильный конденсат

9 542 кт

Нефть и стабильный конденсат на КТК и Атырау-Самара


Сырой газ

7 974 млн куб.м

на Оренбургский газоперерабатывающий завод


Очищенный газ

751 млн куб.м

В качестве топлива для производства энергии и отопления населенных пунктов


Обратная закачка газа

8 129 млн куб.м

Не включена в общую добычу, т.к. не является коммерческим продуктом


Единицы измерения


млн б.н.э. = миллион баррелей нефтяного эквивалента

кт = тысяча тонн


млн куб.м = миллион кубических метров



КПО стремится развивать профессионализм и производственный потенциал казахстанских компаний в плане обеспечения их соответствия международным стандартам и требованиям, а также устанавливать и поддерживать долгосрочные отношения с казахстанским бизнес-сообществом в течение всего срока нашей производственной деятельности.

В результате инициативной программы по развитию поставщиков для Карачаганакского месторождения, действующей с 2001 года, КПО было зарегистрировано свыше 3 000 казахстанских поставщиков. В течение 2010 года КПО заключила контракты с 283 казахстанскими компаниями на товары, работы и услуги на сумму свыше 527 миллионов долларов США.

За девять месяцев 2011 года (с января по октябрь) доля казахстанского содержания в Карачаганакском проекте составила 27 процентов (146 млн. долл. США).

Социально-экономический вклад. Реализуя свои мероприятия по социальной ответственности, КПО б.в. стремится внести свой вклад в социально-экономические аспекты более широкой программы устойчивого развития местных сообществ и Республики Казахстан.

КПО стремится быть хорошим соседом для населения на территориях, расположенных рядом с месторождением, и оказывает поддержку деятельности местных органов власти по развитию региона. Поэтому компания стремится избегать и сводить к минимуму любое негативное воздействие от ее деятельности, поддерживать успешные связи и хорошие взаимоотношения со всеми заинтересованными сторонами, создавать благоприятные возможности для дальнейшего развития общества.

Кроме того, в рамках Соглашения о разделе продукции с Республикой Казахстан, КПО берет на себя обязательства по реализации многочисленных социальных проектов, а также проектов по развитию инфраструктуры.

В соответствии с обязательствами КПО по Окончательному соглашению о разделе продукции (ОСРП), компания ежегодно выделяет $ 10 млн. на развитие социальной инфраструктуры в Западно-Казахстанской области. В 2009 году Совместный комитет по управлению Карачаганакским проектом, созданный уполномоченным органом Республики Казахстан и материнскими компаниями Карачаганака, приняли совместное решение об увеличении ежегодно выделяемой суммы с 10 до 20 млн. долларов США, начиная с 2009 года. В 2008 и 2009 годах было дополнительно выделено по 10 млн.долларов США специально для развития ряда проектов в г.Аксай.

На сегодняшний день общая сумма инвестиций КПО в развитие местной инфраструктуры превысила 178 млн. долларов США. За 40 лет действия ОСРП, ожидается, что эта сумма превысит 500 млн.долларов США. В основном, эти средства идут на здравоохранение, образование, культуру и строительство спортивных сооружений. Было построено несколько новых школ и детских садов, а также больницы, дороги и объекты жилищно-коммунального хозяйства.

Акимат Западно-Казахстанской области выбирает проекты для разработки, и после их утверждения уполномоченным органом ТОО "PSA", Акиматом и КПО, начинается их разработка. Как только разработка проекта закончена, Отдел КПО по контрактам и закупкам проводит тендер, на конкурсной основе, с последующим заключением контрактов. На сегодняшний день все контракты заключены с казахстанскими компаниями.

Отдел социальных проектов КПО контролирует строительные работы, чтобы подрядчики отвечали всем стандартам КПО в области охраны труда, техники безопасности и экологии.После того, как объект построен и полностью оборудован, он передается под управление Государственного департамента коммунальной собственности.

КПО неоднократно получала признание за свой вклад в развитие социальной инфраструктуры области и Республики Казахстан. В 2006 году КПО была удостоена премии «Золотой Прометей». В 2008 и 2009 годах компании была вручена награда "Парыз" за реализацию социальных проектов. В 2010 году Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев вручил КПО «Золотой Парыз» в номинации "Лучший социальный проект".

Реализуемые проекты социальной инфраструктуры В 2011 году КПО продолжает реализацию следующих проектов на сумму около 30 млн. долларов США для населения Западно-Казахстанской области.

Проекты в г.Уральск:

Прокладка теплосетей от возведенной Уральской ГТС, мощностью 54 МВт.

Данный проект является частью Программы индустриального развития области. Эти теплосети обеспечат жилые кварталы Уральска теплом и устранят дефицит теплоснабжения в Уральске. Данный проект включает в себя замену старых теплосетей с целью обеспечения надлежащей и безопасной работы существующего оборудования во время отопительного сезона.

Строительство Дворца торжеств в Уральске.

С целью расширения возможностей для проведения праздничных мероприятий планируется построить комплекс, соответствующий современным архитектурным требованиям, и санитарным и строительным нормам. Дворец торжеств станет одним из символов города Уральска.

Строительство школы на 1200 мест в Уральске

Трехэтажная школа, расположенная на улице Самал в Уральске. Здание школы будет состоять из пяти блоков на 1200 мест и 48 классных комнат. В здании будут находиться столовая, медицинский кабинет, актовый зал, спортивный зал, хозяйственно-бытовой блок и библиотека. Школа будет полностью меблирована и оборудована всем необходимым.

Строительство детского сада на 350 мест в Уральске

Двухэтажный детский сад на 350 мест (16 групп), включая 16 игровых площадок с верандами и игровым инвентарем, площадка для занятий физкультурой и сад. Здание будет полностью меблировано и оборудовано всем необходимым.

Строительство теннисного корта в г. Уральске

Двухэтажное здание теннисного комплекс, которое будет состоять из трех крытых и двух открытых теннисных кортов, включая трибуны с местами на 300 зрителей.

Строительство и ремонт автомобильных дорог в Уральске

Строительство 1,5 км городских автомобильных дорог.

Программа спонсорской помощи и благотворительности Специальный фонд, управляемый внутренним Комитетом КПО в соответствии с Политикой КПО в области оказания спонсорской помощи и благотворительности, дает возможность Компании КПО оказывать поддержку наиболее уязвимым группам населения и общественным ассоциациям, активно работающим в области здравоохранения и техники безопасности, образования, социального развития, искусства, культуры и спорта.

В 2010 году по данной программе компания КПО профинансировала 38 проектов различного рода на общую сумму 431 208 долл. США. К концу 3-го квартала 2011 года, при поддержке КПО было реализовано 28 проектов на общую сумму 138834 долларов США.

Культурное наследие Понимание особого значения культурного и исторического наследия и вклад компании в его защиту в рамках проводимой КПО общественной деятельности являются важной частью политики социальной ответственности,

КПО активно участвует вместе с местными обществами, организациями и экспертами в процессе выработки и принятия решений относительно различных объектов собственности и территорий, имеющих культурное или историческое значение.

При выявлении объектов культурного наследия КПО проводит оценку возможного прямого или косвенного воздействия деятельности компании на эти объекты в пределах сферы своей ответственности. Эту работу компания проводит в соответствии с установленными международными стандартами.

В 2008 году KПO инициировала ряд исследований по изучению объектов культурного наследия на территории Карачаганакского месторождения и в прилегающих районах. В целом, эти исследования охватили территорию, равную 800 квадратных километров. Мероприятия проводились совместно с Центром археологии и истории Западно-Казахстанской области.

Целью этих исследований было получение подробной информации и определение местонахождения участков и объектов вблизи Карачаганакского месторождения, которые КПО необходимо принять во внимание при дальнейшей разработке и эксплуатации месторождения.

На этих участках необходимо запретить какие-либо хозяйственные работы, связанные с дальнейшей разработкой месторождения, либо эти работы должны проводиться там в последнюю очередь и только в случае крайней производственной необходимости. В таких случаях КПО будет сотрудничать вместе с Центром археологии и истории ЗКО с целью разработки специальной программы, соответствующей требованиям законодательства Республики Казахстан и стандартам КПО в области управления объектами и территориями культурного и исторического наследия. При проведении этих мероприятий компания будет учитывать передовой международный опыт.

Карьерные возможности. На сегодняшний день работа в нефтегазовой отрасли предлагает, пожалуй, самые перспективные и наиболее интересные возможности для профессионального развития и карьерного роста.

Карачаганак является одним из самых крупных и наиболее сложных месторождений нефти и газового конденсата в мире. Разработка месторождения проводится с использованием самых современных технологий в соответствии с передовой международной практикой. Для разработки и эксплуатации месторождения, такого как Карачаганак, требуются тысячи знающих специалистов в различных областях, от инженеров-нефтяников и техников до переводчиков и специалистов по логистике (Рис 2).

 

- 2008г

- 2009г

-2010г

Рисунок 2. Персонал КПО

. Проблемы развития совместных предприятий в Казахстане и пути их решения

При исследовании первого опыта создания и деятельности совместных предприятий на территории Республики Казахстан были выявлены многочисленные проблемы, которые со всей очевидностью показали, что Казахстанские организации, - как непосредственные участники совместных предприятий, так и осуществляющие государственное регулирование совместного предпринимательства не готовы к широкому внедрению совместных предприятий в практику хозяйственной деятельности. Поэтому Казахстан, как и другие страны СНГ, стоит перед неотложной проблемой увеличения инвестиций в приоритетные отрасли экономики с целью их модернизации и внедрения новейших технологий. Также требуются немалые инвестиции и для создания инфраструктуры рынка.

Среди наиболее существенных препятствий на пути инвестиций в экономику стран СНГ, в том числе и Казахстана западных бизнесменов и банкиров по прежнему волнуют проблемы политического, экономического, технологического, информационного риска, которые по оценкам деловых кругов, перекрывают ожидаемые выгоды от сотрудничества. Как иностранные, так и отечественные предприниматели для активизации инвестиционной деятельности выдвигают в качестве непредсказуемых изменений в налоговой политике, неопределенности в разграничении компетенции и полномочий органов центральной и местной власти.

К трудностям организационно-правового характера они относят: недостаточность гарантий для долгосрочных и крупномасштабных инвестиций, отсутствие практики применения финансовых и имущественных залогов, надежность механизмов реализации инвестиционных программ и эффект правового обеспечения, нуждающегося в соблюдении договорных обязательств через ссуды арбитраж, высокая степень страхования.

Остаются нерешенными и более частные проблемы: недостаток инфраструктуры коммерческой и правовой информации, в первую очередь связи. Сталкиваются они и с трудностями в поисках отечественных квалифицированных партнеров, способных совместно с иностранными компаниями реализовать инвестиционный проект. Существует неадекватность представлений у иностранных и казахстанских партнеров о ценности вкладов в создаваемое совместное предприятие по ведению бизнеса, показателей финансовой отчетности, что затрудняет проведение сравнительного экономического анализа предлагаемых проектов.

Каждая из перечисленных проблем по своему отрицательно влияет на масштабы инвестиционных предложений и предлагает разные уровни своего решения. Но ни одна из них не является второстепенной. Западные компании и их представители Казахстана осознают, что для создания устойчивой рыночной экономики, совершенного торгового права и системы регулирования, обеспечения прав собственности, а также полной конвертируемости национальной валюты требуется время, пока макроэкономическая стабильность будет достигнута.

По мнению западных специалистов, инвестиционный климат в Казахстане в целом благоприятный. Но тема благоприятности инвестиционного климата в Казахстане требует отдельного рассмотрения, очевидно одно поток инвестиций направлен преимущественно в добывающие отрасли, иностранцев привлекает нефть и газ, золото и уран, никель и хром, медь и серебро.

Темп роста, масштабы привлечения иностранного капитала, отраслевая структура и география размещения еще не достаточно для возможностей такой страны как Казахстан, который со своим не емким рынком сбыта, природными ресурсами, квалифицированной и дешевой рабочей силой может быть одним из основных объектов вложения иностранного капитала в СНГ. Привлечению иностранного капитала в казахстанскую экономику мешает несколько причин:

· Нестабильность обстановки в стране;

· Экономический кризис;

· Рост безработицы;

· Уровень инфляции.

Помимо этих общих причин притоку иностранного капитала в РК препятствуют:

· слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о потенциальных возможностях для инвестирования;

· Несовершенство процедуры оформления иностранных инвестиций;

· Затрудненность доступа к местным кредитам и фондовой деятельности;

· Сравнительно высокие налоги и незначительное инвестиционные льготы;

· Недостаточное страхование от политического и экономического риска.

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что существующий в РК механизм привлечения иностранных инвестиций и создания СП разработан недостаточно.

Важно отметить, что иностранному инвестору важны не льготные условия налогообложения, а их стабильное, предсказуемое и экономически эффективное и для государства, и для инвестора состояние. Несомненно, то, что все эти факторы связаны с общеэкономической стратегией правительства, поэтому решение этих проблем нуждается в комплексном подходе. Необходим четкий ориентир, программа действий по привлечению иностранных инвестиций, и на основе этой программы необходимо создавать рычаги управления, привлечения и стимулирования внешних капиталовложений. Такое мнение разделяют многие экономисты.

Важным фактором успеха международного совместного предприятия является согласие его работников в вопросах интерпретации целей и задач проекта, интересов в проекте, ожиданий от результатов проекта, влияния личного участия в проекте на долгосрочные перспективы карьеры. Когда существуют значительные расхождения по всем этим вопросам, конфликты наиболее вероятны.

Приоритетными могли бы стать те сферы деятельности, которые осуществляют производство продукции на основе использования местных ресурсов, включая трудовые, определенной профессионально-квалификационной подготовки, научно-технического потенциала и др. Данные отрасли должны отвечать следующим требованиям:

·        их продукция будет насыщать национальный рынок, при этом возможно развитие импортозамещающего производства;

·        они будут производить конкурентоспособную продукцию, участвующую в формировании экспортного потенциала страны;

·        их товары будут подвергаться максимально возможной степени переработки внутри страны, что будет способствовать снижению в экспорте доли необработанного сырья

·        расширение производства в них будет создавать дополнительные рабочие места.

Далее в сферу международного совместного предпринимательства должны быть вовлечены уже те отрасли, уровнем развития которых определяется научно- технический потенциал, создающий предпосылки для равного участия Казахстана в международном разделении труда и обеспечивающий стабильность национальной экономики. Это приборостроение, электроника, биотехнологии и т. д.

С учётом национальных интересов РК представляется целесообразным привлечение иностранного капитала, прежде всего, в следующие отрасли народного хозяйства:

·        нефтеперерабатывающая и химическая промышленность;

·        машиностроение (создание и производство технологического оборудования для выпуска изделий медицинской техники);

·        автомобильная промышленность;

·        деревоперерабатывающая промышленность;

·        агропромышленный комплекс.

Далее целесообразным было бы упрощение процедуры регистрации и перерегистрации предприятий, финансирование, кредитование и стимулирование производства экспортной продукции.

В качестве финансовых методов стимулирования могли бы выступать налоговые каникулы, льготные ставки НДС, налога на прибыль и ускоренной амортизации, освобождение от таможенных пошлин закупаемого за рубежом оборудования для технического перевооружения и внедрения новых технологий, исключение реинвестируемых средств из налогооблагаемой прибыли и т.д.

Создание институциональной структуры страхования иностранных инвестиций от политических и коммерческих рисков. Эта система должна включать не только обязательства и гарантии казахстанского правительства, но и активизацию сотрудничества с иностранными государственными организациями стран-партнёров путём заключения двусторонних соглашений о взаимной защите капиталовложений. Разработка и реализация механизма поддержки иностранных инвесторов, осуществляемой в административной и информационной формах. Административная поддержка должна включать проведение конференций, семинаров, касающихся проблем в инвестиционной сфере; подготовку условий для визитов перспективных инвесторов, а также подбор потенциальных партнёров среди казахстанских предприятий. Информационная поддержка должна включать сбор и предоставление потенциальным инвесторам регулярной информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах развития экономики и т.д.

Также необходимо учитывать длительность деятельности СП, созданные на десять и более лет должны пользоваться более льготной системой налогообложения.

Целесообразно было бы предоставлять более весомые налоговые преимущества совместным предприятиям, экспортирующим более 50% продукции, а также выделение льгот реинвестирования прибыли. Особое внимание необходимо уделить регулированию отраслевой направленности, т.е. утверждению «плавающих» ставок в различных сферах деятельности.

Заключение

По сравнению с международным разделением труда СП представляют собой сложную форму международного экономического сотрудничества, которая предполагает более тесные связи хозяйствующих партнеров разных стран. Это находит свое выражение в том, что участники совместных предприятий складывают материальные и финансовые ресурсы для осуществления производства товаров или услуг, совместно распределяют доходы, сообща несут риски и убытки, объединено управляют всеми производственными и реализационными циклами, короче говоря, в совместном предприятии происходит согласование всех производственных процессов и осуществляется совместное ими управление.

Важной особенностью совместных предприятий в отличие от других форм международного экономического сотрудничества является их быстрая реакция на изменяющуюся политическую ситуацию в странах базирования. Политическая стабильность в странах создает благоприятные условия для организации совместных предприятий. В странах же с неясными политическими перспективами иностранные предприниматели воздерживаются делать капитальные вложения.

В Казахстане для развития совместных предприятий создаются благоприятные условия. Об этом говорится и в книге Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева "Казахстан - 2030", в которой он, в частности, отмечает: "В центре нашего первостепенного внимания по-прежнему остается соответствующая защита иностранных инвестиций, и возможности репатриации прибыли. Существует несколько секторов экономики - разработка природных ресурсов, инфраструктура, коммуникации и информация, - которые имеют непреходящее значение для нашей страны. Развитие этих отраслей окажет воздействие не только на экономический рост, но и на социальную сферу, а также на интеграцию Казахстана в международное сообщество. Это капиталоемкие отрасли, для развития которых необходим как иностранный капитал, так и жесткий стратегический контроль государства».

Создаваемые совместные предприятия могут сыграть позитивную роль в привлечении в страну новой техники и технологии, современных методов международного маркетинга и передового управленческого опыта. Более того, приток иностранных инвестиций в СП может стать одним из возможных для нашей страны способов сосредоточения материальных и финансовых средств на направлениях, обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса. Немаловажное значение СП состоит в том, что совместное создание производственных единиц с передовой технологией и техникой повышает их конкурентоспособность. В результате они могут успешнее соперничать на внутреннем рынке с другими предприятиями и побуждать их снижать издержки производства своей продукции и повышать ее качество. С другой стороны, создание конкурентоспособных предприятий позволяет партнеру использовать торговые, административные и прочие связи зарубежных участников, их коммерческий опыт и знание местных условий и открывает благоприятные возможности для их выхода со своей продукцией на внешние рынки. Это особенно важно в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке со стороны крупных и эффективно функционирующих западных фирм.

В законе Республики Казахстан от 08.01.2003 г. «Об иностранных инвестициях» сказано:

«Любые формы иностранных инвестиций и связанная с ними деятельность, не запрещенная действующим законодательством Республики Казахстан, осуществляется на условиях не менее благоприятных, чем те, которые предоставляются в подобной ситуации инвестициям физических или юридических лиц Республики Казахстан, либо любых иных иностранных физических и юридических лиц, в зависимости от того, какие условия являются наиболее благоприятными».

Итак, законодательство Республики Казахстан гарантирует, что любые формы иностранных инвестиций и связанная с ними деятельность, не запрещенная законодательством республики, осуществляются на условиях не менее благоприятных, чем те, которые предоставляются в подобной ситуации инвестициям казахстанских физических или юридических лиц, за исключением некоторых сфер, которые для иностранных инвестиций ограничены или закрыты. То есть для иностранных инвесторов установлен так называемый национальный режим. Закон Республики Казахстан "Об инвестициях" не делает различий между иностранными инвестициями и вложениями местных инвесторов.

Список используемой литературы

1.      Закон РК от 08.01.2003 года № 373 - 2 ЗРК «Об инвестициях»

.        Постановление № 1 - 206 от 21. 03. 2004 года Государственного Комитета РК по инвестициям “Об утверждении Рамочного контракта о государственной поддержке и предоставлении мер стимулирования Инвестору, осуществляющему инвестиционную деятельность в приоритетные сектора экономики РК”.

.        Указ Президента РК от 5. 04. 2004 года № 3444 “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики РК для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций”.

.        Основы коммерческой деятельности. Л.В.Осипова, И.М. Синяева. М «Банки и биржи»-2007 г

.        «Совместное предприятие: закономерности развития и перспективы.» Е.Е.Смирнова, Н.В.Хвалынска. Москва, 2010 год

.        М.Н. Чепурин Курс экономической теории, Алматы, 2009 год

.        И.В. Сергеев, И.И Веретенникова Организация и финансирование инвестиций, Москва, 2009 год.

.        «Инвестиционная деятельность. Сборник законодательных актов » Алматы, 2010 год.

.        П.И. Вахрин «Организация и финансирование инвестиций». Москва, 2011 год.

.        «Основы предпринимательства» Исингазиев М.Б., Хамитов А.Ш., Алматы, 2009 г.

.        «Предпринимательство» Бусыгин А.В., Питер, 2010 г.

.        «Микроэкономика» Венчанов Г.С., Венчанова Г.Р., уч.пособие СПБ питер, 2009 г.

.        «Микроэкономика» под ред.Яковлевой Б.Б. М-СПБ 2010г.

.        «Теория рыночной экономики, предпринимательский аспект» учеб. Пос. Алматы, 2009г.

.        «Макроэкономика» Абишев А.А., Алматы 2007 г.

.        «Экономика» Абель Э., Бернанне Б., Питер 2010 г.

.        «Экономика» Агапова Т.А., Серегина С.Ф., 2009 г.

.        «Макроэкономика» Седов В., Евграфов М.А., Бежанов Н.А., Алматы, 2011 г.

.        «Макроэкономика» Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н., 2009 г.

.        «Макроэкономика» Ивашковский С.Н. 2009 г.

.        Журнал «Макроэкономика» Алматы, № 01 июль 2011 г.

.        Журнал «Общество и экономика» Алмата, 2011 г.

23.    Электронный научный журнал «Управление экономическими системами» Ерохин В.Л., Иволга А.Г., № статьи 0421100034 от 19.12.2011г. http://www.uecs/ru/makroekonomika.ru

.        Официальный сайт журнала «Макроэкономика» послед.обновление 10.03.2012г. http://www.makroeconomy/ucoz/ru

.        Сайт <http://www.kpo.kz>

.        Сайт <http://www.stat.kz>

Похожие работы на - Развитие совместных предприятий в Казахстане

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!