Планирование производства и себестоимости в ОАО 'Уральская Сталь'
МИНИСТЕРСТВО
образования И НАУКИ РФ
Федеральное
государственное образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ технологический университет «МиСиС»
Новотроицкий
филиал
Кафедра
гуманитарных и социально-экономических наук
О Т Ч Е Т
по учебной
практике
(по
технологии отраслевого производства)
Новотроицк
2011
Содержание
Введение
Глава 1. Общие сведения о предприятии
Глава 2. Основные сведения о подразделении предприятия. Отдел
планирования производства и себестоимости
Глава 3. Индивидуальное задание. Рассмотрение цен и издержек
предприятия (на примере ЭСПЦ)
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
На сегодняшний день «Уральская сталь» - один из лидеров по производству
стальной продукции для машиностроительной области.
ОАО «Уральская Сталь» входит в состав Холдинга «Металлоинвест».
Комбинат производит следующие виды продукции:
Чугун
Литая заготовка
Сортовой прокат
Листовой прокат
Продукция коксохимического производства
«Уральская сталь» - единственный в мире комбинат по выплавке
высококачественного литейного хромоникелевого сложнолегированного чугуна.
Я проходила практику на ОАО «Уральская сталь». По окончанию третьего
курса я была направлена в финансовую дирекцию, в отдел планирования
производства и себестоимости. От этого отдела меня направили в
административно-бытовой корпус (АБК) электросталеплавильного цеха в кабинет
экономистов. Моим руководителем практики на предприятии была специалист отдела
планирования производства и себестоимости Кислицына Ольга Николаевна. Также
вела контроль за моим посещением практики экономист первой категории Климова
Елена Владимировна. Она работала в том же кабинете, где я проходила практику.
Она каждый день расписывалась у меня в дневнике.
Срок прохождения практики: с 27.06.2011г. по 24.07.2011г.
1.Общие сведения о предприятии
Полное фирменное наименование: Открытое акционерное общество «Уральская
Сталь»
Сокращенное фирменное наименование: ОАО «Уральская Сталь»
Комбинат «Уральская Сталь» входит в состав Холдинга «Металлоинвест».
«МЕТАЛЛОИНВЕСТ» - один из крупнейших горно-металлургических холдингов
России.
· Крупнейший производитель товарного ЖРС в Европе и СНГ.
· Крупнейший производитель товарного ГБЖ в мире.
· Пятый производитель ЖРС в мире.
· Пятый производитель стали в России.
Лидерство холдинга «МЕТАЛЛОИНВЕСТ» строится:
· на инновациях,
· на увеличении объемов продукции с высокой добавленной
стоимостью,
· на долгосрочном партнерстве в соответствии с международными
стандартами,
· на ответственности за стабильное социально-экономическое
развитие регионов присутствия Холдинга.
В
состав Холдинга входят горнорудный дивизион (Лебединский
<#"558783.files/image001.gif">
Средняя
заработная плата в 2009 году по цеху составляла 17 143 руб; в 2010 году средняя
заработная плата составила уже 21 719 руб.
В
целом плановые показатели в 2010 году увеличились по сравнению с 2009 годом.
Роль менеджера
Существует применимый к любой организации процесс управления,
заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять всякий
руководитель.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля,
необходимый для формулирования и достижения целей организации.
Касаясь содержания работы менеджера, Генри Минцберг находит общие черты
управленческой работы, одна из которых - роли руководителя. Роль, по его
определению, является «набором определенных поведенческих правил,
соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности». То есть
менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей определенных
организационных подразделений и именно это определяет их служебное поведение.
«Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее
содержание. Так актеры, менеджеры и другие играют заранее предопределенные
роли, хотя как личности могут давать собственную интерпретацию этих ролей».
В своих работах Минцберг выделяет 10 ролей, которые, по его мнению,
принимают на себя менеджеры в различные периоды и в разной степени. Он
классифицирует их в рамках трех крупных категорий: межличностные роли,
информационные роли и роли по принятию решений. Как указывает Минцберг, роли
взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные
роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают
сферу его взаимодействий с людьми. Эти межличностные роли могут сделать
руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и
одновременно заставляет его играть информационные роли, и действовать в качестве
центра обработки информации. Принимая на себя межличностные и информационные
роли, менеджер способен играть роли, связанные с принятием решений:
распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для
организации, ведение переговоров от имени организации. Все 10 ролей, взятые
вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера
конкретной организации.
Хотя все руководители играют определенные роли и выполняют определенные
функции, это не значит, что большое число руководителей в крупной компании
заняты выполнением одной и той же работы. Организации, достаточно крупные для
того, чтобы обеспечить четкие разграничения в работе руководителей и
неруководителей, обычно имеют такой большой объем управленческой работы, что
она тоже должна быть разделена.
Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный
характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных
подразделений, т.е. разделение труда менеджеров по функциям. Управленческая
работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиваться успеха в
своей деятельности. Некоторым руководителям приходится затрачивать время на
координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, также
координируют работу руководителей, координирующих работу неуправленческого
персонала - людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги.
Такое вертикальное развертывание разделения труда в результате образует уровни
управления.
Обычно в организации можно определить, на каком уровне находится один
руководитель по сравнению с другими. Это осуществляется через название
должности. Однако название должности не является надежным указателем истинного
уровня данного руководителя в системе.
Размер организации - это лишь один из нескольких факторов, которые
определяют, сколько уровней управления должна иметь компания для достижения
оптимальных результатов. Существует много примеров весьма преуспевающих
организаций с гораздо меньшим количеством уровней управления, чем в значительно
более мелких организациях.
Уровни и роли руководителей низового, среднего и высшего звеньев
Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления,
менеджеров традиционно делят на три категории. Социолог Талкотт Парсонс
рассматривает эти три категории с точки зрения функции, выполняемой
руководителем в организации. Согласно определению Парсонса, лица на техническом
уровне в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми
для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или
оказании услуг. Лица, находящиеся на управленческом уровне, в основном заняты
управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные
формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Руководители
на институциональном уровне заняты в основном разработкой долгосрочных
(перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к
различного рода переменам, управлением отношениями между организацией и внешней
средой, а также обществом, в котором существует и функционирует данная
организация.
Более общеупотребимый способ описания уровней управления состоит в
выделении руководителей (управляющих/менеджеров) низового звена, или
операционных управляющих, руководителей среднего звена и руководителей высшего
звена.
Младшие начальники, которых также называют менеджерами первого (низового)
звена или операционными руководителями - это организационный уровень,
находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не
управляющими). Младшие менеджеры в основном осуществляют контроль за
выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения
непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий.
Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование
выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование.
Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве.
Исследования показывают, что работа руководителя низового звена является
напряженной и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми
перерывами, переходами от одной задачи к другой. Задачи сами по себе
потенциально краткие. Временной период для реализации решений также короткий.
Работа младших менеджеров координируется и контролируется руководителями
среднего звена. В большой организации может быть столько менеджеров среднего
звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое
разделение происходит, то возникают два уровня, первый из которых называется
верхним уровнем среднего звена управления, второй - низшим.
Трудно сделать обобщения относительно характера работы руководителя
среднего звена. Некоторые организации предоставляют своим менеджерам среднего
звена большую ответственность, делая их работу в определенной степени похожей
на работу руководителей высшего звена.
Менеджер среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел
в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием
работы подразделения, чем организации в целом.
В основном менеджеры среднего звена являются буфером между руководителями
высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых
руководителями высшего звена, и передают эти решения обычно после трансформации
их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий
низовым линейным руководителям. Хотя существуют вариации, большая часть общения
у руководителей среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями
среднего и низового звеньев. Руководители среднего звена как социальная группа
испытывали особенно сильное влияние различных изменений экономического и
технологического характера на производстве в течение 80-х годов. Персональные
компьютеры ликвидировали некоторые их функции и изменили другие, дав
возможность руководителям высшего звена получать информацию непосредственно за
своим рабочим столом прямо из первоисточника, вместо того, чтобы подвергать ее
фильтрации на уровне руководителей среднего звена.
Высший организационный уровень - руководство высшего звена - на много
малочисленное других. Даже в самых крупных организациях менеджеров высшего
звена всего несколько человек.
Менеджеры высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для
организации в целом или для основной части организации. Сильные руководители
высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании.
Например, атмосфера, в которой действует федеральное правительство, да и вся
страна, обычно претерпевает значительные изменения при новом президенте.
Поэтому успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях
ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень хорошо.
Но велики и тяготы такого поста: человек на этой должности, как правило,
очень одинок. После тщательного изучения деятельности пяти руководителей
высшего звена Минцберг пришел к такому выводу: «Таким образом, работу по
руководству большой организацией можно назвать крайне изматывающей. Количество
работы, которую приходится выполнять руководителю, или которую он считает
необходимым выполнять в течение дня, - огромно, а темп, с которой она должна
быть выполнена, очень напряженный».
Основной причиной напряженного темпа и огромного объема работы является
тот факт, что работа руководителя высшего звена не имеет четкого завершения. В
отличие от рабочего на производстве, который должен выполнить норму выработки,
на предприятии в целом не существует такого момента (если не считать полной
остановки этого предприятия), когда работу можно считать законченной. Поэтому и
менеджер высшего звена не может быть уверен, что он успешно завершил свою деятельность.
Поскольку организация продолжает действовать, и внешняя среда продолжает
меняться, всегда существует риск неудачи. Рабочая неделя продолжительностью
60-80 часов для него не редкость.
. Индивидуальное задание.
цена плановый экономический
Рассмотрение цен и издержек предприятия
Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная
категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные,
экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и
объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций
их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и
маркетинговые службы.
Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена
товара на деньги. Цены, процессы их образования и изменения представляют собой
предмет статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок,
входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в
социально-экономическую статистику.
Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли,
которую играет цена на рынке. Она выступает как:
индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и
предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию,
степень конкурентоспособности на рынке и т. д.);
маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется
воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную
способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д. В качестве регулятора
цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для
производства.
Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и
соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры
рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения,
территориального размещения производства. Цена - инструмент образования прибыли
и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена - это главная
составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную
политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена
- мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и
структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец,
цена - это орудие конкурентной борьбы.
Цены на предприятии классифицируют по различным направлениям.
По сферам товарного обслуживания:
оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах
продукцию промышленно-технического и потребительского назначения (между
отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии
разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют
посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые
организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках
поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;
розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в
основном населению) в ограниченном количестве;
закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у
сельскохозяйственных предприятий (фермеров);
цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли
(например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские
тарифы).
По способу отражения транспортных расходов:
цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и
разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта
магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на
остальной путь покрывает покупатель;
цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта
назначения.
По формам продаж:
контрактные (договорные) цены - цены фактической договоренности между
продавцом и покупателем;
биржевые котировки - это уровень цены товара, реализуемого через биржу.
Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за
качество, удаленность от места поставки;
цены ярмарок и выставок (часто льготные);
аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые
цены и продажные).
По стадиям продажи:
цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец
желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен
этого товара (за исключением аукционных и цен подряда), который корректируется
в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования)
цены предложения - единственный источник информации об уровне цен на рынке;
цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;
цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические, или
номинальные, цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем
дохода общества или общим уровнем цен.
По степени регулирования:
жестко фиксированные (основной тип цен в условиях
административно-командной экономики);
регулируемые (допускаются изменения в определенных пределах,
устанавливаются государством, как правило, на продукты повышенного социального
назначения);
свободные (не подвержены прямому вмешательству, формируются в
соответствии с конъюнктурой рынка).
По степени устойчивости во времени:
твердые: устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;
подвижные: зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки,
если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте
источнику;
скользящие: в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается
порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих
факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока
изготовления;
с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и
принцип определения уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки
согласования и осуществления фиксации.
В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации
уровня цены при заключении сделки используются:
.Расчетные цены, которые обосновываются поставщиком для каждого
конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий;
.Справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических
изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный
период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и
т. д.;
.Цены прейскурантов и ценников. Прейскуранты выпускаются, как правило,
производителем для готовых изделий, рассылаются клиентам, включают цены для
конечных пользователей, стабильные скидки в разрезе всей или части товарной
номенклатуры фирмы. При необходимости частого изменения цен прейскуранты
дополняются вкладышами с коэффициентами изменений.
Кроме перечисленных на предприятии выделяют и другие виды цен, например:
трансфертные (внутрифирменные - для обмена между цехами одного
предприятия, дочерними фирмами, заграничными филиалами, конфиденциальны);
мировые (выступают в качестве условной средней стоимости товаров,
реализуемых в нескольких странах, на практике, как правило, модальные, т. е.
цены отдельных стран - основных производителей товара).
Но в целом на предприятии используются плановые цены на основное сырье и
материалы (отгрузки) без НДС с доставкой. Ожидаемая цена (по контрактам).
Состав и структура себестоимости продукции предприятия
Многочисленные затраты, формирующие себестоимость продукции, в практике
планирования и учета классифицируются по экономически элементам и статьям
калькуляции. Перечень этих элементов и статей представляет собой состав
себестоимости продукции. Структура же себестоимости продукции - это соотношение
этих элементов и статей между собой, выраженное в процентах к общему итогу.
Классификация по экономическим элементам используется для определения и
поддержания оптимального соотношения между первородными экономическими
затратами, живым и овеществленным трудом, соотношения потребляемых ресурсов,
увязки и взаимосвязи различных разделов бизнес-плана, плана (программы) развития
отрасли.
Экономические элементы затрат - это экономически первородные, более
неделимые, нерасщепляемые затраты.
Статьи калькуляции, наоборот, состоят из разнородных в экономическом
смысле затрат. Каждая статья калькуляции включает все экономические элементы
затрат.
Классификация затрат на себестоимость продукции по статьям калькуляции
позволяет выявить конкретный объект и место осуществления затрат, определить
себестоимость единицы продукции, прибыль, рентабельность продукции и
производства.
Состав себестоимости по экономическим элементам затрат (смета затрат на
производство) представлена ниже:
. Сырье и основные материалы.
. Вспомогательные материалы.
. Топливо со стороны.
. Энергия со стороны.
. Заработная плата всех работников.
. Начисления на заработную плату.
. Амортизация.
. Прочие денежные расходы.
Статьи калькуляции в наиболее обобщенном виде представляют:
. Сырье и основные материалы за вычетом годных отходов.
. Вспомогательные материалы.
. Топливо на технологические цели.
. Энергия на технологические цели.
. Заработная плата рабочих основного производства.
. Начисления на заработную плату.
. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.
. Цеховые расходы.
Итого цеховая себестоимость
. Общезаводские расходы. Итого производственная себестоимость
. Внепроизводственные (коммерческие) расходы. Всего полная (коммерческая)
себестоимость
Таблица 11. Структура себестоимости продукции предприятия
планово бюджетное
управление
|
|
|
|
|
структура затрат на
производство 2009-2010гг.
|
|
|
|
|
производство агломерата
тыс. тонн
|
3167,86
|
|
3106,29
|
|
производство кокса, тыс
тонн
|
1878,41
|
|
1863,91
|
|
производство кокса
(сухой),тыс.тонн
|
1765,71
|
|
1752,08
|
|
производство чугуна,
тыс.тонн
|
2796,36
|
|
2749,85
|
|
производство стали,
тыс.тонн
|
3549,83
|
|
3352,24
|
|
в том числе
|
|
|
|
|
производство
электростали,тыс.тонн
|
1025,86
|
|
1189,54
|
|
|
тыс.руб.
|
2009 год
|
2010 год
|
№ п/п
|
Наименование статей затрат
|
отчет
|
%
|
отчет
|
%
|
1
|
Сырье и основные материалы
|
26 453 710
|
68
|
38 260 414
|
72
|
|
в том числе
|
|
|
|
|
|
железорудное сырье
|
9 472 356
|
24
|
10 939 474
|
21
|
|
угли
|
6 237 697
|
16
|
12 269 906
|
23
|
|
ферросплавы
|
3 354 517
|
9
|
4 484 746
|
8
|
|
металлолом
|
10 460 141
|
27
|
13 322 078
|
25
|
|
возврат металлолома
|
3 692 479
|
9
|
3 408 283
|
6
|
|
прочие расходы
|
621 478
|
2
|
652 493
|
1
|
2
|
услуги подрядных
организаций
|
721 154
|
2
|
701 479
|
1
|
3
|
вспомогательные материалы
|
3 226 211
|
8
|
3 383 163
|
6
|
|
в том числе
|
|
|
|
|
|
огнеупоры
|
1 433 734
|
4
|
1 722 767
|
3
|
|
возврат материалов
|
|
|
25 882
|
0
|
4
|
топливо
|
2 483 872
|
6
|
3 035 738
|
6
|
|
в том числе
|
|
|
|
|
|
природный газ
|
1 718 695
|
4
|
2 049 699
|
4
|
5
|
энергия
|
1 192 226
|
3
|
1 427 468
|
3
|
|
итого материальных затрат
|
34 077 173
|
87
|
46 808 262
|
88
|
6
|
заработная плата
|
2 609 617
|
7
|
3 407 977
|
6
|
7
|
отчисление на
соц.страхование
|
669 976
|
2
|
862 523
|
2
|
8
|
амортизация основных
средств
|
373 123
|
1
|
498 086
|
1
|
9
|
прочие расходы
|
1 266 086
|
3
|
1 146 574
|
2
|
|
итого затрат на
производство
|
38 995 975
|
|
52 723 422
|
|
10
|
НЗП и другие расходы
относимые на себестоимость
|
469 146
|
1
|
763 651
|
1
|
|
производственная
себестоимость
|
38 526 829
|
98
|
51 959 771
|
97
|
11
|
внепроизводственные расходы
|
598 961
|
2
|
1 335 169
|
3
|
|
полная себестоимость всей
товарной продукции
|
39 125 790
|
100
|
53 294 940
|
100
|
|
товарная продукция
|
47 220 711
|
|
62 918 461
|
|
|
прибыль от товарной
продукции
|
8 094 921
|
|
9 623 521
|
|
|
рентабельность товарной
продукции
|
21
|
|
18
|
|
|
затраты на 1 рубль товарной
продукции(коп.)
|
83
|
|
85
|
|
Если сравнивать данные за два года (2009 и 2010), то можно сделать вывод
о том, что показатели стали лучше в 2010 году по сравнению с 2009 году. Это
говорит о том, что экономический кризис постепенно отходит на задние позиции.
Прибыль увеличилась с 8 094 921 до 9 623 521. Расходы в целом на производство
выше в 2010 году, чем в 2009,т.к цены вырасли.
Структура цен складывается из колонок: полная себестоимость всей товарной
продукции + прибыль от товарной продукции = цена
Различают цеховую, производственную и полную (коммерческую)
себестоимость.
Цеховая себестоимость - это затраты цеха, включая цеховые расходы, на
производство продукции. Производственная себестоимость - это затраты
предприятия на производство продукции. Это цеховая себестоимость плюс
общезаводские расходы. Полная же (коммерческая) себестоимость - это затраты
предприятия на производство и реализацию продукции. Если к производственной
себестоимости добавить внепроизводственные расходы, то сформируется полная
себестоимость продукции. В основе производственной и полной себестоимости лежит
цеховая себестоимость, составляя преимущественную её часть. На тех
предприятиях, где отсутствует цеховая организация производства, на предприятии
с бесцеховой структурой цеховая себестоимость совпадает с производственной себестоимостью
продукции.
Полная себестоимость объединяет элементы производственной себестоимости
продукции и расходы, связанные с ее реализацией.
По периодам возникновения затрат различают:
плановую себестоимость;
фактическую себестоимость.
Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года, исходя из
плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период.
Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на
основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство и
реализацию. В целях сопоставимости и анализа полученных результатов плановая и
фактическая себестоимость должны определяться по одной и той же методике и по
одним и тем же калькуляционным статьям.
В себестоимости отражаются текущие затраты на производство всего объема
продукции, каждой ее единицы, выполненные работы и услуги.
Затраты по способу отнесения их на единицу продукции могут быть прямыми и
косвенными.
Прямые затраты - это расходы строго целевого назначения, они находятся в
прямой зависимости от объема выпуска продукции или от времени, затраченного на
его изготовление. Такие затраты включают в себестоимость единицы продукции с
помощью метода прямой оценки.
Косвенные затраты не могут быть отнесены на выпуск конкретного изделия,
так как они связаны с работой цеха или предприятия в целом. Однако они
необходимы для осуществления процесса производства.
Косвенные затраты не могут быть прямо отнесены на себестоимость отдельных
видов продукции. Они распределяются косвенно между различными изделиями
пропорционально тому или иному измерителю, чаще всего пропорционально
заработной плате основных производственных рабочих.
Таблица 12. Плановая калькуляция на сталь ЭСПЦ
ПЛАНОВАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ
|
|
НА СТАЛЬ ЭСПЦ. СВОДНАЯ
|
январь
|
ОБЩАЯ
|
2010г
|
30.03
|
ЭСПЦ
|
|
|
|
|
|
ПРО-ВО ВСЕГО
|
110 000
|
На единицу
|
|
Кол-во
|
Цена
|
Сумма
|
|
Кол-во
|
ЧУГУН ПЕРЕДЕЛ. ЖИДКИЙ
|
50 490,0
|
6 737,04
|
340
153,15
|
50 490,0
|
ЧУГУН ПЕРЕДЕЛ. ЧУШКОВЫЙ
|
110,0
|
6 802,59
|
748,28
|
ЧУГУН ПЕРЕДЕЛ. ЧУШКОВЫЙ
|
110,0
|
ЧУГУН ПЕРЕДЕЛ. ШБ
|
0,0
|
|
0,00
|
ЧУГУН ПЕРЕДЕЛ. ШБ
|
0,0
|
ЧУГУН ХРОМОНИКЕЛЕВЫЙ
|
0,0
|
|
0,00
|
ЧУГУН ХРОМОНИКЕЛЕВЫЙ
|
0,0
|
ИТОГО ЧУГУНА
|
50
600,0
|
6
737,18
|
340
901,43
|
ИТОГО ЧУГУНА
|
50
600,0
|
|
|
|
|
|
|
ЛОМ СТАЛЬНОЙ
|
68 718,8
|
6 685,52
|
459
420,97
|
ЛОМ СТАЛЬНОЙ
|
68 718,8
|
ГБЖ
|
|
|
0,00
|
ГБЖ
|
|
ОБРЕЗЬ ЛЕГИРОВАННАЯ
|
2 666,3
|
6 272,30
|
16 723,8
|
ОБРЕЗЬ ЛЕГИРОВАННАЯ
|
2 666,3
|
ИТОГО ЛОМА
|
71
385,1
|
6
670,09
|
476
144,80
|
ИТОГО ЛОМА
|
71
385,1
|
|
|
|
|
|
|
ФЕРРОСПЛАВЫ
|
|
|
|
ФЕРРОСПЛАВЫ
|
|
АЛЮМИНИЙ ГРАНУЛИР
|
47,2
|
53
422,51
|
2 521,54
|
АЛЮМИНИЙ ГРАНУЛИР
|
47,2
|
МЕДЬ
|
46,0
|
187
531,10
|
8 628,31
|
МЕДЬ
|
46,0
|
НИКЕЛЬ
|
33,7
|
494
160,90
|
16
635,43
|
НИКЕЛЬ
|
33,7
|
АЛЮМИНИЙ ВТОРИЧНЫЙ
|
0,0
|
53
422,51
|
0,00
|
АЛЮМИНИЙ ВТОРИЧНЫЙ
|
0,0
|
СИЛИКОМАРГАНЕЦ 65 %
|
1 763,8
|
37
640,08
|
66
388,59
|
СИЛИКОМАРГАНЕЦ 65 %
|
1 763,8
|
ФЕРРОБОР 5 %
|
0,87
|
20
253,15
|
17,54
|
ФЕРРОБОР 5 %
|
0,87
|
ФЕРРОВАНАДИЙ 40 %
|
11,410
|
241
099,54
|
2 750,95
|
ФЕРРОВАНАДИЙ 40 %
|
11,410
|
ФЕРРОМАРГАНЕЦ 76 %
|
0,0
|
86
362,26
|
0,00
|
ФЕРРОМАРГАНЕЦ 76 %
|
0,0
|
ФЕРРОМОЛИБДЕН 60 %
|
|
963
129,95
|
0,0000
|
ФЕРРОМОЛИБДЕН 60 %
|
|
ФЕРРОНИОБИЙ 50 %
|
61,5
|
650
637,99
|
40
022,69
|
ФЕРРОНИОБИЙ 50 %
|
61,5
|
ФЕРРОСИЛИЦИЙ 65 %
|
620,12
|
31
818,46
|
19
731,10
|
ФЕРРОСИЛИЦИЙ 65 %
|
620,12
|
ФЕРРОТИТАН 20 %
|
120,1
|
30
468,47
|
3 659,29
|
ФЕРРОТИТАН 20 %
|
120,1
|
ФЕРРОХРОМ 010-200
|
129,1
|
70
799,62
|
9 141,36
|
ФЕРРОХРОМ 010-200
|
129,1
|
ФЕРРОХРОМ 800-900
|
46,1
|
34
361,14
|
1 584,08
|
ФЕРРОХРОМ 800-900
|
46,1
|
АЛЮМИНИЕВАЯ КАТАНКА
|
43,3
|
63
159,58
|
2 732,66
|
АЛЮМИНИЕВАЯ КАТАНКА
|
43,3
|
ФЕРРОМАРГАНЕЦ 88-90
%(металл)
|
19,8
|
86
362,26
|
1 713,43
|
ФЕРРОМАРГАНЕЦ 88-90
%(металл)
|
19,8
|
Силикокальцевая проволока
|
88,0
|
67
157,66
|
5 909,87
|
Силикокальцевая проволока
|
88,0
|
ПРОВОЛОКА ПОРОШК С ГРАФИТ
НАПОЛН
|
20,4
|
21
500,85
|
439,65
|
ПРОВОЛОКА ПОРОШК С ГРАФИТ
НАПОЛН
|
20,4
|
МАРГАНЕЦ АЗОТИРОВАННЫЙ
|
1,27
|
97
463,68
|
123,58
|
МАРГАНЕЦ АЗОТИРОВАННЫЙ
|
1,27
|
КАРБИД КАЛЬЦИЯ
|
44,0
|
26
471,26
|
1 164,74
|
КАРБИД КАЛЬЦИЯ
|
44,0
|
КАРБИД КРЕМНИЯ
|
33,0
|
25
802,37
|
851,48
|
КАРБИД КРЕМНИЯ
|
33,0
|
СЕРНЫЙ КОЛЧЕДАН
|
0,20
|
387,30
|
0,08
|
СЕРНЫЙ КОЛЧЕДАН
|
0,20
|
ИТОГО ФЕРРОСПЛАВОВ
|
3
129,892
|
58
793,21
|
184
016,39
|
ИТОГО ФЕРРОСПЛАВОВ
|
3
129,892
|
|
|
|
|
|
|
ЖЕЛЕЗО ОКИСЛИТЕЛЕЙ
|
0,0
|
|
|
ЖЕЛЕЗО ОКИСЛИТЕЛЕЙ
|
0,0
|
ЖПП
|
0,0
|
|
0,00
|
ЖПП
|
0,0
|
ИТОГО МЕТАЛЛОШИХТЫ
|
125
115,0
|
8
001,14
|
1 001
062,62
|
ИТОГО МЕТАЛЛОШИХТЫ
|
125
115,0
|
|
|
|
|
|
|
ОТХОДЫ И БРАК
|
|
|
|
ОТХОДЫ И БРАК
|
|
ЛИТНИКИ
|
38,0
|
5 768,50
|
219,2
|
ЛИТНИКИ
|
38,0
|
НЕДОЛИВКИ
|
70,0
|
5 805,29
|
406,4
|
НЕДОЛИВКИ
|
70,0
|
СКРАП
|
1 210,0
|
2 465,10
|
2 982,8
|
СКРАП
|
1 210,0
|
ОБРЕЗЬ ТЕХНОЛОГИЧ. МНЛЗ
|
470,0
|
5 831,32
|
2 740,7
|
ОБРЕЗЬ ТЕХНОЛОГИЧ. МНЛЗ
|
470,0
|
ОКАЛИНА
|
1 050,0
|
576,85
|
605,7
|
ОКАЛИНА
|
1 050,0
|
УГАР
|
12 277,0
|
|
|
УГАР
|
12 277,0
|
ИТОГО ОТХОДОВ И БРАКА
|
15
115,0
|
460,12
|
6
954,75
|
ИТОГО ОТХОДОВ И БРАКА
|
15
115,0
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО ГОДНОГО
|
110
000,0
|
9
037,34
|
994
107,86
|
ИТОГО ГОДНОГО
|
110
000,0
|
|
|
|
|
|
|
ДОБАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
|
|
|
0,0
|
ДОБАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
|
|
|
|
|
|
|
|
РАСХОДЫ ПО ПЕРЕДЕЛУ
|
|
|
295
004,00
|
РАСХОДЫ ПО ПЕРЕДЕЛУ
|
|
ЗАТРАТЫ НА КОВШ-ПЕЧЬ
|
|
|
0,00
|
ЗАТРАТЫ НА КОВШ-ПЕЧЬ
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРОИЗВОДСТВ.С/СТОИМОСТЬ
|
|
|
1 289
111,86
|
ПРОИЗВОДСТВ.С/СТОИМОСТЬ
|
|
В смету затрат на производство ЭСПЦ входят: чугун (жидкий передельный,
чушковый, хромоникелевый), лом стальной (обрезь легированная), ферросплавы,
металлошихта, отходы и брак, добавочные материалы, расходы по переделу, затраты
на ковш-печь.
В конце плановой калькуляции высчитывается производственная
себестоимость. Она складывается из колонок: итого чугуна, итого лома, итого
металлошихты, итого ферросплавов, добавочных материалов, расходов по переделу
за минусом отходов и брака. Получается производственная себестоимость всего
производства. Чтобы получить производственную себестоимость на единицу, нужно
производственную себестоимость всего производства поделить на объем всего
производства.
Мероприятия по снижению затрат на производство в ЭСПЦ:
) Цель: снижение затрат на огнеупоры за счет увеличения стойкости малого
свода.
Мероприятие: уменьшение времени обработки;
) Цель: снижение затрат на огнеупоры за счет увеличения стойкости
шлакового пояса на стальковшах с 40 до 41 плавок.
Мероприятие: снижение времени нахождения металла в стальковшах (снижение
межплавочного периода);
) Цель: снижение затрат на огнеупоры за счет повышения стойкости стен.
Мероприятие: снижение времени нахождения металла в стальковше;
) Снижение расхода электродов за счет снижения времени плавки, исключение
поломок электродов;
) Цель: снижение отсортировки листов по дефекту УЗК в ЛПЦ-1.
Мероприятие: просушка
) Использование плит кристаллизатора с никелевым покрытием;
) Цель: снижение расходного коэффициента металлошихты на 1 кг/т.
Мероприятие: совершенствование технологии разливки стали (снижение
образования скрапа на МНЛЗ 1,2;
) Цель: снижение расхода электроэнергии на ДСП.
Мероприятие: Снижение температуры выпуска и времени плавки;
) Цель: снижение расхода плавикового шпата.
Мероприятие: совершенствование технологии;
) Цель: снижение затрат на ферросплавы.
Мероприятие: совершенствование схемы раскисления стали (использование
карбидов). Замена ферромарганца более дешевым ферросиликомарганцем при
легировании стали марганцем.
Заключение
Планово-экономическое управление входит в состав финансовой дирекции и
подчиняется финансовому директору.
Функциями отдела планирования производства и себестоимости являются:
формирование плановых калькуляций (планирование затрат на местах их
возникновения);
анализ себестоимости продукции, работ и услуг по структурным
подразделениям;
оперативный учет затрат и производства по структурным подразделениям;
контроль списания ТМЦ в соответствии с установленными для структурных
подразделений лимитами.
Проходя практику в отделе планирования производства и себестоимости, в
отделе который работает с плановыми калькуляциями, себестоимостью продукции, с
учетом затрат и производства, можно сделать вывод, что объемы проделанных работ
в 2010 году увеличились по сравнению с 2009 годом. Данный вывод сделан на
основе анализа себестоимости продукции, оперативного учета затрат и производства,
формировании плановых калькуляций. Затраты на производство продукции в ЭСПЦ
стали больше, т.к. цены увеличились. Также объемы выпускаемой продукции
увеличились. В ЭСПЦ началось строительство агрегата мощностью 1,2 млн.т. в год
в 2008 году и до сих пор продолжается в рамках программы реконструкции
сталеплавильного производства «Уральской Стали». Новая установка вакуумной
обработки стали позволит повысить качество продукции ОАО «Уральская Сталь».
Основной плюс ОППиС, который я могу выделить, это своевременное
выполнение расчетов, которые необходимы для контроля работы цехов. Данные
расчеты позволяют сделать вывод о том, в каком состоянии находится
производство, можно выявить, идет экономия или перерасход материалов. Если
расчеты со знаком +, то это перерасход, если , то это экономия материалов. Также
ОППиС разрабатывает мероприятия по снижению затрат, связанных с процессом
производства продукции. В цехах занимаются списанием
материально-производственных запасов.
В ОППиС существует 4 должности: экономист 1 категории, ведущий экономист,
специалист и ведущий специалист. Первые три должности оперативно подчиняются
последнему, т.е. ведущему специалисту, который в свою очередь подчиняется
начальнику ОППиС. Таким образом, экономисты 1 категории, ведущие экономисты и
специалисты подчиняются и ведущему специалисту, и начальнику ОППиС.
В финансовой дирекции присутствует слабая мотивация работников. Это
сказывается на целях предприятия. Отсутствуют условия для самореализации
потенциалов сотрудников. Для того чтобы решить эту проблему, предлагается
создать систему поощрений работников плюсом к 100% выплате премии сотрудникам
всей дирекции, вне зависимости перевыполнен план работы или нет.
Также недостатком в работе АБК ЭСПЦ является малое число персонала. Из-за
этого на работников подразделения накладывается большой объем выполняемой ими
работы. Эту проблему должно решить руководство предприятия. Нужно принимать
побольше дипломированных специалистов, ну и как уже говорилось заниматься
мотивацией работников.
Список используемой литературы
1. Волгин
А. П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики: опыт ФРГ. - М.:
Дело, 1992. - 256 с.
2. Волков
О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2003. -
280с.
. Генкин
Б.М. Основы управления персоналом. - М.: Высшая школа, 1996. - 240 с.
. Кибанов
А.Я. Управление персоналом. - М.: ИНФРА-М, 1999.
5. Маслова
Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг: задачи, логические схемы, тесты. -
СПб.: Питер, 2002. - 128 с.
6. Рожков
И.М., Ларионова И.А., Пятецкая А.В. Экономика производства и финансовые модели
в экономике: Продукция предприятия и финансирование ее производства: Курс
лекций, - М., МИСиС, 2001. - 139с.
7. Сиваева
Е.К., Тарасова Н.В., Головинская Л.Н., Рощина Н.С., Голубцов В.В. Экономика
отрасли, - М., МИСиС, 1980.
. Фатхутдинов
Р.А. Организация производства: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 672с.
. Экономика
производства, курс лекций для студентов технологических специальностей, - М.,
МИСиС, 1997. - 240с.
. Экономика
предприятия: Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова. -2-е изд., перераб. И доп.
- М.: ИНФРА-М, 2001. - 520с.
. Экономика
предприятия / Горфинкель В.Л. - М.: ЮШТГИ, 1999
. Экономика
предприятия: Учебник / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. - М.: ИНФРА-М,
2002. - 432с.