Состояние правовой нормативной базы социально-медицинской работы в современной России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,35 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Состояние правовой нормативной базы социально-медицинской работы в современной России

Введение

Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности.

Право на здоровье приобрело характер одного из важнейших политических, социальных и экономических положений в современном мире.

Залог успеха медико-социального работника в том, что в своей профессиональной деятельности по социальной защите и поддержке населения он не ограничивается задачами и возможностями одного ведомства, а руководствуется одновременно медицинскими и социальными нормативными требованиями как основополагающей базой, способствующей сохранению и укреплению здоровья.

Медицинский социальный работник является доверенным лицом населения своего участка. Обеспечение неимущего населения необходимым минимумом медицинских услуг является задачей социального работника.

Знание нормативно-правовой базы социально-медицинской работы необходимо каждому социальному работнику по двум причинам. Во-первых, вся его деятельность регламентируется данными нормативными актами. Во-вторых, прямой функциональной обязанностью социального работника является проведение социально-правового консультирования клиентов.

Социальный работник должен не просто знать, но и умело применять в своей практической деятельности правовые акты, касающиеся проблем социально-медицинского характера.

Цель данной работы: кратко охарактеризовать современное состояние нормативно-правовой базы социально-медицинской работы в России.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников.

1. Международные законодательные акты медико-социальной работы

В современных условиях усугубления социальных проблем в нашей стране, ухудшения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. Признано, что социально-медицинская помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегративных мероприятий, целью которых является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане. Особенность социально-медицинской работы с данной категорией состоит в том, что она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей - здравоохранения и социальной защиты населения.

Медико-социальная работа всех стран мира регламентирована международными законодательными актами, если страны эти акты принимают и ратифицируют. Существует ряд основополагающих международных законодательных актов, на которых базируется социально-медицинская деятельность и в России. К основным «всеобщим» документам, относится:

Устав Всемирной Организации Здравоохранения, где дано определение понятия «здоровье» и определены основные направления деятельности этой организации. В соответствии с Декларацией ООН «О правах человека» и пониманием здоровья как состояния полного физического, духовного и социального благополучия Устав всемирной организации здравоохранения гласит, что обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения, а достижения каждого государства в улучшении и охране здоровья представляют ценность для всех.

Для организации оказания медицинской помощи значимым документом является Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Принципы медицинской этики». В данной резолюции выделено 5 принципов медицинской этики, относящихся к роли работников здравоохранения, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Для защиты прав инвалидов общей основой и руководством во всём мире являются: Декларация о правах инвалидов, принятая ООН в 1975 г.; Всемирная программа действий в отношении инвалидов, принятая ООН в 1982 г., в которой основное место отводится предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов; Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций на 48-й сессии в 1993.

В связи с тем, что психиатрические больные, в число которых входят и умственно отсталые, являются самой уязвимой группой населения, существует ряд международных законодательных актов, регламентирующих их права. Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц, принятая в 1971 г., провозглашает для них практически те же самые права, как права для инвалидов. В 1991 году ООН были приняты Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи.

Назовем лишь некоторые нормативно-правовые акты международного уровня, определяющие правовые основы медико-социальной работы: Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Декларация социального прогресса и развития; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Конвенция и рекомендации о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Конвенция о правах ребенка; Международная программа действий в интересах пожилых; Профессионально-этический кодекс социальных работников и др.

2. Состояние правовой нормативной базы социально-медицинской работы в современной России

Современная российская законодательная база постепенно приходит в соответствие с международными законодательными актами. За последние годы органами государственной власти и управления принято значительное число нормативных актов, регулирующих вопросы, относящиеся к медико-социальной сфере.

Основополагающим законом, регламентирующими охрану здоровья населения Российской Федерации, являются Конституция РФ:

Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 7. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.

Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статья 45. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статья 52. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Статья 53. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц.

Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, Верховный Совет Российской Федерации принимает «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (от 22.07.1993 №5487-1). В настоящее время действует Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в которых четко определено понятие «охрана здоровья граждан» (гл. 1, ст. 2) - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Статья 4. Глава 2. Основными принципами охраны здоровья являются:

) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

) приоритет охраны здоровья детей;

) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

) доступность и качество медицинской помощи;

) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

) соблюдение врачебной тайны.

В основе организации медико-социальной помощи лежит Первичная медико-санитарная (социальная) помощь (ПМСП). Концепция ПМСП, принятая в России, ориентирована на преимущественное оказание медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Сохранение общедоступной медицинской и лекарственной помощи всем гражданам РФ при введении государственных минимальных стандартов обеспечения этой помощью, являются приоритетным направлением государственной социальной политики в области реформирования здравоохранения.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

Медико-социальная помощь предполагает оказание гражданам профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи, а также принятие мер социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданами обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. «Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год» утверждена Постановлением Правительства РФ от 21.10.2011. №856.

Программа определяет виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно. Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений. Гражданам Российской Федерации в рамках Программы бесплатно предоставляются:

) скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;

) амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике, диагностике и лечению заболеваний, как в поликлинике, так и на дому;

) стационарная помощь.

При оказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, ежегодно утверждаемых Минздравом РФ. Условия и порядок предоставления медицинской помощи населению определяются Минздравом РФ по согласованию с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

Существуют четыре типа систем здравоохранения: государственная, страховая, частная, смешанная. Сохранение равновесия трех главных составляющих: населения - потенциального потребителя медицинской помощи, медицинских учреждений и плательщиков за оказанную медицинскую помощь, является основным принципом построения любой системы здравоохранения.

Оказание населению доступной, качественной медицинской помощи, улучшение состояния здоровья общества в целом и каждого гражданина в отдельности, является целью любой системы здравоохранения. В Российской Федерации принята страховая система здравоохранения. Законодательно это положение закреплено в Федеральном законе «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 №326-ФЗ, который касается каждого гражданина РФ.

Страховая медицина является системой профилактических и лечебных мероприятий, осуществляемых за счет средств страхования здоровья граждан, формирующихся на основе периодических целевых денежных взносов.

Медицинское страхование - форма социальной защиты населения в сфере охраны здоровья населения. Модель медицинского страхования является основой развития здравоохранения РФ. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программ ОМС.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программ ОМС.

Существует четыре субъекта медицинского страхования: гражданин; страхователь; страховая медицинская организация; медицинское учреждение. Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования, получает страховой медицинский полис.

Принципами медицинского страхования являются:

медицинскому страхованию подлежит все население (работающие и неработающие);

застрахованный, имеющий страховой полис, независимо от места проживания имеет право на получение медицинской помощи в любом медицинском учреждении России;

система ОМС строится на безвозвратной основе, т.е. предприятию страховая сумма не возвращается, а идет на расширение услуг;

каждый гражданин имеет право на дополнительное медицинское страхование сверх установленного минимума. Эти взносы могут быть возвратными или частично возвратными.

Права граждан РФ, получивших дорогостоящее лечение, отражены в постановлении правительства РФ от 19.03.2001 г. №201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации и лекарственных средств…».

Согласно данному постановлению, по окончании финансового года гражданин, получивший дорогостоящее лечение (согласно утвержденному перечню), имеет право подать заявление (с прилагающимися к нему необходимыми справками и чеками) в налоговые органы с просьбой пересчитать сумму его подоходного налога, при этом гражданину должно быть возвращено 13% от израсходованной на лечение суммы.

В 2004 г. появился Федеральный закон №122 (о монетизации льгот). Изменения, вносимые этим законом в уже ранее принятые, имеют три направления. Во-первых, он предписывает отменить различным категориям населения положенные ранее льготы и заменить их на денежные компенсации.

Кроме вопроса о замене льгот, в данном законодательном акте решается вопрос о переводе значительной части финансового обеспечения социальных проектов и программ с расходных обязательств Российской Федерации на таковые субъектов РФ.

Третье существенное изменение, вносимое в законодательные акты на основании ФЗ №122, - замена в них понятия «помощь» на - «поддержка». В соответствии с понятийным аппаратом «помощь» намного шире, и одним из видов ее оказания является «поддержка».

Отметим следующие документы нормативно-правовой базы, регламентирующие в настоящее время социально-медицинскую работу в России:

ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995 №195-ФЗ (ред. 23.07.2008).

ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. 30.11.2011).

ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возрасти и инвалидов» от 02.08.1995 №122-ФЗ (ред. 21.11.2011).

ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 №3185-1 (ред. 21.11.2011).

ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 №178-ФЗ (ред. 01.07.2011).

ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 №8-ФЗ (ред. 21.11.2011).

ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 №1244-1 (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012).

ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002 №2-ФЗ (ред. от 27.12.2009).

ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 26.11.1998 №175-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности социально-оздоровительных центров граждан пожилого возраста и инвалидов» от 27.07.1999 №29.

Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» от 27.07.1999 №32.

Постановление Правительства РФ «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» от 05.11.1995 №1105.

Приказ «О подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников, участвующих в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи»;

Приказ «О мерах по совершенствованию наркологической помощи населению РФ» и др.

Кроме того, существует большое количество региональных законодательных актов, регламентирующих социально-медицинскую работу.

Так, например, в Красноярском крае принята Долгосрочная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2011-2013 годы». В задачи Программы входит предупреждение распространения в Красноярском крае туберкулеза и повышение качества медицинских услуг по лечению туберкулеза; профилактика инфекций в Красноярском крае, управляемых средствами специфической профилактики; совершенствование предупреждения, выявления и лечения в Красноярском крае ВИЧ/СПИД; совершенствование в Красноярском крае ранней диагностики и профилактики артериальной гипертонии и ее осложнений; совершенствование в Красноярском крае диагностики заболеваний молочных желез и др. (Приложение 1).

Таким образом, сегодня можно констатировать тот факт, что российская законодательная база, регламентирующая вопросы социально-медицинской работы, все больше соответствует международным правовым стандартам.

Заключение

Таким образом, современнее понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Право на здоровье является одним из важнейших политических, социальных и экономических положений в современном мире

Медико-социальная работа всех стран мира регламентирована международными законодательными актами. К основным «всеобщим» документам, относится: Устав Всемирной Организации Здравоохранения, Декларация О правах человека, Декларация о правах инвалидов и др.

Социально-медицинская деятельность в России также базируется на основополагающих международных законодательных актах.

В Российской Федерации основополагающими законами, регламентирующими охрану здоровья населения, являются Конституция РФ и Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

За последние годы органами государственной власти и управления принято значительное число нормативных актов, регулирующих вопросы, относящиеся к медико-социальной сфере: Законы, Постановления правительства, Приказы, Письма, Рекомендации и др.

Кроме того, существует большое количество региональных законодательных актов, регламентирующих социально-медицинскую работу.

Для организации социально-медицинской работы в России находится в состоянии становления, поэтому условием профессиональной подготовки специалистов по социальной работе является изучение и умелое применение на практике нормативно-правовой документации, регламентирующей работу социального врача для оказания социально-медицинской помощи населению, уяснение своих функциональных обязанностей при становлении в Российской Федерации медико-социальной работы.

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ от 26.01.2009. - №4. - Ст. 445.

2.ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ // СЗ РФ от 28.11.2011. - №48. - Ст. 6724.

.ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 №326-ФЗ (ред. от 03.12.2011) // СЗ РФ от 06.12.2010. - №49. - Ст. 6422.

.Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации и лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета» от 19.03.2001 г. №201 (ред. от 26.06.2007) // Российская газета от 30.06.2007.

.Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 21.10.2011. №856.

.Василенко Н.Ю. Основы социальной медицины. Учебное пособие / Н.Ю. Василенко. - Владивосток: ДальГУ, 2004. - 129 с. (С. 114-121).

.Жданова Л.А. Социальная работа в учреждениях здравоохранения / Л.А. Жданова. - Иваново: ГОУ ВПО ИвГМА МЗ РФ, 2003. - 326 с.

.Основы социальной работы: Учебник / Отв ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 395 с. (С. 124-138).

.Социальная работа: Учебное пособие. / Под общ. ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 480 с. (С. 351-383).

.Черносвивтов Е.В. Социальная медицина: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 254 с.

.Шурыгина Ю.Ю. Содержание и методика социально-медицинской работы: Учебно-методическое пособие / Ю.Ю. Шурыгина. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. - 121 с. (С. 21-30).

социальный здравоохранения этика медицинский

Похожие работы на - Состояние правовой нормативной базы социально-медицинской работы в современной России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!