Состав гражданского правоотношения

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,6 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Состав гражданского правоотношения

План

1. Состав гражданского правоотношения

. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом

Список использованных источников и литературы

1. Состав гражданского правоотношения

гражданский правоотношение хозяйственный имущество

Правоотношение принято определять как общественное отношение, урегулированное нормами права.

Однако такое определение не раскрывает юридической специфики правового отношения, отсылая к фактическим отношениям. Поэтому предпочтительнее определение, фиксирующее внимание на юридическом содержании правоотношений.

Правоотношение определяют как возникающую на основе права индивидуализированную связь между лицами по поводу каких-либо благ и интересов, характеризуемую наличием субъективных юридических прав и обязанностей и гарантируемую принудительной силой государства.

Правоотношение неразрывно связано с тем фактическим отношением, формой которого выступает. В нем заключено единство прав и обязанностей участников отношений и их поведения, направленного на достижение определенных интересов.

Правоотношения представляют собой надстроечную категорию, это идеологические отношения, имеющие волевой характер. Идеологический характер правоотношений проявляется в том, что они становятся правовыми по воле господствующего класса, выраженной в установленных государством нормах права.

Волевой характер правоотношений выражается также и в том, что в них проявляется индивидуальная воля их участников. Это в большой степени относится к гражданским правоотношениям, в которых индивидуальная воля участников приобретает особое значение. В большинстве случаев гражданские правоотношения возникают и реализуются на основе и с помощью согласованных волевых действий (договоров) участников правоотношений, специально направленных на возникновение, изменение либо прекращение правоотношений.

Юридический характер общественных отношений определяется их связью с нормами права (с объективным правом). Нормы права придают общественным отношениям форму правоотношений, и в этом смысле правоотношения возникают на основе норм права.

Правоотношения, выступая как форма фактических отношений, не растворяются в них. Они имеют собственное юридическое содержание: субъективные права и обязанности их участников. Категория правоотношения выражает органическую, неразрывную связь между субъективными правами и обязанностями, которая является одной из существенных объективных закономерностей в области правовой действительности. Правоотношение представляет собой особую, правовую связь.

Гражданские правоотношения выступают как результат урегулирования нормами гражданского права имущественных отношений, обусловленных использованием при социализме товарно-денежной формы, а также личных неимущественных отношений. Гражданские отношения могут возникать не только из фактов, прямо предусмотренных нормами гражданского права, но и из таких обстоятельств, которые хотя и не предусмотрены законом, но в силу начала и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Элементами гражданских правоотношений являются его субъекты, объект и содержание. Субъекты гражданских правоотношений - это те лица, которые несут права и обязанности в правоотношении. В качестве субъектов гражданских правоотношений выступают граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица (как российские, так и иностранные). Особый субъект гражданских правоотношений - государство и муниципальные образования.

Способность лица иметь гражданские права и обязанности - это гражданская правоспособность.

В соответствии с содержанием своей правоспособности разные лица могут быть участниками разных гражданских правоотношений. Таким образом, правоспособность является необходимым условием участия в гражданских правоотношениях.

Положение лица как субъекта гражданского права определяется не только категорией правоспособности, но и дополняется понятием дееспособности. Дееспособность - это способность своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности. Дееспособность граждан связана со способностью граждан осознавать значение своих действий. А такая способность зависит от возраста и вовсе отсутствует у душевнобольных и слабоумных. Исходя из понятия юридического лица под дееспособностью юридического лица понимается способность от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности. Следовательно, и правоспособность, и дееспособность юридического лица возникают в момент образования юридического лица.

В научной и учебной литературе встречается еще одно понятие, характеризующее субъектов правоотношений - правосубъектность. В ГК РФ нет такого термина. Правосубъектность - обобщающая категория, отражающая положение лица как субъекта права. Она включает в себя правоспособность и дееспособность.

Субъективное право как мера возможного поведения данного лица обеспечено законом и тем самым соответствующим поведением обязанных лиц.

Субъективная обязанность - это необходимость определенного поведения субъектов права.

Права и обязанности в правоотношении неразрывно связаны. Праву на одной стороне правоотношения обязательно соответствует обязанность на другой стороне. Субъективные права могут существовать только в правоотношении, хотя в научной литературе встречается мнение о том, что субъективные права могут существовать и вне правоотношений, например право собственности.

В практике редко встречаются простые, элементарные правоотношения, состоящие из одного субъективного права и одной обязанности. Чаще правоотношения бывают сложными, где каждая из сторон несет и права, и обязанности, причем не одно право и не одну обязанность, а целый комплекс.

Объект гражданского правоотношения можно определить как благо, по поводу которого субъекты вступают в правоотношения, или блага, на которые направлены права и обязанности с целью удовлетворения интереса управомоченного лица. Речь здесь идет о вещах, услугах, действиях, нематериальных благах, с помощью которых удовлетворяются интересы и потребности лиц.

Наиболее распространенный объект гражданских правоотношений - вещи. В обязательственных правоотношениях, содержание которых составляет производство какой-либо работы, объектом становятся действия. В тех обязательственных правоотношениях, где результат действия неотделим от самого действия, этот объект имеет вид услуги. Произведения литературы, науки, искусства, изобретения, промышленные образцы, представляющие собой продукты творческой деятельности, выступают в качестве объектов авторских, изобретательских правоотношений. Наконец, объектом личных неимущественных правоотношений, не связанных с имущественными, могут быть такие личные неимущественные блага, как честь, достоинство, имя и т.п.

Общетеоретические классификации правоотношений (деление их на общие и конкретные, абсолютные и относительные, регулятивные и охранительные, правоотношения активного и пассивного типа) имеют значение и для отраслевых, в том числе гражданских, правоотношений. Однако классификация отраслевых правоотношений должна отразить специфику предмета и метода данной отрасли права. С этих позиций в науке гражданского права принята следующая классификация гражданских правоотношений.

В соответствии с тем, как общественные отношения, регулируемые гражданским правом, делятся на имущественные и неимущественные, гражданские правоотношения, выступающие как форма этих отношений, также делятся на имущественные (отношения собственности, например) и личные неимущественные. Последние, в свою очередь, делятся на личные отношения, связанные с имущественными (например, авторские правоотношения) и личные отношения, не связанные с имущественными (например, правоотношения по защите чести и достоинства).

Имущественные правоотношения имеют определенное экономическое содержание, возникают по поводу какого-то имущественного блага (вещей), совершения действия имущественного характера. Личные неимущественные правоотношения лишены экономического содержания и возникают по поводу личных, неимущественных благ, продуктов духовного творчества.

Большинство гражданских правоотношений носит имущественный характер. В имущественных правоотношениях, объектами которых в большинстве случаев выступают вещи, большое значение приобретает урегулирование правового режима вещи. Имущественные права именно в силу тесной связи со своими объектами - вещами - по большей части передаваемы, они переходят вместе с вещью к другим лицам в порядке правопреемства (переход по наследству, в случаях реорганизации юридических лиц и т.п.). Эта же связь имущественного права с вещью как его объектом обусловливает специфический способ защиты: иск об истребовании (передаче вещи). Имущественный характер правоотношения предопределяет имущественный характер гражданско-правовой ответственности и такую ее основную форму, как возмещение убытков. На защиту имущественных гражданских прав (за некоторыми исключениями) распространяется исковая давность.

Личные неимущественные права, имея своим объектом нематериальные блага, неотделимые от личности, как правило, не передаваемы. На требования об их защите не распространяется исковая давность. Специфичны способы защиты таких благ. Специфика личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, состоит в том, что они могут возникнуть лишь в случаях, предусмотренных законом, здесь не может иметь места аналогия права и закона.

В зависимости от степени определенности субъектного состава гражданские правоотношения делят на абсолютные и относительные. В абсолютных правоотношениях определенному носителю субъективного права противостоит неопределенное число обязанных лиц. К ним относятся правоотношения собственности, отношения, закрепляющие авторские и изобретательские права. В относительных правоотношениях определенным управомоченным лицам противостоят определенные обязанные лица. Относительными являются подавляющее большинство гражданских правоотношений.

Гражданские правоотношения делятся на вещные и обязательственные. Вещные правоотношения связаны с правом на вещь. Различие их заключается в том, что осуществление вещных прав возможно самим управомоченным лицом, тогда как обязательственные права осуществляются через выполнение обязанностей обязанными лицами. К вещным правоотношениям можно отнести правоотношение собственности, право оперативного управления. К обязательственным правоотношениям относятся практически все остальные гражданские правоотношения: купля-продажа, поставка, заем и т.д.

2. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом

Право хозяйственного ведения. Это вещное право в силу ст. 294 ГК признается за другой группой юридических лиц - государственными и муниципальными унитарными предприятиями и состоит во владении, пользовании и распоряжении имуществом, полученным этими субъектами гражданского права от их собственника - Российской Федерации, ее субъекта или муниципалитета. В отличие от права оперативного управления институт хозяйственного ведения используется только в сфере государственной и муниципальной собственности.

В ряде изданных до принятия ГК законов говорится о наличии права хозяйственного ведения у юридических лиц некоторых других видов. Эти нормы надлежит считать утратившими свое значение в силу п. 5 ст. 6 Вводного закона к ч. 1 ГК, согласно которому такие юридические лица подлежат преобразованию в хозяйственные общества или кооперативы либо должны быть ликвидированы.

В своем содержании право хозяйственного ведения шире рассмотренного права оперативного управления, поскольку задачи и правоспособность государственных и муниципальных предприятий в меняющихся условиях современного рынка должны давать достаточную свободу и самостоятельность в распоряжении выделенным им имуществом при осуществлении порученной предпринимательской деятельности.

Приведенная выше общая характеристика права хозяйственного ведения, содержащаяся в ст. 294 ГК, текстуально совпадает с правомочиями собственника, названными в п. 1 ст. 209 ГК. Однако из последующих статей Кодекса следует, что пределы правомочий носителя права хозяйственного ведения значительно уже и, кроме того, могут ограничиваться последующими законами и решениями собственника имущества, переданного в хозяйственное ведение.

Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в общей форме названы в п. 1 ст. 295 ГК. Собственник решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя), осуществляет контроль за использованием и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник вправе получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

Согласно п. 2 ст. 295 ГК предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться им без согласия собственника.

Во-первых, в названном Законе установлено, что движимым и недвижимым имуществом предприятие распоряжается в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом предприятия; сделки, совершенные с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Во-вторых, по Закону согласие собственника требуется на совершение сделок о предоставлении займа, поручительства, получении банковских гарантий, уступке требований, переводе долга, а также заключение договора простого товарищества. Кроме того, действуют правила о крупных сделках и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, когда необходимо также получить согласие собственника. Наконец, в уставе предприятий могут быть названы и другие виды сделок, совершение которых требует такого согласия.

В отношении прав собственника на имущество, являющееся объектом права хозяйственного ведения, в п. 40 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 было разъяснено, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты таких органов по распоряжению имуществом, принадлежащим на праве хозяйственного ведения, должны признаваться недействительными по требованию предприятий. Это разъяснение заметно укрепляет хозяйственную самостоятельность государственных и муниципальных предприятий.

Право оперативного управления. Это вещное право предоставлено ГК казенным государственным предприятиям и учреждениям (п. 1 ст. 296 ГК). Однако в дальнейшем сфера этого института была расширена. Закон об общественных объединениях наделяет правом оперативного управления структурные подразделения (отделения) общественных организаций, действующие на основе единого устава (ст. 32). Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» такое же право было признано за региональными отделениями и иными структурными подразделениями партии в отношении имущества, закрепленного за ними собственником, каковым является партия (п. 2 ст. 28 Закона). Закон о потребительской кооперации, допуская создание в этой области союзов и учреждений, признает за ними право оперативного управления имеющимся у них имуществом (ст. 21, 33 Закона). Таким образом, право оперативного управления используется в сфере отношений как государственной, так и частной собственности.

В п. 1 ст. 296 ГК оперативное управление характеризуется следующим образом: это право казенного предприятия (учреждения) осуществлять в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом. Но в отличие от собственника, имеющего аналогичные правомочия, полномочия носителя права оперативного управления, как следует из п. 2 ст. 296 ГК, имеют рамки и могут определяться заданиями собственника, который вправе изымать имущество, переданное в оперативное управление, и распоряжаться им по своему усмотрению.

Задачи и статус носителей права оперативного управления - казенных предприятий и учреждений различны, и поэтому в рамках общей формулы ГК содержание принадлежащего им права оперативного управления имеет различия, установленные как нормами самого ГК, так и актами последующего законодательства.

Казенные предприятия создаются государством, как правило, в наиболее важных отраслях экономики для решения крупных народнохозяйственных задач, и государство заинтересовано в сохранении их имущественной базы и своего влияния на ход их деятельности. Этим следует объяснять наличие в ГК норм, существенно ограничивающих возможности казенного предприятия распоряжаться предоставленным ему имуществом. Собственнику имущества дается право изъять излишнее и неиспользуемое имущество предприятия и распорядиться им по своему усмотрению. Собственник определяет также основные направления предпринимательской деятельности казенного предприятия и порядок распределения получаемых им доходов.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом только с согласия его собственника. Лишь произведенную продукцию предприятие реализует самостоятельно, если иное не установлено актами законодательства. Это правило п. 1 ст. 297 ГК должно толковаться расширительно и относиться также к выполняемым работам и оказываемым услугам.

Дополнительные указания в отношении объема права оперативного управления содержатся в Законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Во-первых, этим Законом (по примеру законодательства об акционерных обществах) введены понятия сделки, в совершении которой имеется заинтересованность предприятия, и крупной сделки, совершение которой требует согласия собственника имущества. Крупной сделкой считается та, сумма которой составляет более 10% уставного фонда или более чем в 50 тыс. раз превышает МРОТ. Во-вторых, согласно Закону в уставе казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и размер иных сделок, совершение которых недопустимо без согласия собственника имущества.

Уставы наиболее крупных и значимых федеральных казенных предприятий, которые вправе иметь дочерние предприятия, утверждаются Правительством РФ и могут содержать дополнительные указания в отношении объема права оперативного управления, предоставленного таким предприятиям. Примером служит утвержденный постановлением Правительства РФ Устав федерального казенного предприятия "Росспиртпром", которое является структурно сложным юридическим лицом.

Следует также учитывать, что на казенных предприятиях должны создаваться фонды целевого назначения. Обязательно создание резервного фонда для покрытия возможных убытков. Другие фонды (социальный, жилищный, материального поощрения) и порядок их образования предусматриваются уставом предприятия. Средства, зачисленные в такие фонды, могут использоваться только в соответствии с их предназначением.

Задачи и статус учреждений имеют ту особенность, что учреждения могут быть как государственными, так и негосударственными (частными), и призваны осуществлять различные функции: управленческие, социально-культурные и иные. При этом учредительные документы могут предоставлять учреждениям право осуществлять приносящую доходы деятельность. Поэтому режим принадлежащего учреждениям права оперативного управления должен быть более гибким и отражать названные особенности.

В основе текущей деятельности учреждений всех видов лежит смета - утвержденный или одобренный вышестоящей организацией финансовый документ, определяющий в своих статьях направления и сумму расходов, производимых учреждением за счет имеющихся в его распоряжении денежных средств. Предусмотренные сметой средства используются учреждением самостоятельно, причем смета может вышестоящей организацией пересматриваться. Общие правила расходования сметы определены в Бюджетном кодексе.

Что касается других распорядительных действий учреждений в отношении их имущества, то по этому вопросу в ГК содержатся следующие положения. Во-первых, учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Во-вторых, если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные от нее доходы и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК).

В отношении права учреждений самостоятельно распоряжаться результатами разрешенной им предпринимательской деятельности имеется разъяснение, согласно которому доходы учреждения и приобретенное за их счет имущество, учитываемые на отдельным балансе, не могут быть изъяты у этих учреждений по решению государственных органов, в том числе и в тех случаях, когда они не используются или используются не по целевому назначению (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8).

В законодательстве об отдельных видах учреждений и их уставах содержатся дополнительные правила об их правомочиях в отношении находящегося у них имущества. Например, в Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I «Об образовании» имеется гл. IV «Экономика системы образования», нормы которой более полно определяют правомочия государственных и негосударственных образовательных учреждений с учетом их задач и необходимости ведения определенной хозяйственной деятельности. Нормы, отражающие особенности отдельных видов учреждений, содержатся в Федеральном законе от 26 мая 1996 г. «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и ряде других законодательных актов. Задачи некоторых особо крупных и значимых федеральных учреждений имеют особенности, и их имущественные правомочия более полно определяются утвержденными для них уставами.

Ограничивая хозяйственную самостоятельность носителей права оперативного управления и влияя на их работу, собственники таких юридических лиц должны принимать на себя возможные последствия их текущей деятельности. Это проявляется в установлении субсидиарной ответственности собственника по обязательствам казенных предприятий и учреждений при недостаточности их имущества (п. 5 ст. 115 и п. 2 ст. 120 ГК), которая должна наступать по общим правилам гражданского законодательства (гл. 25 ГК).

Выводы:

Право хозяйственного ведения - право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах, установленных законом.

Особенности данного права:

объектом данного права являются имущество - здания, сооружения, оборудование и т.д., переданное собственником на баланс предприятия;

собственник определяет пределы пользования переданным имуществом;

предприятие не вправе продавать переданное недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться им без согласия собственника, движимым имуществом предприятие вправе распоряжаться самостоятельно.

Собственник на переданное имущество сохраняет лишь ряд полномочий (так, он лишается полномочия пользования и владения):

решает вопросы создания предприятия (предмет и цели его деятельности, назначает руководителя);

решает вопросы реорганизации и ликвидации;

осуществляет контроль за использованием переданного имущества по назначению;

имеет право на получение части прибыли от использования имущества.

Право оперативного управления - право казенного предприятия, учреждения владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним собственником имуществом в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Особенности данного права:

субъектами являются казенные предприятия (коммерческие организации) и учреждения (некоммерческие учреждения);

объект данного права - все виды имущества, закрепленного за собственником, при этом он имеет право изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

право оперативного управления имеет целевой характер, который должен соответствовать целям деятельности, заданиям собственника и назначению имущества;

собственник несет субсидиарную ответственность по долгам казенных предприятий и учреждений.

Право оперативного управления казенным предприятием включает следующие условия:

имущество, закрепленное за казенным предприятием, может отчуждаться только с согласия собственника;

произведенную продукцию казенное предприятие реализует самостоятельно, если иное не установлено законом;

доходы, полученные казенным предприятием, распределяются также собственником.

Список использованных источников и литературы

1.Гражданский кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30 ноября 1994 г. №51-Ф3 (в ред. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №405-ФЗ). Часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №32. Ст. 3301.

.Об образовании: закон РФ от 10 июля 1992 г. №3266-I (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2011 г. №385-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации 1992. №30. Ст. 1797.

.О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 февраля 2011 г. N 19-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №22. Ст. 2591.

.О политических партиях: федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2011 г. N 421-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №29. Ст. 2950.

.О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. №48. Ст. 4746.

.О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. №6/8 // Российская газета. 1996. 13 августа.

.Алексеев С.С. и др. Гражданское право в вопросах и ответах: учеб. пособие (под ред. Алексеева С.С.). - Екатеринбург: Институт частного права, 2009.

.Гражданское право: Учебник. Том I / Под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова. - М.: Юридическая фирма "Контракт": "ИНФРА-М", 2006.

10.Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть / Отв. ред. Е.А. Суханов). - М.: "Волтерс Клувер", 2008.

11.Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Гражданское право России: Учебник для вузов. - М.: "Юстицинформ", 2007.

Похожие работы на - Состав гражданского правоотношения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!