Совершенствование деятельности информационно-аналитического отдела представительного органа местного самоуправления (на примере собрания депутатов Озерского городского округа)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    65,24 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование деятельности информационно-аналитического отдела представительного органа местного самоуправления (на примере собрания депутатов Озерского городского округа)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет государственного и муниципального управления

Выпускная квалификационная работа

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ ОЗЕРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)

Студента Козедубова Алексея Львовича

Руководитель: Костин В.А.

доктор философских наук,


Екатеринбург 2012 г.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретико-правовые основы информационно-аналитической деятельности представительных органов местного самоуправления

.1 Понятие информационно-аналитической деятельности и ее роль в современных условиях

.2 Задачи и функции информационно-аналитической деятельности в системе представительных органов местного самоуправления

Глава 2. Система информационно-аналитической деятельности Собрания депутатов Озерского городского округа

.1 Структура и функции представительного органа в Озерском городском округе

.2 Роль и задачи информационно-аналитического отдела

Глава 3. Опыт аналитического обеспечения собрания депутатов Озерского городского округа

.1 Организация аналитической деятельности Собрания депутатов

.2 Проблемы аналитического обеспечения и предложения по их решению

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Введение

Актуальность. Представительный орган местного самоуправления (МСУ) несет на себе миссию представления интересов граждан в органах МСУ и в то же время обладает рядом исключительных полномочий, выражающийся в принятии основополагающих решений в муниципальном управлении. В этом русле вполне закономерными выглядят меры, призванные повысить роль представительных органов власти - от федеральных до местных. Эта мысль прозвучала в Послании Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ: «Поэтому, прежде всего, предлагаю принять меры по дальнейшему повышению уровня и качества народного представительства во власти. Меры, способные обеспечить большую включенность граждан в политическую жизнь».

Это накладывает на представительные органы МСУ особую ответственность и обязанность конструктивного сотрудничества с избравшим его населением. Следовательно, одной из задач данного органа видится ведение постоянного диалога с гражданами, непрерывное взаимодействие с общественностью. А это, на мой взгляд, возможно лишь в том случае, если выстроена система эффективного информационно-аналитического обеспечения деятельности представительного органа, система, включающая в себя, обоюдонаправленность информационных потоков. Только в этом случае граждане будут владеть полным объемом необходимой информации о деятельности их представителей в органах МСУ, а депутаты представительного органа иметь возможность полноценной обратной связи с избирателями, чье мнение необходимо учитывать при принятии управленческих решений.

Поскольку информационно-аналитическая деятельность, как инструмент взаимодействия с населением муниципального образования, является значимым сегментом управленческой деятельности представительного органа МСУ, в их аппаратах создаются информационно-аналитические службы, определяются их компетенции. Необходимо отметить, что единого подхода в определении компетенций нет. В разных муниципальных образованиях это зависит от взглядов председателей представительных органов.

Нет единого подхода и в применении технологий работы информационно-аналитических служб. В большинстве случаев они нарабатываются опытным путем. Надо сказать, что поиск специальной литературы по этому виду деятельности показал, что ее список крайне скуден.

Вместе с тем имеются и проблемы. Зачастую от непонимания роли информационно-аналитических служб, тех задач, которые перед ними стоят в идеале, вся их деятельность сводится к спичрайтерству и изготовлению пресс-релизов. В этом случае до населения доходят лишь самые отрывочные сведения о работе депутатского корпуса, а значит, оно не имеет возможности полноценно участвовать в местном самоуправлении, что гарантировано законом 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления на территории РФ». В свою очередь и депутаты оторваны от избирателей, что ведет к риску появления управленческих ошибок. Иногда с целью экономии бюджетных средств от информационно-аналитических служб и вовсе отказываются. В некоторых случаях по каким-то непонятным причинам председатели представительных органов ограничивают информационно-аналитическим службам доступ к информации. А без информации эти службы не могут полноценно выполнять свои обязанности. Особенно остро эта проблема проявляется сейчас, когда была внедрена партийная фракционность.

Объектом данной работы являются органы представительной власти, предметом - качество информационно-аналитического обеспечения представительных органов МСУ.

Цель работы - изучить опыт организации информационно-аналитической деятельности Собрания депутатов Озерского городского округа и сформулировать предложения по ее совершенствованию.

Задачи работы:

определиться с понятием информационно-аналитической деятельности и ее ролью в современных условиях;

изучить задачи и функции информационно-аналитической деятельности в системе представительных органов местного самоуправления;

рассмотреть структура и функции представительного органа в Озерском городском округе;

определить роль и задачи информационно-аналитического отдела;

проанализировать организацию аналитической деятельности Собрания депутатов

выявить проблемы аналитического обеспечения и сформулировать предложения по их решению.

Теоретической основой работы послужили труды следующих авторов: Е.В. Михеева, В.Б Зотова, Е.В. Филимоновой, Э.А. Галумова, И.С. Мелюхина, И.Н. Кузнецова и других.

Эмпирической базой работы явились следующие документы: Устав Озерского городского округа, решения Собрания депутатов №92 от 28.09.2005 «О Положении об аппарате Собрания депутатов Озерского городского округа», №93 от 28.09.2005 «О структуре аппарата Собрания депутатов Озерского городского округа», распоряжение №45 от 29.12.2006 «О Положении об информационно-аналитическом отделе аппарата Собрания депутатов», Постановление главы Озерского городского округа №98 от 06.06.2010 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности главы Озерского городского округа и Собрания депутатов».

Работа состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются теоретико-правовые основы информационно-аналитической деятельности представительных органов местного самоуправления, дается определение информационно-аналитической деятельности как таковой, а также определяется ее роль в современных условиях. Во второй главе рассматривается система информационно-аналитической деятельности Собрания депутатов Озерского городского округа. Дается описание структуры и функций представительного органа в Озерском городском округе. Здесь же рассмотрена роль и задачи информационно-аналитического отдела. В третьей главе раскрывается опыт информационно-аналитического обеспечения Собрания депутатов Озерского городского округа. Проанализирована организация аналитической деятельности Собрания депутатов, сделана попытка выявить проблемы аналитического обеспечения и предложения по их решению и сформулировать предложения по их решению. Также присутствует заключение и список использованной литературы.

Глава 1. Теоретико-правовые основы информационно-аналитической деятельности представительных органов местного самоуправления

.1 Понятие информационно-аналитической деятельности и ее роль в современных условиях

Существует множество определений информационно-аналитической деятельности. Как представляется, в нашем случае наиболее приемлемо следующее: это сбор, хранение, систематизация и анализ информации в целях принятия оптимальных решений, а также выработка прогнозов на основе проведенного анализа.

Современный мир - это мир информации. Информация всех видов имеет самостоятельную ценность, служит в качестве основы для нормативных документов на любом уровне власти. В современном мире очень сложно переоценить роль информации.

Современный этап развития государства характеризуется как период продуманных, просчитанных выводов и решений. Время быстрых, в значительной мере интуитивных, импровизационных, а зачастую и силовых решений уходит.

Для выработки и принятия соответствующих складывающейся обстановке решений необходима информация, которая должна удовлетворять требованиям полноты, достоверности, своевременности (актуальности), полезности.

Основополагающую роль в подготовке принятия решений играет его обоснование по имеющейся у лица, принимающего решения (ЛПР), информации. Её, как правило, получают из различных внутренних и внешних источников. В интересах выработки адекватного решения используются внутренние информационные ресурсы, которые складываются из отражения деятельности объекта в документах, других видах и способах сбора, обработки, хранения информации, а также внешние по отношению к объекту информационные ресурсы, например, средства массовой информации, специальная литература, всемирная информационная сеть Internet и т.д.

Одной из первостепенных задач при подготовке и принятии решений служит анализ имеющейся в распоряжении ЛПР информации, который является фундаментом обоснования решения. «Объемы информации, необходимой и используемой при принятии решений, достигают десятков и сотен мегабайт, а в крупных корпоративных и общегосударственных системах и терабайт (10 байт)». Информация характеризуется многоплановостью, сложностью отображаемых объектов и систем, а также связей между объектами, явлениями и процессами, скрытостью закономерностей.

Эти обстоятельства вынуждают использовать имеющиеся в настоящее время весьма развитые программно-технические средства. Широкое и эффективное применение этих средств стало одним из факторов выживаемости и успеха предприятия в условиях острой конкурентной борьбы. Получили широкое распространение автоматизированные информационные системы, которые в последние годы чаще называют информационные системы, подразумевая, что без автоматизации их просто невозможно представить.

Проблема анализа исходной информации для принятия решений оказалась настолько серьезной, что появилось отдельное направление или вид информационных систем - информационно-аналитические системы (ИАС), под которыми понимают комплекс аппаратных, программных средств, информационных ресурсов, методик, которые используются для обеспечения автоматизации аналитических работ в целях обоснования принятия управленческих решений и других возможных применений.

.2 Задачи и функции информационно-аналитической деятельности в системе представительных органов местного самоуправления

Для успешного выполнения задач, возложенных на органы муниципальной власти, нужно хорошо знать и правильно прогнозировать развитие социально-экономической обстановки, понимать интересы людей, объективно оценивать преимущества и слабые стороны всех конкурирующих сторон, то есть, успех прямо пропорционален степени познания. Целенаправленно воздействовать на глубинные причинно-следственные связи в системе управляемого объекта можно, только зная механизм его функционирования, движущие силы и трудности развития.

«Для решения таких задач в управлении используется анализ - особый вид умственной, познавательной деятельности руководителей и специалистов. Анализ - необходимая предпосылка принятия обоснованного решения и последующих действий по его выполнению».

С помощью анализа всесторонне изучается деятельность муниципального образования с целью обнаружения недостатков в работе, резервов повышения эффективности функционирования муниципального образования. Анализ служит инструментом управления и предшествует принятию управленческих решений.

Классификация видов анализа

Классификационный признак

Вид анализа

Назначение

1. Отраслевой признак

Отраслевой

Проводится с учетом специфики отдельных отраслей


Межотраслевой

Применяется во всех отраслях

2. Признак времени

Предварительный (прогнозный)

Проводится до осуществления хозяйственных операций для обоснования управленческих решений и плановых заданий


Последующий (ретроспективный)

Проводится после совершения хозяйственных операций для оценки результатов деятельности. Подразделяется на оперативный (ситуационный) и итоговый (заключительный)

Внутрихозяйственный

Изучает деятельность только исследуемого объекта и его структурных подразделений


Межхозяйственный

В процессе анализа сравниваются результаты деятельности двух и более объектов

4. По объектам управления

Технико-экономический

Изучает взаимодействие технических и экономических процессов, их влияние на результаты ХД


Финансово-экономический

Анализ финансовых результатов деятельности, финансового состояния


Управленческий

Проводится в целях планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений


Социально-экономический

Изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на результаты хозяйственной деятельности


Экономико-статистический

Применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления


Значением, содержанием и предметом анализа в представительных органах местного самоуправления определяются и стоящие перед ним задачи. К числу важнейших из них относятся:

) повышение научной обоснованности планов и нормативов. Это достигается осуществлением обстоятельного ретроспективного анализа деятельности;

) объективное и всестороннее исследование выполнения планов и соблюдения нормативов;

)определение эффективности решений, принимаемых представительным органом, особенно в привязке к населению, к его потребностям;

) выявление и измерение внутренних резервов;

) испытание оптимальности управленческих решений.

Аналитическая деятельность руководителей и специалистов муниципальной службы имеет ряд особенностей по сравнению с другими сферами управления. Можно выделить следующие особенности:

) управленческая деятельность органов местного самоуправления, а особенно представительных, сориентирована на выполнение основной функции - создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности населения данного муниципального образования. Поэтому главная задача аналитической деятельности работников муниципальной службы состоит в том, чтобы искать дополнительные источники для удовлетворения разнообразных потребностей населения данной территории, а также следить за тем, чтобы имеющиеся ресурсы использовались с наибольшей социальной отдачей;

) исследование объекта как целостности, состоящей из многих взаимодействующих друг с другом частей и подразделений. Все они объединены в общую систему единой целью, а также прямыми и обратными связями, по которым постоянно проходят информационные и регулирующие сигналы. В зависимости от характера и результатов воздействия одних элементов системы на другие их группируют на причины и следствия. В конкретной ситуации причина и следствие, прямая и обратная связь могут меняться местами, что в свою очередь влияет на те или иные изменения во всей системе. Задача анализа состоит в том, чтобы раскрыть структуру управляемого объекта, его частей и взаимосвязей в постоянном движении и изменении;

) в процессе анализа необходимо постоянно отслеживать взаимодействие противоречивых общегосударственных, местных, групповых и личных интересов, своевременно вскрывать назревающие конфликты и факторы, которые их вызывают. Это позволяет на ранней стадии предупредить массовое недовольство населения и заранее принять соответствующие меры;

) объект аналитической деятельности органов местного самоуправления как представительных, так и исполнительно-распорядительных - муниципальное образование - является менее гибкой структурой, чем объекты других сфер управления, так как организация местного самоуправления основывается на законодательстве.

Особенности конкретной аналитической деятельности предопределяют специфику методов ее осуществления. Под методом анализа понимается диалектический способ подхода к изучению процессов в их становлении и развитии. Характерными особенностями метода анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих определенную деятельность, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.

Под методикой в широком смысле обычно понимается совокупность способов и правил целесообразного выполнения какой-либо работы. В анализе деятельности методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования деятельности муниципального образования, определенным образом подчиненных достижению цели анализа. Различают общую и частные методики. Общую методику понимают как систему исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов анализа во всех отраслях. Частные методики конкретизируют общую в зависимости от отрасли.

Любая методика анализа содержит такие моменты, как:

цели и задачи анализа;

объекты анализа;

системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;

описание способов исследования изучаемых объектов;

источники данных для анализа;

указания по организации анализа;

указания по оформлению результатов анализа;

потребители результатов анализа.

В качестве важнейшего элемента методики выступают технические приемы и методы анализа.

К методам и приемам можно отнести:

метод сравнения;

метод группировки;

графический метод;

эвристические методы и приемы;

методы и приемы факторного анализа.

Метод сравнения предусматривает сопоставление:

фактических значений показателей с плановыми для определения степени их выполнения;

отчетных показателей с такими же показателями за предшествующий период для определения размера, характера и темпов изменения анализируемых объектов;

достигнутых результатов со среднетерриториальными показателями для определения места, занимаемого муниципального образования в группе территорий др.

Метод группировки (аналитическая группировка показателей) по определенным признакам применяется, когда изучаемая совокупность включает множество объектов.

Графический метод применяется в основном для того, чтобы сделать более выразительными и понятными тенденции и связи изучаемых показателей. Графическое изображение анализируемых показателей и процессов может быть линейным, столбиковым, круговым, объемным, координатным и др. График независимо от способа его построения должен соответствовать сущности и направлению изменения отражаемых показателей, быть простым, точным, наглядным, масштабным, иметь объяснение смысла линий, расцветок, штриховок, названия показателей и т.д.

Эвристические методы (методы «мозговой атаки», «мозгового штурма», «Дельфи») основаны на результатах опыта, интуиции, экспертных оценок и применяются как для количественного измерения текущих событий, так и для прогнозирования их дальнейшего развития.

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Широко используется системный анализ - научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между элементами исследуемой системы. Ценность системного подхода состоит в том, что рассмотрение категорий системного анализа создает основу для логического и последовательного подхода к проблеме принятия решений. Эффективность решения проблем с помощью системного анализа определяется структурой решаемых проблем.

Системный анализ предоставляет к использованию в различных науках, системах следующие системные методы и процедуры:

абстрагирование и конкретизация;

анализ и синтез, индукция и дедукция;

формализация и конкретизация;

композиция и декомпозиция;

линеаризация и выделение нелинейных составляющих;

структурирование и ре структурирование;

макетирование;

реинженеринг;

алгоритмизация;

моделирование и эксперимент;

программное управление и регулирование;

распознавание и идентификация;

кластеризация и классификация;

экспертное оценивание и тестирование;

верификация;

и другие методы и процедуры.

Процедура принятия решений включает следующие основные этапы:

формулировка проблемной ситуации;

определение целей;

определение критериев достижения целей;

построение моделей для обоснования решений;

поиск оптимального (допустимого) варианта решения;

согласование решения;

подготовка решения к реализации;

утверждение решения;

управление ходом реализации решения;

проверка эффективности решения.

Необходимо понимать, что отказ от аналитической деятельности обязательно приведет к кризисной ситуации. Она может выражаться финансовыми проблемами муниципального образования, такими как, например, задолженность за потребление энергоресурсов, увеличением дефицита бюджета и т.п. Возможны возникновение массового недовольства населения, социальный взрыв либо негативные проявления иного характера. В любом случае отсутствие аналитики не позволяет держать ситуацию под контролем и принимать верные и своевременные управленческие решения.

Глава 2. Система информационно-аналитической деятельности Собрания депутатов Озерского городского округа

.1 Структура и функции представительного органа в Озерском городском округе

Местное самоуправление в России - явление относительно новое, требующее глубокого изучения и совершенствования. Этот феномен определяется как «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций». Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Представительный орган занимает свое уникальное, определяемое законодательством место в системе органов МСУ. Это, прежде всего, «выборный орган местного самоуправления <#"558607.files/image001.jpg">


Приложение 2

Некоторые количественные показатели деятельности Собрания депутатов

Количественные показатели

2005

2006

2007

2008

2009

1.

Заседания Собрания депутатов

20

25

21

22

21

2.

Принятые решения

171

228

172

208

193

3.

Депутатские слушания

3

3

1

3

-

4.

Публичные слушания

-

1

2

3

2

5.

Депутатский запрос

-

3

1

7

10

6.

Заседания депутатского клуба

2

3

3

1

-

7.

Круглый стол

3

2

1

2

8.

Прямая линия

-

3

1

1

-

9.

Семинары

-

2

-

-

-

10.

Инициативы Собрания депутатов

-

4

6


10

11.

Конкурсы

-

3

2


2

12.

Городские мероприятия

1

2

3

1

6


Приложение 3

Показатели работы профильных комиссий

Название комиссии

Проведено заседаний

Рассмотрено вопросов


2005

2006

2007

2008

2009

2005

2006

2007

2008

2009

Планово-бюджетная

28

37

38

30

32

370

531

575

538

589

По законности и местному самоуправлению

21

-

-

23

12

180

-

282

144

По промышленной политике, потребительскому рынку и предпринимательству

21

20

12

9

8

113

202

73

122

81

По природопользованию, градостроительству и городскому хозяйству

25

30

17

11

2

218

243

147

139

18

По здравоохранению и социальной защите населения

19

21

17

9

5

101

156

120

96

57


Приложение 4

Нормотворческая деятельность Собрания депутатов в 2011 году

Направление принимаемых решений

Количество решений


По организации местного самоуправления Органы МСУ (общие решения) Собрание депутатов Администрация Контрольное бюро Участие населения в МСУ Прочие вопросы местного значения

15 1 5 4 2 2 1


По бюджету и бюджетной политике

2


По экономической и инвестиционной политике

3


По налоговому и тарифному регулированию

2


По управлению муниципальным имуществом

19


По жилищной политике и городскому хозяйству

2


По социальной политике

1


Надзор за законностью решений Собрания депутатов

1


Об обращениях в органы государственной власти РФ и Челябинской области

-


О награждении и поощрении

5

ИТОГО

50

Первый квартал

Похожие работы на - Совершенствование деятельности информационно-аналитического отдела представительного органа местного самоуправления (на примере собрания депутатов Озерского городского округа)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!