Религиозные организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,06 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Религиозные организации

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Принцип светского государства и свободы совести как конституционная основа взаимоотношений религиозных организаций и государства

.1. Закрепление принципа светского государства и свободы совести в Конституции России

.2. Международные стандарты в обеспечения равенства религиозных организаций в отношениях с государством

Глава 2. Основы правового статуса религиозных общественных объединений в Российской Федерации

.1. Правовая основа создания и деятельности религиозных объединений в Российской Федерации

.2. Создание религиозной организации на территории Российской Федерации

.3. Имущество религиозной организации

.4. Религиозная деятельность

.5 Незаконные и традиционные религиозные объединения по законодательству Российской Федерации

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

конституционный свобода совесть религиозный

Россия принадлежит к тем странам, в конституциях которых закрепляется светский характер государства. Светское государство в России находит закрепление в ст. 14 Конституции РФ. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Это означает, что помимо исторически сложившихся признаков светского государства отечественная Конституция непосредственно признает положение о светском государстве. На карте мира не так много государств, являющихся светскими согласно Конституции: Франция, Азербайджан, Камерун, Конго, Эфиопия, Индия, Кот-д'Ивуар, Казахстан, Кыргызстан, Мадагаскар, Мали, Мозамбик, Намибия, Сенегал, Таджикистан, Турция и Туркменистан.

В российской истории Конституция РФ 1993 г. впервые провозгласила Россию светским государством. Декретом СНК от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» провозглашалось только отделение церкви от государства, а также школы от церкви. Закреплялось равенство граждан независимо от их вероисповедной принадлежности. В Постановлении Государственной комиссии по просвещению от 18 февраля 1918 г. «О светской школе» фиксировался нейтральный характер государства в деле религии, т. е. «оно не становится на сторону ни одного вероисповедания, не связывает с ним никаких особых прав или преимуществ, не поддерживает материально или морально ни одно из них». Примечательно, что Декрет был принят Советом народных комиссаров, опубликован под названием «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах» и только несколько позже в официальных изданиях стал именоваться Декретом об отделении церкви от государства и школы от церкви. Опираясь на советскую литературу, можно предположить, что советская власть сделала выбор в пользу второго названия Декрета, так как оно закрепляет «наиболее важную гарантию свободы совести», а не просто декларирует ее.

Отсутствие провозглашения светского государства найдет отражение во всех последующих советских конституциях, которые вслед за указанным Декретом будут закреплять лишь отделение церкви от государства и школы от церкви.

В нынешней Конституции РФ положение о светском государстве закрепляется в качестве конституционного принципа: «Российская Федерация - светское государство» (ч. 1 ст. 14). Будучи конституционным принципом, светскость государства не просто констатирует действительность, а носит нормативный характер, тем самым определяя общую направленность конституционно-правового регулирования общественных отношений.

Конституционный принцип светскости государства обладает всеми признаками правовой нормы, а также «аккумулирует, обобщает наиболее важные, социально значимые явления и процессы материальной и духовной жизни общества, дает им оценку и вводит их в рамки принятых в государстве нормативов». Указанные соображения обусловливают актуальность выбранной темы исследования.

Объектом данной работы является совокупность общественных отношений, возникающих по поводу создания и деятельности религиозных организаций в Российской Федерации. Предметом работы являются правовые нормы, посвященные регулированию данной области правоотношений, материалы судебной практики, учебные и доктринальные источники.

Целью работы является комплексная характеристика конституционно-правового статуса религиозных организаций в Российской Федерации. Задачи работы:

-определение конституционного принципа светского государства и свободы совести в России;

-характеристика международных стандартов обеспечения равенства религиозных организаций в отношениях с государством;

-анализ правовой основы деятельности религиозных организаций в России;

-изучение процесса создания религиозной организации на территории России;

-определение статуса имущества религиозной организации;

-изучение понятия «религиозная деятельность»;

-характеристика проблемы незаконных и традиционных религиозных организаций по законодательству Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, сравнение и др.) и частнонаучные (сравнительное правоведение, формально-юридический анализ, историко-правовое исследование и др.) методы юридического познания.

Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых делится на параграфы, заключения, библиографического списка.

Глава 1. Принцип светского государства и свободы совести как конституционная основа взаимоотношений религиозных организаций и государства

1.1. Закрепление принципа светского государства и свободы совести в Конституции России

Конституционный принцип светского государства лежит в основе всяких отношений государства с религиозными объединениями и проведения государственной политики в мировоззренческой сфере общества, и этим принципом обязаны руководствоваться все правотворческие и правоприменительные органы, граждане, должностные лица и общественные объединения.

Конституционный принцип светского государства необходимо рассматривать в системной связи с иными базовыми положениями действующей Конституции РФ:

-провозглашение России демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1);

-провозглашение положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2); права и свободы человека и гражданина признаются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (ст. 18);

-употребление термина «многонациональный народ» (преамбула, ч. 1 ст. 3);

-признание идеологического многообразия; никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1, 2 ст. 13);

-запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13);

-признание равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19);

-гарантии каждому свободы совести, свободы вероисповедания (ст. 28).

Из этого следует, что демократическое правовое Российское государство признает права и свободы человека, в том числе свободу совести, высшей ценностью, равенство всех перед законом и судом, идеологическое многообразие, тем самым задается система координат определения понятия и содержания светского государства в России. Нельзя не согласиться с Г. П. Лупаревым, что огромное значение в формировании светского государства, его основ и признаков имеет либерально-правовая парадигма.

Отечественные авторы определяют светское государство, главным образом основываясь на отношениях государства к религии и религиозным объединениям. Например, в учебной литературе с таких подходов светское государство рассматривают О. Е. Кутафин, М. В. Баглай, С. А. Авакьян и др. Например, такое определение есть у И. В. Понкина: «Светское государство - это государство, обеспечивающее независимость и суверенность государственных институтов и религиозных объединений (равно как и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии) в соответствующих сферах их компетенции, гарантированные недопустимостью установления в государстве общеобязательной религии или идеологии и отделением от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии».

Конечно, И. В. Понкин расширяет понятие светского государства, говоря об «отделении от государства объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии», однако прав М. С. Стецкевич, ставящий ряд вопросов по поводу этого определения: «Может ли государство, называющее себя светским, оказывать предпочтение какой-либо религии, не устанавливая ее в качестве обязательной? Может ли государство проводить особую конфессиональную политику?».

На наш взгляд, ключевым понятием является понятие «мировоззренческий нейтралитет государства», который, как отмечает Г. П. Лупарев, представляет собой важнейшую теоретико-методологическую особенность светского государства, распространяющуюся не только на религию, но и на иные формы человеческих взглядов на окружающий мир. Аналогичного мнения придерживается И. А. Куницин, учитывающий положение ч. 1 ст. 13 Конституции РФ об идеологическом многообразии. Так, светское государство мировоззренчески нейтрально, т. е. «принципиально не приемлет никакой идеологии - религиозной, атеистической, религиозно-индифферентной или иной в качестве официальной, в государстве сосуществуют различные идеологии, в своей законотворческой деятельности и практической политике оно исходит из интересов всего общества, а не какой-либо его части, отличающейся по мировоззренческому (в том числе религиозному) признаку».

Исходя из принципа мировоззренческого нейтралитета, аналогичное понятие светского государства предлагает С. А. Мозговой.

Помимо светского характера государства, ст. 14 Конституции РФ закрепляет также характерные черты (признаки, свойства, элементы) светского государства. Как справедливо отмечает С. А. Бурьянов, «принцип светскости государства, лежащий в основе равноправия людей вне зависимости от отношения к религии и равенства религиозных объединений, сам нуждается сегодня в гарантиях».

Гарантиями светскости государства, о которых говорит С. А. Бурьянов, являются конституционные нормы об отсутствии государственной или обязательной религии, отделении религиозных объединений от государства и равенстве их перед законом. Отсутствие государственной или обязательной религии налагает запрет государству выражать предпочтение конкретной религии, но также не исключает и возможности положительного отношения к религиозному, религиозным объединениям (например, предоставление налоговых, финансовых льгот и иное). Отделение церкви (религиозных объединений) от государства явилось важнейшим этапом на пути становления светского государства.

Однако одного отделения явно недостаточно, так как государство не обязательно приобретает характер светского, а может стать атеистическим или иметь специальные отношения с отдельными конфессиями, заключая договоры о сотрудничестве и оказывая им помощь. Нужно учитывать и временный характер процессов отделения. Отделение церкви от государства - это процесс, который в определенный момент заканчивается с логической, исторической, юридической и организационной точек зрения. Однако в действительности, в динамике общественных отношений, отношения государства с религиозными объединениями не прекращаются и не останавливаются, а лишь приобретают иной характер. И в связи с этим крайне важен третий элемент светскости, который упоминается в российской Конституции, - равенство религиозных объединений перед законом.

Именно принцип равенства религиозных объединений перед законом создает конституционное нормативное основание для взаимоотношений государства и религиозных объединений. Принцип равенства заключается в следующем: 1) все религиозные объединения обладают равными правами на территории Российской Федерации, зафиксированными в законодательстве; 2) все религиозные объединения несут одни и те же обязанности, предусмотренные законодательством; 3) религиозные объединения несут идентичную юридическую ответственность за совершение аналогичных правонарушений. Конституция РФ устанавливает, что все равны перед законом и судом независимо от отношения к религии и убеждений, следовательно, принцип формального равенства устанавливается как на индивидуальном (равенство граждан), так и на коллективном уровне (равенство объединений граждан).

Однако в научной литературе формальное равенство религиозных объединений постоянно ставится под сомнение некоторыми авторами. Рассмотрим, к примеру, конкретные предложения И. В. Понкина: «Принцип равенства религиозных объединений перед законом допускает возможность предоставления тем или иным религиозным объединениям дополнительных преференций, являющихся элементом государственной политики в области отношений с религиозными объединениями, и не препятствует выделению государством религиозных организаций традиционных религий, наделению их соответствующим конституционно-правовым статусом и расширенному сотрудничеству с ними». Новые оттенки формальному равенству придает И. А. Куницын, трактующий равенство в том ключе, что «деятельность всех религиозных объединений должна осуществляться на основании и в соответствии с законодательными актами».

Подобная подмена принципа формального равенства государственной политикой вероисповедных предпочтений отдаляет не только Россию, но и любую страну от построения фактического светского государства. Именно принцип равенства является связующим звеном среди всех характерных черт светского государства, позволяет сохранять государству мировоззренческий нейтралитет и быть равноудаленным от всех религиозных объединений.

Таким образом, светское государство - это государство, которое гарантирует каждому индивиду свободу мировоззренческого выбора, является мировоззренчески нейтральным, признает формальное равенство религиозных и общественных объединений и не проводит специальной политики в мировоззренческой сфере общества.

Конституционные нормы о светском государстве конкретизируются в отраслевом законодательстве Российской Федерации. Так, содержание отделения религиозных объединений от государства находит отражение в ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - Закон № 125-ФЗ).

В 1999 г. названный Закон стал предметом Заключения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. О. Миронова на предмет его соответствия международным обязательствам России.

В Заключении О. О. Миронов акцентировал внимание на преамбуле Закона № 125-ФЗ, которая, по его мнению, не соответствует Конституции и международным документам о правах человека, а также на различении в Законе № 125-ФЗ двух разновидностей религиозных объединений - религиозных групп и религиозных организаций. В указанном Законе обозначается непрописанное деление на традиционные и нетрадиционные религиозные объединения. Так, в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона № 125-ФЗ для учреждения местной религиозной организации необходимо подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления. А для религиозных организаций, созданных до вступления в силу Закона № 125-ФЗ, но не имеющих документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении 15 лет, закреплено правило об их ежегодной перерегистрации до наступления 15-летнего срока (п. 3 ст. 27). Такие организации в указанный срок не пользуются целым рядом прав религиозной организации (посл. абзац п. 3 ст. 27). В итоге О. О. Миронов приходит к выводу, что рассматриваемый Закон создает дискриминационные условия для определенного круга религиозных объединений и тем самым не отвечает требованиям Конституции РФ и ее международным обязательствам в сфере прав человека.

Конституционный принцип светского государства закрепляется и в сфере образования Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», в котором устанавливается «светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». Закон подчеркивает, что содержание образования в том числе «должно способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений». Светский характер образования подчеркивается также и на уровне подзаконных актов - в Национальной доктрине образования и Типовых положениях об образовательных учреждениях разных видов.

Иные законодательные акты РФ, принятые по вопросам проведения выборов, референдума, деятельности политических партий, государственной службы, детализируют конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства.

В законодательстве субъектов РФ проблема закрепления конституционного принципа светского государства решается по-разному. Так, светский характер государства закрепляется в Конституциях Республики Адыгея (ст. 14), Республики Башкортостан (ст. 13), Республики Дагестан (ст. 17), Республики Ингушетия (ст. 1), Кабардино-Балкарской Республики (ст. 14) и Республики Татарстан (ст. 11). Конституции Республик Мордовия, Северная Осетия - Алания и Марий Эл не содержат положений о светском государстве, ограничиваясь следующими положениями: никакая религия в Республиках не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 12, ст. 13 и ст. 13 соответственно). Конституция Удмуртской Республики ограничивается положением о том, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 14), а Конституция Чувашской Республики закрепляет лишь отделение религиозных объединений от государства и равенство перед законом (ч. 4 ст. 6). Уставы краев, областей, автономных округов, автономной области и городов федерального значения не содержат перечисленных выше положений. Исключением выступает несколько регионов. Уставы Магаданской и Московской областей говорят о принципе светского государства, нуждающемся в упрочнении (преамбулы Уставов). Омская область определяется Уставом как светское государственно-территориальное образование (ст. 11). Статус Рязанской области основывается в том числе на конституционном принципе светского и правового государства (ст. 1 Устава). Устав Тверской области гласит, что религиозные объединения отделены от государства (ст. 51). Вместе с тем в Уставе Астраханской области признается «роль и значение религиозных объединений, представляющих различные конфессии, в сохранении религиозных и нравственных основ жизни общества» (ст. 107).

1.2 Международные стандарты в обеспечения равенства религиозных организаций в отношениях с государством

Помимо норм национального права, регламентирующих светский характер Российского государства, и с учетом ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, необходимо рассмотреть нормы международного права, чтобы определить степень и характер регламентации светского государства на международном уровне.

Ведущую роль играют акты Организации Объединенных Наций (ООН) и Совета Европы, в том числе решения Европейского суда по правам человека.

В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию-рекомендацию - Всеобщую декларацию прав человека. Статья 18 Всеобщей декларации провозглашает, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, включая свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».

Формально-юридически Всеобщая декларация не имеет обязательного характера и содержит только рекомендательные нормы. Однако именно Всеобщая декларация явилась первым комплексным универсальным актом по защите прав человека, и в настоящее время ее положения стали частью международного права. На основе положений Всеобщей декларации было принято два Международных пакта: Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

В Международном пакте о гражданских и политических правах свобода мысли, совести и религии закрепляется аналогичным Всеобщей декларации прав человека способом (ст. 18). Речь идет о гарантиях религиозной свободы с некоторыми важными дополнениями, например устанавливается, что родители обеспечивают религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии с собственными убеждениями (ч. 4 ст. 18). Статья 2 указанного Пакта определяет степень его обязательности для государств-участников: «Каждое государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия», значит, в том числе право на свободу мысли, совести и религии.

Центральным положением Декларации ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г. является запрет дискриминации по мотивам религии или убеждений, и в связи с этим она содержит принципиальные положения, относящиеся к политике государства: 1) все государства обязаны приложить усилия (прежде всего, законодательные) для запрещения дискриминации и борьбы против нетерпимости на основе религии или иных убеждений (ч. 2 ст. 4); 2) права и свободы, провозглашенные Декларацией, предоставляются национальным законодательством так, чтобы каждый мог пользоваться ими на практике (ст. 7).

Упомянутые акты ООН, провозглашая свободу мысли, совести и религии и раскрывая содержание этих свобод, говорят лишь о религиозной свободе. К примеру, не говорится о возможности не исповедовать никакую религию, вести атеистическую пропаганду и т. д. Но все же Общие замечания № 22 Комиссии ООН по правам человека, обнародованные в 1993 г., содержат следующую рекомендацию: «Статья 18 Всеобщей декларации 1948 года защищает теистические, нетеистические, а также атеистические убеждения, так же как и право не исповедовать никакой религии или убеждений. Термины «убеждение» и «религия» должны толковаться в широком смысле». Таким образом, Комиссия ООН по правам человека в своих рекомендациях отождествляет понятие «религия» с наиболее широким из возможных ее толкований - как мировоззрение. Получается, что «между строк» в актах ООН читается необходимость светского государства, потому что другое государство не сможет гарантировать равенство, свободу совести и недискриминацию по признаку религии или убеждений.

Из побуждения сделать шаг на пути совместного осуществления некоторых из прав, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в рамках Совета Европы принимается Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Статья 9 Европейской конвенции дублирует правовое содержание свободы мысли, совести и религии, заложенное в актах ООН.

Дело Бессарабская церковь против Республики Молдова (судебное решение от 24 февраля 1997 г.). Молдавские власти отказались признавать Бессарабскую митрополию (заявитель), так как в действительности, по их мнению, это являлось попыткой создать новую административную структуру в лоне Молдавской митрополии (уже существующая зарегистрированная религиозная организация). Государство посчитало, что не может вмешиваться в конфликт в лоне Молдавской митрополии и не должно нарушать своей обязанности быть нейтральным в религиозных вопросах. В итоге Суд вынес судебное решение, что имело место нарушение ст. 9 Европейской конвенции, указав при этом: «В любом случае суд напоминает, что обязанность нейтральности и непредвзятости государства, как она определяется его практикой, несовместима с какой-либо оценкой со стороны государства относительно законности религиозных верований и что эта обязанность требует, чтобы оно обеспечивало взаимную толерантность между противостоящими друг другу группами, пусть даже и произошедшими из одной группы».

Применительно к ст. 9 Европейской конвенции в Европейском суде слушались дела по следующим вопросам:

право проводить религиозную агитацию (Лариссис и другие против Греции, 30 января 1998 г.);

-право учреждать и содержать места богослужения (Мануссакис и другие против Греции, 26 сентября 1996 г.);

-ограничение родительских прав на запрет участия в патриотической деятельности детей (Вальзамис против Греции, 27 ноября 1996 г.);

-отставка мусульманского фундаменталиста из вооруженных сил по распоряжению правительства (Калас против Турции, 23 июня 1997 г.);

-недопустимость требования принесения религиозной клятвы (Бускарини и другие против Сан-Марино, 18 февраля 1999 г.) и др.

Говоря о России, отметим, что в последние годы в пользу заявителей были решены следующие дела: Церковь саентологии г. Москвы против России (судебное решение по существу от 5 апреля 2007 г.), Московское отделение Армии спасения против России (судебное решение по существу от 5 октября 2006 г.), Кузнецов и другие против России (судебное решение по существу от 11 января 2007 г.).

Можно сделать вывод, что решения Европейского суда по правам человека отражают недостаточность норм позитивного международного права, когда речь идет о светском государстве. Если нормы международного права говорят о свободе религии, то Европейский суд идет дальше и напоминает государству об его обязанности быть нейтральным и непредвзятым в вопросах религии и мировоззрений.

Но есть и обратная сторона деятельности Совета Европы в области защиты свободы мысли, совести и религии. Речь идет о Постановлении Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) «О сектах в Европе» от 12 февраля 1996 г. (кроме того, в 1992 г. была принята Рекомендация Совета Европы № 1178 «О сектах и новых религиозных движениях», а в 1999 г. - Рекомендации № 1412 «О незаконной деятельности сект»).

Понятие «секта» является юридически некорректным, не научным и оскорбительным для религиозных объединений. Все международно-правовые документы (универсальные и европейские), провозглашая свободу мысли, совести и религии, предусматривают, что данная свобода подлежит ограничениям, «установленным законом и необходимым в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц» (например, ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.).

Если все равны перед законом и судом, значит, религиозные объединения также равны, из чего вытекает и равное ограничение их прав и свобод. Обвинения же в сектантстве создают ситуацию, при которой непонятно, по каким юридическим критериям сектантство определять. Если религиозное объединение или его член преступили правовой запрет, то юридическая ответственность должна наступать не за мировоззрение, а за совершение правонарушения, запрещенного для всех с одинаковой силой, тем более что п. 2 ранее упомянутых Общих замечаний № 22 Комиссии ООН по правам человека фиксирует, что «статья 18 Всеобщей декларации не ограничивается в своем применении традиционными религиями или религиями и убеждениями, имеющими институционные характеристики, или культами, аналогичными традиционным религиям. В связи с этим вызывает беспокойство любая попытка дискриминации любой религии или убеждений по любым причинам, включая тот факт, что они недавно образованы или представляют религиозные меньшинства, которые могут являться предметом враждебности со стороны доминирующей религиозной общины». Следовательно, использование такого термина, как «секта», с целью опорочить или подвести под стереотип определенные религиозные группы является недопустимым в контексте усилий, направленных на ликвидацию дискриминации и нетерпимости на основе религии или убеждений.

Нельзя обойти вниманием Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, подписанную 26 мая 1995 г. Статья 10 указанной Конвенции повторяет вслед за Всеобщей декларацией и Европейской конвенцией: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания».

В результате рассмотрения конституционного содержания светского государства, его закрепления в нормах национального и международного права можно сделать несколько выводов.

Глава 2. Основы правового статуса религиозных общественных объединений в Российской Федерации

2.1 Правовая основа создания и деятельности религиозных объединений в Российской Федерации

Основы деятельности религиозных организаций закреплены в Конституции РФ, в статье 14, согласно которой Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В статье 28 Конституции РФ сказано, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Такие положения Конституции находятся в соответствии с международными нормами и, в частности, со ст. 18 Всемирной декларации прав человека, согласно которой каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков.

Религиозные организации являются также не только общественными образованиями, проповедующими определенное вероучение, но и являются участниками гражданского оборота, участниками имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Такое участие необходимо для материального обеспечения основной деятельности религиозных организаций и обеспечения достижения их основных целей. Соответственно, основой участия в гражданском обороте являются имущественные права этих организаций. Следует отметить, что после длительного перерыва в советский период религиозные организации становятся собственниками имущества, которое ранее им принадлежало; государство возвращает им имущество как религиозного, так и вспомогательного назначения.

Религиозные объединения не всегда были субъектом гражданских правоотношений. В соответствии с Декретом СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» церковные и религиозные общества не имели прав юридического лица. Аналогичная норма была в Постановлении о религиозных объединениях 1929 г., основном нормативном акте, долгое время регулировавшем вопросы, связанные с деятельностью религиозных организаций. В 1946 г. было принято Постановление СНК СССР, в котором религиозным организациям (религиозным центрам, духовным управлениям, зарегистрированным религиозным обществам) предоставлялись права юридического лица в части приобретения транспортных средств; аренды, строительства и покупки в собственность строений для своих нужд, производства церковной утвари и продажи их обществам верующих. Однако это правило не было воспроизведено Основами гражданского законодательства 1961 г. и принятыми в основном в 70-х годах республиканскими нормативными актами, которые регулировали деятельность религиозных организаций.

Впервые в советском законодательстве положение о том, что религиозные организации признаются юридическими лицами с момента регистрации их устава (положения), было закреплено в ст. 13 Закона СССР от 1 октября 1990 г. «О свободе совести и религиозных организациях», соответствующих статьях в законодательных актах республик. Причем это положение было закреплено не только в законах, непосредственно регулирующих деятельность религиозных организаций, но и в принятых в 1991 г. Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик (ст. 11).

В настоящее время религиозные организации признаются субъектами гражданского права и наделяются специальной правоспособностью. Понятие религиозной организации содержится в ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». Религиозная организация определяется в указанной статье как добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Это определение дополняет ст. 6 того же Закона, в которой перечислены признаки религиозного объединения: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Таким образом, законодатель выделяет два отличительных критерия религиозного объединения от нерелигиозного. Это цели создания: совместное исповедание и распространение веры и соответствующие этим целям признаки, названные в п. 1 ст. 6 Закона. Примером религиозной организации может послужить Русская Православная Церковь.

Религиозные объединения создаются в форме религиозных групп и религиозных организаций. Это могут быть общероссийские, межрегиональные, региональные и местные религиозные объединения. Из числа религиозных объединений в качестве юридического лица регистрируется лишь религиозная организация (но не религиозная группа).

В качестве структурных подразделений религиозной организации могут выступать не только самостоятельные организации, имеющие статус юридического лица, но и отделения, филиалы, представительства, не имеющие такого статуса. Их включение в состав религиозной организации в качестве элемента структуры более логично по сравнению с вхождением в состав религиозной организации самостоятельных юридических лиц. В законе не раскрывается понятие «отделение» и его отличия от филиалов и представительств. Очевидно, это синонимичные понятия. В качестве отделений могут, например, выступать такие образования, как монастырь, подворье в православии.

Особое значение придается созданию на территории РФ представительств иностранных религиозных организаций. Порядок регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций установлен Приказом Минюста РФ от 3 марта 2009 г. № 62 «Об утверждении Порядка регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций».

Согласно этому Приказу иностранной называется религиозная организация, созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства. Представительством иностранной религиозной организации называется открываемое в Российской Федерации обособленное подразделение иностранной религиозной организации, действующее от ее имени и по ее поручению на основании предоставленных полномочий. Представительство не является юридическим лицом.

Представительства не могут заниматься культовой, иной религиозной деятельностью, и на них не распространяется статус религиозного объединения, установленный законодательством Российской Федерации.

2.2 Создание религиозной организации на территории Российской Федерации

Создание религиозной организации может происходить в результате как учреждения, так и реорганизации. Создание религиозной организации происходит по инициативе учредителей. Принятие решения об учреждении является начальным этапом создания любой организации. Однако особенность создания местной религиозной организации состоит в том, что ее появлению всегда предшествует религиозная группа, состоящая из верующих граждан в количестве не менее десяти человек. Именно они и выступают в роли учредителей.

Законодатель требует, чтобы при образовании местной религиозной организации было подтверждено существование религиозной группы на данной территории не менее пятнадцати лет (п. 1 ст. 9 Закона о свободе совести и религиозных объединениях). Подтверждение выдается органами местного самоуправления.

Предоставление этим органам названных полномочий вполне оправдано и согласуется с другими положениями закона, в частности с п. 2 ст. 7 Закона о свободе совести, в соответствии с которым граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности именно органы местного самоуправления.

Требование о подтверждении 15-летнего срока не распространяется на местные религиозные организации, входящие в состав централизованной организации того же вероисповедания. Законодатель не придает значения времени нахождения в структуре этой организации, такое взаимодействие может произойти и незадолго до обращения в регистрирующий орган. Документально это выглядит как представление в орган юстиции подтверждения о вхождении в структуру централизованной организации, выданное этой организацией.

Законодатель, учитывая присущий России религиозный плюрализм, предоставил религиозным объединениям (как и другим общественным объединениям) право регистрироваться в органах юстиции и приобретать права юридического лица (религиозные организации) либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (религиозные группы). Субъектами же права собственности могут быть лишь религиозные объединения в форме религиозных организаций, обладающие правами юридического лица (религиозное общество, приход, монастырь, братство и др.). Согласно п. 4 ст. 213 ГК религиозные организации (объединения), признаваемые юридическими лицами, являются собственниками приобретенного ими имущества. Учредители этих организаций утрачивают права на имущество, переданное ими в собственность религиозной организации.

Практика применения Закона о свободе совести и религиозных объединениях показывает, что религиозная организация может иметь структурные подразделения, наделенные статусом самостоятельного юридического лица. Однако самостоятельность структурного подразделения по многим вопросам, в том числе участия в гражданском обороте, может быть существенно ограничена внутренними установлениями централизованной религиозной организации.

2.3 Имущество религиозной организации

Объекты права собственности религиозной организации составляет имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, указанной в учредительных документах такой организации. В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона о свободе совести и религиозных объединениях в собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры.

При этом правовой режим имущества религиозных организаций имеет некоторые особенности. Во-первых, в состав их имущества входят объекты богослужебного назначения, на которые в силу п. 5 ст. 21 Закона о свободе совести не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Перечень видов имущества богослужебного назначения должен быть установлен Правительством РФ по предложениям религиозных организаций, однако до настоящего времени такого постановления не было принято. Во-вторых, в собственность религиозных организаций может на безвозмездной основе (однако не в порядке приватизации) передаваться находящееся в федеральной собственности имущество религиозного назначения. Порядок передачи религиозным организациям такого имущества определяется рядом подзаконных нормативных правовых актов, в том числе Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2001 г. № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения». Установление особого порядка передачи в собственность религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения обусловлено международными обязательствами Российской Федерации по возврату религиозным организациям ранее принадлежавшего им имущества.

Имущество религиозных организаций в зависимости от его назначения можно подразделить на виды:

1.Имущество религиозного назначения.

Согласно п. 2 письма Минфина России от 24 мая 2005 г. № 03-06-02-02/41 для целей налогообложения к зданиям, строениям, сооружениям, имеющим религиозное назначение, относятся здания (строения, сооружения), иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения: богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний; религиозного почитания (паломничества); профессионального религиозного образования; иной религиозной деятельности.

Сюда относятся: недвижимое имущество религиозного назначения (здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками, в том числе монастырские и иные культовые комплексы, построенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, а также профессионального религиозного образования); движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей).

2.Имущество благотворительного назначения.

Согласно письму Минфина России от 24 мая 2005 г. № 03-06-02-02/41 к зданиям (строениям, сооружениям) благотворительного назначения относятся объекты, предназначенные для благотворительной деятельности, которая согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 26. 09. 1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» может осуществляться религиозными организациями как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.

3.Особой разновидностью имущества религиозного назначения являются памятники истории и культуры.

.Имущество, не имеющее специального культового назначения. К нему относятся здания религиозных центров и управлений, складские помещения, гаражи, транспортные средства, бытовые предметы и другое имущество.

Закон предоставляет религиозным организациям исключительное право в соответствии со своими уставами создавать учреждения профессионального религиозного образования для подготовки служителей и религиозного персонала (п. 3 ст. 5 Закона о свободе совести). Учреждения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности. Данные учреждения вправе реализовывать на основе лицензий образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и в случае получения государственной аккредитации выдавать в установленном порядке документы государственного образца о соответствующем уровне образования.

Основаниями приобретения права собственности религиозных организаций являются: приобретение имущества по гражданско-правовым сделкам, пожертвования граждан, организаций, предпринимательская деятельность и другие не запрещенные законом источники. Важным фактором формирования собственности является активное содействие государства путем передачи относящихся к государственной и муниципальной собственности культовых зданий, строений и иного движимого и недвижимого имущества религиозного назначения. Религиозные организации могут использовать приобретенное ими имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их уставом (п. 4 ст. 213 ГК). В этих целях они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать издательские, полиграфические, реставрационно-строительные и другие производственные организации; производить и распространять предметы культа, религиозную литературу и иные информационные материалы религиозного содержания. При этом особой защитой со стороны государства пользуется право собственности религиозных организаций на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения. На это имущество не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов.

Еще одним видом имущества, находящимся в собственности религиозных организаций, являются денежные средства. Они расходуются на различные цели, так или иначе связанные с удовлетворением религиозных потребностей. Из источников образования денежных средств религиозных организаций можно выделить следующие: добровольные пожертвования граждан, государственных, общественных и иных предприятий, учреждений, организаций; доходы, получаемые религиозными организациями в результате совершения обрядов, реализации предметов религиозного назначения, религиозной литературы; доходы, получаемые в результате деятельности различных предприятий, учрежденных религиозными организациями, а также доходы от издательской деятельности; банковские кредиты, страховые возмещения; доходы, образующиеся в результате совершения различных гражданско-правовых сделок.

В собственность религиозных организаций не могут быть переданы объекты религиозного назначения, составляющие исключительную государственную собственность, а именно: объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия (п. 1 ст. 50 Федерального закона «Об объектах культурного наследия народов РФ»). Такие объекты подлежат передаче в безвозмездное пользование религиозным организациям.

Передача имущества государством производится с учетом Постановления Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 466 «О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности», Постановления Правительства РФ от 30 июня 2001 г. № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения».

2.4 Религиозная деятельность

Для достижения особой цели создания данные субъекты права осуществляют религиозную деятельность, имеющую свою специфику и отличающуюся от иных видов деятельности. Религиозная деятельность есть способ достижения главной цели создания религиозных организаций - удовлетворения религиозных потребностей граждан, которые иначе не могут быть удовлетворены. Религиозная деятельность может включать и действия, осуществляемые вне религиозно-обрядовой сферы, например направленные на создание и распространение религиозных канонов, догм - миссионерская деятельность.

Статья 16 Закона о свободе совести и религиозных объединениях устанавливает право проводить религиозные обряды и церемонии, основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в воинских частях. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций, в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Религиозным объединениям присущ такой признак, как организационное единство. Представляя собой коллективные образования, они действуют в качестве единого целого, со своими задачами и целями, с различным организационным построением и органами управления. Так, в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, РПЦ имеет иерархическую структуру управления. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси. РПЦ является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами. Входящие в РПЦ МП Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, епархии, синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, духовные учебные заведения, миссии, представительства и подворья

Религиозные организации выступают в гражданском обороте от своего имени, самостоятельно приобретают гражданские права и обязанности. Религиозные организации от своего имени выступают в судебных органах в качестве истцов и ответчиков. Что касается конкретных гражданско-правовых отношений в рамках предпринимательской деятельности, осуществляемой религиозными объединениями, то круг их довольно разнообразен. Эти отношения возникают в связи с договорами купли-продажи, аренды, подряда, договорами по добровольному имущественному страхованию, договорами банковского счета и вклада и т. д.

Религиозные объединения выступают в гражданском обороте от своего имени, причем у одной религиозной организации может быть несколько наименований. Так, помимо наименования Русская Православная Церковь «Московский Патриархат» - другое официальное наименование Русской Православной Церкви (ст. ст. 1, 2 Устава Русской Православной Церкви).

Деятельность религиозного объединения может быть прекращена либо по решению общего собрания учредителей, либо в случае его самоликвидации (распада), либо по решению суда.

Для религиозной организации невозможно преобразование в другую организационно-правовую форму, поскольку осуществление религиозной деятельности возможно только для религиозных объединений. Фактически преобразование возможно только в связи с полным изменением намерений участников организации и с их отказом от религиозных целей и отказом от религиозной деятельности.

При рассмотрении вопроса о слиянии, разделении и выделении необходимо учитывать, в связи с чем образуется новая религиозная организация. Если процесс реорганизации обусловлен изменением вероучения, то новая религиозная организация, с новым вероучением, отличным от прежнего, может считаться осуществляющей свою деятельность впервые и подпадает под требование Закона о 15-летнем сроке существования. Следовательно, правоспособность таких организаций будет ограничена.

Присоединение религиозной организации возможно, только если присоединяющаяся организация полностью принимает вероучение того объединения, к которому она присоединяется.

Ликвидация религиозного объединения подразделяется на добровольную ликвидацию и принудительную ликвидацию в судебном порядке (п. 1 ст. 14 Закона о свободе совести). Основания для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке перечислены в п. 2 ст. 14 Закона о свободе совести и религиозных объединениях. Основной причиной ликвидации религиозного объединения является ведение противоправной, деструктивной и экстремистской деятельности в различных проявлениях.

2.5 Незаконные и традиционные религиозные объединения по законодательству Российской Федерации

В настоящее время в России получили огромное распространение многочисленные религиозные объединения, появившиеся сравнительно недавно. Сотни тысяч наших сограждан состоят в подобных объединениях.

Образование новых религиозных организаций можно проследить на протяжении всей истории, особенно в переходные и нестабильные периоды. Подобные объединения возникали, другие умирали, однако они никогда не приобретали такого массового характера, не имели такой мощной финансовой базы и такого распространения, как в современной России.

Деятельность религиозных объединений на территории России регулируется Конституцией РФ 1993 г., Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

Указанные нормативно-правовые акты не содержат в своих положениях какого-либо разграничения между религиозными организациями, которые существуют на территории России исторически, и теми, которые созданы относительно недавно. С точки зрения юридической техники все верно: законодатель устанавливает общие требования и правила поведения для всех религиозных объединений. Его задача - подвести деятельность группы лиц, объединившихся для совместного исповедания и распространения веры, под действия закона. Однако думается, что такой равный подход и отношение к религиозным объединениям не совсем корректны.

Вопрос заключается в том, чтобы закрепить на законодательном уровне понятия «традиционные религиозные организации», «секта», «тоталитарная секта», «деструктивный культ». В настоящее время указанные понятия относятся больше к религиоведческим исследованиям и научной литературе. Законодательство РФ не содержит данных понятий. Последствием этого явилась глубокая путаница в применении тех или иных обозначений к действующим религиозным объединениям.

Причина заключается в крайне слабом понятийном аппарате. Некоторым образом подобная неразработанность проблемы позволяет определенным структурам достигать своих неправомерных целей. Практическая реализация закрепленных в Основном Законе конституционных норм, касающихся светского характера России, а также свободы совести и вероисповедания, зависит от соответствующего закрепления в законодательстве юридических гарантий и, конечно, от объективных социальных условий, культурных и исторических традиций.

Введение понятия «традиционные религиозные организации» означает разделение всех действующих на территории России религиозных объединений на «традиционные» и те, которые не являются традиционными для нашего государства. При таком положении дел сам собой напрашивается вопрос: не нарушает ли такое разделение ч. 2 ст. 14 Конституции РФ о равенстве религиозных объединений? Для ответа на него следует провести анализ указанного положения Конституции применительно к религиозным организациям. Названную норму необходимо рассматривать с учетом исторических, культурных и традиционных аспектов деятельности религиозных объединений в России. Особенно не стоит забывать об отношении к ним общества и государства.

Итак, конституционная формулировка звучит следующим образом: «Религиозные объединения равны перед законом». Понятие юридического равенства нельзя рассматривать в отрыве от сущности принципов правовой системы, а также целей законодательства. В рассматриваемой статье закреплено формальное равенство религиозных объединений. Фактическое равенство выражается в данном случае в количестве последователей у организации, в степени влияния на формирование культуры и государственности Российской Федерации, по историческим заслугам и т. д. Стоит заметить, что Основной Закон не содержит указаний на какое-либо сотрудничество с религиозными организациями.

Профессор С. А. Авакьян в Энциклопедическом словаре «Конституционное право» раскрывает следующее понимание равенства: «... одна из наиболее распространенных социально-философских категорий и политических идей... Основой многих социально-политических учений является идея достижения фактического равенства людей, то есть их равного положения, независимо от богатства, ума, образования, других природных данных и благоприобретений. История одновременно свидетельствует об утопичности попыток достижения фактического равенства людей, поскольку все они различаются по своим индивидуальным параметрам. Поэтому в законодательстве находит отражение принцип равенства всех перед законом (перед законом и судом), или юридического равенства, то есть равноправия. В этом смысле равенство означает предоставление каждому равного объема юридических прав и свобод и возложение одинакового объема юридических обязанностей... ».

Описанное выше понимание «равенства» дает основания сделать вывод о том, что под равенством религиозных объединений перед законом понимается прежде всего их юридическое равенство, то есть равенство в подходах государства ко всем религиозным объединениям, действующим на территории Российской Федерации, наличие единого для всех религиозных организаций законодательства. С помощью норм права можно гарантировать только юридическое равенство. Это означает равное положение любого религиозного объединения перед законом и судом. Применительно к фактическому равенству религиозных организаций следует отметить, что все они различаются по своему имущественному положению, по набору таких социальных факторов, как отношение к обществу, количество последователей. Как считает А. В. Логинов, «между самими религиозными объединениями нельзя ставить знак равенства в силу многих объективных исторических и канонических причин». Думается, юридическое равенство религиозных организаций как равенство в основных правах и обязанностях не умаляет права народа России осуществлять поддержку того или иного религиозного объединения или не оказывать поддержки вообще. Логично думать, что религиозные организации, добившиеся в обществе высокого уровня влияния, приобретают особые возможности в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления.

Фактическое равенство представляет собой юридическую фикцию. Например, один человек имеет в собственности автомобиль или катер, другой - не имеет. Как можно сделать их фактически равными? Принудить первого поделиться с другим? Как нельзя обеспечить фактическое равенство всех людей, так и нельзя обеспечить подобное равенство религиозных объединений. В данном случае применима аналогия права.

Законодательное закрепление перечня традиционных религиозных организаций и расширенного сотрудничества с ними государства имеет множество прецедентов. В частности, преамбула Закона Верховного Совета Республики Армения от 17 июня 1991 г. «О свободе совести и религиозных организациях» выделяет Армянскую апостольскую церковь как национальную церковь армянского народа, «важный оплот созидания его духовной жизни и сохранения нации... »; Парламент Грузии внес 30 марта 2001 г. в Конституцию дополнение, согласно которому между государством Грузия и Автокефальной православной апостольской церковью Грузии будут установлены конкордатные отношения; Конституция Греции от 11 июня 1975 г. в ст. 3 закрепила положение, в соответствии с которым господствующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой; Конституция Боливии от 17 ноября 1947 г. в ст. 3 устанавливает, что «государство признает и поддерживает римско-католическую апостольскую религию... ». Такое положение дел показывает, что в перечисленных государствах определенной религиозной организации, которой выражает принадлежность большинство населения страны, государство оказывает предпочтение. При этом законодатель устанавливает равное отношение ко всем иным религиозным организациям и запрет на дискриминацию или притеснения их последователей. Например, Конституция Италии от 22 декабря 1947 г., устанавливая привилегированное положение католической церкви, в ст. 8 содержит положение, согласно которому «все религиозные организации равно свободны перед законом».

Приведенные примеры дают основание сделать вывод о том, что установление равенства религиозных объединений перед законом и выделение из них «традиционных» не противоречат друг другу.

Государство при взаимодействии с религиозными объединениями должно учитывать мнение и предпочтения народа. Различные части населения России выражают то или иное отношение к религиозным организациям. Следовательно, государство может выбирать степень взаимодействия с тем или иным религиозным объединением. Вот как раз поэтому, полагаю, государство в лице государственных органов имеет полное право сотрудничать в большей степени с укоренившимися в России религиозными объединениями.

Юридическое равенство религиозных объединений, закрепленное в Конституции РФ, является гарантией, производной от свободы вероисповедания. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции России указанная свобода может быть ограничена федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» в п. 2 ст. 9 закрепляет правило, согласно которому ограничения прав и свобод возможны, если это необходимо в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 ноября 1999 г. № 16-П по делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого части 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» указывается, что «государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности, если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам...». На основании Постановления Конституционного Суда РФ можно сделать вывод, что предоставление недавно созданным религиозным объединениям такого же правового статуса, как и религиозным объединениям, которые существуют в России уже длительное время и поддерживаются значительной частью населения, не является обоснованным. Расширенное сотрудничество государства с одной религиозной организацией не может рассматриваться как ущемление или какое-либо умаление прав других религиозных объединений. Резюмируя, можно сказать, что фактическое неравенство религиозных объединений не противоречит законодательству РФ.

Кроме традиционных религиозных объединений в России действуют новообразованные религиозные организации, некоторые из них зачастую преследуют цели, противоречащие не только законодательству Российской Федерации, но и основам нравственности, семьи и брака, воспитания детей, а также идущие вразрез с духом общества. Речь идет о так называемых сектах.

Распространение квазирелигиозных учений в конце прошлого столетия на территории нашего государства следует связать с экзистенциальным вакуумом - отсутствием у людей смыслообразующих ценностей бытия, потерей нравственной, социальной ориентировки. Наряду с отмеченным вакуумом важной особенностью XXI столетия является заполнение общественного сознания самыми противоречивыми, но неизменно сенсационными сообщениями о реальности белой и черной магии, оккультизма, шаманства, астральных воздействий, сверхъестественных событий, о жизни, о международном признании успехов доморощенных экстрасенсов и колдунов.

Положения уставов и программ многих сект включают в себя элементы вероучений, которые Церковь знала с самого начала своего существования. Этот факт очевиден. Но главные черты сект вполне новы. Новое - это структура, организация, методы пропаганды и вербовки в секты. Новы приспособленность тоталитарных сект к массовой популярной культуре, агрессивное их распространение через профессионально отточенные методы маркетинга и рекламы, а также мастерское использование ими слабостей демократических систем современных государств. И наконец, новым является тоталитаризм современных сект, их сращенность с международным бизнесом, СМИ, а зачастую с организованной преступностью и терроризмом.

Для начала следует определить понятие «секта». К сожалению, до сих пор не существует единого определения, правильнее будет сказать, что существуют многие десятки определений. Это связано главным образом с тем, что каждый автор определяет данное явление, исходя из своей собственной мировоззренческой позиции. Само слово «секта» от латинского «secta» - образ жизни, направление имеет две возможные этимологии: либо от sectare - отсекать, разделять, либо от sequi - следовать за кем-либо, повиноваться, быть в услужении. Каждая из этих этимологий по-своему раскрывает смысл понятия. Если следовать первой предложенной этимологии, то секту возможно определить как религиозную группу, существующую (отделившуюся) независимо от основной конфессии. Такое понимание дает нам определение секты словаря русского языка С. И. Ожегова. Со второй возможной этимологией все более или менее ясно. Из нее можно сделать вывод о секте как о религиозной группе, во главе которой стоит один лидер или группа лидеров. Но это будет являться лишь видом такого религиозного объединения, как харизматическая секта.

Точнее всего дать следующее определение: секта - это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной организации.

Как было отмечено выше, термин «секта» не используется законодателем для выделения квазирелигиозных организаций. В связи с этим интересно проанализировать некоторое противоречие между решением Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации № 4 (138) от 12 февраля 1998 г. и отмеченным Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 ноября 1999 г. № 16-П. В своем решении Судебная палата по информационным спорам отметила, что неоправданное использование термина «секта» в отношении конкретной религиозной организации противоречит нормам морали и этики. Конституционный Суд РФ напрямую говорит о недопущении со стороны государства легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния. Получается, что использование термина «секта» возможно, если при этом не будут ущемлены честь и достоинство как религиозной организации, так и ее последователей. Следует отметить, что если признать все же решения Конституционного Суда России источником права, отталкиваясь от ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», то понятие «секта» все же используется в законодательстве Российской Федерации.

Для недопущения нарушения прав религиозной организации необходимо закрепить в законодательстве критерии, на основе которых еще до государственной регистрации религиозное объединение можно будет признать сектой. Об этом прямо говорит ст. 4 Постановления Европейского парламента от 12 февраля 1996 г. «О сектах в Европе». Логика данной идеи такова, что после регистрации религиозного объединения оно наделяется правами и соответствующими гарантиями защиты свободы личности и вероисповедания. Для предотвращения легализации растущего числа сект следует не предоставлять автоматически статус религиозной организации.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ в ст. 14 содержит основания, по которым деятельность религиозной организации может быть признана незаконной, а сама религиозная организация ликвидирована. Для целей исследования рассмотрим более подробно некоторые основания ликвидации религиозного объединения.

1.Принуждение к разрушению семьи. Вероучения некоторых религиозных объединений содержат в себе положения, направленные на разрушение семьи. Например, учение религиозной организации может содержать положения, согласно которым окружающий нас мир не приносит человеку ничего, кроме несчастья. Существование человека на Земле - это совокупность невзгод. Подросткам внушается, что родители представляют собой первейшее зло, поскольку они воспроизвели своего ребенка на свет и тем самым обрекают на мучения. Следовательно, нет необходимости их слушаться, поддаваться их воспитанию, так как это лишь усилит страдания. В идеале следует покинуть родительский дом.

Вышеуказанная религиозная практика и положения вероучений противоречат предписаниям Семейного кодекса РФ. Например, религиозное объединение, взявшее на себя заботу о воспитании и содержании детей, не обладает статусом приемной семьи, а следовательно, не может использовать права родителей по воспитанию детей, поскольку не отвечает установленным в законодательстве требованиям.

Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу (ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации). В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих.

2.Нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий.

Это имеет место, когда лидеры религиозных объединений заставляют своих последователей в целях «расширения границ сознания» или для «постижения высшего блаженства» применять наркотические средства или психотропные вещества. Они утверждают, что это способствует более полному пониманию картины мира.

Склонение к совершению развратных действий в ряде религиозных объединений основывается на своеобразном учении о грехе. Например, утверждается, что стыд и скромность есть первейшие человеческие грехи, от которых необходимо избавляться. Для этого нужно осуществить религиозные ритуалы сексуального характера.

Наиболее эффективным средством психологического воздействия на человека является гипноз. Хорошее владение руководителем религиозного объединения гипнотехникой создает предпосылки для злоупотреблений гипнозом. В сектах применяется комплекс специальных психологических приемов, в том числе нейролингвистического программирования, направляемых на совершение манипуляций с сознанием человека по подавлению его воли с целью последующего контроля и подчинения его мыслей, чувств и поведения. Методики манипуляции сознанием приводят к разрушению личности в физическом плане (неполноценное питание, недостаточный сон, напряженная работа), в психическом (искажение личности, поведения и способности критического суждения), в умственном (обеднение всех областей знания, не имеющих отношения к секте) и социальном плане (подавление способности к общению, враждебность по отношению к обществу).

Научные данные позволяют утверждать, что в результате достаточно длительного применения в некоторых деструктивных религиозных организациях техники контроля сознания собственная личность вновь привлеченного члена доводится до состояния психической беспомощности, обессиливается и дискредитируется. Вместо нее целенаправленно выстраивается личность, которая предназначена для исполнения идей и воли лидера культа и которая обладает не собственной, а иллюзорной, культовой «самостоятельностью». При интенсивном процессе результат достигается иногда за несколько дней, в большинстве случаев хватает нескольких недель или месяцев.

.Склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии.

Склонение к самоубийству обусловлено особенностями вероучения. Например, утверждается, что всех живущих на земле в скором времени ожидает конец света. Возможность спастись есть только у тех, кто в определенное время, в определенном месте добровольно уйдет из жизни. Следует отметить, что массовые самоубийства в Европе происходят достаточно часто. Этот феномен может быть объяснен закономерностями группового психического заражения.

Склонение последователей к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи также обусловлено особенностями вероучения. Внушается, что все болезни должны проходить сами собой за счет божественной силы, дарованной каждому живущему на земле. И если один из заболевших умирает, то такова воля Творца.

В иных случаях запрещаются только хирургические операции, переливание крови и другие медицинские процедуры. Известны случаи, когда люди умирали, отказавшись от медицинской помощи по религиозным убеждениям. Примером могут служить последователи такого религиозного объединения, как «Свидетели Иеговы» в США.

Рассматриваемая статья Федерального закона № 125-ФЗ применяется к уже зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям. Вынесение решения судом о ликвидации и о запрете деятельности означает признание религиозной организации незаконной. Она автоматически «выводится» из рамок установленного порядка. Признание юридического лица незаконным и его последующая ликвидация означают отсутствие какого-либо правопреемства, а также прекращение в будущем каких-либо правоотношений с подобной религиозной организацией. Однако вред, а в особенности психологический, нравственный, нанесенный последователям со стороны секты, никогда не будет возмещен. Данный вопрос требует более детального рассмотрения.

Для религиозных организаций установлен заявительно-регистрационный порядок государственной регистрации. Религиозные группы учреждаются в нормативно-явочном порядке и действуют без государственной регистрации. Для получения всего комплекса прав юридического лица религиозная группа должна быть преобразована в религиозную организацию, просуществовав на данной территории не менее 15 лет или подтвердив свое вхождение в структуру централизованной религиозной организации в соответствии со ст. 9 ФЗ от 26 сентября 1997 г. Ряд авторов отмечают, что такой порядок нарушает право граждан на свободу вероисповедания. Так, например, религиозная организация вправе иметь собственность, получать налоговые и иные льготы, просить об объявлении своих религиозных праздников нерабочими днями и об отсрочке от военной службы и сборов для своих священнослужителей, создавать образовательные учреждения; религиозные группы же ничего подобного делать не вправе. Они могут только совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Полагаю, с одной стороны, замечание авторов справедливо, но с другой - пятнадцатилетний срок нахождения религиозной группы в определенной местности установлен для предотвращения регистрации сект и квазирелигиозных образований. Религиозная группа, по мысли законодателя, должна подтвердить свои намерения и заслужить доверие не только у местного населения, но и у контролирующих органов - у последних по мотивам соблюдения законодательства.

Для этого необходима эффективная система контроля и ответственности за нарушение законодательства о свободе совести. Так, общий надзор за исполнением законодательства в сфере свободы совести и религиозных объединений осуществляет прокуратура Российской Федерации. Контроль за деятельностью религиозных организаций осуществляет орган, который принимает решение о государственной регистрации религиозной организации. Следует заметить, что Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» определяет лишь одну форму контроля - фискальную. В соответствии с п. 9 ст. 8 Закона религиозная организация обязана ежегодно информировать зарегистрировавший ее орган о продолжении своей деятельности.

Ничего подобного от религиозной группы закон потребовать не вправе, поскольку она не нуждается в государственной регистрации. Единственное, что она обязана сделать, это уведомить о своем создании и начале деятельности органы местного самоуправления. Таким образом, контроль за деятельностью подобного объединения граждан оказывается малоэффективным.

Особенностью регистрации религиозного объединения является проведение религиоведческой экспертизы в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. и Приказом Министерства юстиции Российской Федерации «О государственной религиоведческой экспертизе» от 18 февраля 2009 г. по решению регистрирующего органа в случае возникновения необходимости проведения дополнительного исследования документов, представленных для регистрации. Проведение подобной экспертизы представляет собой конкретное изучение учения группы верующих. Именно при проведении религиоведческой экспертизы можно распознать и отсечь секты и квазирелигиозные организации, преследующие только коммерческие или незаконные цели. В дополнительной проработке нуждаются вопросы проведения религиоведческой экспертизы. Необходимо четко закрепить механизм проведения религиоведческой экспертизы, проводить меры по совершенствованию работы, связанной с проведением государственной религиоведческой экспертизы, регулярное доведение ее результатов до сведения всех специалистов этой сферы, включая опубликование конкретных заключений; проведение семинаров, научно-практических конференций специалистов, участвующих в проведении экспертизы, обсуждение научных публикаций и методик проведения данной экспертизы.

В научной литературе часто можно встретить такой термин, как «тоталитарная секта», используемый для обозначения новых религиозных культов, которые преследуют незаконные цели. Как правило, число последователей подобного религиозного объединения сравнительно невелико, но если взять в расчет количество лиц, которые состоят в указанных организациях по всей стране, то число их заставит задуматься. В основном в секты или тоталитарные секты попадают люди, у которых отсутствует то идеологическое наполнение, которое должно идти со стороны государства.

Точного определения тоталитарной секты в литературе не встречается. Остановимся на определении, предложенном А. Л. Дворкиным: «Тоталитарная секта представляет собой особую авторитарную организацию, лидеры которой, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками». Эти секты используют все новейшие технологии контролирования сознания, которые раньше попросту еще не были изобретены. При современных скоростях передвижения, технологических новшествах, обилии информации и умении манипулировать ею контролирование сознания принимает массовый и тотальный характер, что ранее было попросту недостижимо.

Тоталитарные секты представляют собой в первую очередь культурологическую и социальную проблемы, однако забывать о юридической составляющей данного вопроса не стоит. В ряде зарубежных государств среди населения распространяются брошюры, которые содержат информацию о сектах и предостережение для граждан быть аккуратней в своем выборе религиозной группы, организации. Так, например, канадская организация «Инфо-Калт» (Info-Cult) распространяет такую информацию о свойствах и признаках тоталитарных сект: «Тоталитарная секта - это пользующаяся манипулятивными приемами группа, которая эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного члена.

Секты считают, что они сами или их лидер обладают особым статусом, который выносит их за рамки общества и (или) семьи и противопоставляет им. Секты скрывают свою истинную природу и цели от потенциальных или новообращенных адептов. Они пользуются обманными методами для вербовки и привлечения новых членов».

У тоталитарных сект есть определенные характеристики, которые отличают их от других групп, не до такой степени манипулирующих сознанием своих членов. Например, члены беззаветно преданно служат лидеру группы и не подвергают сомнению ни одно его слово или действие, члены часто порывают связи с семьей, близкими и друзьями; они отказываются от целей жизни и личных интересов, которые были у них до того, как они были завербованы в группу, руководство группы поощряет адептов, чтобы они жили совместно с другими адептами и общались только с ними, а зачастую и требует этого от них, вопросы, сомнения и недовольство искореняются или даже наказываются.

1.В листовке, которая распространяется среди школьников, Правительство Германии выделяет следующие 17 признаков тоталитарных сект. Среди них такие, например, как:

-в группе ты найдешь именно то, что до сих пор искал;

-мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему;

-группа имеет своего учителя или гуру, который один знает истину; мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его;

-очень сложно остаться одному, кто-то из группы всегда рядом с тобой.

Для более полного понимания проблемы, возникшей во взаимоотношениях традиционных религий с новыми религиями, следует обратить внимание на Доклад епископа Венского и Австрийского Иллариона, представленный на конференции «Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей». В своем выступлении епископ обобщает существующие проблемы в деятельности христианской Церкви:

Тоталитарные секты и так называемые новые религиозные движения представляют еще один реальный миссионерский вызов для Церкви в XXI в. И на этот вызов мы призваны дать совместный ответ. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, тоталитарные секты и новые религиозные движения «подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаясь найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, эзотерике, а подчас и обыкновенном оккультизме». Эти движения и секты целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой. Их деструктивная деятельность «приводит не только к искажению смысла христианского благовестия, но и к разрушению национальной духовной культуры».

Сегодняшние сектанты используют новейшие способы контролирования сознания людей, методы пропаганды и вербовки; многие секты обладают мощными финансовыми структурами. Бесконтрольная деятельность «новых религиозных движений» наносит серьезный вред здоровью людей, попирает фундаментальные права человека, создает угрозу семье, обществу, государству, бросает вызов традиционным ценностям. Претендуя на исключительную правоту, лидеры сект, скрывая свои истинные цели, очень часто прикрываются различными религиозными, политическими, образовательными, культурологическими и иными лозунгами.

Опасность псевдорелигиозной экспансии уже давно и отчетливо понята некоторыми европейскими странами. Например, Германия, Франция, Бельгия, Польша приняли целый ряд мер, ограничивающих деятельность деструктивных движений и сект. Проблематика сект и новых религиозных движений нашла свое отражение в документах и решениях Ассамблеи Совета Европы, рекомендациях Европейской Парламентской Ассамблеи, решениях Кабинета министров Совета Европы и Европарламента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конституция России содержит все необходимые нормы, позволяющие России быть светским государством, т. е. государством, которое гарантирует каждому индивиду свободу мировоззренческого выбора, является мировоззренчески нейтральным, признает формальное равенство религиозных и общественных объединений и не проводит специальной политики в мировоззренческой сфере общества.

Нормы международного права закрепляют право на свободу мысли, совести и религии. Светскость государства как главная гарантия этого права не прописывается ни в одном из этих документов.

Федеральное законодательство в целом имеет отношение только к конкретизации положения Конституции РФ об отделении религиозных объединений от государства, но не содержит норм, позволяющих расценивать светское государство в России как нейтральное в мировоззренческой сфере.

Анализ конституций республик и уставов иных субъектов в составе России показал, что требование федеральной Конституции о светском государстве соблюдается в зависимости от региональных предпочтений.

Подводя итоги, следует сказать, что закрепление в Конституции страны принципа светскости, а также положений о равенстве религиозных организаций не означает однозначного отделения религиозных объединений от государства и разграничения их сфер деятельности.

Светскость предполагает нейтральное отношение к делам церкви со стороны государства с определенной долей регулирования.

Государство при всем закрепленном многообразии идеологий должно обеспечивать охрану духовной сферы граждан.

Для этого необходимо на основе уже сложившейся практики, четких критериев определений, научной разработанности, постепенного и корректного изменения законодательства обеспечивать духовную безопасность граждан, ликвидировать религиозные объединения, оказывающие разрушительное воздействие на мир человека, проявлять большее внимание к духовному состоянию общества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

.О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 24 июля 1994 года // Российская газета. 1994. 27 июля.

.По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого части 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 16-П от 23 ноября 1999 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 51. Ст. 6363.

.О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 года // Российская газета. 1997. 3 октября.

.Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебник: В 2 т. Т. 1. М., 2009. 561 с.

.Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для юридических вузов и факультетов. М., 2008. 913 с.

.Бурьянов С. А. Ксенофобия, нетерпимость и дискриминация по мотивам религии или убеждений в субъектах Российской Федерации. Специализированный информационно-аналитический доклад за 2006 - первую половину 2007 года. МХГ. М., 2007. С. 12-20.

.Бурьянов С. А. Свобода совести в Российской Федерации // Гражданские права человека: проблемы теории и практики / Под ред. Ф. М. Рудинского. М., 2010. С. 248-312.

.Гражданское право / Под ред. Е. А. Суханова. Т. 1. М., 2010. 708 с.

.Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. М., 2010. 198 с.

.Дозорцев П. Н. Свобода совести: история и теория. М., 2009. 209 с.

.Доклад епископа Венского и Австрийского Иллариона на конференции «Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей» // Татьянин день. 2006. 19 сентября.

13.Козлова Е. Н., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2011. 678 с.

.Конституционное право: Энциклопедический словарь / Под ред. С. А. Авакьяна. М., 2010. 801 с.

.Логинов А. В. Выступление на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации 1 сентября 2007 г. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень РАГС. 2007. № 3-4(13-14). С. 102.

.Лупарев Г. П. Светское государство: теоретико-методологические основы, признаки и принципы. М., 2010. 309 с.

.Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2010. 409 с.

.Малиновский А. А., Бурковская В. А. Справочное пособие для сотрудников прокуратуры. М., 2009. 208 с.

.Миронов О. О. Заключение Уполномоченного по правам человека в РФ «О проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» международно-правовым обязательствам Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 24 апреля.

.Мозговой С. А. Светское государство как мировоззренчески нейтральное // Социономикум: Международный сборник научно-практических работ. Вып. 2. Ростов н/Д, 2006. С. 70 - 73.

22.Понкин И. В. Светскость государства. М., 2004. 367 с.

.Пракофьев С. Современные секты в РФ. СПб., 2010. 289 с.

.Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия участникам конференции «Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма» // Церковный вестник. 2002. № 23(252).

.Стецкевич М. С. Свобода совести: Учеб. пособие. СПб., 2009. 107 с.

.Сьюэлл Э. Сравнительная характеристика светских государств и равенство религиозных организаций // Пределы светскости / Сост. А. Верховский. М., 2009. С. 44 - 56.

.Тиунов О. И. Международное гуманитарное право: Учеб. 2-е изд., перераб. М., 2009. 546 с.

.Чистяков О. И. Конституция РСФСР 1918 года. 2-е изд., перераб. М., 2003. 490 с.

Похожие работы на - Религиозные организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!