Региональные аспекты реформирования системы здравоохранения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    580,2 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Региональные аспекты реформирования системы здравоохранения

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионально образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Факультет: Государственного и муниципального управления

Специальность направление: Государственное и муниципальное управление

Кафедра: Государственного и муниципального управления


ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

на тему

«Региональные аспекты реформирования системы здравоохранения»

Автор работы

Студентка 6 курса очно-заочной формы обучения

Планкова Александра Дмитриевна

Руководитель работы

Доцент кафедры социологии, к.м.н.

Молчанова Светлана Юрьевна

Санкт-Петербург, 2011

Оглавление

Введение

Глава 1. Система здравоохранения в Российской Федерации

.1 Система здравоохранения: основные понятия, принципы, система управления       

.2 Нормативно-правовое регулирование системы здравоохранения в России

.3 Особенности финансирование системы здравоохранения в Российской Федерации

Глава 2. Здравоохранение крупного города на примере Санкт-Петербурга       

.1 Основные особенности, структура

.2 Реформирование системы здравоохранения в Санкт-Петербурге

Глава 3. Система государственных закупок в системе здравоохранения

.1 Внедрение новой модели системы государственных закупок         

.2 Технология участия на примере субъектов открытого электронного аукциона в системе здравоохранения

Заключение

Список использованных источников

Введение

В последние годы в России очень активно ведется реформирование всех социальных сфер жизни населения. И в том числе система здравоохранения не осталась без изменений.

Последние отзывы о работе системы медицинского обслуживания со стороны граждан были, достаточно, негативны. Население страны все чаще вынуждено прибегать к услугам платной медицины из-за неудовлетворительного качества бесплатной медицинской помощи. И это вполне обоснованно. На первом месте по социальной значимости можно поставить снижение доступности бесплатной медицинской помощи в силу неадекватной организации самой помощи вследствие проблем организации труда среднего и врачебного медицинского персонала как в амбулаторных, так и стационарных лечебно-профилактических учреждениях. Проблема недостаточного финансирования на деле связана с неэффективностью использования средств вследствие сложности внедрения на рынке медицинских поставок конкурентной среды, что приводит к удорожанию себестоимости медицинской услуги. Сложившая таким образом ситуация привела к необходимости активного реформирования, в том числе и системы государственных закупок в области здравоохранения.

В рамках реализации национального приоритетного проекта «Здоровье» были выделены десятки миллиардов рублей. Буквально во второй половине 2010 года были приняты радикальные реформы в сфере финансирования здравоохранения. И это, по словам политиков, только начало. Как сообщил в одном из своих интервью вице-премьер правительства РФ Александр Жуков: «Система здравоохранения России в 2011 году будет серьезно реформирована». Правительство уже приняло решение об увеличении отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования с 3,1 до 5,1% от зарплаты. Это дополнительная нагрузка на работодателя и на бизнес, серьезный источник вливаний в систему здравоохранения - около
230 млрд.руб. в год. [15]

Безусловно, когда речь идет о таких суммах, население хочет и имеет право знать, как же были потрачены выделенные средства и каковы результаты проводимых реформ. Это объясняет актуальность выбранной темы.

Поскольку Российская Федерация - это огромная страна, то дать однозначный анализ реформирования той или иной области очень сложно, так как ситуация в разных регионах отличается друг от друга. Помимо этого у каждого субъекта федерации своя специфика. Именно поэтому объектом своего исследования я решила выбрать систему здравоохранения Санкт-Петербурга, как одного из наиболее развитых в сфере здравоохранения субъектов РФ. Следовательно, предмет исследования - это реформирование системы здравоохранения Санкт-Петербурга.

Таким образом, цель данного исследования - это разработка технологии, позволяющей устранить существующие проблемы в области реформирования системы здравоохранения.

Исходя из этого можно выделить следующие задачи:

анализ последних проводимых реформ в системе здравоохранения, как на уровне страны в целом, так и на уровне Санкт-Петербурга;

оценка результатов проводимого реформирования;

выявление существующих проблем и недоработок в существующий на сегодняшний день системе здравоохранения;

предложение решений остро стоящих проблем.

При написании своего дипломного проекта я обращалась к множеству источников. Во-первых, это нормативно-правовая база здравоохранения: это и такие традиционные НПА, как Конституция Российской Федерации, ряд федеральных законов, принятых в сфере здравоохранения и социального обслуживания, также я обращала свое внимание к Постановлениям решениям Правительства Санкт-Петербурга. Во-вторых, я использовала учебную литературу, в частности свод учебников по организации здравоохранения под редакцией В.А.Медика и В.К. Юрьева. А также это, конечно, различные интернет-ресурсы - сайт министерства здравоохранения РФ, сайт комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга и многие другие.

При анализе последних реформ я решила обратить свое внимание на одну из самых «свежих», а именно на реформу финансирования здравоохранения. Реформа была проведена в 2010 году и году вступила в силу только с начала текущего 2011 года. На мой взгляд, реформа довольно объемна и радикальна, по ее результатам все действующие лечебно-профилактические учреждения (далее ЛПУ) должны быть разделены на три вида в соответствии с новой классификацией. В соответствии с выбранным типом ЛПУ должны совершенно по новым стандартам проходить систему государственных закупок. В качестве своего проекта я хотела бы предложить технологию проведения государственных закупок в форме открытого аукциона в электронной форме в системе здравоохранения.

Глава 1. Система здравоохранения в Российской Федерации


1.1 Система здравоохранения: основные понятия, принципы, система управления


В настоящее время среди множества источников можно найти немало трактовок термина «система здравоохранения», но наиболее содержательным, на мой взгляд, можно считать определение Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ): система здравоохранения - это совокупность взаимосвязанных мероприятий, которые содействуют укреплению здоровья и проводятся на дому, в учебных заведениях, на рабочих местах, в общинах, в физическом и психосоциальном окружении, а также в секторе здравоохранения и связанных с ним секторах.

В соответствии с законодательством, в России действуют три системы здравоохранения: государственная, муниципальная и частная.

Государственную (федеральная) и муниципальную системы здравоохранения объединяют общим термином «общественное здравоохранение» - это система научных и практических мер, а также обеспечивающих их структур медицинского и немедицинского характера, деятельность которой направлена на реализацию концепции охраны и укрепления здоровья населения, профилактику заболеваний и травм, увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности посредствам объединения усилий общества.

К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, министерства здравоохранения регионов, Российская академия медицинских наук, а также находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, а также некоторые другие федеральные учреждения.

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, аптечные, образовательные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы и т.д.

К частной системе здравоохранения относятся субъекты здравоохранения, осуществляющие частную медицинскую деятельность, то есть частные медицинские организации и лица, осуществляющие частную медицинскую деятельность, но без образования юридического лица. К частным медицинским организациям следует относить коммерческие и некоммерческие организации, имущество которых находится в частной и иных, кроме государственной и муниципальной, формах собственности (или использующих любую собственность на основе договора аренды), в уставах которых указано, что медицинская деятельность является для них основной. Предпринимательская деятельность по оказанию медицинской помощи, осуществляемая лицами, имеющими медицинское образование (без образования юридического лица), рассматривается как частная медицинская практика.

В Российской Федерации существует ряд принципов здравоохранения, среди которых следует отметить следующие:

1 соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2 приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3 доступность медико-социальной помощи;

4 социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5 ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение граждан в области охраны здоровья. [9, с. 15-17]

Ст. 41 Конституции РФ провозглашает, что “медицинская помощь в государственных и муниципальных лечебных учреждениях оказывается бесплатно”. [1, с. 16] Тем самым государство взяло на себя заведомо невыполнимое обязательство, лишило само себя возможности использовать огромный коммерческий ресурс, фактически сбросив потоки денежных средств в частный и нелегальный сектора. Реально же дополнительные деньги у населения за предоставление “бесплатной” медицинской помощи все равно взимаются.

Несмотря на это, государство стремится к выполнению своих обязательств путем принятия законов, нормативных и правовых актов, развивает и корректирует провозглашенные принципы; можно рассчитывать на то, что в будущем принципы отечественного здравоохранения будут соблюдаться в полном объеме. Однако, в настоящее время более правильным будет осуществлять формирование региональной политики в области здравоохранения, основываясь на следующих принципах:

·    Формирование единой государственной политики сохранения здоровья населения и повышение ответственности всех органов власти, каждого гражданина за её реализацию;

·        Сохранение основ государственной (бесплатной) системы здравоохранения, соблюдение конституционных прав граждан на охрану здоровья;

·        Обеспечение сбалансированности в развитии всех секторов здравоохранения: государственного, муниципального, частного;

·        Внедрение механизмов программно-целевого планирования, управления и финансирования здравоохранения;

·        Приоритет профилактической направленности в деятельности системы здравоохранения.

Управление охраной здоровья населения является комплексной задачей всего общества, в реализации которой принимает участие множество секторов экономики и структур управления (от федеральных до местных органов самоуправления). Управление здравоохранением осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

От имени государства деятельность по охране здоровья населения координирует Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья населения, а также координирующим деятельность в этой области других федеральных органов исполнительной власти. В систему Министерства здравоохранения РФ входят его территориальные органы, государственные лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные учреждения, фармацевтические, аптечные предприятия и другие организации, санаторно-курортные и реабилитационные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы, материально-технического обеспечения и т.д. Кроме того, Министерство осуществляет руководство деятельностью Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при МЗ РФ.

МЗСР РФ возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МЗСР РФ задач. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством, которые курируют наиболее значимые отрасли здравоохранения. Приказы, указания, постановления и инструкции МЗ РФ по вопросам диагностики, лечения, профилактики заболеваний и фармацевтической деятельности, а также по другим вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для всех учреждений, предприятий и организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности.

Структурной единицей министерства является департамент. Помимо начальника, его заместителей и сотрудников, в департаментах выделены должности главных специалистов МЗ РФ - главного хирурга, главного акушера-гинеколога и т.д. Главным специалистом назначается высококвалифицированный врач, владеющий знаниями как по соответствующей, так и по смежным специальностям и имеющий опыт организационно-методической работы. Основной задачей главного специалиста является определение стратегии развития службы и тактических решений по ее реализации, направленных на совершенствование медицинской помощи населению.

В связи с переориентацией управления здравоохранением с преимущественно отраслевого на преимущественно территориальный принцип происходит перераспределение управленческих функций между различными его уровнями. С целью реализации единой государственной политики в области охраны здоровья населения на всей территории РФ и для совершенствования координации деятельности органов и учреждений здравоохранения по обеспечению граждан медицинской и лекарственной помощью закреплена курация заместителями министра различных Федеральных округов. В каждом Федеральном округе назначен представитель Министерства здравоохранения.

В тесном контакте с органами здравоохранения работает служба социальной защиты населения, которую возглавляет, как указывалось ранее, Министерство труда и социального развития. [9, с. 23-31]

Непосредственное руководство здравоохранением в субъектах Российской Федерации осуществляют Министерства здравоохранения республик, входящих в состав РФ, комитеты (отделы) по здравоохранению (здравоохранения) автономных округов, автономной области, краев, областей, а также Москвы и Санкт-Петербурга.

В городах управление здравоохранением осуществляется городскими и районными комитетами (отделами) по здравоохранению. В сельской местности функции районных отделов здравоохранения, ликвидированных в 1950-х годах, выполняет Центральная районная больница или Районное территориальное медицинское объединение.


1.2 Нормативно-правовое регулирование системы здравоохранения в России


В настоящее время на правовое регулирование здравоохранения направлены десятки и сотни нормативных актов различных уровней.

В соответствии с п.1 ст. 3 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, законодательство РФ о здравоохранении состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций республик в составе Российской Федерации, настоящих Основ и принимаемых в соответствии с ними других законодательных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовых актов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. [3, с.3]

Как подчеркивают исследователи, «федеральный уровень медицинского законодательства представлен системой нормативных правовых актов, объединенных в самостоятельную отрасль российского законодательства, представляющую собой комплексное образование. Об этом свидетельствуют особенности предмета и метода регулирования в здравоохранении. Предметом актов данной отрасли является совокупность правовых норм в области оказания медицинской помощи, лекарственного обеспечения, санитарно-эпидемиологического благополучия, а также иные связанные с этим вопросы. Должное поведение субъектов отношений в сфере охраны здоровья граждан обеспечивается посредством комбинированного воздействия приемов и способов, характерных для административного, гражданского права и права социального обеспечения. Субъектами регулируемых отношений являются государство, его органы и учреждения, медицинские учреждения различных форм собственности, с одной стороны, и граждане (в ряде случаев все находящиеся на территории Российской Федерации) - с другой».

В комплексе норм, образующих действующее законодательство о здравоохранении, ключевое значение имеют нормы конституционного, административного, финансового, гражданского законодательства и, несомненно, законодательства о социальном обеспечении граждан. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, объективируя правовую основу здравоохранения, справедливо обращает внимание на необходимость совершенствовать законодательство в области охраны труда, окружающей среды, создания условий для занятия физической культурой и повышения физической активности, регулирования рекламы и продажи табачных изделий. По мнению разработчиков Концепции, в законодательстве, подчиненном охране здоровья населения, должны найти отражение вопросы защиты семьи, и прежде всего женщин и детей <#"558543.files/image001.gif">

Рис. 1. - Динамика бюджета отрасли здравоохранения Санкт-Петербурга с 2007 по 2010 года

Это очень значительные показатели. Правительством Санкт-Петербурга определен перечень приоритетных направлений развития городского здравоохранения. В первую очередь это то, что касается всех петербуржцев - совершенствование амбулаторной службы и развитие первичной медико-санитарной помощи. За минувшие годы в Санкт-Петербурге открыты три взрослых и одна детская поликлиники, в амбулаторно-поликлинических учреждениях Московского, Калининского, Колпинского, Приморского и других районов создано дополнительно 125 рабочих мест врачей общей практики. За 5 лет проведена реорганизация более 23 амбулаторно-поликлинических учреждений, открыто 32 кабинета и отделения по оказанию специализированной амбулаторной помощи. Вероятно, смысл этих преобразований на первый взгляд петербуржцам непонятен, однако очевидно, что делается это для того, чтобы первичная ступень здравоохранения стала ближе к каждому конкретному пациенту. Реализация городской целевой программы "Безопасное материнство" - приоритетное направление развития городского здравоохранения. Санкт-Петербург - единственный в России город, где бесплодные пары могут воспользоваться репродуктивными технологиями за счет городского бюджета. В 2007 году на эти цели было выделено 50 млн рублей, а в 2008-м - на 23 миллиона больше. Это означает, что за год более 500 семей смогут обрести счастье иметь ребенка. [13]

В Санкт-Петербурге успешно реализуется местный закон "Об обеспечении специальным питанием беременных женщин и кормящих матерей", в соответствии с которым корректируется пищевой рацион будущих мам. Пациентки женских консультаций обеспечиваются специализированными смесями, обогащенными микронутриентами. [16]

Особое внимание, на мой взгляд, нужно уделить системе финансирования системы здравоохранения Санкт-Петербурга.

Законодательством Российской Федерации установлен страховой принцип финансирования медицинской помощи. В 1993 году в дополнение к бюджетной системе здравоохранения была создана система обязательного медицинского страхования (ОМС), в результате в России сложилась бюджетно-страховая модель финансирования государственной системы здравоохранения.

Объем ассигнований бюджета Санкт-Петербурга на финансирование отрасли «Здравоохранение» в 2010 году составил 49 983,7 млн.руб., в том числе:

-      средства бюджета Санкт-Петербурга 24 624,1 млн.руб.,

-        средства предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 6 921,5 млн.руб.,

         средства от страховых медицинских организаций 17 306,1 млн.руб.,

         средства федерального бюджета 1132 млн.руб.

На рисунке 2.1.2 наглядно можно увидеть доли различных ассигнований в бюджете 2010 года по Санкт-Петербургу.

Рис. 2. - Объем ассигнований бюджета Санкт-Петербурга на финансирование отрасли «Здравоохранение» в 2010 году

Кроме того, по разделу «Социальная политика» за счет средств бюджета Санкт-Петербурга осуществлялись следующие расходы:

платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения, на сумму 7 423,2 млн.руб.,

компенсационные выплаты донорам крови и компонентов крови на сумму 63,9 млн.руб.,

-        расходы на оказание отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, специализированными продуктами питания для детей-инвалидов, за счет федерального бюджета в сумме 1580,8 млн.руб.,

         расходы на осуществление отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета - 576,7 млн.руб.

Всего по разделу «Социальная политика» расходы составили 9644,6 млн.руб.

Расходы по другим разделам и подразделам, включая расходы на финансирование содержания средних специальных учебных заведений для подготовки медицинских кадров составили 448,9 млн.руб.

Всего, с учетом средств по разделу «Здравоохранение», «Социальная политика», «Образование» направлено средств: 49 983,7 + 9 644,6 + 448,9 = 60 077,2 млн.руб.

Средства, полученные в 2009 году, позволили обеспечить функционирование подведомственных учреждений в запланированном объеме. В первоочередном порядке осуществлялось обеспечение бесплатными медикаментами, изделиями медицинского назначения льготных категорий граждан. На эти цели направлено 700,8 млн.руб. из средств городского бюджета.

Значительные средства были направлены на расходы по бесплатному слухопротезированию льготных категорий граждан. На эти цели в бюджете Санкт-Петербурга было предусмотрено:

на бесплатное зубопротезирование 471,0 млн.руб.,

на бесплатное слухопротезирование 5,4 млн.руб.

На капитальный ремонт учреждений здравоохранения, с учетом расходов администраций районов Санкт-Петербурга, направлено 448,8 млн.руб.

На мероприятия по пожарной безопасности учреждений здравоохранения были выделены средства в сумме 82,4 млн.руб.

На централизованное приобретение дорогостоящего медицинского оборудования по целевой статье 4690052 было запланировано 204,1 млн.руб. Кроме того, приобретение оборудования для учреждений здравоохранения осуществлялось по отдельным целевым статьям.

Расходы на оказание специализированной медицинской помощи - 1339,4 млн.руб., расходы на оказание специализированной медицинской помощи при лечении бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий - 46,9 млн.руб.

В 2009 году за счет средств бюджета Санкт-Петербурга финансировались Планы мероприятий, утвержденные постановлениями Правительства Санкт-Петербурга, а также целевая программа Санкт-Петербурга "Программа подготовки к 300-летию Царского Села (г.Пушкина) на 2006-2010 годы". Общая сумма ассигнований на эти цели, с учетом районов Санкт-Петербурга, составила в 2009 году 2 256,5 млн.руб.

Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге (далее - Территориальная программа) ежегодно утверждается Законом Санкт-Петербурга.

В 2009 году Территориальная программа первоначально была утверждена Законом Санкт-Петербурга от 12.11.2008 N702-125 «О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2009 год».

Отличительной особенностью 2009 года было развитие мирового финансового кризиса, оказавшего непосредственное влияние на бюджет Российской Федерации и бюджеты субъектов Российской Федерации. В связи с уменьшением в 2009 году налоговых поступлений в середине года было произведено секвестирование бюджета Санкт-Петербурга и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга, и как следствие - изменение стоимости Территориальной программы. В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 08.07.2009 №381-72 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2009 год» произошло изменение ее стоимости, которая в итоге стала на 1 514,37 млн.руб. меньше, чем в предыдущем году, и составила 39 334,8 млн.руб. [14]

Необходимо отметить, что Санкт-Петербургу, несмотря на финансовый кризис и снижении стоимости Территориальной программы на 2009 год удалось сохранить тенденцию роста стоимости Территориальной программы ОМС.

В последние 5 лет отмечается постоянный рост финансирования Территориальной программы. В сравнении с 2005 годом стоимость Территориальной программы на 2009 год увеличилась в 2,12 раза (с 18 545,70 млн. руб. до 39 334,80 млн. руб.), а Территориальной программы ОМС в 2,24 раза (с 8 261,60 млн. руб. до 18 559,20 млн. руб.).

Следует обратить внимание на темпы прироста стоимости Территориальной программы по отношению к предшествующим периодам. Ежегодно темы прироста увеличиваются. Так, в 2006 году по отношению к 2005 году прирост составил 16%, в 2007 году по отношению к 2006 году - 26%, в 2008 году по отношению к 2007 году прирост составит 38%, а в 2009 году по отношению к 2008 году запланированный прирост должен был составить 15%. Но из-за финансового кризиса в 2009 году прироста стоимости Территориальной программы не было. [13]

Сокращение бюджетной части Территориальной программы с 23 984,37 млн.руб. до 20 775,6 млн.руб. было связано с сокращением финансирования инвестиционных расходов: капитальный и текущий ремонт, централизованная закупка оборудования, приобретение не монтируемого оборудования в рамках адресной инвестиционной программы, мероприятия целевых программ. При этом расходы на льготное лекарственное обеспечение за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и размер взносов на ОМС неработающего населения уменьшены не были

Нормативы объемов медицинской помощи не были изменены, за исключением норматива медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, значение которого пересмотрено с учетом фактического исполнения в 2008 году и возможностей медицинских учреждений Санкт-Петербурга по оказанию данного вида медицинской помощи.

Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в связи с изменением стоимости Территориальной программы были пересмотрены, но их значения выше установленных Территориальной программой на 2008 год и позволило выполнить запланированные на 2009 год объемы медицинской помощи.

При сравнении динамики изменения норматива стоимости амбулаторного посещения, установленного Федеральной и Территориальной программами следует отметить существенное опережение прироста территориального норматива стоимости амбулаторного посещения (со 105,96 руб. в 2005 году до 265,97 руб. в 2009 году). Прирост - в 2,5 раза. Федеральный норматив вырос с 93,9 руб. в 2005 году до 218,1 руб. в 2009 году. Прирост - в 2,3 раза.

Развитие стационарозамещающих технологий существенно сдерживал низкий норматив стоимости пациенто-дня - 173,79 руб. (в ОМС - 137,2 руб.). В 2005 году федеральный норматив был установлен в размере 194,1 руб. (в ОМС - 184,8 руб.). С 2006 года территориальный норматив стоимости пациенто-дня был увеличен до 300,0 руб. (в ОМС - 320,38 руб). В 2009 году норматив стоимости пациенто-дня стал 265,56 руб. (в ОМС - 369,81), что ниже федеральных нормативов (478 руб. и в ОМС - 470,5 руб.), что обусловлено темпами развития этого вида медицинской помощи.

Территориальный норматив стоимости койко-дня для стационаров круглосуточного лечения в 2005 году соответствовал федеральному нормативу. В последующие периоды прирост указанного территориального норматива существенно опережал прирост федерального норматива. На 2009 год территориальный норматив стоимости койко-дня составит 1 058,55 руб. (по ОМС - 1 265,08 руб.) Федеральный норматив утвержден в размере 1 380,6 руб. (по ОМС - 1 167,0 руб.)

В 2005 году территориальный норматив стоимости вызова скорой медицинской помощи был установлен в размере 804,77 руб. Это ниже федерального норматива - 853,6 руб. С 2006 года территориальный норматив превышает федеральный. На 2009 год был установлен территориальный норматив стоимости вызова скорой помощи в размере 1304,20 руб. Федеральный норматив установлен в размере 1710,1 руб. Снижение территориального норматива обусловлено отсутствием специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи. [20]

Нормативы объема скорой медицинской помощи в течение последних четырех лет остаются стабильными и составляют 0,338 вызовов на одного жителя в год. Федеральный норматив ниже территориального и составляет 0,318 вызовов на одного жителя в год.

Дополнительным каналом поступления средств в ЛПУ являются платные медицинские услуги и программы ДМС. Наличие этих источников, с одной стороны, позволяет ЛПУ (в условиях недофинансирования) получить дополнительные средства для зарплаты сотрудников и текущего содержания ЛПУ, но, с другой стороны (в отсутствии жесткой регламентации этих услуг), приводит к снижению доступности и качества медицинской помощи населению, обслуживаемому по программе государственных гарантий.

 

.2 Реформирование системы здравоохранения в Санкт-Петербурге


Реформирование системы здравоохранения крупного города, в частности Санкт-Петербурга, ведется довольно активно, поскольку большое число действующих ЛПУ требует постоянного контроля и модернизации в соответствии с новыми технологиями.

Одним из наиболее крупных законопроектов федерального уровня за последнее время можно считать «Национальный приоритетный проект здоровье» - программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным <#"558543.files/image003.gif">

Рис. 3. - Интерфейс официального портала государственных закупок

Минэкономразвития РФ совместно с Минфином России являются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по созданию, ведению, развитию и обслуживанию официального сайта. Полномочия этих органов по ведению официального сайта определены в частях 3 и 4 ст. 16 Закона № 94-ФЗ.

Уполномоченные органы вправе привлечь на основе контракта организации (либо организацию) для оказания услуг по ведению и обслуживанию официального сайта в порядке, установленном новой редакцией статьи 16.1 Закона № 94-ФЗ.

Отменена обязанность публикации извещения о проведении открытого конкурса и открытого аукциона в официальном печатном издании (ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 32 Закона № 94-ФЗ). Данная информация будет размещаться только на официальном сайте. [4]

Для объективной оценки вышеприведенных изменений, конечно, прошло совсем немного времени, но тем менее, кое-какие результаты уже можно отметить. Безусловно, большим шагом вперед можно считать переход к полностью автоматизированному процессу в области тендерных закупок. Тенденция информатизации, на мой взгляд, оказывает положительное влияние на работу любой из отраслей: значительная экономия трудовых, временных, а также материальных ресурсов.

Также к достоинствам «новой» системы можно отнести стремление к открытости и прозрачности государственных закупок. Во-первых, это может позволить значительно понизить уровень коррупции, во-вторых, будет исключена предвзятость при выборе поставщика со стороны заказчика, поскольку, бюджетное учреждение не видит наименование поставщика до тех пор, пока не будут объявлены результаты, ну и в-третьих, в условиях демократии и гражданского общества большое значение имеет доверие населения властям.

Для того, чтобы более наглядно представить усовершенствованную систему государственных закупок рассмотрим технологию участия в открытом электронном аукционе.

3.2 Технология участия на примере субъектов открытого электронного аукциона в системе здравоохранения


Итак, представим, что бюджетное учреждение А - Санкт-Петербургское государственное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница №1» объявляет конкурс на закупку расходных материалов для клинической диагностической лаборатории. А, в свою очередь, компания Б - общество с ограниченной ответственностью «Медицина Лайт» принимает участие в данном конкурсе. Таким образом, рассмотрим, технологию работы в данном направлении, как со стороны учреждения А, так и со стороны компании Б.

Итак, начнем с учреждения А. Представим интересующий нас процесс в виде нескольких этапов:

). Определившись с перечнем расходных материалов, необходимых для работы лаборатории, предположим, на период, равный одному году, заведующий лаборатории формирует итоговый перечень позиций заказа и передает его в тендерный отдел.

). Сотрудники тендерного отдела, в свою очередь, рассчитывают максимально возможную цену представленного перечня материалов. При расчете цен необходимо опираться на цены Единого реестра цен на основные товары и услуги для государственных нужд Санкт-Петербурга. Если же, каких-то позиций нет в указанном реестре, то специалист тендерного отдела может обратиться с заявкой на расчет цен в Центр мониторинга и экспертизы цен Санкт-Петербурга. По результатам проведенных расчетов утверждается максимальная цена контракта. Предположим, что максимальная цена контракта на поставку расходных материалов для лаборатории учреждения А составила 1 млн. 290 тыс.руб.

). В зависимости от максимальной цены контракта заказчик выбирает способ проведения конкурса. Федеральным Законом №94 установлены следующие виды закупок:

·        Закрытый аукцион

·              Закрытый конкурс

·              Запрос котировок

·              Извещение о заинтересованности в проведении конкурса

·              Открытый аукцион

·              Открытый аукцион в электронной форме

·              Открытый конкурс

Чаще всего на сегодняшний день применяется: запрос котировок (если сумма государственного контракта до 500т.р.) и открытый конкурс или открытый аукцион (если сумма государственного контракта больше 500т.р.).

Запрос котировок - это форма проведений конкурса, при которой участники направляют заказчику котировки с указанием цены, за которую они берутся выполнить данный объем работ. Победителем признается участник, предоставивший минимальную цену.

Открытый аукцион - форма проведения конкурса, при которой участники направляют заказчику заявки на участие в аукционе, комиссия заказчика в определенный день рассматривает заявки и выдает решении о допуске или не допуске участников на аукцион. В отличии от запроса котировок в открытых аукционах почти всегда присутствует требование до момента подачи конкурсной документации оплатить обеспечение заявки (чаще всего 5% от начальной максимальной цены контракта, сумма возвращается после проведения аукциона). Также очень часто присутствует требование гарантийного обеспечения исполнения государственного контракта, заключающееся в том, что выигравший аукцион поставщик обязуется обеспечить 30% от стоимости государственного контракта чаще всего договором страхования на эту сумму или перечислением этой суммы на счет заказчика. В назначенный день и час поставщик участвуют в электронных торгах на какой-либо электронной торговой площадке. Снижение в цене происходит в соответствии с шагом аукциона. Шаг аукциона - интервал между двумя соседними объявлениями цены со стороны участников. Обычно его величина составляет от 0,5% до 5% максимальной цены контракта. Победителем признается поставщик, предложивший самую низкую цену контракта. Особенностью электронного аукциона является то, что заказчик во время проведения торгов не видит наименования участников, что позволяет сделать более объективный выбор.

Открытый конкурс - это нечто среднее между запросом котировок и открытым аукционом, отличие в том, что поставщик оценивается не только по цене, но и по качеству предоставляемых услуг. Требования точно такие же, как и в открытом аукционе.

Таким образом, СПб ГУЗ «Городская клиническая больница №1» будет проводить конкурс на закупку путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

). После выбора способа проведения конкурса специалисты тендерного отдела готовят и согласовывают конкурсную документацию. В перечень конкурсной документации входят: общая информация о проведении конкурса, техническое задание и проект государственного контракта.

). Следующим этапом можно считать подготовку, публикацию и размещение на официальном сайте извещения о проведении конкурса с одновременным размещением на сайте конкурсной документации. По обновленному законодательству для того, чтобы разместить данную информацию в электронном виде на официальном сайте у заказчика должны иметься следующие электронные ключи: электронная цифровая подпись главного врача и специалиста, ответственного за проведение конкурсных закупок. В данном случае это электронная цифровая подпись специалиста тендерного отдела. Также необходимо иметь электронные сертификаты безопасности для работы на электронных торговых площадках.

Электронная торговая площадка - это комплекс информационных и технических решений, обеспечивающий взаимодействие покупателя (заказчика) с продавцом (поставщиком) через электронные каналы связи на всех этапах заключения сделки. Электронная Торговая Площадка (ЭТП) позволяет объединить в одном информационном и торговом пространстве поставщиков и потребителей различных товаров и услуг и предоставляет участникам ЭТП ряд сервисов, повышающих эффективность их бизнеса. ЭТП для размещения государственного заказа ЭТП, отобранные Минэкономразвития РФ и ФАС РФ в рамках специальной процедуры, располагают функционалом для проведения открытых аукционов в электронной форме <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD_%D0%B2_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B5> и действуют по регламенту, жестко определенному законодательством Российской Федерации. Согласно приказа Минэкономразвития России <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8> от 26 октября 2009 г. № 428 и приказа Минэкономразвития России и ФАС России <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B0> от 14 ноября 2009 г. № 466/763 к 1 января 2010 года был осуществлен отбор пяти электронных торговых площадок: ЗАО «Сбербанк-АСТ»; ОАО «Единая электронная торговая площадка»; ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»; а также площадки ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» и ОАО «РТС». В конкурсной документации аукциона указывается, на какой ЭТП будет проводиться аукцион.

Информационную поддержку и консультацию по техническим вопросам для размещения конкурсных закупок на официальном сайте осуществляют органы федерального казначейства.

Таким образом, после опубликования информация о проводимом конкурсе становится общедоступной для всех посетителей официального сайта и в том числе для компаний-поставщиков, которые могут принять решение об участии в данном аукционе.

Предположим, что компания Б (ООО «Медицина Лайт») обнаружив извещение о проведении аукциона учреждением А, решает принять участие в данном конкурсе. Рассмотрим алгоритм действий компании в виде нескольких этапов.

). Необходимо подробно изучить конкурсную документацию и проанализировать ее. Есть ряд моментов, на которых следует заострить внимание при изучении конкурсной документации.

Во-первых, это предмет контракта - это перечень продукции, который необходимо будет поставить; компания должна быть уверена, что сможет поставить полный перечень запрашиваемой продукции или ее аналогов в соответствии с техническим заданием. Техническое задание - это технический документ (спецификация), оговаривающий набор требований к перечню поставляемых товаров или оказываемых услуг и утверждённый как заказчиком/пользователем, так и исполнителем/поставщиком.

Максимальная цена контракта, поставщик должен быть уверен, что сможет поставить товары на указанную сумму, не имея предоплаты, поскольку по законодательству денежные средства поступают победителю аукциона только после исполнения государственного контракта.

Необходимо также обратить особое внимания на условия государственного контракта (проект государственного контракта, как правило, прикладывают к конкурсной документации). В контракте всегда четко прописаны сроки и условия поставок. Таким образом, компания Б, видя конкретные условия, может объективно оценить свои возможности по исполнению данного контракта. Это очень важный момент, поскольку при невыполнении условий государственного контракта компания автоматически заносится в реестр недобросовестных поставщиков.

Реестр недобросовестных поставщиков - это открытый бесплатный информационный ресурс, представляющий собою своеобразный «черный список» участников размещения заказа. Ведение реестра, в том числе включение и исключение из него сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) производится подразделениями Федеральной антимонопольной службы России. ФАС России включает сведения о недобросовестных поставщиках на основании данных государственных (муниципальных) заказчиков. Исключение сведений из реестра производится ФАС России только по истечении двух лет со дня их внесения в реестр. В большинстве случаев участники размещения заказа попадают в РНП при уклонении от заключения контракта. При этом под «уклонением» может пониматься как прямой отказ поставщика от заключения контракта, так и не подписание поставщиком такого контракта в установленный законом срок.

Также необходимо уделить внимание срокам проведения аукциона. А именно сроку подачи заявки, сроку рассмотрения заявки, даты проведения открытого аукциона.

). Итак, если после четкого и подробного анализа конкурсной документации, компания решает подать заявку на участие, то необходимо оплатить обеспечение заявки, которое обычно составляет 5% от суммы контракта, то есть в нашем случае компания Б для участия в аукционе на поставку расходных материалов для учреждения А должна заплатить обеспечение заявки размером 64 500,00 руб. Сумма обеспечения возвращается после подписания/неподписания контракта. Обеспечение заявки необходимо в качестве гарантии того, что участник, который подает заявку будет участвовать в торгах. В противном случае сумма обеспечения заявки переводится заказчику.

3) компания Б должна подать заявку на участие в аукционе. В установленные конкурсной документацией сроки заявка подается в электронном виде на той ЭТП, на которой будет проводиться аукцион.

Для того, чтобы подать заявку на какой-либо из приведенных ранее ЭТП поставщик обязан пройти на ней аккредитацию. Для этого в электронном виде заполняется форма для получения аккредитации, подписывается при помощи электронного ключа цифровой подписи уполномоченного лица компании и прикладываются необходимые документы, содержащие сведения о компании. В основном заявки на аккредитацию аналогичны на всех утвержденных законодательством ЭТП. В Приложении 1 можно увидеть образец заявки на аккредитацию участников на ОАО «Сбербанк-АСТ», наиболее популярной площадке. В течение 5 рабочих дней сотрудники ЭТП рассматривают заявку на аккредитацию, и при отсутствии каких-либо недочетов компания получает аккредитацию. Процесс аккредитации не предполагает никаких выплат и проходит только 1 раз. При последующем участии в каких-либо аукционах на данной ЭТП повторной аккредитации не требуется. После подтверждения аккредитации поставщик получает доступ к личному кабинету и может совершать все необходимые действия от своего имени на данной ЭТП. Вход в личный кабинет осуществляется посредствам электронной подписи, которой была подписана заявка на аккредитацию.

В соответствии с законом 94-ФЗ заявка на участие в аукционе должна содержать:

). сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку

а). фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;

б). полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридического лица), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона;

в). документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности (далее для целей настоящей главы - руководитель). В случае, если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, заявка на участие в аукционе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника размещения заказа, заверенную печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписанную руководителем участника размещения заказа или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника размещения заказа, заявка на участие в аукционе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

г). копии учредительных документов участника размещения заказа (для юридических лиц);

д). решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

). сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг. В случаях, предусмотренных документацией об аукционе, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром;

). документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе, или копии таких документов:

а). документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, в случае, если в документации об аукционе содержится указание на требование обеспечения такой заявки (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, или копию такого поручения);

б). копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом аукциона, и такие требования предусмотрены документацией об аукционе;

в). документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если такое требование установлено заказчиком, уполномоченным органом;

г). копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с частью 2.2 или 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации;

д). копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копия акта приемки объекта капитального строительства, за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство, - в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное частью 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Но как, видно из Приложения 1, все сведения и документы, перечисленные в части первой заявки уже подаются при аккредитации поставщика, поэтому первая часть заявки на участие в аукционе заполняется автоматически с тех данных, которые поставщик предоставил ранее.

Сведения, которые необходимо предоставить во второй части заявки, то есть технические характеристики поставляемых товаров также прописывается ранее заказчиком при выставлении конкурсной документации в техническом задании. Таким образом, вторая часть - это автоматически создаваемый документ - согласие на поставку товаров в соответствии со спецификацией. Поставщику при подаче заявки на участие необходимо лишь подписать данный документ при помощи цифровой подписи.

В третьей части участник должен приложить дополнительные документы, требуемые конкурсной документацией в электронном виде и заверить их цифровой подписью.

Таким образом, заявка готова.

По истечению срока подачи заявок от всех желающих принять участие поставщиков, оператор ЭТП отправляет все заявки на рассмотрение заказчику.

На данном этапе опять же специалист тендерного отдела учреждения А проверяет заявки на соответствие заявленным требованиям. Если на данном этапе все в порядке, то поставщику приходит извещение об одобрении его заявки на участие в аукционе. Также протокол о рассмотрении заявок размещается на официальном сайте и на ЭТП.

И, пожалуй, ключевым моментом можно назвать проведение непосредственно самого открытого аукциона. В назначенную дату в назначенное время на оговоренной ранее ЭТП проходит сам аукцион. Процедура эта представляет собой следующее: в служебной части системы - раздел «Текущие торги» участник направляет свое ценовое предложение по лоту и подтверждает его. Участнику предоставляется на просмотр таблица ценовых предложений, сделанных другими участниками аукциона. При приеме предложения от участника производится проверка: на срок приема предложений, на стартовую стоимость лота и шаг понижения. При подаче предложения выдается ценовое предложение, которое может сделать участник с учетом последнего предложения предыдущего участника и шага понижения. Участник делает предложение (может задать ценовое предложение ниже предложенного системой). В случае успеха, участник включается в таблицу ценовых предложений. При отклонении, предложение от участника не включается в таблицу.

Все ценовые предложения после их подачи отображаются в разделе «Ход торгов».

Участник аукциона может отказаться от участия в аукционе и отозвать свое ценовое предложение по лоту до срока окончания аукциона. В этом случае, в служебной части системы в разделе «Текущие торги» участник делает отказ от участия и подтверждает отказ. После отказа, все ценовые предложения поставщика становятся недействительными и он отстраняется от участия в аукционе.

Предусмотрено многократное продление аукциона на 2 минуты. При направлении последним участником ценового предложения до срока окончания электронных торгов менее, чем за 2 минуты, автоматически производится продление аукциона на 2 минуты. Отсчет времени производится от времени направления ценового предложения последнего участника.

По окончании электронных торгов автоматически определяется участник-победитель, предложивший наименьшую стоимость лота.

Аукцион признается несостоявшимся в том случае, если только один поставщик подал заявку на участие, тогда победителем автоматически признается единственный участник.

После проведения аукциона на официальном сайте размещается протокол о подведении итогов аукциона, в котором прописывается наименование победителя и цена контракта, которая была им предложена.

По результатам аукциона подписывается государственный контракт, как на бумажном носителе, так в электронном виде посредствам электронных подписей. После этого начинается процесс исполнения контракта.

Итак, попробуем подвести итоги описанной технологии. Конечно, стремление к информатизации - это сугубо положительная тенденция. При внедренных изменениях участникам нужно тратить гораздо меньше времени и сил на подачу заявки в аукционе. Автоматизированная система торгов, наконец, помогла избавиться от бумажных форм заявок, подготовка которых отнимала очень много времени и сил. Ведь порой они достигали до 500 листов формата А4 в объеме. Значительно это и упростило работу заказчиков, ведь рассматривать заявки в электронном виде гораздо проще и быстрее.

Внедрение электронного аукциона исключило надобность встречаться заказчику и всем поставщикам в назначенном месте в назначенное время для проведения торгов, что опять же позволяет экономить время. Тем более это очень важный момент для нашей страны, поскольку территория России довольно обширна, а проведение аукциона в электронной форме открывает возможности межрегионального сотрудничества.

Также данная система закупок позволяет повысить эффективность борьбы с коррупцией, так как исключается предвзятость при принятии решений со стороны заказчика. А также электронная система торгов значительно упрощает контроль со стороны антимонопольных органов.

Но, как ни странно, есть и недостатки данной системы. Некомпетентность сотрудников в данной области, на мой взгляд, один из главных. Во-первых, это касается консультантов ЭТП и прочих информационных порталов. Часто получение некорректной информации от операторов может лишить поставщика возможности участвовать в торгах из-за упущения сроков подачи заявки. Также как результат этого можно отметить частые сбои в работе официального сайта. Во-вторых, это недостаточная подготовка уполномоченных сотрудников со стороны заказчиков. Некорректно размещенная информация на официальном сайте может привести совсем к нежелательным результатам, а именно тормозить процесс объявления конкурса. И в-третьих, это полное отсутствие организованного обучения для поставщиков.

Конечно, это можно списать на маленькие сроки реализации данной реформы, и с опытом работы в данном направлении все недочеты сократятся. Но все-таки, проведение централизованного обучения со стороны государства, на мой взгляд, является необходимым условием для успешной реализации реформы такого масштаба.

реформа здравоохранение

Заключение


Таким образом, в результате проведенного анализа реформирования системы здравоохранения как на уровне России в целом, так и на региональном уровне на примере Санкт-Петербурга, можно сделать ряд определенных выводов.

Проблемы здравоохранения на сегодняшний день, безусловно, очень актуальны. Во-первых, большие очереди в поликлиниках, вызванные отсутствием автоматизации в работе медицинского персонала, отнимают большое количество времени и сил больных. Во-вторых, ошибки при диагностики, приводящие к серьезным последствиям из-за неправильного лечения пациента, как правило, вызваны отсутствием нормально функционирующего оборудования. В-третьих, отсутствие постоянного обучения персонала приводит к некачественному забору анализов, что также часто является причиной неправильного диагноза. Проблема недостаточного финансирования на деле связана с неэффективностью использования средств вследствие сложности внедрения на рынке медицинских поставок конкурентной среды. И это привело к необходимости реформирования системы государственных закупок в системе здравоохранения.

В последние годы, как удалось выяснить, со стороны государства были сделаны очень объемные вложения в эту отрасль социальной политики страны. Только в Санкт-Петербурге объем ассигнований бюджета Санкт-Петербурга на финансирование отрасли в 2010 году составил 49 983,7 млн.руб.

В результате анализа реформы финансирования системы здравоохранения в Санкт-Петербурге, а именно анализа внедренной с января 2011 года системы, закупок можно отметить, что большим шагом вперед можно считать переход к полностью автоматизированному процессу в области тендерных закупок. Тенденция информатизации, на мой взгляд, оказывает положительное влияние на работу любой из отраслей: значительная экономия трудовых, временных, а также материальных ресурсов.

Также к достоинствам «новой» системы можно отнести стремление к открытости и прозрачности государственных закупок. Во-первых, это может позволить значительно понизить уровень коррупции, во-вторых, будет исключена предвзятость при выборе поставщика со стороны заказчика, поскольку, бюджетное учреждение не видит наименование поставщика до тех пор, пока не будут объявлены результаты, ну и в-третьих, в условиях демократии и гражданского общества большое значение имеет доверие населения властям.

Внедрение электронного аукциона исключило надобность встречаться заказчику и всем поставщикам в назначенном месте в назначенное время для проведения торгов, что опять же позволяет экономить время. Тем более это очень важный момент для нашей страны, поскольку территория России довольно обширна, а проведение аукциона в электронной форме открывает возможности межрегионального сотрудничества.

Также данная система закупок позволяет повысить эффективность борьбы с коррупцией, так как исключается предвзятость при принятии решений со стороны заказчика. А также электронная система торгов значительно упрощает контроль со стороны антимонопольных органов.

Но, как ни странно, есть и недостатки данной системы. Некомпетентность сотрудников в данной области, на мой взгляд, один из главных. Во-первых, это касается консультантов ЭТП и прочих информационных порталов. Часто получение некорректной информации от операторов может лишить поставщика возможности участвовать в торгах из-за упущения сроков подачи заявки. Также как результат этого можно отметить частые сбои в работе официального сайта. Во-вторых, это недостаточная подготовка уполномоченных сотрудников со стороны заказчиков. Некорректно размещенная информация на официальном сайте может привести совсем к нежелательным результатам, а именно тормозить процесс объявления конкурса. И, в-третьих, это полное отсутствие организованного обучения для поставщиков.

Конечно, это можно списать на маленькие сроки реализации данной реформы, и с опытом работы в данном направлении все недочеты сократятся. Но все-таки, проведение централизованного обучения со стороны государства, на мой взгляд, является необходимым условием для успешной реализации реформы такого масштаба.

Список использованных источников


1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6 ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ;

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ;

3. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 07.03.2005);

. Федеральный закон N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

5. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" от 08.05.2010 N 83-ФЗ;

6. Постановление Правительства РФ "О программе по реализации национального проекта "Здоровье"" РФ 695 от 27.09.2010 г.;

7. Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в Санкт-Петербурге» от 21 февраля 2006 года N 159

. Алексеев Н.А., Батина Н.П., Методические рекомендации по организации платных медицинских услуг в лечебно - профилактических учреждениях/ Н.А. Алексеев - Челябинск, 1998. - 562 с.

9. Медик В.А., Юрьев В.К., Общественное здоровье: курс лекций. Часть II: Охрана здоровье населения/ В.А.Юрьев. - М.: РАГС, 2002. - 368 с.

10. Медик В.А., Юрьев В.К., Общественное здоровье: курс лекций. Часть III: Экономика и управление здравоохранением В.А.Юрьев. - М.: РАГС, 2002 - 221 с.

. Стеценко С.Г. Право и медицина: проблемы соотношения/ М.: Международный университет (в Москве), 2002. - 250 с.

. Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга -

. Информационный портал «Медпортал» - <http://zdorovie.perm.ru/>;

. Официальный информационный сервер Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга - <http://www.zdrav.spb.ru/>;

. Информационный портал «Медицинский вестник» -

<http://medvestnik.ru/1/0/19944/view.html>;

. Информационно-дискуссионный портал «Newsland» -

<http://www.newsland.ru/News/Detail/id/493869/>

. Официальный информационный портал государственных закупок -

<http://zakupki.gov.ru/wps/portal/base/topmain/home>;

. Автоматизированная система электронных торгов «Сбербанк-АСТ» - <http://www.sberbank-ast.ru/>;

. Правовой портал «КАДИС» - <http://www.kadis.ru/daily/?id=57572>;

. Официальный сайт территориального органа федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области - <http://petrostat.gks.ru/lenobl/sh/default.aspx>;

Похожие работы на - Региональные аспекты реформирования системы здравоохранения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!