Расходы федерального бюджета на национальную оборону
План
Введение
.
Общая характеристика расходов федерального бюджета на национальную оборону
.
Анализ динамики расходов федерального бюджета на национальную оборону за период
2008-2010 гг
.
План и исполнение расходов федерального бюджета на национальную оборону в
2008-2010 гг
Заключение
Список
использованной литературы
Приложение
Введение
Актуальность темы исследования. Содержание
армии, обеспечение ее вооружением, продовольствием, обмундированием всегда
являлось одной из важнейших забот государства, необходимой и вынужденной
государственной потребностью, выраженной, как правило, в значительных суммах
расходов.
Для России в силу исторических и геополитических
особенностей задача тщательного планирования и осуществления расходов на
оборону была и остается одной из важнейших в процессе государственного
строительства, напрямую связанной с обеспечением национальной безопасности,
успешным социально-экономическим развитием общества.
Военные расходы, имея непроизводительный
характер, поглощают существенную часть национального богатства, на их покрытие
уходят колоссальные финансовые ресурсы, позволяющие с известной долей
условности выделять в рамках общенационального бюджета одну из наиболее
затратных его частей - военный бюджет.
Целью исследования является анализ расходов
федерального бюджета на национальную оборону за период 2008-2010 гг.
Для достижения поставленной цели исследования
были определены следующие задачи:
рассмотреть общую характеристику расходов на
национальную оборону;
проанализировать динамику расходов на
национальную оборону в 2008-2010 гг.;
провести сравнение плана и исполнения
федерального бюджета в части расходов на национальную оборону в 2008-2010 гг.
Объектом исследования является совокупность
денежных отношений, возникающих в процессе финансового обеспечения
(использования финансовых ресурсов) национальной обороны РФ.
Предметом исследования выступают расходы
федерального бюджета на национальную оборону.
1. Общая характеристика расходов федерального
бюджета на национальную оборону
Известный российский специалист в области
государственных финансов и финансового права М.И. Боголепов почти сто лет назад
заметил, что "поддержание мира и готовность к войне стоят так дорого, что
создается впечатление, будто современные государства все время ведут войну ...
Кровь льется теперь реже, чем раньше, но современные народы постоянно
истощаются в других отношениях: они истекают капиталами. Современная война -
борьба машин и капитала".
С той поры мало что изменилось. Начиная с XIX в.
и по сегодняшний день во всех крупных государствах расходы в мирное время по
статье "Оборона" составляют примерно треть от всех
общегосударственных затрат. Это в полной мере относится и к России. Расходы на
национальную оборону являются образцом неотъемлемых федеральных расходных обязательств.
Данные расходы закреплены в качестве раздела бюджетной классификации расходов.
Применительно к разделу "Расходы на национальную оборону" в Бюджетном
кодексе Российской Федерации (далее - БК РФ) выделены следующие подразделы (п.
2 ч. 3 ст. 21 БК РФ): Вооруженные Силы РФ; модернизация Вооруженных Сил РФ и
воинских формирований; мобилизационная и вневойсковая подготовка;
мобилизационная подготовка экономики; подготовка и участие в обеспечении
коллективной безопасности и миротворческой деятельности; ядерно-оружейный
комплекс; реализация международных обязательств в сфере военно-технического
сотрудничества; прикладные научные исследования в области национальной обороны;
др. вопросы в области национальной обороны.
Более подробное содержание расходов на
национальную оборону можно уяснить из содержания статей и целевых статей
бюджетной классификации расходов, а также посредством анализа законодательства
об обороне: Федеральных законов от 27.12.1995 № 213-ФЗ (ред. от 06.12.2011)
"О государственном оборонном заказе", от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от
08.12.2011) "Об обороне", от 26.02.1997 № 31-ФЗ (ред. от 09.03.2010)
"О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации",
от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 23.12.2010) "О гражданской обороне",
от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О статусе
военнослужащих".
Например, ст. 2 Федерального закона "Об
обороне" содержит перечень мероприятий, составляющих организацию обороны,
которым соответствуют следующие виды расходов: на строительство, подготовку и поддержание
в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских
формирований и органов; на мобилизационную подготовку органов государственной
власти РФ, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного
самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта,
коммуникаций и населения страны; на создание запасов материальных ценностей
государственного и мобилизационного резервов; на планирование и осуществление
мероприятий по гражданской и территориальной обороне; на оперативное
оборудование территории РФ в целях обороны; на развитие науки в интересах
обороны; другие мероприятия в области обороны.
Далее виды расходов раскрываются ещё более
подробно: оснащение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и
органов вооружением и военной техникой по их заказам; обеспечение Вооруженных
Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов материальными средствами,
энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам; разработка и
выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного
промышленного комплекса; разработка и выполнение планов перевода
(мобилизационных планов) федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и экономики
страны на работу в условиях военного времени, а также планов создания запасов
материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с
использованием их имущества для нужд обороны.
В ст. 2 Федерального закона "О гражданской
обороне" установлены расходные обязательства в области гражданской обороны
на обучение населения в области гражданской обороны; оповещение населения об
опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера; эвакуацию населения, материальных и культурных
ценностей в безопасные районы; предоставление населению убежищ и средств
индивидуальной защиты; и др. Расходные обязательства в области гражданской
обороны прямо разделяются на полномочия федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного
самоуправления.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона
"О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"
работы по мобилизационной подготовке в целях обеспечения обороны и безопасности
РФ являются расходными обязательствами РФ. При этом в ст. 1 данного Закона установлено,
что под мобилизационной подготовкой в РФ понимается комплекс мероприятий,
проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики не только
РФ, но и экономики субъектов Федерации и экономики муниципальных образований,
подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и
организаций, подготовке Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских
формирований, органов и специальных формирований к обеспечению защиты
государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства
и нужд населения в военное время.
Сущность расходов на национальную оборону
проявляется в трех аспектах - экономическом (соответствующие экономические
отношения), материальном (финансовые ресурсы, выделяемые на нужды национальной
обороны) и юридическом. В последнем случае расходы на национальную оборону
рассматриваются в качестве межотраслевого правового института, в котором
объединены финансово-правовые и в отдельных случаях - административно-правовые
нормы, регулирующие специфическое направление финансовой деятельности
государства - реализацию оборонной функции.
Источниками правового регулирования отношений,
связанных с формированием и осуществлением расходов на национальную оборону,
являются акты бюджетного, а в ряде случаев административного и военного
законодательства.
Принципы формирования и осуществления расходов
на национальную оборону представляют собой систему, состоящую из общеправовых,
отраслевых (финансово-правовых) принципов, а также специальных принципов
военного законодательства.
К общеправовым принципам формирования и
осуществления расходов на национальную оборону относятся принципы: законности,
плановости и гласности (прозрачности), а также принцип соблюдения баланса
жизненно важных интересов личности, общества и государства. К числу
общеправовых следует также отнести важный принцип постоянного планирования и
осуществления военных расходов в необходимом и достаточном объеме.
Отраслевые (финансово-правовые) принципы
полностью совпадают с принципами бюджетного права, которые, в свою очередь,
разделяются на принципы бюджетного процесса и принципы построения бюджетной
системы.
Специальные принципы связаны со сферой
общественных отношений, регулируемых военным законодательством, и включают в
себя принципы: приоритетности интересов национальной обороны и безопасности;
централизации и единоначалия, безусловности воинского повиновения;
непрерывности и последовательности осуществления военных расходов; последующей
компенсации нанесенного военными действиями ущерба гражданам и юридическим
лицам.
Все перечисленные принципы, в свою очередь,
делятся на принципы, действующие: в мирное время, в период войны или в
переходный период. Это разделение означает, что подходы к формированию расходов
на национальную оборону в мирное время и в период войны имеют принципиальные
отличия. Если в мирное время в отношениях, связанных с формированием и
осуществлением расходов на национальную оборону, доминируют принципы бюджетного
права, то в период действия военного и чрезвычайного положения система принципов
видоизменяется: специальные (военные) принципы играют ведущую роль,
общеправовые принципы и принципы бюджетного права - второстепенную. То есть в
случае войны принцип сбалансированности жизненно важных интересов личности,
общества и государства уступает место принципу приоритета интересов обороны и
безопасности государства.
Принципы, применяемые к формированию и
осуществлению расходов на национальную оборону, могут быть классифицированы
также по способам их внешнего выражения:
а) правовые принципы, непосредственно
закрепленные в действующем законодательстве;
б) правовые принципы, прямо не закрепленные в
нормах права, но сформулированные благодаря их толкованию, вытекающие из общего
смысла совокупности правовых норм;
в) правовые принципы, вытекающие из сущности
правоотношений, возникающих в процессе деятельности по формированию расходов на
национальную оборону, но не закрепленные непосредственно в нормативных правовых
актах.
Из числа принципов бюджетного права к первой
группе относятся принципы бюджетного процесса: полноты отражения доходов,
расходов и источников финансирования дефицита бюджетов; сбалансированности
бюджета; результативности и эффективности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджета; прозрачности (открытости);
достоверности; адресности и целевого характера бюджетных средств;
подведомственности расходов и источников финансирования дефицита бюджета;
единства кассы. Вторую группу составляют принципы, выводимые из смысла
конституционно-правовых норм: распределения функций в области бюджетной
деятельности на основе разделения законодательной и исполнительной властей (ч.
1 ст. 105, п. "б" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ); гласности (ч. 3 ст.
15 Конституции РФ); плановости (п. "з" ст. 71, п. "а" ч. 1
ст. 114, ст. 132 Конституции РФ); законности (ст.ст. 1, 2, 15, 57 Конституции
РФ). К третьей группе могут быть отнесены принципы: единства бюджета;
реальности отражения доходов и расходов, приоритета публичных расходов;
подконтрольности процесса формирования и осуществления расходов.
Таким образом, расходы на национальную оборону,
будучи объединены в одном разделе классификации расходов, являются очень
разнообразными по своему содержанию, что определяет разнообразие их реализации,
а возможность и даже необходимость обеспечения некоторых из видов расходов на
национальную оборону за счет бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов прямо
закреплена в российском законодательстве. Данные расходы как особенно значимые
расходы, обеспечивающие реализацию важнейшей оборонной функции государства,
могут покрываться за счет всех бюджетов бюджетной системы РФ. Целесообразность
такого подхода подтверждает большое разнообразие видов и направлений расходов
на национальную оборону. Использование ресурсов всех бюджетов бюджетной системы
РФ может позволить более эффективно решать задачи обороны, поставленные в
Военной доктрине РФ.
2. Анализ динамики расходов федерального бюджета
на национальную оборону за период 2008-2010 гг.
В период 2008-2010 гг. рассматриваемая статья
расходов государственного бюджета - расходы на национальную оборону - являлась
одним из "лидеров" (см. табл. 1 в приложении).
Если анализировать изменения в бюджете на 2010
г. по сравнению с бюджетом на 2009 г. (табл. 1), то в разрезе крупных статей
расходов в целом всего 4 статьи оказались "в плюсе", и среди них -
национальная оборона (+41, 3 млрд. руб. или +3,4%). Это умеренный рост (в
отличие от этого, в номинальном выражении относительно бюджета-2008 расходы
бюджета-2010 на национальную оборону выросли довольно значительно). Вместе с
тем, для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно
сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд. руб. или -27%),
трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов Пенсионному фонду РФ), а также
умеренно (в пределах 4-9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ,
образование, здравоохранение, культуру и т.д..
Приоритетные направления расходов федерального
бюджета в 2008-2010 гг. по темпам роста выделяемых ресурсов представлены на
рис. 1 в приложении.
Данные табл. 1 позволяют охватить взглядом все
расходы федерального бюджета. Провести сравнение структуры расходов по статьям,
в т.ч. расходов на национальную оборону, можно при помощи рис. 2 (см.
приложение).
Как видно из табл. 1, в 2010 г. по сравнению с
2009 г. произошло некоторое уменьшение расходов на национальную оборону.
Расходы федерального бюджета по разделу
"Национальная оборона" в соответствии с ведомственной структурой в
2009 г. осуществляли 14 главных распорядителей бюджетных средств, в 2010 г. -
13. Наиболее крупный из них Министерство обороны Российской Федерации, на
которое в 2009 г. приходилось 91 % расходов по данному разделу, в 2010 г. - 93
%.
В рассматриваемый период (2008-2010 гг.)
увеличение финансирования позволило начать переоснащение армейских
подразделений новыми и модернизированными образцами военной техники. Все больше
средств в 2008-2010 гг. вкладывалось именно в повышение качества Вооруженных
Сил РФ. Решалась и важная задача формирования единой системы заказов и поставок
вооружений, военной техники и средств тылового обеспечения. Вместе с тем,
анализ структуры расходов показал, что соотношение расходов на техническое
оснащение и на текущее содержание Вооруженных Сил в этот период оставалось
практически на одном уровне и составило в 2008 г. - 54,7:45,3, в 2009 г.
54,7:45,3, в 2010 г. - 52,8:47,2. Такие показатели не соответствуют задаче
поэтапного увеличения доли средств, вкладываемых в качество Вооруженных Сил (в
техническое оснащение).
В структуре бюджетных ассигнований на
национальную оборону в 2008 - 2010 гг. удельный вес программной части расходов,
включенных в федеральные целевые программы, был на уровне ниже 10 %:
· в 2008 г. - 6,95 %,
· в 2009 г. - 9,95 %,
· в 2010 г. - 8,5.
Анализ расходов федерального бюджета на
национальную оборону показал, что в 2008 - 2010 гг. не осуществлялись меры,
направленные на оптимизацию структуры денежного довольствия с целью повышения
удельного веса окладов денежного содержания за счет сокращения количества
дополнительных выплат.
В целях повышения результативности
профессиональной служебной деятельности отдельных категорий военнослужащих с
2009 г. был введен особый порядок оплаты воинского труда, на что направлялись
дополнительные бюджетные средства: в 2009 г. - в размере 25,0 млрд. рублей, в
2010 г. - 33,0 млрд. рублей.
В рамках государственного оборонного заказа на
поставки продовольственных товаров в 2009 г. выделено 25 325,0 млн. рублей
(92,6 %), в 2010 г. - 29 403,7 млн. рублей (93,2 %), вне рамок государственного
оборонного заказа - 1 891,4 млн. рублей (24,5 %), 2 004,8 млн. рублей (24,4 %)
соответственно.
Объем бюджетных ассигнований на транспортные
расходы Минобороны России установлен в 2009 г. в размере 22 976,0 млн. рублей
(ниже бюджета 2008 г. на 0,6 процентного пункта), на 2010 г. - 24 870,4 млн.
рублей.
Объем бюджетных средств на закупку необходимых
Минобороны России нефтепродуктов определен в 2009 г. в сумме 58 753,4 млн.
рублей, в 2010 г. - 60 827,5 млн. рублей.
Основную часть расходов, связанных с техническим
оснащением Вооруженных Сил (более 95 %), составляют расходы, осуществляемые в
целях реализации Государственной программы вооружения на 2007 - 2015 годы
(далее - ГПВ-2015). Особенностью ГПВ-2015 является то, что в основу
военно-технического обеспечения обороноспособности и безопасности Российской
Федерации положен программно-целевой метод планирования, в соответствии с
которым реализация заданий ГПВ-2015 осуществляется через ежегодное выполнение
заданий государственного оборонного заказа.
Следует отметить, что доля расходов на оборону,
общественный порядок и безопасность в России является сравнимой с
соответствующим показателем по США, хотя отмечается некоторое снижение доли
указанных расходов к 2010 г. (см. табл. 2 и рис. 3 в приложении).
3. План и исполнение расходов федерального
бюджета на национальную оборону в 2008-2010 гг.
Исполнение бюджета - это этап бюджетного
процесса, который начинается с момента утверждения закона о бюджете
законодательным (представительным) органом власти и продолжается в течение
финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной
части бюджета соответствующего уровня - федерального, регионального или
местного. Исполнение по расходам означает последовательное финансирование
мероприятий, предусмотренных законом о бюджете, в пределах утвержденных сумм.
Анализ динамики расходов федерального бюджета по
рассматриваемому разделу показывает, что расходы увеличиваются по сравнению с
расходами, утвержденными соответствующим Федеральным законом (в 2008 г. - на
1,3 %, в 2009 г. - на 20,6 %, в 2010 г. - на 17,2 %).
Данные Федерального казначейства о исполнении
расходов федерального бюджета по статье "Национальная оборона"
приведены ниже в таблице/
Дата
|
Исполнено
с начала года, млрд. руб.
|
Исполнено
за период, млрд. руб.
|
Темп
роста, % к соотв. периоду
|
Темп
роста, % к пред. периоду
|
2008
год
январь27,2627,26133,4315,01
|
98,88
|
71,61
|
117,20
|
262,70
|
март
|
175,99
|
77,11
|
115,93
|
107,67
|
апрель
|
273,41
|
97,42
|
134,15
|
126,34
|
май
|
344,86
|
71,46
|
104,29
|
73,35
|
июнь
|
416,93
|
72,07
|
109,35
|
100,86
|
июль
|
497,40
|
80,47
|
119,37
|
111,65
|
август
|
558,09
|
60,70
|
114,78
|
75,43
|
сентябрь
|
618,75
|
60,66
|
121,04
|
99,94
|
октябрь
|
700,99
|
82,24
|
134,98
|
135,58
|
ноябрь
|
779,62
|
78,62
|
123,25
|
95,60
|
декабрь
|
1
040,84
|
261,22
|
143,80
|
332,24
|
2009
год
январь27,2827,28100,0510,44
|
|
|
|
|
февраль
|
123,67
|
96,40
|
134,61
|
353,43
|
март
|
220,27
|
96,59
|
125,27
|
100,20
|
апрель
|
336,87
|
116,61
|
119,69
|
май
|
444,29
|
107,42
|
150,33
|
92,12
|
июнь
|
526,18
|
81,89
|
113,63
|
76,24
|
июль
|
611,40
|
85,22
|
105,91
|
104,06
|
август
|
683,49
|
72,09
|
118,76
|
84,59
|
сентябрь
|
755,85
|
72,36
|
119,29
|
100,38
|
октябрь
|
830,82
|
74,98
|
91,17
|
103,62
|
ноябрь
|
920,65
|
89,83
|
114,25
|
119,81
|
декабрь
|
1
188,17
|
267,52
|
102,41
|
297,82
|
2010
год
январь27,1027,1099,3710,13
|
|
|
|
|
февраль
|
128,27
|
101,17
|
104,95
|
373,26
|
март
|
273,03
|
144,76
|
149,86
|
143,08
|
апрель
|
413,35
|
140,32
|
120,34
|
96,94
|
май
|
494,88
|
81,53
|
75,90
|
58,10
|
июнь
|
562,01
|
67,14
|
81,98
|
82,35
|
июль
|
664,64
|
102,63
|
152,87
|
август
|
738,16
|
73,52
|
101,98
|
71,63
|
сентябрь
|
782,76
|
44,60
|
61,64
|
60,67
|
октябрь
|
881,44
|
98,68
|
131,62
|
221,25
|
ноябрь
|
949,45
|
68,01
|
75,71
|
68,92
|
декабрь
|
1
276,48
|
327,03
|
122,24
|
480,83
|
Заключение
Расходы на оборону предопределяются одной из
важнейших задач государства по созданию и укреплению системы национальной
безопасности. Это гарантирует России сохранение eё территориальной целостности,
неприкосновенности исторических, культурных и духовных ценностей.
Военная реформа, помимо реформы Вооруженных Сил,
военно-промышленного комплекса и мобилизационного потенциала, организации
Министерства обороны и военного строительства, системы призыва и социальной защиты
военнослужащих и др., включает в себя также реформирование системы планирования
и осуществления расходов на оборону. Публичные финансы не могут существовать
вне правового поля, финансовые отношения существуют исключительно в форме
правоотношений - эта аксиома современного финансового права в полной мере
относится к комплексу отношений в связи с осуществлением расходов на
национальную оборону.
Все указанное отразилось и в расходах
федерального бюджета на национальную оборону в 2008-2010 гг. Так, в 2008 г. они
составили 1040,9 млрд. руб., в 2009 г. - 1211,9 млрд. руб., а в 2010 г. -
1253,2 млрд. руб. Следует отметить, что бюджетом по разделу "Национальная
оборона" на 2011 г. предусмотрены расходы в размере 1 520 617,6 млн.
рублей, что превышают объемы 2010 г. на 245 823,7 млн. рублей или на 19,28 %.
Рост объемов бюджетных ассигнований в 2012 и 2013 гг. по отношению к
предыдущему году предусмотрен в сумме 140 080,5 млн. рублей (9,2 %) и 440 925,8
млн. рублей (26,6 %). Обращу внимание на то, что доля расходов на национальную
оборону относительно ВВП в 2011 г. составит 3,01 %, в 2012 г. - 2,97 % и в 2013
г. - 3,39 %, что выше параметров 2010 г. (2,84%).
Таким образом, эффективно функционирующая
система планирования и осуществления расходов на национальную оборону - одна из
важнейших экономических гарантий успешного проведения военной реформы в
Российской Федерации. Только при наличии новейшего вооружения и военной
техники, будет обеспечена эффективная оборона.
бюджет национальный оборона
Список использованной литературы
Нормативно-правовые
акты
1. Конституция
РФ. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30
декабря 2008 г.) // Российская газета. 21.09.2009.
2. Бюджетный
кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011) //
Справочно-правовая система "Консультант Плюс".
. Федеральный
закон от 27.12.1995 № 213-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О государственном
оборонном заказе" // Российская газета. 04.01.1996; 09.12.2011.
. Федеральный
закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "Об обороне" //
Российская газета. 06.06.1996; 14.12.2011.
. Федеральный
закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ (ред. от 09.03.2010) "О мобилизационной
подготовке и мобилизации в Российской Федерации" // Российская газета.
05.03.1997; 12.03.2010.
. Федеральный
закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 23.12.2010) "О гражданской
обороне" // Российская газета. 19.02.1998; 27.12.2010.
. Федеральный
закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О статусе
военнослужащих" // Российская газета. 02.06.1998; 16.12.2011.
. Федеральный
закон от 24.07.2007 № 198-ФЗ (ред. от 08.11.2008) "О федеральном бюджете
на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" Собрание
законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 3995; 2008. № 45. Ст. 5139.
. Федеральный
закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ (ред. от 02.12.2009) "О федеральном бюджете
на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" Собрание
законодательства РФ. 2008. № 48. Ст. 5499; 2009. № 49 (2 ч.). Ст. 5870.
. Федеральный
закон от 02.12.2009 № 308-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "О федеральном бюджете
на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" Российская газета.
04.12.2009; 11.12.2009; 10.11.2010.
. Федеральный
закон от 28.12.2009 № 382-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2008
год" // Российская газета. 12.01.2010.
. Федеральный
закон от 03.10.2010 № 255-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2009
г."// Собрание законодательства РФ. 2010. № 41 (1 ч.). Ст. 5184.
. Федеральный
закон от 07.10.2011 № 272-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2010
год" // Собрание законодательства РФ. 2011. № 41. Ст. 5637.
. Указ
Президента РФ от 05.02.2010 № 146 "О Военной доктрине Российской
Федерации" // Российская газета. 10.02.2010.
. Государственная
программа вооружения на 2007 - 2015 годы // Справочно-правовая система
"Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Послед. обновление
31.01.2012.
. Приказ
Минфина РФ от 21.12.2011 № 180н "Об утверждении Указаний о порядке
применения бюджетной классификации Российской Федерации" // Финансовая
газета. 26.01.2012.
Научная
и учебная литература
1. Асташова
Н. Бюджетные расходы: механизм оценки эффективности // Проблемы теории и
практики управления. 2011. № 8. С. 19-26.
2. Болонин
А.Н. Бюджетная и налоговая политика Российской Федерации на современном этапе
// Микроэкономика. 2009. № 6. С. 9-12.
. Бондаренко
И. О контроле за использованием бюджетных средств // Экономист. 2011. № 10. С.
74-76.
. Волков
А.Ю., Семенов Д.В. Применение бюджетной классификации расходов в Министерстве
обороны // Проблемы совр. экономики. 2008. № 3. С. 472-477.
. Гавриленков
Е., Струченевский А. Бюджет-2011: новые расходы создают новые риски //
Эффективное антикризисное управление. 2010. № 1. С. 22-25.
. Гребенкин
В.В. Расходы на оборону как средство укрепления национальной безопасности //
Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2009. Т. 13. № 3.
С. 19-22.
. Дробышевский
С. Эволюция бюджетной политики России в 2000-е годы: в поисках финансовой
устойчивости национальной бюджетной системы // Вопросы экономики. 2011. № 1. С.
4-25.
. Жданьков
А.И. Контроль расходов федерального бюджета на национальную безопасность и
правоохранительную деят-ть//Вестник АКСОР.2010.№ 4.С. 45-48.
. Журавлев
С. Пушки вместо Сочи // Эксперт. 2011. № 48. С. 66-72.
. Коновалов
Ю.Ф. Совершенствование программно-целевого планирования расходов на оборону //
Совр. гуманитар. исследования. 2008. № 2. С. 77-80.
. Комягин
Д.Л. Расходы на национальную оборону в бюджетах бюджетной системы Российской
Федерации через призму судебной практики // Lex Russica = Русский закон. 2009.
№ 6. С. 1329-1340.
. Комягин
Д.Л. Расходы на национальную оборону: понятие и эволюция правового
регулирования. М.: ИЗД-ВО РАГС. 2008. 354 с.
. Лебединская
Е. Повышение эффективности - основная задача бюджетной политики // Экономист.
2011. № 2. С. 51-62.
. Мовчан
С.Н. Контроль расходов федерального бюджета на общегосударственные вопросы //
Вестник АКСОР. 2010. № 3. С. 20-25.
. Муравьев
С. Новая модель экономического роста // Рос. Федерация сегодня. 2011. № 14. С.
6-7.
. Омелехина
Н.В. Некоторые вопросы правового регулирования расходов бюджетов // Вестник
НГУ. Сер. Право. 2009. Т.5, вып.2. С. 46-52.
. Основные
направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов
(краткое изложение) // Финансы. 2010. № 8. C. 3-6.
. Селезнев
А. О бюджетной политике в свете стратегии национальной безопасности //
Экономист. 2010. № 5. С. 6-18.
. Швецов
Ю. Бюджет государства как общественное достояние // Общество и экономика. 2011.
№ 8-9. С. 119-132.
Таблица 1 Структура расходов федерального
бюджета в 2008-2010 гг
Рис. 1. Приоритетные направления расходов
федерального бюджета в 2008-2010 гг. по темпам роста выделяемых ресурсов
Рис. 2. Структура расходов федерального бюджета
в 2009-2010 гг.
Таблица 2 Сопоставительный анализ структуры
расходов бюджетных систем Российской Федерации и стран "Группы семи"
РАСХОДЫ
|
США
|
Канада
|
Япония
|
Германия
|
Великобритания
|
Франция
|
Италия
|
Россия
|
|
2008
|
2008
|
2008
|
2008
|
2008
|
2008
|
2008
|
2008
|
2009
|
2010
|
Оборона,
общественный порядок и безопасность
|
17,4
|
7,6
|
6,5
|
5,8
|
11,7
|
6,2
|
7,2
|
15,5
|
15,9
|
15,5
|
Всего
расходов
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Рис. 3. Топ-10 стран по расходам на оборону в
2009 г., $ млрд.