Развитие Волосовского муниципального образования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,65 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие Волосовского муниципального образования

Содержание

Введение

. Теоретические основы стратегии развития муниципального образования

.1. Сущность стратегии развития муниципального образования

.2 Нормативно-правовые источники муниципального права

. Анализ деятельности муниципального образования

.1 Анализ развития Волосовского муниципального образования

.2 Зарубежный опыт

. Разработка методики по повышению качества предоставления муниципальных услуг в МО

Заключение

Список литературы

Введение

Недостаточно четкие экономические отношения субъектов Федерации с центром, а субъектов Федерации - с управлением на уровне муниципальных образований создают помехи в решении многих проблем. От этого зависит и возможность проявления гражданской инициативы, реализации социальных и экономических прав каждого человека.

Предстоит создать максимально благоприятные условия для свободы экономической самодеятельности и самоуправления на местах. Ведь именно здесь решаются повседневные социальные и экономические вопросы, с которыми сталкиваются жители городов, поселков, деревень.

Актуальность данной темы, прежде всего, состоит в том, что, сегодня значительная часть населения оказалась в достаточно тяжелом положении в результате инфляции, снижения активности производственной деятельности, безработицы. Усилия же органов исполнительной власти на местах нередко в основном направлены на выплату гражданам денежных пособий, предоставление различных льгот, помощь в трудоустройстве.

Вопросам разработки и внедрения местных комплексных социально-экономических программ, обеспечивающих занятость, рост доходов жителей, укрепление их здоровья, повышение качества и расширение состава услуг, не всегда уделяется достаточное внимание продолжается перераспределение ресурсов и ответственности за состояние социально-экономического развития муниципальных образований и качество уровня жизни населения от федерального и регионального уровней власти к органам местного самоуправления.

В связи с этим перед руководителями муниципальных образований сегодня стоит главная задача - существенным образом улучшить материальное и социальное положение населения, мобилизуя для этого дополнительные ресурсы и используя прогрессивные финансовые технологии, современные организационные формы работы, а для этого необходим прежде всего такой тип управления муниципальными образованиями, который способствовал бы росту их экономического потенциала. К принятию жизненно важных решений должны привлекаться сами местные жители для этого комиссией по федеральной, межрегиональной и региональной социально-экономической политике.

Объектом исследования данной работы является Волосовское муниципальное образование Ленинградской области.

Цель исследования данной работы заключается в разработке методики повышения качества муниципальных услуг Волосовского муниципального образования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить теоретические основы развития муниципального образования;

изучить проблемы разработки и реализации стратегии Волосовского муниципального образования;

разработать методику повышения качества муниципальных услуг Волосовского муниципального образования.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Работа изложена на страницах печатного текста.

При подготовке настоящей курсовой работы использовалась периодические издания, статистические данные, а также научная литература.

1. Теоретические основы стратегии развития муниципального образования

.1 Сущность стратегии развития муниципального образования

Рыночная экономика изменила функции муниципальных образований в системе народного хозяйства страны и своего региона. Власти каждого населенного пункта, помимо решения текущих задач, должны иметь представление и о том, что же должна представлять их территория в новой социально-экономической ситуации, каковы новые функции, в чем состоит преимущество, которое поможет создать устойчивую финансовую и экономическую базу.

Задача состоит в том чтобы местная социокультурная среда не только формировалась должным образом, но и оказывала все более сильное воздействие на принятие решений на властном уровне ,а также при функционировании бизнесс-структур.

Необходима выработка стратегии по мобилизации собственных экономических возможностей, улучшения предпринимательского и создания благоприятного инвестиционного климата. Такая стратегия может быть создана только при вовлечении в этот процесс всех слоев местного сообщества и установлении партнерских отношений между властью, сообществом и бизнесом. Местные сообщества являются идеальным объектом для оказания системного влияния на местное самоуправление в России, которое является основой гражданского общества. Именно на этом уровне власть максимально приближена к избирателю, подотчетна ему и ориентирована на его интересы. На уровне местного самоуправления каждый гражданин может напрямую принимать участие в управлении ,отстаивать свои интересы и влиять на формирование стратегии развития своего муниципального образования в соответствии со своими интересами.

Одной из основных причин неустойчивости местного самоуправления в России является слабость его экономической базы. И хотя нельзя отрицать необходимости урегулирования межбюджетных отношений истинным решением этой проблемы является только укрепление собственной экономической базы муниципального образования развитие местного бизнеса и привлечение внешних инвестиций. Активная и последовательная политика социально-экономического и культурного развития муниципальных образований, способствует формированию их как устойчивых саморазвивающихся систем.

Конечным результатами должны стать:

üпревращение муниципальных образований в локальные социокультурные ячейки открытого гражданского общества;

üконсолидация местных сообществ на основе принятия общей системы интересов и целей различными группами населения.

üактивизация бизнес структур ,выход местного бизнеса из изоляции и забвения на межрегиональный и международный рынок.

Ожидаемые эффекты:

üсоциальный: формирование системы социального партнерства между сообществом, властью и бизнесом на основе консолидации местных сообществ малых городов;

üэкономический: привлечение в экономику внешних и внутренних инвестиций;

üполитический: укрепление института местного самоуправления как основы открытого гражданского обществ;

üорганизационно-управленческий: формирование нового образа местной власти и эффективного способа её взаимодействия с сообществом;

Выработка стратегии муниципального развития, основанной на интересах местного сообщества, будет способствовать:

üактивизации потенциала, заложенного в местном сообществе, для решения его насущных проблем;

üнахождению места территории в системе разделения труда, нахождение его «рыночной ниши»;

üформированию долгосрочной, прозрачной для общественного контроля программы действий местной власти;

üопределению приоритетов экономического развития и гарантий поддержки инвестиций (внешних и внутренних) в местные предприятия, работающие в этих областях.

В качестве вывода по результатам формирования стратегии региональной экономической политики можно поддержать мнение ряда российских экономистов ,заключающееся в том, что «суверенитет регионов, рассматриваемый с позиции эффективности производства качества жизни, состоит в том, чтобы региональная ассоциация свободных людей могла направить свой потенциал на реализацию экономической, социальной, культурной программ развития».

1.2 Нормативно-правовые источники муниципального права

Источники муниципального права, исходя из федеративной формы государственного устройства России, можно разделить на три уровня:

üФедеральные - нормативные правовые акты РФ;

üРегиональные - нормативные правовые акты субъектов РФ;

üМестные - нормативные правовые акты муниципальных образований.

Основным источником муниципального права является Конституция Российской Федерации. Конституционные нормы обладают высшей юридической силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня. Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление, провозглашает его право на муниципальную собственность, включая собственность на землю и другие природные ресурсы, на самостоятельное решение вопросов местного значения, на самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. Положения Конституции о самостоятельности местного самоуправления и то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, означает не утрату самоуправления властной природы, а невозможность органов государственной власти выступать в качестве вышестоящей инстанции по отношению к местному самоуправлению.

Нормативные правовые акты Российской Федерации.

Вторым базовым источником являлся Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г., который утратил силу с 1 января 2006 года. Третьим источником выступает Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

К специальным законам в области муниципального права можно отнести также Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Источниками муниципального права являются также федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об образовании», «О недрах», «Об участии в международном информационном обмене», «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» и многие другие. Источниками муниципального права являются Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и постановления Конституционного Суда. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

. Источниками муниципального права на уровне субъектов Российской Федерации являются конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов.

. Закон о местном самоуправлении, о выборах органов местного самоуправления; об отзывах депутатов и выборных должностных лиц; о местном референдуме; о собраниях, сходах граждан; о муниципальной собственности и другие. Например, Областной закон Ленинградской области от 30.05.2005 N 37-оз (ред. от 26.12.2005) "Об органах местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области" «определяет численность депутатов и срок их полномочий, порядок избрания на первый срок, а также формирования представительного органа муниципального района. Кроме того, приводятся требования к кандидатам на должность главы местной администрации».

Нормы муниципального права могут быть закреплены в нормативно-правовых актах государственных органов субъектов Российской Федерации: постановлениях законодательных органов, глав администраций, президентов республик.

Нормативные правовые акты местного самоуправления.

К ним относятся:

) решения, принимаемые непосредственно населением на местном референдуме, сходе граждан;

) решения, принимаемые представительными органами местного самоуправления;

) решения, принимаемые выборными должностными лицами местного самоуправления.

К важнейшим источникам муниципального права на уровне местного самоуправления относится устав муниципального образования.

Устав муниципального образования является основным правовым актом муниципального образования, своеобразной местной конституцией. В нем, согласно Федеральному закону 2003г., отражаются следующие положения:

наименование муниципального образования;

перечень вопросов местного значения;

формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления;

порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением;

порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Уставом муниципального образования регулируются и иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы. Поэтому Европейскую Хартию местного самоуправления от 15 октября 1985г., ратифицированную федеральным законом от 11 апреля 1998г., необходимо рассматривать в качестве важнейшего источника муниципального права.

К источникам муниципального права также следует отнести и договора, заключенные между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

По результатам исследования, проведенного в Первой главе можно сделать следующие выводы:

Стратегическое планирование и стратегическое управление сегодня являются общепризнанными эффективными методами менеджмента. Данные методы могут с успехом применяться не только на уровне коммерческих структур, но и в различных сферах общественной деятельности. В частности, механизмы и инструменты стратегического управления являются залогом успешного социально-экономического развития муниципальных образований. Сущность стратегического планирования состоит в подготовке проектов стратегических решений с представлением в виде прогнозов, программ и планов, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий развития соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе с учетом изменяющихся условии внешней среды.

Источники муниципального права, исходя из федеративной формы государственного устройства России, можно разделить на три уровня: Федеральные - нормативные правовые акты РФ; Региональные - нормативные правовые акты субъектов РФ; Местные - нормативные правовые акты муниципальных образований. Так же к основным источникам муниципального права можно отнести общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, которые в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы.

2. Анализ деятельности муниципального образования

.1 Анализ развития Волосовского муниципального образования

муниципальный народный хозяйство правовой

Волосовский муниципальный район - муниципальное образование <#"justify">В состав Волосовского муниципального образования входят территории 1 городское и 15 сельских поселений:

1.городское поселение Волосовское;

2.сельские поселения: Бегуницкое, Беседское, Рабитицкое, Большеврудское, Губаницкое, Изварское, Калитинское, Каложицкое, Кикеринское, Сельцовское, Клопицкое, Курское, Сабское, Терпилицкое, Зимницкое.

Структуру органов местного самоуправления Волосовского муниципального образования составляют:

1.Представительный орган - Совет депутатов Волосовского муниципального образования;

2.Глава Волосовского муниципального образования;

.Исполнительно-распорядительный орган - Администрация Волосовского муниципального образования.

Органы местного самоуправления Волосовского муниципального образования не входят в систему органов государственной власти.

Администрация Волосовского муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления образования. Администрацию образования возглавляет Глава образования на принципах единоначалия, который является высшим должностным лицом образования.

Структура Администрации Волосовского муниципального образования включает в себя:

1.Главу администрации, 7 его заместителей;

2.отдел бухгалтерского учета и отчетности;

.отдел по общим вопросам и кадровой работе;

.хозяйственно-транспортный отдел;

.управление по взаимодействию с органами местного самоуправления, организационной и информационной работе;

.правовой отдел;

.отдел по строительству, транспорту, связи, учету и распределению жилья и капитальных вложений;

.отдел по территориальной безопасности;

.отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав;

.отдел развития потребительского рынка, рекламной и внешнеэкономической деятельности;

.комитет по экономике;

üотдел субсидий;

üотдел муниципального сектора экономики, тарифного регулирования и трудовым взаимоотношениям;

üотдел прогнозирования социально-экономического развитии;

üотдел муниципального заказ;

üотдел муниципального финансового контроля;

12.мобилизационный отдел;

13.управление образования;

.управление здравоохранения;

.управление культуры;

.отдел по делам ГО и ЧС;

.комитет по управлению имуществом;

.архивный отдел;

.управление архитектуры и градостроительства;

.отдел жилищно-коммунального хозяйства;

.комитет по делам молодежи;

.управление сельского хозяйства, земельных отношений и охраны окружающей среды;

.финансовое управление.

При этом штат и численность Администрации образования определяется Главой образования.

Основные направления финансовой политики Волосовского муниципального образования на 2009 год определены в соответствии с основными направлениями бюджетной политики, сформированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, сформулированы в соответствии с требованиями новой редакции Бюджетного Кодекса Российской Федерации с учетом основных задач, определенных Главой Волосовского образования на Собраниях, встречах с населением и коллективами Волосовского образования.

Финансовая политика ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Волосовского образования на предстоящий год и направлена на достижение следующих основных целей:

üповышение уровня жизни населения и сохранение социальной стабильности в Волосовском образовании;

üобеспечение роста налоговой базы в целях стабильного наращивания доходной части бюджета Волосовского образования;

üсоздание условий для обеспечения сбалансированности бюджетных ресурсов и безусловное исполнение действующих обязательств;

üповышение эффективности бюджетных расходов.

Реализация намеченных мероприятий проводимой финансовой политики в 2009 году позволит обеспечить сохранение благоприятной экономической среды и экономической стабильности в районе.

По ряду ключевых направлений социально-экономического развития район будет в первой десятке среди муниципальных районов Ленинградской области.

Сохраняется высокая динамика промышленного производства и в целом увеличение индекса промышленного производства предусматривается 26,6% по сравнению с оценкой 2008 года.

Значительный рост промышленного производства предполагается обеспечить за счет стабильной работы действующих предприятий промышленности, реконструкции предприятий, технической и технологической модернизации производства, ввода новых производственных мощностей, а также привлечения инвестиций.

В 2007 году объем инвестиций в районе составил 4941,6 млн.руб., а к 2010 году составит около 4500 млн.руб. Снижение инвестиций произошло в 2008 году в связи с завершением проектов по развитию таких предприятий как ООО "Мишлен. Русская компания по производству шин", ООО "Тегола", ЗАО "Стекольная компания".

Рост производства товаров и услуг на территории образования является основой роста финансовых показателей отраслей экономики, прежде всего прибыли и фонда оплаты труда.

К концу 2009 года прогнозируется снижение количества убыточных предприятий с 38% до 25%, а к 2010 году до 10%, а прибыль составит 1723200,0 тыс.руб.

В 2008 году фонд оплаты труда по сравнению с 2007 годом увеличился на 28,5%, а в 2009 году рост фонда оплаты труда прогнозируется с увеличением на 26% к уровню 2008 года.

Уровень средней заработной платы в Волосовском образовании в 2009 году увеличился на 23% и прогнозируется в размере 18,2 тыс.руб.

Рост реального сектора экономики и увеличение доходов бюджета образования создают устойчивую тенденцию к повышению уровня и качества жизни населения Волосовского образования.

По оценке Правительства денежные доходы на душу населения к концу 2009 года вырастут на 22,6-24,1 процент и достигнут 199,2 тыс. руб. - 201,7 тыс.руб. в год, а реальные денежные доходы на душу населения образования (с учетом инфляции) увеличатся на 14,1-15,6 процента.

Как следствие сократится доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Бюджет Волосовского муниципального образования формировался в условиях реализации реформы местного самоуправления на территории образования в последний год переходного периода установленных законодательством Российской Федерации и Ленинградской области до 2010года.

Бюджетная политика в области расходов будет направлена, в первую очередь на решение поставленных Губернатором ленинградской области первоочередных задач, на сохранение социальной направленности бюджета, повышение результативности бюджетных расходов, поддержку отдельных отраслей экономики образования.

Расходы бюджета Волосовского образования носят выраженную социальную направленность. Удельный вес расходов на социально-культурную сферу, включающих в себя расходы на образование, здравоохранение, культуру, молодежь, физкультуру и спорт, средства массовой информации на протяжении нескольких лет остается стабильно высокими. В 2009 году на финансирование указанных отраслей направлено 68 процентов всех расходов бюджета.

Запланированные расходы позволят функционировать учреждениям образования, здравоохранения, культуры, спорта, а также за счет средств областного бюджета направить дополнительные средства на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы.

1.Основной составляющей в повышении уровня жизни является реализация мероприятий по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы.

2.С 1 сентября 2009 года на территории Волосовского муниципального образования введены отраслевые системы оплаты труда работников бюджетной сферы, которые ориентированы на конечные результаты труда.

.Повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы при отраслевой системе оплаты труда предусматривается за счет повышения должностных окладов и тарифных ставок, введения доплат к заработной плате, должностным окладам руководителей, специалистов, служащих и тарифных ставок рабочим.

.Повышение заработной платы работникам бюджетной сферы определяется Законами органов государственной власти Московской области и нормативными правовыми актами Волосовского муниципального образования.

Объем финансовых средств и порядок финансирования определяется Законом Ленинградской области "О бюджете Ленинградской области на 2009 год" и Решением Совета депутатов Волосовского муниципального образования "О бюджете Волосовского муниципального образования на 2009 год", постановлениями Главы образования, приказами и распоряжениями руководителей отраслевых подразделений администрации образования.

Меры социальной поддержки за счет различных источников бюджета Волосовского образования в 2009 году будут оказываться:

малоимущим гражданам;

участникам и инвалидам Великой Отечественной войны;

участникам битвы под Москвой в период ВОВ, жителям блокадного Ленинграда;

золотым юбилярам с юбилеем их совместной жизни;

в иных случаях.

Меры социальной поддержки, определенные законодательством Российской Федерации и Ленинградской области, оказываются за счет средств указанных бюджетов в установленном порядке.

В целях повышения качества жизни в 2009 году финансовая политика Волосовского муниципального образования ориентирована на реализацию приоритетных национальных проектов на территории Волосовского образования.

На реализацию приоритетного национального проекта образования в 2009 году за счет средств федерального бюджета направлено 6602,0 тыс. рублей.

На реализацию мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" на территории образования предусмотрены расходы за счет субвенций из федерального бюджета в сумме 11028,0 тыс. рублей.

На реализацию приоритетного национального проекта "Развитие АПК" предусматривается направлены средства в сумме 6000,0 тыс. рублей. Финансовая поддержка будет оказана сельскохозяйственным предприятиям на обеспечение доступности кредитных ресурсов на развитие животноводства и производства молока.

В проекте бюджета на следующий год предусмотрены расходы, направленные на создание комфортной среды обитания граждан на территории Волосовского образования, среди них:

üна приведение системы уличного освещения на территории образования в надлежащее техническое состояние предусмотрено 26804,0 тыс. рублей;

üна приведение лифтов в многоквартирных жилых домах, находящихся на территории образования, предусмотрены средства в сумме 11397,0 тыс. рублей;

üна реализацию мероприятий по развитию газификации сельских населенных пунктов Волосовского образования в сумме 5910,0 тыс. рублей;

üна подготовку жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к осенне-зимнему периоду 2008-2009 года в объеме 67867,0 тыс. рублей;

üна развитие детских садов на территории Волосовского образования предусмотрено 6000,0 тыс.рублей;

üв целях обеспечения проведения культурно-зрелищных мероприятий на территории Волосовского образования в сфере культуры обеспечиваются расходы по капитальному ремонту, строительству и техническому переоснащению культурно-досуговых объектов направить ассигнования в сумме 87000,0 тыс. рублей.

В 2009 году основная задача бюджетной политики в области транспорта направлена на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта и мер социальной поддержки по проезду граждан льготных категорий населения на обслуживание автомобильным транспортом в сумме 34256,0 тыс. рублей.

Политика в области муниципального долга направлена на повышение кредитного рейтинга Волосовского образования, характеризующего район как надежного заемщика.

Нами были выделены следующие сильные стороны Волосовского муниципального образования:

üдостаточно земель сельхозназначения;

üвысокий генетический потенциал в животноводстве и растениеводстве;

üналичие трудовых ресурсов;

üквалифицированный директорский корпус;

üотлаженные рынки сбыта сельхозпродукции основных видов;

üразветвленная дорожная сеть;

üдостаточное количество запасов местного сырья;

üбогатый и разнообразный природный мир;

üширокие возможности для развития туризма.

В качестве стратегий по развитию района нами предлагается осуществить комплекс мер, который будет включать в себя:

значительное и стабильное повышение уровня жизни, её качества для всех слоев населения;

стимулирование роста экономических показателей и деловой активности предприятий всех форм собственности, развитие малого бизнеса;

решение проблем социальной сферы: улучшение ситуации в общественной безопасности, рост социальной защищенности молодежи, пенсионеров и всего населения

Значительное повышение уровня образования и культуры населения, в том числе в сфере бытовых услуг и торговли;

повышение имиджа района, его привлекательности для гостей и туристов;

При разработке стратегии следует также учитывать такие проекты как:

Волосовский район - базовый для отдыха, реабилитации, организации досуга и туризма для малоимущих и среднеобеспеченных граждан. Проект должен быть наиболее реальным, эффективным и социально значимым.

Также следует обратить внимание на совершенствование системы жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания:

обновление основных фондов с применением энергосберегающих технологий;

установка приборов учета всех видов потребляемых ресурсов;

создание альтернативных служб обслуживания населения;

совершенствование системы ответственности квартиросъемщиков за сохранность жилищного фонда и своевременную оплату услуг.

Среднесрочный финансовый план Волосовского муниципального образования на 2009-2014 годы должен быть сформирован в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и должен являться финансовым выражением среднесрочной стратегии развития Волосовского муниципального образования. Прогноз основных параметров консолидированного бюджета Волосовского муниципального образования на 2010-2014 годы представлен в таблице.

Таблица

Прогноз основных параметров консолидированного бюджета Волосовского муниципального образования на 2010-2014 годы (тыс. руб.)

НаименованиеГоды201020122014Доходы2 324 7102 581 8992 879 735Расходы2 384 6852 658 9232 962 041Дефицит59 97577 02482 306Процент7,71010

Бюджетная и налоговая политика Волосовского муниципального образования на среднесрочную перспективу определена нами с учетом завершения в 2014 году переходного периода проведения реформы местного самоуправления в Российской Федерации и полномасштабного перехода в 2012-2014 годах к составлению на территории Ленинградской области бюджетов городских и сельских поселений.

Основными направлениями проводимой в Волосовском муниципальном районе бюджетной политики являются повышение жизненного уровня населения Волосовского муниципального образования, увеличение размеров заработной платы и пенсий, ликвидация бедности, дальнейшее развитие и совершенствование системы мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в Волосовском муниципальном районе, обеспечение населения доступным и комфортным жильем.

Налоговая политика должна учитывать налоговые преобразования в Российской Федерации, направленные на повышение эффективности мер по сбору налогов, дальнейшее снижение налогового бремени. Реализация намеченных мероприятий проводимой бюджетной и налоговой политики в 2010-2014 годах опирается на сохранение благоприятной экономической среды и макроэкономической стабильности в районе.

В то же время, необходимо отметить, что согласно данным «Сводного доклада Ленинградской области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных в границах Ленинградской области» Волосовское муниципальное образование имеет достаточно низкий рейтинг - 13 место из 18 муниципальных районов и городских округов Ленинградской области. При этом среди анализируемых показателей (экономика и финансы, здравоохранение образование, культура, жилищно-коммунальное хозяйство, организация муниципального управления) именно по последнему показателю - организация муниципального управления - Волосовское муниципальное образование имеет одни из самых высоких баллов. Таким образом, налицо, парадоксальная ситуация, когда организация муниципального управления находится на достаточно высоком уровне, а качество предоставления муниципальных услуг - на низком.

2.2 Зарубежный опыт

В Скандинавских странах существует мощная сеть административно-территориальных органов управления и при этом их отличает не только многообразие форм, но и независимость в проведении экономической политики.

Местные правительства не только уполномочены выделять приоритеты, но и обладают стабильными источниками финансирования в виде собственных средств - доходов бюджетов местных органов власти. В 2008 г. их доля в статье доходов совокупного бюджета составляла 803,7 млрд. долл. (около 30%). Основой столь солидных местных бюджетов является налоговая база, которая исчисляется 271 млрд. долл..

Являясь частью финансовой системы государства, бюджеты местного самоуправления берут на себя не только финансовые обязательства в целях уменьшения давления на федеральный бюджет, но и расходы, связанные с государственным регулированием экономики, стабилизацией экономической ситуации и стимулированием экономического роста на подведомственной территории, содействуя проведению политики, соответствующей интересам региона. Местным органам власти принадлежит заметная роль в регулировании размещения производительных сил - целевом использовании земель. Экономические, финансовые и административные меры, принимаемые местными органами власти, стимулируют или ограничивают развитие отдельных отраслей хозяйства, создают условия для повышения конкурентоспособности частных предприятий. Широкое участие местных администраций в финансировании базисных отраслей экономики, а также в затратах на образование, здравоохранение, охрану и использование природных ресурсов, предотвращение загрязнения окружающей среды способствует организации новых рабочих мест, расширению занятости населения.

Наряду с традиционным финансированием из местных бюджетов таких служб, как полицейская, пожарная, санитарная, рекреационная, все чаще из бюджетов выделяются средства на развитие экономической инфраструктуры (в частности, капиталоемких и требующих государственного контроля объектов: строительство мостов, дорог и т. д.). Подобное финансирование - важное условие повышения конкурентоспособности американских компаний на внешнем и внутреннем рынках. Кроме того, улучшаются условия для привлечения промышленных предприятий в определенные районы, создается благоприятный инвестиционный климат. Расходы на финансирование инфраструктуры позитивно сказываются на развитии экономики, так как местные органы власти в числе прочих поддерживают базовые отрасли экономики (транспортную, машиностроительную, строительство). Доля местных бюджетов в общегосударственных расходах на инфраструктуру весьма значительна: в среднем за 2000-е годы до 40%. Средства местных бюджетов используются для расширения государственного потребления (финансирование закупок товаров и услуг, капиталовложений в торговлю, транспорт и др., выплата зарплаты). В 2008 году по всем позициям их величина составила около 50%. Местные органы власти осуществляют жилищное строительство для тех, чьи доходы ниже среднего уровня. Доля местных бюджетов в финансировании жилищных программ в среднем превышает 50% общенациональных расходов. Самая крупная статья расходов местных администраций в Скандинавских странах приходится на образование. За период с 2002 по 2008 г. затраты на образование из местных бюджетов выросли почти на 27,2%.

Меньше всего средств из местных бюджетов выделяется на социальное вспомоществование: на них приходится 17,5 млрд. долл., или 17,8% расходов; 57,2 млрд. долл., или 58,6% этих расходов, берет на себя федеральное правительство; 23,1 млрд. долл., или 23,6% поступает, из бюджетов штатов.

Суммарные расходы всех органов местного самоуправления в 2007 г. составили 581 млрд. долл. (26,1% консолидированного бюджета Скандинавских стран), в 2008 г. - 794 млрд. долл. (примерно 28%). Увеличение расходов местных бюджетов говорит об усилении экономической деятельности государства вообще и о повышении роли местных органов власти в осуществлении государственных мероприятий, в частности (приложение 1). Доходные статьи местных бюджетов в основном опираются на поимущественный налог (в отдельных муниципальных образованиях до 75% всех налоговых поступлений), общие и выборочные налоги с продаж в некоторых случаях - до 30% всех налоговых поступлений. Доходная часть бюджетов низших эшелонов власти формируется из трех источников: налоговые поступления; неналоговые поступления; субсидии федерального и штатских правительств. Федеральная помощь - это средства, получаемые от правительства в виде разного рода дотаций, субсидий, кредитов, которые условно можно разделить на целевые (программные) и свободные. Свободные средства, получаемые от федерального правительства, расходуются сообразно обстоятельствам - по усмотрению местных правительств, а целевые (программные) средства идут только на осуществление целевых федеральных социально-экономических программ. Федеральная и штатская помощь в местных бюджетов в 2006г. составляла 190,7 млрд. долл. (32,8%), в 2008 г. - 270,5 млрд. долл. (33,6%). За исключением помощи федерального и штатского правительства, все источники поступлений в бюджеты являются собственными доходами местных правительств. К неналоговым источникам доходов местных бюджетов относятся: доходы от предоставления коммунальных услуг, доходы от продажи муниципальной собственности, доходы страховых фондов, доходы от продажи облигаций, ряд административных удержаний, сборы, платежи за лицензии, штрафы, пошлины и т. д. Всего неналоговые доходы в собственных источниках дохода в 2006 г. составляли 188,3 млрд. долл., или 48,3 и 32,4% общих доходов местных бюджетов, а в 2008 г. 262,7 млрд. долл. (соответственно 49,2 и 32,6%). Собственные налоговые источники играют большую роль в наполняемости местных бюджетов. Так, в 2008 финансовом году налоговые поступления составили 270,7 млрд. долл., что обеспечило 50,7% собственных доходов и 33,6% общей суммы доходов.

Конституция Скандинавских стран исходит из необходимости разграничения налогов между федеральным правительством, правительствами штатов и местными органами власти. Распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществляется в соответствии с полномочиями каждого уровня бюджетной системы.

Местные налоги можно разделить на три основные группы.

Первая группа - преимущественная собственность местных органов власти. В нее входят как прямые (имущественные и промысловые налоги, налог с наследства и дарений), так и косвенные (общий и выборочный налог с продаж) налоги.

Вторая группа представляет собой надбавки к общегосударственным налогам. В данном случае местные налоги отдельно не взимаются, а в местные бюджеты поступают надбавки или отчисления, устанавливаемые в определенном проценте к федеральным налогам. Третья группа - это собственные налоги местных органов власти, которые собираются только на местах. Это налоги на собак, зрелища и другие мелкие виды налоговых сборов. В настоящее время федеральный бюджет Скандинавских стран составляет около 1,7 трлн. долл. Может показаться, что знакомство с их бюджетом и налогами ничего полезного дать России не может, но это совсем не так. Наоборот нам надо понять, как действует скандинавская бюджетная система, надо иметь представление об общем функционировании рыночной экономики, включая ее чисто скандинавской особенности, а затем надо научиться применять полученные знания и навыки. Конечно, невозможно полностью копировать американскую или любую другую экономическую систему, поскольку экономика каждой страны имеет свои специфические особенности, но есть важные черты и детали формирования и функционирования успешно действующей финансовой системы, учет которых позволяет другой стране избежать многих ошибок и сэкономить время, уходящее на приобретение собственного опыта.

Опыт Скандинавских стран показывает, что наиболее важные социально-экономические проблемы и вопросы, а именно: развитие инфраструктуры и здравоохранения, формирование систем дошкольного воспитания, образования, общественного транспорта, совершенствование других сфер, решаются в основном на местном уровне. Поэтому в Скандинавских странах местные бюджеты наряду с финансовой помощью федерального правительства и правительства штатов имеют собственные источники доходов. В Скандинавских странах местные органы власти рассматриваются как важная часть целого в едином экономическом процессе.

Российские местные бюджеты их почти не имеют: местные налоги, во-первых, «не работают» в должной мере ввиду скудного набора самих налогов, во-вторых, отсутствует отрегулированная правовая база, в третьих, по причине повсеместного ухода от налогов всеми легальными и нелегальными способами, в-четвертых, неналоговые источники доходов в отличие от Скандинавских стран либо не входят в компетенцию местных органов власти, либо не приносят сколько-нибудь ощутимых доходов.

Таким образом, в России остается только один источник необходимого финансирования всех мероприятий на местном уровне - это выделение средств из федерального бюджета. Если учесть, что в консолидированном бюджете России доля расходов местных уровней власти на 5-6 п. п. превышает их долю в доходах, то становится ясно, почему местные социально-экономические программы постоянно недофинансируются.

Анализ развития Волосовского муниципального образования показал, что финансовая политика ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Волосовского МО на предстоящий год и направлена на достижение следующих основных целей: повышение уровня жизни населения и сохранение социальной стабильности в Волосовском образовании; обеспечение роста налоговой базы в целях стабильного наращивания доходной части бюджета Волосовского образования; создание условий для обеспечения сбалансированности бюджетных ресурсов и безусловное исполнение действующих обязательств; повышение эффективности бюджетных расходов.

Реализация намеченных мероприятий проводимой финансовой политики в 2009 году позволит обеспечить сохранение благоприятной экономической среды и экономической стабильности в районе. По ряду ключевых направлений социально-экономического развития район будет в первой десятке среди муниципальных районов Ленинградской области.

В то же время, необходимо отметить, что по результатам мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных в границах Ленинградской области» Волосовское муниципальное образование имеет достаточно низкий рейтинг - 13 место из 18 муниципальных районов и городских округов Ленинградской области. Основная причина - низкое качество предоставления муниципальных услуг, что существенно влияет на качество жизни населения.

3. Разработка методики по повышению качества предоставления муниципальных услуг в МО

Современная практика муниципального управления, как профессиональная деятельность квалифицированных управленцев, все отчетливее приобретает черты корпоративного менеджмента, основываясь на использовании процессного, операционного, стратегического менеджмента, на управлении изменениями, привлечении совокупных, прежде всего социальных, ресурсов территориальной общины на благо ее развития. Принципиально новым в организации деятельности и управления локальных органов власти становится внедрение прокачественных методов управления, в основе которых находится переход на международные стандарты системы управления качеством ISO 9001 в обслуживании органами местной власти граждан.

Как показал анализ развития Волосовского муниципального образования, наиболее серьезной проблемой дальнейшего устойчивого развития МО является низкое качество предоставления муниципальных услуг.

Практика сертификации предоставляемых услуг органами государственной и местной властей получила достаточно широкое распространение в 80-90-х годах прошлого века в Америке и Европе, в частности в немецких, голландских, швейцарских, австрийских, чешских городах, а затем в польском городском самоуправлении; она усиливает основы гражданского общества и повышает качество функционирования власти как таковой.

Предпосылками внедрения международных стандартов управления качеством на услуги являются:

необходимость инновационного обновления формы и содержания управления в исполнительных органах местного управления, детерминированного трансформацией местного управления от отраслевого подхода к территориальному на основе сочетания функционального и пространственного развития;

потребность повышения эффективности работы органов местного самоуправления. Установлено, что при получении стандартной справки при обычном документообороте гражданин на ее получение затрачивает 14-16 часов, а чиновник - 1,5 часа, а при электронном документообороте временные затраты сокращаются в 10-15 раз. Технология обслуживания предпринимателей по принципу «единого окна» и внедрение в органах исполнительной власти внутреннего электронного документооборота - Интернета являются подсистемой прокачественного управления администрацией;

прямое влияние на качество жизни жителей путем формирования: а) более этичной и более прозрачной власти; б) принятия обоснованных управленческих решений по интегрированному территориальному развитию; в) установления партнерских отношений власти и граждан.

потребность «выруливания» муниципального менеджмента на дорогу мирового опыта и естественной адаптации международного опыта самоуправления и международных стандартов управления.

Определяющей целью предлагаемой методики выступает достижение нового качества предоставления услуг гражданам, обращающихся в органы местной власти.

Поставленная цель реализуется на основе разрешения следующих задач.

построение современной системы управления качеством в процессе предоставления муниципальных услуг на основе гибкой организационной системы (организационная структура и культура) управления муниципальным образованием.

повышение уровня квалификации и компетентности управленческих кадров.

разработка информационной системы предоставления услуг в МО

применение стандартов ISO 9000 как реализация стратегии повышения конкурентоспособности муниципального образования в целом.

Нормы серии ISO 9000 касаются систем качества и управления качеством, очерчивая требования, которые может выполнить система управления качеством в той или иной организации. Однако норма ISO 9001 непосредственно не касается качества изделия или услуги - таковыми они становятся как результат и как следствие системы эффективного управления муниципальным образованием.

В условиях трансформационного общества, административно-территориального реформирования структурировать ассортимент предлагаемых органами местной исполнительной власти услуг крайне важно. В зависимости от формы предоставления можно выделить услуги прямого (выдача справок, разрешительных документов на ведение предпринимательской деятельности (создание системы «одного окна») и косвенного характера (услуги общественного потребления: благоустройство, общественная безопасность и т.п.). В более широком плане это деятельность муниципального образования по обеспечению городского развития, характер и формы которого определены законодательством о местном самоуправлении РФ.

По функциональному характеру услуги можно классифицировать на административные и управленческие. К первой группе относятся те услуги, предоставление которых строго регламентируется действующим законодательством либо внутренними нормативно-правовыми актами. К примеру, предоставление ответа по запросу гражданина регламентируется по времени в течение семи рабочих дней. А выдача разрешительных документов на отвод земли под строительство частных строений - в течение 30 дней и т.п.

Управленческие услуги имеет собственную сложную структуру. По функциям можно выделять услуги информационно-аналитического характера (сбор, анализ, предоставление информации для граждан и для принятия решений), планирования и прогнозирования (генеральный план, стратегический план, ориентация предпринимателей на новые территории застройки, стоимость земли, разработка промышленной политики и т.п.), организационные (формирование и реорганизации структуры муниципального образования, разработка регламента по проведению фестивалей, праздников и т.п.). Административные услуги по функциональному назначению подразделяются на услуги регулирующего характера и операционные услуги, реализация которых направлена на формирование заданного качества городской среды. Операционные услуги связаны с внутренним документооборотом в МО, выполнением работ, связанных с отчетностью в вышестоящие инстанции, перепиской с региональными и центральными властями, с мотивацией персонала муниципального образования.

Таким образом, построение системы управления качеством муниципальных услуг основывается на выделении трех групп макропроцессов: процессы управления развитием территории; процессы предоставления административных услуг, урегулированных национальным и местным законодательством, личным и коллективным потребителям; вспомогательные (обеспечивающие) процессы деятельности МО, а также процедуры контроля и коррекции действующих процессов.

Для каждого из этапов процесса предоставления управленческих услуг фиксируются: исполнители; поставщики входных данных; потребители исходных данных (результатов); показатели качества "входа" и методики их измерения; показатели качества "выхода" и методики их измерения; показатели качества процесса оказания услуги и методики их измерения; показатели качества ресурсов и методики их измерения. Все процессы связаны единой сетью. В управленческой практике, как правило, выход одного процесса есть входом другого процесса. Процесс может иметь несколько поставщиков входных данных и несколько потребителей исходных данных. Ресурсы, необходимые для выполнения процесса, могут принадлежать к различным группам: человеческие ресурсы; материальные ресурсы; финансовые ресурсы; информационные ресурсы; нематериальные ресурсы - технологии, стандарты, инструкции и методы.

В этих целях целесообразно посредством внутреннего аудита создание своеобразной карты каждого имеющего в подразделении исполнительного органа процесса, регламентировав его по времени, необходимых ресурсах для выполнения, идентификации ответственных и исполнителей, формах контроля качества, формах мотивации персонала, соответствующего документирования, разработки системы индикаторов по оценке эффективности работы задействованных в процессе служащих. Заинтересованность руководителей и служащих в проведении такой работы - первый шаг к повышению качества работы, услуг, в том числе и тех, которые непосредственно направлены гражданам через систему «одного окна».

Системный подход муниципального образования к прохождению внешнего аудита позволит привести в порядок и сорганизовать огромный объем работы: произвести ревизию всего делопроизводства, пересмотреть функции и задачи многих управлений и отделов, реструктурировав их по ходу внедрения сертификации.

В системе управления качеством ISO 9001 технология, процессы и процедуры производства муниципальных услуг жестко регламентированы.

Житель города обращается в созданный Центр предоставления услуг в МО к специалисту, знакомится и заполняет формы заявлений по возникшим проблемам, отдает необходимые документы и приходит в обозначенный инспектором время в Центр за уже готовым решением. В целях обеспечения слаженного и эффективного функционирования системы управления необходимо пересмотреть функции отделов и отдельных работников, построить гибкую оргструктуру управления и ввести новые подразделения, наладить управление информацией, системой получения и выполнение решений, то есть внедрить современные методы корпоративного управления, адаптированные к управлению муниципальным образованием.

С 1 января 2010 года вводятся в действие Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг. Постановление направлено на установление общих требований к созданию и функционированию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в целях обеспечения единообразного применения таких требований в каждом из МФЦ на территории Российской Федерации, в том числе требований к материально-техническому обеспечению МФЦ, к информационно-коммуникационным технологиям, применяемым в деятельности МФЦ, к взаимодействию МФЦ с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, в том числе в электронном виде.

На базе центра предоставляется не менее 50 услуг по следующим направлениям: социальная поддержка населения; регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; определение или подтверждение гражданско-правового статуса заявителя; регулирование предпринимательской деятельности.

С учетом данного положения, муниципальному образованию необходимо разработать информационные и технологические карточки услуг. В информационных карточках услуг следует отразить:

наименование услуги;

детально описать всю законодательную базу, регулирующую предоставление подобной услуги - от Конституции РФ до решений Администрации МО;

обозначить отдел, который отвечает за подготовку готового решения;

прописать сроки выполнения; размер платы, если услуга носит платный характер;

название органа или высшей инстанции, где можно обжаловать решение;

привести перечень необходимых документов по каждой услуге.

В технологических картах услуги следует:

определить начало и завершение процесса,

время прохождения документов по отделам и подразделениям;

количество и качество труда, необходимое для выполнения услуги (работы),

отразить необходимые материальные и информационные ресурсы,

требования к рабочему месту специалиста.

Эта система позволяет идентифицировать причину сбоя «производственной программы» подготовки документа (решения) практически на любом этапе и применительно к конкретному исполнителю.

По ходу реализации системы управления качеством предоставления муниципальных услуг необходимо уделить внимание следующим вопросам:

осведомленность граждан и степень поддержки начинаниям властей

преодоление непонимания философии системы управления качеством, молчаливого сопротивления новациям, иногда саботажа предписаний ответственными работниками на уровне отдельных подразделений.

В пользу предложенной методики внедрения системы ISO следует так же добавить:

Система управления качеством ISO 9001 на муниципальные услуги является инвестицией в качество персонала, оптимизацию процессов использования ресурсов, услуг, работ, в имидж города как активного.

Инновационная модель - индикатор для инвесторов, активно разрабатывающих проекты инвестиционного освоения рекреационного комплекса города.

Оптимальный срок для внедрения трансформаций в небольшом городе - 1,5-2 года, а условием реализации является систематическая работа команды по внедрению системы управления качеством на муниципальные услуги согласно требованиям ISO.

С помощью разработанной методики внедрения системы управления качеством ISO 9001 на муниципальные услуги в муниципальном менеджменте, можно ожидать следующие результаты:

) резкое снижение бюрократизма, коррупции, своеволия, равнодушия чиновников к проблемам и запросам жителей муниципального образования, проявившееся в сокращении очередей к ответственным работникам и уменьшению жалоб в областные и центральные органы власти;

) изменение мышления у жителей муниципального образования, связанные с преодолением боязни и опасения органов власти, осознанием их социальной и гражданской защищенности, повышение степени обратной связи.

) повышение качества предоставления муниципальных услуг, и как следствие повышение качества жизни населения.

Первым шагом в разработке методики по повышению качества предоставления муниципальных услуг в МО Волосовский муниципальный район должна стать разработка стандартов качества предоставления муниципальных услуг. Проект Постановления Администрации МО Волосовский район «Об утверждении положения о стандартах качества предоставления муниципальных услуг» представлен в Приложении.

Заключение

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Сущность стратегического планирования состоит в подготовке проектов стратегических решений с представлением в виде прогнозов, программ и планов, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий развития соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе с учетом изменяющихся условии внешней среды.

Источники муниципального права, исходя из федеративной формы государственного устройства России, можно разделить на три уровня: Федеральные - нормативные правовые акты РФ; Региональные - нормативные правовые акты субъектов РФ; Местные - нормативные правовые акты муниципальных образований. Так же к основным источникам муниципального права можно отнести общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, которые в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы.

Опыт Скандинавских стран показывает, что наиболее важные социально-экономические проблемы и вопросы, а именно: развитие инфраструктуры и здравоохранения, формирование систем дошкольного воспитания, образования, общественного транспорта, совершенствование других сфер, решаются в основном на местном уровне. Поэтому в Скандинавских странах местные бюджеты наряду с финансовой помощью федерального правительства и правительства штатов имеют собственные источники доходов. В Скандинавских странах местные органы власти рассматриваются как важная часть целого в едином экономическом процессе.

В России остается только один источник необходимого финансирования всех мероприятий на местном уровне - это выделение средств из федерального бюджета. Если учесть, что в консолидированном бюджете России доля расходов местных уровней власти на 5-6 п. п. превышает их долю в доходах, то становится ясно, почему местные социально-экономические программы постоянно недофинансируются.

Анализ развития Волосовского муниципального образования показал, что финансовая политика ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Волосовского МО на предстоящий год и направлена на достижение следующих основных целей: повышение уровня жизни населения и сохранение социальной стабильности в Волосовском образовании; обеспечение роста налоговой базы в целях стабильного наращивания доходной части бюджета Волосовского образования; создание условий для обеспечения сбалансированности бюджетных ресурсов и безусловное исполнение действующих обязательств; повышение эффективности бюджетных расходов.

Реализация намеченных мероприятий проводимой финансовой политики в 2009 году позволит обеспечить сохранение благоприятной экономической среды и экономической стабильности в районе. По ряду ключевых направлений социально-экономического развития район будет в первой десятке среди муниципальных районов Ленинградской области.

В то же время, необходимо отметить, что по результатам мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных в границах Ленинградской области» Волосовское муниципальное образование имеет достаточно низкий рейтинг - 13 место из 18 муниципальных районов и городских округов Ленинградской области. Основная причина - низкое качество предоставления муниципальных услуг, что существенно влияет на качество жизни населения.

С помощью разработанной методики внедрения системы управления качеством ISO 9001 на муниципальные услуги в муниципальном менеджменте, можно ожидать следующие результаты:

) резкое снижение бюрократизма, коррупции, своеволия, равнодушия чиновников к проблемам и запросам жителей муниципального образования, проявившееся в сокращении очередей к ответственным работникам и уменьшению жалоб в областные и центральные органы власти;

) повышение качества предоставления муниципальных услуг, и как следствие повышение качества жизни населения.

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009

.Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ. (ред. от 28.11.2009) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета - 30.11.2009.

.Областной закон Ленинградской области от 30.05.2005 N 37-оз (ред. от 26.12.2005) "Об органах местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области" (принят ЗС ЛО 24.05.2005) // "Вестник Правительства Ленинградской области", N 26, 21.06.2005.

.Постановление Правительства Российской Федерации 3 октября 2009 г. № 796 "О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг" // Российская газета 05 октября 2009

.Вильямский В.С., Дедяев В.М. Муниципальные образования России в условиях рыночной экономики. - М.: Юрайт, 2006. - 264с.

.Клейнер Г. Муниципальный менеджмент: актуальные проблемы и новые направления / Г. Клейнер / / Проблемы теории и практики управления. - 2009. - N 1. - С. 15-22. - Библиогр.: с. 22 (10 назв.)

.Комарова Г. Менеджмент / Г. Комарова / / Научные и технические библиотеки. - 2009. - N 3. - С. 81-87.

.Лукасевич И. Я. Менеджмент: учебник для вузов / И. Я. Лукасевич. - М.: Эксмо, 2009. - 766 с. - (Высшее экономическое образование-

.Маленков Ю. А. Муниципальный менеджмент: учебник / Ю. А. Маленков. - М.: Проспект, 2009. - 224 с

.Менеджмент: учебник для вузов / ред. М. М. Максимцов, ред. М. А. Комаров. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 320 с

.Мокрый В.С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ: Учеб. пособие для вузов/В.С.Мокрый,А. А.Сапожников,О.С.Семкина;Под ред.А.А.Сапожникова .-М. : КНОРУС,2008.-216с.

.Муниципальный менеджмент: учебник для вузов / ред. М. В. Грачева, ред. А. Б. Секерин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 544 с.

.Муниципальный менеджмент: учебное пособие для вузов / Т. Г. Морозова, [и др.], ред. Т. Г. Морозова. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 263 с.: ил.

.Николайчук В. Е. Муниципальный менеджмент: учебник / В. Е. Николайчук. - М.: Дашков и К', 2009. - 979 с.

.Николенко Н. П. Менеджмент / Н. П. Николенко / / Страховое дело. - 2009. - N 1. - С. 35-40

16.Сводный доклад Ленинградской области <#"justify">Приложение

Проект Постановления Администрации МО Волосовский район «Об утверждении положения о стандартах качества предоставления муниципальных услуг»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВОЛОСОВСКИЙ РАЙОН

АДМИНИСТРАЦИЯ МО ВОЛОСОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНОЕ РАЙОН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от ________________ N ______

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СТАНДАРТАХ КАЧЕСТВА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области, в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств, открытости и общедоступности информации по предоставлению муниципальных услуг физическим и (или) юридическим лицам, Администрация МО Волосовский район постановляет:

. Утвердить Положение о стандартах качества предоставления муниципальных услуг (Приложение);

. Настоящее постановление вступает в силу с ____________ 2010 года.

. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить Первого заместителя главы Администрации МО Волосовский район Давыденко М. В.

Глава администрации МО Волосовский район

В.В. Рыжков

Приложение

утверждено постановлением

Администрации МО Волосовский район

от _______________ N ______

ПОЛОЖЕНИЕ

О СТАНДАРТАХ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

. Общие положения

.1. Положение о стандартах качества предоставления муниципальных услуг (далее - Положение) определяет основные требования к разработке, утверждению, изменению, применению и отмены стандартов качества предоставления муниципальных услуг.

.2. Основными целями разработки и применения стандартов качества предоставления муниципальных услуг являются:

а) повышение результативности и эффективности использования бюджетных средств;

б) повышение степени удовлетворенности потребителей муниципальных услуг за счет повышения качества их предоставления;

в) повышение результативности и эффективности деятельности структурных подразделений Администрации и исполнителей муниципальных услуг, за счет создания системы контроля за непосредственными результатами их деятельности со стороны потребителей муниципальных услуг;

в) определение объемов финансового обеспечения организаций, предоставляющих муниципальные услуги, необходимых для соблюдения стандартов качества предоставления услуг.

.3. Стандарт качества предоставления муниципальных услуг (далее - Стандарт качества услуги) - обязательные для исполнения правила, устанавливаемые в интересах потребителей муниципальных услуг, минимальные требования к оказанию услуги, включающие количественные и качественные характеристики (параметры) оказания данной услуги с точки зрения ее потребителя.

. Требования к содержанию стандартов качества

предоставления муниципальных услуг

.1. Стандарт качества услуги устанавливает требования, обеспечивающие необходимый уровень качества и доступности услуги в целом.

.2 Стандарт качества услуги может охватывать правила и требования к предоставлению нескольких услуг, находящихся в ведении одной отрасли муниципального хозяйства.

.3. Стандарт качества услуги принимается в форме, доступной для понимания потребителя муниципальной услуги, должен быть исчерпывающим и включать в себя следующую информацию:

.3.1. наименование структурного подразделения Администрации МО - разработчика стандарта качества услуги;

.3.2. область применения стандарта качества услуги, включая его назначение;

.3.3. перечень нормативных правовых актов, регламентирующих качество предоставления услуги;

.3.4. перечень основных требований, влияющих на качество предоставления услуг в области применения стандарта согласно пункту 2.4 настоящего Положения.

.4. Исходя из особенностей предоставления муниципальных услуг могут быть установлены следующие требования к их предоставлению:

.4.1. к порядку (процедуре) предоставления услуги:

а) сроки и порядок предоставления информации об исполнителе услуги;

б) очередность предоставления муниципальной услуги (совершения действий и принятия решений), в том числе сроки и условия ожидания предоставления услуги;

в) требования к местам ожидания, местам получения информации и местам заполнения необходимых документов;

г) исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения муниципальной услуги;

д) состав и последовательность действий потребителя муниципальной услуги и исполнителя услуги;

е) требование к сроку оказания муниципальной услуги, а также к срокам на совершение действий, принятие решений в процессе оказания муниципальной услуги;

ж) перечень оснований для отказа в оказании муниципальной услуги;

з) исчерпывающее описание результата, который должен получить потребитель муниципальной услуги;

и) порядок подачи, регистрации и рассмотрения жалоб на недостаточные доступность и качество муниципальной услуги, на несоблюдение стандарта качества услуги;

к) порядок контроля за предоставлением муниципальной услуги;

л) иные требования к составляющим процесса оказания соответствующей услуги.

.4.2. к исполнителям услуги:

а) требования к наличию лицензий, сертификатов;

б) требования к месту расположения исполнителя услуги и режиму работы исполнителя услуги (длительность работы, работа в праздничные и выходные дни, определенные графики работы и т.д.);

г) требования к количеству специалистов, необходимому для качественного предоставления услуги;

д) требования к образованию, квалификации, опыту персонала, наличию лицензий на осуществление деятельности;

е) документы, регламентирующие деятельность исполнителя услуги (устав, положения, инструкции, правила, руководства);

ж) иные факторы, влияющие на качество предоставления услуги.

.5. Форма перечня стандартов качества предоставления муниципальных услуг приведена в приложении к настоящему Положению.

. Порядок разработки и утверждения стандартов качества

предоставления муниципальных услуг

.1. Разработка стандартов качества услуги осуществляется структурными подразделениями Администрации города, в компетенцию которых входит предоставление либо организация предоставления соответствующих услуг.

.2. Стандарты качества услуг утверждаются муниципальными правовыми актами Администрации МО и подлежат обязательному официальному опубликованию в городских средствах массовой информации и сети Интернет.

.3. Внесение изменений в стандарт качества услуги осуществляется в случаях:

.3.1. внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие предоставление соответствующей муниципальной услуги;

.3.2. необходимости совершенствования стандарта качества услуги для максимального удовлетворения потребности потребителя услуги.

. Применение стандартов качества предоставления

муниципальных услуг

.1. Применение стандартов качества услуги осуществляется соответствующими структурными подразделениями Администрации МО, при доведении муниципальных заданий на оказание услуг к исполнителю услуги.

.2. Структурные подразделения Администрации МО в процессе применения стандартов качества услуги обеспечивают:

.2.1. контроль соблюдения соответствующих стандартов качества услуги;

.2.2. информирование граждан и юридических лиц о соответствующих стандартах качества услуги;

.2.3. оценку соответствия качества фактически предоставленных муниципальных услуг утвержденным стандартам качества услуги;

.2.4. использование требований стандарта качества услуги при разработке муниципальных целевых программ, а также при оценке потребности в предоставлении муниципальных услуг.

.3. Исполнители услуги в процессе применения стандарта качества услуги обеспечивают:

а) наличие в публичном доступе стандартов качества предоставления услуг;

б) соблюдение стандартов качества услуги;

в) выработку предложений по совершенствованию стандартов качества услуги.

.4. Контроль над полнотой и эффективностью применения стандартов качества услуги осуществляется руководителем соответствующего структурного подразделения Администрации МО.

Приложение

к Положению о стандартах качества

предоставления муниципальных услуг

Перечень стандартов качества предоставления муниципальных услуг

Муниципальная услугаПотребителиНормативно-правовые актыПоказатели для определения стандартов качества предоставления муниципальных услугСтандарты качества, включающие количественные параметры оценки конечного результатаИсточник информации структурное подразделение, ответственное за предоставление информации, периодичность предоставления и обновления информации123456ПРИМЕРОбеспечение проведения капитального ремонта муниципального жилищного фондаАдминистрация МО Волосовский район 1.Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 2.Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» 3.Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». 4.Гражданский Кодекс Российской Федерации, ч.1 и ч.2. 5.Градостроительный кодекс Российской Федерации. 6. Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004). 7. Инструкция о составе, порядке разработки, составления и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий (МДС 13-1.99). 8. Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. ВСН 58-88 (р). 9.Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 «Об утверждении правил и норм техническойСвоевременное выполнение мероприятий по размещению муниципального заказа по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда100%Муниципальное учреждение «Управление организации строительства» (заказчик), данные опроса (ежегодно), Интернет, городские средства массовой информации.Организация контроля за выполнением муниципального заказа по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда100%Соблюдение сроков выполнения работ на объектах согласно графиков выполнения строительно-монтажных работ90-100%Наличие жалоб от населенияне более 1% от численности населения города на конец отчетного периода

Похожие работы на - Развитие Волосовского муниципального образования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!