Принцип разделения властей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,25 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Принцип разделения властей

Нижегородский филиал










Курсовая

Название дисциплины

Теория государства и права

Тема

Принципы разделения властей



Студента

Гусева Светлана Сергеевна

Содержание

Введение

1. Возникновение, и сущность принципа разделения властей

2. Принцип разделения властей и его реализация в современном Российском государстве

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Введение

Принцип разделения властей уже более 300 лет признан и действует в мировой конституционной практике. За это время он, конечно, претерпел изменения, как в теоретическом понимании, так и в своей практической реализации.

Для России применение данного принципа получило особую значимость в период конституционного кризиса 1993 года, который и был вызван отсутствием механизма согласования интересов двух ветвей власти - законодательной и исполнительной. В переходный период Россия встала на путь построения современного конституционного государства, в основу которого должен быть положен принцип разделения властей. В вязи с этим стала особенно важна потребность в обособлении и специализации ветвей государственной власти. Поэтому тема разделения властей приобрела актуальность.

Принцип разделения властей является основополагающим принципом в конституционном государстве. Он обеспечивает самостоятельность и независимость таких структур государственного механизма как законодательную, исполнительную и судебную власть. Это означает, что законодательную деятельность осуществляет законодательный орган, исполнительную деятельность - орган исполнительной власти, а правосудие - органы судебной власти. Такое распределение функций необходимо для того, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий в ведении какого-то единого органа власти и предотвратить произвол. При этом все ветви власти остаются, тем не менее, целостными и едиными, осуществляющими взаимодействие и взаимный контроль, что создает возможность не допустить нарушений законов.

Цель работы: раскрыть принцип разделения властей и его отражение в Конституции РФ.

Задачи, которые необходимо поставить в связи с реализацией цели, следующие:

·рассмотреть исторические корни принципа разделения властей;

·определить содержание принципа разделения властей;

·сформулировать концепцию осуществления данного принципа на практике в условия нашего государства.

Объект исследования - проблемы организации государственной власти в правовом государстве.

Предмет исследования - организационные и правовые формы реализации принципа разделения государственной власти.

Методологической основой курсовой работы стали произведения следующих авторов: М.Н. Марченко, В.Н. Хропанюк, М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе З.М. Черниловский, И.А. Исаев, М.Н. Золотухина, М. Валуев.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложения.

1. Возникновение, и сущность принципа разделения властей

Теория разделения властей имеет трехсотлетнюю историю развития. Но, несмотря на это, в современной юридической и политической, научной и учебной литературе идет дискуссия по вопросу о существовании и содержании данной теории.

Идея разделения властей возникла на пути поиска идеального государства. Теоретическая база возникновения этой идеи была подготовлена всех ходом истории, а толчком к ее возникновению стали буржуазные революции в Англии (1640-1648 гг.) и во Франции (1789-1794 гг.).

Возникновение теории разделения властей уходит своими корнями в XVI - XVII века. Ее основателями принято считать английского философа Джона Локка и французского правоведа Шарля Луи Монтескье. Немаловажный вклад в развитие теории разделения властей внес также и один из государственных деятелей России М.М. Сперанский.

Конечно же, теория разделения властей не просто возникла в умах этих великих мыслителей и политических деятелей. Для своего возникновения, она должна была иметь определенную базу в виде социально-политического и исторического опыта. Общественная организация людей должна была достичь в своем развитии такого уровня, при котором возникла необходимость говорить о разделении властей.

Что такое власть? Это право и возможность распоряжаться чем-либо или кем-либо по своей воле. История человечества знает такие организации государственной власти, при которых существует безграничное проявление власти, то есть, ничем не ограниченное распоряжения судьбами государства и граждан этих государств. Примерами такой власти является тирания, деспотизм, абсолютизм, самодержавие, монархия, рабовладельческие государства.

Но человеческое общество развивается и наступает момент, когда образ правления, властвования становится необходимым привести в соответствие со степенью развития человечества. Когда в обществе возникают предпосылки, необходимые для вовлечения народных масс в социальную и политическую жизнь государства, то становится необходимым создание такого государственного образования, при котором будут существовать надежные гарантии прав и свобод граждан этого государства, при котором эти граждане будут ограждены от попрания их общечеловеческих и гражданских прав как со стороны самого государства, так и со стороны отдельных государственных органов и лиц. Наступает момент, когда "образ правления должен быть соразмерен той степени государственного образования, на коем стоит государство". Именно такой момент стал причиной и базой для возникновения теории разделения властей.

На фоне революционных настроений во Франции и революционного движения в Англии в XVII - XVIII веках Д. Локк и Монтескье формулируют основные положения и содержание теории разделения властей. Свои мысли о государственном устройстве они изложили в трудах "Два трактата о государственном правлении" (Д. Локк) и "О духе законов" (Монтескье). Что же они понимают под термином "разделение властей"?

Джон Локк полагал, что государство является носителем публичной власти и именно оно обязано и имеет возможность защищать права своих граждан. Выполнение этой задачи требует разделения власти на составные части, каждая из которых будет наделена определенными функциями и полномочиями. Эти функции должны быть распределены между различными государственными органами. Только в этом случае возможно существование формы гражданского правления.

Такие же мысли высказывал и Монтескье. Он также как и Д. Локк полагал, что в государстве должно быть "три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского. Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую - просто исполнительной властью государства".

Необходимость такого разделения государственной власти оба философа видели в том, что четкое разделение и взаимное сдерживание властей дает возможность защиты от произвола этих же властей, пресекает возможность сосредоточения власти в одних руках и злоупотребления этой властью. "Если один человек может создавать право, применять его и судить о его нарушениях, то в таких случаях свобода не может долго существовать".

Идея разделения властей возникла у Джона Локка и Луи Монтескье как теория, направленная против королевского абсолютизма и его произвола. Сперанский М.М. также попытался противопоставить эту теорию самодержавию в России. Он писал в своих трудах, что "нельзя основывать правление на законе, если одна власть будет и издавать и исполнять этот закон". Необходимо разделение, при котором "законодательное сословие …не могло бы совершать своих положений без державной власти, но чтобы мнения его были свободны и выражали бы собою мнение народное".

Таким образом, принцип разделения властей стал одним из главных демократических принципов, который обеспечивает предотвращение узурпации государственной власти и использование ее в ущерб интересам народа. На современном этапе этот принцип положен в основу всех демократических государств и заключается в разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную. Именно такое значение имеет термин "разделение" в юридической литературе.

Правда есть еще одно толкование понятия "разделение властей". Оно состоит в том, что разделение властей существует не только вертикальное, но и горизонтальное, то есть существует разделение власти не только на законодательную, исполнительную и судебную, но и разделение власти на федеральную и региональную. Оба эти вида разделения на данный момент существуют в Российском государстве.

Принцип разделения властей присущ только демократическому государству, потому как подразумевает наличие гражданина, обладающего политическими правами. Для того, чтобы принцип разделения властей был реализован на практике необходим определенный уровень политического сознания общества.

Принцип разделения властей является не только правовым, но и конституционным принципом. Он не только структурирует власть правового государства, но и держит эту власть под контролем общества, гарантирует обществу невозможность злоупотреблять властью, делает государство хозяином общества. Одновременно принцип разделения властей выступает важнейшим фактором формирования и функционирования правовой системы гражданского общества.

Сущность термина "разделение властей" состоит в том, что все три вида власти отделены друг от друга и являются независимыми друг от друга.

Принцип разделения властей состоит в том, чтобы распределить государственные полномочия между разными государственными органами.

Цель такого распределения состоит в том, чтобы исключить сосредоточение власти в ведении какого-либо одного органа власти и создать гарантию от ее произвола, обеспечить профессионализм работы каждой ветви власти и эффективность выполнения функций, а также представить во власти интересы самых разных слоев населения государства.

Три независимые ветви власти могут успешно сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, не допускать нарушения законности, и таким образом, осуществлять систему сдержек и противовесов.

Разделение властей - один из главнейших стабилизаторов политической системы гражданского общества. Это обусловлено тем, что указанный принцип не допускает излишнего сосредоточения, сверхконцентрации власти в руках одной из ее ветвей, одного органа государства, одного должностного лица, обеспечивает тот баланс уравновешивающих друг друга властей, который необходим обществу. Если же учесть, что государство объективно в любом обществе занимает центрально место и выполняет ведущую роль в его политической системе, становится очевидным, что сбалансированное функционирование государственной власти одновременно выступает стабилизирующим фактором деятельности и политической системы.

Ни одна из трех ветвей власти не может вмешиваться в область влияния другой власти. Это обеспечивается несколькими условиями. Так все три вида власти имеют различные источники формирования, различные сроки исполнения своих полномочий и также различную степень защиты одной власти от другой.

Однако этот же принцип не исключает единства всех видов власти, а напротив, предполагает взаимосвязь и взаимоконтроль всех ветвей власти, поскольку они являются выразителями интересов одного государства и его народа.

Все виды власти (законодательная, исполнительная, судебная) тесно связаны между собой государственным механизмом, но, все-таки, являются самостоятельными. Между этими видами власти обязательно существует баланс власти, система сдержек и противовесов.

Также принято считать, что среди трех видов власти преимущество, верховенство находится на стороне законодательной власти, потому что "она обладает правом создавать законы…, а все остальные власти проистекают из нее и подчинены ей". Все власти в демократическом государстве действуют на единой правовой основе. Они обязаны строго и неуклонно исполнять предписания и постановления, принимаемые законодательной властью. Это и дает возможность признавать за законодательной властью первенство и верховенство. Именно законодательная власть устанавливает правовые начала в обществе, основные направления внутренней и внешней политики страны, а значит, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной власти.

Правда, верховенство законодательной власти не означает, что она имеет неограниченные полномочия. Она находится под контролем, как народа, так и специальных конституционных органов, которые следят за тем, чтобы законы, принимаемые этой властью, соответствовали Конституции, правам человека, идеям свободы и справедливости. Таким образом, пределы законодательной власти ограничены.

Исполнительная власть занимается реализацией тех законов и постановлений, которые принимаются законодательными органами. Деятельность органов исполнительной власти основана на законах и осуществляется в его рамках.

Исполнительная власть также имеет сдерживающие механизмы и не является неограниченной. Она ответственна и подотчетна представительным органам. Кроме того, каждый гражданин государства имеет право обжаловать незаконные действия исполнительных органов или должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть выполняет функции охраны государства, общества и граждан от правовых нарушений. В своей деятельности правоохранительные органы также руководствуются только законами. Правосудие является независимым. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, посредством которого предупреждаются нарушения прав и законов как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти. Этим обеспечивается разделение властей.

Таким образом, каждая из этих властей занимает свое место в системе государственной власти и выполняет свои функции и задачи. Этим обеспечивается равновесие и независимость властей, их взаимодействие и взаимоконтроль.

На практике реализация принципа разделения властей осуществлена уже во многих странах, провозгласившими себя демократическими государствами. В разных конституционных государствах были установлены различные формы правления и сложились различные системы разделения властей.

В странах, где возникла парламентская монархия (например, в Великобритании), монарх не осуществляет свои полномочия самостоятельно. Он является номинальной фигурой, стоящей во главе государства. Монархом формируется Правительство из представителей различных политических партий, которые одержали победу на выборах. Также монарх может распустить парламент, он может иметь право вето, но не может осуществить эти права самостоятельно без участия Правительства. То есть, фактическим главой государства является все же глава Правительства.

В странах, где сформировалась парламентская республика (таких как Италия) президент, также являясь номинальной главой государства, избирается парламентом. Он имеет возможность распускать парламент, может осуществлять ряд своих полномочий самостоятельно. Но в большинстве случаев он не может принимать решения и действовать без ведома Правительства. Даже представительскую функцию все чаще выполняет глава правительства, который по сути и является главой государства.

Наиболее полно принцип разделения властей был закреплен первой конституцией США в 1787 году. В государстве, где действовала форма президентской республики, законодательная власть была вверена конгрессу, который состоял из двух палат: палата представителей и сената. Главой государства и правительства является Президент США. Президент избирается внепарламентским путем, он возглавляет правительство и всю систему исполнительной власти. Он наделен значительной властью, являясь главой государства и премьер-министром правительства одновременно. Но в законодательном процессе он имеет гораздо меньший вес, чем палата представителей и сенат. Третьей властью США является суд. Верховный федеральный суд - высшая судебная инстанция США. После соответствующего решения Верховного суда никто не может ссылаться на отвергнутый закон или быть привлечённым к ответственности на его основании. Так осуществлялся (и осуществляется) принцип разделения властей в США.

Во Франции разделение властей закрепили в 1789 году. В Декларации прав человека и гражданина принцип разделения властей был обозначен так: " Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции".

В настоящее время принцип разделения властей занял прочные позиции в государственном устройстве. Он превратился в общепризнанный принцип, являющийся признаком цивилизации и демократии в гражданском обществе.

разделение государственная власть конституция

2. Принцип разделения властей и его реализация в современном Российском государстве

Россия встала на путь демократического государства и начала строить государственный аппарат на принципе разделения властей не так давно. Эти преобразования в нашей стране были связаны с распадом СССР и последующим за ним переходным периодом. В это время принцип разделения властей стал главным вопросом в становлении демократического общества в Российском государстве. Реализация этого принципа - важнейшая предпосылка продвижения России по пути демократии.

После революции 1917 года и победы большевиков было организовано тоталитарное государство, руководители которого отвергли теорию разделения властей по причине того, что, якобы, этот принцип является выразителем интересов буржуазии.

Вернулось российское общество к принципу разделения властей только в Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В ст.10 этой Конституции была определена структура государственной власти. "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".

Такое разделение властей не означаем многовластия, а свидетельствует о единстве государственной власти. В демократическом государстве власть едина потому, что принадлежит народу. И говоря о разделении, мы имеем в виду только разграничение полномочий между ветвями единой государственной власти. Российская Федерация - это сложный вариант государства, построенного на принципе разделения властей. Так как государственная власть едина, то ее ветви постоянно взаимодействуют. Это значит, что одна ветвь власти может вторгаться в сферу деятельности другой ветви власти. Для того, чтобы не могло происходить полного поглощения одной власти другой, в государстве выработана и действует система сдержек и противовесов, с помощью которой становится возможным уравновесить действующие власти и не допустить их бесконтрольности.

Ст.11 является продолжением и развитие положений, изложенных в ст.10. В ней указывается, что такие органы как Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и суды РФ осуществляют государственную власть.

Федеральное Собрании представляет собой законодательную власть и представительный орган. Правительство РФ наделено исполнительной властью. Правосудие осуществляется судами Российской Федерации. В ст.10 Конституции РФ в главах "Президент Российской Федерации", "Федеральное Собрание", "Правительство Российской Федерации" и "Судебная власть" закреплены механизмы государственной власти.

Поскольку значительная часть полномочий различных ветвей власти сосредоточено в руках Президента как главы государства, то это вносит некоторые осложнения в реализацию принципа разделения властей.

Дело в том, что президент обладает очень широким набором средств воздействия на законодательную и исполнительную власти. Он не просто наблюдает со стороны за соблюдением правил политической игры ее участниками. Он сам участвует в этой политической игре, что, конечно же, сказывается на функционировании властей.

Президент Российской Федерации не входит ни в одну из ветвей власти. Он является главой государства и стоит над всеми ветвями государственной власти и обеспечивает координацию деятельности всех органов власти, согласованность их деятельности. Сам же он принимает участие в каждой из составляющих государственной власти. Он взаимодействует с Парламентом, назначает выборы в Государственную Думу и имеет право распускать ее. Президент обладает законотворческой инициативой, подписывает и обнародует законы, имеет право вернуть их на повторное обсуждение. Но сам он не может издавать законы, а те нормативные акты, на издание которых Президент имеет право, должны соответствовать положениям Конституции РФ.

Президент имеет полномочия и в управлении государством. Он назначает Председателя Правительства и утверждает кандидатуры на должность заместителя Председателя и министров.

Президент является гарантом осуществления Конституции, прав и свобод граждан, представляет Российское государство как внутри страны, так и в международной жизни. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, имеет право на введение военного или чрезвычайного положения. Президент же решает вопросы гражданства, назначает полномочных представителей РФ, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности, формирует Совет Безопасности, Администрацию Президента.

Но Президент не имеет право занимать свой пост два срока подряд. Поэтому можно сказать, что Президент наделен широкими полномочиями для осуществления своих функций, однако и его власть небезгранична, а имеет определенные рычаги сдерживания и контроля.

Так назначение Председателя Правительства происходит только с одобрения и согласия Государственной Думы. Если Президент распускает Государственную Думу, то обязан назначить ее выборы в такие сроки, чтобы новый состав Думы мог собраться на заседание не позднее чем через четыре месяца после роспуска. То есть срок отсутствия контроля со стороны парламента также ограничен. В следующий раз Президент имеет право на роспуск Думы только по истечении года. В свою очередь Дума может не одобрить кандидатуру Председателя Правительства или выразить недоверие Правительству. В Конституции РФ не оговорена ответственность Президента перед парламентом, то есть, парламент не может отправить Президента в отставку. Однако, если деятельность Президента будет носить противоправный характер, то парламент может применить по отношению к Президенту механизм импичмента.

Таким образом, становится понятным, что все ветви власти и сам Президент находятся во взаимосвязи, работают и принимают решения с учетом мнений друг друга, имеют возможность взаимоконтроля и взаимного сдерживания.

Законодательная власть в Российской Федерации осуществляется, как уже было сказано, Парламентом РФ, то есть Федеральным Собранием. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума избирается путем всеобщих выборов, потому является органом общенародного представительства. На этом основании на нее возложен контроль за деятельностью Правительства, а также ей, Государственной Думе народ может выразить свое недоверие. Федеральное Собрание - это единственный законодательный орган. Он обладает независимостью и принимает или не принимает законы по своему усмотрению без чьих-либо указаний. Федеральное Собрание рассматривает все вопросы экономической деятельности правительства. Без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены ни Председатель Правительства, ни судьи высшего звена. Федеральное Собрание имеет финансовую независимость и самостоятельно может определять свои расходы, не отчитываясь в них. Его депутаты наделены неприкосновенностью на весь срок работы в Федеральном Собрании. Но и законодательная власть не является абсолютной. Ее деятельность совершается в соответствии с положениями Конституции РФ. Конституционный суд может признать закон, принятый законодательной властью неконституционным. Деятельность Федерального Собрания может ограничиваться такими институтами права как референдум. Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей с его сдержками и противовесами. Все это необходимо для того, чтобы не допустить чрезмерного усиления исполнительной власти и власти Президента. Таким образом, действует система сдерживания и контроля государственной власти.

Исполнительная власть в РФ принадлежит Правительству Российской Федерации. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы РФ. Правительство наделено большими полномочиями. Об этом в Конституции РФ говорится в ст.114. Деятельность Правительства касается как внешней, так и внутренней политики государства. Правительство разрабатывает государственный бюджет, организовывает и осуществляет социальную и экономическую политику государства, принимает меры по обороне и защите населения и его прав. Здесь тоже имеют место механизмы сдержек и контроля. Так Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Государственной Думы, то есть должен быть одобрен те только самим Правительством и Президентом, но также парламентом. Сам же Председатель Правительства предлагает кандидатуры на должность своего заместителя и федеральных министров.

Глава 7 Конституции РФ выделяет третью самостоятельную ветвь государственной власти - судебную власть. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется судами РФ посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В нее входят Высшие судебные органы - Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.

Судопроизводство в Российской Федерации осуществляется только путем судопроизводства только судами РФ при их полной независимости.

Верховный Суд занимается рассмотрением гражданских, уголовных и административных дел.

Экономическими вопросами занимается Высший Арбитражный Суд. Вступление России в Совет Европы распространило на территорию России юрисдикцию Европейского Суда, который теперь является высшим судебным органом для нашего государства и его граждан.

Конституционный Суд контролирует государственные органы Российской Федерации, решает споры между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Он решает, соответствуют ли Конституции РФ принимаемые федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. В его ведении находится определение соответствия положениям Конституции РФ уставов, законов и Конституций субъектов РФ, договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также международных договоров РФ, которые еще не вступили в силу. Кроме того, Конституционный Суд разрешает споры о компетенции, проверяет конституционность законов на основании жалоб на нарушение прав и свобод граждан и на основании запросов судов. Те акты, которые Конституционный Суд признает незаконными, утрачивают силу. Также Конституционный Суд дает толкование Конституции Российской Федерации. При рассмотрении деятельности, роли, прав и полномочий Конституционного Суда особенно четко видно действие принципа разделения властей.

Становление в России демократического государства, основанного на принципе разделения властей, проходило достаточно непросто. Это объясняется тем, что в стране много лет отсутствовали демократические традиции, не было выработано опыта деятельности государства по принципу разделения властей, так долгие годы власть была сосредоточена практически в одних руках.

В силу исторически сложившихся условий развития и существования нашего государства ему всегда требовалась максимальная концентрация власти. Объединение русских земель и создание централизованного Русского государства, противостоящего татаро-монгольскому игу; утверждение русского самодержавия; стремление народа к единовластию после раздоров и смены правителей в период смутного времени; правление большевиков, которые не допускали мысли о существовании какого-либо разделения во власти: - все это никак не способствовало приобретению опыта существования и управления государством по принципу разделения властей.

В странах Восточной Европы давно уже был сделан шаг в сторону единства государственной власти и эффективности каждой из ее ветвей. Здесь реально действовал общественный договор между властью и народом. В России такого не случилось, и принцип разделения властей, провозглашенный и закрепленный в Конституции, не имел возможности сразу заработать в полную силу как раз по причине отсутствия правовой базы в государстве.

Первый Президент в России был избран только 12 июня 1991 года в результате всенародных выборов. Его рассматривали не как главу государства, а как высшее должностное лицо и главу исполнительной власти. Он имел право на отлагательное вето относительно законов, принимаемых Верховным Советом. В этот период вместо исполкомов Советов создаются Администрации, как самостоятельная оформляется судебная власть, создается Конституционный Суд, система арбитражных судов. В это время возникает много противоречий между нововведениями в Конституцию и старыми положениями Конституции. Так в ст.3 Конституции был провозглашен принцип разделения властей, а в ст.2 этой же Конституции имел место принцип полновластия Советов. Было очевидно, что необходима новая Конституция, которая бы привела в соответствие все положения и принципы.

В 1992 году назрел конституционный кризис. Съезд народных депутатов не утвердил Председателя Правительства, Президент подверг критике работу самого Съезда, объявив о том, что решения Съезда и Верховного Совета нарушают принципы разделения властей, Съезд же попытался отрешить Президента от власти. Далее был проведен референдум, в ходе которого Президент получил поддержку народа. Верховный Совет пытается путем внесения поправок в Конституцию лишить Президента власти, но Президент распускает и упраздняет Съезд народных депутатов и сам Верховный Совет. Все эти события приводят страну к кризису, который вылился в вооруженное столкновение, после которого Президент ликвидирует Советы и власть повсеместно передается местной администрации. Далее проводится всенародное голосование, в ходе которого принимается Конституция Российской Федерации, закрепляющая новую систему государственной власти, основанную на принципе разделения властей. Этот принцип закрепляется в ст.10 Конституции Российской Федерации.

Деятельность государства на основе принципа разделения властей свидетельствует о становлении в России демократического государства, так как мировой практикой признано, что только государство, руководствующееся принципом разделения властей, может считаться демократическим, гражданским, учитывающим интересы всего населения государства, а не отдельной, пусть даже большой, группы людей.

Таким образом, становление гражданского общества в Российской Федерации складывается медленно и трудно, и это является особенностью нашего государства, особенностью, основанной на истории развития государства.

Заключение

Итак, исследовав историю возникновения принципа разделения властей, изучив его сущность и содержание, поняв условия, необходимые для осуществления этого принципа на практике, мы можем сделать следующий вывод.

Принцип разделения властей был выработан мировой практикой развития демократических государств, вызван к жизни в результате политического и социального развития общественного строя людей. В тот момент, когда сформировалось общественное сознание, возникла необходимость защиты прав и свобод граждан государства, учета их интересов - в этот момент и возникла идея разделения властей. Родителями этих идей считаются английский философ Джон Локк и французский общественный деятель Луи Монтескье.

Суть этого принципа заключается в том, что демократическим может считаться лишь такой государственный режим, который основан на разделении функций государственной власти между самостоятельными органами государственной власти - законодательными, исполнительными и судебными. Эти органы выполняют основные функции государства: издают законы, реализуют их исполнение и следят за правильностью и законностью, как самих издаваемых законов, так и их исполнением.

Необходимость такого разделения вполне очевидна, так как соединение законодательной, исполнительной и судебной функции власти в ведении какого-либо одного органа государственной власти неизбежно приведет к концентрации власти в одних руках и создаст возможность установления в стране диктаторского режима. Особенно опасно такое сосредоточение власти в нашей стране, так как в России совершенно отсутствует опыт демократического правления.

Тем не менее, хочется отметить, что такое разделение властей вовсе не свидетельствует о многовластии, поскольку власть в нашей стране все же едина и принадлежит народу. Единство власти обеспечивается тем, что над всеми органами государственной власти, над всеми тремя ветвями этой власти стоит глава государства - Президент, который имеет особое значение в организации государственной власти. Кроме того в государстве выработана система взаимных сдержек и противовесов, которая не дает возможности одной ветви власти единолично принимать решения и вмешиваться в сферу влияния другой ветви власти. Такая организация деятельности ветвей власти не дает возможности сосредоточить власть в одних руках и заставляет учитывать интересы и мнения всех слоев населения государства, что и дает возможность считаться государству гражданским и демократическим.

На сегодняшний день в Российской Федерации законодательная власть находится в ведении Федерального Собрания, исполнительная власть представлена Правительством Российской Федерации, судебная власть - Верховным, Арбитражным и Конституционным, а также остальными судами.

Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов - одна из важных задач России.

Глоссарий

№ п/пПонятиеОпределение1Властьправо и возможность распоряжаться чем-либо (кем-либо) по своей воле. 2Законодательная властьодна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, реализующих эти полномочия. 3Законодательные органы государстваГосударственная Дума (принимает законы), Совет Федераций (рассматривает законы), Президент (утверждает законы) 4Исполнительная властьодна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, административному контролю, а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия. 5Представительная властьсовокупность полномочий, делегированных народом (его частью) своим выборным представителям, объединенным в специальном коллегиальном учреждении (парламенте, муниципальном совете), на строго определенный срок, а также совокупность самих представительных органов власти. 6ПрезидентСубъект законодательной власти. К тому же он - нормотворческий орган (ст.90 Конституции Российской Федерации). 7Принцип верховентсва законаФормирование субординированной правовой системы государства в соответствии с признаком юридической силы, в которой высшей юридической силой обладает главный закон государства8 Разделение властейПринцип, согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную власти. 9Судебная властьсамостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом. 10Судебная система РФКонституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд РФ; другие федеральные суды. 11Федеральное СобраниеПарламент Российской Федерации, будучи представительным органом, является также и законодательным органом. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Список использованных источников

1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237

2.Алексеев С.С. "Государство и право". Учебное пособие. [Текст]. - М.: "Юридическая лит-ра", 2006. - 337 с.

.Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. "Конституционное право Российской Федерации". Учебник. [Текст]. - М.: "Новый юрист". 2007. - 485 с.

.Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделение властей и защите прав и свобод человека. [Текст]. // Государство и право. - 2007. - № 8. - с.34-39.

.Исаев И.А., Золотухина М.Н. "История политических и правовых учений России". Учебное пособие. [Текст]. - М.: Юрист, 2008. - 371 с.

.Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т.3. [Текст]. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 318 с.

.Марченко М.Н. "Теория государства и права". Учебник. [Текст]. - М.: Юридическая литература, 2009. - 453 с.

.Монтескье Ш. Избранные произведения. [Текст]. - М.: Юридическая литература, 2005. - 363 с.

.План государственного преобразования графа М.М. Сперанского. Хрестоматия по истории России. [Текст]. - М.: Просвещение, 2005. - 473 с.

.Хропанюка В.Н. "Теория государства и права". Учебник. [Текст]. - М.: "ДДТ", 2006. - 399 с.

Похожие работы на - Принцип разделения властей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!