Предупреждение преступности

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,29 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Предупреждение преступности

Оглавление

1.Понятие и система мер предупреждения преступности

2.Объекты предупреждения преступности

.Субъекты предупреждения преступности

.Деятельность прокуратуры предупреждению преступности

.Деятельность судов по предупреждению преступности

.Задача №1

.Задача №2

.Задача №3

Список используемой литературы

1. Понятие и система мер предупреждения преступности

Предупреждение преступности - это система мер, предпринимаемых государственными органами <#"justify">1. Общее предупреждение преступности

Корни преступности всегда кроются в негативных общественных явлениях, социальных, политических, экономических и духовных проблемах, присущих конкретному обществу. Поэтому наиболее эффективными в плане уменьшения числа совершаемых преступлений в долгосрочной перспективе являются меры, направленные на укрепление экономики <#"center">2. Объекты предупреждения преступлений

Объект предупреждения преступности (преступления) - это система общественных отношений и связей, на которые воздействует субъект с целью предупреждения преступности (преступления). Именно такого определения требует теория социального управления, с позиций которой объектом является не человек, не микросреда, не социальная группа, не территория, а система связей - отношений. «Дойдя до человека, коллектива или общества в целом, управленческий импульс закладывает в них и через них программу развития общественных отношений. Акт же управления совершается только тогда, когда складываются новые, предусмотренные управляющей идеей, общественные отношения».

В криминологической литературе в качестве объекта предупреждения называют: личность профилактируемого, отклоняющееся поведение, личность в своих связях с микросредой, преступные группы, места концентрации лиц с преступным поведением, территории городов или даже государственные образования, социально-криминогенное пространство, негативные социальные процессы, в общем, любые криминогенные явления.

Вряд ли объектом профилактического управления можно считать отклоняющееся или преступное поведение. Другие же явления, названные выше в качестве объектов, вполне могут быть таковыми, если, конечно, речь идет не о физической субстанции или участке суши, а об общественных отношениях, которые составляют сущность личности, группы, общности людей, объединенных национальностью или просто территорией проживания. Криминогенность территории составляют не ее природный ландшафт, а сложившиеся общественные отношения.

В криминологии (так же как в теории уголовного права) в зависимости от уровня следует различать общий, родовой и конкретный (индивидуальный) объекты. Кроме того, все объекты предупреждения можно классифицировать и по другим основаниям: сфере, отраслевой принадлежности и т.п.

Так же, некоторые ученые под объектами системы профилактики преступлений определяют: преступность в целом, детерминанты преступности, личность правонарушителя и условия ее формирования, нуждающиеся в коррекции. Делается также посылка на то, что объектами ранней профилактики являются такие виды поведения, как аморальное и противоправное, в то время как преступное поведение относится к сфере специально-криминологической профилактики.

Другие к объектам предупреждения преступности относят три категории явлений. К первой категории относятся экономические, социальные, политические, психологические и иные факторы, которые обуславливают состояние и динамику преступности. Ко второй категории относится деятельность людей, которая должна соответствовать нормам права и социального взаимодействия. При этом характер деятельности может быть самым различным - профессиональным, административно-управленческим, технологическим и т.п. Наконец, третья категория в качестве объекта профилактической деятельности предполагает личность преступника, понимаемую как социальный процесс формирования ее криминогенно значимых свойств и качеств.

Наиболее полное определение термина объект предупреждения - отдельные или совокупность различных (по происхождению, сферам, формам и интенсивности проявлений) негативных явлений и процессов реальной действительности материального или духовного характера, которые приводят к возникновению причин и условий, способствующих совершению преступлений.

3. Субъекты предупреждения преступлений

Что касается общего предупреждения преступности, то его субъекты - это практически все общество, все институты гражданского общества, государство в целом.

Задачи специального (специально-криминологического) предупреждения преступности решаются также множеством субъектов: государственных и негосударственных, специализированными и неспециализированными, различающимися по другим признакам. Круг этих субъектов определяется в законном порядке.

Субъекты предупреждения - это органы, должностные лица, негосударственные организации и граждане, оказывающие какое-либо воздействие на объект с целью предупреждения преступлений. Одни осуществляют предупреждение непринудительными методами, другие с использованием методов принуждения. В первую группу входят субъекты социальной профилактики, во вторую - субъекты мер безопасности, компенсации и наказания.

Один субъект может осуществлять несколько видов предупредительной деятельности. Так, например, участковый инспектор милиции одновременно реализует меры социальной профилактики, безопасности и ответственности. Но чаще всего имеет место специализация. По общему правилу, разные виды предупредительного воз-действия реализуют различные субъекты.

Субъекты социальной профилактики - это администрация и трудовые коллективы государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций, творческие союзы и объединения по интересам, спортивные общества и отдельные граждане, которые оказывают какую-либо помощь гражданам, способствуют их успешной социализации, а следовательно, и предупреждению преступлений. Например, развивая интеллектуальные и физические способности подростка, клубы по интересам и спортивные секции тем самым занимаются социальной профилактикой. Одна из насущных проблем - активизации именно этого направления профилактики. Необходимы современные специализированные субъекты социальной профилактики: анонимные психолого-педагогические консультации, службы и телефоны доверия, групповые психологические тренинги и т.п. Особенно нужна специализированная инфраструктура социальной профилактики для несовершеннолетних и молодежи.

Суд, предварительное следствие, уголовный розыск, должностные лица, уполномоченные привлекать к ответственности, - это субъекты мер юридической ответственности - наказания.

Углубление специализации - историческая закономерность и необходимое условие совершенствования и предупредительной деятельности. Каждый должен заниматься своим делом. Совмещение разнохарактерных функций неэффективно. Оно полезно только в определенных случаях. Лучший вклад суда в предупреждение преступлений - это вынесение справедливого приговора. Увлечение, например, выездными заседаниями ради профилактической плюса, приводит к дополнительным издержкам, отвлекает суд от выполнения своих основных обязанностей. Администрация и трудовые коллективы строителей должны качественно строить жилье, суды и тюрьмы, вовремя выплачивать зарплату, а не заниматься профилактикой.

В этой связи требует специального обсуждения проблема участия общественности в деятельности по предупреждению преступности. В осуществлении социальной профилактики для этого нет никаких препятствий: любой трудовой коллектив, объединение или гражданин вправе помочь любому оступившемуся гражданину или трудному подростку. В подавляющем большинстве случаев для это-го не требуется какой-то специальной правовой основы. В соответствии с Законом РФ Об общественных объединениях граждане могут объединяться для защиты от преступных посягательств, в том числе и по месту жительства.

Другое дело, когда речь идет о мерах предупреждения, которые связаны с принуждением и вмешательством в сферу личной жизни. Здесь должны работать специально подготовленные и уполномоченные государством профессионалы. Иной подход чреват массовым нарушением конституционных прав и свобод, ущемлением чести и достоинства законопослушных граждан. Призыв общественности к специализированной деятельности по предупреждению преступности равносилен призыву человека с красной повязкой встать к токарному или слесарному станку.

Борьба с преступностью - это деятельность, связанная с немалым риском, особенно в настоящее время. В войне с криминалом гибнет большое число профессионалов. И нет никаких правовых и моральных оснований призывать неподготовленных людей даже к патрулированию улиц.

Сказанное не означает, что граждане не вправе прибегнуть к самозащите. Среди субъектов мер безопасности можно выделить: субъектов самозащиты, субъектов государственной охраны, субъектов ведомственной охраны и субъектов, предоставляющих услуги в сфере обеспечения безопасности. Субъекты самозащиты - это физические и юридические лица, использующие для защиты весь предусмотренный законодательством арсенал: от необходимой обороны до использования технических средств и услуг государственных и негосударственных детективных и охранных служб.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 года (ред. от 28.12.2010) «О государственной охране» для обеспечения безопасности Президента РФ, лиц, замещающих государственные должности, а также глав иностранных государств применяются меры предупреждения, которые осуществляют субъекты государственной охраны. Закондательство позволяет создавать и собственные службы безопасности, которые осуществляют ведомственную охрану объекта. В последнее десятилетие в России очень заметной стала деятельность субъектов, предоставляющих законные услуги в сфере обеспечения безопасности. Расширился спектр услуг, предоставляемых отделами вневедомственной охраны - специализированного подразделения органов внутренних дел, работающего на основе договоров с гражданами и организациями. На основе Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года (в ред. от 01.07.2011г.) создана достаточно обширная сеть частных детективных, охранных предприятий и служб безопасности, которые оказывают услуги в обеспечении безопасности физических и юридических лиц.

Изменение функций существующих и появление новых субъектов предупреждения закономерно. Иначе и быть не может, ибо одно из правил социального управления гласит: «Чем выше степень соответствия субъекта объекту, тем эффективнее осуществляется управление той или иной системой. Задача научного управления состоит в том, чтобы возможно точнее воспроизвести в субъекте объект управления, в противном случае обеспечить нормальное функционирование общественной системы невозможно».

Распространение наркомании, терроризма, становление организованной преступности, выход российского криминалитета на международную арену и международная кооперация преступных элементов влечет за собой соответствующую специализацию субъектов, создание новых подразделений (налоговой полиции, подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, с терроризмом и т.п.), а также создание межгосударственных субъектов предупреждения преступности.

Специализация, о которой говорилось выше, имеет и негативные моменты, или, как говорят в медицине, побочные последствия. Часто субъект концентрируется исключительно на выполнении поставленной ему задачи, хотя она является промежуточной в достижении конечной цели - предупреждения преступности.

Подобные межведомственные комиссии созданы и на уровне субъектов Федерации. В Положениях, регламентирующих деятельность этих субъектов, помимо координации обычно предусматривается: разработка основных направлений стратегии, оценка эффективности, анализ и прогнозирование состояния преступности, обобщение практики, разработка и рассмотрение целевых программ, и другие очень полезные функции. Однако практика показывает, что этот субъект координации функционирует главным образом в режиме периодических заседаний, которые очень часто похожи на встречи свадебных генералов. Не имея собственного рабочего аппарата, независимой аналитической службы, такая структура в период между заседаниями не работает.

4. Деятельность прокуратуры по предупреждению преступлений

Место и роль прокуратуры в системе предупреждения преступлений определяется ее функцией высшего надзора за точным исполнением законов на территории всей страны. Выполняя эту функцию, прокуроры не только сами решают стоящие перед ними задачи предупреждения преступности, но и осуществляют контроль за деятельностью других государственных органов, исполнением законов, регламентирующих их обязанности по предупреждению преступлений.

Предупредительная деятельность прокуроров состоит также в оказании воздействия на должностных лиц и граждан путем выявления и пресечения средствами общего надзора уже совершенных правонарушений и преступлений. Выявив их, прокурор принимает соответствующие меры к пресечению правонарушений и наказанию виновных. Повышение эффективности этой деятельности прокуратуры достигается обеспечением широкой гласности.

Наиболее действенным средством общего надзора при выявлении и устранении криминогенных обстоятельств является отмена незаконных актов. Тем самым обеспечивается не только предупреждение обусловливаемых ими преступлений (хищения, приписки, злоупотребления и т.д.), но и укрепление законности.

Вся многогранная деятельность российских прокуроров носит ярко выраженный предупредительный характер. Выявляя и устраняя нарушения законов, принимая меры к привлечению к ответственности виновных лиц и совершая иные, предусмотренные законом действия, прокуроры способствуют тем самым предупреждению правонарушений. Уровень предупредительной работы зависит от того, насколько профессионально прокуроры выполняют свои обязанности.

В связи со сложной криминогенной обстановкой в стране предупредительно-профилактическая работа прокуроров в первую очередь должна быть направлена на предупреждение преступлений. Предупреждение преступности - одна из программных задач государства. Предупреждение преступлений заключается в воздействии, во-первых, на причины и условия, определяющие преступность в целом в стране, во-вторых, на причины и условия, способствующие совершению отдельных видов преступлений.

В криминологической литературе по уровню предупреждения преступности различаются общесоциальные и специально-криминологические меры.

К общесоциальным мерам предупреждения относится комплекс экономических, социальных и культурно-воспитательные преобразований. К специально-криминологическим - меры, специально направленные на выявление, устранение или нейтрализацию негативных обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений. Предупредительная деятельность следователя - одно из важных направлений специально-криминологического предупреждения преступности. Следует заметить, что задачи предупредительной деятельности дознавателя определены уголовно-процессуальным законодательством, которое, в частности, устанавливает при производстве по уголовному делу выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступления и вносить представления о принятии мер по их устранению.

Профилактическое направление в деятельности прокурора включает: предотвращение и пресечение преступной деятельности; выявление обстоятельств, способствующих совершению преступления; принятие мер к их устранению.

Обстоятельства, способствующие совершению преступления, относятся к обстоятельствам, подлежащим доказыванию по каждому уголовному делу. В законе нет перечня таких обстоятельств. Они конкретны для каждого уголовного дела.

Так, например, в криминологии причины конкретного преступления принято рассматривать как совокупность или комплекс взаимодействующих обстоятельств, способствующих совершению преступлений и облегчающих возникновение преступного намерения, совершение преступного действия и достижение преступного результата. По каждому уголовному делу дознавателем должны быть установлены (в числе других) обстоятельства, характеризующие причины преступления, и условия, способствующие его совершению. К обстоятельствам, обусловившим совершение преступления и подлежащим установлению следователем, относятся:

обстоятельства, которые характеризуют антиобщественные взгляды, привычки в сознании лица, совершившего преступление;

внешние обстоятельства, сформировавшие эти антиобщественные взгляды, привычки в сознании лица;

обстоятельства, характеризующие жизненные ситуации, которые во взаимодействии с позицией личности вызвали преступные действия;

обстоятельства, облегчившие возникновение преступного действия и достижение преступного результата.

Меры, направленные на устранение обстоятельств, способствовавших совершению преступления, следует принимать тогда, когда эти обстоятельства установлены достоверно. После установления всей совокупности этих обстоятельств дознаватель решает вопрос о внесении представления.

Решение дознавателя об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, является по своему характеру властным и означает, что соответствующие лица обязаны выполнить предписание дознавателя об их устранении.

Как и любой процессуальный акт, представление об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, должно быть четко оформлено, содержать необходимые реквизиты и отвечать требованиям, предъявляемым к его форме.

Некоторые процессуалисты отмечают, что дознаватель должен адресовать свое представление об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, тем учреждениям и должностным лицам, которые могут принять реальные меры для устранения указанных обстоятельств. По идеи, дознаватель обязан не только реагировать на обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, путем внесения представления, но и осуществлять контроль за их реализацией, а также проводить профилактическую работу и за пределами досудебного производства. Сюда относятся выступления по материалам конкретных уголовных дел, а также по результатам обобщений по уголовным делам в печати, по радио, телевидению и в коллективах; чтение лекций по правовой тематике. Правильное сочетание процессуальных и не процессуальных мер позитивно влияет на уровень преступности. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством прокурор обязан проверять, все ли обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, были выявлены дознавателем и достаточны ли меры, принятые им, к устранению этих обстоятельств.

Задачи предупреждения преступления и повышения уровня профилактической работы прокурор решает при осуществлении своей деятельности и по другим направлениям.

Следует заметить, что успех профилактической деятельности во многом зависит от того, насколько она опирается на знание фактического состояния преступности, обстоятельств, способствующих совершению преступлений.

Для организации профилактической работы следует располагать полными сведениями:

о состоянии и динамике преступности;

о территориях и объектах, где совершается наибольшее количество правонарушений и наиболее опасных видов преступлений;

о факторах (экономических, социальных и других), влияющих на состояние преступности.

Для изучения преступности прокурорами используются различные методы исследования, выработанные наукой криминологией, в частности:

анализ статистических данных о преступности (статистический анализ преступности);

обобщение данных об обстоятельствах, способствовавших совершению преступлений, содержащихся в материалах уголовных, гражданских и арбитражных дел, материалах прокурорского надзора и других документах;

опрос общественного мнения и наблюдение.

Генеральный прокурор РФ обязывает прокуроров проводить анализ состояния преступности, условий и причин, способствующих ей, не реже двух раз в год.

Осуществляя надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и должностными лицами, прокурор выявляет уже совершенные, иногда скрытые от учета преступления; выявляет правонарушения, которые могли перерасти в преступления; устанавливает обстоятельства, способствующие совершению этих нарушений.

Для успешного осуществления предупредительной деятельности прокурора важную роль играет координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

5. Деятельность судов по предупреждению преступлений

В числе разнообразных задач, решаемых судом, важное значение имеет правильное определение мер наказания. Вынесение справедливого приговора в отношении виновного является для склонных к совершению преступлений лиц наглядным примером того, какие последствия могут наступить в случае совершения противоправных деяний. Акт правосудия оказывает превентивное воздействие и на других граждан.

Формы предупредительной работы судебных органов весьма разнообразны: выездные заседания, привлечение представителей общественности к судебному разбирательству уголовных дел, частные определения о невыполнении обязанностей должностными лицами по выявлению и устранению причин и условий преступлений, контроль за исполнением приговоров, решений и определений.

Основным направлением предупредительной деятельности органов и учреждений юстиции является работа по исправлению и перевоспитанию осужденных, а также правовая пропаганда. Они также осуществляют организационное руководство работой судов и таким образом имеют возможность влиять на их деятельность по предупреждению преступлений. На органы юстиции возложено не только непосредственное осуществление правовой пропаганды, но и методическое руководство этой работой. Они координируют деятельность правоохранительных органов по правовой пропаганде, разрабатывают средства и методы ее осуществления, организуют их внедрение в практику пропагандистской работы.

Предупреждение преступлений тесно связано с выполнением основной задачи суда - осуществлением правосудия, то есть с деятельностью по восстановлению нарушенных преступлением прав и свобод. Воспитательную и профилактическую функции выполняют выносимые судами частные постановления, направленные на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступления. Частное постановление - это решение, вынесенное судом в строгом соответствии с законом, соблюдением процессуальной формы, наравне с другими решениями суда вступающее в законную силу и носящее обязательный характер. Практика показывает, что суд в подавляющем большинстве случаев выносит частные постановления о нарушениях, допущенных при расследовании уголовных дел. В этих частных постановлениях обращается внимание соответствующих должностных лиц на выявленные по делу нарушения закона. Одновременно выдвигается требование о принятии мер для недопущения нарушений в дальнейшем.

Судом обеспечивается строгий контроль за исполнением частных постановлений и принятием реальных мер по устранению отмеченных недостатков. Должностные лица, руководители организаций предоставляют в суд ответы о проделанной работе и о мерах, принятых и принимаемых для недопущения нарушений в дальнейшем. Частные постановления обсуждаются на оперативных совещаниях, проводимых руководителями правоохранительных органов, других организаций, где выясняются причины, приведшие к нарушениям, а лица, их допустившие. привлекаются к дисциплинарной ответственности или предупреждаются об ответственности в случае повторения подобных нарушений. Органы местного самоуправления, рассмотрев частные постановления по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, разрабатывают графики проведения рейдов по соблюдению правил благоустройства и озеленения, по выявлению и уничтожению дикорастущих наркосодержащих растений.

При вынесении частных постановлений по делам о преступлениях несовершеннолетних руководители образовательных учреждений предупреждаются об активизации работы по выявлению неблагополучных семей, по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав выносятся представления в адрес учреждений, в которых обучаются лица, совершившие преступления, с целью предотвращения повторных нарушений в работе. Но итогам рассмотрения частных постановлений суда органами внутренних дел проводятся профилактические беседы с лицами, совершившими преступление. С личным составом проводятся дополнительные занятия по изучению ведомственных нормативных актов, уголовного и уголовно-процессуального закона. Кроме этого, судом выносятся частные постановления, в которых указываются примеры проявления высокой сознательности, упорства отдельных сотрудников правоохранительных и иных органов при выполнении своих служебных обязанностей, в связи с чем руководители соответствующих органов поощряют сотрудников по итогам работы.

При неисполнении частных постановлений руководителями предприятий. учреждений или организаций, судами могут вноситься представления в вышестоящие инстанции об ответственности таких руководителей. Недопустимо, чтобы выявленные при рассмотрении дела недостатки продолжали существовать и приводить к совершению новых преступлений. Таким образом, можно сделать вывод о том, что частное постановление суда имеет большое профилактическое значение. Но только при оптимальной совместной деятельности правоохранительных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций и отдельных граждан могут быть созданы эффективные условия профилактики преступлений.

Одна из целей применения наказания к преступникам состоит в том, чтобы не допустить совершения ими новых преступлений (специальное предупреждение или частная превенция). Наряду с этим наказание предостерегает других лиц от совершения преступлений (общее предупреждение или превенция). Следует подчеркнуть особое значение гласности судебного разбирательства для предупреждения преступности. Осуществляя правосудие по уголовным делам, суд исследует как причины и условия преступления, непосредственно входящие в характеристику объективной и субъективной сторон деяния, так и криминогенные факторы, проявившиеся иным путем, в частности в виде обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности. В ходе судебного разбирательства подлежат выявлению причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Соответственно, судом выясняются обстоятельства: возникновения у подсудимого антиобщественной ориентации (интересов, мотивов, взглядов, привычек, всего того, что составляет субъективные детерминанты преступления); непосредственно вызвавшие формирование преступного умысла, намерение совершить данное преступление (например, подстрекательство); облегчившие действие источников отрицательных влияний (например, безнадзорность несовершеннолетнего); способствовавшие реализации противоправных намерений (например, плохая охрана ценностей); конкретной жизненной ситуации криминогенного характера (например, провоцирующее поведение потерпевшего). Эти обстоятельства суд исследует прежде всего в целях назначения справедливого наказания. Вместе с тем очевидно большое значение данной стороны его деятельности для специально-криминологического предупреждения преступности. Ко времени судебного разбирательства конкретные меры по выявлению, оценке и устранению причин и условий, способствовавших преступлению, уже могут быть приняты органом дознания, следователем, прокурором, организациями и учреждениями, которым адресованы их представления по этому поводу. И суд, рассматривая уголовное дело, не ограничивает свою предупредительную деятельность собственным исследованием причин и условий преступления. Он также контролирует профилактическую работу других специализированных и неспециализированных субъектов предупреждения преступности, оценивает ее с точки зрения законности, а также полноты, своевременности, эффективности. Суд должен выяснить, какие меры приняты по представлению следователя (прокурора) об устранении причин и условий преступления. При установлении фактов игнорирования этих документов, их несвоевременного или формального рассмотрения суд выносит частные определения (постановления) в адрес тех организаций, предприятий, учреждений, которым направляется представление, либо в вышестоящие органы. Аналогичным образом реагирует суд на факты невыполнения (формального, некачественного исполнения) органами дознания, следователями их юридической обязанности выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, и принимать меры по их устранению.

Велика роль суда в предупреждении преступлений путем реализации норм уголовного законодательства с так называемой двойной превенцией. Так, наказанием за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью суд, несомненно, способствует предупреждению других, как правило, несравненно более опасных преступлений ( в данном случае убийств), которые с высокой долей вероятности могли бы быть совершены в случае реального исполнения запугиваний, обещаний расправиться и т.п.

Аналогичным образом срабатывает механизм специально-криминологического предупреждения при рассмотрении судами дел частного обвинения, а также о вовлечении несовершеннолетних в преступную деятельность, о незаконном ношении, хранении, приобретении, изготовлении или сбыте оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и других преступлениях.

Предупреждение преступности осуществляется судами не только путем уголовного, но и административного, а также гражданского судопроизводства. В последнем случае определенную роль в специально-криминологическом предупреждении преступности наряду с судебными органами общей юрисдикции играют арбитражные суды, особенно в части выявления и устранения обстоятельств, способствующих уголовно наказуемым посягательствам на экономические отношения.

В начале 90-х годов вследствие односторонней трактовки правозащитной роли суда, сути его независимости наметилась тенденция к ограничению предупредительных функций судебной системы и даже сведению их на нет. Например, стали редкостью выездные заседания суда. Предпринимаются попытки освободить суды от обязанности выявлять причины и условия преступлений, соответствующим образом реагировать на них, контролировать деятельность субъектов предупреждения преступлений. Конечно, сложившиеся в прошлом представления об идентичности задач суда и органов уголовного преследования, об ответственности суда за состояние преступности должны быть отвергнуты как противоречащие самой идее судебной власти. Вместе с тем является необоснованным «отказ от воспитательно-профилактической функции правосудия, от возможностей предупредительного воздействия правосудия на преступность, формирования правового и нравственного сознания населения, культуры правоотношений».

Задача №1

Термины «предупреждение преступности» «профилактика преступности» некоторыми авторами выделяются смысловые оттенки данных понятий и рассматривают их как синонимы общего понятия «предупреждение преступности», однако определённые семантические отличия между ними всё же имеются.

Предупреждение преступности - это система мер, предпринимаемых государственными органами <#"center">Задача №2

Правовая основа предупреждения преступности включает в себя нормы различных отраслей права. Основное значение имеют нормы Конституции РФ, пример ст. 21: «при проведении предупредительных мероприятий недопустимо умаление достоинства личности». Для виктимологической профилактики правовые основы тоже заложены в Конституции РФ: «… права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом».

Уголовное право в свою очередь определяется круг деяний, запрещенных под угрозой уголовной ответственности и весь процесс исполнения наказаний, который регулируется уголовно-исполнительным правом, способствует предупреждению преступности. Так же им регулируется предупреждение рецидива преступлений, регулируя порядок освобождения из мест лишения свободы, административный надзор за освобождёнными.

Уголовно-процессуальный закон, определяя общую задачу предупреждения преступности, устанавливает конкретные процессуальные меры предупредительного характера в виде представлений органа дознания, следователя, прокурора, частных определений (постановлений) суда. Административно-правовые средства борьбы с пьянством, наркотизмом, проституцией, нарушениями правил торговли, посягательствами на права потребителей, экологическими правонарушениями, тоже составляют правовую основу.

Из выше сказанного следует, что Конституция РФ, уголовный, уголовно-исполнительный, уголовно-процессуальный кодексы РФ и кодекс об административных правонарушениях, несут основную правовую нагрузку в юридическом упорядочивании процесса. Также следует отметить нормы гражданского, семейного, финансового, земельного и других кодексов. К примеру в гражданском кодексе есть нормы, которые предусматривают ограничение дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами, в семейном кодексе нормы по лишения и ограничения родительских прав - порядок, основания, последствия.

Задача №3

Сейчас в России наблюдается процесс омоложения преступной уголовно наказуемого поведения несовершеннолетних. Четырнадцатилетними совершается гораздо больше преступлений, чем к примеру семнадцатилетними. Особенность преступлений несовершеннолетних, является большой из них процент совершённых группировками. Наблюдается вовлечение несовершеннолетних в преступные группировки взрослыми. Ранее преступления несовершеннолетних были в основном уличные, теперь же это проникновения в чужие жилища, кражи, разбои, грабежи. Для них в преступлениях есть уголовная романтика, акты смелости. Мотивы они приукрашивают, в своих и чужих глазах делая их более благородными. С годами отмечается расширение социально-экономической базы преступности несовершеннолетних. Это прежде всего обнищание многих семей, возрождение детской и подростковой беспризорности, появление безработицы несовершеннолетних. Семья, которая едва сводит концы с концами, каждый день борясь за существование. В сложнейших условиях нравственного формирования и развития личности оказались подростки из семей безработных, беженцев, вынужденных переселенцев.

Для тех подростков, которые остались в более или менее благополучных семьях, не порвали связей со школой, характерно как усиление отрицательного влияния традиционных, так и появление новых дефектов социализации в этих типах микросреды.

Требуется активизация работы институтов общесоциального предупреждения (таких, как государственные муниципальные и частные образовательные учреждения, отделы по делам семьи и детей, комитеты по делам молодежи, служба занятости и социальной защиты), а также структур, соориентированных на первичное специальное предупреждение правонарушений подростков (социально-реабилитационной службы, кризисных центров, занимающихся проблемами семейного насилия, помощи их детям, оставшимся без попечения родителей, коррекционных воспитательно-образовательных учреждений открытого типа, приютов, объединений родителей по месту жительства и учебы детей).

В системе органов и учреждений, центральным звеном, занятым профилактикой правонарушений подростков, должны стать комиссии по делам несовершеннолетних. Согласно положению о комиссиях к их ведению также относятся:

а) устройство и охрана прав несовершеннолетних;

б) рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних;

в) осуществление государственного контроля за условиями содержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях МВД, специальных учебно- и лечебно-воспитательных учреждениях.

Элементы предупреждения преступности несовершеннолетних:

) Основную роль в деле предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних играют специализированные учреждения (службы) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, создаваемые в структуре органов социальной защиты населения. Эта же цель реализуется деятельностью специальных учебно-воспитательных учреждений (СУВУ) органов образования для детей и подростков с девиантным поведением. В соответствии со ст. 11 ФЗ» Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» , комиссии по делам несовершеннолетних (далее - КДН), образуемые органами местного самоуправления, являются одним из основных институтов, обеспечивающих защиту прав и интересов несовершеннолетних. Основная задача КДН - предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий этой возрастной группы населения. Эта задача должна достигаться путем организации контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, применения мер воздействия в отношении несовершеннолетних и их законных представителей. На практике основное время в работе КДН уделяется рассмотрению дел о правонарушениях несовершеннолетних, подготовке материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, рассмотрению представлений органов образования об исключении несовершеннолетних из учреждения общего образования.

) Системой органов профилактики преступности несовершеннолетних являются органы социальной защиты- это территориальные центры социальной помощи, психолого-педагогической помощи, центры экстренной психологической помощи (телефоны доверия). Главная особенность этих органов заключается в том, что они в большей степени нацелены на проведение индивидуальной содержательной профилактической работы с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними, с теми, кто оказался в трудной жизненной ситуации. В эту работу входит и бесплатное оказание социальных услуг, тесное сотрудничество с семьей, помощь в организации досуга несовершеннолетних и т.д.

) Система профилактики являются специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Особенность этих учреждений заключается в том, что они оказывают срочную экстренную помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации преимущественно на стационарной основе. К таким учреждениям относятся а) социально-реабилитационные центры, б) социальные приюты, обеспечивающие временное проживание детей, в) центры помощи детям, оставшиеся без попечения родителей.

) учреждения образования и органы управления образованием. К компетенции этих институтов относится: введение и реализация методик, направленных на формирование законопослушного поведения; проведение комплексных психолого-медико-педагогических обследований для определения необходимых форм обучения и воспитания; выявление детей, пропускающих занятия, и помощь по получению образования; помощь семьям в воспитании и обучении детей; организация отдыха и досуга несовершеннолетних

) Органы и учреждения по делам молодежи, учреждения культуры, спорта, туризма, молодежные объединения, другие общественные организации и движения. В пределах своей компетенции они участвуют в организации воспитания, отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних. Основными задачами органов по делам молодежи является координация деятельности молодежных организаций, оказание им финансовой поддержки на конкурсной основе .

) Органы управления и учреждений здравоохранения - в последнее время становится все более существенной. В условиях неуклонного роста психических отклонений, алкоголизации и наркотизации, социальная роль оказания психиатрической и наркологической помощи, осуществления лечебно-восстановительного лечения существенно возрастают.

) Органы и учреждения внутренних дел, среди которых ведущими являются подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних

) Органы опеки и попечительства и органы служб занятости. Эти элементы профилактики названы вспомогательными, так как их деятельность в профилактике носит преимущественно распорядительно-контрольный характер, не связанный с содержательной работой с несовершеннолетним и (или) его семьей.

Список используемой литературы

1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2.Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 01.07.2011)

.Федеральный закон «О государственной охране» от 27.05.1996 N 57-ФЗ (ред. от 28.12.2010)

.Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ

.Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 07.02.2011)

6.Криминология. Курс лекций. Алексеев А.И. «Щит-М», 1999. <http://pravouch.com/page/pravo/uchebnik/uch-15.html>

.Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

.Криминология: Учебник / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004

.Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

Похожие работы на - Предупреждение преступности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!