Правовые основы налогов и сборов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,16 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовые основы налогов и сборов

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие, структура и значение законодательства о налогах и сборах

.1 Законодательство о налогах и сборах

.2 Элементы Закона о налоге

Глава 2. Налог, как правовая категория (понятие, юридические признаки, значение, содержание, функции)

Глава 3. Действие налогового законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц

.1 Порядок вступления налогового законодательства в силу

.2 Действие актов налогового законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц

Заключение

Список литературы

Введение

Под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В большинстве современных государств источником получения большей доли бюджетных средств являются налоговые механизмы. При этом, само исполнение обязанности по уплате налогов может быть выражено не только путем перечисления определенной денежной суммы, но и путем передачи в адрес государства части товарно-материальных ценностей.

История налогов насчитывает тысячелетия. Налоги выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы древнего мира потребовали соответствующего финансирования. По словам английского экономиста С. Паркинсона: «Налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников».

Налоги - древнейший институт человеческой цивилизации, необходимый атрибут государства. Поэтому история налогообложения неразрывно связана с зарождением и развитием государственности.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство о налогах и сборах является неотъемлемой частью системы налогообложения Российской федерации. Налоговая система Российской Федерации была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие.

Предметом данной курсовой работе являются правовые основы налогов и сборов, понятие, юридические признаки, значимость и функции налогов и сборов.

Актуальность рассматриваемой темы в силу значимости налогов не только как источников пополнения государственного бюджета, но и как средств согласования публично-правовых и частноправовых интересов. Причем, важно обеспечение баланса этих интересов, позволяющее не допускать как ущемления публично-правовых интересов из-за их тесной связи с осуществлением государственных функций (в том числе и социально-ориентированных), так и незаконного ограничения частноправовых интересов в силу необходимости защиты законных прав граждан.

Целью моей курсовой работы является обоснование основных начал законодательства о налогах и сборах, которые, действуя во взаимосвязи, призваны определить основы взаимоотношений налогоплательщика и государства. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Структура данной курсовой работы. В первой главе раскрывается понятие, структура и особенности российского законодательства о налогах и сборах, его значение. Во второй главе дается определение налога как неотъемлемой части налоговой системы, его юридические признаки и значение. Третья глава посвящена действию налогового законодательства во времени, пространстве и круге лиц.

Глава 1. Понятие, структура и значение законодательства о налогах и

сборах

.1 Законодательство о налогах и сборах

Законодательство о налогах и сборах - это упорядоченная система норм и правил, содержащихся в законах и регулирующих отношения в сфере налогообложения. Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс. В нем устанавливаются и регламентируются виды налогов и сборов, порядок, особенности и сроки их расчета, начисления и уплаты, налоговые льготы, субъекты (налогоплательщики - физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели) и объекты налогообложения (прибыль, доходы, имущество, сделки, финансовые операции и тому подобное), юридическая ответственность за неисполнение законодательства о налогах и сборах.

Основу функционирования налоговой системы РФ на современном этапе составляет НК РФ, в соответствии с которым законодательство РФ о налогах и сборах включает в себя:

НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;

законы и нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с НК РФ;

нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей. Часть первая (Общая) действует с 1 января 1999 г. и устанавливает налоговую систему РФ, основы правоотношений, возникающих при уплате налогов и сборов, виды налогов и сборов, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков, формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые нарушения, порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов, методы взимания налогов и т.д. В части первой НК РФ определен порядок изменение перечня налогов, ставок, методов исчисления налогооблагаемой базы, объектов налогообложения и методов взимания налогов, а также установлен порядок внесения изменений в налоговое законодательство.

Действующим налоговым законодательством не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и применяться в зависимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Допускается установление особых видов пошлины либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Не правомерно вводить налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать не запрещенную законом экономическую деятельность физических и юридических лиц или создавать препятствия для такой деятельности.

Налоги, сборы, пошлины и другие платежи формируют бюджетную систему РФ, которая представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В процессе формирования налоговой составляющей доходов государственного бюджета разные налоги составляют определенный удельный вес от всех налоговых поступлений (налог на добавленную стоимость - около 36%, таможенные платежи - около 23%, акцизы - 22%, налог на прибыль - 9%, налог на доходы физических лиц - 6,3% и т.д.).

Часть первая НК РФ регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ.

При уплате налога возникают имущественные отношения между плательщиком и получателем, основанные на властном подчинении первого последнему. Именно поэтому к налоговым отношениям неприменимы нормы гражданского законодательства, основанного на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, т.е. нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим при контроле уплаты таможенных платежей, обжаловании актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечении к ответственности виновных лиц законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное непосредственно не предусмотрено НК РФ.

В соответствии с НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Важной характеристикой законодательства о налогах и сборах является действие его актов во времени, которое определено ст. 5 НК РФ.

Все, что предусмотрено НК РФ, обязательно к исполнению. Все, что противоречит НК РФ, трактуется в пользу налогоплательщика. Можно признать любой нормативный правовой акт не соответствующим НК РФ, если он изменяет или ограничивает права налогоплательщиков, запрещает им какие-либо действия (бездействие), разрешает или запрещает положения, установленные НК РФ.

В НК РФ изложены следующие общие условия установления налогов и сборов: при введении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; в необходимых случаях могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить; все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

.2 Элементы закона о налоге

Законодательными актами государство устанавливает конкретные методы исчисления и способы уплаты и взимания налогов.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Субъект налога (налогоплательщик). Налогоплательщик - это лицо, обязанное уплатить налог. Однако данное определение является неполным и неточным. Существует такое понятие, как носитель налога (фактический налогоплательщик), под которым понимается лицо, которое фактически принимает на себя бремя налога.

Такое фактическое переложение тяжести налогообложения характерно для косвенных налогов, где юридический и фактический налогоплательщики не совпадают в одном лице (например, налог на добавленную стоимость уплачивается производителем, но затем включается в цену товара). Поэтому необходимо понимать, что когда мы говорим о субъекте налога, мы имеем в виду только юридического налогоплательщика.

Таким образом, налогоплательщик - это лицо, которое обязано уплатить налог в соответствии с законом. Однако и данное определение требует уточнения.

Существует такое явление, как налоговые оговорки, т. е. соглашение, в соответствии с которым одно лицо перекладывает уплату налогового бремени на другое лицо. Законодательство большинства стран признает такие оговорки незаконными, поскольку практика налоговых оговорок снижает уровень налоговых доходов государства, вносит путаницу в налоговые отношения. Исключения составляют лишь таможенные пошлины. Таким образом, по общему правилу налогоплательщик должен уплачивать налоги из собственных средств.

Налогоплательщик (субъект налога) - это лицо, которое в соответствии с законом обязано уплатить налог за свой собственный счет.

Данное определение, однако, не исключает представительства при уплате налога, так как представитель не принимает на себя налогового бремени, а уплачивает налог из средств субъекта налога. Поэтому представитель не становится налогоплательщиком.

Объект налогообложения - реализация товаров (услуг, работ), имущество, прибыль, доход, расход или иное обязательство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.В теории налогового права объект налогообложения определяется как юридический факт или совокупность юридических фактов, который в соответствии с налоговым законом обуславливает обязанность по уплате налога.

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. В свою очередь юридические факты подразделяются на события и действия. Объекты налогообложения следует связывать именно с действиями, так как это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания людей. При этом, безусловно, следует учитывать лишь правомерные действия.

Указанные юридические факты могут возникать в процессе:

Производство благ (налог на прибыль, подоходный налог);

Обращение благ;

Потребление благ (НДС, акцизы).

Налоговая база (основание исчисления налога) - это та часть предмета налога, с которой в соответствии с налоговым законом должен исчисляться. В основание исчисления налога может быть положен весь предмет или его часть.

Метод формирования налоговой базы основывается на определенных моментах, принимаемых во внимание при формировании налоговой базы. В зависимости от того, какой момент принят за основу, методы формирования налоговой базы подразделяются на: кассовый метод (метод присвоения) и накопительный метод (метод чистого дохода).

При использовании кассового метода во внимание принимается момент фактического получения налогоплательщиком каких-либо материальных и нематериальных благ, а при накопительном методе - момент получения права на них.

Способы определения налоговой базы также различаются. По большинству налогов ее показатели определяются на основе данных бухгалтерского (налогового) учета. Такой способ именуется прямым. Если налоговая база определяется на основе данных об иных аналогичных налогоплательщиках, то такой способ называется косвенным.

Условный способ основывается на использовании вторичных признаков условной суммы дохода. Паушальный способ предполагает использование вторичных признаков условной суммы налога.

Масштаб налога (основание измерения налоговой базы) - применяется для измерения налоговой базы и являет собой какой-либо взятый за основу параметр предмета налога.

Единица налогообложения - есть единица меры того или иного параметра налоговой базы.

Налоговый период - это период времени, на протяжении которого завершается формирование налоговой базы и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Отчетный период - это период времени, по итогам которого налогоплательщик должен самостоятельно составить и своевременно представить в налоговый орган налоговую декларацию (бухгалтерскую отчетность) об имеющемся у него объекте налогообложения и сумме подлежащего с него уплате налога.

Ставка налога - доля имущества налогоплательщика, подлежащая изъятию в пользу налогооблагающих субъектов.

Виды ставок:

Процентные (адвалорные) ставки;

Комбинированные ставки.

Твердые (специфические) ставки - это ставки, начисляемые в установленном размере за единицу налогообложения. Процентные (адвалорные) ставки - это ставки, которые начисляются в процентах к облагаемой сумме. Комбинированные ставки - сочетают оба названных вида налогообложения.

Метод налогообложения - способ изменения ставки налога в зависимости от увеличения или уменьшения налоговой базы.

Виды методов:

Равный метод налогообложения;

Пропорциональный метод налогообложения;

Прогрессивный метод налогообложения;

Регрессивный метод налогообложения.

Равное налогообложение - предполагает установление равной суммы налога для каждого налогоплательщика.

Пропорциональное налогообложение - основывается на одинаковой ставке для каждого налогоплательщика.

Прогрессивное налогообложение - предусматривает повышение ставки с увеличением налоговой базы.

При регрессивном налогообложении ставка напротив понижается с увеличением налоговой базы.

Обязанность исчисления налогов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренном для каждого из них налоговым законодательством, и возлагается как на налогоплательщиков и налоговых агентов, так и на налоговые органы.

По большинству налогов (НДС, акцизы, налог с продаж) обязанность их исчисления возлагается на самого налогоплательщика. По отдельным налогам (подоходный налог, налог на прибыль) наряду с налогоплательщиками исчисление может осуществляться и налоговыми агентами, то есть имеет место сочетание субъектов исчисления. Исчисление налога может осуществляться налоговым агентом и налоговыми органами.

Существует две системы исчисления налога:

Кумулятивная система;

Некумулятивная система.

Кумулятивная система предусматривает исчисление налога нарастающим итогом с начала года с учетом ранее внесенных платежей (налог на прибыль), а некумулятивная система - исчисление налога, основывающееся на обложении базы по частям (НДС).

Срок уплаты налога - это определенный в налоговом законе период времени (определенная календарная дата), в течение которого налогоплательщик должен исполнить обязанность по уплате налога. Срок уплаты налога может определяться также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Порядок уплаты налога - это способ исполнения обязанности по его уплате. При уплате налога налогоплательщик должен знать:

Основание платежа (уплата налога или сбора);

Направление платежа (федеральный бюджет, региональный или местный бюджет, либо государственный внебюджетный фонд);

Валюту платежа (национальная и иностранная);

Форму платежа (наличная, безналичная, натуральная).

Налоговый оклад - это сумма платежа по одному налогу или сбору. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной форме. Выделяются три способа уплаты налога:

Удержание налога у источника выплаты дохода;

Уплата налога по налоговой декларации;

Уплата налога на основе кадастра.

Источник выплаты дохода - организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход. Удержание налога может осуществляться указанными лицами в том случае, если такая обязанность возложена на них налоговым законом.

Уплата налога по налоговой декларации предполагает подачу налогоплательщиком письменного заявления о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.

Уплата налога на основе кадастра основана на использовании данных реестров, содержащих информацию о земле, недвижимости, недрах и пр.

Отсутствие хотя бы одного из обязательных элементов в налоговом законе приводит в негодность всю юридическую конструкцию налога, соответственно обязанность по его уплате не устанавливается.

Различают представительство по закону и представительство по назначению.

. Представительство по закону. Данным понятием охватывается ситуация, когда налоги на доходы, имущество недееспособных лиц выплачивают их законные представители (опекуны, попечители, родители, усыновители).

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

. Представительство по назначению. НК РФ допускает представление интересов налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами лицом, уполномоченным самим налогоплательщиком, называемым уполномоченным представителем.

Уполномоченный представитель осуществляет свои полномочия на основании доверенности. В случае представления интересов налогоплательщика - физического лица, доверенность должна быть нотариально удостоверена.

Довольно часто представительство по назначению применяется при возложении налоговой обязанности на должника в счет долга, причитающегося налогоплательщику от этого лица.

С представительством очень схож порядок уплаты налогов непосредственно у источника дохода. В данном случае налог удерживается лицом, производящим выплату, за счет средств того, кому причитается указанная выплата, т. е. за счет налогоплательщика, и налогоплательщик фактически получает выплаты за исключением сумм налога. Лицо, которое в соответствии с законом обязано удерживать налог и перечислять его в бюджет, называется налоговым агентом. Уплата налога у источника дохода применяется, например, при удержании подоходного налога с физических лиц бухгалтерией предприятия, выплачивающего заработную плату своему работнику.

Законодательство устанавливает права и обязанности налогоплательщика.

Налогоплательщик имеет право:

пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательными актами;

представлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам;

знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;

представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов, и по актам проведенных проверок;

в установленном порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц и др.;

получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, а также письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства;

на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;

требовать соблюдения налоговой тайны;

требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов.

Налогоплательщик обязан:

своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

предъявлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения, в том числе налоговые декларации;

выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;

вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее четырех лет (и др.).

Виды налогоплательщиков. Наиболее важным основанием классификации субъектов налога является постоянство местопребывания (резидентство).

Физическое лицо (гражданин РФ, иностранец, лицо без гражданства) считается резидентом, если оно фактически находится на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Другими словами, признак постоянного местопребывания в России устанавливается ежегодно. В том случае, если возникает двойное резидентство, используются следующие критерии:

место постоянного жительства;

центр жизненных интересов;

место преимущественного проживания;

гражданство.

Для юридических лиц в целях определения постоянного местопребывания в Российской Федерации в основном используется критерий места инкорпорации. Все юридические лица, зарегистрированные в Российской Федерации, являются ее резидентами. За рубежом резидентство также определяется по юридическому адресу юридического лица, по месту осуществления центрального управления компанией, текущего управления компанией, по месту совершения основного объема операций юридического лица.

Практическое значение определения места постоянного пребывания налогоплательщика заключается в следующем: у резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, в то время как у нерезидентов налогообложению подлежат доходы, полученные из источников, находящихся только в Российской Федерации.

Глава 2. Налог, как правовая категория (понятие, юридические

признаки, значение, содержание, функции)

В современной России налоговая система нормативно определена в НК РФ. Налоговым (фискальным) платежом является денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности и поступающая в специальные бюджетные или внебюджетные фонды.

Налоговая система, установленная НК, предусматривает два вида налоговых платежей:

налог;

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лип, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками налоговых платежей являются:

обязательность выделения из полученного единоличным или групповым трудом доли, идущей на содержание отдельных общественных групп, осуществляющих специализированную деятельность;

безвозмездность передачи материальных ценностей;

отсутствие четкой взаимосвязи между передачей материальных ценностей и совершением определенных действий общественными органами управления и общественной защиты.

Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в России, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Признаками сборов являются:

обязательность осуществления в случае денежных вы плат или материального изъятия при наступлении объективно определенных условий;

наличие субъективно предполагаемой взаимосвязи между проведением процедуры уплаты сбора и наступлением предполагаемых заранее определенных последствий.

Сборы носят индивидуально-возмездный, компенсационный характер.

Понятие сбора следует отличать от платы за услуги, оказываемые государственными органами.

Налоги в российской экономической науке рассматриваются как один из элементов системы финансов, являющихся, в свою очередь, элементом экономики.

При таком подходе налог как экономическая категория считается определенной разновидностью производственных отношений, С точки зрения экономики налоги - это совокупность отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками (ими выступают физические и юридические лица) по поводу перераспределения ВВП в целях формирования централизованных денежных фондов государства.

Налоги и налогообложение, безусловно, играют большую роль в современной экономической системе, но объяснение института налогообложения исключительно с позиции экономики - весьма однобокий и в некотором роде ущербный подход.

По мнению экономистов, государство всегда заинтересовано в максимальном размере налогов, а налогоплательщик, наоборот, прилагает усилия по снижению размеров своих налоговых отчислений или вообще по уклонению от их уплаты. В этом случае между участниками налоговых отношений неизбежно проявляются и постоянно существуют объективные противоречия.

Рассматривая налоги как исключительно экономическую категорию, мы не сможем объяснить данный парадокс, и вынуждены ограничиться признанием существующей проблемы как «неизбежного зла», присущего системе налогообложения. Весьма сложно будет объяснить и роль налогообложения в современном обществе, избравшем гуманистические, демократические принципы развития, предполагающие отказ от произвола и насилия государства над личностью.

Напомним, что согласно базовому общенаучному принципу ни один из элементов системы не может иметь принципиально иного содержания, нежели все остальные ее элементы, и их деятельность не должна идти вразрез с едиными задачами и целью функционирования системы. Кроме того, ни один из элементов системы не может приобретать большего значения, чем вся система в целом. Как показывает практика, это правило не работает в отношении взаимосвязи таких понятий, как «экономика», «финансы» и «налоги».

Рассматривая налоги в контексте экономической системы, следует признать, что по ряду основных характеристик, как то: цель, основные задачи, объекты, система налогообложения коренным образом отлична от аналогичных характеристик системы экономики и системы финансов.

Все экономические объекты имеют строго определенное материальное выражение. Основная цель экономической деятельности состоит в получении самым эффективным методом наибольшего количества прибавочного продукта.

Облегчению механизма экономических взаимоотношений способствует финансовая система. Благодаря ей у любого объекта экономики появляется своя оценочная стоимость, выраженная в форме его отношения к национальной валюте. Финансовые отношения происходят также в материальной плоскости путем обмена объектов экономики на их финансовый эквивалент, имеющий определенное материальное выражение. Одним из результатов внедрения финансовой системы стало повышение эффективности экономических взаимоотношений между субъектами, что привело к сокращению их накладных расходов и возникновению возможности увеличить количество прибавочного продукта.

В отличие от финансовых и экономических объектов налоги имеют ярко выраженный абстрактный характер. Налоги не имеют конкретного материального выражения, их нельзя потрогать или увидеть. Выражение «уплатить налоги», например, не равноценно словосочетанию «уплатить деньги». Уплата налога прежде всего означает исполнение гражданином своей обязанности по уплате налога. При этом форма исполнения обязанности определена далеко не всегда. Она может быть связана как с перечислением особой денежной суммы, так и с передачей части произведенной данным лицом продукции в ходе своей экономической деятельности.

Неразрешимый в сугубо экономическом контексте «парадокс налогообложения» имеет весьма логичное решение, если взглянуть на эту проблему более широко.

Ответ о причинах возникновения подобных расхождений между системой налогообложения и системой экономики в целом можно найти путем применения методики историко-логического моделирования.

При таком подходе модель возникновения и развития взаимоотношений экономической, финансовой и налоговой систем будет выглядеть следующим образом.

Начальный этап существования экономических отношений связан с производством (добычей) и потреблением определенных материальных ресурсов (для их обозначения наиболее подходит понятие «товар»). Первоначальная экономическая деятельность осуществляется по принципу универсального производства, когда один экономически активный субъект обеспечивал себя всем необходимым.

Разделение труда, пришедшее на смену этапу универсального производства, обусловило необходимость организации системы обмена недостающей продукцией между экономически активными субъектами. Первоначальный обмен происходил исключительно по схеме «товар на товар». Именно на данном этапе в наибольшей степени проявилась основная цель экономической деятельности - производство наибольшего количества востребованной продукции при максимальном сокращении издержек.

Дальнейшее развитие экономических отношений привело к значительному увеличению видов востребованной продукции и тем самым серьезно усложнило процесс ее обмена между производителями и потребителями.

Решить эту задачу позволило создание финансовой системы. В общем виде ее роль сводилась к определению универсального объекта обмена и определению стоимостного отношения всех существующих товаров по отношению к нему. Необходимо отметить, что на разных этапах развития общества, роль универсального объекта обмена выполняли как отдельные виды товаров (например, золото, серебро, медь), так и специально созданные финансовые объекты и инструменты (деньги, долговые расписки, векселя). Благодаря появлению финансовой системы стала возможна реализация схемы обмена по принципу «товар - деньги - товар».

Несмотря на развитие финансовой системы, в современной экономике до сих пор сохранились и бартерные операции - более древняя, сугубо экономическая система обмена товара на товар без использования каких-либо финансовых инструментов.

Вышеописанная система общественных экономико-финансовых взаимоотношений в целом является самодостаточной и не требует создания иных вспомогательных систем.

Таким образом, возникает вполне закономерный вопрос о причинах создания системы налогообложения.

Предпосылки формирования системы обязательных изъятий из системы производства и потребления (т.е. системы налогообложения) лишь косвенным образом связаны с потребностями, целями и задачами общественно-экономической деятельности. Возникновение системы налогообложения стало необходимым условием создания и функционирования системы государственной власти. Передача обществом государству целого ряда полномочий, связанных в том числе с обеспечением охраны общественного порядка, законодательным регулированием общественной жизни, потребовало выделения соответствующих ресурсов. В то же время, обладая столь серьезными полномочиями, государство не могло вести экономико-финансовую деятельность наравне с иными экономическими и финансовыми субъектами.

Решение возникшей задачи было достигнуто путем создания системы обязательного налогообложения. На определенном этапе исторического развития все субъекты, осуществляющие экономическую и финансовую деятельность, приняли обязательство по отчислению в адрес государства или его представителей конкретной доли имеющихся в их распоряжении товарно-материальных ценностей в обмен на гарантии выполнения государством своих обязательств перед обществом. Еще раз обратим внимание, что этот исторический этап лишь косвенным образом зависел от экономических и финансовых предпосылок. Возникновение налогообложения не имеет прямой взаимосвязи с развитием финансовых отношений в обществе, и его механизмы могут выполнять спои функции даже в отсутствие финансовой системы. Главной причиной появления системы принудительных изъятий является начало формирования в обществе институтов государственной власти, наделение их специальными полномочиями, требующими особых затрат общественных ресурсов.

С развитием системы налогообложения в целях упорядочения исполнения товарно-материальных потребностей государства, а также повышения эффективности использования переданных обществом государству ресурсов была создана система, названная государственным бюджетом. При этом процесс получения, перераспределения и расходования государством имеющихся средств стал именоваться бюджетным процессом.

Основная функция налогов - фискальная - состоит в обеспечении государства и органов местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимыми для решения возложенных на них задач осуществления общественно значимой деятельности.

В настоящее время фискальными отношениями нередко называют всю совокупность бюджетных перераспределительных отношений, представленных органичной совокупностью приходных и расходных бюджетных операций. Фискальная функция налогов касается только одной стороны этих отношений, а именно операций по формированию бюджета безотносительно к дальнейшему расходованию бюджетных средств.

В числе дополнительных (косвенных) функций налогов следует назвать:

регулирующую;

социальную;

контрольную.

Регулирующая функция налогов означает использование государством возможностей налогообложения, в том числе налоговых льгот и преференций:

для общей корректировки производственной и социальной активности;

защиты национальной экономики от недобросовестной конкуренции и внешнеэкономической товарной экспансии;

развития перспективных, инновационных и социально-значимых направлений деятельности.

Грамотное использование указанной функции позволяет создать сбалансированную систему налоговых режимов для различных субъектов экономической деятельности и повысить эффективность и инвестиционную привлекательность национального рынка товаров и услуг.

Социальная функция налогов направлена на устранение или сглаживание тенденции социального общественного расслоения. Применение налоговых механизмов для решения задач социального характера имеет целью обеспечение стабильных условий существования и развития общества и государства, их защиту от социальных потрясений и революций.

Контрольная функция налогов состоит в использовании государством налоговых механизмов в качестве альтернативного способа оценки результатов экономико-финансовой деятельности.

государство налог сбор законодательство

Глава 3. Действие налогового законодательства во времени, в

пространстве и по кругу лиц

.1 Порядок вступления налогового законодательства в силу

Как указывает Конституционный Суд РФ, применительно к актам налогового законодательства требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие. Законодатель должен определять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, с тем, чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования.

Порядок вступления в силу актов налогового законодательства имеет значительную специфику по сравнению с источниками других отраслей права. Согласно ст. 5 НК различаются две группы актов налогового законодательства.

-я группа. Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы. Такие акты вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования, причем требуется одновременное соблюдение обоих условий. При этом решающим является условие, наступающее позднее по времени.

-я группа. Иные акты, вносящие изменения и дополнения в действующее налоговое законодательство. Акты этой группы вступают в силу следующим образом: в отношении налогов - не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; в отношении сборов - не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Почему для актов налогового законодательства установлен более длительный срок вступления в силу, чем для актов иных отраслей права?

Налоговое законодательство - достаточно сложная отрасль для толкования и правоприменения. Поэтому участникам налоговых правоотношений требуется время, чтобы осмыслить и подготовиться к реализации новых налоговых норм. Кроме того, удлиненный срок обусловлен конституционно-правовым режимом стабильных условий хозяйствования. Задача государства - обеспечить оптимальный режим функционирования национальной экономики, составной частью которого выступает стабильная и предсказуемая налоговая система. Налогоплательщик вправе заблаговременно ознакомиться с изменениями налогового законодательства, распланировать свою деятельность до возникновения налоговой обязанности по конкретному налогу, получить разъяснения в налоговых органах, скорректировать экономическую стратегию. Это актуально для каждой организации и гражданина, поскольку налоговые реформы прямо и непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности, на осуществление права собственности, то есть речь идет об основных правах человека и гражданина.

Для определения момента вступления в силу акта налогового законодательства важно установить два юридических факта - дату официального опубликования акта и налоговый период.

Законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Как видим, требование «официального опубликования для всеобщего сведения» включает два обязательных момента: во-первых, непосредственное опубликование акта как помещение его полного текста в официальное издание; во-вторых, обнародование акта как реальное доведение его до всеобщего сведения. Лишь одновременное сочетание обоих указанных фактов является необходимым условием для применения нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Под официальным опубликованием понимается первая публикация полного текста нормативно-правового акта в специальных печатных изданиях, признанных официальными действующим законодательством. Оговорка «полный текст» означает следующее: нормативный акт представляет собой единый, целостный документ и вступает в силу целиком при опубликовании акта по частям в нескольких выпусках официального издания, датой официального опубликования акта должна считаться дата опубликования его последней части.

Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ устанавливает два обязательных условия вступления в силу актов законодательства о налогах - месячный срок с момента опубликования и 1-е число очередного налогового периода по соответствующему налогу. Неопределенным остается вопрос, с какого момента следует отсчитывать очередной налоговый период - с даты принятия акта, с даты его официального опубликования или же с даты истечения месячного срока с момента опубликования акта? В судебной практике преобладает следующая позиция: «При решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании п. 1 ст. 5 НК РФ такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта». Такой подход соответствует общему правилу, выработанному правоведением: при установлении двух и более обязательных условий вступления в силу нормативно-правового акта этот момент определяется датой события, наступившего позднее всех других условий. Если для одного и того же налога в зависимости от категории налогоплательщика или иных условий налогообложения установлены налоговые периоды различной продолжительности, дата вступления в силу соответствующего акта должна определяться применительно к каждому из установленных налоговых периодов.

.2 Действие актов налогового законодательства во времени, в

пространстве и по кругу лиц

Конституция РФ предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Правило о непридании законам обратной силы не специфично для законодательства о налогообложении. Оно свойственно многим отраслям права. Смысл этого требования состоит в том, что изменения, вносимые в законодательство (в том числе налоговое), не должны пагубно влиять на устойчивость отношений между субъектами права, не должны подрывать уверенность граждан в стабильности их правового и экономического положения, в прочности правопорядка. Упоминание в ст. 57 Конституции РФ о непридании законам о налогах обратной силы является проявлением особой значимости затронутой проблемы именно в области налогообложения.

Применительно к налогам и сборам это правило означает, что условия уплаты налогов (размеры, сроки, порядок и др.) должны быть известны субъектам предпринимательской деятельности заранее, т.е. до того, как они своими действиями приобрели обязанность по уплате налога.

Придание законам о налогах обратной силы означает не только принятие соответствующего закона по истечении срока уплаты налога, но и до этой даты, однако после совершения событий или действий, в результате которых возникла обязанность уплатить налог.

Конституционный Суд РФ подчеркнул, что недопустимо не только придание законам о налогах обратной силы путем прямого указания на это в законе, но и издание законов, по своему смыслу имеющих обратную силу, хотя бы и без особого указания на это в тексте закона. В равной степени недопустимо придание таким законам обратной силы актами официального или иного толкования либо правоприменительной практикой.

Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, распространяется как на федеральные законы, так и на законы субъектов Федерации и на акты органов местного самоуправления.

Закон может не только повышать обязательства налогоплательщиков, но и снижать их. Конституционный запрет придавать законам о налогах обратную силу распространяется только на случаи ухудшения положения налогоплательщиков. Одновременно Конституция РФ не препятствует приданию обратной силы законам, если они улучшают положение налогоплательщиков. При этом благоприятный для субъектов налогообложения характер такого закона должен быть понятен как налогоплательщику, так и государственным органам, взимающим налоги.

В соответствии с указанными конституционными положениями НК РФ определил, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Налоговый кодекс РФ развивает положения Конституции РФ. Если в ст. 57 Конституции РФ речь идет о непридании законам обратной силы только в отношении налогоплательщиков, то НК РФ распространяет гарантии и на остальных участников налоговых отношений.

Налоговый кодекс РФ устанавливает два режима обратной силы актов, улучшающих положения налогоплательщиков. В первом случае улучшающие законы всегда имеют обратную силу, а во втором - только тогда, когда это прямо предусмотрено законом. Первый режим распространяется на акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и их представителей. Второй режим установлен в отношении актов, отменяющих налоги и сборы, снижающих размеры ставок налогов и сборов, устраняющих обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, или иным образом улучшающих их положение.

Действие актов налогового законодательства в пространстве. Акты налогового законодательства, принятые федеральными органами власти, действуют на всей территории Российской Федерации. При этом к государственной территории РФ относятся суша, воды, недра и воздушное пространство.

Акты налогового законодательства субъектов и органов местного самоуправления распространяют свое действие лишь на территорию соответствующего субъекта Федерации или муниципального образования.

Действие актов налогового законодательства по кругу лиц. Акты, выраженные в нормах налогового права предписания, закрепленные в актах налогового законодательства адресованы широкому кругу лиц, являющихся субъектами налоговых правоотношений, регулируемых российским налоговым правом. При этом такими лицами могут выступать:

) граждане Российской Федерации;

) иностранные граждане;

) лица без гражданства;

) российские организации;

) иностранные организации.

При разрешении вопроса о действии акта налогового законодательства в отношении конкретного лица (группы) применяются так называемые принципы территориальности или резидентства.

Так, в соответствии с принципом территориальности, все указанные выше лица, имеющие объекты налогообложения на территории РФ, подпадают под сферу действия налогового законодательства Российской Федерации. Кроме того, действие налогового законодательства распространяется на суда, приписанные к российским портам, а также на посольства и консульства Российской Федерации в других странах.

В соответствии с принципом резидентства обязанность по уплате налога или сбора распространяется на лиц, являющихся резидентами Российской Федерации (даже если объект налогообложения возник за пределами территории РФ) и не резидентами РФ, но лишь в той части доходов, которые получены ими из источников, находящихся на территории Российской Федерации. Налоговыми резидентами Российской Федерации являются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Кроме того, необходимо отметить, что нормы о конкретном налоге или сборе распространяются на лиц (круг лиц), специально именованных в этом нормативном правовом акте в качестве налогоплательщиков.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что на пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Совершенствование налоговых отношений - наиболее трудная область деятельности правительственных и властных органов РФ. Налоги - это отношения собственности, а поскольку именно проблемы собственности вызывают в настоящее время наибольшее противостояние между ветвями законодательной и исполнительной власти и тем более нет единства мнений и в составе самого правительства и парламента, то к решению чисто экономических проблем примешиваются и политические интересы. Разрешение экономикой политических противоречий требует длительного времени и усилий всех заинтересованных лиц, начиная от верхних эшелонов власти и заканчивая каждым конкретным человеком.

Подчеркну, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов. В настоящее время на роль нового, профессионально составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач, налогового законодательства претендует Налоговый кодекс, разработанный Правительством РФ, однако, он тоже не лишён недостатков, но и проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Налоговое законодательство будет изменяться и совершенствоваться, по словам Правительства РФ, в отношении инновационной деятельности, улучшения налогового администрирования. Основной целью совершенствования налоговой системы РФ является обеспечение баланса прав и интересов налогоплательщиков и контролирующих органов. Чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщика от излишнего административного воздействия, с другой стороны, предоставить налоговым органам достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства.

Таким образом, совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочного экономического базиса и стабильных политических условий общественного развития. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.

В данной курсовой работе я рассмотрела основные вопросы налогового законодательства, понятие, значение и структуру, а также порядок его вступления в силу и действие налогового законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Также мною были сформулированы признаки, понятие, сущность, функции и виды налогов и сборов РФ.

Список литературы

1.Конституция РФ от 12.12.1993г.//Российская газета - 1993. - №237.

2.Письмо Минфина РФ «О вступлении в силу актов налогового законодательства» от 02.03.2005г. №03-02-07/6.

.Налоговый кодекс (официальный текст) - М:2011г.

.Гражданский кодекс РФ от30.11.1994г. №51-ФЗ по состоянию на 20 февраля 2010г.

.Пленум ВАС РФ «О некоторых вопросах применения части первой налогового кодекса РФ» от 28.02.2001г. №5.

.Организация налогового учета и налогового контроля: Учебное пособие / Н.А. Попонова, Г.Г. Нестеров, А.В. Терзиди. - М.: Изд-во Эксмо, 2010. - 624 с. - (Высшее экономическое образование).

.Налоговое право. Кваша Ю.Ф., Зрелов А.П., Харламов М.Ф. (2009, 175с.)

.Налоги и налогообложение в Российской Федерации. (Учебник) Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. (2010, 512с.)

.Налоги и налогообложене. Жидкова Е.Ю. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2009. - 480 с.

.Налоги и налогообложение в Российской Федерации. (Учебное пособие) Филина Ф.Н. (2009, 424с.)

.Налоги и налогообложение: учебник для студ. вузов / Александров, Иван Михайлович. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2011. - 318 с. - Библиогр.: с. 308 - 309.

.Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студ. вузов. - Спб. Питер, 2011г.

.Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 810 с.

.Комментарий к Налоговому кодексу РФ частей 1 и 2 (Постатейный). 2-е изд. /Под общ.ред.проф. Ю.Ф. Кваши - М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2009.

.Налоги и налогообложение в Российской Федерации. (Учебник) Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. (2010, 512с.)

.Брызгалин, А.В. «Теория налогов», М. 2011г.

.Демин, А.В. «Налоговое право России». Красноярск: 2009г.

.Кучеров, Н.И. «Налоговое право России». М.: 2010г.

.Парыгина, В.А., Тедеев А.А. «Налоговое право РФ». Р-н-Д: 2009г.

.Соколов, А.А. «Теория налогов». М.: 2009г.

.Химичева, Н.И. «Налоговое право». М.: 2010г.

.Кустова, М.В., Ногина, О.А., Шевелёва, И.А. «Налоговое право России». Общая часть. М.: 2009г.

. Налоги и налогообложение. Владыка М.В., Сапрыкина Т.В. М.: 2011г.

.Налоговый контроль в РФ. Дадашев А.З., Пайзулаев И.Р. М.: 2009г.

. 2012: новое в налогообложении. Красноперова О.А.

.www.consultant.ru

.www.nalog.ru

.Российская газета, #"justify">.Журнал ФНС России - налоговый курьер, #"justify">.http://garant.ru

Похожие работы на - Правовые основы налогов и сборов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!