Национальная экономика Беларуси. Характеристика отрасли 'Электроэнергетика'

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    267,18 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Национальная экономика Беларуси. Характеристика отрасли 'Электроэнергетика'

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский национальный технический университет

Кафедра "Экономика и организация машиностроительного производства"








Контрольная работа

по дисциплине «Национальная экономика Беларуси»

Характеристика отрасли «Электроэнергетика»


Выполнил: студент гр. 303219

Дьяченко Я.В.

Проверил: преподаватель

Попова Н.Д.




Минск 2012

Содержание

электроэнергетика беларусь агропромышленный ввп

Введение

. Типы национальных хозяйственных систем

. Прогнозирование динамики ВВП на основе системы национальных счетов и экономико-математического моделирования

. Агропромышленный комплекс Республики Беларусь

. Производственный

 потенциал Республики Беларусь

5. Денежная система и денежно-кредитная политика государства

6. Общая характеристика отрасли

.1 Анализ развития отрасли в Республике Беларусь

.2 Характеристика структуры, ключевых предприятий и оценка конкурентной среды в отрасли

. Анализ динамики показателей функционирования отрасли

. Перспективы и направления развития отрасли в Республике Беларусь

Заключение

Список используемых источников

Введение

Национальная экономика - это хозяйственная система страны, обладающая признаками суверенности, целостности, социальности и национальной ориентации. С точки зрения экономической теории главной стратегической целью функционирования национальной экономики выступает наиболее полное удовлетворение всевозрастающих потребностей общества.

Главной стратегической целью, отраженной в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. является - повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики.

По своей природе стратегическая цель функционирования национальной экономики абсолютно социальна. Тем самым признается, что человек рассматривается не только как фактор производства, но и как главная цель экономического развития. В фундаментальной экономической теории данную идею последовательно отстаивает социальная экономика - особое направление развития современной экономической мысли. Особый пример - Германия. Под воздействием принципов социальной экономики в Германии после окончания второй мировой войны была разработана и успешно реализована программа «социального рыночного хозяйства».

Общепризнанными являются также следующие декларируемые цели национальной экономики Беларуси:

1.      устойчивый экономический рост, что создает возможность удовлетворять возрастающие потребности и обеспечивать в необходимых размерах накопление;

2.      низкий уровень инфляции (стабильность национальной валюты и уровня цен в экономике, так как инфляция снижает покупательную способность населения и его жизненный уровень).

.        высокая занятость трудовых ресурсов и уровень безработицы не выше его естественного уровня (это значит, что экономика должна обеспечить работой всех, кто способен и хочет работать по избранной специальности; следует однако отметить, что 100% занятости нереальны и определенный уровень безработицы считается нормальным, т.е. в каждой экономике имеется так называемый «естественный уровень безработицы»).

.        конкурентоспособность страны на внешних рынках при осуществлении внешней торговли (это достигается путем регулирования торгового баланса, отражающего сальдо платежей и поступлений по импорту и экспорту; национальная экономика должна стремиться к равновесию во внешней торговле).

5.      экономический рост не наносящий вред экологии и окружающей среде (важна защита окружающей природной среды и улучшение среды обитания человека).

1. Типы национальных хозяйственных систем

Экономическая модель каждой страны - это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна. Вместе с тем во многих государствах сложились сходные методы хозяйствования, что позволяет выделить их экономические модели в типологические группы.

Типологизация позволяет выявить основные черты, системообразующие элементы национальных экономик, уточнить совокупность принципов, институтов, форм и механизмов функционирования с тем, чтобы с максимальной пользой применить их для формирования и развития национальной экономики Беларуси, ее продвижения к рынку.

Критериями отнесения становых моделей к тому или иному типу является следующие:

отношения собственности; уровень развития и формы организации рыночной среды;

границы и методы государственного воздействия на экономику;

цели и средства проводимой экономической политики; формы взаимодействия государства и бизнеса;

методы регулирования экономических процессов;

источники и масштабы финансирования экономики, ее инновационный механизм;

обеспечение социальной стабильности и др.

Модельными критериями могут быть и макроэкономические показатели:

объем, структура и динамика ВВП;

размер ВВП на душу населения;

индекс потребительских цен;

уровень производительности труда и др.

По уровню социально-экономического и технологического развития национальные хозяйственные системы бывают: развитые, развивающиеся, страны с переходной экономикой;

По структуре хозяйства: аграрные, индустриальные, постиндустриальные;

По размерам территории страны: малые, средние, крупные;

По региональному признаку: европейские, латиноамериканские и т.п.

По национальному признаку: экономика Беларуси, Франции и т.п.

По степени включенности в мировую экономику: открытые, закрытые;

По механизму координации: традиционные, рыночные, командные.

Среди наиболее представительных европейских страновых вариантов ученые-экономисты выделяют модели:

германскую (модель социального рыночного хозяйства и социального правового государства);

британскую (наиболее характерная черта - дерегулирование);

французскую (дирижизмом, государственный интервенционизм);

шведскую (известную как «государство благосостояния»)

2. Прогнозирование динамики ВВП на основе системы национальных счетов и экономико-математического моделирования

ВВП - показатель общего экономического состояния страны, рыночная стоимость предназначенных для конечного использования товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за определенный период времени и отражающий реальный вклад предприятий в создание конкретных продуктов, т.е. заработную плату, прибыль, амортизацию, процент за кредит и т.д.

Предметом изучения ВВП являются экономические единицы - резиденты, производящие товары и услуги для конечного пользования за определенный период.

Показатель ВВП имеет очень важное значение для экономики в целом. Он:

 используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике;

 дает представление об общем материальном благосостоянии нации, так как чем выше уровень производства, тем выше благосостояние страны;

 используется при расчетах минимальной заработной платы, будущих налоговых поступлений и других важных показателей.

Очень часто этот показатель используется в сочетании с другими показателями, например, если анализируется отношение дефицита государственного бюджета к ВВП.

Система национальных счетов (СНС) - балансовый метод взаимосвязанной комплексной характеристики экономических процессов и их результатов. Единство методологии обеспечивает сводимость, сопоставимость показателей всех счетов, информация которых дополняет друг друга, создавая в совокупности сводную картину функционирования экономики.

Система национальных счетов может быть определена и как система взаимосвязанных статистических показателей и классификаций, представленная в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты макроэкономической деятельности.

Базирующаяся на национальном счетоводстве, СНС охватывает деятельность всех институциональных единиц и хозяйствующих субъектов всех форм собственности; учитывает все операции с произведенными и непроизведенными, финансовыми и нефинансовыми, материальными и нематериальными активами.

В основе СНС лежит система обобщающих макроэкономических показателей функционирования экономики на различных стадиях воспроизводственного процесса:

производства продуктов и услуг;

образования, распределения, перераспределения и конечного использования доходов (в счетах потоков);

использования валового сбережения на накопление различных активов (в счетах накопления);

внешнеэкономических связей (в счетах остального мира) и на других стадиях экономической деятельности.

На основе системы показателей СНС характеризует экономические процессы и их результаты, отражает взаимосвязи между этими процессами. Таким образом, СНС своеобразная модель экономики, используемая для комплексного исследования экономической деятельности страны, ее регионов и секторов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.

Правительством страны был разработан макропрогноз развития экономики на 2012 год, который был представлен президенту, однако вызвал шквал критики и был направлен на пересмотр, так как предусматривал крайне сдержанные темпы развития экономики. Основная претензия - прогноз не отвечал параметрам программы социально-экономического развития на 2011-2015 годы.

Поэтому перед правительством была поставлена задача - заложить в новый проект макропрогноза более высокие темпы роста экономики. Новая редакция макропрогноза предусматривает, что в 2012 году темпы роста ВВП страны составят 5-6% вместо 1.5%, как предполагалось ранее. Параметры по инфляции еще уточняются, однако, с учетом поручения президента сдержать рост цен до конца года, существуют риски, что эта инфляционная нагрузка будет перенесена на 2012 год.

Примечательно, что утвержденная на последнем Всебелорусском собрании программа социально-экономического развития на 2011-2015 годы предусматривала ежегодный прирост экономики не менее чем на 10%.

Но даже и в этой ситуации финансовые источники роста экономики на 5-6% остаются неясными. По мнению белорусских экспертов финансового рынка, все эти факты говорят о том, что в 2012 году единственным реальным источником вновь станет эмиссионное стимулирование внутреннего спроса. «В сложившейся структуре экономики и при ее общей затратности разговоры о снижении материалоемкости и энергоемкости, как основных резервах роста, останутся разговорами», - отмечают представители банковского сектора.

Между тем, белорусские эксперты финансовой сферы уже сейчас полагают, что отказ правительства от сдержанного экономического роста повлечет за собой усиление рисков платежеспособности страны, дальнейшее раскручивание инфляции и проблемы с получением кредитов Антикризисного фонда ЕврАзЭС и МВФ.

3. Агропромышленный комплекс Республики Беларусь

Важнейшей отраслью экономики Беларуси и главной составляющей агропромышленного комплекса страны является сельское хозяйство.

Агропромышленный комплекс является важной составляющей экономики Республики Беларусь, государство уделяет особое внимание формированию и развитию агропромышленного комплекса, что связано с переходом страны к социально-ориентированной рыночной экономике.

Агропромышленный комплекс (АПК) Беларуси включает:

сельское хозяйство (растениеводство и животноводство),

перерабатывающую промышленность (пищевая, мукомольно-крупяная, комбикормовая, первичная обработка льна),

обслуживающую сферу (производственно-техническое, мелиоративное, землеустроительное, научное, агрохимическое, ветеринарное, строительное, торговое и другие виды обслуживания).

Приоритетами в развитии АПК Беларуси являются животноводческий, льняной, зерновой, свеклосахарный и маслорастительный комплексы. В результате начатого реформирования в системе АПК за последние четыре года несколько возросли объемы производства основных видов продовольственной продукции.

В производстве сельскохозяйственной продукции участвуют товаропроизводители различных форм собственности и хозяйствования: сельскохозяйственные предприятия, фермерские (крестьянские) хозяйства, подсобные хозяйства населения.

В сельскохозяйственных организациях производится 97% мяса птицы и более 65% яиц. Птицеводство общественного сектора в основном сосредоточено в республиканском объединении «Белптицепром», в состав которого входят птицефабрики, два комбикормовых предприятия, перопуховая фабрика. Селекционно-племенная работа с птицей ведется в РУП «Племптицезавод «Белорусский», ученые которого создают новые перспективные кроссы и совершенствуют имеющиеся. Племенное поголовье птицы экспортируется в страны СНГ.

В республике также развито рыбо-, коне-, пчело- и звероводство.

Из 26 стран мира, производящих льноволокно, Беларусь входит в первую пятерку. Среди стран СНГ наша республика занимает треть рынка производства льноволокна. Промышленность первичной обработки льна включает 49 льнозаводов. Их среднегодовая мощность по выпуску льноволокна составляет около 50 тыс. т. Сюда же входят 4 экспортно-сортировочные льнобазы. Более половины общего объема поставок льноволокна приходится на внутренний рынок, остальное отгружается на экспорт. Основными его статьями являются льноволокно, пряжа, бытовые и тарные ткани из льна.

Климатические условия Беларуси благоприятны для возделывания сахарной свеклы. Промышленным свеклосеянием занимаются свыше 500 сельскохозяйственных предприятий Брестской, Гродненской и Минской областей.

Сахарную свеклу в Беларуси перерабатывают 4 предприятия: Городейский, Скидельский и Слуцкий сахарные комбинаты и Жабинковский сахарный завод. Суммарная годовая мощность переработки корнеплодов - около 2,7 млн. т. Беларусь способна удовлетворить собственную потребность в сахаре на 100%.Производством овощей в стране занимается более 1 тыс. сельхозорганизаций, около 3 млн личных подсобных и других хозяйств населения.В Беларуси на нужды кормопроизводства используется 70% сельскохозяйственных угодий. Скотоводческим и птицеводческим хозяйствам ежегодно выделяется более 20 млн. т кормов. Перерабатывающая промышленность по объему производимой продукции занимает второе место в структуре АПК.

Одной из важнейших социально значимых отраслей перерабатывающей промышленности является пищевая, включающая 20 отраслей. В ней действует около 2 тыс. 730 предприятий, которые производят продукты питания, алкогольные и безалкогольные напитки, табачно-махорочные и парфюмерно-косметические изделия.

В составе пищевой промышленности ведущее место занимают мясная и молочная отрасли. Значительный удельный вес приходится на хлебопекарную, сахарную, кондитерскую, винодельческую, рыбную промышленность. Республика в состоянии полностью обеспечить население мясом и мясопродуктами, молоком и молочными продуктами за счет собственного производства. Но обеспечить свои потребности в масле растительном, рыбе и рыбопродуктах, овощах и фруктах страна не может и нуждается в импорте.

На развитие АПК Беларуси в 2011 году планировалось направить Br6,5 трлн. бюджетных средств. Об этом, 16 февраля 2011 года заявил заместитель премьер-министра Республики Беларусь Валерий Иванов, выступая в Палате представителей Национального собрания.

Вице-премьер отметил, что в Беларуси существует мнение о том, что следует отказаться от бюджетной поддержки агропромышленного комплекса, поднять цены и направить полученный объем финансов в поддержку незащищенных слоев населения. В то же время Валерий Иванов напомнил, что Беларусь глубоко интегрирована в зону свободной торговли со странами СНГ, а также единое экономическое пространство. "Продукция, поступающая на данный рынок из третьих стран, субсидируется, в том числе с применением экспортных субсидий", - сказал он. По словам Валерия Иванова, любые меры по повышению цен на отечественное продовольствие, установление их на более высоком уровне, чем у стран-соседей приведут к увеличению импорта продукции из этих стран в Беларусь.

Валерий Иванов добавил, что в текущей пятилетке перед аграриями стоят действительно сложные задачи - увеличение экспорта сельхозпродукции до $7,2 млрд. при $4 млрд. сальдо внешней торговли. "Программа деятельности правительства на пятилетку будет направлена на достижение этих целей", - сказал он.

По словам вице-премьера, финансовое состояние сельского хозяйства в Беларуси остается сложным. Затраты на производство сельхозпродукции превышают нормативный уровень. "Растут долги, на конец 2010 года финансовые обязательства сельхозорганизаций составили Br26 трлн., что почти в два раза превышает выручку от реализации сельхозпродукции, - сказал он. - Основные цели правительства - повышение экономической эффективности, конкурентоспособности отечественной продукции АПК, наращивание экспортного потенциала отрасли".

В 2011 году в хозяйствах всех категорий производство продукции сельского хозяйства в текущих ценах составило 56,7 трлн. рублей и увеличилось по сравнению с 2010 годом в сопоставимых ценах на 6,6%.

В организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, объем производства продукции за этот период увеличился на 9,6%. При этом производство продукции растениеводства увеличилось на 18,4%, животноводства - на 3,8%.

Производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по областям за 2011 год (в сопоставимых ценах; в % к соответствующему периоду предыдущего года)


В 2011 году в республике в хозяйствах всех категорий получено 8,4 млн. тонн зерна (в весе после доработки), что на 1,4 млн. тонн (на 19,9%) больше, чем было в 2010 году. Производство зерна увеличилось во всех областях: в Витебской - в 1,4 раза, Гомельской - в 1,3 раза, Минской - на 24,6%, Могилевской - на 13,5%, Гродненской - на 9,4%, Брестской - на 3,8%.

В организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, урожайность зерновых и зернобобовых культур составила 32,3 центнера с одного гектара против 27,6 центнера в 2010 году. Наибольшая урожайность зерна получена в организациях Гродненской области и составила 40,2 центнера. Всего в республике 260 организаций (17% от всех зерносеющих организаций) получили урожайность свыше 40 центнеров, из них 30 (2%) - более 60 центнеров.

Валовой сбор картофеля в хозяйствах всех категорий по сравнению с 2010 годом уменьшился на 110 тыс. тонн (на 1,4%), овощей - на 355 тыс. тонн (на 15,2%). Сокращение объемов производства данных культур обусловлено уменьшением посевных площадей в хозяйствах населения: картофеля - на 12,3%, овощей - на 28,1%.

Урожайность картофеля в среднем по республике получена 226 центнеров против 214 центнеров в 2010 году, овощей - 273 центнера (247 центнеров в 2010 году).

В 2011 году произведено льноволокна 46 тыс. тонн, что на 0,6% больше, чем в 2010 году, сахарной свеклы - 4,5 млн. тонн (на 18,9% больше). Урожайность льноволокна получена 7,5 центнера, сахарной свеклы - 453 центнера (в 2010 году, соответственно, - 7,7 и 395 центнеров).

Данные о валовых сборах основных сельскохозяйственных культур за 2011год в целом по республике приводятся ниже в графике: тыс. тонн.


В 2011 году в хозяйствах всех категорий реализовано скота и птицы на убой (в живом весе) 1,5 млн. тонн, что на 5,8% больше, чем за 2010 год, произведено молока - 6,5 млн. тонн (на 1,2% меньше), яиц получено - 3,6 млрд. штук (на 1,8% больше).

Производство основных видов продукции животноводства в хозяйствах всех категорий Республики Беларусь


Декабрь 2011 г., тыс. т

В % к

2011 г. в % к 2010 г.

Справочно 2010 г. в % к 2009 г.



декабрю 2010 г.

ноябрю 2011 г.



Скот и птица на убой (в живом весе)

152,7

107,8

106,9

105,8

104,9

Молоко

481,5

103,2

104,0

98,8

100,7

Яйца, млн. шт.

240,1

103,3

101,8

103,1


По сравнению с 2010 годом производство мяса в хозяйствах всех категорий увеличилось во всех областях. Производство молока увеличилось в Брестской (на 1,7%) и Гродненской (на 1,4%) областях, в Витебской области осталось на уровне прошлого года.

При этом в Могилевской области производство молока сократилось на 4,5%, Гомельской - на 3,2%, Минской - на 3%.

По производству яиц не удалось достичь уровня 2010 года в Гродненской (на 2,6% меньше), Могилевской (на 0,9% меньше) и Брестской (на 0,3% меньше) областях.

Под агропромышленным комплексом подразумевается сложившаяся в общественном производстве единая система сельского хозяйства и сопряженных с ним отраслей, объединенных тесными производственными и коммерческими связями. Исследователи различают функциональную, отраслевую и воспроизводственную структуру АПК. Важной составляющей АПК является производственная инфраструктура, которая обеспечивает взаимосвязь всех стадий агропромышленного производства и социальная инфраструктура, которая обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности, воспроизводства и закрепления рабочей силы. Важной характеристикой агропромышленного комплекса является его продуктово-сырьевая структура. АПК выполняет следующие функции: создание сбалансированного рынка продовольствия и сельскохозяйственного сырья для промышленности, повышение конкурентоспособности сельского хозяйства и АПК в целом на мировом рынке, более полное использование производственных потенциалов во всех сферах АПК, сокращение потерь на стыках производство - транспортировка - переработка - торговля, повышение плодородия земли.

Республика Беларусь занимает лидирующие позиции в производстве основных видов сельскохозяйственной продукции на душу населения: зерна и зернобобовых, молока, мяса. Устойчивыми темпами развивается перерабатывающая промышленность. Вырос уровень рентабельности продукции, работ и услуг по организациям Минсельхозпрода. Дальнейшее развитие отраслей АПК может быть достигнуто на основе модернизации производственно-технической базы, внедрения новых ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.

4. Производственный потенциал Республики Беларусь       

Производственный потенциал в масштабе национальной экономики определяется как совокупность всех ресурсов и условий общественного производства, оценивается объемом производства товаров и услуг (ВВП), производственными мощностями промышленных предприятий и строительных организаций, возможностями производства сельскохозяйственной продукции, уровнем развития производственной инфраструктуры.

Одним из обобщающих показателей, характеризующих производственный потенциал, является стоимость основных фондов (основных средств, основного капитала):

зданий и сооружений,

передаточных устройств,

рабочих и силовых машин и оборудования,

измерительных и регулирующих приборов и устройств,

вычислительной техники,

транспортных средств,

инструментов, производственного и хозяйственного инвентаря и принадлежностей,

рабочего и продуктивного скота,

многолетних насаждений, внутрихозяйственных дорог и др.

Кроме перечисленных в состав основных средств входят затраты, производимые за счет капитальных вложений на улучшение земель, не связанные с созданием сооружений, и капитальные затраты в арендованные основные средства. Для определения общего их объема, вещественной структуры, анализа их воспроизводства, а также для определения износа (амортизации) основных фондов применяется стоимостная оценка. Количественная оценка объема основных фондов производится в текущих (или сопоставимых - при расчете динамики изменения ресурсной обеспеченности) ценах, учитывается также переоценка фондов.

Республика Беларусь в настоящее время обладает значительным производственным потенциалом. Стоимость основных фондов всех отраслей экономики составила 152,6 трлн. р., что по объему эквивалентно 4,2 ВВП страны. В то же время основные фонды имеют динамику роста, уровень обновления и качественные характеристики, которые не могут быть оценены как оптимальные.

В соответствии с действующим в системе статистического учета Республики Беларусь классификатором отраслей народного хозяйства все основные фонды делятся на две группы. К первой отнесены основные фонды отраслей, производящих тиары промышленности, сельского хозяйства, строительства, лесного хозяйства и др. Вторая группа включает основные фонды отраслей, оказывающих услуги транспорта и связи, торговли и общественного питания, жилищного хозяйства, образования, здравоохранения, физической культуры и др. Используется также традиционное деление основных фондов на производственные и непроизводственные.

Производственный потенциал Беларуси имеет 20 тепловых электростанций, 17 предприятий металлургического комплекса, 70 предприятий нефтехимического комплекса (концерн «Белнефтехим»), 29 предприятий и организаций станкостроения, 36 предприятий и организаций автомобилестроения, 37 предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, 11 предприятий строительного, дорожного и коммунального машиностроения, 20 предприятий машиностроения для пищевой и легкой промышленности, 3 научно-производственных объединения электронной промышленности, 41 предприятие электротехнической промышленности, 36 приборостроительных предприятий, более 70 научно-производственных объединений, заводов и институтов радиотехнической промышленности, 1416 предприятий и производств легкой и текстильной промышленности, доля машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства страны составляет 25%. Создано 6 свободных экономических зон. Зарегистрировано свыше 2650 совместных и иностранных предприятий с иностранными инвестициями. Они созданы с участием 80 стран мира.

Финансовый рынок представлен Национальным банком Беларуси и 29 коммерческими банками, работают 10 иностранных представительств.

Агропромышленный комплекс Беларуси включает сельское хозяйство, перерабатывающую промышленность, обслуживающую сферу. Сельское хозяйство в структуре страны составляет 9-10%. В перерабатывающей промышленности функционирует 4741 предприятие и производство.

Строительный комплекс страны создает 8% валового внутреннего продукта; в промышленности строительных материалов - основе отрасли, действует более 1400 предприятий и производств, где выпускается 150 наименований продукции. Ежегодно вводится в эксплуатацию более 3 млн. кв. м жилья.

В сфере розничной торговли функционирует около 30 тыс. магазинов и 9 тыс. предприятий общественного питания. Ежегодно в республике проводится не менее 100 выставочных мероприятий разного уровня.

Транспортные услуги осуществляются железнодорожным, автомобильным, воздушным, речным и трубопроводным видами. Эксплуатационная длина Белорусской железной дороги составляет 55 тыс. км., удельный вес грузооборота свыше 90%, пассажирооборота - 60%. Доля автотранспорта в грузообороте 34%. Сеть дорог общего пользования достигла более 80 тыс. км, 15 тыс. составляют дороги республиканского значения. Эксплуатационный парк гражданской авиации включает 12 типов воздушных судов и состоит из более чем 80-ти летательных аппаратов. Протяженность внутренних водных путей около 2 тыс. км., функционирует 10 портов. Длина нефте - и газотрубопроводов - 4700 км.

Именно с основными фондами связано понятие производственной мощности как способности средств труда предприятия, отрасли к максимальному выпуску продукции. Наиболее существенно сократились основные фонды отраслей, производящих товары, особенно сельского хозяйства и строительства. Уменьшение физических объемов основных фондов и соответствующее сокращение производственного потенциала экономики явилось следствием кризисных явлений в экономике, которые сопровождались падением инвестиционной активности. В итоге низкие объемы ввода в действие основных фондов не компенсировали объемы их выбытия.

Качественными характеристиками производственного потенциала экономики являются: уровень износа основных фондов; возрастной состав активной части основных фондов; доля оборудования, соответствующего передовым мировым высокотехнологическим образцам (по уровню энерго- и топливоемкости, производительности, экологичности). Анализ количественных и качественных показателей позволяет определить потенциальную способность основных фондов производить конкурентоспособную продукцию и обеспечивать поступательный экономический рост.

В 2011 году объем промышленного производства по видам экономической деятельности “Горнодобывающая промышленность”, “Обрабатывающая промышленность” и “Производство и распределение электроэнергии, газа и воды” в текущих ценах составил 337 трлн. рублей. Индекс промышленного производства к уровню 2010 года составил 109,1%.

Динамика общего объема промышленного производства (в сопоставимых ценах; в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Индексы промышленного производства по областям и г.Минску (2011 г. в % к 2010 г.)


В 2011 году 1 150 предприятий государственной формы собственности (республиканской и коммунальной) и хозяйственных обществ, в которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица обладает акциями, либо долей в уставном фонде более 50%, произвели 65,4% общего объема промышленного производства.

В 2011 году по сравнению с прошлым годом увеличен выпуск жидкокристаллических и плазменных телевизоров в 4,5 раза, машин картофелеуборочных - в 2,7 раза, тракторных сеялок - в 2,4 раза, электропылесосов - в 2 раза, грузовых автомобилей - в 1,7 раза, газетной бумаги - в 1,6 раза, машин и оборудования для строительства и содержания автомобильных дорог - в 1,5 раза, мотоциклов - в 1,5 раза, грузовых магистральных вагонов - в 1,5 раза, черепицы - в 1,5 раза, сетки стальной - в 1,4 раза, пресс-подборщиков - на 34,7%, стальных труб бесшовных - на 34,5%, сайдинга - на 33,3%, тракторов - на 33,2%, топливно-древесных гранул - на 32,2%, двигателей внутреннего сгорания - на 31,1%, автомобильных прицепов и полуприцепов - на 29,7%, топочного мазута - на 26,5%, дизельного топлива - на 26,3%, кранов на автомобильном ходу - на 21,9%, металлорежущих станков - на 21,2%, ковров и ковровых изделий - на 22,1%, мясных полуфабрикатов - в 1,5 раза, крупы - на 45,2%, быстрозамороженной плодоовощной продукции - на 41,4%, макаронных изделий - на 37,3%, консервов рыбных - на 25,6%.

Таким образом, производственный потенциал в масштабе национальной экономики представляет собой совокупность всех видов ресурсов и условий осуществления общественного производства или производства товаров и производства услуг. Он является важнейшим компонентом совокупного экономического потенциала, характеризующим производительные силы страны, реального сектора экономики. Экономика определяет производственный потенциал как реальный объем продукции, который экономика в состоянии произвести при полном использовании имеющихся ресурсов.

5. Денежная система и денежно-кредитная политика государства

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь - составная часть единой государственной экономической политики. Правовой основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь.

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля.

Денежно - кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями Кредитно-денежной политики являются: регулирование темпов экономического роста; смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы; сдерживание инфляции; достижение сбалансированности платежного баланса». Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на создание условий для поддержания высоких темпов экономического роста, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения, прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2011 году направлена на:

формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь,

выполнение показателей социально-экономического развития страны,

повышение благосостояния населения,

прежде всего, путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам,

развития и поддержания устойчивости банковской системы,

повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

Осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, центральный банк достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране.

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. Нужно отметить, что с помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

Осуществляя эмиссию и кредитование экономики, банки выполняют полезную и необходимую для развития страны роль. Денежные инструменты обслуживают экономический оборот, и их можно сравнить с транспортными средствами. Последние дают возможность доставлять товары, продукцию промышленности и сельского хозяйства к месту их переработки или потребления; аналогично денежные инструменты обеспечивают обращение различных товаров, их переход от одного владельца к другому, облегчая их переработку или потребление. Однако чрезмерная или бесконтрольная эмиссия денег может привести к опасным и даже разрушительным последствиям. Когда банковское кредитование превышает определенный лимит, оно уже не стимулирует производство, а порождает избыточную покупательную способность, следствием которой является повышение цен.

Денежная система - это форма организации денежного обращения, т.е. непрерывного процесса движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная законодательством.

Денежная система любой страны состоит, как правило, из целого ряда элементов: денежной единицы; масштаба цен; вида денег; порядка эмиссии денег и их обращения; государственного аппарата, осуществляющего регулирование денежного обращения.

Организация и функционирование денежной системы относится к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеобеспечения государства в целом. Денежная система государства отражает состояние его экономики.

Деньги, обслуживающие оборот общественного продукта, выступают в двух формах:

) в форме обращения наличных денег;

) в форме безналичных денежных расчетов.

Наличные деньги обслуживают, как правило, отношения:

государства с гражданами;

работодателей с их работниками.

Безналичные денежные расчеты применяются, как правило, между:

юридическими лицами;

юридическими лицами и государством.

Законодательством каждой страны определяется собственная структура денежной системы, а, следовательно, и денежного обращения, как ее основы.

Денежная система Республики Беларусь складывается из ряда элементов:

) Официальная денежная единица и ее наименование. Денежной единицей (денежным знаком) Республики Беларусь является белорусский рубль. Введение на территории Республики Беларусь других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Подделка и незаконное изготовление официальных денежных знаков преследуется по закону.

) Виды денежных знаков. Государство, создавая денежную систему, устанавливает виды денежных знаков. В Республике Беларусь в обращении находятся денежные знаки одного вида - банковские билеты (банкноты).

) Порядок эмиссии наличных денег. Денежная эмиссия представляет собой выпуск денег в обращение и изъятие денег из обращения в основном государственными банками и является монополией государства. В Республике Беларусь эмиссионно-кассовое регулирование денежной массы в обращении осуществляет Национальный банк Республики Беларусь. Он является единственным эмиссионным органом страны: никакой другой орган не имеет права выпускать денежные знаки.

) Безналичные деньги. Безналичные деньги представляют собой запись на банковском счете в банке, которая, будучи юридической фикцией, опирается на определенные финансово-правовые реальности. Данная запись обозначает:

задолженность банка перед клиентом - владельцем счета и его право требования к банку о выплате определенной денежной суммы или перечислении этой суммы на другой счет;

право клиента на получение наличных денег.

Наличными деньгами осуществляются, прежде всего, расчеты населения и выплачиваются заработная плата, пенсии, пособия. Но в хозяйственной сфере взаимные погашения денежных обязательств и требований юридических лиц осуществляются путем безналичных расчетов, или путем обращения безналичных денег.

) Правовое регулирование денежной системы осуществляется нормами конституционного права, финансового права, а также нормами гражданского и уголовного права. Правовое регулирование как элемент денежной системы наглядно указывает на то, что деньги являются не только экономической, но также юридической категорией.

Таким образом, кредитно денежная политика предоставляет комплекс

взаимосвязанных мероприятий, воздействующих на денежное обращение и состояние кредита.

Проводит их центральный банк. Основными целями кредитно денежной политики является следующие смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляционных процессов, регулирование темпов экономического роста, обеспечение полной занятости.

Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики являются:

1.            операции на открытом рынке;

2.      изменение учетной вставки;

.        изменение резервной ставки;

Операции на открытом рынке представляют покупку или продажу государственных облигации. Одна из причин использования этого инструмента заключается в том, что центральный банк может точно предсказать влияние этих операций на денежную базу. Операции на открытом рынке являются наиболее гибким инструментом кредитно-денежной политики и широко используются в тех странах, где существует единый рынок государственных ценных бумаг. В последние годы в Республике Беларусь этот рычаг стал активно использоваться.

Одной из традиционных операции центрального банка является предоставление кредитов коммерческим банкам. Однако данный инструмент кредитно - денежной политики имеет ряд недостатков. Снижение учетной ставки создает лишь благоприятные условия для вливания денег, однако не может доставить коммерческие банки взять кредит у центрального банка и увеличить объем собственных кредитных операций период неблагоприятной экономической конъюнктуры.

Центральный банк имеет возможность прямо воздействовать на размер резервов коммерческих банков через изменение резервной нормы. В настоящее время данный инструмент используется достаточно редко. Он активно применяется в Республике Беларусь

6.Общая характеристика отрасли

Электроэнергетика - это стратегическая отрасль, состояние которой отражается на уровне развития государства в целом. В настоящее время электроэнергетика является наиболее стабильно работающим комплексом белорусской экономики. Предприятиями отрасли обеспечено эффективное, надежное и устойчивое энергоснабжение потребителей республики без аварий и значительного экологического ущерба.

Главным приоритетом энергетической политики нашего государства является повышение эффективности использования энергии как средства для снижения затрат общества на энергоснабжение, обеспечения устойчивого развития страны, повышения конкурентоспособности производительных сил и охраны окружающей среды. Отрасль осуществляет выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии. Производственный потенциал белорусской энергосистемы представлен 27 крупными электростанциями, 25 районными котельными. Имеющаяся мощность электростанций позволяет выработать около 45 млрд. кВт-ч электроэнергии.

Высокая степень импорта электроэнергии в объеме общего потребления свидетельствует об экономической целесообразности ее приобретения, что обусловлено отставанием цен на газообразное топливо по сравнению с мазутом, а также высокой степенью интегрированности белорусской и российской энергосистем.

В течение нескольких последних лет разработаны и одобрены высшими органами власти и правительством Концепция Национальной стратегии устойчивого развития и Основные направления Энергетической политики Республики Беларусь. В развитие и уточнение этих основополагающих документов с учетом изменения внутренних и внешних факторов развития Республики Беларусь в 2003 году разработан топливно-энергетический баланс страны на период до 2020 года, в котором также немаловажное место отведено вопросам дальнейшего развития электроэнергетики.

Потребление электроэнергии в республике в 2020 году вырастет до 41 млрд. кВтч (на 23% выше уровня 2000 г.). Импорт электроэнергии не превысит 4 млрд. кВтч и в зависимости от конъюнктуры рынка может быть прекращен, поскольку установленная мощность собственных генерирующих источников позволит обеспечить необходимый объем производства электроэнергии.

Прогноз структуры потребления электрической и тепловой энергии по отраслям экономики на 2020 г. определен исходя из динамики макроэкономических показателей развития народного хозяйства и реализации потенциала энергосбережения в республике. Ожидается уменьшение потребления электроэнергии промышленностью на 13%, а основным потребителем электроэнергии станет коммунально-бытовой сектор.

Следует отметить, что в перспективе до 2020 г. основным видом топлива для производства электроэнергии и тепла остается природный газ. Однако его доля должна быть снижена до 60% от общего потребления котельно-печного топлива за счет увеличения потребления электроэнергетикой мазута до 4,2 млн. т у.т., использования 1,75 млн. т у.т. угля, 3,7 млн. т у.т. дров, гидроэнергетических ресурсов. Использование атомной энергии в перспективе до 2020 года пока не предусматривается. На основе параметров перспективного топливно-энергетического баланса республики определены основные направления дальнейшего развития белорусской энергетической системы.

6.1 Анализ развития отрасли в Республике Беларусь

Электроэнергетика Беларуси представляет собой постоянно развивающийся высокотехнологичный комплекс с единым централизованным оперативно-диспетчерским управлением, состоящий из областных энергосистем, объединенных в энергетическую систему республики, а также иных организаций, осуществляющих строительство, монтаж, ремонт, наладку и реконструкцию объектов электроэнергетики, научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические работы, проектирование и строительство новых объектов электроэнергетики.

Управляет этим комплексом Министерство энергетики Республики Беларусь и подчиненное ему Государственное производственное объединение электроэнергетики «Белэнерго» (далее - ГПО «Белэнерго»).

На конец 2010 г. производственный потенциал энергосистемы Республики Беларусь представлен:

·              электростанциями общей установленной мощностью 8013,1 МВт, из которых 7703,0МВт установлено на электростанциях ГПО «Белэнерго», в том числе 7603,6 МВт - на 33 тепловых электростанциях, работающих на природном газе и мазуте;

·              высокой долей комбинированного производства электрической и тепловой энергии (30,6 %);

·              развитой системообразующей сетью напряжением 750-330-220 кВ, линии электропередачи которой имеют протяженность около 6959 км;

·              системой релейной защиты и противоаварийной автоматики, позволяющей обеспечивать устойчивость работы в аварийных и послеаварийных режимах;

·              единой вертикально организованной системой оперативного диспетчерского управления.

6.2 Характеристика структуры, ключевых предприятий и оценка конкурентной среды в отрасли

В структуре генерирующих мощностей 52,5% приходится на теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), производящие комбинированную выработку электро - и теплоэнергии, и 43,8% - на конденсационные (ГРЭС), производящие электрическую энергию. Кроме тепловых электростанций в энергосистеме работают 25 малых гидроэлектростанций общей установленной мощностью 11,9 МВт и 19 блок-станций установлен с мощностью 163,1 МВт. Наиболее крупными ГЭС в стране являются Осиповичская (2,2 тыс. кВт) на реке Свислочь и Чигринская (1,5 тыс. кВт) на реке Друть.

Наиболее крупными тепловыми электростанциями являются Березовская ГРЭС (995 МВт), Новополоцкая ТЭЦ (505 МВт), Минская ТЭЦ-4 (1030 МВт), Гомельская ТЭЦ (540 МВт).

Флагманом белорусской энергетики является Лукомльская ГРЭС (мощность 2412 МВт), которая 60% выработки электроэнергии передает в соседние регионы страны. На станции активно идет процесс модернизации и техперевооружения: впервые в республике введена турбодетандерная установка мощностью 5 МВт, использующая потенциал давления природного газа;

На Оршанской ТЭЦ принята в эксплуатацию парогазовая установка: мощностью 67 МВт - первая не только в Беларуси, но и в странах ближнего зарубежья, что позволило поднять коэффициент полезного действия станции почти до 60%.

Активизация внедрения энергосберегающих мероприятий и своевременная замена энергооборудования позволили сократить удельные расходы топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию к 2005 г. до 276,4 г/кВт ч и 169,62 кт/Гкал.

Проблемы развития энергетики, обеспечения энергетической безопасности как базового элемента устойчивого и динамичного развития экономики любого государства постоянно находятся в центре внимания как специалистов, так и мировой общественности. Несмотря на усилия ряда стран по наращиванию мощностей в атомной энергетике и использованию возобновляемых источников энергии, доминирующее положение в структуре потребления первичных энергоресурсов до 2030 г. сохранится за энергоносителями органического происхождения и составит 85%. При этом в их общем объеме первое место по-прежнему удерживает и в перспективе будет удерживать уголь, второе - природный газ, третье - нефть.

Более того, новые (возобновляемые) источники энергии (ветер, биомасса, солнечные батареи, геотермальные источники, приливные электростанции) используются пока лишь для точечного снабжения отдельных объектов и не интегрированы в национальные или трансграничные сети энергоснабжения. Наряду с ростом потребления энергоносителей имеет место катастрофически быстрое исчерпание самых легкодоступных и удобных из них (газа и нефти, запасов которых должно хватить на 50-100 лет - в зависимости от глубины залежей, места расположения, видов энергоносителей и т.д.) и замедление роста предложения энергии вследствие относительного сокращения средств по наращиванию ее производства.

Традиционная энергетика, базирующаяся на ископаемых энергоресурсах, оказывается технологически, экономически и экологически несостоятельной в обеспечении возрастающих потребностей мировой экономики.

Сегодня перед человечеством стоит выбор: либо для противодействия угрозам энергетической безопасности будут выработаны и последовательно претворены в жизнь согласованные на межгосударственном уровне решения (речь идет о проблеме не локального или национального, а мирового масштаба), либо результатом нерешения энергетической проблемы станет борьба за ресурсы, и прежде всего за основной ресурс - энергию.

7. Анализ динамики показателей функционирования отрасли

Основные показатели работы предприятий электроэнергетики:

 

1990

1995

2000

2005

2007

Число предприятий, ед.

 12

 8

 6

 8

 16

Среднегодовая численность промышленного персонала, тыс. чел.

 27

 40

 43

 41

 43

Производительность труда 1990=100 Предыдущий год=100

  100  104

  47  81

  43  94

  47  97

  46  98

Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг, процентов

 -0,8

 2,2

 11,1

 8,4


Чистая прибыль промышленных предприятий Беларуси в январе-августе 2011 года составила 14,22 трлн. рублей. Это в 3,1 раза больше, чем за аналогичный период 2010 года. Чистый убыток составил 617 млрд. рублей (на 1,7% меньше). Количество убыточных предприятий сократилось с 291 до 236, или с 14,2% до 11,5%. Об этом свидетельствуют данные Национального статистического комитета.

Постоянно растущие цены на газ и нефть, поставляемые из России, привели к падению рентабельности предприятий отрасли и ухудшению их финансового положения. Решению данной проблемы будут способствовать:

·              повышение энергоэффективности энергетического производства за счет внедрения новых технологий на действующем и создаваемом оборудовании;

·              снижение доли доминирующего энергоресурса (природного газа) в топливно-энергетическом балансе энергосистемы.

Основными задачами технологического развития являются:

·              полное обеспечение потребностей экономики и населения в энергоресурсах;

·              диверсификация существующего топливно-энергетического баланса;

·              снижение расхода топлива на выработку электро- и теплоэнергии.

К целевым индикаторам относятся:

·              снижение удельного расхода топлива на отпуск электроэнергии на 27,4 г условного топлива/кВт.ч;

·              достижение годовой экономии топливно-энергетических ресурсов в количестве 1015 тыс. т у.т. по отношению к уровню 2009 года.

Одним из направлений технологического развития станет создание новых производств, в том числе:

·              строительство угольной электростанции мощностью 920 МВт и атомной станции мощностью 2,4 тыс. МВт, что позволит обеспечить дополнительный прирост электрической мощности, снизить потребление природного газа, удешевить стоимость электроэнергии, практически отказаться от ее импорта и создаст возможность экспорта электроэнергии;

·              строительство новых парогазовых блоков;

·              разработка и внедрение технологий производства топлива и энергии из альтернативных источников, а также из горючих сланцев и бурых углей;

·              разработка и внедрение технологий 100-процентной переработки золошлаковых отходов угольных электростанций и источников электрической и тепловой энергии на торфе и биомассе;

·              освоение технологии выработки биогаза из органических отходов.

Модернизация действующих производств и внедрение новых технологий предполагают:

·              модернизацию энергоисточников за счет внедрения высокоэффективных парогазовых технологий на действующем паросиловом оборудовании;

·              установку паровых и газовых турбин в действующих котельных и преобразование их в мини-ТЭЦ в целях повышения эффективности работы энергетического оборудования;

·              освоение производства паровых котлов на местных видах топлива производительностью от 6,5 до 15 и от 20 до 35 тонн пара в час и газоочистного оборудования к ним в ОАО «Белоозерский энергомеханический завод», по своим технико-экономическим показателям не уступающих мировым аналогам.

В целях совершенствования в области энергосбережения предусматривается внедрение светодиодной, фотогальванической техники и оптоэлектронных технологий, энергоэффективных светодиодных осветительных и сигнальных устройств и систем.

Использование местных видов топлива, возобновляемых источников энергии и вторичных энергоресурсов РУП «Минскэнерго» по отчетным данным: За январь-декабрь использование местных видов топлива, возобновляемых источников энергии и вторичных энергоресурсов составило более 120 тыс.тут. Увеличение использования местных видов топлива, возобновляемых источников энергии и вторичных энергоресурсов за январь-декабрь по сравнению с аналогичным периодом 2011 года составило около 2 тыс.т у.т. В том числе, использование МВТ на Вилейской мини-ТЭЦ и Жодинской ТЭЦ за январь-декабрь составило более 44 тыс.тут. - увеличение использования по отношению к аналогичному периоду прошлого года составило около 2,4 тыс.тут.

Беларусь и Россия согласовали в предварительном варианте объемы поставок российской электроэнергии в республику в 2012 году, заявил заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк журналистам в четверг в Минске.

"Баланс пока не подписан, но на уровне экспертов согласован в той части, которая касается Российской Федерации", - сказал М. Михадюк, отвечая на вопрос агентства "Интерфакс-Запад <http://www.interfax.by>" о том, определилась ли Беларусь с планами по импорту электроэнергию в 2012 году.

Он не исключил, что в 2012 году Беларусь импортирует из России электроэнергии не меньше, чем в 2011 году, однако подчеркнул, что все будет зависеть от экономической целесообразности.

7. Перспективы и направления развития отрасли в Республике Беларусь

Госпрограмма развития белорусской энергосистемы на 2011-2015 годы. На реализацию госпрограммы развития белорусской энергосистемы на 2011-2015 годы планируется направить $7,5 млрд., из них инвестиции в развитие энергосистемы составят $5,9 млрд. В качестве источника финансирования предусматриваются собственные средства организаций - исполнителей программы, кредитные ресурсы, прямые инвестиции, бюджетные средства. На финансирование строительства и реконструкции генерирующих мощностей планируется направить $3,9 млрд., которые будут привлекаться в основном за счет кредитных ресурсов, в том числе китайских, а также кредитов европейских стран.

Бюджетные ассигнования планируется направить на социально значимые объекты.

В целях снижения валютной составляющей программы Министерством энергетики организована целенаправленная работа по выпуску энергооборудования и материалов на предприятиях отрасли, которые будут локализовать поставку необходимых узлов, деталей, оборудования извне.

Проект госпрограммы развития белорусской энергосистемы на 2011-2015 годы разработан в соответствии с Концепцией энергетической безопасности Беларуси, проектом программы социально-экономического развития страны на 2011-2015 годы.

В 2010 году завершается реализация государственной комплексной программы на 2006-2010 годы, выполнение которой обеспечило снижение износа основных производственных фондов энергосистемы до 48% (нормальный, безопасный уровень износа начинается от 45% и ниже).

Однако на сегодняшний день этого недостаточно, так как цены на углеводороды растут более высокими темпами. Поэтому проект госпрограммы предусматривает увеличение темпов обновления и развития энергетики более чем в два раза. В частности, в 2011 -2015 годах планируется ввести 3150 МВт эффективных электрических мощностей за счет внедрения современных парогазовых блоков с КПД не менее 57%, модернизации существующего оборудования на ТЭЦ с использованием новейших газотурбинных технологий, перевода работы паровых турбин в режим ухудшенного вакуума, выполнения мероприятий по улучшению структуры выработки электроэнергии на ТЭЦ, а также вывода из эксплуатации неэкономичного, морально и физически устаревшего оборудования с КПД менее 39%. Это позволит снизить удельный расход топлива на производство электроэнергии в 2015 году на 10% в целом по энергосистеме.

Проектом программы предусмотрены и другие мероприятия. К примеру, в целях диверсификации топливно-энергетического баланса энергосистемы предусматривается строительство угольной Зельвенской станции, трех мини-ТЭЦ, установка котла на местных видах топлива на Мозырской ТЭЦ, сооружение Гродненской, Полоцкой, Витебской и других ГЭС, а также ветроэлектростанций. Реализация этих проектов позволит замещать к 2015 году до 2 млрд. куб.м природного газа ежегодно, что даст снижение затрат на его покупку - на $500 млн. При нынешней ежегодной потребности страны в размере 22 млрд. куб. м газа это сделает Беларусь «свободнее» от России почти на 6,4%.

Более того, новые мощности позволят Беларуси экспортировать электроэнергию на Запад. Скептически оценивая экспортные возможности в направлении Украины и Калининградской области, разработчики госпрограммы верят в организацию связи польской и белорусской энергосистем через вставку постоянного тока мощностью до 500 МВт. Через нее Беларусь, по подсчетам, сможет экспортировать до 3 млрд. кВт·ч в год.

К 2015 году Беларусь будет способна ежегодно экспортировать около 5 млрд. кВт·ч электроэнергии. Для сравнения в январе-августе 2010 года Беларусь экспортировала более 187 млн. кВт·ч электроэнергии на сумму более $13 млн. Основными покупателями электроэнергии стали Литва и Латвия. В течение 2011-2015 годов предполагается построить угольную Зельвенскую электростанцию мощностью до 920 мегаватт, несколько мини-ТЭЦ, ветроэлектростанцию суммарной мощностью до 50 мегаватт, соорудить Гродненскую, Полоцкую, Витебскую и другие ГЭС и в целом модернизировать электрические сети.

Сама Беларусь к 2015 году будет потреблять 39,2-39,5 млрд. кВт·ч в год, а максимальная мощность энергопотребления составит 6800-6900 МВт. При этом установленная мощность энергосистемы увеличится на 1000 МВт: с 8592,5 до 9594,2 МВт. Это должно произойти главным образом за счет строительства Зельвенской КЭС (2015 год) с двумя энергоблоками на угле ориентировочной мощностью 920 МВт и ввода в эксплуатацию новых энергоблоков мощностью по 400 МВт каждый: на Минской ТЭЦ-5 (2011 год), Лукомльской ГРЭС (2015 год) и Березовской ГРЭС (2014 год).

О Белорусской атомной электростанции в проекте не говорится - все потому, что госпрограмма рассчитана до 2015 года, а прогнозный (и уже нереальный) срок ввода первого энергоблока атомной электростанции - 2016 год.

Правда, высказываются мнения, что реальными средствами новые инвестпроекты в рамках Государственной программы развития белорусской энергосистемы до 2015 года пока не подкреплены. Согласно проекту - собственные средства организаций, бюджетные и кредитные ресурсы составляют чуть более $4,76 млрд., прямые инвестиции - $1,26 млрд.. Кроме того, в ближайшую пятилетку Беларуси предстоит возврат ранее взятых (и тех, что только планируется взять) кредитов в размере $2,58 млрд. Итого: Белэнерго нужно изыскать порядка $8,8 млрд. Многие эксперты ставят под сомнения, что такую сумму инвестиций в реальности удастся изыскать. Тем не менее, планы такие есть. В частности уже известно, что кредитные ресурсы Китая и Всемирного банка будут направлены на начало реализации масштабных инвестиционных проектов по модернизации Березовской и Лукомльской электростанций и на повышение энергоэффективности.

Заключение

Национальная экономика (НЭ) представляет собой единство хозяйствующих субъектов и их отношений, структурированных в правовом и институциональном полях.

По отношению к обществу и природе национальная экономика является подсистемой, управляемой общественными и естественными законами.

Общество в лице государства определяет основные цели экономики, которые она реализует через свои институты и функции. Главная цель экономики - обеспечение

Жизнедеятельности нации, удовлетворение ее растущих материальных и духовно-культурных потребностей, повышение уровня благосостояния. В связи с этим базовые функции экономической системы страны - это производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. Основными институциональными организационно-правовыми единицами - субъектами хозяйствования - являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство.

Предприятия по производственному признаку формируют отрасли, отрасли - комплексы, межотраслевые комплексы - народное хозяйство, или национальную экономику как целое. Это объемное, многомерное пространство описывается экономической наукой как многоуровневая (иерархическая) совокупность отраслей, подотраслей и производств, товаров и услуг, процессов и видов деятельности, потоков и запасов ресурсов, которые классифицируются по различным признакам или принципам (производственному, территориальному, функциональному, правовому и т.п.).

Список используемых источников

1.Бункина, М.К. Национальная экономика: Учебник / М.К. Бункина. - Москва: Логос, 2003.

.Черныш, Л.П. Экономика Беларуси: Курс лекций./ Л.П. Черныш - Минск: БГУ, 1999.

3.Мясникович, М.В. Модель обеспечения экономической безопасности Респ. Беларусь / М.В. Мясникович, В.В. Пузиков. // Белорусский экономический журнал. -2002. - №3. - с. 5 7-65

.Полоник С.С. Основные положения Концепции Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь / С.С.

.Национальная экономика: Учеб. / Под общ. ред. акад. РАЕН В.А. Шульги. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002.

.Приходченко О.И. Экономика Беларуси: курс лекций: В 2 ч. Мн.: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2005.

.Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2004.

.Структурная перестройка и конкурентоспособность экономики Республики Беларусь: проблемы и пути решения / Под общ. ред. Я.М. Александровича. Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 2004.

.Теоретические и методологические основы структурной перестройки экономики Беларуси / Науч. ред. В.Н. Шимов, Я.М. Александрович. Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 1996.

Похожие работы на - Национальная экономика Беларуси. Характеристика отрасли 'Электроэнергетика'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!