Малый бизнес - развитие и перспективы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,91 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Малый бизнес - развитие и перспективы

ГОУ СПО ЯО Ярославский промышленно-экономический колледж








КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Организация предпринимательской деятельности»

Малый бизнес - развитие и перспективы

Введение


В странах с классической системой рыночных отношений малое предпринимательство является мотором хозяйственного развития, символом динамичности, открытости, выравнивания шансов всех социальных групп и слоев населения в борьбе за благополучие и процветание. В России оно призвано стать важнейшим фактором ускорения развития рыночных отношений.

Отдельные экономисты и предприниматели утверждают, что государственная поддержка развития свободного рынка должна сводится к одному - не мешать бизнесу работать. Происходящие же перекосы и злоупотребления говорят о том, что в специфических условиях нашей экономики и системы управления возродить предпринимательство без целенаправленной поддержки государства невозможно. Государственное регулирование процесса развития предпринимательства не является административным принуждением, ограничением свободы и самостоятельности предпринимателей. Смысл его заключается в инициировании развития, стимулировании и поддержании деятельности в тех отраслях общественного производства, где возникли или прогнозируются диспропорции.

В 1993 году впервые в истории России предпринимательская деятельность получила конституционную основу, нашедшую развитие в Гражданском кодексе Российской Федерации. На уровне закона прямо установлены такие принципы регулирования экономических отношений, как признание равенства их участников, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления прав и их судебной защиты.

Малый бизнес, однако, и сегодня требуют всесторонней социальной защиты, со стороны государства, предпринимательства и предпринимателей, в том числе и от криминальных структур, изменения системы социального страхования, изменение системы налогообложение среднего и малого бизнеса и т.д. большое значение имеет формирование общественного мнения. За последние годы, как показывают социологические исследования, общественное мнение сильно изменилось. Население и властные структуры стали более лояльно относиться к малому бизнесу, в определенной степени оказывая ему моральную и финансовую поддержку. Отсутствие дефицита на товары и услуги во многом заслуга именно малого бизнеса. В свою очередь это создает и нормальный психологический климат в обществе, снимает излишнее социальное напряжение. Все это определяет актуальность избранной темы.

Цель настоящей курсовой работы - исследовать основные проблемы становления и тенденции развития, сущность современного малого бизнеса и государственной поддержки малого бизнеса.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

выявить сущность малого предпринимательства как объекта государственного регулирования;

оценить современное состояние малого предпринимательства в России;

рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого предпринимательства, а также его эффективность.

В последние годы проблеме предпринимательства довольно большое внимание уделяли социологи и экономисты. Исследовали его роль в обществе, его социально-экономические последствия, изучали перспективы развития, связь с общественными структурами, влияние на экономическое развитие и выхода страны из экономического кризиса.

Предприятия малого бизнеса эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли предприятий малого бизнеса в экономике. В данной сфере кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.

Глава 1. История развития предпринимательства в России

 

1.1 Этапы развития предпринимательства


В российской истории малого бизнеса можно выделить следующие этапы:

Первый этап (1985-1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Второй этап (1987-1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства. Все это говорит о том, что малый и средний бизнес живут, развиваются и достигают положительных результатов практически на всей территории нашей страны. Но все ли так безоблачно?

Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Шестой этап. К 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо меняли направление своей деятельности. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предприниматель­ства. Обозначился очередной этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, со­провождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа МП.

Федеральный закон № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", принятый в июне 1995 года и направленный на реализацию права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности, устарел и практически не работает. Поэтому 6 июля 2007 года Государственной Думой принят Федеральный закон РФ. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Данный закон вступает в силу с 1 января 2008 года, за исключением других положений вступающих в силу в другие сроки.

Новый закон (2007 года), в отличие от старого (1995 года), предусматривает финансовую, имущественную и налоговую поддержку малых и средних компаний, а также оказание помощи в области внешнеэкономической деятельности.

 

1.2 Значение малого бизнеса в современной экономике России


Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского Сообщества (ЕС), в США и Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% обшей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50% (табл. 1). Как видно из табл. 1, развитие малого бизнеса в России существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя - ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10-11%, в то время как в развитых странах - 50-60%.

Таблица 1. Масштабы развития предприятий малого бизнеса в России и в зарубежных странах.

Страна

Число малых и средних фирм

Численность занятых, млн. чел.

Доля малых и средних фирм, %


Тыс.ед.

В расчете на 1тыс. жителей


В общей численности занятых

В ВВП

Великобритания Германия Италия Франция Страны ЕС США Япония Россия

2930 2290 3920 1980 15777 19300 6450 836,6

46 37 68 35 45 74,2 49,6 5,65

13,6 18,5 16,8 15,2 68 70,2 39,5 8,1

49 46 73 54 72 54 78 9,6

50-53 50-54 57-60 55-62 63-67 50-52 52-55 10-11


К сожалению, за последние годы существенного изменения ситуации в России не произошло. По данным на конец 2008 - начало 2009 г. общее число малых предприятий составило 953,1 тыс., или в расчете на 1 тыс. жителей - 6,64; численность занятых в них - 7815 тыс. чел., или 10,7% экономически активного населения страны. По численности работников в 2008 г. промышленность и строительство занимают соответственно 21,8 и 19,3% (1710,7 и 1514,8 тыс. чел.), что также, на наш взгляд, недостаточно. Наибольший удельный вес по численности имеют торговля и общественное питание (2629,8 тыс. чел., или 33,6%). При этом численность работающих на предприятиях малого бизнеса, так же, как и объем производства, растет незначительно, а в отдельных отраслях почти не меняется.

Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в нашей стране велики резервы роста предприятий малого бизнеса. От темпов роста этой сферы хозяйственной деятельности в ближайшие годы в России будут зависеть развитие экономики в целом, повышение ее эффективности, а также рост благосостояния народа России.

малый бизнес предпринимательство государственный

Глава 2. Элементы малого бизнеса

 

2.1 Субъекты малого бизнеса


Под субъектами малого предпринимательства согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" понимаются:

)        коммерческие организации

-       в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов

-       в уставном капитале которых доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов

-       в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

-       в промышленности - 100 человек;

-       в строительстве - 100 человек;

-       на транспорте - 100 человек;

-       в сельском хозяйстве - 60 человек;

-       в научно-технической сфере - 60 человек;

-       в оптовой торговле - 50 человек;

-       в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

-       в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

)        физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

 

2.2 Объекты малого бизнеса


Инфраструктура поддержки малого предпринимательства - совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных, коммерческих организаций, непосредственно обеспечивающая нормальные условия жизнедеятельности (оперативное оказание услуг) и процесс воспроизводства малого бизнеса в целом.

К объектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства можно отнести:

.        общественные предпринимательские организации, которые содействуют объединению усилий предпринимателей для решения их проблем;

.        торгово-промышленные палаты;

.        разного рода образовательные структуры, осуществляющие повышение квалификации предпринимателей и обучение персонала предприятий;

.        информационные агентства и специализированные печатные издания;

.        фонды поддержки малого предпринимательства;

.        организации микрофинансирования и структуры, специализирующиеся на оказании иных финансовых услуг субъектам малого предпринимательства;

.        консалтинговые фирмы, оказывающие разного рода услуги предпринимателям;

.        специализированные государственные структуры;



Глава 3. Проблемы и перспективы малого бизнеса

 

3.1 Проблемы малого бизнеса в России


В последние несколько лет, по крайней мере, российское малое предпринимательство остановилось на «точке замерзания» - 875,5 тыс. малых предприятии (МП) и 3,5-4 млн. индивидуальных предпринимателей. Это свидетельствует о том, что данный сектор экономики столкнулся с рядом серьезных проблем, решение которых будет способствовать не только дальнейшему развитию малого бизнеса, но и совершенствованию его структуры.

Резкое ухудшение финансового положения малых предприятий, возникшие трудности с доступом к кредитно-финансовым ресурсам связаны в первую очередь с экономическим кризисом. Продолжился уход с легального рынка большого числа малых предприятии и индивидуальных предпринимателей, ужесточились административно-бюрократические барьеры, усилился налоговый пресс, был введен весьма противоречивый единый налог на вмененный доход.

По вкладу малого бизнеса в ВВП (около 20%) Россия отстает не только от развитых стран (50-60%), но и от многих стран Восточной и Центральной Европы. Но в российских регионах-лидерах (Москва, Санкт-Петербург и др.) вклад малого бизнеса в ВВП составляет более 20-25%. Следовательно, есть реальные возможности уже в ближайшие годы обеспечить благоприятные условия для роста числа субъектов малого предпринимательства. Речь идет в первую очередь об успешной реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Но для этого необходимо: формирование пакета законов и соответствующей нормативно правовой документации; совершенствование налогообложения; интенсивные институциональные преобразования с целью преодоления административно-бюрократических барьеров на пути становления новых малых предприятий, развитие государственной поддержки малого предпринимательства.

Современное состояние России отличается сложным характером. Средняя численность занятых на малых предприятиях по итогам 2010 г. составила 9,1 млн. человек. Общее число занятых в малом бизнесе к началу 2011 г. оценивается в 11,9 млн. человек, или около 16,7% от экономически активного населения, что в 3 - 4 раза ниже уровня западноевропейских стран. Вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт России не превышает 15 - 17%.

Для характеристики малого предпринимательства важное значение имеет отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая о включенности их в воспроизводственный процесс страны; степень влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов; участие в решении социальных проблем и т.д.

Основная масса малых предприятий действует в сфере торговли и общественного питания, т.е. сегодня торговля и общественное питание определяющая сфера интересов малого бизнеса. По данным на 2010 г. по предприятиям торговли и общественного питания, объем произведенной ими продукции в 1,7 раза, а общая численность занятых в 1,3 раза меньше их доли в общем количестве малых предприятий [3, С.10].

Торговля и общественное питание - достаточно традиционная отрасль для малых форм хозяйствования. Не требующая больших стартовых затрат, обеспечивающая быструю отдачу от вложений, она стала довольно привлекательной для малого предпринимательства и бурно развивающейся на этапе его становления, хотя в последние годы темпы роста основных показателей замедлились, что говорит о насыщении рынка по этому виду деятельности.

Иная картина складывается в строительстве и промышленности. К 2010г. общее количество предприятий строительного и промышленного профиля примерно в 3 раза уступает предприятиям торговли и общественного питания, тогда как по числу занятых их отставание в 2 раза меньше, а по доле в общем объеме произведенной продукции они практически не уступают. Экономический и социальный эффект на одно предприятие в строительстве и промышленности соответственно в 3 и 1,5 раза выше, чем в торговле и общественном питании [3, С.10].

Несмотря на достаточно высокую производительность труда на строительных малых предприятиях в 2010г., динамика основных показателей деятельности малых предприятий в этой отрасли имеет отрицательную тенденцию. В течение 2010г. число строительных малых предприятий снизилось на 6,7%, а численность занятых - на 4%.

По сравнению с 2009г. в 2010 г. сокращение сектора малых предприятий, как по числу хозяйствующих субъектов, так и по количеству работников отмечено также в промышленности (число предприятий и занятность сократились на 1,5%), на предприятиях транспорта и связи сократились число предприятий на 10,1%, занятность - на 4,9%, в образовании сократились соответственно на 15,4% и 19,3%, в науке и научном обслуживании сократились соответственно на 16,7% и 7,6%. Отчасти это связано с процессом перерегистрации малых предприятий в предпринимателей без образования юридического лица, неблагоприятными инвестиционным климатом в отношении долгосрочных кредитных ресурсов, наиболее востребованных в этих сферах, а также с возникшим экономическим кризисом.

Возрастает роль малых предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию - они наращивают научно-технический и производственно-экономический потенциал. В радиоэлектронике и приборостроении более 35% малых предприятий связаны с разработкой и внедрением новой продукции и технологий.

Деятельность малого бизнеса в сфере услуг значительно активнее и разнообразнее. Объем платных услуг населению на 1/3 формируется за счет услуг, оказываемых индивидуальными предпринимателями.


Три названные выше отрасли определяют «лицо» российского малого бизнеса. На них приходиться 3/4 числа всех предприятий, 3/4 всего объема производимой ими продукции и 3/4 всех занятых в этой сфере.

Инновационные и консалтинговые фирмы, способные быстро развиваться и давать импульс всему малому бизнесу, можно рассматривать как второй центр роста этого хозяйства. Перспективы малого бизнеса в научной и инновационной сфере - острый и противоречивый предмет. В России существует высокий научно-технический потенциал, заключенный в кадровом составе различных научно-исследовательских институтов, в высоком уровне технического образования. Однако этот потенциал долгое время не был востребован ни государством, ни частным бизнесом. Поэтому инновационный бизнес - новинка для российского рынка, но он существует и развивается преимущественно в малых формах.

Рост числа новых малых предприятий, увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказания услуг действующими малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица зависят от нескольких условий.

Первое условие связано с формированием благоприятного инвестиционного климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации. Величина вклада в ВВП большей части малых предприятий должна возрасти, по экспертным оценкам, на 3-5%, их объем инвестиций в основные фонды - примерно на 8-10%, улучшится положение с оборотными средствами и т.д.

Второе условие - необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей, В этих целях надо применять кардинальные меры - вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т п.

Третье условие - необходимость концентрации финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и внебюджетных источников на таких приоритетных направлениях, как:

Ø  создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей;

Ø  увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что в 2-3 раза расширит сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;

Ø  эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса;

Ø  создание современных элементов инфраструктуры бизнес-инкубаторов, научных и инновационных парков.

Четвертое условие - налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений президента РФ.

Пятое условие - активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего консервативного типа потребительского поведения. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле.

Для стабильной работы малых и средних предприятий в условиях глобализации с учетом международного опыта целесообразно, чтобы Минэкономразвития РФ, МАП РФ совместно с Торгово-промышленой палатой РФ, Российским агентством малых предприятий обеспечили условия для создания оперативно действующей справочно-информационной системы о положении дел в России и в других странах СНГ. Это возможно сделать на базе действующих информационных систем типа СИОРА [5, С.46]. Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и т.п.

 

3.2 Программа государственной поддержки малого предпринимательства в России


Цель программы - создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.

Задачи программы - преодоление административных барьеров, максимальная легализация деятельности субъектов малого предпринимательства, ускорение освоения новых кредитно-инвестиционных механизмов, создание региональных центров поддержки предпринимательства, развитие международного сотрудничества и экспортного ориентирования малых предприятий, укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей.

Основные направления - формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства: производственная и финансовая инфраструктура; обучение менеджеров, предпринимателей, государственных служащих; методическое и научно-аналитическое обеспечение; работа со средствами массовой информации; интеграция в рамках СНГ и международное сотрудничество.

В программу включены подпрограммы: привлечение военнослужащих, увольняемых в запас, и членов их семей в малое предпринимательство; поддержка малого предпринимательства в области жилищно-коммунального хозяйства; поддержка малого предпринимательства в сельской местности; использование возможностей малого предпринимательства при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий.

Система программных мероприятий и ресурсное обеспечение программы.

В программе выделены четыре следующих основных раздела мероприятий:

нормативно-правовое обеспечение, предусматривающее разработку на федеральном уровне законодательных и иных нормативных правовых актов преимущественно прямого действия;

формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, направленной на создание и развитие сети специализированных финансово-кредитных и гарантийно-инвестиционных институтов, связанных с РЦПП, обучение кадров, подготовка методических и научно-аналитических материалов, совершенствование информационной политики;

интеграция в рамках СНГ и международное сотрудничество, предусматривающие разработку и реализацию программ сотрудничества с государствами - участниками СНГ, содействие международным проектам в рамках программ технической и финансовой помощи;

выполнение подпрограмм по развитию малого предпринимательства в сфере активизации экономических реформ: при реформировании Вооруженных Сил Российской Федерации, в жилищно-коммунальном хозяйстве, сельской местности, при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий.

Проектом федерального бюджета на 2011 год предусматривается направить в 2011 году в виде субсидий регионам на реализацию мер по поддержке малых компаний 20,8 млрд.рублей. Таким образом, расходы федерального бюджета не только не снизятся, но и вырастут на 15% по сравнению с 2010 годом. Необходимо отметить, что в текущем 2010 году бюджетам регионов будет предоставлено 18 млрд.рублей в виде субсидий.

Сохранение расходов федерального бюджета на таком высоком уровне создает дополнительные стимулы для включения в приоритетном порядке в расходы региональных бюджетов на 2011 год поддержки малых и средних предприятий.

При реализации программы 2011 выделяются 2 основных блока мероприятий

В рамках первого предусмотрены расходы на создание капитальных объектов - строительство бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, приобретение оборудования для центров кластерного развития, центров сертификации, центров прототипирования. На это направление предусматривается выделение 4,8млрд.рублей.

Второй блок - прямые субсидии малым компаниям и формирование финансовой инфраструктуры поддержки предпринимательства.

В качестве приоритетных направлений будет рассматриваться грантовая поддержка начинающих малых инновационных компаний; субсидирование широкого спектра расходов действующих инновационных компаний, поддержка экспорта продукции, поддержка модернизации, субсидирование расходов на лизинг оборудования.

Государственным заказчиком программы является Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Ход выполнения программы ежеквартально рассматривается на расширенных заседаниях коллегии Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства и экспертного совета Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Реализация мероприятий программы осуществляется на основе взаимовыгодных соглашений и хозяйственных договоров. Предусматривается долевое финансирование из средств федерального бюджета региональных программ поддержки малого предпринимательства при условии их утверждения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и обеспечения финансовыми средствами из региональных бюджетов.

Координация деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также общественных объединений предпринимателей по выполнению мероприятий программы осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. Комитет определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений и наличия средств, выделенных на реализацию программы.

3.3    Перспективы малого бизнеса


Правительство Российской Федерации рассматривает малый бизнес как одно из основных направлений развития экономики. Сегодня перспективы малого бизнеса очень привлекательны, так как большинство экономических ниш, где могут работать частные предприниматели, еще не занято предприятиями.

По статистике, в большинстве развитых стран предприятия малого бизнеса составляют более половины экономики страны, в России же их процент очень мал. Правительство Российской Федерации принимает различные меры для помощи частными предпринимателям, которые хотят начать собственное дело. В настоящее время существует множество региональных программ, которые также могут помочь начинающим предпринимателям развивать предприятия малого бизнеса.

К сожалению, начинающий предприниматель сталкивается с множеством проблем, которые связаны обилием бюрократических препятствий при развитии предприятия. Кроме того, получение банковского кредита для развития малого предприятия также сопряжено с целым рядом сложностей.

Несмотря на все препятствия, в России множество людей предпочитают начать собственное дело, а не работать на государственных предприятиях. В целом ряде депрессивных регионов развитие малого бизнеса может быть одним из немногочисленных способов выхода из кризиса. Небольшие мастерские или предприятия, где могут производиться товары народного потребления, или продукты питания, которые могут быть реализованы в крупных городах, позволят обеспечить рабочие места и снять социальную напряженность в регионах.

Одним из наиболее перспективных направлений развития малого бизнеса является сфера обслуживания. Отметим, что частные предприятия, которые предоставляют подобные услуги, могут работать не только в крупных городах, но и организовывать выездные бригады, которые, например, могут специализироваться на ремонте квартир или иных подобных услугах.

В области инновационных технологий предпринимательства в России имеет потенциал роста. Несмотря на то, что до сих пор существует «утечка умов» на Запад, в нашей стране появляются небольшие компании, которые работают в области высоких технологий. Разработки подобных компаний пользуются огромной популярностью на зарубежных рынках, многие крупные компании предпочитают размещать свои заказы на российских малых предприятиях.

Несмотря на все проблемы, в 2010 году достаточно неплохие перспективы развития малого бизнеса в России, так как рыночные отношения диктуют новые условия развития экономики, а помощь государства создает благоприятные условия для развития частного предпринимательства.

Глава 4. Создание собственного бизнеса

 

4.1 С чего начать


Что необходимо сделать, чтобы заняться бизнесом? Выбрать направление бизнеса, узнать о нем все, оценить свои силы и финансовые возможности, открыть малое предприятие - и работать, работать, работать. Вот подробное руководство.

Что необходимо сделать, чтобы заняться бизнесом? Прежде всего, выбрать направление бизнеса, узнать об этом бизнесе все, затем оценить свои силы и финансовые возможности, открыть малое предприятие, и работать, работать, работать…

.Определитесь с выбором бизнеса, которым вы хотели бы заняться и узнайте о нем как можно больше. Читайте деловые журналы, такие как Компания, Бизнес журнал, Свой Бизнес и т.п., то есть посвященные именно малому и среднему бизнесу. Форбс и КоммерсантЪ вам мало поможет. Побывайте на сайтах - там, где сравниваются различные виды малого бизнеса, рассказывается об их особенностях и подводных камнях.

. Оцените все свои сильные и слабые стороны, как предпринимателя. Отнеситесь к себе критически и объективно. Пройдите тесты. Например, если Вы планируете начать салонный бизнес или СПА бизнес, пройдите тесты на этих специализированных сайтах.

. Проведите тщательный анализ своих будущей сферы деятельности, потенциальных клиентов, конкурентов, условий лицензирования и налогообложения.

. Определите организационно-правовую форму вашей будущей компании (т.е. ИП, ООО, др.) Постарайтесь понять, какая организационная форма больше подходит вашему бизнесу.

. Оцените возможное расположение компании. Проверьте физическое состояние помещений, их пригодность, наличие транспортных потоков, развязок и мест для парковки. Определите стоимость коммунальных услуг.

. Подготовьте всесторонний план деятельности, включите график проводимых вами мероприятий.

. Раздобудьте необходимый стартовый капитал (накопленные средства, банковский кредит и др.) . Учтите, что ни один банк не кредитует новый бизнес. Увы.

. Выберите название вашей компании.

. Получите все необходимые разрешения и разрешающие документы от соответствующих организаций.

. Зарегистрируйте в установленном порядке вашу компанию.

. Зарегистрируйтесь в налоговой и в пенсионном фонде.

. Откройте банковский счет. Подыщите такой банк и такие виды услуг, которые более всего отвечают вашим запросам.

. Составьте штатное расписание, разработайте должностные инструкции (функциональные обязанности) и программу подготовки кадров.

. Приобретите необходимые помещения, оборудование, мебель, вывески (рекламные щиты, знаки), принадлежности, складские помещения.

. Отпечатайте визитные карточки, фирменные бланки и т.д.

. Наймите необходимый вам персонал, используя современные методы подбора и найма персонала.

. Выпустите информационные материалы по вашей компании, по вашей продукции или услугам. Рекламируйте ваше новое предприятие, продукцию, услуги, персонал.

 

 

4.2 Самостоятельная регистрация ИП


Индивидуальными предпринимателями признаются дееспособные граждане, самостоятельно, на свой страх и риск и под свою личную имущественную ответственность осуществляющие предпринимательскую деятельность и зарегистрированные для этих целей в установленном порядке, а также нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Главной задачей индивидуального предпринимателя является получение прибыли.

.        Подготовка документов:)     Необходимо заполнить форму установленного образца, для регистрации ИП (можно найти в гаранте или консультант +, либо же попросить в налоговой инспекции);)        Подобрать виды деятельности в классификаторе (ОКВЭД) видов экономической деятельности и заполнить соответствующую страницу формы;)         Заполнить заявление для перехода на упрощенную систему налогообложения;)         Снять копию паспорта;

.        Заверение формы (подписи заявителя) у нотариуса;

.        Оплата пошлины в размере 400 рублей;

.        Собрать заверенные и подписанные документы в папку;

.        Сдать документы в налоговую инспекцию, уполномоченную проводить регистрацию ИП;

.        Через 5 рабочих дней забрать документы из налоговой инспекции;

Если сходу не получается найти кабинет, в который нужно сдать документы, можно заглянуть в любой кабинет и Вас всенепременно отправят в верном направлении. Или же позвоните заранее по телефону, заодно можно будет уточнить приемные часы. Если все правильно оформлено, инспектор принимает у Вас документы, отдает расписку, которая прилагается к заявлению, и назначает дату выдачи Свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно НК РФ, государственная регистрация занимает 5 рабочих дней, то есть ориентировочно через неделю, Вам снова нужно будет наведаться в налоговую инспекцию, дабы получить заветное Свидетельство.

Очень важно! Не забудьте в день получения документов, подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения! Далее Ваше заявление рассматривается в ИФНС в течение 5 рабочих дней, ответ посылают Вам по почте по адресу регистрации.

Заключение


Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

Для того, чтобы бизнес развивался, необходимо, чтобы государство оказывала ему содействие. Государственная поддержка малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Ресурсная необеспеченность заставляет государство поддерживать малый бизнес по следующим основным направлениям:

финансовая поддержка (формирование государственных программ обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых и амортизационных льгот и т.д.);

материально-техническая поддержка (различные формы предоставления технологии и оборудования в аренду малого бизнеса, создание технопраков и т.д.);

консультативная и информационная поддержка (обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг, особенно по проблемам создания, управления, налогообложения и т.д.);

создание рыночной инфраструктуры (локальных ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и т.д.)

Одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Однако, основным источником финансирования текущей деятельности предприятия и средствами на развитие, по прежнему, остаются личные сбережения предпринимателей (31%) и собственная прибыль предприятия (54%). Средства учредителей, заемные и кредитные средства привлекаются в менее, чем 20% случаев. Финансовая поддержка специализированных фондов и организаций привлекается крайне редко - менее 3%.

По состоянию на 1 января 2009 г. в России действовало 868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 2000 г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%).

Успешное развитие малого бизнеса, в значительной степени, зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Мобилизация серьезных денежных средств невозможна без государственных мер развития инфраструктуры рынка финансовых услуг, расширения номенклатуры используемых финансовых инструментов, а также интенсификации конкуренции среди участников финансового рынка.

Вопреки существующим мифам о высокой рискованности вложений в малый бизнес опыт прошедших лет показал, что кредитование малых предприятий, при умелой организации работы, является менее рисковым, чем кредитование крупных предприятий. Все клиенты-заемщики малых предприятий Фонда поддержки бизнеса возвращают средства полностью и в срок. Программа микрофинансирования малых предприятий показала свою жизненность и безусловную полезность. Используя механизмы микрокредитования, многие организации, располагая небольшими средствами, позволили начать свое дело большому количеству малых предприятий и предпринимателей.

Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.

Однако, по-прежнему, большинство субъектов малого бизнеса не имеет доступа к финансово-кредитным ресурсам. Это связано с отсутствием механизмов, учитывающих специфику российского малого бизнеса.

Список используемой литературы

 

ФЗ от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

Блинов А. Условия регулирования малого бизнеса // Экономист. 2003 . №2. С. 75

Власов В.С. проблемы развития малого предпринимательства в России. М., С. 45

Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 2009

Малое предпринимательство в России. 2005:: Стат. Сб. М.: Росстат, 2005. С. 15

Рубе В.А. институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в России: Учеб. Пособие. М.: ИНФРА-М, 2011.

С. 51.

Рассчитано по: Россия в цифрах. 2009: Крат. стат. сб. М.: Росстат

Российский статистический ежегодник. 2010. Стат. сб. М.: Росстан.

Интернет ресурсы

Справочная правовая система Консультант плюс

Похожие работы на - Малый бизнес - развитие и перспективы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!