Малые предприятия: проблемы их образования и функционирования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    67,41 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Малые предприятия: проблемы их образования и функционирования

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ СПО «Екатеринбургский Торгово-экономический техникум»








Курсовая работа

По дисциплине: Экономика отрасли

На тему

МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПРОБЛЕМЫ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ


Исполнитель

Студент группы 4т4

Таскаев Михаил Александрович

Научный руководитель

Соколова О.И.


Екатеринбург 2009г.

Введение

Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Хозяйственная практика в малом бизнесе находится в причинно-следственной зависимости углубляющейся специализацией общественного производства и дифференциацией товаров и услуг. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе.

Цель данной работы: рассмотреть малые предприятия, их историю развития в России. Задача данной работы: дать экономическое обоснование малых предприятий.

1)      Малые предприятия

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В соответствии с Федеральным Законом от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства» (статья 3) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля других субъектов (юридических лиц) не превышает 25% и в которых средняя численность работников не превышает:

1 в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек

2 в оптовой торговле - 50 человек

3 в промышленности - 100 человек

4 в строительстве - 100 человек

5 на транспорте - 100 человек

6 в сельском хозяйстве - 60 человек

7 в научно-технической сфере - 60 человек

8 в других видах деятельности - 50 человек

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам, и других обособленных подразделений этого юридического лица. В случае превышения малым предприятием установленной численности предприятие лишается льгот на период нарушения численности и на последующие три месяца.

Субъектами малого предпринимательства являются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли.

В зарубежных странах к малому бизнесу относят, как правило, предприятия с численностью занятых от 1 до 500 человек, с последующей разбивкой: от 1 до 20 - ремесленные, от 20 до 100 - малые, от 100 до 500 - средние предприятия.

Организационно-правовые формы малых предприятий.

1 ПОЛНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО. Это коммерческая организация, участники которой (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Прибыли и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном (уставном) капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников. Не допускается соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибылях или убытках.

Фирменное наименование полного товарищества (согласно Кодексу) должно содержать либо имена (наименования) всех его участников, и слов «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слов «полное товарищество».

2 ТОВАРИЩЕСТВО НА ВЕРЕ (КОММАНДИТНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО) - это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающим по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельность товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в управлении товариществом и осуществлении им предпринимательской деятельности.

На основе свидетельства об участии вкладчик (коммандитист) получает часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном (уставном капитале), в порядке, предусмотренном учредительным договором.

Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена всех полных товарищей и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество», либо наименование не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» и слов «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество».

3 ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (ООО) - это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Высшим органом общества является общее собрание его участников. В ООО создается исполнительный орган (коллегиальный или единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления может быть набран также и не из числа его участников.

Участник ООО вправе продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества или ее часть одному или нескольким участникам данного общества. Отчуждение участником общества своей доли (ее части) третьим лицам допускается, если иное не предусмотрено уставом общества

Фирменное название ООО должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью».

4 ОБЩЕСТВО С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ - учреждается одним или несколькими лицами. Уставный капитал его разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

Фирменное наименование общества с дополнительной ответственность должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью».

5 АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО - это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество (АО) может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы для всеобщего сведения.

АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, называется открытым акционерным обществом (ОАО). Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу.

АО, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо другим образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Число участников ЗАО не должно превышать числа, установленном Законом об АО.

Высшим органом управления ОА является общее собрание его акционеров. В обществе с числом акционеров более пятидесяти создается совет директоров (наблюдательный совет). Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным.

6 ДОЧЕРНЕЕ ОБЩЕСТВО - это хозяйственное общество, когда другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основное общество отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним по исполнение таких указаний. Участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещение основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу.

7 ЗАВИСИМОЕ ОБЩЕСТВО признается таковым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций АО или двадцати процентов уставного капитала ООО.

8 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ (АРТЕЛЬ) - это добровольное объединение граждан, созданное на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, выполнение работ, торговля и пр.), основанной на личном трудовом или ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Законом может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Число членов кооператива должно быть не менее пяти.

Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель.

Фирменное название кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель».

9 УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущества. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находятся соответственно в государственной или муниципальной собственности, и принадлежит такому предприятию на правах оперативного управления. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

2. Малые предприятия

.1) История развития малых предприятий в России

Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

В течении 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.

Для первого этапа (1985 - 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Тем на менее заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.

Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.

Незначительный спад числа малых предприятий на территории РФ, наблюдаемый в 1996-1997 гг., в 1998 г. практически прекратился. По состоянию на 1 января 1999 г. в России действовало 868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 1998 г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%).

Вместе с тем следует отметить стабильный рост числа предприятий в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 39,8% - в 1997 г., на 12,1% - в 1998 г.), операции с недвижимым имуществом (на 19,9% и на 26,8% соответственно), торговля и общественное питание (на 3,8% и на 3,6%). Продолжало сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли "наука и научное обслуживание" (на 6,2% и на 11,4%).

Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием.

2.2 Особенности малых предприятий

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика - так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Третья - относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая - персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятое - ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта - семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых - производителя продукции и услуг, в-третьих - катализатора научно-технического прогресса, в четвертых - налогоплательщика, в пятых - агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В - третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).

Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.

2.3 Малые предприятия в системе торговли и общественном питании

Среднесписочная численность работников малых предприятий в 2005 году возросла на 14,1 % от уровня 2004 года и составила 13,1% от общей среднесписочной численности занятых в экономике области против 11,2 % в 2004 году. Число малых предприятий и среднесписочная численность работников по основным видам деятельности распределяется следующим образом:

оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 3351 предприятий, что составляет 44,3% от общего числа малых предприятий с численностью работающих 25,8 тыс. чел. 40,4%- от общей численности работников малых предприятий;

- обрабатывающие производства - 1381 предприятий (18,2%), и 17,6 тыс. чел. (27,5%);

- строительство - 913 предприятий (12,1%), и 5,8 тыс. чел. (9%);

транспорт и связь - 365 предприятий (4,8%), и 4,1 тыс. чел. (6,5%).

Оборот малых предприятий в 2005 году составил 34997,0 млн. руб., что в ценах соответствующих лет на 34,8 % больше аналогичного периода 2004 года. Распределение оборота малых предприятий, по основным видам экономической деятельности следующее:

оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 22213,5 млн. руб., что составляет 63,5% от общего объема оборота малых предприятий и превышает уровень 2004 года на 28,8 % в ценах соответствующих лет;

обрабатывающие производства - 7011,4 млн. руб. (20 % от общего объема оборота, на 59,6% выше уровня 2004 года в ценах соответствующих лет);

строительство - 1758,9 млн. руб. (5 % от общего объема оборота, на 25 % выше уровня 2004 года в ценах соответствующих лет);

транспорт и связь - 1414,6 млн. руб. (4% от общего объема оборота);

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 1469,7 млн. руб. (4,2% от общего объема оборота).

Распределение объема отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами малых предприятий, по основным видам экономической деятельности в 2005 году, в %.

малый предприятие поддержка


Распределение объема отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами малых предприятий, по основным видам экономической деятельности следующее:

-        обрабатывающие производства - 6746,4 млн. руб. (56,8%);

-              оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 519,3 млн. руб. (4,4%);

-              строительство - 1710,1 млн. руб. (14,4 %);

-              транспорт и связь - 1256,9 млн. руб. (10,6%)

-              операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 779,6 млн. руб. (6,6%)

-              гостиницы и рестораны - 251,8 млн. руб. (2,1%).

Объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами, в расчете на одного постоянно работающего на малом предприятии, в 2005 году составил 185,2 тыс. руб.:

- обрабатывающие производства - 382,6 тыс. руб.;

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 20,1 тыс. руб

Объем инвестиций малых предприятий в основной капитал в 2005 году составил 807,8 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 8 % больше аналогичного периода 2004 года. Распределение объема инвестиций малых предприятий по основным видам экономической деятельности следующее:

-        обрабатывающие производства - 195 млн. руб. (24,1%);

-              оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 183,5 млн. руб. (22,7%);

-              строительство - 209,5 млн.. руб. (25,9%);

-              транспорт и связь - 15,8 млн. руб. (2%)

-              операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 11,4 млн. руб. (1,4%)

-              гостиницы и рестораны - 150 млн. руб. (18,6%).

Торговля, общественное питание, услуги:

·    доля торговли и общественного питания в объеме ВРП области - 9,5%;

·    доля занятых в торговле, общественном питании и службе быта от общего числа занятых в экономике области - 11,5%;

Деятельность объектов потребительского рынка в 2005 году характеризуется следующими показателями:

-    число объектов розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг - 10 тыс. ед.;

-       оборот розничной торговли - 31,5 млрд. руб.;

-       оборот общественного питания - 1,6 млрд. руб.;

-       объем бытовых услуг населению - 1,6 млрд. руб.

Динамика объёмов оборота розничной торговли


Структура формирования оборота розничной торговли в 2005г. (в % к общему объему оборота розничной торговли)


Темпы роста оборота розничной торговли торгующих организаций значительно превышают аналогичный показатель вещевых, смешанных и продовольственных рынков, удельный вес торгующих организаций в обороте розничной торговли в 2005 году увеличился на 2,5% и достиг 83,6% против 81,1 в 2004 году.

Розничная сеть на территории области представлена 7,6 тыс. объектов: 39 торговых центров, 5,1 тыс. магазинов, 924 павильона, 1,6 тыс. киосков и палаток.

Структура объектов общественного питания на начало 2005 г. (в %).


Наибольшая доля в распределении объектов общественного питания принадлежит столовым - 41,1%, доля закусочных - 25,4% от общего числа объектов общественного питания, общая доля кафе, баров и ресторанов - 25%, другие типы объектов общественного питания - 8,5%.

Сеть предприятий общественного питания в целом насчитывает более 1,6 тыс. объектов с числом посадочных мест около 85 тысяч.

2 Экономическое обоснование малого предприятия

Малые предприятия.

Предприятия, создаваемые во всех отраслях экономики на основе любых форм собственности, включая смешанный капитал, и имеющие ограничения по числу работающих и объему производства. Малые предприятия осуществляют любые виды деятельности, кроме запрещенных законом. Численность работающих в малом предприятии ограничена сферой его деятельности: в промышленности - 200 чел., науке - 100 чел., в других отраслях производственной сферы - 50 чел., в отраслях непроизводственной сферы - 25 чел., в торговле - 15 чел. Допустимые для малого предприятия объемы хозяйственной деятельности регулируются законодательствами государств. Многопрофильные предприятия относятся к малым по критерию основного вида деятельности. В своей деятельности малое предприятие руководствуется законодательством и нормативными актами» регламентирующими функционирование соответствующего вида собственности. С целью стимулирования малого бизнеса, в котором в развитых странах занято 50-70% работающих, имеется целый ряд налоговых льгот и льгот по использованию основных фондов.

Регистрация малых предприятий подразумевает собой внесение предприятия в Реестр субъектов малого предпринимательства.

Правовая основа:

. ФЗ "о государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ.

. Постановление Правительства Москвы от 24.01.01 № 87 "О комплексной программе развития и подержки малого предпринимательства"

. Распоряжение Минимущества № 27-ПП от 27.01.2004 г. и др.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Необходимые документы:

. Устав

. Учредительный договор (если есть);

. Информационное письмо Госкомстата или Москомстата о присвоении кодов;

. Подлинник Свидетельства реестра субъектов малого предпринимательства (при наличии);

. Свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ;

. Свидетельство о присвоении ИНН, КПП;

. Свидетельства о государтсвенной регистрации изменений и дополнений в учредительных документах;

. формы 1 и 2 балансовой отчетности (за 2004 год) или формы, предусмотренные упрощенной системой налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, содержащие информацию о валовой выручке (совокупном доходе) от реализации продукции (услуг, работ); отправляющим по почте предоставить квитанцию;

. Выписка из реестра акционеров на момент предоставления документов с печатью и подписью Руководителя (для ЗАО, ООО).

Формы и методы поддержки предприятий общественного питания как субъектов малого предпринимательства.

В программах поддержки и развития малого предпринимательства мероприятия по поддержке субъектов малого предпринимательства (в том числе предприятий общественного питания) реализуются в следующих формах:

налогово-управленческой;

финансово-кредитной;

информационно-консультационной;

организационной (производственно-технологической) поддержки;

подготовки и переподготовки кадров.

Налогово-управленческая поддержка малого предпринимательства. В качестве налогово-управленческой поддержки малого предпринимательства можно рассматривать специальные режимы налогообложения для субъектов МП.

В частности, субъектами МП могут применяться:

а) упрощенная система налогообложения. Ее применение предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (доходы физических лиц), налога на добавленную стоимость (за исключением НДС при импорте), налога на имущество и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Действие данного налогового режима распространяется на субъектов МП - индивидуальных предпринимателей и предприятий и организаций кроме указанных в п.3 ст. 346.12 НК РФ [4], годовой оборот которых не превышает 15 млн. руб., число работающих не превышает 100 человек и остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100 млн. руб.качестве объекта налогообложения субъект малого предпринимательства самостоятельно может выбрать доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. В соответствии со ст. 346.20 НК РФ, если объектом налогообложения являются доходы, применяется налоговая ставка в размере 6 процентов, если же объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка равняется 15 процентам [4]. При этом, выбрав объект налогообложения один раз, плательщик не вправе менять его в течение всего срока применения упрощенной системы.

б) система налогообложения на основе единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Ее применение предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (доходы физических лиц), налога на добавленную стоимость (за исключением НДС при импорте), налога на имущество и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Ставка единого налога по ст. 346.31 НК РФ устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода [4].

Использование такой системы предполагает некоторые ограничения. Так, существует определенный перечень видов предпринимательской деятельности по п.2 ст. 346.26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, подпадающий под ее действие [4]. Кроме того, возможность применения системы налогообложения на основе единого налога на вмененный доход на территории отдельного субъекта РФ определяется на основании специального нормативно-правового акта (закона) регионального уровня, принятие которого субъектом Российской Федерации не является обязательным.

в) Наименьшую ставку применяют плательщики единого сельскохозяйственного налога (6% от налоговой базы, исчисляемой как доходы, уменьшенные на величину расходов).

Несмотря на определенные недостатки, на наличие которых указывают ряд специалистов в области малого и среднего бизнеса, глава 26.2 НК РФ ввела много интересных новаций в налогообложении [16. С.26]:

- в соответствии со ст.346.13 НК РФ [4] организации, имеющие филиалы и (или) представительства, не вправе применять УСНО. При этом, если организация имеет филиалы (представительства) не указанные в учредительных документах, либо имеет иные обособленные подразделения, она вправе применять упрощенную систему на общих основаниях;

с 01.01.2004г организации-плательщики ЕНВД, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов деятельности. При этом, ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные главой 26.2 НК РФ, по отношению к таким организациям, определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности;

пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ [4] предусмотрен порядок перевода с упрощенной на общепринятую систему налогообложения только в 2-х случаях: при превышении в течение года выручкой суммы 15 млн. руб., либо при превышении остаточной стоимостью основных средств и нематериальных активов, находящихся в собственности налогоплательщика, лимита в 100 млн. руб. B то же время в п.3 ст.346.12 НК РФ перечислен ряд причин, являющихся основанием для запрета применения УСНО [4]. Следовательно, если допущено нарушение любого критерия, установленного ст. 346.12, например, превышение численности, создание филиала и т.п., организация считается перешедшей на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено такое нарушение;

минимальный налог уплачивается плательщиками, избравшими объект налогообложения «доходы минус расходы» по ставке 1% от суммы доходов в случае если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Установление специальных налоговых режимов - прерогатива государства, и поэтому, распространяясь на всю территорию страны, данные налоговые льготы на муниципальном уровне являются лишь косвенной поддержкой малого предпринимательства.

Однако, действенной мерой поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне можно считать развитие аутсорсинга бухгалтерского учета.

Аутсорсинг, в частности, предполагает частичное ведение бухгалтерии своих клиентов. Этими клиентами в основном являются малые предприятия, которые по ряду причин не намерены осуществлять учет своей хозяйственном деятельности за счет своих собственных внутренних ресурсов, и считают более выгодным для себя передать эти функции сторонней специализированной организации.

Как известно, почва для аутсорсинга возникает в тех случаях, когда предприятие заведомо выполняет часть своих внутренних функций хуже, чем это может сделать специализированная компания (аутсорсер). При этом «хуже» означает - некачественно, с более высокими издержками, менее оперативно.

Издержки ведения бухгалтерии малого предприятия объективно высоки, особенно в крупных городах, например, таких, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и других, где заработная плата хорошего бухгалтера составляет около 400 долларов и выше. Передача ведения учета оказывается выгодной сделкой также с точки зрения налогов: малое предприятие избавляется от необходимости платить единый социальный налог с заработной платы главного бухгалтера и имеет возможность вычета НДС с оплаты работ по ведению бухгалтерского учета.

Исходя из изложенного, можно считать развитие аутсорсинга бухгалтерского учета одной из действенных мер по поддержке малого бизнеса в настоящий момент. Наиболее вероятной формой сотрудничества между аутсорсером и предприятием общественного питания может стать «бесконтактное» обслуживание через систему Интернет.

Безусловно, открытие специализированных центров, которые смогут заниматься ведением бухгалтерского учета, должно поддерживаться органами власти.

Главной целью мер муниципальной финансовой поддержки МСУ является ускорение появления на местных рынках малых предприятий, действующих в приоритетных направлениях, т.е. создание базы для более рациональной структуры хозяйства.

Можно выделить следующие меры финансово-кредитной поддержки МП (предприятий общественного питания):

·  субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

·        бюджетные кредиты, займы, ссуды;

·        муниципальные гарантии.научной литературе по-разному оценивается прямое бюджетное субсидирование МП.

Одни специалисты считают, что оно должно быть отменено, и выдвигают при этом ряд объективных аргументов.

Во-первых, бюджетное субсидирование не обладает гибкостью и оперативностью, поскольку осуществляется через государственные ведомства.

Во-вторых, оно ставит субъектов МП в неравное положение. Как правило, субсидий не хватает на всех, кому положено их получать.третьих, в нынешних российских условиях практически невозможно избежать нарушений и злоупотреблений со стороны органов власти при выдаче субсидий.

Бюджетный кредит в современных кризисных условиях может быть предоставлен предприятию общественного питания как малому предприятию на основании договора лишь на условиях возмездности, возвратности и только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом.

Нормы о кредитовании малого бизнеса содержатся и в Законе № 88. Однако там речь идет о льготном кредитовании [16].

Согласно ст. 11 Закона № 88 кредитование субъектов МП осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки МП (ФПМП). Но, и в этом случае, источником финансирования являются бюджетные средства, которые должны быть направлены на поддержку определенных проектов, критерии отбора которых необходимо четко определить и обосновать. B каждом субъекте РФ и муниципальном образовании могут быть свои приоритеты.

Несмотря на имеющиеся издержки (сложные процедуры отбора, экспертизы и кредитования проектов, множество справок, длительные сроки оформления кредита и т.д.) все же финансирование через фонды для малых предприятий более выгодно по сравнению с другими кредитными учреждениями. Это выражается в более продолжительном сроке кредитования, пониженном проценте ставок по кредитам, предоставлении бесплатного консультирования конечным заемщикам и др. Таким образом, трудности получения кредитов от фондов компенсируется их дешевизной.настоящее время особое внимание следует уделить такому методу финансовой поддержки малых предприятий, как предоставление гарантий со стороны муниципальных фондов поддержки МП. Специальные соглашения между этими фондами и коммерческими банками могут предусматривать выделение определенных объемов кредитных ресурсов для финансирования поддержки инвестиционной деятельности предприятий под гарантии фондов, при участии фондов в уставном капитале банков либо при размещении в данных банках своих временно свободных денежных средств.

Исходя из всего вышеизложенного, можно прийти к выводу, что в российском законодательстве уже есть немало норм, предусматривающих предоставление субъектам МП бюджетного финансирования. В то же время необходим еще целый ряд мер, направленных на развитие и совершенствование форм дальнейшей финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства.

Среди мер поддержки малого предпринимательства, и в частности, предприятий общественного питания, следует выделить также содействие более активному сотрудничеству с крупными предприятиями через франчайзинг и лизинг.

За последнее время идет активный процесс по созданию в регионах России новых организационных структур (инкубаторов наукоемкого бизнеса, технопарков, инновационно-технологических центров) с тем, чтобы обеспечить продвижение результатов научно-технической деятельности на рынок.

Бизнес - инкубаторы выполняют роль связующего звена между малым предпринимательством и другими экономическими силами региона муниципального образования.

Технопарки в отличие от других структур научно-технической сферы занимаются созданием только тех технологий, изделий и материалов, которые обязательно будут востребованы рынком.

Итак, государственные (муниципальные) программы непосредственно ориентированы на оказание тех или форм и методов поддержки субъектам малого предпринимательства (в том числе предприятиям общественного питания). Нормативно-правовая база, определяя условия деятельности субъектов малого предпринимательства, регулирует формы и методы поддержки. Сеть специализированных институтов, включающая органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, специализированные объекты инфраструктуры (фонды, кредитные, гарантийные учреждения, технопарки, Бизнес-инкубаторы, учебные, консультационные, информационные и другие обслуживающие структуры) реализует формы и методы поддержки малого предпринимательства. Таким образом, механизм поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации находит свое выражение в реализации форм и методов.

БИЗНЕС-ПЛАН МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.

Бизнес-план рассчитан на перспективу, составлять его рекомендуется на три-пять лет. При этом на первый год прогнозируемого периода основные показатели разрабатываются по месяцам, для второго - поквартально, а на остальные годы можно ограничиваться годовыми показателями.

В бизнес-плане приводятся сведения о прогнозных объемах продаж на ближайшие три-пять лет, доходов, затрат, прибыли, об уровне рентабельности хозяйственной деятельности.

Сначала на основе этих прогнозных показателей определяется потребность в материальных, трудовых и финансовых ресурсах на будущий период, а затем выявляется необходимость в заемных оборотных средствах.

Ресурсное обеспечение бизнес-плана может прорабатываться в нескольких вариантах, чтобы определить потенциальную прибыльность предпринимательской деятельности при различных суммах производимых затрат.

Состав, структура и объем бизнес-плана определяются спецификой деятельности, размером малого предприятия и целью составления. В зависимости от цели составления бизнес-плана (обоснование инвестиций, привлечение партнеров к совместной деятельности, заключение контрактов и пр.) его разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.

Бизнес-план малого торгового предприятия должен включать следующие основные разделы:

-    определение цели и задач на ближайшие годы (три-пять лет).

-        анализ финансово-экономического состояния предприятия, выявление позитивных и негативных сторон его деятельности

         сведения об организации продажи товаров

         планируемая организационная структура предприятия

         прогноз основных показателей хозяйственной деятельности предприятия и условий достижения высокой прибыльности (рентабельности).

РАСЧЕТ УРОВНЯ ПРИБЫЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.

При подготовке к открытию малого предприятия, при разработке бизнес-плана крайне важно определить тот момент в деятельности предприятия, когда оно начинает работать прибыльно.

Для расчета прибыльности производства необходимо воспользоваться формулой следующего вида:

К= З пост

Ц-Зпер

Где К - количество произведенных товаров, при котором возможно достижение безубыточного производства

З пост - сумма условно-постоянных затрат, необходимых для организации производственной деятельности

З пер - сумма условно=переменных затрат, необходимых для изготовления единицы товара (оказания одной услуги)

Ц - цена за единицу товара (услуги)

К условно-постоянным затратам относятся:

-    суммы полученных и запрашиваемых заявкой кредитов

-        выплаты процентов по ним за год

         сумма накладных расходов в целом по предприятию

         сумма амортизационных отчислений по оборудованию

         оплата труда управленческого персонала предприятия

К условно-переменным затратам относятся:

-    затраты на материалы, сырье, комплектующие изделия

-        затраты на тепло и электроэнергию, используемые в производственных целях

         затраты на оплату труда основного производственного персонала

         накладные расходы, изменяющиеся пропорционально изменению оборота.

При расчете объема производства, обеспечивающего безубыточность, следует исходить из тех же прогнозируемых производств, которые указаны в бизнес-плане.

Рекомендуется проводить несколько (не менее трех) вариантов возможной цены реализации товара, чтобы дать банку-кредитору возможность оценить влияние рыночных условий на прибыльность заемщика.

Если рыночная цена предполагаемого к производству товара не покрывает все затраты, не прибыльна, то следует найти пути снижения себестоимости его производства или совсем отказаться от его выпуска, определив другой, пользующийся достаточно большим устойчивым спросом товар.

Получение прибыли - это конечный результат бизнеса, но его достижение требует больших усилий по организации деятельности предприятия. Это повседневная, обязательная работа. Ее следует выполнять квалифицированно. Правильная организация деятельности - 80% успеха, плохая организация - путь к разорению.

4)  
Заключение

Малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.

Взаимоотношения малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация измениться.

Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

5)   
Список использованных источников

1. Игнатов В.Г., Бородина О.Ю. «Органы власти и поддержка малого бизнеса» Учебно-справочное пособие, М. «ПРИОР», 1998

. Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. «Малое предпринимательство. Практическое руководство», М. ИВЦ «Маркетинг» 1999

. Рольф Рюттингер «Культура предпринимательства». М., 1992, «ЭКОМ»

. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство М. ИНФРА-М, 1998

. Бугера В.И., Собственность и управление М., 2003

. Войтов А.Г., Экономика, 2003

. Иванова М. Малый инновационный бизнес в странах с развитой рыночной экономикой. // Российский экономический журнал, 1995, № 12

. Баженов Ю.К. «Создание и деятельность малого предприятия», М.1997, «Хронограф»

. Краева Н.М., Минеев В.Н. Социально-экономические особенности российского предпринимательства. // Общество и экономика, 1996, № 9-10

. Дороженко С.В. Малое предпринимательство: Развитие в условиях старопромышленного района. - Екатеринбург, 1994

. Корчагин Ю.А., Современная Экономика России, Ростов на дону, «Феникс», 2008

. Новичков А.В., Экономическая теория, «Дашков и К», Москва 2008

Похожие работы на - Малые предприятия: проблемы их образования и функционирования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!