Конкуренция и её виды. Фондовая биржа

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,58 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конкуренция и её виды. Фондовая биржа

План

Биржи и их функции

Конкуренция и ее виды

Тест

Список литературы

Биржи и их функции

Фондовая биржа представляет собой определенным образом организованный рынок, на котором владельцы ценных бумаг совершают через членов биржи, выступающих в качестве посредников, сделки купли-продажи. Контингент членов биржи состоит из индивидуальных торговцев ценными бумагами и кредитно-финансовых институтов.

Круг бумаг, с которыми проводятся сделки, ограничен. Члены биржи или государственный орган, контролирующий их деятельность, устанавливают правила ведения биржевых операций, режим, регулирующий допуск к котировке. Вместе с порядком проведения сделок они образуют сердцевину биржи как механизма, обслуживающего движение ценных бумаг. Фондовая биржа - это прежде всего место, где находят друг друга продавец и покупатель ценных бумаг, где цены на эти бумаги определяются спросом и предложением на них, а сам процесс купли-продажи регламентируется правилами и нормами, т. е. это определенным образом организованный рынок ценных бумаг.

В качестве товара на этом рынке выступают ценные бумаги - акции, облигации и т. п., а в качестве цен этих товаров - курсы этих бумаг. Фондовая биржа выполняет три основные функции:

посредническую - создает достаточные и всесторонние условия для торговли ценными бумагами эмитентам, инвесторам и финансовым посредником;

индикативную - оценка стоимости и привлекательности ценных бумаг;

регулятивную - организация торговли ценными бумагами.

Цель контрольной деятельности биржи - обеспечение достоверности котировки ценных бумаг и надежности биржевой торговли.

Благодаря бирже инвесторы получают возможность легко превратить ценные бумаги в деньги, это дает возможность вкладывать в ценные бумаги не только сбережение долгосрочного характера, а и временно свободные средства.

Ликвидность этих бумаг, которые имеют обращение на бирже, создает условия широкого их использования для обеспечения банковских ссуд, дает возможность инвесторам покупать ценные бумаги новых выпусков, продав имеющиеся бумаги на бирже.

Биржи могут быть учреждены государством как общественные заведения. Во Франции, Италии и ряде других стран фондовые биржи считаются общественными учреждениями. Это выражается в том, что государство предоставляет помещения для биржевых операций. Биржевики считаются представителями государства, но действуют как частные предприниматели, за свой счет.

Общее руководство деятельностью биржи осуществляет совет директоров. В своей деятельности он руководствуется уставом биржи, в котором определяются порядок управления биржей, состав ее членов, условия их приема, порядок образования и функции биржевых органов.

Для повседневного руководства биржей и ее административным аппаратом совет назначает президента и вице-президента. Кроме того, надзор за всеми сторонами деятельности биржи осуществляют комитеты, образованные ее членами, например, аудиторский, бюджетный, по системам, биржевым индексам, опционам.

Конкуренция и ее виды

монополия спрос конкуренция фондовый

Конкуренция возникла в глубокой древности в условиях простого товарного производства. Примерно до середины 19 века для экономики развитых стран была характерна совершенная (свободная) конкуренция. В 20 веке конкуренция перерастает в несовершенную, т.е. она стала регулироваться монополиями и государством. Конкуренция является основным условием развития предпринимательства. Она служит интересам продавцов и покупателей. При наличии конкуренции на рынке производители стремятся сократить издержки, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается эффективность производства, снижаются цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество продукции, расширять ассортимент товаров. Производители должны постоянно изобретать новые товары и услуги для завоевания большей части рынка. В итоге выигрывают покупатели и все общество в целом. Условия, при которых протекает рыночная конкуренция, экономисты обозначают термином «рыночная структура». Структура рынка определяется количеством и размером фирм, характером выпускаемой продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации. От принадлежности предприятия к тому или иному типу рыночной структуры зависят его поведение на рынке, особенности ценообразования и взаимоотношения с другими конкурирующими предприятиями.

Закон спроса и предложения наиболее эффективно действует в условиях совершенной конкуренции. Для нее характерны следующие признаки: во-первых, продавцы принимают цены как данные и не могут осознанно на них влиять; во-вторых, доступ в отрасль новых продавцов ничем не ограничен; в-третьих, продавцы не вырабатывают совместной стратегии; в-четвертых, покупатели не способны влиять на цены; в-пятых, все участники торговли имеют полную рыночную информацию. Условия совершенной конкуренции в чистом виде встречаются крайне редко. Тем не менее, в некоторых отраслях рынок приближается к таким условиям. Например, продукция сельского хозяйства (пшеница, кукуруза, мясо и др.) часто продается и покупается в условиях совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция есть некий идеал, к которому рынок должен стремиться, т.к. при нем достигается наиболее высокая эффективность. Противоположностью совершенной конкуренции является монополия. Для чистой монополии характерны следующие черты: во-первых, монополист - единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей; во-вторых, продавцы диктуют цены; в-третьих, проникновение в отрасль новых фирм полностью блокировано; в-четвертых, покупатели принимают цены как данные. Понятие чистой монополии является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Поэтому мы представляем чистую монополию скорее теоретически. В современной России примеры полной монополии практически ограничены производством и распределением природного газа (Газпром), электроэнергии (РАО «ЕЭС»), никеля («Норильский никель»).

В микроэкономике различают следующие виды монополий.1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений (патентная защита, институт авторских прав).2. Естественная монополия. В данном случае отрасль состоит всего из одной фирмы. Это означает, что средние издержки в долгосрочном периоде будут минимальными, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. Примерами естественной монополии являются: местное обеспечение электроэнергией, газом, теплом и т.п.3. Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо товара, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Такая классификация монополий не единственная. В экономической науке различают так:

) простую монополию, когда монополист назначает всем покупателям лишь одну цену;2) дискриминационную монополию, когда монополист назначает несколько цен;3) двустороннюю монополию, когда единственный монополист-продавец имеет дело с единственным покупателем (монопсония). Возможности монополиста, как и любой другой фирмы, получить прибыль частично ограничены издержками производства. Другим ограничением для него является спрос на продукт. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. В условиях монополии кривая спроса для фирмы совпадает с кривой спроса для отрасли. Иногда утверждают, что монополист устанавливает максимально высокую цену. Однако, если он поднимет цену - потеряет часть своих покупателей; если понизит - то сможет продать больше. Поэтому монополист выбирает такую комбинацию «цена-количество», которая принесет максимальную прибыль. Когда монополист в течение определенного периода предлагает покупателям один и тот же товар по разным ценам, то имеет место ценовая дискриминация. Почему фирмы используют ценовую дискриминацию?

Понижая цены, фирмы могут привлечь новых покупателей, которые в противном случае просто не купят продукцию по высоким ценам. Но понижение цен следует провести так, чтобы какая-то группа покупателей (скажем, состоятельная) покупала по высоким ценам. Поэтому дискриминация может осуществляться при наличии следующих условий. Во-первых, покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленную продукцию. Во-вторых, продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы. В-третьих, дискриминация возможна лишь тогда, когда продавец контролирует рынок. Выше рассмотрены два крайних типа рыночных структур. Но многие рынки находятся между этими крайностями. Наиболее распространенным типом рыночной структуры являются монополистическая конкуренция и олигополия. Основные черты монополистической конкуренции: товарØ дифференцирован, что дает возможность продавцам устанавливать цены;Ø поведение фирм является нестратегическим; вступление новых фирм в отрасльØ не является сложным (например, чтобы открыть новую овощную лавку, кафе, ремонтную мастерскую, не требуется значительных капиталовложений);Ø покупатели не могут влиять на цены.

Тест

.Как рыночная система сигнализирует, что спрос на товар увеличивается?

А)цены на товар начинают падать;

Б)цены на товар начинают расти;

В)правительство извещает фирмы о необходимости увеличения производства;

Г)фирмы, занимающиеся исследованием рынка, публикуют результаты своих исследований.

.Скорость обращения денег- это

А)число дней, за которое в среднем каждый полученный семьей рубль уходит в оплату товаров и услуг;

Б)число сделок в году, в которых участвовала в среднем каждая денежная единица ;

В)скорость перемещения денег из рук в руки.

Список литературы

1.Соврименная экономика. Мамедов О.Ю.

.Курс экономической теории. Чепурин М.Н.

Похожие работы на - Конкуренция и её виды. Фондовая биржа

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!