Государственное регулирование естественных монополий: экономические и административные рычаги

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,46 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование естественных монополий: экономические и административные рычаги

Содержание

Введение

. Сущность естественных монополий

.1 Причины возникновения естественных монополий

.2 Признаки естественных монополий, границы рынка, плюсы и минусы естественных монополий

. Государственное регулирование деятельности естественных монополий

.1 Федеральный закон «О естественных монополиях»

.2 Институт проблем естественных монополий (Юрий Саакян)

. Примеры естественных монополий в России

Заключение

Список используемых источников и литературы

Введение

В экономике любой страны имеются собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся некоторые отрасли и виды производства, в которых из-за особой технологии недопустимо развивать конкуренцию. Поэтому конкуренция по объективным причинам технологически невозможна или экономически нецелесообразна.

Отсутствие в сферах естественных монополий действенных конкурентных механизмов ставит перед государством задачу по созданию особой системы регулирования их деятельности, которая включает в себя правовую и организационную составляющие. Ее создание предполагает принятие специального законодательства, а также наделение соответствующего государственного органа полномочиями по регулированию цен и договорных обязательств субъектов естественных монополий, контролю за их сделками и инвестициями.

Цель моей работы - ознакомиться и изучить теоретическую сторону государственного регулирования естественных монополий, изучить методы, применяемые государством для регулирования их деятельности и их эффективность.

Данная работа включает в себя раскрытие понятия «естественные монополии», причины возникновения естественных монополий, границы рынка. В работе подробно рассмотрен Федеральный закон «О естественных монополиях», имеются цитаты Генерального директора Института проблем естетсвенных монополий - Юрия Саакяна. Курсовая работа содержит проблемы и перспективные задачи дальнейшего развития основных естественных монополий Российской Федерации.

1. Сущность естественных монополий

Монополия (от греч.monos - один, poleo- продаю) - вид хозяйственной организации на рынке, которая означает захват крупным хозяйственным объединением подавляющей части рынка в целях своего обогащения.

На рубеже XIX-XX вв. монополизация рыночного пространства получила быстрое и широкое развитие по следующей совокупности причин.

Рыночным отношениям внутренне присуще движение от одной противоположности к другой от монополии к конкуренции и от конкуренции к монополии. Как известно, в XVIII-XIX вв. был совершен решительный переход от цеховой монополии ремесленников к свободной конкуренции.

Но, в свою очередь, конкурентное противоборство неизбежно ведет к тому, что более сильные соперники побивают слабых, продвигаясь по пути монополизации торговли.

Как мы знаем, на рубеже XIX-XX вв. ускорилось индустриальное развитие производства на основе научно-технического прогресса. Это закономерно вызвало большой скачок в концентрации (укрупнении предприятий) и централизации (объединении хозяйств) в области промышленности. Такое реальное обобществление производства увеличивает масштабы выпуска продукции на крупных хозяйственных объединениях, а тем самым толкает их к монополистическому захвату рыночного пространства.

В XX в. стали быстро развиваться типы общей долевой и общей совместной собственности. Благодаря известным преимуществам по (сравнению с частными предприятиями) общая собственность способна наиболее значительно расширять масштабы присвоения и в сфере производства, и в сфере рыночного обращения. Именно таким предприятиям принадлежит рыночная власть. [№1, с. 208.]

Имея представление о монополиях, в общем, теперь рассмотрим естественные монополии. Что же такое естественная монополия?

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ - такая ситуация, при которой экономия от масштаба (например, сеть железных дорог или энергетическое хозяйство страны) столь значительна, что минимум затрат достигается только тогда, когда весь выпуск отрасли сосредоточен в руках одного производителя. Естественная монополия существует, когда экономия от масштаба позволяет одному предприятию удовлетворить весь рыночный спрос до того, как отдача от масштаба начнет снижаться. Вероятность возникновения естественных монополий повышается там, где производство товаров и услуг предполагает продажу с помощью сетевых сооружений, как, например, при поставках газа, электроэнергии и воды, в оказании железнодорожных услуг и услуг телефонной связи. В этих случаях прокладка конкурирующих между собой коммуникаций и путей сообщения привела бы к бесполезным дополнительным затратам. Значительная экономия от масштаба связана также с капиталоемкостью в таких отраслях, как черная металлургия и электроэнергетика. [№2, с. 389.]

Также под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на продукцию эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей предприятия. Такая эффективность выражается в существенном понижении хозяйственных затрат на единицу товара по мере увеличения объема производства. Причем изделия, не могут быть заменены в потреблении другими продуктами. [№1, с. 210.]

Товары естественных монополий имеют стабильный спрос, который не зависит от изменений цен из-за того, что, как правило, не имеют близких заменителей в потреблении.

Естественная монополия наблюдается в отраслях, где долгосрочные средние издержки будут минимальными, только если на рынке выступает один продавец в отрасли. Товар выгоднее производить одной фирме, даже не смотря на её выпуск, чем двум и более. Одна фирма может удовлетворить весь рыночный спрос на товар с меньшими средними затратами, чем те, которые были бы возможны, если бы две или несколько конкурирующих фирм поставляли точно такое же количество товара. Это значит, что для других фирм на рынке данного товара не остаётся места, следовательно, для них вход в эту отрасль закрыт, так как появление на рынке новых продавцов ведёт к росту затрат.

К отраслям естественной монополии во многих странах относят большинство видов деятельности, продукция которых является «предметом общественного пользования», - коммуникации, линии электропередач, нефтепроводы и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация. К сферам деятельности субъектов естественных монополий относят такие виды деятельности: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

1.1 Причины возникновения естественных монополий

Естественная монополия возникает вследствие того, что единственная фирма обеспечивает рынок каким-либо товаром или услугой с меньшими издержками, чем это сделали бы две или более фирм. Возникает, когда выпуск продукции для данного рынка сопровождается значительной экономией от масштаба.

Типичный пример естественной монополии - это водоснабжение населенных пунктов. Чтобы обеспечить водой жителей города, фирма должна построить водопроводную сеть, охватывающую все здания города. Если бы в предложении воды конкурировали две или более фирмы, каждая из них должна была бы понести большие постоянные издержки1, связанные со строительством своего водопровода. Средние совокупные издержки на водоснабжение минимальны, когда весь рынок обслуживается единственной фирмой.

Столь же типичны естественные монополии в снабжение городов электроэнергией, услугами канализации, отопления, кабельного телевидения. Вступление на рынок естественной монополии бесперспективно, так как издержки конкурентов очень велики. Они не добьются таких же низких, как у монополиста, издержек, так как доля рынка каждой фирмы уменьшится. [№3, с. 142.]

1.2 Признаки естественных монополий, границы рынка, плюсы и минусы естественных монополий

Естественная монополия, с экономической точки зрения, обладает некоторыми отличительными признаками, такими как:

Низкая эластичность спроса.

Спрос на товары и услуги отраслей естественной монополии практически не зависит от изменения цен, в отличие от спроса на другие виды продукции, которые имеют близких заменителей.

Высокие барьеры входа на рынок.

Это объясняется постоянными инвестициями2 в строительство, которые трудно окупаются. Размер предприятия монополии близок к ста процентам объёма потребления определённого блага, соответственно отрасли для эффективного производства достаточно только одной фирмы.

Эффективность деятельности.

Ощутимая экономия на производственных масштабах и высокие постоянные издержки.

Сетевой характер рынка.

Существует целостная система сетей, с помощью которых происходит оказание услуг.

Выше были приведены основные отличительные признаки естественной монополии в целом. Но естественную монополию также рассматривают несколько в ином контексте. Не с экономической точки зрения, а с правовой. Если рассматривать естественную монополию с правовой стороны, то можно также выделить ряд признаков:

Законы о монополиях связаны с законом о конкуренции: учитывается их различие по предмету и способы регулирования;

Правовой статус субъектов, их права и обязанности;

Границы естественных монополий по отраслям и видам хозяйствования;

Образование и развитие монополий имеет юридические основания;

Деятельность естественных монополий регулируется;

Если рассматривать естественную монополию как объект государственного регулирования (Табл. 1), то её можно разделить на две части: естественно-монопольное ядро (экономические и технологические границы рынка) и смежный естественно-монопольный сегмент (социальные и стратегические границы рынка).

. Экономические границы.

Рассмотрение естественной монополии строго теоретически, не учитывая никаких особенностей отраслей. Таким образом, не полностью отражена вся суть естественной монополии.

. Технологические границы.

Конкуренция не может существовать из-за технологических особенностей отрасли. В разных отраслях выделяют разные технологические границы, учитывая существующие особенности этой отрасли.

. Социальные границы.

Существует принцип общественной полезности. Товары и услуги естественно-монопольных отраслей потребляются обществом. Это определяет особую роль для населения и государства.

. Стратегические границы.

Они очень похожи на социальные. Они описывают сферы, где конкуренцию необходимо ограничить в силу каких-либо причин.

Таблица 1 - Типы границ естественных монополий

Сферы деятельностиТип границХарактеристикаМеханизмы государственного регулированияОсновнойДополнительныеЕстественно-монопольное ядроЭкономические Конкуренция экономически неэффективнаЦеновоеПраво входа на рынокТехнологическиеКонкуренция невозможна в силу технологии процессаТехническоеПраво входа на рынокСмежный естественно-монопольный сегмент (конкуренция возможна)СоциальныеКонкуренция неэффективна с точки зрения общественной полезностиСубсидированиеЦеновое, Право входа на рынок, АнтимонопольноеСтратегическиеКонкуренция противоречит интересам государстваПраво входа на рынокАнтимонопольное, Ценовое

Итак, мы рассмотрели все признаки естественной монополии, а также границы рынка. Теперь можно подвести итог и определить плюсы и минусы отраслей естественной монополии.

Плюсы:

Максимальное использование эффекта от масштаба производства, то есть снижение издержек на производство.

Мобилизация финансовых ресурсов, поддержание средств производства.

Использование новых технологий.

Единый стандарт на продукцию и услуги.

Замена рыночной системы позволяет сократить различные издержки.

Минусы:

Блокировка технического процесса.

Снижается качество продукции и услуг.



2. Государственное регулирование деятельности естественных монополий

Статья 7. Государственный контроль (надзор) в сферах естественной монополии (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка. [№6, ст. 7.1.]

Для регулирования естественных монополий созданы специальные органы, выполняющие определённые функции. Органы регулирования естественных монополий контролируют действия, совершаемые с участием или в отношении субъектов естественных монополий.

Органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за: любыми сделками, инвестициями, продажей, сдачей в аренду помещений, установлением и (или) применением цен (тарифов), соблюдением стандартов раскрытия информации субъектов естественных монополий.

2.1 Федеральный закон «О естественных монополиях»

Федеральный закон №147 «О естественных монополиях» принят Государственной Думой 19 июля в 1995 году.

Закон содержит ряд норм, определяющих основные направления регулирования естественных монополий, в том числе устанавливает понятия «естественная монополия», «субъект естественной монополии», «сферы деятельности», на которые распространяется закон, методы регулирования естественных монополий, а также методы управления их деятельностью.

Кроме того, в четвертой статье Закона приведен перечень естественно-монопольных сфер экономики России, который после неоднократных изменений выглядит следующим образом:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

железнодорожные перевозки;

услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

услуги по передаче тепловой энергии;

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Совершенствование ФЗ №147 происходило таким образом:

ноября 1995 года была образована Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (ФЭК РФ) по регулированию основных отраслей промышленности. 25 января 1996 года была образована Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС России). Затем была образована Федеральная служба по регулированию транспорта (ФСЕМТ России). Она регулировала следующие сферы: железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.

В 1996-1998 годах регулирование деятельности естественных монополий осуществлялось специальными федеральными органами исполнительной власти на основе Закона «О естественных монополиях».

В 1998 году было образовано Министерство по антимонопольной политике. 22 сентября 1998 года были упразднены служба по регулированию в области связи и в области транспорта. Их функции были переданы образовавшемуся Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

января 2002 года была создана Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям. В состав этой Комиссии входят 41 член Совета Федерации. Созданию Комиссии способствовала важность контроля и регулирования естественных монополий, развития конкуренции при соблюдении интересов государства и общества в условиях экономических реформ. Деятельность Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям ведётся в рамках пяти подкомиссий:

по электро- и теплоэнергетике;

по железнодорожному транспорту, по морским портам и аэропортам;

по связи;

по развитию нефтегазовой отрасли, трубопроводному транспорту, работе терминалов;

по общим вопросам реформирования естественных монополий.

Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям, согласно Регламенту, имеет следующие полномочия:

Разрабатывать и рассматривать законопроекты по вопросам своего ведения;

Предлагать по разделам проекта федерального бюджета;

Подготавливать заключения по проектам законов, переданных на рассмотрение Совета Федерации;

Рассматривать законопроекты, внесённые в Государственную Думу;

Принимать участие в международном сотрудничестве по вопросам своего ведения;

Организовывать проведение мероприятий по вопросам своего ведения;

Решать вопросы организации своей деятельности.

Органы регулирования естественных монополий могут изменять или вообще прекращать регулирование отдельных субъектов естественных монополий, при этом субъект исключается из реестра. Вопросы, касающиеся регулирования, могут быть рассмотрены на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов.

Решение об изменении регулирования принимается только на основе тщательного анализа деятельности субъекта естественной монополии. Прежде всего, обращается внимание на:

затраты на производство товаров;

налоги и другие платежи;

стоимость производственных средств;

прибыль от реализации товаров, которую рассчитывают получить;

расстояние между потребителями и местом производства товаров;

соотношение качества товаров и спроса потребителей;

материальная поддержка государства.

Существует Институт проблем естественных монополий, который является центром по исследованию основных отраслей естественной монополии: электроэнергетики, газовой промышленности и железнодорожного транспорта.

Институт проводит исследования и предоставляет экспертную оценку на деятельность естественных монополий.

Согласно Закону «О естественных монополиях» существуют два метода регулирования естественных монополий:

Ценовое регулирование.

Его суть состоит в определении и установлении фиксированных цен на товары и услуги, либо их предельного уровня, либо предельных коэффициентов изменения цен на товары отраслей естественных монополий. Этот порядок закреплен специальными нормативными актами.

Существует несколько методов ценового регулирования:

Метод предельных издержек.

Государство контролирует, чтобы установленная монополистом цена равнялась предельным издержкам. Так обеспечивается эффективное производство и потребление продукции.

Метод средних издержек.

Цена должна быть равна средним издержкам. При этом методе товаров может производиться меньше, чем должно быть для эффективной экономики в целом. С другой стороны, монополист заранее знает, что все его расходы будут компенсированы, то есть, нет необходимости минимизировать издержки.

Метод установления потолка цен.

Этот метод обычно приводит к дефициту продукции.

Субсидирование естественных монополий.

Это метод ценовой дискриминации, когда одни потребители получают продукты по более низким ценам за счёт других, которые платят больше.

Получается так, что промышленные предприятия субсидируют тарифы для населения.

Неценовое регулирование.

Суть состоит в определении потребителей, которые нуждаются в обслуживании, установление уровня их обеспечения, с учётом необходимости защиты прав и интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Ресурсы, которые необходимы при производстве какого-либо товара, ограничены, а иногда и вовсе исчерпаны. Это позволяет выборочно продавать товары разным потребителям. Государство вмешивается, чтобы защитить интересы всех потребителей.

Какой именно метод использовать при регулировании определяет орган регулирования естественных монополий. Это решение принимается после тщательного анализа конкретного регулируемого субъекта.

Чтобы государственная политика в сферах деятельности субъектов естественных монополий была наиболее эффективной, необходим государственный контроль:

Предварительный контроль.

Это обязательное представление ходатайства о согласии на совершение каких-либо сделок, также представление другой необходимой информации в соответствующие органы.

Последующий контроль.

Это обязательное оповещение органа регулирования естественной монополии о действиях, совершаемых над субъектом монополии.

Субъекты естественных монополий находятся в особом положении. Отсюда появилась необходимость ограничить их экономическую деятельность. Субъекты естественных монополий не имеют права отказаться от заключения договоров с отдельными потребителями на производство товаров, если они имеют возможность произвести такие товары. Субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать доступ на рынки товаров и услуг, производить товары и услуги, регулируемые Законом «О естественных монополиях». Также они обязаны предоставлять отчёты о своей работе и проекты планов вложений.

2.2 Институт проблем естественных монополий (Юрий Саакян)

В российском законодательстве ключевыми признаками естественной монополии как состояния товарного рынка являются:

наличие технологических особенностей производства товара, выражающихся в снижении издержек при увеличении объемов производства и делающих эффективным удовлетворение спроса на соответствующий товар в условиях отсутствия конкуренции;

отсутствие товаров, способных послужить заменителем для товаров, производимых субъектами естественной монополии, результатом чего является низкая степень влияния цены на спрос.

Это определение довольно часто подвергается критике, смысл которой сводится к следующему:

Определение не отражает объективную необходимость государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

Определение не отражает особую значимость для общества и государства отраслей экономики (видов деятельности), которые находятся в состоянии естественной монополии.

Определение не отражает состояние естественной монополии как определенную отрасль экономики (вид или сферу экономической деятельности). Не возникает перехода от термина «состояние» к терминам «отрасль экономики», виды или «сферы» экономической деятельности. А ведь деятельность субъектов естественных монополий регулируется в определенных, названных здесь же в законе, сферах деятельности.

Рассматривать естественную монополию как состояние рынка товара, на наш взгляд, все-таки неправильно потому, что отношения, возникающие при обращении определенного товара, не включают в себя иные отношения, которые возникают в естественно-монопольной отрасли.

Более того, закрепленное в законодательстве понятие «естественная монополия» основано не на экономическом анализе, а исключительно на соображениях «целесообразности», что, конечно, недопустимо. Выделение именно тех отраслей, которые перечислены в Законе «О естественных монополиях», никак не обосновано, и в этот список часто вносятся изменения. А произвольность включения или исключения тех или иных отраслей из списка естественно-монопольных говорит о плохом понимании законодателем (и государством в целом) направления реформ соответствующих отраслей экономики.

Таким образом, закон принят вопреки нормальной логике юриспруденции. Вместо того, чтобы сначала определить объект, а уже под него подвести нормативно-правовую базу, был написан закон под императивно выбранные сферы экономической деятельности. Другими словами, если убрать из закона определение естественной монополии, как объекта регулирования, то его юридическая суть не изменится.

Выделяя из какой-либо отрасли отдельные сферы деятельности и называя их естественно-монопольными, Закон «О естественных монополиях» «забывает» обо всей совокупности отношений, которые существуют в этой отрасли в целом. Не следует рассматривать и регулировать естественно-монопольное ядро в отрыве от иных сфер деятельности, составляющих естественно-монопольную отрасль.

При этом в законодательстве наметилась именно эта тенденция - попытка считать естественной монополией только ядро соответствующей отрасли. Отсюда - и попытка «искусственно» ограничить сферу государственного регулирования отрасли целиком.

Например, в электроэнергетике, согласно Закону «О естественных монополиях», естественно-монопольными видами деятельности признаются только услуги по передаче электрической энергии, услуги по передаче тепловой энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

При этом практически весь массив нормативно-правовых актов в области электроэнергетики нацелен не на регулирование этих видов деятельности, а на регулирование взаимоотношений между различными сферами электроэнергетики: производством, передачей электроэнергии, оперативно-диспетчерскими услугами, оптовой и розничной торговлей электроэнергией и мощностью. Таким образом, государственное регулирование направлено на установление правил взаимодействия различных видов деятельности в рамках одной отрасли - электроэнергетики.

Необходимо конкретизировать положения Закона «О естественных монополиях»: действительно ли переход к конкуренции в рассматриваемых видах деятельности является «стратегической» целью государства. В этом случае концепцию данного закона следует изменить, закрепив конкретные шаги, которые бы позволили преобразовать состояние естественной монополии в состояние конкурентного рынка. Однако обратим внимание на следующее. Коль скоро состояние монополии на соответствующих товарных рынках рассматривается как естественное, вызванное объективными причинами, которые не устранимы в обозримом будущем, то представляется нелогичным включать в Закон «О естественных монополиях» нормы о переходе к конкуренции на данном рынке. Таким образом, причиной несовершенства законодательства в данном случае являются не столько отдельные несогласованные моменты нормативно-правовой базы, сколько отсутствие единого подхода к определению естественных монополий и, как следствие, отсутствие понимания целей регулирования и реформирования».

3. Примеры естественных монополий в России

«Электроэнергетика - составляющая часть энергетики, обеспечивающая электрификацию хозяйства страны на основе рационального производства и распределения электроэнергии. Она имеет очень важное преимущество перед энергией других видов - относительную легкость передачи на большие расстояния, распределения между потребителями, преобразования в другие виды энергии (механическую, химическую, тепловую, свет)». Её главная особенность заключается в том, что произведенная продукция не имеет свойства накапливаться для другого использования. Из этого следует, что потребление электроэнергии совпадает с её производством, как по времени, так и по количеству (учитывая потери).

Особенности электроэнергетики:

Важность энергоснабжения для населения.

Большая капиталоёмкость развития электроэнергетики.

Высокий уровень опасности для населения и окружающей среды.

Электроэнергетика - это основная отрасль любой экономики. Она обеспечивает работу промышленности, сельского хозяйства, транспорта, коммунальных хозяйств. От неё напрямую зависит уровень социально-экономического развития страны. В электроэнергетике России естественная монополия сложилась исторически. Конкуренции в этой отрасли просто нет места, так как это означало бы построение дорогостоящих сетей, выполняющих одни и те же функции и задачи, но принадлежащих разным субъектам. В этом случае неизбежны огромные издержки на строительство этих сетей.

Электроэнергетика является одной из самых быстро развивающихся отраслей хозяйства в России. В данное время основным потребителем электроэнергии является промышленность, а точнее, машиностроение, металлургия, химическая и лесная промышленность.

Принципы развития электроэнергетики:

Строительство электростанций, которые используют дешёвое топливо и гидроэнергоресурсы.

Сочетание производства электроэнергии и теплоты.

Освоение гидроресурсов, учитывая при этом решение задач электроэнергетики, транспорта и водоснабжения.

Развитие атомной электроэнергетики.

Создание энергосистем.

Быстрые темпы роста и высокий уровень централизации - одна из основных особенностей электроэнергетики.

Частичная приватизация предприятий и переход к акционерным обществам в российской электроэнергетике начались в 1992 году. Но прежде чем это произошло, была проведена предварительная реструктуризация отрасли. Возникла проблема сохранения работоспособности отрасли. Быстрое решение этой проблемы заключалось в создании холдинговой компании, контролирующей всю отрасль электроэнергетики - Российского акционерного общества (РАО) энергетики и электрификации «ЕЭС России».

ЕЭС - единый объект управления электростанциями. Управление ЕЭС происходит из одного центра, который оснащён необходимой электронно-вычислительной техникой.

ОАО РАО «ЕЭС России» - Российская компания электроэнергетики, существовавшая до 1 июля 2008 года - яркий пример естественной монополии. Полное название - «Открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России»». Это сложный комплекс электростанций, который объединён общим режимом работы с одним центром диспетчерского управления (ДУ).

Структура ЕЭС осуществляет управление на трёх уровнях: межрегиональном, межобластном и областном. Это позволяет быстро устранить аварию без особого ущерба для ЕЭС и местных потребителей. Центральный пункт находится в Москве. Он контролирует работу всех станций, которые к нему подключены.

Решение о создании РАО «ЕЭС России» принимал Борис Ельцин в 1992 году. «РАО ЕЭС были переданы имущество и акции тепловых и гидроэлектростанций, магистральные линии электропередачи, система диспетчерского управления, пакеты акций региональных энергетических компаний и отраслевых научно-проектных и строительных организаций».

Основная цель образования РАО «ЕЭС России» - это формирование оптового рынка электроэнергии. Во владение компании, после объединения, поступили около 50 новых электростанций. Компания - монополист в области электроэнергетики. Она контролирует 77,7% всей мощности электростанций страны. РАО «ЕЭС России» принадлежат все сети линий электропередач страны.

В 1991 году были введены дифференцированные тарифы по оплате электроэнергии потребителями отдельных областей, в зависимости от затрат каждой энергосистемы. Это привело к тому, что более эффективные станции остаются недогруженными, и наоборот, менее эффективные, принадлежащие региональным энергосистемам, страдают от перегрузок.

Цель реформы электроэнергетики России: «вхождение частных собственников в конкурентные секторы электроэнергетики и осуществление государственного контроля над естественно-монопольной инфраструктурой». Подготовка реформы началась в 2000 году.

Реорганизация ОАО РАО «ЕЭС России» была проведена в два этапа. Первый этап завершился 3 сентября 2007 года. Второй этап завершился 1 июля 2008 года. Именно тогда РАО «ЕЭС России» прекратило своё существование в качестве юридического лица.

Российская энергосистема считается одной из самых надёжных во всём мире.

Газовая промышленность - это одна из частей топливно-энергетического комплекса, топливной промышленности. В отличие от нефти газ не нужно предварительно перерабатывать для использования, но его необходимо сразу отправлять потребителю.

Исходя из социально-экономических аспектов, основные направления использования природного газа, это:

Коммунальные и бытовые потребности (отопление, горячая вода, приготовление пищи);

Государственные нужды (оборона, резервы);

Обеспечение других нужд (производство минеральных удобрений, сырья для газохимии).

Газ используется в таких отраслях как: электроэнергетика, химия, металлургия, строительство, полиграфия. Но наиболее значительный потребитель газа в России - электроэнергетический сектор. За последние несколько лет в этом секторе произошла переориентация большей части производства тепла и электроэнергии на использование газа. Общий объём потребления составляет 40,5%.

Газовая промышленность - это отрасль естественной монополии, которая характеризуется, прежде всего, концентрацией уникальных запасов в небольшом числе расположенных рядом месторождений. При таком условии трудно возникнуть конкурентному рынку.

Выделяют следующие цели газовой промышленности:

Стабильное и эффективное удовлетворение спроса на газ;

Развитие Единой системы газоснабжения (ЕСГ);

Совершенствование газовой отрасли для повышения экономических показателей;

Обеспечение постоянных поступлений в государственный бюджет;

Стимулирование спроса на продукцию связанных отраслей;

Обеспечение внешних политических отношений.

В 1989 году Министерство газовой промышленности СССР преобразовано в Государственный газовый концерн «Газпром». 5 ноября 1992 года был подписан указ Президента РФ «О преобразовании ГГК «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром». РАО «Газпром» поддерживало и способствовало развитию многих отечественных промышленных предприятий. Он гарантировал заказы на поставку материально-технических ресурсов, а также вкладывал огромные средства на создание нового оборудования и техники. Сотрудничество с предприятиями «Газпром» ведёт, учитывая, прежде всего, социальные и экономические интересы общества конкретного региона в целом. РАО «Газпром» заключило соглашения о сотрудничестве с 31 регионом и субъектами Российской Федерации. Решаются вопросы, связанные с ликвидацией долгов потребителей за поставленный газ, обеспечением платежей, а также социальные и экономические задачи - внедрение новых технологий, сохранение рабочих мест. Роль РАО «Газпром» в России велика. Он даёт около 8% ВВП России, обеспечивает четверть всех налоговых поступлений в бюджет.

В 1999 году РАО «Газпром» было преобразовано в ОАО «Газпром». На его долю приходится около 25% поступлений в федеральный бюджет. «Газпром» является одним из крупнейших кредиторов в России. Ему принадлежит около 30% европейского газового рынка. Он включает в себя 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий.

«Газпром» - это пример естественной монополии в России, он является крупнейшим экспортёром. Создание конкурентного рынка газа в России в настоящее время практически невозможно. Это может произойти лишь в том случае, если все месторождения на севере Западной Сибири будут исчерпаны. Тогда менее выгодные месторождения станут более востребованными.

Россия обладает 35-40% от мировых запасов природного газа, что составляет более 48 трлн. мі разведанных запасов газа в мире.

Прогнозы на дальнейшие объёмы добычи газа в России напрямую зависят от социально-экономического развития страны. Существуют три пути развития:

Благоприятный вариант развития: добыча газа в России может составить 645-665 млрд. куб. м в 2010 году и 710-730 млрд. куб. м в 2020 году.

Умеренный вариант развития: 635 млрд. куб. м в 2010 году и 680 млрд. куб. м в 2020 году.

Критический вариант развития: всего 555-560 млрд. куб. м в 2010 году и 610 млрд. куб. м в 2020 году.

Нефтяная промышленность - это составная часть топливно-энергетического комплекса, который включает в себя добычу и производства топлива, производство тепловой и электрической энергии, распределение и транспортировка энергии и топлива. Она тесно связана со всеми отраслями хозяйства, поэтому играет большую роль для российской экономики. Нефть - самое ценное и важное сырьё для химической промышленности, так как она необходима для получения синтетического каучука, синтетических волокон, пластмасс, полиэтилена, белковых веществ, моющих средств. Продукты нефтяной промышленности применяются в машиностроении: клеи, детали для пластмасс, масла. Остатки от переработки отходов нефти применяются в металлургии при выплавке алюминия и стали. Продукты из нефти также используются и в фармацевтической, и в парфюмерной промышленности, и в медицине.

«Нефтяная промышленность - это отрасль тяжёлой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти. Цель нефтеразведки - выявление, геолого-экономическая оценка и подготовка к работе промышленных залежей, она производится с помощью геологических, геофизических, геохимических и буровых работ».

Все месторождения делятся на следующие группы:

детально разведанные;

предварительно разведанные;

слабо разведанные;

границы не определены.

В настоящее время разведка месторождений частично приостановлена, так как не хватает средств на ведение интенсивных работ. Но существуют и другие проблемы нефтяной промышленности, такие как: нерациональное использование имеющихся месторождений, большие потери нефти при добыче и транспортировке, старение технологий и др.

Основной потребитель нефти - нефтеперерабатывающие заводы, так как нефть не используется в чистом виде. Такие заводы находятся во всех районах, так как гораздо выгоднее транспортировать нефть в чистом виде, чем продукты её переработки.

Главной особенностью внутреннего рынка нефти являются сравнительно невысокие цены. Это приводит, прежде всего, к низкой стоимости бизнеса нефтяных компаний страны по сравнению с зарубежными аналогами. До 1992 года цены на сырую нефть устанавливались правительством для всех компаний. Но в 1992 году прямой контроль над отраслью решили заменить косвенным регулированием. Этому соответствовал резкий скачок цен на энергоносители. Чтобы защитить население от скачка, правительство ввело несколько механизмов, которые ограничивали экспорт и общую прибыльность нефтедобывающих компаний. На внутренний рынок также влияет «система поставок нефти для государственных нужд»: компании должны продавать определённые объёмы нефти государству по фиксированным ценам.

В советское время отраслью нефтяной промышленности руководили три ведомства:

Министерство нефтяной промышленности (МНП);

Министерство строительства для нефтяной и газовой промышленности (МНГС);

Министерство геологии.

ноября 1991 года был создан государственный нефтяной концерн «ЛангепасУрайКогалымнефть» («ЛУКойл») постановлением Совета министров СССР №18. В новом концерне объединились три предприятия: «Лангепаснефтегаз», «Урайнефтегаз», «Когалымнефтегаз» и перерабатывающие предприятия «Пермнефтеоргсинтез», Волгоградский и Новоуфимский нефтеперерабатывающие заводы.

В 1993 году государственный концерн стал открытым акционерным обществом «Нефтяная компания «ЛУКойл»». В 2004 году «ЛУКойл» окончательно стал частной компанией, оставшиеся у государства акции были проданы американской компании.

«ЛУКойл» владеет нефтеперерабатывающими заводами общей мощностью 58 млн т нефти в год. Помимо этого в состав компании входят Коробковский, Усинский, Пермский и Локосовский газоперерабатывающие заводы.

Транспортировка нефти осуществляется с помощью «Транснефти», железнодорожного и водного транспорта.

«ЛУКойлу» принадлежит несколько нефтяных и нефтепродуктовых терминалов, которые используются для экспорта нефти и нефтепродуктов:

Терминал в порту Высоцк (Финский залив Балтийского моря) мощностью около 11 млн т нефти и нефтепродуктов в год.

Терминал у посёлка Варандей (Баренцево море) мощностью 1,5 млн. т нефти в год.

Терминал в порту Светлый на Балтийском море мощностью 6 млн т нефти и нефтепродуктов.

Терминал Астраханский в посёлке Ильинка (Астраханская область) мощностью 2 млн. т нефти и нефтепродуктов в год».

В дальнейшем планируется уменьшить потребление нефти как энергетического сырья и увеличить потребление атомной, солнечной и другими видами энергии, особенно в химической промышленности и многих отраслях хозяйства.

Однако, по объёмам нефтезапасов «ЛУКойл» всё же уступает ещё одной крупнейшей нефтяной компании - «Роснефти». В 1991 году на базе расформированного Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР была создана государственная нефтяная компания «Роснефтегаз». В 1993 году она была преобразована в государственное предприятие «Роснефть». В 1995 году «Роснефть» была акционирована.

К 2008 году появилась идея объединить крупные нефтяные компании для создания единого нефтяного концерна, которые бы стала лидером мировой нефтяной индустрии. Формирование государственной нефтяной компании на базе «Роснефтегаза» задумывалось ещё в 2001 году. Государство хотело объединить «Роснефть» и «Газпром». На базе «Роснефти» должны были объединиться «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Зарубежнефть» и РуссНефть». В результате слияния может быть образован лидер мировой нефтяной индустрии. [№4, с. 16-25.]

Заключение

естественный монополия закон

В данной работе я подробно изучила сущность естественных монополий, причины их возникновения, признаки, их плюсы и минусы и границы рынка. Также я выяснила, что естественные монополии - это отрасли, которые необходимо регулировать государству. В этом и состоит проблема естественных монополий.

Сохранение баланса между интересами населения и монополистами - это очень непростая задача. Для этого необходимо определять тарифы наиболее эффективным и справедливым образом, учитывая интересы обеих сторон. Также необходимо стимулировать предприятия естественных монополий к уменьшению издержек производства и улучшению качества обслуживания. Для осуществления всех этих задач созданы органы регулирования естественных монополий. Прежде чем принять какое-либо решение об изменении регулирования, органы регулирования проводят тщательный анализ отрасли, учитывая все необходимые аспекты их деятельности. Наверное, самым главным регулятором отношений между монополистами и населением является Федеральный закон №147, который определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Множество мнений существует на счёт решения проблемы регулирования естественных монополий. Но как было написано ранее, роль государства - нахождение и сохранение баланса между потребителями и производителями. И в решении данной проблемы необходим компромисс.

Компромисс заключается в снижении темпа роста тарифов. На мой взгляд, это наиболее правильное решение. В таком случае никто не останется в проигрыше. Учитываются интересы обеих сторон: монополии будут получать достаточные средства, чтобы не сокращать количество инвестиционных программ, а население не будет вынуждено много платить за коммунальные услуги, что позволит избежать массовых неплатежей.

Список используемых источников и литературы

1.Экономическая теория: учебник./Борисов Е.Ф. - Москва: Проспект, 2011, 544 с.

2.Экономика от «А» до «Я»: Тематический справочник./ Гукасьян Г.М. - Москва: ИНФРА-М, 2007, 480 с.

.Экономическая теория: Учебное пособие./ Басовский Л.Е., Басовкая Е.Н. - Москва: ИНФРА-М, 2010, 375 с.

.Курсовая работа: «Естественные монополии»./ Пермь, 2011, 39 с.

5.

Похожие работы на - Государственное регулирование естественных монополий: экономические и административные рычаги

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!