Возникновение и роль человеческого капитала в экономике
Содержание
Введение
. Возникновение теории
человеческого капитала
. Роль человеческого капитала в
бизнесе
.1 Алхимия информации
.2 Важность человеческого потенциала
в бизнесе
.3 Человечность в бизнесе
.Человеческий капитал в масштабе
стран мира
.1 Циклы развития человеческого
капитала как драйверы инновационных волн
.2 Человеческий капитал в настоящее
время в мире
.3 Человеческий капитал в России
Заключение
Литература
Введение
С давних пор люди пытались познать тайну
творческой силы человека, выявить ее наиболее характерные качества и свойства,
дать количественную оценку. Последние годы XX века люди, а не деньги, здания
или техника - решающий отличительный признак успешного предприятия. По мере
движения в новое тысячелетие и существования в условиях экономики, основанной
на знаниях, становится невозможным отрицать, что именно люди - источник
прибыли. Любое имущество организаций, кроме людей, бездеятельно, это пассивные
ресурсы, требующие вмешательства человека для производства стоимости.
Ключ к поддержанию доходности компании или к
здоровой экономике - производительность рабочей силы, человеческий капитал.
Очевидно, что знающие люди - движущая сила. Биржевой рынок признал левередж
человеческого знания, т. е. отношение стоимости человеческого капитала компании
к ее собственным средствам, вознаграждая ростом рыночной стоимости за сервис и
технологии те компании, которые превосходят свою балансовую стоимость во много
раз.
Основная часть мирового человеческого капитала
сосредоточена в развитых странах мира. Это связано с тем, что инвестиции в ЧК в
последние полвека в этих странах значительно опережают инвестиции в физический
капитал. Фундаментом, на котором созданы инновационные экономики и
информационные общества, служат торжество закона, высокое качество человеческого
капитала, высокое качество жизни и эффективная индустриальная экономика,
которая плавно трансформировалась в постиндустриальную или инновационную
экономику. Процесс создания эффективной экономики в РФ не завершен. Это
затрудняет развитие человеческого капитала в стране.
1.
Возникновение теории человеческого капитала
Сегодня не возникает сомнений, что одним из
самых перспективных направлений развития экономической науки в XXI веке явится
теория человеческого капитала. Он, словно кровеносные сосуды в живом организме,
пронизывает всю экономику и общество. И обеспечивает их функционирование и
развитие. Или, напротив, угнетает при низком его качестве. [1]
Ещё А. Смит писал, что «увеличение
производительности полезного труда зависит, прежде всего, от увеличения
ловкости и умения рабочего, а затем от улучшения машин и инструментов, с
помощью которых он работает» [11, c. 382]
Человек - главная производственная сила
общества. С этим тезисом согласны все экономисты. Именно человек оживляет
вещественные факторы производства: капитал и землю. Он создает целые системы
передовой технологии производства, он же производит все необходимое для самого
себя и общества [4].
Однако экономическая теория обратила внимание на
самого человека сравнительно недавно - 30-40 лет назад. Истоки её
просматриваются в работах У. Петти, А. Смита, Д.С. Милля, Ж.Б. Сэя, Н. Сениора,
Ф. Листа, Г. Сэджвика, И. Фишера, А. Маршалла и других экономистов прошлых
столетий. Так, С. Фишер дал следующее определение ЧК: «Человеческий капитал
есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход. ЧК включает
врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную
квалификацию». В настоящее время и это определение можно считать определением
ЧК в узком смысле. [13]
Во второй половине XX века эта теория
сформировалась и развивалась в работах выдающихся экономистов, представителей
так называемой «чикагской школы», - лауреатов Нобелевской премии Т. Шульца, Г.
Беккера, а также Б. Вейсброда, Дж. Минцера, Ли Хансена. Позднее большой вклад в
её разработку внесли Л. Туроу, Ф. Маклуп, О. Нордхаус, Дж. Псахаропулос, М.
Блауг, С. Боулс, Й Бен-Порэт, Р. Лэйард и другие американские и английские
экономисты.[9]
Первооткрывателем концепции человеческого
капитала обоснованно признают Т. Шульца. Он внес огромный вклад в становление
теории человеческого капитала на начальном этапе её развития, в её принятие
научной общественностью и популяризацию. И сделал многое для понимания роли
человеческого капитала как главного двигателя и фундамента индустриальной и
постиндустриальной экономик.
Основными результатами инвестиций в человека
Шульц считал накопление способностей людей к труду, их эффективную
созидательную деятельность в обществе, поддержание здоровья и т. д. По оценкам
Шульца, из производимого в обществе совокупного продукта на накопление
человеческого капитала используется уже не 1/4, как следовало из большинства
теорий воспроизводства XX века, а 3/4 его общей величины.[3]
Г. Беккер, раскрыл представление о человеческом
капитале в широком смысле - человеческий капитал формируется путём инвестиций в
человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на
производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и
доходах.
Особый вклад Беккер внес в теории конкуренции,
стратегии и развития фирмы. Специальная подготовка работников формирует
конкурентные преимущества фирмы, характерные и значимые особенности её
продукции и поведения на рынках, в конечном итоге, её ноу-хау, имидж и бренд.
В результате политики, финансисты и предприниматели
стали рассматривать вложения в образование как перспективные капиталовложения,
приносящие доход. [2]
Нами развивается определение, данное С.А.
Дятловым, что человеческий капитал - это запас и поток знаний, способностей,
накопленного опыта, культуры, мотиваций, используемых производительно и
приносящих доход человеку, предприятию, обществу в целом. [4]
Кратко: Человеческий капитал - это интеллект,
здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни. [16]
Модель формирования и воспроизводства
индивидуального человеческого капитала представлена в таблице 1 (Приложение А). [10] Человеческий
капитал формируется за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни
населения, в интеллектуальную деятельность. В том числе - в воспитание, образование,
здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность и климат, в
информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в
безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру,
искусство и другие составляющие. Формируется ЧК и за счет притока из других
стран. Или убывает за счет его оттока, что и наблюдается пока в России. [5]
Современные авторы предлагают следующую
классификацию видов человеческого капитала (рис. 1):
. Индивидуальный человеческий капитал
. Человеческий капитал фирмы
. Национальный человеческий капитал
В индивидуальном плане, человеческий капитал
включает запас здоровья, способностей, знаний и навыков. Так называемая «личная
стоимость» человека растет по фазам его жизнедеятельности, используются с целью
повышения производительности труда, приводит к увеличению доходов и мотивирует
его производить личные инвестиции в развитие собственных компетенций.
В структуре капитала фирмы, в последнее время,
особую роль играют такие нематериальные активы, как брэнд, персонал и новые
технологии. К ним также можно отнести активы индивидуального человеческого
капитала (лицензии, патенты и авторские свидетельства), фирменные
нематериальные
Рис. 1 Классификация видов человеческого
капитала
В структуре капитала фирмы, в последнее время,
особую роль играют такие нематериальные активы, как брэнд, персонал и новые
технологии. К ним также можно отнести активы индивидуального человеческого
капитала (лицензии, патенты и авторские свидетельства), фирменные
нематериальные активы (товарные марки и товарные знаки), организационный
капитал, структурный капитал, бренд-капитал и социальный капитал.
Национальный человеческий капитал включает
социальный, политический капитал, национальные интеллектуальные приоритеты,
национальные конкурентные преимущества и природный потенциал нации.
Рис. 2 Влияние национального человеческого
капитала на развитие экономики
Влияние национального человеческого капитала на
развитие экономики представлено на рис. 2. [16]
Экономика XXI века базируется на знаниях,
ставших достоянием и используемых в практической деятельности экономически
активного населения. Во многом это обусловлено особенностями происходящей
информационно-технологической революции, формирующей новую экономику. В
результате интеллект, информация, знания становятся важнейшим активом
экономики. [7]
.
Роль человеческого капитала в бизнесе
.1 Алхимия информации
Организации претерпевают болезненные изменения
не только по причине глобализации, но и потому, что сила, которая делает
действительно глобальные компании конкурентоспособными, - это обмен
информацией. Сенж показывает основные черты этого явления: «Впервые в истории
человечество имеет возможность создавать больше информации, чем может усвоить,
порождать такую взаимозависимость, которой не может управлять, и настолько
ускорять изменения, что не может успевать за ними».
Информация всегда ценилась высоко. Первым
американским миллионером, о котором у нас есть сведения, был Элиас Дерби из
Салема, Массачусетс. Салем - первый крупный американский порт, где на
управлении плавательными судами складывались и терялись целые состояния. Но
сообразительный Дерби никогда не бросал вызов опасностям морских глубин. Он
оставался в безопасности на сухом берегу, одновременно накапливая богатство.
Корабли приходили и уходили в разных направлениях по всему миру, а Дерби
оставался в Салеме, собирая сведения от моряков, хозяев и капитанов кораблей и
пользуясь портовой документацией. Он изучал, какими типами грузов, между какими
портами и по какой цене шла торговля. С этой информацией Дерби мог вкладывать
деньги в груз, который обещал быть самым безопасным и самым прибыльным.[19]
С сохранением и усвоением знания связано также и
пространство. Отдел транспортных систем фирмы Дженерал Электрик (GE) строит
локомотивы. Когда он начал использовать передовые информационные и
коммуникационные процессы управления для связи со своими снабженцами, стало
возможным восполнять запасы продукции в двенадцать раз быстрее, чем это
делалось раньше, и полностью использовать для хранения все пространство
складов.
Знание становится основным ресурсом для бизнеса
потому, что оно - абсолютный заменитель. По сути, знание (подчас - всего лишь
данные и информация) может быть использовано как замена других ресурсов.
Кроме этого знание еще и сохраняет время. Время
само по себе является одним из важнейших экономических ресурсов, хотя оно не
фигурирует в бухгалтерском балансе компании. Время, по сути дела, является скрытой
исходной сущностью, особенно тогда, когда изменение ускоряется и возникает
возможность сократить его. Новое знание ускоряет выпуск вещей, подгоняет нас
вперед, к реальному времени, к моментальной экономии, и становится заменителем
расходуемого времени. [12]
Знание - в принципе неисчерпаемое - есть
абсолютный заменитель.
.2 Важность человеческого потенциала в бизнесе
Для развития бизнеса в жесткой конкуренции
нужны, прежде всего, новые идеи.
Идеи составляют интеллектуальный капитал
компании.
Источник идей - люди.
Жак Фиценс
Однако компьютеры и программы не создают
стоимости, пока хорошо осведомленные люди не кладут свои обученные руки на
клавиатуру и не начинают реализовывать потенциал, заключенный в программном
обеспечении. Сегодня сведения и люди связаны неумолимо, как никогда прежде:
одно не может с полной отдачей работать без другого. Сотрудники нуждаются в
своевременных, существенных, и - самое важное - организованных сведениях
больше, чем в огромных зданиях и в колоссальном количестве оборудования.
Говоря о бизнесе, можно описать человеческий
капитал как комбинацию следующих факторов.
ü Качества, которые человек привносит
в свою работу: ум, энергия, позитивность, надежность, преданность.
ü Способность человека учиться:
одаренность, воображение, творческий характер личности, смекалка («как делать
дела»).
ü Побуждения человека делиться
информацией и знаниями: командный дух и ориентация на цели.
В управлении человеческий компонент - самый
обременительный из всех активов. Тем не менее люди - единственный элемент,
обладающий способностью производить стоимость. Все остальные переменные -
деньги и их «родственник» кредит, сырье, заводы, оборудование и энергия - могут
предложить лишь инертные потенциалы.
Далее, мы должны возразить тем, кто говорит, что
инвестированный капитал во многом определяет производительность людей. В
абсолютном смысле это верно. Если вы дадите мне стоящий бешеных денег
суперкомпьютер, я смогу решать сложные математические уравнения быстрее, чем
используя свой небольшой портативный компьютер. Но смогу ли я сделать это так
же быстро, как профессор математики, если мы будем использовать одинаковое
оборудование? Разумеется, нет! Это и есть человеческий левередж.
Размышляя об измерении стоимости людей, следует
признать наличие двух аспектов: экономического и духовного. Мы можем априори
согласиться с тем, что духовная ценность людей крайне важна, и сосредоточиться
на экономической стороне вопроса. В сущности, все измерения стоимостного
вложения являются на самом деле измерением стоимости людей как экономических
единиц и как духовных существ. Только люди производят стоимость путем
применения своих врожденных качеств (гуманности, мотивированности к
деятельности), приобретенных умений и способности к управлению инструментами.
Мы имеем ясные и многочисленные свидетельства
того, что организация, создающая максимально комфортные условия труда, будет
успешно развиваться, сохранять самых производительных сотрудников и обладать
самыми преданными клиентами. [19]
.3 Человечность в бизнесе
Давно известно, что человеку прежде всего
необходимо оставаться человеком, и тогда вершины успеха так же вам покорятся, и
при этом будут приносить удовлетворение и радость в жизни, неустанное развитие
и совершенствование себя. Сейчас уже стали необходимыми требованиями практически
везде вежливость и внимательность к людям. Культура мышления и общения
непременно дают лучшие результаты в планировании и ведении переговоров как с
партнерами, так и с клиентами. Образование и интеллект прибавляют
дальновидности и качества работе. В коллективе взаимная поддержка и умение
радоваться чужим успехам создают приятную атмосферу, юмор и способность
посмеяться над собой разряжают напряженность. И, говоря о руководителе, наряду
с решительностью, умением находить оптимальный выход, видеть широко ситуацию и
перспективы фирмы, вести, безусловно, предпочтительнее человечность. Приведем
яркий пример таких людей из книги Дэвида Шварца «Искусство мыслить масштабно»:
«Несколько лет назад мне довелось работать с
Джоном С, начальником отдела крупного завода алюминиевых конструкций. Этот
человек мастерски освоил «принцип человечности», приносящий ему множество
выгод. Что бы Джон ни делал, его действия всегда говорили: «Вы - человек. Я
уважаю вас. Я буду делать все, чтобы помочь вам». Наиболее ярко гуманный подход
Джона проявлялся тогда, когда шла речь об увольнении кого-нибудь из
сотрудников. Одному из них, нанятому еще до прихода Джона в отдел, явно не
хватало опыта и интереса к работе. Джон не стал действовать, как обычно
поступают и таких случаях руководители, вызывая служащего в кабинет, сообщая
ему неприятную новость и давая пятнадцать-двадцать дней на поиски новой работы.
Джон сделал две нестандартные вещи.
«Нанять человека - не проблема. Увольнение - вот
настоящая проверка для руководителя. Мы не выгнали человека на улицу, а помогли
ему найти новую работу. Это значит, что все остальные сотрудники в моем отделе
теперь чувствуют себя намного увереннее, зная, что в случае чего их тоже не
бросят. Я дал им понять, что, пока я здесь, ни одного человека из отдела не
выбросят на улицу.»
Как-то в беседе с Бобом, еще одним моим другом,
я затронул тему критики. Вот что сказал Боб по этому поводу: - Если человек
заслуживает критики, я критикую его. Все дело в том, как я это делаю, вот что
важно. Я стараюсь быть вдвойне осторожным, чтобы не затронуть чувства людей,
случайно не унизить их, не выбить из колеи. Во-первых, я говорю с ними с глазу
на глаз. Во-вторых, я хвалю их за то, что они делают хорошо. В-третьих, я
указываю им на один недочет, подлежащий исправлению в данный момент, и помогаю
найти способ его исправить. В-четвертых, я еще раз хвалю их за успехи и
достоинства. Вся формула конструктивной критики - в этих четырех шагах. И она действует!
Люди благодарны мне, потому что они выходят из моего кабинета с мыслью, что
работают хорошо и могут работать еще лучше и что именно об этом я им только что
напомнил. Относитесь к людям правильно - будьте человечным!» [14]
3.Человеческий капитал в масштабе стран мира
.1 Циклы развития человеческого капитала как
драйверы инновационных волн
Главной причиной промышленной революции стало
рост знаний и появление профессионалов, способных изобретать машины и
генерировать инновации. Капиталистическая конкуренция - стремление получить
большую прибыль, стремление разбогатеть - заставляли капиталистов рисковать,
использовать новшества (инновации). Применять в промышленных производствах
новые устройства, машины, оборудование.
Конкурентные «соревнования» цивилизаций и стран
той эпохи решил накопленный человеческий капитал, его уровень и качество. У
западной цивилизации он оказался много выше и производительнее по всем
показателям. Но в первую очередь по качеству культуры, образования,
определяемого инвестициями в него и достижениями науки. [15]
Не случайно первыми вошли в капитализм наиболее
образованные протестантские страны - Англия, Франция, Швейцария, Швеция и
другие. Отстали от них из христианской цивилизации католические и православные
страны, а также - Китай, Индия, страны Востока, Латинской Америки и другие. В
конце XVIII века Западная Европа перегнала в полтора раза Китай по грамотности
населения. И в два раза по ВВП на душу населения. Образование, наука, культура,
воспитание, здоровье, ментальность, креативность духа, помноженные на растущую
экономическую свободу, стали главным конкурентными преимуществами Западной
цивилизации [6].
Китай гораздо раньше европейцев совершил свои
крупнейшие мировые открытия и инновации, а затем почти уснул в своем развитии
на века и тысячелетия, просунувшись в последней четверти ХХ столетия.
Показательно влияние человеческого капитала на
рост экономики на примере Японии. В стране Восходящего Солнца, придерживающейся
веками изоляционистской политики, всегда был высок уровень человеческого
капитала, включая образование и продолжительность жизни. В 1913 году среднее
число лет обучения взрослого населения в Японии составляло 5.4 года, в Италии -
4.8, в США - 8.3 года, а средняя продолжительность жизни - 51 год (примерно,
как и в Европе и США). В России эти показатели были равны: 1-1.2 года и 33-35
лет. Поэтому Япония по уровню стартового человеческого капитала оказалась
готовой в XX-м столетии совершить технологический рывок и войти в число
передовых стран мира.
Особое значение в процессах развития имели
ментальность и культура народа - база формирования этики труда,
предпринимательства, основа качества труда. Ментальность и культура - одни из
важнейших составляющих накопленного народом национального человеческого
капитала - главного интенсивного фактора развития и генератора инноваций.
Академик Сергей Глазьев дал в своих работах
классификацию технологических укладов экономики, приведенную в таблице 2.
Каждый очередной уклад экономики был связан с соответствующим этапом развития человеческого
капитала и с его новым высоким качеством. Прежде всего, в образовании, в науке
и в инновациях. [15]
Таблица 2. Технологические уклады (ТУ)
(макроциклы, длинные волны) Н.Д. Кондратьева
№
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Период
доминирования ТУ
|
1770-1830
|
1830-1880
|
1880-1930
|
1930-1980
|
1980-2040
(?)
|
Лидеры
ТУ
|
Голландия,
Великобритания, Франция, Бельгия
|
Те
же + Германия и США
|
Те
же
|
Те
же + ЕС + Канада + СССР + Япония + Австралия
|
Те
же (включая всю Европу) + Сингапур + Китай + Корея + Индия + Бразилия +
Мексика + РФ(?)
|
Ядро
ТУ
|
Текстиль,
каналстрой, водян. и ветрян. двигатели, чугун
|
Паровой
двигатель, ж/д, машино- и пароходостроение, станкоинструментальная пром.,
черная металлургия уголь
|
Электротехника,
тяжмаш, ЛЭП, неорганическая химия, авиа- и автостроение, сталь
|
Авиа-,
авто-, тракторостроение, цветмет, органическая химия, синтетический каучук
нефть
|
Электроника,
робототехника, биотехнологии, лазерная и иная оптика, фототехника,
дистанционное управление, космос. газ
|
Ключевой
фактор развития
|
Текстильное
машиностроение
|
Паровые
двигатели, станки
|
Электродвигатель,
сталь
|
Двигатель
внутреннего сгорания, нефть
|
Биотехнологии,
микроэлектроника, ядерная физика, вычислительная техника
|
В развитых странах мира в конце 1990-х годов в
человеческий капитал вкладывалось около 70 % всех средств, а в физический
капитал - только около 30 %. Причем, основную долю инвестиций в человеческий
капитал в передовых странах мира осуществляет государство. И именно в этом
состоит одна из его важнейших функций в части государственного регулирования экономики.
При низких уровне и качестве человеческого
капитала инвестиции в высокотехнологичные отрасли не дают отдачи. Сравнительно
быстрые успехи финнов, ирландцев, японцев, китайцев (Тайвань, Гонконг,
Сингапур, Китай и др.), корейцев подтверждают выводы о том, что фундаментом для
формирования человеческого капитала является ментальность и культура основной
массы населения этих стран. Трудолюбивые, законопослушные народы добиваются
сравнительно быстрых успехов в развитии экономики. Причем, трудолюбие и уважительное
отношение к семье и закону стоят на первом месте в этом процессе. [18]
В России в настоящее время представлены ТУ от
первого до пятого. Но доминируют третий и четвертый ТУ, внося более 90% в ВВП.
Согласно концепции волн и циклов Николая
Кондратьева, мир сейчас находится в начале зарождения шестого технологического
уклада (в него входят нанотехнологии, клеточные технологии, методы генной
инженерии и др.) в ведущих странах мира по научно-техническому развитию.
Инновационные волны и циклы носят сложный
характер. Фактически это волны накопленных знаний. И их временная классификация
относительна. Развитие человеческого общества осуществлялось через развитие
главного субъекта процессов развития - образованных людей, профессионалов,
элиту. И через формирование, совершенствование, рост и развитие
интеллектуальных объектов развития, овеществленных в виде книг, патентов,
лицензий, методов, способов, технологий, включая ИТ, и других хранителей и
носителей накопленных знаний. [15]
3.2 Человеческий капитал в настоящее время в
мире
Анализ процессов смены технологических укладов
экономики и типов обществ показывает, что человеческий капитал, циклы его роста
и развития являются главными факторами генерации инновационных волн развития и
цикличного развития мировой экономики и общества.
В настоящее время на базе теории и практики ЧК
формируется и совершенствуется успешная парадигма развития США и ведущих
европейских стран. На основе теории ЧК, отставшая было, Швеция модернизировала
свою экономику и вернула в 2000-х годах лидерские позиции в мировой экономике.
Финляндия за исторически короткий период времени сумела перейти от сырьевой в
основном экономики к инновационной экономике. И создать свои собственные
конкурентоспособные высокие технологии, не отказываясь от глубочайшей
переработки своего главного природного богатства - леса. Сумела выйти на первое
место в мире в рейтинге по конкурентоспособности экономики в целом. Более того,
именно на доходы от переработки леса в товары с высокой добавленной стоимостью
и создавали финны свои инновационные технологии и продукты.
И огромные преимущества в создании стабильных
условий для роста качества жизни, создания и развития экономики знаний,
информационного общества, развития гражданского общества имеют страны с
накопленным качественным человеческим капиталом. То есть страны с образованным,
здоровым и оптимистичным населением, конкурентоспособными профессионалами
мирового уровня во всех видах экономической деятельности, в образовании, науке,
в управлении и других сферах. [18]
Ядром ЧК, конечно, был и остается человек, но
ныне - человек образованный, созидательный и инициативный, обладающий высоким
уровнем профессионализма. Сам же человеческий капитал определяет в современной
экономике основную долю национального богатства стран, регионов, муниципальных
образований и организаций. В то же время доля неквалифицированного труда в ВВП
развитых и развивающихся стран, включая Россию, становится все меньше, а в
технологически передовых странах она уже исчезающе мала.
Человеческий капитал формируется за счет
инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в интеллектуальную
деятельность. В том числе - в воспитание, образование, здоровье, знания
(науку), предпринимательскую способность и климат, в информационное обеспечение
труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса и
экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие.
Формируется ЧК и за счет притока из других стран. Или убывает за счет его
оттока, что и наблюдается пока в России. [5]
В то же время, например, в криминализированной и
коррумпированной стране ЧК не может функционировать эффективно по определению.
Даже если это «ввезенный» внешний высококачественный ЧК, обеспеченный за счет
его притока. Он либо деградирует, ввязываясь в коррупционные схемы, как это
было в том числе с иностранными и прочими советниками, приведшими РФ к дефолту.
Либо «работает» неэффективно.
Национальный человеческий капитал - человеческий
капитал страны, являющийся составной частью её национального богатства. [8]
Национальный человеческий капитал включает
социальный, политический капитал, национальные интеллектуальные приоритеты,
национальные конкурентные преимущества и природный потенциал нации.
Национальный человеческий капитал составляет
более половины национального богатства каждой из развивающихся стран и свыше
70-80 % - развитых стран мира. [17]
.3 Человеческий капитал в России
Исследования международных и российских
аналитиков привели к пессимистическому выводу: Россия быстро теряет свой человеческий
капитал. В национальном богатстве человеческий капитал в развитых странах
составляет от 70 до 80 %. В России около - 50 %. [17]
Главные причины торможения научно-технической и
инновационной деятельности в России - низкое качество ЧК и неблагоприятная,
даже угнетающая среда для инновационной деятельности. России еще только
предстоит постепенно создавать эффективную индустриальную экономику. Процесс
индустриализации России, процесс создания эффективной экономики в РФ не
завершен. К тому же, утрачены достигнутые в прошлом высокие в мире позиции в
науке, образовании, медицине, безопасности и т.д.
Деградировали все составляющие
человеческого капитала за последние 20 лет. И это существенно затрудняет
развитие России и диверсификацию ее экономики, создание эффективных производств
с высокой добавленной стоимостью. [18] Необходимо построить надежный фундамент
для венчурного бизнеса
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D1%87%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81>
и инновационной экономики
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0>.
В качестве общего негативного фактора отмечена потеря стратегических целей у
населения, депрессивный психологический фон и усиление стрессовых нагрузок.
Этому способствуют миграционные и
демографические процессы. Согласно демографическим прогнозам, население России
к 2050 г . сократится на 40 млн. человек. По информации Центра миграционных
исследований, к 2020 г . трудоспособное население России сократится на 18-19
миллионов. Подобная демографическая ситуация вызвана, в первую очередь,
сокращением совокупного капитала здоровья нации. [17] Долгое время расходы на
здравоохранение в России составляли 3,1 - 3,5% национального дохода, тогда как
в мире они находились на уровне 8%, а в развитых странах - 10%. Достижение
объёма финансирования, обеспечивающего устойчивость социально-демографической
ситуации в стране, является приоритетной задачей России. Как бы трудно ни было
стране в условиях глубокого социально - экономического кризиса, надо понимать,
что здравоохранение является такой стороной человеческого капитала, которая «не
понимает» нехватку финансовых средств, «не терпит» не внимания к себе и «мстит»
обществу за безответственное к себе отношение. [9]
Сокращение численности населения не позволяет
обеспечить формирование квалифицированных трудовых ресурсов, необходимых для
развития материального и интеллектуального потенциала РФ, и способствуют
усилению технологической зависимости России от иностранных государств.
Состояние рынков труда, особенно региональных, плачевно. Все эксперты фиксируют
чудовищный дефицит качественных кадров. Причем это касается не только высшего
управленческого звена, но и среднего звена, и рабочих. Многие компании жалуются
на то, что они не могут наращивать производство, потому что у них не хватает
качественной рабочей силы. В России наблюдаются проявления кризиса системы
профессионального и общего образования, что связано с затяжным кризисом.
Вкладывая средства в образование рабочей силы, необходимо помнить то, что эти
инвестиции многократно эффективнее вложений в любой другой фактор производства.
Например, в США рост образованности нации обеспечивает 15% прироста
национального дохода. Учитывая, что расходуется на образование 6-7% от ВВП,
видно, что инвестиции в образование являются высокоэффективными. [17]
В развитых странах доля предпринимателей во
взрослом населении достигает 7-10%. В России рост числа предпринимателей
происходит, но пока медленно, противоречиво. Этому тоже надо способствовать.
[9]
Стратегия развития России на период до 2025 года
определяет восстановление человеческого капитала как одну из главных целей
реформ. Сегодня качество национального человеческого капитала не только лежит в
основе социально-экономического развития государства, но и выступает в качестве
важнейшего фактора национальной безопасности. Демографическая ситуация в стране
характеризуется крайне низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого
воспроизводства населения, высоким уровнем смертности, неэффективным
использованием миграционного потенциала, что не соответствует стратегическим
интересам РФ и представляет угрозу национальной безопасности страны.
Собственно стратегия развития национального
человеческого капитала сформулирована и представлена Правительством РФ в рамках
приоритетных национальных проектов в области образования, здравоохранения,
обеспечения жильём населения, а также развития агропромышленного комплекса.
Целью реализации приоритетных национальных проектов объявлено развитие
человеческого капитала и повышение качества жизни граждан РФ. [17]
Журнал «Эксперт» провел круглый стол с участием
Д.Медведева на тему «Человеческий капитал в стратегии национального развития»
По словам Медведева, его вывела на проблему
человеческого капитала работа с национальными проектами. Опыт реализации
национальных проектов показал, что привычная «затратная» политика в социальной
сфере зашла в тупик. Необходимо рассматривать социальные отрасли, как обычные
отрасли производства. А это означает переход от понятия «кадры» к понятию
«человеческий капитал», из чего следует необходимость разработки механизма
роста этого капитала.
В целом из материалов обсуждений следуют выводы:
- рост человеческого капитала в стране должен
быть целью и программой действий правительства;
необходим региональный мониторинг состояния
человеческого потенциала, в том числе применительно к задачам
научно-технической и инновационной политики;
необходимы исследования по реформированию
социальных отраслей. В этой области необходим пересмотр методологии школьного и
профессионального образования, усиление мотивации людей к развитию собственного
«человеческого капитала» и ответственности за его состояние.[20]
«Внимание научной общественности к комплексной
проблеме состояния потенциала населения усилилось в последние годы в связи с тревожным
фактом увеличения разрыва между требованиями, предъявляемыми к населению
происходящей революцией в производстве, и фактическим состоянием трудового
потенциала.
Обсуждение проблемы идет одновременно в
нескольких направлениях:
состояние трудового потенциала в России в целом;
специфика требований, предъявляемых к человеку
«обществом знаний»;
теоретические вопросы «человеческого капитала»,
содержание этого понятия, механизмы реализации потенциала работника в форме
«человеческого капитала». [16]
По мнению большинства российских исследователей,
долгосрочная стратегия развития национального человеческого капитала в России
также должна осуществляться в соответствии со следующими концептуальными
принципами:
1. Признание основополагающей роли государства в
формировании и воспроизводстве национального человеческого капитала;
. Комплексное решение задач формирования
человеческого потенциала и нового качества жизни;
. Опережающее развитие науки, образования,
здравоохранения, культуры по сравнению с другими элементами, обеспечивающими
позитивную динамику экономического роста;
Таким образом, проблема качества человеческого
капитала является важнейшим вызовом в области социально-экономического развития
страны.[17]
Заключение
Человеческий капитал в широком
определении - это интенсивный производительный фактор развития экономики
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F>,
общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания,
инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и
трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное
функционирование ЧК как производительного фактора развития.
Кратко: человеческий капитал - это
интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество
жизни.
Концепция человеческого капитала
была рассмотрена многими экономистами. За создание основ теории человеческого
капитала были присуждены Нобелевские премии
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B8>
по экономике американским ученым-экономистам Теодору Шульцу и Гэри Беккеру.
Ядром человеческого капитала,
конечно, был и остается человек, но ныне - человек образованный, созидательный
и инициативный, обладающий высоким уровнем профессионализма. Сам же
человеческий капитал определяет в современной экономике основную долю
национального богатства стран, регионов, муниципальных образований и
организаций. В то же время доля неквалифицированного труда в ВВП развитых и
развивающихся стран, включая Россию, становится все меньше, а в технологически
передовых странах она уже исчезающе мала. Основными драйверами развития ЧК
являются конкуренция
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_(%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0)>,
инвестиции <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8>,
инновации
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8>
и благоприятная среда для их развития.
Для эффективного функционирования ЧК
необходимо конкурентоспособное качество жизни, включая безопасность, экологию и
жилищные условия, причем на уровне развитых стран мира. Иначе лучшие
специалисты уезжают туда, где им удобнее жить и комфортнее и безопаснее
работать.
Важность же значения информации для
современной экономики и жизни общества уже вытекает из самого устоявшегося
названия передовых постиндустриальных экономик - «информационное общество»,
инновационно-информационная экономика или экономика знаний
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9>.
Национальный человеческий капитал -
человеческий капитал страны, являющийся составной частью её национального
богатства. Национальный человеческий капитал составляет более половины национального
богатства каждой из развивающихся стран и свыше 70-80 % - развитых стран мира.
В ситуации с человеческим капиталом
в России и перспективами его развития важно отметить, что проблема качества
человеческого капитала является важнейшим вызовом в области социально -
экономического развития.
Главные причины торможения
научно-технической и инновационной деятельности в России - низкое качество ЧК и
неблагоприятная, даже угнетающая среда для инновационной деятельности.
Снизилось качество всех составляющих ЧК: образования, науки, элиты,
специалистов, качество жизни, демографическая ситуация. И для венчурного
бизнеса
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D1%87%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81>
и инновационной экономики
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0>
необходимо построить надежный фундамент.
Главным ответом на этот вызов
является повышение роли науки, образования, профессиональной подготовки и
переподготовки кадров, здоровья населения, условий жизни. Соответственно,
центральной задачей страны является разработка и реализация мер, направленная
на всемерное развитие человека. Увеличение человеческого капитала предполагает
в качестве необходимого условия повышение реальных доходов населения.
Только развивая и инвестируя
человеческий капитал в России можно решить накопившиеся за годы тяжелого
экономического кризиса проблемы, помочь вступить ей на путь прогрессивного
развития.
Литература
. Стратегический ответ России
на вызовы нового века / Под общ.
ред. Абалкина Л.И. - М.:
Издательство «Экзамен», 2004.
. Беккер Г.С. Человеческое
поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. - М.:
ГУ ВШЭ, 2003.
. Гальперин В. М., Игнатьев
С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. В 2-х томах. Институт "Экономическая
школа", Санкт-Петербург, 2004.
. Добрынин А.Н., Дятлов Н.Е.
Человеческий капитал. - М.: Изда-
тельство «Экзамен», 2002.
. Корчагин Ю. А. Современная
экономика России. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
. Корчагин Ю.А. Российский
человеческий капитал: фактор развития или деградации?: Монография. - Воронеж:
ЦИРЭ, 2005 .
7. Нестеров
Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал. // «Вопросы
экономики», 2003, № 2.
<http://historyofeconomics.narod.ru/vopreco/16.09.02-23.06.03/2024666.htm>
. Экономическая
теория. Трансформирующая экономика. / Под ред. Николаевой И. П. - М.: Юнити,
2004.
9. Смирнов
В.Т., Бондарев В.Ф., Романчин В.Н. Основы экономической теории. - Орел:
ОрелГТУ, 2004.
. Смирнов
В.Т., Сошников И.В., Власов Ф.Б., Скоблякова И.В. Управление человеческим
капиталом: учебное пособие. - Орел: ОрелГТУ, 2005.
. Смит
А. Исследование о природе и причинах богатства народов.
Антология экономической классики.
М., 1993. Т.1.
. Тоффлер Э. Метаморфозы
власти: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. - М.: ООО «Издательство ACT»,
2003.
. Фишер С.,Дорнбуш Р.,
Шмалензи Р. Экономическая теория. - М., Юнити, 2002.
. Шварц Дж. Дэвид. Искусство
мыслить масштабно: Издательство «Попурри», 2007.
. Корчагин Юрий. Циклы
развития человеческого капитала как драйверы инновационных волн.// ЦИРЭ: Центр
исследований региональной экономики, 2010.
. Смирнов В.Т., Скоблякова
И.В. Классификация и виды человеческого капитала в инновационной экономике. //
«Креативная экономика», 05.12.2006.
. Шульгина Е.В. Доклад на
тему: «Развитие человеческого потенциала». Москва, Moscow
Business
School.
18. Википедия
- свободная энциклопедия <http://ru.wikipedia.org/>
. Жак
Фиценс. Человеческий капитал: как измерить и увеличить его стоимость. Портал ITeam, Технологии
корпоративного управления
<http://www.iteam.ru/publications/human/section_44/article_3000/>
. Громов
А. Человеческий капитал в стратегии национального развития. //«Эксперт», №14,
2007 <http://expert.ru/expert/2007/14/medvedev_i_chelovecheskiy_kapital/>