Правовое регулирование землепользования в Республике Казахстан

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,26 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое регулирование землепользования в Республике Казахстан

Содержание

Введения

1. Общая характеристика земельных ресурсов Республики Казахстан

1.1 Земельный фонд Республики Казахстан

1.2 Экологическое состояние земель Республики Казахстан

1.3 Мировой опыт охраны и рациональное использование земель

2. Права и обязанности землепользователя

2.1 Нормативно правовая база

2.2 Особенности решения споров в области землепользования в Республике Казахстан

2.3 Правовое регулирование охраны земель

3. Практическая часть

Заключение

Введения

Наличие в национальной системе права самостоятельной отрасли земельного права связано, в первую очередь, с существованием земли как объекта материального мира и правового регулирования.

Земля как государственная территория включает в себя все природные компоненты в пределах того пространства, на которое распространяется государственный суверенитет. В отличие от этого земля как объект земельно-правового регулирования является одним из объектов природной среды, она не включает в себя другие природные объекты, например, недра.

Земля как объект материального мира и общественных отношений обладает рядом особенностей, которыми предопределяется специфика земельных отношений и в конечном итоге обусловливается существование, и определяются пределы действия отрасли земельного права.

От многих объектов материального мира земля отличается своим естественным происхождением - она не является результатом приложения человеческого труда. Земля - наиглавнейший компонент окружающей природной среды, выполняющий экологическую функцию. Кроме того, земля служит местом и условием жизни человека, выступает территорией, определяющей поверхностный пространственный предел государства.

Правовое регулирование земельных отношений в Казахстане уходит корнями в далекое прошлое. На всех этапах развития человеческого общества характер использования земельных ресурсов находится в тесной взаимосвязи с природными условиями конкретных территорий и направленностью материального производства. Вовлечение земель в сферу хозяйственного использования обусловливает поиск путей правового регулирования земельных отношений в процессе эволюции человеческого общества.

В середине и конце прошлого века правовое регулирование земельных отношений сводилось в основном к определению порядка предоставления и изъятия земель государственными органами, прав и обязанностей землепользователей. При этом наблюдались чрезмерное вмешательство в технологию земледелия, несовершенство правовых, экономических и иных стимулов эффективного земледелия, а также отсутствие свободы хозяйствования на земле.

Государство в лице уполномоченных органов полностью определяло, например, способы и сроки посевных работ, уборки, заготовки и хранения урожая, устанавливало фиксированные цены на продукцию. Хозяйства были лишены права свободной реализации своей продукции.

Исключительная государственная собственность на землю, отсутствие правовой и хозяйственной свободы субъектов землепользования и землевладения привели к отчуждению крестьянина и других производителей от земли, разрыву зависимости между трудом земледельца и его результатом, утрате заинтересованности в рациональном использовании земель. Как следствие перечисленных факторов, резко снижалась эффективность производства, значительные площади земель были деградированы и выведены из хозяйственного оборота. Ситуация усугублялась безответственностью уполномоченных органов и их должностных лиц за неблагоприятные экономические и экологические последствия непродуманных управленческих решений по вопросам организации использования и охраны земель.

Актуальность этой темы в заключается в том, что с обретением государственной независимости и провозглашением курса перехода к рыночной экономике весьма интенсивно существенно изменилось содержание земельных отношений. Основная направленность новшеств - преобразование и приспособление земельных отношений к условиям рынка, трансформирование их в органический компонент рыночных отношений, создание правовых, экономических и организационных условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны земельных прав граждан и юридических лиц. В рамках экономической реформы произошла демократизация земельных отношений, увеличение состава субъектов права собственности и землепользования, расширение объема их правомочий, постепенное ограничение административно-командного метода организации земельных отношений.

Цель курсовой работы раскрыть сущность правового режима земель путем рассмотрения следующих вопросов:

. Общая характеристика земельных ресурсов Республики Казахстан.

.1 Земельный фонд Республики Казахстан.

.2 Экологическое состояние земель Республики Казахстан.

.3 Мировой опыт охраны и рациональное использование земель.

. Права и обязанности землепользователя.

.1 Нормативно правовая база.

.2 Особенности решения споров в области землепользования в Республике Казахстан.

.3 Правовое регулирование охраны земель.

1. Общая характеристика земельных ресурсов Республики Казахстан

1.1 Земельный фонд Республики Казахстан

Земля представляет особую ценность для человеческого общества, являясь первоначальным источником всякого богатства. Она выступает прежде всего в качестве единственного места обитания всех поколений людей, выполняет роль пространственного базиса для размещения и развития отраслей производства.

Среди материальных условий, необходимых для производственной деятельности людей, особое место принадлежит земле с ее почвенным покровом, недрами, лесами и водами.

Плодородный слой земли - почва является базой для сельского и лесного хозяйства. Плодородие земли зависит от количества имеющихся в почве питательных веществ, ее структуры, биологических и климатических факторов, которые первоначально формируются в ходе естественных процессов, происходящих в природе. После вовлечения земли в сельскохозяйственный оборот плодородие может воспроизводиться и и улучшаться посредством внесения удобрений, совершенствования технологии обработки почвенного покрова. Поэтому в сельском хозяйстве земля, помимо всеобщего условия и пространственного операционного базиса, выполняет еще две функции, выступая и как предмет труда, на который человек воздействует в процессе производства, и как орудие производства, при помощи которого человек возделывает необходимые ему культуры. В недрах земли сосредоточены огромные богатства полезных ископаемых, являющихся важнейшим условием жизнедеятельности человечества. Здесь земля выступает не только в роли пространственного операционного базиса, но и как предмет труда, как своеобразная кладовая, из недр которой извлекаются нужные для общества богатства. Водные ресурсы, без которых невозможна жизнь на земле, также органически связана с землей. Их использование для удовлетворения жизнедеятельности людей неразрывно связана с использованием земельных ресурсов.

Республика Казахстан занимает девятое место в мире по размерам территории (272,5 млн. га) включающим лесостепные, степные, полупустынные и пустынные зоны [2]. Разнообразие почв Казахстана обусловлено широтной зональностью, усилением аридности климата с запада на восток, геолого-геоморфологическими особенностями разных частей территории.

В последние годы прекратился прирост пашни, удобные и пригодные земли освоены, остались неудобные солонцы, солончаки и пески. Несмотря на это, продолжается отвод сельскохозяйственных угодий на несельскохозяйственные нужды: под строительство дорог, промышленных предприятий, жилья и других объектов.

По данным Государственного земельного кадастра на 05.10.2008г. площадь земельного фонда сельскохозяйственного назначения в Казахстане составляла 112,1 млн. га. Наличие больших площадей земель песчано-механического состава (81,6 млн. га), бессистемное использование пастбищ предопределили развитие ветровой эрозии, особенно на массивах песков и на почвах пустынных зон. Помимо ветровой, в республике получила развитие и водная эрозия почв, которой охвачено 4,3 млн. га земель.

Пустыни и полупустыни занимают 64% территории республики. Лесостепная и степная зона составляет 27,3 млн. га, сухостепная и полупустынная зона - 99,6 млн. га и пустынная зона - 112,1 млн. га. Процесс опустынивания, включающий деградацию почвенного и растительного покрова, проявляется практически на всей территории республики и имеет тенденцию к ускорению.

Опустынивание является следствием сложного взаимодействия физических, биологических, политических, социальных и экономических факторов. В последние десятилетия роль деятельности человека в усилении опустынивания заметно преобладала над влиянием колебаний климата. Основные результаты антропогенного воздействия связаны с ухудшением состояния почв и растениеводства.

Уровень применения органических удобрений в Казахстане очень низкий. В Северном Казахстане более 70% пашни сосредоточено под посевами зерновых, с преобладанием монокультуры яровой пшеницы. Вынос питательных веществ велик, наблюдаются большие потери гумуса.

В настоящее время в Казахстане преобладают почвы с низким содержанием гумуса. За 30 лет почти во всех подтипах почв Северного Казахстана уменьшилось содержание гумуса на 5-20% и более, что связанно многолетней распашкой земель без достаточного внесения органических удобрений, развитием процессов водной и ветровой эрозии и другими факторами. За 35 лет эксплуатации целинных земель из 4,3 млрд. т. запасов гумуса пахотного слоя 0-25 см безвозвратно утрачено за счет минерализации органического вещества, выноса с урожаем, при водной и ветровой эрозии 1,2 млрд. т. или 28,3%.

Учет и оценка состояния земельных ресурсов имеет огромное значение, так как земля является основой сельскохозяйственного производства.

Почвенные ресурсы характеризуются, прежде всего структурой посевных площадей. Для ее оценки могут применяться различные показатели. Среди них выделяются:

структура использования (в процентах) показывает, какая доля занята пашней, сенокосами, пастбищами и т.п.;

доля земель (в процентах), занятая болотами, лесами, каменистая, эрозированная и т.п.;

агрозащитная лесистость, в процентах;

доля мелиорированных земель в пашне, в процентах;

валовая продукция на 1 га угодий.

Казахстан характеризуется слабой лесистостью (3,7%), тогда как лишь для защиты пашни лесной фонд должен составлять 2-4%.

землепользование казахстан охрана земля

Земельный фонд Республики Казахстан в соответствии с целевым назначением подразделяется на следующие категории:

) земли сельскохозяйственного назначения;

) земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов);

) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения;

) земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

) земли лесного фонда;

) земли водного фонда;

) земли запаса.

На территории Республики Казахстан по природным условиям выделяются следующие зоны:

) лесостепная;

) степная;

) сухостепная;

) полупустынная;

) пустынная;

) предгорно-пустынно-степная;

) субтропическая пустынная;

) субтропическо-предгорно-пустынная;

) среднеазиатская горная;

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья и земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, замкнутыми водоемами, мелиоративной сетью, постройками и сооружениями, необходимыми для функционирования сельского хозяйства, а также прочие угодья (солонцы, пески, такыры и другие прочие угодья, вкрапленные в массивы сельскохозяйственных угодий).

К сельскохозяйственным угодьям относятся: пашня, залежь, земли, занятые многолетними насаждениями, сенокосы и пастбища.

Пашня 35млн. га - земельный участок, систематически обрабатываемый и используемый под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав, а также чистые пары. К пашне не относятся земельные участки сенокосов и пастбищ, занятые посевами предварительных культур (в течение не более трех лет), распаханные с целью коренного улучшения, а также междурядья садов, используемые под посевы. Залежь - земельный участок, который ранее находился в составе пашни и более одного года, начиная с осени, не используется для посева сельскохозяйственных культур и не подготовлен под пар. Многолетние насаждения - земельные участки, используемые под искусственно созданные древесные, кустарниковые многолетние насаждения, предназначенные для получения урожая плодово-ягодной, технической и лекарственной продукции, а также для декоративного оформления территории. Естественные сенокосы и пастбища - земельные участки около 1,5 млн. га, систематически используемые под сенокошение и для выпаса животных.

Сенокосы и пастбища коренного улучшения - участки сенокосов и пастбищ, на которых путем заложения создан новый травостой.

Обводненные пастбища - пастбища, на территории которых имеются водоисточники (озера, реки, пруды, копани, оросительные или обводнительные каналы, трубчатые или шахтные колодцы), способные обеспечить водой надлежащего качества соответствующее поголовье скота.

Сельскохозяйственные угодья могут быть орошаемые и неорошаемые. К орошаемым сельскохозяйственным угодьям относятся земли, пригодные для сельскохозяйственного использования и полива, имеющие постоянную или временную оросительную сеть, связанную с источником орошения, водные ресурсы которого обеспечивают полив этих земель стоком не ниже 75% обеспеченности в оптимальные сроки по проектным или действующим нормативам оросительных норм при существующем коэффициенте полезного действия системы.

Особо охраняемых природных территорий, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

Водоемов и акваторий, занятые реками, естественными и искусственными водоемами и акваториями, водоохранными зонами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями;

Резервные и иные, не вовлеченные в градостроительную деятельность, предназначенные для территориального развития населенного пункта и развития личного подсобного хозяйства;

Землями промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные гражданам и юридическим лицам для соответствующего целевого назначения.

Землями для нужд обороны признаются земельные участки, предоставленные Правительством Республики Казахстан для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, военных полигонов, военно-учебных заведений и иных организация Вооруженных Сил и других войск, их объектов и сооружений, выполняющих задачи в области обороны.

К зонам с особыми условиями пользования землей относятся:

санитарно-защитные зоны промышленных предприятий;

селеопасные, оползнеопасные и защитные лесные зоны, примыкающие к полосе отвода железных и автомобильных дорог;

защитные зоны водозаборных сооружений;

приаэродромные полосы;

охранные зоны магистральных трубопроводов, линий связи, радиофикации и электропередачи;

водоохранные зоны и полосы;

территория военных полигонов.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов, государственных региональных природных парков, государственных зоологических парков, государственных ботанических садов, государственных дендрологических парков и государственных памятников природы.

Землями рекреационного назначения признаются земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения.

В состав земель рекреационного назначения могут входить земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, лесопарки, туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон Землями лесного фонда признаются земельные участки, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства. Земли лесного фонда состоят из земель государственного и частного лесных фондов.

К землям государственного лесного фонда относятся земли, покрытые лесами естественного происхождения и искусственными лесами, созданными за счет средств государственного бюджета, а также не покрытые лесами земли, предоставленные в постоянное землепользование государственным организациям, ведущим лесное хозяйство.

К землям частного лесного фонда относятся земли, покрытые искусственными лесами, агролесомелиоративными насаждениями, плантационными насаждениями специального назначения, созданными за счет средств физических и негосударственных юридических лиц, и агролесомелиоративными насаждениями, созданными за счет бюджетных средств на землях, предоставленных им в частную собственность или долгосрочное землепользование в соответствии с настоящим Кодексом, с целевым назначением для лесоразведения.

Земли водного фонда, занятые водоемами (реками и приравненными к ним каналами, озерами, водохранилищами, внутренними водами, территориальными водами), ледниками, болотами, водохозяйственными сооружениями межгосударственного и республиканского значения а также, земли выделенные под водоохранные полосы этих сооружений и зоны санитарной охраны водозаборных систем питьевого водоснабжения, находятся в государственной собственности.

1.2 Экологическое состояние земель Республики Казахстан

Современные экологические проблемы, возникшие в результате антропогенной перегрузки и нерационального использования природных ресурсов, несомненно, отразились на состоянии почвенного покрова территории Казахстана. Дестабилизация экологической обстановки привела к деградации почвенного покрова во всех природных зонах республики. Как известно, Казахстан по своей площади входит в десятку государств мира, имеющих наибольшую площадь, а по численности населения находится на 80-м месте. Сельскохозяйственные угодья составляют 222 млн га, в том числе около 27 млн га пашни. Большая часть Казахстана равнины (около 90 % площади), а лишь с юга и юго-востока они обрамляются горами Тянь-Шаня, Тарбагатая и Алтая.

В целом, территория Казахстана отличается большой засушливостью, основная ее часть - в секторе глобально целостной системы биосферы Земли, составляют сухие степи, полупустыни и пустыни с остро континентальными подгорно-климатическими условиями. Так среднегодовые осадки для всей территории Казахстана составляют всего 207 мм в год, почти вдвое меньше, чем в России (389 мм).

Это один из самых неблагополучных в экологическом отношении регионов Евроазиатского материка. Аридный климат, равнинный характер поверхности предопределяет развитие сильного ветрового режима и связанные с ним дефляционные процессы. В таких условиях формируются с малой мощностью, в основном засоленные с низкой биологической продуктивностью. Подобные ландшафты являются хрупкими, легкоранимыми и подвергаются быстрому разрушению при неразумном воздействии на них человеческой цивилизации и обладают возможностями самовосстановления.

Именно на таких ландшафтных фонах многолетнее индустриальное, сельскохозяйственное и военно-промышленное освоение территории Казахстана без учета их порога экологической устойчивости. Республика была кладовой многих полезных ископаемых: из 105 элементов таблицы Менделеева выявлено в недрах 99, разведаны запасы 70, вовлечено в производство более 60 элементов. При этом на долю Казахстана в бывшем Союзе проходилось запасов хромитов - 98,2, баритов - 81,7, фосфоритов - 64,7, вольфрама - 53, свинца - 38,5, молибдена - 29,3, меди - 38,4, бокситов - 22,1, асбеста - 20,1 %.

Значительный удельный вес имели нефть и газ, марганец и уголь, железные и урановые руды. Казахстан при добыче полезных ископаемых был в основном сырьевой базой. В местах добычи, первичной обработки и обогащения оставались все отходы, а обогащенные чистые "сливки готовые для промышленности, отправлялись в центры. Многозольные экибастузские угли сжигались и сжигаются на месте, загрязняя окружающую среду, а чистая энергия передавалась к местам потребления, в основном за пределы республики. Технический прогресс и интенсивное извлечение из недр природно-сырьевых ресурсов явились одной из причин деградации почвенного покрова республики. Общество, развивая разные отрасли народного хозяйства, выполняет функцию великой геологической и геохимической силы. На каждого жителя ежегодно добывается около 25-30 тонн различных минералов и породы. Но беда в том, что лишь 1,5-2,0 % добытого превращается в полезную продукцию, а остальное превращается в природу часто в таком виде, что естественные силы не в состоянии включить эти отбросы в свой круговорот. Сюда относятся заброшенные карьеры, отвалы вскрышных пород, хвостохранилища обогатительных фабрик, золоотвалы, шлаки от ТЭЦ, свалки бытовых и производственных отходов и др. Площадь таких нарушенных земель в Казахстане по неполным данным, не считая санитарные зоны составляет 200 тыс га. Следует отметить, что в республике еще много земель, которые пока не отнесены к нарушенным. Предприятиями военно-промышленного комплекса был нанесен большой ущерб почвенному покрову республики. Площади таких территорий до недавнего времени секретными, только сейчас стало известно, что земли отведенные для целей "обороны" составляли более 20 млн га. Приходится констатировать, что Казахстан - единственное на планете место, где ядерно-стратегические программы осуществлялись в полном объеме: начиная с добычи сырья, изготовления и испытания ядерных боеголовок до испытания и уничтожения ракетно-космических комплексов. Кроме того во многих регионах республики, не говоря о Семипалатинском полигоне, проводились ядерные испытания, последствия которых представляли особую опасность для почвенного покрова. Было проведено более 20 ядерных и более 500 воздушных и подземных взрывов.

Неблагоприятные экологические условия сложились и на сельскохозяйственных угодьях республики. Как было сказано выше, почвенно-климатические условия Казахстана отличаются большой засушливостью. Поэтому площади бесполивного земледелия на такой территории должны быть небольшими. Так оно и было до 1954 года. В 1953 году площадь пашни в Казахстане вместе с поливной пашней составляли 11 млн га. После утверждения программы освоения целинных земель, за короткий срок 1954-1960 гг. в северных областях республики было освоено 25 млн. га, которое происходило без достаточно научного обоснования.

В результате погони за выполнением "плана" наряду с пригодными землями были распаханы заведомо непригодные для земледелия (легкие супесчаные, солонцовые, светло-каштановые и каштановые почвы полупустынь и сухих степей) почвы. Площадь пашни достигла 36 млн га.

Спрашивается оправдано ли такое земледелие, особенно сейчас когда резко ухудшилось экологическое состояние используемых в земледелии почв? Безусловно нет. В современных условиях перехода на мировую рыночную экономику, по расчетам ученых, чтобы продать зерно по мировым ценам урожайность его с гектара должна быть не менее 10 ц/га, а ниже его производство не оправдано. Поэтому в Казахстане начался процесс сокращения площади зерновых, дающих урожаи ниже 10 ц/га. Планируется сосредоточить из в основном в черноземной зоне.

Критическая экологическая ситуация сложилась в Приаралье - зона интенсивного опустынивания, засоления и дефляции. В настоящее время уровень Аральского моря понизился на 18 м, соленость воды достигла 70 г/л, обсохла и стала опустыниваться акватория моря на территории 3,5 млн га, в том числе 2 млн га в казахстанской части.

Говоря об экологическом состоянии почвенного покрова республики нельзя забывать о сильно деградированных пастбищных от перевыпаса скота и нерационального их использования, которые следует также отнести к нарушенным землям. Площадь деградированных пастбищ достигает 60 млн га, в т. ч. вышедших из сельскохозяйственного оборота 15 млн га. Много земель нарушенных и загрязненных от техногенно-транспортной нагрузки, а также нефтебитумными отходами и нефтегазовыми выбросами в районах Прикаспия, площадь такой территории составляет 5 млн га.

Таким образом общая площадь нарушенных и загрязенных земель в республике - 100 млн га.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что почвенно-экологическое состояние территории Казахстана крайне напряженное. Дестабилизация экологической обстановки достигла такой степени, что процессы самовосстановления почв стали невозможными. Требуется разработка комплексной программы рационального использования, охраны и восстановления плодородия нарушенных почв, мероприятий по предотвращению дальнейшей деградации почв, восстановлению плодородия эрозированных, дегумифицированных и техногенно-нарушенных почв, улучшению пастбищ и др. вопросы с решением проблем экологии и охраны почв.

В Павлодарской области. Сельскохозяйственных угодий 8383,7 тыс. га, из них пашни 4586,7 тыс. га, залежных земель 234,3 тыс. га, сенокосов 41,6 тыс. га, пастбищ 3521,7 тыс. га, лесного фонда 681,2 тыс. га, земли сельскохозяйственного назначения составляют 6675,5 тыс. га или 68% территории области.

1.3 Мировой опыт охраны и рациональное использование земель

Цели охраны земель РФ. Предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. Обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности

Понимание того, что земля как природный ресурс нуждается в охране, пришло к современному обществу не сразу. Опыт прошлого века свидетельствует: подход к использованию земли чисто утилитарным, прагматичным. В общественном сознании не существовало понятия последствий экологически неблагоприятного воздействия на землю, оно не видело необходимости выработки мер по предотвращению разрушения земной поверхности и восстановлению уже нарушенного. Мировое сообщество лишь в конце XX века в политику использования природных ресурсов внесло существенные изменения. Приоритетным направлением стал принцип параллельности целей использования земли: земля как основа хозяйственной и иных видов деятельности, земля как объект охраны.

Предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

Выделяются следующие основные типы деградации почв и земель: технологическая (эксплуатационная) деградация (в том числе нарушение земель), физическая деградация, агроистощение, эрозия (в том числе водная и ветровая), засоление (в том числе собственно засоление), осолонцевание, заболачивание.

В соответствии с Инструкцией по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель под загрязнением земель следует понимать ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности и т.д.), характеризующиеся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода). Загрязнение земель применяемыми в сельском и лесном хозяйстве средствами химизации характеризуется увеличением их содержания свыше предельно или ориентировочно допустимых концентраций в почве.

Захламление земель характеризуется как размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.).

Содержание охраны земель. Сохранению почв и их плодородия. Защита земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель. Защита сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель. Ликвидация последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель. Сохранение достигнутого уровня мелиорации. Рекультивация нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот. Сохранение плодородия почв и их использование при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Земельные участки, занятые сельскохозяйственными угодьями отводятся под разработку полезных ископаемых:

либо после рекультивации ранее отведенных участков, в которых миновала надобность, и передачи их соответствующим землепользователям;

либо после нанесения плодородного слоя почвы на малопродуктивные угодья.

Федеральные, региональные и местные программы охраны земель. Порядок проведения оценки состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Порядок и правила консервации земель. Экономическое стимулирование охраны и использования земель.

Федеральные, региональные и местные программы охраны земель.

Земельным кодексом предполагается разработка федеральных, региональных и местных программ охраны земель, включающих перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. В соответствии со ст. ст.9-11 ЗК разработка и реализация федеральных, региональных и местных программ охраны земель отнесены соответственно к полномочиям РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области земельных отношений.

Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды. Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов.

Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

Экологические нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, приводящих к загрязнению на большие расстояния окружающей природной среды в результате трансграничных (межрегиональных, межреспубликанских, межгосударственных) переносов этих веществ, а также нормативы использования природных ресурсов, имеющих федеральное и межрегиональное значение, утверждаются Минэкологией России.

В КНР уделяется большое внимание охране и рациональному использованию земельных ресурсов. Серьезный ущерб наносит эрозия, масштабы которой наиболее велики в бассейне р. Хуанхэ, особенно подвержены ей лёссы и лёссовые породы. От наводнений страдает около 1/4 пахотных земель: смывается часть поверхностного слоя почвы. В сухих районах проявляется воздействие дефляции, в пустынных районах Северо-Западного Китая, Внутренней Монголии земли подвержены песчаным заносам. В целях снижения потерь от этих неблагоприятных факторов применяется более совершенная агротехника, закрепляются пески, высаживаются лесополосы, строятся дамбы для защиты от наводнений и т.д. Сокращение пахотного фонда компенсируется вовлечением в оборот новых целинных земель, ресурсы которых есть в Северо-Восточном (пров. Хэйлунцзян), Северо-Западном (Синьцзян-Уйгурский автономный район, Ниися-Хуэйский автономный район), Северном Китае (Автономный район Внутренняя Монголия). Однако их освоение возможно лишь при проведении мелиоративных работ: на засушливых западе и севере - орошение, на северо-востоке, где земли заболочены, - осушение. В прошлом пахотный фонд расширяли за счет вырубки леса, но это привело к сокращению лесных запасов и ухудшению экологической ситуации в стране.

С учетом плодородия и потребностей в мелиорации около 1/3 всех возделываемых земель относят к высокоплодородным. Хорошие урожаи дают черноземы равнины Сунляо, аллювиальные почвы Великой Китайской равнины, лессовые и лёссовидные почвы Северного Китая.

Благоприятные агроклиматические условия определяют высокий коэффициент повторности посевов (отношение посевной площади к пахотной), который в среднем по стране составляет 1,5, и разнообразие возделываемых культур. Вегетационный период в бассейне р. Сунгари длится 140 дней, в Северном Китае - от 180 до 210, между р. Хуанхэ и хр. Наньлин - от 300 до 320 дней, южнее хр. Наньлип - весь год. С севера на юг в соответствии с продолжительностью вегетационного периода возрастает и коэффициент повторности посевов: в Северо-Восточном, Северо-Западном Китае - 1,0; в среднем течении р. Хуанхэ - 1,2; в нижнем течении р. Хуанхэ - 1,4; в бассейне р. Янцзы - 1,6-1,7; в бассейне р. Сицзяп - около 2,0; на крайнем юге и о. Хай-нань собирают до трех урожаев в год.

В Китае выращивают культуры различных климатических поясов - от умеренного на севере до тропического на юге. Важный межзональный рубеж проходит по р. Хуайхэ - хр. Циньлин - р. Байлун-цзян, севернее которого в посевах преобладает пшеница, а южнее - рис. В первой зоне после пшеницы высевают кукурузу или хлопчатник, во второй зоне применяют севообороты по схеме: рис - пшеница (или ячмень).

С востока на запад возрастает континентальность климата, уменьшается количество осадков. Поэтому в восточных низменных районах преобладает земледелие, к западу оно сменяется скотоводством. Такой переход на севере выражен резко, а на юге постепенно. В главных земледельческих районах на востоке страны вегетационный период отличается высокими суммами активных температур и максимумом обильных осадков. В засушливых крайних западных районах преобладают скотоводство и оазисное земледелие.

Сельское хозяйство - главный потребитель водных ресурсов, так как рис и другие типичные для страны культуры требуют большого количества влаги. Гарантированные устойчивые сборы зерновых возможны только при искусственном орошении. КНР занимает 1-е место в мире по площади орошаемых земель (около 45 млн га), составляющих до 1/2 пахотных. Их основные массивы сосредоточены в рисо-производящих районах: Сычуаньской котловине, долине р. Янцзы, дельте р. Сицзян и др. Ирригационные системы состоят большей частью из малых оросительных сооружений на небольших реках и прудах. Построено более 10 млн запруд, водоемов, колодцев. Ведется и крупное комплексное водохозяйственное строительство. Однако оно требует значительных централизованных капиталовложений.

В Австралии западных землях штата Новый Южный Уэльс, составляющих 40% территории, проживает лишь 1% населения. Поэтому только 2,5% западных земель находится в частной собственности; 3% в собственности правительственных агентств, а 94% всех земель принадлежит штату. Из земель, принадлежащих штату, 93% передано в аренду по 8,5 тыс. арендным договорам, лицензиям и разрешениям, а 1,5% земель штата зарезервировано для государственных и общественных надобностей. Во всех штатах сложилась четкая система управления земельными ресурсами на основе системы регистрации землевладений Торренса (Torrens Title System). Например, в штате Новый Южный Уэльс в картотеке регистрации Торренса на конец 2009 г. зарегистрировано 3,5 млн. земельных участков, хранится более 50 млн. архивных дел. Ежегодно поступает более 600 тыс. уведомлений о земельных операциях, каждый год контролируется более 10 тыс. планов (проектов землеустройства), ежедневно проводится более 12 тыс. зарегистрированных документов.

2. Права и обязанности землепользователя

2.1 Нормативно правовая база

Основой законодательства Республики Казахстан является Конституция Республики Казахстан.

Эволюция земельного законодательства Республики Казахстан. Значимость земельных реформ для развития социума обусловливаться тем, что земля как уникальное природное тело является основой жизни и деятельности народа, основной и пространством социально-экономического развития, важнейшим средством сельского и естественной кладовой минеральных и сырьевых ресурсов.

Невосполнимость и ограниченность земельных ресурсов ставят в большинстве случаев земельные вопросы во главу угла государственной политики страны. Ведь не случайно в стратегических планах развития Казахстана данный вопрос является одним из семи долгосрочных приоритетов, то есть "государство в экономике должно играть существенную, но ограниченную роль, создавая законные рамки рынка, в котором первую скрипку играет частный сектор". При этом имеется в виду завершение формирования нормативно-правовой базы, обеспечивающей оформление прав собственности, построение конкурентных рынков и непоколебимых средств антимонопольного регулирования.

Истекшие с момента обретения Казахстаном независимости 20 лет стали временем развития земельных отношений и земельного законодательства, проведены структурные экономические преобразования, достигнуты определенные успехи в реализации экономических реформ, в том числе развитие земельного законодательства.

Практическое проведение реформ в земельном законодательстве в республике базировалось на ряде важнейших принципов, соблюдение требований которых было направлено на обогащение глубины реформ, что способствовало успешному их проведению в жизнь.

Реформирование земельного законодательства было начато в 1991 году, с самого обретения независимости и продолжается до сих пор.

Структурно же весь развития земельного законодательства Республики Казахстан можно условно разделить на 4 этапа:

этап - 1990-1993гг.;

этап - 1993-1995гг.;

этап - 1995-2003гг.;

этап - 2003г. - настоящее время.

Первый этап развития земельного законодательства ознаменовался принятием

Закона "О крестьянском хозяйстве в Казахской ССР" 21 мая 1990 года;

Земельного Кодекса Казахской ССР от 16 ноября 1990 года;

Закона РК "О земельной реформе" от 28 июня 1991 года.

На данном этапе развития земельного законодательства основными направлениями земельной реформы являлись предоставление земель в пожизненное наследуемое владение гражданам РК для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, строительства и обслуживания жилого дома, перераспределение земель в случаях преобразования колхозов, разгосударствления и приватизации совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, оформление и переоформление документов на право владения и право пользования земельными участками.

На втором этапе, с продлившемся с 1993 по 1995 годы, происходило дальнейшее совершенствование земельного законодательства РК с учетом рыночной экономики, введение института продажи права землепользования при исключительной собственности государства на землю.

Также, на данном этапе были приняты законодательные акты:

Указ Президента РК, имеющий силу закона, "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" от 24 января 1994 года;

Указ Президента РК, имеющий силу закона, "О дальнейшем совершенствовании земельных отношений" от 5 апреля 1994 года.

Институт продажи права землепользования был введен впервые среди стран СНГ и сыграл большую роль в проведении земельной реформы в стране. 
Впервые, в условиях, исключительной собственности на землю, государство признало объектом гражданско-правовых сделок право землепользования, т.е. право пожизненного наследуемого владения и постоянного владения землей крестьянских хозяйств и негосударственных сельскохозяйственных организаций стало предметом купли-продажи, мены, дарения, залога и т.д.

На третьем этапе, продлившемся с 1995 по 2003гг., были приняты следующие нормативно-правовые акты:

Указ Президента РК "О земле" от 22 декабря 1995 года, имеющий силу закона;

Закон РК "О земле" от 24 января 2001 года.

До 1995 года земля в Республике Казахстан находилась только в государственной собственности. В 1995 году, когда основная часть населения республики адаптировалась к условиям рыночной экономики, был проведен республиканский референдум и право частной собственности на землю было закреплено конституционно. Согласно Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, в республике признается и равным образом защищается государственная и частная собственность на землю. Введение права частной собственности предполагало принятие соответствующего законодательного акта - Указа Президента "О земле", в котором впервые было признано право частной собственности на отдельные категории земель (для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства, дачного строительства, застройку производственными и непроизводственными зданиями и сооружениям). Земельный участок стал объектом собственности.

Этот Указ стал первым и важным законодательным актом в сфере земельных отношений независимого Казахстана, открывающим путь к земельному рынку, в том числе и к рынку прав землепользования. Была признана возможной передача в частную собственность граждан республики земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства дачи и жилого дома.

Частная собственность на землю - это одно из обязательных условий функционирования рыночной экономики, а также гарантия привлечения инвестиций в ее реальный сектор.

При законодательном признании и гарантировании защиты и государственной собственности на землю, и частной, как показывает практика большинства стран мира, эффективность использования земельных ресурсов государства значительно выше. Данный факт вполне объективен в силу более рационального отношения к объекту частной собственности.

Глава государства неоднократно отмечал, что определение статуса собственности на землю предполагает учет не только экономической эффективности, но и соблюдение традиций, интересов казахстанского народа, судеб людей и высокую степень ответственности перед будущими поколениями. Поэтому для принятия окончательного решения необходимо было выслушать мнение и учитывать интересы каждого казахстанца. Необходимо учитывать, что не считаться с требованиями рыночной экономики, которую мы строим, также нельзя.

Идеи о введении частной собственности на землю в Казахстане высказывались практически с первых дней независимости. Но законодательно закреплять право частной собственности на землю в первые годы реформирования было нельзя по многим причинам.

Ключевой целью выбора нового хозяина земли является повышение эффективности землепользования. На плечи собственника земли ложатся серьезные проблемы - самостоятельное ведение производства, успешность которого зависит от умения собственника не только владеть, но и пользоваться, и распоряжаться землей.

Новые собственники земли должны быть достаточно подготовленными менеджерами, качественно организующими производственный процесс, предполагающий рациональное использование земельных ресурсов.

Государство, в свою очередь, для введения частной собственности на землю должно было создать соответствующие институты (службы регистрации земельных собственников, организация и методика определения цены земельных участков и др.).

Далее, в 2001 году был принят закон РК "О земле", который в основном был направлен на регулирование вопросов, связанных с условными земельными долями.

Последний 4 этап развития земельного законодательства связан с принятием:

Земельного Кодекса РК от 20 июня 2003 года;

Нормативного постановления Верховного Суда РК от 16 июля 2007 года №6 "О некоторых вопросах применения судами земельного законодательства".

Земельный Кодекс РК от 20 июня 2003 года закрепил право частной собственности на земли сельхозназначения и установил нормы регулирования земельных отношений. В земельные отношения были вовлечены предприятия с разной формой собственности на землю и права землепользования.

Для обеспечения его реализации Правительством принято около двух десятков постановлений в развитие отдельных положений Кодекса.

Кодексом закреплено право граждан на частную собственность в отношении земли. Это неизбежно должно привести к капитализации экономических отношений не только на селе, но и в других сферах экономики страны. Был дан серьезный толчок к формированию класса собственников земли, который впоследствии станет главной силой развития сельского хозяйства республики, что, в свою очередь, также окажет влияние на развитие нефтегазового сектора страны. Такие возможности в Казахстане имеются.

Формировался первичный рынок земли путем единовременной продажи либо продажи в рассрочку на возмездной основе земельных участков, или передачи права землепользования из государственной собственности в частную, а также предоставлялись земли в долгосрочную аренду сроком на 49 лет.

В целях правильного и единообразного применения земельного законодательства в 2007 году было принято нормативное постановление Верховного Суда РК от 16 июля 2007 года №6 "О некоторых вопросах применения судами земельного законодательства".

По истечении 20 лет независимости, в течение которых происходило развитие земельного законодательства, в республике по существу создан новый земельный строй, основанный на разнообразных формах собственности на землю, многообразии видов прав землепользования, на вовлечении земельных участков и права землепользования в рыночные отношения, на платности землепользования. Результатом реформирования земельных отношений и развития земельного законодательства в республике стала отмена исключительной монопольной государственной собственности на землю.

2.2 Особенности решения споров в области землепользования в Республике Казахстан

В Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность на землю.

Субъекты права собственности:

субъект права государственной собственности на землю на территории республики - Республика Казахстан;

субъект права частной собственности на земельные участки на основаниях, условиях и в пределах, установленных настоящим Кодексом, - граждане и негосударственные юридические лица. При этом под гражданами понимаются граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В целях правильного и единообразного применения земельного законодательства пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан постановляет:

Законодательство по вопросам, регулирующим земельные правоотношения, основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Земельного кодекса Республики Казахстан (далее - Земельный кодекс) и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено земельным, экологическим, водным законодательством, законодательством о недрах, о растительном и животном мире и об особо охраняемых природных территориях Республики Казахстан.

Принятые до введения в действие Земельного кодекса нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения, применяются в части, не противоречащей данному кодексу. Споры, вытекающие из земельных правоотношений, рассматриваются в судебном порядке. Под земельными правоотношениями следует понимать отношения по использованию и охране земли, связанные с управлением земельными ресурсами, закреплением земельных участков за отдельными субъектами, осуществлением права собственности и иных прав на землю.

В соответствии Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее - ГК) земельные участки относятся к недвижимому имуществу. В связи с этим иски о правах на земельные участки должны предъявляться в суд в соответствии с частью первой статьи 33 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - ГПК) по месту их нахождения.

Документы, удостоверяющие права на земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам до введения в действие Земельного кодекса, в соответствии с ранее действовавшим законодательством Республики Казахстан, сохраняют юридическую силу с учетом изменений прав на земельные участки, установленных земельным законодательством Республики Казахстан. Замена таких документов на документы, удостоверяющие право собственности или право землепользования на земельные участки в соответствии с Земельным кодексом, осуществляется по желанию правообладателей.

Судам следует проверять полномочия местного исполнительного органа, принявшего решение о предоставлении земельного участка в частную собственность или пользование, а также об его изъятии, в соответствии с требованиями Земельного кодекса. В случае превышения акимом своих полномочий при предоставлении земельного участка его решение может быть признано недействительным судом по основаниям, предусмотренным законом, в порядке главы 27 ГПК. В этих целях судом устанавливаются местонахождение и границы земельного участка, проверяются правоустанавливающие документы на землю, входящие в состав территории конкретного поселка, города, района или области. Земельными спорами называются споры, возникающие между участниками земельно-правовых отношений в связи с нарушением земельных прав и законных интересов.

На практике земельные споры нередко тесно переплетаются с имущественными, то есть гражданскими спорами. Это объясняется тем, что в методе регулирования земельных отношений переплетаются гражданско-правовые и земельно-правовые элементы. Поэтому необходимо отграничивать земельные споры именно от гражданских споров.

В основе разграничения земельных споров и гражданских деликтов лежит разграничение земельных и гражданских правоотношений.

В юридической литературе ранее отмечалось, что одним из отличий земельного права от гражданского являлся метод защиты субъективных прав. Если гражданские права защищаются в судебном или арбитражном порядке, то защита земельных прав осуществляется, как правило, в административном порядке. Такой порядок был закреплен в ранее действовавшем Земельном кодексе. По нынешнему законодательству все споры, вытекающие из земельных правоотношений, рассматриваются судом. Поэтому отличительным признаком при отграничении земельных споров от гражданских является не метод защиты прав, а объект спорных отношений.

Раньше земельные правоотношения в отличие от гражданских имущественных отношений находились, как правило, вне сферы оборота, что определялось специфической особенностью земли как объекта этих отношений, находящихся в исключительной государственной собственности. Но с введением такого нового института как право частной собственности земля стала объектом материального права, то есть ее, как и другие вещи гражданско-правового оборота, можно покупать, отчуждать, закладывать. Однако земля, приобретая роль вещи, в то же время остается природным объектом хозяйствования. Именно это требует особого подхода к использованию земли как материальной ценности в обороте гражданско-правовых отношений.

Построение в нашей стране общества с рыночной экономикой, конституционное закрепление государственной и частной собственности на землю обусловили сближение земельно-правовых и гражданско-правовых отношений.

В соответствии гражданско-правовые отношения, связанные с правом частной собственности на земельные участки и правом землепользования, регулируются нормами гражданского законодательства, не противоречащего Земельному кодексу. Данное положение свидетельствует о том, что в этом аспекте земельно-правовых отношений будет доминировать земельное право, поскольку его специфика и особенности не могут быть охвачены в полной мере гражданским правом.

В подобных случаях в основе гражданского спора зачастую лежит земельный спор, разрешение которого предшествует гражданскому. И только на основании разрешения земельного спора можно разрешить гражданский имущественный спор.

Большое количество земельных споров возникает по поводу прекращения права собственности или землепользования при изъятии (выкупа) земельных участков для государственных надобностей.

В условиях рыночных отношений, все большего вовлечения земли в гражданский оборот, необходимости изъятия отдельных земельных участков для хозяйственных нужд важность и актуальность такого правового института резко возрастает.

Полное или частичное прекращение права собственности и землепользования производится правомерными действиями. Наряду с этим фактическому осуществлению права собственности и землепользования могут препятствовать неправомерные действия тех или иных лиц. Прекращение права землепользования правомерными действиями имеет место тогда, когда земли изымаются у одного землепользователя с целью передачи их другому землепользователю на законных основаниях для государственных нужд.

Если в гражданском праве возмещение вреда, причиненного правомерными действиями, является исключением, то в спорах об изъятии земель возмещение ущерба, причиненного этими действиями, является

Одним из распространенных видов нарушения права землепользования на сельскохозяйственных землях является приведение последних в состояние, не пригодное для ведения сельскохозяйственного производства с уничтожением посеянных на них культур. Такого рода нарушения наносят немалый имущественный ущерб колхозам. Здесь можно проследить тесную взаимосвязь земельных и имущественных споров. С одной стороны, нарушитель своими действиями препятствует осуществлению права землепользования в указанных законом целях, а с другой стороны, наносит материальный ущерб землепользователю. В этих случаях первое требование стороны сводится к восстановлению прежнего состояния земли (то есть имеет место земельный спор), а затем к возмещению убытков, которые в связи с этим понес землепользователь (гражданский спор). Как правило, такой ущерб возмещается в согласительном порядке, судебная процедура в этих случаях выступает в качестве правовой гарантии обеспечения имущественных прав землепользователя. Однако при отказе виновной стороны возместить причиненный ущерб землепользователь вправе обратиться за защитой своих прав в суд.

На сегодняшний день земельные споры имеют острый характер, от правильного и своевременного решения которых зависит многое в развитии и совершенствовании не только земельно-правовых отношений, но и социально-политического состояния любого общества, поскольку в настоящее время с проводимыми в республике экономическими реформами и с вовлечением земли в гражданский оборот, возникновением института права частной собственности на землю количество земельных споров будет все больше и больше. Поэтому немаловажно иметь представление о разграничении земельных споров с другими видами правонарушений, в частности со спорами, вытекающими из имущественных отношений, то есть гражданскими.

2.3 Правовое регулирование охраны земель

Предметом земельно-правового регулирования являются не всякие отношения по поводу земли, а лишь те, которые имеют определенное экономическое содержание. В этих отношениях земля выступает объектом собственности и пользования, служит всеобщим территориальным пространственным базисом производственно-хозяйственной, социальной деятельности, а в сельском и лесном хозяйстве главным средством и условием производства. При всей множественности выполняемых землей экономических, социальных и иных функций ее объективные особенности предполагают необходимость комплексного, координированного правового регулирования земельных отношений.

Содержание земельных отношений зависит от видов и форм собственности на землю, проводимых в обществе экономических и социальных преобразований, конкретных целей, задач земельной политики.

Общая часть земельного права состоит из правовых институтов, содержащих нормативные положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, действие которых охватывает все или большинство видов земельных отношений и при этом она выражает общезначимые и основополагающие начала, принципиальные положения всего земельного правового регулирования. Исходя из содержания земельного законодательства, к общей части следует отнести институты: права собственности на землю; права землепользования; государственного управления земельным фондом; защиты права собственности и иных вещных прав на землю; юридической ответственности за земельные правонарушения; земельного процесса. Нормы институтов общей части земельного права действуют напрямую либо опосредованно - через нормы институтов особенной части. Последними они конкретизируются, детализируются с учетом специфики подлежащих регулированию вопросов земельных отношений.

Особенная часть земельного права состоит из институтов, определяющих правовой режим использования и охраны отдельных категорий земель. В соответствии с предусмотренными в законодательстве категориями земель, выделенными по их основному целевому назначению, особенная часть включает следующие институты, определяющие правовой режим: земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного

несельскохозяйственного назначения; земель особо охраняемых природных территорий; земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

Методы земельного права: императивный метод характеризует регулирование земельных отношений на властно-императивных началах, когда юридическое воздействие исходит только сверху от государственных органов, положение субъектов определяется отношениями субординации, юридическим неравенством сторон.

Диспозитивный метод характеризуется определением лишь общих параметров поведения участников земельных отношений, юридическим равенством сторон, предоставлением им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов.

Метод земельного права содержится в самой нормативно - правовой системе, непосредственно определяет средства, способы и, наконец, саму возможность юридического воздействия на земельные отношения, представляет собой стержневой системообразующий элемент самого процесса правового регулирования, процесса упорядочения земельных отношений.

Система принципов земельного права обладает целым рядом регулятивно-функциональных качеств: а) непосредственно регулирует земельные отношения; б) выступает средством преодоления пробелов и противоречий при регулировании конкретного земельного правоотношения; в) определяет основные направления, служит ориентиром для нормотворчества и совершенствования правоприменения; г) обеспечивает системность земельно-правового регулирования; д) служит правовым индикатором

соответствия земельной политики социально-экономическим интересам субъектов земельных правоотношений.

Цели и задачи охраны земель

Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий, направленных на охрану земли как части окружающей среды, рациональное использование земель, предотвращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного и лесохозяйственного оборота, а также на восстановление и повышение плодородия почв.

Целями охраны земель являются:

предотвращение деградации и нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности путем стимулирования экологически безопасных технологий производства и проведения лесомелиоративных, мелиоративных и других мероприятий;

обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации или нарушению;

внедрение в практику экологических нормативов оптимального землепользования.

Охрана земель

Собственники земельных участков и землепользователи обязаны проводить мероприятия, направленные на:

защиту земель от истощения и опустынивания, водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, химическими, биологическими, радиоактивными и другими вредными веществами, от других процессов разрушения;

защиту от заражения сельскохозяйственных земель карантинными вредителями и болезнями растений, от зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем, от иных видов ухудшения состояния земель;

рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение ее в хозяйственный оборот;

снятие, сохранение и использование плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий, а также в случаях, когда невозможно восстановить плодородие почв деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных химическими, биологическими, радиоактивными и другими вредными веществами сверх установленных нормативов их предельно допустимых концентраций и предельно допустимого уровня воздействия, отходами производства и потребления, сточными водами, а также земель, зараженных карантинными вредителями и болезнями растений, предусматривается консервация земель в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан.

В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков и землепользователей в рациональном использовании и охране земель может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах.

"Земельные отношение и их административно-правовая охрана" включила основные понятия земельных отношений, а также рациональное использования и охраны земель.

3. Практическая часть

Задача 1. Некто Ибраилов И.А. получил по наследству земельный участок в Талгарском районе. Пользователь прилегающих земель - ТОО "Жетсу" - запретил Ибраилову обрабатывать участок, так как он не является членом ТОО. Подготовьте ответ на жалобу Ибраилова в прокуратуру.

Решение. Согласно подпункта 3 пункта 1 статьи 22 "Земельного кодекса " Республики Казахстан наследование является одним из оснований возникновения права собственности на земельный участок. В связи с чем Вы согласно пункта 1 статьи 25 ЗК РК имеете право осуществлять распоряжение земельным участком по своему усмотрению. Действия ТОО "Жетису" в отношении Вас неправомерны.

Задача 2.2 Гражданин Таиров пригнал экскаватор на свой приусадебный участок, снял почвенный слой, передал его соседям и стал продавать песок. Перечислите нарушения, если таковые имеются, или аргументированно оправдайте действия Таирова.

Решение. Согласно Статья 65. "Земельного кодекса".

. Обязанности собственников земельных участков и землепользователей по использованию земельных участков.

4. не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв, а также снятия плодородного слоя почвы с целью продажи или передачи его другим лицам, за исключением случаев, когда такое снятие необходимо для предотвращения безвозвратной утери плодородного слоя;

Задача 3. Арендатор земельного участка обнаружил клад. Что необходимо предпринять нашедшему клад гражданину в соответствии с действующим законодательством?

Согласно ГК РК Статья 247. "Закон Клад"

"1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые другим способом деньги или иные ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу законодательства утратил на них право, поступает в собственность в равных долях владельцу земельного участка или собственнику недвижимой вещи, в которой клад был сокрыт, и лицу, которое обнаружило клад, если договором между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия на это пользователя земельного участка или собственника недвижимого имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче этому собственнику.

. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры, они подлежат передаче в собственность Республики Казахстан. При этом пользователь земельного участка или собственник недвижимости, в которой был обнаружен такой клад, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вознаграждения в размере пятидесяти процентов от стоимости этого клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами применительно к правилам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи".

Затем необходимо будет уплатить налог в соответствии с:

Статья 146 Налогового Кодекса РК Доходы налогоплательщика, облагаемые у источника выплаты:

) доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей.

Заключение

Особенности земли как природного объекта хозяйствования, значение ее экономических функций в обеспечении жизнедеятельности людей предопределяют существование особой сферы, земельных отношений, нуждающейся в соответствующем правовом регулировании.

Предметом земельно-правового регулирования являются не всякие отношения по поводу земли, а лишь те, которые имеют определенное экономическое содержание.

В этих отношениях земля выступает объектом собственности и пользования, служит всеобщим территориальным пространственным базисом производственно-хозяйственной, социальной деятельности, а в сельском и лесном хозяйстве - главным средством и условием производства.

При всей множественности выполняемых землей экономических, социальных и иных функций ее объективные особенности предполагают необходимость комплексного, координированного правового регулирования земельных отношений.

Содержание земельных отношений зависит от видов и форм собственности, на землю, проводимых в обществе экономических и социальных преобразований, конкретных целей, задач земельной политики.

Земельная реформа, проведенная в рамках масштабных социальных и рыночных преобразований в стране, привела к интенсивному изменению и развитию земельного законодательства, становлению принципиально новой во многих отношениях отрасли земельного права, способной оказать реальное воздействие на развитие современных земельных отношений.

Земельное право Республики Казахстан, составляя самостоятельную отрасль национальной правовой системы, представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, направленных на регулирование отношений по использованию и охране земли как природного ресурса и объекта хозяйствования, условия и средства производства в целях организации ее рационального использования и охраны, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, создания условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны права на землю граждан и юридических лиц, создания и развития земельного рынка, укрепления законности в области земельных отношений.

Факторами формирования отрасли земельного права являются: наличие предмета правового регулирования - самостоятельной, особой сферы земельных отношений, нуждающейся в соответствующей упорядоченности; заинтересованность государства и других субъектов земельных отношений в их регулировании; разработка и принятие специальных правовых норм; необходимость особого сочетания методов правового регулирования.

Земельное право, занимая определенное место в национальной системе права, взаимодействуя и будучи взаимосвязанным с другими отраслями права, само также представляет определенное системное образование. Оно характеризуется внутренней дифференциацией на относительно самостоятельные и в то же время связанные между собой элементы: нормативные положения, группы, норм, институты.

Эти элементы располагаются в строгой иерархической, субординационной и функциональной последовательности. Система отрасли земельного права отражает последовательность расположения, принципы, правила упорядочения образующих ее элементов в зависимости от их значимости, содержания, характера и особенностей регулируемых земельных отношений.

Система земельного права в конечном итоге обусловливается объективными факторами и под их воздействием непрерывно изменяются ее элементы, их соотношение и взаимодействие. Поэтому система земельного права, прежде всего, позволяет уяснить закономерности внутренней расстановки и группировки, функциональных взаимосвязей входящих в эту отрасль нормативных положений.

Исходным элементом системы земельного права является правовая норма, состоящая из таких обязательных компонентов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

Земельно-правовая норма закрепляется в тексте закона или же вытекает из смысла действующего законодательства, содержит правило поведения, установленное для субъектов земельных отношений и направленное на многократное применение к повторяющимся ситуациям земельной сферы.

Гипотеза земельно-правовой нормы определяет условия, необходимые для ее применения или реализации. Такими условиями чаще всего выступают факты и события, имеющие юридическое значение.

Диспозиция земельно-правовой нормы устанавливает характер, содержание и параметры поведения субъектов.

Санкция земельно-правовой нормы выражает меру ответственности, предусматривает наказание за нарушение требований земельного законодательства, неблагоприятные последствия неправомерного поведения субъектов земельных отношений. Именно санкция обеспечивает регулятивный эффект правовой нормы, отражает ее специфику, отличительную особенность от иных норм социального регулирования (нормы морали в сфере землепользования, традиции и обычаи земледельческих народов, групп и общин).

Элементы земельно-правовой нормы могут оказаться в одном нормативно-правовом акте или его структурах: разделе, главе, статье, пункте. Однако чаще всего они бывают разбросанными по нескольким нормативным актам, относящимся иногда к различным отраслям законодательства. Земельно-правовые нормы, регулирующие однородные виды или цельную общность земельных отношений, объединяются в отдельный правовой институт. Так, например, нормы, призванные регулировать отношения, связанные с изъятием земель для государственных нужд, составляют правовой институт изъятия земель для государственных нужд. Нормы, определяющие гарантии, основания, условия и порядок возмещения причиненного ущерба земле, образуют правовой институт возмещения ущерба земле.

Система земельного права в конечном итоге складывается из двух крупных компонентов - общей и особенной частей.

Общая часть земельного права состоит из правовых институтов, содержащих нормативные положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, действие которых охватывает все или большинство видов земельных отношений и при этом она выражает общезначимые и основополагающие начала, принципиальные положения всего земельно-правового регулирования.

Исходя из содержания земельного законодательства, к общей части следует отнести институты: права собственности на землю; права землепользования; государственного управления земельным фондом; защиты права собственности и иных вещных прав на землю; юридической ответственности за земельные правонарушения; земельного процесса.

Институты общей части отличаются емким, сложным содержанием. Они, как правило, состоят из нескольких субинститутов (пединститутов), каждый из которых представляет собой относительно самостоятельный и достаточно целостный блок нормативных образований.

Например, институт права собственности на землю состоит из таких блоков, как право государственной собственности на землю и право частной собственности на землю. Институт государственного управления земельным фондом включает субинституты: контроля за использованием и охраной земель; государственного земельного кадастра и землеустройства; государственной поддержки землеохранных мероприятий; разрешения земельных споров. Институт права землепользования проявляется через такие взаимосвязанные и в то же время существенно различающиеся нормативные блоки, как право государственного землепользования, право негосударственного землепользования, право постоянного или временного землепользования, право землепользования граждан или юридических лиц и т.д.

Одни и те же нормы или нормативные массивы общей части могут входить одновременно в состав двух и более правовых институтов. Например, нормы о возмещении ущерба земле могут рассматриваться как элемент института государственного управления земельным фондом, если исходить из аспекта охраны земель, вместе с тем без них сложно представить институт защиты права собственности и иных вещных прав на землю. Таким образом, земельно-правовые нормы, их блоки в рамках двух и более правовых институтов могут взаимопроникать, дополнять друг друга, создавая тем самым нормативные предпосылки эффективного правового регулирования.

Нормы институтов общей части земельного права действуют напрямую либо опосредованно - через нормы институтов особенной части Последними они конкретизируются, детализируются с учетом специфики подлежащих регулированию вопросов земельных отношений.

Особенная часть земельного права состоит из институтов, определяющих правовой режим использования и охраны отдельных категорий земель.

В соответствии с предусмотренными в законодательстве категориями земель, выделенными по их основному целевому назначению, особенная часть включает следующие институты, определяющие правовой режим: земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения; земель особо охраняемых природных территорий; земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

Похожие работы на - Правовое регулирование землепользования в Республике Казахстан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!