Правовое регулирование апелляционного производства по гражданским делам

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    108,09 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое регулирование апелляционного производства по гражданским делам














ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА
ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

Дипломная работа

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АПЕЛЛЯЦИНОГО ПРОИЗВОДСТВ

.1 Генезис развития апелляционного производства в зарубежном в гражданском процессе

.2 История становления и развития апелляционного производства в гражданском процессе России

ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТА АПЕЛЛЯЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА

.1 Понятие и значение апелляционного производства

.2 Принятие апелляционной жалобы (представления) к рассмотрению

.3 Процессуальный порядок и пределы рассмотрения дела в апелляционной инстанции

ГЛАВА 3. ПОЛНОМОЧИЯ СУДА АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

.1 Основания к отмене или изменению решения мирового судьи в апелляционном порядке

.2 Постановления суда апелляционной инстанции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Кризис гражданского процесса охватил судебные системы разных стран, включая и Россию. Одной из причин этого является неспособность исторически сложившихся судебных систем обеспечивать справедливое, быстрое, доступное и эффективное рассмотрение гражданских дел. В связи с этим в настоящее время законодательными и судебными органами власти разных стран мира проводятся реформы национальных систем гражданского процесса.

Апелляционное производство в гражданском процессе является одним из средств реализации конституционного права на судебную защиту (ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 10.09.2009)). В нормах действующего Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ (ред. от 04.05.2011 года), (далее - ГПК РФ), право участвующих в деле лиц на пересмотр их дела в суде второй инстанции предусмотрено по всем категориям гражданских дел.

Актуальность изучения институтов обжалования судебных актов, в том числе и апелляционного обжалования, продиктовано необходимостью повышения эффективности реализации конституционного права на судебную защиту, поскольку граждане широко пользуются предоставленной законом возможностью обжалования решений и определений мировых судей в порядке апелляционного производства. Исследование судебной практики показало, что в настоящее время институт апелляции неуклонно развивается, о чем убедительно свидетельствует судебная статистика.

В городские (районные) суды Российской Федерации в 2010 году для апелляционного рассмотрения поступило 145,3 тысяч дел (в 2009 году - 138,6 тысяч дел). Основная масса дел поступило по апелляционным жалобам (98,4 тысяч дел), по частным жалобам - 26,3 тысячи дел, по апелляционным представлениям - 21,2 тысяч дел. В 2010 году отменённые решения в апелляционном суде составили 20,4 тысячи (в 2009 году - 19,3 тысячи), с вынесением нового решения - 18,5 тысяч (в 2009 г.- 16,5 тысяч), изменено решений - 9,1 тыс. (в 2009 году- 8,3 тыс.).

В Кемеровской области в порядке апелляционного производства районные (городские) суды за 9 месяцев 2010 года поступило 2 279 дел, т.е. 1,5% от общего числа гражданских дел, рассмотренных мировыми судьями. В сравнении с аналогичным периодом 2009 года их число уменьшилось на 8,6%, и доля от числа рассмотренных мировыми судьями также уменьшилась, за 3 квартала 2009 года она составляла 2,8% (2493 от 88 963).

Окончено производством 2 181 дело, что ниже уровня аналогичного периода 2009 года на 1,7% (2 219 дел). С нарушением сроков, установленных для рассмотрения ГПК РФ, окончено 212 дел, или 9,7% от общего числа оконченных дел (в 2009 году - 175, или 7,9%).

За 3 квартала 2010 года общее число отмененных решений в апелляционной инстанции составило 431 (за 3 квартала 2009 года - 417), в том числе с вынесением нового решения - 361, или 83,7% от отмененных (в 2009 году - 327, или 78,4%), изменено решений - 114 (в 2009 году - 137).

Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена еще и тем, что в декабре 2010 года Государственной думой РФ был принят Федеральный закон от 9 декабря 2010 №353 - ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», вступающий в силу 1 января 2012 года. Федеральный закон существенно изменяет действующее законодательство, регулирующее гражданский процесс, внося кардинальные перемены в апелляционное производство, тем самым, отражая необходимость устранения недостатков, пробелов и единообразного применения норм ГПК РФ.

Объектом исследования является апелляционное производство как институт проверки законности и обоснованности судебных актов, обеспечивающих своевременное устранение судебных ошибок, допущенных при рассмотрении гражданского дела.

Предметом дипломной работы является нормы гражданского процессуального законодательства РФ, регулирующие апелляционное производство, в том числе нормы еще не вступившие в законную силу, а также научные труды и материалы судебной практики.

Целью исследования является изучение апелляционного производства в Российской Федерации как процессуального института, обеспечивающего защиту прав и законных интересов граждан путем проверки законности и обоснованности судебных актов и устранения судебных ошибок; сравнение апелляционного производства в Российской Федерации с существующим порядком пересмотра судебных актов в ряде зарубежных стран; а также внесение предложений по дальнейшему совершенствованию норм российского гражданского процессуального права, регулирующих судопроизводство в апелляционной инстанции.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

)        исследовать причины возникновения апелляционного производства как способа обжалования решений и определений суда;

)        провести анализ правовой природы апелляционного производства и выявить признаки апелляционного производства, характеризующие его как процессуальный институт;

)        на основе анализа общих задач и целей гражданского судопроизводства выявить и сформулировать цели и задачи апелляционного производства как самостоятельной стадии гражданского судопроизводства;

)        провести классификацию апелляции как способа пересмотра судебных актов, не вступивших в законную силу, и определить существенные признаки каждого вида апелляции;

)        выявить особенности апелляционного производства, его сходство и различие со смежными правовыми категориями;

)        оценить эффективность функционирования апелляционного производства путем анализа применения в судебной практике процессуальных норм, регулирующих порядок подачи и рассмотрения апелляционной жалобы на решения и определения мирового судьи;

)        определить пути совершенствования апелляционного производства и всей системы пересмотра судебных актов.

Для достижения указанной цели и решения поставленных задач настоящее исследование основывалось на общенаучном диалектическом методе познания, предполагающем объективность и всесторонность познания исследуемых явлений, а также на следующих специальных методах исследования: исторический, структурно - функциональный, индуктивный и дедуктивный, формально - юридический. Положения и выводы работы основываются на изучении Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных актов, обобщении судебной практики по применению норм, регулирующих подачу и рассмотрение апелляционной жалобы в Российской Федерации, а также зарубежных государств. В работе также использованы разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного Суда РФ.

Теоретическую основу настоящего исследования составили труды дореволюционных российских процессуалистов: К.Н. Анненкова, И.Д. Беляева, К.О. Бентам, Н. Буцковского, Е.В. Васьковского, Г. Вербловского, А.Х. Гольмстена, О. Дмитриева, А. Куницына, К.И. Малышева, М.М. Михайлова, Е.А. Нефедьева, М.М. Новаковского, К.П. Победоносцева, Т.М. Яблочкова, ученых, занимающихся исследованиями в области теории права, С.С. Алексеева, А.В. Малько, Н.И. Матузова, а также современных отечественных ученых - представителей процессуального права: С.Н. Абрамова, М.Г. Авдюкова, С.Ф. Афанасьева, А.Т. Боннера, Е.А. Борисовой, М.А. Викут, М.А. Гурвича, А.И. Зайцева, И.М. Зайцева, Н.Б. Зейдера, А.Ф. Клейнман, В.А. Мусина, Г.Л. Осокиной, И.О. Подвального, Е.А. Степановой, Н.И. Ткачева, М.К. Треушникова, В. Устюжанинова, Н.А. Чуйкова, М.С. Шакарян, В.М. Шерстюка, Е.В. Шумейко и многих других.

Проблемы апелляционного обжалования в гражданском процессе, несмотря на свою актуальность, до настоящего времени не получили должного внимания в правовой науке, несмотря на огромное количество дискуссий среди процессуалистов. Лишь некоторые аспекты этих проблем выступали предметом исследования.

Структура работы состоит из введения, трёх глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы, трёх приложений.

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АПЕЛЛЯЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА

1.1 Генезис развития апелляционного производства зарубежном в гражданском процессе

«Апелляция есть одно из позднейших явлений в жизни каждого народа», - утверждал русский ученый-процессуалист ХIХ века Ф.М. Дмитриев. Такое мнение подтверждается историей возникновения и развития института обжалования судебных постановлений и института апелляционного обжалования.

На ранней стадии развития государственности у народов Европы суд был учреждением народным и публичным, обладавшим полной самостоятельностью и независимостью, в силу чего решения суда выносились в окончательной форме и обжалованию не подлежали. Однако со временем, по мере развития и усиления централизованной государственной власти, суд стал постепенно утрачивать свою самостоятельность, следствием чего явилось возникновение права ревизии решений суда со стороны центральной власти. В этот период институт апелляционного обжалования еще не возник, а иные существовавшие способы обжалования были направлены на отмену или уничтожение решения тем же судом, который вынес первоначальное постановление. Как отмечал К.Н. Анненков в «Опыте комментария к Уставу гражданского судопроизводства», апелляционный способ обжалования в соответствии со своей сущностью «мог возникнуть только тогда, когда центральная государственная власть успела уже усилиться и окрепнуть настолько, что имела достаточно силы и возможности подчинить своему контролю народный суд или даже заменить его своими учреждениями, устроенными на основе иерархического подчинения, т.е. на основе системы подчинения низших судов судам высшим».

Данные положения подтверждаются всей историей развития государства и права Древнего Рима и государства и права народов Европы.

На ранней стадии развития древнеримского государства, в период становления сильной централизованной власти, институт обжалования судебных постановлений отсутствовал. В первой половине периода Республики для римского гражданского процесса было характерно наличие двух стадий судопроизводства: процесса «in jure» и процесса «in judicio». В процессе «in jure» участвовали стороны и судебный магистрат. Магистрат не осуществлял судебных функций, он только присутствовал при тех торжественных актах, которые совершали стороны. Его участие сводилось к произнесению реплик и формул, полагавшихся по установленному ритуалу. Вся совокупность формул и жестов носила название «legis actio», а сам процесс назывался легисакционным. Если ответчик в стадии «in jure» не соглашался с притязанием истца и в установленной законом форме оспаривал его, то процесс переходил в другую стадию - «in judicio». Решение, выносимое судом, не допускало обжалования.

Постепенно все эти судопроизводственные формы выходили из употребления, так как, вследствие излишней формализованности правовой процедуры, дело было доведено до того, что малейшее отклонение от предписанных форм и обрядов влекло за собой проигрыш тяжбы.

В результате закона Эбуция и двух законов Юлия (Институции Гая) в Риме было введено судопроизводство посредством формул, установился формулярный процесс, при котором решение судьи, независимо от того, было ли оно справедливо или нет, как и в легисакционном процессе, не могло быть обжаловано. Однако уже в этот период появляются первые способы обжалования, направленные на отмену решения, путем допущения «rectitucio in integrum» (восстановление первоначального положения сторон). Решение отменялось эдиктом претора или вышестоящего магистрата, если присутствовали следующие основания: угроза и насилие, под влиянием которых судья решил дело; обман, подкуп судьи; несовершеннолетие истца, благодаря которому противник выиграл дело; неявка в суд по уважительным причинам и др. Во всех этих случаях за отменой решения мог последовать новый процесс.

Характерной чертой формулярного процесса было отсутствие высших и низших судебных инстанций. Со временем произошло совмещение судебных и административных функций в руках административного органа (магистрата). Теперь он имел право вмешиваться в действия всех должностных лиц, которые ему подчинялись. Заинтересованное лицо могло ходатайствовать о рассмотрении обжалованного решения; просьба о таком вмешательстве называлась апелляцией (appellatio от appellare - призывать). Именно в это время, к концу III века нашей эры, в гражданском процессе возник институт обжалования в форме апелляции.

В период правления императоров Диоклетиана и Константина апелляционное производство стало более организованным; окончательное же оформление и закрепление апелляция как средство обжалования судебных решений получила в период царствования императора Юстиниана.

В это время были определены сроки для заявления об апелляции и для пересылки дела в высшую инстанцию. Несогласие с вынесенным решением можно было объявить устно судье сразу после вынесения приговора или в десятидневный срок в письменной форме. Жалоба должна была оплачиваться определенной суммой. Подача апелляции приостанавливала исполнение решения.

За неправомерную апелляцию были установлены санкции, выражавшиеся в ссылке на срок до двух лет и конфискации половины имущества.

В этот период изменилась процедура рассмотрения апелляционной жалобы. Если раньше император выносил свое решение только на основании присланных ему письменных объяснений судьи и заинтересованных лиц (т.е. на основании материалов дела, бывших на рассмотрении суда низшей инстанции, то при Юстиниане было уже совершенно новое производство по делу - с представлением сторонами дополнительных доказательств и их исследованием непосредственно в судебном заседании (judicium novum). Таким образом, это была так называемая «полная» апелляция.

Апелляционный порядок обжалования явился одним из важных элементов римского права, определивших его роль в истории мировой юриспруденции.

Возникнув в Древнем Риме, институт апелляции продолжил свое существование и получил дальнейшее развитие в гражданском процессуальном законодательстве и судопроизводстве европейских стран.

В Германии рецепция римского права произошла в конце ХIV - начале ХV веков. До этого времени существовало и развивалось национальное обычное право. В ХIV веке оно не могло удовлетворить потребности развивающегося общества, что и привело к рецепции римского права. В силу этого обстоятельства в германском судопроизводстве появился институт апелляции, который вытеснил национальный способ обжалования, заключавшийся в предоставлении заинтересованным лицам права отвергнуть произнесенное решение и требовать его пересмотра другими судьями (т.е. обжалование представляло собой личное обвинение судьи в неправосудии). С введением апелляционного порядка обжалования судья больше не мог самостоятельно творить норму права, теперь он должен был применять к конкретному случаю уже существующую норму.

Рецепция римского права в Германии заканчивается учреждением в конце ХV века Имперского суда, который наряду с другими функциями осуществлял функцию высшего апелляционного суда для всей Империи.

Действие римского права в Германии продлилось до ХVШ века. В это время в наиболее крупных государствах Германии проводится кодификация гражданского права: Прусское Земское Уложение, Общее Гражданское уложение Австрии, Общегерманское гражданское уложение 1869 г., Германский гражданский процессуальный кодекс 1877 г. Последний закреплял в качестве основного способа обжалования судебных постановлений апелляционный способ.

Во Франции понятие апелляции появилось в конце ХШ века. В это время апелляция носила характер личного обвинения судьи в несправедливости.2

С изданием Ордонансов 1667 года апелляция становится жалобой не на судью, а на решение.

После Великой французской революции действовал порядок, при котором суды первой инстанции должны были рассматривать апелляционные жалобы на решения судов той же инстанции. Однако вскоре было принято решение об учреждении двух судебных инстанций для рассмотрения дела по существу, причем в качестве второй инстанции были установлены апелляционные суды.

Подобный порядок был закреплен ГПК 1806 г. В соответствии с Кодексом апелляционный суд в качестве второй инстанции пересматривал дело по существу, рассматривая вопросы факта и права, допуская при этом представление новых доказательств, проводя их проверку и оценку, т.е. осуществляя «полную» апелляцию. Данный порядок обжалования действует и в настоящее время (ГПК Франции 1976 года) .

Национальное право Англии, в сравнении с правом других европейских государств, испытало на себе наименьшее влияние римского права. В английском судопроизводстве в качестве института обжалования была закреплена апелляция. По своему содержанию она отличалась от апелляции, существовавшей в Европе. Английский порядок обжалования предполагал апелляцию по вопросам права и факта. В первом случае апелляция имела своей целью только исправление правовых ошибок суда. Во втором случае существовала возможность пересмотра вердикта присяжных, непосредственно устанавливавших фактические обстоятельства дела. Следовательно, действовала апелляция «ограниченная». Впоследствии своеобразие английского института обжалования судебных постановлений было сохранено.

Таким образом, ход событий показывает несомненное влияние римского права на развитие института апелляционного обжалования в судопроизводстве стран Западной Европы при одновременном сохранении своеобразия национальных судебных правовых систем.

.2 История становления и развития апелляционного производства в гражданском процессе России

Длительное время правовая система русского государства отличалась национальной самобытностью. Лишь с первой половины ХVШ века, когда развернулась реформаторская деятельность Петра I, на правовую систему России начали оказывать существенное влияние другие правовые системы, в первую очередь немецкая и французская.

Характерной особенностью судебных учреждений в Древней Руси являлась их тесная связь с народом, даже после прихода княжеской власти правосудие отправлялось при участии выборных земских людей. Принцип выборности суда строился на доверии и уважении, которым пользовался представитель народа, и общество всецело полагалось на его справедливость. Решение суда того времени было окончательным и не подлежало обжалованию.

Древнее право воспринимало несогласие с мнением судьи как спор с самим судьей. Таким образом, можно говорить об установившемся стереотипе - справедливый суд выносит справедливое решение, другими словами, решение суда рассматривалось сквозь призму личности человека, отправляющего правосудие.

Не только на Руси, но и у всех народов Европы довольно долго суды были учреждениями народными и публичными.

В Древней Руси суд был учреждением чисто народным и вполне самостоятельным не только до утверждения княжеской власти, но и после этого. Судебная система того времени предполагала только одну инстанцию, и о существовании института обжалования судебных решений не было и речи.

Ни «Русская правда» (ХI в.), ни Псковская и Новгородская судные грамоты (ХIV-ХV в.в.) ничего не говорили о возможности обжалования постановлений суда.

Лишь со времени издания Судебников (конец ХV- начало ХVI в.в.) в Российском государстве начинает свое существование институт пересмотра судебных решений. Судебник 1497 года устанавливал два способа обжалования - пересуд и суд с головы. Хотя о пересуде упоминают и более древние памятники законодательства, но до Судебника не было определений ни пересуда, ни суда с головы. Процедура заключалась в следующем. Если заинтересованное лицо считало, что решение, вынесенное судьей, несправедливо, оно могло обратиться с жалобой в высшую инстанцию. На основании этой жалобы суд высшей инстанции истребовал дело из суда низшей инстанции, рассматривал его и выносил новое решение. Необходимо отметить, что пересматривалось только решение и не допускалось представление новых доказательств и доводов («ограниченная» апелляция). Но в том случае, если судьи, рассматривая переданное из низшей инстанции дело, находили, что производство по делу было неполным и неясным, а решение не соответствовало закону, то они выносили постановление «дать суд с головы», т.е. назначить новое рассмотрение дела. Данная процедура уже представляла собой реальный способ обжалования судебных решений. Суд с головы существенно отличался от пересуда тем, что последний состоял только в проверке произведенного судебного дела, но не уничтожал его.

Упомянутая выше жалоба первоначально соединяла в себе как элементы жалобы на злоупотребления и проволочки судей, так и жалобы на само решение по существу. Указанный институт пересмотра был закреплен в Судебнике Ивана Великого 1550 года (ст.2). Постепенно происходило разграничение общей жалобы на частную и апелляционную. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 года (ст. 10 гл.Х) уже различало эти виды.

В результате практики переноса дела между судами низшей и высшей инстанций постепенно установились постоянные иерархические отношения, которые привели к формированию двух инстанций центрального суда. Именно ко времени издания Судебников дореволюционные исследователи российского права относят становление апелляционного (по своей сути) способа обжалования.

В Новгородской судной грамоте закреплена возможность подачи жалобы на судью за медлительность судопроизводства (ст.29). Так, если в суд высшей инстанции поступала жалоба на медлительность судьи, волокиту, взимание лишних пошлин или другие притеснения, которые не оказывали решающего влияния на судебное решение, такая жалоба называлась частной. Дело по ней не переносилось в суд высшей инстанции, а решалось тем же судьей.

Новгородская судная грамота предусматривала также и институт доклада. В буквальном смысле слова доклад нельзя считать способом обжалования. Это было обращение судьи за советом и наставлением к князю или к старейшим людям еще до постановления решения. Доклады вышли из употребления лишь в XVIII столетии. Постепенно с организацией правосудия суды становятся более самостоятельными, и на смену доклада до решения приходит доклад после решения - развивается чисто апелляционный порядок производства. Формой обжалования в собственном смысле на Руси в древности были челобитье или жалоба. И первоначально разграничений по жалобам не было, т.е. не выделялись жалобы на решения и жалобы на проволочки. Лишь Судебник Ивана Грозного провел такое разграничение.

Жалоба, приносимая на содержание решения, называлась апелляционной.

Если судья вынес несправедливое решение по ошибке, а не вследствие взятки, то он не подвергался никакому наказанию. В противном же случае, если выяснялось, что дело разрешено неправильно по лихоимству, с судьи в пользу истца взыскивались тройные пошлины и, сверх того, пени по назначению государя.

Если оказывалось, что жалобщик был обвинен по делу, а не по взятке, то этого человека за «ложное челобитье» били кнутом, взыскивали с него в пользу оскорбленного судьи денежную сумму и сажали в тюрьму «до государеву указу» (Соборное Уложение 1649 г.).

Дальнейшее развитие апелляционного производства происходило в период царствования Петра I. Им были изданы Указы, определявшие порядок и сроки подачи апелляционной жалобы. В нее запрещалось включать дополнительные просьбы об обстоятельствах, не рассмотренных судом низшей инстанции. Таким образом, апелляция стала носить «ограниченный» характер.

Жалоба на низшие суды подавалась непосредственно высшим судам. В ней необходимо было указывать, в чем именно состоит неправильность вынесенного судом первой инстанции решения и каким указам оно противоречит. Помимо этого, определялись судебные инстанции. Именно в XVIII веке способ обжалования начинает именоваться «апелляционным» в результате заимствований из правовых систем стран Запада. По Указу 1715 года суд, рассмотрев апелляционную жалобу и признав ее справедливой, мог наложить штраф на суд низшей инстанции, изначально рассматривавшей дело, лицо же, подавшее данную жалобу, вообще освобождалось от уплаты пошлины. Либо, наоборот, если жалоба признавалась несправедливой, то пошлина взыскивалась с жалобщика, и в первом и во втором случае пошлина взималась в двойном размере. Указами 1720 и 1722 годов устанавливался порядок подачи апелляционной жалобы и иерархия судов соответственно. В жалобе указывалось, чем именно сторона недовольна, и делалась ссылка на нарушенную статью закона. Апелляционная жалоба подавалась непосредственно в вышестоящий суд, запрещалось миновать какое-либо звено данной цепи судебных органов. Четкое разграничение апелляционные и частные жалобы получили в Учреждениях о губерниях 1755 года. По Учреждению о губерниях было выделено 4 инстанции для рассмотрения апелляционных дел - три областных и одна центральная - Сенат. Впоследствии вторая инстанция была закрыта, но прибавились еще три верховные инстанции - общее собрание Сената, комиссия прошений и Государственный совет. Таким образом, существовало 5 инстанций (кроме комиссии прошений), которые рассматривали дело по существу.

Указом Екатерины II от 1762 года определяет срок на подачу апелляционной жалобы в один год, а если жалобщик находился за границей, то в течение двух лет, причем в данном случае судебное решение вступало в законную силу. Срок на подачу апелляционной жалобы с приостановлением исполнения судебного решения устанавливался в два месяца, а если жалобщик находился за пределами города, то ему предоставлялось четыре месяца. Вышеназванным Указом допускалась возможность подачи апелляционной жалобы как на решения, не вступившие в законную силу, так и на вступившие в законную силу решения суда. При рассмотрении дела в суде второй степени допускалось предоставление дополнительных доказательств, которые не были представлены и исследованы при рассмотрении дела в суде первой степени. В суде третьей степени запрещалось как предоставление дополнительных доказательств, так и дополнительных прошений.

Исторически в России сложился длинный ряд судебных инстанций, по которым спорные гражданские дела восходили и нисходили часто без просьбы и жалобы заинтересованных лиц, образовалось смешение властей, подчинение суда надзору администрации и законодательных учреждений. Как верно отмечал Победоносцев К.П., большое число судебных инстанций замедляет делопроизводство, при этом решение судебного места не может иметь надлежащего авторитета. Низшая судебная власть будет равнодушна к решению, зная, что оно может быть несколько раз пересмотрено.

Апелляционное производство получило свое дальнейшее развитие в последующем законодательстве. Система апелляционного производства постепенно совершенствовалась, в частности, определялись требования к содержанию апелляционной жалобы и сроки ее подачи и рассмотрения. В ходе судебной реформы 1864 г. на основе зарубежной практики, были приняты законодательные акты (Учреждение судебных установлений и Устав гражданского судопроизводства), которые изменили и упорядочили устройство судов был, сложилась четкая инстанционная судебная система, состоящая из судов первой инстанции - мировые и окружные суды, Апелляционных и Кассационного Суда - значительно упростив судебную систему. Апелляционной инстанцией для мировых судов являлись Мировые съезды, а для окружных судов - Судебные палаты. Устав гражданского судопроизводства 1864 г. закрепил институты апелляционного и кассационного обжалования судебных постановлений, из которых основным являлся институт апелляции. Проект изменений в этот Устав предполагал сохранение апелляционного обжалования в целом и внесение некоторых корректив.

Результатом преобразований в ходе реформы стала стройная иерархия судебных инстанций, слаженная работа судебных органов и совершенно новая, четко организованная судебная система России. Обособленно были представлены институты апелляции и кассации, при разработке которых учитывался опыт европейских стран. Институт апелляции был широко признан как российскими, так и зарубежными юристами того времени. Его необходимость и польза стала главным доводом в сохранении данного института во время подготовки новой редакции Устава гражданского судопроизводства (далее УГС) в конце XIX, начале XX века. Предполагалось обновить редакцию УГС, оставив неизмененным институт апелляции. В качестве обоснования этого составители проекта указывали, что польза и сохранение апелляционного способа обжалования в гражданском процессе России на будущее время никогда не вызывали сомнений. Этот принцип рассмотрения гражданских дел в двух инстанциях является настолько общепризнанным в современной юридической литературе и в современных законодательствах, что нет необходимости в его дальнейшем обосновании и защите.

Однако исторические события привели к иному положению вещей.

После октябрьского переворота 1917 года встала задача создания пролетарских судов и новой системы судоустройства. В. И. Ленин отмечал, что необходимо создание новых, советских судов, поскольку только они сумеют в демократических формах претворять в жизнь принципы советской власти.

В 1917 г. институт апелляции в гражданском судопроизводстве был упразднен Декретом СНК «О суде». Исчезновение данного института в нашей стране явилось следствием ломки старой судебной системы. Модель же нового судопроизводства, сориентированная на принятые в то время теоретические постулаты, предполагала упрощение судебной деятельности и отвергала институт апелляции как утративший свое значение.

Дореволюционный суд и судопроизводство рассматривались как элементы буржуазного аппарата эксплуатации, служащего помехой для проведения демократизма в жизнь рабочих и трудящихся. Ставилась задача разрушения всего аппарата эксплуатации и создания новых революционных судов. Создание новой системы судоустройства должно было сделать суд доступным для населения и устранить волокиту в ведении дел. Ни одно решение суда царских времен не имело никакой силы, не подлежало обжалованию и исполнению.

С первых дней существования революционных судов было установлено, что любое гражданское дело разбирается в суде по существу только один раз. Решение может быть обжаловано только в кассационном порядке (ст. 2 Декрета Совета Народных Комиссаров №1 «О суде» от 24 ноября 1917 года, ст.4 Декрета № 2 «О суде» от 22 февраля 1918 г, Положение о народном суде).

Л.И. Фишман объяснял резкое различие между процессом дореволюционным и установившимся тем, что советский классовый суд в каждом гражданском деле выясняет и принимает во внимание классовую подоплеку дела, отношения сторон, подходит к делу не абстрактно, вникает в существо дела и стремится к установлению материальной истины. Д.И. Курский считал, что создание новой системы судоустройства сделает суд доступным для населения и устранит волокиту в ведении дел.

Таким образом, основными аргументами к отмене института апелляции стали устранение волокиты и упрощение судебного производства, нецелесообразность рассмотрения дела дважды по существу, отступления на практике от принципа устности и удорожание процесса без пользы для тяжущихся.

Новый революционный ГПК РСФСР, вступивший в силу с 1 сентября 1923 года, значительно сократил начала состязательности, определив лишь основные направления судебного разбирательства, предоставив судьям свободный выбор действий. В такой ситуации, когда суду предоставлены широкие полномочия и он не связан никакими обязательными формами и нормами, апелляционного пересмотра существовать не могло. Представляется, что причинами упразднения апелляции как способа обжалования судебных решений являются не только те недостатки, на которые указывали исследователи, но и формирование новой системы судоустройства, отвергающей прежние принципы буржуазного государства. На долгое время апелляция была забыта. В социалистический период развития России существовал только кассационный порядок обжалования судебных решений, не вступивших в законную силу, имевший ревизионные начала. Этот период известен использованием суда в качестве репрессивного органа, когда, по мнению А.Я. Вышинского, единая политика советского суда выражалась в подавлении и принуждении.

Известно, что историческое развитие происходит по спирали, и сейчас мы находимся на его новом витке. Экономические преобразования, произошедшие в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов, выразившиеся в возрождении предпринимательской деятельности, восстановлении и законодательном закреплении частной собственности, формировании рыночной экономики и привели к усложнению гражданско-правовых отношений. В сложившихся условиях возникла необходимость реформирования судебной системы, судопроизводства в целом, с тем, чтобы возникающие на практике споры разрешались правильно и наиболее эффективно. Старые формы судопроизводства были серьезным препятствием для нормальной жизнедеятельности судебной власти. Все эти преобразования и явились следствием реформирования гражданского судопроизводства в общем, и института пересмотра судебных постановлений в частности.

Конституция РФ, провозгласившая Россию правовым государством, стала базисом, на основе которого были приняты законодательные акты, изменившие сущность советского института пересмотра судебных решений. В частности, 30 ноября 1995 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР», которым кассационная инстанция была наделена ярко выраженными чертами апелляции.

Официально институт апелляции в России был восстановлен в 1995 году с принятием Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от 5 мая 1995 № 70-ФЗ, который закрепил апелляционное производство в арбитражном процессе. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» также говорит о возможности апелляционного обжалования.

Принятие Федерального закона от 11 ноября 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» и Федерального закона от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» потребовало законодательного регулирования порядка судопроизводства мировых судей. В связи с принятием 7 июля 2000 г. Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» (далее ГПК РСФСР) и введением в действие гл. 35.1 ГПК РСФСР «Апелляционное производство по пересмотру решений и определений мировых судей» начал свою работу институт мировых судей. Закон предусмотрел возможность апелляционного обжалования решений и определений мировых судей в районные (городские) суды. Суды первой инстанции столкнулись с ранее несвойственной им функцией апелляционной инстанции. С незначительными изменениями нормы главы 35.1 ГПК РСФСР воспроизведены и ГПК РФ, вступившем в силу с 1 февраля 2003 года.

К.И. Анненков объяснял более позднее возникновение апелляционного обжалования судебных решений тем, что данный способ обжалования мог получить свое развитие только тогда, когда центральная власть успела уже усилиться и окрепнуть настолько, что имела достаточно силы и возможности подчинить своему контролю народный суд или заменить его своими учреждениями, устроенными по системе подчиненности низших судов высшим. Только при наличии такого иерархического подчинения и могло существовать апелляционное обжалование судебных решений судов низших судами высшими. А для других способов обжалования судебных решений, известных в более раннюю эпоху истории, такой системы судебной иерархии не требовалось, поскольку обжалование решения было необходимо не для исправления решения суда низшего судом высшим, а лишь для его отмены, которую мог совершить и суд, постановивший данное решение.

История развития института апелляционного производства в России имеет несколько этапов становления. На современном этапе эта форма обжалования не вступивших в законную силу решений является, на мой взгляд, одной из самых значимых в осуществлении судебной защиты граждан.

Анализ истории развития правосудия и институтов обжалования в том числе, помогает в дальнейшей работе по совершенствованию гражданского процессуального законодательства, обеспечивает преемственность его развития, позволяет избежать ошибок прошлого.

«Новейшая история» развития апелляционного производства в России складывается следующим образом. С 1 января 2012 года изменится порядок обжалования решений в гражданском процессе. Государственной думой РФ был принят Федеральный Закон от 9 декабря 2010 года № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее - Закон).

Целью принятия настоящего Закона является повышение эффективности рассмотрения и разрешения гражданских дел судами общей юрисдикции.

Достижение цели невозможно без совершенствования процессуальных правил проверки законности и обоснованности, принимаемых в порядке гражданского судопроизводства судебных постановлений, а также правил пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений. В связи с этим законом предлагается внести соответствующие изменения, касающиеся проверочных инстанций в гражданском процессе.

В действующей редакции Гражданского процессуального кодекса РФ закреплены два вида проверки судебных постановлений, принятых судами первой инстанции и не вступивших в законную силу. Для проверки не вступивших в законную силу судебных постановлений, принятых мировыми судьями, предусмотрено апелляционное производство, а для проверки судебных постановлений, принятых федеральными судами общей юрисдикции, - кассационное производство. В настоящее время Гражданский процессуальный кодекс не содержит различий в порядке рассмотрения и разрешения гражданских дел по существу мировыми судьями и федеральными судами общей юрисдикции, поэтому не являются оправданными и различия в порядке пересмотра судебных постановлений, принятых судами первой инстанции.

В период нахождения на рассмотрении в Государственной Думе РФ законопроекта посвященного созданию апелляционной инстанции в судах общей юрисдикции среди процессуалистов разгорелась огромная и противоречивая дискуссия.

М. Барщевский высказал свое мнение, что полностью поддерживает принятие данного Закона, отметив при этом, что судам общей юрисдикции нахватает очень многого.

В. Жуйков - заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, заслуженный юрист РФ отметил что: «… Не хватает, во-первых, реальной независимости, невмешательства в деятельность суда. Необходимо, чтобы люди нормально и спокойно работали. Во-вторых, условия труда, обеспечены недостаточно, необходимы помещения, достойные зарплаты. В-третьих, нужна четкая процедура, то» что предлагается сейчас, - это просто переименование, смена вывески, В-четвертых, изменений должны коснуться устройства судебной системы; нужно вводить окружные суды и делать четырехзвенную судебную систему».

Е. Борисова, профессор кафедры гражданского процесса юридического факультета МГУ им. М.М. Ломоносова, доктор юридических наук прокомментировала принятие нового закона следующим образом: «… Не судам, а судьям. Не хватает принципиальности, независимости, морально-этических качеств, а зачастую образований».

Начать разговор об имеющихся недостатках правового регулирования производства в суде апелляционной инстанции и практических проблемах, связанных с указанным производством, необходимо с рассмотрения вопроса о том, как должно происходить реформирование законодательства вообще и процессуального в частности.

Вообще крайне удручает сложившаяся в России тенденция латать недостатки законодательного процесса как тришкин кафтан. Сравнительный анализ изменений в текст Налогового кодекса (37 существенных изменений только в первой части) (Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ, ред. от 28.12.2010) и Гражданского кодекса РФ от 13.11.1994 № 51-ФЗ, ред. от 06.04.2011 являются ярким и убедительным примером того, что кодификации такого уровня должны осуществляться системно, последовательно, с широким научным обсуждением и привлечением лучших цивилистов, причем как теоретиков, так и практиков, как это сейчас, например, происходит с кропотливой и поэтапной выработкой изменений в Гражданский кодекс РФ. Концепция развития гражданского законодательства подготовлена на основании Указа Президента РФ от 18.07.2008 № 1108, в ее подготовке задействованы лучшие специалисты в области гражданского права, предложения по изменению широко обсуждаются в научной литературе, а этапы ее исполнения контролируются Президентом России, Только такая работа может быть эффективной, плодотворной и принести плоды в форме такого кодекса, который еще двадцать лет можно будет не пересматривать.

Поэтому глобальные изменения в процессуальное законодательство должны вноситься с огромной осторожностью и под девизом врачей - «не навреди».

На сегодняшний день нормы, определяющие инстанционную систему судов общей юрисдикции, не отличаются четкостью и определенностью, что влечет за собой, с одной стороны, снижение эффективности работы всей системы судов общей юрисдикции, а с другой - нарушение прав и свобод граждан и организаций.

Закон закрепил единый регламент проверочной деятельности судов второй инстанции. В интересах унификации и гармонизации гражданского процессуального законодательства Российской Федерации, реализовывая идею о закреплении апелляционного по наименованию и содержанию производства в суде второй инстанции, устанавливая общие правила реализации права на апелляционное обжалование судебных постановлений, принятых мировыми судьями и федеральными судами общей юрисдикции по первой инстанции. Единый порядок обжалования не вступивших в законную силу судебных постановлений позволит в полной мере обеспечить единство судебной практики.

Рассмотрение апелляционных жалоб (представлений) едиными судами апелляционной инстанции, которыми согласно Закону стали верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и суды автономных округов.

В связи с вышесказанным первым недостатком регулирования является значительное и ничем не объяснимое отличие порядка апелляционного обжалования в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. В этой связи необходимо провести глобальный процесс гармонизации двух явно близких ветвей судопроизводства, отказавшись везде, где это возможно и отсутствует объективно существующая специфика, от различий в правовом регулировании, в том числе в терминологии. При этом критически должен быть изучен имеющийся опыт применения действующих кодексов и из каждого из них должны быть заимствованы только лучшие примеры нормативного регулирования, на практике подтвердившие удобство и жизнеспособность.

Вторым глобальным недостатком апелляционного порядка обжалования судебных актов является тот факт, что ни законодатель, ни суды всех инстанций так и не нашли ответа на вопрос о роли и месте апелляционной инстанции. Как известно, существует два противоположных мнения, а также десяток компромиссных. Представители первой концепции полагают, что суд апелляционной инстанции по сути является судом, который выполняет «работу над ошибками» суда первой инстанции, следовательно, он является «второй первой инстанцией» и круг его полномочий в вопросе пределов пересмотра, а также исследования новых доказательств, проведения экспертиз, вызова свидетелей. Практически неограничен, точнее, ограничен усмотрительными нормами типа «в случае необходимости…», «в интересах законности...», «суд признает причины уважительными...». Политико-правовым катализатором подобных настроений является весьма популярный, особенно в последнее время, патерналистский подход к судьям первой инстанции, которые по разным причинам объективного и субъективного характера «конечно же не могут выносить законные и обоснованные решения, поэтому кто-то же должен их поправить, научить, наставить на путь истинный», «откуда же взять 25 тысяч профессиональных и добросовестных судей?» и тому подобные рассуждения.

Апологеты другой концепции исходят из примата принципов диспозитивности, равноправия и состязательности, а также господства формальной (юридической) истины в гражданском процессе. Они полагают, что основной инстанцией по исследованию доказательств и их оценки является суд первой инстанции, а апелляционная инстанция должна быть наделена возможностью в весьма ограниченных и перечисленных в законе закрытым перечнем случаях брать на себя функции суда первой инстанции. Но практика развития арбитражного процесса уже наглядно продемонстрировала, что даже в случае, когда приверженцы второй концепции добиваются определенных успехов в нормативном регулировании, судебная практика все равно возвращает все в исходное положение. Так, статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июня 2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 27.07.2010), ввела новаторское и четкое указание на то, что дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. Более того, Президиум ВАС РФ в постановлениях по пересмотру дел в порядке надзора придерживался буквального толкования данной нормы .

Однако в результате долгих обсуждений и ползущей контрреформы в правоприменительной практике в Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 (ред. от 24.03.2011) № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» появилась следующая формулировка: «Принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для его отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Кодекса, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции». Полагаем что, не требует дальнейшего объяснения то, как теперь применяется в арбитражных апелляционных судах ст. 268 АПК РФ.

Данный пример приведен, исключительно чтобы обратить внимание на то, что изменение только нормативного регулирования не дает ощутимого результата и точно не является эволюционной спиралью, а превращается в топтание на месте - где движение - все, а результат - ничто. В любом случае юридическому сообществу необходимо сделать выбор в пользу одной концепции и далее последовательно и несгибаемо придерживаться ее постулатов, как в регулировании, так и в практическом применении.

Для коренного реформирования процесса пересмотра в суде апелляционной инстанции должен измениться подход судей проверяющих инстанций к своей работе, своим полномочиям и даже, простите за высокопарность, своей роли в построении правового государства. Судьи апелляционной, да и иных проверочных инстанций должны понимать, что они - не учителя, не «судьи над судьями», не шестеренки в механизме правосудия, не очередной круг Дантового ада для лиц, защищающих свои права, а уполномоченные государством и наделенные огромными полномочиями лица, которые слушают и слышат доводы сторон, обращающихся с жалобами и оппонирующих им: и на основе всестороннего, полного, непосредственного, беспристрастного исследования всех имеющихся в деле доказательств, руководствуясь действующим законодательством, вершат правосудие.

Д. Малешин (заместитель декана юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доцент кафедры гражданского процесса, кандидат юридических наук) прокомментировал внесение изменений в ГПК РФ следующим образом: «…Предлагаемые преобразования лишь усложнят и так громоздкую систему пересмотра судебных решений. На наш взгляд, нужно добиваться того, чтобы выносились правильные и справедливые решения в суде первой инстанции, а не совершенствовать их пересмотр, бесконечно усложняя процедуру. Данный проект лишь усугубит и так непростую ситуацию в первой инстанции, превращая судебное разбирательство там лишь в один из этапов, далеко не окончательный и не имеющий принципиального значения для разрешения спора. А в целом должен быть единый порядок пересмотра не вступивших в законную силу решений: либо кассация, либо апелляция. Двойственности не должно быть.»

В послании к Федеральному собранию Президент РФ отметил, что «для полноценного введения нового института апелляции понадобятся немалые средства. Придется увеличить число судей и изыскать средства в государственном бюджете».

Можно не согласиться с этим утверждением и предположить следующее: предлагаемые изменения могут стать отличным поводом не к увеличению штатов судейского корпуса, а к его искусственному «раздуванию», что может повлечь неоправданные расходы.

Несмотря на дискуссионность и противоречивость вопроса законопроект был прият Государственной Думой и одобрен Федеральным собранием РФ. В принципе, ничего удивительного не произошло, так как в России любые изменения, вносимые в ту или иную сферу деятельности вызывают неоднозначную реакцию

Федеральный закон от 09.12.2010 № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» существенным образом реформирует систему обжалования (пересмотра) решений судов общей юрисдикции по гражданским и административным делам.

Главное нововведение упомянутого Закона - создание полноценной апелляционной инстанции в гражданском судопроизводстве. У участников судебного разбирательства появится возможность апелляционного обжалования любых судебных актов, а не только решений и определений мировых судей, как в настоящее время. Также этот Закон существенно реформирует кассационный порядок обжалования судебных актов, пересмотр судебных постановлений в порядке надзора и по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Данный Федеральный закон также существенно сближает и гармонизирует правовое регулирование арбитражного и гражданского процесса в рамках пересмотра судебных актов.

Функциональность и жизнеспособность внесенных изменений мы сможем увидеть только из практики реализации принятого Федерального Закона. Когда будут выявлены его недостатки и достоинства, полагаю, что и те и другие точно проявятся, так как все же это - творение рук человеческих.

2 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТА АПЕЛЛЯЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА

.1 Понятие и значение апелляционного производства

Право на судебную защиту предполагает наличие определенных гарантий, которые позволили бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление прав посредством правосудия. Одной из гарантий судебной зашиты, является проверка законности и обоснованности судебных решений в установленном законом порядке. «Ошибочное судебное решение не может считаться правосудным и государство обязано гарантировать защиту прав и свобод человека и гражданина от судебной ошибки. Отсутствие возможности пересмотреть ошибочный судебный акт умаляет и ограничивает право каждого на судебную защиту, что недопустимо».

Решение суда не всегда безупречно. Суд может неверно применить закон или неправильно оценить факты. В таком случае материальная истина не будет установлена. Но, согласно законодательству РФ, решение суда не может вступить в законную силу по его принятии, так как назначается срок, после которого его можно привести в исполнение, если оно не было обжаловано.

По французскому праву различают обыкновенные и чрезвычайные способы обжалования. К обыкновенному относится апелляция. Апелляционная жалоба может быть подана на любое решение, за исключением решений по мелким делам. Апелляционный суд вновь рассматривает дело, исследуя как фактические обстоятельства, так и правовую сторону дела.

В немецком судопроизводстве установлено три вида обжалования судебных постановлений: апелляция, ревизия, жалоба. Апелляция является средством обжалования судебного решения, в соответствии с которым осуществляется новое судебное разбирательство с заслушиванием сторон, истребованием в случае необходимости новых доказательств и вынесением нового судебного решения по гражданскому делу.

Институт апелляционного обжалования в США часто относится к самым сложным, неупорядоченным процессуальным институтам. Тем не менее, следует признать, что существующий в США двухуровневый порядок рассмотрения дел (сначала в окружном, затем в апелляционном суде) весьма эффективен и надежен. Сторона, проигравшая дело в федеральном апелляционном суде, может обжаловать состоявшиеся по нему решения в Верховный суд Соединенных Штатов. Отбор дел в Верховном суде происходит по принципу важности вопроса, представленного в деле, и по степени необходимости для разъяснения ранее не выясненных правовых принципов.

В литературе выделяется понятие «чистой», или классической апелляции. Так, в дореволюционной правовой литературе России апелляция рассматривалась как просьба стороны, считающей решение суда первой инстанции во всем или в известной части неправильным, о новом рассмотрении и перерешении дела судом вышестоящей инстанции. Безразлично, по каким основаниям оспаривается решение: из-за неправильности установления фактических обстоятельств, неточного применения закона или же потому, что представленный стороной материал был неполный. А.Х. Гольмстен отмечал, что «апелляционное производство совершенно аналогично производству в первой инстанции».

В дореволюционной России апелляция рассматривалась как продолжение процесса первой инстанции, решение которой признавалось неокончательным именно в том смысле, что оно могло вторично пересматриваться по существу.

Апелляционное решение должно быть окончательным, должно положить конец как всякому опасению, так и всякой надежде. Подобным образом характеризуют апелляцию и советские процессуалисты (А.А. Добровольский, М.А. Гурвич, К.С. Юдельсон, Н.А. Елизаров и др.).

Е.А. Борисова дает развернутую характеристику видам апелляции.

Неполная апелляция представляет собой пересмотр решений судов первой инстанции на основании фактических данных, которые были предъявлены лицами, участвующими в деле, в эти суды. По общему правилу неполной апелляции приводить новые ссылки на факты или доказательства в ходе судебного разбирательства в апелляционном суде не допускается, но при определенных условиях ссылки на новые доказательства или обстоятельства могут быть допущены.

Можно сделать вывод, что при полной апелляции суд апелляционной инстанции осуществляет проверку правильности рассмотрения и разрешения судом первой инстанции дела, а при неполной - проверку решения суда первой инстанции.

В настоящее время содержание понятия апелляции в общем виде не претерпело изменений. Его сущность заключается в том, что в отличие от судопроизводства в кассационной инстанции законность и обоснованность решений мирового судьи проверяется путем пересмотра дела в порядке, аналогичном производству в суде первой инстанции.

Судебное решение, вынесенное судом первой инстанции, может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию. Обжалование - это один из способов проверки законности и обоснованности вынесенного судебного акта.

Действующее гражданское процессуальное законодательство предусматривает следующие способы проверки:

1)      производство в суде апелляционной инстанции;

2)      производство в суде кассационной инстанции;

3)      пересмотр судебных актов в порядке надзора;

4)      пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

Каждый из этих правоприменительных циклов имеет свои специфические черты и особенности.

Производство в апелляционной инстанции - это правоприменительный цикл. предназначенный для проверки не вступивших в за конную силу судебных актов суда первой инстанции и заключающийся в новом рассмотрении дела по существу.

Действующее гражданское процессуальное законодательство (гл. 39 ГПК РФРФ) предусматривает возможность апелляционного обжалования решений и определений мирового судьи. Акты других судов, рассматривающих дела но первой инстанции, не могут быть обжалованы в порядке апелляционного производства.

Апелляция («appelatio» от лат.) означает «обращение», «жалоба». Смысл апелляции заключается в обжаловании не вступивших в законную силу решений и определений мировых судей с целью исправить судебную ошибку.

Можно выделить следующие черты, присущие апелляционному производству в гражданском процессе:

) апелляция приносится на не вступившее в законную силу решение, определение мирового судьи;

2)      рассмотрение дела в апелляционном порядке производится судьями районных судов, которые являются судьями второй инстанции для мировых судей;

)        принесение апелляционной жалобы обусловлено несогласием сторон, других лиц, участвующих в деле, с решением, определением мирового судьи. Несогласие может быть вызвано неправильным применением действующего законодательства, неполным установлением фактических обстоятельств дела, недоказанностью обстоятельств, имеющих значение для дела;

4)      апелляционный суд, пересматривая дело, рассматривает как вопросы факта, так и вопросы права, т.е. имеет право проверить как юридическую, так и фактическую сторону дела в том же объеме, что и суд первой инстанции;

)        апелляционный суд не имеет права вернуть дело для нового рассмотрения мировому судье, а обязан сам вынести решение по делу;

)        апелляция может быть допущена только один раз;

7)      полномочия суда апелляционной инстанции ограничены пределами апелляционной жалобы;

8)      решения апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд субъекта РФ в порядке надзора.

Апелляционное производство является наиболее быстрым и доступным способом проверки не вступивших в законную силу решений, определений мировых судей, что повышает гарантии защиты прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в деле.

Глава 39 ГПК РФ «Апелляционное производство по пересмотру решений и определений мировых судей» была призвана дополнить перечень средств реализации конституционного права на судебную защиту. Данное производство было включено в ГПК РФ в качестве способа проверки законности и обоснованности решений и определений мировых судей. ГПК РФ регулирует так называемую полную апелляцию, предусматривающую обязанность суда, проверяющего акты мировых судей, рассмотреть дело по существу с последующим принятием апелляционного постановления, хотя юридическая литература различает два вида апелляции - полную и неполную.

Полная апелляция служит для реализации основных функций суда - разрешение дела по существу с правом установления новых фактов и исследования новых доказательств, имеющих значение для дела. При неполной апелляции предполагается возможность возвращения дела в суд первой инстанции для нового рассмотрения.

Апелляционное производство, как и весь гражданский процесс, невозможно без реализации основных принципов, закрепленных в процессуальном законодательстве. И поскольку проверка законности и обоснованности решения суда первой инстанции осуществляется путем вторичного рассмотрения дела по существу, то производство в апелляционной инстанции построено на тех же принципах, что и в суде первой инстанции.

Знакомство с действующим законодательством позволило выделить следующие функциональные принципы: принцип законности, принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом, принцип состязательности, принцип диспозитивности, принцип равноправия сторон, принцип гласности, принцип сочетания устности и письменности, принцип непрерывности, принцип непосредственности осуществляются в процессуальной деятельности суда апелляционной инстанции.

Сущность принципа диспозитивности характеризуется свободой распоряжения сторонами своими материальными правами в процессе и полнотой использования ими процессуальных средств защиты этих прав. В соответствии с ГПК РФ, принцип диспозитивности в апелляционном производстве имеет и свои особенности: истец не имеет права заявлять требования, не рассматривавшиеся мировым судьей, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Истоки принципа состязательности заключаются в противоположности материально-правовых интересов сторон и других лиц, участвующих в деле. Условием реализации принципа состязательности выступает процессуальное равноправие сторон, поскольку состязаться в отстаивании своих прав и интересов стороны могут лишь в одинаковых правовых условиях. В силу принципа состязательности стороны и другие лица, участвующие в деле, вправе предъявлять в суд апелляционной инстанции любые новые доказательства, сообщать районному судье имеющие существенное значение для дела юридические факты, а также совершать иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.

Принцип устности в силу определенных причин (например, удаленности апелляционных судов от судов первой инстанции) должен применяться в сочетании с принципом письменности. Письменное начало в апелляционном производстве проявляется в следующем - апелляционная жалоба, возражения на апелляционную жалобу, встречная апелляция подаются в суд в письменной форме, ведется протокол судебного заседания, постановления апелляционного суда также выносятся в письменной форме.

Действие принципа непосредственности при рассмотрении дела в апелляционной инстанции также имеет свою специфику. Так, при рассмотрении дела районным судом обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле, и приняты судом первой инстанции, не проверяются в апелляционной инстанции.

Целью апелляции является повторное рассмотрение дела по существу в целом или в части в зависимости от содержания апелляционной жалобы.

Современное гражданское процессуальное законодательство позволяет дать следующее определение: апелляционное обжалование - способ обжалования, при котором сторона, несогласная с вынесенным мировым судьей постановлением, переносит рассмотрение дела в районный суд, который является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировому судье.

Итак, апелляция является самостоятельной стадией гражданского процесса, в которой действуют те же правила производства, что и в суде первой инстанции. Апелляционный суд - вышестоящая инстанция, которая, повторно рассматривая дело, полномочна проверять полноту установления обстоятельств, имеющих значение для дела, доказанность этих обстоятельств, правильность оценки каждого и всех доказательств в совокупности, а также соответствие выводов, указанных в решении, обстоятельствам, установленным судом, что свидетельствует о большой роли апелляционной инстанции в проверке и установлении фактической стороны дела.

Задачи апелляционного производства в законе не даны. Однако в связи с тем, что апелляционное производство является частью единого процесса, то в нем действуют предусмотренные ст.2 ГПК РФ общие задачи.

Таким образом, производство в суде апелляционной инстанции - это совокупность действий, совершаемых районным судом по пересмотру решений и определений мирового судьи, не вступивших в законную силу, заключающаяся в новом рассмотрении дела по существу.

.2 Принятие апелляционной жалобы (представления) к рассмотрению

Право апелляционного обжалования - право лиц, участвующих в деле, на обращение в предусмотренном законом порядке в соответствующий районный суд для пересмотра не вступивших в законную силу решений и определений мирового судьи. По сути, данное право представляет собой право на вторичное обращение в суд за судебной защитой по тождественному требованию без права предъявления новых требований.

Для реализации права на апелляционное обжалование и возбуждения апелляционного производства необходимо наличие предпосылок объективного и субъективного характера. К предпосылкам объективного характера относятся объект апелляционного обжалования, сроки апелляционного обжалования и порядок подачи апелляционной жалобы. К предпосылкам субъективного характера относится наличие определенных субъектов, наделенных полномочиями апелляционного обжалования. Рассмотрим подробнее эти предпосылки.

Структурными элементами права апелляционного обжалования являются: субъекты права обжалования; объект обжалования; срок для подачи апелляционной жалобы (представления); порядок реализации права апелляционного обжалования.

Субъектами права апелляционного обжалования являются лица, которым законом предоставлено право на подачу апелляционной жалобы или принесение апелляционного представления в случае несогласия с решением (определением) мирового судьи. Правом на обращение в суд апелляционной инстанции наделены две группы субъектов, разграничение которых можно провести по признаку наличия или отсутствия условий для подачи апелляционной жалобы (представления).

К первой группе субъектов относятся лица, которым предоставлено безусловное право подачи апелляционной жалобы:

)        лица, участвующие в деле, - стороны (соистцы и соответчики), третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, и третьи лица, не заявляющие таких требований; лица, вступающие в процесс в порядке ст.46-47 ГПК РФ;

)        правопреемники сторон и третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора;

)        законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители).

Вторую группу субъектов права апелляционного обжалования составляют лица, которые вправе обратиться в суд апелляционной инстанции при определенных условиях:

)        прокурор может принести апелляционное представление при условии его участия в деле (ст.320 ГПК РФ). Под участием в деле понимается признание его судом в таком процессуальном качестве и не требующим обязательного фактического участия в судопроизводстве;

)        судебные представители (за исключением законных представителей) могут подать апелляционную жалобу при наличии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочие представителя на совершение такого процессуального действия (ст.322 ГПК РФ).

Законодатель приравнивает прокурора к другим лицам, участвующим в деле, и наделяет его правом принесения апелляционного представления на решение мирового судьи (ч. 2 ст. 320 ГПК РФ). Также, с точки зрения положений статей 34, 35, 45 ГПК РФ, он обладает правом на подачу апелляционного представления в вышестоящий суд, если он участвовал в деле, независимо от того, явился ли он на заседание суда первой инстанции. В Информационном письме подчеркнуто, что, если прокурор по каким-либо причинам реально не участвовал в суде первой инстанции, хотя и должен был участвовать в силу статьи 45 ГПК РФ, он в соответствии со статьями 34 и 35 ГПК РФ является лицом, участвующим в деле, и вправе обжаловать судебные постановления путем внесения апелляционных представлений.

По мнению Е. Артамоновой, «… по ГПК РФ прокурор наделяется правом принесения апелляционных представлений, но только лишь по тем делам, в которых принимал участие. Они, по сути, приравнены к статусу жалоб, подаваемых сторонами и другими лицами, участвующими в деле» прокурор и его заместитель не могут обжаловать (в соответствии с ч. 1 ст. 320 ГПК РФ) решение мирового судьи, если он не участвовал в деле. С учетом этого мировые судьи не должны указывать в своем судебном постановлении возможность обжалования решения прокурором, если он не участвовал в разрешении спора. Это обстоятельство, как считает Р.В. Шакирьянов, мировые судьи учитывают не всегда и часто в своих постановлениях необоснованно указывают возможность их обжалования прокурором.

Правом подачи апелляционной жалобы, по общему правилу, не наделены заявители и заинтересованные лица по делам особого производства и производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, поскольку к подсудности мирового судьи (ст.23 ГПК РФ) отнесены дела только искового и приказного производств. Исключение составляют дела о восстановлении утраченного судебного производства, когда мировой судья рассматривал дело по существу (ст.314 ГПК РФ). Участники приказного производства (взыскатель и должник) также не являются субъектами права апелляционного обжалования, поскольку ст.129 ГПК РФ предоставляет мировому судье право отменить свой приказ без обращения должника в апелляционную инстанцию.

21 апреля 2010 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 43 <#"558001.files/image001.gif">

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Процентное соотношение инициированных апелляционных дел за 2010 год в районных судах Российской Федерации


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Статистика гражданских дел, рассмотренных в апелляционном порядке районными судами Кемеровской области за 2009-2010гг.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Соотношение действующего гражданского процессуального законодательства и изменений, внесенных Федеральным законом от 09.12.2010 №353 - ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации».

Критерий

В соответствии с действующими положениями ГПК РФ в редакции ФЗ от 4 декабря 2007 г. № 330-ФЗ

В соответствии с изменениями, вступающими в силу с 1 января 2012 г., внесенными ФЗ от 9 декабря 2010 г. № 353-ФЗ

1) Объект права апелляционного обжалования

Решения и определения мировых судей, не вступившие в законную силу;

 Решения и определения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу;

2) Субъекты обжалования

Стороны и другие лица участвующие в деле;  прокурор, участвующий в деле;

Стороны и другие лица участвующие в деле; прокурор, участвующий в деле;  лица, которые не были привлечены к участию в деле, если постановление суда первой инстанции затрагивает их интересы.

3) Сроки для обжалования судебных актов

1) 10 дней для решения мирового судьи со дня его вынесения в окончательной форме;  2) 10 дней для определений мировых судей со дня вынесения в окончательной форме;

4) Пределы рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции

Суд вправе устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства по правилам суда первой инстанции;

Суд рассматривает дело в пределах доводов представленных в жалобе по правилам суда первой инстанции, но с учётом особенностей установленных ГПК РФ.  Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него. Новые требования не принимаются;

5) Суды, рассматривающие дела в апелляционном порядке

 Районный суд рассматривает в апелляционном порядке решения и определения мировых судей

1) Районный суд рассматривает в апелляционном порядке решения и определения мировых судей; 2) Верховный суд республики, краевой, областной суд рассматривают в апелляционном порядке решения районных судов, решения гарнизонных военных судов; 3) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассматривает в апелляционном порядке решения верховных судов республик, краевых, областных судов;  4) Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает в апелляционном порядке решения Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;

6) Состав суда при апелляционном обжаловании

Единолично

Коллегиально, кроме районных судов

7) Полномочия суда апелляционной инстанции

Суд вправе  1) оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу, представление без удовлетворения; 2) изменить решение мирового судьи или отменить его и принять новое решение; 3) отменить решение мирового судьи полностью или в части и прекратить судебное производство либо оставить заявление без рассмотрения.

Суд вправе: 1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения; 2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение; 3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части; 4) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.


Похожие работы на - Правовое регулирование апелляционного производства по гражданским делам

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!