Права и обязанности безработных в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,22 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Права и обязанности безработных в Республике Беларусь

Оглавление

1.Права и обязанности безработных в Республике Беларусь

2.Задача №1

.Задача №2

Список использованных источников

1.Права и обязанности безработных в Республике Беларусь

Правовое положение безработных в Республике Беларусь регулируется Трудовым кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 15.06.2006 №125-3 «О занятости населения Республики Беларусь» (в ред. от 29.12.2009) (далее - Закон о занятости), Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.10.2006 №1334 «Об утверждении Положения о порядке организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных», Положением о порядке и условиях оказания материальной помощи безработному и членам его семьи, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.11.2006 №1549 и другими нормативными правовыми актами.

Безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы и не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях и не состоящие на воинской службе, зарегистрированные в государственной службе занятости [7, с. 384].

Таким образом, понятие безработного включает в себя пять признаков:

трудоспособность;

наличие трудоспособного возраста;

постоянное проживание на территории Республики Беларусь;

отсутствие у лица работы, учебы или прохождения воинской службы;

регистрация в качестве безработного в государственной службе занятости.

Наличие комплекса всех перечисленных пяти признаков позволяет гражданину считаться безработным и претендовать на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом о занятости. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков является препятствием к получению гражданином статуса безработного с соответствующими компенсационными выплатами.

Первый признак безработного - трудоспособность - обозначает совокупность физических и духовных свойств человека, необходимых для производительного и творческого труда и формирующихся в результате физического и культурного развития личности, общего и специального образования, выработки трудовых навыков и мастерства.

Различают трудоспособность общую (способность выполнять какую-либо работу в обычных условиях труда) и специальную (способность выполнять работу по определенной профессии, специальности). В случае стойкой утраты трудоспособности гражданин вынужден прекратить трудовую деятельность вообще на длительный период, в связи с чем устанавливается инвалидность и назначается пенсия по инвалидности. В таком случае гражданин лишается права на статус безработного и на пособие по безработице. При временной же потере трудоспособности гражданин считается трудоспособным и не может быть лишен статуса безработного [6, с. 133].

Трудоспособный возраст законодательством определяется с 16 лет и до 55 лет у женщин, до 60 лет у мужчин. Хотя трудовое законодательство в отдельных случаях предусматривает возможность трудиться с согласия родителя, опекуна, попечителя лицам, достигшим 14 лет, тем не менее учащиеся дневных общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, студенты дневных отделений вузов не могут считаться безработными и обладать правом на соответствующие социальные гарантии, так как работа для них в данном случае является не основным, а второстепенным, дополнительным к учебе делом. Если гражданин выходит на пенсию на льготных условиях, несмотря на то, что он еще не достиг пенсионного возраста, к безработным он не относится, так как у него имеется гарантированный государством источник дохода - пенсия.

Закон о занятости населения распространяет свое действие на всех лиц, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь [2].

Регистрация в качестве безработного осуществляется районными службами занятости по месту постоянного проживания безработного. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости после предъявления обратившимся в службу лицом необходимых документов: трудовой книжки, паспорта, свидетельства об образовании, профессиональной квалификации, а также справки о среднемесячном заработке за последние два месяца по последнему месту работы.

При наличии условий, необходимых для признания гражданина безработным, у него возникает субъективное право на признание его безработным и на трудоустройство при посредничестве службы занятости. Право безработного на трудоустройство тесно связано с комплексом сопутствующих правомочий, а именно правом на:

) Профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку;

) Бесплатную информацию о вакантных рабочих местах и на бесплатные консультационные услуги по вопросам своего правового положения как безработного;

) Социальные гарантии и компенсации;

) Обжалование неправомерных действий службы занятости.

Этим правам безработного соответствуют обязанности государственной службы занятости: обязанность оказания бесплатного посредничества в поиске и получении подходящей работы, помощь в выборе такой работы, регистрация гражданина в качестве безработного, назначение стипендий и пособий по безработице в соответствии с Законом о занятости и т.д. [2].

На профессиональное обучение или переобучение центры занятости направляют, как правило, безработных, которым невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой квалификации, либо если безработный утратил способность выполнять работу по прежней профессии (специальности), либо если профессия (специальность) безработного не находит спроса на рынке труда.

Период профессиональной подготовки безработного засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и отражается в трудовой книжке. Повторное направление на переобучение допускается только по истечении одного года с момента окончания предыдущей учебы и на профессии, имеющие спрос на рынке труда.

Кроме прав безработный обладает определенными обязанностями:

) Самостоятельно заниматься поиском работы и информировать об этом государственную службу занятости по ее требованию;

) Являться по вызову в государственную службу занятости для предложения ему конкретной работы, а при отсутствии вызова - один раз в месяц в установленный срок;

) В течение двух рабочих дней обратиться к работодателю, который указан в направлении государственной службы занятости;

) Информировать государственную службу занятости о временном выезде в другой населенный пункт [5, с. 228].

Правоотношения между безработным и государственной службой занятости прекращаются после приема гражданина на работу.

Обжалование неправомерных действий должностных лиц и органов государственной службы занятости может производиться в вышестоящий орган и в судебном порядке.

Законодательство Республики Беларусь предусматривает также ряд социальных гарантий и компенсаций безработным. В частности, государство обеспечивает безработным следующие виды гарантий и компенсаций:

·выплату в установленном порядке пособия по безработице;

·оказание в некоторых случаях материальной помощи безработному и членам его семьи;

·выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки;

·возмещение расходов и получение иных компенсаций в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы по направлению государственной службы занятости;

·возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

·оплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности [2].

Право на получение материальной помощи имеют:

безработные независимо от получения пособия по безработице;

граждане в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;

члены семьи безработного в установленном законодательством порядке в случае смерти безработного или членов его семьи.

Материальная помощь безработным и членам их семей, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации может оказываться при соблюдении одновременно следующих условий:

если на дату подачи заявления среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи безработного или гражданина в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, исчисленный за три последних месяца, предшествующих обращению за материальной помощью, не превышает наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала;

при участии безработного в оплачиваемых общественных работах;

если у безработного отсутствуют нарушения, указанные в абзацах втором - четвертом части третьей и части седьмой статьи 25 Закона о занятости, в течение 12 месяцев, предшествующих дню подачи заявления, а у гражданина в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации отсутствуют нарушения, указанные в части восьмой статьи 23 Закона о занятости.

Преимущественное право на получение материальной помощи предоставляется безработным, гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, имеющим безработного супруга (супругу) либо на своем иждивении инвалидов или несовершеннолетних детей [4].

Размер материальной помощи, оказанной:

безработному в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в качестве безработного, не может превышать 6 базовых величин;

гражданину в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, не может превышать одной базовой величины в месяц;

гражданам в возрасте до 29 лет в период прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации не по месту нахождения органа по труду, занятости и социальной защите, направившего их на обучение, не может превышать в месяц одной базовой величины, а имеющим совокупный доход менее наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала, - двух базовых величин [4].

На период профессионального обучения или переобучения безработным выплачивается стипендия в размерах, определенных Законом о занятости Стипендии гражданам, направленным органами по труду, занятости и социальной защите на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, назначаются и выплачиваются этими органами.

Стипендия гражданам назначается в размере 50 процентов, а при наличии детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет - 75 процентов средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не менее полуторной величины минимального пособия по безработице для данного безработного и не более трехкратной базовой величины [3].

Пособие по безработице назначается органами по труду, занятости и социальной защите. Решение о назначении пособия по безработице либо об отказе в его назначении принимается органом по труду, занятости и социальной защите в течение десяти календарных дней со дня регистрации гражданина в качестве безработного.

При переезде безработных и членов их семей по направлению центра занятости на новое место жительства и работы в другую местность им возмещаются расходы на переезд (стоимость проезда, перевозки имущества, суточные за время нахождения в пути), выплата этих сумм производится центрами занятости по месту нахождения предприятия, принимающего безработного на работу [2].

2.Задача №1

трудовой безработный пособие

Масько работала в должности директора Центра культуры и досуга.

Приказом заведующего отделом культуры райисполкома от 1 февраля 2000 г. она уволена с работы по п. 4 ст. 42 Трудового кодекса РБ за систематическое нарушение трудовой дисциплины. Считая увольнение незаконным, поскольку дисциплинарным взысканием подвергнута необоснованно, истица просила суд восстановить ее в прежней должности и взыскать оплату за время вынужденного прогула. Суд отказал Масько в иске о восстановлении на работе. Масько обратилась с кассационной жалобой в областной суд. Из материалов дела видно, что Масько до увольнения привлекалась к дисциплинарной ответственности дважды: 18 ноября и 30 декабря 1999 г. Из приказа от 1 февраля 2000 г. усматривается, что уволена она с работы за систематическое без уважительных причин неисполнение обязанностей, возложенных на нее трудовым договором. Поводом к увольнению истицы послужили результаты проверки 29 декабря 1999 г. объёма работ по противопожарной обработке чердачных помещений Центра культуры и досуга, в процессе которой обнаружено завышение выполненных работ. Как следует из материалов дела, установленные проверкой нарушения Масько, допущены в сентябре 1999 г., о результатах проверки нанимателю стало известно 29 декабря 1999 г. Какое определение должен вынести областной суд по жалобе Масько?

Решение:

Областной суд обязан удовлетворить кассационную жалобу Масько по следующим основаниям:

По п. 4 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь от 16.07.1999 №296 (в ред. от 09.11.2009) (далее - ТК РБ) трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия расторгается за систематическое неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания.

Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 29.03.2001 №2 (в ред. от 26.06.2008) «Разрешая иски о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут по п. 4 ст. 42 ТК, следует иметь в виду, что по этому основанию могут быть уволены работники, которые после применения одной из мер дисциплинарного взыскания, предусмотренных ст. 198 ТК, вновь нарушили трудовую дисциплину».

Согласно ст. 198 ТК РБ «За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания:

) замечание;

) выговор;

Из анализа приведенных выше норм права, следует, что за совершение дисциплинарного проступка, работник может быть привлечен лишь единожды, т.е. к одному из перечисленных выше дисциплинарных взысканий.

Из условий задачи следует, что впервые Масько была привлечена к дисциплинарной ответственности 18 ноября 1999 г. А вот за совершение второго дисциплинарного проступка ее наказали дважды: первый раз по результатам проверки от 29 декабря 1999 г. Масько привлечена к дисциплинарной ответственности 30.12.1999 г., а второй раз за это же нарушение она уволена с работы по п. 4 ст. 42 ТК РБ что противоречит действующему законодательству и является неправомерным. Следовательно, кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

3.Задача №2

Государственный инспектор труда при проверке одного из предприятий химической промышленности обнаружил ряд нарушений. Так, работники привлекались к сверхурочным работам по распоряжению начальника цеха без их согласия. Работы осуществлялись на неисправном оборудовании, угрожающем жизни и здоровью работников.

) Каковы полномочия государственного инспектора труда?

) Установите, было ли нарушено трудовое законодательство при привлечении к сверхурочным работам?

) Какие правовые формы реагирования государственный инспектор труда может применять исходя из фактов данной проверки?

Решение:

) Государственный инспектор труда осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предоставленных актами законодательства. Основные права государственных инспекторов труда содержатся в п. 9 Положения о департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты населения, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 №959 (в ред. от 17.12.2009). Так, согласно указанному пункту «Должностные лица Департамента, являющиеся государственными инспекторами труда, имеют право:

.1. по предъявлении удостоверения установленного образца беспрепятственно в любое время суток проходить на территорию, объекты и в помещения работодателя для проверки соблюдения законодательства о труде и об охране труда;

.2. знакомиться с документами, ведение которых предписано законодательством о труде, для проверки их соответствия законодательству, получать копии этих документов, если на это отсутствуют установленные законодательством ограничения;

.3. запрашивать у республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций информацию по вопросам, входящим в его компетенцию, в порядке, установленном законодательством;

.4. получать от работодателей и их уполномоченных должностных лиц необходимые документы, связанные с выплатой заработной платы;

.5. выдавать работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, а также о проведении экспертизы производственных зданий (помещений), технологических процессов, оборудования и других объектов, создающих непосредственную опасность для жизни и здоровья работающих и окружающих;

.6. запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты, не отвечающих условиям труда и не соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов;

.7. изымать для анализа образцы используемых и обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом работодателя, уполномоченного должностного лица работодателя и отсутствия ограничений на изъятие;

.8. устанавливать факт нарушения нанимателем законодательства о труде и об охране труда, коллективного договора (соглашения) или трудового договора (контракта), дающего право работнику требовать досрочного расторжения трудового договора (контракта);

.9. выдавать работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде и об охране труда;

.10. требовать от работодателей отстранения от выполнения работ (оказания услуг) в соответствующий день (смену) работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр;

.11. приостанавливать (запрещать) путем выдачи предписания или пломбирования работу организаций, их структурных подразделений, оборудования в случае выявления нарушений требований по охране труда, создающих угрозу жизни и здоровью работающих, до устранения нарушений;

.12. расследовать в установленном законодательством порядке несчастные случаи на производстве, принимать участие в расследовании профессиональных заболеваний;

.13. участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых (реконструируемых) объектов производственного и социально-бытового назначения и принимать решения о возможности ввода их в эксплуатацию;

.14. налагать в установленном порядке за нарушения законодательства о труде и об охране труда штрафы на уполномоченных должностных лиц работодателя, применять к работодателям санкции или выносить им предупреждения;

.15. составлять протоколы по делам об административных правонарушениях на уполномоченных должностных лиц работодателя в случаях, предусмотренных законодательством, и направлять их в суд;

.16. требовать от работодателей создания необходимых условий для осуществления государственными инспекторами труда своих полномочий;

.17. участвовать в работе комиссий для проверки знаний законодательства о труде и об охране труда;

.18. осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством».

) В соответствии со ст. 121 ТК РБ «Привлечение к сверхурочным работам допускается только с согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных статьей 121 настоящего Кодекса, а также коллективным договором, соглашением». Согласно ст. 121 ТК РБ «Сверхурочные работы без согласия работника допускаются только в следующих исключительных случаях: 1) при производстве работ для предотвращения катастрофы, производственной аварии, немедленного устранения их последствий или последствий стихийного бедствия, предотвращения несчастных случаев, оказания экстренной медицинской помощи работниками учреждений здравоохранения; 2) при производстве общественно необходимых работ по водоснабжению, газоснабжению, отоплению, освещению, канализации, транспорту, связи - для устранения случайных или неожиданных обстоятельств, нарушающих правильное их функционирование».

Следовательно, трудовое законодательство в части привлечения к сверхурочным работам нарушено. Работники привлекались к работе без согласия. Работа, которую они выполняли к исключительным случаям, предусмотренным ст. 121 ТК РБ не относится.

) Исходя из результатов данной проверки, Государственный инспектор труда имеет право (обязан):

. Выдать руководителю предписание о немедленном устранении выявленных нарушений (п. 9.9. Положения);

. Выдать нанимателю предписание о приостановке работ на неисправном оборудовании или опломбировать данное оборудование до устранения нанимателем установленных неисправностей (п. 9.11.Положения);

. Привлечь нанимателя к ответственности за выявленные нарушения действующего законодательства, составив протокол об административном правонарушении (п. 9.14., 9.15. Положения).

Список использованных источников

1Трудовой кодекс Республики Беларусь. С обзором изменений, внесенных Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. №272-З. Текст Кодекса по состоянию на 20 июня 2008 г. /Авт. Обзора К.И.Кеник. - Минск: Амалфея, 2008. - 288с.

2О занятости населения Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 15 июня 2006, №125-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2010.

Об утверждении Положения о порядке организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.10.2006 №1334 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2010.

Положение о порядке и условиях оказания материальной помощи безработному и членам его семьи, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.11.2006 №1549 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2010.

Кеник, К.И. Справочник по трудовому праву для работников кадровой и юридической службы / К.И. Кеник. - 2-е изд. - Минск: Амалфея, 2006. - 448 с.

Трудовое право: учебник / В.И. Семенков [и др.]; под общ. ред. В.И. Семенкова. - 2-е изд. - Минск: Амалфея, 2002. - 672 с.

Трудовое право: Учебник / В.И. Семенков [и др.]; под общ. ред. В.И. Семенкова. - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2006. - 784 с.

Похожие работы на - Права и обязанности безработных в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!