Ответственность за нарушение налогового законодательства

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    120,07 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ответственность за нарушение налогового законодательства

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

.     ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2.       МЕХАНИЗМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2.1 История возникновения ответственности за нарушение налогового законодательства

.2 Причины нарушения налогового законодательства

.3 Ответственность за налоговые правонарушения

.4 Административная ответственность за нарушение налогового законодательства

.5 Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства

.6. Криминологический портрет налогового преступника

. ПРАКТИКА НАРУШЕНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РФ

.1. Группы нарушений налогового законодательства

.2. Динамика нарушений налогового законодательства в РФ

.3. Информационное и методическое обеспечение деятельности по противодействию налоговым преступлениям

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Налоги и государство неразделимы. В ходе управленческой деятельности государство не создает тех материальных ценностей, которые могут быть источником получения государством денежных средств. Труд государственного аппарата при всей своей общественной значимости и полезности в экономическом смысле не является производственным. Но поскольку без денег государство обойтись не может, то оно вынуждено искать их посредством установления и взимания налогов и сборов. Налоги играют роль источника финансирования, как деятельности государства, так и содержания его аппарата.

Платить законно установленные налоги и сборы является одной из важнейших обязанностей гражданина Российской Федерации. Эта обязанность закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации и распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования.

Нарушения налогового законодательства оказывают негативное воздействие на экономику, тормозят развитие в стране рыночных отношений, порождают инфляцию, деформируют общественное сознание, нарушают принципы социальной справедливости, подрывают силу и авторитет закона, государственных институтов, ведут к ущемлению прав и законных интересов граждан. В конечном счете, под угрозой оказывается становление в России правового, демократического, социального государства.

Основанием привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является совершение одного из деликтов:

а) налоговое правонарушение;

б) нарушение законодательств о налогах и сборах, содержащее признаки административного правонарушения (налоговые проступки);

в) нарушение законодательств о налогах и сборах, содержащее признаки преступлений (налоговые преступления).

Неуплату налога государство рассматривает как нарушение права самого государства и интересов других лиц. Поэтому государство вправе и обязано принимать меры налоговой ответственности.

Тема данной дипломной работы актуальна, потому что нарушения налогового законодательства приносят большой ущерб экономике страны в целом, так как бюджеты всех уровней недополучают денежные средства.

Целью данной дипломной работы является изучение специфики ответственности за нарушения налогового законодательства и исследование причин возникновения налоговых правонарушений, а также разработка мер эффективного противодействия им в условиях нынешней экономической и правовой ситуации в России.

Исходя из этой цели, в работе ставятся следующие задачи:

раскрыть понятие налоговой ответственности и ее составляющих элементов;

рассмотреть три вида ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах: ответственность за налоговые правонарушения, административную и уголовную ответственность;

исследовать причины нарушения налогового законодательства;

изучить криминологический портрет налогового преступника;

проанализировать динамику налоговых правонарушений в РФ;

выработать меры по противодействию нарушениям налогового законодательства;

В качестве объекта исследования в работе выступает система нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих ответственность за нарушения налогового законодательства.

В качестве предмета исследования составляют нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы правовой ответственности за нарушение налогового законодательства.

Теоретическую и методологическую основу данной дипломной работы составили положения отечественных авторов в области налогового законодательства, а также федеральные законы, НК РФ, УК РФ, КоАП РФ, Таможенный кодекс РФ.

Практическую основу составляют данные ФНС РФ.

Структура дипломной работы определяется целями и задачами исследования и включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

налоговое законодательство нарушение ответственность преступник

Проблемы нарушения налогового законодательства, широко изучаются и анализируются ведущими специалистами в области налогового права.

Правовое регулирование ответственности за нарушение порядка реализации налоговых отношений относится к объектам законодательства о налогах и сборах и составляет институт налогового права. В Налоговом кодексе Российской Федерации термины «налоговая ответственность» и «ответственность за совершение налоговых правонарушений» используются как равнозначные.

В газете «Налоговый курьер» №4,2012г.,[14] профессор Пастухов И.П., отмечает что «понятие налоговой ответственности - одна из основных категорий налогового права, ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования налоговых отношений в системе права». Институт налоговой ответственности не относится к исключительным явлениям российской правовой системы. Правовые институты, состоящие из правовых предписаний, содержащихся в различных нормативно-правовых актах, - объективно обусловленный закономерный феномен. В связи с динамикой общественных отношений в налоговом праве происходит постоянное дополнение и изменение нормативного материала, что влечет невозможность в рамках одного нормативного акта общего действия (НКРФ) обеспечить всю полноту регулирования налоговых отношений. Основной задачей законодателя при регулировании института налоговой ответственности следует считать создание непротиворечивых правовых норм, взаимно дополняющих друг друга.

Учитывая систему финансового права и вхождение в нее налогового права, необходимо подчеркнуть, что налоговая ответственность представляет собой разновидность финансово-правовой ответственности. Вопрос о правовой природе налоговых правонарушений и о характере ответственности за их совершение относится к числу спорных вопросов. Спор в данном случае сводится к тому, какой является предусмотренная Налоговым кодексом ответственность за совершение налоговых правонарушений: финансовой или административной.

Существует два основных подхода к этой проблеме. Представители первого подхода профессора (А.Б. Агапов, А.В. Брызгалин, М.В. Будылева и др.) отказывают налоговой ответственности в видовой самостоятельности, рассматривая ее как разновидность административной ответственности. Представители второго подхода считают налоговую ответственность, подвидом финансовой ответственности, учитывая вхождение налогового права в систему финансового права (А.З. Арсланбекова, Т.В. Архипенко, С.Е. Батыров и др.) либо настаивают на видовой самостоятельности налоговой ответственности (А.А. Гогин и др.)

Современное состояние российской правовой системы таково, что каждый из видов нарушений законодательства о налогах и сборах регулируется самостоятельной отраслью права: финансовым, таможенным, административным или уголовным. Поэтому в зависимости от квалификации состава правонарушения меры ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах содержатся в НК РФ, ТмК РФ, КоАП РФ или УК РФ соответственно.

В журнале «Налоговый вестник» №11,2012г.,[8] по определению профессора Батырова C.Е., «Налоговая ответственность представляет собой обязанность лица, виновного в совершении налогового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями НК РФ, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке».

Необходимо учитывать, что НК РФ, КоАП РФ и ТмК РФ содержат конкурирующие составы налоговых правонарушений. В случае выявления налогового правонарушения, содержащего одновременно признаки налогового и административного или налогового и таможенного деликта, приоритет имеют нормы НК РФ. Согласно ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение указаны в главе 16 НК РФ, что касается КоАП РФ,то здесь под налоговые правонарушения отведены статьи (15.6-15.7),если нарушение налогового законодательства совершенно в крупных размерах, тогда наступает уголовная ответственность, налоговый преступник несет ответственность в соответствии со статьями 198,199,199.1,199.2 УК РФ.

Субъектом налоговой ответственности являются организации (в т.ч. банки), и физические лица, являющиеся участниками налоговых правоотношений, выступающие в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, иных обязанных лиц, свидетелей, экспертов, переводчиков, специалистов.

В журнале «Налоговая правда» №52 2011г.,[9] в своей статье профессор Брызгалин А.В., подробно описывает стадии налоговой ответственности, а именно в ней говорится: “Налоговая ответственность является длящимся охранительным правоотношением, которое в своем развитии (движении) проходит определенные стадии.

Стадии налоговой ответственности - это периоды, отражающие соотношение определенного объема прав и обязанностей субъекта налогового правонарушения с этапами познания данного правонарушения, уполномоченными государственными органами”.

Основанием для выделения стадий налоговой ответственности служат юридические факты, наличие которых предусматривается в гипотезах норм НК РФ и влечет соответствующие правовые последствия. Налоговая ответственность как охранительное правоотношение имеет три стадии:

) Стадия возникновения налоговой ответственности начинается с момента совершения нарушения законодательства о налогах и сборах и длится до его обнаружения органами налогового контроля, иными компетентными органами государства или добровольного пресечения со стороны виновного лица.

Налоговый кодекс РФ разграничивает момент совершения налогового правонарушения и момент его обнаружения. Согласно ст. 113 НК РФ срок давности со дня совершения налогового правонарушения составляет три года.

Реально налоговая ответственность наступает с момента вступления в законную силу акта применения правоохранительной санкции, содержащей меру ответственности - решения налогового органа или суда о привлечении к налоговой ответственности.

Факт совершения налогового правонарушения является основанием налоговой ответственности и одновременно самим моментом возникновения правоотношения ответственности. Правоотношение ответственности возникает независимо от обнаружения налогового правонарушения компетентными органами.

Таким образом, правоотношение налоговой ответственности возникает в момент совершения налогового правонарушения. Нарушение законодательства о налогах и сборах является юридическим фактом, на основании которого правонарушитель приобретает дополнительную обязанность принять меры государственно-правового принуждения, а государство приобретает право применить эти меры;

) Стадия конкретизации налоговой ответственности посредством доказывания наличия элементов состава правонарушения начинается с обнаружения налогового правонарушения и заканчивается вступлением в законную силу акта применения права, признающего факт нарушения законодательства о налогах и сборах, совершенного конкретным лицом.

Обнаружение налогового правонарушения означает фиксацию его явных признаков. Как правило, выявление налогового правонарушения происходит вследствие проведения налоговыми органами контрольных мероприятий.

Факт обнаружения налогового правонарушения является основанием для познания этого противоправного деяния компетентными государственными органами. Значение стадии конкретизации налоговой ответственности заключается в использовании всех законодательно допустимых способов доказывания основных и дополнительных элементов состава налогового правонарушения.

Содержание стадии конкретизации налоговой ответственности составляет квалификация совершенного налогового правонарушения. На второй стадии происходит оценка выявленных противоправных фактов, выяснение степени общественной опасности налогового правонарушения, установление субъектов, совершивших нарушение законодательства, и наличия вины в их деяниях и т. д.

По результатам налоговой проверки уполномоченными должностными лицами составляется акт налоговой проверки, который затем рассматривается руководителем (заместителем) налогового органа и служит основанием для вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Заканчивается стадия конкретизации налоговой ответственности вынесением налоговым органом или судом решения, на основании которого признается факт совершения конкретным субъектом нарушения законодательства о налогах и сборах. Правоприменительный акт определяет меру ответственности за совершение налогового правонарушения;

) Стадия реализации налоговой ответственности характеризуется приобретением правонарушителем специального правового статуса. Налоговая ответственность начинает реализовываться с момента вступления в законную силу правоприменительного акта, констатирующего факт совершения определенным лицом налогового правонарушения. Заканчивается стадия реализации налоговой ответственности добровольным исполнением решения налогового органа либо принудительным исполнением решения суда о взыскании санкции с нарушителя налогового законодательства.

В наличии и выполнении стадии реализации налоговой ответственности заключается смысл существования охранительных налоговых правоотношений.

После вступления в законную силу правоприменительного акта нарушитель налогового законодательства приобретает обязанность претерпеть меры государственного принуждения в виде имущественных лишений. До тех пор, пока не будет исполнена мера наказания, правовой статус нарушителя будет иметь специальный характер.

Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах характеризуется всеми признаками, свойственными финансово-правовой ответственности:

) она основана на государственном принуждении и представляет конкретную форму реализации санкций, установленных финансово-правовыми нормами;

) она наступает за совершение виновного противоправного деяния, содержащего признаки налогового правонарушения;

) ответственность предусматривает применение мер наказания к лицу, виновному в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;

) для правонарушителя налоговая ответственность выражается в определенных отрицательных последствиях имущественного характера;

) налоговая ответственность реализуется в процессуальной форме;

) привлечение к налоговой ответственности производят налоговые органы государства в порядке, предусмотренном налоговым кодексом;

) применение мер налоговой ответственности (наложение взысканий) производит суд;

Вместе с тем налоговая ответственность имеет определенную специфику, обусловленную особенностями налоговой деятельности государства и механизмом правового регулирования налоговых отношений.

Предостерегая организации и физических лиц от совершения противоправных деяний в налоговой сфере, налоговая ответственность преследует две цели:

. Охранительную, посредством которой ограждает общество от нежелательных ситуаций, связанных с нарушением имущественных интересов государства.

. Стимулирующую, посредством которой поощряет правомерное поведение субъектов налогового права.

В механизме правового регулирования налоговых отношений налоговая ответственность выполняет функции:

а) юридическую;

б) социальную.

Юридическая функция проявляется в двух аспектах: право-восстановительном (компенсационном) и штрафном (карательном).

Правовосстановительный характер налоговой ответственности обусловлен имущественными отношениями между публичным и частным субъектами, объектом которых является налог. Ответственность налогоплательщика за нарушение своей обязанности по своевременной и полной уплате налогов преследует цель восстановить имущественные интересы государства, компенсировать казне причиненные убытки.

Сущность штрафного характера налоговой ответственности заключается в неблагоприятных имущественных лишениях, претерпеваемых нарушителем законодательства о налогах и сборах. Посредством реализации функции создается режим правового урона, заключающийся в применении санкции к субъекту налогового правонарушения.

Социальная функция налоговой ответственности выражается в осуществлении общего предупреждения налоговых правонарушений посредством побуждения субъектов налогового права к соблюдению норм налогового права. Реализуется социальная функция посредством общей и частной превенции совершения налоговых правонарушений.

Общая превенция преследует цель предотвращения совершения налоговых правонарушений всеми субъектами налогового права. Частная превенция направлена к индивидуально-определенному субъекту налогового права и заключается в предотвращении совершения им нового нарушения законодательства о налогах и сборах. Способом реализации частной превенции служит претерпевание режима правового урона и угроза увеличения санкции на 100% в случае совершения лицом аналогичного налогового правонарушения. Главное предназначение функций налоговой ответственности заключается в обеспечении нормального действия механизма правового регулирования налоговых отношений[11].

2. МЕХАНИЗМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2.1 История возникновения ответственности за нарушение налогового законодательства

В России в любое время существовало неприязненное отношение к налогам. Процесс становления налоговой системы, начался в России с конца XIX столетия, вызванный ростом государственных потребностей, в связи с переходом страны от прежнего натурального хозяйства к денежному. В течение 1881-1885 годов была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, введены новые налоги и создана податная служба. В новой налоговой системе наибольшее место отводилось акцизам и таможенным пошлинам. Косвенные налоги составляли почти половину всех налоговых поступлений в государственный бюджет. Прямые налоги составляли примерно 7 процентов всего бюджета. В 1898 году император Николай II утвердил Положение о государственном промысловом налоге, который просуществовал вплоть до революции 1917 года и занимал одно из ведущих мест в налоговой системе России. Промысловые свидетельства, согласно этому Положению, должны были приобретаться как физическими, так и юридическими лицами на каждое промышленное предприятие, торговое заведение, пароход. Были введены три торговых и восемь промышленных разрядов, по которым взимался основной промысловый налог. С принятием Положения о промысловом налоге в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных были внесены изменения, устанавливающие уголовную ответственность за уклонение от уплаты данного налога. Спад во всей финансовой системе России наступил после Октября 1917 года. Основным источником доходов центральных органов советской власти стала эмиссия денег, а местные органы существовали за счет различного рода конфискаций. И в это время продолжала сохраняться ответственность за уклонение от уплаты налогов. Так, Декрет Совета народных комиссаров "О взимании прямых налогов" предусматривал, что лица, не внесшие подоходный налог и единовременный налог, подлежали денежным взысканиям - вплоть до конфискации имущества, лица, умышленно задерживающие уплату налога -тюремному заключению на срок до 5 лет. Некоторая стабилизация финансовой системы страны наступила после провозглашения нэпа, опыт которого показал, что нормальное налогообложение возможно лишь при определенном построении отношений собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность хозяйствующих субъектов от государственного аппарата управления. Стремление государства искоренить массовое уклонение от налогообложения привело к усилению уголовных репрессий, направленных против налоговых нарушений. Уклонение от уплаты налоговых платежей рассматривалось как скрытое противодействие советской налоговой политике, направленное на срыв мероприятий советской власти. В Уголовном кодексе РСФСР 1922 года в разделе "Преступления против порядка управления" существовал ряд статей, посвященных ответственности за преступления против порядка налогообложения. Так, например, была предусмотрена ответственность за: массовый отказ от внесения налогов денежных и натуральных (статья 78); невыплату отдельными гражданами в срок или отказ от платежа налогов (статья 79) и иные деяния.

После введения уголовной ответственности за налоговые преступления их доля стала значительной. "В 1922 году в РСФСР из общего числа 107704 осужденных за преступления против порядка управления, 20572 человека были осуждены за уклонение от государственных повинностей и налогов. В 1924 году за уклонение от государственных повинностей и налогов было осуждено уже 26152 человека" Ответственность за налоговые преступления, подверглась некоторой переработке. Ответственность здесь предусматривалась в числе прочих за: отказ или уклонение в условиях военного времени от внесения налогов или от выполнения повинностей (статья 59-6); сокрытие или уменьшение стоимости имущества, переходящего по наследству или по актам дарения в целях обхода законов о налоге (статья 63); избежание принудительного взыскания налогов путем мошенничества (статья 169). Уголовный кодекс РСФСР 1926 года относил к категории государственных преступлений, отказ или уклонение в условиях военного времени от внесения налогов. За это преступление, наступало наказание в виде лишения свободы с полной изоляцией на срок не ниже 6 месяцев, с повышением при особо отягчающих обстоятельствах вплоть до высшей меры - расстрела, с конфискацией имущества. В дальнейшем российская финансовая система в области налогообложения развивалась в соответствие с изменившимся экономическим и политическим курсом страны. Отказ от нэпа, начало репрессий свели на нет роль и значение налоговых отношений в финансово-хозяйственной системе государства. В довольно короткие сроки осуществился переход от налогов к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны. В 1923-1925 годах в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) существовали прямые налоги и косвенные. Налоговая реформа начала 30-х годов привела к сокращению количества налогов с восьмидесяти до двух: налога с оборота и налога с прибыли. К 1931 году частный капитал в стране практически перестал существовать, а основными плательщиками налогов стали государственные предприятия.

В 1950-1980 годах в условиях жесткого государственного планирования отчисления в бюджет от прибыли предприятий порой составляли до 93 процентов, а налоговые выплаты большинства граждан составляли 13 процентов подоходного налога, который автоматически вычитался бухгалтерией из заработной платы.

Начало 90-х годов явилось периодом возрождения и формирования налоговой системы России. В новой налоговой системе одно из главных мест заняли косвенные налоги на потребление: налог на добавленную стоимость и акцизы, входящие в цену товара, а также налоги с физических лиц.

В России, первые годы рыночных преобразований характеризовались значительным спадом производства, сокращением инвестиций, снижением уровня жизни подавляющей части населения. Учитывая сложившуюся ситуацию, в качестве одной из стабилизирующих экономику мер Правительство России отметило эффективное преобразование налоговой системы. Имелось в виду, что она должна быть стабильной и оптимальной, поддерживать товаропроизводителя, стимулировать инвестиции. Весьма разветвленная система налогового законодательства России включает в себя Налоговый Кодекс (НК) РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы. Разъяснения по поводу исчисления и уплаты налогов содержатся в указах Президента РФ, а также многочисленных подзаконных актах различных ведомств. Также, статья 57 Конституции устанавливает: важнейшую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (также статья 3 Налогового кодекса России); правило, что законы, устанавливающие новые налог или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют. Обязанность платить налоги и сборы возникает у налогоплательщика только тогда, когда она возложена на него законом. Установленные налоги и сборы являются законными, если они устанавливаются органом, компетентным их вводить и определять порядок их уплаты. Конституционный принцип, согласно которому установление или отягчение ответственности не имеет обратной силы, выражен в статье 57 Конституции применительно к налогам. То обстоятельство, что налоги и сборы являются гражданской обязанностью, а не ответственностью, не может исключать для налогоплательщика ощутимой материальной потери.

В официальный проект части II Налогового кодекса РФ было включено всего восемь составов налоговых преступлений: уклонение от постановки на учет в налоговых органах; уклонение от подачи налоговой декларации; уклонение от ведения учета; действия, направленные на уменьшение налогов; действия, направленные на неправомерный зачет (возврат) налогов; уклонение от налогообложения; разглашение налоговой тайны; утрата документов, содержащих налоговую тайну[10].

.2 Причины нарушения налогового законодательства

Причины, побуждающие налогоплательщика уклоняться от налогов могут быть различны, условно их можно подразделить на: Моральные; политические; экономические; технические. Разделение довольно условное, все причины тесно связаны между собой и зачастую именно несколько причин оказывают решающее значение на выбор налогоплательщика в пользу уклонения от уплаты налогов.

Говоря о моральных причинах, следует заметить, что ослаблению моральных критериев в отношении налогоплательщика и государства нередко способствует сам законодатель. Одна из декларируемых целей проводимой сегодня налоговой реформы - ослабление фискальной нагрузки на производителей и граждан. Между тем пока данная установка реализуется с «точностью до наоборот».

Задача по облегчению налогового бремени не может решаться абстрактно. Она затрагивает решение таких вопросов, как сокращение «теневой» экономики, обеспечение равномерности налоговой нагрузки, гармонизации федеральных, региональных и местных налогов, реализации такого императивного требования социальной политики, как общее повышение доходов трудящихся. Пока же социальное налоговое бремя в России довольно высоко.

Налоговый закон не является общим в силу предоставления налоговых льгот отдельным категориям плательщиков, в результате чего, последние оказываются в более выгодном положении. Постоянное изменение налогового законодательства снижает авторитет налоговых законов, а это, в свою очередь, вызывает у налогоплательщиков своеобразное ощущение необязательности их исполнения. Одной из основных причин налоговых правонарушений является нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, характеризующееся негативным отношением к налоговой системе вообще, низким уровнем правовой культуры, а также обыкновенной корыстной мотивацией.

Налоговые законы не всегда соответствуют основным принципам законодательства - всеобщности, постоянству, беспристрастности, что снижает престиж и авторитет этих законов. Кроме того, в случае установления высокой ставки налога налогоплательщик воспринимает её как выражение подавления и считает себя вправе ему сопротивляться.

Политические причины уклонения от налога связаны с регулирующей функцией налогов: посредством их государство проводит ту или иную социальную или экономическую политику. Лица, против которых направлена такая политика, путем уклонения от уплаты налога оказывают определенное противодействие господствующей группе, классу.

Как инструмент экономической политики использование налогов проявляется в том, что государство повышает налоги на некоторые отрасли производства с целью уменьшения их удельного веса в экономике, и, наоборот, понижают налоги на другие отрасли, более перспективные или слаборазвитые с целью их быстрейшего развития. В такой ситуации предприятия тех отраслей, где налоги повышены, стараются уклониться от их уплаты. Цель - сохранение отрасли или предприятия в целом, определенный протест или противодействие господствующему классу, а может быть просто корысть.

Экономические причины уклонения от налогообложения, как правило, являются определяющими. Налогоплательщик сравнивает экономические последствия уплаты налога и применения санкций. Естественно, чем выше ставка налога и ниже размер санкций, тем выше экономический эффект от уклонения.

Экономические причины можно условно разделить на зависящие от финансового состояния налогоплательщика и порожденные общей экономической конъюнктурой.

Существенно возрастает практика уклонения от налогообложения в периоды экономических спадов, что объясняется не только ухудшением материального положения самих налогоплательщиков, но и потребителей их продукции, работ, услуг, в результате чего сокращается возможность переложения налога путем повышения отпускных цен.

Технические причины уклонения от налогообложения связаны, прежде всего, с несовершенством форм и методов контроля.

Само налоговое законодательство зачастую дает предприятиям все возможности для поиска путей снижения налоговых выплат. В частности:

·   наличие налоговых льгот;

·   наличие различных ставок налогообложения;

·   наличие различных способов отнесения расходов и затрат: на себестоимость, финансовый результат, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Как видим, наличие пробелов в налоговом законодательстве объясняется несовершенством нормативной техники и не учетом законодателем всех необходимых обстоятельств, способных возникнуть при исчислении им уплаты того или иного налога. Само существование таких пробелов толкает к уклонению от уплаты налогов даже законопослушных граждан[11].

.3 Ответственность за налоговые правонарушения

Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, - это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика <#"557845.files/image001.gif">

Рис. 3.1. Динамика нарушений налогового законодательства в РФ

К сожалению, указанные данные отражают лишь некоторую часть нарушений налогового законодательства т.к. налоговая преступность характеризуется высоким уровнем скрытности. Как показывает практика и многочисленные исследования в рассматриваемой области, число нарушений налогового законодательства с каждым годом непременно растет, что и отражается в статистике ФНС РФ, а также МВД РФ.

Анализируя данные показатели роста нарушений налогового, можно отметить, что в 2011 г. совершенно более 38 тыс. нарушений налогового законодательства, по сравнению с 2008 г. рост нарушений составил почти 43%. Невзирая на уголовную и административную ответственность за указанные деяния, рост нарушений налогового законодательства с каждым годом увеличивается. При этом способы уклонения от уплаты налогов, применяемые налогоплательщиками, исключительно разнообразны (см.рис3.2.) (ПРИЛОЖЕНИЕ3).

Также статистика показывает, наибольшее количество нарушений налогового законодательства в крупном и особо крупном размере выявляется в следующих отраслях экономики (Табл. 3.1.)

Таблица 3.1. Структура нарушений налогового законодательства в отраслях экономики за 2011 год

Отрасль экономики

Кол-во нарушений (шт.)

Структура, %

1. Промышленность

14210

37,2

2. Торговля

7411

19,4

3. Строительство

6494

17

4. Сельское хозяйство

5195

13,6

5. Транспорт

3361

8,8

6. Финансово-кредитная сфера

1529

4

ВСЕГО:

100


Из таблицы видно, что наибольшее количество нарушений налогового законодательства выявлено в таких отраслях экономики, как- промышленность, торговля и строительство, на эти отрасли приходится 73,6% всех нарушений налогового законодательства[19,20].

3.3 Информационное и методическое обеспечение деятельности по противодействию налоговым преступлениям

Рассмотрим механизмы повышения эффективности борьбы с налоговыми преступлениями в контексте снижения выгодности корыстных деяний. Человек, становясь на преступный путь, прежде всего, исходит из «оправданности» данного решения, то есть из расчета рациональной оценки прогнозируемых им выгод и затрат от данного правонарушения.

Раскроем понятие дохода, полученного в результате противоправной деятельности. В данное понятие входит:

− получение дохода от неуплаты налога;

− получение дохода от экономии на издержках, сопровождающих уплату налога (оплата услуг бухгалтера, консультанта, на оплату почтовых услуг, на приобретение необходимой документации и др.)

Мерой по борьбе с данными видами правонарушений является:

− понижение ставок налога;

− упрощение процедуры по их взиманию;

− предусмотрение мер поощрения добросовестных налогоплательщиков.

Второй переменной являются затраты в денежном выражении на создание и функционирование схем совершения правонарушений.

Как известно, переход на рыночные отношения способствовал появлению в нашей стране такой категории как «фирмы-однодневки», концентрирующие огромные денежные резервы в течение недлительного периода и исчезающие в скором времени с солидным заработком. В данном примере увеличению затрат в денежном выражении на создание и поддержание необходимой схемы совершения правонарушений будет способствовать усложнение процедуры государственной регистрации юридических лиц, а именно:

− ограничить регистрацию ООО. Данное предложение основывается на том факте, что участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков лишь в пределах стоимости их вкладов;

− при регистрации обеспечить личное присутствие лица или лиц на чье имя регистрируется данная фирма (во избежание подставных лиц);

− обеспечить проверку реального наличия имущества, являющегося вкладом в уставный капитал, и не является ли оно вкладом в Уставный капитал другого юридического лица;

− непосредственно произвести соответствие юридического адреса фактическому;

− ввести антикоррупционные меры, связанные с проведением одной регистрационной операции через нескольких лиц; повышением зарплаты сотрудникам государственных органов, имеющих отношение к налогообложению и регистрации; ужесточение наказаний за получение и дачу взяток.

Итак, отметим, что росту экономической преступности способствует:

− плохое качество регулирования экономических отношений на законодательном уровне;

− слабость государственного контроля во многих областях экономической деятельности;

− высокий уровень коррупции;

− фактическое отсутствие действенных механизмов противодействия налоговым правонарушениям.

Следующей переменной является вероятность привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Необходимо сокращение наличных денег в обороте. В российской реальности большое распространение получили операции, как с рублевой, так и с валютной наличностью, не фиксируемой и бухгалтерском учете и отчетности. Следствием этого является: уход от налогов, снижение доходил бюджетов, криминализация государства в целом.

Решение вопроса о более жестком контроле со стороны государственных органов над установлением уровня цен в зонах льготного налогообложения на территории РФ, также будет способствовать увеличению вероятности привлечения к ответственности, так как зачастую источник прибыли и налогооблагаемых доходов находится на одной территории, тогда как налоги уплачиваются плательщиком именно в зонах льготного налогообложения.

Следующая величина, выражающая величину потерь правонарушителя в случае привлечения его к юридической ответственности, обратно пропорциональна предполагаемой доходности от правонарушения.

Но для более эффективной борьбы с корыстной преступностью наиболее эффективными являются виды наказаний, связанные с претерпеванием правонарушителем лишений личного характера либо наложение санкций, в виде ареста имущества, на самого правонарушителя. Это объясняется следующими факторами:

.     Практически вся собственность, добытая преступным путем, регистрируется на сторонних лиц, что исключает возможности применения санкции по конфискации данного имущества к данным лицам.

2.       Для многих субъектов преступности уплата определенной суммы в виде санкций не является столь значительной.

.        В большинстве случаев уплата экономических санкций производится не самим субъектом преступления, а непосредственно теми людьми, которые были заинтересованы в совершении данного преступления.

Итак, необходимо отметить комплекс действий, связанных с изменением экономических институтов, направленных на:

− решение вопроса с оффшорами (контроль цен);

− сокращение наличного оборота;

− усложнение процедуры регистрации юридических лиц;

− повышение прозрачности экономики;

− повышения эффективности правоохранительной деятельности,

− усиление государственного контроля в экономике.

Подводя итог, отметим, что противодействие налоговым правонарушениям будет невозможно без соблюдения следующих условий:

орган государственной власти для разрешения вопросов, отнесенных к его ведению, должен быть наделен необходимыми для этого функциями;

эффективная реализация основных направлений деятельности органов власти возможна в случае их наделения достаточными полномочиями;

определение процессуального порядка реализации тех правомочий государственного органа должно происходить не только с учетом конституционных гарантий прав человека, но также позволить эффективно осуществлять правоохранительную деятельность;

функционирование органов государственной власти должно быть обеспечено наличием кадровых, информационных, финансовых, материально-технических и иных ресурсов.

Методической базой противодействия налоговым правонарушениям является снижение выгодности корыстных преступлений. Основными задачами такой деятельности будет: снижение величины дохода, получаемого от противоправной деятельности, повышение ее затратности, увеличение риска привлечения к юридической ответственности, а также ужесточение наказания. При этом можно выделить два основных метода борьбы: совершенствование налоговых отношений и налоговой системы, а также повышение эффективности взаимодействия между налоговыми и правоохранительными органами[16].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема существования налоговых правонарушений в последние годы приобретает в Российской Федерации особую актуальность, так как отток капиталов за рубеж, недоимки по платежам в кoнсолидированный бюджет, повсеместно распространенная коррупция представляют собой серьезную угрозу безопасности российского государства. Решение этой проблемы имеет важное научно-практическое значение для развития экономики России.

Становление современной российской налоговой системы сопровождается значительным ростом числа нарушений налогового законодательства. Правонарушения в сфере налогообложения представляют собой угрозу для экономической безопасности государства. В своей совокупности данные нарушения составляют налоговую преступность.

Используемые источники, рассматривающие нарушения налогового законодательства, позволяют сделать вывод, что данная проблема актуальна и неустанно изучается как экономистами, так и юристами. Наиболее интересные предложения и направления работы в этой области приведены в работе. К сожалению, многие из них носят чисто декларативный характер.

Нарушения законодательства в сфере налогообложения существуют в трех видах: налоговые правонарушения, налоговые проступки и налоговые преступления. За каждое из нарушений законодательством установлена ответственность: за налоговые правонарушения - налоговая ответственность, за налоговые проступки - административная и за налоговые преступления - уголовная.

Налоговые правонарушения, налоговые проступки и налоговые преступления объединяет объект их посягательства, которым являются охраняемые законом отношения по поводу взимания налогов и иных обязательных платежей, а также осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты. Нарушения законодательства о налогах и сборах различаются степенью общественной опасности, в соответствии с которой устанавливается определенная ответственность за их совершение.

В данной работе были изучены виды налоговой ответственности, ее основные элементы, были проанализированы основные причины нарушения налогового, законодательства, были выработаны меры по противодействию нарушениям налогового законодательства и изучен криминологический портрет налогового преступника.

Целью моей дипломной работы было изучить ответственность за нарушение налогового законодательства, выявить основные причины нарушения налогового законодательства и разработать меры борьбы и противодействия налоговым правонарушениям в условиях нынешней экономической и правовой ситуации в России.

Таким образом для того чтобы снизить количество нарушений налогового законодательства, мною предложены следующие меры:

.     Снижение ставки по налогам на 3-5 %;

2.       Увеличить размер штрафных санкций;

.        Сделать налоговое законодательство более стабильным, без частых исправлений, вносимых в налоговый кодекс РФ;

.        Предусмотреть меры поощрения наиболее добросовестных налогоплательщиков.

.        Усилить государственный контроль в налоговом законодательстве;

.        Повысить эффективность взаимодействия между налоговыми и правоохранительными органами;

.        Усложнить процедуру регистрации юридических лиц;

Таким образом, существующие пробелы и противоречия в налоговом законодательстве необходимо устранять путем совершенствования системы российского права, что позволит сократить возможности противоправного поведения в сфере налогов и сборов и будет способствовать укреплению экономической безопасности в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)- М.,2012.

. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 01.02.2012 №275-ФЗ.

. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 01.10.2011 №51-ФЗ.

. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2011 №198-ФЗ.

. Уголовный кодекс Российской Федерации от 21.07.2011 №246-ФЗ.

. Федеральный закон №229-ФЗ от 27.07.2010 « О налоговых правонарушениях и ответственности за их совершение»

. Александров И.В. Налоговые преступления криминалистические проблемы расследования /И.В. Александров. - СПб., 2009. - 245 с.

. Батыров С.Е. Налоговая ответственности/ Батыров С.Е// «Налоговый вестник» (журнал).- 2012.-№11- C.32-35.

. Брызгалин А.В. Стадии налоговой ответственности/ Брызгалин А.В.// «Налоговая правда» (журнал).-2011.-№52- С.9-11.

. Зуйкова Л., Игнатьев Д., Карсетская Е., Мешалкин В. Налоговые правонарушения и преступления / Л. Зуйкова, Д. Игнатьев, Е. Карсетская, В. Мешалкин // Экономико-правовой бюллетень. - 2011. - №6.

. Калинина Л.А., Кузьмичева Т.А. Административная ответственность: Учебное пособие. Нормативные акты. - М.: ФОРУМ,2011.

. Кустова М.В., Ногина А.О., Шевелева И.А. Налоговое право России. Общая часть. - М.: Дрофа,2009.

. Пастухов И.П. Ответственность за налоговые преступления /Пастухов//«Налоговый курьер» (газета).- 2012.- № 4.

. Петрова Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов / Г.В. Петрова. - М.:

Инфра-М, 2010. -271 с.

. Романовский М.В. Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - СПб.: Питер, 2009. - 528 с.

. Соловьев И.Н. Уголовная ответственность за уклонение от платы налогов и сборов. - М.: Юрайт,2009.

. Понятие и состав налогового правонарушения [Электронный ресурс]

. Статистика налоговых преступлений в РФ [Электронный ресурс]

. Статистика и анализ налоговых правонарушений в РФ [Электронный ресурс]

Похожие работы на - Ответственность за нарушение налогового законодательства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!