Особенности регулирования экономики на муниципальном уровне

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,12 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности регулирования экономики на муниципальном уровне












Контрольная работа.

Государственная экономическая политика

Тема работы

Особенности регулирования экономики на муниципальном уровне

План

Введение

1. Особенности регулирования экономики на муниципальном уровне

Направленность регулирования экономики муниципального образования на повышение жизненного уровня всех групп населения

Управление комплексным социально-экономическим развитием

Программно-целевое развитие жилищно-коммунального комплекса в составе муниципального хозяйства

2. Правовое обеспечение хозяйственной деятельности муниципалитетов

Взаимосвязанность местных и федеральных проблем

Заключение

Список литературы

Введение

В условиях рыночной экономики и децентрализации местные власти должны проводить самостоятельную экономическую политику, направленную на поддержку местной экономики и привлечение новых инвестиций.

Организующая и регулирующая роль местных властей в экономическом развитии велика. Там, где они умело влияют на создание привлекательной и разнообразной среды производства, возникают очаги экономического роста. Пассивность или неверная экономическая политика на местах чреваты утратой динамики, консервацией устаревшей структуры хозяйства, низкой деловой активностью и в конечном счете падением качества жизни. Даже в странах с устоявшейся рыночной экономикой потребность в регулирующем воздействии местных властей на экономическое развитие объективно обусловлена особенностями современной экономики и технологии, которые просто вынуждают власти и бизнес к сотрудничеству, не оставляя альтернативы желающим добиться успеха в передовых технологиях.

Экономический рост в настоящее время происходит там, где в структуре хозяйственной деятельности преобладают и сочетаются исследования, разработки, услуги и финансы, но только в том случае, когда взаимодействие этих секторов хорошо организовано и сознательно нацелено местными властями, ориентированными на создание разнообразной и продуктивной предпринимательской среды.

Решение проблем развития муниципальной экономики тесно связано с совершенствованием мягких" и жестких факторов среды производства. К первым относятся: деловой климат, хозяйственное регулирование, доступность финансовых и консультационных услуг, наличие программ финансовой поддержки бизнеса, открытая позиция местных властей, консенсус политических сил. К жестким факторам - хозяйственная инфраструктура, то есть транспорт, связь, земельные участки, производственные помещения и т.п.

Можно выделить три группы проблем, связанные с развитием экономики муниципальных образований:

·привлечение фирм и инвестиций извне,

·поддержка уже существующих предприятий,

·стимулирование инноваций.

Привлечение фирм и инвестиций осуществляется путем рекламы, создание имиджа, маркетинга города. Города должны пытаться находить и умело, безошибочно определять свои специфические, профильные характеристики.

Оказание помощи местному бизнесу предполагает помощь начинающим, мелким и средним фирмам, содействие необходимым структурным сдвигом, проведение современной и точно нацеленной политики размещения производства.

Поддержка инноваций в малых и средних предприятиях призвано стимулировать развитие передовых, наиболее перспективных и быстро растущих производств. Для этого должны использоваться такие направления, как распространение новых технологий, стимулирование мобильности кадров, предоставление венчурного капитала, содействие повышению квалификации.

1. Особенности регулирования экономики на муниципальном уровне

Направленность регулирования экономики муниципального образования на повышение жизненного уровня всех групп населения

Повышение жизненного уровня является основной целью экономического развития. Поэтому экономическое развитие должно служить основой социального прогресса.

Главная и конечная цель местного самоуправления - это улучшение качества жизни населения, образующего местное сообщество, и увеличение его вклада в развитие его общества.

Рассмотрим систему показателей качества жизни населения.

Существует множество первичных показателей качества жизни населения по различным направлениям - доходам населения, обеспеченности жилищно-коммунальными услугами, состояния транспорта, обеспеченности населения объектами культуры, искусства, просвещения и т.д. Здесь они не рассматриваются. обратим внимание лишь на некоторые обобщающие показатели качества жизни населения.

Важнейшим принципом системы местного самоуправления является защищенность местного сообщества, сбалансированность и учет интересов населения. Это предполагает уделение большого внимания вопросам социальной защиты, представляющей собой систему законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права и условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям населения (в первую очередь, инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям и т.п.) - преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую поддержку в различных ее формах.

С этой целью необходимо определить следующие основные требования к содержанию работы по социальной защите, которые вытекают из существа решаемых задач:

·разработка принципов и направлений анализа основных факторов, определяющих степень социального неблагополучия, критериев выделения социальных групп по признакам социального неблагополучия и социальной незащищенности;

·выявление социально незащищенных групп, построение типологии объектов социальной защиты по признакам:

а) малообеспеченности;

б) социального неблагополучия;

в) потребности вспомоществования;

·определение с помощью сравнительного анализа основных направлений разработки модели социальной защиты, адекватной содержанию экономических преобразований, реальным возможностям бюджета, наличию дополнительных финансовых источников;

·разработка организационно-экономических принципов формирования механизма социальной защиты на различных уровнях управления, форм и методов оказания адресной социальной защиты.

Формирование и реализация социальной защиты населения осуществляется в рамках адресной социальной защиты конкретных групп и слоев населения и основывается на таких важнейших принципах, как принцип социальной справедливости, достижения оптимального уровня социальной защищенности, социального партнерства, согласованности (сбалансированности) интересов объектов и субъектов социальной защиты и др.

регулирование экономика муниципалитет

Управление комплексным социально-экономическим развитием

Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований Федеральным законом Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к полномочиям местного самоуправления. Рассмотрим основные этапы управления комплексным социально-экономическим развитием.

Этап сбора и обработки информации для муниципальных органов в условиях реального самоуправления приобретает важное значение. Информация становится реальным инструментом управления. Поэтому вопросам информационного обеспечения органов местного самоуправления необходимо уделять особое внимание.

Муниципальные информационные службы находятся в самом начале становления в новом качестве. Один из разделов Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления посвящен разработке более или менее унифицированных информационных систем на основе имеющегося разрозненного опыта в России.

Под информационными системами мы понимаем не только традиционные (телефонные сети, разного рода совещания, планерки, оперативки и др.) и становящиеся традиционными (компьютеры и программное обеспечение, компьютерные сети, факсимильная связь, электронная почта и др.), но и системы информационных потоков, связывающие органы местного самоуправления и населения муниципального образования.

Депутаты не могут рассматриваться в качестве универсального механизма связи органов местного самоуправления с населением муниципального образования. Поэтому должны быть установлены надежные каналы связи с местным сообществом не только посредством депутатов, но и иным средством (средства массовой информации, опросы общественного мнения и др.).

Должна быть создана надежная и понятная каждому жителю система обнародования решений органов местного самоуправления, система сбора и обработки информации о реакции населения на принятые решения. Таким образом, одна из важных задач, которые необходимо решить, - это налаживание прямой и обратной связи с населением муниципального образования. Без надежной обратной связи с местным сообществом нельзя рассчитывать на успех при разработке и реализации программ развития муниципального образования.

Этап сбора и обработки информации в широком смысле носит непрерывный характер, так как в процессе управления развитием постоянно приходится вносить коррективы как под влиянием внешних факторов, так и по причине ошибок в планировании и управлении.

Этап целеопределения также важен в процессе управления комплексным социально-экономическим развитие муниципального образования. Этот этап теснейшим образом связан с предыдущим.

Важно понимать, что определение целей развития является циклическим. Сначала оценивается имеющаяся в распоряжении муниципального образования информация, которая является базовой для предварительной оценки возможных направлений развития. Затем на основе отобранных предварительных данных проводится экономическая и социальная оценка предполагаемых стратегических направлений развития. Определение целей развития может продолжаться непрерывно, но в определенные сроки должны быть выданы соответствующие результаты, на основании которых можно будет начать следующий этап - разработку концепции и программы развития на очередной планируемый цикл.

Этап разработки программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования - это основной этап в цикле управления развитием муниципального образования. Он тесно связан с этапом принятия программы комплексного социально-экономического развития представительным органам местного самоуправления. Программа после принятия приобретает статус местного закона и предопределяет все последующие действия органов местного самоуправления, наделенных распорядительно-исполнительными полномочиями. Далее следует период реализации программы.

Программно-целевое развитие жилищно-коммунального комплекса в составе муниципального хозяйства

Муниципальное хозяйство состоит из ряда комплексов и сфер деятельности. Одним из важнейших среди них является жилищно-коммунальный комплекс, который во многом определяет содержание хозяйственной деятельности на местах и влияет на степень развития других сфер и отраслей муниципального хозяйства.

Научно-методической основой динамичного развития жилищной сферы и других отраслей муниципального хозяйства города является программно-целевой подход, ориентированный на решение конкретных проблем, достижение поставленных целей путем концентрации всех имеющихся ресурсов и возможностей данной территории. Данный подход предусматривает использование программно-целевых методов, формирование и реализацию целевых комплексных программ.

В составе жилищной сферы могут разрабатываться и внедряться ряд отраслевых программ, к примеру, жилище, коммунальная энергетика, чистая вода и многие другие, но с точки зрения эффективности более целесообразно повышение уровня комплексности и формирование комплексной программы улучшения жилищной обеспеченности и жилищно-коммунального обслуживания населения города, которая позволит учесть весь круг вопросов, необходимых для решения жилищной проблемы. Одновременно с ней могут составляться и отраслевые программы, дополняющие и развивающие отдельные направления развития жилищной сферы. Такой подход позволит концентрировать все предложения и мероприятия вокруг основных направлений комплексной программы и снизит вероятность дублирования, несогласованности и противоречий.

Формирование комплексной программы целесообразно начать с характеристики состава, структуры и уровня благоустройства жилищного фонда города. При этом определяется размер жилищного фонда и его распределение по видам жилья и этажности. Оценивается уровень благоустройства с выделением всех важнейших элементов, включая обеспеченность электроплитами, телефонами, мусоропроводами, горячим водоснабжением, транспортное обеспечение и др. выявляется техническое состояние жилищного фонда и потребные объемы капитального ремонта, реконструкции и сноса (по техническим причинам, градостроительным и прочим соображениям). Принимаются во внимание объемы нового строительства и убыли жилья. На этой стадии выявляются проблемы воспроизводства и благоустройства жилищного фонда: наличие недоремонта зданий, потребность в ремонтно-реконструктивных преобразованиях, уровень соответствия потребительских качеств жилья потребностям населения и др.

Далее анализируется распределение квартир по типам жилых строений (многоквартирные жилые дома, в том числе общежития, индивидуальные строения, из них коттеджи), по принадлежности жилья, по числу комнат и по ряду других параметров. В результате выявляется число квартир, расположенных в домах, требующих капитального ремонта и реконструкции, а также в зданиях, подлежащих сносу. Оценивается численность квартир, соответствующих правилам и нормам технической эксплуатации и качественным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Определяется соотношение квартир, вводимых в действие после капремонта или реконструкции, количество квартир в новом жилищном фонде.

На этапе анализа коммунального хозяйства города рассчитывается общий объем услуг, предоставляемый коммунальным службам населению, который дифференцируется по видам коммунального обслуживания. При этом определяется достигнутый уровень развития коммунальных услуг и проводится его сопоставление с нормативами и действующими стандартами, оцениваются количественные и качественные аспекты коммунального обслуживания. Определяется техническое состояние и уровень функционально-потребительских качеств основных фондов коммунального хозяйства. Выявляются необходимые объемы нового строительства, капремонта и реконструкции технических систем и сооружений. Находится потребность в текущем ресурсном обеспечении, в инвестициях, в новых технологиях, оценивается необходимость использования новых механизмов управления соответствующих организационных структур и т.п.

Анализ достигнутого уровня развития жилищной обеспеченности, жилищного и коммунального хозяйства позволяет выявить узкие места в развитии отраслей и сформулировать актуальные проблемы, подлежащие безусловному решению.

На этапе целеполагания разрабатываются прогнозы и обосновываются цели развития жилищно-коммунального хозяйства.

Важнейшими целями (целевыми установками) в сфере развития жилищного комплекса являются следующие.

. В области улучшения жилищных условий населения:

·повышение уровня жилищной обеспеченности населения в соответствии с нормативной потребностью в жилищах;

·обеспечение уровня благоустройства жилищного фонда в соответствии с действующим (или принятыми) стандартами;

·обеспечение посемейного заселения жителей города (района) с учетом выполнения требований по техническому состоянию и потребительским качествам жилищных помещений;

·ликвидация недоремонта зданий, сооружений и коммуникации и выполнение требований к функционально-потребительским качествам жилого и нежилого фонда города;

2. В области развития жилищного хозяйства:

. В области коммунального хозяйства:

·приведение в соответствие уровня потребления коммунальных услуг нормативным значениям;

·безаварийная работа коммунальных служб при соблюдении технических условий содержания и ремонта инженерных систем.

Прогнозирование жилищно-коммунального обеспечения целесообразно проводить в следующем порядке: определение достигнутого уровня жилищной обеспеченности и жилищно-коммунального обслуживания населения города, выявление перспективной потребности в услугах жилищно-коммунального комплекса на основе действующих нормативов или принятых ориентиров, учитывающих местные условия развития, оценка возможностей ресурсного обеспечения, расчет прогнозируемых показателей на основе балансовой увязки потребности с ресурсами.

На третьем этапе разработки программы обосновываются основные направления и первоочередные мероприятия по содержанию и развитию жилищно-коммунального комплекса города (района). Предлагаются следующие направления улучшения жилищной обеспеченности и жилищно-коммунального обслуживания населения города:

·рациональное расселение жителей города в соответствии с демографической структурой семей и составом квартир;

·повышение уровня жилищной обеспеченности населения путем расширения масштабов жилищного строительства в муниципальном и негосударственном секторах;

·совершенствование системы технической эксплуатации, капремонта и реконструкции жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства;

·улучшение жилищно-коммунального обслуживания в районе на основе новых форм и методов хозяйствования;

·укрепление финансового обеспечения развития жилищно-коммунального комплекса города.

Формирование программ и применение программно-целевых методов может осуществляться в разной форме и на разных уровнях управления и планирования. Так, жилищно-коммунальный раздел должен присутствовать в долгосрочной программе развития города (района), но одновременно целесообразна разработка комплексной программы по решению проблем жилищно-коммунального обслуживания и обеспечения. Могут разрабатываться и конкретные программы отдельным направлениям жилищно-коммунального комплекса. Все эти программы и разделы должны быть четко взаимосвязаны друг с другом и направлены на удовлетворение потребностей горожан.

2. Правовое обеспечение хозяйственной деятельности муниципалитетов

Полномочия местного самоуправления в экономической сфере определяются в соответствии со ст.6 Закона РФ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ. Если проанализировать перечень этих возможностей, то несложно прийти к выводу, что большая их часть непосредственно затрагивает экономические отношения. Сюда относятся как полномочия по разработке и реализации планов социально-экономического развития муниципалитета, так и полномочия в сфере жизнеобеспечения (организация предоставления коммунальных услуг населению, содержание дорог и др.). Нередко муниципалитеты истолковывают данные им названной статьей полномочия как необходимость самостоятельно заниматься хозяйственной деятельностью в соответствующих сферах, обязательно создавая собственные предприятия и учреждения для выполнения функций местного самоуправления лишь обеспечить реализацию тех или иных функций, связанных с полномочиями, которыми наделен муниципалитет. Будет ли муниципалитет сам реализовывать эти функции или организует выполнение их частными предпринимателями - решение об этом принимают сами органы местного самоуправления.

Каковы же правовые рамки деятельности муниципалитетов в экономической сфере и их возможности по формированию собственной нормативной базы?

Правовые рамки экономической деятельности вообще и в муниципалитетах, в частности, определяются, в первую очередь, Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ. Названные источники права гарантируют свободу экономической деятельности различных хозяйствующих субъектов, наличие и равенство различных норм собственности, равенство хозяйствующих субъектов во взаимоотношениях между собой, а также устанавливают некоторые иные принципиально важные гарантии рыночной экономики. Кроме того, значительную роль играют федеральные законы, регулирующие отношения в сфере местного самоуправления: наряду с Законом РФ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, это Закон РФ О финансовых основах местного самоуправления в РФ от 25.09.1997 г. № 125-ФЗ и некоторые другие законодательные акты.

У органов местного самоуправления существует потребность и возможность разработки собственной (локальной) нормативной базы в сфере экономики. Безусловно, локальные нормативные акты должны в полной мере соответствовать федеральному законодательству и законодательству субъектов РФ, а также требованиям, предъявляемым к любым нормативным актам. В то же время локальное нормотворчество в полной мере может учитывать специфику каждого муниципалитета, в чем заключается его определенное преимущество по сравнению к федеральному законодательству и законодательству субъектов РФ.

Локальные нормативные акты могут приниматься для достижения различных целей

.Одна из наиболее часто преследуемых целей локального нормотворчества состоит в детализации и конкретизации законодательных актов, прямо предписывающих или рекомендующих муниципальным образованиям принимать такие акты.

Так, к примеру, федеральное законодательство о приватизации (в частности, Закон РФ О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества" от 23.07.1997 г.), закрепляя ряд норм прямого действия в отношении приватизации муниципального имущества, в то же время предусматривает принятие органами местного самоуправления локальных нормативных актов, устанавливающих категории объектов с точки зрения возможности их приватизации, способы и порядок приватизации, порядок распределения средств от приватизации такого имущества.

.Другой целью, на достижение которой направлено локальное нормотворчество, является самостоятельное регулирование муниципалитетами правоотношений, вытекающих из компетенции местного самоуправления (входящих в его компетенцию).

Сюда следует отнести, к примеру, локальные нормативные акты о местном налогообложении, оказания коммунальных услуг, предоставлении местных льгот, о структурах органов местного самоуправления, организации управленческих процессов и др.

.Наконец, целью локального нормотворчества может быть создание нормативных актов, комплексно регулирующих определенные правоотношения в случаях, когда отсутствуют комплексные законодательные акты на уровне РФ и субъектов РФ и законодательство носит фрагментальный характер.

Так, принимаемые во многих муниципалитетах собственные Положения о муниципальной собственности могут быть обоснованы необходимостью комплексного регулирования отношений, связанных с владением и распоряжением муниципальной собственностью.

Таким образом, российское законодательство предоставляет муниципалитетам достаточно широкие полномочия по формированию собственной нормативной базы в экономической сфере. Соответственно муниципалитеты обладают значительными возможностями по оказанию влияния на экономическое развитие на собственной территории; в то же время наличие таких возможностей возлагает на муниципалитеты и большую ответственность.

Взаимосвязанность местных и федеральных проблем

Проблемы федерального, регионального, местного уровней тесно взаимосвязаны. Инструментом разрешения во многом является экономика муниципального образования.

Так, можно рассмотреть взаимосвязанность местных и федеральных проблем на примере защиты экологии.

Органы местного самоуправления взаимодействуют в сфере экологии с государственными органами, осуществляющими санитарно-эпидемиологический надзор, государственный контроль за состоянием, непользованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов и др.

Органы местного самоуправления выдают разрешение на отдельные виды природопользования, выбросы и сбросы вредных веществ, захоронение токсичных отходов.

Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, выбросов и сбросов вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами, которые предоставляют органам местного самоуправления информацию о состоянии здоровья населения в связи со средой обитания, иную экологическую информацию.

При нарушении требований нормативов качества окружающей природной среды выброс, сброс вредных веществ могут быть ограничены или прекращены по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей среды. Органы местного самоуправления в соответствии со статьей 10 Закона РФ Об охране окружающей природной среды" принимают решения об ограничении, приостановлении, прекращения экологически вредной деятельности.

Обязательной мерой по охране окружающей среды является государственная экологическая экспертиза. Она проводится на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. К объектам государственной экологической экспертизы, в частности, относятся:

·проекты инвестиционных программ органов местного самоуправления;

·договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении органов местного самоуправления;

·все виды градостроительной документации (генеральные планы городов, других поселений) и др.

К полномочиям органов местного самоуправления в области экологической экспертизы на соответствующей территории относятся:

·делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях комиссий государственной экологической экспертизы;

·принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы;

·организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;

·информирование государственных органов в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории муниципального образования.

Взаимосвязанность местных и федеральных проблем проявляется в ресурсном обеспечении местного самоуправления.

Согласно бюджетному законодательству, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают муниципалитетам минимальные местные бюджеты. Это достигается путем закрепления доходных источников, необходимых расходов местных бюджетов, с тем, чтобы добиться минимальной бюджетной обеспеченности. Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ минимальная бюджетная обеспеченность есть минимально допустимая стоимость государственных и муниципальных услуг в денежном выражении, представляемых органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств местного бюджета.

Минимальный местный бюджет с позиций федерального законодательства представляет собой расчетный объем доходов и расходов местного бюджета, учитывающий государственные минимальные социальные стандарты. Однако минимальная бюджетная обеспеченность определяется через нормативы социальных затрат, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Именно эти органы создают условия для сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Норматив минимальной бюджетной обеспеченности и есть тот самый расчетный показатель минимально необходимой потребности в бюджетных средствах одного жителя муниципального образования по текущим расходам.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе бюджетного регулирования местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности. Бюджетный кодекс РФ, разделяя в главе 2 компетенцию органов государственной власти, напрямую относит полномочия по установлению минимальных государственных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных услуг к компетенции федеральных органов. Такое решение должно обеспечить на территории всей страны единство нормативного определения затрат бюджетов всех уровней.

За основу определения минимального местного бюджета берется расчет его расходной части по установленным социальным нормам и нормативам. При этом рассчитываются суммы минимальных затрат по текущим расходам с учетом изменений состава объектов, финансируемых в новом бюджетном году, изменений в социальных и финансовых нормах и нормативах, а также изменение индекса цен и тарифов в установленном порядке. Далее идет расчет минимально необходимых затрат, включаемых в бюджет развития муниципального образования. Доходная часть минимального бюджета должна полностью покрывать указанные суммы затрат по расходной части местного бюджета.

Таким образом, государство гарантирует покрытие всей совокупности основных минимальных потребностей граждан муниципального образования в им же установленных пределах. При недостаточности собственных доходов муниципального образования на покрытие минимальных бюджетных затрат вступает в действие процедура бюджетного регулирования. В этом смысле бюджетное регулирование есть перераспределение бюджетных ресурсов в целях достижения сбалансированности местных бюджетов до минимального необходимого уровня. В этом проявляется сущность и содержание государственного обеспечения минимальных местных бюджетов.

Заключение

При управлении муниципальной экономикой необходимо учитывать ряд принципов:

а) общенаучные - комплексный, системный подходы;

б) принципы функционирования рыночной экономики - самоорганизация, самофинансирование, свобода хозяйственной деятельности, коммерческий риск, коммерческий расчет;

в) принципы деловой организации - целенаправленность, учет социальных последствий, своевременность и эффективность, оптимальность и многовариантность.

Наибольший эффект местного самоуправления в городах может быть достигнут на основе системного и комплексного подхода, применение которого позволяет упорядочить решение всех вопросов муниципального управления, рассматривать их во взаимосвязи и взаимодействии. Такой подход служит надежной гарантией против односторонности в самоуправлении, выхватывания какой-то одной группы проблем, части или стороны единого процесса самоуправления. Системный и комплексный подход дает возможность принимать эффективные и сбалансированные решения.

Система местного самоуправления - это совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на упорядочение деятельности местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самостоятельности с целью улучшения качества жизни населения территории и увеличения его вклада в развитие всего общества. Из этого определения видно, что значительную роль в организации деятельности муниципального образования играют принципы рыночной экономики.

Принцип целенаправленности предполагает разработку системы целей, включающей социальные, экологические, экономические и другие цели. Система целей имеет иерархическую структуру, в соответствии с которой достижение более конкретных (частных) из них (подцелей) служит средством реализации более общих.

На конкретный состав, а также содержание целей влияет учет интересов населения соответствующей территории, его исторических, национально-этнических и иных особенностей и способов достижения целей.

Следует отметить, что в связи с недостаточной разработанностью теории целеполагания в настоящее время цели создания системы местного самоуправления не всегда можно выразить количественно. Однако это не означает, что можно игнорировать принцип целенаправленности, ибо это делает разработку системы местного самоуправления бессмысленной. В то же время постановка целей даже в общем виде убережет разработчиков от множества ошибок и просчетов.

С принципом целенаправленности непосредственно связан принцип эффективности, о чем можно судить по степени достижения поставленных целей. Важной составляющей общей эффективности является экономическая эффективность, которая проявляется в конечном счете в приросте результативности всего местного хозяйства и его отдельных звеньев, в том числе в увеличении объемов производства полезных для общества товаров, работ и услуг, улучшении их качества, повышении использования фондов.

Повышение эффективности функционирования всех предприятий и объектов - это основа увеличения бюджетных и внебюджетных доходов местного сообщества. Поэтому при разработке и практическом использовании систем местного самоуправления упор должен быть сделан на ее эффективности. Соблюдение этого принципа представляется строго обязательным. Система, которая не обеспечивает необходимую эффективность развития экономики, не улучшает, а ухудшает ее состояние, обречена на провал.

С принципом эффективности тесно связаны принципы оптимальности и многовариантности. Их применение предполагает, прежде всего, необходимость разработки альтернативных вариантов системы местного самоуправления, выбора среди них наилучшего, позволяющего достигнуть поставленные цели с наименьшими затратами времени и ресурсов.

Среди принципов, которые должны учитываться при управлении муниципальной экономикой, следует выделить социальную защищенность местного сообщества в целом и каждого человека от воздействия возможных негативных явлений и последствий, возникающих в процессе реализации разработанной системы местного самоуправления.

Список литературы

1.Алехин А.П. и др. Административное право Российской Федерации. Учебник для вузов. - М., 1997.

2.Антикризисное управление в муниципальном образовании. Учебно-методическое пособие. - М., 2000.

.Боголюбов В.С. Актуальные проблемы крупных городов. - СПб., 1997.

.Когут А.Е., Рохчин В.Е. Региональный мониторинг: качество жизни населения. - СПб., 1994.

.Комментарий к Федеральному закону Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. / Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М., 1999.

.Маркварт Э., Юркова С., Соколов А., Андреева Г. Муниципальные предприятия в системе муниципальной собственности: Сборник материалов. - СПб., 2000.

.Муниципальное планирование: Учеб. пособие. / Под ред. В.Е. Рохчина, В.С. Чекалина. - СПб., 1996.

.Муниципальное право Российской Федерации. Хрестоматия. / Сост. Е.В. Белоусова. - М., 1999.

.Чернышов Л.Н. Ценовая и тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве. - М., 1998.

.Широков А.Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации (введение в муниципальное управление). - М., 2000.

.Широков А.Н., Юркова С.Н. Реформа местной власти в России: Сборник методических материалов по реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в России". - СПб., 1995.

Похожие работы на - Особенности регулирования экономики на муниципальном уровне

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!