Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,13 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации

ВВЕДЕНИЕ

Гражданство является звеном между народным суверенитетом и свободой личности. В свою очередь, в прямой зависимости и связи с гражданством находятся права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание.

Гражданство является непременной предпосылкой для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных Конституцией и другим законодательством обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке и других установленных в межгосударственном общении формах.

Современное российское законодательство о гражданстве решает ряд актуальных правовых проблем, возникших в связи с преобразованием политических, экономических, социальных и иных форм организации государственной и общественной жизни, а также преодолением во многом искусственной самоизоляции страны и развитием отношений с другими странами и народами.

Таким образом, проблемы гражданства России сегодня стали неотъемлемым атрибутом российской государственности, свидетельством обретения Россией реального суверенитета.

Целью настоящей работы является изучение института гражданства России и зарубежных стран в сравнительно-правовом аспекте.

Достижению цели работы способствует решение таких задач:

исследовать понятие гражданства, его основные особенности и значение;

рассмотреть принципы гражданства и их влияние на содержание этого института;

исследовать основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства.

провести сравнительно-правовой анализ института гражданства РФ и зарубежных стран.

Объектом работы являются отношения, связанные с гражданством Российской Федерации

Предметом выступает основание и порядок приобретения гражданства.

Настоящая работа - это проведенное исследование, в котором комплексно освещаются вопросы, касающиеся гражданства как в РФ так и за рубежом. Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой - как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумя аспектами функциональной характеристики гражданства является отражением адекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества и государства.

Нормативно-правовая база работы представлена законодательными и нормативными актами РФ, уставами, законами и иными нормативными актами, связанными с регулированием гражданско-правовых отношений.

Теоретическую основу исследования представляют труды таких ученых как Чернышев В.В., Чиркин В.Е. Баглай М.В. и др.

При проведении теоретического анализа также использовались публикации периодической печати и электронные ресурсы.

Главное значение в работе имеет вопрос об используемых методах научного познания. В частности это общенаучные методы, исторические методы, сравнительно-правововые методы, методы моделирования и эксперимента.

Структура работы: введение, глава первая (содержит 3 параграфа), глава вторая содержит 2 параграфа, глава третья содержит 1 параграф, заключения и библиографии.

российский гражданство законодательство зарубежный

1. ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА В РФ

1.1 Понятие и принципы гражданства

Под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом. Для подавляющего большинства людей в каждой стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, так они являются гражданами данного государства с самого рождения и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни.

Однако по разным причинам, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т.е. перемещение больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения - индивидуальные и групповые, распространенные и в Российской Федерации, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.

Гражданство является важнейшим государственно-правовым институтом, определяющим взаимоотношения человека с государством, первоосновой правового статуса личности. Обусловлено это прежде всего тем, что закрепленный конституцией и действующим законодательством объем прав, свобод и обязанностей личности непосредственно связан с гражданством. Во всей полноте лицо может их использовать, только будучи гражданином соответствующего государства.

В процессе исторического развития нашего государства понятие и сущность гражданства изменялись, наполняясь новым содержанием.

В дореволюционной России сама форма правления государства - монархия - предполагала наличие подданства, а не гражданства. Подданные Российской империи имели различный правовой статус. Выделялись:

а) природные подданные, в составе которых были: дворяне, (потомственные и личные): духовные лица (различались по вероисповеданию): городские обыватели (почетные граждане; купцы; мещане; цеховые); сельские обыватели. Принадлежность лиц к той или иной группе природных подданных законодательно связывалась с серьезными различиями правового статуса. В частности, многое определялось принадлежностью к лицам податного или неподатного состояния. Дворяне и почетные граждане как лица неподатного состояния имели бессрочные паспорта, пользовались свободой передвижения и могли проживать в любом месте империи. Лица податного состояния такими правами не обладали;

б) инородцы (евреи и восточные народы);

в) финляндские обыватели.

Одним из первых декретов советской власти, утвержденным Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом 23(10) ноября 1917 г., «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» упразднялись все существовавшие в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно все гражданские чины. Одновременно уничтожались всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина); титулы (княжеские, графские и пр.) и наименования гражданских чинов (тайные, светские и иные советники) и устанавливалось одно общее для всего населения России наименование - граждан Российской республики.

Порядок принятия в российское гражданство иностранных граждан определял декрет ВЦИК РСФСР от 1 апреля (19 марта) 1918 г. «О приобретении прав российского гражданства». Он закреплял право каждого иностранца, проживающего в пределах РСФСР, приобрести российское гражданство.

Первая Конституция CCCP (1924 г.), как и все последующие конституции советского периода, закрепляла установление для граждан союзных республик единого союзного гражданства. Например, в Конституции РСФСР 1978 г. вопросам гражданства была посвящена глава 5. В открывающей эту главу ст. 31 говорилось, что в соответствии с установленным в СССР единым союзным гражданством каждый гражданин РСФСР является гражданином СССР. В связи с этим основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства определялись законодательством о гражданстве СССР. Первый такой закон был принят еще 19 августа 1938 г. Затем в связи с происходящими в стране политико-правовыми Изменениями сначала 1 декабря 1978г., и потом 23 мая 1990 г. принимаются обновленные законы о гражданстве СССР.

Для действовавшего и советский период законодательства о гражданстве характерно было сосредоточение полномочий по регламентации вопросов гражданства на уровне органов Союза ССР. Своих законов о гражданстве в союзных республиках не было.

Действовали лишь указы Президиумов Верховных Советов о порядке принятия в республиканское гражданство. Юридического оформления гражданства союзных республик также не было, поскольку все граждане получали единый паспорт гражданина СССР, без указания его принадлежности к гражданству союзной республики. Решение вопросов о выходе из гражданства и о сто лишении входило в компетенцию Президиума Верховного Совета СССР.

В системе законодательства о гражданстве следует выделить Закон PФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г., вступивший в силу 6 февраля 1992 г., с внесенными в него позднее изменениями. Этот закон принимался в очень сложной для России обстановке: в условиях фактического распада Союза ССР, становления в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР системы государственных институтов России как самостоятельного суверенного государства, непростой, фактически конфликтообразующей политической ситуации, напряженных социальных отношений [3].

Однако главную свою задачу закон решил, он закрепил правовой статус бывших граждан СССР, проживающих на территории Российской Федерации, как граждан суверенной России.

В преамбуле закон определил гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанную на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Из этого следовало, что гражданином лицо является не в силу проживания на территории государства, а вследствие сложившихся и закрепленных законодательно или в ином правовом порядке особых устойчивых связей, составляющих содержание гражданства. Таким образом, гражданство - это правовое, а не просто фактическое состояние, сложившееся между человеком и государством.

Закон закрепил важнейшие правовые составляющие политики государства в вопросах гражданства - обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции Российской Федерации, относящихся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных правовых условий для каждого гражданина РФ, защиту и покровительство Российской Федерации ее гражданам, находящимся за пределами государства.

Основополагающие принципы гражданства

Основополагающими принципами гражданства были установлены: принцип единого гражданства (граждане Российской Федерации, постоянно Проживающие на территории республики и составе Российской Федерации, являются одновременно и гражданами этой республики); равное гражданство (оно не зависит от оснований приобретения); открытое и свободное гражданство (в РФ каждый человек имеет право на гражданство и закон определил основания приобретения и прекращения гражданства); недопустимость лишения человека гражданства (в СССР лишение человека гражданства против его волн широко использовалось на протяжении всей истории его развития как средство борьбы с инакомыслием, служило формой государственных репрессий по отношению к своим гражданам); возможность иметь двойное гражданство; сохранение гражданства за лицами, проживающими за пределами Российской Федерации; защита покровительство своим гражданам за рубежом со стороны государства; отрицание автоматического изменения гражданства лицами при заключении или расторжении брака; невозможность выдачи гражданина РФ другому государству.

Закон от 28 ноября 1991 г. закрепил основания приобретения гражданства (в результате его признания; по рождению; в порядке его регистрации; в результате приема в гражданство; в результате восстановления в гражданстве; путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ; по иным основаниям, предусмотренным законом) и основания прекращения российского гражданства (вследствие выхода из гражданства; вследствие отмены решения о приеме в гражданство; путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории; по иным основаниям. предусмотренным законом). В законе был установлен порядок определения гражданства детей и гражданства родителем, опекунов и попечителей, а также гражданства недееспособных лиц [3].

К государственным органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, законом были отнесены;

Президент Российской Федерации; Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации; Министерство внутренних дел РФ; Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

Конституция РФ 1993 г. аккумулировала важнейшие положения о гражданстве, выработанные практикой его правового регулирования, и возвела их в ранг конституционных принципов. Это относится к установлению единого и равного гражданства; равного обладания каждым гражданином РФ на ее территории всеми правами и свободами и выполнения равных конституционных обязанностей; невозможности лишения граждан РФ своего гражданства или права изменить его; невозможности высылки граждан РФ за пределы государства или выдачи другому государству; защиты и покровительства Российской Федерации своим гражданам за ее пределами; возможности иметь в соответствии с законом двойное гражданство; пользования в Российской Федерации правами и несения обязанностей иностранными гражданами и лицами без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации. кроме случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства Российская Федерация в соответствии с общепризнанными нормами международного нрава предоставляет политическое убежище. Не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Лишь на основе закона или международного договора Российской Федерации допускается выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах.

За прошедший после принятия Конституции РФ период, сложились предпосылки для пересмотра и дальнейшей оптимизации ряда законодательных положений о гражданстве, уточнения старых и введения новых процедур и требований при решении вопросов гражданства, приведения института гражданства в соответствие как с внутренними политико-правовыми, социально-экономическими, так и международными реалиями. Все это нашло отражение в принятом 31 мая 2002 г. и вступившим в силу с 1 июля 2002 г, Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации».

Новый закон вызвал неоднозначные оценки политиков, юристов, политологов, журналистов, высказанные как в научной литературе, так и в средствах массовой информации. Это не удивительно. Институт гражданства может быть отнесен к одному из наиболее чувствительных, чрезвычайно показательных и емких критериев истинного отношения государства к своим гражданам как личностям, чьи нрава и свободы являются в соответствии со ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью.

Институт гражданства показывает, действительно ли признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина воспринимаются государством как обязанность, как приоритетная программа своих действий. Если исходить из конституционных положений, то это несомненно так. Однако не всегда даже законодательные формулировки соответствуют провозглашенным конституцией положениям.

Противоречивость и непоследовательность некоторых положений нового закона свидетельствуют о незавершенности процесса оптимизации многих его содержательных характеристик. Весьма показательны в этом отношении те изменения, которые внесены новым законом в уже сложившееся понятие гражданства.

Напомним, что в Законе РФ 1991 г. гражданство определялось как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Сейчас, закрепляя понятие гражданства, законодатель ограничился лишь первой частью этого определения, видимо посчитав для государства неудобным находиться в состоянии ответственности перед своими гражданами.

Удивительно, но получается, что в результате всех многотрудных, прямо выстраданных народом демократических переустройств мы пришли к тому, как показывает новый закон о гражданстве, что государство не очень-то хочет, чтобы правовые отношения России с человеком по вопросам гражданства по прежнему формировались на основе признания и уважения достоинства, основных прав и свобод личности [19, с. 62].

Депутаты нашего парламента закрепили в законе концептуально иную трактовку регулирования отношений сфере гражданства - в основном жесткого, ограничительного подхода государства при решении вопросов приобретения российского гражданства, весьма либерального (в значительной степени упрощенного) порядка прекращения гражданства и широкого допущения наличия у граждан России двойного (множественного) гражданства, как и в предыдущем законе, и новом.

1.2 Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации

В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых феодальных начал, не основывалось, в отличие от законодательства демократических государств того времени, на юридическом равенстве подданных.

В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:

) природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись: а) дворяне; б) духовные лица; в) городские обыватели г) сельские обыватели;

) инородцы;3) финляндские обыватели.

Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.

Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11.11.1917 г.

В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания, титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование - граждан Российской Республики.

апреля 1918г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства». Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.

Конституция РСФСР 1918 года отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики.

За местными Советами Конституция закрепила полномочия предоставлять права российского гражданства тем иностранцам, которые проживали в РСФСР для трудовых занятий, принадлежали к рабочему классу или к трудовому крестьянству.

С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7, Конституции СССР 1924 года закреплялось единое союзное гражданство для граждан союзных республик.

К предмету ведения верховных органов власти СССР относилось «основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев».

29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Утратившими советское гражданство считались лица, лишенные его на основании законов, принятых до Конституции СССР 1924 года; не возвратившиеся из-за границы; лишенные гражданства по приговору суда. Положение регламентировало вопрос о гражданстве детей в случае изменения гражданства родителей [20, с. 64].

Новое Положение о гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930 г. В этом же году 23 ноября постановлением ЦИК и СНК СССР был введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него, что и было закреплено в Положении о гражданстве Союза ССР 1931 года.

Это Положение, исходя из конституционного принципа единого союзного гражданства, полно урегулировало вопросы, связанные с признанием лица гражданином СССР, с порядком принятия в гражданство и выхода из него, с гражданством детей. Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином Союза ССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства.

В соответствии с Положением 1931 года принятие иностранных граждан в гражданство одной из союзных республик и тем самым в гражданство СССР осуществлялось постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК той союзной республики, в которой они проживали. Президиумы ЦИК союзных республик могли принимать в гражданство СССР иностранных граждан, проживающих за границей, если от них поступали заявления в эти органы.

Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР, но и президиумами ЦИК союзных республик.

Согласно Положению 1931 года, иностранные граждане - рабочие и крестьяне, проживающие в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались всеми политическими правами граждан СССР.

Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства СССР и выхода из него в отношении: а) иностранцев - рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР для трудовых занятий, а также иностранцев, пользующихся правом политического убежища вследствие преследования их за революционно-освободительную деятельность; б) лиц, меняющих гражданство в связи с вступлением в брак.

В этих случаях приобретение гражданства и выход из него осуществлялись по постановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР или исполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал на территории СССР

Конституция СССР 1936 года, как и предшествующая, закрепила принцип единого союзного гражданства. Она сохранила отнесение к ведению Союза ССР законодательства о союзном гражданстве и о правах иностранцев.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 года Верховным Советом 19 августа 1938 г. был принят Закон о гражданстве Союза ССР. Сохраняя сложившиеся принципы гражданства, Закон закрепил ряд новых положений. Он установил, что гражданами СССР являются;

а) все лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г, в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства;

б) лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке.

Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами). Считалось, что такое изменение оснований для признания гражданства СССР было направлено на повышение политического и правового значения статуса гражданина СССР. Закон изменил и порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении.

Данные вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР. Это отражало развивающиеся процессы усиления централизма советского союзного государства.

1.3 Правовая основа гражданства на современном этапе

Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ.

До этого Закона на территории Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 6, ст. 243). С вступлением в силу Закона «О гражданстве» от 31.05. 2002 № 62 - ФЗ закон «О гражданстве» от 28.11.1991 г. утратил силу, за исключением пунктов «а» - «в» статьи 18, части третьей статьи 19, статей 20 и 41, предусматривающих более льготный по сравнению с новым Федеральным законом порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации лицами, заявления которых по вопросам гражданства Российской Федерации приняты к рассмотрению до вступления в силу Федерального закона «О гражданстве» от 31.05.2002.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» вступил в силу 1 июля 2002 г. Он заменил действовавший более десяти лет Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-I «О гражданстве Российской Федерации» [3].

Законодательство о гражданстве характеризуется относительной стабильностью, серьезные изменения здесь происходят достаточно редко. Поэтому принятие Закона о гражданстве от 31 мая 2002 г. отражает некий новый этап в миграционной политике России. В связи с этим интересен сравнительный анализ положений нового Закона и ранее действующего, касающихся прекращения гражданства РФ.

Закон 2002 г. принимался в новых историко-политических условиях, характеризующихся окончанием переходного периода российской государственности, в отличие от ранее действующего Закона 1991 г., который принимался в период распада союзного государства и образовании на его территории новых независимых государств.

Эти факторы объясняют многие концептуальные различия в регулировании рассматриваемыми нормативными актами вопросов прекращения гражданства РФ.

Кроме того, если Закон 1991 г., учитывая общественно-политическую обстановку, разрабатывался и принимался наспех, то у разработчиков нового Закона о гражданстве было время на четкую проработку норм права, учет международных принципов гражданства, изложенных, в частности, в Европейской конвенции о гражданстве.

Последнее, к сожалению, не помогло избежать многих неточностей и пробелов, однако в целом позволяет сделать вывод: новый Закон о гражданстве более совершенен как с точки зрения содержания, так и с точки зрения законодательной техники его изложения.

Несомненное достижение Закона - норма о соотношении национального законодательства и международных договоров России, что развивает положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. [1].

Государство, действуя во исполнение своих международно - правовых обязательств, наделяет человека, находящегося в пределах его юрисдикции, определенными правами и обязанностями, предусмотренными в актах международного права.

Любой человек может воспользоваться преимуществами, вытекающими из норм международного права, через свое государство в качестве его гражданина. Общепризнанные нормы и принципы международного права, касающиеся вопросов гражданства, непосредственно не регулируют эти отношения. Они лишь устанавливают правовые рамки, в пределах которых каждое государство регулирует собственное гражданство, не затрагивая суверенитет другого государства.

Институт гражданства является одним из элементов суверенитета российского государства в целом. Согласно ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Принятый Закон (ст. 3) легально определяет больше понятий, чем предшествующий. Это и «иностранный гражданин», и «лицо без гражданства», и «территория Российской Федерации», и «проживание».

Закон закрепляет общепризнанные принципы гражданства (ст. 4), что имеет важное значение для построения системы отечественного законодательства и для межгосударственных отношений по вопросам гражданства.

Закон в соответствии с Конституцией РФ исключил принцип гражданства Федерации и республик в ее составе. Оно провозглашается единым и равным независимо от оснований приобретения, что является основополагающим для статуса гражданина в нашем многонациональном государстве. Исключен принцип почетного гражданства, распространявшийся на лиц, не являвшихся гражданами Российской Федерации, имевших выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом. Теперь для указанной категории лиц предусмотрен прием в российское гражданство без соблюдения обычных условий. Исходя из того, что связь между гражданином и государством гражданства не прекращается на территории другого государства, в Законе закреплен принцип защиты граждан за пределами России.

2. ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

.1 Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации

Основания приобретения гражданства Российской Федерации перечислены в ст. 11 ФЗ «О гражданстве РФ».

Гражданство Российской Федерации приобретается:

·по рождению;

·в результате приема в гражданство Российской Федерации;

·в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

·путём выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории;

·по признанию;

·по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве.

По рождению (филиация), приобретается, исходя из двух принципов:

«права крови», ребёнок получает гражданство РФ, если на день его рождения:

а) один из его родителей состоит в гражданстве РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или призван безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно.

б) оба его родителя или единственный родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребёнка).

в) когда один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребёнок родился на территории РФ, в ином случае (не получив гражданство России) он становится лицом без гражданства.

«право почвы», ребёнок получит гражданство РФ, если:

г) ребёнок находится на территории РФ и родители которого неизвестны становится гражданином РФ , если его родители не найдутся в течении 6 месяцев со дня его обнаружения,

д) к детям, родившимся на территории России от граждан других государств, которые не предоставляют ребёнку своего гражданства

В результате приёма в гражданство(натурализация)

В общем порядке - гражданство могут получить иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18-ти летнего возраста и обладающие дееспособностью, если они:

а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приёме в гражданство РФ в течение 5 лет непрерывно (непрерывный срок - если лицо выезжало за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года). Для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002г. и не имеющих вида на жительство, срок проживания на территории России исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

б) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ;

в) имеют законный источник к существованию;

г) владеют русским языком;

д) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором РФ или законом о гражданстве, либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу независящих от лица причин;

Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее 3лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ без соблюдения условий, предусмотренных п. «а» ч.1 ст. 13, и без представления вида на жительство.

В упрощённом порядке, т.е. дающем право на сокращение срока - иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18-ти летнего возраста и обладающие дееспособностью, постоянно проживающих на территории РФ, если они:

а) родились на территории РСФСР и состояли в прошлом в гражданстве СССР;

б) состоят в браке с гражданином РФ не менее 3-х лет;

в) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

г) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

д) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после вступления в силу нового Федерального Закона « О гражданстве российской Федерации» от 1 июля 2002 года.

е) к детям и лицам, находящимся под опёкой и попечительством;

Срок проживания сокращается до одного года, при наличии одного из следующих условий:

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники или культуры;

б) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом;

в) предоставление лицу политического убежища на территории российской федерации».

В гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации. Так же в гражданство принимаются без соблюдения условий предусмотренных частью 1 ст. 13 ФЗ « О гражданстве РФ», ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Существуют определенные международные договоры и соглашения, также регламентирующие те или иные вопросы, касающиеся приобретения гражданства РФ - Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства возможность приобрести гражданство РФ в упрощенном порядке за три месяца с предоставлением минимального пакета документов.

Лицо, претендующее на российское гражданство, должно законно находиться на территории государства, т.е. получить вид на жительство. Вид на жительство - это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в России, а также их права на свободный выезд и въезд в Российскую Федерацию.

Срок проживания на территории России считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы нашего государства не более чем на три месяца в течение одного года.

Для того чтобы получить вид на жительство, необходимо получить разрешение на временное проживание на территории России, так как в течение срока действия данного разрешения лицу по его заявлению может быть выдан вид на жительство [3].


Таблица 1 Квота на проживание по городу Москва

На 2006 год было утверждено1500 разрешений по городу МоскваНа 2007 год было утверждено500 разрешений по городу МоскваНа 2008 год было утверждено1500 разрешений по городу МоскваНа 2009 год утверждено1500 разрешений по городу Москва

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан и лиц без гражданства. Срок действия разрешения на временное проживание - три года.

Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано только отдельным категориям иностранных граждан:

те, кто родился на территории РСФСР и состоял в гражданстве СССР или родился в России;

лица признанные нетрудоспособными и имеющие дееспособных сына или дочь - граждан России;

лица, состоящие в браке с гражданином России, имеющие место жительства в России;

лица, осуществляющие инвестиции в России в размере, установленном Правительством РФ.

До получения вида на жительство лицо обязано прожить в России не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается на пять лет.

Восстановление в гражданстве Российской Федерации (реинтеграция).

Означает, что в гражданстве РФ восстанавливаются в порядке регистрации:

а) лица, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства,

б) лица, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с изменением гражданства родителей, в течение пяти лет при достижении 18-летнего возраста.

Бывшие граждане РФ, лишённые гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве РФ.

В соответствии со статьей 15 «Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.» При приеме в гражданство или восстановлении гражданства исключается дискриминация в зависимости от происхождения, социального положения, отношения к религии и иных фактов.

Путём выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории.

При изменении государственной границы Российской Федерации приобретение российского гражданства может осуществляться в порядке оптации т.е. выбора гражданства лицами, проживающими на территории, государственная принадлежность которой меняется. Правила оптации и её сроки устанавливаются соответствующим международным договором РФ».

По признанию( это означает , что гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР , постоянно проживающие на территории РФ на день вступления в силу Закона о гражданстве, если в течении одного года после этого дня они не заявят о своём нежелании состоять в гражданстве РФ).

2.2 Основание и прекращение гражданства Российской Федерации

Статья 18 Закона «О гражданстве РФ» закрепляет основания прекращения гражданства Российской Федерации

Гражданство Российской Федерации прекращается:

вследствие выхода из гражданства;

по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве или международным договором Российской Федерации.

Закон (ст.19) установил две самостоятельные процедуры выхода из Российского гражданства.

В общем порядке - выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории России, осуществляется на основании его добровольного волеизъявления

В упрощенном порядке:

а) выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории иностранного государства;

б) выход из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранцем.

Независимо от процедуры выхода Закон (ст.20) содержит основания, препятствующие выходу из гражданства РФ. Так, выход не допускается, если гражданин Российской Федерации:

) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Статья 21. Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации.

Законом предусмотрены основания отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ (ст.16) в отношении лиц, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или иными действиями создают угрозу безопасности России;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ или о восстановлении в гражданстве РФ, выдворялись за пределы России в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания);

з) не имеют законного источника средств к существованию на день обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории России, если иной срок проживания на территории Российской Федерации, являющийся условием для обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, не установлен законом о гражданстве.

Выход не допускается: после получения повестки о призыве на военную или альтернативную службу и до ее окончания.

Отмена решения по вопросам гражданства осуществляется Президентом России или иным полномочным органом, ведающим делами о гражданстве и принявшим такое решение (ст.23). Решение в случае отмены в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона считается недействительным со дня принятия такого решения [3].

2.3 Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства

В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определено правовое положение в России иностранцев и лиц без гражданства. Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Использование иностранными гражданами и лицами без гражданства прав и свобод не должно наносить ущерб интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц. Находящиеся в РФ иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать российские законы.

Избирательного права иностранные граждане и лица без гражданства не имеют, они не могут избирать и быть избранными в Федеральное Собрание и другие выборные государственные органы, а также принимать участие во всенародных голосованиях (референдумах).

Так же они не несут обязанности воинской службы в рядах Вооруженных Сил РФ.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или между народным договором Российской Федерации не установлено иное.

Отклонение от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.

Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов, пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов, членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов и т. п.

Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане).

В то же время, если ограничение прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев), т.е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены в соответствии с Федеральным Законом ответные ограничения (реторсии).

Федеральный закон О правовом положении иностранных граждан в РФ от 25 июля 2002 г. даёт основные понятия, связанные с пребыванием иностранных граждан на территории России и регулирует их правовой статус.

Он определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти.

Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства является письменное обращение (лично или через представителя) в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

В случае, если иностранные граждане или лица без гражданства намерены въехать в Российскую Федерацию по приглашению российского физического или юридического лица, порядок оформления такого приглашения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Также основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства является надлежащим образом оформленный договор о туристической поездке.

Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть не разрешен, если они:

при обращении за российской визой не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;

в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации нарушили правила пересечения Государственной границы Российской Федерации, таможенные правила, санитарные нормы, - до устранения нарушения;

сообщили о себе или о целях своего пребывания заведомо ложные сведения.

Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства не разрешается в случаях, если:

это необходимо в целях обеспечения безопасности государства;

в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации они были осуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы Российской Федерации в принудительном порядке, - в течение пяти лет после отбытия наказания за совершенное преступление или в течение одного года со дня выдворения в принудительном порядке;

они не представили документы, необходимые для получения российской визы в соответствии с законодательством Российской Федерации, - до их представления;

они ходатайствуют о российской визе на срок более трех месяцев и не представили сертификат об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, - до представления такого сертификата.

в соответствии с законодательством Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, - до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;

осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

не выполнили предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательства по уплате налогов,- до выполнения этих обязательств.

Должностные лица, по вине которых нарушены права иностранного гражданина или лица без гражданства на выезд из Российской Федерации и (или) въезд в Российскую Федерацию, несут материальную и иную ответственность за причиненный своими решениями, действиями (бездействием) указанным лицам ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории РФ, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами РФ.

За нарушение иностранными гражданами правил пребывания в РФ, то есть проживание без документов на право жительства в РФ или проживание по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации или прописки либо передвижения и выбора места жительства, уклонения от выезда по истечении определенного им срока пребывания, а также несоблюдение правил транзитного проезда через территорию РФ к ним могут быть применены в качестве меры административного взыскания предупреждения или штраф в размере до одной второй минимального размера оплаты труда. Эти взыскания налагаются органами внутренних дел.

Злостное нарушение иностранными гражданами правил пребывания в РФ и транзитного проезда через территорию РФ влечет за собой уголовную ответственность.

Иностранному гражданину, нарушающему законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ, может быть сокращен определенный ему срок пребывания в РФ.

Срок пребывания иностранного гражданина в РФ может быть сокращен также в случаях, когда отпали основания для его дальнейшего пребывания. Решение о сокращении срока пребывания принимается органами внутренних дел.

Иностранный гражданин может быть выдворен из пределов РФ:

если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;

если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц;

если он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФе или иное российское законодательство.

Решение о выдворении принимается компетентными российскими органами. Иностранный гражданин обязан покинуть РФ в срок, указанный в этом решении.

Уклоняющиеся от выезда в таких случаях подлежат с санкции прокурора задержанию и выдворению в принудительном порядке. Задержание допускается при этом на срок, необходимый для выдворения [3].

3. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАЖДАНСТВЕ СТРАН СНГ

Из всех государств, входящих ныне в Содружество Независимых Государств, лишь в Армении не было обновлено законодательство о гражданстве. Прежнее законодательство, относящееся еще к периоду существования бывшего Союза ССР, вряд ли целесообразно комментировать сегодня.

Указанное выше состояние законодательства о гражданстве государств СНГ в его сравнении с законодательством России о гражданстве позволяет выявить следующие особенности рассматриваемых законов.

а) Одна группа законов о гражданстве была принята в период сохранившихся связей республик с Союзом ССР, т.е. с 1989 г. и до середины 1991 г. Поэтому некоторые из них были ориентированы на Закон о гражданстве СССР, принятый 23 мая 1990 г. По нынешним меркам, эти законы не отражают в должной мере положение граждан независимого государства.

Так, например в законах о гражданстве Таджикской ССР, Азербайджанской ССР сохраняются положения о равенстве прав граждан данных республик и граждан данных республик (за некоторыми исключениями), об одновременном гражданстве Союза ССР для граждан республики (ст. 2 Закона о гражданстве Азербайджанской ССР, ст.ст. 1 и 4 Закона о гражданстве Таджикской ССР). Закон о гражданстве Таджикской ССР прямо включает Закон СССР «О гражданстве СССР» в состав законодательства Таджикской ССР о гражданстве (ст. 3). Оба названных закона предусматривают защиту и покровительство граждан республики со стороны СССР (ст. 7 Закона о гражданстве Азербайджанской ССР и ст. 8 Закона о гражданстве Таджикской ССР).

Предусматривается и регулирование гражданства международными договорами СССР и республики, а также межреспубликанскими договорами республики с другими республиками в рамках Союза (ст.ст. 11 и 50 Закона Азербайджанской ССР и ст.ст. 18 и 47 Закона о гражданстве Таджикской ССР).

Названные и им подобные нормы фактически утратили силу и нуждаются в изменении или отмене в связи с прекращением существования Союза ССР.

б) Другая группа законов, принятых в основном во второй половине 1991 - 1993 г., была уже сориентирована на достижение и обретение государствами, бывшими в составе СССР, полной независимости. К ним относятся законы о гражданстве Республики Молдова (5 июня 1991 г.), Республики Беларусь (18 октября 1991 г.), Украины (8 октября 1991 г.), Российской Федерации (28 ноября 1991 г.), Республики Казахстан (20 декабря 1991 г.), Республики Узбекистан (2 июля 1992 г.), Туркменистана (30 сентября 1992 г.), Республики Грузия (25 марта 1993 г.), Кыргызской Республики (18 декабря 1993 г.).

Уже в законах, принятых в 1991 г., отсутствуют нормы, вытекающие из сохранения единого гражданства Союза ССР. Тем более этого нет в законах о гражданстве независимых государств, принятых или введенных в действие в 1992 и 1993 годах Поэтому нормы законов названных государств о воспрещении двойного гражданства, об основаниях приобретения, изменения, утраты гражданства, о применении норм международных договоров исходят из деления всех находящихся на территории республики людей на граждан данной республики, иностранцев (граждан других государств) и лиц без гражданства, или апатридов. Какие при этом возникают коллизии - об этом особый разговор.

При анализе всех видов норм института гражданства в законах России и других государств - участников СНГ необходимо учитывать существенные различия между двумя названными группами законов.

Юридическим критерием сопоставления законов о гражданстве России и государств ее «ближнего зарубежья» служат прежде всего нормы современного права о правах человека, в том числе - о правах национальных меньшинств. К ним относятся нормы Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов о правах человека, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, нормы ряда международных конвенций, прямо предусматривающих разрешение вопросов гражданства (о сокращении и устранении без гражданства, о гражданстве замужней женщины, о правах ребенка).

Для государств, прежде входивших в состав СССР, имеют также особое значение международные соглашения и конвенции, заключенные в рамках СБСЕ, поскольку все они являются правопреемниками бывшего Союза ССР по этим соглашениям, а ныне большинство из них стремится войти (и некоторые уже приняты) в состав Совета Европы.

Взаимные отношения по вопросам гражданства между государствами - бывшими союзными республиками СССР будут возникать также и на основе соглашений о правах человека, принятых государствами Азии и Тихоокеанского региона.

Наряду с этими международными соглашениями о правах человека, уже вошедшими в международную практику, для стран СНГ имеют особое значение и региональные нормы, вытекающие из договоров и решений, принимаемых самими государствами СНГ. Именно такие соглашения или акты, носящие рекомендательный характер, учитывают специфические особенности развития стран СНГ и интересы граждан этих государств, зачастую весьма тесно взаимосвязанные. Таким документом является рекомендательный законодательный акт «О согласованных принципах регулирования гражданства», одобренный Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ и парафированный представителями государств СНГ, участвующих в работе МПА.

Общим критерием оценки тех или иных норм законов о гражданстве независимых государств служат также демократические и гуманные принципы, сложившиеся в практике регулирования гражданства передовых цивилизованных государств. К их числу относятся, например, признание гражданства за всеми лицами, постоянно проживающими на территории государства на день принятия (или введения в действие) нового закона о гражданстве или имеющими обусловленный законом срок проживания; предоставление гражданства детям, родившимся на территории государства, родители которых неизвестны либо не имеют гражданства; неущемление права на гражданство для национальных меньшинств; льготы для предоставления гражданства женщинам-иностранкам, вышедшим замуж за гражданина государства [21, с. 54].

Наконец, решение вопросов предоставления гражданства в государствах стран СНГ может достигаться на основе двусторонних договоров между этими государствами. К сожалению, такие специальные договоры по вопросам гражданства только еще намечаются, хотя потребность их в заключении остро ощущается в отношениях России как со странами СНГ, так и государствами Балтии. Возможность заключения таких договоров и их приоритет перед нормами внутреннего законодательства признается законами о гражданстве большинства государств рассматриваемого региона.

В законах Беларуси, Грузии, Молдовы, Туркменистана не выделены особые статьи, характеризующие законодательство о гражданстве. Однако регулирование гражданства законом государства упоминается в ст. 1 Закона о гражданстве Молдовы, в специальных нормах законов Грузии (ст. 46), Туркменистана (ст. 48) и Беларуси (ст. 44).

В законах государств, имеющих в своем составе республики или автономные республики (Азербайджан, Россия, Узбекистан), содержатся общие положения о гражданстве этих республик (ст. 3 Закона Азербайджана, ст. 2 Закона России, ст. 2 Закона Узбекистана). При этом только Закон о гражданстве Азербайджана предусматривает возможность издания законов Нахичеванской АССР по вопросам гражданства, а законы России и Узбекистана не упоминают о законодательстве входящих в них республик по этим вопросам. Законы о гражданстве Грузии (ст. 1) и Молдовы (ст. 1) закрепляют единство гражданства республики, регулируемое законодательством республики, а ст. 3 Закона о гражданстве Украины, выделяя статью о законодательстве, прямо закрепляет, что регулирование гражданства относится к исключительной компетенции Верховного Совета Украины.

Нормы о гражданстве обычно содержатся и в конституциях государств региона.

Однако Конституция как источник законодательных норм о гражданстве упомянута лишь в законах Таджикистана (ст. 3) и Узбекистана (ст. 3), где говорится о принятом на основе Конституции Законе о гражданстве и других издаваемых в соответствии с ним законодательных актах о гражданстве. В законах о гражданстве Казахстана (ст. 2) и Украины (ст. 3) Конституция названа в числе законов, регулирующих гражданство.

В Законе о гражданстве России Конституция упомянута лишь в преамбуле; характеризуя Закон о гражданстве, преамбула подчеркивает, что им обеспечивается «осуществление норм и принципов международного права и Конституции Российской Федерации».

Следует отметить, что кроме общепризнанных общих положений, устанавливающих действие законодательства о гражданстве, в рассматриваемых законах содержится немало специальных норм, распространяющих действие законов бывшего Союза ССР на те или иные отношения гражданства либо, наоборот, ограничивающих действие этих законов либо прекращающих их действие на территории новых государств. Эти нормы относятся к отдельным субинститутам гражданства, которые рассматриваются далее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопросы гражданства - это вопросы взаимоотношения человека и государства. Соответственно, они затрагивают основные права и свободы человека и гражданина. Данные вопросы относятся к ведению Конституционного права.

Гражданство является одним из важнейших элементов правового статуса личности, а также главной предпосылкой обязанности государства защищать права и свободы личности.

Гражданство - один из основных элементов правового статуса личности. Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

Понятие гражданства определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основывается на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Гражданство - правовое состояние, а не фактическое. Граждан государства нельзя рассматривать как совокупность лиц, проживающих на его территории.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существования между лицом и государством особых связей, составляющих содержание государства. Эти связи основаны на юридическом оформлении отношений гражданства, которое выражается в их общем правовом нормировании и в индивидуальном юридическом оформлении гражданства каждого данного лица.

Общее правовое нормирование заключается в том, что государство устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается гражданином государства, а также основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

В отношении каждого человека гражданство юридически оформляется документами, подтверждающими его гражданство.

Устойчивый характер отношений гражданства заключается в их постоянстве (эти отношения длятся от рождения до смерти гражданина)1.

Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство.

Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом. Для подавляющего большинства людей в каждой стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, так они являются гражданами данного государства с самого рождения и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни Однако по разным причинам, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т.е. перемещение больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения - индивидуальные и групповые, распространенные и в Российской Федерации, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Конституция Российской Федерации действующая редакция (на 01.01.2010) - В редакции указов Президента РФ № 20 от 9 января 1996 г., N 173 от 10 февраля 1996 г., № 679 от 9 июня 2001 г., N 841 от 25 июля 2003 г., Федеральных конституционных законов, № 1-ФКЗ от 25 марта 2004 г., № 6-ФКЗ от 14 октября 2005, № 2-ФКЗ от 12 июля 2006, № 6-ФКЗ от 30 декабря 2006, № 5-ФКЗ от 21 июля 2007, Законов РФ о поправке к Конституции РФ № 6-ФКЗ от 30 декабря 2008 и № 7-ФКЗ от 30 декабря 2008

2.Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., Издательство ЭКМОС. 2010 г.

.Закон РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации», с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992 №6. Собрание законодательства РФ. 1995, №7.

.Закон РФ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», №62. Собрание законодательства РФ. 2002, №22. Ст.2031.

.Указ Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г. №2007 «О некоторых вопросах реализации Закона РФ «О гражданстве РФ». Собрание законодательства. 1994. №27.

.Закон СССР от 23 мая 1990 г. «О гражданстве СССР». Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990 г. №23.

.Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. №30. Ст.3032.

.Закон «О беженцах» // СЗ РФ. 1997.№26. Ст.2956.

9.Законы. О гражданстве Российской Федерации [Текст]: федеральный закон: [принят 31 мая 2002 г. № 62 - ФЗ; ред. от 11.11.2003 г.]

10.Законы. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [Текст]: федеральный закон: [принят 25 июля 2002 г. № 175 - ФЗ; ред. от 11.11.2003 г.]

11.Комментарий к Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации»

12.Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изменениями от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г., 15 июня, 18 июля, 30 декабря 2006 г., 10 января, 1, 4 декабря 2007 г., 6, 13 мая, 22, 23 июля, 3, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 28 июня, 21, 27 декабря 2009 г., 9 марта, 5, 7 апреля 2010 г.). Принят Государственной Думой 18 июля 1996 года

.Федеральный закон от 9 марта 2010 г. N 24-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Принят Государственной Думой 19 февраля 2010 года, Одобрен Советом Федерации 3 марта 2010 года

.Конституция (основной закон) Российской социалистической федеративной советской республики Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года

.Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве (Гаага, 12 апреля 1930 года)

16.Комментарий к Конституции Российской Федерации / Е.Ю. Бархатова; Издательство: Проспект <http://www.setbook.ru/books/publishers/publisher457.html>, 2010г. - 253 стр.

17.Конституционное право России // под ред. А.С.Прудникова, В.И. Авсеенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г. - 767 с.

18.Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации]: учебник для вузов / М.В. 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. 784 стр.

.Конституционное право России. Козлова Е.И., Кутафин О.Е.: учебник для вузов 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2008. - 585 стр.

Похожие работы на - Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!