Организация работы Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г.Челябинска по назначению и выплате пособий семьям, имеющим детей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    49,03 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация работы Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г.Челябинска по назначению и выплате пособий семьям, имеющим детей

Оглавление

Введение

Глава 1. Социальная политика государства по оказанию помощи семьям, имеющим детей

1.1 Основные направления социальной политики государства по оказанию помощи семьям, имеющим детей

1.2 Классификация пособий семьям, имеющим детей

1.3 Порядок реализации права на пособия семьям, имеющим детей

1.4 Зарубежный опыт предоставления пособий семьям, имеющим детей

Глава 2. Организация работы Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г.Челябинска по назначению и выплате пособий семьям, имеющим детей

2.1 Функции Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г.Челябинска по оказанию социальной поддержки семьям, имеющим детей

2.2 Основные проблемы и направления совершенствования деятельности Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района по назначению и выплате пособий семьям, имеющим детей

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Современные представления о социальной политики государства по оказанию помощи семьям, имеющим детей проистекают из особенностей семейной политики государства и опираются на теоретические представления о семье и ее взаимодействии с государством как в правовом, так и в социальном аспектах. В контексте рассматриваемой темы семья изучается не только как социальный институт, но также как объект социально-правовой защиты государства. Данный подход предполагает удовлетворение базовых потребностей семьи, связанных с ее материальным благосостоянием, охраной здоровья, получением образования, обеспечением безопасности и др. В рамках семейной политики, руководствуясь социальными и правовыми нормами, разработанными Российским государством, правительством и другими органами государственной и муниципальной власти, призваны обеспечивать полноценное функционирование семьи. Социально-правовая защита с этой точки зрения является сложным нормотворческим и правоприменительным процессом, включающим в себя не только издание нормативных правовых актов (кодексов, законов, указов, постановлений и др.), но и исполнение всей совокупности нормативных правовых установлений и других политических, экономических, нравственных, иных норм и мер.

Вышеизложенное дает основание для акцентирования положения, согласно которому эффективное применение действующего законодательства и его адекватное исполнение, включающее также разработку новых направлений в области социальной политики государства по оказанию помощи семьям, имеющим детей, призвано улучшить социально-правовую защиту семьи и в целом социальное положение российских семей.

Сказанное наглядно подтверждает научную актуальность и практическую значимость разработки проблем теории и практики социальной политики государства по оказанию помощи семьям, имеющим детей на уровне муниципального образования.

В настоящее время Правительство Челябинской области и Администрация города Челябинска достаточно много уделяет внимания повышению уровня жизни и социальной защите семей и граждан, имеющих детей. Разработаны и реализуются федеральные и муниципальные программы, направленные на решение проблем семей с детьми, принят трехлетний бюджет, где большая часть расходов связана именно с социальной сферой граждан, имеющих детей.

Министерство социальных отношений Челябинской области координирует процесс социального обслуживания семей и детей, развитие и формирование оптимальной сети социозащитных учреждений, оказывающих социальную помощь семьям и гражданам, имеющим детей.

Первичная работа по назначению и выплате пособий семьям, имеющим детей в Тракторозаводском районе возложена Управление социальной защиты Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска.

Объектом настоящего исследования является Управление социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска.

Предметом - деятельность Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска по назначению и выплате пособий семьям, имеющим детей.

В соответствии с обозначенными предметом и объектом исследования, целью работы является выявление сущности и системного содержания политики государства по оказанию помощи семьям, имеющим детей на примере Управление социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска и анализ основных проблем и направлений совершенствования деятельности Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района по назначению и выплате пособий семьям, имеющим детей.

Реализация поставленной цели предусматривает поэтапное решение следующих исследовательских задач:

проанализировать основные направления социальной политики государства по оказанию помощи семьям, имеющим детей;

дать классификация пособий семьям, имеющим детей;

рассмотреть порядок реализации права на пособия семьям, имеющим детей;

рассмотреть зарубежный опыт предоставления пособий семьям, имеющим детей;

изучить функции Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска по оказанию социальной поддержки семьям, имеющим детей

рассмотреть Основные проблемы и дать рекомендации по совершенствованию деятельности Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района по назначению и выплате пособий семьям, имеющим детей.

Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще и частнонаучные, а также специальные методы познания.

Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.

Глава 1. Социальная политика государства по оказанию помощи семьям, имеющим детей

.1 Основные направления социальной политики государства по оказанию помощи семьям, имеющим детей

Семейная политика формируется как самостоятельное направление социальной политики и система целенаправленной деятельности, предусматривающая свою стратегию, программы, организацию, кадры, финансовое, другое обеспечение. Социальный институт семьи включается в систему государственной деятельности в качестве целостного объекта.

Семейная политика может быть сформулирована как комплекс практические мер, представляющих семьям с детьми определенные социальные гарантии, цель которых - улучшить благосостояние и обеспечить функционирование семьи в интересах общества. Семейная политика нацелена на смягчение экономических проблем семьи, направлена на более полное удовлетворение семейных нужд.

Государственная семейная политика призвана системно решать задачи укрепления семьи и семейных ценностей, обеспечения ее интересов в процессе общественного развития; создания необходимых условий для реализации семьей своих функций на основе собственной трудовой деятельности; организации субъектной роли семьи в процессе осуществления государственной семейной политики; обеспечения защиты социально уязвимых семей. По своему содержанию семейная политика является комплексной и отражает отношения государства и семьи в основных сферах жизнедеятельности общества. В то же время она сосредоточена на специфических проблемах семьи, связанных с реализацией ее основных социальных функций (репродуктивной,экономической, жизнеохранительной, воспитательной). В связи с этим принципиальное значение имеет четкая дифференциация семейной политики и социальной политики на основе разделения общесоциальных и специфических проблем семьи.

Государство не ограничивает семейную политику социальной защитой семей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. Она составляет лишь одну из функций семейной политики и выполняет вспомогательную роль. Должны быть обоснованы рациональные объемы социальной защиты и соответствующие адаптационные механизмы, исключающие патернализм. При этом особое значение придается социальному обслуживанию, правовой, психологической, информационной поддержке семей.

Важным условием эффективности семейной политики является дифференцированный подход, учитывающий особенности социально-экономического, развития страны, исторического этапа трансформации института семьи, моделей и структуры семей, их доходов, потребностей и интересов. Задачи стабилизации и развития института семьи обусловливают необходимость системного подхода к анализу происходящих в нем процессов, выявления характерных, устойчивых черт жизнедеятельности семьи, закономерностей ее развития, оценки наиболее болезненных процессов.

Резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни как последствие социально-экономических реформ конца XX - начала XXI в. обусловило деформацию демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи. Так, к началу 2001 г. численность населения Российской Федерации составила около 145 млн человек. С 1993 г. естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7-0,9 млн человек в год). За 1992-2000 гг. численность населения сократилась в 65 из 89 субъектов РФ. Естественный прирост населения в 2000 г. был отмечен лишь в 15 субъектах РФ, в число которых входят некоторые субъекты РФ, расположенные в восточной части страны и на Северном Кавказе, а также Республика Калмыкия. В 1999 г. превышение числа умерших над числом родившихся составило в целом по стране 930 тыс. человек, в 2000 г. - 958 тыс. человек. Депопуляция - устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся - затронула в разной степени практически всю территорию Российской Федерации и почти все этнические группы. Одной из причин депопуляции является низкая рождаемость. В 2000 г. родилось 1267 тыс. человек, что на 722 тыс. человек, или в 1,6 раза, меньше, чем в 1990 г. Снижение уровня рождаемости началось с конца 60-х гг. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится 1,2 рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. В ряде регионов, расположенных в центральной части России, суммарный коэффициент рождаемости составляет около одного рождения на женщину. Характер рождаемости в РФ определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости.

В этих условиях важнейшей задачей, возведенной до уровня национального интереса, выступает необходимость формирования действенной системы мер социальной защиты и поддержки семьи, материнства и детства, создания благоприятных условий для их жизнедеятельности. В числе приоритетов стимулирования рождаемости и укрепления семьи Концепцией демографического развития РФ были определены:

формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;

повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями.

Анализ существующей ситуации социального неблагополучия граждан, действенности социальной защиты показывает, что обострившиеся проблемы в этой области требуют на сегодняшний день принятия кардинальных решений в пересмотре прежних взглядов на объект и субъект социальной защиты, в переходе от функции социального обеспечения к функции социальной защиты и социальной поддержки, в совершенствовании организации и менеджмента социальной работы.

Среди проблем, которые должны и могут решаться незамедлительно: обеспечение приоритетного права проживания ребенка в семье; создание материальных условий жизнедеятельности семьи (адресная система льгот, пособий); улучшение жилищных условий; образование детей; охрана здоровья детей; социальная реабилитация детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; поддержка одаренных детей.

Проблемы длительного решения: формирование осознанного родительства; стабильность брачно-семейных отношений; духовный мир семьи, основанный на общечеловеческих ценностях.

Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» , других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 2 октября 2003 г. N 382-О, признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, Конституция РФ тем самым предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством. Вместе с тем закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите материнства и детства, семьи не подразумевает право этих граждан на получение определенных денежных сумм. Вопрос о конкретных размерах пособий и других выплат, вытекающих из конституционного права на социальное обеспечение, решается, как следует из ст. 39 (ч. 2), 71 (п. "в", "е"), 72 (пункты "б", "ж" ч. 1) и 76 (ч. 1 и 2), законодателем. Исполнительная же власть в лице Правительства РФ обеспечивает проведение в России единой государственной политики в области социально-экономического обеспечения (п. "в" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). При этом осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты материнства и детства должно согласовываться, в силу правовой позиции Конституционного Суда России, в т.ч. с имеющимися у него на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.

Идея материального стимулирования повышения рождаемости была озвучена и в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. Как отмечено в Послании, государство обязано помочь женщине, которая родила второго ребенка и на долгое время выбывает из трудовой деятельности, теряя свою квалификацию. Необходимость разработки эффективных программ поддержки материнства, детства и семьи, совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышения размеров пособий и обеспечения их адресности, была взята за основу концепции построения Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее Закон).

По замыслу законодателя, Закон предусматривает формирование системы мер дополнительного материального стимулирования граждан, имеющих детей. Вместе с тем буквальный анализ его положений позволяет отметить, что названные меры имеют выборочный характер как по своему содержанию, так и по субъектам материального обеспечения. Под дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей, понимаются меры, обеспечивающие возможность приобретения жилья, получения услуг в сфере образования, улучшения пенсионного обеспечения с учетом особенностей установленных Законом. Обеспечение реализации указанных мер будет осуществляться за счет материнского (семейного) капитала - обособленных средств федерального бюджета, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ.

По сути, в преамбулярной части Закона определен предмет его регулирования, т.е. общественные отношения, урегулированные нормами данного Закона, которые в силу этого становятся правовыми отношениями: Закон регулирует отношения, связанные с приобретением и порядком реализации права на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

Понятие дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, определено в п. 1 ст. 2 Закона: под ними понимаются меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных данным Законом.

Согласно концепции комментируемого Закона обеспечение реализации указанных мер планируется осуществлять за счет материнского (семейного) капитала, понятие которого определено в п. 2 ст. 1 - это обособленные средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет ПФР на реализацию данных мер. Сама же концепция Закона излагалась в пояснительной записке к его проекту, который был разработан и внесен в Государственную Думу Правительством РФ (распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2006 г. N 1439-р). С учетом концепции законопроекта и изменений, которые внесены в него в процессе законодательной деятельности, необходимо отметить следующие ключевые моменты комментируемого Закона.

Законом предусмотрено предоставление права на дополнительные меры государственной поддержки женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 г. и до 31 декабря 2016 г., женщинам, родившим (усыновившим) в этот же период третьего или последующего ребенка (если ранее они не воспользовались правом на данные меры), а также мужчинам, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей (если дети ранее не воспользовались правом на данные меры и решение суда об усыновлении вступило в законную силу в указанный период). При этом в случае смерти указанных женщин, объявления их умершими, лишения их родительских прав, а также в случае совершения умышленного преступления против жизни и здоровья ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки перейдет к отцу (усыновителю) ребенка (детей) независимо от его гражданства. В случае смерти обоих родителей (усыновителей) ребенка (детей) или единственного родителя (усыновителя) ребенка (детей), объявления их умершими, лишения их родительских прав, совершения ими умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки переходит к ребенку (детям в равных долях).

Право на дополнительные меры государственной поддержки может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня возникновения права на них, т.е. по достижении ребенком возраста трех лет либо прошествии трех лет со дня его усыновления.

В целях регистрации права на дополнительные меры государственной поддержки Законом предусмотрено создание федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Ведение этого регистра осуществляет ПФР и его территориальными органами. Кроме того, на ПФР и его территориальные органы Законом возложены обязанности по рассмотрению заявлений и выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. При этом ПФР и его территориальные органы наделены правом проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах.

Законом установлен размер материнского (семейного) капитала - 250 тыс. рублей, порядок его пересмотра (размер указанного капитала должен ежегодно пересматриваться федеральным законом о федеральном бюджете с учетом темпов роста инфляции). Пересмотр размера материнского (семейного) капитала предполагается осуществлять до перечисления средств материнского (семейного) капитала в ПФР по заявлению о распоряжении материнским (семейным) капиталом.

Законом установлен механизм реализации права на дополнительные меры государственной поддержки, включающий порядок подачи заявления о распоряжении материнским (семейным) капиталом, его рассмотрения и принятия по нему решения, а также перечень направлений распоряжения материнским (семейным) капиталом и условия распоряжения этим капиталом по выбранному направлению.

Предполагается, что лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, сможет принять решение о распоряжении этим капиталом в размере всей суммы материнского (семейного) капитала либо ее части на:

улучшение жилищных условий, т.е. на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах);

получение образования ребенком (детьми). При этом возраст лица, на получение образования которого может быть направлена сумма (часть суммы) материнского (семейного) капитала, на момент начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет;

формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, родившей (усыновившей) второго ребенка либо женщины, родившей (усыновившей) третьего или последующего ребенка, если ранее она не воспользовались правом на предоставление материнского (семейного) капитала.

В целях более детальной регламентации положений Закона им делегируется решения ряда вопросов Правительству РФ, в т.ч. в отношении механизмов использования средств материнского капитала.

Таким образом, анализ существующей ситуации социального неблагополучия граждан, действенности социальной защиты показал, что обострившиеся проблемы в этой области требовали принятия кардинальных решений в пересмотр прежних взглядов на объект и субъект социальной защиты. В Российской Федерации была создана система мер социальной защиты и поддержки семьи, материнства и детства, создания благоприятных условий для их жизнедеятельности.

.2 Классификация пособий семьям, имеющим детей

Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Закон) установлена единая система соответствующих выплат. С принятием нашумевшего Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и ряда других нормативных правовых актов в плане обеспечения указанными пособиями произошли некоторые изменения.

Родителям нужно знать, что пособия в связи с рождением и воспитанием детей могут выплачивать за счет Фонда социального страхования (далее - ФСС) или средств бюджетов субъектов РФ. Из средств ФСС выдают следующие пособия: по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет. Из средств субъектов РФ перечисляют ежемесячное пособие на ребенка.

Для начала попробуем разобраться с выплатами за счет ФСС. Первая -пособие по беременности и родам. К счастью, никаких серьезных изменений в отношении порядка его назначения и выдачи не произошло. В соответствии со ст. 255 Трудового кодекса РФ пособие выплачивают за период отпуска по беременности и родам в размере

среднего заработка (дохода) по месту работы за последние двенадцать календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий (женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ). Порядок исчисления среднего заработка (дохода) установлен Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 года № 213;

стипендии (женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования);

Таким образом, в основном за период отпуска по беременности и родам можно рассчитывать на пособие в размере среднего заработка. Продолжительность такого отпуска составляет при нормальных родах 70 календарных дней до родов и 70 - после; при осложненных родах 70 календарных дней до родов и 86 - после; при рождении двух и более детей - 84 календарных дня до родов и 110 - после.

Размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.

Пособие также выдают, если работник организации усыновил ребенка. Продолжительность отпуска в этом случае составляет 70 календарных дней с момента его рождения. Если после усыновления прошло более 70 календарных дней с момента рождения, то пособие не выплачивают. При усыновлении двух детей полагается отпуск в 110 календарных дней с момента их рождения.

Выплаты производят на основании листка нетрудоспособности не позднее десяти дней с момента его предъявления. Листок должен быть подан в бухгалтерию не позднее, чем через шесть месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. Сумму пособия рассчитывают в следующем порядке. Определяют расчетный период, который с 2004 года составляет двенадцать месяцев, предшествующих отпуску по беременности и родам. Кстати, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год» данный порядок не изменился. Затем подсчитывают общее количество отработанных дней в расчетном периоде и общую сумму выплат за этот период. Нужно отметить, что при определении размера пособия по беременности и родам учитывают все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в организации, на которые начисляются налоги и (или) уплачиваются страховые взносы, поступающие в бюджет ФСС. При этом учитывают зарплату только по основному месту работы. После этого определяют величину дневного пособия путем деления общей суммы выплат на количество отработанных дней. Полученное число умножают на количество рабочих дней, которое пропустит сотрудница в связи с нахождением в отпуске по беременности и родам.

Размер пособия составляет 100 % заработка и не зависит от стажа. Однако данная норма действует до тех пор, пока законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании не будет установлено иное. Возможно, что пособие по беременности и родам также будет зависеть от непрерывного трудового стажа (как в настоящее время пособие по временной нетрудоспособности), поскольку изменения, внесенные в ст. 8 Закона Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, это предусматривают.

До 1 января 2005 года максимальный размер пособия за полный календарный месяц составлял 11,7 тыс. руб. плюс районный коэффициент. Упомянутым уже Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 202-ФЗ он увеличен до 12,48 тыс. руб. Если при расчете заработной платы применяют районные коэффициенты, их учитывают и при исчислении пособия по беременности и родам. Оно не облагается налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом, а также взносом на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Сумма единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель). Оно также не облагается налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом и взносом на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Выплату производят на основании соответствующей справки из медицинского учреждения, которая должна быть представлена вместе с листком нетрудоспособности по беременности и родам. Если работница приносит ее позже, то пособие выдают в течение десяти дней после такого предъявления, но не позднее, чем через шесть месяцев после окончания отпуска по беременности и родам.

Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивают при рождении или усыновлении детей в возрасте до трех месяцев по месту работы одного из родителей или усыновителей (по их выбору). При рождении двух и более детей пособие выдают на каждого. При рождении мертвого ребенка пособие не полагается.

До 1 января 2005 года размер единовременного пособия составлял 4,5 тыс. руб. Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 206-ФЗ он увеличен до 6 тыс. руб. В тех регионах, где установлен районный коэффициент к заработной плате, сумма увеличивается соответствующим образом. До настоящего времени в данный закон поправок не вносилось.

Выплату производят на основании следующих документов: заявления родителя (усыновителя) ребенка; справки о рождении ребенка, выданной органом ЗАГС для получения пособия; справки с места работы второго родителя (усыновителя) о том, что ему пособие не выдавалось. Деньги выдают в течение десяти дней с момента представления в бухгалтерию всех необходимых документов.

Единовременное пособие при рождении ребенка налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом, а также взносами на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не облагается.

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора летназначают тем, кто фактически выполняет эти обязанности (мать, отец, бабушка, дедушка, опекун). Если человек, находящийся в таком отпуске, трудится на условиях неполного рабочего времени или на дому, то пособие выплачивают ему в обычном порядке. Если у работницы, находящейся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, начинается отпуск по беременности и родам, то она может получить только одно пособие - на выбор. Размер выплат не зависит от числа детей младше полутора лет, за которыми ухаживают.

Основанием для выдачи пособия являются следующие документы: заявление работницы (работника) о предоставлении ей (ему) отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет; приказ руководителя предприятия о предоставлении такого отпуска; заявление работницы (работника) о назначении пособия; копия свидетельства о рождении ребенка. Заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет составляют в свободной форме. Данное пособие налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом, а также взносами на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не облагается.

Как уже упоминалось, ежемесячное пособие на ребенка с 1 января 2005 года выдают за счет средств субъектов РФ. При этом порядок назначения и выплаты его эти субъекты устанавливают самостоятельно. Такие изменения внесены все тем же Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. Напомним, что ранее подобное пособие получал один из родителей на каждого ребенка до достижения им возраста 16 лет в размере 70 руб. в месяц. Средства на текущую выплату пособий в полном объеме выделяли бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета целевым назначением. Теперь власти на местах вправе сами установить сумму денег и возрастной порог детей, родителям которых ее будут выплачивать. В связи с этим есть серьезные опасения, что такие пособия в большинстве регионов вообще не будут установлены.

Таким образом, система пособий гражданам, имеющим детей, включает в себя:

пособие по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет;

ежемесячное пособие на ребенка.

Государство гарантирует все перечисленные выплаты - за исключением ежемесячного пособия на ребенка, которое отдано на откуп региональным властям.

.3 Порядок реализации права на пособия семьям, имеющим детей

Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 г. N 1012н (далее Порядок).

Лица, имеющие право на получение пособий, их законные представители или доверенные лица в целях получения пособий обращаются в организации, назначающие указанные пособия, с заявлением и документами, предусмотренными Порядком, необходимыми для получения пособий.

Указанные заявление и документы могут быть направлены в организации, назначающие пособия, по почте. В этом случае направляются копии документов, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке, подлинники документов не направляются.

В заявлении, указываются:

наименование организации, в которую подается заявление;

фамилия, имя, отчество без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность, а также статус лица, имеющего право на получение государственных пособий (мать, отец, лицо, их заменяющее);

сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи), заполняются в соответствии с реквизитами документа, удостоверяющего личность;

сведения о месте жительства, месте пребывания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры), указываются на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства, месту пребывания (если предъявляется не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность);

сведения о месте фактического проживания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры);

вид пособия, за назначением и выплатой которого обращается лицо, имеющее право на получение государственных пособий;

способ получения пособия: почтовым переводом либо перечислением на личный счет лица, имеющего право на получение пособия, открытый в кредитной организации;

сведения о реквизитах счета, открытого лицом, имеющим право на получение пособий (наименование организации, в которую должно быть перечислено пособие, банковский идентификационный код (БИК), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), присвоенные при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, номер счета лица, имеющего право на получение пособий).

Указанные сведения подтверждаются подписью лица, подающего заявление, с проставлением даты заполнения заявления.. Пособие по беременности и родам.

Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух и более детей - сто десять) календарных дней после родов.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его (их) усыновления и до истечения семидесяти календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей - ста десяти календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).

В случае обращения за назначением пособия по беременности и родам в орган социальной защиты населения по месту фактического проживания либо по месту пребывания дополнительно представляется справка из органа социальной защиты населения по месту жительства о том, что пособие не назначалось;. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, указанные в подпунктах "а"-"г" пункта 9 Порядка, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель).

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, выплачивается в размере, установленном в соответствии со статьей 10 <#"justify">Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ // Российская газета №99, 24.05.1995г.

Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. одобрена распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. N 1270-р // СЗ РФ. 2001. N 40. Ст. 3873

О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ // Российская газета. №247. 31.12.2006 г.

О проекте Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержке семьи имеющих детей: Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2006 г. N 1439-р» // Собрание законодательства РФ, 2006, N 43, ст. 4523.

О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской ФедерацииФедеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 года N 122- ФЗ // Российская газета, №188, 31.08.2004г.

Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Российская газета, № 256, 31.12.2001г.

Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 г. N 1012н // Российская газета, №15, 27.01.2010г.

О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ // Российская газета №99, 24.05.1995г.

Приказ <http://base.garant.ru/190750.htm> Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 г. N 74 "Об утверждении Перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам" // Российская газета, №52, 15.03.2007 год.

Об областном единовременном пособии при рождении ребенка: Закон Челябинской области от 27 октября 2005 г. № 417-ЗО// Сборник законодательства Челябинской области. 2006. №2. Ст. 24.

О ежемесячном пособии на ребенка: Закон Челябинской области от 28 октября 2004 г. № 299-ЗО (в ред. от 23 августа 2007 г.) // Южноуральская панорама. 23 ноября 2004 г.; 11 сентября 2007 г

О Порядке оказания социальной поддержки в виде единовременного социального пособия семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, на подготовку детей к учебному году в 2009 году (вместе с "Порядком оказания социальной поддержки в виде единовременного социального пособия семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, на подготовку детей к учебному году в 2009 году"): Постановление Губернатора Челябинской области от 7 август а 2009 г. N 200 // Южноуральская панорама. 13 август а 2009 г.

Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги "Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком" на территории города Челябинска (вместе с "Административным регламентом по предоставлению государственной услуги "Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком" на территории города Челябинска"): Постановление Администрации города Челябинска от 13 октября 2009 г. N 197-П // Документ официально опубликован не был.

Положение об Управлении социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района: Постановление Администрации г. Челябинска от 15 января 2005 г. // Документ опубликован не был.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г // Российская газета, 2006, 11 мая, N 97.

Литература

Антропов, В.В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы / В.В. Антропов.- М., 2006. - 311с.

Галаганов, В.П. Российское социальное обеспечение: проблемы и перспективы развития / В.П. Галаганов // Государство и право. 2007. N 12. С. 39- 41.

Губинский, М.Ш. Проблемы функционирования системы социальной защиты / М.Ш. Губинский // Современное право. 2009. N 9. С. 38 - 39.

Гусов, К.Н. Право социального обеспечения / К.Н. Гусов . - М., 2008. - 455с.

Коробов, Г.А. Государственная система социальной защиты личности при переходе к рыночной экономике / Г.А. Коробов : Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008. - 264с.

Кузьмен, О.В. Социальная политика государства / О.В. Кузмен . - Новосибирск 2007. - 443с.

Лепихов, М.И. Право и социальная защита населения (социальное право) / М.И. Лепихов . - М., 2007. - 411с.

Макаров, В.Ф. Конституционно-правовые основы социальной политики Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. - 222с.

Пашков, А.В. Европейская социальная политика / А.В. Пашков .- М, 2009.- 453с.

Права человека в России: декларации, нормы и жизнь // Государство и право. 2009. N 4. С. 35.

Романова, Т.Ф. К вопросу о концепции социальной защиты населения / Т.Ф. Романова // Финансовая политика Российского государства в условиях экономических и социальных реформ. Сборник научных трудов. Ростов н/Д, 2004. Вып.4

Трубин, В.В. Стратегия реформирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации / В.В. Трубин. М., 2009.

Холостова, Е.И. Социальная политика. Учебное пособие / Е.И. Холостова. М., Инфра-М. 2007. - 533с.

Юдин, В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы. Казань, 2005. - 465с.

социальная защита пособие дети

Материалы судебной практики

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 октября 2003 г. N 382-О «По запросу группы депутатов государственной думы О проверки конституционности положений статей 8, 15 и 17 Федерального закона о государственных пособиях гражданам, имеющих детей» // Вестник Конституционного Суда, 2004, N1.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 г. N 258-О «Об отказе в принятии в рассмотрении жалобы гражданина Рамалданова Муслима Джалиловича на нарушение его конституционных прав положениями преамбулы, абзацев четвертого и восьмого статьи 1 и пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Вестник Конституционного Суда, 2003, N 2.

Интернет источники

Социальная защита // Официальный сайт Администрации города Челябинска // www.cheladmin.ru

Похожие работы на - Организация работы Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г.Челябинска по назначению и выплате пособий семьям, имеющим детей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!