Организация адвокатуры в советский период

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,02 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация адвокатуры в советский период

Содержание

Введение

Организация адвокатуры в советский период

. Период с 1917 по 1922 гг.

. Период с 1922 по 1939 гг.

. Период с 1939 по 1962 гг.

. Период с 1962 по 1991 гг.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы исследования предопределена тем обстоятельством, что задача построения правового государства, процесс демократизации общества, проблемы укрепления законных прав граждан требуют нового подхода к вопросам деятельности адвокатуры и адвоката-защитника в уголовном процессе. В Концепции судебной реформы в РСФСР говорится о том, что уровень развития адвокатуры - индикатор состояния демократии в обществе, один из признаков реальной защищенности прав человека. Значительна роль адвокатуры и в осуществлении правосудия. Различаясь по своей правовой природе, кругу полномочий, целям деятельности и т.д., суд и адвокатура, вместе с тем, тесно взаимосвязаны и оказывают друг на друга взаимное влияние. Адвокат может в полной мере реализовать свои функции защитника лишь в суде, где созданы наилучшие условия для отстаивания прав и законных интересов человека и гражданина. С другой стороны, функции суда по осуществлению правосудия могут быть реализованы только при обеспечении равноправия сторон и состязательности, когда сторона защиты представлена профессиональным защитником. В настоящее время реформируется уголовно-процессуальное законодательство России. Вопросы организации адвокатуры и вопросы осуществления защиты в уголовном процессе, рассматриваются в работе во взаимной связи. Это обусловлено тем, что оптимальное построение адвокатской корпорации не является самоцелью. Только правильная организация адвокатуры может обеспечивать реализацию главной цели создания и деятельности этого объединения - защиту законных интересов лиц, обратившихся за юридической помощью. Особенно это касается вопросов обеспечения прав граждан в уголовном судопроизводстве, где очень важно то, чтобы право на защиту в полной мере имели возможность реализовать все граждане, вне зависимости от своего социального, материального положения и других факторов.

К созданию законодательства об адвокатуре и регулированию деятельности защиты в уголовном процессе необходим комплексный подход. Такой же подход необходим и к изучению этих вопросов. При этом комплексность изучения проблемы должна проявляться не только в отношении предмета исследования, но и в отношении изучаемого исторического периода. После ликвидации Декретом №10 суде от 22 ноября 1917 года российской адвокатуры, действовавшей на основе Судебных уставов 1864 г. и с созданием советской адвокатуры вопросами ее организации занимались М.В.Исаев - Подпольная адвокатура. М. 1924., М.В.Кожевников - Советская адвокатура. М.,1939., Е.Ривлин - Советская адвокатура, М.,1926., М.П.Шаламов - История советской адвокатуры. М.,1939., и другие авторы.

Предметом реферата является организация адвокатуры в России и процессуальное положение адвоката-защитника в уголовном процессе в советский период.

Целью данной работы является анализ организации адвокатуры в советский период и рассмотрение данной темы в конкретные периоды истории СССР.

ноября 1917 г. Декретом № 1 пришедшее к власти правительство В.И. Ленина (Ульянова) упразднило институты приватной и присяжной адвокатуры без некоторой замены. Согласно с терминологией, употреблявшейся в данный период времени, в роли защитников по уголовным делам либо поверенным по гражданским имел возможность выступить каждый человек, пользовавшийся гражданскими правами.

Период с 1917 по 1991 гг., то есть развитие советской адвокатуры, символически делится на следующие этапы:

) с 1917 по 1922 г.;

) с 1922 по 1939 г.;

) с 1939 по 1962 г.;

) с 1962 по 1991 г., то есть на четыре периода, любой из которых считается исторической вехой становления нашей страны.


Организация адвокатуры в советский период

. Период с 1917 по 1922 гг.

Условно этот период именуется переходным от старого строя к свежему в условиях гражданской войны, бушевавшей в России.

Первой попыткой воссоздать адвокатуру была Памятка о революционных трибуналах от 19 ноября 1917 г. Согласно с данной Инструкцией при революционных трибуналах обязаны были быть сделаны коллегии защитников, куда брали на себя лиц по советы районных советов. Декрет № 2 "О суде" от 15 февраля 1918 г. гласил, что при Советах рабочих, солдатских и деревенских депутатов делались коллегии правозаступников, то есть лиц, посвящающих себя правозаступничеству как в форме социального обвинения, но и в форме социальной защиты. В данные коллегии имели возможность вступать лица, избираемые и отзываемые Советами рабочих, солдатских и деревенских депутатов. По Положению об этническом суде РСФСР от 30 ноября 1918 года стали учреждаться коллегии защитников, обвинителей и адептов сторон в гражданском процессе. Они создавались, как указывалось в Положении, "для содействия суду в деле более полного освещения всех обстоятельств, затрагивающих обвиняемого либо интересов сторон, участвующих в. гражданском процессе". Так же, как и коллегии правозаступников, они учреждались при Советах трудящихся и крестьянских депутатов. Данный законодательный акт уже содержал отдельные положения, касающиеся свежей организации судебной защиты, обвинения и представительства, соответствовавшей духу времени. Члены коллегии избирались Советами трудящихся солдатских и деревенских депутатов и были должностными лицами, получавшими содержание в объеме оклада, устанавливаемого для этнических судей. При всем при этом плата за участие в процессах членов коллегии определялась и взималась с винимых и сторон судом и зачислялась в достаток Республики по смете Этнического комиссариата юстиции. Этим образом, адвокатура была практически инструментом свежего государства, и ни о какой самодостаточности и речи быть не могло. Но даже в этом усеченном

облике она не устраивала свежую власть, так как по пути собственной не подходила для тоталитарного государства. 11 мая 1920 г. Совнарком издал Постановление "О регистрации лиц с высочайшим юридическим образованием". Данные лица в 3-дневный срок с эпизода опубликования распоряжения обязаны были зарегистрироваться в отделах по учету и распределению рабочей силы районных советов, и их обязаны были в норме отбывания трудовой повинности подталкивать в учреждения, имеющие необходимость в юристах. В случае отказа от регистрации данные лица объявлялись дезертирами и подлежали суду. 21 октября 1920 г. ВЦИК принял дополнение к Положению об этническом суде РСФСР, коим коллегии правозащитников были упразднены.

2. Период с 1922 по 1939 гг.

В процессе заседаний 25-6 мая 1922 г. Всесоюзный центральный исполнительный комитет принял Положение об адвокатуре, определившее единые черты корпорации и функции коллегий защитников. 5 июля 1922 г. было принято Положение о коллегии защитников. Согласно с этим положением коллегии защитников делались в любой губернии при губернских судах. Коллегия защитников считалась общественной организацией. В ее состав не включались лица, работавшие в государственных учреждениях и на предприятиях, за исключением занимавших выборные должности, а кроме того профессоров и учителей высочайших учебных заведений. Положение не устанавливало образовательного ценза для предисловия в коллегии адвокатов. Начальство коллегией обязано было осуществляться президиумом, избираемым единым собранием. Президиум имел широкий круг возможностей по приему и исключению членов коллегии, обсуждению дисциплинарных дел, организации юридических консультаций. Надзор за работой коллегии осуществлялся судами, прокуратурой и исполкомами районных советов. Члены коллегий вначале избирались исполкомами, а далее утверждались президиумом.

Стенограммы заседаний коллегий передавались в губернский суд, а копия - в прокуратуру. 7 июня 1923 г. распоряжением ВЦИК Положение о коллегии защитников было внесено отдельной главой в начало Положения о судоустройстве. 20 июня 1928 г. решением НКЮ РСФСР губернским и окружным судам было дано право устанавливать максимальное число членов коллегий защитников. В 1927 г. решением центральных партийных органов адвокатам-членам ВКП (б) запрещалась приватная практика. Длительное время шел спор о том, можно ли юристам заниматься приватной практикой. В планах Положения об адвокатуре 1934 г. и 1937 г. таковое разрешалось, то не разрешалось, и приватная практика рассматривалась как альтернатива работы юристов в коллегиях. Период сомнений кончился принятием 16 августа 1939 г. Положения об адвокатуре СССР.

. Период с 1939 по 1962 гг.

Согласно с Положением об адвокатуре в СССР от 16.08.1939 г. для предложения юридической поддержки населению в краях, областях, автономных республиках и союзных республиках, не имеющих областного деления, образовывались областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов. Организация коллегии юристов и общее начальство их работой осуществлялось Этническим комиссариатом юстиции СССР через этнические комиссариаты юстиции союзных и автономных республик и управления НКЮ союзных республик при областных и краевых советах депутатов трудящихся. Юридическая поддержка населению оказывалась путем:

а) дачи юридических консультаций (советов, справок, разъяснений и т.п.);

б) составления заявлений, претензий и других документов по пожеланиям граждан, учреждений, организаций и предприятий;

в) участия юристов в судебных процессах в виде защитников обвиняемых, адептов интересов ответчиков, истцов и иных заинтересованных лиц.

Коллегиям были даны права юридических лиц.

Согласно со свежим законом членами коллеги юристов могли быть лица:

а) имеющие высочайшее юридическое образование;

б) окончившие юридические средние учебные заведения при наличии стажа фактической работы в судебных, прокурорских и других органах юстиции минимум одного года;

в) лишенные юридического образования, хотя проработавшие минимум трех лет в виде судей, прокуроров, следователей и юрисконсультов.

Помимо этого заниматься адвокатской работой имели возможность лица, не состоявшие в коллегии адвокатов. Впрочем, они допускались к занятию адвокатской работой с разрешения этнического комиссара юстиции союзной республики в порядке, характеризуемом инструкцией НКЮ СССР. Не имели возможности стать членами коллегии юристов лица, раньше судимые, не имеющие избирательных прав, оказавшиеся под следствием и судом. Исключение из коллегии юристов также производилось президиумом коллегии адвокатов. Причиной к исключению могло быть:

а) совершение преступления, установленного приговором суда;

в) несоблюдение правил внутреннего распорядка коллегии адвокатов.

Решение президиума коллегии юристов об отказе в способе в ее члены или об исключении из коллегии юристов могло быть обжаловано этническому комиссару юстиции соответствующей союзной либо автономной республики. Решение этнического комиссара юстиции автономной республики могло быть обжаловано этническому комиссару юстиции соответствующей союзной республики, а решение этнического комиссара юстиции союзной республики - Этническому комиссару юстиции СССР, решение которого считалось окончательным. Этническому комиссару юстиции СССР и этническому комиссару юстиции союзной республики принадлежало право отвода принятых в коллегию адвокатов. Прием в адвокатуру присутствовал под многократным контролем властей и многократно усиливался. 22 апреля 1941 г. был издан Приказ № 63 Этнического комиссариата юстиции "О контроле за способом в адвокатуру СССР". Аналогичные приказы издавались неоднократно. Особо следили за политической подготовленностью адвокатов. Дисциплинарная обязанность юристов полностью пребывала под контролированием НКЮ СССР. 11 апреля 1940 г. была подтверждена инструкция о порядке рассмотрения дисциплинарных дел членов коллегий адвокатов. Приказ № 70 от 8 мая 1941 г. обозначил порядок наложения дисциплин партийных взысканий. Положение об адвокатуре в СССР 1939 г. работало до 1962 г., то есть более 20 лет. Хотя в этот период наблюдалось большое количество изъятий дел из обычного судопроизводства. Во-первых, 1 декабря 1934 г. было принято постановление, ЦИК СССР, определившее определенный порядок судопроизводства по делам о террористических организациях и террористических актах. 14 сентября 1937 г. свежим постановлением ЦИК СССР был явен особый порядок судопроизводства по делам о контрреволюционном вредительстве и диверсиях. Этим распоряжением юристы не допускались к участию в процессах. Во-вторых, Великая Отечественная война 1941-1945 гг. положила свой след на работу адвокатов. Стоит отметить в соответствии с Положением от 22 июня 1941 года, всем армейским трибуналам было предоставлено право рассмотрения дел по прошествии 24 часов в последствии вручения винимому обвинительного заключения. Президиумы коллегий юристов и юридические консультации сообразно Письму НКЮ СССР №16-А от 25 декабря 1941 года обязаны были выделять юристов при условии получения от суда извещения в канун дня слушания дела. Количество юристов уменьшилось по вопросу, связанным с их уходом в ряды армии на фронт. Одной из существенных задач для коллегий юристов в период военного времени было предложение юридической поддержки военнослужащим, членам их семей и инвалидам Отечественной войны. Юридическая поддержка этим лицам по явным категориям дел оказывалась бесплатно. Наркомат юстиции СССР Посланием № Д-21 от 6 марта 1943 г. обязал президиумы коллегий для предложения такой поддержки выделять наиболее грамотных адвокатов. В последствии смерти И.В. Сталина и завершения периода репрессий с наступлением хрущевской "оттепели" стала некоторое количество меняться позиция законодателя относительно к законам, дискриминирующим права юристов как участников уголовного процесса. Стоит отметить Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1956 года были отменены: Распоряжение Президиума ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года о порядке ведения дел о подготовке либо совершении террористических актов и Распоряжения ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года и от 14 сентября 1937 года о внесении перемен в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик, коими устанавливался исключительный порядок расследования и судебного рассмотрения дел о преступлениях, предусмотренных заметками 587, 588, 589 УК РСФСР. Адвокатура стала изменяться, и был необходим свежий закон об адвокатуре.

адвокатура коллегия дисциплинарный юрист

4. Период с 1962 по 1991 гг.

Согласно с принятым в СССР Законом о судоустройстве, коллегии юристов должны были работать с причиной положений, подтвержденных Верховными советами союзных республик. Положение об адвокатуре РСФСР было подтверждено Законом РСФСР от 25 июля 1962 г. Согласно со ст. 1 Положения, коллегии юристов определялись как добровольные объединения лиц, занятых адвокатской деятельностью. Республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские (в городах Столице и Ленинграде) коллегии юристов создавались в целях претворения в жизнь обороны на подготовительном следствии и на суде, офисы по гражданским делам в суде и арбитраже, а также для предложения иной юридической поддержки гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и колхозам в РСФСР. Адвокатской работой имели возможность заниматься лишь лица, состоящие членами коллегий адвокатов. Организация, начальство и контроль за работой коллегий юристов осуществлялись Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Столичного и Ленинградского городских Советов депутатов трудящихся. Общее начальство коллегиями юристов в РСФСР и контроль за их работой осуществлялись Министерством юстиции РСФСР. Объем платы, взимаемой за предложение юридической помощи, а кроме того порядок предложения платной юридической поддержки определялся инструкцией Министерства юстиции РСФСР, подтвержденной Советом Министров РСФСР. Распоряжением Совета Министров РСФСР от 14 февраля 1966 года № 155 была подтверждена Инструкция о порядке оплаты юридической помощи, оказываемой юристами гражданам, предприятиям, учреждениям, совхозам, колхозам и иным организациям. Случились изменения в требованиях, предъявляемых к соискателям в адвокаты. Согласно со ст. 9 Положения членами коллегии юристов могли быть граждане СССР, имеющие высочайшее юридическое образование и навык работы по профессии юриста минимум двух лет. Повторяющий вид исключения с разрешения Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, Московского, Ленинградского городского Совета депутатов рабочих в члены коллегии имели возможность приниматься лица, не имевшие высочайшего юридического образования, при наличии стажа работы по профессии юриста минимум 5 лет. Страна продолжало совершать контроль за поступавшими в коллегии. Совет Министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, Московского, Ленинградского городского Совета депутатов рабочих в течение месяца со дня сообщения о способе нового члена в коллегию юристов было право отчислить снова принятого. Страна осуществляла контроль адвокатуры по основным вопросам. Во всем остальном коллегии были самоуправляемыми организациями. Адвокатура сообща со всей страной продолжала совершенствоваться. XXIII съезд КПСС и сентябрьский (1965 года) Пленум ЦК КПСС провозгласили курс на улучшение финансовых отношений. По вопросу, связанным с этим важность роли юристов в распоряжении этническим хозяйством стала сознаваться наиболее открыто. В начале декабря 1970 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР издалека совместное распоряжение "Об улучшении правовой работы в этническом хозяйстве". Адвокатура несла солидную нагрузку в правовом обслуживании предприятий, учреждений, организаций, совхозов и колхозов, в коих отсутствовала юридическая служба. Наряду при участии в судах по обсуждению уголовных и гражданских дел юристы вели консультационную работу. Конституция СССР 1977 г. включала статью, в которой рассказывалось об адвокатуре (ст. 161). 30 ноября 1979 года был принят Закон СССР об адвокатуре. 20 ноября 1980 года на основе этого Закона было принято Положение об адвокатуре РСФСР. Свежее положение усовершенствовало положение от 1962 г., в едином организационно его повторяло и присутствовало до 1991 г., то есть до распада СССР и РСФСР, а в последствии распада СССР присутствовало в новой суверенной России.

Заключение

На основе Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик от 16 августа 1938 г. было принято Положение об адвокатуре СССР (постановление СНК СССР от 16 августа 1939 г.)1. Согласно Положению коллегии адвокатов (вместо коллегий защитников) создавались в автономных республиках, краях, областях в качестве добровольных профессиональных объединений. Предусматривались органы управления коллегиями - общее собрание адвокатов, президиум и ревизионная комиссия. Коллегиям предписывалось оказывать правовую помощь гражданам и юридическим лицам через юридические консультации. Лишь в виде исключения в коллегию адвокатов могли быть приняты лица со средним юридическим образованием и даже не имеющие его вообще, но проработавшие в правоохранительных органах не менее трех лет. Общее руководство адвокатурой осуществлял наркомат юстиции СССР, наркоматы юстиции союзных республик и их местные органы. Адвокатура находилась в зависимости от этих государственных органов.

Положением об адвокатуре РСФСР 1962 г. в основном была сохранена прежняя организация адвокатуры. Коллегии адвокатов рассматривались как добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, однако общее руководство адвокатурой по-прежнему осуществляли Министерство юстиции РСФСР и его местные органы.

В Конституции СССР 1977 г. адвокатура рассматривалась как ассоциация, оказывающая правовую помощь гражданам, учреждениям и организациям (ст. 161). На основе союзного Закона "Об адвокатуре в СССР" (1979 г.) было принято "Положение об адвокатуре в РСФСР", утвержденное Верховным Советом РСФСР 20 ноября 1980 г. Это Положение, имевшее силу закона, действовало до 2002 г. Но фактически многие его нормы устарели и не применялись задолго до принятия Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

После распада СССР наблюдалась тенденция к созданию адвокатских объединений в масштабах России: возникли Федеральный союз адвокатов (1994 г.), Региональная ассоциация российских адвокатов (1994 г.), Гильдия адвокатов России (1995 г.), Международный союз (содружество) адвокатов (1994 г.)- ассоциации, представлявшие адвокатуру, но не осуществлявшие повседневное профессиональное руководство ею.

Министерство юстиции СССР, а затем и Российской Федерации начиная с 1990 г. стали выдавать лицензии на право организации юридических кооперативов вне адвокатских коллегий. Юридические кооперативы, как показал опыт, комплектовались далеко не лучшим образом.

Список использованной литературы

1. М.В.Исаев - Подпольная адвокатура, М. 1924;

. М.В.Кожевников - Советская адвокатура, М.,1939;

. Е.Ривлин - Советская адвокатура, М.,1926;

. М.П.Шаламов - История советской адвокатуры, М.,1939;

. Закона "Об адвокатуре в СССР" (1979 г.).

Похожие работы на - Организация адвокатуры в советский период

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!