Анализ функционирования товарных рынков Российской Федерации и рыночных зон Дальневосточного Федерального Округа на примере автомобильного рынка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    197 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ функционирования товарных рынков Российской Федерации и рыночных зон Дальневосточного Федерального Округа на примере автомобильного рынка

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

.       Понятие товарного рынка. Классификация товарных рынков

.1     Определение товарного рынка

.2     Классификация товарных рынков

.       Рыночные зоны товарных рынков

.1     Теория центральных мест Вальтера Кристаллера

.2     Теория экономического ландшафта А.Леша

.3     Факторы развития рыночных зон

.       Анализ рыночных зон на примере автомобильного рынка

.1     Обзор автомобильного рынка России

.2     Рыночные зоны продаж отечественных и импортных автомобилей в зависимости от марки автомобиля

.3     Факторы, влияющие на развитие автомобильного рынка на Дальнем Востоке

.4     Перспективы развития российского автомобильного рынка в период до 2025 года

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ


Рынок есть особая форма организации товарного хозяйства. Это объективное явление экономики, основанной на товарном производстве и товарном обмене. С рынком связан каждый субъект хозяйствования и человек, осуществляющий какие-либо покупки или продажи.

Товарный рынок - это обобщённое понятие подразумевает по существу систему рынков воплощённых в рынки товаров потребительского и производственно-технического назначения.

Формирование рационального товарного рынка подразумевает создание благоприятных условий воспроизводства и прежде всего, преодолеть сложившиеся в экономике диспропорции и деформации, отрицательно повлиявшие на сбалансированность народного хозяйства.

Товарный рынок позволяет следить за изменением спроса и приспосабливаться к нему, побуждать производителей к выпуску новых товаров, расширять и совершенствовать коммунально-хозяйственные связи, рационально направлять товарный поток от производителя к потребителю, хранить товарные запасы, предоставлять услуги и т.д.

Рыночная зона - это зона предложения и зона спроса. Рыночные зоны делят все экономическое пространство страны на части, в которых есть свои центральные места.

Актуальность. Развитие рыночных зон необходимо для преодоления отсталости отдельных регионов страны. Особенно это актуально для азиатской части России, где имеет место высокий спрос, но недостаточное предложение. Отсюда высокие цены на товары в отдаленных от Москвы регионах.

В связи с актуальностью выбранной темы, целью курсовой работы является проведение анализа функционирования товарных рынков Российской Федерации и рыночных зон Дальневосточного Федерального Округа на примере автомобильного рынка.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

.рассмотреть понятие, сущность и виды товарных рынков РФ;

.рассмотреть понятие рыночных зон в работах В. Кристаллера и А. Леша;

.изучить факторы, влияющие на развитие и размещение рыночных зон товарных рынков;

.провести исследование рыночной зоны на примере автомобильного рынка

В работе использовались материалы учебников по регионоведению А.Андреева и Л.Борисова, Г. Фетисова. А также учебник по анализу отраслевых рынков Л.В.Ройя. Статистические данные взяты с официального сайта министерства торговли России. Так же использовались статьи журналов РЦБ и др.

.       
Понятие товарного рынка. Классификация товарных рынков

.1       Определение товарного рынка

товарный рынок автомобильный

Товарный рынок представляет собой сложную социально-экономическую категорию, сущность которой раскрывается наиболее полно, если рассматривать рынок в различных аспектах его проявления. Во-первых, рынок выступает как сфера товарного обмена. Во-вторых, представляет собой хозяйственную деятельность, систему организационно-экономических действий, направленных на продвижение товара от производителя к потребителю. Такие действия связаны, например, с развитием конкретного хозяйственного механизма производства и реализации товаров, форм и методов продажи, управленческим решением по сбыту, проведением рекламы товаров, изучением и формированием спроса и населения.

Товарный рынок - сфера реализации конкретного товара (услуги) или группы товаров, связанных между собой определенными признаками производственного или потребительского характера. Например, рынок продовольственных товаров и рынок алкоголя, рынок одежды и рынок мужских костюмов.

Субъектами товарного рынка являются продавцы и покупатели товара, его объектом - товар (продукция, работы, услуги).

Составными элементами товарного рынка являются:

·        товарное предложение;

·        спрос населения;

·        цена товара.

Товарное предложение представляет собой массу товаров, предназначенных для реализации. Основными источниками товарного предложения являются производство товаров в стране, товарные запасы, импортные закупки.

Спрос - это платежеспособная потребность населения страны. Спрос отличается от запроса (желания) на величину, способную быть оплаченной потребителями.

Цена товара представляет собой денежное выражение его стоимости. Факторы, влияющие на формирование цены на товарном рынке, можно классифицировать на факторы I и II порядка (см.рис.1)

Рисунок 1 - Основные ценообразующие факторы на товарном рынке [7]

Деятельность любого товарного рынка характеризуется основными показателями. К основным показателям функционирования товарного рынка можно отнести следующие:

.        Емкость товарного рынка. Емкость рынка - это максимально возможный объем реализации товаров при данном уровне платежеспособного спроса, товарного предложения и розничных цен.

Для определения емкости национальных товарных рынков при подготовке и проведении экспертных операций применяется понятие «видимого» потребления товаров, т.е. собственное производство товара в стране за вычетом экспорта и с добавлением импорта аналогичных товаров.

Ор = Vв + Vи - Vэ [8]

Ор - объем рынкав - объем производстваи - объем импортаэ - объем экспорта

Следует различать два уровня емкости рынка: реальный и потенциальный. Действительно емкостью рынка является первый уровень. Потенциальный уровень определяется личными и общественными потребностями и отражает адекватный им объем реализации товаров. В маркетинге используется также термин потенциал рынка. Реально складывающаяся емкость рынка может и не соответствовать его потенциальной емкости. Расчет емкости рынка должен носить пространственно-временную определенность.

. Динамика развития отдельных отраслевых товарных рынков страны, составляющих единый товарный рынок страны.

. Степень диверсифицированности товарного рынка. Под диверсифицированностью следует понимать степень охвата различными видами товарной продукции (по ассортименту и цене) с учетом географических, этнических и платежеспособных особенностей населения страны.

. Качество товара, реализуемое на рынке. Под качеством товара понимают совокупность свойств, присущих ему. В условиях ужесточения потребителей к нему предъявляются повышенные требования с учетом безопасности его потребления, соблюдения экологических норм, требований к упаковке, маркировке и обеспечению послепродажного обслуживания.

. Конкурентоспособность товаров на рынке. Под конкурентоспособностью товара понимают способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период.

Таким образом, товарный рынок - это сфера товарного обмена, где проявляются отношения по поводу купли-продажи товаров и имеет место конкретная хозяйственная деятельность, связанная с реализацией товаров.

.2       Классификация товарных рынков

Товарный рынок можно классифицировать по различным характеристикам. Одной из таких характеристик может быть географический признак, в соответствии с которым можно выделить рынки отдельных регионов, каждый из них может быть представлен в виде подсистемы рынков отдельных стран и их группировок (см.рис.2). При данной классификации не выделяется товарный аспект. По сути, это совокупные рынки, объединяющие всю сумму отдельных товарных рынков.

Рисунок 2 - Географическая классификация товарного рынка [7]

В соответствии с товарно-отраслевыми признаками товарный рынок можно классифицировать на рынки:

·        готовых изделий,

·        рынки сырья и полуфабрикатов,

·        рынки услуг.

Группы товарных рынков в дальнейшем могут быть разбиты до уровня рынка отдельного товара (рис.3). Например, рынок промышленного сырья включает рынки железной, марганцевой, хромовой руд, стали, проката, стальных труб, никеля, платины, драгоценных металлов, алмазов, химикатов, пластмасс, химических волокон, медикаментов и т.д. В рынке топлива особое место занимает рынок нефти и нефтепродуктов, так как последние являются биржевым товаром и составляют предмет торгов через нефтяную товарную биржу.

Рисунок 3 - Товарно-отраслевая классификация товарного рынка [7]

Нефтепродукты относят к категории товаров, которые экономисты называют «совместной», т.е. какой-либо товар из этой категории невозможно получить, не произведя других.

Для каждого отдельного товарного рынка большое значение имеют его участники, выполняющие определенные функции. Например, участниками международного рынка нефти в настоящее время считаются:

нефтяные компании, занимающиеся разведкой, добычей, переработкой и продажей как сырой нефти, так и продуктов ее переработки. Кроме того, многие нефтяные компании освоили торговлю правами на нефть и нефтепродукты: фьючерсами, опционами, обменов фьючерсов на реальный товар: например, Brish Petroleum;

независимые торговые компании: например: Марк Рич (March Rich), Витол (Vitol), Аркадия (Arkadia). Они работают как на реальном, так и на новых видах рынков;

финансовые инвестиционные компании, банки, торговые дома: Морган Стенлей (Morgan Stenley), которые работают на новых видах рынков;

инвесторы как частные, так и коллективные, работающие на новых видах рынков, стремящиеся получить выгоду от удачного вложения денег во фьючерсные и опционные контракты на нефть и нефтепродукты.

При изучении товарного рынка особое значение отводится определению типа структуры рынка и классификации отдельных его элементов в зависимости от условий и характера сделок.

Под структурой рынка понимается совокупность условий, определяющих особенности его функционирования. В формировании структуры важнейшую роль играют степень и характер монополизации товарного рынка. Ее основными вариантами являются монополия (один продавец и неограниченное число покупателей), монопсонии (один покупатель и неограниченное число продавцов), олигополия (несколько продавцов и неограниченное число покупателей), олигопсония (несколько покупателей и неограниченное число продавцов), а также полиполия (действие в условиях конкуренции - противоположность монополии) и полипсония в наибольшей степени приближающиеся к состоянию неограниченной конкуренции. С учетом фактической концентрации предложения (производства и сбыта) товара, являющейся важнейшим фактором монополизации товарных рынков, различают следующие структуры рынка:

·        монополистический рынок, характеризующийся доминированием одного поставщика;

·        олигополистический рынок, характеризующийся господством группы крупнейших продавцов;

·        атомистический рынок, характеризующийся невысокой концентрацией предложения товара, а следовательно, обостренной конкурентной борьбой.

Подобное разграничение товарных рынков достаточно абстрактно, так как даже в рамках однотипных структур наблюдается широкое многообразие функциональных форм, различающихся степенью монополизации и конкурентной борьбы.

Более емким выражением дифференциации условий функционирования рынка оказываются различия взаимоотношений контрагентов (продавца и покупателя). Эти отношения отражают особенности монополизации и государственного регулирования отдельных элементов рынка, а также методы и формы реализации товара (рис.4).

Рисунок 4 - Основные секторы и сегменты товарного рынка [7]

Закрытый сектор товарного рынка (закрытый рынок) представляет часть товарного рынка, в которой продавцы и покупатели взаимодействуют посредством отношений, не носящих сугубо коммерческого характера.

К основным сегментам закрытого рынка относят внутрифирменные поставки (товарооборот между филиалами, дочерними и головными предприятиями крупных монополий), субпоставки мелких и средних формально независимых фирм, выступающих подрядчиками крупных монополий в рамках специализации и кооперирования, специальная торговля в форме поставок товаров по программам помощи, особым межправительственным соглашениям, встречная торговля, охватывающая взаимообусловленные экспортные операции.

Открытый сектор товарного рынка - это совокупность сегментов, для которых характерны операции коммерческого характера. К основным сегментам открытого сектора можно отнести краткосрочные сделки, заключаемые на период до 1-1,5 лет, оптовую и розничную торговлю и операции на свободном рынке, на котором отсутствуют ограничения свободной конкуренции. «Свободный рынок» представлен биржевой торговлей: рынком «спот», на котором реализуется наличный товар с немедленной отгрузкой; «черным рынком».

Промежуточное положение между закрытым и открытым секторами занимают долгосрочные коммерческие сделки. Эта форма товарообмена обусловлена практикой устойчивых торговых связей (от 2 до 25 лет) и дополняется формами преференциальных экономических соглашений, т.е. это торговля на основе долгосрочных коммерческих контрактов.

Также необходимо отметить, что экономика состоит из двух сфер:

1)      производственной сферы или сферы материального производства

)        нематериальной сферы или сферы услуг.

Рассмотрим признаки по которым разграничивают производственную и непроизводственную сферу. Определяющим признаком материального производства является направленность функционирующего в нем труда работников на изменение вещества для адаптации его к потребностям человека. Основные признаки вытекают из этого свойства:

·        овеществление результата труда

·        несовпадение производства и потребления во времени и пространстве

С учетом перечисленных признаков принята классификация отраслей экономики, в которой к сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, хранения, перемещения, сортировки, упаковки и другой деятельности, которая продолжает процесс производства.

Таким образом к производственной сфере относят следующие отрасли экономики [13]:

)        Промышленность;

)        Сельское хозяйство;

)        Лесное хозяйство;

)        Строительство;

)        Грузовой транспорт;

)        Связь (обслуживание предприятий производственной сферы);

)        Торговля и общественное питание;

)        Материально-техническое обеспечение;

)        Заготовки;

)        Отдельные виды деятельности.

Главным отличительным признаком непроизводственной сферы является направленность труда работника непосредственно на человека, на социальные условия, в которых живет человек и на удовлетворение его духовных потребностей. К сфере услуг принято относить:

)        Жилищно-коммунальное хозяйство;

)        Бытовое обслуживание населения;

)        Пассажирский транспорт;

)        Связь (по обслуживанию организаций непроизводственной сферы и населения);

)        Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение;

)        Образование

)        Культура и искусство;

)        Наука и научное обслуживание;

)        Кредитование и страхование;

)        Управление;

)        Деятельность политических и общественных организаций.

Такая группировка отраслей экономики необходима для правильного определения объема общественного продукта и национального дохода, их распределения, перераспределения и использования, составления баланса трудовых ресурсов, а также для установления экономических пропорций и определения экономической эффективности общественного производства.

.       
Рыночные зоны товарных рынков

2.1     Теория центральных мест Вальтера Кристаллера

Теория центральных мест была создана Вальтером Кристаллером в начале 1930-х годов, впервые он попытался ее сформулировать в своей работе "Центральные места в Южной Германии", вышедшей в 1933 г., как закон пространственного размещения населенных пунктов вокруг более крупного "центрального места". Вальтер Кристаллер пытался составить абстрактную модель размещения, проверить ее на ряде конкретных сетей расселения в Европе и применить на практике при освоении и строительстве населенных пунктов еще недостаточно необжитых территорий.

Термины, понятия и предположения теории В. Кристаллера достаточно просты. Центральное место - синоним поселения любого размера, чаще всего города различной людности, который служит центром всему населению данного района, обеспечивая его центральными товарами, например автомобилями, и центральными услугами, например медицинским обслуживанием. Центральные места неодинаковы по своему значению: центры более высокого ранга обладают более широким набором товаров и услуг; центры более низкого ранга имеют меньший набор товаров и услуг, к тому же обеспечиваемых частично за счет центрального места более высокого ранга. Территории, обслуживаемые центральными местами, называются дополняющими районами. Те из них, которые принадлежат центрам более высокого ранга, занимают большую территорию и включают в себя меньшие по площади дополняющие районы центров более низкого ранга.

Пять основных предположений теории центральных мест:

) формирование структур идет на плоской неограниченной поверхности с изотропными свойствами и равномерным распределением покупательной способностью населения;

) покупка центральных товаров должна осуществляться в ближайшем центральном месте данного ранга;

) дополняющие районы занимают полностью рассматриваемую территорию, где формируется система центральных мест;

) поездки за товарами и услугами должны быть сведены к минимуму;

) ни одно из центральных мест не должно получать избыточную прибыль.

Среди неявных допущений основное место занимает «экономическое равновесие». В теории центральных мест его можно трактовать как равенство спроса и предложения как для системы в целом по всей совокупности товаров и услуг, так и для каждого центрального места по каждому товару и каждой услуге.

Второе допущение исключает конкуренцию между центральными местами одного ранга и круговую форму дополняющих районов, поскольку зоны перекрытия нужно будет как-то делить между двумя местами.

Система допущений позволяет рассматривать несколько вариантов размещения центрального места в иерархии расселения при смене размера дополняющего района и числа обслуживаемых населенных пунктов.

.2       Теория экономического ландшафта А.Леша

Наиболее серьезная модификация теории центральных мест принадлежит А.Лёшу. Лёш создал теорию экономического ландшафта, логически безупречную, законченную и цельную. Экономический ландшафт представляет собой переплетение рыночных зон различных товаров и услуг. В любой точке этого ландшафта есть спрос на какие-то товары и услуги: товары длительного пользования и повседневного спроса, допускающие длительное хранение и скоропортящиеся, услуги частые и редкие. Объем спроса принято изображать в форме конуса, круговое основание которого и есть элементарная рыночная зона. Чем дальше от центра круга - мeста производства, - тем выше цена и ниже спрос. В определенной точке цены одного и того же товара двух соседних производителей становятся одинаковыми; тут и проходит граница рыночных зон (рис. 5).








Рисунок 5 - Конусы спроса и границы рыночных зон [15]

Рис. 6 - Ценовые воронки и конусы спроса[15]

- кривая спроса; 2 - конус спроса; 3 - ценовая воронка

Лёш любил изучать размещение производства и географию сбыта пива, тогда еще в основном не пастеризованного: его нельзя было хранить и перевозить на большие расстояния. Чем дальше от пивоварни, тем выше становилась цена пива, пока она не сравняется с ценой пива, произведенного в соседнем городе. В Германии пиво пили везде; вся ее территория должна была покрываться рыночными зонами - основаниями конусов спроса на пиво. При этом круги в идеальном случае усекаются конкурентами до правильных шестиугольников, образующих решетку (рис. 6).

Рисунок 7 - Гексагональная решетка элементарных рыночных зон [15]

Теория Лёша позволила много позже увидеть, как изменялось размещение городов по мере роста доли городского населения. Когда оно составляет примерно 30%, города располагаются в узлах правильной шестиугольной решетки. Когда оно составляет 50-60%, решетка как бы переформируется, и города оказываются в серединах ребер (рис. 7, слева); их становится существенно больше, а расстояния между ними сокращаются. Когда доля городского населения приближается к 90%, мы находим их уже внутри ячеек решетки; их становится еще намного больше (рис. 7, справа).

Рисунок 8 -

Похожие работы на - Анализ функционирования товарных рынков Российской Федерации и рыночных зон Дальневосточного Федерального Округа на примере автомобильного рынка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!