Альтернативные принципы классификации трансакционных издержек

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,97 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Альтернативные принципы классификации трансакционных издержек

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

Л.О. Оганесян, И.А. Гущина

трансакционный издержки

Анализируется сущность трансакционных издержек, рассматриваются альтернативные подходы классификации трансакционных издержек, обосновываются принципы формирования (класса) трансакционных издержек: издержек информации, взаимодействия, мотивации и адаптации.

Ключевые слова: трансакционные издержки, издержки информации, издержки взаимодействия, издержки мотивации, издержки адаптации.

В современной научной литературе категория трансакционные издержки не имеет однозначной трактовки, но, несмотря на ее разночтивость, ученные рассматривают трансакционные издержки, прежде всего, как издержки функционирования рыночного механизма и взаимодействия агентов рынка.

Двойственная природа трансакционных издержек обусловлена механизмом функционирования экономической системы, механизмом взаимодействия субъектов экономических отношений и способом достижения согласования экономических интересов в условиях институциональных изменений.

Трансакционные издержки проявляются в различных формах и приобретают конкретный вид в процессе взаимодействия агентов рынка. В экономической теории применяется классический вариант классификации основанной на последовательности проявления трансакционных издержек: издержки поиска информации, издержки ведения переговоров, издержки измерения, издержки спецификации и защиты прав собственности и издержки оппортунистического поведения (моральный риск и вымогательство). Так как трансакционные издержки проявляются до обмена и после обмена, то Оливер Уильямсон выделяет два типа трансакционных издержек: ex ante и ex post. К издержкам типа ex ante относятся затраты на составление проекта соглашения и проведения переговоров по нему. Издержки типа ex post включают в себя организационные и эксплуатационные затраты, связанные с использованием структуры управления; затраты, возникающие по причине плохой адаптации; расходы на тяжбы, возникающие в ходе приспособления контрактных отношений к непредвиденным обстоятельствам; затраты, связанные с выполнением контрактных обязательств [4]. Одновременно он использует другой подход, применяя частоту трансакции и специфичность проявления активов, то есть временной аспект и специфику проявления определенного вида трансакционных издержек, обусловленную характером обмена. Такой подход позволяет ему выделить следующие типы обмена и, следовательно, трансакций: разовый или элементарный обмен; повторяющийся обмен массовыми товарами; повторяющийся контракт, связанный с инвестициями в специфические, уникальные активы; инвестиции в идосинкратические (уникальные, эксклюзивные) активы.

В исследовании сущности и классификации трансакционных издержек определенную значимость имеет классификация, К. Менара согласно которой, выделены следующие типы трансакционных издержек: издержки вычленения, информационные издержки, издержки масштаба и издержки поведения [2]. В данной структуре трансакционных издержек привлекает внимание издержки масштаба и издержки поведения. При рассмотрении издержек масштаба возникает проблема минимизации издержек и требует введения параметра эффективности, в качестве которой традиционно используются показатели уровня и динамика трансакционных издержек. При рассмотрении издержек поведения следует выделить адаптивное поведение субъектов процесса взаимодействия в условиях экономических и институциональных изменений.

Определенный интерес представляет собой и концепция трансакционных издержек К. Эрроу, которая позволяет выделить уровни проявления трансакционных издержек. Согласно К. Эрроу, трансакционные издержки представляют собой издержки по поддержанию экономических систем на ходу[6]. Здесь следует обратить внимание на условия формирования и изменения трансакционных издержек, обусловленные временным фактором и структурными изменениями в самой экономической системе. В этом плане трансакционные издержки представляются нам с одной стороны, как издержки институциональных изменений, а с другой - координации, мотивации и адаптации деятельности экономических агентов рынка.

На макроуровне трансакционные издержки трансформируются в издержки координации, взаимодействия рынков ресурсов и трансформации экономической системы. На микроуровне следует рассматривать издержки распределения ресурсов, адаптации работников к условиям изменений внутренней и внешней среды и издержки мотивации.

В качестве базовых признаков классификации трансакционных издержек могут служить внутренние и внешние условия функционирования рынка. Если к внутренним трансакционным издержкам фирмы относятся издержки, возникающие в процессе организации хозяйственной деятельности внутри предприятия, трансформации, то внешним издержкам, относятся трансакционные издержки, возникающие в результате взаимодействия фирмы с другими контрагентами (издержки информации, адаптации, координации и оппортунистического поведения).

По способу учета фирмой соответствующих затрат трансакционные издержки подразделяется на издержки: включаемые в себестоимость продукции; выплачиваемые из прибыли, остающейся в распоряжении фирмы; включаемые в состав внереализационных расходов; не учитываемые в структуре издержек. По способу измерения трансакционных издержек подразделяются на издержки, имеющие и не имеющие количественное выражение. К первой группе относятся трансакционные издержки, которые фирма непосредственно оплачивает внешним контрагентам. Это, прежде всего издержки поиска и приобретения информации (информационно-справочное, консультационное обслуживание, маркетинговые исследования), издержки приобретения и закрепления прав собственности (регистрация, лицензирование, заключение контрактов) и издержки защиты прав собственности (юридические услуги, судебные издержки).

Ко второй группе относятся трансакционные издержки, которые фирма не оплачивает внешним контрагентам, и могут быть выражены опосредованно в виде убытков, потерь, упущенных выгод, штрафов, пеней. В эту группу входят издержки оппортунистического поведения, использования неполной и недостоверной информации, ухудшения отношений клиентов к фирме, падения спроса на продукцию фирмы, недоброжелательной обстановки в коллективе.

Выделенные трансакционные издержки первой и второй группы, соответствуют принципу разделения трансакционных издержек по критерию их влияния на результаты хозяйственной деятельности фирмы. В процессе деятельности фирмы проявляются трансакционные издержки сбыта (издержки заключения сделок по реализации продукции и услуг, возникающие в процессе взаимодействия фирмы с покупателями), трансакционные издержки организации производства (издержки заключения сделок по приобретению факторов производства, товаров, работ, услуг, возникающих в процессе взаимодействия фирмы с поставщиками), трансакционные издержки хозяйственной деятельности (издержки поиска информации, ведения переговоров и заключения сделки, измерения, осуществления расчетов).

В процессе взаимодействия субъектов рыночной экономики доминирующим становятся издержки координации и мотивации. Впервые эти типы трансакционных издержек обосновали П. Милгром и Д. Робертсон. Координационные издержки имеют сложную структуру, в которую входят издержки определения деталей контракта и обследования рынка с целью определения объекта купли, издержки определения контрактов и изучения экономических условий партнеров, поставляющих нужные услуги или товары, издержки непосредственной координации или взаимодействия, обуславливающие необходимость формирования модели поведения агентов рынка.

Трансакционные издержки, связанные с координацией, включают в себя те ресурсы, которые продавцы расходуют на проведение исследования рынков. Эти издержки необходимы для того, чтобы определить вкусы покупателей, расходы на рекламу и маркетинг с целью информирования покупателей о данном товаре или услуге и на выработку административных решений относительно цен. Со стороны покупателей к этим издержкам относятся затраты времени на поиск поставщиков и оптимальных цен. Еще одна разновидность трансакционных издержек - это упущенные выгоды, не реализованные из-за несовершенства контрактов между продавцами и покупателями и срыва, вследствие этого, выгодных сделок.

Трансакционные издержки координации проявляются при помощи иерархических структур, связанных с передачей на верхние уровни иерархии первоначально рассеянной информации, необходимой для выработки эффективного плана. В этом плане трансакционные издержки становятся явными для механизмов координации деятельности всех уровней [5]. Здесь следует выделить издержки внутренней координации (внутри фирменных трансакционных издержек) и внешних (издержки взаимодействия, политические издержки). Политические трансакционные издержки - это издержки использования механизма государства, т.е. издержки, связанные с созданием и поддержанием институциональных рамок общества (издержки создания законов, поддержания механизмов защиты правил, установленных государством, и т.д.).

К трансакционным издержкам, связанным с проблемой мотивации, в первую очередь относятся две группы издержек. Одну группу составляют издержки, связанные с неполнотой и асимметрией информации - ситуациями, в которых участники потенциальной или действительной сделки не располагают всей информацией, необходимой для определения взаимоприемлемых условий соглашения и для проверки их выполнения. Другая группа трансакционных издержек, связанных с проблемой мотивации, возникает в тех случаях, когда имеет место недостоверность обязательств - неспособность сторон гарантировать выполнение ими своих угроз и обещаний, от выполнения которых они впоследствии могут отказаться [3].

Мотивационные издержки делятся на издержки, связанные с неполнотой информации. Ограниченность информации о рынке может привести к отказу от совершения трансакции (приобретения блага). Связано это с тем, что уровень неопределенности может стать настолько высоким, что люди предпочитают скорее отказаться от трансакции, чем тратить силы на получение дополнительной информации.

Д. Норт считал, что в информационной экономике в силу масштабных искажений информации и неопределенности хозяйственных решений практически нет агента, который бы знал какое решение или совокупность решений необходимо принимать в той или иной ситуации [1].

Неоклассическая модель предполагает наличие достоверной информации, которой обладают индивиды в момент осуществления выбора. Вся необходимая информация о состоянии рынка содержится в ценах, что позволяет участникам обмена совершать сделки в соответствии со своими интересами. Однако это достижимо либо в условиях централизации ценообразования, либо в модели локального рынка.

Неопределенность и асимметрия информации порождают для фирм издержки поиска, проверки, обработки и контроля информации. Следствием неполноты информации оказывается не только ограниченная рациональность, но и в связи с существованием противоречий в экономических интересах - оппортунистическое поведение. Оно выражается в следовании собственным интересам, которое не связано с соображениями морали. Ограниченная рациональность и оппортунизм - делают нетривиальной проблему разработки, заключения и обеспечения соблюдения контрактов экономическими агентами, выявления сравнительных преимуществ различных типов контрактов для структуризации трансакций, обладающих особыми характеристиками.

Таблица 1.

Классификация трансакционных издержек.

Класс трансакционных издержекВиды трансакционных издержекИздержки информации, George Joseph Stigler Essays in the History of Economics, 1965- издержки, связанные с выходом на рынок; - издержки спецификации и защиты прав собственности; - издержки поиска и отбора партнеров; - издержки, связанные с заключением контракта. Издержки взаимодействия, Paul Robert Milgrom Bargaining and influence costs and the organization of economic activity, 1987- издержки определения деталей контракта; - издержки определения контрактов; - издержки непосредственной координации и взаимодействия; - политические трансакционные издержки - издержки реализации контрактов.Издержки мотивации, Фуруботн Э. Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории, 2005- издержки, связанные с неполнотой информации; - издержки оппортунистического поведения; - издержки ограниченности и ассимметричности информации. Издержки адаптации,- издержки приспособления к изменениям (институциональным, экономическим и структурным), изменениям под воздействием внутренних и внешних факторов Введение понятия контрактных отношений способствует развитию нового типа конкуренции - коконкуренции, основанной на отношениях содружества, общих принципов реализации экономических интересов. В процессе отчуждения и присвоения прав собственности, развития контрактных отношений возникают затраты связанные с адаптацией фирмы к условиям экономических и институциональных изменений. Адаптационные издержки приобретают особую значимость в условиях модернизации, трансформации экономических систем.

Проведенный анализ альтернативных подходов классификации трансакционных издержек позволяет выделить следующие классы: издержки информации, взаимодействия, мотивации и адаптации (Таблица 1.).

Литература

1.Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: учебник / под общ. ред. А.А. Аузана. - М.: ИНФРА-М., 2005. - С.416.

2.Менар, К. Экономика организаций: Пер с фр./ под ред. А.Г. Худокормова / Клод Менар. - М.: ИНФРА-М, 1996.-С.160.

.Милгром, П. Экономика, организация и менеджмент: пер. с англ./ И.В. Розмаинского, Д.Е Тетерина, К.А. Холодилина.- СПб.: Экономическая школа, 1999. т. 1- С. 472.

.Уильямсон, О.И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация.- СПб.: Лениздат, 1996.

.Фуруботн, Э.Г. Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории/ Э.Г. Фуруботн.- Спб.: издат. Дом Санкт-Петерб. Гос.ун-та, 2005. - С.702

6.Arrow K.J. Political and economic evalution of social effects and externalities. - In: The analysis of public output. Ed. by Margolis J., N.Y., 1970.

.Stigler G. J. The economics of information. - «Journal of Political Economy», 1961, v. 69, N 2.

Похожие работы на - Альтернативные принципы классификации трансакционных издержек

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!