Методики расследования налоговых преступлений

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,75 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методики расследования налоговых преступлений

Оглавление

Введение

1. Выявление налоговых преступлений

2. Методика расследования уклонений от уплаты налогов

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Основным государственным инструментом регулирования экономических отношений и тенденций служит налоговая система. Налоги - это необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности. Основным источником формирования бюджета являются налоговые сборы и платежи. С учетом собранных средств формируются государственные и социальные программы и фонды. Помимо чисто финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, объемы и качество потребления. Все это определяет исключительную значимость налоговой системы в структуре государства и общества, необходимость выполнения всеми членами общества налоговых обязанностей.

Налоги - обязательный атрибут практически любого государства. В современных условиях они служат одним из основных рычагов, посредством которого регулируются социальные и экономические процессы, происходящие в обществе. При этом обязателен контроль состояния дел всех субъектов хозяйственной деятельности, поскольку основу доходной части российского бюджета составляют налоговые поступления.

Объектом исследования является преступная деятельность, связанная с уклонением от уплаты налогов, и криминалистические методы и средства, применяемые правоохранительными органами в процессе противодействия названной выше классификационной группе общественно опасных деяний.

Цель работы - анализ методики расследования налоговых преступлений.

1. Выявление налоговых преступлений

В России действует трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и граждан.

Первый уровень - федеральные налоги, взимаемые на территории всей страны. Они регулируются общероссийским законодательством и формируют основу доходной части бюджета. Поскольку это наиболее прибыльные источники, за счет них поддерживается также финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Второй уровень - это региональные налоги и сборы, устанавливаемые субъектами Федерации.

Третий уровень - местные налоги, среди которых сравнительно крупные поступления обеспечивают налоги на имущество физических лиц, земельный, на наследование, дарение.

Весьма широкое распространение получили такие уголовно наказуемые деяния, как уклонение организаций и граждан от уплаты налогов (налоговые преступления). Причиняемый ими ущерб превышает, по оценке специалистов, тот, который наносят все иные вместе взятые экономические преступления [1, c. 63].

В отличие от других экономических преступлений, где имеет место факт незаконного изъятия чужого имущества, при налоговых посягательствах наличествует факт непередачи или неполной передачи части своей собственности в бюджет того или иного уровня в виде налога. Если общеуголовное преступление затрагивает интересы какого-либо одного лица или группы лиц, то налоговое посягает на интересы многих или даже всех граждан страны, поскольку лишает их части дохода из бюджета.

Уголовную ответственность за преступное уклонение от уплаты налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) предусматривают ст. 198 и 199 УК РФ. Кроме того, ст. 199.1 предусмотрена ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента, а ст. 199.2 - за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Специфика налоговых преступлений состоит в том, что налоговую систему страны составляют более 50 видов федеральных, региональных и местных налогов, уклонение от уплаты любого из которых может повлечь наступление уголовной ответственности. Каждый из этих налогов имеет свой режим правового регулирования, сроки, порядок исчисления и уплаты, а иногда и специфического налогоплательщика. Другими словами, преступное уклонение от уплаты каждого из видов налогов, входящих в налоговую систему Российской Федерации, имеет свою специфику, иногда весьма существенную [1, c. 67].

Субъектами налоговых преступлений являются налогоплательщики и плательщики сборов - лица, на которых в соответствии с ч. 1 ст. 19 Налогового кодекса РФ (НК РФ) возложена обязанность уплачивать налоги или сборы: физические лица (ст. 198 УК РФ), руководитель организации-налогоплательщика (ст. 199 УК РФ); налоговый агент или руководитель налогового агента (ст. 199.1 УК РФ), физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, собственник или руководитель организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации (ст. 199.2 УК РФ). Наиболее часто нарушают налоговое законодательство акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью (около 70%), далее следуют государственные и муниципальные предприятия (около 13%), индивидуально-частные предприятия (11%) и фермерские хозяйства (1%) [2, c. 363].

Криминальная деятельность налоговых преступников состоит из неправомерных бухгалтерских и (или) хозяйственных операций, проводимых под видом законных в целях неуплаты налогов или страховых взносов. Из всей совокупности налогов и сборов выделяются наиболее финансовоемкие как наиболее криминализированные. Это налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и подоходный налог [3, c. 633].

Деловая активность организаций и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица находит свое выражение в различных хозяйственных операциях: приобретении и использовании сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, производстве из них продукции, выполнении работ, оказании услуг, перевозке товаров. Эти операции, сопровождаемые осуществлением платежей, получением кредитов, ссуд и т.д., изменяют состояние экономических показателей хозяйствующих субъектов и должны отражаться в бухгалтерском учете.

Если при этом выполняются обязательные требования сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного отражения всех хозяйственных операций, то принципиально невозможно скрыть в бухгалтерских документах все признаки преступного уклонения от уплаты налогов. Причем каждая разновидность преступного посягательства отличается конкретной формой воздействия на учетный процесс и систему экономических показателей [2, c. 363].

Выбирая способ совершения налогового преступления, его субъект отдает предпочтение тем хозяйственным операциям, которые недостаточно защищены системой бухгалтерского учета. Ориентируясь на уязвимые нормы законов и бухгалтерские операции, налоговые преступники подбирают оптимальный, с их точки зрения, способ уклонения от уплаты налогов или страховых взносов. Реально насчитывается более 150 способов уклонения от уплаты налогов, основных же - несколько десятков, остальные - их варианты в зависимости от сфер бизнеса.

Высокий уровень латентности налоговых преступлений диктует необходимость оптимизации способов их выявления. Весьма эффективны встречная сверка документов и операций; анализ различных направлений хозяйственной деятельности и балансовых счетов в их взаимосвязи; проверка контролирующих регистров одновременно с документами; динамический анализ хозяйственных процессов с сопоставлением однородных операций; проверка соответствия списания материальных ценностей нормам затрат; сравнение объяснений тех, кто осуществлял хозяйственные операции, и др. Поскольку все процессы хозяйственной деятельности тесно взаимосвязаны, результат проверки хозяйствующих субъектов бывает ощутим, когда она проводится одновременно в нескольких структурах, связанных между собой.

Эффективна проверка хозяйственных операций на определенную дату. Сопоставление динамики однородных данных на конкретные даты показывает, как идет проверяемая хозяйственная деятельность, какие уловки используются для сокрытия доходов, например незаконные списания, нарушения кассовой дисциплины и др [1, c. 63]. По хозяйственным операциям, в которых задействовано несколько организаций, необходимо получить информацию обо всех партнерах. При анализе непроизводительных расходов (неустойки, пени, штрафы за простой вагонов и др.) нужно проверять всех контрагентов, оформлявших и совершавших эти платежи: поставщиков, перевозчиков, грузополучателей.

Следы, остающиеся в документах бухгалтерского учета, можно классифицировать на документальные, учетные и экономические. Документальные следы совершения налоговых преступлений остаются на уровне первичной регистрации хозяйственных операций, отраженных в бухгалтерской документации и материалах инвентаризаций, а учетные - на уровне бухгалтерского учета. Они проявляются как разного рода несоответствия - между первичными документами и реальной хозяйственной деятельностью, а также между разными первичными документами; учетные - между данными учета и отчетности, учетом и первичными документами либо внутри учета (например, между его аналитической и синтетической частями); экономические - в системе отчетных или аналитических показателей. Для их выявления применяется документальный, бухгалтерский и экономический анализ [2, c. 365].

Достаточно очевидными следами совершения налогового преступления считается:

) полное несоответствие произведенной хозяйственной операции ее документальному отражению;

) несоответствие записей в первичных, учетных и отчетных документах;

) наличие подлогов в документах, связанных с расчетами величины дохода (прибыли) и сумм налога.

К числу неявных признаков их совершения относятся:

) несоблюдение установленных правил ведения учета и отчетности;

) нарушение правил производства кассовых операций;

) необоснованные списания товарно-материальных ценностей;

) неправильное ведение документооборота;

) нарушения технологической дисциплины.

Камеральная налоговая проверка проводится в порядке, урегулированном ст. 88 НК РФ. Каждый хозяйствующий субъект обязан к установленному сроку представить в налоговый орган бухгалтерский отчет и расчеты по всем видам налогов. Налоговый инспектор убеждается, что представлены все требуемые приложения к бухгалтерскому отчету и налоговые расчеты. Затем он проверяет правильность их заполнения, корреляцию показателей, приведенных во всех формах отчетности и в налоговых расчетах, с показателями бухгалтерского отчета, выясняет причины имеющихся неувязок, законность применения налоговых ставок и льгот.

Камеральная проверка включает в себя изучение налоговых деклараций и годовых лицевых счетов, сравнение приведенных в них данных со сведениями предыдущих лет, анализ соотношения оценок и баланса. В результате выявляются искажения в отчетных документах, направленные на сокрытие или занижение прибыли либо иных объектов налогообложения. Такая проверка дает эффект в налоговых органах, имеющих компьютерную технику, на базе которой возможен детальный анализ отчетности.

Выездная налоговая проверка - гораздо более эффективный метод обнаружения признаков уклонения, применяемый сотрудниками налогового органа. Проводится она в порядке, установленном ст. 89 НК РФ. Практикуются и повторные выездные проверки налогоплательщика.

В ходе выездных проверок ведется углубленный анализ деятельности хозяйствующего субъекта на основе первичных бухгалтерских документов и учетных регистров, выявляются нарушения, которые привели к минимизации налоговых платежей. Обязательно выясняются:

) правильность отражения в бухгалтерском учете и отчетности прибыли и убытков от реализации продукции (работ, услуг), прочей реализации и внереализационных операций;

) достоверность отражения учетных данных фактической себестоимости продукции (работ, услуг);

) правильность расчетов по уплачиваемым налогам, в том числе правомерность применения различных льгот [2, c. 368].

В первую очередь контролируется правильность исчисления налогооблагаемой прибыли и уплаты с нее налога.

Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах бывает сплошной или выборочной, когда анализируется часть документов в каждом месяце проверяемого периода. Если обнаруживаются грубые нарушения налогового законодательства, дальнейшую проверку ведут сплошным методом с обязательным изъятием документов, содержащих искаженные данные, свидетельствующие об уклонении от уплаты налогов или сборов.

При анализе каждого отдельного документа противоречия, скрытые в его содержании (признаки интеллектуального подлога), обнаруживают путем формальной, арифметической или нормативной проверки.

При формальной проверке анализируют соблюдение установленной формы документа и всех его реквизитов. Такая проверка может обнаружить следующие признаки преступных действий: использование в документообороте бланков ненадлежащей формы, отсутствие в них нужных реквизитов и наличие лишних. Разновидностью последних будут различные посторонние записи и пометки на документах, которые делает налоговый преступник. Особое внимание необходимо обращать на имеющиеся исправления, следы подчисток, дописок, а также на черновые записи.

На следующем этапе формальной проверки определяют, нет ли в документе сомнительных реквизитов. Для этого сопоставляются тождественные элементы разных реквизитов, например название организации в штампе и печати либо реквизиты данного документа с аналогичными реквизитами других. Кроме того, реквизиты сопоставляют с нормативными представлениями о безукоризненной хозяйственной деятельности организаций и частных предпринимателей без образования юридического лица. Несоответствия между реквизитами дают повод отнести документ к подозрительным.

Арифметическая проверка - это контроль правильности подсчетов, произведенных при составлении конкретного учетного документа. С ее помощью обнаруживаются несоответствия, внесенные путем исправления, дописок, травления и т.п. в первичные документы, учетные регистры и финансовую отчетность [1, c. 63].

Нормативная проверка - это глубокий анализ содержания отраженной в документе хозяйственной операции в плане соответствия действующим нормам, правилам, инструкциям. Она позволяет выявлять правильно оформленные, но ложные по сути документы. Часто налоговые преступления, не вызывая противоречий в содержании конкретного документа, проявляются в виде несоответствий во взаимосвязанной учетной документации. Для их обнаружения используют такие приемы анализа документов, как встречная проверка и взаимный контроль.

Встречная проверка - это сравнение разных экземпляров одного и того же документа, поэтому ее можно применять только к документам, оформляемым в нескольких экземплярах. Это, в частности, документы, отражающие получение или отгрузку товарно-материальных ценностей: накладные, счета-фактуры и др.

Метод взаимного контроля состоит в сопоставлении нескольких документов, прямо или опосредованно отражающих проведение интересующей хозяйственной операции. Он основан на том, что сведения о таких операциях отражаются, как правило, в нескольких коррелирующих между собой учетных документах. При проверке правильности налоговых платежей этот метод позволяет сопоставить: а) сведения, отраженные в формах налоговых расчетов, с данными бухгалтерского баланса и приложений к нему; б) расчеты по налогам - с первичными документами; в) содержание последних - со сводными формами и записями чернового (неофициального) учета; г) бухгалтерские документы разных структурных подразделений предприятия либо разных предприятий между собой. В результате выявляются операции, учтенные при расчете налогов, но незадокументированные либо учтенные не полностью.

Бухгалтерский анализ представляет собой системное исследование таких контрольных документов бухгалтерского учета, как баланс, счета, двойная запись и калькуляция, для выявления учетных несоответствий и отклонений в нормальном ходе хозяйственной деятельности. Вуалирование следов уклонения от уплаты налогов или сборов, если оно не сопровождено подлогом первичных документов, приводит к обязательному разрыву в элементах бухгалтерского учета: либо баланс не коррелирует с данными счетов, либо записи в счетах - с первичными документами. Выявляются и неправильные бухгалтерские проводки, учиненные для сокрытия объектов налогообложения. Бухгалтерский анализ обычно применяют лица, участвующие в расследовании налоговых преступлений как специалисты или эксперты.

Экономический анализ состоит в системном исследовании экономических показателей, характеризующих различные стороны хозяйственной деятельности организаций. Он необходим для обнаружения несоответствий, которые отражают деструктивные изменения в их работе.

Типичные признаки совершения налоговых преступлений - это: 1) отсутствие в компетентных органах надлежащих регистрационных документов; 2) юридический адрес организации или предпринимателя не соответствует действительности; 3) недекларирование доходов при наличии обязанности вносить налоговые платежи; 4) отсутствие официального бухгалтерского учета доходов или предпринимательской деятельности; 5) неправильное ведение бухгалтерских книг, "двойная бухгалтерия", искажение бухгалтерского учета путем внесения изменений в документы; 6) уничтожение бухгалтерских документов; 7) представление подложных документов в обоснование искаженных данных, внесенных в налоговую декларацию, расчеты по налогам и др.; 8) оформление в разных банках нескольких счетов, не зарегистрированных в налоговой инспекции; 9) размещение прибыли от торговой или иной деятельности в заграничных банках на личных счетах и счетах офшорных компаний; 10) использование наличных денег, а не банковских счетов при крупных закупках или других расчетах; 11) не декларирование источников дохода, поступление денег неизвестно откуда; 12) наличие сведений о том, что ценные приобретения подозреваемого оформлены в собственность третьих лиц; 13) искажение (завышение) данных об удержаниях и кредитах; 14) значительные личные расходы, декларированные как затраты на предпринимательскую деятельность. налоговый преступление расследование уклонение

Уклонение от уплаты налогов с организаций совершается путем занижения (сокрытия) в первичных бухгалтерских документах сведений о доходах (выручке), завышения истинных расходов, а также сокрытия иных объектов налогообложения. Тогда искаженные данные об этих объектах переносятся из первичных учетных документов в бухгалтерские регистры (балансовые счета, журналы-ордера, ведомости и т.п.), а из них - в документы бухгалтерской отчетности и в расчеты сумм налогов, которые направляются в налоговый орган. Завершается уклонение от уплаты налогов или страховых взносов проплатой в бюджет заниженных сумм или неперечислением их вообще.

Самым проблемным является налог на добавленную стоимость вследствие запутанных правил его уплаты и обилия разных льгот. Типичными способами уклонения от уплаты НДС являются сокрытие объекта налогообложения, необоснованное занижение налоговой базы и незаконное применение льгот. Для сокрытия налогооблагаемой прибыли и оборота от реализации товаров (работ, услуг) по НДС виновные занижают в бухгалтерских документах данные о выручке (доходе) или полностью скрывают их. Если выручка поступает наличными деньгами, их оприходуют не полностью, вообще не составляют приходных кассовых ордеров либо не отражают последние в кассовой книге организации. Известны и факты занижения выручки (дохода) при ее полном оприходовании, что достигается путем перечисления большей ее части на расчетные счета другой (обычно дочерней) организации по подложным платежным поручениям и договорам.

Для сокрытия налогооблагаемой прибыли применяется и другой способ - завышение расходов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Обычно завышают расходы на производство. К затратам виновные относят стоимость материалов, сырья, полуфабрикатов, фактически в производственном процессе не использованных.

Типичные способы совершения налоговых преступлений, как показал анализ практики их расследования, таковы: 1) покупка и реализация товарно-материальных ценностей за наличный расчет без отражения этих операций в бухгалтерском учете; 2) сокрытие прибыли от налогообложения путем завышения в первичных документах данных о материальных затратах; 3) взаиморасчеты "товар за товар" без их отражения в бухгалтерских документах; 4) составление фиктивных актов о списании материалов на производство; 5) занижение стоимости основных средств; 6) завышение объема и (или) стоимости приобретенных товаров; 7) занижение стоимости реализованных товаров; 8) завышение численности работающих; 9) занижение выручки в Главной книге, балансе и отчете о финансовых результатах деятельности; 10) завышение данных о материальных затратах в отчете о финансовых результатах; 11) перечисление прибыли на предприятие, имеющее налоговые льготы.

Следственная практика выявила несколько общих закономерностей:

если фальсифицируются первичные документы, то обычно подложными бывают учетные регистры и документы отчетности, что прямо свидетельствует об умысле на уклонение от уплаты налогов или страховых взносов;

если фальсифицируются учетные регистры, то весьма вероятно внесение искажений в документы отчетности и проблематично - в первичные;

при подделке документов отчетности искажения иногда вносятся в учетные регистры и почти никогда - в первичные документы. Расчет здесь делается на формализм налоговых инспекторов и эпизодичность выездных проверок.

2. Методика расследования уклонений от уплаты налогов

Признаки налоговых преступлений обнаруживают:

) налоговые инспекции;

) органы МВД и прокуратуры, расследующие уголовные дела своей подследственности.

Однако поводом к возбуждению уголовных дел по ст. 199, 199.1 и 199.2 УК РФ обычно служит информация, собранная налоговыми органами.

Представляемые в органы МВД материалы камеральных и выездных проверок организаций обычно содержат признаки налогового преступления, что позволяет возбудить дело без дополнительных проверочных действий. Вместе с тем следователю надлежит тщательно проанализировать полученные материалы, истребовать недостающие документы. Наряду с документацией, связанной с исчислением и уплатой налогов, следует при необходимости получить устав предприятия, свидетельство о регистрации, другие первичные документы.

Документы являются основными носителями сведений о совершенном уклонении от уплаты налогов или сборов, именно они содержат основную следовую картину совершенного преступления. В большинстве случаев эти следы относятся к интеллектуальному подлогу, что существенно затрудняет их выявление.

Носителями информации о налоговых преступлениях обычно выступают: налоговые декларации и расчеты налогов, документы бухгалтерской отчетности, представляемые в налоговые инспекции, банковские счета и счета-фактуры, документы первичного, аналитического учета и др. Для выявления этих преступлений по документам применяются различные виды их анализа: бухгалтерский, экономический, налоговый и технико-криминалистический [3, c. 633].

Для возбуждения уголовного дела по факту налогового преступления достаточна совокупность достоверных данных: о месте совершения преступления, занижении в бухгалтерских документах организации доходов (выручки) или завышении расходов либо о сокрытии иных объектов налогообложения, а также о крупном размере сокрытия. Уже к этому моменту бывает известен способ совершения преступления, поскольку в акте налоговой проверки организации излагается содержание действий ее руководителя и главного (старшего) бухгалтера по искажению в учетных документах данных о доходах (выручке) или расходах либо сокрытию иных налогооблагаемых объектов.

Планирование первоначального этапа расследования. Уяснив, посредством каких следственных действий и оперативных мероприятий оптимальнее решить предстоящие задачи, следователь приступает к планированию расследования. При обнаружении фактов, свидетельствующих об уклонении от уплаты налогов, нужно выдвинуть рабочие версии, объясняющие его возможный механизм. Тогда вся относящаяся к делу информация и бухгалтерская документация будут рассматриваться в определенном ракурсе.

Важной задачей первоначального этапа расследования является обеспечение изъятия документов для их последующего анализа. Проводимые мероприятия должны быть неожиданными для подозреваемых лиц. Поэтому необходимы внезапность и одновременность проведения первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на обнаружение и изъятие документов, содержащих следы налогового преступления, черновой бухгалтерии, в том числе на машинных носителях.

Для начала расследования характерны различные следственные ситуации.

Первая ситуация. Исходные данные о налоговом преступлении получены в результате проведенных оперативных мероприятий. Источниками могут быть: сообщения негласных сотрудников криминальной милиции, ФТС, ФСКН и ФСБ; оперативное наблюдение за процессами производства, перевозки и сбыта сырья, полуфабрикатов, готовой продукции; негласный осмотр помещений, транспортных средств и бухгалтерской документации; консультации со специалистами по результатам оперативных мероприятий и бесед; предварительный анализ документов, продукции, сырья; использование сведений из криминалистических и специализированных банков данных.

Вторая ситуация. Исходные сведения о налоговом преступлении получены из открытых, официальных источников (например, из материалов налоговых органов, заключений аудиторских служб и др.). Тогда типичными проверочными действиями будут: инвентаризации и ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации; осмотры помещений и документов; контрольные закупки для получения образцов сырья, полуфабрикатов, готовой продукции; допросы должностных и материально ответственных лиц.

На базе исходной информации выдвигаются такие общие версии: 1) налоговое преступление совершено при обстоятельствах, известных из имеющихся материалов; 2) его совершила организованная группа; 3) преступления нет, но имеются признаки совершения иных уголовно наказуемых деяний.

Типичные частные следственные версии, выдвигаемые в начале расследования: 1) о соучастниках налогового преступления и характере их взаимоотношений; 2) о способах сокрытия налогооблагаемой базы; 3) об источниках получения сырья и полуфабрикатов; 4) о путях реализации выпущенной продукции; 5) о способах получения налоговых льгот; 6) о криминальных связях подозреваемых.

По делам данной категории типичными средствами решения следственных задач являются: 1) допросы налогового инспектора и других участников проверки; 2) допросы руководителя, главного (старшего) бухгалтера и иных должностных лиц организации; 3) допросы руководства предприятий-партнеров; 4) обыски, выемки документов и компьютерных носителей информации; 5) аудиторские проверки, судебно-бухгалтерские или судебно-экономические экспертизы [2, c. 335].

По расследуемым делам нужно установить такие обстоятельства:

. Место совершения преступления: название, юридический и фактический адреса организации; организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта, ИНН; к какой категории налогоплательщиков она относится, кто ее учредители; когда и где она была зарегистрирована в качестве хозяйствующего субъекта и встала на налоговый учет.

. Какие объекты налогообложения сокрыты: совершено сокрытие одного или нескольких объектов, какими нормативными актами предусмотрена уплата организацией налогов с этих объектов.

. Способы уклонения от уплаты налогов: не имеет ли данная организация особенностей учета хозяйственных операций в соответствии с принятой ею учетной политикой; совершено занижение дохода (выручки) или завышение данных о расходах либо сокрыты иные объекты; в каких бухгалтерских документах эти искаженные данные могли быть отражены.

. Время совершения действий по уклонению от уплаты налогов: каковы сроки представления в налоговый орган бухгалтерских документов и уплаты налогов, какими нормативными актами должна была руководствоваться организация; когда конкретно она представила в налоговый орган расчеты по налогам и бухгалтерские отчеты; когда были составлены документы, содержащие искаженные данные о доходах (выручке) или расходах либо других объектах налогообложения; налоговый период по каждому виду налогов, сроки уплаты налогов и (или) сборов. Если уклонение совершено путем несоставления первичных документов, то когда производились хозяйственные операции, не отраженные документально, и какие документы нужно было составить; в каких конкретно налоговых периодах было совершено сокрытие объектов и уклонение от уплаты налогов.

. Размер сокрытия объектов налогообложения к каждому сроку платежа: какую ставку налога следовало применить по каждому сокрытому объекту; в какой сумме не был уплачен налог по каждому сроку.

. Субъекты преступления: кто перечислил в бюджет не весь налог или не перечислил его вовсе; кем подписаны и кем составлены расчеты налогов и документы бухгалтерской отчетности, в которых сокрыты объекты налогообложения; кем в балансовые счета и документы аналитического учета к ним внесены искаженные данные о доходах (выручке) или расходах; кто составил и кто подписал первичные документы с искаженными данными; когда и на основании какого документа назначено на должность соответствующее лицо [1, c. 134].

. Умысел на уклонение от уплаты налогов или сборов: был ли сговор об этом между руководителями организации и составителями документов с искаженными данными о доходах (выручке) или расходах либо иных объектах, в чем состояла выгода исполнителей. Поскольку уклонение нередко производится сразу по нескольким видам налогов и (или) сборов, это усложняет процесс расследования, увеличивает объем следственной работы.

В ходе дальнейшего расследования необходимо установить обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность субъектов преступления, а также причины и условия, способствовавшие уклонению от уплаты налогов, раскрыть другие преступления, сопутствовавшие искажениям в бухгалтерских документах доходов (выручки) или расходов [3, c. 633].

Заключение

Специфика налоговых преступлений состоит в том, что налоговую систему страны составляют более 50 видов федеральных, региональных и местных налогов, уклонение от уплаты любого из которых может повлечь наступление уголовной ответственности. Каждый из этих налогов имеет свой режим правового регулирования, сроки, порядок исчисления и уплаты, а иногда и специфического налогоплательщика. Другими словами, преступное уклонение от уплаты каждого из видов налогов, входящих в налоговую систему Российской Федерации, имеет свою специфику, иногда весьма существенную

В отличие от других экономических преступлений, где имеет место факт незаконного изъятия чужого имущества, при налоговых посягательствах наличествует факт непередачи или неполной передачи части своей собственности в бюджет того или иного уровня в виде налога. Если общеуголовное преступление затрагивает интересы какого-либо одного лица или группы лиц, то налоговое посягает на интересы многих или даже всех граждан страны, поскольку лишает их части дохода из бюджета.

Уголовную ответственность за преступное уклонение от уплаты налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) предусматривают ст. 198 и 199 УК РФ. Кроме того, ст. 199.1 предусмотрена ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента, а ст. 199.2 - за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Список источников и литературы

1.Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории к практике - М., 2008. - 260с.

2.Винокуров С.И. Криминалистическая характеристика преступлений, ее содержание и роль в расследовании конкретного вида преступлений. - В кн.: «Методика расследования преступлений». - М., 2006. - 460с.

.Возгрин И.А. Научные основы криминалистической методики расследования преступлений. Курс лекций. - СПб, 2008. - 600с.

.Криминалистика. Учебник. Под ред. В.С. Образцова. - М.: Юрист, 2007. - 234с.

5. Криминалистика. Учебник. Под ред. Р.С. Белкина. - М.: Норма, 2008. - 436с.

Похожие работы на - Методики расследования налоговых преступлений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!