Международное сотрудничество в сфере борьбы с трансграничной преступностью государств-участников Содружества Независимых Государств

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,49 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международное сотрудничество в сфере борьбы с трансграничной преступностью государств-участников Содружества Независимых Государств

Содержание

Введение

Глава I. Трансграничная преступность: понятие и основные проблемы

1.1 Вопрос о соотношении понятий «трансграничная», «транснациональная», «международная» преступности

1.2 Проблемы связанные с трансграничной преступностью

Глава II. Организационно-правовой механизм сотрудничества в противодействии трансграничной преступности в рамках Содружества Независимых Государств

2.1 Зарождение и развитие партнерских отношений в рамках СНГ

2.2 Правовая основа сотрудничества в рамках СНГ, в части касающейся борьбы с трансграничной преступностью. Действующие программы

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Состояние преступности в государствах - участниках Содружества Независимых Государств по ряду опасных криминальных проявлений сохраняет тенденцию к дальнейшему осложнению. Вызывают озабоченность проблемы, связанные с незаконной миграцией торговлей людьми, прежде всего женщинами и детьми, вывозимыми за границу, прежде всего для принудительного труда и сексуальной эксплуатации, и другими трансграничными преступлениями.

Проблема объединения усилий стран Содружества в борьбе с трансграничной преступностью возникла сразу же после распада единого правового поля противодействия ей, но при этом сохранилось единое криминальное пространство и тесные связи преступного сообщества. Возникшие пограничные и таможенные барьеры, несовершенство и фрагментарность законодательства, и ряд других проблем в значительной степени затруднили контакты и совместную деятельность правоохранительных органов. В сложившихся условиях резко активизировали свою деятельность международные преступные группировки, учитывая, что регион СНГ является транзитной территорией между Европой и Азией.

Исходя из вышеизложенного, актуальность указанной нами темы считаем обозначенной.

Целью своей работы считаем исследование основных аспектов сотрудничества в сфере борьбы с трансграничной преступностью в рамках Содружества независимых государств.

Исходя из названной цели, ставим перед собой следующие задачи:

1.Рассмотреть вопрос применения в профессиональной терминологии понятия «трансграничная преступность».

2.Кратко рассмотреть процесс зарождения и развития партнерских отношений в рамках Содружества независимых государств.

.Рассмотреть и изучить основные проблемы сотрудничества.

.Обратить внимание на некоторые действующие совместные программы противодействия противоправной деятельности на территории Содружества.

Объектом исследования выступает сотрудничество компетентных органов СНГ в сфере борьбы с трансграничной преступностью.

Предметом работы выступают особенности, причины зарождения и развития партнерских отношений в рамках СНГ.

Теоретическая значимость работы состоит в проведении анализа состояния сотрудничества в период обострения межгосударственных отношений на фоне мирового финансово-экономического кризиса.

Практическую значимость нашей работы составляет возможность использования изложенной информации при сравнительном анализе и прогнозировании состояния процесса сотрудничества стран-участниц СНГ.

В ходе данного исследования, предполагаем, использовать официальные документы Содружества Независимых Государств и его участников, современную научную и, частично, публицистическую литературу, соответствующую избранной нами тематике, труды авторов указанных в разделе «библиография», официальные интернет-сайты излагающие информацию, имеющую непосредственное отношение к вопросам международного сотрудничества СНГ.

Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя по два параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Глава I. Трансграничная преступность: понятие и основные проблемы

.1 Вопрос о соотношении понятий «трансграничная», «транснациональная», «международная» преступности

В последние десятилетие XX - начало XXI веков, беспрецедентно возросла международная активность преступности, опасность которой усугубляется размыванием границ государств и продолжающимся процессом усиления их прозрачности, расширения и взаимопроникновения экономических рынков, которая ранее были закрыты или жестко контролировались государствами. Это создает условия для возникновения новых, ранее не известных, форм международной преступности, усугубления ее профессионализации. В результате изменений в структуре торговли, финансов и информации создается такое положение, когда преступность уже не связана государственными границами.

Анализ понятия международной преступности нередко сводится к фиксации положения о том, что это - сложное явление современного мира, имеющее в своем составе несколько уровней и подуровней. В структуре международной преступности обычно выделяются международные преступления и преступления международного характера.

С учетом современных подходов к этой проблеме можно предположить, что международная преступность представляет собой комплексное социально опасное международно-правовое и уголовно-правовое явление, включающее совокупность преступлений, характеризующихся определенной структурой (элементами) и проявляющихся на определенных уровнях. Так, в зависимости от территориального (пространственного) критерия могут быть выделены глобальный, региональный и национальный уровни. С точки зрения содержания на всех этих уровнях международная преступность включает международные преступления, преступления международного характера и общеуголовные транснациональные преступления, затрагивающие интересы нескольких государств. Существуют и другие классификации международных преступлений, в зависимости от объекта посягательства, способа совершения, субъекта преступления.

Системообразующим элементом международной преступности, определившим ее название, выступают международные (уголовные) преступления. Однако количество этих преступлений относительно невелико, и в «чистом» международном виде они практически не совершаются. Чаще всего данные преступлении связаны с общеуголовными деяниями, выходящими за пределы одного или нескольких государств и дополняющими соответствующие международные преступлении (агрессию, геноцид и т.п.) конкретными уголовно наказуемыми посягательствами на личность, ее права и свободы.

Важной составной частью (элементом) международной преступности являются преступления международного характера, предусмотренные как соответствующими конвенциями, так и нормами внутреннего (национального) уголовного законодательства. Наиболее опасными и распространенными являются:

· международный терроризм во всех его проявлениях;

· незаконный оборот наркотиков и психотропных веществ;

· незаконный оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

· незаконная миграция, работорговля, торговля женщинами и детьми, прежде всего, в целях их сексуальной эксплуатации, а также похищение детей и торговля ими в целях последующего использования их органов для трансплантации;

· преступления в сфере высоких технологий, в т.ч.связанные с проникновением в компьютерные сети важных стратегических объектов;

· коррупционные преступления, связанные с контрабандой, незаконным вывозом-ввозом капиталов, их легализацией (отмыванием), незаконным экспортом-импортом стратегически важного сырья и материалов.

Названные преступления занимают промежуточное место в структуре международной преступности. Критерий их выделения в самостоятельный вид международной преступности носит комплексный характер. Их общественная опасность обусловлена объектом посягательства, который относится как к международной, так и к внутригосударственной сфере общественных отношений, включающих общие интересы государств.

В связи с тем, что общеуголовная преступность как социальный феномен не удерживается в пределах одного государства, преодолевая границы, она затрагивает интересы нескольких государств и становится трансграничной (транснациональной). В этом смысле часть общеуголовной преступности государства является элементом международной преступности. Причем в последние годы значение данного элемента все более возрастает как по распространенности, так и по опасности для интересов большинства государств и их граждан.

Отдельные специалисты утверждают, что трансграничная преступность, является более частным, узким понятием по отношению к преступности транснациональной и характеризует лишь часть транснациональной преступности. Однако единого мнения специалистов по этому поводу в настоящее время нет, и доктринальных дефиниций эти понятия не получили, оставшись не разграниченными.

Делая выводы по текущему параграфу, необходимо отметить следующее:

В связи с тем, что явление трансграничной (транснациональной) преступности исследуется в теоретическом отношении сравнительно недавно, существует проблема разграничения этих понятий. Единое мнение специалистов отсутствует. В научно-исследовательском отношении данная проблематика рассмотрена слабо, что подтверждается отсутствием научных трудов конкретно по рассматриваемому вопросу.

Принимая во внимание вышеуказанное, в своей работе мы будем придерживаться позиции отождествляющей вышеуказанных понятий. Определяя трансграничную преступность, как собой комплексное социально опасное международно-правовое и уголовно-правовое явление, включающее совокупность преступлений, затрагивающих интересы двух и более государств, и сопровождаемых пересечением их государственных границ.

1.2 Проблемы связанные с трансграничной преступностью

трансграничный международный преступность сотрудничество

Учитывая материал изложенный в предыдущем параграфе, в настоящей работе мы остановимся на анализе следующих проблем, связанных с транснациональной преступностью.

Во-первых, определяя понятие транснациональной преступности, Н.Ф. Кузнецова считает, что преступность представляет собой систему преступлений, которые посягают на интересы двух или более государств. При этом место совершения преступлений может ограничиваться и территорией одного государства, а гражданство субъектов преступления не имеет значения.

Основываясь на анализе проекта Конвенции ООН против транснациональной преступности, В.С. Комиссаров приходит к обоснованному выводу о том, что преступление будет считаться транснациональным (а преступность, следовательно, - транснациональной) при следующих условиях:

а) преступление совершается в пределах двух или более государств;

б) в состав организованной группы входят граждане различных государств;

в) участники организованной группы находятся с различных государствах;

г) другие государства имеют право осуществлять свою юрисдикцию в отношении граждан соответствующего государства.

Транснациональная (трансграничная) преступность, как правило, приобретает организованный характер. Собственно ее организованность и позволяет этой преступности преодолевать межгосударственные границы.

В тесной взаимосвязи с организованной трансграничной преступностью находится международная коррупция, которая из разряда общеуголовной преступности уверенно переходит в категорию преступлений трансграничного характера, поскольку ей в силу территориальной распространенности, особой опасности для межгосударственных отношений посвящен ряд международных конвенций. Подобную тенденцию обнаруживают и общеуголовные транснациональные преступления, связанные с кражами, контрабандой и незаконным сбытом автомототранспортных средств, а также дорожно-транспортными преступлениями.

Во-вторых, вопрос о структуре (видах) транснациональной преступности является достаточно сложным и спорным, поскольку официального перечня трансграничных, преступлений не существует. Вместе с тем многие криминологи выделяют около двадцати видов подобных преступлений, среди которых: терроризм, торговля оружием, контрабанда ядерных материалов, угон самолетов, морское пиратство, захват наземного транспорта, незаконная торговля наркотиками, проституция, отмывание денег, кража произведений искусства и предметов культуры, незаконные операции с драгоценными металлами, кража интеллектуальной собственности и другие опасные деяния.

При оценке параметров международной преступности необходимо учитывать выявленную тенденцию абсолютного и относительного роста преступности в большинстве стран мира. Всеобъемлющий и глобальный характер этой тенденции подтверждается регулярными обзорами OOH о состоянии преступности в государствах мира, функционировании систем уголовного правосудия и стратегиях по предупреждению преступлений. Ожидается, что общая составляющая преступности в мире в начале XXI века будет продолжать расти, и ее средний прирост составит 3-5% в год. Латентная часть преступности по-прежнему в 3-4 раза будет превышать зарегистрированную долю. Все это будет сопровождаться опережающим (в 2-3 раза) ростом корыстной преступности по сравнению с насильственной, интеллектуализацией преступной деятельности, повышением ее организованности, вооруженности, технической оснащенности и самозащиты от разоблачения.

В-третьих, условия, способствующие трансграничной преступности, тесно связаны с незаконным оборотом оружия и совершением преступлений с применением оружия, наркобизнесом и преступлениями, совершенными на этой почве, а также разнообразными проявлениями терроризма, что имеет непосредственный вызов на проблемы международной преступности.

Еще в большей степени этой проблемы касаются закономерности развития организованной преступности, в частности то, что:

внутренний криминалитет выходит за пределы государственных границ, устанавливает контакты с криминальными структурами, легальными и теневыми субъектами экономики других государств;

усиливаются позиции преступных сообществ (организации) в сфере наркобизнеса, растет их организованность и взаимодействие с аналогичными структурами за рубежом;

угрожающие размеры приобретают хищения и контрабанда оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, незаконные поставки российского оружия за границу и иностранного оружия в горячие точки России и других стран СНГ;

происходит дальнейшее укрепление материально-технической и финансовой базы криминальных структур, рост численности и профессионализма их участников, в том числе и за счет расширения международных связей.

Таким образом, существенной чертой современной «постсоветской», как и любой другой национальной (внутригосударственной), организованной преступности является ее интернациональный характер, выход за рамки национальных границ, интеграция в зарубежный преступный бизнес. При этом тенденция объединения субъектов транснациональной преступной деятельности значительно опережает тенденцию объединения государственных и общественных институтов в стремлении противодействовать масштабам роста международной преступности. Причем интернационализация организованной преступности происходит практически по всем ее направлениям, в частности в сферах:

кредитно-финансовых отношений;

обращения ценных бумаг и фальшивомонетничества;

сокрытия и легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем,

приватизации, преднамеренного и фиктивного банкротства государственных и муниципальных предприятий;

внешнеэкономической деятельности,

высоких технологий;

обращения антиквариата и контрабанды культурных ценностей;

авто бизнеса и автомобильных перевозок;

миграционных процессов, включая незаконный вывоз за рубеж женщин и детей в целях их сексуальной эксплуатации либо торговли;

порноиндустрии и проституции;

незаконного оборота наркотиков;

незаконного оборота оружия и боеприпасов.

Представляется, что на взаимодействие преступности в государствах-участниках СНГ, порождающее транснациональную организованную ее часть, оказывают влияние следующие факторы:

а) опережающий рост экономических и культурных связей в условиях практически неограниченной открытости государств бывшего СССР и его границ, недавней сверх либеральности экономических преобразований в этих государствах под прикрытием которых осуществляется и взаимопроникновение преступных элементов;

) открывшиеся в 90-е годы XX в. возможности по трудоустройству «советского» квалифицированного персонала (летчиков моряков, программистов, инженерно-технических, работников и др.) для работы за рубежом, что нередко было сопряжено с наличием относительно легкого доступа к хранилищам оружия, боеприпасов, радиоактивных веществ, а также к источникам высоких технологий; с развитием «наёмничества» для участия в незаконных, вооруженных формированиях, совершении террористических актов и заказных убийств;

в) наличие на постсоветском пространстве интересующих зарубежную преступность возможностей для транзита наркотиков, их сбыта, для очистки и синтеза наркотических веществ силами квалифицированных специалистов-химиков в подпольных лабораториях или даже на оборудовании исследовательских предприятий и учреждений;

г) фактическое отсутствие в государствах бывшего СССР эффективной системы противодействия распространению порнографии, проституции, наркотиков, оружия, эскалации вооруженных конфликтов и т.п.;

д) прибытие на постоянное или временное проживание в зарубежные страны значительного количества российских граждан и граждан других государств СНГ, часть которых связана с организованной преступностью и иной незаконной деятельностью.

Все вышесказанное характеризует проблему трансграничной преступности как явление, обусловливающее необходимость международного сотрудничества в борьбе с ней: что ставит задачу обеспечения такого сотрудничества на достаточно прочной правовой, организационной и научной основе. К чему и стремится в настоящее время Содружество Независимых Государств.

Глава II. Организационно-правовой механизм сотрудничества в противодействии трансграничной преступности в рамках Содружества Независимых Государств

.1 Зарождение и развитие партнерских отношений в рамках СНГ

На современном этапе развития, анализируются правовые основы становления и развития институционального механизма сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в противодействии трансграничной преступности. Показана его роль в формировании и совершенствовании правовой базы Содружества в указанной сфере, а также в практической реализации принимаемых высшими органами Содружества решений, направленных на обеспечение безопасности.

Международный опыт показывает, что сотрудничество государств в различных направлениях борьбы с преступлениями международного характера осуществляется путем заключения специальных договоров. Следует отметить, что договорно-правовой (конвенционный) механизм в своем становлении и развитии прошел длительный исторический путь и является одной из эффективных форм сотрудничества в борьбе с преступностью в рамках двустороннего сотрудничества.

Еще во второй половине XIX века возникла острая необходимость создания специальных межгосударственных органов и международных организаций, предназначенных для координации сотрудничества в борьбе с преступностью, включающих в себя профилактику правонарушений, их выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие, а также выдачу преступников и др.

По нашему мнению, организационно-правовая (институциональная) форма сотрудничества является более эффективной, так как основана на согласованиии межгосударственных позиций и учете национальных интересов государств - участников международных организаций.

С момента образования Содружества Независимых Государств в условиях правового вакуума, образовавшегося в результате распада СССР, были предприняты значительные шаги по налаживанию межгосударственного сотрудничества в правоохранительной сфере. Благодаря усилиям государств - участников СНГ создана и успешно функционирует комплексная правовая и организационная система противодействия преступности, актам терроризма и иным проявлениям экстремизма, незаконному обороту наркотических средств, незаконной миграции и торговле людьми и их органами.

Можно констатировать, что процесс глобализации, наряду с положительными факторами, влияющими на либерализацию экономических, гуманитарных контактов между странами, развитие международных перевозок и торговли, в значительной мере способствует расширению масштабов транснациональной преступности. В этой связи роль межгосударственных институтов в координации согласованных усилий в противодействии транснациональной организованной преступности значительно возрастает.

Правовой предпосылкой создания институционального механизма межгосударственного сотрудничества в рамках СНГ является устав, принятый 22 января 1993 г. Статья 4 устава провозглашает, что к сферам совместной деятельности государств - участников, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты в соответствии с обязательствами, принятыми государствами - членами в рамках Содружества, относится борьба с организованной преступностью.

Организационная система противодействия преступности включает в себя уставные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ в сфере обеспечения безопасности:

. Координационный совет генеральных прокуроров (КСГП);

. Совет министров внутренних дел (СМВД);

. Совет руководителей органов безопасности и спецслужб (СОРБ);

. Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ);

. Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований (КСОНР);

. Совет руководителей таможенных служб (СРТС);

. Совет руководителей миграционных органов (СРМО);

. Антитеррористический центр государств - участников СНГ (АТЦ);

. Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ (БКБОП);

А также Совместную комиссию государств - участников Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией и Совместную рабочую комиссию государств - участников Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности.

Следует отметить, что почти все государства - участники Содружества заинтересованы в создании межгосударственных институтов, осуществляющих координацию и практическое взаимодействие соответствующих компетентных органов. Об этом свидетельствует тот факт, что решения об их образовании подписаны руководителями большинства государств - участников СНГ. Органы отраслевого сотрудничества СНГ выполняют возложенные на них задачи в соответствии с утвержденными положениями, при этом их деятельность носит многогранный характер.

СНГ было основано главами БССР, РСФСР и УССР путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях под Брестом (Беларусь) Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (известно в СМИ как Беловежское соглашение).

В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря - Верховным Советом России. Российский парламент ратифицировал документ подавляющим большинством голосов: «за» - 188 голосов, «против» - 6 голосов, «воздержались» - 7. 13 декабря в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей. Впоследствии Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений.

декабря 1991 года была подписана Алма-атинская декларация, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Констатировался факт о прекращении существовании СССР с образованием СНГ.

Алма-Атинская встреча стала важной вехой в государственном строительстве на постсоветском пространстве, так как она завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства (ССГ). Последними государствами, ратифицировавшими Алма-Атинскую декларацию, стали Азербайджан (24 сентября 1993 года) и Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшиеся ассоциированными членами организации. В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия.

Первые годы существования организации в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств, по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Кроме того, было подписано Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках, по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил.

Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят Устав Содружества Независимых Государств, основополагающий документ организации.

Особенности участия отдельных государств:

. Туркмения: на казанском саммите СНГ, состоявшемся 26 августа 2005 года, Туркменистан заявил о том, что будет участвовать в организации в качестве «ассоциированного члена».

. Украина: Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не является государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества.

. Грузия: 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о желании выхода государства из состава СНГ, 14 августа 2008 года грузинским парламентом было принято единогласное (117 голосами) решение о выходе Грузии из организации. Согласно Уставу СНГ (статья 9 раздела I) государство-член вправе выйти из Содружества. О таком намерении оно извещает письменно депозитария настоящего Устава за 12 месяцев до выхода. При этом обязательства, возникшие в период участия в настоящем Уставе, связывают соответствующие государства до их полного выполнения. 9 октября 2008 министр иностранных дел России РФ Сергей Лавров сообщил, что Совет глав МИД стран СНГ принял формальное решение о прекращении членства Грузии в Содружестве с августа 2009 г.

. Монголия участвует в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя.

Афганистан в 2008 году заявил о своём желании вступить в СНГ.

В разные годы заявляли о своём намерении войти в СНГ власти ряда непризнанных самопровозглашённых государственных образований, и автономных регионов. Такие декларации, однако, до сих пор не имели продолжения в виде практических шагов. Такие заявления, по всей вероятности, следует рассматривать как элемент борьбы этих государственных образований за получение самостоятельности, поскольку о реальной возможности осуществления такого шага говорить не приходится. Согласно Уставу СНГ, для принятия нового члена этой организации с самостоятельным статусом требуется согласие уже существующих участников, что фактически означало бы поощрение сепаратизма на территории государств-партнёров и могло привести к непредсказуемым последствиям.

К сферам совместной деятельности государств-участников относятся:

обеспечение прав и основных свобод человека;

охрана здоровья и окружающей среды;

вопросы социальной и миграционной политики;

борьба с организованной преступностью;

сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ. И др.

В июле 2004 на заседании Совета безопасности РФ, посвящённом политике России в СНГ, Владимир Путин, находившийся в то время в должности президента, признал: «Мы подошли к определённому рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьёмся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждёт „размывание этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в Содружестве среди его государств-участников».

В марте 2005, после того как российское руководство потерпело целый ряд ощутимых политических провалов в отношениях с бывшими республиками СССР (Грузия, Украина, Молдавия), и в самый разгар кризиса власти в Киргизии, Владимир Путин высказался уже более категорично: «Все разочарования - от избытка ожиданий… Если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений в экономике, политике или в военной сфере, естественно, этого не было, так как и быть не могло. Цели программировались одни, а на деле процесс после распада СССР проходил по-другому…». Как выразился Путин, СНГ создавалось для «цивилизованного развода» постсоветских стран, а всё остальное - «политическая шелуха и болтовня». Реальными же интеграционными инструментами, по его мнению, сейчас являются такие объединения, как ЕврАзЭс и создаваемое Единое экономическое пространство (ЕЭП). Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль «весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера».

В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. При этом отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого процесса. В июле 2006 на неформальном саммите глав государств Содружества президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил свой вариант - он считает, что СНГ следует сосредоточиться на следующих областях сотрудничества:

согласованная миграционная политика,

развитие единых транспортных коммуникаций,

взаимодействие в научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах

сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью.

2.2 Правовая основа сотрудничества в рамках СНГ, в части касающейся борьбы с трансграничной преступностью. Действующие программы

Значительная роль отводится вышеназванным советам в развитии и совершенствовании правовой базы сотрудничества в рамках СНГ в уголовно-правовой сфере. Так, по инициативе КСГП была разработана Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которая подписана главами государств - участников СНГ 22 января 1993 г. Конвенция, являясь многосторонним межгосударственным соглашением, охватывает значительное правовое пространство, позволяющее компетентным органам Содружества эффективно решать задачи по оказанию правовой помощи по уголовным делам, выдаче (экстрадиции) лиц, совершивших правонарушения.

Согласно представленной в Исполнительный комитет СНГ справке о результатах деятельности Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ, в 2008 году в странах Содружества были разысканы и экстрадированы соответственно 2745 и 1459 преступников.

Таким образом, Конвенция, в отличие от двусторонних договоров, заключаемых государствами - участниками СНГ, содержит более четкий механизм взаимодействия в борьбе с преступностью на региональном уровне.

Без сомнения, она внесла значительный вклад в укрепление межгосударственного сотрудничества в противодействии распространению трансграничной организованной преступности, тем не менее, ряд положений Конвенции потребовал пересмотра с учетом современных реалий, складывающихся в межгосударственных отношениях. В этой связи КСГП был разработан проект одноименной конвенции, которая подписана главами государств Содружества 7 октября 2002 г. в Кишиневе. Конвенция устанавливает более упрощенный порядок межгосударственного сношения по вопросам выдачи и уголовного преследования преступников, в ней закреплен более широкий объем правовой помощи. Кроме этого, документ предусматривает возможность создания совместных следственно-оперативных групп, регламентирует использование метода контролируемой поставки в целях выявления лиц, участвующих в совершении преступления, получения доказательств и обеспечения уголовного преследования.

В развитие положений вышеназванной Конвенции, а также в рамках реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2008-2010 годы в стадии доработки и согласования в государствах - участниках СНГ и органах отраслевого сотрудничества Содружества находятся проекты двух важных документов, определяющих конкретные механизмы сотрудничества в осуществлении межгосударственного розыска лиц; порядок создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп для раскрытия и расследования преступлений.

Отметим, что деятельность органов отраслевого сотрудничества СНГ строится также в рамках межведомственных соглашений. Начиная с 1992 г. в рамках СМВД подписано около 100 соглашений и решений по различным направлениям оперативно-служебной деятельности многостороннего характера, включая 8 решений, касающихся активизации борьбы с терроризмом, 6 - противодействия незаконному обороту наркотиков, 5 - нелегальной миграции и торговле людьми.

Устоявшимся направлением совместной деятельности правоохранительных и иных компетентных органов является единовременное проведение на территории Содружества комплексных мероприятий и специальных операций по широкому спектру проблем борьбы с преступностью, предусмотренных межгосударственными программами. Так, согласно информации, представленной БКБОП в Исполнительный комитет СНГ, в 2008 г. на территориях государств - участников СНГ правоохранительными органами проведено 12 единовременных комплексных оперативно-профилактических мероприятий и две специальные операции.

В истекшем году подразделениями по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров МВД Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан проведено 18 специальных комплексных операций, в том числе методом «контролируемой поставки». В ходе операций было задержано 27 наркодиллеров, имевших международные связи, изъято около 400 кг наркотиков.

По состоянию на 1 января 2009 г. специализированный банк данных БКБОП содержал информацию на 40,8 тыс. объектов учета, в том числе: на 4,3 тыс. объектов учета террористической направленности, 3,6 тыс. - в сфере незаконного оборота наркотиков, свыше 1,6 тыс. - в сфере экономики, 785 - по линии незаконной миграции.

При координирующей роли АТЦ проводятся ежегодные сборы руководящего состава антитеррористических подразделений государств - участников Содружества, оперативно-тактические, командно-штабные и тактико-специальные учения. В период с 9 по 12 сентября 2008 года в г. Минске (Республика Беларусь) состоялись сбор руководящего состава антитеррористических подразделений государств - участников СНГ и совместное оперативно-стратегическое командно-штабное учение «Бастион-Антитеррор - 2008».

В целях наращивания усилий по обеспечению национальной безопасности СКПВ ежегодно организовывает проведение совместных специальных пограничных операций: в Центрально-Азиатском регионе - «Марбзон» («Граница») - по противодействию проникновению через границы государств - участников СНГ с территории Афганистана оружия, боеприпасов, наркотических средств и нелегальных мигрантов; в акваториях Каспийского моря и Черного моря - «Толкын» («Волна») - совместных профилактических мероприятий по пресечению браконьерской деятельности, охране морских биоресурсов, в которых принимает участие большинство стран СНГ. На регулярной основе осуществляется обмен учебно-программными и методическими материалами, научными трудами по подготовке и повышению квалификации кадров ОВД между образовательными учреждениями системы МВД (полиции) стран СНГ.

Особое значение в рамках СНГ придается созданию базовых учреждений образования, осуществляющих подготовку кадров для государств - участников Содружества, специализирующихся в различных сферах правоохранительной деятельности и безопасности (по состоянию на 1 января 2009 года на пространстве Содружества уже создано 8 таких базовых учреждений).

В истекшем году Решением СГП СНГ от 23 мая 2008 г. учреждению образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь» придан статус базовой организации государств - участников Содружества Независимых Государств по подготовке, повышению квалификации, переподготовке кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми.

Отличительной особенностью институционального элемента уголовно-правовой системы Содружества в сфере обеспечения безопасности является функционирование такого координирующего инструмента, как Координационное совещание органов СНГ, осуществляющих сотрудничество в сфере борьбы с преступностью, с участием руководителей министерств иностранных дел государств - участников СНГ.

За последние 10 лет было организовано и проведено четыре заседания Координационного совещания, в ходе которых был одобрен ряд базовых документов в области борьбы с преступностью, включая межгосударственные программы сотрудничества стран Содружества в этой сфере. На заседании Совета глав государств СНГ 5 октября 2007 г. было принято решение предоставить Координационному совещанию право вносить в установленном порядке предложения по противодействию современным вызовам и угрозам в уставные органы Содружества Независимых Государств.

В рамках утвержденного Регламента подготовки и проведения заседаний Координационного совещания органов СНГ, осуществляющих сотрудничество в сфере борьбы с преступностью, функция его рабочего аппарата возложена на департамент по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам Исполнительного комитета СНГ. Необходимо также отметить, что в целях выработки консолидированных предложений руководителям советов, входящих в состав Координационного совещания, создано и функционирует постоянно действующее Совещание руководителей их рабочих структур. В настоящее время осуществляется процедура согласования и подписания Положения о постоянно действующем Совещании.

Создание правовых механизмов сотрудничества стран Содружества, их реализация при координирующей роли уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ содействовали укреплению безопасности государств - участников Содружества и позволяют сохранить контроль на их территориях.

В то же время отмечается динамика преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. Возрастают масштабы трафика наркотиков с территории Афганистана, где за семь лет урожай опийного мака увеличился более чем в два раза: с 3,4 тыс. тонн до 8,2 тыс. тонн. По данным ООН, площадь опиумных плантаций в Афганистане достигла почти 200 тыс. гектаров.

В ежегодном докладе ООН о производстве опийного мака в Афганистане говорится: «Еще ни одна страна в мире, кроме Китая середины XIX века, не производила столько наркотиков, сколько современный Афганистан». В настоящее время в Афганистане производится более 90% опиума, поступающего на мировой рынок. Площадь посевов опийного мака в Афганистане сейчас превосходит плантации коки в Колумбии, Перу и Боливии, вместе взятых. Афганистан является сегодня усиливающимся источником наркоугрозы государствам - участникам СНГ, приводящим к росту транснациональных преступных группировок в Средней Азии

Безусловно, решение всего комплекса проблем обеспечения безопасности в этом соседнем со странами Содружества государстве - важнейшая задача, которую необходимо последовательно и целенаправленно решать всему мировому сообществу, и особенно государствам - участникам СНГ.

В этой связи, как нам представляется, целесообразно ускорить процесс образования в Содружестве координирующего института по противодействию афганской наркоугрозе в рамках реализации Программы сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2008-2010 годы (пункт 1.5).

Реальную угрозу безопасности стран Содружества создают незаконная миграция, торговля людьми, прежде всего женщинами и детьми. Глобализация и научно-технический прогресс, наряду с положительными факторами, в значительной степени способствуют возникновению новых нетрадиционных форм терроризма, связанных с возможностью применения в террористических целях ядерного, химического, биологического (бактериологического) оружия и информационных технологий.

Не менее важной задачей является противодействие экономической преступности, коррупции, легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. Опыт интеграционного развития СНГ показывает, что без согласованных коллективных усилий невозможно эффективно противодействовать нарастанию масштабов организованной преступности. Соответствующие правовые основания для успешного функционирования соответствующих координирующих институтов в рамках СНГ созданы и успешно развиваются. Так, в Концепции дальнейшего развития СНГ, одобренной главами государств СНГ 5 октября 2007 г., впервые провозглашено, что СНГ - это форма сотрудничества равноправных независимых государств, признанная международным сообществом региональная межгосударственная организация. Ее отличительными особенностями являются организация взаимодействия почти во всех сферах межгосударственного общения, гибкость механизмов и форматов коллективного сотрудничества.

Концепция определила в качестве основных целей Содружества противодействие традиционным и новым вызовам и угрозам безопасности. В Концепции закреплено положение о целесообразности формирования института национальных координаторов, на уровне высоких должностных лиц для организации мониторинга выполнения решений высших органов СНГ в соответствии с национальным законодательством.

Создание института национальных координаторов позволит поднять на более качественный уровень организацию взаимодействия органов отраслевого сотрудничества СНГ, которым отводится особая роль в практической реализации положений, предусмотренных международными договорами (соглашениями), межгосударственными программами в области борьбы с транснациональной преступностью.

Таким образом, можно констатировать, что в рамках Содружества создана действенная правовая база, обеспечивающая успешное функционирование и дальнейшее развитие институтов СНГ. Об этом свидетельствуют конкретные практические результаты в сфере обеспечения безопасности и противодействия традиционным и новым вызовам и угрозам на постсоветском пространстве.

Тем не менее, необходимость постоянного анализа возможных сочетаний различных вызовов и угроз безопасности на разных уровнях требует согласованного понимания степеней угрозы безопасности государств - участников СНГ. Создание такого механизма обеспечит возможность системного реагирования и дозированного применения различных способов противодействия в зависимости от масштаба угрозы и характера сочетания традиционных и нетрадиционных факторов.

Здесь на наш взгляд, значительная роль должна принадлежать Координационному совещанию органов СНГ, осуществляющих сотрудничество в сфере борьбы с преступностью, с участием руководителей министерств иностранных дел государств - участников СНГ.

Кроме этого, появление новых, чрезвычайно изощренных вызовов и угроз безопасности требует усиления информационного и аналитического компонента в деятельности правоохранительных, военных и специальных служб. Последнее требует поддержания постоянного контакта между различными силовыми органами и научно-экспертным сообществом, широкомасштабного сбора и обмена информацией, информатизации и развития электронных баз данных, широкого внедрения передовых технических методов получения и анализа информации.

В настоящее время, по данным исполнительного комитета Содружества, в сфере борьбы с трансграничной преступностью, действуют следующие программы:

.Программа сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2008 - 2010 годы.

.Программа сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2008 - 2010 годы.

.Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2008 - 2010 годы.

.Программе сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2007-2010 годы.

.Программа совершенствования сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в пограничной сфере, от 7 октября 2002 года.

И другие программы.

Таким образом, совместные усилия правоохранительных и иных компетентных органов стран Содружества при координирующей роли специализированных институтов СНГ, а также укрепление их сотрудничества с профильными структурами международных организаций позволят успешно противостоять как традиционным, так и новым угрозам и вызовам безопасности, создаваемым трансграничной преступностью.

Заключение

В заключение проделанной нами работы, хочется отметить, что имея обозначенную актуальность, исследуемая нами проблематика, активно исследуется специалистами. Как утверждают многочисленные статьи периодических изданий, существует множество научных работ (трудов), в сущности посвященных данному вопросу. Однако найти источник с возможностью последующей ссылки на него достаточно сложно, практически не возможно.

До сих пор отсутствует единое мнение специалистов в части касающейся терминологии используемой при изучении обозначенной проблемы.

В положительную сторону следует отметить активную работу Исполнительного комитета Содружества независимых государств. В частности, комитет регулярно, посредством периодической печати, научных (в т.ч. учебных) изданий, а так же различных интернет - порталов, представляет достаточно актуальную информацию о результатах и перспективах развития совместных действий во всех сферах сотрудничества государств-участников СНГ.

Принимая во внимание информацию, изложенную в настоящей работе, считаем необходимым отметить, что указанная проблематика однозначно требует колоссальной работы над собой. В этой связи, нам представляется, что актуальность (открытость) данного вопроса будет сохраняться на протяжении длительного периода, установить временные рамки которого в настоящее время не представляется возможным.

Что же касается непосредственно сотрудничества в сфере противодействия трансграничной преступности в рамках СНГ, здесь следует обозначить, что такое сотрудничество активно ведется с начала периода, именуемого историками «постсоветским». За время становления собственных государственностей стран - участниц СНГ, было создано большое количество совместных органов, нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность и межгосударственных программ, главной целью которых является противодействие трансграничной преступности, затрагивающей интересы государств-участников Содружества.

В целом, можно отметить, что благодаря усилиям государств - участников СНГ создана, успешно функционирует и развивается комплексная правовая и организационная система противодействия трансграничной преступности. Об этом свидетельствуют конкретные практические результаты в сфере обеспечения безопасности и противодействия традиционным и новым вызовам и угрозам на постсоветском пространстве.

Список используемой литературы

1.Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Исполнительный комитет СНГ. // Содружество. 1992. № 1.

.Конвенция о правовой помощи, правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Принята: г. Минск, 22 янв. 1993 г. // Содружество. 1993. № 1.

.Конвенция о правовой помощи, правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: Принята: г. Кишинев, 7 окт. 2002 г. // Содружество. 2002. № 2.

.Решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств «о Межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью на 2008 - 2010 годы».

.Решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств «о Программе сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2008 - 2010 годы».

.Решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств «о Программе сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2008 - 2010 годы».

.Решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств «о Программе совершенствования сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в пограничной сфере». От 7 октября 2002 года.

.Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств «о проекте Решения о Программе сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2007-2010 годы».

.Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра / издание 4, перераб и доп. - М., 2008.

.Минъковский Г.М., Ривин В.П. «Концепция проекта Федерального закона «Об основах предупреждения преступлений»»// Государство и право. М,1998.C 170-171.

.Лукашук И.И., Наумов А.В, Международное уголовное право М.,2005 с. 200.

. Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. Международное право в документах: учеб. пособие / сост.:- 5-е изд., переработ. и доп. - М., 2004.

.Блищенко И.П., Фисенко И.В. Международный уголовный суд. Минск 2007 С. 18.

.В.Н Кудрявцев Международное уголовное право. М, 2001, С.217.

.Забрянский Г.И. Транснациональная преступность: понятие, виды, распространенность // Современные проблемы борьбы с транснациональной преступностью Краснодар. 2003, с.21.

.Фисенко И.В Борьба с международными преступлениями в международном уголовном праве. Минск, 2005, с,5.

.Султыгов, М.И. К вопросу создания Содружества Независимых Государств. 2006г.

.Комиссаров B.C. К вопросу о понятии транснациональных преступлений // Современные проблемы борьбы с транснациональной преступностью Краснодар. 2003, с.15-16

.Кузнецова Н.Ф. Транснациональная преступность понятие и вопросы имплементации 11 Современные проблемы борьбы с транснациональной преступностью. Краснодар. 2003, с, 10.

.М.В. Мясникович [и др.] Материалы научно-практической конференции по вопросам дальнейшего развития СНГ (Минск, 5-6 окт. 2006 г.) /-Минск : Бел. наука, 2006.

21.А.В. Бокова О современных вызовах и угрозах безопасности государств - участников Содружества Независимых Государств. Методологические, организационно-правовые аспекты / под ред.. - М.: ООО «Фирма "ВАРИАНТ"», 2006.

.Кацва Л.А. История России. Советский период. (1917-1991) Электронное учебное пособие. Сеть творческих учителей. 2008г.

23.Интернет-источник: <http://www.antidrugfront.ru/news/00599.html>

.Интернет-источник: <http://www.cis.minsk.by>

25.Интернет-источник: <http://www.ln.mid.ru>

26.Интернет-источник: <http://www.law.edu.ru>

Похожие работы на - Международное сотрудничество в сфере борьбы с трансграничной преступностью государств-участников Содружества Независимых Государств

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!