Информационное общество и электронное государство: современное состояние и взаимосвязь

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,04 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Информационное общество и электронное государство: современное состояние и взаимосвязь

















ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ

В 2010 году объем информации в мире возрастет до 988 эксабайт (1 ЭБ = 260 байт). Только за 2006 год мировые СМИ, издательства и рекламная индустрия произвели 161 эксабайт информации, а это в 3 миллиона раз (!) больше, чем все книги, когда-либо написанные за историю человечества [1]. Приведет ли это к информационной перегрузке и нивелированию конституционных личных прав и свобод человека? По какому пути должно идти человечество: по пути эволюции и ускорения, пересмотра традиционных «конституционных завоеваний», учета стремительно развивающихся информационных технологий и влияния их на реализацию прав и свобод человека, чтобы догнать темп компьютеров и ТВ; либо сложные задачи, стоящие перед обществом и государством, должны плавно перетекать в информационное русло (информационное общество) и носить характер электронных взаимоотношений (электронное государство), имеющих виртуальный характер, и превращать человечество в бесчувственных потребителей информации? Возможно ли персональное участие человека в процессе производства информации, а не только потребления, и в универсальном выстраивании партнерских отношений человека и государства, которые закреплены в статье 2 Конституции Республики Беларусь [2]?

Автор предлагает свое мнение о возможности выстраивания взаимодействия информационного общества и электронного государства, о построении которых заявили многие государства, в том числе и Республика Беларусь.

В ряде государств термин «информационное общество» занял прочное место в лексиконе зарубежных политических деятелей разного уровня. Именно с ним они связывают будущее своих стран. Наиболее отчетливо это проявилось в деятельности администрации Президента США (национальная информационная инфраструктура), Совета Европы (информационное общество), Канады, Великобритании (информационная магистраль). Существуют соответствующие программы и концепции развития информационно-телекоммуникационных технологий (далее - ИТТ) и в других государствах Европейского сообщества и Азии [3].

Прошедший в ноябре 2005 года в Тунисе второй этап Всемирного саммита по информационному обществу определил возможность выполнения различными правительствами их обещаний по строительству «всеохватного информационного сообщества». Главным итогом встречи стало принятие двух документов - Тунисской программы и Тунисского обязательства для информационного общества [4; 5].

Среди определений, представленных в научных и информационных изданиях, остановимся на следующем. Информационное общество (Information society) - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются: увеличение роли информации и знаний в жизни общества; возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: а) эффективное информационное взаимодействие людей, б) их доступ к мировым информационным ресурсам и в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах [6]. Можно выстроить логическую модель: информационное взаимодействие людей (ВЛ) + их доступ к мировым информационным ресурсам (ДР) = удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах (УП), то есть ВЛ + ДР = УП. Данная модель известна и применима в любой области общественных отношений.

Как считают многие ученые-юристы, в их числе доктора юридических наук И.Ю.Богдановская, М.М.Бринчук, М.А.Федотов и др., анализируя международно-правовые документы, современные конституции и другие акты национального законодательства, «сейчас, на начальном этапе формирования информационного общества, законодательство, обеспечивающее доступ к информации, демонстрирует активное развитие» [7, с. 29].

Понятие «информационное государство» чаще соотносится с информационным пространством, отдельные сегменты которого наполняет, видоизменяет и контролирует государство, и ассоциируется с положениями Концепции формирования информационного пространства, утвержденной Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств [8].

В частности, начальник отдела Департамента правительственной информации Аппарата Правительства РФ, член Наблюдательного совета Партнерства для развития информационного общества в России (ПРИОР) А.Н.Кошкин полагает, что «движение к информационному обществу - масштабный общенациональный проект в глобальном контексте. Государство в этом проекте позиционируется как организатор создания инфраструктуры «электронного правительства» - то есть инфраструктуры «электронных взаимодействий» между властью и гражданами» [9].

Наиболее существенной угрозой переходного периода к информационному обществу (равенству граждан в сфере доступа к информационным ресурсам) является разделение людей на имеющих информацию, умеющих обращаться с ИТТ и не обладающих такими навыками. Пока ИТТ будут оставаться в распоряжении небольшой социальной группы, сохраняется угроза существующему механизму функционирования общества. Новые ИТТ расширяют права граждан путем предоставления моментального доступа к разнообразной информации, увеличивают возможности людей участвовать в процессе принятия политических решений и следить за действиями правительств, предоставляют возможность активно производить информацию, а не только ее потреблять, обеспечивают средства защиты частной жизни и анонимности личных посланий и коммуникаций и т.д.

Директор департамента BPM-систем компании GMCS Евгений Ерофеев под «электронным правительством» понимает «непрерывную оптимизацию процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ» [10].

Доктор юридических наук И.Ю.Богдановская полагает, что понятия «электронное государство» (e-government) и «электронное правительство» практически идентичны. В современных международно-правовых документах, в частности в решениях Европейского суда по правам человека, термин «government» применяется для обозначения государства в целом. Речь идет не только о правительстве как о центральном органе исполнительной власти, а обо всех трех ветвях власти. «Электронное государство», по сути, означает новый этап развития конституционного государства [11].

По мнению С.Н.Шевердяева, «под электронным правительством понимают особый комплекс организационно-технических средств взаимодействия государства с гражданами, бизнесом, государственными служащими и отдельными органами власти» [7, с. 223]. Также, по взглядам российских исследователей Р.В.Ягудина и Е.А.Яковлевой, электронное государство не сводится к его технической составляющей, к общегосударственной автоматизированной системе производства и управления [12; 13]. Предполагается, что «электронное государство» в своей основе является и конституционным, и правовым, и социальным [7, с. 224]. Развитию основ для построения электронного государства в Республике Беларусь способствовало выполнение Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь» [14].

Как заявил на международной научной конференции в Гродно ректор БГУ С.В.Абламейко, после выполнения программы «Электронная Беларусь» в 2010 году в Правительстве Республики Беларусь будет утверждена программа «Электронная Беларусь-2», согласно которой в последующие пять лет планируется создание электронного правительства, электронной экономики, электронных торговли, здравоохранения, обучения, а также занятости и социальной защиты населения. Среди задач электронного правительства - развитие системы оказания электронных услуг, создание единой защищенной информационно-коммуникационной инфраструктуры, включающей информационные ресурсы и интернет-сеть государственных органов [15].

По мнению автора, после завершения программы «Электронная Беларусь» и вступления в силу некоторых нормативных правовых актов, в частности Закона Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 418-З «О регистре населения», начала реализации Программы «Электронная Беларусь-2» в целях реализации концепции постиндустриального общества и электронного правительства возникнет необходимость выхода на следующий уровень конституционного закрепления достижений государственности: создания демократического социального правового информационного государства - организации политической власти в стране, которая основана на верховенстве закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан в условиях использования и самостоятельного применения информационных ресурсов, если это не нарушает законодательство и не наносит ущерба государственным интересам и правам и свободам граждан. Это будет логическое информационное правовое решение задач информационного общества и реализация целей, выстраиваемых электронным государством.

Формированию демократического социального правового информационного государства, в котором будут соблюдены и отрегулированы личные (гражданские) права и свободы граждан, будет способствовать принятие Концепции демократического социального правового информационного государства, которая, по мнению автора, представляет собой систему взглядов относительно направлений, средств и способов построения демократического социального правового информационного государства для целей обеспечения социальной и правовой защищенности своих граждан в условиях использования и самостоятельного применения любых информационных ресурсов, не нарушая законодательство и не нанося ущерба государственным интересам и правам граждан, содержит методологическую основу построения системы обеспечения прав граждан и соблюдения интересов государства во всех отраслях законодательства, создавая обязательные условия для сохранения государственной, служебной тайны, а также иных сведений, разглашение которых может нанести существенный вред репутации и интересам личности и государства, в условиях внедрения информационных технологий, и предназначена для использования в целях совершенствования нормативной правовой базы.

У государства в XXI веке, в том числе и на взгляд автора, в числе других возникает необходимость в решении следующих задач по:

обеспечению на государственном уровне адекватных правовых, организационных, технических и иных мер по повышению надежности и безопасности правовых информационных технологий;

определению и законодательному закреплению организационно-правовых основ (принципов) политики в области правовой информатизации и созданию систем правовой информации на базе современных информационных технологий, повышению их надежности и безопасности;

принятию мер по преодолению цифрового неравенства, в том числе посредством международного сотрудничества;

Приоритетными направлениями, реализуемыми государством в области стабилизации и развития (регулирования) личных (гражданских) прав и свобод граждан, на взгляд автора, могут быть:

защита жизни человека от любых противоправных посягательств какого-либо лица (лиц), в том числе с использованием информационных технологий;

коррекция законодательства в сфере борьбы с терроризмом, анализ имеющегося законодательства в этой связи, выработка рекомендаций по создании банка данных с информацией о физических, юридических лицах, посягающих на безопасность как личности, так и государства, построение системы информационно-правовой защиты интересов личности и государства;

построение информационной системы защиты семьи как высшей ценности государства, предупреждение заключения фиктивных браков, реализация программы материнства и детства, помощь государства молодым семьям, развитие политики по укреплению семей и демографической стабильности, содействие росту числа коренного населения, предупреждение незаконной миграции, предупреждение развития наследственных заболеваний и т.д.;

создание Концепции духовного возрождения общества посредством информационных технологий, в том числе создание предпосылок построения Центра духовного возрождения в Республике Беларусь, учитывая желание народов некоторых постсоветских государств, историческую возможность и протекающие в обществе и государствах процессы;

нормативное правовое закрепление условий информационного суверенитета государства и личности; осуществление покровительства гражданину Республики Беларусь как на территории Беларуси, так и за ее пределами посредством информационных технологий;

закрепление свободы перемещения граждан с помощью информационных технологий;

преобразование системы информационного сопровождения выносимых правоохранительными органами решений в отношении граждан, совершивших правонарушения;

создание социального правового механизма информационной реабилитации граждан.

Формирование информационных ресурсов государства осуществляется в соответствии с программой «Электронная Беларусь», но в дополнение, реализуя программу «Электронная Беларусь-2», необходимо, на взгляд автора, в будущем создать систему, закрепленную в нормативных правовых актах, позволяющую осуществить в полном объеме в соответствии с законодательством конституционное право гражданина на информацию.

Путями конституционно-правового регулирования личных (гражданских) прав и свобод человека в рамках построения демократического социального правового информационного государства, по мнению автора, могут быть:

создание нормативного социального правового механизма, позволяющего обеспечивать равенство прав граждан на получение информации из всех общедоступных информационных систем, контролируемых государством;

создание (реформирование) информационных порталов, осуществляющих производство, распространение информационных ресурсов и управление ими;

реформирование законодательства, направленного на переход процесса нормотворчества на использование документов в электронной цифровой форме;

придание социального правового статуса информационным ресурсам и построение системы защиты, позволяющей безопасно использовать ресурсы Интернета и других информационных сетей;

обеспечение информационной безопасности государства, юридических и физических лиц, создание системы защиты персональных данных и эффективное противодействие преступлениям в области информационных технологий;

дальнейшее развитие и совершенствование правовой информатизации как социального, правового, организационного, социально-экономического и научно-технического процесса, обеспечение потребностей государственных органов, юридических и физических лиц в правовой информации на базе информационных систем и сетей;

реализация приоритетных направлений, намеченных государством в области стабилизации и развития личных (гражданских) прав и свобод человека;

осуществление пополнения информационных ресурсов государства другими государственными органами, не только указанными в программе «Электронная Беларусь», а также гражданами, если это осуществляется в соответствии с механизмом действия, оговоренным в нормативных правовых актах;

реализация целей и задач, которые будут согласованы в установленном порядке и определены в рамках программы «Электронная Беларусь-2».


ЛИТЕРАТУРА

информационное общество электронное государство

1. Информационная перегрузка сделает людей глупыми и бесчувственными // Аргументы и факты; РИА Новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.open.by/health/1367. - Дата доступа: 07.06.2009.

. Конституция Республики Беларусь 1994 г.: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - № 1. - 1/0; 2004. - № 188. - 1/6032.

. Об информационном обществе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.relcom/Archive/1997/Computerlaw/State. htm#2#2. - Дата доступа: 06.11.2005.

. Тунисская программа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Medialaw.ru/publications/zip/137/2.htm. - Дата доступа: 26.11.2005.

. Тунисское обязательство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Medialaw.ru/publications/zip/137/1.htm. - Дата доступа: 26.11.2005.

. Информационное общество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RIt(uwsg.outtul!uh$lxyiu. - Дата доступа: 24.02.2010.

. Богдановская, И.Ю. Право на доступ к информации. Доступ к открытой информации / И.Ю. Богдановская [и др.]; отв. ред. И.Ю. Богдановская. - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2009. - 344 с.

. Концепция формирования информационного пространства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.medialaw.ru/exussrlaw/l/sng/41.htm. - Дата доступа: 24.02.2010.

. Кошкин, А.Н. «Электронное правительство» как инструмент модернизации общественных отношений в информационном веке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/. - Дата доступа: 24.02.2010.

. Электронное правительство: как приблизить чиновника к гражданину? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.connect.ru/article.asp?id=5103. - Дата доступа: 25.02.2010.

. Богдановская, И.Ю. Концепция «электронного государства» (сравнительно-правовые аспекты) // Четвертая конференция «Право и Интернет: теория и практика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.parkmedia.ru/conf.asp?ob_no=346. - Дата доступа: 25.02.2010.

. Ягудин, Р.А. Механизм обеспечения защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / Р.А. Ягудин. - СПб., 2004. - 31 с.

. Яковлева, Е.А. Электронное правительство. Теоретические модели и политическая стратегия Российского электронного правительства: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.15 / Е.А. Яковлева. - М., 2006. - 212 с.

. О государственной программе информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь»: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 27 дек. 2002 г., № 1819 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - № 3. - 5/11734; 2009. - № 212. - 5/30376.

. Концепцию «Электронная Беларусь-2» планируется утвердить в 2010 году // БелТА [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by/showtext.asp?1267191767015. - Дата доступа: 28.02.2010.

. «Электронная Беларусь: три четверти пути уже пройдено // Республика; РИА Новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.open.by/335/2009-05-13/69934. - Дата доступа: 13.05.2009.

Похожие работы на - Информационное общество и электронное государство: современное состояние и взаимосвязь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!