Интеллектуальная собственность, ее роль в функционировании глобальной экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,97 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Интеллектуальная собственность, ее роль в функционировании глобальной экономики

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

.1 Законодательство в области интеллектуальной собственности

1.2 Авторское право и смежные права

1.3 Промышленная собственность

1.4 Ноу-хау

.РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ РАЗВИТЫХ СТРАН

.РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

3.1 Правовое поле охраны интеллектуальной собственности в Республике Беларусь

3.2 Положение интеллектуальной собственности в Республике Беларусь

3.3 Стратегии инновационного развития Республики Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Понятие интеллектуальной собственности неразрывно связано с понятием инновации. Последние достижения научно-технического прогресса проявляются прежде всего в том, что основной движущей силой экономического и социального прогресса становится интеллектуальный потенциал. Современный мир характеризуется следующими основными тенденциями: во-первых, важнейшей частью национального общественного богатства становится интеллектуальный продукт; во-вторых, хозяйственная деятельность все более превращается в процесс непрерывных интеллектуальных нововведений; в третьих; конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, выживаемость целых отраслей и государств непосредственно зависят от способности воспринимать и воспроизводить интеллектуальный продукт; в-четвертых, особое значение в воспроизводстве экономики, общества и человека приобретает феномен интеллектуальной собственности, т. е. собственности на интеллект, интеллектуальную деятельность и интеллектуальный продукт, на основе которого решаются вопросы присвоения и использования результатов интеллектуальной деятельности, контроля над важнейшим условием самого общественного производства.

Таким образом, становится очевидно, что развитие интеллектуальной собственности является одним из наиболее значимых условий процветания национальной экономики. Объекты интеллектуальной собственности как одна из самых прибыльных статей становятся значимым объектом международной торговли. Развитые страны давно делают ставку на инновационное развитие, а развивающиеся страны пытаются уйти от экспорта сырья к экспорту технологий. Становится очевидным, что модернизация производства и внедрение высокотехнологичного оборудования значительно сокращают издержки производства и ведут к рациональному использованию ресурсов.

Целью данной работы является определение роли и места интеллектуальной собственности в глобальной экономике.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи: раскрыть понятие интеллектуальной собственности, определить взаимосвязь между уровнем развития технологий и экономическим положением различных стран, выявить лидеров в области инноваций и проанализировать пути становления и развития инновационной деятельности в таких странах, оценить влияние интеллектуальной собственности на интеграцию в рамках мира, а также определить основные проблемы в области интеллектуальной собственности, уровень развития и влияние интеллектуальной собственности на экономику Республики Беларусь, определить основные направления инновационной деятельности в нашей стране и выявить проблемы, связанные с инновационной деятельностью в Республике Беларусь.

В данной курсовой работе использованы учебные пособия как отечественных, так и зарубежных авторов, нормативно-правовые документы, электронные ресурсы, статьи, статистические отчеты и данные международных организаций.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические, методические и концептуальные положения сопровождаются ссылками на их авторов.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

1.1 Законодательство в области интеллектуальной собственности

Согласно Всемирной декларации по интеллектуальной собственности 2000 года "... термин "интеллектуальная собственность" означает любую собственность, признаваемую по общему согласию в качестве интеллектуальной по характеру и заслуживающую охраны, включая, но не ограничиваясь научными и техническими изобретениями, литературными или художественными произведениями, товарными знаками и указателями деловых предприятий, промышленными образцами и географическими указаниями" [4, c.14]. Таким образом, основными чертами интеллектуальной собственности являются интеллектуальный характер и потребность в охране.

Любой труд должен быть оплачиваем. Существует две разновидности труда: труд физический и труд интеллектуальный. Поскольку физический труд более материален, то в отношении него не возникает такого недопонимания, как в отношении труда интеллектуального, поскольку результаты от второго зачастую видны не сразу. Особенно тяжело воспринимается данный аспект жителями постсоветского пространства, где физический труд возносился до небес и воспринимался чуть ли не как культ, а всю ценность интеллектуального труда способно было оценить только государство.

Но, тем не менее, люди давно понимали, что интеллектуальный труд нелегкий и требует соответствующего к нему отношения. И если результаты физического труда издавна имели правовую охрану, то в отношении результатов интеллектуального труда правовой институт возник лишь в 1476 г. в Венецианской республике, так как в то время она была крупнейшей торговой державой и стремилась получить выгоду от продажи изобретений и книг на особых условиях [3, c.14]. В дальнейшем был подписан ряд международных соглашений, которые определяли объекты интеллектуальной собственности и порядок их правовой защиты. К ним относятся Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г., Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., а также более 20 международных соглашений, призванных охватить все возможные вопросы, возникающие в отношении охраны объектов интеллектуальной собственности. Международные бюро, занимавшиеся вопросами интеллектуальной собственности, привели к созданию Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС, англ. WIPO - World Intellectual Property Organization) в 1967 г.

Главной причиной создания ВОИС стал стремительный рост числа и значимости объектов интеллектуальной собственности во второй половине XX века, превративший интеллектуальную собственность в источник богатства развитых стран мира.

Вторая причина - желание стран-участниц превратить ВОИС в учреждение ООН. В 1974 году было подписано соответствующее соглашение между ВОИС и ООН, которое обеспечило облегчение передачи технологий, связанных с промышленной собственностью, развивающимся странам, чтобы ускорить их экономическое, общественное и культурное развитие [4, c. 75-76].

Согласно Конвенции, учреждающей ВОИС, организация имеет цель "содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и в соответствующих случаях во взаимодействии с любой другой международной организацией " [7, статья 3]. ВОИС занимается регистрацией международных объектов промышленной собственности, а также товарных знаков и промышленных образцов.

На конец 2011 года 185 стран приняли Конвенцию, учреждающую ВОИС. В 2012 присоединилась Вануату. Беларусь присоединилась одной из самых первых 26 апреля 1970 г. [17].

Защита прав интеллектуальной собственности на международном уровне является весьма сложной задачей, что связано с недостаточным развитием правовых норм в этой области и их различием в разных странах. Для нахождения общей базы в решении имеющихся проблем было разработано и подписано рядом стран Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС). Оно охватывает все виды интеллектуальной собственности, регламентирует взаимоотношения между ее владельцем и государством, устанавливает степень ответственности за нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности. Также в нем регламентируются сроки приведения законодательства стран-участников в соответствие с нормами Соглашения и предусматривается жесткий контроль за выполнением согласованных норм. Соглашением ТРИПС создан механизм решения спорных вопросов на международном уровне.

Интеллектуальная собственность рассматривается в соглашении ТРИПС как объект международной торговли, а ее защита - как одна из форм внешнеторгового регулирования [1, c.188-189].

Поскольку ТРИПС был создан под юрисдикцией ВТО, то одним из условий вступления в ВТО является безусловное выполнение положений ТРИПС, для чего странам нужно приводить свое законодательство в соответствии с этим соглашением. ТРИПС стал попыткой создать всеобъемлющий международный договор, касающийся всех объектов интеллектуальной собственности. Новшеством этого договора также является "Режим наибольшего благоприятствования", по которому если одна страна-участница дает льготы и привилегии в отношении интеллектуальной собственности, то они тут же распространяются на другие страны-участницы. По данному соглашению если одна сторона не выполняет свои обязательства, то другая сторона имеет право на меры в других секторах (как правило, это экономические санкции) [4, c.104-106].

В настоящее время защита интеллектуальной собственности происходит тремя способами:

1.авторским правом и смежными правами;

2.промышленным правом;

.неправовыми методами (ноу-хау и т. д.).

1.2 Авторское право и смежные права

Принципиальное отличие авторского права от промышленного заключается в том, что правовая охрана объекта авторского права начинается с момента его создания автором, а не с момента регистрации. Объектами авторского права являются:

. произведения:

ñлитературные произведения;

ñнаучные произведения;

ñпроизведения изобразительного искусства;

ñпроизведения декоративно-прикладного искусства;

ñпроизведения архитектуры и градостроительства;

ñфотографические произведения;

ñкомпьютерные программы;

ñбазы данных;

ñмультимедийные произведения;

ñсетевые произведения;

. исполнения произведений:

ñмузыкальные исполнения;

ñдраматические и музыкально-драматические исполнения;

ñхореографические исполнения;

ñаудиовизуальные исполнения;

ñфонограммы;

ñпередачи организаций вещания.

Охрана произведения не зависит от его содержания. Поэтому фактически возникает ситуация, при которой само произведение охраняется, но мысли, идеи и информация, изложенные в нем, под охрану не попадают. Это означает, что любой может взять идею из произведения и выдать ее за свою, не нарушая законодательства.

Права автора на интеллектуальную собственность действительны в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти (в этом случае право передается наследникам). Также право на собственность можно передать по договору.

Покупая книгу или фильм, мы получаем право пользования тем материальным объектом, который приобрели. Мы можем дать почитать книгу другу, но не имеем права копировать или изменять объект для последующего его распространения. В этом заключается дуализм интеллектуальной собственности: существование ее в материальном и нематериальном виде. Поскольку копирование объекта без согласия автора запрещено, то неправомерной становится практически вся информация в сети Интернет. Появление цифровой формы хранения информации открыло небывалые границы для пиратства вследствие чрезвычайной легкости копирования объектов.

1.3 Промышленная собственность

Объектами промышленного права являются:

ñизобретение - техническое решение, позволяющее создавать материальные объекты или способы получения известных объектов;

ñполезная модель - конструктивное выполнение материальных объектов, а также их составных частей;

ñпромышленный образец - художественно-конструктивное решение, определяющее внешний вид изделия;

ñтопология интегральных микросхем - зафиксированное на материальном носителе пространственное расположение элементов микросхемы;

ñселекционное достижение - новый сорт растения или новая порода животного;

ñтоварный знак - обозначение, способствующее отличию товаров, производимых одним лицом, от товаров, производимых иными лицами;

ñзнак обслуживания - обозначение, способствующее отличию услуг, предоставляемых одним лицом, от услуг, предоставляемых иными лицами;

ñфирменное наименование - название юридического лица, которое размещается на товарах, упаковках, вывесках, документации и т. д.;

ñдоменные имена - сетевые адреса физических и юридических лиц, позволяющих получить доступ к их ресурсам в Интернете [3,c.21-22].

Все объекты промышленной собственности можно разделить на две группы: те, которые требуют получения патента (изобретения) и те, которые требуют регистрации (товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, географические указания, доменные имена).

Следует различать изобретения и научные открытия. Последние не защищаются промышленным правом и определяются как "признание явлений, свойств или законов материального мира, которые до сих пор не были познаны и не допускали проверки". Это объясняется тем, что на научные открытия нельзя дать право собственности. Изобретениями же являются новые технические решения, основанные на законах материального мира, которые, в свою очередь, и представляют собой объекты научных открытий. Также изобретения могут представлять собой улучшенные и модернизированные решения на основе старых изобретений.

Права на объекты промышленной собственности могут закрепляться патентами и лицензиями. Также следует различать эти два понятия. Патент представляет собой исключительное право, предоставленное на изобретение. Патент, как правило, выдается на 20 лет с возможностью продления. Патентная охрана означает, что изобретение не может быть изготовлено, использовано, распространено или продано в коммерческих масштабах без согласия патентовладельца. Патентовладелец может давать разрешение или выдавать лицензию на использование изобретения либо продать право на изобретение другому лицу. По истечении срока действия патента, изобретение становится общественной собственностью и может свободно использоваться в коммерческих целях [17]. Уступка патента означает, что к приобретателю патента переходят все без исключения права (например, выдача лицензий) и обязанности (поддержание патента в силе), которыми обладал патентовладелец. Продажа патента выгодна обеим сторонам. Покупка патента особенно выгодна для тех организаций, физических лиц, которые осуществляли аналогичные исследования и хорошо представляют сущность и особенности изобретения, более того, производство которых подготовлено для нововведений. Продажа патента выгодна правообладателям, не имеющим возможностей для реализации изобретения и поддержания патента в силе.

Лицензионный договор отличается от уступки патента тем, что лицензия может быть выдана не только на все возможные способы использования, но и лишь на некоторые из них, например, только на применение или только на продажу. Также при выдаче лицензии право собственности патентообладателя сохраняется. Патент ограничивается территорией государства, выдавшего патент. Такое понятие, как международный патент, является некорректным. Патентообладатель подает международную заявку на регистрацию патента в тех странах, в которых он планирует осуществлять коммерческую деятельность, и проходит по принципу национальной заявки. Территориальные границы действия лицензии прописываются в договоре и могут быть меньше либо равными границам действия патента.

Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности представляется достаточно сложным и трудоемким делом, учитывая множество факторов, влияющих на полезность и прибыльность объекта, а значит, на его цену. Также весьма тяжело оценить затраты на их создание. Следовательно, возникают проблемы и при определении цены лицензии. Для определения цены лицензии применяются следующие методы:

1.Определение диапазона (нижняя граница - верхняя граница) рыночной цены. Рыночная цена лицензии определяется пригодностью патента для подавления конкурента. Покупатель лицензии является конкурентом патентообладателя, и оценка производится обеими сторонами. Нижняя граница рассчитывается как минимально приемлемая для патентообладателя за потерю конкурентного преимущества, а верхняя граница рассчитывается конкурентом как максимальная, которую он готов заплатить за лицензию.

2.Платежи по роялти - это фиксированные процентные ставки, выплачиваемые лицензиатом (покупателем лицензии) через согласованные с лицензиаром (продавцом лицензии) интервалы времени (например, ежегодно), начиная с года использования предмета лицензии или его производственного освоения. Как правило, процент по роялти устанавливается с цены произведенной или реализованной продукции либо с валовой прибыли от продажи лицензионного продукта. Ставка процента может изменяться по годам действия лицензии.

.Паушальные платежи - это единовременные вознаграждения за право пользоваться предметом лицензионного соглашения, твердо установленная в процессе переговоров цена лицензии, не зависящая от фактического объема производимой и реализованной по лицензии продукции. Лицензиар рассчитывает цену исходя из прогнозируемой прибыли лицензиата. Фактически представляет собой единовременную выплату всех планируемых роялти.

.Правило двадцати пяти процентов. За предшествующий период существования патентной охраны сформировалась традиция, согласно которой конкурент готов платить патентообладателю 25% ожидаемой валовой прибыли от покупки лицензии.

.Затратный подход. Основывается на суммировании затрат патентообладателя на исследования: бухгалтерская сумма затрат на разработку, производство и испытание опытного образца и доведение его до требуемого уровня и т. д. Также в стоимость лицензии со знаком "-" стоит закладывать издержки лицензиата на воспроизведение запатентованной техники или технологии.

Научно-технические нематериальные активы подвергаются оценке для следующих целей:

ñбухгалтерский учет: стоимость нематериальных активов отражается в балансе предприятия для расчета амортизации данного вида активов. Для данной цели используется консервативный подход, который занижает стоимость актива и делается для внешних субъектов;

ñоценка финансового состояния предприятия. Подход к оценке является более творческим и используется внутри предприятия.

Такой товар, как объекты промышленной собственности, должен рассматриваться с учетом:

üпотребительной стоимости;

üтруда по созданию;

üпроцесса потребления технических знаний.

Технические знания - нематериальный продукт, полезность которого заключается в создании условий для повышения эффективности производства, выпуске новых видов продукции и ускорении ее реализации. Так как каждое новое техническое решение является уникальным, то сравнивать их можно только через полезность их использования [1, с.111-121].

Также существует такое понятие, как кросс-лицензия - обмен научно-техническими знаниями на безденежной основе. Но такой обмен все равно требует стоимостной оценки объектов интеллектуальной собственности для соизмерения выигрышей и потерь.

Особое внимание следует уделить товарным знакам. Обладание "раскрученным" товарным знаком, или брендом, равнозначно обладанию капиталом. В развитой экономике имущество предприятий на 30-60% состоит из нематериальных активов. При этом товарный знак в нематериальных активах может занимать до 80%. Зарекомендовавшие себя и получившие мировую известность товарные знаки стоят очень дорого. Компания "Крайслер" за товарный знак "Додж" заплатила 74 млн. долл. Помимо приобретения товарного знака в полную собственность распространенной практикой является франчайзинг, при котором на использование товарного знака приобретается лицензия.

Широко известный товарный знак является мощным фактором конкурентоспособности предприятия. Но его поддержка требует постоянных денежных и интеллектуальных инвестиций. Вложения в товарный знак очень быстро окупаются. Эффект образуется за счет:

. увеличения продаж, вызываемых реакцией покупателя на знакомый товарный знак;

. повышенного уровня цен на продукцию популярной марки.

Нарушение прав на товарный знак может осуществляться различными путями: подделка, т. е. Использование зарегистрированного товарного знака без разрешения владельца; использование идентичных, а также сходных знаков, которые могут ввести покупателя в заблуждение. Например, если на спортивной обуви вместо товарного знака "Reebok" проставлен знак "Reebak".

В настоящее время незаконный бизнес по подделке товарных знаков приобрел чрезвычайно широкое распространение, так как обеспечивает значительную экономию на раскрутке товарного знака и маркетинговых исследованиях, уже завоеванную законным владельцем долю рынка [1, c. 57].

1.4 Ноу-хау

Впервые термин "ноу-хау" использован в США и Англии для обозначения информации, необходимой для осуществления изобретения, но специально опущенную заявителем в патентном описании. Первоначально этот термин имел смысл: "знать, как применить патент". Сейчас ноу-хау (современный перевод - "знать, как сделать") - незащищенные охранными документами (например, патентами) и не опубликованные полностью или частично знания или опыт научно-технического, управленческого, коммерческого, финансового или иного характера, которые применимы в научных исследованиях, разработках, изготовлении, реализации, эксплуатации конкурентоспособной продукции.

Виды ноу-хау обусловлены знаниями:

. научно-технического характера: конструкторские решения, технологические, производственные, проектные, строительные, монтажные, эксплуатационные и т. д.;

. управленческого характера: эффективные структуры и методы управления, простые и надежные структурные связи, четкое распределение обязанностей и т. д.;

. коммерческого характера в области реализации продукции: данные о конъюнктуре рынка, о наиболее опытных и авторитетных фирмах-посредниках, сбытовых фирмах в странах реализации, о наиболее целесообразных формах сбыта продукции, организации ее рекламы и т. д.

. финансового характера: сведения о наиболее выгодных формах использования денежных средств, ценных бумаг, капиталовложений и т. д. С учетом изменения курсов валют, особенностей национальных налоговых систем, таможенных ограничений, сведений о банковских объединениях, формах кредитования и т. д.

Передача ноу-хау заключается по лицензионному соглашению, при этом покупатель использует его наряду с продавцом, т. е. право на объект не является исключительным, но покупка имеет смысл при соблюдении ряда условий:

. эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

. к этой информации нет свободного доступа;

. обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности

Международная практика торговли товарами и научно-техническими достижениями показывает, что без знаний ноу-хау в абсолютном большинстве случаев невозможно воспроизвести новую технологию по патентным описаниям, опубликованной научной и технической информации. [1,c. 97-100].

Помимо ноу-хау к нематериальным активам фирмы также можно отнести гудвилл. Это деловая репутация фирмы - стоимостная категория, которая представляет собой разницу между стоимостью фирмы как единого целостного имущественно-финансового комплекса и стоимостью всех ее активов.

2. РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ РАЗВИТЫХ СТРАН

Базой международной торговли лицензиями и ноу-хау является патентная деятельность стран-экспортеров технологий. Ведущая роль в патентовании изобретений принадлежит развитым странам: первое место по числу заявок на патенты и выданных патентов занимает Япония, второе - США. Промышленно развитые страны являются привлекательным рынком технологий.

интеллектуальный собственность патент лицензия

Таблица 1-Рейтинг стран по числу поданных заявок на патенты, 2010 г.

№СтранаЧисло национальных заявокЧисло международных заявокИтого1Япония187 23797 807285 0442США107 79278 397186 1893Китай (в т.ч. Гонконг)79 860 (93)5 341 (554)85 201 (647)4Южная Корея51 40424 12975 5335Германия9 63045 41655 0466Франция8 77918 95527 7347Россия21 62774322 3708Великобритания2 32311 46313 7869Швейцария46112 33712 79810Нидерланды-9 9169 916

Одним из важных показателей качества научно-технических разработок является их экспортная конкурентоспособность, которая определяется следующим образом:

Эк=Nпз/Nзв,

где Эк - экспортная конкурентоспособность;пз - число заявок на патенты, поданных за рубежом;зв - число заявок на патенты, поданных внутри страны.

Таблица 2-Расчёт экспортной конкурентоспособности научно-технических разработок.

№СтранаNпзNзвЭк1Япония97 807187 2370.5222США78 397107 7920.7273Китай (в т.ч. Гонконг)5 341 (554)79 860 (93)0.0674Южная Корея24 12951 4040.4695Германия45 4169 6304.7166Франция18 9558 7792.1597Россия74321 6270.0348Великобритания11 4632 3234.9359Швейцария12 33746126.76110Нидерланды9 916--

Число и распределение патентных заявок, поданных в зарубежных странах, свидетельствует о перспективных рынках для экспортеров технологий. Наличие значительной разницы между числом зарубежных заявок национальных фирм и заявок, поданных внутри страны, свидетельствует об отставании уровня научно-технических решений в данной стране, а это исключает зарубежное патентование части национальных изобретений[1,c. 188]. Таким образом, из таблицы становится видно, что наибольшей экспортной конкурентоспособностью обладают Швейцария, Великобритания, Германия и Франция. Это обуславливается стратегической направленностью данных стран. Например, Япония большей частью стремится размещать наукоемкие отрасли, а соответственно, и патентовать технологии, дома. Не имея большой сырьевой и ресурсной базы, Япония выбирает стратегию, которая оптимально подходит под ее условия для достижения высокого уровня экономического развития.

Японская модель коммерциализации результатов инновационной деятельности одна из наиболее оптимальных - это синтез процессов децентрализации и координации, основанный на чисто японском уважении к национальным историческим традициям и концепции рассредоточения административных функций. Главная цель такой политики - стимулирование разработок, которые содержат творческий подход, а также проведение чисто фундаментальных исследований, которые нацелены на появление новых поколений продукции [2, c.48]. В Японии с 1957 года существует Японское агентство науки и технологии (JST -- Japan Science and Technology Agency), которое занимается реализацией различных программ, основными целями которых являются:

  • Создание передовых технологий: осуществление фундаментальных исследований для достижения стратегических целей, поставленных правительством.
  • Оказание содействия в передаче технологии и инновации: связь университетов и корпораций для стимулирования обмена результатами исследований с обществом.
  • Содействие распространению научно-технической информации: обеспечение полезной информации для исследователей и поддерживание научно-исследовательской деятельности.
  • Научный обмен и научно-исследовательская поддержка: поддержка международной деятельности, обмен исследованиями.
  • Содействие научному сотрудничеству Японии и других стран.

В Японии создан весьма сложный механизм достижения согласия и взаимного обмена информацией между основными общественными участниками этого процесса: политическими деятелями, правительством, промышленностью, наукой. Единственное упущение японцев в развитии инновационной деятельности - это ориентация на "горячие сферы", а не на фундаментальные исследования. Четкая ориентация на непосредственные экономические потребности, на инновации, быстро приносящие прибыль либо удовлетворяющие текущие потребности, отодвинуло на второй план разработку фундаментальных долгосрочных технологий. Поэтому японцы в последние годы активно регулируют развитие фундаментальных исследований как основу национального технологического будущего.

Таблица 3-Затраты на НИОКР и занятость в НИОКР в ведущих странах по числу патентов на 2011 г.

№СтранаЗатраты на НИОКР (млн. долл., ppp)% от ВВП (ppp)Число занятых в НИОКР на миллион человек1Япония144.13.3%4,9602США405.32.7%4,1033Китай (в т. ч. Гонконг)153.71.4%4594Южная Корея44.83.0%2,1395Германия69.52.3%2,8736Франция42.21.9%2,6867Россия23.11.0%3,3978Великобритания38.41.7%2,6789Швейцария7.52.3%3,05810Нидерланды10.81.6%2,490

Разница сравнительных затрат на НИОКР и итогового числа патентов объясняется тем, что различные виды технологий (высокие, потребительского назначения, потребительская технологическая продукция) требуют различных капиталовложений. Соответственно, по результатам таблиц 1 и 2 можно дать приблизительную оценку тому, какой вид технологий является приоритетным у той или иной страны. Так, Швейцария большей частью инвестирует в технологии с расходом на НИОКР от 2% до 5% оборота, а 40% их расходов на высокие технологии (более 5% оборота) в частных инвестициях приходится на фармацевтику. Это связано с тем, что большая часть исследований в Швейцарии проводится частными компаниями.

В Нидерландах расходы на НИОКР по данным Евростата в частном и государственном секторе примерно равны (45,1% на 40,9%, источником остальных затрат на НИОКР являются иностранные субъекты [19]). Дело в том, что Голландии не нужны такие высокие расходы, как в США и Японии: доля расходов на высокие технологии невелика по сравнению с другими странами [12, c.16]. Это объясняется их направленностью на другие сферы, в которых Нидерланды являются специалистами. Голландия занимает лидирующие позиции на всех европейских рынках, обеспечивая 66% импорта декоративных цветов и растений в Европе. Более 90% импортной флоры в Германии, Франции, Дании, Финляндии, Венгрии, Словении и странах Балтии приходит из Голландии. Голландские экспортеры также обслуживают США, Японию и страны Ближнего Востока. Но это не значит, что Голландия занимается только цветами. Среди голландских компаний по объему затрат на НИОКР лидируют такие фирмы, как Philips (техника, 707 млн. евро направлено на НИОКР в 2009 году), ASML (производство оборудования для интегральных микросхем, 426 млн. евро), NXP (производство полупроводниковых деталей для техники, 237 млн. евро), DSM (производство медицинского оборудования, материалов, пищевых добавок, 233 млн. евро) и Océ (принтеры, ксероксы, сканеры и программное обеспечение, а также им принадлежит марка Canon, 153 млн. евро) [14].

В США ситуация обстоит немного иначе. За счет того, что там имеется большое количество компаний со значительными ежегодными доходами (достаточно сравнить списки Fortune 500 и Global 500, в которых первое место принадлежит не нефтяным компаниям мира, а американской сети Wal-Mart Stores), большая часть затрат на НИОКР приходится на частный сектор (67,3% [19]). Государство создало систему, благодаря которой экономика США стала инновационной. В 1980 году в США появились законы по коммерциализации интеллектуальной собственности: законы Бая-Доула и Стивенсона-Вайдлера. Они-то и решили главную проблему того периода: существенно простимулировали авторов патентов и разработчиков НИОКР, после чего инновационная деятельность медленно, но верно начала расширяться и захватывать самые разные ниши на рынке. До этих законов вся интеллектуальная собственность, созданная за федеральные средства, принадлежала только государству. В коммерциализации этой государственной собственности не был заинтересован никто, кроме чиновников. Но чиновники коммерциализировать ее не могут, поскольку приказывать бизнесу не имеют права.

Смысл закона Бая-Доула заключался в следующем: если разработчик создавал НИОКР на бюджетные деньги, то права на такой НИОКР оставались за государством. Разработчику же передавались патенты, созданные на основе этого НИОКР. Таким образом, получилась ситуация, при которой разработчик напрямую был заинтересован в создании максимально прибыльного НИОКР, что, естественно, толкало инновационную деятельность вперед.

По закону Стивенсона-Вайдлера разработчик, которому от государства переданы права на патенты и ноу-хау, созданные за счет средств бюджета, обязан прописывать и исполнять процедуры по передаче технологий индустриальным предприятиям, университетам и местным органам власти. Таким образом государство разделило обязанности по инновационной деятельности между всеми соответствующими своим задачам субъектами: предприниматели внедряли технологии в практику и получали от них доход, университеты занимались дальнейшим развитием изобретений, а государство финансировало НИОКР и получало дополнительные рабочие места. В результате такой стимулирующей государственной политики США на сегодняшний день не сырьевая, а высокотехнологичная держава. Экспорт высоких технологий в 2009 году составил 141,5 млрд. долл., уступив только Китаю и Германии [16].

С развитием международной торговли продукцией, которая является результатом преимущественно интеллектуальной деятельности, возросло нарушение прав интеллектуальной собственности. Промышленно развитые страны - основные производители такой продукции - стали применять собственные меры по отношению к странам-нарушителям.

США использует торгово-экономические рычаги:

. ограничение импорта из стран-нарушителей;

. сокращение инвестиций в их экономику;

. отмену кредитования;

. сворачивание программ сотрудничества и помощи, как предоставляемых Соединенными Штатами, так и через международные организации.

Европейский Союз считает возможным использовать против стран-нарушителей следующие меры:

. отмену торговых привилегий;

. увеличение таможенных пошлин;

. введение количественных ограничений на ввоз товаров [1, с.188-189].

Каковы причины возникновения пиратства? Известно, что цены на лицензионные объекты интеллектуальной собственности практически одинаковы во всех странах. Другими словами, цены на компьютерные программы, фонограммы, фильмы, книги и т. д. не зависят от уровня жизни в разных странах. Такая стратегия является преступной, поскольку устанавливая одинаковые и завышенные цены, производители объектов интеллектуальной собственности инициируют пиратство интеллектуальной собственности. Дело в том, что если стоимость экземпляра объекта интеллектуальной собственности соизмерима со средней заработной платой в той или иной стране, то подавляющая часть населения не может приобрести лицензионный объект интеллектуальной собственности. Однако спрос на такие объекты оказывается иногда высоким, чем незамедлительно пользуются лица, которые предлагают на рынок контрафактные экземпляры объектов интеллектуальной собственности по ценам, соответствующим уровню жизни в той или иной стране. В результате возникает пиратство. Стратегия равных цен ведет к экономическим потерям для производителей объектов интеллектуальной собственности. Стратегия дифференцированных цен смогла бы значительно уменьшить пиратство интеллектуальной собственности. Однако в таком случае государственная политика по обеспечению прав потребовала бы радикального изменения, поскольку ликвидация пиратства оказывалась бы в руках производителей объектов интеллектуальной собственности, а не государств. В таком случае развитые страны не смогли бы использовать проблему обеспечения прав интеллектуальной собственности в политических целях для применения торгово-экономических рычагов и давления на другие страны [3, с.13].


3. РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Понятие "интеллектуальная собственность" является новым не только для Республики Беларусь, но и для всех стран, возникших после распада СССР. Это понятие не было принято в национальном законодательстве бывшего СССР и, соответственно, не учитывались на практике. Дело в том, что в Советском Союзе результаты интеллектуальной деятельности объявлялись общественными, т. е. принадлежащими государству и обществу в целом, а институт частной собственности как таковой отсутствовал вовсе. Более того, многолетнее использование в СССР интеллектуального потенциала шло в основном для нужд военно-промышленного комплекса, а не на создание социально ориентированной экономики. В итоге такая политика привела к почти полной невосприимчивости национальной экономики к научно-техническому прогрессу, снижению уровня и качества жизни.

Перед Республикой Беларусь стоят такие проблемы, как недостаточность финансирования НИОКР, проблемы охраны, сохранения, поддержки, наращивания, грамотного использования и умелой коммерциализации интеллектуального потенциала.

.1 Правовое поле охраны интеллектуальной собственности в Республике Беларусь

Национальная система охраны объектов интеллектуальной собственности должна иметь достаточно обширное правовое поле, способное удовлетворять требованиям соглашений, участником которых является Республика Беларусь.

За годы, минувшие с момента приобретения суверенитета, в Беларуси практически "с нуля" создана система охраны интеллектуальной собственности, включающая нормативные акты разного уровня, такие как Конституция Республики Беларусь; кодексы Республики Беларусь - Гражданский, Уголовный, Таможенный, Инвестиционный; Указы и Декреты Президента; законы, включающие разные положения, имеющие разное отношение к интеллектуальной деятельности и ее результатам; законы по охране различных объектов интеллектуальной собственности; постановления Совета Министров, министерств и ведомств Республики Беларусь; другие нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории страны.

Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь к объектам авторского права относятся все виды произведений во всех областях человеческой деятельности, включая компьютерные программы, а также производные проведения (переводы, обработки, рефераты, аннотации, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и др.) и сборники произведений (энциклопедии, антологии, базы данных).

Согласно Закону Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах" имущественные права автора могут быть уступлены им полностью или частично или переданы для использования правообладателем по авторскому договору. При передаче автором имущественных прав, у него остается ряд неотчуждаемых личных неимущественных прав (право авторства, право на имя, право на защиту репутации), которые охраняются бессрочно, а также право на обнародование и право на отзыв. Имущественные авторские права действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Для защиты нарушенного авторского права или смежных прав правообладатели вправе требовать признания нарушенных прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения прав; пресечения действий, нарушающих права; возмещения убытков; взыскания дохода, полученного нарушителем; выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 базовых величин.

На таможенные органы Республики Беларусь возложена обязанность осуществлять меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу.

Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает наказания за совершение следующих преступлений в сфере интеллектуальной собственности: нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных прав; ограничение конкуренции; незаконное использование или дискредитация деловой репутации конкурента; распространение ложной информации о товарах и услугах; коммерческий подкуп или шпионаж, разглашение коммерческой тайны.

Согласно Закону Республики Беларусь "О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы" патентообладателем признается лицо, которому выдан патент на объект промышленной собственности. Патент на изобретение действует 20 лет, на полезную модель - 5, на промышленный образец - 10 лет. Право на получение патента на служебный объект промышленной собственности, созданный работником, принадлежит нанимателю, если договором между ними не предусмотрено иное. Объект промышленной собственности считается служебным, если он относится к области деятельности нанимателя; создан в связи с выполнением работником задания нанимателя; при его создании работником были использованы опыт или средства нанимателя.

Согласно Закону Республики Беларусь "О товарных знаках и знаках обслуживания" товарным знаком называется обозначение, способствующее отличию товаров одних юридических или физических лиц от однородных товаров других лиц. Регистрация товарного знака действует в течение 10 лет с даты подачи заявки в патентный орган. Срок действия регистрации может быть продлен по заявлению владельца, каждый раз на 10 лет. Если товарный знак не используется непрерывно в течение любых пяти лет после даты его регистрации, действие регистрации может быть прекращено досрочно в отношении всех или части товаров [4, с.174-177].

Таким образом, становится видно, что такой обширный вопрос, как интеллектуальная собственность, требует не менее обширного законодательства. В Республике Беларусь правовая защита интеллектуальной собственности прописана всесторонне, но и нашим законам не чужды проблемы и недостатки международной законодательной базы в области интеллектуальной собственности, что и не удивительно, учитывая то, что Беларусь ратифицировала большинство международных договоров и соглашений в данной области.

.2 Положение интеллектуальной собственности в Республике Беларусь

Государственная система охраны интеллектуальной собственности Беларуси начала формироваться в 1992 году с создания при Совете Министров Республики Беларусь Государственного патентного ведомства и Управления по авторским и смежным правам.

В 1993 году приняты первые законы Республики Беларусь об охране объектов промышленной собственности - изобретений, промышленных образцов, товарных знаков. В 1996 году принят Закон Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах" [10].

Указом Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 № 516 "О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь" Государственный комитет по науке и технологиям, Государственный высший аттестационный комитет и Государственный патентный комитет были объединены в Комитет по науке при Совете Министров Республики Беларусь, с созданием в его структуре Высшего аттестационного комитета и государственного учреждения "Национальный центр интеллектуальной собственности".

В 2004 году Комитет по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь преобразован в Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь. Основными задачами Государственного комитета по науке и технологиям являются:

ñреализация государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;

ñпланирование подготовки научных работников высшей квалификации в целом по республике и по отраслям науки и организация реализации результатов научных исследований;

ñанализ уровня проводимых исследований и разработок, выработка предложений по повышению их экономической эффективности;

ñпроведение единой государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества;

ñпривлечение и использование в экономике республики передовых высокоэффективных зарубежных технологий;

ñстимулирование и поддержка развития в республике предпринимательства, связанного с коммерциализацией и внедрением в производство научно-технических достижений;

ñпроведение государственной научно-технической экспертизы и ведение реестра высокотехнологичных производств и предприятий [8].

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 года № 66 охрану прав на объекты интеллектуальной собственности обеспечивает Национальный центр интеллектуальной собственности.

По данным Национального центра интеллектуальной собственности в Республике Беларусь общая сумма собранного в 2010 г. авторского вознаграждения за использование произведений составила 6 млрд. 740 млн. рублей, что на 23,5 % больше, чем в 2009 г., а общий размер распределенного авторского вознаграждения превысил 6 млрд. 530 млн. рублей, что на 23 % больше, чем в 2009 г. [5, c. 4].

В 2010 г. поступило 1933 заявки на изобретения. Количество заявок, поступивших от национальных заявителей, составило 1759 заявок или 91 % от общего количества поданных в 2010 г. Иностранными заявителями подано 174 заявки, из которых международные заявки, перешедшие на национальную стадию по процедуре РСТ, составляют 70 %. Наибольшее количество заявок подано заявителями Германии - 44 заявки (25,3 %), Российской Федерации - 24 заявки (13,8 %), Швейцарии - 12 заявок (6,9 %), США и Украины - по 11 заявок (6,3 %), Австрии, Китая и Японии - по 9 заявок (5,2 %) [17, c. 10]. По данным ВОИС число международных заявок на патенты от Республики Беларусь в 2010 году составило 186 заявок.

Таблица 4-Число зарегистрированных в Республике Беларусь объектов промышленной собственности на начало 2011 г.

Вид охранного документаПатенты национальных субъектовПатенты иностранных субъектовИтоговая суммаПатент на изобретение4093653410627Патент на полезные модели25021432645Патент на промышленные образцы5915271118Товарные знаки и знаки обслуживания144448110795551

Число заявок, поданных в Республике Беларусь в 11,5 раз меньше, чем в России и в 147,5 раз меньше, чем в Японии. Проанализируем ситуацию.

В 2009 году экспорт высоких технологий 404 906 300 долл. США или 2,4% от всего объема экспорта. Расходы на НИОКР в 1995 г. составили 1% от ВВП, а в 2006 году - 0,96% от ВВП, а число занятых в НИОКР в 2007 году составило 1961 человек на миллион населения [16].

При этом по данным Комитета Государственного Контроля от 4 апреля 2012 года около 20% бюджетных средств на финансирование НИОКР используются неэффективно.

Начальник главного управления контроля отраслей сфер материального производства Комитета госконтроля Беларуси Виталий Дерех отметил, что причина неэффективности - в недостаточной проработке проектов, а также в не просчитанных рисках предприятий. Так, на Пинском ОАО "Кузлитмаш" (Минпром) не выпускается продукция, на разработку которой было выделено около Br300 млн. Она оказалась невостребованной заказчиком.

Комитет госконтроля считает несогласованность отдельных ведомств по разработке НИОКР одной из причин, когда выделенные средства используются неэффективно. Например, РУП "Белпочта" заказало на предприятиях Минпрома изготовление конвейеров. Производство было подготовлено, изготовлены конвейеры, но только две единицы "Белпочта" приобрела, дальше дело не пошло. В то время как планировалось изготавливать более 20 конвейеров ежегодно. Заказчик мотивирует это тем, что оборудование оказалось дорогостоящим и не удовлетворяет его требованиям. На эту разработку было потрачено около Br400 млн.

Некоторые проекты нельзя назвать инновационными, подчеркнул представитель КГК. Так, Минстройархитектуры за счет бюджетных средств был разработан архив министерства. Минтранс направляло средства на проекты, которые не были включены в госпрограммы. Теперь этим ведомствам предстоит вернуть в бюджет около Br5 млрд. неэффективно потраченных средств.

Речь не идет о каком-либо ущербе, а лишь о неэффективном, с нарушением законодательства использовании государственных денег [6].

Все меньшая часть инновационных фондов используется непосредственно на инновации. Более половины средств идет на финансирование капитальных вложений, а на научно-исследовательские работы и реализацию Государственной программы инновационного развития - всего около 11%. В отдельных случаях причиной неэффективного использования бюджетных средств, направляемых на инновации, являются несогласованные действия органов государственного управления при формировании и выполнении государственных программ. Так, в 2010 году для организаций Минздрава разработана технология изготовления пневматических шин для оказания неотложной травматологической помощи, на что Минпромом из республиканского бюджета выделено 260 млн. рублей. Выпуск шин в 2011 году должен был составить 2 тыс. комплектов, однако их производство до сих пор не начато из-за отсутствия интереса к таким изделиям у медицинских учреждений. Имеются факты, когда бюджетные средства используются неэффективно в связи с недостаточной проработкой проектов при их включении в госпрограммы, а также ведомственные планы НИОКР. Так, в рамках реализации программы инновационного развития Минтрансу в декабре 2010 г. надлежало организовать серийное производство беспилотных летательных аппаратов. На эти цели было израсходовано 662 млн. руб. инновационного фонда, изготовлен опытный образец, однако серийное производство беспилотного летательного аппарата не начато до настоящего времени. Выяснилось, что пока отсутствует нормативно-правовая база, определяющая порядок организации и проведения полетов таких аппаратов. Нередко бюджетные средства направляются министерствами не на разработку новой продукции и внедрение передовых технологий, а расходуются на решение вопросов, связанных с обеспечением собственной деятельности, а также на выполнение работ, инновационная направленность которых сомнительна [9].

Таким образом, становится видно, что помимо недостаточного финансирования НИОКР, львиная доля этих средств расходуется неэффективно: что-то невостребованно из-за халатности и неточных расчетов, что-то идет на расходы, не относящиеся к НИОКР, а что-то и вовсе оседает в чужих карманах.

В Республике Беларусь рынок объектов интеллектуальной собственности не является таким распространенным и отлаженным явлением, как в экономически развитых странах. Субъектами рынка объектов интеллектуальной собственности в Республике Беларусь выступают их продавцы и покупатели.

В качестве продавцов объектов интеллектуальной собственности выступают:

ñнаучные организации и учреждения, функционирующие в Республике Беларусь;

ñинституты Национальной академии наук Беларуси;

ñвысшие учебные заведения;

ñнаучно-промышленные и промышленные предприятия, имеющие в своем составе конструкторские и конструкторско-технологические структурные подразделения;

ñучреждения культуры и искусства, предлагающие для продажи объекты авторского права и смежных прав;

ñмалые научные и научно-инновационные предприятия, занятые разработкой и производством наукоемкой продукции;

ñзарубежные фирмы и изобретатели;

ñчастные лица - изобретатели, рационализаторы, художники, писатели, композиторы и т. п., не имеющие постоянного места работы или поддержки своих разработок по месту работы;

ñдругие юридические или физические лица.

Все эти субъекты являются реальными или потенциальными продавцами объектов интеллектуальной собственности.

Что касается покупателей объектов интеллектуальной собственности, то к их числу следует отнести:

ñпредприятия промышленности, сельского и лесного хозяйства, связи, транспорта, социальной и других сфер всех форм собственности от промышленных гигантов до предприятий и частных предпринимателей без образования юридического лица;

ñиздательства, средства массовой информации, фирмы по производству аудио- и видеопродукции и т. п.;

ñзарубежные предприятия, фирмы и частные лица.

Ряд субъектов хозяйствования, таких как научно-исследовательские организации, институты Национальной академии наук Беларуси, учебные заведения, выступают одновременно как продавцы и покупатели прав на объекты интеллектуальной собственности [4, c.194-195].

Сделки по продаже объектов промышленной собственности принято называть трансфером технологий. Трансфер технологии - это сделка между сторонами, независимо от ее правовой формы, которая преследует в качестве цели или одной из целей передачу прав по лицензии или уступку прав на на промышленную собственность, продажу или любой другой вид передачи технологических услуг [3, c.195].

В Республике Беларусь работы по управлению трансфертом технологии были начаты в 90-х годах прошлого столетия.

С 1992 года в структуре Белорусского национального технического университета работает Научно-технологический парк БНТУ "Метеолит". В настоящее время Технопарк БНТУ является наиболее крупным инновационным предприятием в системе Министерства образования Республики Беларусь. Трансфер технологий в структуре технопарка БНТУ осуществляют Межвузовский центр маркетинга научно-исследовательских разработок, Центр трансфера технологий в области вторичных ресурсов и экологии, Центр поддержки предпринимательства, центр научно-технического сотрудничества с провинциями Цзилинь и Хэнань (Китайская Народная Республика), Белорусско-латвийский центр трансфера технологий.

сентября 1997 года в Брестском государственном технологическом университете был открыт Центр трансфера технологий, выполняющий функции контактного бюро для осуществления трансфера технологий между ВУЗом и промышленностью как в Республике Беларусь, так и в странах Европейского сообщества.

В мае 2003 года создан Республиканский центр трансфера технологий (РЦТТ) при содействии Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, Программы развития ООН (ПРООН и Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Главная техническая цель - содействие сотрудничеству разработчиками, предпринимателями и инвесторами.

Задачи РЦТТ:

ñсоздание и поддержка информационных баз данных, обслуживающих клиентов технологического трансфера;

ñобеспечение доступа клиентов РЦТТ к сети ЮНИДО и другим международным базам технологического трансфера и научно-технической информации;

ñоказание помощи субъектам инновационной деятельности в разработке и продвижении инновационных и инвестиционных проектов;

ñподготовка кадров в сфере научно-инновационного предпринимательства; организация региональных инновационных структур РЦТТ с целью создания единой национальной сети центров трансферта технологий;

ñсодействие международному научно-техническому сотрудничеству и обмену специалистами.

Созданы Центр трансфера технологий "Технологического парка Могилев", Центр трансфера технологий при Гродненском государственном университете имени Янки Купалы и других вузах страны.

Таким образом, в Беларуси создана инфраструктура трансфера технологий [4, c. 202-204]. В Республике Беларусь в 2010 году зарегистрировано 869 договоров о передаче прав на объекты промышленной собственности, из них выдано 468 лицензий, 369 договоров об уступке прав на объекты интеллектуальной собственности и 32 договора франчайзинга.

В настоящее время в Беларуси делается упор на коммерциализацию объектов интеллектуальной собственности, созданных на средства и в рамках государственных учреждений. На мой взгляд, это является не совсем правильным. Во-первых, коммерческие проекты должны создаваться на предприятиях, а не в университетах, а государство должно ориентироваться на долгосрочные фундаментальные исследования. Ведь если государство занимается краткосрочными коммерческими проектами, то оно не в состоянии охватить сразу и фундаментальные разработки, в результате чего отставание Республики Беларусь в перспективе только наращивается. Тем более эффективность создания и внедрения коммерческих разработок снижается за счет того, что используются административные, а не рыночные методы.

На мой взгляд, самым успешным примером осуществления инновационной деятельности в Республике Беларусь является компания EPAM Systems. EPAM Systems - крупнейший поставщик услуг в области разработки программного обеспечения и решений на территории бывшего Советского Союза и в Центральной и Восточной Европе. Созданная в 1993 году, сегодня она имеет 17 представительств в 10 странах мира, в штате более 7000 высококвалифицированных специалистов, и компания продолжает стабильно расти.

Компания EPAM Systems выполняет проекты более чем в 30 странах мира, в частности - для всемирно известных заказчиков из списков Fortune 50/500 и государственных учреждений, в том числе и на территории СНГ.

Все руководство компании в свое время получило дипломы минских вузов. Компания не имеет принадлежности к какой-либо стране, но изначально в 1993 году были открыты офисы в США и Беларуси, но центральный офис все-таки находится в США. EPAM является резидентом белорусского Парка высоких технологий и представляет собой образцовую компанию с достойной оплатой труда, квалифицированным менеджментом, привлечением лучших и заинтересованных в результате сотрудников и использованием иностранного капитала. Вряд ли бы это стало возможным, если бы основатели компании в свое время не эмигрировали в США и пытались бы добиться успеха административными методами и только за счет бюджетных средств.

Поскольку Беларусь является развивающейся страной, а, как говорилось ранее, в развивающихся странах из-за низкой покупательской способности пиратство является главным источником объектов интеллектуальной собственности и, в частности, авторского права, проблема пиратства для нашей страны является особенно актуальной. В 2011 году Министерством внутренних дел Республики Беларусь проводились организационно-практические мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению фактов нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности. Органами внутренних дел выявлено 20 преступлений, предусмотренных статьей 201 "Нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных прав" Уголовного кодекса Республики Беларусь. Пресечено 210 нарушений по статье 9.21 КоАП. У правонарушителей изъято более 21 тыс. единиц контрафактной продукции. Следственными органами окончено производством и направлено на рассмотрение в суды 18 уголовных дел. По уголовным делам установлен ущерб в сумме 12,6 млн. рублей, который возмещен на сумму 4,2 млн. рублей; наложен арест на имущество правонарушителей стоимостью 290, 9 млн. рублей [10].

3.3 Стратегии инновационного развития Республики Беларусь

Поскольку Республика Беларусь является достаточно бедной страной в отношении ресурсов и сырья, то становится очевидным, что наша страна не может идти по пути развития России и становиться сырьевой державой. Следовательно, ориентация на инновации - это именно то, благодаря чему наша страна может достичь стабильности и устойчивости как в экономическом, так и в социальном плане. Республика Беларусь обладает уникальным потенциалом: в нашей стране большое количество умных и способных людей, которым нужен умелый менеджмент. Необходимо направить наши таланты в нужное русло, и Беларусь из отсталой страны, безуспешно пытающейся догнать Запад, может превратиться в маленькую, но значимую державу, к которой будут прислушиваться на мировой арене. Достаточно показательным в этом плане является опыт Японии: маленькая страна, единственное преимущество которой, казалось бы, заключается в том, что она имеет выход к Тихому океану, не стала страной, которая ориентирована на экспорт морепродуктов, а начала скупать перспективные патенты по всему миру и на сегодняшний день является одной из лидирующих стран по уровню экономического развития. Дело в том, что Япония, как и Беларусь, не могла себе позволить тратить те значительные средства, которые требуются на НИОКР, поскольку во-первых, такие инвестиции являются весьма рискованными, а во-вторых, инновации - это достаточно капиталоемкое занятие. Но они понимали, что перспективная разработка может принести доход, который с лихвой окупит затраты на приобретение патентов, и они не прогадали. Как стало очевидно выше, те скудные средства, выделяемые в Беларуси на НИОКР, расходуются весьма неэффективно, то есть нам просто необходимо направлять их на внедрение уже существующих технологий. Нашей целью является не новаторство на международном уровне, а сокращение отставания от развитых стран, для чего необходимо новаторство на национальном уровне, заключающееся в освоении уже существующих технологий. Многие предприятия работают на оборудовании, которое более чем на 50% подверглось физическому износу, в то время как в развитых странах оборудование заменяют по мере его морального износа, а некоторые из наших предприятий гордятся тем, что используют технологию 60-х годов. Конечно, нам досталось хорошее советское наследие, но в процессе поднятия экономики из руин СССР мы не заметили, как все вокруг ушли далеко вперед, оставив нас позади. Это необходимо учитывать, и с нашей стороны глупо пытаться играть с ними наравне - нам нужно их догонять.

По мнению экспертов ЮНКТАД "в контексте технологического наверстывания процесс инновационной деятельности в какой-либо стране в решающей степени зависит от ее связей с остальным миром. Приобретение технологии странами, следующими за лидерами, зависит от передачи технологии. В рамках данного процесса доступ к иностранной технологии равнозначен ее эффективному использованию. Такой доступ может быть максимально увеличен благодаря открытию экономики для внешнего мира и иностранных инвестиций в сочетании с вложением ресурсов в образование, науку, а также расширением доступа к Интернету и поощрением конкуренции между международными поставщиками телекоммуникационных услуг". На практике вполне очевидно, что приобретение и освоение иностранной технологии связано с затратами и рисками и что успех зависит от технологических усилий различного рода - инвестиций в технологические преобразования, - а также развития умений и навыков на уровне предприятий.

Показательным для нас является опыт Китая, которая также была коммунистической страной, а сейчас успешно переходит к рыночным отношениям. Особенностями китайской экспортной модели являются то, что она выстраивалась в результате активной закупки передовых иностранных технологий под жестким контролем государства с последующим их введением в приоритетные отрасли экономики и свободные экономические зоны, ориентированные на экспорт.

По мнению члена-корреспондента Российской академии наук, китаеведа, автора нескольких книг по экономике Китая Василия Михеева, "Китай действительно демонстрирует высокие темпы роста, однако в реальности эта страна ничего не создает самостоятельно".

Китай является только потребителем, а не производителем высоких технологий. Фундаментальных технологических исследований в стране не проводят. По мнению Михеева, выводы ученых по Сингапуру, Тайваню и Южной Корее вполне достоверны, так как в этих странах действительно произошел серьезный технологический прорыв. Однако США по-прежнему остаются лидером в области фундаментальных научных и технологических исследований [11].

Таким образом, еще одним советом по способам развития инноваций в Республике Беларусь является привлечение иностранного капитала. Для этого нужно создать благоприятную среду для иностранных инвесторов и отказаться от соблазна за их счет создавать социальную инфраструктуру, а использовать их средства по прямому назначению и давать им возможность заработать на этом, без риска лишиться результатов своего труда. Необходимо поощрение инвестиций и обеспечение субъектов инвестиционной деятельности достоверной и объективной информацией.

Академик Геннадий Лыч также обращает внимание на то, что "огромная доля финансирования сферы НИОКР расходуется в Беларуси вхолостую. Например, ученые и конструкторы отчитались за 2004 год о создании 375 новых "передовых производственных технологий", что нашло отражение в данных Белстата. Из них принципиально новых на самом деле оказалось 11, то есть не более 3%. Остальные были "новыми" только для Беларуси". Поскольку в Беларуси инновационная деятельность осуществляется под контролем государства, то приоритетным для разработчиков становится не качество, а количество, что тоже является в корне неправильным. Так как частный сектор в Беларуси не обладает теми средствами, которые есть у ТНК, то необходимость привлечения иностранного капитала еще раз подтверждается. Причем разработки, которые проводятся с привлечением иностранного капитала, в первую очередь должны быть интересны для ТНК. Тогда будет стимул инвестировать, а государство будет знать, что такой проект на самом деле перспективный, и с гораздо меньшей долей риска, чем это делается сейчас, может вкладывать бюджетные средства в НИОКР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочется сказать, что существует великое множество проблем, связанных с интеллектуальной собственностью. Для начала дуализм интеллектуальной собственности: существование объекта в материальном и нематериальном виде. Далее - это спорные трактовки в нормативных документах таких понятий, как творчество, объекты интеллектуальной собственности и т. д.

Проблемой является и то, что развитые страны, успешно применяющие объекты интеллектуальной собственности на практике, прекрасно понимают, что это то, что поможет развивающимся странам из источника дешевого сырья и товаров превратиться в равные им по экономическому развитию страны или даже превзойти их. Таким образом, в их интересах не дать таким странам сократить отставание в технологиях. Несмотря на то, что все международные соглашения призваны устранить препятствия в данной отрасли, в реальности получается, что из-за разницы в уровнях цен развитые страны несут в разы меньшие издержки в связи с регистрацией объектов промышленной собственности, чем развивающиеся. Это позволяет развивающимся странам захватывать не только национальный, но и международный рынок, оставляя развивающиеся страны позади. Также такая разница в прибыльности НИОКР приводит к разному стимулированию дальнейших разработок.

В добавок из-за разницы в уровнях цен в различных странах не все могут позволить себе заплатить за те объекты интеллектуальной собственности, которые для иных субъектов могут стоить копейки. Следовательно, из-за того, что номинальные цены одинаковые, а реальные значительно различаются, возникает проблема пиратства. Ведь спрос на объекты интеллектуальной собственности существует несмотря на низкую покупательскую способность. Поэтому люди готовы платить за пиратские копии, фактически сознательно поощряя пиратство. Вот почему проблема нарушения прав на интеллектуальную собственность так остро стоит в развивающихся странах. Хуже всего то, что пиратство фактически провоцируется самими правообладателями в политических целях для применения экономических и политических рычагов против стран, в которых пиратство не может не существовать.

Еще одной проблемой является то, что охрана объектов интеллектуальной собственности ложится на плечи государства, а не собственника прав, что связано с дополнительными бюджетными затратами. Намного эффективнее было бы бороться с такими нарушениями рыночными методами, используя диверсификацию цен.

Нарушению права на промышленную собственность способствует временной лаг между подачей заявки и регистрацией объекта, который может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет. Таким образом, вероятность передачи патентной информации третьим лицам и затруднения в выведении продукции на международный рынок весьма усложняют деятельность фирм.

В отношении Республики Беларусь тяжело сказать, что все проблемы в области инновационной деятельности - это только последствия влияния развитых стран. В Республике Беларусь огромное количество собственных проблем, связанных, в первую очередь, с административным управлением процесса инновационной деятельности. На мой взгляд, под прямым руководством государства должны находиться фундаментальные исследования. Коммерческие исследования, прибыль от которых поступает в краткосрочном периоде, должны осуществляться самими фирмами и предприятиями. Для этого необходимо финансирование, с которым у нас также проблема. Эту проблему может решить привлечение иностранного капитала. Для этого необходимо обеспечить субъектов рынка объективной и достоверной информацией, а также обеспечить поддержку и льготы таким проектам. Это создаст благоприятную среду для инвесторов. В Республике Беларусь существует проблема менеджмента. Даже если НИОКР являются успешными, они не всегда могут найти рынок сбыта из-за неграмотного планирования. Если субъекты рынка, которым выделяются бюджетные средства на НИОКР, будут заинтересованы в их прибыльности, то не будет растрачивания этих средств на не относящиеся к исследованиям нужды, создания объектов только для отчета или в неустановленные сроки и т. п. Но поскольку издержки по нереализованным НИОКР несет государство, предприятия могут позволить себе такую халатность.

Таким образом, Республике Беларусь необходимо активно привлекать иностранные инвестиции, разрабатывать проекты совместно с иностранными учеными, сделать четкое разделение НИОКР на категории и поручить отдельным субъектам заниматься определенными категориями, делать упор на рыночные механизмы при создании НИОКР. Для сокращения отставания в технологиях от развитых стран необходимо заимствование технологий. Скупка патентов или лицензий обойдется нам дешевле, чем собственные неэффективные в своем большинстве НИОКР. Государству следует заниматься долгосрочными фундаментальными исследованиями, требующими значительных капиталовложений и не приносящих прибыли в краткосрочном периоде.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Учебные пособия

1.Бовин А.А. Интеллектуальная собственность: экономический аспект / Бовин А.А., Чередникова Л.Е. // М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ.

2.Олехнович Г.И. Интеллектуальная собственность и проблемы ее коммерциализации / Мн.: Амалфея - 2006.

3.Судариков С.А. Экономика и интеллектуальная собственность/ Судариков С.А., Грек Н.Г., Бахренькова К.А. // М.: Изд-во деловой и учеб. лит.- 2004.

.Якимахо А.П. Управление объектами интеллектуальной собственности: учеб. пособие / Мн.: ГИУСТ БГУ- 2006.

Электронные ресурсы

5.Годовой отчет 2010 Национального центра интеллектуальной собственности.-[Электрон. ресурс].- Режим доступа: http://www.belgospatent.org.by/index.php?option=com_content&view=article&id=55:2009-05-21-07-30-52&catid=41:2009-05-21-06-43-39&Itemid=62 - Дата доступа: 05.04.2012.

6.Официальный сайт БЕЛТА. Около 20% бюджетных средств на финансирование НИОКР используются неэффективно - КГК.-[Электрон. ресурс].- Режим доступа: http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Okolo-20-bjudzhetnyx-sredstv-na-finansirovanie-NIOKR-ispolzujutsja-neeffektivno---KGK_i_593895.html - Дата доступа: 07.04.2012.

.Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности.-[Электрон. ресурс].- Режим доступа: http://www.wipo.int/treaties/ru/convention/ - Дата доступа: 25.03.2012.

.Официальный сайт Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь.-[Электрон. ресурс].- Режим доступа: http://gknt.org.by - Дата доступа: 05.04.2012.

.Официальный сайт Комитета Государственного Контроля.-[Электрон. ресурс].- Режим доступа: http://www.kgk.gov.by/ru - Дата доступа: 06.04.2012.

.Официальный сайт Национального центра интеллектуальной собственности.-[Электрон. ресурс].- Режим доступа: http://www.belgospatent.org.by - Дата доступа: 05.04.2012.

.Экономика .BY. Инновационная политика Беларуси требует корректировки.-[Электрон. ресурс].- Режим доступа: http://ekonomika.by/rss/innovatsionnaya-politika-belarusi-trebuet-korrektirovki-2 - Дата доступа: 05.04.2012.

12.Edo Haveman, Piet Donselaar. Analysis of the Netherlands private R&D position. Position paper. [Electronic resource].- September 2008 - Mode of access: http://www.rijksoverheid.nl/ - Date of access: 02.04.2012.

.NationMaster - World Statistics, Country Comparison. Research and development personnel (most recent) by country. [Electronic resource].- Mode of access: http://www.nationmaster.com/graph/eco_res_and_dev_per-economy-research-and-development-personnel- Date of access: 29.03.2012.

.NL EVD International. Research and Development. [Electronic resource].- Mode of access: http://www.hollandtrade.com/business-information/holland-information/research-and-development/ - Date of access: 04.04.2012.

.Official site of Japan Science and Technology Agency. [Electronic resource].- Mode of access: http://www.jst.go.jp/EN/ - Date of access: 04.04.2012.

.Official site of World Bank. High-technology exports. [Electronic resource].- Mode of access: http://data.worldbank.org/indicator/TX.VAL.TECH.CD - Date of access: 01.04.2012.

.Official site of World Intellectual Property Organization. Intellectual Property Statistics. [Electronic resource].- Mode of access: http://www.wipo.int/ipstats/en/ - Date of access: 23.03.2012.

.Site sources of the World Bank. R&D policy: Switzerland. [Electronic resource].- Mode of access: http://siteresources.worldbank.org/ECAEXT/Resources/258598-1284061150155/7383639-1323888814015/8319788-1324485944855/07_switzerland.pdf - Date of access: 03.04.2012.

.Statistics Explained, Eurostat. File:Gross domestic expenditure on R&D by source of funds. [Electronic resource].- Mode of access: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/index.php?title=File:Gross_domestic_expenditure_on_R%26D_by_source_of_funds,_2005_and_2010_(%25_of_total_gross_expenditure_on_R%26D).png&filetimestamp=20120112093620 - Date of access: 02.04.2012.

.Wikipedia. List of countries by research and development spending. [Electronic resource].- Mode of access: http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_research_and_development_spending - Date of access: 02.04.2012.

Похожие работы на - Интеллектуальная собственность, ее роль в функционировании глобальной экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!