Ранняя детская шизофрения

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,83 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ранняя детская шизофрения











Ранняя детская шизофрения

1. Шизофрения, её формы

Шизофрения - заболевание (или группа заболеваний) неясной природы, характеризующееся развитием психотических (бредовых, галлюцинаторных, кататонических, особых нарушений сознания и др.) или неврозоподобных и психопатоподобных (обсессивных, фобических, конверсионных, деперсонализационных) расстройств и в различной степени выраженных изменений личности (эмоциональное оскудение, редукция энергетического потенциала), стойких нарушений мышления и социальной дезадаптацией. Хотя типичные проявления шизофрении отличаются значительным психопатологическим и клиническим своеобразием, вместе с тем в ряде своих вариантов она может имитировать не только другие психические, но и соматические заболевания. Распространенность шизофрении около 1%. Мужчины и женщины заболевают примерно с равной частотой. Шизофрения развивается преимущественно (в 3/4 случаев) в юношеском или молодом возрасте, причем мужчины заболевают на 5-10 лет раньше, чем женщины.

Этиология заболевания неизвестна. В его патогенезе доминирующую роль играют биологические факторы. Несомненно значение генетической предрасположенности: при наличии наследственной отягощенности шизофренией риск развития заболевания (в зависимости от степени родства) колеблется от 5-10 (один из родителей, сиблинги) до 40-50% (оба родителя, монозиготные близнецы). При шизофрении выявляются неспецифические и невыраженные мозговые девиации: морфологические (расширение боковых желудочков, уменьшение размеров мозолистого тела и червя мозжечка, признаки глиоза базальных отделов переднего мозга и т.д.) и функциональные (уменьшение показателей мозгового метаболизма и кровотока в лобной доле и др.). Большое значение в развитии шизофренического психоза придается гиперпродукции допамина в мезолимбической области (так называемая «допаминовая гипотеза»).

Особые формы:

Шизоаффективное расстройство. Острый психоз, определяющийся сочетанием симптомов, присущих шизофрении (галлюцинаторных, бредовых, кататонических), с отчетливым депрессивным или маниакальным аффектом. Пропорция шизофренического и аффективного радикалов может быть различной, что во многом и определяет индивидуальное многообразие шизоаффективного расстройства. Имеет тенденцию к рецидивированию, при этом повторные фазы чаще исчерпываются аффективными расстройствами.

Прогноз относительно благоприятный, выраженные изменения личности редки.

Онейроидная кататония. Острый психоз, при котором кататонические симптомы сочетаются со сновидным (грезоподобным) изменением сознания с наплывом ярких, образных, обычно фантастических представлений при полной или частичной отрешенности больного от окружающего. Нередко представляет собой одну из фаз периодического течения заболевания и чередуется с шизоаффективными или аффективными приступами.

Прогноз чаще благоприятный.

Фебрильная шизофрения. Острые шизоаффективные или кататонические психозы, протекающие с повышением температуры. В тяжелых случаях (гипертоксическая шизофрения) возникает резкое хаотическое возбуждение, прерывающееся эпизодами субступора, глубокое помрачение сознания с делириозными элементами, речевой бессвязностью, гипертермия, трофические нарушения с акроцианозом, подкожными кровоизлияниями. При этом высока вероятность летального исхода. Необходимо исключать интоксикационные или инфекционные психозы, острые энцефалиты, протекающие со сходной картиной, а также злокачественный нейролептический синдром.

Вялотекущая шизофрения. Объединяет варианты болезни с медленным, постепенным (нередко многолетним) развитием симптоматики, которая в основном исчерпывается неврозоподобными и психопатоподобными (обсессивно-фобическими, конверсионными, деперсонализационными, сенестопатическими и ипохондрическими) расстройствами и относительно неглубокими изменениями личности. Значительная часть больных вялотекущей шизофренией долгие годы являются пациентами врачей общей практики, поскольку этой форме в высшей степени присущи многообразные симптомы, имитирующие соматоневрологическую патологию: болевые (сенесталгии, сенестопатии, сенестезии), конверсионные (параличи, парезы, афония) расстройства, панические атаки с кардио- и инсультофобией, анорексия, ипохондрия, астения и т.д. С другой стороны, эти случаи необходимо отграничивать от собственно обсессивно-компульсивных расстройств, развивающихся в рамках неврозов. Для больных шизофренией характерны стойкость, гротескность, необычный («малопонятный») характер этих расстройств, их вычурность и причудливость, полиморфизм, их выраженное дезадаптирующее воздействие. Обязательной для диагностики вялотекущей шизофрении является констатация нарастающего дефекта психики с аутизмом, оскудением эмоциональной сферы и нередко тонкими изменениями психомоторной сферы (манерность, гримасничанье), тенденцией к социальному снижению. В пользу шизофрении свидетельствуют возникающие у ряда больных транзиторные, порой психогенно спровоцированные субпсихотические эпизоды с вербальными галлюцинациями, нестойкими бредовыми идеями обыденного содержания (ревности, отношения).

Ранняя детская шизофрения. Возникает до 10 лет. Отличается малой дифференцированностью психопатологических проявлений с преобладанием психомоторных расстройств со стереотипиями в поведении и речи, диффузным страхом, иногда мутизмом (детским аутизмом), бредоподобными фантазиями на фоне нарушения (искажения, задержки) онтогенетического развития и нарастающего эмоционального дефекта.

Поздняя шизофрения. Возникает после 45 лет. В основном исчерпывается бредовыми или галлюцинаторно-бредовыми расстройствами при минимальном дефекте (так называемая «парафрения»).

2. Ранняя детская шизофрения

Ранняя детская шизофрения возникает в возрасте до 10 лет. Отличается малой дифференцированностью психопатологических проявлений с преобладанием психомоторных расстройств со стереотипиями в поведении и речи, диффузным страхом, иногда мутизмом (детским аутизмом), бредоподобными фантазиями на фоне нарушения (искажения, задержки) онтогенетического развития и нарастающего эмоционального дефекта.

Психопатологическая структура ранней детской шизофрении не укладывается только в симптомы измененного развития, даже при самом раннем начале болезни. Своеобразие клинической картины ранней детской шизофрении из-за психической незрелости детей, изменчивости состояния их уровневого развития в связи с физиологической динамикой роста ребенка и изменением болезни в процессе течения резко усложняет накопление фактического материала о симптомах и симптомо-комплексах, ей присущих. Психопатологические расстройства, свойственные шизофрении зрелого возраста, у детей рудиментарны, а нередко и совсем отсутствуют. К тому же большое место в клинике шизофрении у детей занимают симптомы нарушенного развития. Все вышесказанное затрудняет однозначную квалификацию этих нарушений.

К основным симптомам детской шизофрении такие исследователи как Т. Симсон, Г. Сухарева, Д. Дюше, Б. Фиш относят аутизм. Понимание аутизма у детей при шизофрении, по мнению Дж. Латц (1938), не может опираться нате же критерии, которые приняты при определении этого явления у взрослых больных шизофренией. При аутистических нарушениях у детей речь идет не о замкнутости, а скорее о невозможности контактов. Аутистические состояния у детей нужно представлять как пустоту, так как в них нет никакого содержания. У таких больных основными расстройствами будут утрата интересов, расстройства в связи с нарушением контактов, а не в связи с органическими дефектами.

Т. Симсон (1948) в аутистических фантазиях у детей обнаружила элементы, присущие бреду. Бред «неродных родителей» у детей школьного возраста тщательно изучался (В.Н. Мальцева; М.И. Моисеева; И.К. Руднева).Некоторые исследователи считают, что фантазирование у детей приобретает бредоподобный характер не ранее чем в пяти - семилетнем возрасте. Л.Я. Жезлова, В.М. Башина, Т. Симсон исследовали галлюцинаторные расстройства маленьких детей, больных шизофренией, а также возможности их(расстройств) раннего появления с момента становления речи. Дж. Бейтхман подчеркивает относительное феноменологическое сходство зрительных и соматических галлюцинаций.

Наблюдая неврозоподобные расстройства в клинической картине детской шизофрении, многие исследователи выявляют отсутствие чувства чуждости, легкую стереотипизацию двигательных навязчивостей (Е.Е. Сканави, Г.Н. Пивоварова, Л.И. Головань, Г. Ниссен, А. Мерц-Амман, Р. Корбоз). Еще в 40-х годах нашего столетия Н.И. Озерецкий предположил, что у детей дошкольного возраста возможны деперсонализационные расстройства.

3. Факторы риска детской шизофрении

Согласно статье, опубликованной в журнале Cell, существует ген, который наиболее вероятно является «геном шизофрении» и он играет удивительную роль в головном мозгу: контролирует рождение новых нейронов и отвечает за их интеграцию в имеющиеся нейронные сети.

Исследование шведских ученых показало, что шизофрения и биполярное расстройство имеют одинаковые генетические причины.

Вирусные инфекции - если плод в утробе матери подвергается вирусной инфекции, значительно возрастает риск развития детской шизофрении. Он также возрастает в случае голодания плода во время беременности.

Стресс раннего периода жизни - эксперты утверждают, что сильный стресс в ранние периоды жизни могут быть пусковым механизмом в развитии детской шизофрении. Пережитый стресс часто предшествуют появлению шизофрении. Симптомы пре-шизофрении обычно острые и хорошо заметны, они включают: прогрессирующая злость, тревожность, и расфокусированность. Могут появиться проблемы в отношениях.

Избиение ребенка или травма.

Возраст родителей ребенка - пожилые родители чаще рождают на свет детей с детской шизофренией, по сравнению с молодыми родителями.

Наркотики - приём наркотиков, влияющих на сознание или психические процессы в подростковом возрасте, может повысить риск развития шизофрении.

4. Симптомы ранней детской шизофрении

Возникновение заболевания сопровождается появлением целого ряда симптомов. Еще в младенчестве у ребенка можно отметить ряд психофизиологических особенностей, свидетельствующих о нарушениях в сфере формирования потребностей. У детей отмечаются приступы тревожного плача, общего беспокойства с нарушениями сна в ночное время и последующей плаксивостью в дневное время; снижается аппетит, дети начинают отказываться от грудного кормления; можно отметить двигательную пассивность либо чрезмерную возбудимость, плохое развитие моторики. Выступает диссоциация развития в виде парадоксальных реакций: полное отсутствие реакций на грубый для ребенка дискомфорт - мокрые пеленки, одиночество, громкий шум - и наличие чрезмерных реакций неудовольствия на прикосновение, купание, ласку, тихие звуки.

Комплекс дисфункций психофизического развития развертывается на фоне дефицитарности психической деятельности: у них наблюдается слабость «коммуникативных связей», эмоционально-волевых реакций. Отмечается особое гипомимическое выражение лица ребенка с отсутствием «ищущего» взгляда, задержки предречевого развития при нормальном слухе, отсутствие коммуникативного характера голосовых реакций, бедность и невыразительность звукопроизношения, рудиментарность «комплекса оживления» на появление родных и близких; отсутствие инициативного поведения, выражающегося в стремлении привлечь к себе внимание близких улыбкой, голосом, движением; позднее - в стремлении привлечь к себе внимание взрослого к игрушкам, вступить с ним в игровой или деловой контакт.

Наибольшую прогностическую информативную ценность представляют состояния двигательного возбуждения на индифферентном эмоциональном фоне, которые сочетаются с регрессом в моторике и могут рассматриваться как неблагоприятные.

В дошкольный период развития ребенка наблюдается: дефицит активности в отношении бытовых правил, а также правил взаимоотношений; дефицит общения, при котором страдают в развитии формы активной речи (спонтанность, выразительность, артикуляция), а отсюда страдает и коммуникативная функция речи, обращенная речь; усвоение языка (пассивная речь) развивается нормально, в некоторых случаях даже с опережением; дети реже жалуются; на конфликтные ситуации отвечают либо криком и агрессивными действиями, либо занимают пассивно-оборонительную позицию. На фоне соответствующего возрасту или опережающего интеллектуального и речевого развития отмечается недостаточное развитие практических навыков, плохая адаптация к новым условиям, черты необычности и чудаковатости в поведении, речи и мышлении.

Очень высок уровень реактивного общения при дефиците инициативного. У некоторых детей можно констатировать наличие черт аутизма. Ведущая деятельность в этом возрасте - игра. Игры у детей настолько индивидуальны и своеобразны, что другие дети не могут принимать в них участие. Совершенно отсутствует ролевая игра. Однако детей можно привлечь к участию в «играх с правилами», которые характеризуются наличием четко установленных правил и жесткой последовательностью действий и событий.

В период младшего школьного возраста у детей отмечается: высокий уровень развития обобщения по формальным признакам (плащ и ночь могут обобщаться на том основании, что они могут быть длинными); формальная сохранность интеллекта, склонность к схематизму, формально-отвлеченному мышлению; отставание в приобретении, усвоении и обобщении опыта, который несет общение. В этот период ведущей деятельностью является учебная - в связи с ранним развитием формально-логического мышления, высокой способности к абстракции они проявляют, по сравнению со своими сверстниками, большую склонность к классификациям разного рода, к построениям схем, таблиц и графиков, формальному анализу слов, готовность к неожиданным ассоциациям и сопоставлениям, умственным изобретениям. В сфере развлечений отмечается однообразный и односторонний их характер. Это либо оторванные от действительности бессодержательные увлечения, либо это деятельность, в которой отражаются определенные стороны действительности, но прежде всего формальные, одномерные. При общении у таких детей отсутствует мотивация быть понятыми другими.

Вследствие недостаточной направленности на общение и усвоение социальных нормативов у ребенка значительно затруднено формирование соответствующих мотивов учебной деятельности. Шизофрения остается заболеванием, причины которого точно неизвестны. Клинические ее особенности, варианты течения, характер основных расстройств, исходы, особенности семейного фона - все это позволяет выделять ее у лиц зрелого возраста как генетически обусловленную форму. Правомерно ли выделение шизофрении раннего детства или было бы правильнее относить психоз у ребенка из-за малой его дифференцированности к кругу препсихотических состояний, синдрому раннего детского аутизма? Клинические обследования детей показали, что у ребенка данной группы уже имеется шизофрения с присущей ей клинической картиной и близкими для больных всех других возрастных групп типами течения. Поэтому правомерно говорить о выделении ранней детской шизофрении в отдельную отрасль для изучения и клинической работы.

шизофрения кататония детский симптом

Список литературы

1.#"justify">2.#"justify">.#"justify">4.#"justify">.#"justify">.hippocrate.narod.ru/sh/shizof_1.htm

.#"justify">.http://www.consilium-medicum.com/article/7059

Похожие работы на - Ранняя детская шизофрения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!