Древние истоки ветеринарии

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,95 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Древние истоки ветеринарии















Древние истоки ветеринарии


При современном уровне состояния науки представляется не трудным дать ответ на вопрос, на каком историческом отрезке развития человечества зародилась ветеринария как профессия и отрасль знаний. Данные археологических находок, палеографии, а также ученых, изучающих этапы развития общества, говорят о том, что ее корни уходят в те давние времена первобытно-общинного строя, когда доисторические люди, отказавшись от собирательско-охотничьего способа добывания пищи, стали заниматься оседлым земледелием, приручать и одомашнивать диких животных (период неолита), т. е. примерно 20 тысяч лет назад. Процесс одомашнивания шел в течение многих тысячелетий. Техника добывания средств существования была очень низкой, орудия труда были примитивными. Но главное, человек понял, что охота и странствие не самый лучшие способ жизни, а оседлость сулит ему лучшие возможности перехода к принципиально новой экономике, дающей возможность застраховаться от всяких случайных обстоятельств. Иначе говоря, приручение и одомашнивание представителей дикой фауны есть исторический результат развития отношений между первобытным человеком и окружающим миром, когда произошли определенные психологические сдвиги в сознании людей. Но сначала они начали заниматься земледелием, животноводство же появилось несколько позже. Кстати, приспособление к хозяйственным условиям диких животных продолжается и сейчас.

Так, известны успехи в области пушного звероводства (лисицы, песцы, нутрии и т.п.), кое-где формируются лосиные, перепелиные, страусиные и другие фермы. И хотя история одомашнивания животных до сих пор остается окончательно не изученной, тем не менее известно, что собака была первым животным, присоединившимся к людям, а вскоре прирученной оказалась кошка (Древний Египет). Затем очередь дошла до диких коз и особенно овец, населявших когда-то громадные пространства Евразийского материка. Здесь же прошла адаптацию к крестьянскому хозяйству дикая лошадь, предком которой были тарпаны. Имеются сведения, что лошадь была одомашнена в южнорусских странах. Несколько раньше прирученными оказались верблюды. Приручая крупный рогатый скот, люди прежде всего использовали мускулы волов для обработки земли, т. е. как рабочий скот. Культ рогатого скота очень древний. За многие тысячелетия до наших дней в Египте почитался бог Апис в образе крупного быка, жившего в специальном дворце, пользуясь гаремом отборных коров. По достоинству были оценены вкусовые качества и питательность коровьего молока, а также мясная продукция от них. Предками крупного рогатого скота были могучие туры, заселявшие в древности огромные пространства восточного и западного полушария. Охота на них доставляла людям мясо, шкуры и кости для бытовых поделок.

Земледельческими народами несколько позже была одомашнена дикая свинья в условиях оседлости и достаточно устроенного быта. Ближайшие родственники домашней свиньи - дикие кабаны - населяли Европейский континент задолго до того, как на нем появились наши далекие предки. Греки и римляне высоко ценили этих мясисто-сальных животных, к тому же весьма скороспелых. Олимпийцы часто делали жертвенные приношения свиней в славу Зевса и Юпитера. Даже греческое название свиньи «гюс» происходит от глагола «приносить жертву». Домашних кур начали разводить около 4 тысяч лет назад, когда человек был уже знаком почти со всеми современными домашними животными. Заслуга в этом отношении целиком принадлежит древним персам, которые считали, что собака и петух - священные животные, т.к. одна охраняет дом и стадо, второй является вестником утра, света и солнца. Как видим, наши предки приручали тех животных, на которых охотились, причем постоянно и издревле. Для американских индейцев это были лама, для охотников каменного века Европы - лошадь, олень, кабан и тур. На землях современной Республики Беларусь люди появились 100-400 тысяч лет назад, в эпоху среднего палеолита, а к периоду позднего палеолита (40-10 тысяч лет назад) уже относятся археологические находки на стоянках человека костей животных, кремневого инвентаря, других атрибутов жилища людей на территории Чечерского, Калинковичского, Новогрудского и других районов. Древнейшие племена Беларуси (кельты, славяне, балты и др.) занимались загонной охотой на мамонта, пещерного медведя, шерстного носорога и других крупных животных, используемых в пищу, для изготовления одежды и других целей. Другим занятием было собирательство, рыбная ловля. Для охоты использовались изделия из дерева, кости, рога, камней. Скотоводство на нынешней территории республики появилось в конце неолита (конец V - начало II тысячелетия до нашей эры). Первым прирученным животным была собака, затем крупный и мелкий рогатый скот, свинья и лошадь. Причем, выращивание коров, волов, овец и коз жители тех времен занимались в большей мере, нежели лошадей и свиней. Было развито бортничество, продукты которого (воск и мед) составляли важную часть торговли. Лечением животных древние люди начали заниматься со времен их одомашнивания. Приручив диких зверей, владельцы не могли безучастно относиться к их страданиям - повальным болезням, трудным родам, коликам, различным травмам, полученным от нападения хищников, и другим недугам.

Естественно, в период первобытно-общественного строя человек был беспомощным перед явлениями природы. Обожествление непонятных ее сил накладывало свой отпечаток и на применение лечебных средств. Нередко различные лечебные свойства приписывали различным демоническим силам, шаманским ритуалам, заклинаниям. Поэтому примитивная ветеринария древних наряду с рациональным, полезным зерном, включала в себя много фантастических, нередко бесполезных или даже вредных средств и приемов лечения животных. Это в равной степени относится и к лечению людей, так как зачастую им занимались одни и те же лица. Археологические раскопки и исследования памятников материальной культуры, в том числе и письменных документов, подтверждают, что элементарные приемы врачевания животных существовали в древних государствах за много тысячелетий до нашей эры. В египетском папирусе, найденном в Кахуне (1850 год до нашей эры), законах царя Ману (1000-500 лет до нашей эры) и других дошедших до нас источниках кратко описывается туберкулез у человека и крупного рогатого скота. Другие документы содержат некоторые сведения о ветеринарии и заразных болезнях животных. Скифы, сарманты и другие пастушеские племена, населявшие в VII - III веках до нашей эры, племена, жившие в Северном Причерноморье, умели оказывать доступную помощь лечебными травами лошадям, незаменимым животным при кочевом образе жизни, владели навыками в области медицины, ветеринарии и зоотехнии, знали лечебные свойства растений, «бобровую струю» и другие средства. Накопленные ими наблюдения за животными позволили выработать лечебные и профилактические приемы при некоторых болезнях, особенно в коневодстве. Этот опыт широко использовали в ветеринарной практике древнегреческие врачи и коневоды, а также восточные славяне - анты, словены.

Такие сведения упоминаются еще в I веке нашей эры. Правда, используемые для лечения приемы и средства были наивными, даже в таких государствах, как Римская империя. Ее лекари свято верили в существование лекарств «от всех болезней». В одном из трактов византийских «Геопоник» говорится так: «Едва ли не всякие болезни у животных темны. Как о них можно узнать? У кого можно спросить, что болит у животного? Если, однако, ты натолчешь сильфия вместе с неразбавленным красным вином и вольешь его животному в ноздри, ты вылечишь всякую неясную болезнь». Уверенность в силе подобных универсальных средств далеко не всегда спасала заболевший скот. Жалобы на массовые болезни домашних животных - эпизоотии - раздаются так же давно, как жалобы на неурожаи и прожорливую саранчу. О развитии народной ветеринарии у других восточных славян свидетельствуют археологические находки ветеринарных металлических и деревянных инструментов и приспособлений для фиксации животных (закрутки, деревянные лещетки и молотки). По мнению древних славян, люди, имеющие непосредственное общение с богами и обладающие в связи с этим способностью исцелять болезни, были «кудесниками» или волхвами, «зелейниками» (зелье - лекарственные травы). Они умели читать и писать. Народ считал волхвов (жрецов) премудрыми людьми с большим жизненным опытом и знанием приемов медицины и ветеринарии. Они занимались лечением как людей, так и животных, применяя, кроме заклинаний, всевозможные травы, глину, грелки из теплой золы и т. п. Народная практика в скотолечении, бытовавшая в различных регионах Европы и Средней Азии, безусловно, сыграла положительную роль. Многолетние наблюдения, опыт содействовали постепенному отбору более или менее эффективных средств прежде всего лечения животных, появлению касты мастеров этого дела. Но распространению их знаний многие века препятствовало отсутствие письменности. В конце Х века произошло одно из крупнейших событий в истории Киевской Руси - принятие христианства, что сблизило Русь с государствами Европы. Когда во главе ее стал князь Владимир Святославович (980-1015 гг.), христианская церковь в лице духовенства всячески способствовало укреплению власти князей и бояр-феодалов, но одновременно насаждала и грамотность. В монастырях были учреждены школы «учения книжного» и «словес книжных». Несколько позже в Киевской Руси появились различные рукописные сочинения на пергаменте, изготовленном из телячьей кожи, небольшие письма на бересте. Появились первые письменные сведения и по лечению животных. Скот и земля являлись одним из источников богатства и знатности их владельцев. В.Н. Татищев (XVIII в.) писал: «В древние времена скот - то самое, что нынче деньги зовем». На Руси, как и в других странах Европы и Азии, большое внимание уделялось развитию коневодства. Лошадь как тягловая сила широко применялась в сельском хозяйстве, при перевозке грузов и боевой единицей в военном деле. В славянских княжествах основными производителями животноводческой продукции и сырья являлись крестьяне - смерды. В городах и сельской местности развивалось ремесленничество. Из сельскохозяйственного сырья изготавливались различные товары, пользующиеся большим спросом у населения. Среди ремесленников были также кузнецы, «коневые лекаря», «кровопуски», «коновалы». Об этих профессиях упоминается в летописях периода Киевской Руси, писцовых книгах Новгорода. Здесь же имеются сведения о болезнях скота, носивших характер эпизоотий. Следовательно, уже в Древней Руси ветеринарные специалисты составляли отдельную профессию. Разумеется, это были самоучки, приобретавшие навыки врачевания во многих случаях по наследству, ведь каких-либо учебных заведений для этих целей не было. Постепенно прообразом ветеринарных специалистов стали «коновалы». В связи со все возрастающей ролью лошадей, особенно в военном деле, а также с тем, что для кастрации коня и некоторых других хирургических операций его требовалось валить и фиксировать, за такими лекарями на долгие столетия (даже до 30-х годов ХХ века) закрепилось народное название «коновал».

Упоминание о коновалах в Беларуси относится к XII веку. Первым коновалом в Витебске в 1641 году был Семенко, и в 1683 году в Горках жил коновал Тишко (Х.С. Горегляд, 1967). Анализируя периоды становления ветеринарной профессии, прошедшее через суеверия, колдовство, знахарство и коновальство, следует отметить, что коновал все-таки был «носителем реальных лечебных средств и простых эмпирических приемов» (П.П. Попов, 1908). Знания и многолетний опыт лечения домашних животных передавались от отца к сыну и реже от учителя к ученикам. Таким образом, говоря об исторических этапах развития ветеринарии применительно к территории российского государства, следует отметить, что ее суть вплоть до введения специального ветеринарного образования определялась фигурой коновала-кустаря-самоучки, пользующегося большой популярностью у населения. Беды, приносимые массовыми болезнями скота, побуждали отдельных лиц приобретать навыки оказания той или иной помощи заболевшим животным. Причем иногда случались совпадения и удачные результаты. И вот такой человек получал известность в округе. Ему обеспечивалась хорошая репутация. «Знатоки хвори скота» все чаще и чаще приглашались в другие деревни. Практика «пользования» лошадей, коров, свиней давала неплохой заработок, постепенно создавая целую отрасль труда и отхожий промысел - коновальство. Знания добывались практической выучкой, устно передавались по наследству. Естественно, широкое распространение коновальства являлось результатом ничтожного числа ветеринаров со специальной подготовкой. Даже к началу ХХ века в России их насчитывалось всего несколько сот. Поэтому почва для процветания ветеринарного кустарничества была самой благоприятной. Коновалы - это более подготовленные по сравнению со знахарями и почти универсальные лица в эмпирической народной ветеринарии. В своей практике они использовали преимущественно средства домашнего обихода, такие, в частности, как огуречные, капустные и мясные рассолы, квас, тесто, соль, масло, сало, золу, мыло и т.п. Нередко применялся медный купорос, мышьяк, сулема, известь, моча, раскаленный кирпич, набор трав («зелье»). Вот несколько советов ветеринаров этого ранга: во время «свинячьего повалу» нужно поить свиней отваром «сиголетней осины»….; при потере жвачки корове следует давать толченое лыко, смешанное с сырым яичным «бялтком»…..; если корова не берет пойла, то необходимо натереть ей во рту рыбьим «слюзим»…. Широко практиковались кровопускания, надрезы кожи у животных, прижигания раскаленным железом, обмазывания глиной и многое другое.

Коновалы владели навыками диагностики («пытания», «распознавания») некоторых болезней домашних животных и их лечения. Так, например, лихорадку («трясцы») у животных они определяли на основании сухого и горячего на ощупь носового зеркала, повышенной температуры «корня уха», дрожания («озноба») тела. Знали воспаление лимфатических узлов («мышки»), мыт («молосняк»), заболевание холки («гриб»), болезни с явлениями колик («ноготь») лошадей и др. Умели определить и лечить раны, ушибы и хромоту, спускать отеки и «насосы», делать кровопускание, но главной работой коновала оставалась кастрация жеребцов, быков, баранов и хряков. Необъемлемой принадлежностью коновала, атрибутом его профессии была кожаная сумка с особым медным знаком, изображавшим всадника на коне, и крепкая смотанная веревка («повал»). В сумке коновал хранил ножи, молоток, клещи, деревянные лещетки, а также лекарственные средства. Профессиональная выручка коновала формировалась характером и трудностями выполняемой работы. Коновал не колдун, не знахарь, не шаман.

Круг его возможностей приближался к таковому современного ветсанитара, а по некоторым позициям, даже не уступал уровню ветфельдшера. В задачи коновалов входили не только кастрация жеребцов и животных других видов, но также распознавание (диагностика) различных болезней у лошадей и их лечение. Ими проводились мероприятия по предупреждению и борьбе с конским и скотским падежом (эпизоотиями), и ряд других мер. Используемые ими некоторые методы были буквально варварскими. Так, суть «заволоки» сводилась к тому, что бечевка, протянутая в металлическую заволочную иглу, вводилась под кожу больного животного, например, при «нагнете» холки у лошади, и там ее оставляли для поддержания нагноения в течение 4-6 недель. Для усиления вытекания гноя в заволочные ходы вводили смесь поташа (негашеной извести), «жгун» (красный перец) и другие жгучие средства. Заволоки применяли также и в медицине при некоторых болезнях людей. Художник-передвижник В.М. Максимов воссоздал на одной из своих картин тип русского коновала. На ней мы видим определенно хитрого человека в засаленной, пропитанной кровью поддевке. За плечами - ременный повал, на поясе прицеплено несколько пар грязных деревянных лещеток для проведения кастрации, а также щеточек для очистки лошадям гортани и носоглотки от личинок овода. Через плечо переброшена объемистая кожаная сумка, в которой наверняка припасены средства для «пользования» скота. Хотя нарисованный образ не ассоциируется с представлениями о подлинных ветеринарах, следует отметить, что в то же время и коновалы, и другие представители ветеринарии были людьми, преданнейшими своему делу, горячо любившими свой нелегкий труд, постоянно искавшими что-то новое, свой «магический кристалл». Их отличала отзывчивость, забота не быть худшим среди других, стремление оставить после себя доброе имя. И этой своей стороной коновальство затрагивало нравственные сферы, создавая определенный набор ветеринарных традиций, часть которых бытует и в наши дни. Некоторые коновалы были весьма грамотными людьми, умевшими читать и писать. Они вели записи ценных наблюдений, материалов по патологии и лечению больных животных и даже были авторами рукописных лечебников. Как видим, ветеринария народная (скотолечение) возникла на самых ранних стадиях цивилизации в связи с потребностями человека, когда он стал приручать и одомашнивать диких животных отдельных видов. Вместе с тем, историю ветеринарии следует рассматривать параллельно с возникновением и развитием медицины, так как многие века одни и те же «лекары» оказывали посильную помощь как больным людям, так и скоту. Исторические сведения говорят о том, что в Иране, Китае и других странах ветеринария и медицина были нераздельными науками животных и людей лечили одни и те же лица.

Такого рода вопросы освещены и в трудах римских ученых Катона Старшего (234-149 гг. до н. э.), Варрона (116-27 гг. до н.э.), Колумеллы (I век н.э.), Публия Вегеция Рената (450-510 гг. н.э.), греческого ученого Апсирта (IV век) и др. В древние времена, в эпоху средневековья и даже позже такие специалисты совместно с органами государственного и местного управления организовывали также меры борьбы с эпидемиями и эпизоотиями. К тому же с незапамятных времен было отмечено, что некоторые повальные болезни одинаково опасны как для животных, так и для человека. Однако по мере развития древнего прогресса стала постепенно намечаться дифференциация медицинской и ветеринарной профессий. Одним из первых ученых, который в своих трудах использовал термин «ветеринар», был римский агроном и писатель Луций Юний Модерат Колумелла (I век нашей эры). В своем сочинении «О ветеринарной медицине» он в числе других сельскохозяйственных профессий называет также ветеринара - человека, заботящегося о животных, лечащего их. По данным летописей, в некоторых странах (Китай, Иран и др.) ветеринарная медицина развивалась нераздельно, однако в более поздние времена (XI - VII века до нашей эры) постепенно стала обособляться ветеринарная профессия.

Содержание и общие тенденции медицины древнего Китая отражены в известном трактате «Чжоусские ритуалы». В этом произведении медицина разделяется на внутренние болезни, хирургию, диетику и ветеринарию. Область деятельности, связанная с лечением животных, определяемая как «ветеринария», стала бытовать в Европе в конце XVIII - начале XIX веков. Пока нет единства во мнении об истоках данного термина. По представлениям одних, оно происходит от таких латинских слов, как veterinus (ухаживающий за скотом) и veterinarius (относящийся к скоту). Ряд других исследователей считает, что в основе указанного слова лежат такие кельтские составляющие, как vee (болезнь), teer (животное) и aertz (врач). Но так или иначе на территории западной и центральной Европы в X - XIII веках за лицами, оказывающими помощь больным животным, стало закрепляться профессиональное название «ветеринар». В иранском каноне «Авсете» (IX век до н. э. - III век н.э.) упоминается о ветеринарных специальностях.

Ветеринары призывались для лечения бешеных собак. Предписывалось животных "пользовать" такими же лекарственными средствами, какими врачи лечили богатых вельмож. В трудах тибетского врача Джу-Джи (VII - VI века н.э.) показывается, что наряду с врачами, совмещающими лечение людей и скот, уже стала постепенно обособляться каста ветеринаров. В Древней Греции, в период Римской империи, значительный прогресс ветеринарии связан с деятельностью врачей-гиппиатров, которые занимались лечением лошадей (hyppos - лошадь, iatros - врач), руководствуясь в своей деятельности наравне с медиками учением Гиппократа - великого «отца медицины», положив в основу ветеринарии многие его принципы. В Древнем Риме лечением животных должны были заниматься как ветеринары, так и медицинские врачи. Не повиновавшиеся этому медики жестоко наказывались. Изучение истории показывает, что дифференциации врачебных знаний в Ассирии и Вавилоне наметилась уже в самые ранние периоды.

Так, в кодексе Хаммурапи (VIII век до н.э.) среди врачевателей отдельно упоминаются врачи-ветеринары, которые проводили некоторые сознательные меры против повальных болезней скота (изоляция, сжигание животных и построек, закрытие границ и т.п.). В Древней Индии и Китае ветеринары принадлежали к высшему сословию, в этот период животных и людей лечили одними и теми же лекарствами. Как видим, становление ветеринарии, получение ею полных гражданских прав произошло в недрах медицины, и в большинстве стран оно стало возможным благодаря постепенному созреванию экономических, социальных условий, породивших такую неизбежность, а также по мере того, как старше становилось человечество и все больше болезней оно обнаруживало у себя и своих животных. Непосильность медицинского труда в обслуживании двух фронтов и привело к практической целесообразности иметь отдельных врачей для «пользования» различных видов животных. Слово «медицина» происходит от латинского medico (лечу, исцеляю).

Следовательно, ветеринарный специалист во все времена имел и имеет все основания видеть в своей профессии медицинские корни и истоки. Это историческое и биологическое единство и приводило к накоплению совместного опыта, взаимообогащению наук, выгодно отличая возможность изолированного развития как медицины, так и ветеринарии. На первых порах в разделении этих двух наук действительно не было особой необходимости - расчленение их лишило бы концентрации знаний о живом, распылило бы крупицы общего вклада усилий в каждый движущий вперед шаг. Ведь ряд столетий в лечении многих болезней как у человека, так и у животных практиковались одни и те же приемы, в частности, пресловутая триада: «клистир - кровопускание - слабительное». Причем в зависимости от вида заболевания, вся врачебная мудрость заключалась в том, какой должна быть последовательность использования этих универсальных «целительных средств». Ясно, что результативность подобной терапии была ничтожной. Потребовались века, прежде чем ветеринария и медицина обособились от плена схоластических представлений о живом организме. Понятие «врач», судя по ряду исторических сведений, определялось еще в III - II тысячелетиях до н.э. в Древнем Вавилоне, где для лечения людей и животных широко применялись компрессы, промывания, массаж, масляные аппликации. Данное слово в буквальном переводе означает «знающий воду» или «знающий масло». И все-таки оно длительное время относилось преимущественно к медикам. Примечательно, что в русском языке слово «врач» известно с XI века. Как считают филологи, оно происходит от слова «врать», означавшего в старину «говорить».

Таким образом, врач считался человеком, способным заговаривать болезни, влиять на больных людей силою слова. Развитию ветеринарии и медицины способствовало возникновение гончарного дела и появление глиняной посуды, что дало возможность не только варить пищу, но и готовить лекарства («снадобья») в качестве средств лечения больных животных и человека.

В период патриархата скотовладелец был и пастухом, и животноводом, и пусть примитивным, но "скотским лекарем", способным оказывать первую помощь. В период первобытно-общинного строя появились крупные скотовладельцы, нанимавшие пастухов из более бедных людей, которые пасли и ухаживали за скотом, обеспечивали его кормом. Пастушество было большим стимулом в развитии народной ветеринарии, в частности лекарственного травоведения. Именно пастухи первыми обратили внимание на слабительные, кровоостанавливающие и другие свойства растений.

За многовековую практику накопились определенные зачатки знаний и навыков. Было установлено, что нельзя пасти скот ранним утром на покрытых росой «тучных» пастбищах, богатых клевером и люцерной, так как у коров и овец часто наблюдается «вздутие живота», общее угнетенное состояние и нередко падеж.

Пастухи избегали пастбищ, где росло много полыни, они знали, что молоко у коров при этом приобретает горький вкус. Пастухи-лекари использовали лечебное действие многих растений: корня алтея, березовой почки, бессмертника, боярышника, коры дуба, подорожника, тысячелистника, отличали по внешнему виду ядовитые растения, умели собирать листья, корни, цветы, сушить и сохранять их, а также применять в лечебных целях в зависимости от заболевания домашних животных. Пастухам приходилось оказывать первую лечебную помощь животным, получившим ранения при пастьбе в лесной местности или при нападении хищных зверей, а также при родах.Кастрацию жеребцов проводили конюхи, а быков, баранов и хряков - пастухи рогатого скота и свинари.

Таким образом, пастухи в известной степени были первыми ветеринарными хирургами, акушерами, терапевтами и фармацевтами. По мере определения ветеринарной профессии как самостоятельного ремесла формировались в ее рамках и некоторые правила обращения с животными. Несмотря на стихийно-религиозный характер врачевания в прошлые века, в ряде стран (Греция, арабские страны, Римское государство и др.) придавалось значение культу и обрядам оказания лечебной помощи скоту, правилам обхождения не только с пациентами, но и с теми, кому принадлежало животное.

Предпринимались также попытки закрепить эти устные правила в специальных трактатах, в которых предписывалось общаться с ними только ласково, не бить их, не издеваться, не причинять без особой нужды боли, доброжелательно относиться к владельцу. Иначе говоря, уже с древних времен среди ветеринаров формировались определенные профессионально-этические традиции, воспитывающие гордость за свое врачебное ремесло.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!