Защита несовершеннолетних от вовлечения в азартные игры: правовой аспект

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,39 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Защита несовершеннолетних от вовлечения в азартные игры: правовой аспект

ЗАЩИТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ ВОВЛЕЧЕНИЯ В АЗАРТНЫЕ ИГРЫ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Важнейшей задачей любого государства является всесторонняя гарантированная правовая защита несовершеннолетних. Государство заинтересовано в физическом и психическом здоровье подрастающего поколения. Однако в современном мире курение, употребление алкоголя и наркотиков получили широкое распространение среди подростков и молодежи. С этими уже ставшими традиционными формами зависимого поведения в один ряд встает и зависимость от азартных игр.

Большинство стран мира проводит политику по защите детей и подростков от участия их в данном виде развлечений. Законодательством многих государств установлен ряд обязательных требований, которые на сегодняшний день являются наиболее эффективными средствами защиты от азартных игр. Эти требования в основном связаны с запретом на допуск несовершеннолетних в игорные заведения и вовлечение их в азартные игры, а также с месторасположением игорных заведений. Так, согласно ст. 52 Закона Республики Молдова от 18 февраля 1999 г. № 285-XIV «Об азартных играх» не разрешается участвовать в азартных играх лицам, не достигшим 18-летнего возраста. Данная норма содержится и в законодательных актах таких государств, как Россия, Украина, Грузия и т.д. В Кыргызской Республике существуют свои особенности допуска несовершеннолетних в игорные заведения. Клиентами игорных заведений на территории данного государства могут быть только лица, достигшие: 1) для игровых залов - 18 лет (имеющие полную дееспособность); 2) для казино - 21 года [1].

Более того, осознавая особую опасность азартных игр, власти некоторых стран устанавливают возрастные ограничения, которые превышают совершеннолетний предел (например, в Республике Казахстан и Армении посещать игорные заведения можно лишь при достижении 21 года независимо от вида игорного заведения).

В законодательстве ряда стран установлено правило, согласно которому игорные заведения не могут располагаться в местах, которые, по мнению законодателя того или иного государства, в недостаточной степени защищены от негативного воздействия азартных игр. Данное ограничение, в первую очередь, позволяет гарантировать обеспечение безопасности жизни, охраны здоровья и нравственности несовершеннолетних. Например, в Российской Федерации действует Закон от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», который содержит прямой запрет на расположение игорных заведений (букмекерских контор и тотализаторов) вблизи зданий, строений, сооружений, в которых расположены детские, образовательные, медицинские, санаторно-курортные учреждения и религиозные организации. Все игорные заведения должны быть размещены только в зданиях нежилого фонда, иначе их деятельность будет мешать нормальному функционированию вышеперечисленных учреждений и организаций и жизни граждан.

Кроме того, законодательством некоторых государств предусмотрен запрет не только на размещение игорных заведений вблизи тех или иных объектов, но и устанавливается обязательное минимальное расстояние между игорным домом и такими объектами. Так, в Польше игорные заведения должны быть удалены от детских садов, школ и костелов минимум на 100 м, в Венгрии - на 200, а в Болгарии - на 300 м [2, с. 64]. В соответствии с законодательством Армении казино должны быть расположены не ближе 50 км (ранее не ближе 10) от Еревана и 10 км (ранее не ближе 3) от любых других административных границ областных центров [3]. В законодательстве Республики Беларусь не содержатся нормы, регулирующие расстояние между игорным заведением и иными общественными местами. Однако согласно п. 6 Положения о порядке содержания зала игровых автоматов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2005 г. № 140 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 10 января 2005 г. № 9», игровые автоматы, устанавливаемые в магазинах, на рынках, на железнодорожных вокзалах, автобусных станциях, в аэропортах, должны иметь ограждение высотой не менее 0,7 м или устанавливаться в обособленных помещениях.

Введение возрастного ценза и ограничения, связанного с месторасположением игорных заведений, необходимо в силу того, что игорный бизнес, если рассматривать его со стороны социального и морально-нравственного воздействия, все же оказывает негативное влияние на жизнь граждан, особенно несовершеннолетних. Люди, склонные к азартным играм, гораздо чаще, нежели другие, имеют проблемы в семье, страдают психологическими заболеваниями, совершают преступные деяния. Специалисты в области социальных исследований приравнивают пристрастие к азартной игре к таким формам зависимого поведения, как алкоголизм и наркомания. Лудомания (в переводе с лат. «ludo» - «играть») [4, с. 47], или гемблинг (от англ. «gamble» - «азартная игра») [5], является достаточно серьезным заболеванием. Однако наиболее уязвимыми для возникновения всех типов зависимости, в том числе и игромании, являются люди с несформировавшейся жизненной позицией и в первую очередь подростки и молодежь. К причинам формирования игровых зависимостей у несовершеннолетних относятся такие факторы, как индивидуальные и возрастные психологические особенности личности несовершеннолетнего; недостаточность внимания со стороны родных и близких; семейное неблагополучие; влияние асоциально настроенных сверстников и т.д. [6, с. 12]. Кроме того, в настоящее время практически любой подросток может свободно получить доступ к нелегальному игорному сайту или сделать ставку на тотализаторе, что провоцируется широко доступной рекламой и СМИ.

Активно защищаются интересы несовершеннолетних от рекламного воздействия игорных заведений в Российской Федерации. Так, согласно ст. 27 Закона Российской Федерации от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» игорным заведениям при рекламе своей деятельности запрещено обращаться непосредственно к несовершеннолетним. Более того, российский законодатель ввел запрет на красочные плакаты зазывающего характера, оставляя за игорными заведениями право только на вывески и указатели, а также товарный знак, которые не должны содержать каких-либо призывов и девизов [7].

В соответствии со ст. 25 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» указан перечень запретов в области защиты прав несовершеннолетних при осуществлении любой рекламной деятельности. Иначе говоря, прямого запрета на обращение к несовершеннолетним у организаций или индивидуальных предпринимателей, занимающихся проведением азартных игр, при рекламных акциях своей деятельности не существует.

Естественно, что лица, не достигшие 18-летнего возраста, переживая сложный период физиологического и психического развития личности, подвергающиеся неблагоприятному воздействию средовых факторов, легко поддаются аддикции (психологической зависимости разного рода, в том числе и игровой), что нередко является следствием криминогенных последствий [6, с. 10]. Это, в свою очередь, препятствует нормальному физическому, умственному и нравственному развитию несовершеннолетних.

В большинстве зарубежных стран помимо защиты несовершеннолетних от болезненного пристрастия к азартным играм действуют ограничения и в отношении незащищенных слоев населения от вовлечения их в азартные игры. Так, запрещается посещать игорные заведения лицам, которые были признаны в установленном порядке больными лудоманией (Швейцария), склонны к нарушению общественного порядка (Франция), а также тем лицам, в отношении которых поступали жалобы от родственников игроков (Германия) [2, с. 70].

В Российской Федерации делаются попытки расширить перечень оснований, при наличии которых гражданин может быть ограничен в дееспособности, ибо поставить в тяжелое материальное положение семью можно не только в результате злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, но и чрезмерным увлечением азартными играми и систематическим в них участием. В соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь пристрастие к азартным играм не может повлечь ограничения дееспособности гражданина, даже если оно стало причиной материальных затруднений его семьи. Поэтому вполне возможно для решения этой проблемы введение гражданско-правовых мер воздействия в виде ограничения дееспособности лиц, чрезмерно увлекающихся азартными играми.

Таким образом, многие государства на законодательном уровне осуществляют меры по защите не только лиц в возрасте до 18 лет, но и совершеннолетних граждан от психологической зависимости к азартным играм. Однако не стоит забывать, что несовершеннолетние легко поддаются влиянию азарта, а именно такому состоянию, при котором выполнение какой-либо деятельности может привести к принятию неверного решения или затруднит принятие правильного либо своевременного решения, что обычно приводит к вредным последствиям [8, с. 20]. В этой связи необходимо усовершенствовать законодательство, регулирующее сферу игорной индустрии, которое бы создало условия для снижения количества несовершеннолетних, имеющих психологическое пристрастие к азартным играм.

В соответствии со ст. 32 Конституции Республики Беларусь в нашей стране детство находится под защитой государства и забота о детях и их воспитании является конституционной обязанностью членов семьи, государственных органов и общественности. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 10 января 2005 г. № 9 «Об утверждении Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь» запрещается организовывать и проводить азартные игры, если в них участвуют лица в возрасте до 18 лет.

Однако следует отметить, что законодательством Республики Беларусь не в полной мере урегулирован вопрос о привлечении к административной ответственности лиц, которые допускают в игорные заведения несовершеннолетних и вовлекают их в азартные игры. Ранее данная правовая норма содержалась в ст. 205 Уголовного кодекса БССР 1960 г., за нарушение которой применялось наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. В 1986 г. в Кодекс БССР об административных правонарушениях 1984 г. была введена ст. 165 (прим.), предусматривающая ответственность за участие в азартных играх и их организацию. Действие этой статьи распространялось и на тех лиц, которые приобщали к игре несовершеннолетних. За ее нарушение взыскивался штраф с конфискацией игральных принадлежностей и выигранных ценностей. В настоящее время в соответствии с п. 2 ст. 12.11 действующего Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) меры административного взыскания применяются лишь в случае нарушений осуществления предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса, а именно за организацию и проведение запрещенных азартных игр, указанных в п. 6 Указа Президента от 10 января 2005 г. № 9 «Об утверждении Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь». В данном случае нормы КоАП касаются непосредственно субъектов хозяйствования при осуществлении ими деятельности в сфере игорного бизнеса.

Гражданским кодексом Республики Беларусь (ст. 20) установлено, что дееспособность гражданина возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста. Согласно статьям 73 и 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье до достижения ребенком 18-летнего возраста родители остаются его законными представителями, несут полную ответственность за его воспитание и развитие, обязаны заботиться о здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Нередко родители сами создают условия для своих детей, вследствие которых возникает состояние зависимости от азартных игр. Чаще всего несовершеннолетние игроманы находятся в социально опасном положении и воспитываются в семьях, где родители или иные законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми [9]. Но имеют место случаи, когда психологически зависящий от азартных игр подросток выходит из обеспеченной семьи, в которой, казалось бы, все благополучно. Например, в одном из городов России одни весьма состоятельные родители, уставшие от того, что их сын проигрывал в автоматы огромные суммы, купили ему игровой клуб, объяснив свои действия тем, что теперь все денежные средства будут оставаться в семье [10, c. 52]. несовершеннолетний защита игровой зависимость

Существует также неопределенный круг людей, которые могут поспособствовать вовлечению несовершеннолетних в азартные игры, тем самым создавая неблагоприятные условия для воспитания детей и подростков. Например, к таким лицам можно отнести тех, кто нелегально занимается организацией и проведением азартных игр, - компании сверстников, знакомых и т.д.

Анализ законодательного регулирования игорного бизнеса государств - участников СНГ показывает, что практически во всех государствах Содружества законодательство предусматривает административную ответственность за допуск несовершеннолетних в игорные заведения и вовлечение их в азартные игры. Так, ст. 1 Закона Республики Казахстан от 12 января 2007 г. № 220-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса» вносит дополнение в Кодекс об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. о привлечении к ответственности за вовлечение и допуск граждан в возрасте до 21 года в занятия азартными играми и пари на деньги, вещи и иные ценности.

В г. Санкт-Петербурге действует специальный Закон от 20 октября 2005 г. № 493-75 «Об административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за попустительство нахождению несовершеннолетних в игорных заведениях». Допущение нахождения несовершеннолетнего в помещении игорного заведения и к азартной игре на игровых автоматах, установленных в общественных местах, влечет наложение административного штрафа за каждого несовершеннолетнего. Как видим, Закон устанавливает ответственность только лишь за допуск несовершеннолетних в отдельные общественные места, преимущественно развлекательного характера.

В словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой слово «допускать» означает «разрешать входить, представлять право пользоваться, не препятствовать чему-либо» [11, с. 619]. Под значением слова «вовлекать» понимается «привлекать к участию, принимать участие под влиянием убеждения» [11, с. 308]. Если обратиться к юридическому словарю, то вовлечение заключается в действиях, направленных на возбуждение (поощрение, настраивание) у лица различными способами постоянного желания к чему-либо [12, с. 57]. Таким образом, вовлечение несовершеннолетних в азартные игры - это привлечение несовершеннолетних к участию в азартных играх, которое включает в себя не только нахождение несовершеннолетних в игорных заведениях и допуск к игровым автоматам, но и азартные игры в сети Интернет, с помощью мобильных телефонов и т.д.

В настоящее время в Интернете существует большое количество сайтов-казино, которые предлагают различные игры как бесплатные, так и платные. В связи с этим можно предположить, что в бесплатные азартные игры он-лайн играют в основном подростки, поскольку они удобны и легкодоступны, к ним можно получить доступ из дома, часто без родительского контроля. Их новизна, высокий уровень стимуляции и низкий уровень физической нагрузки также являются призывом для несовершеннолетних, многие из которых технически развиты. Тот факт, что бесплатные азартные игры в Интернете не связаны с деньгами, вводит в заблуждение подростков, которые думают, что они не делают ничего плохого. Кроме того, шанс выигрыша в бесплатных азартных играх обычно выше, чем в играх на деньги, что может заставить подростков решить, что им всегда везет и что они смогут выигрывать, играя на деньги.

Азартные он-лайн игры в Республике Беларусь законодательно не урегулированы. В этой связи в предотвращении психологической зависимости от азартных игр родители должны пытаться контролировать посещение Интернета детьми, хотя это сделать весьма сложно.

Азартные игры с помощью мобильных телефонов на сегодняшний день также получили повсеместное распространение среди детей и подростков. Несмотря на то, что законодательство предоставляет подросткам до достижения ими совершеннолетия определенные права (право на совершение сделок, право на заключение трудового договора и др.), их предоставление требует обязательного согласия родителей либо иных законных представителей (ст. 25 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Соответственно в Беларуси все мобильные телефоны формально принадлежат исключительно взрослым. Однако фактически основную массу потребителей sms-услуг составляют подростки, что вероятнее всего должно быть известно операторам мобильной связи. Российские специалисты, например, считают необходимым ввести норму закона, которая бы запрещала операторам мобильной и телефонной связи выступать посредниками в азартных играх, тем самым отказывая организаторам азартных игр в услуге соединения [10, с. 139].

В Республике Беларусь можно предложить разработать норму, которая бы обязывала представителей операторов мобильной связи при заключении договора на оказание услуг связи уточнять возраст пользователя данного абонентного номера в целях защиты несовершеннолетних от вовлечения в азартные игры через sms-услуги. В результате этого можно создать базу данных таких абонентов, в соединении с которыми операторы мобильной связи отказывали бы организаторам азартных игр.

Несмотря на то, что лотереи не относятся к видам азартных игр, их популярность среди подростков увеличивается. Интересно то, что в сфере лотерейной деятельности эта группа населения на законодательном уровне совершенно не защищена, причем не только в Беларуси, но и во многих государствах - участниках СНГ. В зарубежных странах представители государственных органов обеспокоены, что число несовершеннолетних детей, увлеченных игрой в лотереи, постоянно возрастает. В связи с этим, например в Израиле, был разработан законопроект, который предусматривает запрет детям до 18 лет участвовать в лотереях. По мнению израильских властей, страсть к легким деньгам развращает молодежь, отбивает у нее желание учиться и работать, способствует росту подростковой преступности [13].

Такую же опасность в себе таят компьютерные игры и различного рода телевикторины.

Исходя из вышеизложенного, а также с учетом того, что среди всех категорий и групп населения несовершеннолетние являются наиболее уязвимыми и беззащитными перед популярностью азартных игр, необходимо установить безусловный запрет на вовлечение лиц в возрасте до 18 лет в азартные игры и допуск их в помещения организаций или индивидуальных предпринимателей, предназначенные для проведения азартных игр.

Введение указанных ограничений основаны на общепризнанных принципах и нормах международного права, провозглашающих необходимость приоритетной и особой защиты государством всех без исключения несовершеннолетних. Например, в Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г., установлен принцип, согласно которому несовершеннолетним не должны разрешаться занятия, которые были бы вредны для их здоровья или образования или препятствовали их физическому, умственному или нравственному развитию (принцип 9).

Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. также признает право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту (ст. 31).

Ст. 8 Конституции гласит, что Республика Беларусь обеспечивает соответствие национального законодательства приоритету общепризнанных принципов международного права.

Таким образом, в целях повышения уровня правовых гарантий защиты нравственности, здоровья, духовного развития, прав и законных интересов несовершеннолетних можно предложить дополнить главу 17 «Административные правонарушения против общественного порядка и нравственности» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях статьей, устанавливающей ответственность лиц за вовлечение несовершеннолетних в занятия азартными играми и допуск их в игорные заведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об игорной деятельности в Кыргызской Республике: Закон Кыргызской Респ., 11 авг. 2008 г., № 201 // [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: #"justify">. Ковтун, Е.В. Правовое регулирование игорного бизнеса в зарубежных странах / Е.В. Ковтун, С.М. Ковалев. - М.: Аллель - 2000, 2006. - 217 с.

. Об играх с выигрышем и игорных домах: Закон Респ. Армения от 16 нояб. 2000 г. // [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: #"justify">. Лудомания - новая болезнь // Огонек. - 1995. - №47. - С. 47.

. Титова, А. Рискует тот, кто пьет шампанское / А. Титова // [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: #"justify">. Бредихина, М.В. Педагогическая профилактика игровых зависимостей у подростков в общеобразовательном учреждении: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 / М.В. Бредихина; Владимирский ин-т повышения квалификации работников образования. - Нижний Новгород, 2005. - 22 с.

. Шеленкова, Е. Азартные игры с государством / Е. Шеленкова // КонсультантПлюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2009. - Дата доступа: 10.05.2009.

. Дарчиева, Л.В. Расширить основания ограничения дееспособности / Л.В. Дарчиева // Бюллетень нотариальной практики. - 2007. - № 5. - С. 19-21.

. Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите: постановление М-ва образования Респ. Беларусь, 28 июля 2004 г., №47: в ред. постановления М-ва образования Респ. Беларусь от 5 мая 2007 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2004. - №156. - 8/11511; 2007. - № 122. - 8/16452.

. Башкуева, М.Д. Игры, которые Вас разоряют / М.Д. Башкуева. - М.: Вече, 2007. - 174 с.

. Юридический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Ин-т новой экономики, 2007. - 1152 с.

. Израильским школьникам запретят участвовать в лотереях // [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: http://www.school-city.by/index.php?option=com_content@task=view@id=10029@Itemid=3. - Дата доступа: 10.05.2009.

Похожие работы на - Защита несовершеннолетних от вовлечения в азартные игры: правовой аспект

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!